Вирджиния вульф. Вирджиния Вулф (Virginia Woolf)

Одноклассники

Вирджиния Вульф является английской писательницей, критиком, литературоведом, переводчиком, одной из основательниц издательства «Хогарт Пресс». Первой в мировой литературе 20 века отважилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться «видимыми» в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, до этого времени бывшую запретной для них.

Появилась на свет 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов — Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был известным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, — леди Джулия Дакворт — светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея. Дом Стеффенсов являлся популярнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой подачи которого в обиход вошло понятие «поток сознания»; зачитывались трудами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, сюда приходили писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов росли в среде, где у всех «был свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались».

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала её хотели изнасиловать ее кузены, гостившие в их доме. Это стало началом стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними в течении всей жизни Вирджинии. В скором времени после этого от воспаления легких скоропостижно умерла ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния хотела совершить самоубийство. Ее смогли спасли, однако глубокие, длительные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми он выросла, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе со своей сестрой.

Когда в 1904 году умер ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и перебраться из Кенсингтона в квартал, где жила лондонская богема — Блумсбери. Новый дом она хотела сделать началом новой жизни — по примеру своей матери Вирджиния создала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она все время писала для «Литературного приложения» к газете «Таймс», и очерки ее были популярными. Очередная смерть — ее брата Тобиаса в 1906 году — оказалась новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном в очередной раз сменила квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой «блумсберийской группы». Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М. Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большая их часть были гомосексуалами), группа эта появилась с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели, когда учились в Кембридже. Вдохновившись идеями философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут только тогда, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом являлись слова писателя Э. Форстера «Ничто не заменит общения».

В 1912 году в числе членов «блумбергской группы» появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году — откровенно рассказав о том, что ей противна телесная близость с мужчиной — Вирджиния вышла за него замуж. Союз, объединивший Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стал образцом взаимоуважения, а также эмоциональной поддержки.

Леонард очень поддерживал в своей супруге тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и стала писательницей. Вдвоем с супругом Вирджиния учредила издательство «Хогарт Пресс», занималась переводами, издав в Англии также и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого, а также Ивана Сергеевича Тургенева.

Работая над своим первым романом «Путешествие», Вульф пережила еще один сильный нервный срыв, который довел ее в 1915 году до очередной попытки самоубийства. Но она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех «Путешествия» послужил основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году выпустился роман В. Вульф «Ночь и день», далее пошли «Комната Якоба» (1922) и «Миссис Делоуэй» (1925). У «обыкновенных» женщин вехами жизни были в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее работы.

Она писала много, неутомимо, кроме романов выпустив в 1925-1940 годах пару трудов по литературной критике, в частности литературно-критические: эссе «Обычный читатель», «Обычный читатель: часть вторая» и «Смерть мотылька» (вышла после ее смерти, в 1942 году). Литературное наследие Вирджинии включает в том числе десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, разумеется, рассказы… Она стала основательницей новой манеры письма — где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует «тайнопись души», где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания большого количества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восхищением многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и только поддержка супруга и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским делом.

Вульф на протяжении всей жизни была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой «чуть ли не до мысленного инцеста»), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, которые продолжались практически 20 лет. В 1928 году Вирджинии отобразила свою подругу в романе «Орландо» — фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, который становится то мужчиной, то женщиной, продолжается на протяжении трех веков. Сын Виктории назвал данное произведение «самым очаровательным любовным письмом в истории литературы».

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания думать о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы — следствии пережитой в детском возрасте трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин — однако при этом испытывала отвращение ко всем формам близости, в частности и с ними, не любила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами Вульф переживала в своем воображении, поэтому включение Вульф в круг «самых знаменитых лесбиянок мировой истории» (а имя ее обычно упоминается в справочниках именно в этом контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии «Собственная комната» (1929), а также роман «Три гинеи» (1938) до сегодняшнего дня считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Отвечая на вопрос «А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?» — Вульф придумала мини-роман («Собственная комната») — историю о том, что произошло бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически закончила свою жизнь — не имея шанса быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вирджинии призывала своих современниц не довольствоваться «своим углом в общей комнате» (как большинство женщин прошлого), однако «обживать свои комнаты, развивая в себе привычку вольно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры — нет, мы идем одни…»

