Матильда биография. «Кшесинская – любовница Последнего Императора», «Танцы, поклонники и жизнь Матильды Кшесинской

Отнюдь не красавица, ростом всего 153 сантиметра, с короткими, пухлыми для балерины ногами – такой была главная сердцеедка дореволюционной России, в чьи сети угодили два великих князя и цесаревич Николай. Балерина Матильда Кшесинская брала тем особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. 31 августа великой танцовщице исполнилось 145 лет. Вспомним 11 малоизвестных фактов из биографии Матильды.

1. Тринадцатый ребенок

Мать Кшесинской Юлия Доминская тоже когда-то была балериной, но покинула сцену, посвятив себя семье. В двух браках (первый муж Юлии скончался) она родила 13 детей. Матильда была самой младшей – тринадцатой.

2. Командовала режиссерами

В Мариинском театре Матильда начинала как «Кшесинская 2-я». «Кшесинской 1-й» звали ее старшую сестру Юлию. Но уже скоро Матильда стала самой влиятельной балериной страны. Она сама решала, кто выйдет с ней на сцену, запросто могла забрать себе чужую роль, выгнать выписанную из-за границы танцовщицу со словами: «Не дам, это мой балет!»

Как-то раз Матильда без разрешения сменила неудобный костюм для выступления на собственный. Тут уж руководство не выдержало – балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на балерину так и не удалось.

«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? - писал в дневнике директор императорских театров Владимир Теляковский. - Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину».

3. Поставила рекорд

Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета.

4. С Николаем свел император Александр

С цесаревичем Николаем балерина познакомилась на своем выпускном концерте. Ему было 22 года, ей всего 18. Историки считают, что именно отец Николая подтолкнул тогда будущего императора к балерине. Николай в то время страдал от любви к немецкой принцессе Аликс. Однако Александр III был против брака и, чтобы как-то отвлечь сына от душевных терзаний, пригласил к столу Матильду.

«Государь обратился ко мне: „А вы садитесь рядом со мною“. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: „Смотрите только не флиртуйте слишком“. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась…», – писала Матильда. В своих дневниках балерина называла цесаревича «Ники» и исключительно на «ты».

Однако в 1894 году отец Николая все же дал добро на свадьбу сына с немецкой принцессой, и роман с Матильдой подошел к концу. Впрочем, и после расставания бывшие влюбленные остались хорошими друзьями.

5. Крутила роман сразу с двумя

После разрыва с Николаем Матильда утешалась в объятиях великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. В это время она родит сына Владимира. Мальчику дали отчество Сергеевич, однако кто из князей на самом деле был отцом ребенка, доподлинно неизвестно.

Орлова, Плисецкая, Терехова: как одевались советские звезды

  • Подробнее

6. Князь погибал с портретом Матильды

Маля – так ласково звал Кшесинскую князь Сергей Михайлович. Рассказывают, в 1918 году во время казни большевиками великий князь сжимал в руке медальон с портретом Матильды.

7. Обслуживал сам Фаберже

Кшесинская была богатейшей женщиной России. Ее возлюбленный, Сергей Михайлович, имея доступ к военному бюджету, не скупился на наряды и украшения балерины. Украшения на заказ Матильды делал сам Фаберже.

В ее сокровищнице был и уникальный гребень. Он, по легенде, выполнен из золота 1000-й пробы, которой и в природе не существует. Нашел украшение в одной из экспедиций на Белом море Николай Гумилев. А вскоре вещица попала к балерине. Многие верили, что именно благодаря сказочному гребню сбываются все желания Кшесинской. К сожалению, во время революции украшение бесследно исчезло.

8. Ее дворцу завидовали даже в Зимнем

Явно не на зарплату балерины в конце 1890-х годов Кшесинская купила загородный дворец в Стрельне, где построила собственную электростанцию. А ведь тогда электричества не было еще даже в Зимнем дворце.

