Авиационные бомбы. Современные проникающие бомбы

«Зарубежное военное обозрение» №4.2005г (стр. 45-51 )

С. СЕМЕНОВ

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из основных видов высокоточного оружия (ВТО), поскольку они сочетают в себе высокую точность попадания, значительную мощность боевой части (БЧ). Об этом свидетельствуют статистические данные о повышении доли использования УАБ в локальных конфликтах. Так, если во время войны во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии (1966-1975) в период бомбардировок (1966-1973) эта доля составляла около 1 проц., то в период боевых действий многонациональных сил против Ирака в 1991 году (операция «Буря в пустыне») она возросла до 8 проц., достигнув уже приблизительно 35 проц. при проведении операции стран НАТО «Решительная сила» против Югославии с 24 марта по 20 июня 1999 года и около 70 проц. в ходе военной операции США и их союзников против Ирака в 2003 году (рис. 1).

Термин «высокоточное оружие» начал употребляться в 70-х годах в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения.

С момента боевого применения управляемых авиабомб в военном конфликте в зоне Персидского залива (январь-февраль 1991 года) их стали относить к ВТО. Под ВТО понимаются системы и комплексы с оружием в обычном оснащении, обеспечивающие избирательное поражение стационарных и подвижных целей одним выстрелом (пуском) с вероятностью не менее 0,5 при всех заданных условиях их боевого применения.

Следует заметить, что используемое в аббревиатуре ВТО словосочетание «высокоточное» характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия «современное оружие». Так как эффективность поражения цели зависит от совокупности факторов, таких как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и взрывного устройства (ВУ), условий взаимодействия средства поражения и цели, то современные средства поражения следовало бы охарактеризовать таким понятием, как «высокоэффективное оружие» (ВЭО). Современные образцы ВТО имеют круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 1-5 м. Круговое вероятное отклонение равно радиусу круга, вероятность попадания в который составляет 0,50. Важной характеристикой поражающего свойства любого боеприпаса является отношение массы БЧ к его общей массе. Заметим, что для обычных неуправляемых авиабомб это отношение близко к единице, для авиационных управляемых ракет (УР) класса «воздух-земля» оно составляет 0,2-0,5, а для управляемых авиационных бомб - 0,7-0,9. При одинаковых общих массах УР обладают дальностью стрельбы, в 2-3 раза превышающей относ обычных УАБ. Однако в ряде случаев применение последних является более предпочтительным, например при поражении прочных и заглубленных целей. В целом УАБ управляемым ракетам, поскольку у них меньше средняя скорость полета к цели и диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относительного движения УАБ и самолета-носителя после сброса ограничивают их применение на малых высотах. УР имеют преимущество также, когда необходимо, в частности, поразить цель без захода самолета-носителя в зону объектовой противовоздушной обороны (ПВО), на дальности 100 км и более. Поэтому УАБ и УР класса «воздух-земля»

Это два вида управляемого высокоточного тактического оружия, которые, хотя и являются конкурирующими, все-таки имеют свои области применения и взаимно дополняют друг друга.

История создания и развития УАБ

Большая и интересная тема, требующая отдельного самостоятельного исследования. Отметим лишь следующее.

Первые УАБ были созданы в годы Второй мировой войны в Германии и США. Начало их боевого применения этими странами относится к 1942-1943 годам. Соединенные Штаты использовали УАБ также в боевых действиях во время войны в Корее (1950-1953), но в дальнейшем их развитию уделялось мало внимания. В СССР опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию УАБ начались еще в конце 30-х годов, но в годы войны были прерваны и возобновились только в 1947-м. Разработка УАБ завершилась принятием на вооружение в декабре 1955 года первой советской радиоуправляемой бомбы УБ-2000Ф. В разработке находились УАБ с тепловой и пассивной радиолокационной головками самонаведения (ГСН), а также телевизионно-командной системой наведения (СН). Однако в 1958 году НИОКР в этой области в Советском Союзе были прекращены.

Интерес к управляемым авиабомбам в СССР в 50-е годы угас в связи с усилением роли ракетного вооружения и созданием мощных ПВО, когда большинство важных целей стали недоступными для атаки авиацией с применением обычного бомбового вооружения. Однако события в Юго-Восточной Азии в середине 60-х годов привели США к необходимости возобновления НИОКР по созданию УАБ с учетом опыта проектирования ракет и новой элементной базы. В СССР к созданию современных УАБ (КАБ) вернулись в начале 70-х годов.

Следует подчеркнуть, что при зарождении этого вида вооружения во внимание принималась не главная особенность УАБ - обеспечение селективного (избирательного) поражения целей, а соображения, связанные с эффективным поражением цели: оперативно (за короткое время) выполнить боевую задачу минимальным числом самолетов-носителей с минимальным расходом боеприпасов, то есть своевременно поразить цель с минимальными затратами сил и средств. В то же время, по оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами (АБ) являются:

Повышение точности попадания в цель в 4-10 раз (рис. 2); сокращение расхода боеприпасов в 5-25 раз в зависимости от типа цели; уменьшение числа самолетовылетов в 2-20 раз и числа заходов на цель;

Уменьшение вероятности уничтожения самолетов-носителей системой ПВО противника; финансовых затрат на выполнение боевой операции в 2-30 раз; возможность избирательного поражения целей; сокращение времени, необходимого для поражения цели.

Высокоточное управляемое авиационное оружие, ярким представителем которого являются управляемые (корректируемые) авиационные бомбы, прошло два этапа своего развития: первый - это 40-50-е годы, второй - с конца 60-х годов и до настоящего времени.

Первый этап разработки был связан в основном с решением принципиальных вопросов выбора конструктивно-аэродинамических компоновок изделий, с построением систем наведения, управления и энергопитания и отработкой тактики их применения.

