Почему в крыму удобно обосновался древний человек. Мамонты и стоянка древних людей: история древнейшего района Симферополя – Луговое

Сегодня повышенную популярность получил запрос в интернете о том, какой народ в Крыму претендует на звание первого и коренного. Постановка вопроса не совсем корректна относительного данного региона, ведь за долгую историю Крым предоставлял свою территорию представителям десятков разных народов, племен. По самому либеральному мнению коренные жители полуострова — это крымчане.

Данное звание может соседствовать с любой другой национальностью, но его первоочередность не подвергается сомнению. Каждый истинный крымчанин понимает, что вне зависимости от страны, к которой в разные эпохи примыкал полуостров, Крым всегда остается самодостаточным и уникальным. Он никогда не растворяется в ином государстве и сохраняет свои традиции и некие особые условия существования.

Тем не менее началась история освоения полуострова тысячелетия назад. Согласно некоторым учебникам, началась от ста до трехсот тысяч лет назад. А по находкам ялтинского ученого Сергея Жука появление человека на полуострове отодвигается на 800 тысяч лет. Ученому удалось обнаружить на Южнобережье целые коллекции орудий труда, возраст которых можно определить лишь приблизительно, и он не меньше 800 тысяч лет.

Подобные орудия относят к эпохе питекантропов — обезьяночеловека, «человека выпрямленного». Такие артефакты были обнаружены только на территории Южного берега.

Другие древнейшие находки относятся к эпохе неандертальцев, которые жили на земле 250-35 тысяч лет назад. Неандертальцев привлекали в Крыму удобные для жизни пещеры предгорий. Само название древнего человека — Неандерталец, произошло от названия немецкой долины Неандерталь, где ученые впервые обнаружили останки такого человека. На данный момент историкам известны 15 стоянок, расположенных на территории полуострова.

Самая древняя пещера-пристанище находится под карнизом высокого плоскогорья у реки Зуя. Стоянка неандертальца получила название Киик-Коба, что переводится как «Пещера дикаря». Первые находки в этой местности были сделаны в 1924 году археологом Г.А. Бонч-Осмоловским. Он обнаружил кремневые орудия, кости животных, золу доисторических костров — следы жизни древнего человека. После соответствующих условий историки заявили, что артефактам около 100-150 тысяч лет. Пещера использовалась неандертальцами в качестве укрытия от северных ветров, дождя, снега. Удачное расположение открытой пещеры позволяло жившим в ней людям согреваться под нежарким зимним солнцем.

Древние люди умели подбирать подходящее жилище, жизненно необходимо было наличие рядом источников воды. Так, недалеко от пещеры Киик-Коба когда-то пробивался родник. В самой пещере археологи обнаружили погребение женщины и годовалого ребенка.

Ранее, в 1880 году студент К.Мережковский проводил собственные исследования в районе Волчьего грота. Ему удалось найти кремневые орудия эпохи позднего палеолита. В 1924 году Бонч-Осмоловский также проводил здесь исследования. Волчий грот близ села Мазанка — первый на территории России памятник времен древнего палеолита. В эту эпоху проходил процесс эволюции от питекантропа до кроманьонца. В последующее время ученые-археологи находили следы неандертальцев в Новом Свете, у мыса Меганом, у Судака.

По находкам, сделанным в разных странах мира, ученые восстановили предполагаемый образ неандертальца — по сути первого жителя Крыма.

Это был невысокий человек, с короткими ногами. Передвигался вертикально, сгибая колени и широко расставляя пятки для обеспечения устойчивости. Надбровные дуги сильно выступали над небольшими глазами, но зрение у неандертальца было прекрасным. Тяжелая и почти не выступающая нижняя челюсть позволяет ученым заявлять о высокой вероятности способности к речи у древнего человека. Неандертальцы жили в социальных группах от 50 до 100 человек, имели сложные родоплеменные взаимоотношения и выживали благодаря загонной охоте. Все это благоприятно сказывалось на постепенном развитии не только речи, но и мозга.

Развитию неандертальцев также помогло изменение климата в Крыму. Отсюда стал уходить ледник, значительно потеплело. Это привело к тому, что привычные звери начали покидать полуостров, двигаясь к привычным снежным ландшафтам, а в Крыму появились новые озера. На водоемах быстро поселились водоплавающие птицы. Птица в принципе меньше тех животных, на которых обычно охотились древние люди. Кроме того, чтобы их поймать надо быть более изобретательным.

Таким образом, неандертальцы начали быстрее развиваться в умственном плане и эволюционировать в кроманьонцев. Данное название было дано человеку, проживавшему 35-8 тысяч лет назад в Европе. Первые следы кроманьонцев были обнаружены у грота Кро Маньон во Франции. К этой эпохе человек уже был достаточно высок, ходил прямо, имел тонкие человеческие черты в лице — прямой нос, выступающий подбородок, широкий лоб, отсутствие массивного надбровного валика. Кроманьонцы научились обрабатывать камень, использовали раздробленные кости для изготовления острог, гарпунов, дротиков, острых шил, наконечников для стрел.

В этот период в социальной жизни древнего человека начала образовываться зачаточная религия, родовая матриархальная община. Отдельные представители кроманьонцев оставили после себя миниатюрные скульптуры, наскальные рисунки. Кроманьонцы уже не жили исключительно в пещерах, используя их только как временные убежища. для постоянного жилья они строили полуземлянки у рек и водоемов. Пещеры и естественные углубления в скалах также использовались кроманьонцами как святилища для совершения магических культовых обрядов. Позже человек изобрел лук для облегчения охоты, приручил собаку. Охота постепенно перестала быть коллективным занятием.

В районе Нового Света и Судака археологи обнаружили стоянки, на которых предположительно древние люди выращивали подобранных жеребят, детенышей диких кабанов и коз, добывали с помощью острог рыбу, выслеживали дичь. На Керченском полуострове обнаружены временные сезонные стоянки времен эпохи неолита.

