Легендарная мерлин монро. Marilyn Monroe (Мэрилин Монро) - самая загадочная женщина планеты

Мэрилин Монро (Норма Джин Мортенсон) родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе. Легенда гласит, что ее назвали в честь Нормы Талмадж - знаменитой актрисы того времени. Мать Нормы, Глэдис, работавшая в голливудской кинолаборатории, с пристальным вниманием разглядывала кадры с Нормой Толмэдж. Она восхищалась этой звездой немого кино. И когда у Глэдис родилась девочка, она решила назвать ребенка в честь любимой актрисы. Глэдис верила, что дочь тоже станет кинозвездой.


Детство Нормы-Мэрилин никак не назовешь счастливым. Отца у нее не было, а мать, женщина странная и неуравновешенная, сочла, что не сможет самостоятельно воспитывать дочь и отдала ее в возрасте двух недель в приемную семью. Где девочка и жила 7 лет, лишь иногда навещаемая матерью. По истечении 7 лет Глэдис забрала дочь обратно, но не надолго. Вскоре у нее случился психический срыв, в процессе которого она кинулась на кого-то с ножом, и ее отправили в психушку. Оставшуюся часть детства Норма провела в детском доме и нескольких приемных семьях, где ее дважды пытались изнасиловать, когда ей еще не было и 12 лет: первый раз отчим, а второй раз двоюродный брат. Следствием этого стала, по одной из версий, фригидность и недоверие к мужчинам. Про секс она говорила: “Лично меня секс и сексуальные проблемы занимают не больше, чем чистка туфлей”, “Если когда-нибудь я пойму, почему люди так интересуются сексом, мне крупно повезет”. До 19-летнего возраста Мэрилин дважды пыталась покончить с собой. Один раз она включила газ, второй — наглоталась снотворных таблеток.

Первой самостоятельной победой Мэрилин стало избавление от врожденного заикания. Оно обострилось после детского дома: девочка не могла произнести без запинки и двух слов. Она исправляла свой недостаток три года. И уже 16 годам, без помощи логопедов, избавилась от заикания.

Первый раз Мэрилин вышла замуж в 16 лет, в 42 году, после чего бросила школу и поселилась у мужа, Джима Догерти. Это была скорее вынужденная мера, чем блажь, так как она боялась вновь попасть в детский дом. Приемная семья собиралась переезжать, а брать с собой они ее не хотели. Поэтому ранний брак был незамедлительно одобрен. Через год после свадьбы Джим ушел служить на флот, а Норма Джин пошла работать на авиационный завод.

Осенью на завод приехала команда режиссеров и фотографов с целью сделать фоторепортаж о вкладе американских женщин в борьбу с нацизмом. Фотограф Дэвид Коновер, заметив Норму Джин, предложил ей позировать для серии снимков за $5 в час. Она согласилась. Так началась ее звездная карьера. Вскоре она бросила завод и начала работать фотомоделью. Вернувшемуся с войны Джиму это не понравилось и он поставил Норме ультиматум: либо карьера, либо семья. Но у нее были амбиции, она хотела сниматься в кино и в то время как раз узнала, что продюсеры отдают предпочтение незамужним актрисам. Судьба этого брака была предрешена. Позже она говорила: «Я всегда знала, что стала знаменитой не благодаря своему таланту или красоте, а лишь благодаря тому, что никогда полностью никому и ничему не принадлежала».

Двадцатилетняя Мэрилин не была классически красивой, а за лучезарной улыбкой на снимках для журналов, открыток и календарей скрывалась поселившаяся в ней с детства печаль, куча комплексов и склонность к сильным депрессиям. Позже один из близких ее критиков напишет: “Не быть любимой в 25 лет, или 35, или в 45 терпимо, если тебя любили в 5 лет. Сказать, что Мэрилин обошли нежностью в детстве - значит сказать очень мало”. Сама Мэрилин вспоминала: «Никто и никогда не называл меня дочерью. Никто никогда не обнимал меня. Никто ни разу не поцеловал меня…» и «Когда маленькая девочка чувствует себя потерянной и одинокой, чувствует, что она никому не нужна, всю свою жизнь она уже не может забыть этого». В психологии есть такое понятие “синдром Мэрилин Монро” - сложный деструктивный психологический комплекс, как следствие дефицита внимания, заботы и любви в детстве.

В августе 1946 года она получила предложение заключить контракт с киностудией «Двадцатый век Фокс», куда её брали статисткой. На студии ей предложили псевдонимы Кэрол Линд, Клэр Норман, Мэрилин Миллер, но в итоге остановились на имени, под которым она впоследствии и стала знаменитой, — Мэрилин Монро. Фамилия Монро принадлежала её бабушке. Уже к концу 1951 года Мэрилин получала 2-3 тысячи писем от поклонников в неделю. В марте 1954 года Мэрилин получила награду «Самая популярная актриса» (что соответствовало действительности). В январе 1955 года Мэрилин объявила о создании собственной корпорации «Мэрилин Монро Продакшнс», в которой она являлась президентом и владелицей контрольного пакета акций.

“Величайшая блондинка всех времен” родилась шатенкой. Блондинкой она стала примерно в то же время, когда и сменила имя на псевдоним. А кроме того сделала несколько пластических операций. Хирурги исправили ее нос и изменили форму подбородка. А также решили проблему с волосами, которые росли у нее треугольным выступом на лбу. С детских лет ее любимой актрисой была Джин Харлоу - голливудская звезда 30-х годов, умершая в 26 лет. Это увлечение в значительной мере предопределило перевоплощение Мэрилин в блондинку и повлияло на выбор жизненного пути. Современники нередко называли Мэрилин Монро второй Джин Харлоу. Мэрилин Монро даже предлагали сыграть Харлоу в фильме-биографии о её жизни. Сначала она отказалась, но потом передумала и даже назначила встречу с продюсерами будущего фильма, однако, как и Джин, внезапно скончалась.

В начале своей карьеры, когда дела шли неважно, Мэрилин позировала в обнаженном виде для серии календарей. За эту работу ей платили $50 в час. В то время фотографии обнаженных моделей приравнивались к порнографии, и подобное занятие считалось незаконным для киноактрис. Однако для Монро, тогда едва сводившей концы с концами, эти 50 долларов были большими деньгами. После того, как Мэрелин стала известной, разразился скандал, когда кто-то увидел сходство между девушкой с календаря и известной актрисой. А уже в декабре 1953 года за $500 снимок из этого календаря приобрел Хью Хефнер, он украсил им первый номер своего нового журнала Playboy (1953 год). В итоге вся эта шумиха только сделала Монро еще более популярной.

После этого изображения обнаженной Монро встречались буквально везде — на чашках, наволочках, игральных картах и так далее. В данном случае это ее ню-фотография в баре на авиабазе в Гренландии.

В январе 1954 года она вышла замуж за известного бейсболиста Джо Ди Маджо. Этот брак продержался всего 9 месяцев. Однако Ди Маджо впоследствии продолжал опекать Мэрилин и старался оказывать моральную поддержку в её карьере. После свадьбы с Ди Маджо киностудия «XX век Фокс» пригласила её сняться в мюзикле «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес».

В январе 1954 года они отправились на медовый месяц Японию, где Ди Маджо ждала работа. В то время в этой стране стал очень популярен бейсбол, и легендарного игрока попросили провести несколько тренировок с японской командой. Во время пребывания в Японии Монро получила неожиданное предложение выступить перед американскими солдатами, участвовавшими в Корейской войне. Для них увидеть живьем знаменитую «девушку с обложки» казалось просто чудом. Выйдя на сцену, окруженную целым морем людей в форме цвета хаки, Монро воскликнула: «Никогда еще не видела столько мужчин в одном месте!» Она исполнила несколько песен, принимавшихся солдатами на «ура». Впоследствии актриса называла этот концерт одним из самых ярких событий в своей жизни.

Большинство режиссеров жаловались на то, что с Мэрилин было сложно работать. Она постоянно забывала и путала слова, опаздывала на съемки или вовсе пропадала на несколько дней. Требовалось 20-40 дублей, чтобы эпизод получился хорошим. Хотя Монро славилась умением создавать проблемы для продюсеров и режиссеров, с обычными людьми она вела себя очень доброжелательно. Когда актриса находилась в Японии, горничная из отеля, где они остановились, воскликнула: “Какие у вас пышные волосы!”. “И все равно они хуже, чем у вас”, — ответила Мэрилин. Иногда Мэрилин представлялась по имени Зельда Зорк и носила черный парик, что бы не выделяться из толпы.