Возобновление работ по созданию УАБ (второй этап) диктовалось требованиями значительного повышения эффективности боевого применения бомбового вооружения в условиях высоких скоростей самолета-носителя при атаке целей и увеличения дальности сброса, что было вызвано созданием более совершенных объектовых систем ПВО. Второй этап работ осуществляется до сих пор под девизом интенсивного использования последних достижений в науке и технике и современных технологий с учетом преемственности в разработках. Лидирующее положение в области создания управляемых авиабомб в мире занимают США, где уже разрабатывают и апробируют в боевых условиях УАБ четвертого поколения. В соответствии с приведенным выше понятием «поколение КАБ (УАБ)» среди отечественных корректируемых бомб можно выделить два поколения: второе и третье. Принимая во внимание то обстоятельство, что создание отечественных КАБ происходило с учетом зарубежного опыта создания УАБ, первое их поколение по мировой классификации следует отнести ко второму поколению.

Хотя первая корректируемая авиабомба второго этапа отечественных разработок КАБ-500 и была снабжена флюгерной лазерной ГСН, но имела, в отличие от УАБ США первого поколения (в частности, типа «Болт-84»), автопилот, обеспечивающий стабилизацию стартовых возмущений после сброса с самолета-носителя, а также стабилизацию по крену. Таким образом, КАБ-500 была более совершенным образцом, чем первые американские УАБ.

С точки зрения системного подхода к выбору средств оснащения УАБ, как управляемый снаряд, является исполнительной частью ударного авиационного комплекса вооружения, на который возложены функции доставки авиабомбы в район цели, обнаружения и целеуказания объектов поражения, решения задачи определения момента пуска (сброса) УАБ и передаче необходимой информации в УАБ, управления УАБ при необходимости (например, при полуактивном или телекомандном методе наведения ее на цель) на траектории полета к цели. В связи с этим целесообразно определить суть понятия «управляемая авиационная бомба», с учетом которого будет вестись изложение всего последующего материала.

Но прежде, чем перейти к этому вопросу, рассмотрим влияние точности наведения УАБ (или любого боеприпаса) на вероятность поражения малоразмерной цели (рис. 3). Для обеспечения вероятности попадания в малоразмерную цель не менее 0,8 необходимо, чтобы точность наведения авиационного боеприпаса была σ = 5м (σ - среднеквадратичное отклонение, круговое вероятное отклонение Екво= 1,177а). Для современного ВТО точность наведения σ = 3 м считается стандартом.

Из графика, изображенного на рис. 4, видно, что число бомб п, необходимых для поражения малоразмерной цели с заданной вероятностью, резко возрастает, если боеприпас имеет точность наведения более 5 м.

Эффективность действия БЧ по данной цели и точность наведения боеприпаса взаимосвязаны, что определяется на этапе конструирования и отработки боеприпаса.

Из сказанного выше совершенно ясно, что точность наведения является одной из определяющих характеристик (признаков) при выработке определения понятия «УАБ». Известно также, что точность стрельбы неуправляемыми снарядами определяется точностью прицеливания (методические и инструментальные ошибки) и действием всех ошибок, носящих случайный характер по отношению к процессу прицеливания (разброс параметров сброса, ошибки оператора и внешние факторы - изменение ветра, температуры и плотности воздуха).

Существует несколько определений понятия «управляемая авиационная бомба». Согласно одному из них это - бомба, имеющая системы телеуправления и самонаведения, а другому - это управляемый снаряд.

По мнению российских военных специалистов, управляемая (корректируемая) авиабомба кроме стабилизатора имеет рули, иногда и крыло, а также систему управления по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т. д. Такие свойства управляемых авиабомб, как возможность изменения траектории своего движения, осуществление управляемого полета и поражение цели с высокой точностью, не входят в определение, так как эти функции обеспечиваются системой управления, которая введена в определение понятия «УАБ (КАБ)».

Руководствуясь классическим методом определения понятия через род и видовое отличие и опираясь на специфические существенные признаки, отличающие УАБ от всех остальных видов, входящих в указанный род, предлагается следующее определение этого боеприпаса: «Управляемая авиационная бомба - это авиабомба, снабженная системой управления, обеспечивающая минимальный промах относительно точки прицеливания». Здесь понятие «система управления» употребляется в широком понимании, включая систему наведения, в частности ГСН, автопилот и исполнительные устройства.

УАБ как объект (техническая система) состоит из следующих элементов: информационно-измерительного устройства, определяющего положение или направление бомбы относительно точки прицеливания (координатор или датчик цели); БЧ и ВУ; системы управления, выполняющей функции системы стабилизации и осуществляющей управление по сигналам информационно-измерительного устройства для изменения положения УАБ относительно центра масс в пространстве; органов управления (обычно аэродинамического типа); аэродинамического модуля; ускорителей различных типов и назначения.

Классификация УАБ. Авиабомбы как вид вооружения подразделяют на обычные (неуправляемые) и управляемые. В настоящее время окончательно сформировались два подвида УАБ, которые условно можно разделить на корректируемые и управляемые бомбы, оснащенные крылом.

Практический опыт разработки и применения зарубежных и отечественных УАБ, тенденции и перспективы их развития дают возможность классифицировать эти боеприпасы по различным признакам, полагаясь при этом на правило формальной логики, согласно которому деление возможно лишь по одному из них. Таких признаков может быть много (классификация УАБ по ним представлена в таблице).

В соответствии с установившейся мировой классификацией УАБ различают также по поколениям.

Предварительно заметим, что под поколением управляемых авиабомб принято понимать ряд (семейство, группу) УАБ, характеризующийся единым идеологическим замыслом при создании и такими общими конструктивно-технологическими решениями каждой из бомб этого ряда, как конструктивная компоновка, элементная база и прочее, которые определяют технические условия одного порядка, выраженные в качественно-количественных показателях, сохраняя при этом преемственность образцов УАБ от одного поколения к другому.

