Социальный проект «культурной столице – культуру речи. Культура речи современных школьников

Елена Иванова

Исследовательская работа на основе речевой компетенции учеиков 5-8 классов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани г.о. Сызрань, Самарской области

Проект на тему:

«Речевая культура современного подростка»

Выполнил :

ученица 6-А класса

Иванова Елена

Научный руководитель :

Свечкова Анна Николаевна

Сызрань

2013

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.2. Ещё немного теории

2.2. Практическая часть

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников

3. Заключение

4. Список литературы

1. Введение

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает и культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевая культура очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Актуальность проекта

Речевая культура - это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых формул. Заинтересовавшись вопросом русской речевой культуры, мне стало интересно: владеют ли подростки (учащиеся 6-7 классов) нашей школы нормами культуры речи.

Гипотеза : владение языковыми нормами - один из показателей внутренней культуры учащегося.

Цель проекта: определение уровня владения нормами речевой культуры учащихся 6-7 классов ГБОУ CОШ № 10; привлечение внимания к проблеме разрушения норм речевой культуры.

Задачи проекта :

  • Расширить и уточнить представление о речевой культуре, изучив и проанализировав литературу по данной теме.
  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-7 классов ГБОУ СОШ № 10.
  • Проанализировать результаты опроса.
  • Сделать выводы по теме исследования.
  • Выполнить компьютерную презентацию, представить результаты на научно-практической конференции.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Понятие «речевая культура»

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что «по отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку». В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, я пришла к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в язык «симпсонов», «шреков» и т. п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие «мелочи». Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. Чего ждать от молодёжи, если и с экранов телевизоров мы не всегда слышим грамотную речь.

Но ведь если разобраться, то можно убедиться и в том, что сленг оскорбителен по своей сути. Например, мы говорим: «чумовой» парень, когда имеем в виду интересного, ведущего за собой, активного юношу. Но, если задуматься над этимологией этого слова, придётся сделать вывод, что такой парень веселится и развлекается всеми возможными способами только потому, что он смертельно болен и может умереть в любой момент (ЧУМОВО́Й, чумовая, чумовое (·прост. ).

1. То же, что в 1 ·знач.

2. Шальной, дурной, очумелый (·бран. ).

3. То же в знач. сущ. чумовой, чумового, ·муж. , и чумовая, чумовой, ·жен. (·бран. ).

ЧУМНО́Й, чумная, чумное.

1. прил. к . Чумная эпидемия. Чумной микроб.

| Зараженный чумой. Чумной город.

2. в знач. сущ. чумной, чумного, ·муж. , и чумная, чумной, ·жен. Лицо, заболевшее чумой. Барак для чумных.

ЧУМА́, чумы, мн. нет, ·жен. Острозаразная эпидемическая болезнь. Легочная чума. Бубонная чума. «Царица грозная - чума теперь идет на нас сама и льстится жатвою богатой». Пушкин.)

Так же очень часто употребляется слово «прикалываться». («ПРИКАЛЫВАТЬСЯ»

Ударение: прика́лываться

Несов. разг.

Прикрепляться булавкой, становиться приколотым.

Страд. к глаг.: прикалывать .)

Это значит, человек, говоря «я прикалываюсь над тобой» в данный момент булавкой прикрепляет себя к воздуху или к потолку над вами? Смешно?

Никто не против школьного сленга, жаргонов, но я считаю, что их нужно употреблять уместно.

«Мой язык, как хочу, так и говорю» - можно ли отстаивать такую точку зрения? Но ведь если каждый будет говорить, как он хочет, мы можем не понять друг друга. Язык, речь наша превратиться из средства общения в средство разобщения. А этого допустить нельзя.

