Тальвар - боевая сабля - центральная индия - xix век. Тальвар – индийская сабля

Гарантия подлинности: Гарантия Продавца

Вид оружия: Сабля


Тальвар, талвар, тулвар (talwar) – холодное клинковое оружие, индийская сабля. Это оружие появилось примерно в XIII веке или немного позже и применялось вплоть до XIX века. Тальвар наиболее распространен был в эпоху Великих Моголов в Северной Индии, также являлся популярным оружием у раджпутов (народ пенджабской группы, проживающий на территории Индии и Пакистана).
- В военной истории Индии «Тальвар» является наиболее общим термином для определения слова «шпага». Согласно древней индийской литературе, «Тальвар» является одним из десяти орудий богов. По сказаниям, боги, олицетворявшие Добро, использовали эти орудия в борьбе с демонами, олицетворявшими Зло.
- Клинок кованой узорчатой стали, выраженной кривизны. По всей длине клинка прослеживается чёткий красивый рисунок.
- На обухе присутствуют следы сковки, характерные для выделки индийских клинков.
- Эфес тальвара заслуживает особого внимания. Он состоит из рукояти, изготовленной совместно с перекрестием и навершием.
- Рукоять стальная, расширенная в средней части.
- Рукоять переходит в перекрестие и заканчивается диско-образным навершием с выступом.
- Крестовина рукояти с прямыми концами, завершающимися по бокам декоративными, трёхчастными расширениями и плоскими направляющим по центру клинка.
- От конца крестовины отходит защитная s-образная дужка.
- Ножны деревянные, обтянуты кожей(старые, не реставрированные).
- Является предметом антиквариата, оружием, представляющим историко-культурную ценность.
*ПОДЛИННЫЙ ПРЕДМЕТ БОЕВОГО ВОСТОЧНОГО ОРУЖИЯ ВЫПОЛНЕННЫЙ НАСТОЯЩИМИ МАСТЕРАМИ ПРОШЛОГО*
*ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И ЦЕНИТЕЛЕЙ ЭФФЕКТНОГО ВОСТОЧНОГО ОРУЖИЯ*
- длина тальвара 86 см.
- длина клинка 74 см.
- ширина клинка 33 мм.
- ширина обуха 8 мм.

*УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ АУКЦИОНОВ, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА К ВАМ, НЕ ДЕЛАТЬ НЕОБДУМАННЫХ СТАВОК, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И СОБЛЮДАЙТЕ ВСЕ УСЛОВИЯ ИЗЛОЖЕННЫЕ НИЖЕ*

*Вопросы связанные с интересующим Вас лотом, задавайте до окончания аукциона.*
*Покупатель выигравший лот, ПЕРВЫМ выходит на связь в ТЕЧЕНИИ 2-х ДНЕЙ.*
*УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ победителей аукционов писать в теме своих сообщений название и № лота.*
*ОПЛАТА лота: карта СБ 5469 **** **** 8913 в ТЕЧЕНИИ 4-х ДНЕЙ.*
*ВНИМАНИЕ!!! Получатель платежей всегда ЕФРЕМОВ СЕРГЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ *
*Лот высылается: транспортной компанией КИТ или курьерской службой DPD.*
*Пересыл лота осуществляется за счёт получателя.*
*За работу транспортных компаний, ответственности НЕ НЕСУ.*
*Качество упаковки и скорость отправления ГАРАНТИРУЮ.*
*Отзывом подтверждаю получение платежа и отправку лота, № отправления предоставляю.*
*ОТПРАВЛЕНИЯ произвожу только по РФ*

Тальвар — Сабля против демонов

Тальвар стал символом доблести воинской касты Индии

Оружие индийских богов впечатляет своей экзотичностью и разрушительной силой. Здесь и таинственная, подобная молнии ваджра, которой Индра повергал своих врагов.

И чакра, метательный диск Вишну, использовать который могли лишь мастера. Тем удивительнее видеть в этом ряду простую и лаконичную саблю — тальвар.