9. Спустила деньги в рулетке

В эмиграции Кшесинская пристрастилась к азартным играм. Засев за рулетку, она всегда ставила на число 17. За это балерину прозвали «Мадам Семнадцать». Поначалу, удача была на стороне Матильды, однако вскоре изрядно проигравшись, Кшесинская с азартными играми решила завязать.

В этой статье:

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, история жизни


В большинстве, мы добавляем на наш портал знаменитостей современности. Но есть и знаковые личности, которые уже покинули этот мир, но их биография и личная жизнь настолько интересны, что мы не можем обойти их истории стороной. Что ж, встречайте - персональная страница о жизни Матильды Феликсовны Кшесинской.

Биография Матильды Кшесинской

Семья Матильды Ксешинской

Матильда появилась на свет 19 (31) августа 1872 года. Произошло сие знаменательное событие в семье театралов в Лигово. Ее отцом был Феликс Кшесинский - российский поляк. У матери Матильды это был второй брак - Юлия Доминская (так звали маму нашей героини) осталось еще 5 детей от супружества с танцовщиком Леде.

Сестра Матильды Юлия стала балериной. Брат Иосиф также стал танцовщиком, но не пережил блокаду Ленинграда.

Саму же Матильду внутри семьи величали Малечкой.

Детство Матильды

Малечка поступила в балетное училище уже в 8-летнем возрасте. В 1890 году она выпустилась из Императорского театрального училища, в котором она получила блестящее образование под чутким руководством Льва Иванова, Катерины Вазем и Христиана Иогансона. После выпуска ее позвали в Мариинский театр, где танцевала также ее старшая сестра.

На этой сцене Матильда выступала вплоть до 1917 года.

1986 году знаменателен в биографии Матильды Кшесинской тем, что ей перешло звание примы императорских театров. Отметим, что генеральный балетмейстер был против ее кандидатуры на эту роль, но Матильда смогла добиться признания ее главной танцовщицей.

С 1898 года она занималась персонально у известного итальянского тренера Энрико Чеккетти, чтобы добавить к базе русского балета изящную работу ногами, принятую у итальянцев.

Интересный факт биографии Матильды Кшесинской: она первой в России смогла выполнить 32 фуэте без остановок.

Дошло даже до того, что Мариус Петипа адаптировал основные хореографические партии балетов под выдающиеся навыки нашей героини!

Несмотря на академические навыки, Матильда охотно принимала участие в смелых новаторских постановках.

1904 год стал переломным в биографии Матильды Феликсовной - она покинула театр, после чего сотрудничала с ним только на разовой основе. Кроме таланта и умений, танцовщица запомнилась тем, что умела выстраивать линию своего развития и всегда отстаивать свои интересы. Она была ярой противницей приглашения танцовщиц из-за границы.

В 1917 году Матильда покинула Петроград, отправившись сначала в Кисловодск, откуда перебралась в Новороссийск, а уже оттуда 19 февраля (3 марта) эмигрировала за границу. Это было связано с политическими событиями в стране - нашей героине с сыном пришлось поскитаться по стране и жить 6 недель в вагоне поезда 3 класса, скрываясь от преследований большевиков. В итоге, танцовщице удалось раздобыть французские визы в Константинополе, после чего они отправились в Кап-д’Ай, в котором у знаменитости была собственная вилла.

В 1929 году в Париже появилась балетная школа Кшесинской. Как преподаватель, она была всегда сдержанна, предпочитая не кричать на своих воспитанников.

В 1960 году в столице Франции были изданы мемуары Матильды Феликсовны, написанные ею еще во времена эмиграции. В России их издали лишь в 1992 году…

Биография Матильды Кшесинской заканчивается 5 декабря 1971 года - всего несколько месяцев не хватило знаменитой танцовщице до 100-летнего юбилея. Ее похоронили под Парижем, вместе с мужем и сыном.

Личная жизнь Матильды Кшесинской

Истории известно, что в период 1892-1894 гг. Матильда была в отношениях с Николаем Александровичем, который станет известным под именем Николая II.

