г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года, кавалер медали «В честь Святых Кирилла и Мефодия» (2000), лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура» (2000), заслуженный деятель искусств Воронежской области (2010)
Т.А. Шипулина родилась 15 декабря 1950 года в г. Казань. В 1950-х вместе с семьей переехала в Воронеж. Окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (1970). Еще в стенах училища, с 1966 года начала сочинять собственные произведения под чутким руководством одного из мэтров Воронежской композиторской организации – Б.Д. Выросткова, который отметил, что, как правило, шипулинские сочинения привлекают мелодической и фактурной изобретательностью, неординарностью художественных идей и наличием собственного почерка.
Первое высшее профессиональное образование молодой музыкант получила, окончив композиторский факультет Киевской государственной консерватории (класс профессора А. Штогаренко) в 1975 году. Второе – в Львовской Государственной консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Н. Колессы, 1977-1979). По завершении курса отправилась совершенствовать мастерство в Ленинград, где с 1979 по 1981 годы прошла ассистентуру-стажировку в консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина).
В 1981 году Татьяну Александровну направили в Омскую филармонию очередным дирижером. Но ее влекла театральная стихия и, познавая ее, с 1982 по 1985 год Шипулина работала дирижером в Омском музыкальном театре. В 1985 году уже опытным театральным дирижером она вернулась в Воронеж, и, с той поры и до сего дня трудится в Воронежском государственном театре оперы и балета.
Неуемное деятельное начало и, одновременно, поиски путей самореализации стали определять линию ее творческого пути. Так, в 1992 году она, параллельно с работой театрального дирижера, ведущего балеты, оперетты и детские спектакли, организовала камерный «Классик-оркестр» и до 1995 года являлась его художественным руководителем. Потом, в 2001 году в Доме актера по ее инициативе возник авторский клуб «Музыкальная призма», где рождались произведения на стихи классиков и воронежских поэтов. Клуб, действуя в течение многих лет и неизменно собирая большое число почитателей ее таланта, соединяет в своей тематике демократизм и оригинальность. Ее профессиональные музыкантские, организаторские и общественно-просветительские заслуги были отмечены на рубеже тысячелетий. В 2000 году Т.А. Шипулину наградили медалью «Во имя Кирилла и Мефодия» и признали лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура».
В 2001 году Шипулина стала членом Воронежской организации Союза композиторов России. Ее сочинения, открытые в своем эмоциональном строе, глубоко созидательны, насыщены образно-психологическими идеями, всегда обращены к сердцу слушателя.
Основные сочинения Т.А. Шипулиной
Сочинения для симфонического оркестра:
- «Вальс» для струнного оркестра.
- «Прощание с другом» памяти художника В.Криворучко для камерного оркестра и фортепиано.
Хоровые сочинения :
- «Береза», «Тальянка» на стихи С. Есенина для смешанного хора а капелла.
- «Полдень» на стихи Ф. Тютчева для смешанного хора а капелла.
- «Акварели»: «Тишина»; «Звуки музыки»; «Молитва» (безслов) для смешанного хора, органа и арфы.
- «Всенощное бдение» для мужского хора а капелла.
- «Литургия» для мужского хора а капелла.
- «Песни восхождения» по 18кафизме «Псалмов Давида» для женского хора а капелла.
- «Акафист Сергию Радонежскому» для мужского хора а капелла.
- «Богородичный цикл» в 28частях на канонические тексты для хора а капелла.
- «Псалмы» на канонические тексты для смешанного хора а капелла.
- «Тропари» для мужского хора а капелла.
- «Акафист Серафиму Саровскому» для мужского хора а капелла.
- Три детских хора на слова В. Суминой.
- Два детских хора на слова Т. Русановой.
- «Рождественский цикл» на слова Р. Горевича в 12-ти частях для детского (женского) хора а капелла.
- «Сын Человеческий»– пасхальная мистерия на текст «Царя Иудейского» К.Р., канонические молитвы и духовные стихи – для двух хоров а капелла и солистов (альт, два тенора, баритон, три баса), campani.
- Два хора на стихи Д.Веневитинова а капелла.
- Пять хоров на стихи Ф. Тютчева а капелла.
- «Благовещенский канон» для смешанного хора.
Сочинения для музыкального театра :
- «Волшебные буквы» – музыкальная сказка для детей.
- «Жизнь розы» – балет.
- «Музыкальный домик» – музыкальная сказка для детей.
- «Приключения Петрушки» – музыкальная сказка для детей.
- «Волшебный сундучок» – музыкальная сказка для детей.
- «Зайка-зазнайка» – музыкальная сказка для детей.
- «Волшебный цветок» – музыкальная сказка для детей.
Камерно-вокальные сочинения :
- Двадцать детских песен на слова А.Блока, 3. Ермоловой, Г. Коротких, Т. Суминой, Г. Неведровой.
- Шесть романсов на слова Р. Горевича для баса и фортепиано.
- Десять народных песен на слова Р. Горевича.
- Четыре народные песни на слова Г. Молодцова.
- Четыре народные песни на слова Л. Широковой.
- Пять романсов на стихи А. Фета для сопрано и фортепиано.
- Четыре романса на слова П. Сумина для сопрано и фортепиано.
- Двенадцать романсов на слова С. Ганжи.
- Десять романсов на слова М. Лобач.
- Двенадцать романсов на слова 3.Терских.