Общая характеристика современных разработок УАБ за рубежом. Ведущая роль в создании УАБ за рубежом принадлежит США, однако разработки в этой области ведут самостоятельно фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии и других стран.

Подобные НИОКР проводятся за рубежом с широкой интеграцией и в тесном сотрудничестве по согласованным комплексным программам. По состоянию на 1990-1992 годы на вооружении США и их союзников находились около 50 образцов УАБ с различными типами ГСН и БЧ, из них 60 проц. приходилось на долю первых. Основная номенклатура УАБ создана в Соединенных Штатах в рамках целевых программ «Уоллай», «Пэйв Уэй-1, -II, -III, -IV», НОВО и других. Фирмы-разработчики: «Тексас инструменте», «Мартин Мариэтта», «Селеско», «Хьюз эркрафт», «Рокуэлл интернэшнл».

Разработка УАБ в других странах ведется по тем же направлениям, что и в США, с использованием отдельных элементов американских систем и штатных БЧ авиабомб калибров 500, 1 000, 2 000 и 3 000 фунтов, при этом на начало 90-х годов на долю Франции приходилось

14 проц. разработок, ведущие фирмы «Матра», SAMP; имеются УАБ с лазерными и телевизионными ГСН; доля Бельгии составляла 8 проц.; ведущая фирма «Форт Зеебрюг» по лицензии фирмы «Рокуэлл интернэшнл», предпочтение отдается разработке УАБ с телевизионной ГСН; доля Израиля составляла 8 проц., ведущие фирмы IAI, «Рафаэль», «Элбит»; успешно ведутся разработки УАБ с различными ГСН - лазерными, телевизионными и тепловизионными, несмотря на закупку УАБ в США; доля Великобритании составляла 4 проц., ведущие фирмы «Портсмут авиэйшн», «Рэйел аэрок истеблишн» предпочтение отдается разработке УАБ с лазерными ГСН; доля Швеции составляла 2 проц., ведущая фирма «Эрикссон», предпочтение отдается УАБ с телевизионными ГСН; доля Австралии составляла 2 проц., ведущая фирма «Управление по науке и технике» министерства обороны Австралии; на долю Японии приходилось 2 проц., ведущая фирма «Мицубиси Дэнки», предпочтение отдается УАБ с лазерной ГСН.

Анализ современного состояния управляемого бомбового вооружения авиационных носителей был выполнен главным образом по разработкам США как наиболее мощной и лидирующей в развитии этой области ВТО страны. Но не менее интересна картина и в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Франция, Бельгия. Также был проведен анализ как по уже выполненным и принятым на вооружение разработкам, так и по разработкам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии, ЮАР и совместно ведущимся Великобританией, США и Францией проектам, находящимся в стадии проектно-конструкторских исследований.

Приведенные в нем основные статистические данные по зарубежным образцам УАБ дают возможность провести различные исследования, например, установить распределение УАБ по странам, связать число бомб с различными типами СН, сформировать мнение о распределении УАБ с различными типами СН, в том числе по отдельным странам, а также сделать заключение о распределении числа УАБ по точности наведения для лазерных, телевизионных, тепловизионных и других СН.

Статистический анализ этих разработок на начало 90-х годов показывает, что основные тактико-технические требования к «образцовой» УАБ сводятся к следующему: калибр 1100-1 200 кг, система наведения - лазерная полуактивная, боевая часть - фугасная, точность наведения Екво = 5-6 м.

Максимальная дальность применения управляемых авиабомб различных типов и конструкций при сбросе на дозвуковой скорости составляет: при сбросе с высоты 900 м - 5 и 16 км (при оснащении УАБ ускорителем на твердом топливе), и при сбросе с высот 4-6 км - 10-12 км (при оснащении УАБ флюгерными и гиростабилизированными СН); с высоты 10-15 км - 15-20 км (при оснащении УАБ телевизионными системами наведения); при сбросе с малых высот - 37 км (при оснащении УАБ ускорителем) и с высоты 9-13 км - 40-80 км (при оснащении телевизионно/тепловизионно-команд-ными СН); с высоты 2-А км - 10-12 км (при оснащении инфракрасными, проти-ворадиолокационными СН и крылом); с высот 8-10 км - 24-75 км (при оснащении комплексированными инерциально-спутниковыми СН).

В период с 1992 по 1998 год в США основные работы по совершенствованию высокоточного оружия в части использования КРНС NAVSTAR для наведения в управляемых авиабомб проводились в рамках следующих программ:

- JDAM (Joint Direct Attack Muniton) - предусматривающей разработку УАБ на базе бомб Мк.83 и Мк.84, а также стандартных авиационных бомб других типов (GBU-31,-32, -36, -38);

- WAGE (Wide Area GPS Enhancements) - по расширению возможностей УАБ AGM-130, -130A, -130В при использовании КРНС NAVSTAR на обширных участках, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО противника;

-JSOW (Joint Stand Off Weapon) - по созданию управляемых авиационных кассет нового поколения типа AGM-154А, В и С, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО.

Специалистами фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» были разработаны варианты УАБ JDAM: GBU-31 (снаряжена Мк.84 или BLU-109, калибр 2 000 фунтов), GBU-32 (Мк.83 или BLU-110, калибр 1 000 фунтов). Фирма «Боинг» завершила испытания нового варианта УАБ -GBU-38 JDAM на основе авиабомбы Мк.82 (калибр 500 фунтов).

Анализ результатов боевого применения УАБ JDAM подтвердил необходимость улучшения точности наведения этих бомб путем их оснащения наряду с инерциальной системой управления (ИСУ) ГСН, что и предусмотрено очередным этапом программы разработки этого оружия. Кроме того, для увеличения дальности полета, которая сейчас составляет 16-24 км, рассматривается возможность оснащения УАБ складывающимся крылом. По мнению американских специалистов, это позволит увеличить дальность полета бомбы JDAM до 64-96 км.

