К какой науке относится география. Основные географические науки и направления географии

Процесс развития географии, одной из старейших наук, длителен и сложен.

На первых этапах развития географии она была наукой описательной единой. Первые исследователи – географы занимались описанием Земли. Они описывали все, что видели в чужой стране: природу - рельеф, климат, растительность, животных, - описывали хозяйство, нравы, обычаи, быт людей, государственное устройство. Обобщений же теоретического характера делалось мало, зарождались лишь элементы теории. Однако постепенно география превращалась в науку теоретическую, т.е. изучающую процессы и явления, законы природы, размещение и развитие хозяйства и др.

Как только география перешла от описания явлений к их изучению и осмыслению, она разделилась на две основные ветви – физическую и экономическую географии. В каждой из этих ветвей сформировались по два направления. В физической географии – это общая физическая география и страноведение, в экономической – экономическая и социальная география мира и экономико-географическое страноведение.

Из науки описательной, описательно-познавательной она постепенно превращалась в науку экспериментально - преобразовательную, конструктивную.

В географии, как и в других науках, происходил и происходит сложный объективный процесс их дифференциации – процесс выделения разделов, специализированных более узких отраслей, подотраслей, учений, теорий и т.д.

Так, изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки, в свое время вычленившиеся от некогда единой физической географии. К ним относятся геология (наука о геологическом строении и истории геологического развития), геоморфология (наука о рельефе), климатология (наука о климате), океанология (наука об Океане), гидрология суши (наука о водах суши), почвоведение (наука о почве), биогеография (наука о закономерностях распределения и сочетания биоценозов и образующих их организмов), палеогеография (изучающая историю формирования природных комплексов) и многие др. Многие из частных наук, в свою очередь, делятся на дочерние науки. Формируется своеобразное «древо наук».

Уже отмечалось, что если физическая география – наука естественная, то география экономическая относится к наукам общественным, так как изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах. Хозяйственная деятельность людей, размещения производства зависят от природных условий и вместе с тем оказывают на них существенное воздействие. В свою очередь, экономическая география также делится на множество частных наук: география промышленности, сельского хозяйства, населения, география городов, транспорта и т.д.

Наряду с процессами дифференциации, также объективно идут процессы интеграции научных исследований – объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений, теорий и др. в одно целое. Оба, казалось бы, противоположных и взаимоисключающих процесса связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией производства, с совершенствованием методов научных исследований, с НТП и происходят на разных уровнях развития науки. Таким образом, дифференциация и интеграция в науке – 2 стороны единого процесса познания.

И если процесс дифференциации идет стихийно, то процессы интеграции нуждаются в организации и поддержке, в международном признании. Для интеграционных процессов, включающих глубокие межнаучные обобщения, нужны сильные, широко образованные ученые. В процессе интеграции возникают междисциплинарные «пограничные» направления, обычно отличающиеся свежестью выводов, яркостью, практической значимостью. Они находят выражение, например, в создании синтетических карт (водохозяйственных, медико-географических и т.д.).

В свете сказанного прогрессивны идеи формирования единой географии на основе современных достижений физической и экономической географии. Например, без использования результатов физико-географических исследований не может обойтись экономическая география. Она «должна опираться на закономерности развития природных комплексов разного масштаба, изучаемые физической географией». Связь физико-географических исследований с экономической географией придает им определенную целенаправленность и практическую значимость.

Методы географических исследований. Общенаучным философским методом является метод материалистической диалектики, в соответствии с которым все природные объекты и процессы рассматриваются не как единожды созданные и застывшие образования, но рассматриваются в их диалектическом развитии. От Вселенной до капли воды в природе все живет, все развивается.

В географии, кроме того, имеются свои специфические методы – инструментальных наблюдений, полевых исследований, методы сравнений и обобщений, картографический, дистанционный с помощью аэрофотосъемки и космических наблюдений, математические (количественные) методы, методы моделирования. Особое место в изучении природы и общества занимает теория систем.

Теория систем появилась в 30 – годах прошлого столетия. Впервые ее основы были сформулированы американским ученым Берталанфи и относилась в основном к математике. В последние десятилетия она становится общенаучным методом в изучении сложных объектов и взаимодействий. «Система – есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии». Многие природные комплексы давно изучаются как системы, что находит отражение даже в названиях, в терминологии (речная, гидрографическая система, система муссонной циркуляции, система течений, экономическая, финансовая система и др.). Природные системы существуют как в органическом, таки в неорганическом мире, они могут быть простыми («хищник – жертва», «ручей-овраг») и сложными («система природа-население-хозяйство»). Элементы системы и системы с окружающей средой объединены прямыми и обратными связями, обладают устойчивостью, многие из них саморегулирующиеся, саморазвивающиеся. Природные материальные системы обладают обменом вещества и энергии, являясь в основном открытыми. Закрытые системы создаются преимущественно в лабораторных условиях.