Принято говорить, что красота оружия — в его эффективности и отсутствии лишних элементов. Это в полной мере применимо к тальвару — традиционной сабле индийских воинов. Умеренно изогнутый клинок, удобно лежащая в ладони рукоять, идеальный баланс. Внимание привлекает лишь необычно выглядящий эфес. Этим оружием на протяжении веков сражались как пешие, так и конные. И не только в Индии, но и в Пакистане, Бангладеш, Афганистане и даже Непале.

Секрет эфеса

Тальвар появился приблизительно в XIII веке и принадлежит к большому семейству восточного оружия, которое произошло от древних изогнутых мечей, которыми покоряли Азию тюркские племена. Ближайшие «родственники» индийского тальвара — это арабский саиф, персидский шамшир и турецкий килич. Его отличают сравнительно небольшой и плавный изгиб, а также небольшая ширина клинка.

Впрочем, как это часто бывает, словом «тальвар» в Индии часто называют любое клинковое оружие. Поэтому встречаются тальвары весьма нетрадиционных форм. Некоторые из них относятся даже к так называемым зуль-фикарам — изогнутым мечам, клинок которых раздвоен на конце. По преданию, таким мечом владел пророк Мухаммед.

Однако есть черта, по которой тальвар можно безошибочно узнать и отличить. Это форма эфеса. Прямая рукоять с заметным утолщением посередине венчалась большим диском, на который как бы опиралась рука бойца. Такая система, с одной стороны, ограничивала свободу движений кисти, не давая свободно крутить саблей и исполнять сложные финты. Но с другой — увеличивала контроль над клинком и усиливала удар.

Эфесы тальваров нередко снабжались дужкой для защиты пальцев.

Но она никогда не была обязательным элементом и могла приобретать самые разные формы. Традиционным материалом для изготовления эфеса было железо, иногда — латунь и серебро.

Еще одной особенностью считается положение эфеса относительно клинка. У североиндийских тальваров рукоять без затей располагалась в линию с клинком, что облегчало колющие удары. На юге же рукоять наклоняли. Этот небольшой угол усиливал рубящий удар и позволял чуть дальше протягивать саблю при режущих и секущих движениях.

Коварный удар

Многообразие форм коснулось и клинка. Практически все они имеют длину в пределах 100 сантиметров, однако могут сильно варьироваться по ширине. Как правило, клинок тальвара украшает один или несколько долов.

Самым оригинальным украшением, которое имеют лишь самые дорогие экземпляры, изготовленные для представителей высшей знати, было так называемое моти-давати. Это сквозной желоб, шедший вдоль клинка. В него помещались несколько свободно перекатывающихся металлических шариков. А иногда это были не шарики, а жемчужины! Вопреки многочисленным легендам, такое украшение носило сугубо декоративный характер и скорее снижало боевые качества сабли, чем придавало ей некую особенную смертоносность. Тальвары с моти-давати чаще носились с парадным костюмом, чем брались в бой.

Строгих правил заточки тальвара не существует. Чаще всего лезвие имелось только с одной стороны клинка, но также была распространена и полуторная заточка. Нередко встречается расширение в последней трети клинка — елмань — для усиления рубящего удара.

Форма тальвара позволяла использовать его как всадникам, так и пехотинцам. Приемы при этом могли быть самыми разнообразными. Тальваром с одинаковой эффективностью можно было рубить, резать и колоть, что выгодно отличало его от большинства оружий-конкурентов. Известно, что умелые бойцы могли наносить сравнительно легкими тальварами удары такой страшной силы, что отрубали конечность или даже голову противнику.

Совершенно уникальным приемом, которым владели лишь лучшие мастера, был удар на предельно близкой дистанции, наносившийся длинным шипом, расположенным на том самом диске, венчающем эфес. Однако такой шип имели далеко не все тальвары. Очень часто там находился просто небольшой выступ со сквозным отверстием, в которое продевался темляк, надевавшийся на запястье.

ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ

В 1796 году на вооружение британской легкой кавалерии был поставлен новый образец сабли. Инициатором ее разработки был капитан Джон Ле Маршан, который обратил внимание, что до этого стандартные армейские сабли были слишком длинными и тяжелыми. Новый клинок был значительно легче, имел более сильный изгиб и выраженное острие. В своих записях капитан Маршан отмечал, что лучшим кавалерийским холодным оружием он считает сабли турков, мамлюков, венгров и марокканцев. Однако, по мнению многих оружейных экспертов, в качестве образца для новой армейской сабли он взял именно индийский тальвар. Известно, что это сходство отмечали и сами индусы. Некоторые индийские оружейники даже переделывали попавшие к ним английские сабли в настоящие тальвары, заменив европейский эфес на традиционный, с плоским навершием. Именно с саблями образца 1796 года английская кавалерия прошла все битвы Наполеоновских войн.

Лучшие из лучших

Больше всего тальвар прославили индийские раджпуты. Это не только народ, но одновременно с этим и каста воинов-кшатриев. С IX века они играли огромную роль как во внутренней, так и во внешней политике. Раджпуты, ставившие превыше всего честь и воинскую доблесть, не раз претендовали на то, чтобы объединить разрозненные индийские государства под своей властью. Однако закрепиться им удалось лишь на северо-западе. Эта территория так и называлась — Радж-путана. В настоящее время там расположен самый большой индийский штат — Раджастхан, со столицей в Джайпуре.

Раджпуты, свято хранившие веру предков, стали серьезной проблемой для исламских завоевателей, которые вторгались в Индию в XI веке. Раджпуты вели бесконечные и порой весьма успешные войны против Делийского султаната. Их воинская сноровка и полное презрение к опасности внушали врагам уважение и страх. В безвыходной ситуации раджпуты никогда не сдавались в плен, а сражались до последней капли крови. Либо же совершали коллективное самоубийство вместе со своими женами и детьми.

Скорее всего, именно в это время тальвар стали изображать как один из атрибутов индуистских богов. Ведь именно тальвар был верным другом и спутником главных защитников индуизма на протяжении веков.

Однако доблесть раджпутов все же не смогла предотвратить завоевание Индии войсками Бабура, основавшего здесь империю Великих Моголов. Раджпуты были вынуждены признать власть мусульманских владык, однако сохранили право на автономию. И продолжали решительно сопротивляться любым попыткам исламизации, поднимая восстание за восстанием.

Неколебимая стойкость раджпутов вошла в легенды. А их легендарное оружие стало символом воинского духа и искусства. Мусульмане тоже ценили тальвары исключительно высоко, более того, именно эта сабля стала использоваться в обрядах представителями одной из основных ветвей УРОК Мой мир

Среди коллекционеров старинного оружия Индия славится не только широчайшим разнообразием кривых и прямых мечей, но и таким уникальным оружием, как тальвар. Тульвары, или тальвары – наиболее распространенный вид старинной сабли, распространенный в Индо-Иранском регионе. Такой в большинстве литературных источников по праву считается типично индийским оружием. В древнейших книгах о тальваре говорилось как об одном из десяти божественных орудий, появившихся в тринадцатом столетии.

Обладал линзовидным или плоским клинком в сечении. Как правило, он был умеренно или слабо изогнутым, отличался средней шириной и полуторной заточкой. Тальвары обязательно имели рикоссо – так называемую режущую кромку лезвия, начинавшуюся через пять-семь сантиметров от рукояти. За перекрестием мастера оставляли небольшую незаточенную «площадку». Более поздние модели тальваров характеризовались наличием елмани – расширения у острия клинка.

Клинки такого оружия изготавливались с долами или без них. В некоторых старинных тальварах дол был сквозным, что позволяло помещать в него ряд жемчужин или свободно перекатывавшихся металлических шариков. Когда в регионе стали появляться первые европейцы, местные мастера начали активно изготавливать строевые клинки европейского типа, в которых рукоять заменялась на тальварную.