Впервые УАБ JDAM были использованы для поражения заранее определенных целей с самолетов ВВС и ВМС, в том числе со стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» в первые дни налетов на Югославию.

Развитие УАБ на современном этапе направлено главным образом на расширение условий и совершенствование тактики их применения, в том числе без входа в зону действия ПВО противника, на обеспечение автономности наведения, увеличение номенклатуры целей, повышение эффективности их поражения, дальнейшее уменьшение стоимости их производства и эксплуатации.

В то же время реализация указанных требований значительно увеличивает стоимость создания УАБ по сравнению с неуправляемыми бомбами или наиболее простыми бомбами первого поколения. Однако, как показывают исследования, несмотря на относительно высокую стоимость УАБ по критерию «стоимость/эффективность», их боевое применение дает преимущество в 1,5-30 раз в сравнении с обычными авиабомбами.

В условиях мирного времени или небольших локальных войн, не требующих большого количества боеприпасов, зарубежные разработчики полагают, что необходимо в полном объеме финансировать научные исследования и разработки в интересах создания перспективных УАБ; обеспечивать проведение НИОКР по созданию таких бомб, их наземную и летную отработку; изготавливать небольшие партии новых УАБ.

Такая техническая политика, по мнению западных военных аналитиков, позволяет находиться на высоком научно-техническом уровне, иметь отлаженное производство, эффективно решать боевые задачи в различных локальных конфликтах и при необходимости быстро развернуть производство УАБ в необходимых масштабах.

Тенденции в развитии УАБ. В заключение отметим характерные черты и пути развития современных УАБ, которые выделились в самостоятельный вид высокоточного авиационного вооружения, имеющий свое определенное место при ведении боевых действий. Анализ результатов использования такого вооружения в боевых конфликтах показывает, что в настоящее время отсутствует универсальный тип авиационного оружия класса «воздух-земля», способный поражать всю номенклатуру фронтовых объектов противника. Управляемые авиабомбы с лазерными, телевизионными и тепловизионными СН будут в ближайшем состоять на вооружении развитых стран, оставаясь приоритетным типом оружия для нанесения избирательных ударов по особо важным объектам, малоразмерным и прочным целям. Сопоставительный анализ основных характеристик зарубежных УАБ всех трех поколений показывает, что совершенствование этого вида оружия шло в основном за счет увеличения точности с 30 до 3 м (по круговому вероятному отклонению), расширения типов БЧ (от фугасной и кассетной до БЧ двойного действия, бетонобойной и специальной конструкции) и условий боевого применения по высотам и дальности, что позволило повысить боевую эффективность применения таких бомб с 0,7до 0,9.

Анализ основных тактико-технических характеристик УАБ зарубежных разработок за почти 30-летний период позволяют сделать некоторые выводы относительно дальнейших технических путей развития УАБ, исходя из их основного предназначения.

В общем виде основные требования к идеальной УАБ можно сформулировать следующим образом:

1. Возможность применения днем и ночью в любых погодных условиях.

2. Во зм ожность применения е широком диапазоне высот и скоростей, в том числе с малых и предельно малых высот.

3. Отсутствие ограничений на ТТХ самолета-носителя.

4. Возможность одиночного и залпового применения по одной или нескольким целям в одной атаке.

5. Оснащение универсальной мощной БЧ, обеспечивающей эффективное поражение большой номенклатуры целей.

6. Адаптация к целям за счет оснащения управляемым ВУ с избирательным действием у цели.

7. Применение без входа в зону действия ПВО противника (за счет увеличения дальности полета).

8. Унификация и модульность построения.

9. Относительно низкая стоимость, в том числе и при эксплуатации.

10. Минимизация связей с самолетом-носителем.

11. Автономность действия.

Весьма перспективным направлением развития УАБ в целях реализации требований пунктов 1,4,10,11 является использование в составе системы наведения УАБ бесплатформенной инерциальной системы управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.

Необходимо отметить, что значительные достижения в повышении эффективности целеуказания за счет использования РЛС с синтезированием апертуры создали предпосылки для разработки УАБ, не оснащенных ГСН, в которых для наведения на цель используется командная радиолиния.

Характер современных зарубежных разработок показывает, что наметилась устойчивая тенденция в развитии УАБ по двум направлениям. Одно из них связано с созданием простых и дешевых образцов массового применения (УАБ по проекту JDAM), другое - с созданием сложных и дорогих образцов для выполнения важных боевых задач (по проекту JSOW). Между этими крайними направлениями работ существует область, которая предполагает совершенствование уже ранее разработанных и состоящих на вооружении образцов УАБ, например GBU-15, AGM-130, а также по программе «Пэйв Уэй».

Авиационные бомбы - средства поражения, сбрасываемые с летательного аппарата. Они предназначены для нанесения удара по различным наземным и морским целям. Впервые на вооружении авиации бомбы появились перед началом первой мировой войны, и с тех пор они стали наиболее многочисленным видом авиационных боеприпасов.

Бомбы бывают основного, специального и вспомогательного назначения. Бомбы основного назначения предназначены для поражения вражеских объектов посредством взрыва, удара или огня. К ним относятся фугасные, зажигательные, осколочные, осколочно-фугасные, фугасно-зажигательные, бронебойные, противотанковые, противолодочные. К бомбам специального назначения относят: фотоосветительные, имитационные, дымовые, практические и агитационные. Бомбы вспомогательного назначения - ориентирно-сигнальные и светящие.

Основными характеристиками авиационных бомб являются калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, характеристики эффективности, диапазон боевого применения.

Калибр - номинальная масса бомбы с установленными геометрическими размерами. Калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа. Например, ОФАБ-100 - осколочно-фугасная авиационная бомба калибра 100 кг. Если имеется несколько разновидностей бомб одного и того же калибра и типа, но отличающихся друг от друга некоторыми особенностями, то эти особенности указываются в обозначении бомб соответствующими индексами. Например, ФАБ-1500Ш - фугасная авиационная бомба калибра 1500 кг для штурмового применения.

