Описание зимней природы - особенности и интересные факты. Сочинение на тему описание природы зимой Сообщение на тему природа в зимний период

Зимой может показаться, что на небе светят мириады звезд. Отражаясь серебристыми бликами на пушистом снеге, они наполняют мир некой тайной, которую узнать могут только избранные. Говорят, зима - это волчье время. Время колючего холода, голода и студеной безысходности. В этот период можно узнать, кто был прав, кто виноват, а кто исподтишка дарит окружающим волшебство. И даже в описании зимней природы можно отыскать тайный знак, как быть дальше.

В ожидании

Зима - это время ожиданий, период, когда в веренице бесславно уплывающих минут человек пытается отыскать что-то особенное, родное и теплое. Сильные морозы, лютые метели, скованный льдом зимний лес - описание природы может занять не одну страницу текста. Но что в этой общей картине делает человек? Он просто ждет. Ждет праздников, снега, весны, слов и чего-то особенного. Ведь лишь зимой есть столько поводов для долгожданных встреч и веселья.

Но в ожидании находится не только человек. Чтобы упасть на землю, снежинка должна лететь целый час со скоростью 5 сантиметров в секунду. Глядя на заснеженную природу, мы и не подозреваем, сколько нужно было времени, чтобы из крохотных снежинок ее величество Зима соткала пушистое покрывало и создала красивый зимний пейзаж. Описывать природу в это время года - настоящее удовольствие. Художники, писатели, поэты - ни один из них не смог проигнорировать зиму в своем творчестве. Ведь нет, не было и не будет человека, который оставался бы равнодушным, созерцая снежные просторы.

О снежинках

Больше половины населения планеты никогда не видели настоящего снега - главного атрибута зимы. Пожалуй, этим людям сложнее всего представить, как буквально за одну ночь весь окружающий мир становится чарующе белоснежным. В солнечных лучах, словно усыпанная бриллиантами, искрится земля. Снег отражает 90 % солнечных лучей, отправляя их обратно в космос, не давая тем самым почве прогреться. В одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а за одну короткую метель их выпадает несколько миллиардов. И даже среди такого количества невозможно найти двух одинаковых.

Зима в городе

Она всегда приходит внезапно. После серой и промозглой поздней осени неожиданно наступает зима. В природе словно происходит щелчок, создается впечатление, будто кто-то нажал выключатель и включил снег, вместе с которым приходит и долгожданное время года.

Зиме свойственно менять все вокруг. Даже шумные улицы больших городов, серые бетонные дома и многоэтажные офисы становятся простыми, приветливыми и праздничными. Снег скрадывает все несовершенства и превращает обыденность в мимолетную сказку с привкусом дежавю. Но все же истинную сущность зимы можно наблюдать, созерцая природу.

Лес

Красивое описание зимней природы наверняка сможет сделать каждый, особенно тот, кто видел в это время года лес. Покрытые снегом высоченные ели величественно стоят на склонах. Сквозь их ветви пробиваются последние лучи солнца. Небо уже начинают затягивать редкие серые тучи, но сквозь них все еще можно увидеть лазурный купол. Под толстым слоем снега угадываются очертания кустов, камней и упавших деревьев.

Словно дорисованный рукой талантливого художника, снег лежит на каждой ветке. Время от времени прилетает шаловливый ветер, и он падает вниз, утопая, в никем не тронутом белоснежном покрывале. В зимнем лесу даже воздух другой. Он свежий, холодный и словно имеет голубой оттенок. Здесь тихо, настолько тихо, что можно услышать стук собственного сердца. Привычные для уха шорохи и звуки, что можно услышать в любое другое время, пропадают зимой. Все стоит неподвижно, будто окунулось в глубокий столетний сон.

Перемены

Близится к концу зимний день. Природа в описании обычного созерцателя тоже поменяет свою форму. Из волшебной сказки лес превратится жуткую историю. Как только солнце коснется горизонта, на снегу сразу же появятся зловещие тени. Очаровательные ели вмиг превратятся в многоруких чудищ, а благодатная тишина станет восприниматься как зловещее предзнаменование. Но так описывать зимнюю природу можно только до восхода луны. Тогда мир снова изменится.

Сразу исчезнут зловещие тени, засеребрятся ели, а многочисленные звезды станут всматриваться в снег, пытаясь отыскать в нем свое отражение. Вряд ли может быть что-то лучше зимней природы - пейзажа, в описании которого можно увидеть столько перемен.

Деревня

Но зима приходит не только в лес. Описание зимней природы можно сделать, глядя на обычную деревню, которых в стране намного больше, чем крупных городов. Здесь все не так, как в лесу, и совершенно не так, как в большом городе. Зима в деревне совершенно другая. Это непростое время, но все же оно полностью пропитано дымом и смехом.

Деревенская зимняя природа в описании профессионалов напоминает совершенно другой мир: изысканный, волшебный и абсолютно далекий. Но для простых людей зима в селе - это труд, повседневные радости и манящие своим небрежным звучанием звуки метели.

В деревне намного больше снега, чем в городе, иногда ветер наметает сугробы в человеческий рост. И зачастую его приходится расчищать вручную, так как во многих селах нет специально предназначенной для этих целей техники. Но зато здесь снег постоянно остается белым, без налета городской и житейской пыли.

Зимняя природа в деревне дарит множество возможностей для шалостей. Здесь можно сделать большую, высокую горку и не опасаться, что вылетишь на автомагистраль. Еще можно пойти в лес кататься на лыжах или просто играть в снежки. Как ни посмотри, а снега у деревенских детей всегда больше, чем у городских ребят.