К характеристикам системы относят целостность объекта, переработку информации в нем и о нем, специфическое поведение объекта, выраженное понятием миссии существования или функции, его специфическое строение (структура) и миссии существования (функции), необходимость управления объектом, свойства развития и саморазвития, открытость системы, в силу чего она способна к самосовершенствованию, иерархическое строение, взаимосвязь целого и частей, системное качество объекта и др. Система - это нечто большее, чем простая сумма элементов, из которых она состоит. Новое качество суммы элементов порождается их взаимокоординацией в системе и взаимодействии со средой.

Существует три основных группы определений системы. К первой группе относятся определения, в которых система предстает как комплекс объектов, процессов и явлений, имеющий место в реальной действительности, независимо от наблюдателя. Задача последнего заключается в поиске способа выделения системы из ее среды, анализе системы с целью выявления механизма ее функционирования и осуществления управляющего воздействия на систему.

Вторая группа определений связана с попыткой провести координацию между понятиями системы и модели. В данном случае цель исследователя состоит в реализации абстрактного отображения объекта действительности с присущими ему свойствами и отношениями в модель. Моделирование процессов с помощью математических расчетов – один из основных современных методов изучения тех процессов и явлений, наблюдать которые человек не может в силу их сложности, связанной с временными или пространственными масштабами, либо в силу других причин.

Третий класс определений представляет собой компромисс между двумя первыми. Системой считается искусственно создаваемый комплекс элементов и взаимосвязей между ними, предназначенный для решения определенной организационной, экономической, технической и т.п. задачи.

Любая система включает понятия «элементы», «отношения», «связь», «целое», «целостность». Как часть целого она принадлежит к более крупной системе. В качестве целого она имеет автономность, независимость, связанность, внутреннюю замкнутость от среды. Среду образуют те предметы, с которыми система в окружающем мире связана, и некоторые посредством этой связи оказывают на нее влияние.

В свете теории систем, ГО, биосфера рассматривается как сложнейшая система высокого порядка, суперсистема, объединяющая живое и косное вещество, состоящая из множества систем низших рангов. Для ГО как суперсистемы характерны геологическая, биологическая и социальная формы движения материи. Каждая система – есть часть другой системы более высокого порядка, и в свою очередь состоит из систем более низких уровней организации. Элементы систем и их связи могут быть описаны математически, следовательно, поддаются моделированию, особенно с помощью ЭВМ, что позволяет разработать теорию исследований природы. Исследования с использованием методов теории систем – это качественно новый уровень изучения природно-территориальных и социально-экономических комплексов.

Системный подход применяется теперь при изучении, как статики, так и динамики природных комплексов (геосистем).

Современные ее задачи географии определяются острой необходимостью активного вмешательства науки в вопросы воздействия общества на природу. Рациональное использование природы, восстановление, охрана, целенаправленное преобразование требуют понимания ее комплексности, знания структуры, закономерностей развития природных комплексов, прогноза возможных их изменений.

На стыке географии со смежными науками возникают новые научные направления, количество которых быстро растет. Это, например, научное краеведение, регионоведение, историческая география, географическое ресурсоведение, медицинская, военная, инженерная география, география отдыха и туризма и многие др.

География и геоэкология. Последствия взаимодействия общества и окружающей среды глобальны и привели к изменению среды обитания человека вплоть до угрозы его существованию как вида, где два процесса наиболее опасны: загрязнение среды обитания и истощение ресурсов. Разрешение назревших противоречий между сложившимся характером производства и природой, порожденных потребительским отношением к последней, возможно на основе постоянного мониторинга окружающей среды, научного анализа причинно-следственных связей происходящих негативных явлений. Сложность природно-антропогенных систем требует научного обоснования для выбора оптимальных решений по предупреждению, ликвидации и восстановлению нарушений и естественных опасных свойств в биосфере, для определения направлений рационального природопользования в конкретных регионах и сферах. Эффективность системы управления качеством окружающей среды и природопользованием - главное условие безопасности среды обитания для жизни, здоровья и благосостояния человека.

