Интересные исторические факты про дуэль. Самые известные дуэлянты

В переводе с латинского слово "дуэль" означает "поединок". В нём принимают участие 2 человека. Одни из них является обидчиком, а второй защищает свою честь. При этом не исключена смерть одного из дуэлянтов. В наши дни подобные поединки случаются чрезвычайно редко, а караются они в соответствии с законодательством. Если один из участников поединка убивает другого, то это рассматривается как убийство. По нынешним понятиям униженный и оскорблённый человек должен обращаться в суд, а не брать в руки пистолет или шпагу.

Совсем иначе обстояли дела ещё 100 лет тому назад. Тяжкое оскорбление смывалось только кровью. Но подобная практика имела место лишь среди лиц благородного сословия. Люди низкого происхождения решали спорные вопросы кулаками. А вот дворяне использовали холодное или огнестрельное оружие. В ход шли пистолеты, шпаги и сабли. В разное время государственная власть к дуэлям относилась по-разному. Но чаще отрицательно, чем положительно. Ведь гибли полные сил молодые люди, которые могли принести большую пользу своему государству.

История дуэли

В стародавние времена никаких дуэлей не было. Между людьми устраивались так называемые судебные поединки. Считалось, что Бог выступает на стороне невиновного, и этот человек обязательно победит. Допускалось вместо себя выставлять на такой поединок другого человека. Ведь суд-то был божий, а поэтому не имело значение, кто дерётся. По понятиям людей одерживал победу всегда тот, на чьей стороне правда.

Однако практика доказала, что Бог не всегда бывает объективным. Нередко в выигрыше оставался явный злодей, а честный человек терпел поражение. Поэтому постепенно такие поединки сошли на нет, так как оказались нежизнеспособными.

Рыцарский поединок

Рыцарские турниры также можно назвать прародителями дуэлей, хотя несли они в себе чисто соревновательные функции. Рыцари демонстрировали свою силу, ловкость. При этом стремились не убить соперника, а сбить его с лошади. Но в их среде было очень сильно развито понятие чести. Именно эти моральные установки и перешли к дворянам, родившимся в XV и XVI веках.

Они уже не изнуряли себя физическими упражнениями с 5-летнего возраста, чтобы в тяжёлых доспехах неутомимо махать огромным мечом. Это потеряло свою актуальность, так как появились мощные арбалеты, а затем и мушкеты. Но понятия чести и достоинства остались. Поэтому разодетые господа, встречаясь на узких городских улицах, не желали уступать друг другу дорогу. Подобные конфликты они решали при помощи шпаг. Иногда дерущихся успевала разнять городская стража, а иногда солдаты подбегали уже к хладным трупам.

Когда зародилась дуэль

Дуэль в том смысле, в каком мы её представляем, впервые зародилась в Италии в конец XIV века. Именно в этой солнечной стране у молодых дворян вошло в обычай разрешать конфликтные ситуации при помощи холодного оружия. Они уходили в укромное место и там дрались до первой крови или до смерти одного из противников.

Данное поветрие оказалось очень заразительным и быстро перекинулось во Францию. Этот народ тоже южный, поэтому кровь у него горячая. А вот в Англии подобные поединки практиковались гораздо реже. То же самое можно сказать и о Германии.

Дуэльная лихорадка

Массовая дуэльная лихорадка пришлась на XVI-XVIII века. Дворяне стали гибнуть в огромном количестве. Это вынудило королей издавать законы, направленные против кровавых поединков. Но помогали они слабо. Люди продолжали с поразительным упорством убивать друг друга. Причём поводом для схватки мог служить просто косой взгляд или неучтивый тон.

Второе дыхание смертельные поединки получили в XIX веке, когда в обиход вошло огнестрельное оружие. Здесь уже физические данные противников не играли никакой роли. Очень многое зависело от удачи. Ведь стреляли по очереди, согласно жребию. Стояли же противники в 20 шагах друг от друга, так что промахнуться было сложно.

Пистолеты, которые использовались на дуэлях

Дуэльный кодекс

Именно в XIX веке окончательно сформировался дуэльный кодекс. Его неукоснительное выполнение считалось хорошим тоном. Отклонения же от норм и правил порицались. Вызов на дуэль осуществлялся либо в устной форме либо письменной. Причём оскорбленный должен был сообщить о желании вступить в поединок в течение суток.

К месту действия приезжали рано утром. При этом присутствовали секунданты и врач. Один из секундантов брал на себя функции распорядителя. Он предлагал дуэлянтам помириться и забыть обиды. Как правило, следовал отказ. После этого заряжались пистолеты и передавались участникам поединка. Те стреляли по жребию. Вначале один, затем второй. При этом противники могли стоять на определённой дистанции или идти навстречу друг к другу до заранее намеченного барьера.

Самым опасным считался поединок, когда противники стреляли одновременно по команде распорядителя. В этом случае могли погибнуть оба. Максимальное расстояние между дуэлянтами обычно не превышало 30 шагов. Это примерно 15-20 метров, поэтому промахнуться было практически невозможно. Если же первый стрелявший всё же промахивался, то второй мог оставить за собой право выстрела на неопределённый срок, или, выстрелив в воздух, разрешить конфликт самым благоприятным для всех образом.

Дуэль очень часто заканчивалась убийством или тяжёлым ранением одного из её участников

Дуэль в России

Что касается России, то здесь дуэльная лихорадка началась в конце XVIII века в период окончания царствования Екатерины II. Императрица умерла в 1796 году, а поединки при ней случались крайне редко. Этому в немалой степени способствовал "Указ о поединках", изданный в 1787 году. Участникам столь неприглядного действия грозила ссылка в Сибирь. Если же поединок заканчивался убийством, то оставшемуся в живых участнику светила каторга.

Самое большое число дуэлей пришлось на период царствования Николая I (1825-1855). Именно в эти годы прошли поединки с участием таких известных личностей как Лермонтов , Пушкин , Рылеев, Грибоедов. Это цвет и гордость русской нации. Однако сам император терпеть не мог дуэли. Участников поединка отправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летального исхода могли даже разжаловать в рядовые. Но дворяне всё равно стрелялись с поразительным упорством. Участие в подобных поединках считалось хорошим тоном и добавляло уважение и авторитет человеку.

Для России были характерны очень короткие барьерные дистанции. Они составляли всего 10-12 метров. Неприятным нюансом было также то, что поединок считался оконченным только в случае смерти или потери сознания одного из участников. Поэтому если с первого раза оба промахивались, то пистолеты заряжались повторно. В Европе такое никогда не практиковалось. Отсюда большое число убитых.

На кровавый поединок нельзя было опаздывать более чем на 15 минут. Начинался он сражу же после прибытия всех участников. Весь процесс занимал не более 10 минут. Получили пистолеты, выстрелили. Один упал, его положили в карету, увезли. Второй поехал праздновать удачный конец. И продолжалось такое многие годы.

13 мая 1894 года по высочайшему повелению Александра III (1881-1894) были разрешены поединки между офицерами по личным обидам. Вплоть до 1914 года произошло 329 подобных инцидентов, но лишь 32 закончились смертельным исходом для одного из участников. Во всех остальных случаях фиксировались лишь лёгкие ранения. Во время Первой мировой войны поединков практически не было. Это порицалось, так как жизнь нужно было отдавать за Отечество.

Заключение

В наши дни дуэль потеряла былую популярность. Всё-таки она была прерогативой дворянства, а в XXI веке все равны. Такие понятия как честь и достоинство защищают в суде при помощи адвокатов. В офицерской среде существуют суды чести, но они не имеют к поединкам никакого отношения. Поэтому жить стало гораздо спокойнее. Вот только число погибших насильственной смертью с каждым годом растёт. Обусловлено это ростом преступности, которая не имеет никакой связи с ушедшими в историю кровавыми поединками.