Предназначение

Зима в селе всегда была самой уютной. Снег бережно укрывает невысокие дома, застилает широкие поля, делая их полностью ровными, а мороз сковывает извилистую речку, чтобы она не будила своим шумом спящие деревья. С приходом зимы и снега в деревню всегда приходит тишина, которая так отличается от лесного безмолвия. Стоит прислушаться, как можно отчетливо услышать, о чем говорят соседи на другом конце улицы.

Зимой всегда сильнее пахнет дымом, что вырывается из дымоходов. Ночью можно услышать, о чем шепчет под окнами метель, а днем приходится невольно прикрывать рукой глаза, чтобы защититься от яркого света, отражающегося от белой пушистой насыпи.

С декабря по февраль мир вокруг становится совершенно другим. Описание зимнего пейзажа можно свести к трем словам: холодный, бесчувственный, жестокий. Он великолепный, в своем искристом безмолвии, которое скрадывает шорохи, звуки, просьбы. И все же зима существует для чего-то. Она так старательно украшает мир. Но для чего? Возможно, все дело в человеке, которому дано смотреть, мыслить и соображать.

Красота окружающего мира завораживает, пробуждает в душе теплоту и приподнятое настроение. Белый снег, как белый лист. Смотришь на него, и кажется, что все можно изменить, исправить, улучшить, достичь. Холодная и неприступная зима сковывает мир, словно пытаясь сказать человеку, чтобы он тоже на миг остановился, посмотрел вокруг и вспомнил о самом важном.

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.

Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год).

Зима приходит с северо-востока. По астрономическому календарю она начинается в северном полушарии с декабрьского солнцестояния (22-23 декабря) и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта).

Люди с древнейших времен отметили четыре важные точки отсчета времени - зимнего и летнего солнцестоянийСолнцестояние - момент времени, в который центр Солнца проходит либо через самую северную точку эклиптики, имеющую склонение +23° 27" (точка летнего Солнцестояния), либо через самую южную её точку, имеющую склонение - 23° 27" (точка зимнего Солнцестояния).

Вблизи Солнцестояния склонение Солнца изменяется очень медленно, так как в этом месте его движение по эклиптике происходит почти параллельно экватору. Это является причиной того, что полуденная высота Солнца в течение нескольких дней остаётся почти постоянной, с чем и связан термин «Солнцестояние». Вследствие того, что промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через одну и ту же точку Солнцестояния не совпадает с продолжительностью календарных лет, моменты Солнцестояния из года в год перемещаются относительно начала календарных суток.

Моменты Солнцестояния наступают в простой год на 5 часов 48 минут 46 секунд позднее, чем в предшествующий, а в високосный - на 18 ч 11 мин 14 сек раньше; поэтому моменты Солнцестояния могут приходиться на две соседние календарные даты.

В настоящее время (2-я половина 20 века) Солнце проходит точку летнего Солнцестояния 21 или 22 июня (этот момент называется летним Солнцестоянием и считается началом астрономического лета в Северном полушарии), а точку зимнего Солнцестояния - 21 или 22 декабря (зимнее Солнцестояние, начало астрономической зимы в Северном полушарии).

Долгота дня в Северном полушарии вблизи летнего Солнцестояния - наибольшая, вблизи зимнего - наименьшая. В Южном полушарии в это время наблюдается соответственно самый короткий и самый длинный день., весеннего и осеннего равноденствий. С зимним солнцестоянием связаны рождественско-новогодние праздники, которые называют зимними святками. Рождество - день рождения Христа (7 января).

По фенологическим сезонам года зима включает 111 дней с 27 ноября по 17 марта. Подсезоны зимы:

В некоторых календарях указывают такие названия: Предзимье, Глухозимье, Предвесенье.

Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание - по капелям, беря за основу явления живой природы. Поэтому наступление зимы определяется разным периодом времени.

Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима.

Студеный режим устанавливается не сразу. “Зима без трех подзимков не живет”. В подзимнее время - октябрь, ноябрь - обычно идут “примерки” снега. “Зима без снега, лето без хлеба”.

О морозах, свойственных зиме, мы уже упоминали в первом разделе. Но зимой бывают и оттепели. “Быстрая оттепель - долгий мороз”.

Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.

Зима лето пугает, да все равно тает. Зима лето строит. Если зимой тепло - летом будет холодно. Зима холодная - лето теплое. Зима снежная - лето дождливое. Зима морозная - лето жаркое. Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий. Зима все найдет, что лето отложило. Зима без снега, лето без хлеба. В зимний холод - каждый молод. Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. Зима бредет понурив голову, лето бежит вприпрыжку. Много снега - много хлеба. Снег глубок - хлеб хорош. Облака идут против ветра - будет снег.

Изморозь - предвестник снега. Быстрая оттепель - будет мало и дождей летом. В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь. Ночью иней - днем снега не выпадет. Зимой много инея - летом много росы. Снежный буран днем предвещает мороз ночью. Лед сильно трещит - будет мороз. Снежные хлопья крупные - будет оттепель. Лед почернел, лес шумит - жди оттепель.

Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу. Зимний денек с воробьиный скок. Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Зимой тулуп всякому люб. Зимой день темен, да ночь светла”. Русский дом. (Универсальный свод календарей 1994 - 2000 гг.)- Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994, с.172-173.

Зимой сухо и холодно - летом сухо и жарко. Если зимой вьюги - летом ненастье. Большой иней во всю зиму - лето тяжелое для здоровья. Снежная зима предвещает хороший рост трав. Кольцо вокруг солнца - к ненастью.