Мучаясь из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям — в первую очередь к многочисленным племянникам. Любимым среди них был Джулиан — подающий большие надежды поэт. И она сама, и супруг Леонард относились к нему как к своему сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в очередное море отчаянья. Писательница снова попыталась полностью погрузится в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман «Между актами», который она стала писать уже в состоянии сильной депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, а также кошмарами. Медики настаивали на лечении в психиатрической больнице: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый супруг, — окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф перебрались в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния начала жаловаться домашним на то, что постоянно «слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции». Не желая, чтобы остаток своей жизни супруг провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что много раз описывала в своих произведениях и что много раз хотела осуществить на практике — покончила с жизнью, утопившись в реке Оус.

Вирджиния Эделин Вулф (урожденная Стивен) — британская писательница (романы «На маяк», «Миссис Делоуэй», «Волны» и другие) и литературный критик. Она известна и как переводчик, поскольку издавала на Туманном Альбионе русскую классику – Толстого, Тургенева, Достоевского. Она много сделала вместе М.Прустом и Дж.Джойсом для становления современного романа. Трагически ушла из жизни в 1941 году.

Вирджиния Вулфзагадочная женщина и потрясающая писательница с невероятной судьбой. Трагедийные нотки постоянно подстерегали ее на протяжении всей жизни, которые серьезно ослабили ее психику. Все это привело, в конце концов, к фатальному исходу.

Детство и юность, омраченные большими утратами

Затем проблемы ее воспитания легли на плечи отца. У него была огромная библиотека, и доступ к ней был доступен для всех детей. Никакой цензуры в отношении книг никогда не наблюдалось, и девочка много времени проводила в библиотеке. Любовь к чтению намного превышала тягу к скучному, по ее словам, времяпровождению – вышиванию или игре в куклы.

Вирджиния не училась в университете как ее братья. А в 1904 году ушел из жизни отец. Ей вместе с братьями Эдриеном, Тоби и старшей сестрой Ванессой пришлось сменить прописку. Они сменили богатый лондонский Кенсингтон на другой столичный квартал Блумсбери, где предавалась радостям жизни местная богема. Новое нервное потрясение поджидало Вирджинию в 1906 году, когда очередная утрата — смерть Тоби, привнесла в ее жизнь новую боль.

Непреодолимая тяга к чтению

Его последствия нивелировались именно книгами. Она отказалась от любого общения, посвящая все время чтению и только чтению. Она начинает писать и печататься. Если 1904 год ознаменовался первой литературной рецензией в престижном издании «Гардиан», то потом последовали сотни публикаций. Например, с «Таймс» ее сотрудничество насчитывало более трех десятков лет. Тот особый стиль письма, который позже пришелся по душе благодарным читателям его романов, девушка оттачивала многолетними публикациями в периодике, той же «Таймс», «Литературном обозрении» и других изданиях.

Кружок Блумсбери

В 1907 году сформировалась так называемая «группы Блумсбери». Она представляла собой коллектив единомышленников, готовых к свободному объединению по взглядам на жизнь и на творчество. Началу такого союза положил круг знакомств Тоби по его учебе в Кембридже. Большинство членов союза были гомосексуалами, находящиеся под впечатлением от философских идей философа Мура. Они ставили превыше всего идеалы любви, дружбы, любви и «взаимного притяжения». Эти идеалы работают только тогда, когда искренность и свобода побеждают притворство и раболепие. Для этих молодых лет высшей целью становилось именно частое общение людей друг с другом. Вирджиния всецело разделяла идеологию данного союза.

Что собой представляла девушка Вирджиния?

Девушка была высокой и стройной, а ее выразительные черты лица выдавали настоящую классическую красавицу. Но для многих она производила странное впечатление, что приводило к ее отчуждению от людей и одиночеству. Многие боялись общаться с ней, видя ее сложный характер и выраженное в ее глазах безумие. Все это было следствием нервных расстройств. Они были нередки, поскольку она неожиданно погружалось в такое состояние, когда вполне отчетливо слышала потусторонние голоса, и наблюдались галлюцинации. Продолжительные временные периоды она проводила и в психических лечебницах. На ее счету четыре ощутимых приступа нервного характера. После амбулаторного лечения она достаточно долго чувствовала себя в полном порядке, пока не случался новый срыв.

