Использование природных богатств антарктиды в будущем проект. Полезные ископаемые антарктиды

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра физической географии и ландшафтной экологии Природные ресурсы Антарктиды АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студента 4 курса 421 группы направления География географического факультета Рассоха Алексея Николаевича Научный руководитель доцент Зав. кафедрой профессор, д.г.н. Т.Д. Крысанова В.З. Макаров Саратов 2016

2 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время изучение Антарктиды является актуальной темой, так как материк и его прибрежные территории являются резервом полезных ископаемых всей планеты. Здесь находятся уникальные площадки для научных исследований, как истории изменения климата на Земле, так и современных проблем глобального потепления и загрязнения антарктических ландшафтов. Целью выпускной бакалаврской работы является анализ природных ресурсов Антарктиды. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - проанализировать литературные, картографические и электронные источники; - дать общую характеристику Антарктиды; - проанализировать минеральные, водные и биологические ресурсы; - выявить особенности использования природных ресурсов в рекреационных целях; - проанализировать экологические проблемы Антарктиды. Основными методами исследования являлись: метод теоретического анализа и картографический метод. Исследован 31 источник. Из них 9 литературных, 21 электронный, 1 картографический. Работа состоит из 3 разделов. Первый раздел называется общая характеристика Антарктиды. Второй, природные ресурсы Антарктиды. Третий, экологические проблемы Антарктиды. Основное содержание работы 195 лет назад завершилась первая русская антарктическая экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, доказавшая существование шестого материка. Работа посвящена этому событию. 2

3 Общая характеристика Антарктиды. Антарктида имеет особый международно-правовой статус, который был определѐн международным Договором об Антарктике в 1959 году. Он определил использование Антарктиды в интересах всего человечества исключительно в мирных целях. Материк не может являться предметом международных разногласий.некоторые страны всѐ же имеют территориальные претензии на него. Но Договором об Антарктике они заморожены. Отличительной чертой материка является то, что на нѐм нет постоянного населения. Есть только небольшие поселения - научные станции, предназначенные для проведения наблюдений за погодой, состоянием окружающей среды и научных исследований по метеорологии, гляциологии, геофизике, биологии, геологии. Согласно договору любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60 о южной широты (сайт РАЭ [электронный ресурс]). Общее количество человек, находящихся в Антарктиде, составляет летом человек, зимой человек. Ещѐ примерно 1000 человек, включая экипажи судов и ученых, присутствуют в водах Антарктики (статистика стран мира [электронный ресурс]). Российская Федерация имеет в Антарктиде 5 действующих научных станций (рисунок 1). К ним относятся: Беллинсгаузен, Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс. Кроме действующих станций есть законсервированные: Ленинградская, Дружная, Союз, Русская, Молодѐжная, Полюс Недоступности, Советская. 3

4 Рисунок 1 Карта Российских Антарктических станций (сайт РАЭ [электронный ресурс]) Природные ресурсы Антарктиды. Антарктида богата разнообразными природными ресурсами, среди которых наибольшее значение имеют: минеральные, водные и биологические. Растѐт интерес к рекреационным ресурсам. В Антарктиде известны практически все виды полезных ископаемых. Проявления и признаки полезных ископаемых обнаружены более чем в 170 пунктах Антарктиды (рисунок 2). Докембрийские щиты наиболее богаты месторождениями металлов - железа, титана, хрома, марганца, никеля, меди, 4

5 золота, платины и других. А также месторождений слюды, драгоценных камней и самоцветов . Но согласно договору их добыча запрещена до 2048 года. Рисунок 2 Карта полезных ископаемых Антарктиды (горная энциклопедия [электронный ресурс]) Среди водных ресурсов большое значение имеют антарктические льды, в них сконцентрировано около 80% всей пресной воды Земли. Они представляют особый интерес с точки зрения перспектив использования их в качестве резерва пресной воды. Под ледяным щитом Антарктиды расположено более 140 подлѐдных озѐр, самым крупным из которых является озеро Восток. В работе 5

6 отмечается, что озеро находится в зоне пристального внимания учѐных всего мира, поскольку проводимые исследования смогут дать ответы на вопросы относительно естественных изменений климата, которые происходили, и будут происходить на планете (Зотиков, 2011). Биологические ресурсы материка очень бедны. В работе даѐтся краткая характеристика растительного и животного мира прибрежных островов и льдов, прибрежных оазисов, нунатаков и ледникового щита. Биологические ресурсы имеют большое значение для научных исследований. Один из видов цветущих растений луговик антарктический используют для выведения новых морозоустойчивых сортов пшеницы или ржи. В рекреационных целях в Антарктиде используются следующие природные ресурсы: геоморфологические, водные, биологические и ландшафтные (природно-континентальные и природно-аквальные). К числу наиболее используемых геоморфологических рекреационных ресурсов относятся: массив Винсон, пик Ульветанна, вулканы Эребус и Сидлей. Рельеф Антарктиды также благоприятен для осуществления спортивной рекреации. На ледяном плато проводятся легкоатлетические марафоны и велотуры. Водные ресурсы используются в таких видах рекреации как яхтинг, каякинг, подлѐдный дайвинг, купания в озѐрах. Ежегодно в водах Южного океана проводится гонка на яхтах вокруг материка. Также с водными ресурсами связано образование такого уникального рекреационного объекта как «кровавый водопад». Биологические ресурсы используются в познавательной рекреации. Антарктические оазисы используются в спортивной и познавательной рекреации. Несмотря на суровость климатических условий, интерес к Антарктиде постоянно растѐт, что подтверждается диаграммой (рисунок 3). 6

7 Рисунок 3 Динамика посещений туристами Антарктиды (IAATO [электронный ресурс]) В период с 2009 по 2012 год наблюдалась отрицательная динамика в связи глобальным экономическим кризисом. По данным IAATO число туристов на сезон гг. составило человек (IAATO [электронный ресурс]). Наибольшую популярность материк вызывает у американских туристов (таблица 1). Доля туристов из России составляет около 1%. Таблица 1 Количество туристов разных стран, прибывающих в Антарктиду (составлено автором по данным IAATO) Страна Количество туристов США Австралия 3833 Китай 3558 Великобритания 2313 Канада 1569 Германия 1479 Франция 911 7

8 Япония 715 Нидерланды 624 Другие 4426 Большая часть мест посещений расположена на Антарктическом полуострове. Всего же туристами посещается около двухсот мест, из которых менее 10% посещают более туристов. Экологические проблемы Антарктиды. Основной экологической проблемой Антарктиды является увеличение антропогенной нагрузки на материк, в связи с расширением человеческой деятельности на станциях и с увеличением потока туристов. Влияние туристической деятельности представлено в таблице 2. Таблица 2 Потенциальное воздействие туризма на природу Антарктиды (Коростелѐв, 2013) Деятельность Круизные путешествия Яхтинг Поведение суше на Потенциальные воздействия Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Деградация окружающей среды от совокупного воздействия сточных вод и случайных загрязнителей (мусора, нефти, вредных жидкостей и пр.) Распространение неантарктических видов флоры и фауны Потенциальные морские аварии (например, столкновение судов) Вещи, случайно оказывающиеся за бортом Столкновения птиц с элементами морских судов (особенно ночью) Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Фактор беспокойства для представителей фауны Нарушение репродуктивной активности животных Привыкание животных Случайно оставленные вещи (полиэтиленовые пакеты, камеры, бумага и пр.) 8