Все перечисленные направления исследований и действий по своей сути являются предметом географии, потому что только география изучает среду обитания человека – ГО. Однако возникшие проблемы одновременно являются и экологическими. Экология - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Хотя изначально экология возникла как наука биологическая, в настоящее время произошло значительное расширение сферы использования термина, он часто применяется не в своем первоначальном значении. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов и их популяций со средой обитания. Но она не может справиться с задачей изучения аспектов взаимодействия человеческого общества со средой обитания, потому, что это совершенно иной тип взаимоотношений, при котором кардинально меняется сама среда обитания. И здесь нельзя обойтись без географии. Поэтому возникла новое научное направление – геоэкология.

Геоэкология – географическая экология, научная дисциплина, научное направление на стыке географии и экологии, изучающее законы взаимодействия геосфер Земли с учетом деятельности человека.

Особым направлением в современных научных исследованиях являются также основы рационального природопользования – призванные разработать научные подходы к использованию различных видов природных ресурсов и природных условий, обосновать необходимые ограничения экологического характера для устойчивого развития.

Устойчивое развитие - такое развитие обще­ства, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействия на окру­жающую среду остаются в пределах хо­зяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функ­ционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществ­ляется без ущерба для будущих поколе­ний. В соответствии с этим, кон­цепция устойчивого развития подразумевает развитие ре­гиона через самоорганизацию при рамоч­ной внешней поддержке, предупрежда­ющей возможность его перехода в состо­яние необратимой деградации среды.

Одной из задач геоэкологии является формирование ноосферного мышления , выражающего идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности через подготовку эрудированных специалистов с высоким интеллектуальным, нравственным и духовным потенциалом, имеющих глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах и их истоках, об основах устойчивого развития, владеющих умениями и навыками практических действий в управлении качеством окружающей среды и природопользования в сфере своей профессиональной деятельности.

Конструктивная география, или конструктивное направление в географии, ставит своей целью разработку целенаправленного конструирования географической среды, конструктивных подходов к управлению ее качеством, оптимизацию взаимодействия общества с окружающей средой.

Географическое прогнозирование – часть более широкого прогнозирования (разработки социально- экономических прогнозов) – новый необходимый этап развития географии. Основывается на использовании математического моделирования и предсказания вероятных сценариев развития отдельных процессов в их взаимодействии.

География - наука, зародившаяся в древности. Уже много веков она описывает природу, население и хозяйство различных регионов и Земли в целом. Теперь это уже не единственная наука, а целая система естественных и общественных наук. Все они в совокупности глубоко исследуют строение географической оболочки нашей планеты, ее составляющих компонентов, изучают причины развития тех или иных природных явлений и процессов, анализируют социально-экономические и экологические проблемы и тому подобное. Система географических наук состоит из самостоятельных наук, научных дисциплин и отраслевых наук.

К самостоятельным наук принадлежат физическая география, социально-экономическая география, история географии, картография. Физическая география изучает природу поверхности Земли и ее разнообразные природные комплексы. Социально-экономическая география изучает населения, его хозяйственной деятельности, закономерности размещения производства. Обе эти науки являются основными ответвлениями географии. История географии изучает развитие теоретической мысли, историю географических исследований и открытий, описывает этапы возникновения и формирования всех географических наук. Картография - наука о географических карты, методы и процессы их создания и использования. Заметим, что картографии принадлежит особое место в географии, потому что она обслуживает не только географические науки, а и достаточно далеки от нее науки и отрасли народного хозяйства - карты широко применяют, например, в военном деле, авиации, судоходстве, административных учреждениях.

В составе физической географии основными научными дисциплинами являются землеведение, региональная физическая география и ландшафтоведение. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Так, землеведение изучает географическую оболочку Земли как целостную систему, ее строение, структуру, динамику, развитие и изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Региональная физическая география изучает природу различных районов Земли, в том числе отдельных материков, океанов, стран. Важной частью современной физической географии является ландшафтознавство, которое изучает природные и преобразованы (антропогенные) ландшафты и их компоненты.

Социально-экономическая география также состоит из трех основных дисциплин. Это - экономическая и социальная география мира, региональная экономическая и социальная география и страноведение. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследований. Так, экономическая и социальная география мира изучает основы географии мирового производства, исследует структуру, размещение и развитие хозяйства отдельных стран в целом и его основные отрасли, анализирует количественное и качественное состояние населения, формулирует вопросы теории и обнаруживает законы развития предметов исследования. Региональная экономическая и социальная география изучает хозяйство стран и экономических районов (производственно-территориальных комплексов) и связи между ними. Страноведение дает общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий. Составной страноведения является краеведение, предметом изучения которого являются малые территории - их природа, хозяйство, история, быт людей и т. Д.

