СМИ: Россия испытала гиперзвуковой летательный аппарат. Гиперзвуковые летательные аппараты: реальна ли опасность

Принципы гиперзвукового ударного оружия и основы его боевого применения были разработаны ещё в 1930-е годы в фашистской Германии. Только после перелома в ходе Второй мировой войны, к 1942 году, работы над созданием гиперзвукового «бомбардировщика» были прекращены. Возможно ли возвращение гиперзвукового ударного оружия сегодня?

Чудовище доктора Зенгера

В 1933 году доктор Е. Зенгер обосновал возможность создания гиперзвукового летательного аппарата, способного при разгоне до 5900 м/сек выходить в верхние слои атмосферы и при последующем снижении до 10 км, рикошетируя от плотных слоёв атмосферы (как камень от воды), улетать на дальность до 23400 км.

Первый гиперзвуковой летательный аппарат был спроектирован в НИИ техники ракетного полёта (г. Трауен, Германия) в 1936 году и получил название «бомбардировщик-антипод».

«Чудовище доктора Зенгера» имело вес около 100 тонн в заправленном состоянии, запуск аппарата предполагалось проводить под углом 30 градусов с рельсовых направляющих длиной около трёх км. Полезная нагрузка в этом случае составляла около 0,3 тонны взрывчатки. В случае успешной реализации этого проекта под угрозой ракетных ударов Германии оказывался практически весь земной шар.

Концепция мгновенного глобального удара

Идея применения гиперзвуковых ракет очень напоминает современную «Концепцию мгновенного глобального удара», которая в последнее время кружит голову многим политикам за рубежом…

Попытки создать гиперзвуковые ракеты были возобновлены в мире практически сразу после окончания Второй мировой войны и особенно активизировались в период холодной войны.

Большинство разработок в этот период закончились на этапе экспериментальной отработки и демонстрации технологий - конструкционные материалы не выдерживали аэродинамического нагрева на скорости выше 5 М. Управление аппаратом при таких скоростях и перегрузках было невозможно, и высокоточное наведение на цель практически не было достигнуто…

Интерес к гиперзвуковому оружию вновь резко возрос после недавнего провозглашения «Концепции мгновенного глобального удара» и создания Командования глобального удара в составе ВВС США. Так, в мае 2003 года Министерство обороны США официально объявило о начале работ над высокоточным неядерным оружием, способным поражать цели в любой точке планеты «за считанные минуты или часы».

В соответствии с принятой концепцией в состав ударных вооружений Командования глобального удара, наряду с достаточно хорошо отработанными и эффективными ракетными комплексами стратегического назначения типа «Минитмен-III», «Трайдент-II» и стратегическими крылатыми ракетами большой дальности, в перспективе должны войти гиперзвуковые летательные аппараты с неядерным оснащением.

Наиболее перспективные образцы ГЗЛА (гиперзвукового летательного аппарата) разработаны к настоящему времени в США - стране-лидере в этой области. Среди множества проработанных вариантов гиперзвуковых летательных аппаратов на этап экспериментальной отработки в настоящее время вышли три основных типа ГЗЛА:

Гиперзвуковая крылатая ракета (ГЗКР);

Воздушно-космический самолёт (ВКС);

Планирующая головная часть (ПГЧ).

Гиперзвуковая крылатая ракета Х‑43 А

После безуспешного проведения ряда исследовательских программ по созданию ГЗКР (гиперзвуковых крылатых ракет) к 2004 году основные усилия военно-промышленного комплекса США были сосредоточены на проекте HyStrike.

Стандартное требование заключалось в демонстрации крейсерского режима экспериментального ГЗЛА (М=6,5) на высоте 27,4 км и достижении максимальной дальности не более чем за 10 минут полёта. Наибольшие сложности при длительном гиперзвуковом полёте такого аппарата возникали из-за значительного аэродинамического нагрева элементов такой ГЗКР (см. рисунок 1).

По контракту фирмы Boeing и Aerojet должны были провести 11 испытательных полётов, причём в восьми последних аппарат должен быть оснащён работающим двигателем. Фирма Aerojet должна была построить 14 экспериментальных двигателей: шесть для наземных испытаний и восемь для лётных.