Николай 2 и Матильда Кшесинская исторические факты

Познакомились они в марте 1890 года, на выпускном экзамене. Эти отношения благословил император, который и организовал первую встречу выпускников.

После экзамена молодая пара посетила ужин, на котором завязалось общение и появилась взаимная симпатия.

Интересный факт: Матильда называла Николая на свой манер - “Ники”.

Пара распалась в 1894 году, когда цесаревич объявил о помолвке с Алисой Гессенской. Эта новость разбила сердце Кшесинской, о чем она потом сама и поведала…

Все мы уже устали от шума вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда». Прежде чем готовиться к Крестовому походу против Алексея Учителя, стоит немного разобраться в исторической подоплеке. Любовный роман последнего императора и балерины – это просто детский лепет по сравнению с похождениями других правителей России. И даже несмотря на то, что Николай II был канонизирован РПЦ, он, в первую очередь, был человеком с человеческими желаниями и потребностями. Как все начиналось? Почему в патриархальной стране поселились такие нравы? Кто нарушил императорский кодекс и поплатился за это жизнью? Рассказываем в этом материале.

Правившая в России более трехсот лет династия Романовых считалась одной из самых могущественных и любвеобильных в Европе. Причем своими амурными делами славились как мужчины, так и женщины. Авторитет царской особы не должен был подвергаться сомнению – это был один из основных столпов, поддерживающих династию. Среди монарших особ действовал негласный свод правил поведения со своими фаворитами. Такие связи, как правило, усердно скрывались, побочные дети отдавались на воспитание в благородные семьи, а «испорченные» барышни замуж. Своих любимцев было принято поощрять подарками и часто менять, но ни в коем случае не вступать с ними в неравные (морганатические) браки, чтобы не замарать царское имя и благородную кровь. В основном, все правители придерживались этого кодекса.

Женщины Петра I

Петр I – не только великий реформатор, первый русский император, талантливый стратег и просто хороший плотник. Именно он совершил первую сексуальную революцию в России. Надышавшись свободным европейским воздухом в путешествиях, Петр не захотел возвращаться в темные и тесные московские терема своих богобоязненных предков. Молодой и энергичный император так возненавидел старую столицу, что решился на радикальные меры. Так вырос Петербург, а вместе с ним пришли к нам европейские нравы и порядки.

Петр реформировал не только патриархальную страну, но и собственную личную жизнь. Нелюбимую жену заточил в монастырь, непослушного царевича заморил в крепости, возвел на престол простолюдинку легкого нрава. У Великого императора было огромное количество любовниц, к которым он быстро остывал, и множество незаконных детей. Последней любовью Петра считается княжна Мария Кантемир, которая должна была родить императору ребенка. Официальная жена императора – в будущем императрица Екатерина I, опасаясь, что муж может оставить ее ради новой любовницы, подкупила доктора, чтобы тот прервал беременность Марии. По другой версии, у княжны родился мальчик, но долго не прожил. Как бы то ни было, расчетливая Екатерина и ее приближенные наверняка приложили руку к разрыву Петра и Марии.

Екатерина I, пожалуй, одна из самых уникальных женщин в русской истории. Она прошла нелегкий путь от служанки и любовницы до императрицы. Именно она стала эталоном для будущих правительниц. Екатерина добилась многого, но создал ее все-таки Петр.

Мария Кантемир

Век императриц

XVIII век – первый и последний век в русской истории, когда страной управляли женщины. Обе Екатерины, Елизавета и Анна в рутине государственных дел, находили время и на многочисленных любовников, которые, благодаря близкой дружбе с правительницами, строили блестящие карьеры в армии и при дворе.

Будучи всем обязанной милости Петра, Екатерина I, обладая натурой ветреной, не собиралась хранить ему верность. Доподлинно известна ее связь с Виллимом Монсом – камергером императорского двора. Петр, узнав о неверности своей супруги, решил жестоко проучить ее. Монса казнили, а его заспиртованную голову приказано было отнести в покои императрицы.