- Пять романсов на стихи Ф. Тютчева для баритона и фортепиано.
Камерно-инструментальные сочинения :
- «Романс» для скрипки и фортепиано.
- «Романс» для скрипки, виолончели и фортепиано.
- «Размышление» для виолончели и фортепиано.
- «Элегия» для гобоя и струнного квартета.
- «Ave Maria» для струнного квартета.
- Четыре вальса для струнного квартета, гитары, фортепиано и колокольчиков.
- «Полька» для струнного квартета, фортепиано и колокольчиков.
- Три пьесы для гитары-соло.
- «Анданте» для гитары и фортепиано.
- «Ноктюрн» для саксофона, скрипки и фортепиано (памяти Л.А.Кравцовой).
Татьяна Александровна Шипулина не любит, когда перечисляют ее труды и заслуги. И в этом тоже проявляется высшая честность, деятельное желание жить сегодняшним днем, а не перебирать в памяти прошлое. И все же напомню: Татьяна Шипулина – дирижер и композитор, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, автор балета, камерной вокальной и инструментальной музыки, сочинений на духовные тексты, акафистов и пасхальной мистерии. А еще – неравнодушный человек, не отворачивающийся от людей ни в беде, ни в радости, всегда откликающийся делом. Это и благотворительные концерты, и человеческое участие, и, безусловно, творческое. Пять лет в Доме актера существовала ее «Музыкальная призма», музыкально-поэтический проект, открывший самобытных авторов, наших земляков: россошанского поэта-фронтовика Михаила Тимошечкина, воронежцев Владимира Шуваева, Светлану Ганжу, Елену Неведрову…
15 декабря Татьяна Александровна Шипулина отмечает день рождения. В этой заметке – мгновения жизни, серьезные и не очень, которые вольно или невольно приходят на ум и из которых складывается монолог, где нельзя что-то приукрасить или подправить.
«Музыка меня связала не сразу, - вспоминает Татьяна Александровна. – Я из семьи авиаторов, папа работал на авиационном заводе испытателем самолетов, мама была инженер-авиатор. Я родилась в Казани, потому что во время Великой Отечественной войны родителей перевели туда. Первые впечатления были абсолютно лётные. Это лётчики, пристрастие к военной форме, боевой дух. Когда у меня папины друзья спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечала: Героем Советского Союза».
Первый профессиональный интерес к музыке у Татьяны Александровны, тогда еще просто Тани, возник в три года. Она жила в коммунальной квартире с мамой, папой и бабушкой. У приятеля отца было четверо детей, которые учились музыке. Они приходили в гости к Шипулиным вместе со своими инструментами. Играли квартетом: скрипка, виолончель, домра, баян. Этот состав так потряс будущего дирижера и композитора, что, помимо мечты стать Героем Советского Союза, появилось желание на чем-нибудь играть.
«Когда соседские дети уходили в школу, то запирали от меня инструменты в чулан. И до тех пор, пока они не возвращались и не начинали заниматься музыкой, я сторожем стояла возле этого чулана, чтобы просто быть рядом с инструментами».
Родители обратили на это внимание, и Таня начала учиться музыке. Окончила музыкальное училище в Воронеже как теоретик, Киевскую консерваторию как пианист и композитор, Львовскую – как дирижер-симфонист, аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории в классе выдающегося маэстро, создателя ленинградской школы дирижирования Ильи Мусина. У него учились Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко и Василий Синайский, Туган Сохиев и Теодор Курентзис. К дирижированию Шипулина придет не сразу. Увлечение историей и математикой сначала приведет ее к теории музыки. Здесь тоже был выбор: либо заняться чисто музыкальной наукой, либо лекторской практикой – вести концерты, рассказывать о композиторах и произведениях. Первый опыт ведения концерта Татьяны Шипулиной может соперничать с рассказом Ираклия Андронникова «Первый раз на эстраде».
«Когда я поступила в училище, мне еще не было шестнадцати лет, я пришла после восьмого класса. Человеком я всегда была несмешливым. Это не прибавляло ума, но внешне я казалась очень серьезным человеком. И как только я заходила в училище, – пятнадцатилетний ребенок с двумя косичками – то все начинали улыбаться. Своей серьезностью я вызывала у людей улыбку. И еще я была очень стеснительная. Стоило на меня обратить внимание и, не дай Бог, сделать замечание – тогда всё. Я замолкала на неделю. Из-за этой невероятной стеснительности я плохо говорила, не могла связать двух слов. Для меня выйти и выступить было на грани невероятного.
Но у меня был замечательный педагог – Лира Ивановна Бочарова. Она понимала, что голова у ребенка, вроде бы, на месте, но стоило мне только начать говорить – я покрывалась краской и произносила текст, ничего общего с русским языком не имеющий. На третьем курсе у нас началась лекторская практика, и Лера Ивановна, желая меня избавить от неприятностей, дала мне задание, с которым, как она думала, я точно справлюсь. Я должна была объявлять номера на концерте нашего училищного симфонического оркестра – кстати, замечательного оркестра. Нужно было просто выйти, сказать несколько слов о композиторах, объявить программу – и всё. И вот наступил этот день. Утешало то, что нужно просто выйти и просто рассказать. И вот я выхожу на сцену и говорю:
И тут я поняла: а как сказать – «симфонического»? Пауза. Оркестр сидит на сцене. Я говорю залу:
- Я начну еще раз.
