Мифы и легенды о тиграх. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Тигр


Вступление
Сквозь тьму и аромат диковинных цветов, растворенный в прохладном меде атласной ночи, движется, подобно призраку или отраженному лунному блеску, пятно света. Оно крадется через притихающие джунгли, воцаряясь над бликами ярких небесных светильников, и стелющиеся перед ним шорохи шепчут тайны, которые некому слушать, и не дано услышать даже слышащему, и оттого они остаются чистыми, ведь узорам Майи не пристать к их бесплотности.
Этот свет властвует во тьме, как Тигр царит над пряными зарослями, стремительный и ленивый, с чарующими глазами янтаря и изумруда, в которых пляшут тень и свет, как в глубине влажных джунглей, запаленных по краешку язычками пламени, отделившимися от великого солнца. В глазах тигра - смертоносная вечность, и бессмертное дерзание, и мудрость мгновения. И холодны как лед эти огненно-золотые омуты.
Люди взирали на свет, блуждающий в чаще, и чуя трепет, угадывали в нем смертоносно-прекрасную вечность, бессмертное вольное дерзанье, и неуловимую мудрость тысячи призрачных мгновений, прикасающуюся к душам бархатными мягкими лапами непостижимой, грациозной необъятности. И люди видели в нем белого тигра, бесстрашное и неподсудное, беспощадное и беззлобное знамение истины.
"Если увидишь белого тигра - это принесет тебе счастье. Это принесет тебе просветление."
Однажды белый тигр с рубиново-красными глазами вышел из чащи и убил ребенка, сплетавшего венок из огромных ярких цветов на берегу реки, и цветы переплелись с тем, что осталось от его добычи, а белый тигр вошел в священную реку, cмывшую кровь с его белоснежной шкуры и унесшей ее к вечному океану, и снова растворился в зеленом мраке.
И было время, когда пришел другой белый тигр, из-за зеленого прохладного моря, и принес с собой тень и свет, надежды и презрение, мосты, железные дороги, каналы и горячий свинец, и пламя, погибель и забвение. Люди поклонялись белому тигру, и ненавидели его, и восставали на него, изгоняя вновь за зеленые хляби.
"Это были не настоящие белые тигры, - говорили люди. - Если увидишь белого тигра, это принесет тебе счастье. Это принесет тебе просветление. Были времена - лучшие времена, и тогда являлся белый тигр."
Пятно блуждающего света тихо скользит в зеленых глубинах, манящее и пугающее, шепчущее о смертоносной вечности и бессмертном дерзании, и жизни мгновения, неуловимой и торжествующей. И тот, кто видел его, может быть, и поймет, что есть счастье. И тот, к кому выйдет белый тигр, может быть, и найдет просветление.
Но может быть, этого и не случится. И тогда белый тигр останется всего лишь белым тигром. Пусть, тем самым, о котором слагают легенды. Ведь это всего лишь тигр.
А люди ищут лишь его свет.

Легенда гласит

В китайских легендах тигр — постоянный персонаж. Широко известны рассказы о том, как тигры спасли жизнь человека. Говорят, в древнем государстве у одной женщины был незаконный ребенок, которого она решила бросить и оставила его в поле. Тигрица нашла ребенка и вскормила его своим молоком. Когда ребенок вырос, он стал премьер-министром государства.

Более известный человек, тоже спасенный тигром, — философ Конфуций. Говорят, он был настолько уродлив, что родители отказались от сына и решили оставить его на горе. Младенец должен был погибнуть, но тигр спас жизнь Конфуцию.

Еще одна легенда гласит, что жили на одной горе два брата, и всякий раз, когда они сердились друг на друга, то кормили тигра. Таким образом, тигр имеет власть над злом.


Рассказ мастера Фэн-Шуй

Тигр — популярная тема в китайском искусстве. Можно увидеть многочисленные изображения тигров во всех формах народного творчества: изображения на бумаге, вышивка, скульптура и многое другое. Талисман использовался как защитник и символ удачи. В начале года люди помещают изображение тигра над передней дверью, чтобы он защитил семейство и весь год позволил им жить мирно. Часто в Китае можно увидеть картину, называемую «Тигр охраняет дом».

Другие талисманы в домашнем хозяйстве китайца — голова тигра, сделанная из ткани и висящая на воротах, бумажное изображение тигра на окне, подушках и стеганых одеялах на кровати, на ботинках и игрушках для детей.


Согласно некоторым исследователям, тигр также символизирует брак и деторождение.
В провинции Шанхкси невеста, входя в дом жениха, берет с собой двух тигров из теста, ибо традиция велит вешать украшения с образом тигра над кроватью новобрачных. В провинции Хенань храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, и игрушечные тигры, сделанные из различных материалов, продаются повсюду. Много людей приходят в храм молиться за своего ребенка, и затем приносят игрушку тигра домой. Одна такая игрушка обычно сделана из двух тигров, как символ мужчины и женщины. Популярна также, особенно в вышивке, тема «тигрица, кормящая человека».