Во время съемок картины “Зуд седьмого года” (The Seven Year Itch) отношения Мэрилин Монро и Джо Ди Маджо ухудшались из-за ревности Джо. Тогда Мэрилин пригласила его на съемки, чтобы тот убедился, что все в порядке. Но он пришел как раз в тот день, когда снималась легендарная сцена, в которой поток воздуха из вентиляционного люка задирает юбку Мэрилин. Джо был в ярости, и вскоре их девятимесячный брак распался.

Ещё в 1950 году Мэрилин познакомилась с драматургом Артуром Миллером, но потом они расстались и вновь встретились в 1955 году. К тому времени он был разведён, от прежнего брака у него было двое детей. Летом 1956 года они сыграли свадьбу. Этот брак был самым длительным, но не самым счастливым: они прожили вместе четыре с половиной года и развелись 20 января 1961 года. Позднее стало известно, что Артур через несколько недель после свадьбы сделал запись в дневнике, где говорил: «Мне кажется, что она маленький ребёнок, я её ненавижу!». Мэрилин увидела эту запись и была в шоке, после чего произошла ссора. По ее мнению, высказанному позже, Артур «был хорошим писателем, но не очень хорошим мужем».

Мэрилин всегда хотела иметь детей и, как с Джо, так и с Артуром она пыталась завести ребенка, но у неё это не получалось - сказывались проблемы со здоровьем, ряд абортов (13 по неподтвержденным данным) и чрезмерное пристрастие к лекарствам и алкоголю. От Артура она забеременела во время съемок фильма “Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки»), но беременность оказалась внематочной и завершилась выкидышем. От такого потрясения Мэрилин впадает в долгую депрессию, много пьет и продолжает хаотично принимать лекарства. От передозировки впадает в кому.

Существуют слухи о ее раннем ребенке, сыне, которого она якобы родила в юности, и который был отдан в детский дом. Слухи, однако, неподтверженные. Известно, что она удивительно быстро находила общий язык с детьми и любила их. «Детям, особенно девочкам, надо всегда говорить, что они красивые и что все их любят, - говорила она. - Если у меня будет дочка, я всегда буду ей говорить, что она красивая, буду расчесывать ей волосы до блеска, и не буду оставлять ее одну ни на минуту». Слух о ее сыне, оставленном в приюте, породил в США такое явление, как “дети Мэрилин Монро”, наподобие “детей лейтенанта Шмидта”. Время от времени появлялся “сын Мэрилин Монро”, который, само собой, требовал признания и наследства.

В 1955 году Аристотель Онасис для привлечения туристов на курорт Монако хотел выдать Мэрилин замуж за принца Монако. Сама Мэрилин была не против, но этому не суждено было сбыться: королевский дом объявил о других планах принца. 29 октября 1956 года Мэрилин, будучи в Лондоне, прибыла в императорский театр для встречи с королевой Елизаветой. На этой встрече присутствовал целый ряд всемирно известных актрис и актеров. Но Елизавета подошла только к Мэрилин. В прессе прокомментировали: “Мэрилин Монро достигла пика совершенства, показала хорошие манеры и красоту, этим она и завоевала Англию”.

В 1961 году здоровье Мэрилин ухудшилось и для общественности перестало быть тайной, что она употребляет наркотики. После большого количества негативных отзывов критиков и зрителей о двух последних фильмах с ее участием, а также вследствие развода с Миллером, у нее происходит нервный срыв и ее помещают в психиатрическую клинику “Пейн-Уайтни”, где насильно содержат некоторое время в тесной комнате, вследствие чего у нее фактически развилась клаустрофобия. Такого рода проблемы - ее родовое проклятье. Ее мать и бабушка также в разное время находились в психиатрических заведениях.

19 мая 1961 года на площади Мэдиссон Мэрилин пела “С Днем рождения мистер президент” Джону Кеннеди, с которым познакомилась еще до его президентства, в 1951 году. Ходили слухи об их романе, а также о романе с его братом Робертом Кеннеди. Но никаких существенных доказательств этому нет (знаменитая фотография, где Кеннеди обнимает Монро, как известно, является фейком с двум актерами).

Вскоре у Монро случилась очередная передозировка наркотиков. Джо Ди Маджо прибыл на ее спасение снова. Они решили вступить в повторный брак и установили дату на 8 августа 1962 года, но вечером 4 августа Мэрилин была найдена в своем доме без признаков жизни.

Мэрилин Монро скончалась в ночь на 5 августа 1962 года в Брентвуде (Калифорния) в возрасте 36 лет от смертельной дозы снотворного. Существует пять версий причины её смерти: убийство, совершённое спецслужбами по приказу братьев Кеннеди во избежание огласки их сексуальных связей; убийство, совершённое мафией; передозировка наркотиков; самоубийство; трагическая ошибка психоаналитика актрисы Ральфа Гринсона, предписавшего пациентке принять хлоралгидрат вскоре после принятого ею нембутала. Какова была истинная причина — неизвестно до сих пор.

Существует гипотеза, что в свой знаменитый дневник в кожаном переплете Мэрилин документировала подробности своих интимных отношения с братьями Кеннеди и другими любовниками, в частности, записывала, что они говорили в постели. Таким образом, дневник представлял серьезный компромат. По словам очевидца, стилиста Монро, который сопровождал ее в поездках, в день гибели актриса побывала в доме Фрэнка Синатры, с которым у нее тоже был кратковременный роман. Там с ней встретился мафиози, сотрудничавший с ЦРУ - Сэм Джанкана. Он убеждал Монро отдать дневник. Но она не согласилась, и ее устранили, опасаясь шантажа или огласки. А дневник бесследно исчез из ее дома.

Когда психологам предложили осмотреть комнату, где умерла Мэрилин Монро, они растерялись: неужели здесь могла жить эта яркая, успешная женщина: ни единой картины или картинки на стенах, ни цветов на окнах, ни фотографий в рамочках, ничего выражающего уют или комфорт. Только кровать, тумбочка, лампа и самое необходимое… Много лекарств. Впрочем, как известно тем же психологам: любимица многих зрителей страдала акцентуацией характера (постоянно меняющимися настроениями, от безоблачно радостного, до утопически грустного).

Сразу после смерти актрисы версия о передозировке наркотиков широко обсуждалась в американской печати, вызвав эффект Вертера, в результате чего сотни американцев последовали её примеру. Количество самоубийств в Америке повысилось на 12%.

В детстве, чтобы как-то компенсировать себе отсутствие настоящих родителей, Норма Джин придумала себе сказку: она верила, что ее отцом является известнейший в то время актер Кларк Гейбл. Она мечтала о встрече с «отцом» и часто развлекалась тем, что примеряла свои маленькие ручки и ножки к следам, оставленным знаменитостями на голливудской Аллее славы. Впоследствии она говорила: «Я люблю красивых мужчин! Но среди нас их очень мало… Вы можете назвать имя красивого мужчины? Радж Капур, Кларк Гейбл, Лоуренс Оливье и всё, пожалуй!». Впоследствии ее детская мечта сбылась - Гейбл снимался вместе с ней в фильме “Неприкаянные” (1960 год), созданный по сценарию ее мужа Артура Миллера Когда съемки уже подходили к концу, Гейбл заявил: “Господи Иисусе! Я счастлив, что этот фильм наконец-то доснят. Монро довела меня до сердечного приступа”. На следующий день Кларк Гейбл получил инфаркт миокарда и спустя 11 дней скончался.

На зеркале в ванной комнате Мэрилин любила выводить губной помадой собственные назидательные изречения, некоторые из которых стали крылатыми: «Не ждать большего, чем можно достичь», «Суета убивает», «Не волноваться, а волновать»… Также она писала стихи и интересовалась классической литературой, в том числе русской. Одним из ее желаний было сыграть роль Грушеньки из “Братьев Карамазовых” Достоевского. В своей книге «Женщины, изменившие мир» Виталий Вульф высказывает мысль о том, что настоящую Мэрилин никто не знает — мы судим о ней только по сплетням, из которых она так и не смогла вырваться, как бабочка из кокона. “Голливуд — это место, где тебе заплатят тысячу долларов за поцелуй и гроша ломаного не дадут за твою душу Я это знаю потому, что я слишком часто отвергала первое предложение, а моя душа не продается” - говорила она. На фото: Мэрилин с английской поэтессой Эдит Ситвелл.

Мэрилин Монро входит в число самых известных левшей. Даже на сайте BBC ее имя в числе знаменитых людей, которые писали левой рукой. Но на фотографиях отчетливо видно, что актриса пишет и красится правой рукой. Согласно другому распространенному мифу, у Мэрилин было 6 пальцев на ноге. Но из фотографий это, опять же, не явствует.

