My Coins' Collection (Commonwealth of Nations) - Мои монеты - Британское Содружество Наций. Содружество наций в международных отношениях Страны америки входящие в состав содружества

На сегодняшний день 54 государства являются членами Содружества наций. (см. Приложение I рис.1)Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу -- 11 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории - Канада, Австралия и Индия.

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией -- некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 -- под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун. Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций (1920--1946) и по соглашению об опеке с ООН (1946--1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее. В 2009 году список стран-членов организации пополнила Руанда, которая официально была принята в Содружество 28 ноября на юбилейном саммите глав государств и правительств стран Содружества, приуроченном к его 60-летию.

Несостоявшееся членство.

Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.

Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.

Прекращение членства.

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него. В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся в состав организации. Фиджи выходило из состава организации в 1987--1997 после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика. В 2009 году Фиджи было исключено из стран-членов Содружества после военного переворота 2006 года.

Зимбабве вышло из Содружества в 2003 после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием многими членами Содружества -- странами Азии, Африки и Канадой -- политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994, после того, как был положен конец апартеиду.

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000--2001 и с 2006 после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 и с ноября 2007по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999. В 2002 аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

3 Сферы деятельности

Сегодня Содружество наций осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях: распространение норм и принципов демократии и содействие развитию. В рамках этих направления организация осуществляет следующие программы: посредничество в целях достижения мира и безопасности, верховенство закона, права человека, развитие государственного сектора, экономики, человеческого потенциала и устойчивое развитие окружающей среды. Также ведётся сотрудничество в области здравоохранения, образования и спорта.

ЭКОНОМИКА

Экономическое значение колоний для метрополии традиционно было довольно большим. Обладание Империей существенно увеличивало потенциал британской экономики и внешней политики, способствовало сохранению Великобританией статуса великой державы. События второй мировой войны и подъем национально-освободительных движений в мире; резкий рост могущества Советского Союза и США и все большее их вовлечение в дела "третьего мира" способствовали формированию в колониях самостоятельных государственно-территориальных образований. В этих условиях Великобритания попыталась сохранить хотя бы часть своих интересов в бывших колониях, а ныне - независимых государствах. Решение этой проблемы было найдено в пересмотре концепции британского Содружества наций и открытии его "дверей" для всех желающих. Содружество должно было позволить, в какой-то степени, сохранить британские экономические интересы , предотвратить переход освободившихся колоний в социалистический лагерь и связанную с этим национализацию компаний, находящихся в иностранной собственности.

В конце ноября 1961 г. президент Франции де Голль во время своего визита в Англию поставил премьер-министра Макмиллана перед необходимостью выбора между Европой и Содружеством. Однако английское правительство не было готово к тому, чтобы противостоять давлению кругов, связанных с деятельностью английских компаний в странах Содружества. В английском руководстве возникли разногласия. Конференция премьер-министров стран Содружества в сентябре 1962 г. подтвердила «необходимость обеспечения соответствующих гарантий для защиты интересов производителей продовольственных товаров и других сельскохозяйственных продуктов в Содружестве, включая тропические культуры, а также некоторые виды сырья, для которых испрашивалось разрешение беспошлинного ввоза» . В создавшихся условиях английское правительство не могло решиться на окончательный разрыв с Содружеством и отвергло французский ультиматум. 29 января 1963 г. при обсуждении просьбы Англии о приеме в ЕЭС де Голль использовал право вето.

Со временем, однако, приоритеты развития британской экономики изменились: бывшие колониальные интересы перестали быть для нее значимыми. Показателен в этом смысле тот факт, что после завершения второй мировой войны 25% доходов англо-голландской "Юнилевер" проходило по графе "плантации и ЮАК, а в 1962 г. этот показатель не превысил 7%. Постепенное уменьшение таможенных барьеров в результате Бреттон-Вудской и Ямайской конференций позволило Великобритании найти собственную нишу в международном разделении труда, ее зависимость от колониальных рынков сбыта была в значительной степени уничтожена. Научно-техническая революция, в которую новые независимые государства, в отличие от Великобритании, не были достаточно широко вовлечены, сделала продукцию британской промышленности - высокотехнологичные товары как промышленного, так и потребительского назначения - более востребованной на Западе, в развитых странах, чем в освободившихся государствах. Доля промышленно развитых государств в британском экспорте увеличилась с 73.1% в 1970 г. до 80% в 1980 г. и до 79-83% к началу XXI в. Напротив, удельный вес Содружества наций в общем экспорте Великобритании сократился с 64% в 1942 г. до 42% в 1955 г., 27% в 1970 г. и 11% в 1993 г. (см. приложение II табл.1 и график 1)

Значимость экономических связей внутри Содружества как для метрополии, так и для ее бывших колоний стремительно уменьшалась. Эта тенденция была еще более усилена после вступления Британии в Европейский союз, крайне негативно относящийся к попыткам вести независимую от общеевропейской линии экономическую политику в отношении развивающихся стран и отдающего приоритет защите собственных производителей. За десять лет с 1951 по 1961 год английский экспорт в страны бывшей империи упал с 50 до 39%, в то время как в ЕЭС он вырос с 25 до 32%. Хотя сохранившиеся почти 40% экспорта оставались весьма важным компонентом британского торгового баланса, не говоря уже о возраставших английских инвестициях в странах Содружества .