9 Воздействие на ландшафт (повреждѐнная растительность, нарушение снежного покрова и пр.) Воздействие на бентос при постановке на якорь Для решения экологических проблем большую роль играет создание охраняемых районов Антарктиды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение Антарктиды имеет большое значение для мировой науки. Проводятся исследования метеоритов в Антарктиде. Ведѐтся постоянный мониторинг состояния окружающей среды Антарктики. В России вручаются государственные гранты на проекты по изучению современной динамики Антарктического ледникового щита. Формируется новая федеральная целевая программа по исследованиям в Антарктиде. В Антарктиде существуют перспективы освоения потенциальных минеральных ресурсов, но по Конвенции регулирования освоения минеральных ресурсов (1998), их добыча запрещена до 2048 года. В настоящее время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы Антарктиды. Представленные материалы в бакалаврской работе, характеристика природных ресурсов Антарктиды, картографический и разнообразный графический материал могут использоваться туроператорами при разработке туристических маршрутов в Антарктиду. 9


Антарктида Антаркти да континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана. Площадь континента составляет

МБОУ Верхне-Любовшенская ООШ имени В.Г.Куликова учитель географии Чекулаева О.А. Тема урока: «Природа Антарктиды» Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!,. -, ;,., ;, - ; -,.?? -?? -,???, -? -?, -.,.,. -,. 4 С ОДЕРЖАНИЕ 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17. 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33? 34-35. 36-37 38-39 40-41 - 42-43

Название команды Название доклада Тема доклада «Восток» Шестой континент Ж i Мы встревожены тем, что Антарктида может повторить судьбу остальных пяти континентов и потерять свой первозданный облик, будучи

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель

Недавно я прочёл книгу Елены Ленковской «Повелители времени. Две кругосветки». Её главные герои - современные подростки попадают в прошлое, в 1819-1820г.,и становятся участниками антарктической экспедиции

ГЕККОН_Доклад 1 2 Название команды Название доклада Тема доклада Морошка Мы в раздумье! Ж На уроках в 7 классе наш учитель географии интересно рассказывал об Антарктиде. Мы решали вопрос о том, что будет

Приложение к Образовательной программе на 2016-2017 учебный год (7-11 классы), утвержденной приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» г. Калуги 145/01-08 от 26.08.2016 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

Тема: Антарктида: географическое положение, открытия и исследования, природа. Цели урока: 1) образовательная сформировать представление об особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей открытия,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 23 июня 2015 года 336 Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения В соответствии со статьей

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта. За основу взята программа А.И.Алексеева, В.В.Николиной

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области Урок географии в 7 классе тема: Антарктида. Географическое

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Туристские регионы мира» 1. Опишите физико-географические и экологические предпосылки, населенческий и историко-культурный факторы развития 2. Дайте оценку природно-рекреационного

Модули по предмету «География», функционирующие под Linux 1. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. П2 2. Антарктида - ледяной континент. Тематическая контрольная работа. К2

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Приложение к рабочей программе УТВЕРЖДАЮ Директор И.А. Пудов Приказ от т Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе урока Тема урока 1 Что изучает физическая география Сроки проведения

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

Уро ка Дата Календарнотематическое планирование по географии для 7 классов на 2015 2016 учебн год Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс. Изд. «Дрофа»,

Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.перми Рабочая программа по географии для обучающихся 7 классов

Региональная комплексная контрольная работа ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Ещѐ в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

1. Географическая характеристика Африки Климат - климатические зоны, морской климат или континентальный, осадки, температура. Водные ресурсы и их характеристика. Типы ландшафта - растительные зоны, их

ФОРМА_2 Название команды Название доклада Тема доклада Эковзгляд Антарктида последний резерв человечества?! Ж 1 28 января отметили очередную годовщину открытия Антарктиды, почти 200 лет назад российские

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения географии в основной школе учащиеся должны знать/понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов

География билеты/билеты 10, 10-11 Билет 1. 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира. 2. ЭГХ Зарубежной Европы Билет 2. 1. Основные формы государственно- территориального

Разработка теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализация их в условиях ледников Антарктиды с целью определения закономерностей изменения палеоклимата и биосферы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Карты география 6-7 классы 1 Великие географические открытия 1 Экологические проблемы Мира 2 Народы России 2 Народы Мира 3 Антарктида (физическая карта) 3 Арктика (физическая карта) 4 Природные зоны. Растения

Разработка урока географии в 7 классе. География материков и океанов. Тема: «Природа Антарктиды». Цели урока: 1. Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка Рассмотрена на заседании кафедры социальных дисциплин Протокол от Утверждена приказом МАОУ гимназии 69 г.

АРКТИКА И АНТАРКТИКА ТЕРРИТОРИЯ ОТКРЫТИЙ Художественнопросветительский проект Твой полярный круг Идея С помощью современных художественных приемов, основанных в первую очередь на технологии мультимедиа,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

Планируемые результаты Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов; давать характеристику

Паспорт учебного проекта по географии Учебный проект «Загадочная Антарктида» Автор: Язовских Наталья Илларионовна, учитель географии МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» Частоозерского района

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего о том, что богата она золотом и алмазами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС НА 2016/2017учебный год сроки урок а план 1 Сент- 5.09 факт Раздел. Тема урока Введение. (1 час) Что изучает экономическая и социальная география

РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА Абдулрахман Ю.О. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Экологический туризм имеет широкие перспективы развития, и в современном

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

1 Пояснительная записка Рабочая программа по Географии материков и океанов 8а, 9в, 9б классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по Географии материков и океанов, соответствующей

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

Название курса: «Человек и океан» Название на английском языке: Ocean and Mankind Трудоемкость (объем в аудиторных часах) 24 ч (12 лекций). Форма отчетности зачет. Аннотация Курс посвящен изложению широкого

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет Демографические риски XXI века (к Международному дню народонаселения) Материалы III Межвузовской

Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015

Тематическое планирование по географии для 8 класса учитель Миронова С.А. урока Тема урока Количество часов Что изучает физическая география России (час) Что изучает физическая география России Наша Родина

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

Страница: 1 ТЕСТ 25 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе программы География. 6- классы. / Сост. Сиротин В.И. - М., Просвещение, 2006. Данная программа составлена для обучающихся 7а

30.08.2016г. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБУ «ВНИИ ЭКОЛОГИИ» Разделы Наименование УДК 1 Научная литература 1700-1914гг. 1.1 Произведения классиков марксизма-ленинизма 1.2 Произведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 73» Рассмотрено на заседании МС Протокол 1 от 28 августа 2017г. Принято на заседании Педагогического совета Протокол

Материально-техническое обеспечение кабинета географии (20) Оборудование кабинета: А) п/п Наименование оборудования Количество (штук) 1. Ученические парты 13 2. Ученические стулья 26 3. Стол учителя 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза» Разработка урока по географии 7 класс (метод проектов) Тема: Природа Антарктиды Выполнила учитель географии: Пискунова Нина Ивановна

г. Перевоз

2015 г.