Следы древних людей в Крыму хорошо отслеживаются в западной части полуострова. Логично предположить, что если нам, нынешним, хорошо в Крыму, потому что тепло, много фруктов и близко море, то первобытные люди в Крыму ещё скорее замечали эти преимущества маленького полуострова перед громадной голой степью. Они приходили сюда, с удивлением оглядывались и охотно обживали ничейную землю – населенные дичью леса, долины со съедобными плодами и травами, полноводные реки, удобные для рыбной ловли песчаные мелководья.

Люди молодого мира умело и старательно выбирали места первых стоянок. Им предстояло пить воду из этих речек, собирать в лесу орехи и ягоды, искать целебные травы на полянах. Им надо было охотиться, убегать или дружно отбиваться от хищных зверей, а потом и от врагов двуногих. Строить жилища, растить детей.

Неандерталец («человек умелый») появился на Крымском полуострове около ста тысяч лет назад. Обнаружены здесь и более древние следы пещерного человека – находки кремневых скребков и рубил времен раннего палеолита. Очень возможно, что эти орудия труда принадлежали питекантропу («человеку выпрямленному»), который пришел в Крым из Северной Африки 800 тысяч лет назад.

Стоянку людей каменного века обнаружили под одним из скальных навесов на окраине Бахчисарая, где люди появились, как минимум, 40-50 тысяч лет назад.

Первые в Западном Крыму стоянки человека разумного – кроманьонца – относятся к эпохе мезолита. Люди той поры делали кремневые резцы, ножи, скребки, шили костяными иглами одежду из шкур. Они уже изобрели гарпун, лук и стрелы, приручили собак и на охоту часто выходили по одному или небольшими группами, учась выслеживать и подстерегать дичь. Мужчины охотились и били острогой рыбу в реках и море. Женщины выполняли домашнюю работу – готовили, шили, ухаживали за детьми, приручали принесенных из лесу детенышей диких животных. Так в хозяйстве появились коровы, овцы, козы, лошади, собаки, домашние кошки.

Небольшую стоянку людей каменного века нашли в 1934 году на берегу озера Сасык-Сиваш. Сохранились мелкие орудия: кремневые ножи, скребки, наконечники стрел. Обитатели той стоянки строили деревянные шалаши, хранили пищевые продукты в земляных ямах, умели сверлить и шлифовать орудия труда из камня, лепить из глины и обжигать на огне горшки и чаши, изредка даже украшая их примитивным орнаментом.

Арсенал охотника состоял из легких копий (дротиков), лука и стрел. Женщины научились прясть и ткать, а мужчины, помимо охоты и трудоемкого собирательства, стали заниматься скотоводством и земледелием. На зиму племя перекочевывало в предгорья, где можно прятаться от дождя и снега в гротах и пещерах.

Мир животных и растений предгорья был несравненно богаче Предгорья и тогда был несравненно богаче прибрежного. В тех долинах выше и гуще леса, плодороднее почва, больше воды и рыбы в реках. Понимают это и теперь, когда сельское хозяйство перестало быть главным источником дохода. К морю едут туристы – вот и пустеют степные и предгорные села.

Древние находки в Крыму

Подъезжая к Качи-Кальону, путешественники обычно выходят на остановке «Второе Предущельное», чтобы разглядеть на скале Таш-Аир красные рисунки первобытных людей долины. Этим изображением людей и животных от трех до семи тысяч лет. Напротив пещерного городища, в Алимовой балке, сохранились на скале рисунки, выполненные красно-бурой охрой – всадник на быке и три длиннорукие человеческие фигуры.

На плато Мангуп обнаружены орудия труда людей медно-каменного и бронзового веков. Возможно, ещё тогда они начали вырубать в известняке первые жилые помещения, дав начало группе главных крымских чудес под названием «пещерные города».

Крымские курганы

В сознании людей энеолита (медного века) появились, от страха перед природой и от надежды повлиять на неё, первые размышления о загробной жизни и первые представления о высших силах – прообразах будущих богов. Узнали об этом при изучении погребальных обрядов. Ученые Института археологии в 1960-1970 годах обнаружили в Западном Крыму курганы – захоронения медно-каменного века, эпохи бронзы и раннего железа. Это своего рода «пирамиды», хотя не столь величественные и таинственные, как египетские, которых, по образному выражению историков, боится само Время. Крым давно привлекают археологов, только их, к сожалению, часто опережают грабители.

Один курган обнаружен вблизи озера Донузлав, другой у поселка Заозерный, к северо-западу от Евпатории, ещё несколько – на Тарханкуте. По обычаям того времени в могилу ставили лепные глиняные сосуды, клали каменные топоры, терки, молотки, копьевидные бронзовые ножи, вырезанные из кости украшения. Самого покойника, уложенного на спину или на бок, обильно посыпали охрой.

В одной из могил археологи откопали примитивную деревянную соху и установили её возраст. Это дало основание говорить о зарождении пахотного земледелия на Крымском полуострове еще в конце третьего тысячелетия.

В другом захоронении нашли останки древнейшего музыкального инструмента – флейты. Кем был её владелец? Шаманом? Музыкантом? В стенках некоторых ящиков-могильников, под евпаторийскими курганами были просверлены небольшие (диаметром 5-7 см и глубиной 3-4 см) углубления в виде чашечек. Они служили для жертвоприношений: в них собирали тёплую кровь животных. Великими мастерами были каменотесы! Плиты подогнаны так, что между ними не вставить и лезвия ножа. Многие могильные ящики расписаны красной краской по черному или белому фону; в основном изображены несложные геометрические орнаменты. Свои жилища люди тоже могли украшать такими узорами.