Что такое любовь и ее отношение к интимной стороне вопроса

Проводниками в мир секса для Вирджинии стали ее единокровные братцы Дакуорты (Джеральд и Джордж). Знакомство с ним произошло грубо и очень рано (девочке было шесть лет). Джеральд, который был старше сестры на четырнадцать лет, решил исследовать ее тело, не забывая о самых интимных его уголках. Этот «процесс изучения» оставил нервный рубец в памяти Вирджинии до самой смерти. Со временем последовал примеру брата и повзрослевший Джордж, навещая спальню Вирджинии по ночам. Не мудрствуя лукаво, он устремлялся в кровать к ней, целуя и лаская ее. Как истинная британка со строгим викторианским воспитанием, она стойко «принимала» избыток чувств братца в безмолвной тишине. И это имело место до той поры, пока ей не исполнилось двадцать два года.

Нетрудно догадаться, какое отношение после всего этого она испытывала к сильному полу. Объектами ее влюбчивости становились женщины, хотя периодически она и не отказывалась от маленького флирта с мужчинами. В шестнадцать лет объектом ее обожания стала романтическая красавица Мэдж Воген, с которой у нее были одинаковые взгляды на литературу, но та вскоре вышла замуж. Когда исполнилось двадцать лет, она обменивалась пылкими любовными посланиями с Вайолет Диккинсон, которая была старше Вирджинии на целых семнадцать лет. «Роман на расстоянии» продолжался десять лет, но был он лишь отражением их эмоций, не несущих собой какого-либо физического наполнения.

С думами о семье

Эти мысли не раз посещали Вирджинию. В 1909 году член «группы Блумсбери» Литтон Стрейчи даже сделал девушке предложение. Зная, что Литтон – «нетрадиционный товарищ», она спокойно дала положительный ответ, ценя высокий интеллект и остроумие молодого человека. Но тот уже на следующий день, извинившись, дал обратный ход. Этот инцидент абсолютно не повлиял на их дальнейшую дружбу. Мало того, именно Литтон посоветовал Леонарду Вулфу, известному писателю и политику, обратить внимание на Вирджинию и поухаживать за ней.

И в тридцатилетнем возрасте Вирджиния вышла замуж за него. Какие-либо интимные отношения между супругами закончились в день окончания медового месяца и больше о них они не вспоминали. Это не помешало им совместно и счастливо прожить двадцать восемь лет. Их брак — образец уважения, эмоциональной и профессиональной поддержки. Например, плодом их совместных усилий стало учреждение издательства «Хогарт Пресс», ставшее в последствии прибыльным и процветающим предприятием.

Многим это покажется весьма странным, но только не самим супругам. Вирджиния не любила никого больше Леонарда, разве что только сестру Ванессу. О себе она часто говорила, что она – и не женщина, и не мужчина. Когда-то у нее были мечты о материнстве, пламенной любви и обжигающей страсти. Но отвращение к сексу, полученное в раннем детстве, брало верх.

Для нее мир литературных образов без любви и секса был всегда ближе и интереснее. В нем ей всегда было намного спокойнее, и он ей безумно нравился. Правда, случались в ее жизни и разные по продолжительности любовные связи с женщинами (Этель Смит, Вита Сэквилл-Уэст). Иногда она даже получала удовольствие от физического контакта с партнершей. Супруг к этим «интригам» относился абсолютно спокойно, поскольку они не были угрозы их «счастливому» браку.

Писательская карьера

С самого старта писательской карьеры Вирджиния вызывала уважение. К сорока годам она стала популярным романистом. Тиражу ее книг позавидовали многие маститые авторы. Если в ней и «пряталась» где-то сексуальность, то она выплескивалась наружу в ее литературных произведениях. Первый ее роман «Путешествие» дался нелегко. Его окончание совпало с самым масштабным в ее жизни нервный срывом вплоть до мысли о самоубийстве, длившимся целых два года. Продолжительное лечение дало о себе знать. Став относительно здоровым человеком, она опять углубилась в свою литературу, публикуя в среднем по одному роману в два года. Допуск к своей израненной душе она представляла только через свои произведения. Ее страхи, причины частой перемены настроения, тонкие нотки радости ее внутренней жизни – все это может прочувствовать внимательный читатель в ее романе «Волны».