Песни Lady GaGa — Government Hooker и Candle in the Wind Элтона Джона посвящены Мэрилин Монро. Мэрилин Мэнсон, чье настоящее имя Брайан Уорнер, составил свой сценический псевдоним из имени Мэрилин Монро и фамилии культового убийцы Чарльза Мэнсона. Образ Мэрилин Монро самый часто воспроизводимый и самый подражаемый. Трудно найти популярную актрису, певицу или фотомодель, которая бы когда-нибудь не пыталась выглядеть, как Монро.

В 1999 году Мэрилин была по опросам журнала “Плейбой” признана самой сексуальной женщиной двадцатого столетия, т.е. была названа “Секс-символом xx века” через 37 лет после смерти.

Платье, в котором Мэрилин Монро пела на дне рождения президента Кеннеди, стало самым дорогим лотом 1999 года, оно было продано на аукционе за $ 1 265 500. А свадебное платье, которое Мэрилин в 1953 году обошлось в $ 250, в 1999 году купил частный американский коллекционер, заплатив $ 33 500. Обладательницей джинсов Мэрелин стоимостью $ 75 000 стала Бритни Спирс. Их подарил ей дизайнер Томми Хилфигер.

Несмотря на депрессии и вредные пристрастия, на публике Мэрилин всегда выглядела безупречно, но нередко опаздывала. “Лучше опоздать, но прийти в полной форме. Во всяком случае, что я люблю, так это не торопиться. Наше время слишком суетно. А красота и совершенство требуют времени и неторопливости. У меня есть одно желание - постоянно стремиться к совершенству».

Первого июня 1926 года в трущобах Лос-Анджелеса, штат Калифорния, на свет появилась будущая звезда, секс-символ Америки, самая знаменитая женщина XX века Мэрилин Монро. Тогда же ещё Норма Джин Мортенсон. Фамилию её отца мать так и не смогла вспомнить, поэтому ребёнка зарегистрировали под фамилией матери. Ее мать, Глэдис Перл Бейкер. Жизнь М. Монро с самого детства была несладкой, а полной горечи. Мама М. Монро - Глэдис Монро Бейкер - была та еще фантазерка и кукушка, она назвала свою дочь в честь популярной в 1920-е годы актрисы Нормы Толмэдж, работала монтажницей в цехе химической обработки отснятой киноплёнки на студиях "Коламбиа" и "РКО" и страдала психическим расстройством. Мэрилин была незаконнорожденным ребенком. Они жили в бедности, перебиваясь с хлеба на воду. Отца Норма Бейкер ни разу не видела. Шли долгие и скучные годы, пока однажды относительно спокойная жизнь Бейкер не изменилась - мать, единственная опора Нормы, очутилась в психиатрической больнице, позже выяснилось, что она не раз подвергалась нервным приступам.

Она была еще слишком мала, когда мать попала в психиатрическую больницу. Зато навсегда осталось в памяти - горечь одиночества, сформировавшего ее характер. В возрасте двух недель ее отдают в приемную семью к Альберту и Иде Болендерам. Он был почтальоном, а она была домохозяйкой, растила их единственного сына. В этой семье Мэрилин прожила почти 7 лет, свою родную мать она видела мало, Глэдис редко ее навещала. Девочку передавали на воспитание из семьи в семью, пока не сдали в детский дом. Одно время будущая кинозвезда жила в сиротском приюте, совсем недалеко от студии "Парамаунт". Спасла Норму ближайшая подруга Глэдис по работе на киностудии - Грейс Эткинсон Мак-Ки, взявшая все заботы о Норме на себя.

М. Монро прожила суровое детство, в нем были нищета, постоянные истерики матери и изнасилование отчимом.

Давление окружающих в детстве и отрочестве носило общественных характер.

Все люди, которые пытались ее изнасиловать, - все это давило тяжелым грузом на формирующую психику девочки и отразилось потом на ее характере самым непосредственным образом.

Норма Джин так и не смогла почувствовать себя по-настоящему кому-нибудь нужной... Когда Норме исполнилось 16 лет, Грейс со своей семьей решила переехать в другой город. Чтобы не обременять себя неродной им Нормой, девушку решили выдать замуж.

Устав от бездомного существования, Норма Джин ухватилась за возможность выйти замуж за Джима Догерти. Выйдя замуж, Норма, казалось, обрела то, к чему стремилась - социальный статус и семью. В 1944 г., когда муж отправился на торговом судне за океан, пошла работать на оборонный завод, где ее заметил армейский фотограф, делавший снимки "для поднятия боевого духа". Снимки имели успех, и девушку пригласили в модельное агентство. монро биографическое психика депрессивное

В канун рождества 1945 года Дагерти заявил, что она должна выбрать что-то одно: сниматься для журналов или быть его женой. Тогда Норма Джин сумела уклониться от прямого ответа, и Дагерти снова ушел в море. Там он и получил от нее очередное послание, которое содержало все необходимые бумаги для развода.

Этот брак просуществовал 4 года - 13 сентября 1946 года суд штата Невада предоставил им развод. Больше они никогда не встречались. Впоследствии Мэрилин характеризовала этот брак как "ошибку молодости".

Внешний облик: рост - пять футов и пять дюймов (165 см); вес - сто восемнадцать фунтов (53,6 кг); размеры в дюймах - 36-24-34 (91,5-61-86,5 см), размер одежды 12 (46 по принятой у нас системе), цвет волос - средняя блондинка, волосы чрезмерно вьются, перед укладкой нуждаются в осветлении и перманенте, глаза - голубые, а также идеальные зубы в смысле их белоснежного цвета, но с небольшим дефектом прикуса, который впоследствии потребует исправления.

На губы она накладывала не менее шести тонов губной помады, чтобы сделать их более полными и чувственными. Знаменитую походку она тоже изобрела сама. Говорят, что для этого пришлось подпилить на пару сантиметров каблук одной из туфелек-шпилек.

Улучшение собственной внешности путём прибегания к услугам хирурга-косметолога (впервые это произошло в 1949 году) было для Мэрилин совершенно естественным занятием: ведь Мэрилин всё время готовилась нравиться другим и никак не могла дождаться признания и похвал, которых она так упорно добивалась, обольстительно и кокетливо улыбаясь на фотографиях и работая над завоеванием статуса кинозвезды.

Тело Мэрилин Монро было неправдоподобно желанным: грудь так и рвалась из платья, округлые бёдра покачивались при каждом шаге.

Норма была шатенкой в совсем юном возрасте. Но, став Мэрилин Монро, превратилась в платиновую блондинку. Забота о цвете волос стала манией - никто не должен был видеть тёмных корней. С помощью электролиза волосам Мэрилин придавали пушистую фактуру, а после нескольких процедур нанесения перекиси водорода, или так называемого пергидроля, естественный каштановый оттенок довольно скверно подкрашенных белокурых волос Мэрилин удалось полностью ликвидировать. С каждым разом они становились всё более светлыми, в конце концов дошедшими до платиновой белизны.

Монро стала яркой блондинкой, которых, как известно, предпочитают джентльмены.

Студия оплачивала ее учебу актерскому мастерству, и не было в это время другой старлетки, которая отдавала бы учебе столько времени и сил. Актриса была на удивление старательна, и не ее вина, что спустя шесть месяцев контракт продлен не был. Она перешла на хлеб и воду, подрабатывала позированием, но учебу продолжала, оплачивая ее уже из своего кармана.

Время от времени появлялись волшебники, а по совместительству принцы. Благодаря одному из них в 1948 г. Мэрилин получила первую эпизодическую роль в фильме "Хористки". Ее заметили.

Дебют состоялся в 1948 г., в фильме "Скудда-у! Скудда-эй!". Отношения со студией быстро разладились - она приняла за чистую монету расположение главы студии Джозефа Шенка, который не возражал, чтобы она проявила благосклонность и к другим продюсерам. Но Мэрилин не использовала этот шанс. В том же году она снялась в роли Эви в фильме "Опасные годы". На этом закончился ее контракт с "Фокс". Несмотря на благожелательные отзывы, и эта студия не пожелала с ней больше работать, так что Мэрилин пришлось вернуться к прежней профессии фотомодели. Именно тогда была сделана ее фотография в обнаженном виде для календаря, которую в 1953-м перепечатал журнал "Playboy" на первом в истории журнала развороте с ню. Этот снимок принес 50 долларов Мэрилин и миллион издателю.

1950 г. оказался для Мэрилин счастливым. Она снялась в пяти фильмах, в том числе в криминальной драме "Асфальтовые джунгли" Джона Хьюстона. Блондинка в шелковой пижаме произвела впечатление на Джозефа Манкевича, подыскивавшего свежее личико для мисс Касвелл - юной особы, готовой на все, чтобы попасть в мир шоубизнеса - в фильме "Все о Еве" (в советском прокате эту роль вырезали).