Особенно интересной частью такого оружия, несомненно, считался эфес, имевший разнообразные формы и размеры. Нередко в тальваре встречалась s-образная или d-образная дужка, а деревянные ножны обтягивались кожей или бархатом. Старинные тальвары, принадлежавшие знатным и обеспеченным персонам, обладали металлическим наконечником и устьем. Такие сабли имели разные клинки по изгибу, качеству изготовления и размеру. Как правило, клинок тальвара не отличался большой шириной, однако встречалось оружие с несколькими острыми долами и широким клинком.

Традиционная рукоятка тальвара была прямой с характерным утолщением в средней части. Тальвары было принято носить в ножнах или на перекинутой через плечо перевязи. Они нередко богато украшались геометрическими или растительными орнаментами, наносившимися на эфес. Кроме того, клинок при помощи золочения или резьбы декорировался изображениями животных и богов. Тальвары, изготавливавшиеся для знатных людей и местных правителей, богато инкрустировались драгоценными камнями и украшались восхитительными эмалевыми композициями.

Большинству прекрасно известно холодное оружие Японии, Европы и Турции. Но, например, оружие Индии, для многих остается неизведанной тайной.

Что несколько странно, поскольку Индия обладает многочисленным населением, большой территорией, не говоря уже о выдающейся культуре и истории.

Среди индийского оружия особенно выделяются катар, кханда, тальвар, и как раз о последнем экземпляре я и хочу написать несколько слов. Речь пойдет об «индийской сабле».


Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.

Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см в области рикассо.


Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.

Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.


Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.

Клинковое оружие индо-иранского региона. Сабли

Но не только прямыми и кривыми мечами, часть которых мы уже рассмотрели в предыдущей статье, знаменит Индостан.

Начиная с мусульманских нашествий, все чаще на смену мечам приходят легкие сабли. Западные исследователи определяют тип сабли (да и некоторые мечи) по форме рукояти.

Такой взгляд представляется не совсем верным. Необходимо рассматривать предмет в комплексе — рукоять и клинок. В некоторых случаях возможно двойное название. Но об этом чуть позже. А сейчас начнем знакомство с саблями Индо-Иранского региона.

Тальвар, или «тулвар» (tulwar), — самая распространенная в Индо-Иранском регионе сабля, которую можно считать типично индийской. Согласно древнеиндийской литературе тальвар считался одним из десяти орудий богов. Клинок — в сечении плоский или линзовидный, часто полуторной заточки, слабо или умеренно изогнут, средней ширины, обязательно с рикассо — то есть его режущая кромка лезвия начинается через 5-7 см от рукояти, а за перекрестием остается небольшая незаточенная «площадка». У более поздних тальваров на клинке выражено расширение у острия — елмань. Клинок может быть как с долами, так и без них. Иногда дол делался сквозным, и туда помещался ряд металлических шариков или даже жемчужин, которые свободно перекатывались. С появлением в регионе европейцев стали активно использоваться строевые клинки из Европы, у которых просто заменяли рукоять на тальварную. Эфес тальвара заслуживает особого внимания. Черен — бочонкообразный, с утолщением в центре, навершие — дисковидное, слегка наклоненное, с куполообразным выступом посередине, крестовина — прямая, короткая, с расширенными концами. Нередко имеется s-образная дужка. Но встречается и d-образная. Ножны делались из дерева и обтягивались бархатом или кожей. На ножнах «богатых» тальваров устье и наконечник выполнялись из металла. Длина тальвара 90-120 см.

Тальвар с очень широким лезвием называется — тега, или «тегха» (tega). Встречается он не часто, и его принято считать орудием палача, хотя Эгертон пишет о том, что это было боевое оружие. Вообще тальвары были очень распространены среди воинов разного достатка. Это могло быть и простое оружие воина, и богато декорированный клинок раджи.