Коэффициент наполнения - отношение массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,1 до 0,7. Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб, наименьший - у осколочных.

Характеристическое время - показатель бомбы, характеризующий ее баллистические свойства. Значение характеристического времени определяется временем падения бомбы, сброшенной при горизонтальном полете летательного аппарата с воздушной скоростью 144 км/ч на высоте 2000 м в условиях стандартной атмосферы. У современных бомб значение характеристического времени лежит в диапазоне от 20,25 до 33,75, это значение учитывается при определении угла прицеливания.

Бомбы основного назначения являются наиболее распространенными. Фугасные авиационные бомбы (ФАБ) предназначены для уничтожения различных целей. Их калибр изменяется от 50 кг до 10 000 кг, коэффициент наполнения ФАБ - от 0,4 до 0,55. Основными поражающими факторами ФАБ являются ударная волна, кинетическая энергия бомбы и продукты взрыва. Кроме того, ФАБ могут поражать некоторые объекты при помощи осколков. Поражающие действия ФАБ характеризуют: радиус зоны поражения объекта, объем воронки при взрыве в грунте, глубина проникновения в грунт, толщина бетонного перекрытия, пробиваемая бомбой.

Фугасные авиационные бомбы могут быть: обычной конструкции, толстостенные, объемно-детонирующие и штурмовые. Толстостенные ФАБ имеют более толстый корпус, по сравнению с обычной ФАБ, выполненный из легированной стали. Они предназначены для поражения железобетонных укрытий, взлетно-посадочных полос аэродромов, фортификационных сооружений, бетонных и стальных мостов.

Штурмовые ФАБ служат для бомбометания с горизонтального полета с малых высот. На них установлены встроенные тормозные устройства и взрыватель мгновенного действия. Они предназначены для разрушения бетонированных объектов. К бомбам такого типа относится бомба "Дюрандаль" (Франция). Она сбрасывается с высоты 50-500 м. Ее полет тормозится двумя парашютами, раскрывающимися автоматически. На заданной высоте срабатывает программное устройство и включается ракетный ускоритель, в результате этого бомба приобретает скорость 200 м/с. "Дюрандаль" способна пробить бетонированную взлетно-посадочную полосу толщиной до 0,7 м и взорваться на глубине до 2 м, при этом разрушив бетонное покрытие на площади до 0,2 га.

Объемно-детонирующие авиационные бомбы (ОДАБ) по сравнению с обычными ФАБ обладают большим радиусом поражения. Это объясняется тем, что энергия взрыва ФАБ выделяется в объеме взрывчатого вещества, создается излишне большое давление. Выделение энергии при действии ОДАБ происходит в объеме аэрозольного облака, размеры которого во много раз превышают размеры бомбы. Давление продуктов взрыва внутри облака - около 3 МПа - является достаточным для поражения объектов, подверженных воздействию ударной волны. Аэрозольное облако "затекает" в окопы, укрытия, усиливая поражающее действие ОДАБ. Бомбы ОДАБ впервые были испытаны американцами во время войны во Вьетнаме.

Осколочно-фугасные авиационные бомбы (ОФАБ) предназначены для поражения ракетных установок, летательных аппаратов на открытых стоянках, артиллерийских орудий, автомобилей, живой силы противника и т. д. Коэффициент наполнения ОФАБ составляет 0,3-0,35. Основными поражающими факторами бомбы являются продукты взрыва, ударная волна и осколки корпуса.

Осколочные авиационные бомбы (ОАБ) предназначены для поражения живой силы и автомобильной техники противника. Основным поражающим фактором бомбы являются осколки корпуса. ОАБ могут быть калибра от 0,5 до 100 кг, коэффициент наполнения - 0,1-0,2. Бомбы снабжены взрывателями мгновенного действия. Существуют ОАБ с готовыми осколками. Так, в шариковых ОАБ в качестве осколков используются стальные шарики. Корпус шариковой ОАБ изготовлен из легкого сплава, внутри корпуса размещается взрывчатое вещество, контактный взрыватель и металлические шарики. На бомбе установлен взрыватель с центробежным предохранительным механизмом, который срабатывает после того, когда шарик определенное количество раз повернется вокруг своей оси. ОАБ калибра до 10 кг сбрасываются с летательного аппарата в разовых бомбовых кассетах (РБК) или из специальных контейнеров многоразового использования. Кассеты имеют габариты ФАБ калибра 100-500 кг и обозначаются шифром, где указывается название кассеты, ее калибр и тип снаряжения. Например, РБК-250АО-1.

Противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ) предназначены для поражения танков и другой бронированной техники противника. Калибр ПТАБ изменяется от 0,5 до 10 кг. Основным поражающим фактором ПТАБ является кумулятивная струя, имеющая диаметр 1-2 мм и скорость 10-15 км/с. Материал брони выжимается струей в сторону, в результате этого в броне образуется пробоина. Находящиеся за броней уязвимые агрегаты цели поражаются пробивным зажигательным и инициирующим действием остатков струи и осколков брони.

Зажигательные авиационные бомбы (ЗАБ) предназначены для уничтожения и поражения огнем живой силы и техники противника. ЗАБ имеют калибр от 1,5 до 500 кг. ЗАБ калибра до 2,5 кг снаряжаются термитным составом (смесь алюминия с окислами железа).

Разновидностью ЗАБ являются фугасно-зажигательные авиационные бомбы (ФЗАБ), которые предназначены для поражения складов горючего, нефтехранилищ и т. д.

Авиационные бомбы бывают свободного падения и управляемые. На вооружении ВВС России имеются авиационные бомбы и кассеты, представленные в таблице.