Австралийца Кирана Дарси-Смита стал второй полнометражной работой в его карьере, то же самое касается и Мэтта Кука, сценарный дебют которого состоялся в России с картиной «Три девятки». Вы можете не знать этих двух кинематографистов, зато исполнителей главных ролей вы признаете с большого расстояния и даже без бинокля. Это Вуди Харрельсон, который украшает любой фильм, и Лиам Хемсворт, который снимается почти в каждом проекте 2016 года. Уже не впервые в лентах малоизвестных постановщиков принимают участие именитые актёры, и если она стоящая, то от этого лишь преображается. Но всё-таки голливудские звёзды никак не могут повлиять на качество сценария, что постигло и .

Действие фильма разворачивается на границе с Мексикой, где произошла череда убийств, вероятнее всего, совершённых белыми людьми, так как жертвами стали латиноамериканцы. Техасского рейнджера Дэвида посылают в небольшой городок Хелена, где 22 года назад местный тиран и проповедник Авраам убил его отца на традиционной дуэли. Вместе с ним отправляется его жена-мексиканка Марисоль, что грозит вылиться в большую беду. Главная цель Дэвида - понять, как Авраам связан со всеми этими убийствами, а вовсе не отомстить за смерть отца, как вы могли подумать.


В итоге в сюжете образуется чрезмерное количество конфликтов, связей и мотивов, что отдаляет от понимания главной его сути. Религиозная одержимость, расизм, любовь, месть, предательство, поиски своего места в жизни - всего этого тут понемножку. Что же стоит на первом месте? Можно предположить, что речь идёт о слепой расовой ненависти, но куда гораздо больше внимания, например, уделяется рефлексирующему Лиаму Хэмсворту, а жестокость, свойственная подобным темам, появляется лишь под конец и в малой дозе. Является ли месть основной идеей? Тоже вряд ли, потому что в самом начале герой даёт понять, что не очень-то и сожалеет о смерти отца, и в таком случае следовало сделать акцент на том, как Дэвид планирует совершить убийство из возмездия, но он этого не делает вовсе. Зато немало внимания уделено его конфликту с женой, который в итоге выливается в непонятное безумие и даже не имеет никакого завершения, оставляя после себя сплошную недосказанность.


Герман Климов. О времени, спорте и кино…

Визитная карточка

Герман Германович Климов, сценарист.

Родился 9 мая 1941 года в Сталинграде, родной брат известного советского кинорежиссера, народного артиста России Элема Климова.

В 1964 году окончил Всесоюзный институт физической культуры. Мастер спорта международного класса по легкой атлетике. С 1959 по 1970 год входил в сборную СССР по легкой атлетике. Призер чемпионата СССР и ряда международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину.

Когда Владимир Высоцкий писал свою «Песенку про прыгуна в длину», прообразом ее героя для него был Герман Климов.

В 1970 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Автор сценария художественно-публицистического фильма «Спорт, спорт, спорт» (1970). По сценариям Германа Климова поставлены художественные фильмы «Мужские игры на свежем воздухе» (1978), «Тактика бега на длинную дистанцию» (1978), «Прощание» (1978), ряд документальных фильмов. Герман Климов написал сценарий документального фильма о Сталинградской битве «Ни шагу назад» (2003), помогал Алесю Адамовичу и Элему Климову в работе над сценарием фильма «Иди и смотри» (1985).

С 1986 по 1991 год Герман Климов возглавлял Федерацию спортивного кино СССР. С 1988 по 1991 год был президентом Международной федерации спортивного кино и телевидения.

Пятнадцать сценариев Германа Климова по независящим от него причинам не были реализованы, однако он продолжал работать над новыми проектами. В мае 2011 года Герман Климов презентовал в Волгограде сборник своих стихов «Время дует в лицо».

Сейчас по его сценарию режиссер Сергей Головецкий завершает работу над документальным фильмом «Дуэль. Финал» - о матчах легкоатлетов СССР и США.

«Матчи гигантов»

В 1958 году СССР и США заключили в Вашингтоне Соглашение о сотрудничестве в области культуры, техники и образования. В этом Соглашении была предусмотрена и организация регулярных соревнований между спортивными командами обеих стран.

…Всё дальше и дальше уплывают в прошлое «матчи гигантов», как когда-то называли встречи легкоатлетических сборных СССР и США, унося с собой неповторимую атмосферу того времени, его уже почти забытые приметы и особенности. Однако мастера кино могут вернуть на экран запечатленную в архивных кадрах реальность, оживив ее своим талантом и своими воспоминаниями.

Казалось бы, именно мне должна была прийти в голову мысль сделать фильм о «матчах гигантов», - рассказывает Герман Климов. - Ведь я в те годы был своим в мире легкой атлетики, жил в ее атмосфере и присутствовал на первой матчевой встрече советских и американских спортсменов. Однако такая идея возникла не у меня, а у известного режиссера-документалиста, большого знатока легкой атлетики Сергея Головецкого (он бывший спортсмен-копьеметатель), который и обратился ко мне с предложением стать сценаристом этой ленты.

…Тем знаменитым встречам предшествовала довольно сложная предыстория.

В конце пятидесятых годов прошлого века, когда совершенно реальной стала угроза холодной войны, все мы хотели, чтобы между нами и американцами было хотя бы чуть больше доверия. Но как приблизиться к такой цели? С чего начать? Ответ на эти вопросы еще на Олимпиаде в Мельбурне дал главный тренер легкоатлетической сборной СССР Гавриил Витальевич Коробков, предложивший ежегодно проводить матчевые встречи между сборными СССР и США.

Коробков встретился с руководителями американской легкой атлетики и изложил им свою идею. Они ею зажглись, однако встретили жесткое сопротивление со стороны политиков. С особенно резкой критикой выступил одержимый ненавистью к Советскому Союзу сенатор Маккарти. Против таких встреч возражал и Никита Сергеевич Хрущев, опасавшийся, что наши легкоатлеты могут проиграть.

Но всё же в июле 1958 года на стадионе «Лужники» состоялся первый матч СССР-США.

Американцы приехали в Москву, чтобы не просто выиграть, а смять нас, поскольку были уверены, что наша сборная не идет ни в какое сравнение с американской. Но мы выиграли, а в сложной обстановке тогдашнего противостояния - это был самый верный путь если не к дружбе, то хотя бы к какому-то взаимопониманию. Мы ближе узнали друг друга, а наши зрители с воодушевлением и дружелюбием приветствовали спортсменов обеих стран.

Та встреча стала главным событием в спортивной жизни всего мира. И о ней писали все газеты и журналы…

Предварительная работа по созданию нового фильма началась всего несколько месяцев назад, в феврале 2017 года. Однако судьба Германа Климова сложилась так, что готовиться к ней он начал много десятилетий назад… В недавнем прошлом он входил в элиту советской легкой атлетики: начав с десятиборья, стал затем одним из сильнейших наших прыгунов в длину, членом сборной команды СССР. Он, кстати сказать, один из немногих советских легкоатлетов, который сумел выиграть у легендарного Валерия Брумеля в многоборье и у Игоря Тер-Ованесяна в многоборье и даже в прыжках в длину…

В новом фильме, - говорит Герман Германович, - мы хотим передать дух спорта тех лет и дать представление о той открытости, которая помогала нам лучше понять друг друга.