Самое раннее изображение тигра было обнаружено в древних могилах, раскопанных в центральной китайской провинции Хенань в 1987 году. Тигр, сделанный из раковин, был найден рядом с телом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края

Конкурс творческих работ учащихся «Лесная сказка»

Легенда о Тигре

Работа ученицы МБОУ СОШ №1

пгт Славянка, 6А класс,

Проненко Натальи,12 лет

Руководитель учитель биологии

Уваровская Г.Ф.

2016 г

Легенда о тигре

Давным – давно, когда звери на нашей красивой планете только зарождались, лес был на всей Земле: текли чистые прохладные реки, и не было зимы. Звери жили дружно: помогали друг другу добывать пищу, находить укромные места для отдыха, воспитывали свое потомство. В эти давние времена все звери были одинакового цвета, и различать им друг друга было очень сложно, да и зачем им было различать, если оно не враждовали.

Встретились однажды Тигр и Леопард в лесу и стали спорить кто из них красивее. Леопард говорит Тигру: «Ну что в тебе красивого? Шерсть у тебя длинная, голова большая, хвост как веревка! То ли дело у меня и шерсть бархатная, и я сам такой изящный и красивый! И хвост у меня длинный и упругий и я могу с помощью него управлять своим телом, когда забираюсь на дерево».

Обиделся Тигр на леопарда и промолчал. Идет тигр - горюет. Думает - как стать красивым. Видит, ему навстречу бежит зебра, да такая красивая, вся полосатая – черно-белая. Тигр и говорит Зебре; «Как ты здесь оказалась? – Ведь ты живешь далеко от наших лесов!» Зебра и говорит Тигру: « Я возвращаюсь в свои родные края, а что ты, Тигруша, пригорюнился, невеселый такой, задумчивый?» А Тигр отвечает ей: « Да вот мне Леопард сказал, что я некрасивый, что у меня шерсть некрасивая и хвост как веревка!» - «Что мне делать? Подскажи!» Зебра ему отвечает: « Ты посмотри на меня какая я красавица! Вся полосатая. А недавно я еще была серого цвета». Я тебе скажу по секрету: « Ты иди туда, где просыпается золотистое солнце. Встань пораньше и подставь под лучи этого солнца свою спину, оно тебя раскрасит в разные цвета». Послушался Тигр зебру, встал наутро рано, подставил спинку под солнышко. А Солнышко ему и говорит: « Не печалься, Тигруша, я тебя вмиг раскрашу! И ты будешь красивым и сильным, и все звери станут разными по цвету. Тигр смотрит - вся шерсть у него стала оранжевой, потом появились черные полоски, а на груди и животе остался белый цвет шерсти. Так шерсть у Тигра стала с черными полосками, и он стал незаметным в осеннем оранжевом лесу. Потом он вырос и стал сильным и красивым с громким голосом. Теперь никто не может ему сказать, что он некрасив. В наших Приморских лесах Тигр стал опасным зверем для многих зверей. Вот такую легенду я сочинила.

Тигр (лат. Panthera tigris) — вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера (лат. Panthera), который относится к подсемейству больших кошек. Слово «тигр» происходит от др.-греч. τίγρις, которое в свою очередь восходит к др.-перс. *tigri от корня «*taig» со значением «острый» , «быстрый» , «заостренный» . Тигр - самая большая и самая грозная из крупных кошек. Тигр является крупнейшим представителем семейства кошачьих и одним из крупнейших наземных хищников, уступая по массе лишь белому и бурому медведям, и поэтому неудивительно, что в представлении людей он часто выступает как царь зверей и хозяин леса, соперничая со львом. Взрослые самцы амурских тигров достигают в длину более трех с половиной метров и весят более 315 килограммов. Тигры тех подвидов, которые обитают в тропических областях азиатского ареала, несколько мельче - бенгальские тигры обычно весят не более 225 килограммов, и вообще материковые подвиды тигра крупнее островных .

Выделено девять подвидов тигра , из которых к началу XXI века сохранились лишь шесть , из них самым многочисленным является бенгальский тигр (номинативный подвид), составляющий 40 % от всей популяции.

Амурские тигры являются крупнейшими кошками на нашей планете, а также находятся под угрозой исчезновения. Цвет шкуры сибирских тигров бледно-оранжевый с черными цветными полосами. Белые сибирские тигры имеют шоколадного цвета полосы на своей белой шубке. Амурский тигр нуждается в 20 килограмах мяса ежедневно. Они в основном едят оленей, лосей, и кабанов. Обезьяны, птицы, лягушки и рыбы становятся частью их рациона во время нехватки еды. В среднем, только 1 из 10 попыток охоты приводит к успеху. Согласно записи, тигры, как известно, прошли более 600 километров в поисках пищи. Взрослый амурский тигр может съесть 90 кг мяса за один день, и 45 кг за один присест. Он использует метод «засады ‘во время охоты. Хотя эти тигры бегают с большой скоростью, они должны находиться на расстоянии 9 до 25 м от своей добычи, чтобы начать атаку.