Инструмент любого труда должен быть хорошо отточен, налажен, настроен. Только тогда им можно работать и быстро, и правильно, и красиво. Литературные нормы – это и есть налаженный инструмент нашего общения. Точнее, то, что налаживает литературный язык, делает его правильным, выразительным, общепонятным. Речевая культура – часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке. Культура речи - это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка - произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: говорить класть и положить, а не ложить и покласть и т. д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной. Уточним, что речь культурную отличают:

  • богатство (разнообразие речи),
  • её чистота,
  • выразительность,
  • ясность и понятность,
  • точность и правильность.

Язык запечатлевает историю народа. Язык – это сама культура, процесс и результат её накопления и обновления.

Среди экологических призывов и вопросов наших дней пока ещё недостаточно громко и внятно звучат требования оберегать чистоту русского языка. Мы справедливо говорим о чистоте атмосферы, о здоровье лесов и трав, об ухоженности рек, водохранилищ и городов. Но пока ещё почему-то мало беспокоимся об экологии языка, о чистоте среды нашего повседневного «речевого существования», о проходящих на наших глазах отрицательных процессах, связанных с нечутким, неграмотным, а то и просто безответственным отношением к слову.

Изучение родного языка, его лексического и грамматического строя воспитывает сознательное отношение к важнейшему средству человеческого общения и воплощению культуры. Оно формирует живое чувство сопричастности к судьбе своего народа, развивает мыслительные способности человека, обогащает его духовно.

2.1.2. Еще немного теории

В своей работе я использую следующие лингвистические понятия и термины.

Орфоэпией называется система норм правильного произношения.

О рфоэпические нормы - это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Сленг (от slang ) - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, общественных, возрастных и иных групп).

Вульгари́зм (от vulgaris - простонародный) - термин традиционной стилистики для обозначения слов или оборотов , применяемых в просторечии , но не допускаемых стилистическим каноном в .

2.2. Практическая часть

В ходе работы над проектом было проведено исследование трёх составляющих речевой культуры школьников: орфоэпические нормы (ударение), частотность употребления вульгаризмов и слов-сорняков и уровень понимания значения слов «речевая культура».

Методы исследования:

  • Изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация речевых ошибок.
  • Тестирование, анкетирование.
  • Наблюдение за речевым поведением школьников.

Объект исследования: учащиеся 6-7 классов ГБОУ COШ №10 г. Сызрани.

Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения литературными нормами языка .

2.2.1. Результаты тестирования соблюдения орфоэпических норм (ударение)

Я провела тестирование.

Учащимся было предложено расставить ударения в словах, в которых чаще всего, по моему наблюдению, делаются ошибки:

ЗвонИт, жалюзИ, гренкИ, баловАть, тОрты, бАнты, шкафЫ, новорОждЁнный, апострОф, деньгАми, мизЕрный, фОрзац, каталОг, слИвовый, квартАл (в городе), квартАл (часть года), творОг, свЁкла, грунтовАя, дефИс, зАнятый, кУхонный, мУскулИстый, нАчатый, Отнятый, пОднятый, повторИшь, подрОсткОвый, прИнятый, цЕнтнер, договОр, докумЕнт, шофЁр.

Было опрошено 30 человек.

В ходе тестирования получились следующие результаты :

100% опрошенных выполнили тест с ошибками.

Если представить подробные результаты, то получится следующее:

Частотность ошибок:

В течение одного дня я наблюдала за тем, какими словами «засорена» речь моих одноклассников . Результаты оказались следующими:

Наиболее популярно слово «блин». Далее по уменьшению частотности употребления:

  • как бы
  • в общем
  • короче
  • прикольный, клёво
  • больной
  • дурак
  • заколебал
  • обалденный
  • предки.

Это минимум, который не включает в себя нецензурные слова и выражения. Однако стоит отметить (хотя бранные слова не были взяты мною в качестве исследуемого материала), что речь современных школьников изобилует ими. И здесь можно смело говорить о справедливости высказывания: «Как выражаемся, так и живем». Грубые речевые формы свидетельствуют об увеличении агрессии в отношении подростков друг к другу, снижении уровня чуткости, утрате чувства прекрасного, к которому нас призывает искусство во всех проявлениях, в том числе и искусство говорить, общаться, слушать – строить коммуникационные связи с окружающими людьми.