Тема урока: Природа Антарктиды. Тип урока: урок изучения нового материала, использование метода проектов. Цели урока: Образовательно-развивающие: - выявить особенности природы Антарктиды, усвоить взаимосвязь между компонентами природы, устанавливать связь между географическим положением, природными условиями и уникальностью материка Антарктида. Дидактические : - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии метода проектов самостоятельного обучения. Воспитательные: – формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: «причина-следствие», «целое-часть», «общее – особенное - единичное».

Задачи: Образовательные: - способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде. Развивающие: - продолжить обучение методами географических исследований: системный подход – выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды. Воспитательные: - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование урока: учебник «География. Наш дом – Земля», атласы, настенные карты «Физическая карта мира», «Антарктида», энциклопедические словари, выставка творческих работ учащихся «Антарктида», презентации, визитные карточки материка, компьютер, интерактивная доска, Интернет.

Ход урока

1 этап - Погружение в проект – физкультминутка, настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем целей и задач урока, составление проектов и его конечного результата, создание рабочих групп. 2 этап - Организация деятельности. Учитель. На прошлом уроке мы изучали географическое положение, открытие иисследование материка Антарктида.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - учёные, побывавшие на ледяном континенте «Антарктида», геолог и полярный исследователь, и прежде чем приступить к составлению проектов они зададут вам интересующие их вопросы, а затем примут участие в оценивании ваших проектов.

Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка: Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты? (Антарктика). 1. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2).

    Назвать крайнюю точку материка и её координаты? (мыс Сифре 63°ю. ш. и 58° з. д.)

    Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).

    Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).

Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:

    Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).

    Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).

    Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).

    Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).

    Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).

    Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду)

Учитель. Ребята! На прошлом уроке творческие группы получили домашнее задание составить характеристику поэтапного исследования Антарктиды. Используя ваши данные, занесем сведения в таблицу. В дальнейшем информацию используем при создании проектов (слайд)

1 ученик: начальный этап исследования Антарктиды. Открытие островов вокруг Антарктиды и поиски материка. (16 в. – начало 19 в.)

Задолго до открытия материка строились различные предположения о существовании гипотетической Южной земли, на поиски которой отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды. Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве. В 1772 французский мореплаватель И. Ж. Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.
В 1768-71 Дж. Кук возглавил экспедицию, которая направлялась на поиски южного материка. Обследовав, Новую Зеландию, экспедиция открыла пролив между ее Северным и Южным островами (впоследствии названный именем Кука) и установила, что Новая Зеландия представляет собой не выступ южного материка, как считали ранее, а архипелаг из двух островов. В 1772-75 Кук во второй экспедиции, посвященной поискам южного материка, первым из мореплавателей пересек Южный полярный круг, однако материка он не обнаружил и заявил, что его вообще найти невозможно из-за льдов, делающих землю недоступной. В течение этого плавания на юге Атлантического океана он подходил к острову св. Георгия, открыл Южные Сандвичевы острова, ошибочно полагая, что это выступ материковой суши и поэтому назвав их Землей Сандвича (по имени первого лорда Адмиралтейства). Группу островов у северо-западного побережья Антарктического полуострова (Южные Шетлендские острова) открыл в 1819 англичанин У. Смит.

2-й ученик: второй этап исследования Антарктиды. Открытие Антарктиды и первые научные исследования (19 в.)

Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» - М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I и уточнив координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах.
В 1820-21 американские и английские промысловые суда приближались к Антарктическому полуострову. В 1831-33 вокруг Антарктиды совершил плавание английский мореплаватель Дж. Биско на судах «Туле» и «Лайвли». Французский океанограф Ж. Дюмон-Дюрвиль в 1837-40 руководил экспедицией в южные полярные широты, во время которой были обнаружены Земля Адели, остров Жуанвиль и Земля Луи Филиппа. В 1838-42 Ч. Уилкс возглавлял комплексную экспедицию в южную часть Тихого океана, во время которой была открыта часть побережья Восточной Антарктиды - Земля Уилкса. Дж. Росс, отправившийся в Антарктиду в 1840-43 на судах «Эребус» и «Террор», открыл море и огромный ледяной барьер высотой ок. 50 м, тянущийся с запада на восток на расстояние 600 км, названные позднее его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
Плавания к Антарктиде после длительного перерыва возобновились в конце 19 столетия в связи с растущими потребностями китобойного промысла. У берегов ледового материка побывали экспедиции: шотландская, открывшая землю Оскара II (на судне «Балена», 1893), норвежская, обнаружившая берег Ларсена (суда «Язон» и «Антарктика», 1893-94), и бельгийская (под руководством А. Жерлаша), зимовавшая в 1897-99 в Антарктике на дрейфующем судне «Бельжика». В 1898-99 К. Борхгревинк провел первую зимовку на материке на мысе Адер, во время которой он вел систематические наблюдения за погодой, затем обследовал море Росса, поднялся на одноименный барьер и на санях продвинулся до рекордной широты - 78° 50.

3-й ученик: третий этап исследования Антарктиды. Изучение побережья и внутренних областей Антарктиды (первая половина 20 века)

Первое в нашем столетии путешествие в Антарктиду совершил Р. Скотт, который в 1901-04 на судне «Дисковери» подошел к берегам континента, исследовал побережье моря Росса, открыл п-ов Эдуарда VII, ледник Росса, по западному краю которого дошел до 82° 17ю. ш. Во время этой, одной из самых результативных для своего времени, экспедиции, собран обширный материал по геологии Антарктиды, ее флоре, фауне и полезным ископаемым. В 1902 Э. Дригальский открыл и обследовал территорию, названную Землей Вильгельма II. На основе собранного материала он разработал теорию двигающихся льдов. Шотландский мореплаватель и врач У. Брюс в 1892-93 и 1902-04 вел океанологические исследования в море Уэделла, открыл Землю Котса. Он разработал проект трансантарктического перехода, который был выполнен спустя полвека. Французская экспедиция под командованием Ж. Шарко в 1903-05, проводившая исследования у западного побережья Антарктического полуострова, отрыла Землю Лубе.
Английский путешественник Э. Шеклтон в 1907-09 возглавил экспедицию на санях к Южному полюсу, по пути открывшую один из крупнейших ледников на планете - ледник Бирдмора. Из-за недостатка провианта и гибели ездовых животных (собак и пони) Шеклтон повернул обратно, не дойдя до полюса 178 км. Первым достиг Южного полюса норвежский полярный путешественник и исследователь Р. Амундсен, который в январе 1911 высадился на ледяной барьер Росса и 14 декабря 1911 с четырьмя спутниками достиг Южного полюса, открыв по пути горы Королевы Мод. На месяц позже (18 января 1912) полюса достигла группа, возглавляемая Р. Скоттом. На обратном пути в 18 км от базового лагеря Скотт и его спутники погибли. Их тела, а также записи и дневники были найдены спустя восемь месяцев.
Две антарктические экспедиции: в 1911-14 и 1929-31 осуществил австралийский геолог и путешественник Д. Моусон, обследовавший часть побережья материка и нанесший на карту свыше 200 географических объектов (в т. ч. Землю Королевы Мэри, Землю Принцессы Елизаветы и Землю Мак-Робертсона).
Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 американский полярный исследователь, адмирал и летчик Р. Бэрд. В ноябре 1929 он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-47 под его руководством было осуществлено четыре крупных экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля. Бэрд пролетел над континентом около 180 тыс. км. Первый трансантарктический перелет совершил в 1935 американский горный инженер и летчик Л. Элсуорт, открывший ряд географических объектов на материке, в том числе горы, названные им в честь своего отца.
В 1933-37 Л. Кристенсен, следуя вдоль побережья на судне «Торсхавн», открыл Берег Принца Гаральда, Берег Леопольда и Астрид. Д. Римилла в 1934-37 впервые пересек Антарктический полуостров. В 40-50-е гг. в Антарктиде начинают создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов.