27 марта 2004 года прошли лётные испытания нового экспериментального образца ГЗЛА типа Х‑43А. Для сброса аппарата также использовался самолёт-носитель В‑52, а для разгона ГЗЛА была использована ракета типа Pegasus («Пегас»). Старт производился на высоте 12 км. Отделение аппарата от ускорителя «Пегас» произошло на высоте 29 км, затем включился прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работавший 10 секунд.

При скоростном планировании со снижением удалось достичь скорости в 7 М, то есть 8350 км/час. По другим данным, скорость Х‑43А составила 11 265 км/ч (или 9,8 М) на высоте полёта 33,5 км. По экспертным оценкам, более реалистична меньшая скорость полёта. Результаты этого эксперимента были положены в основу создания нового ГЗЛА типа Х‑51А.

Консорциум трёх организаций - исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory) и компаний Boeing и Pratt & Whitney - разработал программу создания и лётных испытаний такого гиперзвукового летательного аппарата.

Разработка ГЗЛА была ориентирована на создание перспективного прямоточного воздушно-реактивного двигателя конструкции типа «волнолёт» (WaveRider). Корпорации Boeing и Pratt & Whitney завершили к 2009 году наземную отработку двигателя, в том числе и его топливной системы. Лаборатория ВВС AFRL выделила на испытания 250 млн долларов. Эти средства были предназначены для выполнения четырёх испытательных полётов, которые должны были состояться в конце октября - начале ноября 2009 года.

Корпорация Boeing построила четыре прототипа (экспериментальных образца) ГЗЛА. Согласно проекту гиперзвуковой аппарат типа Х‑51А должен развивать скорость до 7 М.

После цикла лётных испытаний должно быть принято решение о дальнейшем финансировании проекта или его прекращении. Сам Boeing высказывал намерение построить ещё два образца для дополнительных лётных тестов. Все экспериментальные образцы ГЗЛА были одноразовые. При этом, по официальным заявлениям, Х‑51А не являлся образцом вооружения, а служит только для моделирования и отработки новых технологий. Уже на основе полученных результатов Департамент обороны должен был заказывать разработку новых образцов гиперзвукового ракетного вооружения для армии США. Корпорация Boeing также намерена продолжить работу над Х‑51А в инициативном порядке с целью создания на её основе перспективной ГЗКР типа X‑51A+.

По мнению разработчиков, эта перспективная гиперзвуковая ракета (X‑51A+) получит способность резко менять направление полёта, самостоятельно находить цель, идентифицировать её и уничтожать в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Соответствующие бортовые системы управления ГЗЛА уже создаются при финансировании ВВС США.

Испытания на начальном этапе проводились в статическом режиме с подвешиванием макета экспериментального гиперзвукового аппарата Х‑51А под бомбардировщик B‑52H, с которого будет производиться пуск, для проверки совместимости электронных систем самолёта и ГЗЛА.

В воздух Boeing X‑51A впервые поднялся в декабре 2009 года в качестве подвесного груза под крылом бомбардировщика B‑52 (см. рисунок 2). В ходе экспериментального полёта проводилось исследование влияния подвешенной ракеты на управляемость самолёта, а также взаимодействие электронных систем X‑51A и B‑52. Полёт длился около 1,4 часа.


В экспериментальном гиперзвуковом летательном аппарате типа Boeing Х‑51А используется разгонная ступень оперативно-тактической ракеты ATACMS. Применение твёрдотопливного ускорителя данной конструкции предполагает следующую типовую схему применения ГЗЛА. После сброса гиперзвукового аппарата на высоте около 10 км с борта В‑52Н включается первая ступень ГЗЛА (первая ступень ОТР ATACMS) и происходит разгон аппарата до 4-5 М с набором высоты в диапазоне 20-30 км. Далее происходит её отделение и включается вторая ступень типа «волнолёт» на основе ПВРД новой разработки и ускоряет аппарат до 7-8 М с последующим склонением ГЗЛА на атакуемый наземный объект.