В общем, промышленный и торговый капитал, все более ориентирующийся на развитые страны и вытесняемый из своих бывших вотчин конкурентами из США, Японии, ФРГ, перестал относиться внимательно к проблемам взаимоотношений между Британией и ее бывшими колониями. При этом некоторые отрасли промышленности сохраняют свою зависимость от источников сырья в странах Содружества наций. Наиболее важны в этом смысле связи Британии с ЮАР, откуда поступает более 70% британского импорта золота, 40% - металлов платиновой группы, более 30% ванадия, хрома, магния, 16% асбеста.

В меньшей степени ослабление заинтересованности в странах Содружества относится к британскому финансовому капиталу: Лондон сохранил свой статус главного финансового центра по отношению к странам Содружества, несмотря на попытки Нью-Йорка оттеснить его. В Лондоне до сих пор совершается 28-31% международных валютных операций (в Нью-Йорке - 16%); лондонские банки выдают примерно такую же долю международных банковских кредитов; здесь проходит до трети всех переговоров о международных займах. Лондонское Сити, его банки и страховые компании удерживают важнейшие позиции в странах "третьего мира". Можно утверждать, что именно Содружество, золотовалютные авуары его стран-участниц сохранили немаловажную роль в обеспечении статуса Лондона как крупнейшего финансового центра. Сохраняются громадные капиталовложения Великобритании в ее бывших колониях.

Положительно повлияло на положение Лондона на карте мировых финансов и то, что фунт стерлингов длительное время оставался основной расчетной и платежной единицей для стран Содружества: единое имперское валютное пространство было преобразовано в стерлинговый блок, а затем - в стерлинговую зону, которая просуществовала до 1972 г. Последняя включала в свой состав 64 страны и территории, а ее границы во многом повторяли границы Содружества наций. Согласно Бреттон-Вудским соглашениям, определившим контуры новой мировой финансовой системы, фунт стерлингов выполнял функции второй "резервной" валюты, что, разумеется, способствовало стабилизации стерлингового пространства. Лишь девальвация фунта 18 ноября 1967 г. и общий финансовый кризис привели к демонтажу Бреттон-Вудской системы и окончательной замене фунта стерлингов американским долларом в качестве основной резервной валюты.

Важной сферой экономических взаимосвязей между Великобританией и ее бывшими колониями является помощь, которую она им оказывает, наряду с другими индустриально развитыми странами. Финансовая помощь в виде общей помощи развитию, займов, даров составила в 2000 г. 4664 млн. ф.ст, - всего около 6,6% общего объема помощи развитых стран. Такая помощь играет немалую роль в развитии государств Содружества, которые выступают ее основными получателями (прежде всего Индия, Гана, Бангладеш, Замбия, Уганда, Мозамбик, Танзания), испытывая острую нехватку в капитале. Наряду с финансовой, оказывается и другая помощь, например техническая - передача знаний и опыта, продажа лицензий и патентов, поставки машин, деталей, подготовка специалистов. Разумеется, эта помощь носит, как правило, связанный характер, т.е. использование тех или иных денежных средств ставится в зависимость от выполнения тех или иных условий. Таким образом, предоставление финансовой помощи является важным инструментом Лондона в борьбе за сохранение, укрепление и преумножение своих интересов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Критическим периодом в истории развития единого оборонного пространства Содружества были годы межвоенного периода и второй мировой войны. И хотя Великобритания формально осталась победительницей, но похороны старой империи и былого имперского единства уже состоялись: доминионы стали независимыми, избавившись от излишней роли Великобритании в определении своей внешней и оборонной политики и вступив в военный союз с США (Канада - в Огденсберге в 1940 г., Австралия и Новая Зеландия - согласно соглашению о создании АНЗЮС, 1952 г.). Но они не вышли из Содружества, используя его как базис для сохранения былых связей и общих традиций, дистанцировавшись, таким образом, и от Соединенных Штатов.