Сильно блестят зимою звезды - к морозу. Если окна начинают потеть при двойных рамах - к усилению мороза. Если зимою шумит лес - ожидай оттепели. Кошка на печи - к стуже; кошка на полу - к теплу. Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели. Воробьи дружно чирикают - к теплу. Вороны и галки садятся на полдень носами - к теплу, на север - к холоду”.
держите)))))ето я сома придумаля за 1 час

Зима наступает сразу. Описание зимы в народном календаре начинается с Платона и Романа на 1 декабря. Затяжные холода наступают постепенно, чередуясь со скачками оттепелей с внезапными морозцами. Декабрь месяц снежный, снег запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха и спокойна, уютно спит, закутавшись в снежные сугробы белого одеяла, к 4 декабря – Введенью сковывает на Руси реки цепким льдом. Замирают реки, теперь лед продержится всю зиму до самых теплых весенних дней.

Настоящая и холодная зима начинается с третьей недели декабря и будет длиться до середины февраля. Зимняя природа в декабре полностью погружена в сон, солнце меньше проводит времени на небе и поднимается низко над горизонтом. Временами несколько декабрьских дней, особенно ближе к новому году, могут стать весьма морозными. Небо в такие дни кристаллизируется и становится чистым и светлым. С конца месяца солнце начинает прибавлять по минуте светового дня, природа с этого времени уже берет курс на предстоящее, хоть и далекое лето.

“Платон и Роман кажут зиму нам. Снег садится, никого не боиться”

Вторая половина декабря в народном календаре

С выпадением большого количества снега, наступают первые непродолжительные морозы. Природа зимой надевает белую шубу, засыпает снегом некогда цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные белые наряды, лесные тропинки становятся непроходимыми, на лед ложится снежный покров. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу. Погода в декабре еще не самая зимняя и суровая, временами случаются оттепели, но температура стабильно отрицательная с редкими заморозками и понижением до -20° C. И несмотря на частые оттепели и неустойчивость отрицательных температур, холодные арктические ветра все больше будут остужать воздух. Зима еще покажет свой суровый характер.

Конечно, все мы любим лето. Море, пляж, шикарный загар и минимум одежды. Но другие сезоны тоже имеют свою изюминку и привлекательность. Пушкин, например, любил осень. время года для прогулок по аллеям, усыпанным опавшей листвой. А дождливые вечера приятно коротать за чашечкой горячего кофе. Засыпающая природа зимой будоражила душу не одного поэта. Но сегодня мы отбросим в сторону все краски и будем любоваться чистым белым листом. Зима.

Самые холодные месяца

Далеко не все регионы планеты могут похвастаться настоящей зимой, лютой, с характером. В некоторых странах вообще не представляют, что такое белый пушистый снег. Для того чтобы понять, что такое настоящая красота зимней природы, возьмите чистый альбомный лист и всмотритесь в него. В природа рисует исключительно белым.

Декабрь

Сложно сказать, что зима начинается по расписанию. Первый снег может стать настоящим сюрпризом еще в ноябре. А порой его не дождешься и к Новому году.

Первый месяц называют - Студенец. Без него нельзя дать полное описание зимней природы, ее волшебного преображения. В это время мир окутывает настоящий мороз. Воздух становится студеным.

Реки, озера покрываются льдом. А затихает. Уже не так слышны пения птиц, да и редкий зверь решится на зимнюю прогулку.

День теряет свои минуты, а ночь прибавляет. В домах становится уютно и тепло. В это время люди готовятся к яркому празднику. На окнах появляются гирлянды, а в глазах загораются огоньки предвкушения

Январь

Настоящее волшебство зимы можно наблюдать с наступлением второго месяца. Январь получил свое название в честь двуликого римского бога времени и ворот - Януса.

Нельзя ограничить одним словом описание зимней природы в это время. В самые лучшие дни тучи отступают, выпуская на небо солнце. Оно открывает нам настоящие чудеса. Окружающий мир наполняется светом, отраженным частичками льда.

В январе в солнечные дни мороз усиливается, ветер успокаивается. Природа словно замирает.

В это время деревья, травы и кустарники набираются сил, отдыхают и готовятся к предстоящему пробуждению. Если взять веточку и поставить ее в воду в теплом доме, то через время она оживет. На ней появятся почки, а за ними молодая листва.

В январе день начинает постепенно увеличиваться. Длинные ночи отступают.

Февраль

Третий месяц зимы в Северном полушарии называют Бокогрей. Это самый короткий имеет 28 дней в обычном году и 29 в Солнце в это время поднимается над горизонтом все выше и его тепло постепенно усиливается. Но природа зимой все еще очень обманчива. Воздух остается холодным.

Приближение весны чувствуется с каждым днем все сильнее. В феврале очень часто чередуются оттепели и заморозки. Это истинная борьба двух сезонов. Ветер усиливается, меняет направление, а вместе с ним меняется настроение природы. Она то плачет растаявшими снегами, то застывает, намереваясь сохранить все в холодной нерушимости.

Зима в искусстве

Для настоящего писателя русская зима - это воплощение сказки. В своих произведениях об этом времени года они часто упоминают необычных персонажей: братья-месяцы, мороз-воевода. Даже ветер предстает перед нами, как живое существо.

«В ледяной карете мчится зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится в сонные дома.»

Но многие видят рассказ о зимней природе иначе, более прозаично, но в то же время весело. Они представляют жизнь в этот период озорной и игривой:

«Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд...»

Главное для многих поэтов заключается в таком завораживающем событии, как снегопад. Каждый испытывал это невероятное чувство, когда земля становилась совершенно белой. Все вокруг преображалось. Исчезала серость, мрак. Казалось, что вот она жизнь.