2.2.3. Уровень владения навыками речевой культуры школьников.

Также я предложила 6-7-классникам ответить на вопросы анкеты, в результате чего я намерена была выяснить, знают ли шестиклассники, что такое речевая культура, и осознается ли ими проблема разрушения речевой культуры. Анкета содержала следующие вопросы:

1.Знакомы ли Вам понятия «речевая культура», «культура речи»?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь над необходимостью следования речевой культуре?

4.Следуете ли Вы правилам речевой культуры в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

В ходе проведённого анкетирования выяснилось, что :

100% из числа опрошенных считают, что знакомы с понятием «речевая культура», но не дают его точного определения;

70 % считают проблему речевой культуры актуальной;

80 % - опрошенных не всегда пользуются правильной речью, общаясь между собой и в сети интернет.

0 %, т. е. никто в анкете не признался в том, что употребляет нецензурные слова и выражения, хотя в процессе наблюдения я убедилась в обратном.

Таким образом, можно сделать вывод, что современным шести-семиклассникам понятие «речевой культуры» знакомо и ими осознается существование на сегодняшний день проблемы ее разрушения, а также необходимость следования правилам родного языка. Однако речь подростков еще изобилует орфоэпическими неправильностями, что свидетельствует о низкой сформированности у них этого навыка. Кроме того, слова-сорняки и вульгаризмы обедняют речь школьников.

3. Заключение

В процессе исследования отдельных составляющих речевой культуры шестиклассников я пришла к выводу, что, увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. «Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу, и совершая дело, и подводя итог, мы осмысляем все это словом , передавая открытое для себя – другим» .

Таким образом, считаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в данной работе. Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В его основе лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т. е. официальное признание и описание нормы в словарях и справочниках. И пока словарь отмечает ту или иную форму, только она считается верной. Часто можно услышать возражения: «Но ведь многие говорят свекл а , зв о нит… » . Да, и говорят неверно. Вот когда язык «узаконит» такое произношение, отметит как норму или допустимый вариант, мы и перестанем исправлять эти слова. Родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.

Все это позволяет утверждать, что проект актуален и может найти свое применение в школьной практике. На основе полученных результатов учителя русского языка могут строить работу по исправлению речевых неправильностей школьников и формированию прочной речевой культуры у подростков. Учителя обществознания также могут привлекать материалы данного проекта для работы на своих уроках. И, несомненно, эта работа будет интересна самим школьникам: она побудит их следить за своей речью, применяя рекомендуемые правила, формировать себя как речевую личность. Точность - необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

4. Перечень используемых ресурсов

1. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

2. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения. - Л., 1988

3. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта - М., 2009.

4. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

5. Фоменко, Ю.В. Слова-сорняки в современной русской речи. (Techne grammatike (Искусство грамматики). Вып. 1. - Новосибирск, 2004.

6. Энциклопедия "Русский язык"/под редакцией Караулова Ю.Н. - М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

7. Электронный ресурс

8. Электронный ресурс

Вспомним слова Л.Н.Толстого:«Единственное средство умственного общения людей есть слово,

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

1.Знакомо ли Вам понятие речевой культуры?

2.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевой культуре?

3.Считаете ли Вы проблему речевой культуры актуальной? Почему?

4.Следуете ли Вы речевой культуре в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

5.Считаете ли Вы, что нарушение норм произношения в последнее время слов «засоряет» русский язык?

6.Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

7. Как часто Вы употребляете сленговые слова?

8. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000

Энциклопедия "Русский язык"//под редакцией Караулова Ю.Н., М.: Большая Российская энциклопедия, «Дрофа», 1997.

Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке!
Е. Евтушенко

Актуальность проекта

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.

Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.

Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Анализ анонимного анкетирования учащихся 8-11 классов нашей школы показал, что 49% употребляют в своей речи нецензурные слова. (Приложение 1)

Почему же сквернословие стало на столько “модным”?

В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:

Негативное влияние социальной среды 66%

Безответственность отдельных СМИ 49%

Недостатки семейного воспитания 54%

Психологические особенности подросткового возраста 62%

Непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%

Стрессогенность современной жизни 65%

На вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа. Даже самый “бунтарский” возраст, представители которого чаще остальных голосовали за сквернословие, в своём абсолютном большинстве считают, что с ненормативной лексикой следует бороться. И это даёт определённую надежду.

Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих школьник ов.

Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.

Задачи проекта:

Изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;

Сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

Сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;

Способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;

Привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.

Целевая группа проекта: учащиеся МБОУ “Тогульская средняя общеобразовательная школа. Выгоду от проекта также получат учащиеся других школ, жители района, учреждения культуры.

Деятельность по проекту

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Механизм реализации проекта

Ожидаемый результат

1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы

2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;

3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе

4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта

5. Готовность социальных партнеров, родителей, учащихся других школк сотрудничеству в решении различных проблем.

План оценки проекта.

Учитывая трехэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.

Промежуточная оценка будет проведена после завершения подготовительного этапа проекта.

Основные объекты мониторинга:

Сроки выполнения работ,

Качество результатов.

Регулярность мониторинга:

Отчетность ответственных за выполнение работ (в соответствии с календарным планом),

Промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа,

Итоговая оценка проекта по завершении проекта.

Коррекция отклонений – при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию и срокам.
В качестве критериев оценки будут использованы следующие:

  1. Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
  2. Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.

3. Сформированность мировоззрения участников проекта - активное участие школьников в просветительских мероприятиях проекта.

Для оценки будут использованы следующие методы:

  • изучение данных мониторинга проекта,
  • обсуждение промежуточных результатов проекта на заседаниях творческих групп,
  • анкетирование и тестирование участников проекта,
  • сбор отзывов в “Почтовый ящик проекта”.

Для освещения результатов проекта будет проведено общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована сайте школы в электронной газете “School planet”, газете “Сельские огни”.

Как отдельные результаты проекта, так и весь проект в целом, могут быть тиражированы в других школах.

Партнеры по проекту.

1. Молодежная Дума Тогульского района.

2. Районная газета “Сельские огни”.

3. Районная библиотека.

Смета расходов

Приложение 1

Анкета

Вопрос Варианты ответов Кол-во ответов %
1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? Да
Нет
2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? Да
Нет
3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? - Негативное влияние социальной среды.

Безответственность отдельных СМИ.

Недостатки семейного воспитания.

Психологические особенности подросткового возраста.

Непонимание отрицательной стороны сквернословия.

Стрессогенность современной жизни.

4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? Да
Нет
5. Нужно ли искоренять сквернословие? Да
Нет
6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете Более глубоко изучать русский язык в школе.

Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

воспитательной службы, кафедры русского языка

и учащихся восьмых классов школы № 263

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Культурной столице – культуру речи»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня всё чаще можно услышать мнение, что современная молодёжь сталкивается с огромными сложностями при попытках грамотно, правильно и культурно излагать свои мысли как письменно, так и устно. Речь детей и подростков, а часто и взрослых людей, наполнена жаргонизмами, грубопросторечными словами, молодёжным сленгом, иноязычными словами, аналоги которых существуют в русском языке. Распространено в наши дни и использование при устном и письменном общении нецензурной и эвфемизмов инвективной лексики, «упрощённых» до неузнаваемости привычных слов.