Те же, кто привык к «легкому чтиву», называли ее романы «сложными для восприятия» и «нарочито интеллектуальными». Популярность к ней пришла, но она доставила и немало горьких мгновений. Консервативная читательская аудитория ругала писательницу, пугаясь излишней откровенности поднимаемых тем. И только поддержка супруга и сестры заставляли Вирджинию не останавливаться на достигнутом, а писать и писать свои труды: романы, эссе, авторские заметки, критические статьи.

В своих романах автор старается сделать упор на детальном изображении психических состояний героев, а не на конкретных событиях. Читателю дается право поочередно «посещать» мысли разных персонажей, тем самым «проявлять» одно и то же событие под разным ракурсом. Так в романе «Миссис Дэллоуэй» автор показывает безукоризненное владение формой, демонстрируя события одного июньского дня в Лондоне глазами «двух половинок» одной личности. Роман «На маяк» стал своеобразным дневником детских лет Вирджинии, проведенных в летнем доме на морском побережье. «Мистер и миссис Рэмзи» – дань глубокого уважения родителям, настолько Вирджиния ярко и эмоционально показала красавицу-маму и любимого отца. В биографическом романе «Орландо» на суд читателей она представила своих друзей и сделала это в фантастическом стиле, поскольку Орландо – это и юноша шестнадцатого века правления Елизаветты, и женщина тридцати восьми лет ровно четыре века спустя.

Многие романы писательницы, несмотря на сложность их восприятия, с разной долей успеха были экранизированы.

Уход из жизни

Шел страшный своими событиями 1941 год. Отголоски Второй мировой войны не могли не нарушить душевный покой ранимой Вирджинии. Немецкая авиация осуществила бомбардировку Лондона и их дом был разрушен. Она с Леонардом переехала в графство Сассекс. Эти невзгоды, появляющиеся кошмары и галлюцинации, а также психическое опустошение после последнего своего романа «Между действиями» дали о себе знать. Она почувствовала, что теряет почву под ногами и вновь погружается в безумие. Силы стали оставлять ее и они была не в силах больше переносить страдания своей истерзанной нервной системы. Она решилась на роковой поступок – набила плотно камнями карманы и устремилась за долгожданным покоем в пучину реки Оус. Ей было всего пятьдесят девять лет.

Книги

  • По морю прочь
  • День и ночь
  • Комната Джейкоба
  • Миссис Дэллоуэй
  • На маяк
  • Орландо. Биография
  • Экранизирован в 1992 году.
  • Волны
  • Между актов
  • Долгая прогулка: лондонское приключение

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вирджиния Вульф (в некоторых переводах - Вирджиния Вулф) - знаменитая британская писательница и литературный критик, которую считают одним из ведущих представителей модернистской культуры начала двадцатого века. Её романы написаны с помощью техники «потока сознания». Была активной участницей кружка британских интеллектуалов: писателей, поэтов, выпускников лучших университетов и колледжей - так называемой «группы Блумсбери».

Вирджиния Вулф по праву считается одним из тех людей искусства, которые изменили мир.

Биография

Вирджиния Вулф (до замужества она носила фамилию Стивен) появилась на свет в Лондоне в январе 1882 года. Её биография детских времён не особенно интересна.

Необходимо сразу отметить, что будущая великая писательница родилась в совершенно необыкновенной семье. Например, бабушкой её матери, Джулии Дакуорт, была одна из первых в Великобритании женщин-фотографов, а отца, сэра Лесли Стивена, современники называли самым влиятельным и талантливым критиком-литературоведом Лондона. Кроме Вирджинии в семье было ещё восемь детей.

Мать будущей писательницы умерла, когда девочке было всего тринадцать лет. Начиная с этого страшного момента у будущей писательницы регулярно случались приступы депрессии, а также нервные срывы. Эти психические заболевания преследовали талантливую женщину всю её жизнь, и именно они в конечном итоге послужили причиной её преждевременной гибели.