На первых матчах и у нас, и в США стадионы были, как говорится, забиты под завязку. Наши спортсмены Валерий Брумель, Игорь Тер-Ованесян, Василий Кузнецов были кумирами не только советских, но и американских любителей легкой атлетики, которые, следя за выступлениями наших спортсменов, убеждались в том, что мы такие же люди, как и они, и что мы ни в чем им не уступаем.

А потом началась перестройка (1985-1991), и всё пошло на спад. Завершающие встречи той серии, проходившие в нашей стране на второстепенных аренах, не вызывали уже почти никакого интереса у зрителей, которым теперь было не до спорта: потеряв работу, люди не жили, а выживали, не зная, как обеспечить существование своих семей.

Последний «матч гигантов» состоялся в 1985 году в Японии, поскольку японцы тоже захотели поучаствовать в этих соревнованиях. Но это, конечно, было уже совсем не в тему.

А затем всё это закончилось. К сожалению…

Когда я приступил к работе над фильмом, мною владела только одна мысль: необходимо сделать всё возможное, чтобы спасти от забвения ту беспрецедентную серию встреч между сборными СССР и США и проследить все ее этапы. (Тогда, кстати сказать, советские легкоатлеты одержали на стадионах 15 побед, потерпев только одно поражение.)

Ностальгические воспоминания и «прыжок за квартирой»

Видимо, под влиянием этого неослабевающего ностальгического чувства Герман Германович решил показать мне фотографии из старых газет, которые сегодня выглядят как опознавательные знаки тех давних времен.

На одной из них, датированной 1959 годом, запечатлены чемпионы Шестой всесоюзной спартакиады школьников, проходившей на московском «Стадионе юных пионеров». «На фото, - гласит подпись под ним, - победители соревнований по пятиборью: Г. Климов, В. Брумель и А. Липеев».

Я тогда сделал Валерку на последнем виде - в беге на полтора километра, - улыбается Герман Германович. - И нас с ним взяли во взрослую сборную СССР. Мне тогда было 18 лет.

В феврале 1960 года мы приехали во Львов на сборы. Жили с Валерой в одной комнате и вместе пришли в манеж на свою первую тренировку. А там - лучшие прыгуны: Роберт Шавлакадзе и Виктор Большов, которые уже прыгали на 2.14 и 2.15. По меркам тех лет это был космос… Брумелю же тогда принадлежал лишь юношеский рекорд - 2. 01. Но он без всякого почтения отнесся к нашим лучшим высотникам. «В этом году, - сказал он мне, - я их сделаю». - «Ты что, смеешься?» - «Сделаю», - повторил он. И сделал…

Это воспоминание тут же повлекло за собой другое - о том, как нашему великому спортсмену удалось решить проблему с жильем.

А знаете, как Валера получил квартиру на улице Рылеева? - почти без паузы продолжил Герман Германович.

- Нет. Никогда об этом не слышал…

В 1963 году в Москве, в Лужниках, проходил очередной матч легкоатлетов СССР-США. Планку в секторе для прыжков установили на высоте 2.28. Только что закончился дождь, так размывший гаревую дорожку, что прыгать было невозможно.

Перед третьей попыткой в секторе появился Леонид Хоменков (один из главных наших легкоатлетических начальников), который, проходя мимо Брумеля, произнес какие-то слова. И Брумель взял 2.28 (это был его последний рекорд). «Что же сказал тебе Хоменков?» - спросил я потом Валеру. - «На трибуне - Хрущев. Прыгнешь - получишь квартиру».

Валера прыгнул.

«Но почему мой собеседник счел необходимым рассказать о «прыжке за квартирой»? Может быть, потому, что и ему тоже пришлось пережить нечто подобное?» - подумал я и тут же задал ему такой вопрос.

В подобной ситуации я оказался в 1970 году, когда вроде бы уже закончил с большим спортом, - подтвердил мое предположение Герман Германович. - Но мне надо было получить квартиру от общества «Динамо», за которое я много лет выступал, поэтому я должен был хорошо прыгнуть на чемпионате СССР в Минске. И мне это удалось. Я показал 7.86, то есть такой же результат, как и молодой Владимир Скибенко из Ростова-на-Дону, но проиграл ему по второй попытке. В итоге он стал чемпионом, а я - серебряным призером…

А на следующий день в минском Доме кино состоялась премьера фильма «Спорт, спорт, спорт» (это моя дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров при Госкино). Я был сценаристом этой ленты, а мой брат Элем - режиссером (накануне премьеры он приехал в Минск).

В зале тогда присутствовала вся сборная СССР по легкой атлетике. Фильм был принят на ура. И вот так, под аплодисменты, совершился мой переход от спорта к кино.

- А когда вы поступили на Высшие курсы?

В 1968-м, через четыре года после окончания Всесоюзного государственного института физической культуры. Я всё еще продолжал тренироваться, но, конечно, далеко не так, как прежде, так как целыми днями просиживал на Курсах. Здесь была совершенно иная атмосфера, чем та, к которой я привык в сборной. Я познакомился с новыми для меня людьми, стал с ними общаться, и это всё больше и больше затягивало меня. Тем не менее в 1968 году, на первенстве Советского Союза в Ленинакане, где проходил отбор на Олимпиаду в Мехико, я всё же сумел занять пятое место.

В том же году мы с братом подали заявку на фильм «Спорт, спорт, спорт» и туристами поехали на Олимпиаду. В Мехико мы много снимали, проникаясь царившим там духом большого спорта.

Чего братья Климовы не могли себе простить

Помню, как мы с Витольдом Креером, сидя во время олимпийских соревнований в прыжковом секторе, подсказывали Вите Санееву, как он попадает на планку.

Вход в Олимпийскую деревню был строго воспрещен, но с помощью знакомых (а их у меня было полкоманды) мы пробились туда. Наши ребята жили в трехкомнатных квартирах; в каждой комнате - по одному спортсмену.

И там мы стали свидетелями трех потрясающих сцен.

Входим в первую комнату. Перед нами - Витя Санеев, который стал олимпийским чемпионом и мировым рекордсменом, и его тренер Акоп Керселян. Они ликуют и пьют шампанское.

Проходим во вторую комнату. На постели лежит эстонский десятиборец Рейн Аун. В 1964 году, в Токио, он был серебряным призером, а в Мехико получил травму (порвал заднюю поверхность бедра) и сошел. У Рейна текут слезы, а рядом с ним сидят девушки и поют ему песню на эстонском языке.

Третья комната. На кровати, облокотившись о стенку, сидит убитый горем Игорь Тер-Ованесян (только что свой феноменальный прыжок на 8.90 совершил Боб Бимон). «Ну что, Игорь? Как ты?» - спросил я его. - «Отняли игрушку», - без всякого выражения сказал он, и мы поняли, что игрушкой он назвал свой мировой рекорд.

В той квартире, на площади в несколько десятков метров, мы увидели трех атлетов, которые одновременно пережили в Мехико запредельные чувства и эмоции - от восторга до безнадежности и трагедии…

Но мы ничего не сняли. И потом не могли простить себе этого…

В течение 1969 года мы с братом работали над своим фильмом: вели съемки, занимались монтажом и озвучиванием. Я в этой ленте, кроме всего прочего, еще и сыграл самого себя.

Огромную работу по розыску нужных нам материалов мы провели в Красногорском киноархиве. Ездили в Петербург и там тоже копались в архивах. Увы, нам не удалось наладить сотрудничество с американскими телестудиями, поэтому получить что-либо и от них мы не смогли.