Проведённый анализ результатов разработки и испытаний гиперзвукового летательного аппарата типа Boeing Х-51А позволяет сделать следующие выводы:

1. Полученные к настоящему времени фактические результаты по достижению гиперзвуковой скорости (5 М) и анализ требований по скорости к перспективным образцам ГЗЛА (7 М) показывают, что предельной скоростью перспективного гиперзвукового летательного аппарата с ПВРД является скорость около 6-7 М. Достижение больших скоростей (до 10 М) в ближне- и среднесрочной перспективе представляется сложнореализуемым ввиду предела энергетических возможностей реактивного топлива серии JP и ограничений по термостойкости существующих (серийных) конструкционных материалов для длительного полёта ГЗЛА.

2. Пристеночное плазмообразование, возникающее при достижении летательным аппаратом скорости 9,5-10 М, вызывает перебои в работе бортовых радиосредств системы наведения ГЗЛА и также ограничивает наведение летательных аппаратов на таких скоростях.

3. Массогабаритные размеры экспериментального образца ГЗЛА в настоящее время определяются необходимым запасом реактивного топлива и габаритами прямоточного воздушно-реактивного двигателя и составляют по длине около 4,5 метра, диаметр описанной окружности около 0,5 метра. В перспективе при дополнительном размещении в составе боевого образца ГЗЛА типового ядерного заряда США (ориентировочная длина - 1,1 метра, диаметр - 0,3 метра) длина аппарата (планера) может быть увеличена ориентировочно до 5-6 метров. При неядерном (фугасном) боевом оснащении массогабаритные размеры такой ГЗКР будут ещё больше.

4. Применение в конструкции аппарата лобовых сегментных воздухозаборников, аэродинамических рулей и общей аэродинамической схемы типа «волнолёт» вызывает значительное увеличение его эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) относительно базовых величин ЭПР конусообразных тел вращения аналогичных размеров (типа ГЧ БРСД).

5. В итоге перспективный ГЗЛА будет обладать значительными массогабаритными размерами и отражательно-излучательными характеристиками в тепловом и радиолокационном диапазоне при относительно небольшой средней скорости (не выше 6 М).

Первый самостоятельный испытательный полёт X‑51A состоялся 26 мая 2010 года. Бомбардировщик B‑52 Stratofortress с аппаратом X‑51A на высоте 15 тыс. метров над Тихим океаном сбросил подвешенную под крыло ракету. После этого разгонная ступень (твёрдотопливный ракетный ускоритель) вывела аппарат на высоту в 19,8 тыс. метров и разогнала её до 4,8 М. Максимальная скорость в 5 М была достигнута аппаратом на высоте около 21,3 тыс. метров.

После разгона ГЗЛА включился гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель производства Pratt & Whitney Rocketdyne. В качестве инициирующего жидкого ракетного топлива использовался этилен. После этого двигатель перешёл на топливо типа JP‑7 (Jet Propellant 7 - стандарт ракетного топлива MIL-T‑38219) - смесевое реактивное топливо на основе углеводородов, включая нафталин, с добавлением смазочных фторуглеродов и окислителя.

Но на 110‑й секунде полёта ГЗЛА произошёл сбой. Затем работа двигателя восстановилась, полёт продолжился, пока на 143‑й секунде полёта не случился окончательный отказ. Связь прервалась на три секунды, и операторы передали команду на самоуничтожение. Скорость в 6 М набрать не удалось. Впрочем, для первого полёта ГЗЛА ставилась задача набрать скорость только в 4,5-5 М.


Планировалось, что полёт продлится 250 секунд. Была израсходована половина топлива, а причиной сбоя работы двигателя признали плохое уплотнение топливной системы. В целом испытания сочли вполне удавшимися, а результат лётного испытания был признан успешным. По мнению специалистов, аппарат выполнил 90% поставленных задач. В ходе полёта выяснилось, что аппарат не способен разгоняться так быстро, как ожидалось, и нагревается гораздо больше, чем рассчитывали. Также происходили перебои со связью и передачей телеметрии.