И снова:
- Дорогие друзья! Мы начинаем отчетный концерт оркестра…
Чувствую, что вывернуться не могу. И говорю:
- Я в последний раз начну…
В зале уже лежат. Уже никакого концерта не надо. И я в третий раз четко, по-пионерски:
- Дорогие друзья! Мы начинаем концерт оркестра…
Огляделась и говорю:
- Сами видите, какого…
Дирижер знаками показывает оркестрантам: уберите ее оттуда. Но я нашлась и ответила дирижеру:
- Извините, мне еще несколько слов надо сказать о произведениях…
После этого концерта Лера Ивановна взялась за меня всерьез. Я читала лекции каждую неделю: в школах, на заводах. Говорить научилась. Но это выступление запомнила навсегда. С него началась моя творческая биография».
Обычно Татьяну Александровну Шипулину представляют как дирижера и композитора. Или как композитора и дирижера. Интересно, а для нее самой порядок слов имеет значение?
«Знаете, я всегда себя чувствую спокойно и комфортно в одном месте – за дирижерским пультом. Это самое любимое место и работы, и отдыха. Вообще всего в жизни. Когда я не стою за дирижерским пультом, всё остальное для меня теряет значение. Потому что эта специальность, которая называется дирижер, она, действительно, заколдованная. И те люди, которые ее выбирают, я думаю, ничего другого перед собой уже не видят».
За пультом оркестра Воронежского театра оперы и балета Татьяна Александровна уже тридцать лет. В истории исполнительского искусства не много женщин-дирижеров. С виду хрупкая Шипулина смогла доказать, что место за дирижерским пультом принадлежит ей по праву.
«В смысле дирижерской профессии, я вам хочу сказать, ведь не в профессии дело. Музыкантам абсолютно безразлично – мужчина ты или женщина. Им важно – кто ты. Если ты по натуре дирижер, а я считаю, что женщина, в первую очередь, по натуре дирижер, потому что она дирижирует семьей, мужем, домашними проблемами, делает так, чтобы всё было созвучно в жизни, и поэтому, кто как не женщина должна стоять за пультом?».
О волнении перед спектаклем:
«Я волнуюсь, когда у меня заканчивается спектакль. Я говорю себе: «Ну вот… два часа радости – и теперь две-три недели ожидания».
На вопрос, кто для нее абсолютная величина, Татьяна Александровна отвечает, не задумываясь: Рахманинов. Что же касается других, то со временем былые кумиры перестали казаться примером для подражания.
«У меня раньше было много кумиров. В детстве мне всегда хотелось на кого-то походить, и я выбирала себе героя, на которого я в определенный момент была бы похожа. Я восхищалась Евгением Мравинским, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым (мне даже говорили, что мы с ним похожи). Когда наступили перестроечные времена, и те люди, которые были для меня иконой, стали ради работы за рубежом оставлять свои коллективы, я поняла, что я настолько патриотичный человек, что даже сгоняю своих кумиров с пьедестала. Хочется, чтобы каждый из нас понимал, что не только жизнь прожита не напрасно, а что ты оставил то, что дальше даст возможность людям осознать себя честнее, морально справедливее, чтобы можно было говорить: честь имею называться человеком».
В воскресенье, 20 декабря, в Доме композиторов состоится творческая встреча с Татьяной Шипулиной, которую сама Татьяна Александровна предложила назвать «Давайте познакомимся». Разговор со слушателями будет чередоваться музыкой в авторском исполнении. Начало в 18 часов. Вход свободный. Приходите.
Какой образ вам представляется, когда вы слышите «многодетная мама»? Уставшая, спешащая и не находящая времени на себя-любимую? Героини статьи - пример женщин, которые великолепно выглядят, реализуют свои стремления, самосовершенствуются, занимаются любимым делом и при этом являются прекрасными мамами. Вдохновляйтесь сегодня на VOLNA magazine!
1.
Вы всегда хотели много детей?
2.
Какая вы мама - строгая или любите побаловать?
3.
Чему в развитии детей уделяете особое внимание?
4.
Легко ли вам удаётся совмещать собственное дело/карьеру/саморазвитие с воспитанием детей?
5.
Влияет ли количество детей на увлечения мамы, или же всё зависит от внутреннего настроя и желаний?
6.
Быть хорошей мамой - дар или труд?
Максимова Полина
Трое детей: Егор 16 лет, Ефим 12 лет, Тим 4 года. В браке 18 лет.
1. Никогда не думала о том, сколько именно детей я хочу. И скажи мне кто-нибудь в ранние двадцать, что я стану многодетной, я бы, возможно, не поверила. Каждые четыре года я рожала либо сына, либо идею (улыбается). И всё по любви. Есть такая чудесная притча, суть которой в том, что ВСЁ без любви - это грех.
2. Я разная. Каждый из мальчишек получил сюсюмусю в своё время. По мере взросления баловать становится просто неактуальным. Пожалуй, я в некотором смысле ленивая мама, и я вкладываюсь в то, чтобы научить сыновей быть самостоятельными и ответственными по мере возможностей.
3. Даже в одной семье дети порой очень разные. Я стараюсь разглядеть и поддержать искру и интерес. У старшего в своё время это было творчество и художественная школа. Средний дружит с языками и животными, поэтому, кроме английского, начал ещё на Самуи учить китайский. А домашний питомец у него игуана, про которых, мне кажется, он знает всё. Младший пока в «свободном плавании». Спорт в нашей семье - само собой разумеющееся явление и образ жизни по умолчанию - присутствует абсолютно у всех в разных проявлениях по интересам.