Донузлавский и Заозерский курганы были обнесены кругом из камня, образуя примитивный кромлех. Вероятно, он был олицетворением самого первого божества – Солнца. Над некоторыми захоронениями возвышались продолговатые каменные стелы. Очень приблизительно, схематично передавали они очертания человеческих тел.

Черные археологи

Все ценные экспонаты, что погребены в курганах, должны быть когда-либо найдены и помещены в археологические музеи. Но приезжают к этим древним «черные археологи», останавливаются под видом туристов, разбивают у подножия кургана палатку – эдак, на недельку… А после отъезда остается в земле черная дыра и перекопанный, опустевший курган, под которым уже нечего делать ученым. Драгоценные предметы старины отправляются за рубеж, на рынки и в частные коллекции.

Каждый уважающий себя человек старается изучить прошлое. Обладая таким багажом знаний, мы можем делать выводы о явлениях и процессах, которые происходили на определенной территории. Кроме того, говорят, что счастливое будущее можно построить только лишь после осознания ошибок предков.

Познание жизни и деятельности людей, которые жили много лет назад, еще и неимоверно захватывающее занятие. Все когда-либо существовавшие народы, этносы, страны по-своему интересны. Особое место в науке занимает история Крыма - прекрасного полуострова, не раз ставшего причиной разногласий между разными племенами и государствами.

Хронологическая справка по древнему Крыму:

1) Палеолит в истории Крыма:
От 5 млн. лет назад до середины 9-го тысячелетия до н.э..
В него входят:
Нижний (ранний) Палеолит периодами:
- Олдувай, от 5-7 млн. лет назад до 700 тыс. лет назад;
- Ашель, около 700 - 100 тыс. лет назад.
Средний (мустье) Палеолит: от 100 до 40 тыс. лет до н.э.
Верхний (поздний) Палеолит, от 35 тыс. лет до 9 тыс. лет до н.э.

2) Мезолит в истории Крыма: от конца 9 до 6 тыс. лет до н.э.

3) Неолит в истории Крыма: от 5 до начала 4 тыс. лет до н.э.

4) Энеолит в истории Крым: от середины 4 до 3 тыс. лет до н.э.

История появления первых людей
на территории древнего Крыма, их облик и ареал

Впрочем, вопрос о существовании самого полуострова остается открытым. В 1996 г. американские геологи из Колумбийского университета обнародовали научно обоснованное предположение о том, что древний Крым был частью массива суши приблизительно до 5600 г. до н. э. Они утверждали, что описанный в Библии Всемирный потоп - результат прорыва Средиземного моря, после чего под водой оказалось 155 000 кв. км. территории планеты, появилось Азовское море и Крымский полуостров . Эта версия то подтверждается, то снова опровергается. Но кажется вполне правдоподобной.

Как бы там ни было, науке известно, что 300-250 тыс. лет назад в Крыму уже жили неандертальцы. Они облюбовали пещеры предгорий. В отличие от питекантропов, которые селились, видимо, только на Южном берегу, эти люди заняли и восточную часть теперешнего полуострова . На сегодняшний день ученым удалось изучить около десяти стоянок, принадлежавших ашельской эпохе (ранний палеолит): Чернополье, Шары I—III, Цветочное, Бодрак I—III, Альма, Бакла и т. д.

Среди тех неандертальских стоянок древнего Крыма, которые известны историкам, наиболее популярной является Киик-Коба, расположенная у р. Зуя. Ее возраст - 150-100 тысяч лет.

На пути из Феодосии в Симферополь есть еще один свидетель ранней истории Крыма - стоянка «Волчий грот». Она возникла в эпоху среднего палеолита (мустье) и принадлежала типу человека, который еще не был кроманьонцем, но и отличался от питекантропа.

Также известны другие подобные жилища. Например, у мыса Меганом возле Судака, в Холодной балке, Чокурча в Симферопольском районе, пещера у горы Ак-Кая под Белогорском , стоянки Бахчисарайского района (Староселье, Шайтан-Коба, Кобази).

Среднепалеолитический период истории Крыма характеризуется освоением южного берега территории современного полуострова, его горной части и предгорий .

Неандертальцы были невысокими, имели сравнительно короткие ноги. При ходьбе они чуть сгибали колени и расставляли нижние конечности. Надбровные дуги людей эпохи древнего каменного века нависали над глазами. Наличие тяжелой нижней челюсти, которая уже почти не выступала, позволяет предположить начало развития речи.

После неандертальцев в эпоху позднего палеолита 38 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были более похожими на нас, имели высокий лоб без нависающего валика, выступающий подбородок, поэтому называются людьми современного типа. Стоянки кроманьонцев есть в долине р. Бельбек , на Караби-яйле и над р. Кача . Древний Крым эпохи позднего палеолита являлся полностью заселенной территорией.

Конец 9-6 тыс. до н. э. в истории принято называть мезолитической эпохой. Тогда древний Крым приобретает более современные черты. Ученым известно немало стоянок, которые можно отнести к этому времени. В горной части полуострова это Ласпи, Мурзак-Коба VII, Фатьма-Коба и др.

Вишенное I и Кукрек - наиболее известные памятники истории эпохи мезолита в крымской степи.

Неолит приходится на 5500—3200 гг. до н. э. Новый каменный век в древнем Крыму ознаменовался началом использования глиняной кухонной утвари. В самом конце эпохи появились первые изделия из металла. На сегодняшний день изучено около полусотни неолитических стоянок открытого типа. В этот период истории Крыма жилищ, расположенных в гротах, было намного меньше. Самые известные поселения - Долинка в степной части полуострова и Таш-Аир I в горах.