М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей монографии «Не говори шершавым языком» видят эту проблему так: «В обществе действуют определенные языковые нормы. Норма − понятие всегда обязывающее. Но специфика культурно-речевой нормы в том, что она не предусматривает никаких санкций в противовес, скажем, правовым нормам или нормам общественного поведения. То есть нарушение как будто, на первый взгляд, остается безнаказанным, проходит бесследно. На деле же это не так. Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату, тексты, которые мы создали, воздействуют не только на слушающего. Они оставляют след и в нас, накладывают отпечаток на поведение говорящего. От бранных слов и сквернословия до антиобщественных поступков расстояние, как мы знаем, невелико; в употреблении жаргона скрыта идеологическая опасность − предпосылка противопоставления некоторой узкой группы лиц всему социальному коллективу. Осознав это, мы должны сделать вывод, что санкции против нарушения языковых норм должны быть также и внутренними».

Педагоги, родители и порой сами дети видят причину тенденции к снижению культуры речи в том, что Интернет и телевидение всё больше вытесняют книги и печатные издания. Но, хотя телевидение существует давно, именно в наши дни дикторы, журналисты и представители шоу-бизнеса перестали быть трансляторами нормативной речи.

Актуальность работы по реализации данного проекта очевидна. Ведь что объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания? Это – русский язык, наша родная речь. Способствование развитию культуры речи у подрастающего поколения было актуальным всегда и остаётся не менее актуальным сегодня.

Кроме того, согласно основному закону нашей страны − статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком России на всей её территории является русский язык. И говорить по-русски нужно грамотно уже хотя бы для того, чтобы быть «полноценным» гражданином нашей огромной страны.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью социального проекта «Культурной столице – культуру речи» является создание серии материалов, которые бы в лёгкой, доступной, ненавязчивой, но одновременно и обращающей на себя внимание учащихся, форме указывали на распространённые ошибки в устной и письменной речи, на моменты, вызывающие затруднения у большого количества людей, на интересные слова, которые редко употребляются в общении школьников, но с которыми их речь стала бы богаче и выразительнее. А равно и продвижение в микросоциум каждого учащегося речевых стандартов, существующих в русском языке.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Вышеназванные М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин в своей публикации высказывают такую точку зрения: «Учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствуют адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своем языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценки собственной речи, формированию внутренних санкций как против обедненной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными “красивостями” стиля».

Используя эту точку зрения и основываясь на сформулированной цели социального проекта, авторы ставят следующие задачи, которые необходимо выполнить в рамках реализации программы:

Раскрыть учащимся понятие «культура речи», необходимости её развития и приобщения к ней;

Выработать стратегию по повышению уровня культуры устной и письменной речи ученического коллектива, а также их микросоциума;

Разработать и выпустить серию материалов (печатных, художественных, аудио- и пр.) просветительского характера, способствующие усвоению учащимися культурно-речевых норм;

Систематизировать комплекс мер, предпринимаемых учителями русского языка и литературы, воспитательной службой школы, классными руководителями, учителями-«предметниками» и родителями, направленных на дежаргонизацию и обогащение речи детей и подростков;

Популяризировать в молодёжной среде нормативную литературную и разговорную речь.

Работа по реализации социального проекта разделена на пять этапов:

1 этап. На данном этапе создаётся рабочая группа из числа учителей и учащихся восьмых классов школы, которым необходимо разработать общую концепцию проекта: стиль подачи материала, характер и содержание информации, транслируемой через проект, способы распространения материалов и пр. В рабочую группу входят авторы проекта, заинтересовавшиеся им учителя и инициативные учащиеся восьмых классов. Сроки первого этапа – сентябрь − ноябрь 2013 года.

2 этап. На данном этапе предусмотрено создание серии материалов, которые будут носить характер плакатов, призывающие использовать в своей речи только правильные слова и выражения, а также указывающие на распространённые ошибки, объясняющие их и предлагающие аналогичные им грамотные конструкции. Сроки второго этапа – октябрь 2013 – октябрь 2014 года.