4. Я не из тех мам, кто приносит в жертву собственную жизнь ради детей (речь не о здоровье и безопасности). Я живу не ради детей, а вместе с детьми. Главное, по моему мнению, что могут сделать родители для детей - это научить их быть счастливыми и ответственными за свою жизнь собственным примером. В моей жизни, помимо семьи, всегда присутствовала ценность развития, поэтому второе высшее, повышение квалификации, свои проекты и любительский спорт (я бегаю марафоны и путешествую) - как бесконечный источник саморазвития.
5. На что точно влияет количество детей, так это на совершенствование навыков самоменеджмента и умение расставлять приоритеты. Всё остальное - выбор и ответственность.
6. Не знаю, нужно спросить у хороших мам (смеётся).
Шипулина Татьяна
Четверо детей: Влад 10 лет, Арианна 5 лет, Александр 3 года, Андрей 1 год. В браке 10 лет.
Школа гениев «Эйн&Штейн» (@shipulina_ta)
1. Я думала, что буду мамой не менее 2-х детей. Про четырёх - никогда не могла себе и представить. Кажется, и сейчас не верю.
2. Я удачно совмещаю в себе разные роли. Могу построжиться, а кому же баловать детей, если не маме. И многое зависит от возраста ребёнка. К примеру, со старшим сыном сейчас особенно стараюсь быть больше не строгой мамой, а понимающим другом. Скоро настанет переходный возраст, и важно удерживать доверие и близкий контакт.
3. Особое внимание уделяем изучению языков, безусловно. Английский - это просто средство общения, за язык его в наше время можно не считать, поэтому старший осваивает два языка параллельно. Спорт есть в жизни тех детей, которые действительно к нему склонны. Я имею в виду профессиональный спорт. К счастью, моей дочери передались мои танцевальные гены, и она увлечена спортивными танцами. Младшие сыновья в восторге от хоккея, папа лучший тому пример. Найти истинные интересы ребёнка, а не его родителей - важнейшая задача. Возможно, в этом мне помогает моя специальность тьютора.
4. Совмещать бизнес-проект, особенно когда он на старте, особенно на последних месяцах четвёртой беременности, было непросто. Перелёты, переговоры, запуск филиалов и т.д. Но ничто так не мотивирует на все эти подвиги, как осознание того, что теперь образование моих детей в Новосибирске в надёжных руках, потому что в моих.
5. Для своих детей я создала школу гениев Эйн&Штейн, которая стала интеллектуальным центром ещё для 500 детей нашего города. И такое совмещение придаёт силы и энергию даже тогда, когда выходных нет несколько месяцев. Конечно, без помощи точно не обойтись. И в этом я благодарна своему мужу, нашим бабушкам и нашей филиппинской няне. Без их поддержки я бы не смогла развиваться сама и развивать свой бизнес.
6. Как говорили на одной из образовательных конференций в Москве, самая тяжёлая профессия - это профессия Мамы. Конечно, это и дар. Но труд невероятный. Причём в большей степени внутреннего развития труд. Крайне важно не сломать в наших детях то природное, что есть. Стереотипы, модели семьи срабатывают в нас на автомате, и дети лишь впитывают всё, как губка. Часто в своей школе мы видим деток, неудачи или низкая самооценка которых - заслуга исключительно родителей. С детьми всегда всё в порядке. Меняемся мы, и чудесным образом меняются наши дети. Над этими изменениями себя нам и работать всю жизнь - вот такой мамин труд.
Татьяна Черёмушкина
Трое детей: Владислав 10 лет, Савелий 5 лет, Амелия 3 года.
Певица, педагог по вокалу (@mellcherry)
1. Я никогда себе и представить не могла, что у меня будет трое детей. И если честно, никогда не думала об этом, сколько хочу детей или же не хочу вообще. Считаю, когда женщина любит мужчину, она хочет от него детей. А если Бог даёт их - это просто замечательно! Кто-то говорит, что детей я рожаю для себя. А я считаю, что за глупости? Ребёнок - это плод любви двоих людей. Недаром душа на небесах выбирает себе не только маму, а двоих родителей. И если вдруг судьба преподнесёт мне когда-то ещё такой подарок - я обязательно рожу и четвёртого, и пятого!
2. Я и не знаю, какая я мама. Я просто люблю своих детей. А любовь - она ж какая? Она принимает, она отдаёт вопреки, она даже лечит неизлечимое. Ни строгостью, ни баловством не вырастишь счастливого ребёнка. Только любовью, принятием и пониманием. Знаю одно - у ребёнка должны быть обязательно границы, и он их должен чётко понимать. И эти границы всегда при любых обстоятельствах должны соблюдаться. Так легче не только родителю, но и ребёнку самому. И наказание должно быть. Об этом даже Библия говорит. Просто нужно понимать эту очень тонкую грань. И всё делать, исходя только от любви!
3. Смотрю на своих детей и вижу, какие же они все разные! Владислав - будущий научный сотрудник и изобретатель, Савелий - спортсмен и артист, Амелия, кажется, настоящая гимнастка или танцовщица. Единственное, что все занимаются плаванием и изучают английский.