С женщинами Петр не церемонился. Свою племянницу Анну Иоанновну он выдал замуж почти силой для упрочения своих завоеваний во время Северной войны. Через два месяца после свадьбы муж неожиданно умер, и Анна осталась семнадцатилетней вдовой, одна в дикой для нее Курляндской земле. Долгие годы ее единственным любовником был Петр Бестужев-Рюмин, который мало того, что был старше почти на 30 лет, так еще и беспощадно изменял ей. После его отъезда в ее жизни появляется курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, которого она позже забрала с собой в Петербург в качестве неофициального супруга. И все же на фоне других императриц Анна выглядит совсем скромницей.

Елизавета – дочь Петра I и Екатерины 1 совершила в 1741 году переворот, вернув престол прямой линии своего отца. Ее жизнь была похожа на сплошной карнавал, состоящий из балов, маскарадов и молодых любовников. Прибывшая к ее двору в качестве невесты будущего наследника София Августа Фредерика – будущая императрица Екатерина II многому научилась у дочери Петра и во многом обогнала свою предшественницу.

Екатерина II – единственная из четырех императриц имела политический талант и огромную работоспособность. Однако государственные дела не мешали Великой императрице приятно проводить время. В ее покоях успели побывать более двадцати официальных фаворитов. У Екатерины было несколько внебрачных детей, которые сразу же после рождения передавались на воспитания в дворянские семьи.

Тайна происхождения единственного законного сына Екатерины императора Павла I до сих пор вызывает споры. По некоторым данным, его настоящим отцом являлся не император Петр III − законный, но нелюбимый супруг Екатерины, а ее первый фаворит Сергей Салтыков. Если это действительно так, то династия Романовых пресеклась еще в середине XVIII века.

Как получилось, что в патриархальной стране женщины вели столь раскованный образ жизни? Как ни парадоксально, но прекрасный пол был обязан своими правами мужчине! Петр I раскрепостил русскую женщину. Он позволил ей посещать мужские собрания, ослабил церковные тиски, приучил к парижским туалетам и всячески поощрял женское образование. Дамы воспользовались своей свободой в полной мере. Четыре императрицы не только были примером для других, но и выступали неким гарантом женских прав.

XIX век снова отодвинул прекрасный пол на второй план. Своим указом о престолонаследии Павел I исключил все возможности передачи власти женщине.


Екатерина II

Несчастливый брак Александра I

Начало XIX века ознаменовалось последним в истории России дворцовым переворотом. В марте 1801 года заговорщики расправились с Павлом I и возвели на престол его старшего сына Александра, эпоха правления которого считается одной из самых противоречивых в истории России. Немало вопросов вызывает и личная жизнь монарха.

Отношения императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (Луизы Марии Августы Баденской) всегда были далеки от идеала. Они поженились в 1793 году еще при жизни бабки Александра Екатерины Великой. Короткий период любви быстро закончился, когда молодые люди поняли, что их характеры и взгляды несовместимы. Александр быстро потерял интерес к некогда любимой жене. Елизавета, пораженная пышностью русского двора, тяжело привыкала к новой жизни. Муж был ее единственной опорой. Когда же он начал отдаляться, она осталась в полном одиночестве. Вскоре Александр Павлович, уже не стесняясь, начал заводить интрижки на стороне.

Будучи по своей природе натурой романтической, Елизавета вскоре сошлась с другом Александра Адамом Чарторыйским. И, каким-то чудом, спустя пять лет, в бездетной семье наследника родилась дочь Мария. При дворе сразу поняли, что к чему. Чарторыйского незамедлительно выслали из Петербурга.