Начавшаяся "холодная война" привела Великобританию к положению "младшего партнера" США на добровольных началах. Лондон отказался от традиционной политики неприсоединения, нейтралитета и "блестящей изоляции". Это было обусловлено необходимостью, с одной стороны, борьбы против коммунизма, которая требовала единого и действительно сильного руководителя, а с другой - положение "партнера" могло обеспечить некоторую, по крайней мере моральную, поддержку США в борьбе против освободительных движений в колониях (потенциально социалистических), а также укрепить позиции Британии в Европе - как посредника в ее отношениях с США. Основываясь на этих соображениях, британский истэблишмент сформулировал доктрину «трех великих сфер», озвученную Черчиллем и предусматривавшую следующие приоритетные направления британской внешней политики: отношения внутри британского Содружества наций и Британской империи, отношения с англоговорящими странами, прежде всего с США, и, наконец, - с ослабленными государствами Европы (последнее предмостное укрепление, разделяющее Ла-Манш и советские танковые армии, или потенциальные новые "плющевые" страны, вынужденные ориентироваться на британскую экономику). Эта доктрина актуальна и в наше время - Содружество наций, Европейский Союз и Североатлантический альянс играют важнейшую роль во внешней политике Великобритании, несмотря на то, что советская угроза уже канула в лету.

Сейчас королевский флот продолжает обладать рядом заморских военно-морских и военно-воздушных баз (в том числе и в странах Содружества наций), что позволяет сохранять свое присутствие в самых отдаленных уголках земного шара и хотя бы в такой урезанной форме поддерживать престиж Великобритании не просто как великой державы, но как великой державы с глобальными интересами.

В наше время, с прекращением крупных вооруженных конфликтов, задачи оборонного характера утратили в определенной степени свое значение: неясны потенциальные противники и эвентуальные угрозы государственной безопасности Великобритании. С одной стороны, огромный рост военной мощи США - страны - союзника Великобритании, к тому же выступавшей в поддержку требований национальной независимости для колониальных и зависимых территорий, - привел к замещению Великобритании Соединенными Штатами в качестве глобального арбитра и лидера западного мира в его противостоянии Востоку. Громадное увеличение международного рынка торговли оружием позволило освободившимся странам организовать собственные вооруженные силы - своеобразный символ их независимости. Ныне страны Содружества или не нуждаются в защите, просто по причине отсутствия противников, или содержат свои армии и флот, уступающие британским по технической оснащенности, зато существенно превосходящие количественно (Индия), или вообще являются партнерами Великобритании в осуществлении глобальной оборонной политики Запада (внутри блоков - Австралия, Канада, Новая Зеландия).

С другой стороны, Великобритания, как и другие развитые страны, все чаще сталкивается с вызовом сил, которых не устраивает статус-кво, существующий миропорядок. Стратегия и тактика борьбы с подобными "диссидентами" еще не отработана. Это ставит вполне понятные проблемы перед вооруженными силами стран Запада, в том числе и британскими.

Британские войска, в той или иной форме, регулярно принимают участие в активных боевых действиях в различных регионах мира. В перспективе британские войска могут сыграть важную роль в урегулировании внутренних беспорядков в странах Содружества и наряду с американскими выступать гарантами международной стабильности. Таким образом, несмотря на оборонную независимость стран Содружества, все они, в то или иной степени, могут рассчитывать на британскую вооруженную помощь, или, что не менее важно, - на угрозу ее применения - немаловажный аргумент для различных любителей независимости.

С этой точки зрения, сохранение связей со странами Содружества наций и попытки их укрепления преследуют цель стабилизации внутреннего и внешнего положения суверенных государств, сохранения их в пределах существующей миросистемы.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Важным фактом национальной жизни является язык - язык повседневного общения и деловых людей, интеллектуальной элиты и докеров в порту. Интересы торговли, делопроизводства, управления обусловили постепенное распространение английского языка на территориях империи: метрополия культивировала обучение ему, а позже - и образование на нем. Глубокое проникновение англичан во все сферы жизни общества привело к тому, что их язык постепенно оттеснял местные на второй план. Этот процесс оказался возможным и потому, что территории, подчиненные англичанами, были весьма неоднородными в этническом и лингвистическом плане - иначе говоря, в Африке в состав одной колонии объединялись территории и население десятков племен, никогда до того не живших в составе единого государства. Теперь они вынуждены были как то общаться друг с другом, а города, которые построили англичане, стали крупными центрами притяжения разноязыкой массы туземцев из провинции - эти города стали своеобразными "плавильными котлами" для будущих кенийцев, ганцев и пр. И начинался этот процесс с языка - английский язык позволял объясняться как друг с другом, так и с правительственными чиновниками. Со временем английский язык проник и в глубинку, однако там его присутствие остается под вопросом и по сей день.