Композитором у нас был Альфред Шнитке. И однажды он нам сказал: «Ребята, в музыке к фильму у меня есть органная партия. Сегодня ночью мы проберемся в Малый зал консерватории (я уже договорился об этом), и я вам ее покажу». И мы втроем «пробрались» в Малый зал; Шнитке сам играл на органе, а мы его записывали…

В фильме «Спорт, спорт, спорт» прозвучал и голос Беллы Ахмадулиной, которая, избрав бег как символ нескончаемого человеческого движения «вверх и вдаль», постигла со свойственной только ей поэтической непреложностью, «что суть судьбы есть вечный бег к победе». И в этих ее словах, как мне кажется, выразилась главная идея этой ленты.

Партизанская история со стайером в главной роли

Следующей работой Германа Климова стал сценарий художественного фильма «Тактика бега на длинную дистанцию», который вышел в 1978 году. В его основу положена судьба одного из братьев Знаменских - Георгия, который во время Великой Отечественной войны был врачом в партизанском отряде…

С первых дней войны многие наши спортсмены добровольцами уходили на фронт. Уже 17 июня 1941 года из спортсменов-добровольцев были сформированы первые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН).

Всего же с 1941 по 1945 год за линию фронта было отправлено более двухсот оперативных групп, сформированных из спортсменов-добровольцев, которые были обучены минировать шоссейные и железные дороги, стрелять со снайперской точностью, бесшумно снимать часовых.

О том, как они действовали в тылу врага, Герману Климову рассказывал воевавший в составе ОМСБОНа его первый тренер Али Холадаевич Исаев, метатель диска, девять раз выигрывавший чемпионаты СССР. Свою первую победу на таких соревнованиях он одержал в 1940 году.

Его слова произвели на меня такое впечатление, что я в течение долгого времени не мог думать ни о чем другом, - говорит Герман Германович. - Историю моего героя Ивана Русака, который в партизанском отряде лечил раненых и больных, я не придумал. Она родилась во мне под влиянием рассказов Али Холодаевича и всего того, что я знал о подвигах наших спортсменов, воевавших за линией фронта. Я же должен был прожить ее и записать.

…Когда немцы обнаружили партизанский отряд, Иван Русак, который в мирное время был одним из лучших советских бегунов, вышел навстречу вражеской колонне и, применив тактику бега на длинную дистанцию, увел фашистов от партизанского лагеря, заманив их в глухой лес…

Спорт и кино: катамаран на волнах времени

Спорт и кино. Взаимопроникая друг в друга, они сыграли решающую роль в судьбе Германа Климова. Неудивительно поэтому, что он потратил немало времени, чтобы разгадать тайну их параллельного сосуществования и взаимного притяжения.

Десять лет назад, - рассказывает Климов, - я сделал пятисерийную документальную картину «Олимпия на бульваре Капуцинов» о спорте и о кино, которые, наверное, можно назвать главными феноменами двадцатого века.

Они родились практически одновременно: в декабре 1895 года состоялся первый публичный платный киносеанс, который провели в подвале «Гран-кафе» в Париже братья Люмьер, а в апреле 1896 года в Афинах прошли первые современные Олимпийские игры.

Я стремился узнать, как они развивались, проходя через весьма схожие этапы. И параллелизм их исторического движения меня поражал…

В начале века кино было немым, снимать его никто еще толком не умел. Спорт также был далек от своих последующих достижений. На первых Олимпийских играх спортсмены соревновались всего в девяти видах спорта, причем женщины к этим стартам не допускались, а тогдашние рекорды сегодня могут показаться смешными.

Однако и кино, и спорт неудержимо двигались к своим вершинам. И в 60-е годы они были достигнуты. В кино появились такие мастера, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, уровень мастерства которых и сегодня остается непревзойденным. А в спорте выросли выдающиеся атлеты, потрясающие болельщиков не только результатами, но и своей самоотверженностью и спортивным вдохновением. Зрители же видели и чувствовали, что их кумир без остатка отдает себя борьбе на арене потому, что этого требует его душа, его человеческая суть, а вовсе не жажда во что бы то ни стало сорвать большой куш.

Когда-то, испытывая огромный интерес к Олимпийским играм, проходившим в Древней Греции, я подробно проследил, как там развивался спорт. У современных олимпиад - столетняя история, а у античных - тысячелетняя. Но они очень схожи. В программе первых древнегреческих олимпиад было всего несколько видов спорта. Потом их становилось всё больше и больше. Постоянно росло и число участников соревнований: первыми олимпийцами были только уроженцы Греции, затем к ним присоединились атлеты из ей подвластных областей.

Олимпийские игры стали центром притяжения для огромного количества торговцев и коммерсантов, спортсменов и судей стали подкупать, так как от их побед и поражений зависели успехи дельцов. Своего расцвета это достигло в Древнем Риме, где спорт стал уже чисто профессиональным, а закончилось всё Колизеем, куда со всего мира свозили диких животных и гладиаторов. И где на потребу публики совершались тысячи убийств.

Колизей вмещал триста тысяч зрителей (нам сейчас даже не снятся такие стадионы). Там проходили и сражения на воде. Для этого Колизей заполняли водой из Тибра, и туда вплывали суда с гладиаторами, которые убивали и топили друг друга. Потом открывали шлюзы, вода уходила, и гладиаторские бои продолжались на суше…

Современный спорт тоже потихоньку движется в этом же направлении. Эта мысль не оставляет меня, когда я вижу, как сражаются представители смешанных единоборств.

Когда шли гладиаторские бои в Колизее, то около него собирались тысячи болельщиков, которые не скупились на взаимные оскорбления и с беспредельным ожесточением дрались друг с другом. Но разве не точно так же ведут себя порой и наши футбольные фанаты?

В картине «Олимпия на бульваре Капуцинов» я сделал акцент и на кое-каких явных аналогиях между спортом и кино, сопоставляя, скажем, режиссеров и тренеров, поскольку и те, и другие зачастую выступают в трех ипостасях: отца, друга и диктатора.

Актеры же, которые, отказываясь от услуг каскадеров, сами выполняют сложнейшие трюки, соперничают со спортсменами, а звезды футбола, тенниса или бокса в краткие мгновения триумфов и поражений на зависть артистам с максимальной искренностью выражают свою человеческую суть.

Иногда же они актерствуют только для того, чтобы обмануть либо судей, либо соперников…

Сейчас спортсмена порой оценивают не по его результатам, а по заработкам, поэтому так популярны сегодня такие соревнования, как, скажем, старты «Бриллиантовой лиги», победители которой получают огромные деньги. А вот в прежде спорт действительно был любительским; и разве у кого-нибудь повернется язык назвать профессионалами членов сборной команды Советского Союза, которые получали по 150-160 рублей в месяц?

Но человеческие силы не беспредельны, потому в двадцать первом веке спорт начал двигаться к новым высотам за счет совершенствования тренировочных методик, новых материалов и технологий…

- Согласно исследованиям, которые недавно провели американцы, мировой рекорд Валерия Брумеля в прыжках в высоту - выступай он в современных шиповках и не на гаревой, а на тартановой дорожке - был бы равен не 2.28, а 2.45. Наверное, и ваш лучший результат в прыжках длину - 7. 98, если «осовременить» его таким же образом, вырос бы до 8.30.

Наверное. Мы прыгали в песок, а шестовики - в опилки. А по гаревой дорожке мы бежали в шиповках с трехсантиметровыми шипами, которые, проваливаясь в нее, оставляли после себя ямы.

Сейчас все другое: покрытия, шиповки, методики подготовки и, конечно же, медицина. А о фармакологии, которая сегодня стала постоянной спутницей профессионального спорта, мы и понятия не имели. Нам давали только поливитамины: желтые такие шарики.

Тренировались же мы так, как Бог на душу положит. А своему тренерскому искусству наши наставники учились в процессе работы с нами.