Первыми учителями Вирджинии стали её родители, входившие в интеллектуальную элиту того времени. После их смерти девушка перебралась в Блумсбери - средоточие амбициозной молодёжи с огромным творческим потенциалом. В Блумсбери Вирджиния, тогда ещё носившая фамилию Стивен, продолжила дело своих родителей: она активно печаталась в журналах, писала критические очерки и статьи, начала работать над своим первым романом.

В 1912 году произошло значимое событие в жизни Вирджинии: она вышла замуж за журналиста и писателя по имени Леонард Вульф. Семья была счастливой, супруги безмерно уважали и поддерживали друг друга на творческом поприще. Леонард одобрял свою талантливую жену во всех её начинаниях, при этом понимая, что ему никогда не достичь таких творческих высот.

При этом сердцем Вирджинии безраздельно владел только один человек - женщина из мира искусства Вита Сэквилл (Уэст). Спустя некоторое время она предала писательницу, что лишь приблизило великую женщину к могиле…

Совместно супруги основали небольшое издательство, которое впоследствии стало приносить им хороший стабильный доход, достаточный для безбедного существования двух взрослых людей. Несмотря на то что этот союз думающих людей был, в общем-то, счастливым, жизнь молодой женщины была сложной. Её часто мучили припадки безумия, она страдала от галлюцинаций и голосов в своей голове…

Писательница Вирджиния Вулф была своего рода перфекционисткой: свои романы она могла переписывать по тысяче раз, стремясь добиться идеального сочетания мелодичных звуков и логичного сюжета. Как это ни парадоксально, работая, она использовала метод «потока сознания», основанный на свободном движении мыслей и чувств, переносимых на бумагу.

Но хрупкое семейное счастье четы Вульф нарушила Вторая мировая война - трагедия в жизни большей части населения планеты. Леонард Вульф был евреем, и его жене приходилось постоянно за него волноваться. В их дом в Лондоне попала бомба - к счастью, супруги не пострадали, но галлюцинации и припадки участились, депрессия у женщины не прекращалась. В марте 1941 года состояние писательницы стало нестерпимым. Вирджиния Вулф написала предсмертное письмо мужу и покончила с собой, утопившись…

Вклад в литературу

Эту бесстрашную в своём творческом поиске уроженку Лондона можно назвать действительно великой писательницей: её вклад в английскую, да и вообще в мировую литературу невозможно переоценить. Её работы изменили взгляд на модернизм, а также на женщин в литературе. Сразу после войны книги Вульф потеряли популярность, однако в семидесятых годах, когда феминизм набирал обороты, романы Вирджинии получили второе прочтение и новое рождение.

Эта необыкновенная женщина стала одной из основоположниц творческого направления «модернизм» в литературе, подобно - в современном пластическом танце («модерне»). Кроме того, Вирджиния Вулф по праву считается новатором современного английского языка, который она сделала более гибким, удобным и пластичным. До этой британской писательницы звания новатора английского языка удостоился только великий классик – поэт Уильям Шекспир.

Перу этой удивительной женщины-литератора принадлежат уже ставшие классикой романы:

  • «На маяк» - роман о борьбе женщины за личную и творческую свободу.
  • «Орландо» - биография-пародия о вечно живущем мужчине, который однажды проснулся женщиной. Экранизация была создана в 1992 году.
  • «Волны» - роман о шести друзьях, который больше напоминает поэму в прозе.

Созидательная сила перечисленных романов невероятна. Эти книги изменили судьбу нескольких поколений, они давали людям силу в самые тяжёлые моменты их жизни, они подвигали миллионы женщин бороться за свои права до победного конца. Для многих феминисток романы этой странной, неординарной женщины с трагической судьбой стали своеобразной «Библией», то есть любимыми и настольными книгами.

Про Вирджинию Вульф был снят потрясающий фильм «Часы» (2002 год). Роль великой писательницы исполнила голливудская звезда Николь Кидман. Впоследствии за эту роль знаменитая актриса была номинирована на престижную кинопремию «Оскар».