Местное население, проживающее на Дальнем Востоке, очень уважает этих тигров. Тунгусы называют сибирских тигров как «старик» или «дедушка», а нанайцы назвали их «Амба».

Были случаи убийства медведя сибирскими тиграми. Это происходит только тогда, когда число копытных падает и тиграм нужно искать какие-то альтернативные источники питания. Бурый медведь в большей степени подвержен нападению тигра по сравнению с черными медведями. Это связано с неумением бурых медведей лазить по деревьям.

Древнейшие ископаемые останки тигров известны из северного Китая и о. Ява . Хотя амурского тигра часто называют сибирским , в лесах Сибири тигра нет и никогда не было. Ископаемые остатки тигров известны лишь на юге Дальнего Востока в верхнеплейстоценовых и голоценовых слоях. На основании этих палеонтологических и зоогеографических данных в настоящее время принято считать, что центр происхождения тигра находится в Юго-Восточной Азии . Отсюда тигр, как и многие другие животные (леопард, пятнистый олень, мягко-кожистые черепахи), вслед за широколиственными лесами после последнего оледенения расселился к северу, дойдя до Уссурийского края и Приамурья .

Около 10 тысяч лет назад тигры продвинулись на юг через Гималаи и в конце концов распространились почти по всей Индии , Малайскому полуострову и островам Суматра , Ява и Бали . Но, несмотря на столь огромный ареал , тигр стал теперь редчайшей из кошек. Ещё несколько веков назад область его обитания очерчивалась следующими границами: 50 градусов с. ш. (Казахстан ), 50 градусов в. д. (Северный Иран ), 140 градусов в. д. (устье Амура ), 8 градусов ю. ш. (Зондские острова ). Сейчас на большей части этой территории тигры истреблены; крупнейшие популяции сохранились в Индии и Индокитае . В пределах России небольшая популяция тигров имеется только на Дальнем Востоке , в Приморском и Хабаровском крае . Только в период между 1995 и 2005 ареал тигра сократился в Азии на примерно 40 %, таким образом, на сегодня тигры заселяют только лишь 7 % от первоначального ареала . В Индии популяция тигров сократилась с 20 тысяч, как ее оценивали лет десять назад, до 2 тысяч и даже менее. На Суматре , Яве и Бали более темный и мелкий островной подвид исчез совершенно. Наступление человека на среду обитания тигров, а также интенсивная охота на них привели великолепного зверя на грань вымирания. В XX веке внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. По состоянию на 2015 год охота на тигров запрещена во всём мире. В настоящее время тигры сохранились на территории 16 стран Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Камбоджа, Китай, Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Пакистан, Россия, Таиланд .

В зоопарке на фоне задней стены клетки тигр поражает яркостью окраски - оранжевой в черную полоску. Но в естественной среде обитания (слева) полосы служат прекрасной маскировкой. В высоких травах дельты Ганга (Индия) королевский, или бенгальский, тигр становится почти невидимым, едва только он застынет в неподвижности. Но даже когда он грациозно скользит в прихотливых тенях густых джунглей, его очень трудно заметить. Все подвиды тигров - бенгальский, амурский и семь других - обладают окраской, соответствующей особенностям среды их обитания . Тигры обитают в широком спектре ландшафтов: влажные тропические леса, мангровые болота и бамбуковые чащи в тропиках, сухие саванны, полупустыни, голые каменистые сопки и тайга на севере. В горах поднимаются до 3000 м над уровнем моря.

Считается, что тигр стал известен в античные времена на Западе только после похода в Индию Александра Великого . Впервые тигр появляется в Европе в 19 г. н.э. в Риме в качестве подарка индийских послов Августу. В более древней символике тигр, естественно, мог существовать лишь в Азии , где его сила вызывала восхищение и страх.

Древнеримский поэт Овидий упоминает, что в тигрицу превращалась богиня Фетида, чтобы избежать замужества с прославленным героем, но смертным человеком Пелеем (замужества богине избежать не удалось, и от брака Пелея и Фетиды родился легендарный герой Троянской войны Ахиллес). В античной мифологии тигр также упоминается как верховое животное бога вина, веселья и виноделия Диониса (бога, связанного с Индией ), впрочем, чаще эту роль выполняют родственные ему леопард или пантера. Тигр наряду с леопардом, пантерой и рысью является одним из атрибутов Диониса. Также в греческой мифологии тигры иногда служили заменой леопардам, влекущим колесницу Диониса (у римлян - Вакха). Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками бога Диониса на всех памятниках античного искусства, изображающих его триумф. У тигра также существуют символические связи с богом ветра Зефиром и с малоазиатской богиней-матерью Кибелой. В позднейшей Европе тигр стал восприниматься как воплощение мощи и кровожадности.

Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии , преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания. Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии. Тигра обычно связывают с воинской доблестью, так в Индии его изображение — воинская эмблема, символ кшатриев, касты правителей и воинов.

Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре, Шива и его воинственная супруга Кали (тёмная и яростная форма Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы) часто предстают в тигровых шкурах. Согласно мифу, древние мудрецы, бесконечно ревновавшие к Шиве, который увлекал чувственной любовью их жен, создали страшное чудище — тигра . Шива убил хищника и сделал себе из его шкуры одежду. На многих изображениях он просто сидит на тигровой шкуре. Его внутреннее состояние описывается понятием «каши-пури» — «сияющий город» (от «каш» — «блестеть, сиять»). В переносном смысле это означает полное преодоление всей низменной животной алчности, которая столь часто обуревает людей.

В Индии супруга (в более широком смысле — женская творческая сила) Шивы Шакти — скачет на тигре — воплощении человеческих страстей, которые она может развязать или усмирить, обучая этому колдовскому искусству всех женщин.

Шива не только добрый защитник , но и грозный бог , обитающий на полях сражений и у погребальных костров, Шива бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения .

Хотя в Японии тигр изначально был известен только по мифам, его образ был символом мужества и является атрибутом воинов-героев. (Тресиддер Джек. Словарь символов. — 1999)

Центром происхождения и современным ареалом распространения тигров является Восточная и Юго-Восточная Азия (о чем написано выше), и мифология тигра в этом регионе очень сложна и зачастую противоречива.

С древнейших времен тигр был тотемных животным многих племен Юго-Восточной Азии . Такие племена считали, что ведут свое происхождение от тигра и после смерти сами становятся тиграми, т.е., что ныне живущие тигры являются их умершими родственниками. Это отразилось в современных «тигриных» названиях отдельных родов у индийских племен, наименованиях типа «человек-тигр» или «тигриных» именах как обозначения высшего геройства. Это особое положение тигра отражается в широко распространенных мифах о его связи с человеком. Некоторые народы Малайзии верят, что тигры, как и люди, образуют некое общество и живут в собственных городах и деревнях.

Нивхи , почти исчезнувшая народность жившие на острове Сахалин и близ устья реки Амур считали Тигра особой породой людей (так называемые «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения, кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». На Суматре был выработан целый ритуал при обращении к тигру при встрече с ним, там знают, когда тигру нравится поведение человека, а когда вызывает грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив тигра-убийцу, кладет на его тело свое оружие и обращается к богу с объяснением причин и мотивов этого убийства.

В Юго-Восточной Азии и Корее тигра почитали как бога-хозяина гор и пещер, покровителя правящих королевских родов, и рассматривали как посредника между Небом и Землёй. Неслучайно талисманом Летних олимпийских игр 1988 года в Сеуле был выбран тигрёнок Ходори. Также корейцы верили, что оберегами служили предметы быта, украшенные рисунками, резьбой, вышивкой, в виде тигров.

Связь человека и тигра отразилась в многочисленных мифах о ракшасах (тиграх-оборотнях) , распространенных в Азии , особенно в Индии . В образе ракшасы ярко отражены восхищение тигром и страх перед ним. Ракшаса — демоническое существо; он владеет магией, но сам неуязвим для всех заклинаний, за исключением самых могущественных. Его любимое дело — война. Он вероломен — любит завоевать доверие жертвы, а потом напасть исподтишка.

Китайская мифология довольно противоречива и представляет собой смесь даосской, буддийской мифологий с народными верованиями. Кроме того, существовали еще различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и героев. Все это сложно переплелось в мифологическом восприятии тигра.

Тигр в Китае — царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, вызывающий ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы — его сила, которая может проявляться двояко — он творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Тигр - третий из двенадцати зверей китайского 12-летнего календаря . В Корее первый лунный месяц также носит название «месяца Тигра».

Тигра соотносили с женским началом Инь , с подземным миром и западом , где солнце опускается за край земли, а его противоположностью был Зеленый Дракон , носитель мужского начала Ян . С тигром связана и владычица запада Си-Ванму , которая в древних китайских рукописях описывалась как зооморфное существо с хвостом барса и клыками тигра. Возможно, именно некую ипостась этой грозной богини представляет тигроподобное чудовище дао-дай («пожиратель»), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань . Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ — земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым. Позднее демоническая сущность Си-Ванму претерпела радикальные изменения: она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия, а тигр стал стражем могил, его изображение используется против борьбы с демонами и злыми духами. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас, поэтому на могилах нередко выставлялись каменные скульптуры тигров .