4-й ученик: чётвертый этап исследования Антарктиды. Международные систематические исследования Антарктиды (вторая половина 20 в.)

В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские - обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток, американские - Амудсен-Скотт на Южном полюсе, Бэрд, Халетт, Уилкс и Мак-Мердо).
С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента. Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу (1957), Полюсу относительной недоступности (1958), Южному полюсу (1959). Американские исследователи прошли на вездеходах от станции Литл Америка к станции Бэрд и далее к станции Сентинел (1957), в 1958 - 59 от станции Элсуорт через массив Дюфека к станции Бэрд; английские и новозеландские ученые на тягачах в 1957-58 пересекли Антарктиду через Южный полюс от моря Уэделла к морю Росса. Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые. В 1959 заключен международный договор об Антарктиде, способствовавший развитию сотрудничества в исследовании ледового континента.

Физкультминутка: Учитель: Ребята, давайте на минутку мысленно представим белую, безжизненную пустыню Антарктиды. Для этого закройте глаза, наклоните голову на правое плечо, затем на левое плечо. А теперь встаньте, посмотрите в окно, вы видите также заснеженный пейзаж, но он в Перевозе не сравнимо богаче Антарктиды. А по сравнению с природой других Южных материков, яркие краски которой представлены у нас на стенде, Антарктида имеет самый бедный органический мир. 3. Осуществление деятельности. Выполнение информационного проекта

Учитель: Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные, так или иначе, с процессами, развивающимися на всей планете. Загадочность, таинственность, неизведанность, красота материка всегда притягивает учёных, путешественников, исследователей всего мира.

Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктиды развивается в суровых, экстремальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима! Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктиды: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц, конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктиды, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктиды.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит исследовать особенности природы Антарктиды. Класс делится на 5 групп проектировщиков, каждый участник вносит свой вклад в изучение, исследование и охрану природы материка. Выполняются информационные проекты по 5 темам: - геология и рельеф материка; - исследование ледникового покрова Антарктиды; - зообиологические особенности Антарктиды; - погода и климат на континенте; - практическое использование Антарктиды в различных областях человеческой деятельности.

Цели и задачи проекта: 1.Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций, обобщение и систематизация знаний о природе Антарктиды. 2. Показать возможности использования компьютера и интерактивной доски как инструмента практической и учебной деятельности человека. 3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации. 5.Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли. 6.Уметь слушать и уважать мнение товарища. 7. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Этапы осуществления информационного проекта

Этапы работы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Погружение в проект

Подготовка

1.Выбор тем информационных проектов

Каждая группа обсуждает тему проекта с учителем и получает при необходимости нужную информацию, устанавливает цели (вопросы)

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей (вопросов)

Организация деятельности

Планирование

1. Определение источников информации 2. Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение способа представления результатов. 4. Разделение обязанностей между членами команды.

Выбирают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Осуществление деятельности (отвечают на вопросы)

Исследование

1.Поиск и сбор информации, решение промежуточных задач. 2. Анализ информации, формулирование выводов

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Презентация результатов. Защита проектов.

Представление или отчёт.

1. Обобщение 2. Оформление отчёта

Докладывают о результатах своей работы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Учитель организует экспертизу, привлекая геолога и полярника, оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников, качество отчёта.

Рефлексия

Оценки результатов процесса в целом.

1. Высказывание своей точки зрения 2. Подведение итогов

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Проводится групповая рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

4. Презентация результатов. Защита проектов.

Учитель: Проекты составлены. Каждая группа представляет свою исследовательскую работу - проект. Эксперты – геолог и полярный исследователь оценят работу. Каждый участник пресс- конференции выслушивает представленные проекты, оценивает и высказывает свою точку зрения.

Группа №1. Проект «Геология и рельеф материка»

Вопросы

Примечания

1. Результаты геологических исследований Антарктиды.

2. В чём особенности подлёдного рельефа материка?

3. Какие перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?

Проектировщики:

1-й: Наш проект основан на результатах исследований Антарктиды. Учёные, изучая окаменелости в осадочных породах, Антарктического полуострова нашли доказательства того, что растительная жизнь процветала здесь во влажном умеренном климате. Подтверждение этому находки окаменелых остатков широколиственных лесов и обитателей тёплых морей. В 1981 году палеонтологи раскопали окаменевшую часть челюсти сумчатого животного, которое жило около 40 млн. лет назад. Найденное сумчатое животное, подтвердило теорию о миграции сумчатых, из мест своего первоначального обитания Америки и Антарктиды, в Австралию.

Недавно геологами найдены окаменевшие останки скелетов динозавров, живших 75 – 80 млн. лет назад. Всё это свидетельствует, о том, что материки были близки друг к другу, и на Антарктиде было тепло. Ещё 40 – 50 лет назад нельзя было ответить на вопрос, что находиться под мощным ледниковым покровом, теперь учёные установили, что в основе большой части материка лежит Антарктическая платформа.

Предлагаем дальнейшее исследование материка Антарктида, в содружестве со всеми заинтересованными странами мира.

2-й: Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков.

Около 1/3 рельефа материка лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Западная Антарктида характеризуется большой расчленённостью. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится и самый высокий горный массив(5140 м). В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000 – 4000 м. Они сложены древнейшими отложениями. У окраины материка, на одном из прибрежных островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Предлагаем проложить экскурсионные тропы на лыжах в летнее время года.

3-й: В недрах Антарктиды обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, цветные металлы, алмазы, найдены следы нефти, природного газа. Установлены признаки месторождений слюды, графита, горного хрусталя, а также многих цветных металлов. Но международный статус материка и суровые погодные условия не дают возможности добывать полезные ископаемые. В 1985 г. в Антарктиде установлено 17 зон усиленной охраны и 21 зона повышенного научного интереса, куда можно попасть только по особому разрешению. Таким образом, можно обеспечить международную безопасную добычу полезных ископаемых в научных целях.

Вопрос учителя : Какую оценку данному проекту даст геолог?

Ответ геолога: оценка проекту положительная, потому что этот проект буровых установок уже активно используется при разработке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.

Атлас,
презентация

Иллюстрации, рисунки,

энциклопедический словарь

Карта «Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды»

Группа № 2. Проект «Исследование ледового покрова Антарктиды».