Язык метрополии получил распространение на всех территориях империи и долгое время служил неким критерием отличия обитателей империи от других людей, говоривших на французском, немецком, китайском и т.д., и уже поэтому выполнял немалую интеграционную функцию - он делил людей на "своих" и "чужих". В наше время значение английского языка как фактора, объединяющего народы Содружества, сильно сократилось, хотя он и сохраняет свое положение в качестве одного из официальных языков практически повсюду в государствах Содружества. Причин тому несколько. С достижением независимости в бывших колониях, а ныне независимых государствах, повсеместно произошел всплеск лингвистического национализма, ориентировавшегося на возрождение традиционных языков и отказ от наследия колонизаторов-англичан. Вместе с тем необходимость владения английским языком для представителей властной и экономической элит сохранилась, так как английский язык благодаря последовательной гегемонии США и Великобритании в мировой экономике и политике стал мировым языком делового, культурного, интеллектуального, политического общения. Новый статус английского языка способствовал тому, что старое деление на "своих" "чужих" во многом утратило актуальность. Львиная доля всех договоров, соглашений, контрактов в современном мире заключается именно на английском, а потому предпринимателям из, предположим, Индии, столь же просто договориться с компанией из Квебека, Германии или Китая, как и с ливерпульской или шеффилдской. В общем, тот факт, что лучше всего на классическом английском говорят выпускники Оксфорда и Кембриджа отнюдь не прибавляет очков Великобритании и вообще народам, для которых английский язык является родным.

Несколько иначе обстоит дело в сфере культуры, особенно в том, что касается культуры письменной. Очевидно, что британское искусство, литература и т.д., придя в страны империи вслед за языком, оказали немалое влияние на культурную жизнь и развитие этих стран. Разумеется, такое влияние первоначально было достоянием лишь интеллектуальных элит, однако впоследствии, когда нормой жизни состоятельных коренных жителей колоний стала отправка детей на учебу в Англию, а университеты по британскому образцу начали открываться и в самих колониях, сформировался определенный социальный слой, подвергшийся влиянию британской культуры. Напротив, автохтонная культура здесь оставалась зачастую лишь на задворках подсознания. Страта англизированной элиты никогда не была слишком широкой, но всегда - наиболее влиятельной. Высшие слои общества, призванные управлять, неизбежно должны были усвоить и английский язык, и британскую (а с ней - и западную) культуру, а так как при этом они отрывались от собственных корней, сохранение той или иной ассоциации с метрополией, по крайней мере, культурной, оставалось их целью даже наряду со стремлением к государственной независимости (опять же позаимствованной из идеологического багажа европейской культуры).

Когда колонии стали независимыми государствами, влияние было дополнено резко усилившимся влиянием культур других европейских государств и, видимо, сохраняется, хотя и в несколько урезанном виде, и по сей день.

Вплотную к вопросам единства культурного пространства примыкает вопрос единства религиозного. На заре истории империи этот фактор - единство людей, верующих в Христа на протестантский (англиканский) манер, - являлся, возможно, важнейшим. Единство колонистов как протестантов не в меньшей мере, чем их единство как англичан, позволило создать Канаду и Австралию, Южно-Африканский союз и Новую 3еландию. Немалое воздействие оказала религия и на англизированные элиты не-белых колоний. Обмирщение общественного сознания и распространение атеизма, материализма привели к постепенному упадку значения религии в жизни государств Содружества. Сейчас она удерживает определенные, не слишком значимые позиции в метрополии и бывших доминионах, хотя эту религию можно назвать христианской лишь с некоторой натяжкой: она сохранилась как сильно формализованная, но неотъемлемая часть классической британской культуры - и не более того. В колониях же вера в Христа, слабая на Британских островах и у потомков переселенцев оттуда, приняла очень странный облик, оптимизированная под один из приводных ремней правящих элит. Сложно говорить о том, влияют ли хотя бы каким-нибудь образом религиозные факторы на отношения между государствами Содружества, или нет. Даже если ответ на этот вопрос будет положительным, то они являются, наверное, одними из наименее существенных элементов в сложной мозаике отношений между странами Содружества.