С середины 4 тыс. до н. э. древние жители полуострова начали использовать медь. Этот период называют энеолитом. Он был сравнительно недолгим, плавно перешел в бронзовый век, но отметился рядом курганов и стоянок (например, Гурзуф, Ласпи I на юге, Дружное и последний слой Фатьма-Кобы в горном Крыму). Так называемые «раковинные кучи», которые находятся на участке побережья от Судака до Черноморского также принадлежат медно-каменной эпохе. Ареал земледельцев того времени - Керченский полуостров, долина р. Салгир , северо-запад Крыма.

Орудия труда и первое оружие в древнем Крыму

Люди, населявшие древний Крым, сначала пользовались каменными рубилами. 100-35 тыс. лет назад они начали изготавливать кремневые и обсидиановые отщипы, делали предметы из камня и дерева, например, топоры. Кроманьонцы догадались, что с помощью раздробленных костей можно шить. Неоантропы (люди эпохи позднего палеолита) охотились с помощью копья и остроконечников, изобрели скребла, метательные прутики, гарпуны. Появилась копьеметалка.

Наибольшее достижение мезолита - освоение лука и стрел. На сегодняшний день найдено большое количество микролитов, которые использовались в эту эпоху в качестве наконечников копий, стрел и т. д. В связи с появлением индивидуальной охоты, были придуманы ловушки для зверей.

В неолите совершенствуются орудия труда из костей и кремния. Наскальная живопись позволяет понять, что скотоводство и земледелие преобладали над охотой. Древний Крым этого периода истории начал жить другой жизнью, появились мотыги, сохи, серпы с кремниевыми вкладками, плитки для растирания зерна, ярма.

В начале энеолита древние крымчане уже досконально обрабатывали камень. На заре эпохи даже медные орудия повторяли форму ранее существовавших каменных изделий.

Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Люди палеолитической эпохи вначале вели бродячий образ жизни, были, как примитивное стадо. Кровнородственная община появилась в мустьерский период. В каждом племени было от 50 до 100 и больше членов. Активные взаимоотношения внутри такой социальной группы порождали развитие речи. Облавная охота и собирательство были основными видами деятельности первых жителей Крыма. В позднем палеолите появился загонный метод охоты, неоантропы начали ловить рыбу.

Постепенно зарождалась охотничья магия, в среднем палеолите возник обряд погребения мертвых.

От холодного климата приходилось прятаться в пещерах. В Киик-Кобе ученые нашли золу, которая осталась после костра. Там же, прямо внутри первобытного дома, было обнаружено захоронение женщины и годовалого ребёнка. Поблизости располагался родник.

По мере потепления исчезали привычные холодолюбивые животные. Мамонтов, шерстистого носорога, степного бизона, мускусного быка, гигантского оленя, льва, гиену заменяли ранее неизвестные мелкие представители фауны. Дефицит продуктов питания заставлял задуматься о новых способах добычи еды. По мере развития умственных способностей жителей древнего Крыма появлялось революционное для того времени оружие.

С возникновением кроманьонца меняется семейный уклад жителей древнего Крыма - основой межличностных отношений становится родовая матриархальная община. Потомки пещерных жителей начали селиться на равнинах. Новые дома сооружались из костей и веток. Они были похожи на шалаши и полуземлянки. Поэтому в случае непогоды часто приходилось возвращаться в пещеры, где также проводились культовые поклонения. Кроманьонцы все еще жили большими родами примерно по 100 человек в каждом. Кровосмешение запрещалось, чтобы жениться, мужчины уходили в другую общину. Как и раньше, мертвых хоронили в гротах и пещерах, рядом с ними клали вещи, которые использовались при жизни. В могилах найдена красная и желтая охра. Покойников связывали. В позднем палеолите существовал культ женщины-матери. Незамедлительно появилось искусство. Наскальные изображения зверей и ритуальное использование их скелетов свидетельствуют о зарождении анимизма и тотемизма.

Освоение лука и стрел позволяло ходить на индивидуальную охоту. Жители древнего Крыма эпохи мезолита более активно стали заниматься собирательством. Параллельно начали приручать собак, строили загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство проявлялось в наскальной живописи и миниатюрной скульптуре. Покойников стали предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентировались на Восток.

В эпоху неолита, кроме основных жилищ, существовали временные стоянки. Их строили на сезон, преимущественно в степи, а с приходом холодов прятались в пещерах предгорий. Поселки состояли из деревянных домов, все еще похожих на шалаши. Характерной особенностью данного периода истории древнего Крыма является появление земледелия и скотоводства.

Этот процесс получил название «неолитическая революция». С тех пор свиньи, козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот стали домашними животными. Кроме того, предки современного человека постепенно научились лепить глиняную посуду. Она была грубой, но позволяла реализовать основные хозяйственные потребности. Уже в конце неолита появились тонкостенные горшки с орнаментом. Зарождалась менная торговля.

Во время раскопок было найдено погребение, настоящее кладбище, где из года в год хоронили мертвых, предварительно обсыпая их красной охрой, украшая бусами из костей, зубами оленей. Изучение погребальных даров позволило сделать вывод о зарождении патриархального строя: в женских могилах предметов было меньше. Однако жители Крыма эпохи неолита все еще поклонялись женским божествам Деве-Охотнице и Богине Плодородия.

С приходом энеолита радикально меняется быт в древнем Крыму - появляются дома с глинобитными полами и очагами. Для их строительства уже использовали камень. Со временем вырастали города, возводились фортификационные укрепления. Настенная живопись стала более распространенной, на ящиках того времени, в которых хоронили прах, были найдены трехцветные геометрические орнаменты. Загадочные вертикальные стелы - менгиры - это феномен крымского энеолита, вероятно, культовое место. В Европе так поклонялись Солнцу.

Где хранятся археологические находки, представляющие древний Крым?

Многие археологические находки древнего Крыма сохраняются в Симферополе в виде экспонатов Крымского республиканского краеведческого музея .