Наука об охране природы выкристаллизовалась по физической и экономической географии и поэтому сочетает вопросы природы и экономики. Это учение о природных богатствах и их рациональное использование. Задача этой науки - обеспечить эффективное использование природных ресурсов, их расширенное воспроизводство, сохранение ценных и исчезающих видов растений и животных, уникальных ландшафтов.

Вопросами охраны природы сейчас активно занимаются также отдельные отраслевые науки. Они отделились от географии в результате накопления большого количества научных знаний о Земле и в связи с необходимостью глубокого изучения различных компонентов природы и отраслей хозяйства, а также законов развития природы и общества. Сначала назовем отраслевые науки, которые выделились из общей физической географии. Геоморфология - наука о рельефе Земли, происхождение и закономерности развития его форм. Океанология изучает физические, химические, геологические и биологические процессы и явления в Мировом океане, дно океана, пространственную дифференциацию вод и влияние этих факторов на формирование природы планеты. Гидрология сути изучает водные объекты суши: реки, озера, болота, подземные воды, ледники. География почв исследует закономерности распространения почв на земной поверхности. Биогеография изучает закономерности географического распространения и распределение на планете растений, животных и их группировок, а также характер, историю формирования фауны и флоры отдельных территорий.

Социально-экономическая география также дала начало нескольким отдельным отраслевым наукам. Каждая из них исследует отдельные объекты. География населения изучает территориальные закономерности формирования, размещения и развития населения в определенном социально-экономическом и географическом среде, общественная география - особенности и закономерности территориальной организации жизни общества в различных странах, районах, местностях, природных зонах. География и экономика природных ресурсов изучает природные ресурсы и осуществляет экономическую оценку их в стране, области, районе или на любой другой конкретной территории. География промышленности исследует территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и особенности развития промышленности в целом и по отдельным группам отраслей в составе территориальных систем разного уровня. Предметом изучения географии сельского хозяйства является аграрно-территориальные комплексы разных типов и районов, географии транспорта - условия, факторы и закономерности формирования, функционирования и территориальной организации транспортных систем как средства связи между территориально-производственными комплексами.

Экология в широком понимании является наукой, изучающей взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Сейчас очень большое значение приобретают комплексные исследования взаимодействия природы и общества с целью обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни на нашей планете.

Описанная система географических наук не охватывает всех ее ответвлений. В частности, в ней не упоминаются такие науки, как медицинская, военная и политическая география, палеогеография, гляциология, мерзлотоведение, геоэкология и некоторые другие. И хотя приведена классификация современного разделения географии не является полной, она свидетельствует, что все географические науки объединяет тесная взаимосвязь между исследуемыми объектами и общность конечной цели, которая заключается в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в определении характера взаимодействия между человеческим обществом и окружающей средой.

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.

География – очень необычная наука, которая возникла не в тиши храмов и монастырей и не в подземельях древних лабораторий. Она появилась в древности, в самой гуще жизни. И создавали ее не жрецы, не монахи и не ученые, а те, кто по той или иной необходимости пускался в путь – моряки и купцы, дипломаты и миссионеры, воины и натуралисты. Именно они прокладывали тропы в неизведанное, описывая встречавшиеся им земли.

В переводе с греческого «география» означает «землеописание», и в этом слове есть ответ на вопрос о том, что изучает география. Она возникла из насущной необходимости. Правители хотели знать, как устроены их страны и другие государства, купцам нужно было разведывать новые торговые пути, а мореплаватели пытались найти новые морские пути. Именно поэтому первыми географами были люди довольно необычных и совершенно далеких от науки профессий.

Проходили года и столетия, и в географии, как и в каждой науке, появилась специализация. Закончив накопление материала, ученые-географы взялись за его анализ и синтез, перешли к изучению закономерностей развития природы. Современные физико-географы занимаются не только описаниями местности, изучают не только внешнюю сторону явлений, но и вникают в их сущность, стремятся изучить взаимосвязи и понять причины природных процессов, протекающих в каждой местности.

В принципе, это объясняет то, что изучает физическая география. Это наука, которая изучает географическую оболочку Земли и ее структурные части. Так, например, если вспомнить, что материки являются частью географической оболочки, становится понятным, что изучает география материков.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология, гляциология, география почв, биогеография. А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Современная физическая география особое внимание уделяет изучению структуры и динамики различных систем, их происхождению, процессам энерго- и массообмена между компонентами физической оболочки Земли, круговороту веществ и потоков энергии, прогнозу развития.

Методы, которые в своих исследованиях используют физико-географы, разнообразны. Это и традиционные методы, такие, как экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и описательный. Но ученым на помощь пришли и методы, основанные на достижениях других наук, - математический, геофизический, геохимический.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.