То же самое происходит и в кино. Сейчас оно развивается за счет высоких технологий. За последние годы никому из кинематографистов не удалось проникнуть в глубь человеческой души и открыть в нас, людях, что-то новое. Успеха же добиваются за счет невероятных съемок, внешних эффектов, словом, того, что я бы назвал машинерией.

Чтобы возродить чувство доверия…

- Но вернемся к вашей последней работе, у которой пока еще нет названия…

Съемки мы начали 19 мая нынешнего года, в день рождения Игоря Тер-Ованесяна, у него на даче во Владимирской области. Игорь собирается приглашать к себе прежних и нынешних чемпионов по прыжкам в длину и устраивать между ними соревнования. Яму для прыжков он уже сделал.

Мы с ним поиграли в гольф, и он мне рассказал о своем сне, который, наверное, может присниться только прыгуну. Игорю привиделось, будто, прыгнув, он ощутил, что может летать. Он запомнил те ощущения. И теперь, тренируя детей, будет ставить им технику по подсказкам своего сна.

«И мне, - сказал я ему в ответ, - часто снилось, что, оттолкнувшись от земли, я взлетаю и лечу. Казалось бы, я должен приземлиться, но вот уже яма осталась позади, а я всё лечу и лечу, испытывая наслаждение от полета».

Кроме Тер-Ованесяна, мы сняли еще нескольких наших спортсменов, отличившихся в «матчах гигантов»: прыгунов тройным Витольда Креера и Олега Ряховского (в 1958 году он победил с мировым рекордом), Аиду Чуйко, первенствовавшую в прыжках в длину, Галину Филатову, дважды побеждавшую в прыжках в высоту, спринтеров Леонида Бартенева и Эдвина Озолина, на равных соперничавших с американцами, барьериста Анатолия Михайлова, опередившего всех в беге на 110 метров с барьерами, Надежду Бесфамильную, выигрывавшую на стометровке, и Александра Барышникова, превзошедшего своих соперников в толкании ядра.

Чтобы снять Барышникова, мы ездили в Санкт-Петербург. Александр - ученик знаменитого тренера Виктора Ильича Алексеева, который первым стал обучать своих подопечных толкать ядро круговым махом, то есть так, как это было свойственно лишь метателям диска. Сейчас, к слову, подобная техника стала повсеместной. Применив это круговое движение, Барышников в 1976 году побил мировой рекорд, впервые послав снаряд на 22 метра…

Вот так я окунулся в тот, уже подзабытый мною мир. Я с наслаждением встречался со своими друзьями, бывшими коллегами, слушал рассказы об их сегодняшней жизни, испытывая потрясающее чувство возвращения в те времена, когда легкая атлетика действительно покоряла мир…

Чувство взаимного доверия. Сегодня, когда на смену холодной войне пришли новые страшные угрозы, оно оказалось в огромном дефиците. И потому крайне актуальным должен стать документальный фильм, который напомнит о тех временах, когда в матчах между легкоатлетами СССР и США рождалось планетарное чувство доверия, заставлявшее людей, отрешившись от пропагандистских канонов, попытаться сблизиться, начав делать шаги навстречу друг другу.

Прыжки, выполненные ими когда-то, оказались еще и разминкой перед прыжками-полетами, которые они совершают в своих сновидениях…

Андрей БАТАШЕВ

Как происходила дуэль и чем дуэлировали

Правила дуэлей (Дуэльный кодекс Дурасов Василий Алексеевич)

Прежде всего, дуэль – занятие дворян, простолюдины и разночинцы к ней касательства иметь не должны, причём занятие равных по положению и статусу дворян. По «Дуэльному кодексу Дурасова» 1912 года, оскорбления бывают:

Первой степени – задевающие самолюбие и нарушающие приличия (видимо косой взгляд, в кодексе не уточняется что именно).

Второй степени – задевающие честь (жесты, ругань).

Третьей степени – обычно оскорбление действием (от раны, до удара или броском перчатки, достаточно касания).

Если есть отягчающие обстоятельства: оскорблена женщина или немощный – тяжесть автоматически повышается на степень, если наоборот – тяжесть понижается.

Оскорблённый выбирает оружие, в зависимости от тяжести оскорбления может иметь привилегии (при оскорблении действием может назначать расстояния, драться своим оружием, выбрать тип дуэли и т.д.).

Если кто-то не может драться, то его может подменить родственник или заинтересованный человек.

Одна ссора – одна дуэль.

ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО СЕЙЧАС – за клевету журналиста, если тот недоступен – дуэлирует редактор или хозяин листка, где напечатан пасквиль.

Дуэли делятся на:

Законные (по правилам на пистолетах, шпагах или саблях);
- исключительные (имеющие отклонения от кодекса в условиях);
- по секретным мотивам (не хотят выносить сор из избы, но продырявить друг друга готовы).

Секунданты назначаются из достойных, из них же суд чести – трое решают спорные вопросы, секунданты могут убить нарушившего правила дуэли.
Получив оскорбление, оскорблённый должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники не знакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами. Далее общаются через секундантов.

Перед дуэлью составляется «Протокол встречи», где описывают как пройдёт дуэль и «Протокол поединка» - как прошла (в кодексе есть бланки, не шучу).
На поединке нельзя говорить, издавать лишние звуки кроме «Ёптваю мать!» после попадания или укола, нарушать приказы руководителя дуэли(!), нарушать команды «стой», «стреляйте», «1,2,3».

Для шпаг выбирают аллею широкую и длинную, для пистолетов открытую местность.

Лучше раздеться до пояса, но можно и в одежде, проверенной на защиту.
На шпагах дерутся либо, имея возможность скакать вокруг и около, либо левые ноги ставят на указанную точку и пыряют друг дружку, отход на три шага – поражение. Можно биться до упора, можно с перерывами по 3-5 минут на раунд. Дерутся той рукой, какой привыкли, менять нельзя.

Шпаги либо свои, либо чужие, одинаковой длины, секундантам иметь слесарный инструмент для срочного ремонта, включая тиски и напильники (не шучу).

Куча правил типа выбил оружие, упал, ранил – добивать нельзя, иначе проиграешь, чуть что громко ори и защищайся, а атаковать уже нельзя, в общем, нарушил что-то - накажут.

Пистолетная дуэль на 25-35 шагах в Европах, 10-15 в России.

Шесть типов законных пистолетных дуэлей:

1. Дуэль на месте по команде: стреляют с 15-30 шагов стоя после команды: «один», но не позже «три».
2. Дуэль на месте по желанию: стреляются с 15-30 шагов после команды «стреляйте» как хотят, могут стоять спинами и разворачиваться.
3. Дуэль на месте с последовательными выстрелами: стреляют с 15-30 шагов определив кто первый жребием.
4. Дуэль с приближением: сходятся с 35-45 шагов до барьера (отметки) с расстоянием между барьерами 15-25 шагов, стрелять можно сразу как поступит команда «сближайтесь». Стрелять на ходу нельзя, остановился и выстрелил раньше барьера, стой жди на том же месте, противник может подойти к самому барьеру.
5. Дуэль с приближением и остановкой: те же расстояния, но можно стрелять на ходу, после первого выстрела все замирают как кролики и стреляют с места остановки.
6. Дуэль с приближением по параллельным линиям: идут навстречу друг другу по параллельным линиям, на расстоянии 15 шагов, стрелять сходу нельзя.

Во всех дуэлях имеется ограничение по времени на второй выстрел.

Руководитель дуэли верховодит действом, следит за заряжанием оружия секундантами или специально приглашённой прима-балериной от заряжальщиков, как они расшаркиваются при начале, во время и после, строча доносы в офицерское собрание(!)