В 1951 г. ей поручили довольно внушительную роль в "Любовном гнездышке". К тому времени Мэрилин уже начали узнавать. Успех свалился на нее, как снег на голову. Студия "Фокс" неожиданно предложила ей главную роль сумасшедшей гувернантки в фильме с завлекательным названием "Не утруждайте себя стуком". Выбор был неудачен, провал неминуем, и студия свалила всю вину на Мэрилин, швырнув ей в лицо именно злосчастный календарь. На этот раз скандал пошел ей на пользу: Мэрилин родилась для славы.

В 1953 г. Мэрилин повезло дважды. Во-первых, она снялась в комедии Билли Уайлдера "Джентльмены предпочитают блондинок". Мэрилин играла Лорелей Ли, певичку и охотницу за богатым мужем. Здесь она спела свою знаменитую песенку "Бриллианты - лучшие друзья девушки". Ее ставка поднялась до 1200 долларов в неделю. Второй удачей была встреча с Джо ДиМаджио, бейсболистом, который - хотя уже ушел из большого спорта - пользовался не меньшей известностью, чем президент. Он был старше Мэрилин на 11 лет, вырос в многодетной семье и мог хотя бы отчасти заместить для Мэрилин отца, отсутствие которого она всегда очень тяжело переживала.

В том же 1953 г. она на равных снялась с суперзвездами Бетти Грейбл и Лорен Бэкол в комедии "Как выйти замуж за миллионера" - и переиграла своих партнерш. Ей не требовалось обнажаться, чтобы обращать на себя взгляды, не нужно было говорить, чтобы привлекать к себе интерес. Секрет своего успеха у мужчин она видела в том, что не вызывает у них чувства вины.

Мэрилин серьезно отнеслась к своей карьере и решила учиться. Записалась на курсы при университете Южной Каролины, но вскоре бросила из-за нехватки времени. Она действительно была занята - брала уроки пения, искусства давать интервью, позировала для рекламы. Занималась в студии Ли Страсберга, у Михаила Чехова, который обучал ее актерскому мастерству, психологии, истории - одним словом, прививал вкус. Благодаря ему игра превратилась для Мэрилин в религию, разбирать мизансцены "Вишневого сада" в доме Михаила Чехова ей было интересней, чем сниматься на площадке.

Эмблемой сексуальности Мэрилин стал кадр из фильма Билли Уайлдера "Зуд седьмого года" (1954). Она нечаянно встала на вентиляционную решетку нью-йоркской подземки - и порыв ветра поднял ее юбку. Кто-то из друзей именно в этот момент привел на съемки Джо ДиМаджио. Его встретил рев толпы, пришедшей в экстаз.

Хотя, давно ходили слухи о романе Мэрилин Монро и звезды бейсбола Джо Ди Маджо, в сентябре 1952 года Ди Маджо и Мэрилин заявили прессе, что совместных планов на будущее у них нет.

А уже в январе 1954 года они сочетались браком. Мэрилин долго оттягивала свадьбу с ДиМаджио, но наконец ей пришлось согласиться. С самого начала ДиМаджо не нравилось, что Мэрилин выставляла напоказ свое тело, а съемки легендарного кадра фильма "Зуд седьмого года" вызвал у него приступ гнева. В октябре 1954 года Мэрилин заявила, что они с Джо собрались разводиться. Хотя этот брак продержался всего 9 месяцев, ДиМаждо всю свою жизнь помогал Мэрилин. Он приехал к ней во время глубокой депрессии из-за развода с Артуром Миллером. Именно он вызволил Мэрилин из психушки "Пейн-Уайтни". Впоследствии он организовал ее похороны.

Брак с ДиМаджио продлился 263 дня. Три четверти этого срока они спали в разных комнатах. ДиМаджио раздражало любопытство публики. Джо поставил вопрос ребром: я или кино. Ответ был предрешен. Как писали газеты, "публика - ее первая и последняя любовь".

Она снималась в комедии "Некоторые любят погорячее" (1959, в российском прокате "В джазе только девушки"): "Грудь из камня, мозг из ваты". Уайлдер говорил, что за то, что снял два фильма с Монро, ему полагается орден "Пурпурное сердце".

Мэрилин тянуло к умным мужчинам, мужчинам в очках. Она была покорена умом драматурга Артура Миллера. С драматургом Артуром Миллером Мэрилин познакомилась через несколько дней после неудавшейся попытки самоубийства, вызванной смертью Джонни Хайда. Миллер был женат и имел двоих детей.

"Он увлек меня тем, что умен. У него ум сильнее, чем у любого из мужчин, которых я когда-либо знала. Он понимает мое стремление к самосовершенствованию", говорила Мэрилин о Миллере.

Они познакомились в 1950 году в Голливуде. Мэрилин и Артур Миллер долго не виделись и встретились снова только в 1955 году. В течение года они встречались тайно. В начале 1956 года Миллер разводится со своей первой женой. В том же году проходит слушание дела о членстве Артура Миллера в коммунистической партии, в результате которого он был приговорен к тюремному заключению на один год, но после апелляции - оправдан. Мэрилин, не боясь испортить свою карьеру, всячески поддерживала его. Вскоре Артур объявил о планах женитьбы на Мэрилин. Бракосочетание состоялась летом 1956 года. Через два дня сыграли еврейскую свадьбу, т.к. Миллеры были иудеями.

Роли ей по-прежнему предлагались однотипные - смазливых пустоголовых кокеток. В ответ она проявляла симптомы примадонны. Начав в 1956 г. съемки в фильме Джошуа Логана "Автобусная остановка", где, наконец, она получила серьезный драматический материал, Мэрилин перебирала партнеров: тот слишком молод, а этот староват; тот не вышел ростом, а этот верзила. Когда дошло до картины "Займемся любовью" (1960) Джорджа Кьюкора, выяснилось, что никто из знаменитостей - Кэри Грант, Рок Хадсон, Грегори Пек - не хотел с ней работать. И когда она уже стала паниковать, на выручку пришел приехавший в Голливуд Ив Монтан. Она влюбилась в него по уши и была уверена, что брак с некрасивой, грузной Симоной Синьоре нужен ему исключительно для карьеры. Но дело обернулось самым худшим образом: уезжая в Париж, Ив сказал ей, что "приятно провел время".

1958 г. выдался тяжелым. В 1957, во время брака с Артуром Миллером Мэрилин забеременела. Чувство, что она получит семью, которую искала всю жизнь, окрыляла ее, она была счастлива рядом с любимым мужчиной в ожидании материнства. Но беременность оказалось внематочной и завершилась выкидышем.

От такого потрясения Мэрилин впадает в долгую депрессию, много пьет и продолжает хаотично принимать лекарства. От передозировки впадает в кому.

В феврале Мэрилин попала в психиатрическое отделение одной Нью-Йоркской клиники. Она возненавидела кино и все фильмы со своим участием, не принимала самых лестных приглашений. Студия "20 век - Фокс" предложила новый проект с гонораром в 100 тысяч (в это время Элизабет Тейлор получила миллион за "Клеопатру"). Воскресной ночью с 4 на 5 августа 1962 г. Мэрилин приняла большую дозу снотворного и не проснулась.

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения самой знаменитой блондинки Голливуда — Мэрилин Монро. С одной стороны, она была секс-символом своей эпохи, из-за чего за ней закрепился образ недалекой красотки-блондинки, позже ставший ярлыком, с другой, она слыла в высшем обществе весьма образованной женщиной, а режиссеры восхищались ее талантом и харизмой. «365» собрал 25 интересных фактов о легендарной и загадочной Мэрилин.

Норма Джин Бейкер (Мортенсон), будущая Мэрилин Монро, получила свое имя в честь популярной актрисы 20-х годов Нормы Толмэдж.

Мама и бабушка Нормы страдали от серьезных психологических заболеваний, своего настоящего отца она никогда не знала. Из-за такой наследственности, уже будучи взрослой, Мэрилин-Норма часто проверялась у врачей, боясь, что однажды болезнь обострится, но эта паранойя очень негативно влияла на нее.

Большую часть детства и юности Мэрилин провела в детском приюте — ее забрали от матери, когда ей было всего несколько месяцев, в дальнейшем ее воспитанием занимались попеременно то опекуны, то родственники, то няни.

В общей сложности Мэрилин усыновляли 11 раз, но всякий раз приемные родители возвращали ее назад, ссылаясь на трудный характер девочки.

В 16 лет Норма Джин вышла замуж — причем, как считали ее родственники, только для того, чтобы у нее был веский повод уйти из дома. Развелась она спустя 4 года, фамилию Догерти практически не использовала.