Развитие британского Содружества наций отнюдь не было линейным или одномерным процессом, захватывая многие и многие сферы жизни общества. В наше время оно действительно утратило во многом свои позиции, что вполне объяснимо: Британия не в силах поддерживать свой великодержавный статус, ей не по силам глобальное присутствие и ответственная политика в странах "третьего мира". Ее членство в Содружестве, ее роль в нем является некоей результирующей факторов, названных выше - экономических, военно-политических, культурных и пр. Точно так же, другие страны Содружества, будучи участниками этой системы, соизмеряют свои обязательства стран-участниц со своим государственными интересами. Эти интересы носят, в основном, конъюнктурный характер, так как концепции внешней политики государств Юга не могут опереться на устойчивую традицию и вынуждены подчиняться колебаниям взглядов акторов системы - великих держав Запада и Востока. Напротив, в отношениях между странами британской культуры традиционные факторы превалируют над конъюнктурными - «словно говоря, для жителей Оттавы существенно важнее сохраняющиеся культурные связи и британское политическое, культурное и другое наследие, чем прибыльность Межгосударственной торговли. Это обусловлено прежде всего высоким жизненным уровнем этих стран, позволяющим населению задумываться не только о пропитании, но и о чем-нибудь еще. Это относится и к англизированным элитам стран "третьего мира". Можно утверждать, что Содружество наций покоится на трех китах: британской культуре, англизированных элитах Юга и единстве англосаксонской расы "переселенческих колоний". Такое положение, вероятно, будет сохраняться и впредь, несмотря на то, что значимость его элементов постепенно ослабевает.


Заключение

За минувшие 50 лет мир сильно изменился - изменение претерпела и мотивация государств - членов Содружества. Связывает ли такие государства, как Индия и Сингапур, Нигерия и Бермудские острова, что-либо, кроме записи в книге национальной истории?

Ответ на этот вопрос во многом будет ответом на вопрос об эффективности Содружества, его реальности и "нужности" для отдельных стран-участниц. Связи между этими государствами, хотя бы и существенно потерявшие в весе, до сих пор охватывают многие сферы жизни обществ и государств - бывших участников империи.

Содружество - это осколок прошлого, способствующий сохранению каких-то остатков связей, их значимости для стран-участниц; Содружество - это памятник единству британского народа и, что более актуально, -британской культуры (и политической также); Содружество - это важный элемент существующей системы международных отношений. Эти три постулата в значительной степени характеризуют современное положение Содружества наций и тех наций, которые входят в его состав. Общее прошлое стран-участниц оставило о себе неоднозначную память. Положительные и отрицательные последствия колониального периода до сих пор оказывают существенное влияние на политику и экономику новых государств.

Современное Содружество наций сильно отличается от той организации, с которой начинался процесс эволюции. В отличие от громоздкой бюрократической системы управления колониями, провоцировавшей массу конфликтов с местными политическими элитами, существующая структура полностью соответствует британским интересам уже по тому, что выгодна бывшим колониям, хотя была создана по инициативе Лондона.

Сейчас Содружество позиционируется исключительно как объединение демократических стран. В этом контексте интересно, что даже такое принципиально важное событие как вступление Мозамбика в организацию никак особенно отмечалось, чтобы не напоминать лишний раз, что все остальные члены Содружества – бывшие британские колонии.

Англия сделала большой вклад в развитие культуры и образования колоний в период существования империи. Программы Содружества наций, направленные на развитие человеческого потенциала являются естественным продолжением еще имперской политики по развитию колоний. Точно то же самое касается и стимулирование многосторонних экономических связей в рамках организации, стимулирования кооперации между развивающимися странами объединения – они выгодны Великобритании в том контексте, что развивают саму организацию. Динамично развивающиеся государства объединения – это огромный вклад и в развитие британской экономики. Если проанализировать совокупность всех гуманитарных программ организации, то становится очевидно, что их общей целью является создание единого динамично развивающегося социально-экономического и культурного организма на пространствах, составлявших Британскую Империю.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эпоха правления королей и императоров сменилась республиками и парламентскими монархиями, а те немногие короли, что остались у власти, на сегодняшний день существенно ограничены в своих правах. Но только не британская королева Елизавета II. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. И это не простая формальность, как может показаться на первый взгляд.

Монархи Швеции, Испании, Дании, Нидерландов и других королевств Европы выполняют во многом представительские функции, не играя существенной роли в политической жизни своих государств. Британский же монарх, которым уже более 65 лет является Елизавета II, хоть и имеет ограничения в своей власти в виде британского парламента, тем не менее обладает рядом ключевых возможностей.

Например, королева имеет право отклонить кандидатуру премьер-министра, который, по его мнению, не подходит государству. В истории Великобритании также известны два случая, когда Елизавета II лично назначала премьер-министра. Кроме того, королева может распустить парламент при поддержке 2/3 палаты общин.

Британская королева является главой вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так звучит полное название страны, которую мы часто называем просто Великобританией). Именно она имеет право объявлять войну или заключать мир, а также направлять действующую армию в места боевых действий.


Каждую неделю королева принимает у себя действующего премьер-министра для «обмена мнениями». Конечно же, содержание этих бесед не разглашается, но, судя по регулярным встречам, взаимоотношения между британской королевой и премьер-министром страны намного глубже, чем может показаться со стороны. Помимо этого в Великобритании существует Тайный совет, который ежедневно подает королеве необходимые документы для изучения. Королева Великобритании является главой англиканской церкви. Ну и, наконец, британский монарх обладает неприкосновенностью. Против личности монарха нельзя подать гражданский иск или завести уголовное дело.