В Бахчисарайском историко-архитектурном музее можно увидеть всемирно известные кремневые изделия, лепную утварь и орудия труда времен энеолита.

Чтобы изучить разнообразие артефактов древнего Крыма, стоит посетить Евпаторийский краеведческий музей, Керченский историко-археологический музей, музеи Ялты, Феодосии и других населенных пунктов полуострова.

История Крыма от палеолита в виде многочисленных орудий труда, разнообразной посуды, одежды, оружия, монолитов и других древних предметов - это своеобразное путешествие в мир предков.

Обязательно посетите музеи Крыма!

INLIGHT

За этим забором стоянка древних людей.

Facebook

Twitter

Чокурча - один из древнейших районов столицы Крыма. Название его появилось от тюркского слова "чукур", что означает "яма". Сам Симферополь принадлежит к числу сравнительно молодых городов, появившихся на карте страны уже в новое время. Однако обживал эти места еще первобытный охотник.

24 марта 1928 года состоялось очередное заседание ТОИАЭ - Таврического общества истории, археологии, и этнографии, на котором был заслушан сенсационный доклад члена этого общества, работника Центрального музея Тавриды Сергея Ивановича Забнина о раскопках близ деревни Чокурча в гроте, на который он впервые обратил внимание в 1927г. по подсказке местного врача Лоренца.

С.?И. Забнин, отвечавший в музее за археологический отдел, уже несколько лет подряд делал на заседаниях Общества сообщения об обнаруженных в Симферопольском районе предметов старины. Но на этот раз превзошел себя сам. Его доклад назывался "Новая палеолитическая стоянка у Симферополя".

В нем отмечалось, что "пещера копролитов, как мы ее назвали за нахождение в большом количестве копролитов пещерной гиены, находится в красивых отвесных скалах нуммулитового известняка второй гряды Крымских гор, идущих цепью с востока на запад на протяжении полукилометра вдоль левого берега реки Салгира, близ деревни Чокурча. Цепь этих скал со своими плато является водоразделом реки Салгира и указанной речушки. Сама пещера находится в предпоследнем восточном утесе, отстоящим от речки на 60 метров и на высоте 15 метров над ее уровнем.

По своему местоположению у реки единственная в этой цепи скал, она несомненно привлекла доисторического человека если не для постоянного жилья, ввиду ее выхода на север, то для временного убежища. Это предположение и убедило меня произвести там разведочную раскопку, давшую неожиданное открытие палеолитической стоянки с мустьерской индустрией.

В пещеру ведет полукруглый вход, шириной в 6,6 метра и высотой 2,5 метра. Внутри она полукруглой формы, глубиной и шириной в 6 метров... Стены почти гладкие, только кое-где имеются небольшие дырки. На потолке у входа в пещеру видны следы древних и новых обвалов. Дальше потолок гладкий, на котором видны узские, длинные ходы, в конце потолка высечены тамги.


Стены и часть потолка покрыты лишайниками черного цвета. Кое-где на этом фоне, среди трещин и дыр, яркими пятнами зеленеют розетки папоротников. Пол ровный, перед пещерой в уровень с полом находится площадка, длиной 9 метров, шириной 7 метров, круто обрывающаяся к речке. Над входом почти 20 метров высоты утеса зияют дыры, видны узкие русла потоков, выбоины обвалов - следы действия воды, ветра на образование и занесение пещеры.

Слева на выходе из пещеры громоздятся, выступая вперед, отделенный водостоком ноздреватый утес, с вершины которого хорошо видно, что делается у входа в пещеру. Время ее образования, нужно думать, относится к первым ледниковым эпохам, когда было много осадков.


Дорога на автобазу

С глубины 10 см встречались кости современных животных, главным образом, овец... На глубине 25 см зольный слой, в котором обнаружены остатки греческой керамики и кости животных, на глубине 40 см обнаружены небольшие костры в виде золы и углей..., керамика черного цвета, два осколка кремня и кости животных - овец, осла, собаки и пр. Нижний очажный слой, судя по керамике, осколкам кремня, костей животных, принадлежит к бронзовому веку.

Открытие этой по счету четвертой стоянки с мустьерской индустрией указывает на довольно обильное заселение Крыма человеком неандертальской расы, в эпоху мамонта и носорога, селившегося по берегам рек, находя приют от зимних стуж и хищных зверей в естественных пещерах, вымытых водами в известняковых скалах первой и второй гряды крымских гор, расположенных в районе лесостепи".


Район Чокурча

Археолог продемонстрировал чертежи сделанных им разведочных раскопок, траншей, рисунки и образцы обнаруженных орудий труда, а затем передал их другому члену того же общества профессору кафедры геологии Крымского университета П. А. Двойченко.

Собрание по предложению руководителя Крымохрис А.?И. Полканова единогласно приняло резолюцию, которая впервые в истории Общества была напечатана крупным шрифтом:

Таврическое общество истории, археологии и этнографии, признавая чрезвычайную научную ценность открытой разведками С.?И. Забнина палеолитической стоянки в пещере у деревни Чокурча, считает крайне необходимыми полные раскопки этой пещеры с тем, чтобы раскопки эти были выполнены крымскими силами, и все находки из этой пещеры поступили в Центральный музей Тавриды.

Крымским научно-исследовательским институтом на средства Главнауки РСФСР была создана специальная комиссия во главе с ведущим археологом Крымской АССР профессором Николаем Львовичем Эрнстом (1889–1956). В нее вошли также профессор П.?А. Двойченко и Забнин. Всего она трудилась почти 5 лет, особенно в 1928 и 1929 гг.

Археологи подтвердили первоначальные выводы С.?И. Забнина, обнаружили в пещере 4 горизонта - сверху вниз: татарский, средневековый, греческий и скифский (позднескифский). Из пещеры было извлечено огромное количество костей. В том числе мамонта, носорога, гигантского оленя, первобытного быка. Были кости лошади, пещерного медведя, пещерной гиены, антилопы-сайги, лисицеобразных и т.?д.