Во время Второй мировой войны Рональд Рейган решил, что отличным моральным стимулом для солдат на передовой станут плакаты и брошюры, чьи обложки украшали бы симпатичные девушки-работницы авиационного завода, которые вносят свой вклад в борьбе с врагом. На заводе фотограф Дэвид Коновер увидел 19-летнюю шатенку по имени Норма Джин Догерти, которая занималась проверкой парашютов и покраской самолетов. Девушка оказалась очень улыбчивой и фотогеничной. После этой фотосессии Коновер решил, что из Нормы выйдет отличная модель… Именно эти первые снимки с завода летом 1945 года считают ее первыми шагами к славе.

Настоящий цвет волос Мэрилин Монро – каштановый, однако, как только она приехала на «фабрику грез», ей дали понять, что она выглядит слишком просто, и ей нужно найти собственную изюминку. Прежде, чем стать платиновой блондинкой, будущая актриса по совету работников актерского агентства сменила 12 оттенков блонда – от русо-золотого до платинового.

В 1945 году параметры Мэрилин Монро, согласно ее портному, были 90 — 60 — 85; к 1955 году она немного поправилась до 95 — 58 — 90. Ее рост составлял 166,5 сантиметров, вес — 54 килограмма

Актриса почти каждый год прибегала к услугам пластических хирургов, которые, в свое время, исправили ей нос, сделав его более тонким, изменили форму подбородка и груди, а также решили проблему с волосами, которые росли треугольным выступом на лбу.

В 1953 году Мэрилин Монро появилась на обложке первого выпуска журнала Playboy. За съемку она получила 50 долларов. Позже владелец журнала Хью Хефнер лично выкупил все негативы за 500 долларов. Также он за огромную цену приобрел склеп, расположенный рядом с могилой Монро.

Студия 20th Century Fox, предлагая Монро первый контракт, рекомендовала актрисе выбрать псевдоним из двух вариантов — Клэр Норман и Мэрилин Миллер. Сама Норма хотела взять псевдоним Жан Адэр.

Некоторые режиссеры, работавшие с Мэрилин, жаловались на то, что с ней невозможно было работать. Актриса постоянно путала и забывала слова и всегда опаздывала на съемки. Порой требовалось 20–40 дублей, чтобы снять один-единственный эпизод, что во времена пленочного кино было неслыханным.

Большинство людей воспринимало Монро только как очень красивую, но недалекую актрису. Однако сама Мэрилин много времени уделяла самообразованию и, в частности, много читала. Ее личная библиотека на момент смерти включала в себя более 400 томов. Вкус актрисы был довольно разнообразным, среди ее любимых авторов были Фрейд, Толстой, Достоевский, Скотт Фицджеральд, Камю, Джеймс Джойс и другие.

По некоторым сведениям, IQ Мэрилин Монро составлял 168 баллов.

Всего существует 5 версий причины смерти Мэрилин Монро:

  • убийство, совершенное спецслужбами по приказу братьев Кеннеди во избежание огласки их сексуальных связей;
  • убийство, совершенное мафией;
  • передозировка наркотиков;
  • самоубийство;
  • трагическая ошибка психоаналитика Ральфа Гринсона, предписавшего Мерилин принять хлоралгидрат вскоре после приема ею нембутала.

С Мэрилин Монро на съемочной площадке было трудно не только режиссерам. Актеры Тони Кертис и Кларк Гейбл на все вопросы журналистов об опыте работы с Монро отзывались крайне негативно. Так, Кертис, который сыграл влюбленного в героиню Монро музыканта в фильме «В джазе только девушки», сравнил поцелуй с Мэрилин с поцелуем с Гитлером («Целовать Мэрилин — это как целовать Гитлера» ). А Гейбл по завершении работы над фильмом «Неприкаянные», заявил: «Я счастлив, что этот фильм наконец-то доснят. Монро довела меня до сердечного приступа» . Спустя несколько дней у Гейбла, действительно, случился инфаркт миокарда, который и привел к смерти актера.

Кроме псевдонима Мэрилин Монро у Нормы Джин Бейкер был еще один — Зельда Зорк, к которому «прилагался» совершенно отличный образ. Когда Мэрилин хотела выйти на улицу как «обычный» человек, она надевала парик брюнетки, «превращаясь» в Зельду, и становилась абсолютно неузнаваемой.

Мэрилин Монро среди близких друзей слыла отличным кулинаром и никогда не упускала возможности накормить гостей хотя бы одним блюдом собственного приготовления.

Хотя именно Мэрилин Монро пела популярную песню «Бриллианты лучшие друзья девушек», сама она не очень любила ювелирные украшения, предпочитая им красивые наряды. В основном она арендовала украшения для выхода, лично ей принадлежало всего несколько изделий, в том числе кольцо с бриллиантом и жемчужное ожерелье, подаренные ей ее вторым мужем Джо Ди Маджио.

Во время съемок картины «Зуд седьмого года» отношения Мэрилин Монро и ее второго мужа, баскетболиста Джо Ди Маджо (которого сама актриса, к слову, называла своей единственной настоящей любовью, хотя тот, бывало, даже бил ее), становились все хуже из-за его параноидальной ревности. Чтобы снять с себя подозрения, Мэрилин пригласила его на съемки, но от этого стало только хуже: Джо попал на съемки именно тогда, когда снималась легендарная сцена, где поток воздуха из вентиляционного люка поднимает юбку Мэрилин. Присутствовавшие в зале журналисты и фотографы радостно завопили, начали снимать это действо и требовать повторения. Джо прямо тогда объявил Мэрилин, что между ними все кончено, позже они долго выясняли отношения в номере отеля, а спустя неделю их девятимесячный брак распался. К слову, Джо жалел об этом всю оставшуюся жизнь.

Мэрилин попросила Джо Ди Маджио дать ей обещание, что, если она умрет раньше него, он будет приносить цветы на ее могилу каждую неделю. Он сдержал свое обещание, и букеты алых роз три раза в неделю появлялись у нее в склепе в течение 20 лет после ее смерти, пока не умер сам Джо. По некоторым сведениям, последнее, что он сказал перед смертью, «Наконец-то я снова увижу Мэрилин» .

После того, как Монро вышла замуж за драматурга Артура Миллера, она перешла в иудаизм. Брак Монро и Миллера продлился 4,5 года, став для актрисы самым долгим, хотя, как утверждают некоторые слухи, проблемы в их отношениях начались буквально после медового месяца. Детей у актрисы за все три брака не было, чаще всего все ее попытки забеременеть заканчивались выкидышами, что сильно сказывалось на душевном состоянии Мэрилин, которая, по рассказам друзей, очень любила детей и мечтала однажды стать матерью.

Вопреки распространенным слухам, нет никаких физических доказательств того, что у Мэрилин была любовная связь с Робертом Кеннеди. Вполне возможно, что они были просто друзьями, а «удачно» сфотографировавшие их журналисты выдумали их отношения «от» и «до».

Мэрилин Монро стала одной из первых женщин-продюсеров в Голливуде — она даже создала собственную продюсерскую компанию Marylin Monroe Productions. На базе компании Мэрилин вышел, правда, только один фильм — «Принц и танцовщица» (1957).

Домашним любимцем актрисы был терьер Маф, которого подарил ей Фрэнк Синатра.

Рая Вайль: Юбилей Мерлин Монро - 70 лет со дня рождения - отмечался три года назад. Прибавить к 70 годам 3 не значит получить хоть какую-то круглую цифру. Сегодня, однако, о Мерлин Монро вспоминают едва ли не чаще, чем три года назад. Дело объясняется просто - еще более значительный юбилей приближается - конец века и конец тысячелетия. И вот выяснилось, что легендарная Мерлин Монро, если не в тысячелетии превалирует, то уж в столетии точно. Во всех опросах, проводимых всеми популярными органами информации, Мерлин неизменно занимает место в первой пятерке наиболее знаменитых и наиболее привлекательных женщин столетия. Это дает нам повод для сегодняшнего разговора о ней.

Трудно представить себе Мерлин Монро в таком возрасте. Сохранилась запись слов, сказанных ею незадолго до смерти: "Я хочу состарится без пластических операций. Они делают лицо безжизненным, лишают его характера. Я хочу, чтобы у меня хватило смелости сохранить верность созданному мной лицу. Иногда я думаю, что легче было бы избежать старости, умереть молодой. Но тогда моя жизнь осталась бы незавершенной, не правда ли? Я никогда полностью не узнала бы себя".