Изображения тигров на дверных косяках также должны были изгонять демонов. Белый Тигр в паре с Зеленым Драконом в Средние века почитался как дух — страж дверей . Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигр , наряду с драконом , фениксом и черепахой , — одно из четырех священных существ . Дракон считался символом весны и востока, феникс — лета и юга, тигр — осени и запада, черепаха — зимы и севера. Их изображали на боевых знаменах — при этом во время следования войска знамя с изображением Чжун-яо (Феникса) несли спереди, Сюань-яо (Черепахи) — сзади, Цин-луна (Зеленого Дракона) — слева, а Бай Ху (Белого Тигра) — справа.

Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх . У китайцев бог богатства ездит верхом на тигре, охраняющем сундуки с монетами. Один из наиболее известных китайских богов богатства — это Цай Шэн Йе , который часто изображается облаченным в мантию с образом дракона и сидящим на тигре . Говорят, в благоприятное время он приносит большое процветание, а в плохое время защищает семью от бедности.

Позднее Тигр и Зеленый Дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф «ван», что означает «царь». Когда тигр имеет символику ян, то, в соответствии с китайской символикой, он олицетворяет власть, мужество, военную силу и ярость, которая нужна ему как защитнику.

Тем самым, становится ясно, что толкование образа тигра в искусстве зависит от его окружения. Например, образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) в древнем Китае символизировал испорченное, больное общество: т. е. тьму, внедрившуюся в область света. Аналогично, в японской традиции тигр в бамбуковой роще символизирует одержимое злом человечество в неиспорченном мире. Когда тигр изображается сражающимся с Небесным драконом (символом ян), он становится земным олицетворением инь.

В еще более поздней китайской традиции появляются пять легендарных тигров , охраняющих мир от сил хаоса: Белый Тигр — со стороны запада, Синий (Зеленый) Тигр — с востока, Красный Тигр — с юга. Черный Тигр — с северной стороны. Желтый Тигр защищает центр мира, то есть собственно Китай. С Белым Тигром (Бай Ху), символизирующим долголетие, связывают один из пяти звездных дворцов. Он является символом страны мертвых (в Китае белый цвет — это цвет траура).

Тигр является персонажем многих древних легенд, где зачастую выступает в роли спасителя. Например, в одной сказке говорится, как одна женщина бросила незаконнорожденного младенца в поле, но его нашла тигрица и выкормила его. Ребенок вырос и стал первым министром государства. Аналогичную историю рассказывают о Конфуции . Говорят, что в младенчестве он был настолько уродлив, что родители, не в силах смотреть на ребенка, решили оставить его на горе, где он неминуемо должен был погибнуть, но тигр, вернее, тигрица спасла его.

Это животное в фэн-шуй представляется как белый тигр, который так силен, что лучшей защиты от зла не найти. По-китайски он звучит, как Бай-ху и является хранителем Запада . Белый тигр в Китае является символом страны мертвых, а как известно в Китае белый цвет - это признак траура. С большой осторожностью используют талисман тигра, т.к. это очень свирепое животное, которое при таком обращении, вместо того чтобы защищать, выпустит свои когти против жильцов дома. Для защиты дома китайцы не используют талисман тигра , если в доме есть человек, который родился в год того животного, которое используется тигром в пищу - кабан или петух и т.д. Но для внутреннего пространства дома талисман слишком силен, и будет лучше если использовать скульптуру или изображение тигра, когда он спит.

В других же мифах тигр ведет себя совсем по-другому. Согласно одному из мифов, тигр убил мать четверых детей пришел в дом и схватил младшего сына. Остальные забрались на сосну, но тигр полез за ними. Тогда они позвали на помощь небесного владыку, и тот спустил с неба верёвку, по которой они поднялись вверх на небо. Тигр также стал подниматься, но сорвался и испустил дух. Один брат стал солнцем, другой - луной, третий - звёздами. Была сказка о брате и сестре, которые, испугавшись тигра, залезли на небо и стали Солнцем и Луной.

В китайской алхимии тигр символизирует свинец и физическую силу . В китайском буддизме тигр — одно из трех Бесчувственных Существ , олицетворяющий злость (наряду с обезьяной — символом алчности и оленем — олицетворением похоти), а также персонификация гнева.

«Стиль тигра» — один из крупнейших традиционных внешних стилей ушу .