Особо следует сказать о мамонтах. Их останки находили и в других местах Крыма, например, под Алуштой. В 1930 году перед входом в стоянку были открыты остатки "около 20 мамонтов, служивших пищей для обитателей пещеры". Так что тут действительно "мамонты топали". И не только тут.

Дорога к стоянке

Когда в начале XIX века бурили артезианский колодец в районе нынешнего сквера 200-летия города, бур наткнулся на бивень мамонта и с трудом его просверлил. Из 5,5 тысяч костных останков, собранных при раскопках Чокурчи и площадки перед ней, 3041 достоверно принадлежали мамонтам.

Н.?Л. Эрнст рассказал об этом подробно в журнале ИТОИАЭ и сделал вывод:

Из обнаруженных на территории СССР палеолитических стоянок ближе всего по индустрии к стоянке Чокурча подходит верхний слой пещеры Киик-коба (в 20 километрах к востоку от Чокурчи) и Ильская стоянка на Кубани. Эти три стоянки являются древнейшими следами пребывания человека на территории Союза.

А ведь это ледниковый период - 100–35 тысяч лет назад. "Трудно, очень трудно представить теперь в цветущем Крыму суровых низколобых дикарей, живущих в пещерах, пожирающих мясо убитых ими мамонтов и антилоп... Между тем так на самом деле и было".

Узкая тропа

Эти строки из книги Н.?Л. Эрнста о людях четвертичного периода, живших в Крыму 70–90 тысяч лет тому назад. Точнее, видимо, не сформулируешь наш ответ на часто задаваемый вопрос: сколько лет насчитывает человек, проживавший на территории Симферополя. И ничего удивительного в этом нет. При открытии музея археологии его создатель известный крымский археолог А.?А. Щепинский показывал нам орудия труда, которые "возможно держал в руках человек около 500 тысяч лет назад". Полмиллиона лет - это много, трудно вообразимо...

Уже в наше время (с 1974 г.) бывшим сотрудником Крымского краеведческого музея А.?А. Столбуновым к юго-востоку от Чокурчи-1 были обнаружены следы другой стоянки, получившей название Чокурча-2. Раскапывали ее опытный археолог профессор Отто Николаевич Бадер и А.?А. Столбунов. Они пришли к выводам, что в связи с таянием льдов мамонты и другие крупные животные откочевывали на север, орудия труда измельчали, но все равно это стоянка той же эпохи мустье. Археологи настаивали продолжить раскопки, убежденные, что где-то здесь должна была быть и постоянная стоянка. Но дело по разным причинам застряло...


Стихи у входа на стоянку

Чокурча, как и Неаполь Скифский, всегда упоминались в путеводителях по Симферополю, как главные интересные объекты для посещения. В то же время, если Неаполь Скифский в последнее время стал более известен благодаря проходящим тут "Скифским мистериям", то Чокурча еще ждет своего часа.

Мы отправились в это малоизвестное даже для жителей крымской столицы место, достойное стать одной из "фишек" Симферополя. Попасть сюда можно приехав на маршрутных автобусах, едущих в Луговое, выйдя на предпоследней остановке. Отсюда нужно идти между домов (№ 83-85) в направлении Малого Салгира. Здесь есть небольшой мостик через реку, на другой стороне - стоянка Чокурча.

Еще один способ - идти по улице Щорса, на которую можно попасть или с улицы 51-й Армии или Мате Залки и идти до конца улицы. Здесь можно выйти на обрывы и спуститься вниз. Обрывы здесь очень напоминают район Неаполя Скифского и Макуриной горки. Поэтому даже знатоки Симферополя часто ошибаются в изображениях этого места.


Собственно, сама стоянка

В средние века здесь было маленькое село - Чокурча, которое и назвали по имени находящейся рядом стоянки. Отсюда вела дорога к древней Ак-Мечети, дворцу калги-султана и Битаку. Частично эта древняя дорога сохранилась, сейчас она называется улицей Тепличной, и как в старые времена переполнена транспортом.

Недавно на ней построили мечеть - вероятно в том же месте, где она стояла еще сотню лет назад. Тогда село было достаточно большое - на карте XIX века видно, что здесь жило 50 татарских семей.

Правда, дорога вся не сохранилась. Частично она проходит по территории автобазы №?1202, а далее не сохранилась - сели размыли дорогу, поднимающуюся наверх, к улице Мате Залки, она лишь частично видна в районе гаражно-строительного кооператива.


Вид ан Луговое

На территорию же автобазы нас не пустили, вероятно, опасаясь, что мы опишем, что Малый Салгир, очень мелкий в это время года, здесь весь загрязнен старыми шинами автобазы...

На старинной фотографии, вероятно относящейся к 1939 году, видна девушка, стоящая на скалах Чокурчи. Вдали можно разглядеть башню красивого особняка. Пока точно не удалось установить владельца этого имения, находящегося между Чокурчой и Сергеевкой.

Впоследствии на этой территории была основана Чокурчинская (Луговская) больница. Башня же эта приобрела в народе не совсем приличное название "Триппер-Холл":

Дело в том, что здесь еще появилась венерологическая клиника, к которой относился и особняк с башней. "Родители нас пугали, - рассказывают старожилы крымской столицы, - будете вести беспорядочную жизнь, попадете сюда!"

Уединенное место рядом с Симферополем понравилось и крымским военным. Здесь появились две танковые части, расположенные за Луговской больницей. Кроме этого, была еще часть прямо на чокурчинских скалах. Внизу, у реки, был построен подземный бункер. Каменные ступеньки для быстрого сбегания военных в подземелье сохранились до сих пор, но теперь они выглядят как "дорога в никуда" - сверху ступеньки упираются в забор нынешней автобазы, а внизу в заложенный бункер.