В этом коротком высказывании содержится очень многое. И невольное признание в том, что знакомое всему миру лицо самой желанной на свете женщины Мерлин Монро, не было дано ей от рождения, а являлось созданием актрисы. И взгляд на свою собственную жизнь, как на произведение искусства, в котором больше всего ценится цельность, завершенность. Мерлин Монро не удалось состариться. Она умерла в возрасте 36 лет. И хотя ее ранняя смерть не противоречит тому образу вечной женственности и вечной молодости, который остался жить в памяти миллионов, не только сама Мерлин Монро, но и ее друзья, зрители, критики, так никогда полностью и не узнали ее. Ни одна из живших в нашем веке актрис не оставила больше загадок, не вызывает больше споров и противоречий. Об этих загадках и спорах, о жизни Мерлин Монро и ее фильмах мы и поговорим в нашей сегодняшней передаче.

Звучит музыка из кинофильма "Некоторые любят погорячее", или, как он назывался в российском прокате, "В джазе только девушки". Пожалуй, ни одна из песен, исполняемых Мерлин, не выражает так ее характера и ее личности как эта.

В бешеной гонке, теряя контроль,
В бешеной гонке, не чувствуя боль,
Всегда конечной цели не знать,
Чтоб думали все, что на все наплевать,
Никого не любить, страсть не стоит труда,
И всегда лететь неизвестно куда.

Я не буду углубляться в детство Мерлин Монро. Этой теме посвящены десятки, если не сотни томов. Скажу лишь о самых последних новостях. Только в этом году о ней вышли две новые книги. "Мерлин Монро. Биография" и "Последние дни Мерлин Монро". Ее портреты украшают обложки таких популярных еженедельников, как "Тайм", "Ньюсуик", "Лайф" и "ЮС Ньюз анд уолд репорт". А январский юбилейный номер журнала "Плейбой", озаглавленный "Сексуальные звезды столетия", среди 100 самых красивых женщин мира отдал предпочтение Мерлин Монро. Статью под тем же названием иллюстрирует портреты Мерлин работы известного фотографа Берта Стерна, а на первой странице потрясающая фотомозаика - золотые мечты Мерлин. Ее фотографии, вынесенные на обложку "Плейбоя" за 45 лет существования этого журнала. Наконец, еженедельник "Пипл уикли" в одном из последних своих номеров посвятил ей статью под названием "Незабываемая женщина столетия". Вряд ли такая всеобщая народная любовь объясняется одним только сексуальным обаянием Мерлин Монро. Достаточно зайти в любой видеомагазин. Фильмы, в которых она играла, до сих пор популярны, а некоторые даже стали классикой. И не только фильмы, но и компакт-диски с записями песен из этих фильмов в исполнении Мерлин. 9 ее альбомов, выпущенных только в Америке, давно уже стали платиновыми и мультиплатиновыми. То есть, разошлись многомиллионными тиражами.

Свой первый актерский годовой контракт с киностудией "20 век фокс" Норма Джей заключила в 1946 году, когда ей исполнилось 20 лет. Как было принято в те времена, студия дала новоиспеченной штатной актрисе псевдоним Мерлин Монро. Монро - девичья фамилия ее матери. Ее начали обучать актерскому мастерству, пению, танцам, но не спешили использовать в фильмах. Свою первую маленькую роль она получила только через 2 года, в 1948-м. Около 4-х лет труда и множество маленьких ролей предшествовали моменту, когда в 1952-м Мерин начала играть главные роли и, почти сразу, заняла позицию самой популярной и кассовой кинозвезды Америки. С этого момента до ее смерти прошло всего 10 лет. Карьера ее была невероятно короткой, успех был несомненен, всемирен и блестящ. Но всегда имел привкус некоторой сомнительности. Почти все фильмы, в которых она снималась, - легкие комедии и мюзиклы. И везде она играет сходные характеры - легкомысленных и недалеких девушек. Зрители, а порой и критики часто не могли провести границу между Мерлин Монро-актрисой и героинями ее фильмов. Тем более что она, добиваясь всеобщей популярности и любви, продолжала играть ту же роль и в жизни. Но мало кто знал тогда о закулисной стороне этой самой желанной и самой легкомысленной на свете женщины. Когда игра кончалась и Мерлин оставалась вдали от зрителей, жизнь ее обращалась в кошмар. В вечной погоне за недоставшейся ей в детстве любовью она бесконечно меняла мужей и любовников. Но ни один союз не приносил ей счастья.

Звучит песня из кинофильма "Джентльмены предпочитают блондинок".

Я буду проводить дни в моей комнате одна,
В компании с моим дневником и с Библией,
Прощай, бэби. С кем бы ты ни был, помни: ты мой бэби,
Знай, хоть я и свободна, я никуда не денусь,
Мне будет одиноко. Но другого парня у меня не будет,
И как бы далеко не занесла меня жизнь,
В душе я всегда рядом с моим бэби.

37 лет прошло со дня смерти Мерлин Монро. Но до сих пор мнения о ней столь противоречивы, что иногда трудно поверить, что речь идет об одном и том же человеке. Приведу несколько высказываний наугад. Ли Страсберг, самый известный преподаватель актерского мастерства в Америке, создатель метода, американского варианта системы Станиславского и один из учителей Мерлин Монро, называвшей ее своей лучшей ученицей.

Диктор: Мерлин Монро была легендой. При жизни она создала миф о том, чего может достичь бедная девушка. Для всего мира она стала символом вечной женственности.

Рая Вайль: Вал Хеннеси, один из известных американских журналистов.

Диктор: Мерлин Монро была безнадежной актрисой, эгоцентричной потаскухой, бесхарактерной дурочкой, чье развязное и безмозглое поведение на экране и в жизни порождало неуважение к женщине.

Рая Вайль: Джошуа Логон, кинорежиссер, постановщик фильма "Автобусная остановка", в котором Мерлин Монро сыграла одну из лучших своих ролей.

Диктор: Болезнь нашей профессии считать, что если женщина хороша собой, значит, у нее нет таланта. Из всех известных мне актрис, Мерлин ближе всего к гениальности. Она актриса за пределами актерской техники. Наиболее подлинно и полно выразившая себя актриса после Греты Гарбо. В ней есть та же непостижимая разумом тайна. Она - кино в чистом виде.

Рая Вайль: Вы слышите песню из кинофильма "В джазе только девушки"

Я хочу быть любима тобой,
Только тобой, и никем другим,
Я хочу быть любима только одним тобой,
Я хочу, чтоб ты, один ты целовал меня,
Только ты, один ты, и никто другой.
Нет выше призвания, чем мое желание,
Чем мое старание сделать тебя моим.

Имя Мерлин Монро не случайно так часто упоминается в этом, последнем в 20 столетии, году. Как это ни странно звучит, но именно она во многом предопределила и предварила процессы, проявившиеся в 60-е годы. Возьмем, к примеру, ее трагическую смерть в раннем возрасте. Эта смерть была первым подобным шоком эпохи. За ней последовала смерть президента Джона Кеннеди, его брата Роберта Кеннеди, затем Мартина Лютера Кинга. А сколько звезд рок-н-ролла безвременно ушли из жизни в 60-е? Джаннис Джоплин, Джимми Хэндрикс, Джимми Моррисон? Мерлин открыла эту страшную эпидемию смертей.

Была в той эпохе еще одна черточка, очень близкая духу Мерлин Монро. Беспрерывная жажда наслаждений, которую невозможно удовлетворить. Жизнь Мерлин Монро стала первым символом этой неутолимой жажды. Дитя своего времени и, в то же время, ребенок, выросший без любви, она не могла найти достойный объект любви. Вторым ее мужем стал знаменитый бейсболист Джо Ди Маджио, третьим - драматург Артур Миллер. Ни с тем, ни с другим она не могла ужиться. В промежутках были бесчисленные любовники. Среди них звезды первой величины - Фрэнк Синатра, Ив Монтан. Все ее любили, все ее ценили. Вот, что рассказывает актер и режиссер Рей Гордон бывший, одно время, в близких с ней отношениях.

Рей Гордон: Мерлин была уникальной личностью. Сколько бы ее не имитировали, передать прелесть это женщины невозможно. Невероятный личный магнетизм. Просто поразительно, как она привлекала к себе людей. Причем, у любого человека, который общался с ней, создавалось впечатление, что он единственный в мире. Так умела она концентрироваться на собеседнике.

Рая Вайль: Вы тоже так чувствовали?