В целом, по заключению исследовательской лаборатории ВВС США, первый полёт ГЗЛА типа X‑51A был оценён как успешный. Время полёта на данном этапе экспериментальной отработки было достаточным. Ведь предыдущий рекорд длительности полёта на гиперзвуковой скорости составлял всего 12 секунд.

Во время вторых испытаний Х‑51А 13 июня 2011 года отказ двигателя повторился. Но в этот раз перезапустить его не удалось, и аппарат упал в акваторию Тихого океана возле побережья Калифорнии. И это уже было расценено как серьёзная задержка в создании действующего образца. По заключению аварийной комиссии, причиной аварии ГЗЛА был отказ в прямоточном воздушно-реактивном двигателе.

1 мая 2013 года был проведён четвёртый запуск ГЗЛА (см. рисунок 4), в результате лётного испытания была достигнута скорость в 5,1 М, полёт продолжался около шести минут, из них три с половиной минуты работал прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Ускоритель обеспечил набор скорости до 4,8 М, ПВРД - до 5,1 М, на топливе типа JP‑7.


Подготовка к четвёртому эксперименту

Решение о дальнейшей разработке боевого образца ГЗКР на базе ГЗЛА Boeing Х‑51А в настоящее время не принято.

В целом, с учётом указанных проблем, создание боевого образца ГЗКР на базе экспериментального гиперзвукового летательного аппарата Boeing Х‑51 А представляется маловероятным.

Гиперзвуковой летательный аппарат Boeing Х‑37

В настоящее время в США также продолжается создание технологического задела, необходимого для разработки одноступенчатых воздушно-космических самолётов (ВКС). Основу его составляют результаты, полученные в ходе выполнения программы NASP.

На данном этапе понимания возможностей ВКС, его задач и условий применения воздушно-космическим самолётом называется летательный аппарат самолётной схемы, который способен самостоятельно осуществлять взлёт с обычных аэродромов, выход на низкую околоземную орбиту и длительный орбитальный полёт, аэродинамическое маневрирование в атмосфере Земли с целью изменения параметров орбиты, сход с орбиты и посадку на заданный аэродром.

Однако на данный момент конкретный вариант полномасштабного ВКС, то есть летательного аппарата, полностью отвечающего требованиям Департамента обороны США к боевым летательным аппаратам такого типа, отсутствует. Ожидаемый облик ВКС, его основные ТТХ и возможные способы боевого применения были оценены исходя из общей целевой направленности задач, возлагаемых на космическое вооружение, и основных требований, предъявляемых американскими военными специалистами к ВКС.

Появление базового экспериментального образца-демонстратора ВКС ожидалось не ранее 2014-2015 года. В настоящее время в США действительно создан прототип такого воздушно-космического самолёта - экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат Boeing X‑37.

Гиперзвуковой летательный аппарат Boeing X‑37 (см. рисунок 5) - экспериментальный орбитальный самолёт, создан для отработки перспективных промышленных технологий запуска на орбиту и спуска в атмосферу. По мнению экспертов, Boeing X‑37 (беспилотный космический корабль многоразового использования) является увеличенной на 120% производной от ГЗЛА типа Boeing X‑40A.


В настоящее время при проведении инженерных расчётов принимаются следующие тактико-технические характеристики этого ГЗЛА:

Длина: 8,9 м

Размах крыла: 4,5 м

Высота: 2,9 м

Взлётная масса: 4 989 кг

Ракетный двигатель «Рокетдайн» AR-2/3

Масса полезного груза: 900 кг

Грузовой отсек: 2,1×1,2 м

Самолёт предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать, может выполнять различные разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос (и возвращать их).

Работы по созданию летательного аппарата типа X‑37 велись в США ещё с 1950‑х годов. Программа создания X‑37B была начата в 1999 году NASA совместно с корпорацией Boeing. Стоимость разработки экспериментального космолёта составила около 173 млн долларов.

Первый тестовый полёт - испытание планера ГЗЛА путём сбрасывания - был совершён 7 апреля 2006 года. Первый космический полёт состоялся 22 апреля 2010 года в 19:52 по местному времени. Для запуска использовалась ракета-носитель «Атлас‑5», место запуска - стартовая площадка SLC‑41 авиабазы «Мыс Канаверал». Пуск прошёл успешно. В ходе полёта были испытаны навигационные системы, управление, теплозащитная оболочка и система автономной работы аппарата.