Вопросы

Примечания

1. Что такое гляциология?

2. В чём особенность льда Антарктиды?

3. Какие виды исследований проводятся на материке?

4. Образование айсбергов.

Проектировщики:

1-й: Гляциология - это наука о льдах во всех формах их образования.

2-й: Если растопить весь лёд Антарктиды, который составляет 85% всех ледников Земли, то уровень Мирового океана повысится на 60 метров, так как средняя толщина ледникового панциря составляет 1780 метров, а наибольшая 4300 метров. Средняя скорость движения льда от внутренних районов к побережью около 200 метров в год. При такой скорости уже через 5000 лет Антарктида увеличила бы свою площадь в 2 раза, а через 20 тыс. лет соединилась с Африкой, Австралией и Южной Америкой, но океан отрывает у материка льды и уносит их в тёплые воды.

Предлагаем Антарктиду использовать как мировой холодильник.

3-й: Бурение ледового покрова даёт учёным возможность судить о климате Земли в прошлые геологические эпохи и температурах, при которых происходило накапливание льда. На станции Восток пробурена скважина глубиной 1800 метров, а на станции Соединённых Штатов Америки - Берд – глубиной 2164 метра. Именно так были обнаружены подледниковые солёные озёра, лежащие ниже уровня Мирового океана.

По примеси вулканического пепла в слоях льда делают выводы о прошлой активности антаркти-ческих вулканов.

4-й: По краю материка ледник обламывается, образуя «айсберги». Встречался айсберг длиной 170 км и шириной 40 км. От­дельные айсберги плавают до 10 лет. В одной из ледяных гор ви­дели вмерзшие полки с посудой. Это были остатки одной амери­канской экспедиции.

Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту даст полярник? Ответ полярника: проект оценивается положительно. Ребята, у вас есть возможность продолжить исследование материка не только теоретически, но и практически.

Энциклопедический словарь

Рисунки, слайды

Группа №3 Проект «Зообиологические особенности Антарктиды»

Вопросы

Примечания

1. В чём уникальность органического мира Антарктиды?

2. Почему императорского пингвина считают символом Антарктиды

Проектировщики:

1: Суровые условия материка – причина бедности органического мира Антарктиды.

Именно здесь формируется самая южная природная зона суши – Антарктическая пустыня в условиях арктического климата, характеризующаяся господством ледников, почти полным отсутствием почв и скудной растительностью на свободных ото льда участках лишайниками, мхами, водорослями, микроскопическими грибами и бактериями. Эти участки жизни называются антарктическими оазисами. Животный мир связан с омывающими материк водами, Воды богаты планктоном, крилем, кальмарами, из рыб - ледяная, макрурус, путассу, нототения. Из крупных животных встречаются киты, касатки, тюлени (морской слон, морской котик, морской леопард) и моржи.

Не смотря на бедность органического мира Антарктиды, здесь много эндемиков. Предлагаем, используя воздушный вид транспорта, – вертолет, организовать туристические маршруты.

2-й: Насчитывается более 44 видов птиц (пингвины, буревестники, поморники, альбатросы). На материке обитают 17 разновидностей пингвинов. Наиболее распространены пингвины Адели и Императорские

Императорские достигают 120 см и весят до 60 кг.

Пингвины Адели в 2 раза меньше ростом. Весят 5 - 6 кг. Они подвижны и любопытны. Все пингвины питаются рыбой.Зимой на материке остаются только императорские пингвины. Именно они не покидают материк в длинную полярную ночь и в разгар зимнего сезона выводят потомство. Именно по этой причине императорские пингвины являются символом Антарктиды.

Предлагаю просмотреть видеосюжет о жизни в Антарктиде.

Вопрос учителя: оценку проекта даёт геолог. Ответ геолога: проект положительный.Рекомендую создать международный заповедник по охране органического мира Антарктиды.

Показ слайдов

Энциклопедический словарь

Показ слайдов

Видеосюжет о жизни в Антарктиде

Группа №4. Проект «Климат на континенте».

Вопросы

Примечания

1.Роль российской станции «Восток» в определении климата планеты?

2. Антарктида – самый холодный материк. Так ли это?

3. Какую роль в формировании климата играют ветры?

Проектировщики:

1-й: Антарктида - это материк жёсткого солнца, морозов и страшной пурги. Российская полярная станция «Восток» расположена в районе Южного геомагнитного полюса Земли на расстоянии 1250 км от берега в Восточной Антарктиде,на плато Советское, действует с 1957 года. Это самая высокогорная станция - на высоте 3488 метров над уровнем моря. Санно - гусенечный поезд добирается сюда из станции «Мирный» за 1,5 месяца, а самолёты летают на «Восток» только летом.

2-й: Зимовка на «Востоке» сложная из-за абсолютной сухости воздуха и атмосферного давления, которое здесь вдвое ниже нормального, это может вызвать головокружение и носовое кровотечение. Атмосфера очень разряжена (гружё­ный самолёт с натугой поднимается в воздух, подсчитано что содержание кислорода в атмосфере здесь такое же, как на высоте 5000 метров). Именно здесь формируются антарктические воздушные массы воздуха. 3-й: Знойное восточное лето здесь проходит при средней январской температуре -35*С. На станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегист­ рирована самая низкая температура на всём земном шаре -89.2 °С. Это мировой полюс холода. Случалось, что люди обмораживали роговицу глаз, легкие. Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год во внутренних районах, до 600 мм у побережья. Средняя температура января на материке (-7 °С), температура июля (-36 °С). 4-й: Из центра к периферии дуют стоковые ветры. В прибрежной зоне эти ветры дуют со скоростью 360 км/ч. Второе название этих ветров – ледниковые ветры Антарктиды. Сила ветра объясняется большой разницей атмосферного давления центральной и прибрежной части материка. Ураганы поднимают 25 млн. т снега, и препятствуют прохождению более теплых воздушных масс с океана на материк. Климат очень суровый.

1-й: Предлагаем всех людей с вредными привычками отправлять в Антарктиду за свежими идеями и избавления от вредных привычек.

Вопрос учителя: оценку проекта дает полярник. Ответ полярника: много интересных фактов представлено проектировщиками. Оценка проекта положительная.

Презентация

Учебник, энциклопедический словарь

Иллюстрации, фотографии, рисунки

Группа № 5: «Проект практического использования Антарктиды».

Вопросы

Примечания

1. Каков международ- ный статус материка.

2.Как организовать туристический маршрут по материку?

Проектировщики:

Материк Антарктида никому не принадлежит, это безъядерная зона, никто не может хранить и использовать радиоактивные вещества на этом материке, запрещено использовать атомоходы, только дизельные ледоколы.

Поэтому предлагаем проект практического использования под названием:

Антарктида – область международного туризма

Предлагаем путево­дитель по материку:

1.Посёлок Мирный - это самая первая антарктическая станция нашей страны, названная в честь шлюпа, на котором была открыта Антарктида.

2. Путь лежит на станцию Молодежная, где нахо­дится научный центр, куда со всех станций стекается научная информация.

3.На станции Новолазаревская можно уви­деть шельфо-вые ледники.