Выстрелов дают обычно два, осечка как правило считается за выстрел (даже исправный кремнёвый замок высокого качества изготовления на 100 выстрелов давал 15 осечек).

Можно выпендриться: выстрелить в воздух, это законно только второму, первому нельзя, хотя так делали, если выстрелить в воздух первым и второй так сделает – проиграл первый, а второй может в него стрелять, не попадёт – не накажут.

Нельзя говорить, рыгать, пукать – посчитают недостойным и засчитают проигрыш.

Условия дуэли на саблях одинаковы с условиями дуэли на шпагах. Единственное различие заключается в том, что дуэль данного рода оружия может происходить на прямых или кривых саблях. В первом случае противники могут рубить и колоть, во втором только рубить. (Ремарка: полез искать «прямую саблю», нашёл «прямая сабля кавалериста, пять букв - палаш». Или я что-то не знаю или палаш стал прямой саблей или сабля кривым палашом, но спишем это на шок, поди Дурасов-то разбирался в «прямых саблях» получше нашего).

Вот такие правила, вкратце. Надо только понимать, что как сказано в «Пиратах Карибского моря» - «Пиратский кодекс» не свод законов, а рекомендованные понятия». Тут так же – хотите дуэлировать на двуручниках – никто не запрещает, дело ваше «благородное». Под конец ХХ в. стрелялись на десяти шагах из «морских» Кольтов – осадная артиллерия, в Первую мировую и Гражданскую из Маузеров и Наганов. Рекомендации они на то и рекомендации, чтобы не исполнять, главное найти таких же сумасшедших единомышленников.

Сумасшедшие находились регулярно, поэтому не описанные в кодексе, но приключавшиеся «исключительные» дуэли:

1. На благородном расстоянии: назначение расстояния свыше 15 шагов, вероятность результативного исхода была невелика. Между тем, именно при изначальной удалённости в 20 шагов от своего противника был смертельно ранен Александр Пушкин.
2. Неподвижная дуэль вслепую: противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
3. Приставить пистолет ко лбу: чисто русский вариант, противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
4. Дуло в дуло: чисто русский вариант, условия аналогично предыдущим, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
5. Через платок: поединок со стопроцентно смертельным исходом назначался в исключительных случаях. Противники брались левыми руками за противоположные концы носового платка и по команде секунданта одновременно стреляли. Заряжен был только один пистолет.
6. Дуэль в могиле: стрелялись на расстоянии не более десяти шагов, почти 100% смертельный исход для обоих.
7. Американская дуэль: самоубийство по жребию. Соперники тем или иным образом бросали жребий, и тот, на кого он выпадал, был обязан в течение какого-то непродолжительного времени покончить с собой. К «американской дуэли» прибегали чаще в тех случаях, когда не было возможности устроить традиционный поединок (из-за юридических запретов, слишком неравного положения соперников, физических ограничений), но при этом оба соперника считали, что разногласия можно решить только смертью одного из них.

Как вариант дуэли «русская рулетка» с одним патроном в барабане, а бывало из барабана вынимали всего один патрон. Называется она ещё гусарская рулетка, также сопрано, хотя есть большие сомнения как в русском происхождении этого явления (первое упоминание в 1937 году в статье «Русская рулетка» в американском журнале «Collier’s Weekly»), так в его широком применении из-за отсутствия документальных источников. Есть ряд нестыковок, в частности в статье описываются русские офицеры в Первую мировую, но число патронов Нагана 7 шт. (сам в шоке, перепроверил, тоже думал, что 6), а там описывается, револьвер с 6 патронами, поэтому возможно «русская рулетка» не такая уж и «русская».

Оружие дуэлей

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом - курковые однозарядные пистолеты. Страшное оружие - однозарядный, снабжённый кремнёвым или капсюльным замком дуэльный пистолет - в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику. Различия боевого опыта, моральных и физических качеств участников никогда не делали дуэль абсолютно равной. Утверждение, что одинаковые пистолеты давали равные шансы дуэлянтам во время поединка, верно только в сравнении с более древними орудиями выяснения отношений типа шпаги или сабли. В середине XVIII века дуэли на пистолетах становятся наиболее распространёнными, окончательно сложился и внешний облик дуэльного оружия. Прежде всего, следует отметить, что пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались, за исключением цифр «1» и «2» на элементах конструкции. Для исключения недоразумений секунданты привозили на дуэль два ящика с пистолетами. В XVIII и в первой трети XIX века пистолеты снабжались кремнёвым, так называемым «французским батарейным» воспламенительным замком, который изобрёл механик и литератор шевалье де Обиньи. Этот замок был усовершенствован великими английскими оружейниками Джозефом Ментоном, Джеймсом Перде, Чарлзом Ланкастером, Харви Мортимером, Генри Ноком и являлся весьма прогрессивным для своего времени механизмом. Принцип его действия был достаточно прост и во многом напоминал обычную зажигалку. В жёстких губках курка зажимался кусочек специально заточенного и отбитого кремня. Напротив него располагалось стальное огниво, под ним находилась так называемая «полка» с мелким затравочным порохом. При нажиме на спусковой крючок курок с кремнём сильно бил по огниву, полка автоматически откидывалась и на порох сыпался яркий пучок искр. Через специальное затравочное отверстие в казённике ствола огонь попадал внутрь и воспламенял основной заряд. Следовал гулкий, раскатистый выстрел. Однако у кремнёвых пистолетов имелись некоторые недостатки: прежде всего яркая вспышка пороха на полке и облачко дыма мешали точности прицела. Несмотря на изобретение англичанами специального «водонепроницаемого» замка, стреляться в дождливую, сырую погоду было крайне рискованно, ибо влага подмачивала порох на полке и часто приводила к осечке, а осечка по суровым правилам дуэли приравнивалась к выстрелу.

На ударно-кремнёвых замках со временем появился предохранительный взвод курка, или полувзвод: стрелок взводил курок до половины, при этом шептало спускового механизма попадало в глубокий поперечный вырез лодыжки курка, и спусковой крючок блокировался. Для выстрела курок нужно было взвести на боевой взвод, при этом шептало входило во второй, менее глубокий вырез боевого взвода, с которого курок уже мог быть спущен нажатием на спусковой крючок. Это стало необходимо, в том числе, благодаря появлению первых (дульных) патронов, созданных с целью повышения скорострельности военных с дула заряжаемых ружей. При использовании такого патрона его бумажная оболочка использовалась в качестве пыжа над пулей, поэтому порох сначала отсыпали на полку замка, а лишь потом высыпали в ствол. Если бы курок оставался во время досылания пули в ствол на боевом взводе, мог бы произойти случайный выстрел, который неминуемо закончился бы тяжёлой травмой стрелка. До появления дульных патронов порох для безопасности обычно насыпали из пороховницы сначала в ствол, а лишь потом на полку.

Первые предохранительные устройства в их современном виде появились ещё при ударно-кремнёвых, и даже колесцовых замках. На дорогих кремнёвых охотничьих ружьях и винтовках имелся предохранитель в виде расположенного на замочной доске позади курка движка, который в переднем положении фиксировал курок на полувзводе, так, что тот не мог быть не только спущен, но и взведён на боевой взвод. Это обеспечивало полную безопасность при ношении заряженного оружия. У колесцового замка предохранитель обычно имел вид расположенного в задней части замочной доски флажка, который в заднем положении не давал спустить взведённый курок, блокируя шептало. Такой же предохранитель могли иметь и наиболее дорогие варианты фитильных замков.