Смерть Вирджинии Вульф была страшной потерей для всего литературного мира. Эта прекрасная писательница изменила мир - но жить в нём не смогла…

Эту талантливейшую женщину по праву можно считать истинным мастером слова, превосходной романисткой и величайшим гуманистом своего времени. Автор: Ирина Шумилова

Годы жизни: с 25.01.1882 по 28.03.1941

Английская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса - следующая по старшинству - вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

В своём самом значительном романе «На маяк» Вирджиния до некоторой степени обнажает обстановку собственного детства - нервный резкий мистер Рэмзи, похожий на Лесли Стивена, несёт в себе постоянное напряжение, поминутно ищет к чему бы придраться, проводит время в учёных разговорах. Этот холодный мир абстракций, логических построений, нетерпимости и самоутверждения, с одной стороны, стимулировал интеллектуальное совершенствование детей в семье, с другой - убивал живую душу, подавлял чувственность. Впечатлительной, талантливой Вирджинии отцовский рационализм стоил такого внутреннего напряжения, что она расплатилась за него душевным здоровьем и постоянными нервными срывами.

За фасадом внешней аристократической благопристойности скрывались, по-видимому, ещё более сложные проблемы, с которыми столкнулась маленькая Вирджиния. По одной из версий, с шестилетнего возраста она подвергалась сексуальным домогательствам своих взрослых дядюшек. Эти детские впечатления принесли в мир Вулф болезненный страх к физической любви.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации - это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, по-началу не приносившее доходов, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Свой первый роман «Путешествие вовне» Вирджиния опубликовала в 1915 году. Наиболее знаменитые творения ее пера - романы «Ночь и день», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк». За годы ее творчества в свет еще вышли и две биографии, сборники рассказов и др. произведения.

В романах Вирджинии Вулф большое внимание уделяла не конкретным событиям, а изображению психических состояний. Читатель ее романов погружается в мысли разных героев, а эти внутренние монологи помогают увидеть разные точки зрения на одни и те же события.

В биографии Вулф примечательна одна любовная связь: в сорокалетнюю Вулф влюбилась тридцатилетняя Вита Сэквил-Уэст. Это чувство стало взаимным. Вита неплохо писала и происходила из аристократической семьи. Их любовная связь продолжалась 5 лет. Леонард по этому поводу не имел возражений, так как связь между двумя женщинами не представляла угрозы браку. Именно в годы связи с Витой Вирджиния Вулф написала лучшие свои книги; в частности, отношения с Витой и обиды на неё стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

Роман «Миссис Дэллоуэй» принёс известность Вулф в литературных кругах. Как и все её произведения книга писалась с невероятным напряжением сил, с множеством набросков и этюдов, переросших позже в рассказы. Вирджиния панически боялась оказаться просто формалисткой, которую могут обвинить в игре со словом. Она слишком трагически воспринимала своё миросуществование, чтобы кокетливо играть с литературными образами. «Я принялась за эту книгу, надеясь, что смогу выразить в ней своё отношение к творчеству… Надо писать из самых глубин чувства - так учит Достоевский. А я? Может быть, я, так любящая слова, лишь играю ими? Нет, не думаю. В этой книге у меня слишком много задач - хочу описать жизнь и смерть, здоровье и безумие, хочу критически изобразить существующую социальную систему, показать её в действии… И всё же пишу ли я из глубины своих чувств?.. Смогу ли я передать реальность? Думаю о писателях восемнадцатого века. Они были открытыми, а не застёгнутыми, как мы теперь».

Вирджиния Вулф была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней - дневники вышли отдельным изданием в 4 тома, также значительную часть наследия писательницы составляет её переписка.

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке. С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время бомбёжки. Психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность, пыталась убить себя несколько раз.

По мнению современных психиатров писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

После завершения работы над манускриптом последней (посмертно опубликованной) новеллы «Между актами» (Between the Acts), Вулф впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз, неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии. 18 апреля 1941 г. Муж писательницы похоронил ее кремированные останки под вязом в саду дома в Сассексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал - за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы».