Елизавета замкнулась и сосредоточилась на ребенке, который, по злой воле судьбы, прожил всего год. В это время ни для кого в Петербурге не было тайной, что Александр состоял в связи с Марией Нарышкиной. Эти отношения завершились в 1813 году, когда император окончательно устал от бесконечных измен своей любовницы. До сих пор неизвестно, были ли у них общие дети. Некоторые историки утверждают, что дочь Нарышкиной Софья была ребенком царя. Александр I очень любил девочку, и когда она скончалась в шестнадцатилетнем возрасте, долго не мог прийти в себя.

Отношения супругов напоминали плохую декорацию, и Елизавету не очень-то и жалели. Придворные презирали ее за то, что она не пыталась вернуть расположение мужа, а вдовствующая императрица плела против нее интриги. Вскоре в жизни Елизаветы появилась новая любовь: ее избранником стал штаб-ротмистр Алексей Охотников. Трепетные и страстные отношения любовников длились несколько лет и оборвались трагически. В 1806 году Охотников умер от туберкулеза. В этом же году Елизавета родила девочку, и этот ребенок тоже прожил недолго.

После всех любовных неудач и трагических жизненных перипетий Александр и Елизавета вновь сблизились, и последние годы жизни окружили друг друга вниманием и дружеской поддержкой. Александр умер 19 ноября 1825 года. Елизавета скончалась меньше чем через год после его смерти.


Елизавета Алексеевна

Роковая страсть Александра II

Александр II – единственный император, который нарушил правила негласного кодекса и не посчитался с интересами династии. Он вывел из тени свою любовницу и этим навлек на себя гнев семьи и родовитого дворянства, что, по мнению некоторых историков, и привело к его трагической гибели.

Члены императорской семьи с ранних лет отмечали необычайную влюбчивость будущего императора. Бесконечными увлечениями сына Николай I был крайне недоволен и неоднократно делал ему выговоры. Когда наступило время выбирать невесту, Александр со свитой отправился в Европу. В небольшом немецком городе Дармштадт он встретил свою будущую жену – впоследствии императрицу Марию Александровну. Желание наследника жениться на дармштадской принцессе родители приняли без энтузиазма – в высших кругах ходили слухи о неблагородном происхождении девушки.

Волнения коронованных родителей на этом не закончились. В Англии у цесаревича начался роман с юной королевой Викторией. Сложившаяся ситуация была с тревогой воспринята как в Лондоне, так и в Петербурге. Влюбленным пришлось расстаться под нажимом государственных интересов. Перепуганному Николаю пришлось согласиться на брак сына с принцессой из Дармштадта.

Будучи женатым человеком, Александр Николаевич также часто увлекался. В отличие от своей предшественницы Мария Александровна не могла спокойно смотреть на постоянные измены мужа, но упрекнуть его она не могла – так было не принято. Однако тогда никто не мог предположить, что одна из мимолетных интрижек императора перерастет в глубокое чувство.

История любви Александра II и Екатерины Михайловны Долгорукой представляет собой хорошую основу для написания любовного романа. Поначалу неприступная девушка отказывала настойчивому ухажеру, который к тому же был старше ее на 29 лет, но император добился своего. В 1866 году Екатерина обрела статус единственной любовницы Александра II, и последующие четырнадцать лет император вел двойную жизнь. Имея законную супругу, в письмах он называл Долгорукую своей «маленькой женушкой», она сопровождала его во всех путешествиях. Вскоре стали появляться дети. Император поселил любовницу с детьми в Зимнем дворце рядом со своей семьей. Придворные сочувствовали несчастной императрице и все более враждебно относились к легкомысленному Александру. Официальный брак императора стал чистой формальностью.

22 мая 1880 года императрица скончалась. Выждав год траура, Александр принял решение вступить в законный брак с любовницей. Это был настоящий удар по семье и династии. Но не прошло и года, как император пал жертвой террористов. Некоторые историки убеждены, что покушение имело успешный итог благодаря умышленному недосмотру со стороны полиции. Звучит довольно правдоподобно, учитывая то, что авторитет Александра II после женитьбы на Долгорукой упал окончательно.