В начале XIX века скромным шотландским священником из округа Белельвью Александром Джоном Форсайтом был совершён поистине революционный поворот в истории огнестрельного оружия. Он изобрёл принципиально новый воспламени тельный замок, который впоследствии назовут «капсюльным». Смысл новации сводился к тому, что теперь на затравочной полке воспламенялся не порох, а специальный химический состав. Позднее загорающийся от удара состав поместили в медный колпачок-капсюль, надеваемый на стальной стержень - брандтрубу, по которой огонь мгновенно уходил в ствол.

Дуэльная пара помещалась в изящном ящике вместе с принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, деревянного молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов - отвёртки, прочистки, крейцера для разряжания пистолета. Секунданты противников на глазах друг друга, ревниво следя за всеми тонкостями, отмеривали равное количество пороха, заботливо обертывали свинцовую пулю специальным кожаным пластырем и при помощи шомпола заколачивали в ствол ударами молоточка. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10- 12 г. Чёрного дымного пороха клали 3-8 г. По правилам разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы они были совершенно одинаковые. Все дуэльные пистолеты имели прицельные приспособления. На самых ранних образцах прицел и мушка были неподвижными, как у армейского оружия. Позже появились регулируемые прицелы - мушка по горизонтали, целик - по вертикали, для корректировки линии прицеливания. Иногда спусковой механизм пистолета снабжался особым смягчающим усилие спуска устройством - шнеллером, однако большинство дуэлянтов предпочитало обычный «тугой» спуск. Объясняется это просто - в волнении, не совладав с собственным пальцем, стрелок мог дать непроизвольный, случайный выстрел мимо цели. И без шнеллера пистолет позволял произвести очень точный выстрел.

Известный историк оружия Ю.В. Шокарев в одной из своих статей рассказывает, что «в середине прошлого века экспертная комиссия, изучавшая все обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльного пистолета и мощного армейского ТТ. Оказалось, что пробивная способность дуэльного пистолета лишь немногим уступает мощи ТТ, оболочечная остроконечная пуля которого пробивает насквозь восемь сухих дюймовых досок на расстоянии 25 метров. А ведь большинство дуэлей происходило на расстоянии 15 шагов…» Некоторым невольникам чести случалось стреляться и на 6 шагах. Однако следует сказать, что в особых, абсолютно исключительных случаях секунданты противников, не желая смерти друзьям, допускали по взаимному уговору некоторые вольности при заряжании пистолетов. Самым невинным был двойной или даже тройной заряд пороха: пистолет при выстреле сильно подбрасывало и пуля летела мимо цели.
«Криминальным» с точки зрения кодекса чести было простое неопускание пули в ствол, что так хорошо описал М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени».

Пистолеты можно было купить без особого разрешения полиции в любом крупном оружейном магазине или непосредственно у оружейного мастера. Лучшими считались изделия английских оружейников, но… в 1840 году в Англии по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого клятвенно обязались не принимать более участия в дуэлях. Таким образом, под воздействием британской элиты, протестующей против дуэлей, поединки были отвергнуты и все конфликты разрешались в суде.

С этого времени изготовление дуэльных пистолетов в Англии практически прекратилось, а оружейники переключились на создание спортивного, дорожного и охотничьего оружия. Пальма первенства перешла к французским и немецким мастерам. Пистолеты покупали во всех европейских столицах и даже выписывали по почте. Надо ли говорить, что дуэльные гарнитуры всегда отличались особо тщательной выделкой. Эти совершенные механизмы убийства украшались гравировкой по стали, инкрустациями золотом и серебром, ложи изготавливались из выдержанного комля итальянского ореха, чёрного дерева или карельской берёзы. Стволы выковывались из лучших сортов букетного дамаска и подвергались глубокому воронению в чёрный, коричневый или голубой цвета. Рукояти пистолетов покрывались красивыми желобками - каннелюрами. В декоре часто использовали арабески и гротеск - стилизованные орнаменты из цветов и растений, причудливые изображения полулюдей-полуживотных, загадочных масок, ликов сатиров, мифических чудовищ и листьев аканта. Дуэльные пистолеты стоили дорого, но кто бы посмел торговаться, приобретая орудие чести.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы, например «морской» Кольт. Дуэль на винтовках и ружьях была популярна в Америке и Мексике, «американская» дуэль состояла в том, чтобы вдвоём или группой войти в дом, в лесок, ущелье, найти там противника и посмотреть что получится. Это уже совершенно дикий вид дуэли, скорее не дворянской, а простолюдинов.

Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку. Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием.

То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter - «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.

Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).

Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d"Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры.

Сабля в её привычном понимании появилась в VII веке у тюркских народов как результат модификации палаша, первые сабли найдены в куруке у с. Вознесенки (ныне г. Запорожье). Сабля (венг. szablya от венг. szabni - «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг. Сабля появилась, как идея уменьшить вес клинка при тех же рубящих способностях, за счёт уменьшения площади контакта и в целом с задачей справляется. Как бонус при небольшом изгибе появилась возможность наносить резаную рану, что значительно увеличивает шансы к быстрому выведению противника из строя за счёт большой кровопотери.

В странах Центральной и Западной Европе сабли не распространены до второй половины XVI века, признание они получили в XVIII-XIX веках, а в основном использовались мечи и шпаги. В XVII-XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе и являются кавалерийским оружием, ими вооружают гусаров, драгун и конных гренадёров. Они происходили от сабель польско-венгерского типа. Во время Египетского похода французы ввели моду на сабли мамлюкского типа, а казаки, щеголявшие с таким популярным оружием в Париже только усилили её. Сабли стали применяться повсеместно в европейских армиях, независимо от родов войск, вплоть до авиации. В качестве церемониального оружия сабли и палаши (или драгунские шашки) во многих странах применяются до сих пор.

Оружие и дуэльный кодекс

Слово «дуэль» латинского происхождения и переводится оно как «поединок». Обычно в этом мероприятии участвуют два человека. Так, один из них считается обидчиком, а другой - защитником своей чести. При этом не исключалось, что в таком действии кто-то из дуэлянтов мог трагически погибнуть.

В наше время аналогичные противоборства случаются крайне редко, да и наказание за это можно получить по всей строгости закона. В современном обществе униженные и оскорбленные люди должны искать правду в суде, а не заниматься самоуправством.

Однако еще каких-то сто лет тому назад все было не совсем так. Тогда нанесение обиды могло смываться лишь кровью. С подобной практикой сталкивалась знать или лица дворянского происхождения. Тогда как публика низших сословий занималась решением спорных вопросов с помощью кулаков. У благородных дворян в ход шло все, от холодного до огнестрельного оружия.

Спорные вопросы решались шпагами, саблями и, конечно же, пистолетами. В разные времена государство относилось к дуэлянтам и дуэлям разнообразно, но в основном негативно. И это было серьезным вызовом для государства. Поскольку погибала полная сил молодежь, а часто и военная элита, которая могла бы принести огромную пользу своему отечеству.


Из истории дуэлей

В незапамятные времена дуэльными поединками не приходилось заниматься. Тогда полагались на волю Всевышнего. И тогда же для людей устраивалось что-то типа так называемых судебных поединков. В те времена считалось, что Всевышний всегда будет на стороне невинного, а значит, ему нечего было бояться, и он должен был непременно победить.

В то же время любому из дуэлянтов разрешалось приводить вместо себя на место дуэли своего дублера. Все равно суд ведь божий, и неважно, кто дрался. Люди той поры придерживались мнения, что победа доставалась только той стороне, на которой была правда.