Рей Гордон: Да, в какой-то степени. Несколько лет мы были в очень близких отношениях. В быту она была простой. Не очень образованной, но совсем не глупой, вопреки ходившим о ней слухам. Кстати, она сама не считала себя сексуальным символом. Хотя устоять перед ее пленительной наружностью было просто невозможно. Характер у нее был компанейский. Она любила людей, веселые компании и я был потрясен, когда она мне сказала однажды, что больше всего на свете хочет стать бабушкой. Она была очень ранима. Часто плакала. Я неоднократно заставал ее в слезах, и она жаловалась на очередное предательство. Мерлин чувствовала, что люди только используют ее, что ее никто не ценит. И в какой-то степени это было правдой. Ее действительно часто предавали.

Рая Вайль: У микрофона кинорежиссер Слава Цукерман.

Слава Цукерман: Актеры бывают двух типов - перевоплощающиеся, играющие каждый раз другой характер и актеры, играющие один характер, которые, если они талантливы, они доводят до типического обобщения, до маски. Таким был Чарли Чаплин, таков сегодня Вуди Аллен. Такой актрисой была и Мерлин Монро. Маску актера часто путают с его характером в жизни. Чаплин играл бродягу, а в жизни был миллионером. Кажется, что Вуди Аллен всегда играет сам себя. Однако на экране он всегда неудачник, а в жизни успешный режиссер. Мерлин Монро создала маску дурочки-блондинки, наивной и, в то же время, расчетливой. Правильнее было бы сказать, что она не создала эту маску, а довела маску, уже существовавшую, до совершенства. Выражения "дам блонд", "диззи блонд", определяющие дурочку-блондинку так же типичны для английского языка, как для русского выражение Иван-дурак. Иван-дурак всеми любим и всегда побеждает в русских сказках. Ту же роль играет в голливудских фильмах дурочка-блондинка.

Рая Вайль: Замечательная актриса Кэрол Чанингс сыграла на Бродвее роль Лорелей Ли в мюзикле "Джентльмены предпочитают блондинок". Позже, Мерлин Монро сыграла эту роль в киноверсии этого мюзикла. Роль эта классическая. Лорелей - квинтэссенция дурочки-блондинки. Ее мечта - выйти замуж за миллионера. И, как это положено в сказке, мечта эта легко сбывается. Послушайте песню Лорелей Ли, очень много говорящую о ее характере.

Французы готовы умереть за любовь,
С восторгом погибнуть на дуэли,
Но я предпочитаю живых мужчин,
Дарящих драгоценности.
Если вам целуют руки - это шик,
Поцелуй прекрасен, но его не примут в уплату,
Даже за скромную квартплату.
Мужчины холодеют, когда девушки стареют.
А все мы, рано или поздно, теряем привлекательность.
Бриллианты же, что вы с ними не делаете, не меняются,
Бриллианты - лучшие друзья девушек.

Рая Вайль: Напоследок мне хотелось бы привести фрагмент из еще одного интервью. Моя собеседница - лауреат премии Оскара Мира Сорвино, сыгравшая в телевизионном фильме о Мерлин Монро главную роль.

Мира Сорвино: Причина, по которой Мерлин Монро воспринимается и сегодня так современно, я думаю, в выражении ее глаз, звучании ее голоса. Они обещают надежду на возможность хорошего конца. Что в один прекрасный день все будет - любимый человек, счастливый брак, семья, как в голливудских фильмах. Мерлин выросла на этих фильмах и все свои мечты о счастливой жизни она взяла из них. Примеров из реальной жизни у нее не было. Чем старше она становилась, тем отчетливее понимала, что мечты не сбудутся, что нет для нее счастливого конца.

Рая Вайль: Но сегодня, на заре нового тысячелетия можно с уверенностью сказать, что сбылись главные детские мечты Мерлин Монро. Она стала кинозвездой, и ее любят, причем, любят во всем мире.

Мэрилин Монро (англ. Marilyn Monroe), известная также под именами Норма Джин Мортенсон (реальное имя) и Норма Джин Бейкер (имя при крещении) родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе. Она была актрисой, певицей, а кроме того секс-символом 1950-х годов. Была желанна каждым мужчиной, являлась образцом подражания у женщин, множество людей знали фильмографию Мэрилин Монро на зубок, а различные кинокомпании приглашали ее сниматься за огромные гонорары.

  • Настоящее имя: Норма Джин Мортенсон
  • Годы жизни: 1.07.1926 – 5.08.1962
  • Знак зодиака: Рак
  • Рост: 166 сантиметров
  • Вес: 56 килограмм
  • Объем талии и бедер: 58 и 91 сантиметр
  • Размер обуви: 38 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Голубые, блондинка.

Как уже было сказано выше, Норма родилась в Лос-Анджелесе. Имя матери девочки — Глэдис Перл Бейкер (до замужества носила фамилию Монро), рождена в Мексике и была киномонтажером. Родители Глэдис были родом из Европы: мать, бабушка Мэрилин, родом из Ирландии (Делла Монро), а дед из Шотландии (Отис Монро).

Про биологического отца Мэрилин Монро ровным счетом ничего не известно. Можно отметить только то, что ее мать была замужем за Мартином Эдвардом Мортенсоном, потому в свидетельстве о рождении был записан он. Глэдис и Мартин были уже давно распавшейся парой, но официально не развелись, потому у матери будущего секс-символа и было так много любовников.

Вообще, по поводу того, кто же был отцом Мэрилин Монро, идет много дискуссий. Например, на самом деле Мортенсон был Мортенсен, а фамилия исказилась из-за ошибки в документах, когда Мартин эмигрировал из Норвегии.

Сама Монро говорила, что ее мать однажды в детстве показала ей фотографию некоего Чарльза Стэнли Гиффорда, который был коммивояжером. Мать заявила, что этот мужчина являлся биологическим отцом девочки. Кроме того, Мэрилин Монро сообщала, что внешне этот человек на фотографии был очень похож на Кларка Гейбла, являвшимся секс-символом в 30-х годах, а кроме того известной кинозвездой (его называли «Король Голливуда»).

Вообще, Монро в детстве была совсем не счастливым ребенком и испытала много горя. У ее матери были проблемы с финансами, а также с психикой. С психическими проблемами вообще отдельная история. Дед Монро умер в психиатрической больнице. Бабушка попыталась задушить Мэрилин в младенчестве, после чего отправилась туда же.

Мэрилин Монро была третьим ребенком у Глэдис. Из-за проблем, описанных выше, она отдала двухнедельную Мэрилин соседям ее бабушки – семье Болендер. С ними девочка прожила до 7 лет. А осенью 1933 года, Глэдис приехала и забрала дочь к себе. Но спустя буквально пару месяцев после переезда у матери Мэрилин начались серьезные проблемы с психикой, вследствие чего та в 1934 году попала в психбольницу. По некоторым версиям, она сошла с ума, потому что ее дочь изнасиловал сожитель. Однако, реальность этой истории не подтверждена.

После этого Мэрилин Монро проживала у Грейс Мак-Ки. Женщина эта была подругой ее матери. Немного позже Мак-Ки подала на опекунство Монро. Вместе с Грейс девочка стала ходить в кинотеатры и экспериментировать с косметикой, а потом ее опекунша сказала, что когда-нибудь Мэрилин станет кинозвездой.

В 1935 Грейс Мак-Ки заключила брак с Эрвином Годдардом. Эрвин работал периодически и, в конце концов, у семьи не осталось денег, чтобы прокормить Мэрилин. В итоге девочка попала в приют. Прожила она там 2 года, после чего Грейс вновь взяла ее к себе. В то время семья жила с дочерью Эрвина от бывшей жены.

Спокойная жизнь длилась недолго. В скором времени отчим, находившийся в состоянии опьянения, принял попытку изнасиловать 11-летнюю Мэрилин Монро (а может, изнасиловал), из-за чего Грейс пришлось отправить Мэрилин к Оливии Брунингс, являвшейся ее двоюродной тетей. Но там девочку ждало повторение кошмара – ее попытался изнасиловать сын Оливии. По этой причине Мэрилин снова пришлось переехать в 1938 году. Ее новым опекуном стала еще одна тетя, Ани Лоуэ.

Как говорила сама Мэрилин Монро, 4-летний период жизни с Ани Лоуэ был самым спокойным. К сожалению, из-за проблем со здоровьем у тети, девочке пришлось отправиться обратно к Грейс в 1942 году.

Как только Мэрилин переехала обратно к Грейс, они семьей собрались переезжать на восточное побережье. Мэрилин решила выбрать другой путь: она стала женой Джеймса Догерти, с которым у нее был роман. Вскоре она переехала к нему и бросила школу. Кстати, Догерти утверждал, что Мэрилин Монро на тот момент была еще девственницей, что ставит под сомнение все факты изнасилования.