3 декабря 2010 года воздушно-космический самолёт Х‑37В вернулся на Землю, орбитальный самолёт провёл в космосе 225 дней. Посадка, как и полёт, проводилась в автоматическом режиме и была осуществлена в 09:16 UTC на взлётно-посадочную полосу базы ВВС США «Ванденберг», расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния).

В ходе пребывания на орбите X‑37B получил около семи повреждений обшивки в результате столкновения с космическим мусором. Во время посадки также лопнуло колесо шасси. Отлетевшие фрагменты резины нанесли незначительные повреждения нижней части фюзеляжа аппарата. Несмотря на то, что покрышка шасси лопнула при касании посадочной полосы, аппарат не отклонился от курса и продолжил торможение, держась ровно середины посадочной полосы.

ВВС США совместно с концерном Boeing занялись подготовкой второго аппарата X‑37B к выводу в космос. Следующий запуск Х‑37 В‑2 (OTV‑2) был запланирован на 4 марта 2011 года. Время старта, программа полёта и стоимость проекта были засекречены. Испытания аппарата были проведены на более широкой орбите при усложнённых условиях схода с неё и захода на посадку. Программа OTV‑2 была расширена по сравнению с OTV‑1.

5 марта 2011 года аппарат был выведен на орбиту ракетой-носителем «Атлас‑5», стартовавшей с мыса Канаверал. С помощью второго аппарата X‑37B будут отрабатываться сенсорные приборы и системы спутников. 16 июня 2012 года летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил «Ванденберг» в штате Калифорния, проведя 468 дней и 13 часов на орбите, облетев вокруг Земли более семи тысяч раз.

Очередной беспилотный космический аппарат X‑37B был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас‑5» с космодрома на мысе Канаверал 11 декабря 2012 года. Как и ранее, никаких подробностей о задачах миссии официально не было сообщено.

Цели, для которых ВВС США собирается использовать орбитальный самолёт, в настоящее время не разглашаются. Согласно официальной версии, основной его функцией станет доставка на орбиту специальных грузов. По другим версиям, ГЗЛА Boeing X‑37 будет применяться и в разведывательных целях. Наиболее правдоподобным предназначением этого аппарата является отработка технологий для будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать чужие космические объекты и, если нужно, выводить их из строя кинетическим воздействием. Такое предназначение аппарата полностью соответствует документу «Национальная космическая политика США» 2006 года, провозглашающему право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство.

Представительство ВВС США официально заявило, что X‑37B рассчитан на максимальное нахождение в космосе в течение 270 дней, хотя второй космический полёт продлился 468 дней и 13 часов на орбите.

Аппарат оборудован панелями солнечных батарей и литий-ионными бортовыми аккумуляторами. Приведённые значения аэродинамического качества и запаса характеристической скорости позволяют изменить наклонение начальной орбиты на величину 25-300. При этом, по ряду экспертных оценок, возможно снижение ВКС в атмосфере до высоты 50-60 км.

Полёт ВКС в плотных слоях атмосферы характеризуется неблагоприятными условиями для работы бортовых систем разведки, прицеливания, связи из-за высоких скоростных напоров, тепловых нагрузок и плазмообразования.

Средние значения ЭПР такого воздушно-космического самолёта в диапазоне длин волн λ=3-10 см, ракурсе наблюдения 90±45° (борт) и по уровню вероятности 0,5 составляют около 5-10-20 м2 (в зоне плазмообразования могут достигать до 50-100 м2). Интенсивное плазмообразование при входе ВКС в плотные слои атмосферы прогнозируется в диапазоне высот 70-50 км с дальнейшим затуханием к плотным слоям атмосферы. Поэтому, исходя из нынешнего понимания возможностей ВКС, предполагается, что орбитальный полёт будет основным режимом полёта ВКС при выполнении боевых задач. В меньшей степени боевое применение ВКС возможно и на участке схода с орбиты до входа в плотные слои атмосферы (Н=90-120 км).