Тем не менее, практика показала, что Всевышний не во всех случаях был беспристрастным. Часто побеждал откровенный бандит, а честному человеку приходилось терпеть лишь унижение или смерть. Вследствие этого такие противоборства переставали быть популярными, и постепенно от них пришлось отказаться.

Однако им быстро нашли замену в виде рыцарских турниров. В какой-то мере можно сказать, что рыцари - это прародители дуэлянтов, притом что турниры в основном несли в себе соревновательный характер, а ристалище меньше всего походило на место дуэли. Рыцарями в основном демонстрировалась сила и сноровка. В ходе столкновений соперники старались не убивать друг друга, а только сбивать с лошадей.

Дуэль рыцарей

В дальнейших столкновениях рыцарям разрешалось, действуя мечами, наносить только рубящие удары. От них они были надежно защищены доспехами. Кроме высокого травматизма, на таких состязаниях бывали и смертные случаи, но дело чести было тогда главенствующим. Собственно эти нравственные устои начали переходить к дворянству XV-XVI веков.

Те в свою очередь прекратили изнурять себя тренировками с пяти лет, ведь уже не было нужды «обвешиваться» тяжелыми доспехами и орудовать огромными мечами. Поскольку на замену им приходило оружие нового поколения в виде мощных арбалетов, а позднее и мушкетов, но достоинство и честь остались, а точнее эгоизм и гордыня – вот истинная причина дуэли. В результате разодетым господам, встречавшимся на узких улочках городов, было мало места. Уступать один другому дорогу никто не желал – это было плохим тоном. И тут шли в ход шпаги. Порой на место дуэли успевали городские стражники, а порой подходили к уже охладевшим телам.

Время зарождения дуэлей

Понятие дуэли в том виде, каком ее обычно представляют, впервые возникло в Италии в XIV столетии. Собственно здесь молодые дворяне зародили традицию разрешения конфликтных ситуаций с помощью оружия. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.

Такие примеры оказались крайне заразительными и стремительно перекинулись на территории Франции. Этому южному народу также присуща вспыльчивость. Тогда как англичане такие выяснения отношений практиковали не так часто, впрочем, как и немцы.


Рыцарский турнир

Дуэльный ажиотаж

Массовый дуэльный ажиотаж пришелся на XVI-XVIII столетия. Началась массовая гибель дворян. Короли стали издавать указы, запрещающие кровавые поединки, однако это ни к чему не приводило. Дворянство продолжало настойчиво уничтожать себя. Дошло до того, что предлоги для схваток были типа косого взгляда или неучтивого тона.

Вторую жизнь смертельные поединки обрели в XIX столетии. Именно тогда пришло время огнестрельного оружия. И тут уже не до физических данных соперников, тут уж как кому повезет. Поскольку только жребий определял очередность стрельбы. Находились дуэлянты в двадцати шагах один напротив другого - попробуй, не попади.

Кодекс дуэлянтов

Собственно в XIX столетии дело дошло до формирования дуэльного кодекса. Его нарушение считалось плохим тоном. Любые отходы от правил приводили порицанию нарушителей. Вызовы на дуэль осуществлялись устно или письменно. К тому же обиженный обязан был сообщать о предстоящем поединке на протяжении суток.

На место дуэли съезжались ранним утром. Обязательным считалось присутствие врача и секундантов. Причем один из последних становился распорядителем. В его обязанности входило предложение дуэлянтам о примирении, которое в основном не принималось. Далее шло заряжание пистолетов с передачей их дуэлянтам. После чего приступали к стрельбе согласно жребию. Недругам разрешалось стоять на установленном расстоянии либо приближаться друг к другу к намеченному барьеру.


Самыми опасными считались дуэли, когда недруги открывали огонь, руководствуясь командой распорядителя. Нередко в таких случаях гибли оба. Предельная дистанция между стрелками не превышала 30 шагов. Это приблизительно 15-20 метров, промах был почти невозможен. Однако если он все же случался, тогда второй иногда оставлял право выстрела за собой, причем на неопределенное время. Выстрелом в воздух, конфликтная ситуация могла разрешаться наиболее благополучно для всех.

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Женские дуэли в России и Европе были обычным явлением. В России экзотическими были дуэли между женщинами и мужчинами, но не для Европы, там это было нормой.


Женская дуэль

Интересно, что в дуэли пришлось поучаствовать будущей императрице Екатерине II. Будучи принцессой в 1744 году она билась на шпагах со своей сестрой. Это была принцесса Анна Людвига Анхальт. Для пятнадцатилетних дуэлянток все завершилось без кровопролития.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Известно, что мужские поединки обычно происходили на природе, а сами дуэлянты отдавали предпочтение пистолетам. Тогда как русские женщины предпочитали разбираться с помощью шпаг, не выходя из помещений. В те времена даже было наличие светских салонов, организующих дамские поединки. Например, в салоне мадам Востроуховой, лишь за 1823 год было организовано 17 женских поединков.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что русские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Однако на моменте его написания европейские дамы уже полным ходом занимались выяснением отношений с помощью оружия. Так, было много слухов о дуэли маркизы де Несль с графиней де Полиньяк, произошедшей в 1624 году. Противоборство этих женщин было из-за только что ставшего первым министром Франции, известного персонажа книг Александра Дюма, кардинала Де Ришелье.


Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Женщины того времени на столько привыкли к владению оружием, что нередко позировали с ним для художников. Так, на полотнах Беро часто можно было видеть весьма элегантных француженок с непринужденностью держащих шпаги. Причем выглядели они, так будто бы шпаги являлись обычными аксессуарами дамских нарядов, типа веера или зонтика.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Дуэли в России

Относительно России, то здесь дуэльный ажиотаж начался ближе к концу XVIII столетия. Это как раз было время заката правления Екатерины II. Императрице довелось умереть в 1796 году, а о поединках при ней имеются самые противоречивые сведения. С одной стороны, она и сама в юности участвовала в одной такой и не раз была секунданткой у своих придворных дам.


С другой стороны, «Указ о поединках» образца 1787 года. Согласно ему всех участников поединков ожидала непременная ссылка в места не столь отдаленные, а тогда этим местом была Сибирь. Если вдобавок ко всему дуэль заканчивалась смертоубийством, то оставшийся в живых мог отправиться прямиком на каторгу.

Самая большая численность дуэлей пришлась на царствование Николая I. Собственно в те годы в дуэлях участвовали многие известные личности типа Лермонтова, Пушкина, Рылеева, Грибоедова и пр. В дуэлях участвовал и погибал цвет нации, а сам император не выносил дуэлей. Дуэлянтов направляли в войска, действующие на Кавказе.

Если случался летальный исход поединка, то победивший в нем мог быть разжалован до рядового. Однако даже такие меры не останавливали дворян. Они все равно продолжали стреляться с потрясающей настойчивостью. Участие в таких мероприятиях считалось хорошим примером, от которого только добавлялся авторитет дуэлянту.

Русским дуэлям были характерны чрезвычайно короткие барьерные расстояния. Это было каких-то 10-12 метров. Кроме того, дуэль считалась оконченной лишь после смерти или обморока кого-то из участников. В отличие от Европы, если оба промахивались после первых выстрелов, то все повторялось заново.


Дуэльный набор

На дуэль запрещалось задерживаться более 15 минут. Начиналась она вслед за прибытием всех участников. Все занимало минут 10. Получение оружия, стрельба. Кто-то упал, его подняли и увезли. Другой отправился на празднование удачного конца.

В мае 1894 года Александр III разрешил офицерские дуэли из-за личных обид. До 1914 года было почти 330 поединков, но только 32 завершились смертельным исходом. Остальные были легко ранены. В Первую мировую поединки почти не проводились.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Вместо заключения


В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.