Вирджиния Вулф - английская писательница, литературный критик.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса - следующая по старшинству - вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Наконец-то они были свободны! Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации - это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

Через два дня после этого последовал новый удар: Ванесса приняла предложение Клайва Белла, одного из членов «блумсберийского кружка», и Вирджиния осталась вдвоём с братом Адрианом. В 1907 она пишет «Воспоминания», где повествует о семейной истории и своём отношении к ней. Официально книга писалась для первого ребёнка Беллов, но на самом деле это была попытка психологической самотерапии.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Вирджиния не могла преодолеть фригидности, которая стала следствием домогательств её сводных братьев в детстве, а потому физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

Леонард создал практически идеальные условия для писательской деятельности своей жены. В 1915 выходит её первый роман - «По морю прочь». Можно без преувеличения сказать, что в этом браке Леонард играл роль заботливой жены.

Однако и в этом счастливом браке мысли о родителях не оставляли Вирджинию. В 1927 она опубликовала роман «На маяк», в котором попыталась воссоздать характеры Джулии и Лесли Стивена в образах миссис и мистера Рэмзи. И хотя опыт был успешным, произведение не избавило писательницу от навязчивых мыслей об отце. До самой её смерти сэр Лесли не покидал её сознания.

Можно без преувеличения сказать, что гнев, вызванный семейной тиранией отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования, установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу феминистских произведений Вулф.

Патриархальный уклад в собственной семье породил отторжение патриархального уклада в обществе, что и выразилось в двух эссе Вирджинии, которые стали классикой феминистской критики: «Своя комната» (1929) и «Три гинеи» (1938). В последнем эссе, в частности, она возлагает на общество, устроенное по законам патриархата, всю ответственность за ставшую реальной угрозу Второй мировой войны.

Как и Э. М. Форстер в своих «Записках об английском характере», Вирджиния видит пороки общества в жёсткой системе образования, основанной на беспощадной конкуренции. Именно эта система воспитывает мужчин жестокими, беспощадными и лишёнными воображения. В этой же системе образования она видела и корни всех ужасных качеств характера своего отца.

В первые месяцы войны образ отца вновь занимает её мысли. В апреле 1940 она пишет в дневнике:

Как ребёнок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина - понимаю, то есть я хочу сказать - отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?

Но даже написание мемуаров не помогло Вирджинии избавиться от демонов прошлого. Нервные срывы становились всё чаще и протяжённее.

К тому же континентальная Европа была охвачена войной, и угроза вторжения фашистских войск на территорию Британии была вполне реальной. В Лондоне во время бомбёжки был разрушен дом Вулфов, уничтожена библиотека, полная редких книг - для Вирджинии это было знаком не личной потери, но крушения культуры и цивилизации в целом. Леонард был евреем, в случае вторжения немецких войск его судьба была бы печальной. Вирджиния и Леонард договорились, что как только будет объявлено о вторжении, они вместе покончат жизнь самоубийством.

На протяжении 1940-1941 психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность. Леонард несколько раз приглашал известного в то время доктора-психиатра Октавию Уилберфорс, которая отмечала ухудшения в состоянии Вирджинии, но помочь ничем не могла.

По мнению современных психиатров и психологов, которые тщательно изучили историю болезни Вулф по сохранившимся документам и воспоминаниям современников, писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

Возможно, причиной болезни была опухоль головного мозга, однако уровень медицины и особенно диагностики в то время не был так высок, как сегодня, поэтому лечение Вулф сводилось, в основном, к усиленному питанию и полному покою - т. е. как раз к тому, что она ненавидела больше всего.

28 марта 1941, оставив прощальное письмо Леонарду, Вирджиния утопилась в реке Оуз неподалеку от их загородного дома в Сассексе. Немало знакомых семейной пары Вулф считали, что эта смерть стала избавлением для Леонарда. Так считала и сама Вирджиния, о чём она и написала в предсмертной записке.

Интересно, что вплоть до 1960-х в аннотациях на обложках книг Вирджинии Вулф писательница рекомендовалась как «дочь сэра Лесли Стивена и жена Леонарда Вулфа», т. е. считалось, что эти мужчины внесли в культуру Великобритании более весомый вклад, нежели сама Вирджиния. Однако вскоре ситуация изменилась, и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно творчество Вулф во многом определило векторы развития мировой прозы в ХХ веке и стало поворотным пунктом в формировании такого феномена как женская проза.