Не менее часто встречалась и сабля иранского происхождения — шамшир, или «шамшер» (shamshir), — «львиный коготь». Клинок этой сабли узкий, но толстый, обычно более длинный, чем у тальвара, имеет большую кривизну, что позволяет наносить наиболее эффективные удары при рубке. В сечении он линзовидный или плоский. Рикассо и елмани — нет. Рукоять простая, с небольшим загибом под мизинцем, направленным в сторону лезвия, позволяющим лучше удерживать саблю. Состоит из двух костяных или, реже, роговых накладок-щечек, приклепанных к хвостовику. Снизу щечки дополнительно фиксируются стальным колпачком, а сверху стальным простым прямым перекрестьем с маленькими изящными лангетами (металлические накладки, усиливающие лезвие в районе гарды), которые придают прочность оружию в самом нагруженном месте. У богато декорированных шамширов перекрестие, колпачок и металлические детали ножен могли быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены чернью, эмалью, насечкой или камнями. Ножны шамшира изогнуты так, что позволяют вынимать клинок, обходясь без прорези, которая встречается на ножнах у турецких кривых сабель. Ножны делали из дерева и обтягивали кожей, которую часто украшали тиснением или вышивкой шелковой нитью. Наконечник ножен мог быть металлическим, но чаще выполнялся из кожи или отсутствовал вовсе. Зато обязательными были две обоймицы, за которые шамшир подвешивался на пояс.


Вообще надо отметить, что индусы стремились приобретать богато украшенные шамширы персидской работы с клинками из булата, которые считались статусной вещью. Часто на эфесе изображалась голова животного (например, в виде нее выполнялся колпачок). При этом многие сейчас считают, что по мусульманским обычаям запрещалось изображение людей и животных где бы то ни было, и это можно было сделать лишь стилизованно, для вывоза в другую страну и для очень дорогих экземпляров. Якобы нарушение этого правила считалось религиозным святотатством и грозило потерей головы. И шамширы с изображением животных на рукояти сделаны исключительно для Индии. На самом деле все это не совсем так. Мусульмане делятся на две ветви: суннитов и шиитов. Суннитам действительно запрещено изображать людей и животных, поэтому, например, на турецком оружии мы увидим только растительные орнаменты, изречения из Корана и подписи мастеров и владельцев оружия. А вот шииты, к которым относятся персы, оставили нам массу великолепных миниатюр на шелке и бумаге, а также изображений людей и животных на доспехах и оружии. Так что, например, тщательно проработанные на клинках «сцены терзания», когда орел убивает лебедя или леопард антилопу, и изображения людей на рукоятях — вполне типичны для иранского оружия. А на персидских щитах вообще можно увидеть и бытовые, и охотничьи, и батальные сцены. Эти же миниатюры открывают нам любопытный факт. Оказывается, шамшир и тальвар широко использовались на охоте. Всадник преследовал дичь (причем это могли быть как копытные, так и хищники) и рубил ее саблей.


В.В. Верещагин. Всадник-воин в Джейпуре (1881 г.).

Но вернемся к использованию шамшира. Это, безусловно, оружие всадника. Его изогнутая форма диктуется функциональностью, стремлением расширить возможности клинка при нанесении удара сверху при атаках пехотинцев противника. Некоторые авторы считают, что шамшир идеально приспособлен для войны верхом и в строю плечом к плечу. Хотя с последним можно поспорить. Но что важно отметить, так это то, что самые лучшие шамширы, клинки которых выкованы из булата, подходят лишь для боя с противником, не защищенным кольчугой или доспехом. Разрубить булатным шамширом кольчугу и тем более пластинчатый доспех невозможно. Булатный шамшир — очень острый, но и очень хрупкий. Против доспехов он бессилен. А вот рубить незащищенных доспехами воинов противника — другое дело, особенно если они бегут. Кстати, когда говорят о свойствах булатного шамшира, вспоминается знаменитая история о том, как Ричард Львиное Сердце и султан Саладин поспорили о том, чей клинок лучше — английский меч или восточная сабля? Ричард, по легенде, перерубил тяжелым рыцарским мечом железный брус, не оставив на лезвии зазубрин. Саладин вытащил булатную саблю, повернул лезвием вверх и подбросил платок. Платок, коснувшись клинка, был разрезан на две половинки. Что за сабля была в руках у Саладина — история умалчивает. Но вполне вероятно, что это был и шамшир.