Спустя год после женитьбы, Мэрилин Монро была вынуждена отправиться на авиазавод, а ее муж в торговый флот. В 1945 году свершилось судьбоносное событие. На заводе, где работала Монро, объявился армейский фотограф, который по поручению будущего президента США, Рональда Рейгана, делал агитационные фотографии женщин. После съемок данный фотограф предложил Монро позировать за плату, и она согласилась. Именно после этого события Мэрилин принимает решение бросить работу на заводе и стать моделью.

Так и закончилось юношество Мэрилин Монро. Оно было насыщенным, к сожалению, негативными событиями. Но именно это привело ее к будущей всемирной известности.

Карьера

После того, как Мэрилин бросила завод, она пошла в модельное агентство, а заодно и сменила имидж: перекрасилась в блондинку (ее родной цвет – каштановый), а также выпрямила волосы (Мэрилин Монро в юности была кудрявой). Вскоре после этого девушка начала набирать популярность – ее фотографии появлялись на обложках многих журналов.

И вот, в 1946 году, ее взяли статисткой в кинокомпанию. Именно там она и стала Монро Мэрилин. Так она назвала себя в честь Мэрилин Миллер, кинозвезды 20-х годов. Из-за стремления стать актрисой, развод с мужем произошел в том же году.

Свою первую роль Мэрилин Монро получает в 1947 году (хотя она была совсем крошечной) в кино «Опасные годы». Первую же главную роль актриса получает в 1948, в фильме «Хористки». После этого она подписала семилетний контракт с кинокомпанией «Двадцатый Век Фокс», а кроме того одну из нескольких главных ролей в фильме «Асфальтовые джунгли».

По некоторым версиям, семилетний контракт она получила благодаря роману с Джонни Хайдом, который был голливудским агентом. По данной версии Джонни дал Мэрилин денег на пластическую операцию, а также убедил кинокомпанию заключить контракт с девушкой.

Кроме того Мэрилин не прекращала работать моделью. В 49 году она впервые снялась обнаженной. Это была фотосессия для календаря. В 1953 году данные фото попали в один из первых номеров журнала «Плэйбой».

Еще Мэрилин Монро давали роли в «Дамы из кордебалета» в 1949 году, «Шаровая молния» в 1950 году, «Все о Еве» в том же году, «В родном городе» в 1951, «Мы не женаты» в 1952. Полная фильмография с Мэрилин Монро, в общей сложности, составляет 30 фильмов (1947-1962).

Кинокомпания использовала Мэрилин Монро исключительно из-за ее внешних данных. Она всегда играла роли пустоголовых, но обворожительных девушек. Естественно, Мэрилин не нравилось это, из-за чего она поступила на занятия в театральную школу, а также начала брать уроки мастерства у Михаила Чехова (племянник Антона Чехова, русского писателя). Не раз кинозвезда заявляла в интервью, что хочет принимать участия в съемках более серьезных произведений, но, к сожалению, на ее старания не обращали внимания, хотя многие режиссеры и заявляли, что у Мэрилин Монро бесспорный талант.

Бесповоротно в 1953 году за Мэрилин Монро закрепился ее внешний образ: светлые волосы, бледная кожа, темные брови в виде дужек и мушка на левой щеке. В этом же образе она играла в нуаре «Ниагара» (нуар – голливудская криминальная драма эпохи 40-50-х годов, когда в Америке царили пессимистические наклонности и угнетение после войны). По поводу этого фильма был поднят большой ажиотаж: многие считали фильм аморальным, другие шедевром. Но факт того, что фильм был невероятно популярным, остается.

В том же году выпускают картину «Джентльмены предпочитают блондинок», где сыграли сразу два секс-символа тех времен: Мэрилин Монро и Джейн Расселл. Бюджет фильма был 7 миллионов долларов. Сборы же составили 12 миллионов, то есть почти в два раза больше. Фильм был мега-популярен, как и предыдущий.

И в том же 1953 году в прокат вышел еще один фильм С Мэрилин – «Как выйти замуж за миллионера». Бюджет у фильма был совсем скромный (почти 2 миллиона долларов), но сборы окупили киноленту более чем в 4 раза (они составили 8 миллионов долларов).

Мэрилин Монро все продолжала играть роли соблазнительных глупышек, к ее разочарованию. Зрители в упор не видят в ней актерского таланта и мастерства. У всех она до сих пор ассоциируется с Душечкой («В джазе только девушки»), а ведь это был самый расцвет творчества киноактрисы…

Личная жизнь Мэрилин Монро

8 лет актриса не была замужней. Лишь в 1954 году она сыграла свадьбу с одним из лучших бейсболистов в истории – Джо Ди Маджо. Однако, новоиспеченный муж Мэрилин был очень ревнив и на этом фоне часто поднимал руку на кинозвезду. Из-за всего этого брак долго не продержался – они развелись в том же году (если точнее, этот брак существовал около 9 месяцев). Но, даже не смотря на все рукоприкладство Джо, он очень горячо любил Монро.

В 1950 году Мэрилин Монро завела знакомство с Артуром Миллером, драматургом. После непродолжительного общения им пришлось расстаться. Новая их встреча произошла в 1955 году, после чего вспыхивает роман, в 1956 они сыграли свадьбу. Данный брак оказался самым продолжительным из всех, которые были у звезды, но не самым счастливым.

Монро всегда хотела такого мужчину, как Миллер, но он считал ее инфантильной. Ко всему прочему, Мэрилин Монро грезила мечтой о детях, но у нее либо не получалось забеременеть, либо беременность проходила неудачно. Расстались Монро и Миллер в 1961 году.

Есть также слухи о романе между Монро и Джоном Кеннеди, являвшимся президентом США в 1961-1963 годах. Но официального подтверждения они не имеют.

Были ли дети у Монро?

Несмотря на то, что Мэрилин всегда хотела детей, карьера, а также ранние аборты не позволяли ей подобной роскоши. Вследствие этого дети для Монро были больной темой. По слухам, это может быть обусловлено тем, что в 15 лет Монро родила ребенка из-за изнасилования и сдала его в приют. Но навряд ли это является правдой.

Более того, в 2000 году появился человек, назвавший себя Джозефом Кеннеди. Он утверждал, что приходится сыном Мэрилин Монро и Кеннеди. Тем не менее, это был всего лишь самозванец, ведь требовал все имущество, оставшееся после смерти его «матери».

Конец пути

Все началось после того, как Мэрилин не смогла родить ребенка в браке с Артуром Миллером. В 1959 году, на съемках «В джазе только девушки», Монро была совсем расклеенная. Она опаздывала на съемки, не запоминала слов, у нее были кучи неудачных дублей. Поползли слухи, что актриса начала сходить с ума, повторяя судьбу предков. Но в последующие 2 года ситуация немного улучшилась. К сожалению, ненадолго.

В 1961 году, после окончания брака с Миллером, Мэрилин Монро заточилась у себя дома, перестала есть и постоянно употребляла снотворное, а затем и наркотики. Кинозвезда начала увядать. В итоге она попала в психбольницу в феврале этого же года, где провела около месяца.

Кульминацией ее творчества был фильм «Неприкаянные». Актриса умирала на глазах: ее волосы стали как солома, она не могла встать с постели, была адски рассеянна, ее состояние было чуть ли не коматозным. Гримерам приходилось прикладывать массу усилий, чтобы делать ее похожей на ту самую Мэрилин Монро.

Кстати, в фильме она играла с Кларком Гейблом, о котором было написано почти в самом начале. Этому актеру тоже оставалось недолго – он сильно злоупотреблял алкоголем. Это привело к тому, что спустя некоторое время после окончания съемок Гейбл умер.

А Мэрилин тоже оставалось недолго… После съемок она снова оказалась в психбольнице. Оттуда ее смог вытащить Джо Ди Маджо, ведь только он, как уже было сказано, по-настоящему любил Мэрилин Монро.

Актрисе нужно было сняться еще в одном фильме, «Что-то должно случиться». Кинолента так и не была закончена, так как Монро почти не появлялась на съемках, и в общей сложности с ней было снято всего 7 минут киноленты, пригодной для использования.

Состояние Мэрилин все ухудшалось… Величайший секс-символ минувшего столетия ушел из жизни в августе 1962 года. Мэрилин Монро была найдена мертвой в собственном доме. Ей было всего 36 лет. По одной из версий, погибла актриса от передозировки снотворным. Причины смерти до сих пор неясны. Есть 3 версии ее смерти: суицид, убийство, а также самоубийство по случайности. А по одной из версий убийства, Мэрилин Монро была устранена агентами Кеннеди, дабы не вскрылись ее связи с президентом США.

Единственный из всех мужей, кто явился на похороны Мэрилин Монро, был Джо Ди Маджо. Этот мужчина был искренне предан великой киноактрисе, которая останется жива в сердцах людей еще многие десятилетия.