4. Самая большая трудность, которая возникает в нашем доме, - стоит мне начать репетировать что-либо, дети кричат всегда: «Мама, не поооой»! Они начинают петь параллельно, кричать, визжать, в общем, делать всё, лишь бы я не пела. Не знаю, чем им так не угодил мой голос (улыбается). А если честно, это, конечно же, протест, что мама сейчас принадлежит не им, а музыке.
5. Большая семья, безусловно, вносит свои коррективы в общественную и социальную жизнь женщины. Главное в этом - правильно расставить приоритеты. Считаю, что мужчина - главный в семье, и добыча мамонта ложится именно на его плечи. Женщина же должна заниматься домом, детьми и, конечно же, собой. Речь не идёт только о внешнем уходе, но и о саморазвитии, социальной жизни и любимом ремесле. Ведь если женщина перестаёт быть интересна самой себе, она не может быть интересной ни мужу, ни детям.
6. Я знаю мам, которые пытаются быть идеальными, так называемый «синдром отличницы». Но в итоге от этого несчастные все, и дети,и мама, и в итоге папа. Я называю это «труд». Знаю женщин, у которых ещё детей даже нет, а они - матери. Я называю это «дар». Себя не отношу ни к одному, ни к другому типу. Считаю, дети пришли, чтобы воспитать меня. И научить любить. Как это называется, я не знаю. Но то, что с рождением детей я стала иначе смотреть на жизнь, на саму себя, на своих родных и дорогих родителей - это точно!
Фотографии предоставлены героинями статьи. Фото обложки: Gerard Harten.
Мне нравится статья! 10
Вы были отличницей?
Я хорошо училась. Интересно, что сейчас наши программы в «Эйн&Штейн» связаны с математикой, а в школе это был не самый любимый мой предмет, возможно, причина в личных отношениях с учителем. Но в остальных предметах я была очень успешна. В десятом классе вообще думала, что буду генетиком – очень глубоко ушла в эту тему, читала существенно больше, чем могла дать школьная программа, и часы проводила с микроскопом.
Почему не стали?
Когда перед ребенком встает вопрос выбора будущей профессии, влияние могут оказать и родители, и веяния моды. В итоге, я окончила юридический факультет НГТУ, но по специальности поработать не успела – родился первый ребенок. Впоследствии получила образование в других направлениях, которые были мне интересны: MBA, программа бизнес-администрирования, тьюторская специальность и лингвокоучинг. Сам процесс обучения мне по-прежнему нравится, и я постоянно обучаюсь на тренингах, онлайн курсах. Благо сейчас технологии позволяют проходить обучение в лучших университетах мира.
Меня в пятнадцать лет приглашали представители модельных школ, как раз когда я была увлечена генетикой. Пошла на занятие по дефиле, где мы два часа просто ходили и подумала: «Боже мой, я за это время могла бы столько прочитать!».
Камера вас «любит», о карьере модели не задумывались?
Не могу сказать, что фотосъемки в моей жизни происходят часто – может быть, пару раз за последний год друзья приглашали. Хотя это и неновое для меня дело, все-таки десять лет в профессиональном танцевальном спорте дают о себе знать: сцена и выступления мне близки. Но это не то направление, которому я планирую уделять заметное время. Меня в пятнадцать лет приглашали представители модельных школ, как раз когда я была увлечена генетикой. Пошла на занятие по дефиле, где мы два часа просто ходили и подумала: «Боже мой, я за это время могла бы столько прочитать!». Понимаю, что карьера модели – это большой труд, профессиональные знания и навыки, но сама точно не смогла бы быть актрисой или моделью.
На организацию школы вас подтолкнуло появление детей?
С одной стороны – собственные дети, с другой – большой опыт проживания за границей, где я видела, насколько образование может отличаться от привычной для нас модели. Очень хотелось этот опыт принести в Россию и дать возможность своим детям получать те навыки, которые будут востребованы в будущем.
В чем разница?
Сразу стоит оговориться, что школа гениев «Эйн&Штейн» – это не альтернатива традиционной российской школе, а центр дополнительного образования. Родители, которые приходят к нам со своими детьми, заинтересованы в их разностороннем развитии и задумываются об успешном будущем для них. У наших малышей довольно сложный график занятий: спортивные секции, творческие и интеллектуальные курсы. Главное отличие школы гениев в том, что мы учим детей будущему, а не прошлому. У нас они приобретают навыки и знания, которые пригодятся в любом случае, вне зависимости от профессии, которую они выберут. Это так называемые надпрофессиональные навыки. Вместе с тем, мы развиваем когнитивные способности ребенка: программы по феноменально быстрому счету в уме или скоростной сборке кубика Рубика – это инструменты, которые позволяют развить внимание, память, скорость мышления, логику, способность решать задачи разным способами – топовые навыки XXI века. А инструменты, которыми мы эти способности развиваем, более полезны для ребенка, чем гаджеты. Лучше пусть он собирает кубик на скорость, его захватит это направление, и он будет учить формулы, алгоритмы, которые позволят двигаться в сторону более высоких результатов, рекордов и соревнований, нежели просто играет в игры на планшете. Да, наши дети родились в цифровом мире, для нас это означает, что можно быть не только его пользователями, но и создателями. Ученики «Эйн&Штейн» в семь лет создают свои анимации, игры, дети постарше осваивают самые современные и востребованные языки программирования. Кроме того, для успешного будущего наши дети должны иметь минимум два родных языка. Английский сейчас много где преподают, но результат зачастую минимален – дети не разговаривают на нем свободно. Мы подошли к обучению языку принципиально по-другому: выбрали лучшую еждународную программу, которая позволяет ребенку приобрести язык как второй родной, добавили постоянную языковую среду и сопровождение семьи лингвокоучем. Обучение у нас начнут только те семьи, которые на важность языка в современном мире смотрят также, как и мы, и которые будут готовы разработать с нами индивидуальный план обучения своего ребенка и претворить его в жизнь.