Район же стоянки Чокурча имеет несколько "волшебный" вид. Лес тут ярко-зеленый, густо заросший, к стоянке сверху спускаются старинные ступеньки. Внизу, около самой стоянки, была группа последователей какого-то восточного учения. Они стояли неподвижно, "превращаясь в деревья", как нам объяснил один специалист.

У входа на стоянку видна табличка со стихами:

Это место ни на что не похоже

Отнеситесь к нему с любовью, прохожий!

Не сори здесь и не жарь шашлыки

Постоял, отдохнул - убери

Пусть поляна чистотой сияет

От мирских забот душа отдыхает

Детвора, после школы

И пещеру, среди скал, охраняет.

Глубина грота до 5 м и ширина до 7 м. По существу, это лишь остаток древней, более обширной пещеры, достигавшей в прошлом, по-видимому, 15 м в длину. Передняя большая часть ее обвалилась, открыв внутреннее помещение. В известняковой скале были выдолблены изображения Солнца с лучами, мамонта и рыбы (все - размером в 50 см). В 1947 году пещера была объявлена памятником природы.

За последние десяток-полтора лет археологический памятник мирового значения, которым должен был гордиться Симферополь, превратился в обыкновенную свалку. Жители ближайших улиц годами вывозили сюда мусор, местные бомжи и алкоголики избрали жилище неандертальца местом своих сборищ. Тут жгли костры, почти полностью уничтожив древние изображения и культурный слой, а установленную когда-то металлическую решетку перед входом в грот начали растаскивать на металлолом. В 2009 году городские власти привели пещеру в порядок, но сейчас мы обнаружили, что решетку у памятника опять взломали...

Само село Луговое все больше приобретает современные черты. Еще в 60-е годы здесь появлялись первые пятиэтажки, а сейчас и новые многоэтажки.


Древняя карта

Танковые части освободили свои места, и сейчас на месте одной из них появился новый коттеджный район, а на другой - самозахват, на котором в будущем планируется построить две новостройки - одна для репатриантов, и другая - для работников МВД.

Выше по Малому Салгиру появился новый район "Солнечная долина" и район нового самозахвата. Старинные названия улиц Лугового (если они были) не сохранились. Известно только, что нынешние их названия стали появляться только в 60-е годы ХХ века. Главная улица - Луговая с 1960 называлась Продольной, с 1964 - Фруктовой и с 1978 - Луговой (видимо, как раз тогда село присоединили к городу, а улица Фруктовая здесь уже была).

Так, и улицы Тепличная и Овощная упоминаются только с 1965 г. Улица Хачатряна появилась только в 1982 г. От старого ее названия - Подгорная тоже пришлось отказаться ввиду присоединения к столице Крыма. Так и улица Дальная была названа в 1974 г., а с 1965 г. это была улица Верхняя. Здесь удалось еще обнаружить и сфотографировать старинные дома села.

Если главные улицы района - Луговая и Тепличная хорошо заасфальтированы, то некоторые смежные выглядят такими, какими они были лет сто назад - без асфальта, разбитые. Здесь можно встретить дома под старинными черепичными крышами. В одном доме могут быть окна разных размеров. Старенькая бабушка выходит на улицу, чтобы набрать воды из водоразборной колонки.

Видно, что на некоторых участках заборчики раньше были низенькие, а сейчас, из-за другой обстановки в районе, хозяева были вынуждены увеличить высоту забора при помощи кирпичной кладки.

В кустах возле Малого Салгира мы обнаружили древние каменные развалины.

В районе стоянки, юго-восточнее ее, нам удалось обнаружить еще несколько пещер - полостей. Вероятно, это и есть та самая стоянка Чокурча-2, раскопанная краеведом Столбуновым.

Еще интересный факт: в пещере в 1979 г. он нашел лопаточную кость мамонта с множеством нанесенных на нее точечных изображений (11-10 тыс. лет до н. э.). Астроном В.?М. Чернов определил, что на ней изображен участок звездного неба северного полушария, на котором удалось отождествить 16 созвездий (Северная Корона, Гончие Псы, Волопас, Дева и пр.) и 102 звезды.

Несколько лет назад еще появилась информация о том, что Чокурча - одно из мест астрономических наблюдений древних жителей. В день весеннего равноденствия луч встающего солнца попадал в точку пещерного входа. Сейчас не удалось найти информацию, подтверждающую этот факт, но, судя по карте Симферополя, этот луч должен был появляться между горами Кара-Оба и Мурун-Кир, расположенных на востоке от стоянки.

Чокурча ждет своих новых исследователей и популяризаторов...

Долина реки Малый Салгир. Именно тут расположился один из самых древних памятников эпохи палеолита. В начале XX века на окраине Симферополя была обнаружена пещера-грот с останками первых людей, орудий и наскальных рисунков. В ней сохранились изображения полуметровых мамонтов и рыб, рисунки солнца с лучами на потолке и стенах. Шестьдесят тысяч лет назад древние мужчины и женщины вели здесь свое примитивное хозяйство.

Когда-то Малый Салгир была достаточно полноводна и привлекала таких животных, как мамонты, носороги, пантеры, бизоны, разнообразные виды птиц. А найденные останки огромных размеров медведей свидетельствуют о том, что они являлись по тем временам самыми опасными хищниками. Останки всех населявших эту местность животных и произраставших растений ученые смогли обнаружить в пещере Чокурча задолго до того, как она успела превратиться в очередное запустение и опять встретить свой новый рассвет.

Крым: первые жители и поселения

Существующие результаты исследований дают нам полное право утверждать, что древний Крым был заселен еще восемьсот тысяч лет назад. Это значит, что бытующее мнение о первых поселенцах в виде тавров и киммерийцев ошибочно. Находки стоянок первых людей в Крыму около Эчки Дака определяют пребывание в крымских землях самого раннего человека - питекантропа.