В некоторых регионах тигр символизирует брак и деторождение . В провинции Шанхкси (Шаанкси) невеста перед тем, как войти в дом жениха, берет с собой двух тигров из теста, ибо традиция велит вешать украшения с образом тигра над кроватью новобрачных. В провинции Хенань храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, и игрушечные тигры, сделанные из различных материалов, продаются повсюду. Множество людей приходят в храм молиться за своего ребенка и затем приносят игрушку тигра домой. Одна такая игрушка обычно сделана из двух тигров, как символ мужчины и женщины. Популярен, особенно в вышивке, сюжет «Тигрица, кормящая человека».

С тигром был также связан культ плодовитости . В разных отдалённых уголках Азии считалось, что для лечения бесплодия или увеличения потомства следует есть мясо тигра, красться по его следам или носить его шкуру. Например, китайская богиня Си Ван Му , повелительница Запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами.

Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе тигра не только в Китае . Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего тигра, и т. п. Представления о тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идет о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти.

Во время камлания киргизские шаманы обращались за помощью к белому тигру. В ряде традиций связь человека объясняется двояко: с одной стороны, тигр превращается в человека или назад в тигра, с другой стороны, что от брака женщины с тигром ведут свое происхождение многие племена.

В Китае тигр является символом тьмы и новой луны . Ассоциируясь с темнотой , всегда выражает темные стороны души , соответствуя тому состоянию, которое индусы определили как tamas и которое подпадает под общий символизм уровня, обозначает также разнузданное выражение низких сил инстинкта. Предлагаемое двойственное значение тигра представлено и в античной традиции : «Он ассоциируется с Дионисом , являясь символом силы, гнева и жестокости».

Одни из первых произведений живописи, на которых присутствует тигр , были найдены в корейских гробницах , предположительно относящиеся к периоду правления Когурё (37 до н. э. — 668 н. э).

Считалось, что изображения тигров оберегают гробницы . Кроме настенной живописи, в гробницах присутствовало много предметов быта, датируемых бронзовым веком (1000 г. до н. э. — 300 г. до н. э.), с изображением тигра: зеркала, топоры, ножи, сосуды, колокольчики, гири, украшения, ритуальные предметы и т.д. Тигр является одним из ключевых сюжетов китайской живописи.

Нередки изображения тигра в индийском искусстве . Одним из самых знаменитых примеров является деревянный механизированный и раскрашенный тигр Типу Султана , пожирающий английского солдата в красной униформе (вывезен из Шрирангапатнама, сейчас находится в музее Виктории и Альберта).

В исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространён ислам. Однако, именно для тигров в суфизме , одной из ветвей ислама распространённой в Средней Азии , было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей города Самарканда в Узбекистане , в том числе на одной из мечетей знаменитого комплекса мечетей на площади Регистан.

Образы тигра присутствовали и в европейской живописи , например, в африканских охотничьих сценах Делакруа и на картине Питера Пауля Рубенса «Охота на тигров и львов» (1618).

Средневековые книги о животных (бестиарии) воспевали «материнскую любовь» тигрицы и сообщали, что охотники знали, как ее использовать. Они бросали круглое зеркало на землю, и когда она в него смотрела, то думала, что видит там тигренка, который пытается сосать у нее молоко. Люди, которых преследует тигрица, тоже могут спастись за счет этой хитрости.

В западноевропейской литературе отношение к тиграм было неоднозначным. Так, Редьярд Киплинг в «Книге джунглей» изобразил тигра коварным и грозным животным. Г. К. Честертон называл тигра «олицетворением горестного изящества» (Jorge Luis Borges: Conversations. University Press of Mississippi, 1998). Вместе с тем детский писатель Алан Милн в своём произведении о Винни-Пухе создал привлекательный и весёлый персонаж — Тигру. Тигр показан в позитивном свете Г. Л. Олди в рассказе «Хоанга».

Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами,
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Средь каких пещер, небес
Огнь пылал твоих очес?
Кто дерзнул, взмахнув крылами,
Грозное похитить пламя?
Чьим искусством, чьей рукой
Узел сердца свит тугой?
Кто заставил сердце биться,
Чья великая десница?
Молот чей? В каком горниле
Ярость страсти раскалили?
Кто ужасной хваткой смог
Грозный мозг сдавить в комок?
А когда, сверкнув стрелами,
Звезды изошли слезами,
Рад ли Он творенью был?
Он ли Агнца сотворил?
Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами?
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
(Уильям Блейк «Тигр»)

Сила, свирепость, жестокость, гнев, красота и скорость. Звериный и божественный символ как агрессии, так и защиты, особенно в культурах Азии и Индии, где тигр часто заменяет льва в качестве основной эмблемы величия и дикости. Уильям Блейк в поэме «Тигр» (1794) использует такую же символику двуединства этого животного, связывая его с опасными силами природных инстинктов. Подобно льву, тигр может символизировать как жизнь, так и смерть, как зло, так и победу добра. Некоторые боги передвигаются на тиграх, демонстрируя этим свое могущество, например, индуистский Дурга . Удивительно, но китайский бог богатства (о чем говорилось выше) тоже восседает верхом на тигре, символизирующем в этом случае азарт и риск (в США «тигр» — жаргонное обозначение самой низкой покерной взятки).