Авиационные бомбы и кассеты

Тип Класс бомбы Длина. мм Диаметр, мм Масса бомбы, кг Масса БЧ,кг Тип БЧ Примечания
БЕТАБ-250 св.п 1857 285 200 140 Б Бетонобойная
БЕТАБ-500 св.п 2107 426 430 380 Б Бетонобойная
ГБ-100 св.п 1250 214 120 100 Ф Глубинная
ЗАБ-250 св.п 1000 267 250 200 3
ЗАБ-500 св.п 2142 321 500 480 3
КАБ-500Л УПР 3050 400 534 400 Ф Лазерная гсн
КАБ-500кр УПР 3050 350 560 380 ББ Телевизионная ГСН
КАБ-1500Л -ПР УПР 4600 580 1500 1100 ПБ
КАБ-1500Л -Ф УПР 4600 580 1560 1180 Ф Корректируемая с лазерной гсн
ОДАБ-1000 св.п 2142 464 1000 950 ОБ Объемно-детонирующая
ОФАБ-100 св.п 964 267 100 60 ОФ
ОФАБ-250 св.п 1589 285 250 210 ОФ
ПБ-250 св.п 1982 250 250 200 ОФ
РБК-250-275АО-1-СЧ св.п 2120 325 273 150 К Разовая бомбовая кассета
РБК-500АО св.п 2285 464 380 290 К Разовая бомбовая кассета
РБК-500 ШОАБ-0,5 св.п 1500 450 334 283 Ш Разовая бомбовая кассета
СЗВ УПР 1300 211 94 19 У Глубинная с гидроакустической гсн
ФАБ-100 св.п 964 267 100 70 Ф
ФАБ-500 св.п 2142 392 500 450 Ф
ФАБ-5000 св.п 3107 642 4900 4200 Ф
ХБ-250 св.п 1392 303 250 200 X
ХБ-2000 св.п 2428 535 2000 1700 X

Как видно из таблицы, большинство бомб являются бомбами свободного падения. Бомбы этого типа широко представлены в вооруженных силах не только России, но и других стран. За всю историю существования были разработаны сотни модификаций неуправляемых бомб.

Управляемые авиационные бомбы

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из наиболее эффективных видов авиационного оружия, предназначенного для нанесения ударов по наземным (надводным) целям.

Пионерами в создании таких бомб стали Германия и США. Разработка первой немецкой управляемой бомбы под руководством доктора Макса Крамера началась в 1938 году. 9 сентября 1943 года эскадрилья бомбардировщиков Do-217 провела точное бомбометание по итальянским кораблям с высоты более 8 километров за пределами досягаемости огня зенитных средств. Две бомбы попали в верхнюю палубу линкора «Рома», после чего он затонул. Значительные повреждения получил также линкор «Италия». Немецкие самолеты были вооружены управляемыми бомбами PC-1400X («Фриц X») с радиокомандным наведением. Масса ее боевой части составила 1400 килограммов, а дальность планирующего полета – 8 километров при сбрасывании со средних высот.

В США боевое применение управляемых авиационных бомб началось в декабре 1944 года. С помощью УАБ AZON и RAZON самолеты ВВС разрушили в Бирме железнодорожный мост, который ранее тщетно пытались уничтожить обычными авиабомбами. Уже в 1945 году авиация ВМС имела на вооружении УАБ типа «Bat» с достаточно совершенной для того времени активной радиолокационной головкой самонаведения. Эти бомбы использовались для нанесения ударов по японским кораблям.

Однако бурное развитие управляемых бомб вскоре было приостановлено из-за абсолютизации возможностей ядерных боеприпасов. Лишь в 1960-е годы американские фирмы вновь приступили к разработке управляемых авиационных бомб. При этом они учли последние достижения в области создания систем наведения. Во время войны во Вьетнаме ВВС США испытали УАБ в боевых условиях, и, прежде всего, для разрушения таких малоразмерных целей, как мосты.

Убедительные результаты, подтверждающие высокую эффективность УАБ, были получены в ходе операции «Буря в пустыне». Здесь управляемые бомбы использовались очень активно. Значительная часть авиаударов была нанесена с помощью УАБ во время войны в Югославии в конце XX века.

Проведенные в США исследования показали, что по критерию «стоимость-эффективность» УАБ предпочтительнее неуправляемых бомб. Опыт боевого применения управляемых бомб в Индокитае показал, что расход этих боеприпасов на поражение цели был в 50-100 раз меньше, чем неуправляемых бомб, а материальные затраты, даже без учета потерь носителей при массированных налетах, значительно ниже.

В управляемых авиационных бомбах сочетаются высокие поражающая способность боевой части обычных авиабомб и точность наведения на цель управляемых ракет класса «воздух – поверхность» Отсутствие двигателя и топлива к нему позволяет при равной с управляемыми ракетами стартовой массе доставить к цели более мощную боевую часть. Так, если у авиационных управляемых ракет отношение массы боевой части к стартовой массе составляет 0,2-0,5, то для УАБ оно примерно равно 0,7-0,9.

Оптимальное аэродинамическое проектирование и улучшение несущих свойств крыла позволяют значительно увеличить дальности действия УАБ и перекрыть почти всю зону применения тактических управляемых ракет класса «воздух – поверхность». Наличие систем управления и наведения, зачастую унифицированных с аналогичными системами управляемых ракет, придает УАБ все свойства высокоточного авиационного оружия, предназначенного для поражения особо прочных малоразмерных целей. Благодаря простоте изготовления и эксплуатации УАБ дешевле, чем управляемых ракет.

Естественно, что УАБ по некоторым характеристикам уступают управляемым ракетам. У них меньше средняя скорость полета к цели, уже диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Ограниченно их применение на малых высотах. Поэтому управляемые авиабомбы не составляют конкуренции управляемым ракетам и не заменяют их.