Возвращаясь к проблемам названия сабель, о которой я упоминал ранее, необходимо сказать, что часто клинок шамшира ставился на тальварную рукоять. Многие англоязычные авторы называют такую саблю — тальваром. На мой взгляд, правильнее говорить шамшир с тальварной рукоятью или тальвар с шамширным клинком. Это более точно определяет предмет.

Отдельно хочется рассмотреть клинок типичный для Шри-Ланки, ранее называвшейся Цейлоном. Населяют этот остров в основном сингалы. Сингалы — индоарийцы, обычно среднего роста, «мелкокостные», с европеоидными чертами лица и смуглой кожей. Сабля (меч), как и во многих других культурах, являлась для сингалов важным символом царского могущества. В текстах, описывающих царствование Виджаябаху IV (вторая половина XIII века), упоминается, что мечи составляют богатство царя, правда, наряду с другими сокровищами. Европейцы, колонизировавшие остров в XVI веке (сначала португальцы, затем голландцы, а в конце XVIII века — англичане), отмечали повышенное внимание к оружию, особенно при царском дворе. Они писали, что знатные люди носят на боку за поясом короткий меч. И только царь, когда совершает выход, имеет при себе меч, который удерживается перевязью через плечо. Эфес и ножны царского меча сделаны из золота.

Кастане (kastane) — это и есть тот самый сингальский меч, а точнее — полусабля. Он действительно короткий — 50-70 см. Клинок немного изогнут и заточен с одной стороны, как у обычной сабли. Причем обычно клинки кастане — европейские, голландского производства. Ближе к эфесу на клинке может быть латунная или золотая насечка в виде геометрических фигур, чаще всего — треугольников. Рукоять выполнена из темного рога или дерева, которые могут быть обложены прочеканенными листами серебра или золота, если это сабли аристократов. Головка рукояти всегда оформлена в виде головы дракона (или драконоподобного чудовища). Глаза этого дракона могут быть выполнены из латуни (на роговых рукоятках) или драгоценных камней, чаще всего — рубинов (на рукоятях из золота и серебра). Гарда — сложная по форме и выполнена из железа, инкрустированного латунью или покрытого ценными металлами. Один из железных «усов», более длинный, закрывает пальцы и заканчивается маленькой головкой дракона, два других, тоже с драконьими головами, — короткие, загибаются к клинку и, видимо, выполняют декоративную функцию. Довольно мощные лангеты, которые заходят на клинок между короткими усами гарды, дополнительно укрепляют клинок в рукояти. Происхождение рукояти такой формы не совсем понятно. Но, скорее всего, как считают западные знатоки оружия, она связана с формой эфесов португальских мечей XV века или арабских сабель типа нимча (nimcha). Обе версии заслуживают доверия. Именно португальцы были первыми европейцами, высадившимися на Шри-Ланке, а с арабами примерно с десятого века сингалов связывали торговые отношения. Появление же драконоподобных голов как элемента декора, несомненно, произошло под индуистским влиянием. Тем более что «драконы» на кастане очень похожи на южноиндийских мифических чудовищ, изображения которых можно встретить на оружии и барельефах храмов. Ножны из тикового дерева на выдающихся экземплярах, как и рукоять, покрыты прочеканенными пластинами из серебра и золота. Вероятно, на более простых кастане ножны были без металлических чехлов. Этим можно объяснить и то, что ножен для них почти не сохранилось.

Завершая краткий обзор клинкового оружия Индо-Иранского региона, хочется вернуться к названию прочитанного читателем цикла статей — «Несущие смерть». Когда-то все эти клинки действительно ковались для того, чтобы пролить кровь врагов их владельцев. Сегодня же они — удивительные свидетели прошлого, мирно хранящиеся в музейных и частных коллекциях, продолжающие спустя века не только радовать глаз изяществом своих линий и отделкой, но и помогающие нам лучше узнать историю Востока.