Для вас важно, чтобы ваши дети были «гениями»?
Это не принципиально. Главное – раскрыть потенциал ребенка, который априори есть. И когда это происходит, мы – родители, можем сказать, что дети стали гениальными.
Это сделает их более счастливыми?
Найти предназначение в жизни, свой путь и признание – это очень важно. Во многом это способно сделать человека счастливым. Наша задача помочь ребенку раскрыть скрытые способности, усилить имеющиеся, найти его истинные интересы и оснастить знаниями, которые им позволят быть успешными в жизни.
Занимаясь спортивными бальными танцами, Татьяна Шипулина успешно участвовала в общероссийских соревнованиях. В марте на одном из новосибирских телеканалов стартует проект «Танцы со звездами», организованный клубом бального танца «Кристалл», в котором Татьяна примет участие. На чемпионате мира по ментальной арифметике в Дубае в ноябре 2016 года ученики Школы Гениев «Эйн&Штейн» завоевали двадцать восемь призовых мест.
текст: Павел Ютяев
– Как вы решили реализовать такой амбициозный проект в Новосибирске?
К решению создания такого проекта в Новосибирске меня подтолкнули собственные дети. У меня четверо детей, возраста от 9 месяцев до 10 лет, и со своими старшими детьми я достаточно долго жила за границей (и в Германии, и в ОАЭ, и в Индонезии), где хорошо видела, каким может быть образование, как оно сильно отличается от российской системы. Я видела, какая у детей может быть мотивация к обучению, как она поддерживается и не теряется в процессе – им нравится учиться, там система образования довольно гибкая, там детей учат не прошлому, а будущему. Если в России дети учатся по учебникам, в которых нет информации о последних открытиях в области физики, например, тогда встает большой вопрос: к чему мы их готовим, к будущему ли?
Также для меня характерной отличительной чертой зарубежного образования было положение учителя по отношению к ребенку, ученику. Там это наставник, с которым у ребенка партнерские отношения. При таком подходе детям комфортно психологически, и они готовы принимать знания от человека, который не довлеет над ними, а передает свои знания, как друг.
Поскольку волею судеб мы остались жить в России, и мой старший сын пошел в российскую школу, передо мной встал вопрос: как я могу сделать образование своих детей лучше, с учетом того, что я видела за границей? А я видела, какие результаты бывают у детей, какое у них психологическое состояние, насколько они свободны и раскованы, насколько им нравится учиться и осваивать новое. Тогда я поняла, что, если я не создам здесь такую систему для своих детей, никто этого не сделает за меня. Вот так получилось, что я сделала Школу гениев и для своих детей, и для детей нашего города.
– А впечатление на вас произвело именно европейское образование?
Сильное впечатление на меня произвела система образования в Арабских эмиратах, так как там есть невероятно сильные и британские школы, и американские. Потому что шейхи стараются сделать для детей своей страны лучшее. К тому же там 80% населения – это специалисты высокого уровня, профессионалы, которые приглашаются в ОАЭ для того чтобы вести уникальные проекты, они чаще всего приезжают из США, из Англии, других европейских стран. Поскольку они приезжают со своими семьями, то, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы их дети получали хорошее образование. Поэтому в Эмиратах есть большое количество рейтинговых школ, которые соответствуют международным стандартам и очень ценятся. И там обучаются дети из разных стран.
– Когда вы здесь создавали школу, вы просто пользовались тем опытом или брали конкретные программы?
Я нашла несколько программ, которые были дополнительными для школ. Эти методики были очень популярны среди детей и родителей из разных стран. Секрет такой востребованности я раскрыла очень быстро...Когда я увидела результаты – невероятно быстрый счёт в уме четырех и пятизначных чисел за считанные секунды, – я была потрясена. По таким программам в тот момент занималось уже 60 стран. И я мечтала привезти их для своих детей в Россию.
– Как вы нашли здесь специалистов? Как искали программы для детей?
Сначала я нашла представительства тех программ, с которыми мне довелось познакомиться, живя за границей. После заключения контракта мы собрали команду профессиональных преподавателей, которые прошли обучение у прилетевшего к нам международного модератора. Такое обучение стандартизировано по всему миру, для того чтобы гарантировать качество и высокий уровень обучения детей вне зависимости от расположения на карте мира.
К началу нового учебного года мы привезли еще одну международную образовательную программу. Это креативная математика для детей 3-8 лет. Мы являемся правообладателями этой программы на территории России, это дает нам большие возможности для роста и развития, и на данный момент уже открываются другие города под нашим кураторством. Такое развитие обеспечивается посредством продажи франшизы образовательной программы. Уже открылся Новокузнецк, скоро откроется Сургут, затем в планах – Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь.
Я уверена, что мы сможем эту программу быстро развить на территории нашей страны, потому что она уникальна, имеет прекрасный международный опыт, а главное – решает множество проблем, которые встают перед российскими детьми и которые, к сожалению, не решают ни сады, ни школы.