Елизавета II является главой государства не только Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех колоний, принадлежащих стране, но и еще 15 государств, являющихся официально независимыми. Эти страны в прошлом были колониями Британской империи, но после обретения независимости, монарх Великобритании официально остался главой государства.

Британская королева является главой Содружества наций, куда помимо этих 15 стран входят Индия, ЮАР, Пакистан и многие другие. Во всех остальных членах Содружества наций британская королева не является главой государства. Среди этих 15 государств есть как крупнейшие по площади страны мира, например, Канада, так и совсем небольшие. Елизавета II назначает генерал-губернаторов, которые являются ее представителями в этих странах. Помимо множества других прав, британская королева руководит вооруженными силами всех этих стран, посредством тех же генерал-губернаторов. Итак, взглянем на владения британской королевы:

Австралия


Это государство с населением 24,8 миллиона человек (по данным статистики на 2018 год) занимает целый континент. И хотя в последние годы идут активные дебаты по превращению Австралии в республику, королева до сих пор является главой государства.

Антигуа и Барбуда


Островное государство в Карибском море с населением около 93 500 человек (по оценочным данным на 2016 год).

Багамские острова

Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане, на территории которого проживает 321 800 человек (по оценке на 2014 год).

Барбадос


Барбадос - островное государство Карибского региона с населением около 277 800 человек (по оценке на 2010 год).

Белиз

Государство Центральной Америки, население которого составляет 347 370 человек (по данным на 2015 год).

Гренада


Небольшое островное государство в Карибском море с населением 107 800 человек (по оценке на 2010 год).

Канада

Это второе по площади государство мира является бывшей колонией Великобритании и, несмотря на независимость, британская королева является главой государства, а ее полномочия здесь гораздо шире, чем в самой Великобритании. Население этой страны составляет 36,6 миллионов человек (по данным на 2017 год).

Новая Зеландия


Новая Зеландия расположена на островах к востоку от Австралии, а ее население составляет около 4,85 миллиона человек (по оценке на 2018 год).

Папуа-Новая Гвинея


Островное государство в Тихом океане с населением 7,3 миллиона человек (по оценке на 2013 год).

Сент-Винсент и Гренадины


Еще одно независимое государство в Карибском бассейне с населением 104 200 человек (по состоянию на 2010 год).

Сент-Китс и Невис


На территории этого государства в Карибском море проживают около 50 000 человек (по данным на 2010 год).

Сент-Люсия


Небольшое государство в Карибском море с населением 160 900 человек (по данным на 2010 год).

Соломоновы острова


На этих островах в Тихом океане проживают 515 800 человек (по данным переписи 2009 года).

Тувалу


На крошечных островах в Тихом океане проживают около 11 200 человек (по данным на 2011 год).

Ямайка


Ямайка расположена на одноименном острове в Карибском море, и на ее территории проживают 2,93 миллиона человек (по оценке на 2014 год).

В общей сложности, вместе с населением Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и колониальных земель, у Елизаветы II более 140 миллионов подданных по всему миру.



ТИПОЛОГИЯ СТРАН. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

БРИТАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

Государства в составе Содружества . Это - особая форма государственного устройства в странах-членах Содружества (Британского), которые признают главой государства королеву Великобритании.


В 1931 г. Великобритания, начавшая терять зависимые территории, объединила свои бывшие и настоящие колонии в составе Британского Содружества наций, с 1947 г. оно стало называться Содружество.

К началу 2007 г. в Содружество входили 53 независимых государства и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, в которых проживало 1,7 млрд человек (30% мирового населения).

Глава Содружества - королева Великобритании. Большинство стран-членов Содружества– республики (32), 6 - монархий (Бруней, Лесото, Малайзия, Свазиленд, Самоа, Тонга), 16 стран признают королеву Великобритании главой государства, т. е. формально являются конституционными монархиями. В Содружество входят формально равные страны, но различающиеся по уровню экономического развития, этническому, религиозному составу населения.

Страны-члены Содружества имеют единый государственный язык - английский, сходные системы законодательства, образования, государственной службы. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Содружество не имеет единой конституции , никаких союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т. п.). Решения его ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Члены Содружества могут быть исключены из его состава за действия, противоречащие уставу (военные перевороты, нарушение прав человека, гражданские войны ), а также имеют безоговорочное право одностороннего выхода. Так, в 1972 г. из состава Содружества вышел Пакистан , был вновь принят в 1989 г., исключен в 1999 г. и вновь принят в 2004 г. В 1961 г. за политику апартеида исключена ЮАР , которая вновь вошла в 1994 г. В 1987 г. исключены Фиджи, членство возобновлено в 1997 г., приостановлено в 2006 г., в 1995 г. исключена Нигерия , затем вновь принята в 1999 г., в 2002 г. исключена Зимбабве.