В зиме есть все. Она может быть опасной, шальной: мороз, вьюги, метель. Но в ней столько же радости, торжественности.

Не только мастера слова берутся описывать времена года. Никто так тонко не чувствует все краски и оттенки этого времени, как художники. Чаще всего явления природы зимой на холстах выглядят безмятежно. Все вокруг находится в спокойствии и надежде. Первый снег выступает символом того, что все наладиться.

Русские художники воспринимают зиму своей родной стихией. Они часто показывают, что наш человек привык к лютым морозам. Его не пугает снег, метель или стужа.

С приходом холодов все иначе

Описание зимней природы стоит начинать с изменений времени суток. День уменьшается, ночь становится длиннее. Солнце находится ниже над горизонтом и поэтому его тепло не столь заметно.

Растения засыпают. Осенью они подготовились к этому периоду, сбросив листву. Движение соков в коре останавливается. Во время морозов снег становится настоящим спасением для них. Покрывая землю, ветви, стволы плотным одеялом, он защищает и оберегает все живое. Ведь некоторые растения уходят под снег зелеными. Это копытень, земляника.

Но есть растения, которые продолжают свой рост в холодные месяцы года. Для того чтобы порадовать нас своими красками Например, подснежники.

Что происходит с животными? Конечно, на вашего домашнего питомца зима повлияет самую малость. А вот дикие животные готовятся к этому периоду заблаговременно.

Покидают свои дома и отправляются в теплые края. Те, что остаются зимовать утепляются.

Насекомые забираются глубже под землю, некоторые засыпают в укромных теплых уголках. Но погружаются в сон не только такие крошечные создания. Где-то в кустарниках, под опавшей листвой спят ежи и змеи. Огромный бурый медведь забирается в свою берлогу, чтобы проснуться уже весной. Ни в коем случае нельзя беспокоить спящего зверя. Он будет очень агрессивен и опасен.

Зайцы, белки, лисы - все они меняют «летнюю одежду» на теплую шерсть. Даже их окрас становится другим. Зайцы, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды для выживания, становятся белыми.

Всем нам приходится меняться с наступлением холодов. Мы сами выглядим, как явления природы зимой: в огромных шубах, теплых шапках и шарфах.

Попов Н. В.Радости учителя. Фенологические наблюдения // Донской временник. Год 2011-й. С. 60-65. URL: http://www..aspx?art_id=715

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ .

Литературные наброски

Описание природы по временам года

Описание весны - март

Шёл март 1969 года. Когда наступили по-весеннему погожие дни, я нетерпеливо зашагал по ещё вязкой дороге в загородную рощу.

Роща встретила меня мелодичным журчанием ручья, стремительно мчавшегося к затерявшемуся в гущине кустарников и деревьев оврагу. Мутный поток, врезавшись в загрязнённые завалы снега, обнажил его нижние чистые пласты, и в этой белоснежной оторочке стал выглядеть удивительно нарядным.

В глубине рощи открытая поляна полна радостной весенней сутолоки. Куда не глянь - всюду на талом снегу в лучах яркого солнца ритмично поблёскивают серебристые ручейки. Их такое множество, что кажется, будто сама земная твердь двинулась навстречу. Празднично отсвечивает зеркальная гладь щедро разбросанных по поляне лужиц. Кое-где над талым снегом победоносно возвышаются крохотные островки оттаявшей чёрной земли.

А вокруг тёмной стеной стоит молчаливый лес. И в этом мрачном обрамлении весёлая поляна засверкала ещё ярче.

Ещё больше описаний марта смотри по тегу #Март

Описание весны - Апрель

В первой половине апреля одним из первых среди деревьев зацветает кизил. Весь усыпанный букетиками золотисто-жёлтых цветков, он, как ночной костёр, горит на фоне тёмного, ещё оголённого сада. Если в эту пору весны из окна бегущего поезда вы увидите ярко-жёлтое деревце в промелькнувшем саду, знайте - это цветёт кизил. Гораздо скромнее наряд цветущих чуть позже бересты и вяза. Их тонкие ветки с пучочками красноватых пыльников мало обращают на себя внимание прохожих. И только сотни кружащихся вокруг веток пчёл сигнализируют о разгаре цветения. Вскоре зацветает ясенелистный клен. Разбросав далеко в стороны ветви и веточки, он густо развесил на них зелёную бахрому из длинных предлинных тычинок с коричневыми пыльниками. Неказист и этот наряд, но пчёлы так и льнут к нему. И далеко не каждая красавица садов привлекает к себе столько крылатых поклонников, сколько старый клён. Идешь мимо гудящего дерева и радуешься - весна!

Ещё больше описаний апреля смотри по тегу #Апрель

Описание весны - Май

Пришёл май. И спокойные акварельные краски апреля сменились сочными, кричащими мазками разгара весны, Это самое горячее время года для фенолога, в особенности в жаркие, сухие вёсны, когда деревья, кустарники, травы как бы сбиваются с векового ритма весеннего карнавала и начинают беспорядочно и торопливо облекаться в дорогие праздничные одежды.

Ещё неистово пылает на бульварах золотистая смородина, ещё стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями и только-только начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, как ухе высоко в небо взметнулось белое пламя на нетерпеливых грушах. Огонь тотчас же перекинулся на соседние яблони и они мгновенно вспыхнули бледно-розовым заревом.