И вместе с тем мы запустили еще одну программу в этом году: программирование для детей 7-17 лет. Потому что, по нашему глубокому убеждению, будущее наших детей, вне зависимости от того, какую отрасль они для себя выберут, должно быть сопряжено с программированием. Это важнейший надпрофессиональный навык, который позволит детям создавать свои программы, сайты, игры, приложения. Дети могут получить необходимые знания и умения в IT, которые им пригодятся в любом случае, вне зависимости от выбранной сферы. Потому что программирование – базовая грамотность 21 века.
– Как дети обучаются, какое у них расписание?
Есть международный стандарт, который позволяет детям заниматься раз в неделю, всего два часа. В ряде наших программ предусмотрено выполнение небольшого домашнего задания. Программы идут в течение почти целого года, мы делаем перерыв только на июль. Для достижения результата необходимо иметь системные занятия. А результат для нас и наших родителей является ключевым фактором. К примеру, в апреле 2016 г. шесть наших учеников участвовали в чемпионате России по ментальной арифметике, и они заняли все призовые места, у нас несколько детей – чемпионы России. И сейчас, в ноябре, будет проходить чемпионат мира в Дубаи, тридцать один наш ученик летит участвовать. Все готовятся, мы уже подали заявки. Ни один город России не заявил такое количество учеников, даже Москва. Это говорит о том, что мы с родителями вовлечены в процесс обучения, нам нравится то, что мы делаем, мы видим результаты детей и готовы конкурировать на международной арене. Конечно, для наших детей это уникальный опыт – поучаствовать в самих масштабных соревнованиях для детей в мире. Около 12 000 детей обычно приезжают принять в них участие.
– Кроме соревнований что является результатом обучения – сертификаты, дипломы?..
Безусловно, наши ученики получают международные сертификаты после прохождения курсов. Но для нас главным результатом являются развившиеся способности ребёнка. Это существенное увеличение памяти, концентрации внимания, скорости мышления, логики – это то, что пригождается нашим детям в освоении любых предметов, будь то математика, иностранные языки или химия. Это те способности, которые необходимы детям для успешного обучения. То, что они феноменально быстро учатся считать, к примеру, – это такой приятный «побочный эффект», как мы говорим. Конечно, наши дети, которые пошли в первый класс в этом году, и которые удивили уже в эти первые дни своих учителей арифметическими вычислениями с высокой скоростью, – это тоже одно из наших достижений, но не самое главное. Я считаю одним из важнейших результатов « » за этот год то, что мы смогли нашим ученикам привить любовь к обучению, к процессу получения знаний. В нашей школе не только уникальные программы, но и нестандартный подход к проведению занятий, увлечённая молодая команда педагогов.
– А если у детей нет способностей к математике от природы? Или все можно развить?
Мы как раз и доказываем своим опытом, что вне зависимости от первоначальных способностей детей, при обучении на эффективных программах, можно развить феноменальные способности, необходимы лишь старание и мотивация. Начинать заниматься, в зависимости от программы, можно с раннего возраста (от 3 лет и старше). К примеру, занятия креативной математикой могут начинаться уже в 3 года. Концепция методики состоит в том, что мы прививаем детям любовь к такому сложному предмету, как математика, с очень маленького возраста. И мы закладываем очень прочный фундамент, который, с одной стороны, позволяет таким маленьким детям быть готовыми к школе, а вместе с тем быть успешными в математике в начальных классах, но, что еще важнее – мы закладываем ту самую базу, которая им будет необходима в средних классах, при освоении таких предметов, как физика, математика, программирование – где требуется определенный тип мышления, который у детей формируется, в принципе, в возрасте до 7 лет, и мы успеваем, мы это делаем, понимая, что это отсроченный результат, но он крайне важен для детей в маленьком возрасте.
– А ваши дети учатся в «Эйн&Штейн»?
Трое из моих детей учатся в школе гениев. Мой старший сын – чемпион России по ментальной арифметике, скоро поедет на чемпионат мира. Также сейчас он начинает обучение на программе «Гений кода» – это как раз программирование, в прошлом году он занимался робототехникой, в этом также хочет продолжить.
Моей дочке недавно исполнилось 5 лет, и она начинает обучение на креативной математике. Младший сын очень любит Lego, поэтому приступает к занятиям по курсу Лего-конструирования «Изобретатель», для детей 4-6 лет.
– Можете назвать какие-то итоги первого года работы – сколько было учеников, как оцениваете загруженность школы?
В прошлом году у нас занималось 400 учеников, в этом году переехали в новое помещение, у нас теперь 600 кв. м, мы в несколько раз увеличили площадь, чтобы принять большее количество детей, нам есть куда расширяться, и мы планируем в этом году удвоить число учеников.
– Если говорить с точки зр ения рынка: в прошлом году, открывая школу, вы понимали, что, по сути, формируете рынок? Каковы были ваши ожидания, и как сейчас оцениваете результат? Появляется ли что-то подобное на рынке сейчас?