Содружество финансирует и организует для своих членов международные программы по защите окружающей среды, образованию, научно-техническому сотрудничеству, принимает меры по росту взаимной торговли и пр.

Страны-члены Британского Содружества

Страны - члены Содружества

Глава государства

Год вступления

Примечания

1.

Антигуа и Барбуда

королева Елизавета II

1981

2.

Австралия

королева Елизавета II

1931

Зависимые территории: о. Норфолк, Территория о-вов Кораллового моря, о-ва Хеард и Макдональд, Кокосовые (Килинг) о-ва, о. Рождества, о-ва Ашмор и Картье

3.

Багамы

королева Елизавета II

1973

4.

Бангладеш

Президент

1972

5.

Барбадос

королева Елизавета II

1966

6.

Белиз

королева Елизавета II

1981

7.

Ботсвана

Президент

1966

8.

Бруней

Султан

1984

9.

Великобритания

королева Елизавета II

Зависимые территории: Ангилья, Бермудские о-ва, Британские территории в Индийском океане, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Фолклендские о-ва, Гибралтар, Монтсеррат, Питкэрн, Хенденсон, о. Св. Елены и административно подчиненные о-ва Тристан-да-Кунья и Рождества, Юж. Георгия и Юж. Сандвичевы о-ва, о-ва Теркс и Кайкос

10.

Вануату

Президент

1980

11.

Гана

Президент

1957

12.

Гайана

Президент

1966

13.

Гамбия

Президент

1965

14.

Гренада

королева Елизавета II

1974

15.

Доминика

Президент

1978

16.

Самоа

пожизненный глава государства - вождь Малиетоа Танумафили II

1970

17.

Замбия

Президент

1964

18.

Зимбабве

Президент

1980

Членство приостановлено в 2002 г., исключена в 2003 г.

19.

Индия

Президент

1947

20.

Камерун

Президент

1995

21.

Канада

королева Елизавета II

1931

22.

Кения

Президент

1963

23.

Кипр

Президент

1961

24.

Кирибати

Президент

1979

25.

Лесото

Король

1966

26.

Маврикий

Президент

1968

27.

Малави

Президент

1964

28.

Малайзия

Султан

1957

29.

Мальдивские о-ва

Президент

1982

30.

Мальта

Президент

1964

31.

Мозамбик

Президент

1995

32.

Намибия

Президент

1990

33.

Науру

Президент

1968

34.

Новая Зеландия

королева Елизавета II

1931

Токелау, а также самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией - о-ва Кука и Ниуэ

35.

Нигерия

Президент

1960

Исключена в 1995 г., вновь принята в 1999 г.

36.

Пакистан

Президент

1989

Вышел в 1972 г., вновь принят в 1989 г., после военного переворота 1999 г. был исключен, вновь принят в 2004 г.

37.

Папуа-Новая Гвинея

королева Елизавета II

1975

38.

Свазиленд

Король

1968

39.

Сейшельские о-ва

Президент

1976

40.

Сент-Винсент и Гренадины

королева Елизавета II

1979

41.

Сент-Китс и Невис

королева Елизавета II

1983

42.

Сент-Люсия

королева Елизавета II

1979

43.

Сингапур

Президент

1965

44.

Соломоновы о-ва

королева Елизавета II

1978

45.

Сьерра-Леоне

Президент

1961

46.

Танзания

Президент

1961

47.

Тонга

Король

1973

48.

Тринидад и Тобаго

Президент

1962

49.

Тувалу

королева Елизавета II

1978

50.

Уганда

Президент

1962

51.

Фиджи

Президент

1997

Вышли в 1987 г., вновь приняты в 1997 г., членство приостановлено в 2006 г. после военного переворота

52.

Шри-Ланка

Президент

1948

53.

ЮАР

Президент

1994

Вышла в 1961 г., вновь принята в 1994 г.

54.

Ямайка

королева Елизавета II

1962


На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Правовой статус Содружества был закреплён от 11 декабря 1931 года , и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).

Развитие

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией - некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с по - под управлением ЮАР . В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций ( -) и по соглашению об опеке с ООН (1946-1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик , бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.

Несостоявшееся членство

Прекращение членства

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

Приостановление участия в делах Содружества

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в - и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по и с ноября по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Структура Содружества

Мальборо-Хаус, штаб-квартира Секретариата Содружества

Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II . В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне . С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Годовщина создания Содружества -- День Содружества (Commonwealth Day) -- отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).