Налетевший суховей ещё сильнее раздул пожар весны и на землю словно хлынул цветочный ливень. Конский каштан, грубо оттолкнув в сторону красавицу сирень, заносчиво выступил вперед с ярко пылающими среди тёмной листвы праздничными факелами. Ошеломлённая неслыханной дерзостью, сирень сумела только через два дня восстановить свой пошатнувшийся престиж, выбросив на зависть соседей тысячи роскошных белых, кремовых, лиловых, фиолетовых букетов.

Ещё больше описаний мая смотри по тегу #Май

Описание лета - Июнь

В начале июня наступает так называемоe «раннее лето» - самая напряжённая, но и самая радостная, похожая на шумный праздник пора года, когда забота о подрастающем потомстве властно овладевает всей живой природой.

С утра до вечера не умолкает в степи, рощах и садах птичий хор. В нём участвуют тысячи разноголосых певцов, на все лады свистящих, щебечущих, чирикающих, каркающих, визжащих и пищащих. Воздух звенит от громких и тихих, радостных и тоскливых, мелодичных и резких звуков. Птицы поют стоя, сидя и на лету, во время отдыха и в самую горячую пору своего рабочего дня. Птичий мир охвачен таким радостным возбуждением, что песни сами вырываются на волю.

Вон ласточка с раннего утра до позднего вечера неутомимо рассекает воздух в погоне за мошками для ненасытных детишек. Уж тут, казалось бы, не до песенок. И всё же ласточка, штурмуя небо, щебечет что-то весёлое и беззаботное.

Вспомните, как на лету визжат от восторга чёрные стрижи. Да что говорить! Достаточно послушать в это время на стенном раздолье звонкие, полные счастья трели жаворонков, чтобы почувствовать восторженный трепет степи, oxвативший её от края до края.

Птичьему хору аккомпанируют, как умеют, полевые сверчки, кузнечики, шмели, пчёлы, комары и комарики, мухи и мушки и прочая стрекочущая и жужжащая бесчисленная рать насекомых.

А по ночам от зари до зари в рощах гремят страстные серенады соловьёв и, как безобразное эхо, им откликаются сотни лягушек на реке. Расположившись рядками вдоль кромки воды, они ревниво стараются перекричать друг друга.

Но этот пир природы не был бы пиром, если бы в нём не приняли самое горячее участие растения. Они приложили все усилия к тому, чтобы, как можно наряднее украсить землю. Тысячами разбежались по полям, и лугам и превратились в изумрудные ковры с причудливыми узорами из ярких венчиков всех красок палитры.

Воздух напоён ароматом стенных трав. Высоко в синем небе плывут белоснежные корабли-облака. Степь пирует.

Ещё больше описаний июня смотри по тегу #Июнь

Описание лета - Июль, Август

Быстро проходит ликующее раннее лето, и к концу июня степь начинает выгорать. Наступают самые страшные для трав месяцы - июль, август. Знойное солнце без огня и дыма почти сплошь испепелило степную растительность. От степи повеяло безжизненной полупустыней. Не видно ни одного ободряющего зелёного пятнышка.

Но у выжженной степи ещё сохранились кое-где утолки, полные необыкновенной красочности. Вон на обрыве, ступенчато спускающемся к речной долине, белеют какие-то загадочные пятна. Но трудно догадаться, что это такое. Ближе, ближе, и перед вами открывается чудесная бледно-розовая поляна, сплошь заросшая невысокими кустиками юринеи (наголоватка). Широко раскинувшись на уступе склона, она плавно ниспадает к долине. Неумолчный пчелиный гул стоит над тысячами бледно-розовых кустиков.

Поляна невелика, но так разительно и красиво выступает она на фоне потускневшего разнотравья, что поглощает всё ваше внимание и оттого кажется огромной и особенно прекрасной. Впечатление такое, будто стоишь посредине роскошной горной полянки.

Ещё больше описаний лета смотри по тегу #Лето

Описание осени - Октябрь

Пришёл октябрь, а с ним и золотая осень, та осень, что просится на полотно художника, левитановская - ласковая, задумчиво грустная, непередаваемо прекрасная.

Осень не любит кричащих красок бурной весны, ослепляющего дерзкого солнца, яростно рокочущей грозы. Осень вся в неуловимых тонах - мягких, нежных, чарующих. Она с тихой печалью прислушивается к шороху опадающих листьев, тишине уходящего на покой леса, прощальные крики журавлей в высоком небе.

Много красочности придают осенним пейзажам кустарники. Различные по внешнему виду, осенней окраске и по яркости, они пестрою толпой заполняют подлески и лесные опушки. Нежный румянец смородины и алые плети дикого винограда, оранжево красный боярышник и багряная свидина, пламенеющая скумпия и кроваво-красный барбарис, искусно вплетаясь в композиции картин осени, обогащают их неповторимой игрою красок на своих листьях.

На лесной опушке стоит стройный ясень в прекрасном плаще из бесчисленного множества неуловимых золотисто-зеленоватых полутонов, излучающих потоки спокойного света. Позолоченные ажурные листья то резко чеканятся на тёмной коре ствола и ветвей, то, повиснув в неподвижной воздухе, кажутся полупрозрачными, какими-то огненно-сказочными.

Высокая свидина, вся охваченная осенним пожаром, придвинувшись вплотную к ясеню, создала ни с чем не сравнимую игру красок - золота и багрянца. По другую сторону лесного красавца невысокий кизильник искусно украсил свои листья розовыми, красными и оранжевыми тонами и полутонами и разбросал их причудливыми узорами на тонких ветках.