Развитие управляемых авиационных бомб происходило по нескольким направлениям. Наиболее простыми и дешевыми оказались УАБ с полуактивной лазерной системой наведения, создаваемые на базе боевых частей штатных авиабомб. Начало этому классу УАБ первого поколения было положено в 1965 году. Тогда в ВВС США выработали концепцию LGB (Laser Guided Bomb). Она предусматривала оснащение штатных авиабомб комплектами аппаратуры управления и наведения типа KMU, а также несущими поверхностями. Использование обычных авиабомб было эффективным решением. Это позволило сделать новый вид оружия массовым, а модернизацию и эксплуатацию несложной и недорогой.

«Конструктивно бомбы, создаваемые по этим программам, – пишет Е. Ефимов в «Зарубежном военном обозрении», – практически одинаковы: передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной бомбы; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями.

Обнаруженная оператором цель облучается (подсвечивается) лучом лазера с обеспечивающего самолета, самолета-носителя или с наземного пункта. Отраженная от цели лазерная энергия распространяется в пространстве в соответствии с диаграммой обратного рассеивания. После сброса с самолета-носителя, пилот которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми бомбами, УАБ некоторое время летит без захвата лазерного излучения, отраженного от цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор цели (ФЛКЦ) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по вектору скорости бомбы. После того как отраженная лазерная энергия попадет в поле зрения ФЛКЦ, система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы движение бомбы осуществлялось по вектору дальности цели. В этом случае вектор скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение, должны совпадать.

Основное отличие систем наведения этих авиабомб состоит в том, что в ФЛКЦ используется обработка принимаемого лазерного излучения в кодирующем устройстве. Оно синхронизирует работу системы наведения с конкретным целеуказателем. В таком случае исключается наведение УАБ на «чужой» отраженный сигнал лазерного целеуказателя, и в процессе групповой атаки нескольких носителей не происходит наведения нескольких УАБ на одну и ту же цель. Кроме того, ФЛКЦ с помощью кодирующего устройства перестает принимать ложные лазерные пятна, создаваемые противником, повышая устойчивость УАБ к оптико-электронному противодействию».

Переход ко второму поколению ознаменовался качественным совершенствованием головки самонаведения и появлением раскрывающихся аэродинамических поверхностей. Бортовой автопилот стал парировать не только стартовые возмущения, но и крен бомб. Это позволило повысить дальность и точность бомбометания. Наиболее распространенной системой наведения становится лазерная полуактивная.

Для действий с малых и предельно малых высот в начале 1980-х годов в США была создана серия УАБ третьего поколения «Пейвуэй-3» с полуактивной лазерной системой наведения: GBU-22, – 23 и -24.

Эти бомбы обладают повышенной дальностью планирования за счет оснащения их крылом увеличенной площади и оптимизации траектории полета, выбираемой автопилотом. Они имеют гироплатформу и микропроцессор, вырабатывающий команды управления. Для преодоления недостатков ФЛКЦ вместо флюгерного был установлен гиростабилизированный лазерный координатор.

Для УАБ третьего поколения одной из основных проблем является координация действий самолета-носителя и оператора, осуществляющего подсветку цели лазерным лучом, поскольку при бомбометании с малых высот нельзя проводить подсветку с самолета-носителя. В настоящее время именно согласованность действий обеспечивающего самолета и носителя ограничивает возможности бомб с полуактивными лазерными системами самонаведения. Этих недостатков лишены УАБ с телевизионными и тепловизионными координаторами цели пассивного типа, которые могут реализовать принцип «выстрелил – забыл».

Другое направление развития УАБ – создание авиабомбы специальной конструкции, не ориентированной на массовое использование готовых частей. В январе 1965 года командование ВМС США заключило контракт с фирмами «Мартин Мариэтта» и «Хьюз» на разработку УАБ с телевизионным координатором цели (ТВКЦ). Первая телеуправляемая бомба AGM-62 «Уоллай-1» была принята на вооружение в 1966 году. Всего выпущено 8000 таких бомб. Телекоординатор позволял обнаружить цель, захватить ее на автосопровождение, затем происходил сброс бомбы. Дальнейшая связь самолета-носителя с УАБ прекращалась, он мог выполнять любые маневры, а бомба в автономном режиме наводилась на цель.

Впервые американская авиация применила «Уоллай-1» в 1967 году во Вьетнаме. Точность попадания в цель оказалась очень высокой, во время налета на военный городок бомбы попадали прямо в окна казарм. Было разрушено несколько важных мостов и ханойская электростанция, прикрываемая сильной ПВО.

«В отличие от лазерных бомб, у которых движение к цели происходит по крутым, отвесным траекториям, – отмечает Е. Ефимов, – они могут быть условно названы падающими. УАБ типа «Уоллай» с развитой аэродинамикой лучше управляются, осуществляют планирующее снижение к цели, поэтому иногда их называют планирующими. Вторая модификация – AGM-62A «Уоллай-2» – была оснащена телевизионно-командной системой наведения, позволяющей экипажу производить бомбометание по целям с известными координатами при отсутствии визуального контакта с ними.

Наведение УАБ осуществляет оператор по радиолинии управления. Источником информации для выработки команд служит телеизображение, которое транслируется с авиабомбы на борт носителя. После сброса УАБ самолет может менять курс, при этом оператор продолжает управлять бомбой вплоть до попадания ее в цель. Ориентируясь по хорошо видимым объектам, он в состоянии наводить УАБ на замаскированные и неконтрастные цели, поскольку при приближении к ним улучшается разрешающая способность системы, а плохая видимость между бомбой и носителем (например, облака) не мешает процессу наведения. Большая дальность планирования AGM-62A дает возможность применять их без захода в зону ПВО цели. Наведение УАБ с другого носителя позволяет паре самолетов сбросить четыре бомбы в одном заходе и выполнять различные тактические приемы».