4.Отправиться в сердце Антарк­тиды на полярную станцию Амундсен - Скотт (США) и побывать на южном полюсе.

5.Посетить станцию Восток, которая является самым холодным местом на Земле.

6. Побывать у подножия единственного вулкана Эребус с его зага­дочным происхождением.

7.Заканчить маршрут в долине Р. Скотта, где находится небольшой музей отважного иссле­дователя.

8.Плавание по Мировому океану сделают это путе-шествие незабываемым.

современная авиация доставит туристов на материк.

Туристы – экстремалы, мечтают побывать на Антарктиде

Корабль во льдах

Купание в горячем источнике

Автобусы Антарктиды

Для посещения материка нужна тёплая одежда

2-й: Приятного путешествия!

Вопрос учителя: какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог?

Ответ полярника: учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов. Проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки. Ответ геолога: уникальное геологическое строение материка придаёт ему больше таинственности, а туристов это притягивает. Будущее за этим проектом.

Физическая карта Антарктиды

Схемы, рисунки, маршрутный лист

5. Рефлексия (учащиеся высказывают своё мнение, свою точку зрения поданной теме)

* Учитель. Как вы думаете, какие факторы повлияли на формирование природы Антарктиды? (Составление кластера, использование интерактивной доски)

Кластер «Природа Антарктиды».

Подведение итогов.

Домашнее задание: №37, творческие задания по выбору: - создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Антарктиды», - составит научный прогноз, что льды Антарктиды растают, - определить и выписать самое, самое (единичное) … в Антарктиде (например: самый высокий, самый холодный и т.д.).

Литература

1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. 2. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. 7 класс. Дрофа, Москва, 2006. 3. Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М: Дрофа, 2008. 4. Журнал "География в школе", №3, 2010. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений. 6 -ое изд.ание - М.: Просвещение, 2009. 6. Интернет - ресурсы: http://www.antarktis.ru/ 7 . http :// festival . Iseptember . ru / articles /

Антарктические воды всегда привлекали людей своими богатейшими биологическими ресурсами. Первыми туда пришли зверобои и китобои. Это былАнтарктические воды всегда привлекали людей
своими богатейшими биологическими
ресурсами. Первыми туда пришли зверобои и
китобои. Это было еще на рубеже 18-19 веков. В
конце 60-х годов 20 века воды Южного океана
стали объектом пристального интереса многих
стран, имевших мощный рыбопромысловый
флот. Объемы промысла оказались настолько
велики, что международное сообщество ввело
запрет на отлов китов и тюленей в Антарктике, а
также ограничило добычу морепродуктов.

Антарктида является последним ресурсным резервом для человечества на Земле. После исчерпания сырья на пяти обжитых континентах люди буду

Антарктида является последним ресурсным
резервом для человечества на Земле. После
исчерпания сырья на пяти обжитых континентах
люди будут осваивать его ресурсы, так как
Антарктика останется единственным
незатронутым источником ресурсов для стран.
Геологи установили, что недра Антарктиды
содержат значительное количество полезных
ископаемых - железной руды, каменного угля;
найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка,
молибдена, горного хрусталя, слюды, графита.
Кроме того, в Антарктиде расположено около 80
% мирового запаса пресной воды, недостаток
которой уже ощущается во многих странах.

Изучение ледникового покрова приносит серьёзные научные результаты, информируя нас о климате Земли, сотни тысяч лет назад. В ледниковом по

Изучение ледникового покрова приносит
серьёзные научные результаты,
информируя нас о климате Земли, сотни
тысяч лет назад. В ледниковом покрове
Антарктиды оказались «записаны» данные
о климате и составе атмосферы за
последние сто тысяч лет. По химическому
составу различных слоёв льда
определяется уровень солнечной
активности на протяжении последних
нескольких столетий.

Многие антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживани

Многие антарктические базы, особенно
российские, расположенные по всему периметру
континента, дают идеальные возможности для
отслеживания сейсмологической активности по
всей планете. На антарктических базах также
проходят тестирование технологии и
оборудование, которые в будущем планируется
использовать для исследования, освоения и
колонизации других планет Солнечной системы.

В последние годы ученые заинтересовались антарктическими микроорганизмами, которые выработали эффективные методы выживания в экстремал

В последние годы ученые заинтересовались
антарктическими микроорганизмами, которые
выработали эффективные методы выживания в
экстремальных условиях окружающей среды.
Предлагают даже специально завозить в
Антарктиду определенные микробные
сообщества, чтобы выработать у них надежный
иммунитет против низких температур, низкой
влажности, значительной солнечной радиации и
в дальнейшем использовать их в качестве
продуцентов новых эффективных лекарственных
препаратов.

Раздел 2 МАТЕРИКИ

Тема 4. Антарктида

§38 Растительный и животный мир. Природные богатства

Вспомните

Какие растения и животные встречаются в полярных широтах?

Рис. 137.Антарктическая лишанка и антарктический аир - единственные цветковые растения Антарктики

Рис.138. Пингвины

Своеобразие растительного и животного мира. Антарктида расположена в зоне антарктических пустынь. Поэтому видовой состав растений и животных небогатый. Жизнь, как и в любых других пустынях, сосредоточенное преимущественно в оазисах Антарктиды. Однако они не имеют ничего общего с африканскими или австралийскими оазисами. К антарктических оазисов принадлежат области на краях материка, где изредка встречаются участки без ледникового покрова, который летом здесь успевает немного оттаять. Поэтому только в оазисах можно встретить лишайники и мхи. А в расположенных здесь небольших озерах распространены сине-зеленые водоросли. На Антарктическом полуострове обнаружено даже цветочные растения (рис. 137).

Жизнь большинства животных материка связано с антарктическим побережьем и океаном. Самые распространенные животные Антарктиды - пингвины. Это птицы, которые не летают, но хорошо плавают (рис. 138). Рядом с маленькими пингвинами Адели есть императорские, масса которых достигает 50 кг, а высота - более 1 м.

Факты сегодня

Пингвины и люди. На острове Питерман поселилась одна из наиболее интересных колоний пингвинов. их разрешено фотографировать на расстоянии 20-50 м. Однако такая надоедливая любопытство со стороны людей нарушает покой и влияет на жизнь пингвинов, которые тысячи лет живут и выводят птенцов именно в этой местности. Есть опасения, что пингвины-за наплыва туристов могут изменить свое место жительства.

Настоящим королем воздуха Южного полушария называют альбатроса, который сопровождает судна (рис. 139). Много здесь и других птиц - буревестников, чаек, бакланов, которые на скалах устраивают птичьи базары.

В прибрежных водах Антарктиды обитают тюлени (рис. 140), морские слоны и морские леопарды. В антарктических морях много китов, среди них и крупнейшие животные мира - синие киты, длиной около 33 м и массой до 150 тонн. Питаются они преимущественно крилем - мельчайшими рачками. За прошедшие десятилетия через чрезмерный промысел количество морских млекопитающих в прибрежных водах материка значительно сократилась. С 1967 года они находятся под охраной.

Природные богатства. Материк богат на минеральные и водные ресурсы. В его недрах найдены значительные залежи железной руды, никеля, хрома, меди, слюды, горного хрусталя. Велика вероятность залегания здесь нефти и алмазов. В Антарктиде сосредоточено 80 % запасов пресной воды мира, законсервированной в ледниках. Уже существует первый опыт транспортировки антарктических айсбергов к берегам Кувейта (страна Персидского залива).

В будущем ресурсы Антарктиды, возможно, будут использоваться. А пока что, согласно международному соглашению, добыча полезных ископаемых на материке не ведется. Что же стоит на пути? На любом другом материке во время добычи полезных ископаемых в местах добычи остаются огромные терриконы пустой породы или карьеры. А в Антарктиде такие выбросы породы на поверхность вызовут таяние материкового льда, что неизбежно приведет к катастрофе в Антарктиде и на земном шаре в целом. Ведь если в Антарктиде бросить на лед или снег любой, даже небольшой предмет, например кусок дерева, лед под ним начнет просто на глазах таять и предмет погружаться вглубь. Это происходит через значительное солнечное излучение, которое концентрирует тепло на предмете. Итак, добыча полезных ископаемых в Антарктиде возможно только за новых технологий, которые разрабатывают в настоящее время отдельные развитые страны мира (Япония, США).

Рис. 139. Альбатрос

Рис. 140. Тюлень Ведделла

Факты современности

Запрет на разработку полезных ископаемых на материке. Хотя соглашение относительно разработки природных богатств Антарктиды не была принята, однако ее положения внесены в протокол об охране окружающей среды континента, который был принят в сентябре 1991 года в Мадриде. Протоколом предусмотрен запрет на коммерческую разработку полезных ископаемых на материке на 50 лет. Сейчас острой необходимости разрабатывать залежи полезных ископаемых в Антарктиде нет, а новые технологии еще несовершенны.

Антарктический международный туризм. В последнее время растет количество туристов, посещающих Антарктиду (рис. 141). Преимущественно это побережье Антарктического полуострова. Среднее количество туристов в год составляет 15 000, что для материка Антарктида является настоящим туристическим бумом. Они прибывают на материк морским путем. Такой значительный по антарктическими меркам поток туристов обусловлен насыщенностью побережья интересными природными и историческими объектами времен первых исследований и освоения материка.

Рис. 141. Туристы в Антарктиде

На побережье есть старая станция Порт-Локрой - историческое место, которое переоборудовано под музей. Там даже существует магазин сувениров. Сюда заходят практически все суда, посещающие этот район Антарктиды.

Бывают иностранные туристы и на украинской станции «Академик Вернадский».

Факты современности

Чем интересуются туристы в Антарктиде. Больше всего привлекает туристов экзотика, в частности колонии пингвинов. Фирмы, которые организовывают такие путешествия, проводят инструктаж среди туристов по поведению в Антарктиде, который сводится к таким рекомендациям: после себя не оставлять любого мусора; ни в коем случае не наступать на растения, поскольку след на поверхности будет сохраняться 10-15 лет; не приближаться слишком к животным, чтобы их не потревожить. Туристы в Антарктиде должны обязательно придерживаться этих правил.

Органический мир Антарктиды очень беден, что объясняется преобладанием на материке зоны ледяных пустынь.

Антарктида богата на минеральные и водные природные ресурсы.

В Антарктиде быстро развивается международный туризм.

Вопросы и задания для самопроверка

В Антарктиде в последние годы интенсивно развивается туризм. Составьте краткий путеводитель для тех, кто посещает материк.

Справедливо ли утверждение «Антарктида - пустыня»?

В чем заключается опасность использования природных богатств Антарктиды?

Охарактеризуйте своеобразие органического мира материка.

Правительство России утвердило постановление, одной из главных целей которого является «обеспечение национальных интересов России в Антарктическом регионе».

Хотя официально эти интересы в основном ограничены научными исследованиями, на кону стоит гораздо большее - контроль над огромными запасами полезных ископаемых. Впрочем, на беспрепятственный доступ к ним России вряд ли стоит рассчитывать: слишком много конкурентов.

Земля семи столиц

Антарктический регион, о котором идет речь в постановлении российского правительства, представляет собой территории, расположенные к югу от 60-го градуса южной широты. В очерченные границы попадает южный бассейн Мирового океана (обычно этот сектор называют обобщающим термином Южный океан), однако наибольший интерес для государств традиционно представляла Антарктида. В отличие от всех остальных континентов, с момента своего открытия в 1820 году Антарктида по сути остается ничьей землей. Точнее, права на нее предъявили сразу семь стран, однако до сих пор их притязания остаются по большей части непризнанными.

Первооткрывателями Антарктиды считаются российские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. 28 января участники возглавляемой ими экспедиции стали первыми людьми, увидевшими ледяной континент. Всего через два дня к берегам Антарктиды подошли суда в составе британской экспедиции под руководством Эдварда Брансфилда. Первыми же, кому довелось высадиться на континенте, предположительно, стали американские зверобои во главе с капитаном Джоном Дейвисом. В поисках тюленей 7 февраля 1821 года они причалили к берегу Западной Антарктиды, где провели около часа.

Самой первой о претензиях на земли в Антарктиде в 1908 году объявила Великобритания, которая провозгласила суверенитет над целым рядом островов, находящихся рядом с уже принадлежащими британской короне Фолклендами. Правда, тогда Лондон «забрал» лишь маленький кусочек Антарктиды, но позже, в 1917 году, Британской антарктической территорией был объявлен весь сектор континента (вплоть до Южного полюса), ограниченный 20-м и 80-м градусами западной долготы.

Претензии остальных стран на южный континент были оформлены аналогичным образом - в виде секторов. В 1923 году Лондон «присоединил» к подчинявшейся ему Новой Зеландии Территорию Росса - узкий участок Антарктиды между 150-м градусом восточной и 160-м градусом западной долготы. Его за британской короной еще в 1841 году застолбил мореплаватель Джеймс Кларк Росс, однако официально королевскими владениями земли были объявлены лишь 82 года спустя. Австралийская антарктическая территория, была передана метрополией своей бывшей колонии в 1933 году. Она заняла сектор между 44-м и 160-м градусами восточной долготы.

В 1924 году антарктической территорией - Землей Адели - обзавелась Франция, оформившая претензии на участок, который в 1840 году открыл путешественник Жюль Дюмон-Дюрвиль. Этот сектор был ограничен 136-м и 142-м градусами восточной долготы и вклинивался в в Австралийскую антарктическую территорию, с чем британцы согласились.

Еще одна антарктическая держава появилась в 1939 году - тогда сектор между 20-м градусом западной и 44-м градусом восточной долготы был объявлен принадлежащим Норвегии. Территория получила название Земля Королевы Мод - в честь супруги норвежского короля Хокона VII Мод Уэльской. Последними в 1940 и 1942 годах претензии на антарктические территории оформили Чили и Аргентина. При этом сегменты, указанные их властями, наложились не только друг на друга, но и на британский. Еще один участок, Земля Мэри Бэрд, расположенный между 90 и 160 градусами западной долготы, так и остался незанятым - официальные притязания на него не выдвинуло ни одно государство мира.