Эта лесная картинка в натуре так хороша, что, любуясь ею, в душе испытываешь ощущение чудесной музыки. Только в эти незабываемые дни года можно наблюдать в природе такое необычайное богатство и гармонию красок, такую богатую тональность, такую тонкую красоту, пронизывающую всю природу, что не побывать в эту пору в лесу или роще - значит потерять нечто весьма ценное и родное.

Ещё больше описаний осени смотри по тегу #Осень

Красивое, сказочное описание природы зимой

Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной нарядной зимой: ни яркая, жизнерадостная, ликующая весна, ни лето, неторопливое и пыльное, ни чарующая осень в прощальных уборах.

Выпал снег, и за окном неожиданно возник такой сказочно-чудесный мир, столько пленительной красоты, поэзии открылось в приглядевшихся уличных бульварах, скверах и парках, что невозможно было усидеть в комнате. Непреодолимо потянуло воочию воспринять и необъятный молочно-белый купол неба, и мириады сыплющихся с выси игривых снежинок, и вновь ожившие деревья и кустарники, и всю преображённую природу.

У зимы нет другой кисти, кроме белой. Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью. Зима не просто заметает осеннюю слякоть или безобразные следы прорвавшейся оттепели. Нет, она, мастерски используя игру светотеней, всюду создает живописные уголки зимнего пейзажа, всему придаёт необычный, художественный облик.

В зимнем, нарядном одеянии не узнать ни дряхлого корявого абрикоса, ни покосившейся обветшалой изгороди, ни безобразной кучи мусора. На месте безликого куста сирени возникло вдруг такое чудесное творение искусницы-зимы, что в восхищении перед ним невольно замедляешь шаги. И право же, не сразу скажешь, когда сирень прелестнее - в мае или сейчас, зимою. Ещё вчера тоскливо мокнувшие под дождем бульвары сегодня по прихоти зимы стали праздничным украшением.

Но у кудесницы зимы, кроме волшебных снежинок, припасено для покорения человеческих сердец ещё одно непобедимое оружие - драгоценные жемчужины инея.

Миллиарды иголочек инея превратили скромные скверы в сказочные лучезарные чертоги, внезапно возникшие на перекрёстках улиц. В мрачно черневших доселе оголённых лесах деревья, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты в подвенечных уборах. Непоседливый ветер, налетев на них, замер от восторга на месте.

В воздухе ничто не шелохнётся. Тишина и безмолвие. Царство сказочной снегурочки.

Бегут дни февраля. И вот уже снова март на пороге. И снова перед глазами проходят десятки раз виденные нами раньше сезонные картины природы. Скучно? Но природа не штампует свои творения по извечному образцу. Одна весна никогда не бывает копией другой, так же, как и остальные времена года. В этом красота природы и секрет её чарующей силы.

Очарование картин природы подобно очарованию бессмертных творений искусства: сколько бы мы ими не восхищались, сколько бы ни упивались их мелодиями, они не теряют своей вдохновляющей силы.

Красота природы развивает в нас благородное чувство прекрасного, пробуждает творческое воображение, без которого человек является бездушной машиной.

Ещё больше описаний зимы смотри по тегу #Зима

Охрана природы и школьное краеведение

Остаётся немного сказать об охране природы. Верный страж природы - бескорыстная любовь к ней. Уход школьников за пришкольным садом, занятия цветоводством, опытническая работа на пришкольных участках, на станциях юннатов - всего этого недостаточно для воспитания у школьников любовного, бережного отношения к природе, родной степи, лесу. Во всех подобных занятиях скрывается некое корыстолюбивое начало. Школьник с любовь ухаживает за «своим» деревцом и тут же ломает «чужое». Школьница восторгается богатством форм и красок у разводимых ею гладиолусов и пионов и не замечает чудесных полянок в природе.

В борьбе за сохранение родной природы школьное краеведение может оказаться одной из действенных мер. У учителя, сблизившегося с природой, бескорыстное, бережное отношение к ней, непритворное, без тени какой-либо сентиментальности, проявление радостных эмоций, вызываемых красками многоликой природы, родными пейзажами, будет невольно проскальзывать и передаваться школьникам на экскурсиях, в походах и при других подобных случаях. Так будут крепнуть ряды верных защитников природы.

Заканчивая своё повествование, замечу, что я ещё не дряхлый, всем недовольный ворчун. В меру своих сил продолжаю вести фенологические наблюдения, не прерываю научной связи с феноцентром (Ленинград), стараюсь следить за методической литературой, даю отзывы на присылаемые изредка работы, пишу. Словом, я ещё не забрался на теплую печку.

Школьная фенология

Много времени и сил я вложил также в школьную фенологию. Фенологические наблюдения дают меньше пищи творческим поискам учителя, чем новаторская работа с наглядными пособиями, но и они немало могут внести животворного элемента в работу учителя.

В 1918 году в связи со сбором гербария я начал вести отрывочные фенологические наблюдения над растениями и некоторыми животными. Раздобыв кое-какую литературу по фенологии, я упорядочил свои наблюдения и довольно успешно продолжал их.

Весною 1922 года ученики 5-6 классов железнодорожной школы были вовлечены мною в фенологические наблюдения. Я смастерил простенькие приборы - тенемер и угломер, при помощи которых школьники вели наблюдения за видимым движением солнца. Через год появились наши первые стенные таблицы с красочным изображением наблюдаемых фенообъектов, весеннего хода солнца и температуры. Никаких методических указаний по школьной фенологии в литературе того времени не было и, понятно, моё начинание имело промахи и неудачи. И всё же это была интересная, влекущая работа. Фенологические наблюдения нередко ставили передо мной вопросы, для разрешения которых надо было зорко и вдумчиво присматриваться к явлениям природы, рыться в книгах, и тогда открывались маленькие тайны природы.