Запоминающийся образ гусара-тигра создал в стихотворении «У цыган» (1920) Н.С. Гумилёв . У Х.Л. Борхеса , который в детском возрасте первым из зверей увидел и запомнил в зоопарке тигра, имеется сборник стихов «Золото тигров». В англоязычных странах к числу самых хрестоматийных относится стихотворение Уильяма Блейка «Тигр», в котором зверь, по словам Борхеса, представлен «символом зла». Существует несколько его переводов на русский язык, в том числе авторства К. Бальмонта и С. Я. Маршака (Jorge Luis Borges: Conversations. University Press of Mississippi, 1998).

В книге Владимира Клавдиевича Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» главный герой Дерсу Узала, убив случайно в молодости тотемное животное — тигра, всю жизнь мучался от вины и страха перед «хозяином тайги». Этот эпизод вошёл и в фильмы, поставленные по книге Арсеньева.

Ее сыновья стали предками клана, чьим тотемом стал слон; им было запрещено охотиться на слонов…».

Миф кенийских камба повествует нам о том, как произошли слоны.

«… очень бедный человек услышал о Ивонья-Нгия (в переводе «Тот, кто кормит бедняков»). Он решил пойти и найти его, но это был очень долгий путь. Когда он, наконец, прибыл, то увидел бесчисленных коров и овец, и там, среди зеленых пастбищ, был большой дом Ивонья-Нгия, который по-доброму принял бедняка, выслушал рассказ о его нуждах и приказал выдать ему сотню овец и сотню коров. «Нет, – сказал бедняк, – я не хочу милостыни. Я хочу секрет того, как стать богатым». Ивонья-Нгия задумался на минутку, затем достал сосуд какого-то средства и дал его бедняку и сказал: «Намажь его на отмеченный зуб на верхней челюсти твоей жены, подожди, пока тот вырастет, и продай его». Бедняк последовал этому странному указанию, пообещав жене, что они скоро станут очень богатыми. Через несколько недель зубы начали расти и он увидел, что они превратились в бивни длиной с его руку. Тогда бедняк уговорил жену вырвать эти «зубы». Он взял их на рынок и продал за стадо коз. Через несколько недель зубы у жены опять начали расти, и выросли даже больше, чем предыдущая пара, но она не позволила мужу даже дотронуться до них. Не только ее зубы, но и все тело у нее стало увеличиваться и тяжелеть, кожа стала толстой и серой. В конце концов, она выскочила из двери и убежала в лес, где и жила с тех пор. Там она родила своего сына, который также был слоном.

Время от времени супруг навещал ее в лесу, но она не поддавалась на уговоры вернуться домой. У нее появлялось все больше и больше детей, все из которых были слонами. Вот откуда пошли слоны и почему они также умны, как и люди».

С древнейших времен тигр был тотемным животным многих племен Юго-Восточной Азии. Такие племена считали, что ведут свое происхождение от тигра и после смерти сами становятся тиграми, т. е., что ныне живущие тигры являются их умершими родственниками. Это отразилось в современных «тигриных» названиях отдельных родов у индийских племен, наименованиях типа «человек-тигр» или «тигриных» именах как обозначения высшего геройства. Это особое положение тигра отражается в широко распространенных мифах о его связи с человеком. Некоторые народы Малайзии верят, что тигры, как и люди, образуют некое общество и живут в городах и деревнях.

Тигр в Китае – царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, вызывающий ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы – его сила, которая может проявляться двояко – он творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

В Древнем Китае тигр, наряду с драконом, фениксом и черепахой, – одно из четырех священных существ. Дракон считался символом весны и востока, феникс – лета и юга, тигр – осени и запада, черепаха – зимы и севера. Их изображали на боевых знаменах.

Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии. Тигра обычно связывают с воинской доблестью, так в Индии его изображение – воинская эмблема. Хотя в Японии тигр изначально был известен только по мифам, его образ был символом мужества и является атрибутом воинов-героев.

Во многих легендах и мифах о тиграх подчеркивается их сила и независимость духа.

По одному из таких древних мифов даже полосатость зверя появилась из-за его силы.

Один человек решил доказать тигру, кто настоящий хозяин джунглей. Он привязал тигра к дереву и поджег.

Мощное животное, не побоявшееся боли, напрягло все свои силы и таки разорвало веревки, от которых на рыжем мехе остались темные следы в виде полос.

В Корее тигра почитали как бога-хозяина гор и пещер, покровителя правящих королевских родов, и рассматривали как посредника между Небом и Землёй. Не случайно талисман Летних олимпийских игр 1988 года в Сеуле был выбран тигрёнок Ходори. Также корейцы верили, что оберегами служили предметы быта, украшенные рисунками, резьбой, вышивкой, в виде тигров.

Тигр почитался корейцами как религиозный символ, ибо считалось, что он доставляет людям послания богов. Известен культ Сан Син До, где ключевую роль играет тигр выходящий из пещеры горы и представлял по поверьям дух горы как сын неба и земли.

Была традиция, соблюдаемая иногда и сейчас, – вешать на входную дверь изображение тигра для защиты от злых духов.

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Пушкин А. С.

Жаворонок

Аист – особо почитаемая птица, наделяемая человеческими свойствами, охранитель и очиститель земли от гадов и прочей нечисти. Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение аиста с человеком. По украинской легенде аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом.

Поляки рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом спали штаны. Коса его превратилась в клюв, а с жилеткой сравнивают черно-белую окраску этой птицы. Говорят, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнят аиста, что он без порток, и выпрашивают у него жилетку. А женщины шутят, что концы от неровно дотканного полотна пойдут аисту на штаны.

Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что аисты имеют душу и «чувствуют сердце» человека, понимают его язык и сами раньше умели говорить, как люди. Клекот аистов принимают за молитву. Часто рассказывают о том, как аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к детям. В случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Если самку заподозрят в супружеской измене, ее судят публично и убивают. Перед отлетом аисты собираются на совет и решают, кого они не возьмут с собой.

Родство аистов с человеком видят также в том, что они селятся рядом с людьми и не боятся их. Бывает, что они целой гурьбой стучатся в дом во время холодов, чтобы их впустили обогреться. Представление об аисте-человеке отражают и поверья о неведомой земле, куда эти птицы улетают на зиму. По болгарским и македонским представлениям, в этой далекой заморской земле аисты купаются в волшебном озере и становятся людьми. Весной, искупавшись в другом озере, они вновь приобретают птичий облик и летят назад. По польским поверьям, они становятся людьми, омочив свой клюв в крови, а когда омочат себя в воде, вновь становятся аистами. В польском Поморье рассказывают о другом способе, каким аисты возвращают себе птичий облик. Весной на берегу моря они хлопают в ладони, превращаются в птиц, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он таким же образом может обратиться в аиста и перелететь в их землю.

.
Тигр - в мифопоэтических представлениях (прежде всего в ареале от Средней Азии на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке) Тигр часто выступает как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии Тигр известен и как дух гор и пещер (ср. Хосин в корейской мифологии, часто ассоциируемый с духом гор сансин). В Китае Тигр почитался не только как царь зверей, но и как гроза демонов , в частности приносящих болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на Тигре. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе Тигра. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вку-шением кусочка мяса Тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру Тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего Тигра, и т. п. Представления о Тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значе-ние образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, воз-можно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или Тигра (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского Дхармапалы и др.). Связь Тигра с женским бо-жеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Тигром связана и богиня Иштар , а владычица Запада Сиванму на основании архаичных китайских источников вос-станавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.
Особое положение Тигра отражено и в широко распространённых представлениях об их связи с человеком. Некоторые народы Малайи верят, что Тигр, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Нивхи считали Тигра особой породой людей (т. н. «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что Тигр не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум». Целый этикет обращения с Тигром выработан на Суматре, где различают, что в поведении человека нравится Тигру и что вызывает с его стороны грозную реакцию. В горных районах Бенгалии охотник, убив Тигра-убийцу, кладёт на его тело своё оружие и обращается к богу с объяснением мотивов этого убийства. Нередко Тигра рассматривают как доброжелательное животное, которое может помогать людям. Так, киргизские шаманы во время камлания обращались с просьбой о помощи к белому Тигру.
Связь Тигра с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны, способностью Тигра превращаться в человека или (чаще) способностью оборачиваться Тигром. (образ Тигра-оборотня), с другой стороны, что от Тигра или от брака женщины с Тигром ведут своё происхождение многие племена. Есть все основания говорить о Тигре как о тотемическом животном (ср. современные «тигриные» названия отдельных родов у индийских племён, наименования типа «человек-тигр», тигр или «тигриные» имена, как обозначение высшего геройства). Следы трансформированной тотемической классификационной системы можно видеть в ряде более поздних спекулятивных таксономий, где выступает и образ Тигра (таково, напр., соотнесение белого Тигра с западом, осенью и землёй в Китае и Японии; иногда с образом Тигра соотносится особый месяц; в Китае один из пяти звёздных дворцов был связан с Байху, белым Тигром, символизирующим долголетие). В христианстве Тигр - эмблема Христа (тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства). Образ дракона на Тигре соотносится в Юго-Восточной Азии с небом и землёй. Тигр в бамбуковой роще в японской традиции символизирует одержимое злом человечество в повседневном мире.