Дипломатические отношения

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners ), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Война американских британских колоний за независимость закончилась, как известно, победой колоний. Британская Империя потеряла 13 колоний, оставив за собой на североамериканском континенте только Канаду.

В связи с этим в метрополии началось формирование двух различных точек зрения на дальнейшую политику Британии в отношении заморских владений. Сторонники одной ратовали за расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке , а сторонники второй считали, что расширять влияние, безусловно, необходимо, но нужно допустить в колониях развитие самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний.

Постепенно начали проводить реформы, в результате которых стали ещё более очевидны различия между тем колониями, в которых освоение территорий велось переселенцами из Британии и где уже имелись перспективы на развитие самоуправления, и теми территориями, где после завоевания были установлены прямые формы британского управления.

Несмотря на массу различий, и те, и другие колонии как более-менее самостоятельное государственное образование с местным правительством,которое обладало правом проводить независимую политику.

Подобный подход давал толчок развитию в колониях парламентских форм правления и возможность устанавливать власть закона. Последнему немало способствовало распространение английского языка, его использование в административной и образовательной сферах.

Пока в метрополии обсуждали вопросы о развитии самоуправления в колониях, Канада взяла инициативу в свои руки и в 1837 году Верхняя и Нижняя Канада восстали. Главным требованием было закрепление прав колониального самоуправления, которые впервые были установлены американскими революционерами 60 лет назад.

Представители власти отреагировали достаточно оперативно и в 1839 году лорд Дарем, генерал-губернатор Британской Северной Америки, выступил с предложением сформировать в колониях правительственный кабинет по аналогии с британским.

Эта колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть получали право осуществлять контроль над внутренней политикой, однако за Великобританией сохранялось право решающего голоса в следующих сферах колониальной политики:

  • контроль за государственными землями,
  • форма колониальных конституций,
  • внешняя политика,
  • внешняя торговля,
  • оборона.

Все эти ограничения были отменены ещё до конца Первой мировой войны.

Развитие

Термин "Содружество Наций" был впервые использован британским премьер-министром лордом Розберри в 1884 году. Официально база новой колониальной политики и статус Содружества были закреплены на колониальной конференции, состоявшейся в 1887 году в Лондоне .

Наиболее развитые колонии приобрели статус доминионов. Теперь они стали, де-юре, автономными квазигосударственными образованиями, а де-факто - независимыми государствам. Впрочем, это никак не повлияло на их вхождение в состав Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю.


В числе первых выделившихся доминионов были Канада, Австралийский Союз и Новая Зеландия, позднее - Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд и Ирландия.

Одним из наиболее значимых этапов в истории Содружества стала Вторая Мировая война . После её окончания, а точнее - с 1946 года из "Британского Содружества наций" это объединение стало просто "Содружеством наций".

События в Индии , которая в 1947 году приобрела независимость и установила на своей территории республиканскую форму правления, подтолкнули к основательному пересмотру положений о существовании Содружества.

Помимо смены названия, были откорректированы и цели деятельности объединения: теперь во главу угла ставятся гуманитарные миссии, образовательная деятельность и прочее. В рамках Содружества государства, различные по уровню развития и характеру экономики, получили возможность сотрудничать на новом уровне как равноправные партнёры.

Согласно новым договорённостям, каждая из стран Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из организации.

Страны-участницы

В состав Содружества на сегодняшний день входит 17 стран (не считая Великобританию), которые также называют Королевствами Содружества. Общая численность населения стран Содружества составляет порядка 1,8 млрд, это примерно 30% всего населения планеты. Формально главой этих государств признаётся британский монарх, которого представляет генерал-губернатор.

Это не мешает большинству стран-участниц не признавать власть британской короны, что никоим образом не влияет на их статус в рамках Содружества. Оно изначально является не политической организацией и потому Великобритания не имеет права вмешиваться в политику его участниц.

Далеко не все страны , входящие сегодня в Содружества имели колониальные связи с Британской Империей. Первой из таких стран, присоединившейся к организации стал Мозамбик. В состав Содружества никогда не входили: Бирма и Аден, Египет, Израиль, Ирак, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Катар и Оман. Были случаи выхода из состава Содружества (Зимбабве), в том числе с последующим восстановлением членства. К примеру, так было с Пакистаном, ЮАР.

Структура Британского Содружества

Главой Содружества Наций является британский монарх , на сегодняшний день этот пост занимает Елизавета II. Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха главы правительств стран-участниц Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого с 1965 года находится в Лондоне. С 2008 года Секретариат Содружества возглавляет Камалеш Шарма (Индия).

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Содружество Наций".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Британская Империя".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Заморские территории".
  • Большая Советская Энциклопедия
  • Энциклопедия Кругосвет