От зорких глаз школьников ничего не ускользало ни ранней весной, ни в зимнюю пору. Так, 12 декабря они подметили плавающих подо льдом лягушек, а 28 декабря прыгающую во дворе жабу. Это было интересной новостью не только для школьников, но, скажу откровенно, и для меня. И вот в классе появилась наша первая стенная таблица с апрельскими фенонаблюдениями. Чего только на ней не было показано! Под графиком хода солнца и погоды, вычерченным мной, в порядке наступления явлений были изображены: начало линьки у коровы, лошади, собаки, кошки, пролёт птиц, прилёт ласточек, появление ящериц, лягушек, бабочек, зацветание трав и деревьев и другие. Рисунки выполнялись учениками и наклеивались на старую исписанную бумагу, с трудом добытую нами в конторе железнодорожной станции. Таблица далеко не блистала внешностью, но по содержанию была интересна и полезна в учебном отношении. Мы ею гордились.

Вскоре, установив связь с научно-исследовательским институтом Центрального Бюро краеведения (ЦБК), я начал отсылать ему сводки своих фенонаблюдений. Сознание того, что твои наблюдения используются в исследовательской работе ЦБК и ты тем самым участвуешь в них, стимулировало эти занятия.

ЦБК со своей стороны поддерживало мои начинания в школе, снабжая текущей литературой по фенологии.

Когда в 1937 году в Москве было созвано первое Всероссийское совещание фенологов, ЦБК пригласило меня. Совещание было весьма немногочисленно, и я был единственным представителем школ.

Начав с бесхитростных наблюдений за ходом сезонных явлений природы, я стал постепенно превращаться из простого наблюдателя в любознательного краеведа-фенолога. В своё время, работая в Новочеркасском музее, я рассылал от имени музея фенологические анкеты по всему Азово-Черноморскому краю, многократно выступал на областных и городских конференциях учителей с докладами о постановке и значении школьных фенологических наблюдений, печатался в областных и местной газетах. Мои доклады по фенологии на Всесоюзном географическом съезде в Москве (1955 г.) и на всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957 г.) получили положительные отклик в центральной печати.

Из своей многолетней практики по школьной фенологии мне хорошо запомнилась весна 1952 года, которую я встретил в далёкой, затерявшейся в верхнедонских степях станице Мешковской. В этой станице я с больной женой, нуждавшейся в целебном степном воздухе, прожил около года. Устроившись учителем в десятилетке, я в целях организации фенологических наблюдений принялся разведывать о местных возможностях для этих занятий. По словам школьников и местных жителей, в окрестностях станицы местами сохранились ещё нетронутые плугом остатки целинных степей, а балки заросли кустарниками, деревьями и травами.

Здешние степи по видовому составу растений отличались от известных мне степей Нижнего Дона. Для фенолога всё это было чрезвычайно заманчиво, и я с нетерпением ожидал прихода весны.

Как всегда, к фенологическим наблюдениям были привлечены школьники 6-10 классов, причем живущие как в самой станице, так и в окрестных хуторах, то есть за 5-10 километров от неё, что значительно расширяло площадь наших фенонаблюдений.

Рано весной в школе на видном месте повесили большую стенную таблицу с изображением пока ещё оголённого «фенологического дерева», на которой по ходу весны отмечались сезонные явления. Рядом с таблицей была помещена небольшая доска с тремя полочками, на которых стояли флакончики с водой для демонстрации живых растений.

И вот на таблице появились изображения первых вестников весны: скворцов, диких уток, гусей, а через несколько дней, к моему изумлению, и дрофа (?!). В степях Нижнего Дона от этой птицы-великана давным-давно и следа не осталось. Так наша таблица постепенно превращалась в красочное «фенологическое дерево», а живые цветущие растения с этикетками заполнили все полочки. Таблица и демонстрируемые растения привлекали к себе всеобщее внимание. За весну перед учащимися и учителями около 130 видов растений. Из них был составлен небольшой справочный гербарий.

Но это лишь одна сторона дела, так сказать, служебная. Другая заключалась в личных переживаниях учителя-фенолога. Нельзя забыть того эстетического наслаждения, которое я испытал при виде прелестных пролесок, в великом множестве голубевших под еще спящими деревьями в байрачном лесу. Я был один, и ничего не мешало мне воспринимать тонкую красоту природы. Подобных радостных встреч было у меня не так мало.

Свой опыт в Мешковской школе я описал в журнале «Естествознание в школе» (1956, № 2). В том же году рисунок моего Мешковского «фенологического дерева» был помещён в Большой Советской Энциклопедии (Т. 44. С. 602).

Фенология

(Пенсионер)

После выхода на пенсию я всецело занялся фенологией. На основе своих многолетних (1934-1950) наблюдений составил календарь природы Новочеркасска (Календарь природы представляет список сезонных явлений природы, расположенных в хронологическом порядке с указанием средних многолетних дат их наступления в данном пункте. Н. П.) и его окрестностей.

Я подверг математической обработке свои феноматериалы с целью выяснения их практической пригодности в местном хозяйстве. Попытался подыскать среди цветущих растений сигнализаторы лучших сроков проведения различных сельскохозяйственных работ. Это была исследовательская, кропотливая работа. Вооружившись пособием «Вариационная статистика» Поморского, я засел за утомительные вычисления. Так как результаты анализов оказались в общем ободряющими, я попытался не только подыскать среди цветущих растений сельскохозяйственные сигнализаторы, но и прогнозировать время их цветения, что значительно повыпало практическое значение предлагаемого приёма. Сотни проделанных мною анализов подтвердили правильность теоретических выводов. Оставалось теорию применить на практике. Но это было делом уже колхозных агрономов.

На протяжении всей своей продолжительной работы над вопросами сельскохозяйственных феносигнализаторов я держал деловую связь с феносектором Географического общества (Ленинград). На эту тему я неоднократно делал доклады на совещаниях специалистов по борьбе с вредителями сельского хозяйства в Ростове, на Всесоюзном съезде фенологов в Ленинграде (1957). В журнале «Защита растений» была опубликована моя статья «Феносигнализаторы в защите растений» (Москва, 1960). Ростиздат в 1961 году выпустил мою небольшую работу «Сигналы природы».

Как ярый популяризатор фенологических наблюдений среди широких кругов населения, я за свою многолетнюю деятельность на этом поприще, в особенности после выхода на пенсию, сделал множество докладов, сообщений, лекций, бесед, для которых свежий руками изготовил не менее сотни стенных таблиц и столько же более мелких.

Этот кипучий период моей фенологической деятельности всегда вызывает в душе отрадные воспоминания.

За долгие годы общения с природой и, в особенности, за последние 15-20 лет, когда я с конца марта и до конца октября почти ежедневно бывал в степи или роще, я настолько сжился с природой, что чувствовал себя среди растений, как среди близких друзей.

Идёшь, бывало, по июньской цветущей степи и радостно приветствуешь в душе старых друзей. Нагнёшься к коренной жительнице былого степного приволья - полевой землянике и «спросишь глазами», как ей живется в это лето. Постоишь в таком же молчаливом разговоре около могучего красавца железняка и зашагаешь к другим зелёным знакомцам. Необыкновенно радостны всегда бывали встречи после долгой зимы с весенними первоцветами - золотистым гусиным луком, нежными букетиками крохотной (1-2 см высоты!) крупки и другими питомцами ранней весны.

К тому времени мне перевалило уже за семьдесят, а я по-прежнему, как трёхлетний мальчик, любовался каждым степным цветочком. Это было не старческое сюсюканье, не приторная сентиментальность, а какое-то одухотворяющее слияние с природой. Нечто подобное, только несравнимо глубже и тоньше, испытывают, вероятно, большие художники слова и кисти, такие как Тургенев, Паустовский. Престарелый Сарьян не так давно сказал: «Я никогда не перестаю удивляться природе. И этот восторг перед солнцем и весною, перед цветущим абрикосом и величием гор-исполинов я пытаюсь изобразить на холсте» (Известия. 1966. 27 мая).

Шли годы. В 1963 году мне стукнуло 80 лет. Стали наседать стариковские болезни. Я уже не в силах был в тёплое время года уходить, как в прежние годы, за 8-12 километров в степь или сидеть не вставая за письменным столом по десять часов. Но меня по-прежнему неудержимо влекла к себе природа. И пришлось довольствоваться близкими прогулками за город.

Степь манит к себе своими бескрайними просторами, загадочно синеющими далями с древними курганами на горизонте, необъятным куполом неба, звенящими в выси песнями ликующих жаворонков, живыми многокрасочными коврами под ногами. Всё это вызывает в душе высокие эстетические переживания, усиливает работу фантазии. Правда, теперь, когда целина почти сплошь распахана, степные эмоции несколько ослабели, но донские просторы и дали остались столь же необъятными и влекущими. Чтобы ничто не отвлекало меня от наблюдений, я всегда брожу по степи в одиночку, причем не по накатанным безжизненным дорогам, а по заросшим непролазной гущиной трав и кустарников тропинкам, нетронутым плугом степным склонам, каменистым обрывам, безлюдным балкам, то есть по местам, где прячутся от людей степные растения и животные.

За долгие годы занятий фенологией у меня выработалась привычка и навыки присматриваться к красоте oкружающей природы, будь то широко открытый пейзаж или скромная фиалка, притаившаяся под кустарником. Эта привычка сказывается и в условиях города. Я не могу пройти мимо зеркальных лужиц, разбросанных на панели налетевшей летней тучкой, чтобы не заглянуть на миг в бездонную чудесную синеву опрокинутого неба. В апреле не могу не полюбоваться мимоходом золотыми шапочками одуванчиков, вспыхнувшими под приютившей их подворотней.

Когда пошатнувшееся здоровье не позволило мне вдосталь бродить по степи, я поплотнее придвинулся к письменному столу.

Начиная с 1934 года, краткие сводки моих фенологических наблюдений помещались в Новочеркасской газете «Знамя коммуны». В первые годы это были сухие информационные сообщения. Затем я начал придавать им описательный характер, а с конца пятидесятых годов - повествовательный с некоторой претензией на художественность.

Радостно было когда-то бродить по степи в поисках неведомых тебе растений, творить новые приборы и таблицы, работать над животрепещущими вопросами феносигнализации. Это развивало творческую мысль и облагораживало жизнь. И вот теперь моя притихшая было по старости лет творческая фантазия вновь нашла себе применение в литературной работе.

И начались радостные муки творчества. Чтобы набросать для газеты или журнала зарисовку из жизни природы, я нередко часами просиживал за письменным столом. Заметки регулярно печатались в новочеркасской и ростовской газетах. Сознание того, что мои заметки открывают глаза обывателей на прекрасное в примелькавшейся окружающей природе и тем самым призывают их к её охране, придавало значимость этим занятиям. На их материалах я написал две небольшие книжки: «Заметки фенолога» (1958) и «Степные этюды» (1966), выпущенные Ростиздатом.