Действительно, когда мы открывались год назад, мы были первые, Новосибирск стал вторым городом после Москвы, где появилось что-то подобное. Было страшно, потому что это правда оказалось чем-то слишком инновационным для России. Я думала, что наш город и родители здесь более консервативные. Но у нас было хорошее подспорье – большой успешный международный опыт и возможность показать результаты на реальных учениках программ. Как оказалось, родители в нашем городе – настоящие инноваторы! Доверившись нам и начав обучение, многие мамы и папы, увидев результат, стали рекомендовать нас своим друзьям и знакомым. А первый результат приходит примерно через полтора месяца обучения, это довольно быстро. И я думаю, что это обеспечило нам такой рост.
Вместе с тем мы заметили, что через несколько месяцев после нашего старта начали появляться в большом количестве другие центры, которые постарались скопировать методику в части арифметических вычислений. Дело в том, что такой способ вычисления, которому обучаем мы, был известен в истории человечества давно, и никто не совершил здесь никакого открытия. Заслуга нашей программы в том, что создатели методики использовали арифметику как инструмент, но вместе с тем добавили и другие типы заданий, которые развивают способности ребенка в отношении памяти, концентрации внимания, скорости мышления. К сожалению, очень многие центры ментальной арифметики, которые сейчас открываются на каждом углу, убеждены в том, что сам по себе такой способ вычислений является ключом к развитию интеллекта ребенка. Это глубокое заблуждение, и мне очень грустно, что в образовательную интеллектуальную сферу входит сейчас огромное количество людей, не имеющих педагогического образования, но зато закончивших двухдневные курсы по ментальной арифметике.
Безусловно, качество обучения детей очень сильно падает в связи с этим. К нам приходят ученики из других школ, и мы переучиваем их, и нам с родителями очень жалко того времени и денег, которые они потратили. И не все дети готовы переучиваться и начинать свой путь в какой-то другой школе – большая часть разочаровывается в методике и оставляет занятия вовсе.
Конкуренция очень высокая, сейчас в Новосибирске брендов по ментальной арифметике открылось больше, чем в Москве, например. Это произошло всего за год. И их количество растет в геометрической прогрессии.
– Обсуждали ли вы с Министерством образования ваш проект, вас поддерживают на этом уровне?
Недавно мы презентовали наши программы губернатору Владимиру Филипповичу Городецкому, он очень заинтересовался. Я надеюсь, что следующий наш городской чемпионат, который мы будем проводить (в нем будет участвовать не меньше 300-400 детей), поддержат официальные лица из министерства образования. Есть большой интерес со стороны директоров лицеев и гимназий нашего города, потому что они видят результаты на детях, которые учатся в их школах и одновременно занимаются у нас. У нас с ними складываются хорошие партнёрские отношения. Вместе с тем я постоянно участвую в образовательных конференциях, которые проходят в Москве и за границей. Слежу за новинками в образовании, чтобы «Эйн&Штейн» всегда мог опережать тренды и готовить детей к успешному будущему.
– Что нового вы узнаете на этих мероприятиях и как применяете потом?
На днях мы проводили Родительский клуб, он проходит в «Эйн&Штейн» раз в три месяца, там мы затрагиваем интересные актуальные темы, которые волнуют родителей и нас как образовательный проект. Мы приглашаем спикеров, готовим интересные темы к выступлениям. На последнем клубе я освещала тему будущего наших детей – к чему их готовить, какие тренды нас ждут, какие навыки, знания и компетенции нашим детям обязательно нужны и точно пригодятся, вне зависимости от того направления, которое они для себя выберут. Я использовала довольно большое количество материалов, которые были разработаны школой Сколково , к примеру, как атлас новых профессий, а также последние выступления международных экспертов на форуме стратегических инициатив. Главный мой вывод – это то, что для наших детей крайне важно иметьтоповые компетенции: это в первую очередь системное, критическое, творческое мышление, умение работать в команде, способность решать задачи разными способами, управление вниманием. И, к счастью, у нас в «Эйн&Штейн» есть программы, которые развивают эти компетенции. Я смею заявить, что мы обучаем детей будущему.
– Вы стартапер, ваш проект новый и необычный. Чем он полезен городу, как его можно оценить с точки зрения бизнеса?
Сейчас в России однозначно есть очень большой спрос и интерес к дополнительному образованию, так как родители хотят дать лучшее своим детям, и такие проекты, как наш, начинают пользоваться успехом.
Несмотря на кризис, мы видим эту тенденцию в образовании: все-таки родители стараются порой экономить даже на собственных потребностях, но давать возможность реализоваться своим детям, что очень важно. И мы понимаем, что, вложив временнЫе и финансовые инвестиции в ребенка в детстве, мы получим прекрасный результат для его и нашего будущего. Многие эксперты говорят о том, что в ближайшие кризисные годы всего несколько отраслей будут работать и расти – это, в частности, образование и медицина. И я думаю, что мы очень удачно вошли сейчас на рынок, несмотря на сложную общую экономическую ситуацию в стране. И наш рост сейчас это доказывает.
Как у образовательного проекта у нас есть отличные корни, мы из Новосибирска. А в России все знают о научных успехах новосибирского Академгородка. У нас правда есть уникальные специалисты в Академгородке, которые могут передать детям очень качественные знания. И сейчас мы рассматриваем варианты сотрудничества, чтобы создать уже свои программы, не только международные, но и качественные российские, благодаря тем умам, которые остались в России, которые продолжают работать для своей страны. Это искреннее желание дать своей стране больше, передавая свои знания детям, и надежда на успешное будущее российских детей.
У нас сейчас идут переговоры, и я надеюсь, что скоро это выльется в интересные совместные проекты.