3 этап. На данном этапе анализируется опыт предыдущих этапов, изменения в ученическом коллективе, которым способствовал социальный проект за первые этапы его реализации, прочая собранная информация, так или иначе касающаяся проекта. При необходимости вносятся изменения в общую концепцию проекта. Разрабатываются новые стороны развития идей, заключённых в проекте. Сроки третьего этапа – август – октябрь 2014 года.

4 этап. На данном этапе продолжается работа по созданию и распространению материалов проекта. С учётом итогов третьего этапа разрабатываются и включаются в реализацию новые формы подачи материалов. Проводятся акции и мероприятия, разработанные на третьем этапе. Сроки четвёртого этапа – ноябрь 2014 – март 2018 года.

5 этап. На последнем этапе проекта подводятся итоги работы, оценивается эффективность и результативность общего периода работы социального проекта. Проводятся заключительные акции и мероприятия в рамках данного проекта. Анализируются мнения всех участников проекта о всех этапах, принимается решение о полном завершении проекта либо о создании нового проекта на базе итогов работы данного. Сроки пятого этапа – март – июнь 2018 года.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта в правовом отношении

Социальный проект «Культурной столице – культуру речи» организован силами кафедры русского языка и литературы и воспитательной службы школы. Реализуется в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и воспитательной работы школы. Социальный проект осуществляется на базе ГБОУ СОШ № 263 с углублённым изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Таким образом, создания организации и/или привлечения других организаций для реализации проекта не требуется.

Реализация проекта в экономическом отношении

Исходя из правового обоснования реализации, социальный проект «Культурной столице – культуру речи» не требует дополнительных финансовых вложений и осуществляется с использованием материальных средств воспитательной службы школы, кафедры русского языка и литературы и силами сотрудников названных структур.

Реализация проекта в организационном отношении

Руководителями проекта и лицами, ответственными за его реализацию, являются:

1) Новикова Татьяна Борисовна – заместитель директор по УВР, учитель русского языка и литературы – отвечает за отбор информации, её проверку и редакцию выпусков;

2) Сироткина Мария Николаевна – заместитель директора по ВР –отвечает за распространения продукта социального проекта, своевременность выпуска материалов в рамках реализации проекта, организует деятельность педагогического коллектива, включённого в реализацию проекта;

3) Бледных Станислав Александрович –автор проекта, социальный педагог, руководитель Органа ученического самоуправления «Совет Школы» − отвечает за оформление и публикацию материалов, организует деятельность учащихся, включённых в реализацию проекта, занимается поиском актуальной информации для включения её в продукт проекта.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами социального проекта «Культурной столице – культуру речи» являются: повышения уровня культуры речи в среде учащихся, педагогов, родителей учащихся; вовлечение учащихся в социально значимую деятельность и их активное добровольное участие в ней; повышение интереса в ученической среде к вопросам культуры речи, родного языка, а через него к русской культуре.

Жизнеспособность проекта

Оценивая жизнеспособность проекта, стоит отметить, что проект осуществляется за счёт и силами сотрудников и учащихся школы, добровольно решившихся включиться в работу над проектом. Кроме того, проект не требует финансовых вложений и каких-либо правовых действий. Поэтому объективных факторов, способных помешать реализации проекта, группа разработчиков не находит.

Единственным фактором остановки работы над проектом может стать отсутствие интереса со стороны лиц, реализующих его, как следствие снижения актуальности значимости данного проекта.

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”,”классно”,”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы .

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

1. Социальные факторы. Сейчас т. н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

3. Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. А в разговоре с взрослыми?

 Самоутвердиться.

 Обмениваться информацией.

 Иногда.

 Иногда.

 Им не важно, как я говорю.

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Нормально.

 Мне все равно.

10. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

 Не всегда.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т. ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

1. Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

2. Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т. е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

3. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Памятка для учащихся

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические , лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т. п.

Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

Мат – дорога в ад!

Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

2. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

3. А в разговоре с взрослыми?

4. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

5. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

7. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

8. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

9. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

1. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся № 1

2. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

4. А в разговоре с взрослыми?

5. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

6. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

7. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

8. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

9. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

10. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

11. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Речевая культура современных школьников

Яркаева Виктория Эдуардовна,

МАОУ Вагайская СОШ

5 класс

Научный руководитель:

Акбашева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ Вагайская СОШ

Российская Федерация, село Вагай

2017

Содержание

    Введение

    Сленг и его возникновение

    Электронная речь

    Заключение

    Использованная литература

    Приложение

Введение

Для данной научно-практической работы мы выбрали тему «Речевая культура современных школьников».

Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Современные школьники забывают о нормах литературного языка, коверкая родной русский язык. Вот почему эта тема становится актуальной.

Гипотеза. Использование в речи нелитературных слов влияет на:

    общую речевую культуру учащихся и в связи с этим на культуру поведения;

    неграмотность речи.

Цель исследования - определить уровень владения учащимися нормами речевой культуры.

Задачи:

    расширить представление о речевой культуре;

    провести наблюдение за речью школьников среднего звена;

    составить список слов, засоряющих речь;

    провести опрос среди учащихся 5-6 классов;

    сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования - речь учащихся школы Вагайской школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

    теоретический (изучение научной литературы);

    эмпирический (наблюдение за речью учащихся).

Практическая значимость. Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

1.Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.

2.Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.

3.Часто путается в своей же речи. Если вы приведете свою речь в порядок, то ваши мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

жизни - этакий борец за истину.

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков. «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Сленг и его возникновение.

Наряду с литературным языком существует огромный лексический пласт, называемый сленгом. Отвечая на вопрос: «Сленг – что это такое?», следует заметить, что это слова, которые не являются общеупотребительными, ими пользуется обычно конкретный, определённый круг лиц в просторечье. Хотя в некоторых случаях он встречается и в художественной литературе, если автору необходимо передать живую речь персонажа.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает «речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку».

Сленговые слова и выражения начали появляться, когда распространились многочисленные неформальные молодёжные движения: стиляги, хиппи, панки, рокеры, эмо, готы и другие.

Рассмотрим в таблице некоторые слова и выражения, относящиеся к определённому молодёжному движению:

Все эти слова и выражения данные субкультуры используют с целью выделиться из толпы, показать свою исключительность и неповторимость (наряду с одеждой).

Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста. Сленги подростков (примеры):

Молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.

Электронная речь

21 век – компьютерный век. Школьники всё чаще предпочитают живому общению «электронное» общение. Переписываясь в социальных сетях, они не следят за своей письменной речью. В сообщениях школьников можно встретить следующие слова:

Как видно из данной таблицы, «электронные слова» - это сокращения. Такое общение – это огромная беда, так как школьники точно так же начинают писать и на уроках (например, в сочинениях). И с этой бедой необходимо бороться.

Мы составили следующую схему со способами избавления от «врага»:

    Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

    Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

    Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

    Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

    Если писать изложения и сочинения, с «врагом» будет легче справиться.

    И надо развивать уверенность в себе. Ведь зачастую неуверенные в себе люди «прикрываются» нелитературными словами.

Заключение

Мы пришли к следующим выводам:

    речевая культура учащегося влияет на его успеваемость и поведение;

    необходимо избавляться от слов и выражений, засоряющих нашу речь;

    мы нашли оптимальные способы борьбы с ненужными в нашей речи словами и выражениями;

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Использованная литература

    2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

    Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

    Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Приложение

Анкетирование

а) мне не хватает слов

б) я сильно волнуюсь

в) они вошли в подростковую моду

г) нужно за короткиц срок без подготовки сказать что-важное

д) меня переполняют эмоции.

Результаты анкетирования мы отобразили в следующей диаграмме: