Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?». Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью - некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлечённость». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте. Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.
Что такое "зеница ока"? Почему хорошим тоном для гостя было стучать в дверь ногами? Что такое "лясы" и зачем их точить? Эти и другие занятные факты ждут вас в тесте!
XVII век принес Российскому государству много испытаний. Это время еще называют "бунташным". Узнайте, почему, в этом тесте.
Во время правления Алексея Михайловича в России воцарилось относительное спокойствие, не было серьезных военных потрясений. Другие познавательные факты данного периода - в этой викторине.
Отечественная война 1812 года - освободительная война России против наполеоновской агрессии. Проверьте, что вы знаете об этом историческом событии.
Десятиклассники, на сколько хорошо вы знаете историю своей страны? Проверьте в этом тесте!
Каждый век в истории развития российской культуры отмечен многими выдающимися творцами в разных областях искусства.
В годы советской власти велась активная пропаганда коммунистического будущего, которое возводилось на культовый пьедестал. Самым ярким и широко распространённым примером пропаганды того времени служат советские плакаты.
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. С тех времен до наших дней дошли преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа.
Начало письменности - это особая ступень в истории каждого народа, в развитии его культуры. Некоторые факты из истории славянской письменности ждут вас в этом тесте.
Без открытий великих математиков древности, мы, вероятно, до сих пор пользовались бы узелковым счетом. Проверьте свои знания в области истории математики в этом тесте.
Россия за всю историю существования пережила множество войн. Проверьте свои знания о великих сражениях (на море и суше) битвах войн прошлых столетий.
С течением времени забываются многие понятия, уходят из обихода вещи, бывшие когда-то в каждом доме. Но обо всём этом помнит наука история.
Победа России в Отечественной войне 1812 года - это выражение непреклонной воли и безграничной решительности народа, поднявшихся в защиту национальной независимости своей Родины.
XIX век ознаменован расцветом русской живописи. Работы отечественных художников той эпохи имеют уникальную ценность и большой вес во всемирном культурном наследии.
Обозначен правильный ответ теста.
1). Древнерусское государство образовалось на территории:
А) Междуречья Рейна и Одера
Б) Балканского полуострова
В) Восточноевропейской равнины +
2). Какое божество в языческом пантеоне восточных славян отвечало за плодородие?
Б). Ярило +
3). Гостомысл – это:
А). Князь, крестивший Русь
Б). Варяжский наемник
В). Легендарный предводитель славян и предок Рюрика +
4). Эпоха первых правителей Руси характеризовалась:
А). Мощными центробежными и сепаратистскими тенденциями +
Б). Становлением единоличной власти князя
В). Отходом от языческих верований
5). Первая русская летопись называлась:
1). Ипатьевская летопись
2). Новгородская первая летопись
3). Повесть временных лет +
6). Первый письменный свод законов Древней Руси назывался:
2). Духовные грамоты
3). Правда Ярослава +
7). Съезд в Любече закрепил:
1). Окончательное закрепление феодальных порядков на территории Древнерусского государства +
2). Тенденции к консолидации представителей рода Рюриковичей
3). Теологический характер государства
8). Первым московским князем был:
1). Александр Ярославич
2). Даниил Александрович +
3). Юрий Владимирович
9). Битва на Калке состоялась в:
10). Оборона Рязани состоялась в:
11). Столица Золотой Орды:
2). Кашлык
3). Сарай +
12). Иван Калита был:
А). Женат на родственнице Великого хана +
Б). Сторонником теологического государства
В). Организатором антиордынского сопротивления
13). Куликовская битва состоялась:
В). Февраль 1240 г.
14). Какой князь окончательно устранил режим «ордынского ига»?
А). Иван III Великий +
Б). Василий II Темный
В). Дмитрий Донской
15). Венчание на царство Иоанна IV состоялось в:
16). Родовые владения русских бояр назывались:
Б). Латифундия
В). Вотчина +
17). Ситуация, сложившаяся на начало XVII века в Русском царстве, характеризуется как:
А). Династический кризис +
Б). Первоначальное накопление капитала
В). Курс контрреформ
18). Родиной второго ополчения является:
А). Смоленщина
Б). Великий Новгород
В). Нижний Новгород +
19). Выберете произведение, описывающее окончание Смутного времени:
А). « Хожение за три моря»
Б). «Жизнь за царя» +
В). «Князь Серебряный»
Тест - 20). Венчание на царство Михаила Романова произошло:
21). Выберите ряд, в котором наиболее полно представлены характеристики правления Алексея Михайловича:
А). Мощное городское движение, возрастание роли армейской элиты (стрельцов), снижение значимости представительских органов (Земских соборов), перманентная европеизация, жесткие внутриэлитарные противоречия +
Б). Вялотекущая общественная жизнь, непродуманная внешняя политика, определенность с наследником, возрастание роли представительских органов, открыто провозглашенный путь на европеизацию
В). Государственное управление в руках теневых фигур, полное оформление сословий, ориентация на Восток, укрепление позиций церкви
22). Введение правила Юрьева дня означало:
А). Начало закрепощения крестьян +
Б). Предоставляло свободу вероисповедания
В). Ликвидацию феодальных отношений
23). Кто стал регентом Петра I и Ивана V ?
А). В. В. Голицына
Б). Софью Алексеевну +
В). Н. К. Нарышкину
24). Большинство друзей-иностранцев Петра I жили в:
А). Семеновском селе
Б). Китай-городе
В). Немецкой слободе +
25). Название документа, введенного Петром I , для упорядочения продвижения по статской и военной службе:
А). Указ о заповедных летах
Б). Табель о рангах +
В). Морской устав
26). Санкт-Петербург основан в:
27). Укажите даты Северной войны:
А). 1682 – 1725 гг.
Б). 1709- 1710 гг.
В). 1700 – 1721 гг. +
28 - тест). Период от смерти Петра Великого до воцарения Екатерины Великой получил название:
А). Дворцовых переворотов +
Б). Бироновщины
В). Златого века Екатерины
29). Елизавета I приходилась Петру Великому:
А). Падчерицей
Б). Племянницей
В). Дочерью +
30). Как характеризуется период правления Екатерины II ?
А). Конституционная монархия
Б). Просвещенный абсолютизм +
В). Сословно-представительская монархия
31). Какой из перечисленных документов, подписанных Павлом I , ограничивал феодальные привилегии дворянства?
А). Указ о трехдневной барщине +
Б). Жалованная грамота городам
В). Положение о коммерц-коллегии
32). Когда была проведена министерская реформа Александра I ?
А). 1802-1811 гг. +
Б). 1812-1814 гг.
33). К 1825 г. свои конституции в составе Империи имели:
А). Таврида
Б). Грузинское царство
В). Царство Польское и Финляндия +
34). Инициатором создания III отделения С. Е.И. В.К. был:
А). М. М. Сперанский
В). А. Х. Бенкендорф +
В). И. И. Дибич
35). В момент убийства на Александре II был мундир:
А). Лейб-гвардии Атаманского полка
Б). Конных кавалергардов
В). Лейб-гвардии Саперного полка +
36). Кто из перечисленных являлся главным вдохновителем реакционного курса Александра III ?
А). К. П. Победоносцев +
Б). М. Т. Лорис-Меликов
В). А. М. Горчаков
37). События 1905-1907 гг. получили название:
А). Бунташного века
Б). Первой русской революции +
В). Оттепели
38. Тест). Органы периода двоевластия:
А). Петросовет и Временное правительство +
Б). Госдума и кабинет министров
В). ЦК РКП (б) и Ревтрибунал
39). Лидерами антибольшевистского сопротивления в начале Гражданской войны стали:
А). А. И. Деникин и А. В. Колчак
Б). П. Н. Врангель и П. Н. Краснов
В). Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев +
40). Политика военного коммунизма предполагала:
А). Безвозмездную экспроприацию продуктов питания и животноводства +
Б). Мобилизацию военнообязанных
В). Переход к открытому политическому террору