Екатерина Михайловна пережила его на 41 год, увидела падение династии и крах Российской империи. Всю оставшуюся жизнь она бережно хранила вещи императора в миниатюрном домашнем музее, писала воспоминания и жила исключительно прошлым. Сложно упрекнуть ее в неискренности и властолюбии, которые когда-то приписывало ей общество.


Екатерина Долгорукова

Александр III – император поневоле

Александр III был вторым по старшинству сыном Александра II и к трону его не готовили. И задатков у него для такой роли не было: он был неуклюж, ленив, равнодушен к наукам и в отличие от других Романовых плохо держался в седле. Наследником был старший – Николай или Никс, как его называли дома. Александр очень любил старшего брата и всегда смотрел на него восторженными глазами. Николай был красив, талантлив и всесторонне развит. У него уже была невеста – датская принцесса Дагмар. Саша наверняка втайне мечтал о жизни брата. И кто бы мог подумать, что он ее получит.

В юности Александр пережил трагическую историю любви. Он безумно влюбился в фрейлину своей матери – Марию Мещерскую. Влюбленные писали друг другу письма, тайно встречались в парке. Александр не раз умолял отца позволить ему жениться на Мещерской, но император был непреклонен. У него были свои планы насчет женитьбы сына, пусть даже он и не был наследником.

В возрасте 21 года всеми любимый Никс скончался после тяжелой болезни. Наследником, вопреки опасениям членов императорской фамилии, был назначен Александр Александрович. В него не верили даже родственники, но закон престолонаследия нарушить не осмелились. Горе сблизило его с принцессой Дагмар, хотя он и продолжал думать о Мещерской. Император дал понять сыну, что выбора у него нет. Вскоре было объявлено о помолвке наследника и датской принцессы. Это брак стал счастливым для обоих.

Жизнь Мещерской оборвалась в расцвете лет. Она вышла замуж за миллионера Павла Демидова, который обожал ее и купал в роскоши. В возрасте 24 лет Мария умерла при родах. За несколько дней до смерти она призналась своей подруге, что никого и никогда не любила, кроме Саши.


Мария Мещерская

Николай и Матильда

Николай II пошел в отца. Он был примерным семьянином, любящим мужем и прекрасным отцом. К сожалению, он не состоялся только как правитель.

Его отношения с Матильдой Кшесинской были инициированы Александром III, который переживал, что скромный и стеснительный Ники все никак не может научиться правильно обращаться с женщинами. Балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская была выбрана для наследника не случайно. Мариинский театр в XIX веке называли борделем при дворце. Многие великие князья и даже сами императоры имели романы с танцовщицами театра.

Судя по оставленным воспоминаниям, ухаживания Николая за Матильдой были вымученными и нерешительными. Он никогда не питал к ней особенно глубоких чувств, их отношения больше походили на дружбу. Всем при дворе, включая родителей наследника, было известно, что Николай был влюблен в принцессу Алису Гессенскую и мечтал жениться на ней. Император был против этого союза, несмотря на постоянные просьбы сына.

В 1894 году состояние здоровья Александра III ухудшилось. Предчувствуя скорую смерть, император позволил Николаю взять в жены Алису, нареченную в православии Александрой Федоровной. Влюбленные не могли поверить своему счастью.

Николай на многое пошел ради жены и детей. Ради больного сына он терпел присутствие Распутина, деятельность которого прямо повлияла на падение авторитета императорской четы в народе. Ради безопасности семьи он подписал отречение от престола. Даже в сибирской ссылке он до последнего надеялся, что сможет защитить их.

Матильда Кшесинская не горевала после женитьбы Николая. Ее любовниками были великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. В 1921 году во Франции она вышла замуж за последнего. Матильда умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, оставив после себя книгу воспоминаний. Судя по всему, скоро ее мемуары станут бестселлером.


Александра Федоровна

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.


Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.



Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.





В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».





После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.





Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».







Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.





Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.





В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.





Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: