Традиционное жилище народов красноярского края. Города красноярского края по численности населения

Слайд 2

Цель:

1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.

2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.

3.Сделать вывод.

Слайд 3

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.

Народы Красноярского края

Слайд 4

Татар в Красноярском крае проживает 44 382 человек.

Слайд 5

  • татарский язык
  • западный (мишарский)
  • средний (казанско-татарский)
  • восточный (сибирско-татарский)

Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Слайд 6

  • татарская нация
  • поволжско-уральские
  • астраханские
  • сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.

Слайд 7

Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади - как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия

Слайд 8

  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Традиционное жилище.
  • Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
  • Слайд 9

    • Женская половина дома
    • Ворота татарского дома
  • Слайд 10

    Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).

    Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).

    Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом

    Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

    национальная одежда

    Слайд 11

    Слайд 12

    При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.

    Коренное население красноярского края и получил лучший ответ

    Ответ от Ђатьяна[эксперт]
    Коренные народы Красноярского края
    По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.
    На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.
    До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.
    В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.
    На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.
    В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).
    Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков.
    В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.
    На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - дол­ганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.
    Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселе­ния - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.
    В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.
    Место обитания еще одно­го северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.
    Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения.

    Ответ от Дашуля краева [новичек]
    я написала в яндаксе занятие а вышел наров


    Ответ от ДЕН СООЛУК ДЕНИ САК [новичек]


    Ответ от Ниночка Сергеева [активный]
    Там жили долго только енисейские киргизы и от них произошли другие народы...


    Ответ от Ирина Разумеева [новичек]
    EARRRRRRG


    Ответ от Владимир Нелюбин [новичек]
    какие народы населяют наш край

    Коренные народы Красноярского края
    По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.
    На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы. Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.
    До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма») . По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.
    В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре.
    На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.) , большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.
    В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым) , в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет) . Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.) .

    Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов. Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит па­мять об этом народе еще жива среди его потомков.

    В Туруханском районе расположен единствен­ный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов состав­ляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек) . Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.
    На Таймыре проживают четыре северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - дол­ганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.- 5 383 человека) . Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

    Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека) , ареал их основного расселе­ния - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.

    В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек) , причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.
    Место обитания еще одно­го северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.
    Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения

    В Красноярском крае сегодня проживают сегодня восемь малочисленных коренных народов, это нганасаны и ненцы, кето и долганы, чулымцы и селькупы, энцы и эвенки. Каждый из народов невероятно интересен, у каждого из них своя самобытная культура и уникальные традиции.

    Эвенки, или собственное самоназвание эвенкил, или по-старинному тунгусы издавна живут в Восточной Сибири. Сегодня этот немногочисленный народ общим количеством около 77 тыс. человек, 4,6 тыс. человек из них составляет коренное население разных административных единиц Красноярского края. Эвенки неоднородны по своему этническому составу, среди них различают отдельные, весьма самобытные группы — солоны, манегры, бирары, орочены.

    Ареал расселения эвенков чрезвычайно обширен от до самых берегов Охотского моря. Предки эвенков пришли на эту землю с юга, по мнению ученых, из Забайкалья в V-VII вв. н.э. Некоторые этнографы считают предками эвенков забайкальских уваней, скотоводов-кочевников с берегов Селенги и Баргузина. Пришлые забайкальцы активно смешивались с тунгусами, ассимилировали их, и постепенно образовался этнос эвенков.

    К основной прототунгусской этнической общности ученые археологи относят так называемую глазковскую бронзовую культуру XVIII-XIII вв. до н.э. Археологические памятники, обнаруженные в устье Иркута в пригороде Иркутска Глазково представляют собой кочевые стоянки и могильники. В погребениях древних глазковцев найдены уникальные предметы быта и оружие.

    Первым из русских, встретивший в 1628 году тунгусов на Ангаре, был казак Петр Бекетов. Казаки узнали, что управлял сей землицей и родами иноверцев некий князь Гантимур, узнали они и о других местных князьках Бабуге, Тякше, Болдоное. По велению государя построили казаки Чарское зимовье и обложили местных тунгусов ясаком, в основном пушниной.

    В царской России и позже в советские годы происходило постепенное проникновение двух культур русских и эвенков. Поселенцы обучались таежной охоте, брали в жены женщин эвенков, принимали нормы морали аборигенного населения.

    Эвенкийский язык, разделенный на множество диалектов и говоров, принадлежит к тунгусско-манжурским алтайским языкам. Многие эвенки говорят на бурятском и якутском языках, большие группы эвенков замечательно изъясняются на русском языке.

    Сегодня эвенки расселены по огромной территории дисперсно, что, несомненно, препятствует этнокультурному развитию и консолидации народа. Крупных сел, где эвенки проживают большими группами, совсем немного.

    Основными занятиями традиционных эвенков всегда были стадное кочевое оленеводство на вольном круглогодичном выпасе, разведением овец и лошадей, таежная охота на лося, медведя, сибирскую кабаргу, оленей, пушных зверей, белку, куницу, соболя. Подсобное значение в хозяйстве имеет рыбная ловля и промысел тюленя.

    Женщины занимались обработкой шкур, пошивом из них одежды, изготовляли из подручных материалов посуду и утварь. С приходом русских эвенки быстро переняли у них земледелие, выпечку хлеба, овощеводство, кузнечное и гончарное дело, разведение коров.

    Основой традиционной кухни эвенков является мясо диких животных, оленье молоко, конина, рыба, дары тундры и тайги, ягоды, орехи, дикие луки. Основным напитком семейной трапезы является чай с травами, часто соленый и солью и молоком.

    Вплоть до XX века у эвенков сохранялся древний обычай коллективного распределения среди сородичей всего добытого семьями общины — нимат. Имущество и родство у эвенков передается по мужской линии. Престарелые родители остаются жить чаще с младшим из сыновей.

    За невесту дают калым или жених отрабатывает за нее определенные работы в интересах ее семьи. В семьях эвенков нередко встречается левират, брат мужчины должен взять на себя заботу о семье и жене в случае его гибели. В зажиточных семьях встречается многоженство, в некоторых семьях одновременно проживают до пяти жен.

    Столетиями у эвенков сохранялись культы духов природы, родовые и промысловые культы, традиционный шаманизм. Весьма распространен среди эвенков культовый медвежий праздник, во время которого община сообща разделывала тушу убитого медведя, вместе поедали его мясо и ритуально проводили захоронение костей.

    Православие, благодаря трудам миссионеров, с XVII века начало приживаться среди эвенков. Южные эвенки ощутили на себе влияние буддизма. В фольклоре народа преобладают импровизированные песни, сказки о животных с этической основой, мифы и рассказы под варган о реально живших в народе героях. Праздники эвенков часто сопровождаются хороводом (хейро).

    Нганасаны

    Самым северным из евразийских народов является самодийский народ нганасанов, проживающих на востоке Таймыра. Дословно «нганасан» означает «человек», «нганасаны» — «люди». Сегодня большинство нганасан сосредоточено в северных поселках Волочанка, Новый, Усть-Авам. И все же, часть нганасан и сейчас проживает в промысловых местах в тундре в верховьях Дудыпты.

    Сегодня в России проживают 862 нганасана, 44 представителя народа живут на Украине. Из общего количества нганасанов родным языком владеют 125 человек, большинство нганасан довольно хорошо освоили русский язык. Язык нганасанов лингвисты относят к самодийским уральским языкам. Народ делится на авамских, вадеевских и яроцких нганасан.

    Охотились нганасаны на дикого оленя, водоплавающую и таежную птицу, пушных зверей, ловили рыбу, собирали дары тундры. Женщины занимались выделкой шкур, шили одежду и национальную обувь, в советские годы работали на зверофермах по выращиванию голубых песцов.

    Питаются нганасаны оленьим мясом, запасая его впрок, женщины вялили его нарезанным на длинные полоски на солнце. Зимой женщины замораживали оленью кровь, которую использовали для изготовления специфической похлебки дяма. Запасался олений жир и рыба, мясо куропаток и диких гусей, песцов и зайцев в ледяных ящиках. Популярна также мясная и рыбная сырая строганина. Хлеба нганасаны практически не употребляли, пекли только как лакомство пресные лепешки.

    Среди устного фольклора нганасан известны героические поэмы о местных богатырях ситаби, поговорки, бытовые и мифические сказки, иносказательные частушки и загадки. Древние предания рассказывали вечерами у костра сказители, простые оленеводы и охотники.

    Селькупы

    Селькупов коренных сибирских жителей раньше называли остяками-самоедами. Проживают нарымские и тазовско-туруханские селькупы общей численностью 4400 человек на севере Тюменской и , Красноярского края. Южная группа селькупов являются потомками кулайской культуры (V в. до н.э. – V в. н.э.), и более поздней релкинской культуры (VI-IX вв. н.э.).

    В русских источниках XVI века впервые появилось выражение «Пегая Орда», которым называлось племенное объединение сибирских селькупов. Документы рассказывают о серьезном противостоянии русским дружинам селькупской Орды в 400 воинов, возглавляемой князем Воней. Даже с падением Сибирского ханства Воня продолжал со своими воинами борьбу за независимость своего народа. Пегая Орда подчинилась русскому царю только в 1598 году, но и тогда часть селькупов ушла на крайний север.

    Питались селькупы в основном мясо-рыбным рационом в сыром, вяленом, вареном и запеченном на огне виде, пресными лепешками из ячменной и ржаной муки, приготовляли хлебное вино «уль», рыбу часто квасили в бруснике. В обществе селькупов была четкая иерархия, особую роль в которой играли вожди-князья, богатыри-сенгира и шаманы.

    Селькупский язык лингвисты относят к самодийским языкам уральской группы. Традиционными верованиями селькупов стали шаманизм, анимизм и позже православие. У селькупов в древности широко практиковалось воздушное погребение. Сегодня селькупы являются весьма разобщенным народом, проживающим в разных административных территориях.

    Долганы

    Одним из коренных малочисленных народов является тюркоязычный народ долганы. Сегодня в Долгано-Ненецком и Таймырском автономных округах, частично в Якутии проживает около восьми тысяч долган. Народ сложился в XIX веке из переселенцев на север с Лены якутов и эвенков, местных эвенков и энцев.

    Самоназвание «долган» произошло от одного из долганских родов. Часто долган относят к близким им якутам и называют «саха». Сегодня долганы являются самым северным их тюркоязычных народов. Русские казаки при православном крещении давали долганам свои фамилии, сохранившиеся и сегодня. Язык долган относится к тюркским языкам, разделен на хатангский, авамский, попигайский, пясинский и норильский говоры.

    Кето

    Кетов, (самоназвание «кет» — «человек»), представителей коренного малочисленного народа, живущего на севере Красноярского края, раньше называли енисейскими остяками, просто остяками и енисейцами. Кетов в России сейчас проживает 1219 человек.

    Преобладающим населением кеты являются в трех северных поселках Мадуйка, Суломай и Келлог. Язык кетов лингвисты относят к енисейским языкам. Он находится в отдаленном сходстве с нахскими, адыго-абхазскими и сино-тибетскими языками. Носителями кетского языка сегодня являются примерно 150 человек.

    Предки кетов пришли на енисейский север с юга, смешались с тюрко-самодийскими племенами, которые были угроязычными. Именно пи этом смешении образовалась самобытная культура кетов. В XVII веке кеты жили тремя родовыми, локально живущими группами, земшаки жили по Подкаменной Тунгуске, в устье Бахты жили богденцы, на Елогуе жили инбаки. В 1607 году кеты добровольно вошли в состав Московского государства.

    Россия - удивительная страна! Где еще на столь огромной территории проживает такое количество всевозможных народностей, каждая из которых имеет свою культуру, традиции, религию и взгляды на жизнь? Особенно интересная демографическая ситуация складывается в РФ. Именно на этих территориях проживают народы Красноярского края, среди которых есть не только русские, украинцы, белорусы, но и чуваши, долганы, эвенки и многие другие.

    Статистика

    Во времена СССР власти предпринимали различные действия, направленные на масштабное насильственное переселение и смешение народов. Все это привело к тому, что некоторые уникальные народности потеряли свою самобытность.

    Увы, такая участь не обошла стороной. Однако, по данным переписи населения, наиболее многочисленные народы Красноярского края все же существуют по сей день. Влияние властей, а также программы правительства, направленные на сохранение и восстановление традиций местного населения, способствуют положительной динамике и дальнейшему развитию общин с уникальным наследием и традициями поколений.

    Кто здесь?

    Какие народы населяют Красноярский край? В ответ на данный вопрос читатель, скорее всего, хочет услышать именно о коренном населении, которое проживало на этой территории испокон веков.

    Наиболее яркими представителями являются нганасане, долганы, ханты, энцы и эвенки. Есть еще до десятка разных национальностей, проживающих на Севере, и именно они - коренные народы Красноярского края. К сожалению, очень многое из их традиций, культурного наследия забыто. Быт маленьких этносов растворился в современном мире, ассимилировался. В этом нет ничего удивительного, ведь жизнь в тундре очень сложная, и современные технологии во многом облегчают ее, но приход прогресса становится причиной вытеснения самобытной культуры, несравнимой ни с одной другой.

    Мама всему голова

    Все народы, населяющие невероятно интересные, и у каждого из них есть свои характерные традиции. К наиболее многочисленным можно отнести долган. Возможно, их высокая численность позволила сохранить много старинных обычаев по сей день. Конечно, многие из них носят чисто символический характер, но они не забыты и используются в семьях.