Правда вопрос об образовании полуострова остается открытым и по сей день. Американцы в середине девяностых годов XX века сделали открытие: только после 5600 года до нашей эры Крым превратился в полуостров, благодаря всемирному потопу. Тогда Средиземное море покрыло более ста пятидесяти тысяч квадратных километров. Соответственно, Крым являлся частью суши, которая привлекала своими пышными лесами и лугами разного рода жизнь.

Как выглядели крымские неандертальцы

Известно, что триста тысяч лет назад в предгорьях Крыма уже жили неандертальцы, в то время как питекантропы селились в основном на южной части полуострова. Скальные пещеры в Крыму наполнены артефактами и останками того периода. Неандертальцы были достаточно низкого роста, у них были короткие нижние конечности и во время ходьбы они расставляли ноги в стороны. Начало появления речи у первых людей характеризуется практически не выступающей массивной и широкой челюстью. Однако надбровные дуги все еще нависали над лицом.

Во время среднего палеолита люди селились группами от пятидесяти до ста человек. Такие общины привели в последствии не только к групповым охотничьим вылазкам (например, облавная охота), но и к обряду погребения умерших. Правда характеристика таких поселений все еще имела вид примитивного стада.

Описание древней пещеры Чокурча

Чокурча является необычной пещерой-гротом. Это означает, что вход в нее очень широкий, с продолжающимся залом, которому предшествовал узкий лаз. Отличие грота от пещеры в том, что второе - это просто полость в верхней части земной коры, имеющая выход (один или несколько) на поверхность.

Грот Чокурча уходит вглубь на пять метров, размах ширины внутри пещеры семь метров, но дальнейшие исследования выявили, что ранее она имела протяженность в целых пятнадцать метров. Очень необычный факт - вход в грот расположен с севера. Художественные петроглифы, найденные на внутренних скальных стенах, говорят нам о творческом самовыражении древних людей. Снаружи скалы, в аккурат рядом с основной пещерой-гротом, находятся более мелкие пещеры, высота потолка которых составляет чуть больше метра.

Исследование грота Чокурча

Стоянка первобытных людей в Крыму датируется эпохой палеолита и, как доказывают историки, является самым древним жильем на всей территории Европы. Обнаружил уникальный грот известнейший археолог С. Забнин в начале 20-х годов XX века. Но исследования пещеры Чокурча как стоянки первобытного человека начались только в 1927 году.

Внутри ученые нашли останки людей древности, домашние предметы обихода, а также останки животных, которые считаются давно вымершими. Находки стали бесценным сокровищем, которое включены в подробные записи раскопок одного из ученых Эрнста. В эти записи входит описание кремниевых орудий, отделка которых была достаточно совершенна для того времени. Но самым интересных открытием являются наскальные рисунки в диаметре 50 сантиметров и черные отметки на своде грота, которые обозначают, что древние люди разжигали костры и готовили пищу на них.

Удивительной стала находка кости мамонта лопаточной части, на ней астрономы нашли высеченную карту звездного неба, его северного полушария. Карта повторяла расположение звезд того времени. Во время Второй мировой войны и оккупации немцами территории Крыма документы о раскопках и самые большие экспонаты исчезли. Однако позже в пещере нашли новые артефакты. Ими стали изображения самих древних людей. Данные изображения имели характерные черты лица неандертальца, а рядом обнаружились рисунки мифических животных.

Сегодняшние дни

После окончания войны пещера пришла в полное запустение и только в 2009 году начались восстановительные работы. Группы ученых продолжили раскопки дальше вглубь. Новые открытия не заставили себя ждать: было обнаружено огромное количество орудий труда, изготовленных из известняка и кремния, и обнаружили очередные захоронения, останки костей.

Сейчас пещера Чокурча является так как ее многовековая история полностью подтверждает всемирно известную теорию происхождения человека на Земле.

Но современные реалии не дали ей нормальной исторической жизни. На данный момент вокруг пещеры полная разруха, включая и разбитые бутылки, и горы мусора. Грот превратился в место для местных вандалов, наскальные рисунки испорчены разными надписями и покрыты большим количеством копоти. Древнейшая стоянка первобытных людей в Крыму, жилище наших предков превратилось в свалку. А ведь в 1947 году пещера была объявлена памятником природы и ее артефакты стали научной классикой.

Где находятся археологические артефакты

Крымский республиканский краеведческий музей приютил большинство находок, превратив их в очень экзотические экспонаты. Но именно пещеры в Крыму являются основным музеем под открытым небом.

В историко-археологическом музее Бахчисарая расположились предметы кремневых изделий, лепная утварь. Также артефакты древнего Крыма удобно расположились в Евпатории (Краеведческий Ялте, Феодосии и многих других городах полуострова Крым. Чокуркинская пещера - это настоящее путешествие в период жизни наших предков. Правда, куда исчез весь материал во время немецкого нападения, до сих пор не известно.

Координаты пещеры и как добраться

Из Симферополя ходит маршрутный автобус номер 88, ехать нужно до остановки "Луговая". От остановки придется пройтись пешком по побережью реки около 10-15 минут.

GPS Координаты: 44°57’34"N, 34°8’7"E (широта/долгота).

Где остановиться, отели вокруг

Примерно в одном километре от пещеры Чокурча находится ряд неплохих отелей, с хорошим рейтингом на сайте Booking. Отели "Ялос", "Оскар", "Вена", "Империал", "Венеция", гостиница "Звездная", несколько хостелов и апартаментов с ценовой политикой за ночь от 20-30 долларов. В отелях имеется бесплатный вай-фай, парковка, питание уточняется в зависимости от отеля и цены. Вокруг очень много мест для туристического проживания со всеми современными удобствами.