Антарктический договор

Ситуация, сложившаяся вокруг Антарктиды, с самого начала грозила крупным международным конфликтом. Заявки семи государств на антарктические территории ожидаемо вызвали возражения со стороны многих других стран - как тех, что также претендовали на кусок континента, так и других, которые предпочитали видеть Антарктиду нейтральной территорией. Неопределенность со статусом Антарктиды усложняла и научные изыскания: к середине XX века ученые активно использовали континент как уникальную исследовательскую площадку, и наличие национальных сегментов не способствовало международной кооперации.

Попытки прекратить раздел Антарктиды еще в конце 1940-х годов предпринимали США и Индия. Однако проводимые ими встречи и конференции никаких результатов не дали. Прогресса удалось достичь лишь в 1959 году, когда 12 государств подписали Антарктический договор - своего рода международный свод правил поведения на континенте. Помимо семерки стран - претендентов на территории в Антарктиде, подписи под документов поставили представители Бельгии, СССР, США, ЮАР и Японии. Все они на момент создания договора вели на континенте активные исследования. Сейчас число подписантов договора увеличилось до 50 стран, причем право голоса имеют только 22 из них - те, чьи исследователи наиболее активно участвуют в изучении Антарктиды.

Стержнем соглашения стал постулат о том, что Антарктика объявляется мирной зоной, где запрещено размещать любые военные базы, проводить маневры и испытывать оружие, в том числе атомное. Вместо этого регион должен был стать площадкой для масштабных научных исследований, результатами которых стороны могли свободно обмениваться.

Не менее важным стал и политический аспект документа: согласно его Шестой статье, он фактически замораживал все территориальные претензии на Антарктиду. С одной стороны, договор составлен таким образом, что попытки на его основе оспорить притязания того или иного участника попросту невозможны. С другой стороны, у «владельцев» антарктических территорий не появилось никаких инструментов для того, чтобы подтвердить свой суверенитет над этими участками. В результате это лишало аргументов оба лагеря - и тех, кто имел территориальные претензии в Антарктиде, и тех, кто был с ними не согласен. Одновременно договор устанавливал принцип свободного доступа его участников к любым территориям континента.

Полезные ископаемые

Устранив опасность политического конфликта, договор, тем не менее, оставил за рамками еще один не менее важный вопрос: доступ к полезным ископаемым. Как предполагают геологи, в Антарктиде существуют обширные залежи большого количества ресурсов: каменного угля, железной руды, меди, цинка, никеля, свинца и других полезных ископаемых. Однако наибольший интерес для большинства стран представляют запасы нефти и газа. Точные их объемы неизвестны, однако, по некоторым данным, в одном только регионе моря Росса (австралийский сектор) содержится около 50 миллиардов баррелей нефти и более 100 триллионов кубометров газа. Для сравнения российские резервы этих углеводородов составляют 74 миллиарда баррелей и 33 триллиона кубометров соответственно.

Попытку обсудить возможность добычи полезных ископаемых участники Антарктического договора предприняли в 1988 году, приняв соответствующую конвенцию. Однако документ так и не вступил в силу, а вместо него в 1991 году стороны подписали Мадридский протокол, вступивший в силу в 1998-м. Согласно этому документу, на территории Антарктики категорически запрещается добыча любых ископаемых. Правда, этот запрет не является бессрочным: текст протокола должен быть пересмотрен через 50 лет после его вступления в силу - в 2048 году. При этом в некоторых странах, претендующих на территории в Антарктиде, не исключают, что в итоге промышленное освоение континента может быть разрешено. Кроме того, есть вероятность, что кто-то из участников протокола просто откажется от участия в нем.

Очевидно, что подобные сценарии дают повод для беспокойства, в особенности - тем странам, которые считают Антарктиду своей. На практике это привело к тому, что в ходе исполнения положений Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), вступившей в силу в 1994 году, возник нешуточный конфликт в связи с необходимостью определить границы континентальных шельфов. На антарктический шельф тут же нашлись претенденты из числа «владельцев» континентов. С другой стороны, Антарктический договор прямо запрещает его участникам наращивать свои владения.

Однако выход был найден. Три страны - Австралия, Аргентина и Норвегия - указали координаты предполагаемых шельфовых владений в Антарктике, однако попросили ООН не рассматривать их статус до разрешения территориального спора. Еще три страны - Новая Зеландия, Франция и Великобритания - просто зарезервировали за собой право подать соответствующий запрос позже. Единственным государством из семерки, которое пока никак не обозначило свою позицию, стало Чили.

Подача «антарктических» заявок вызвала поток возражений. Естественно, спорить между собой начали Великобритания и Аргентина, которые претендуют на одни и те же территории (а помимо Антарктиды они пытаются оспорить друг у друга Фолкленды и другие острова в Южной Атлантике). Представители России, США, Японии, Нидерландов, Индии и других стран подали заявления о необходимости сохранить «ничейный» статус Антарктиды.

Равные шансы

Вести открытые разговоры о добыче полезных ископаемых в Антарктиде пока что мало кто решается. Между тем вокруг ледяного континента очевидно нарастает нервозность: практически любое телодвижение какой бы то ни было страны в его сторону сразу же воспринимается контрагентами как попытка оттеснить «законных» владельцев.

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Например, в докладе Института международной политики имени Лоуи (Lowy Institute for International Policy, документ .pdf), подготовленном в 2011 году для австралийских властей, действия Кремля описываются как самая настоящая экономическая экспансия. «В правительственном распоряжении от 2010 года об антарктической стратегии до 2020 года безапелляционно говорится о значении антарктических ресурсов для энергетической и экономической безопасности России, - пишут авторы доклада. - В качестве приоритетных целей государственной политики в нем упоминаются комплексное исследование, посвященное минеральным и углеводородным ископаемым, а также развитие "прогрессивной" стратегии, рассчитанной на обсуждение ситуации после 2048 года».

С одной стороны, речь в стратегии идет всего лишь о «геолого-геофизических исследованиях, которые позволяют осуществлять необходимые прогнозные оценки минерального и углеводородного потенциала Антарктики». Иными словами, авторы программы предлагают не добывать топливо, а только исследовать его. Однако с другой стороны, вряд ли предпосылкой для подобных исследований служит чисто научный интерес. В особенности, если «комплексное изучение минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики» призвано способствовать «укреплению экономического потенциала России».

В сходном ключе австралийцы оценивают и деятельность китайцев, целью которых называется «оценка потенциала ресурсов и методов их использования». Автор доклада чуть ли не обвиняет Пекин в имперских амбициях: по его словам, на одной из китайских полярных станций «висит знак "Добро пожаловать в Китай", что свидетельствует о стремлении к обособлению и отказе признать претензии Австралии».

Очевидно, что в преддверии истечения моратория на добычу полезных ископаемых нервозность вокруг Антарктики будет только усиливаться. При этом вероятность того, что в условиях мирового энергетического дефицита запрет на разведку и добычу углеводородов будет действовать вечно, не очень велика. Не исключено, что для предотвращения полномасштабных конфронтаций будет подписано новое соглашение, регулирующее порядок работы в Антарктиде и на ее шельфе. И у России, скорее всего, в этом разделе будет не больше аргументов, чем у любой другой страны.

Валентин Маков