    Коренные народы добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей или собирательством. Нелегкий труд, который людям приходилось выполнять, чтобы прокормить себя и семью, выработал привычку делиться добытым с родней и соседями. Причем это было правилом, не терпящим исключений. Сегодня поделишься ты, завтра кто-то угостит тебя. Единственное, что всегда оставалось в пределах владения одной семьи, это мех, который можно было обменять на дефицитные продукты у приезжих купцов.

    Поклонение Вселенной

    Народы Красноярского края и их традиции по-разному формировались, многое находилось в зависимости от образа жизни и определенных укладов. Очень характерными являются обычаи хантов и мансийцев.

    Их трепетное отношение к природе в наше время кажется диковинным и подобным поклонению. К примеру, нормой было деление окружающей территории на доли. В числе таковых были участки, на которые было запрещено ступать ногой без жертвоприношения.

    Такие действия сопровождались рядом ритуалов, включающих в себя подношение, молитву, иногда было достаточно «обуться». Традиционной, привычной обуви в те времена еще не было, и на ноги крепили кусочки древесной коры, таким образом защищая не ступню от земли, а наоборот - природу от человеческого вмешательства.

    Кроме того, эти народы Красноярского края по-своему трактуют животных и птиц. Ворона, которую преимущественно считают предвестницей бед и неприятностей, тут считается повелительницей весны. Ее ассоциируют с приходом тепла, благополучием и плодовитостью.

    Традиционно во время прилета ворон отмечали праздник. В нем участвовала только женская половина селения. Во время торжества девушки варили кашу по специальному рецепту. Все действия сопровождались пением песен и танцами.

    Есть чему поучиться

    Народы Красноярского края и их традиции находятся в критическом состоянии, некоторые из них - на грани вымирания. Энцев насчитывается всего две сотни! Немного многочисленнее эвены. Они с большим с трепетом относятся к традициям, что дает надежду на их будущее.

    Этот народ привык жить в мире с природой, поклоняется ей и чтит ее. Мудрость и ответственный подход к окружающей среде выражаются в традициях, нарушение которых чревато бедами и горем в семье. Чаще всего традиционные верования описаны в большом количестве запретов. К примеру, энцам нельзя кричать, чтобы не разбудить суровых духов, нельзя бросать камни в воду и даже убивать животных ради забавы. Охотиться нужно лишь для того, чтобы обеспечить себя пищей.

    Проявляются привычки поколений и во время торжеств, связанных с важными событиями в жизни человека. Это может быть свадьба, рождение малыша, похороны. Так, когда заключается брак, приданое жены выносится из жилья, чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет ее вклада в общий «бюджет».

    Вольность или оправданная свобода?

    Немногочисленные народы, населяющие Красноярский край, особенные, но, пожалуй, один из наиболее удивительных - это нганасане. Нынешний свободный уклад жизни для пожилых людей кажется кощунственным, вульгарным. Тем необычнее традиционный взгляд на некоторые вопросы у этого народа.

    Нганасане очень почитают семейные ценности, после вступления в брак пара обязана хранить супружескую верность. Но до брака позволительны многие «шалости». Девушка свободно может жить с понравившимся ей парнем. Они обмениваются подарками и теперь считаются парой. Дело может дойти до брака, до простого расставания, а может закончиться и внебрачным ребенком. Расценивается это нормально, ведь отношение к детям у северных народов особое. Малыша, которого дочь родила, не будучи замужем, принимают ее родители и воспитывают как родного.

    Очень интересны традиции, связанные с уходом в мир иной. Вечная мерзлота не позволяет хоронить умершего в могиле. Тело подвешивают на дереве или кладут на специальный помост. При этом покойный «забирает» с собой все нажитое имущество, и не только личного пользования, но и то, что сделал для детей, второй половины.

    Роль властей в жизни коренного населения

    Во все времена власть интересовалась тем, какие народы населяют Красноярский край, и это проявлялось по-разному.

    Если прошлое столетие наглядно показало, как легко можно уничтожить национальную самобытность, то в веке нынешнем утраченное пытаются если не приумножить, то восстановить и сохранить.

    Чтобы малочисленные народы Красноярского края остались существовать и не забывали свои корни, с 2000 года существует государственная поддержка общин и отдельных лиц, идентифицирующихся как представители малочисленной народности.

    Считать себя и называться долганом, эвенком или хантом стало выгодно и популярно. Но в таком процессе просматривается существенный недостаток. Очень хочется, чтобы все то, что осталось традиционного и типичного, не стало исключительно способом заработка.