Поколение «четыре», активно разрабатываемое сейчас в США, опирается на глобальную спутниковую навигационную систему GPS, что сокращает стоимость бомб в три-четыре раза, и комплексирование головок самонаведения разного типа, преимущественно ИК-диапазона. Это позволяет резко повысить дальность сброса, исключив нахождение самолета-носителя в зоне ПВО противника.

В СССР первые разработки УАБ появились после успешного применения американцами управляемых авиабомб в Корее. Однако вскоре они были свернуты. «Вторая волна» разработок УАБ, которые в нашей стране называли «корректируемые» – КАБ, последовала за успешным применением американских боеприпасов в конце 1960-х годов в Юго-Восточной Азии.

Тогда в 1971 году отставание от США в этой области было более чем десять лет. Но уже через три года началось серийное производство отечественной корректируемой авиабомбы и в 1976 году КАБ-500 поступила на вооружение ВВС СССР.

В 1981-1985 годы были в основном готовы бомбы второго и третьего поколений с различными типами систем наведения и боевых частей: КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и бетонобойной БЧ; КАБ-1500Л-Ф, КАБ-1500Л-Пр с полуактивной лазерной головкой самонаведения и боевыми частями фугасного и проникающего типа. Во всех образцах, кроме КАБ-500, используются бипланные рули, как наиболее эффективные для управления бомбами.

Концепция применения таких рулей предусматривает поражение важных максимально защищенных целей. Боевая часть проникающего типа, выполнена в толстостенном корпусе. Она обладает еще и вторичным, осколочным действием. После разрушения преграды бомба проникает внутрь цели, где поражает все защищаемое пространство не столько мощным фугасным действием, сколько высокой энергией тяжелых осколков.

Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было.

КАБ-500Кр обладает высокой точностью наведения на цели, в том числе и слабоконтрастные и хорошо замаскированные, положение которых известно относительно окружающих ориентиров на местности. Бомба наводится на условную точку, заданную маркером. КАБ-500Кр оснащена универсальной 380-килограммовой фугасно-бетонобойной частью, имеет высокую помехозащищенность, реализует принцип «сбросил – забыл». Один самолет одновременно может сбросить сразу несколько КАБ-500Кр по разным целям. Точность попадания, неоднократно подтвержденная на практике, весьма высока – круговое вероятное отклонение составляет менее трех метров.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Палачи и киллеры [Наёмники, террористы, шпионы, профессиональные убийцы] автора Кочеткова П В

ФРАНЦУЗСКАЯ ПОЛИЦИЯ И БОМБЫ Париж, 9 декабря 1893 года. Вокруг Бурбонского дворца масса полицейских, осматривающих каждого, кто входит в здание.В большом зале дворца, традиционном месте заседаний национального собрания, вот уже несколько часов депутаты обсуждают новые

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

ЖИВЫЕ БОМБЫ Строжайшие и даже изощренные меры безопасности, принимаемые властями Израиля против палестинских террористов, не оставляют, казалось бы, никакого шанса на продолжение преступных вылазок.Но террористы нашли выход: едва ли не все терактаты за 1995 год

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

СЕКРЕТ НЕМЕЦКОЙ АТОМНОЙ БОМБЫ Завершение одной войны ознаменовало подготовку ко второй.Всеволоду Овчинникову события виделись в следующем развитии.6 июня 1944 года войска союзников высадились на побережье Франции. Но еще до открытия второго фронта в Европе Пентагон

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги автора

Бетонобойные и бронебойные бомбы В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БеТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм Диаметр бомбы 426 мм.В 1955 г. специально для бомбардировщиков Ту-16 была принята на

Из книги автора

Кассетные бомбы На вооружении отечественных ВВС в 1980-х гг. состояли кассетные бомбы калибра 250 и 500 кг. Кассетные бомбы называются у нас РБК – разовые бомбовые кассеты.РБК представляют собой тонкостенные авиационные бомбы, предназначенные для снаряжения мелкими

Из книги автора

Советские и российские управляемые бомбы В 1971 г были начаты опытно-конструкторские работы по созданию корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерной головкой самонаведения 27Н Разработка КАБ-500 велась в ГНПП «Регион» В 1975 г. бомба КАБ-500Л поступила на вооружение

Из книги автора

Американские зажигательные бомбы Впервые напалм американская авиация применила в ходе Второй мировой войны. Тогда она сбросила 14 тыс. тонн напалма.В ходе локальных войн ВВС и ВМС США широко использовали зажигательные бомбы. Так, в ходе войны в Корее американские

Из книги автора

Американские бомбы объемного взрыва В начале 1960-х гг. в США были созданы бомбы объемного взрыва Их иногда называют объемно-детониру- ющими, поскольку принцип их действия базируется на детонации, возникающей в смесях горючих газов с воздухом. Взрыв такой смеси,

Из книги автора

Французские бетонобойные бомбы В 1970-х гг. были созданы французские бетонобойные бомбы, предназначенные для применения с истребителей-бомбардировщиков, летающих на низких и сверхнизких высотах.Бетонобойная бомба «Дюрандаль» разработана фирмами «Энжис Матра» и


2. Основные типоразмеры бомб в сравнении
  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
Фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000 - - - -
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т - - 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС - - 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 - - 1550 675,6
ФАБ-2000 - - - -
ФАБ-3000 - - 3067 1387
ФАБ-3000-М46 - - 3000 1400
ФАБ-3000-М54 - - 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 - - 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 - - 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

Зажигательные и объемно-детонирующие
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ - - 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.
Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

Примечания РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5 РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5 РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12 - РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 - Универсальная РБК-500 ПТАБ-1М 450 1954 427 268 - РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 - Универсальная РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 - Универсальная РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5 РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5 РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием - фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм - на расстоянии 10 м и 15 мм - в 15 м от места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.

Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х - начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.

Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.