В целом на ВКС может возлагаться решение транспортных задач в интересах обеспечения орбитальной группировки США, ведение разведки из космоса и проведение инспекции орбитальных объектов.

Нанесение высокоточных ударов из космоса (с орбит около 200 км) по наземным целям представляется маловероятным (стоит вспомнить, сколько прогнозов о возможностях боевого применения многоразового космического корабля «Шаттл» было сделано в 1980‑е годы!). Тем более, что подобных испытаний Х‑37 с воздействием по наземным целям с орбиты за прошедший период зарегистрировано не было.

Необходимо отметить, что такие испытания будут расцениваться как нарушение Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 10 октября 1967 года. В соответствии со статьёй IV этого Договора «государства - участники Договора - обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения…».

В целом проведённый анализ показал, что гиперзвуковой летательный аппарат типа Boeing Х‑37 предназначен для выполнения специальных (разведывательных и транспортных) задач в космосе и обладает ограниченными возможностями боевого применения.

Планирующая головная часть Falcon HTV‑2

Ранее в США также осуществлялся ряд поисковых работ в области создания стратегических неядерных баллистических ракет (разработка МБР «Минитмен‑2» с неядерной боевой частью) в рамках проекта HAWD (Hypersonic Aerodynamic Weapon Definition).

Концепция была основана на результатах работ по созданию маневрирующей боеголовки AMaRV (Advanced Maneuvering Reentry Vehicle), которая трижды испытывалась в первой половине 1980‑х годов. Очевидно, эти испытания прошли достаточно успешно, поскольку Национальный совет по научно-исследовательским разработкам США в 2008 году рекомендовал в своём докладе использовать боеголовку AMaRV в качестве прототипа для первой ракетно-планирующей системы.

В качестве одного из вариантов такой системы рассматривалась планирующая головная часть (ПГЧ) или планирующая боеголовка (ПБГ), разработка которой была проведена в США по программе HWT (Hypersonic Weapon Technology). Технический облик этого аппарата представлял собой планирующую боеголовку, сконструированную по схеме «интегрированное корпус-крыло», и был положен в основу дальнейших разработок.

Основой для разработки ПБГ послужил гиперзвуковой летательный аппарат «Буст-Глайд» (программа SBGV - Strategic Boost Glide Vehicle, разработка которой осуществлялась ВВС), обладающий способностью совершать после разгона длительный управляемый гиперзвуковой планирующий полёт в диапазоне высот от 60 до 30 км.

Вместе с тем неоднократно отмечалось, что планирующая БГ (при успешном решении задач обнаружения, сопровождения и наведения средств ПРО) становится более уязвимой целью даже по сравнению с другими боеголовками (типа ББ МБР, ГЧ БРСД). Во‑первых, из-за больших габаритов её уязвимая площадь и ЭПР в несколько раз выше, чем у других БЦ, во‑вторых, крылья на участке планирования в атмосфере становятся основными уязвимыми отсеками, так как их разрушение (даже при боеспособном снаряжении) делает невозможным нанесение запланированного удара по объекту (рисунок 6).


По экспертным оценкам, такие планирующие головные части способны эффективно преодолевать существующую систему воздушно-космической обороны России и обладают наилучшими лётно-техническими характеристиками среди всех перспективных ГЗЛА противника.

Наиболее перспективной разработкой ГЗЛА в настоящее время является проект гиперзвукового аппарата типа «Фалькон» (Falcon), создаваемого в рамках программы HTV Агентства перспективных исследований Департамента обороны США (ДАРПА).

Боевое применение этого ГЗЛА предусматривает вывод аппарата в космос на МБР (вне зоны контроля СПРН), разгон ГЗЛА до гиперзвуковой скорости и скрытное преодоление зон ПВО над территорией страны в режиме аэродинамического планирования.

Программы и перспективы создания таких ГЗЛА были хорошо освещены в 2013 году в книге «Серебряная пуля?» Джеймса М. Эктона - содиректора программы по ядерной политике фонда Карнеги за международный мир. Было отмечено, что применение гиперзвуковых летательных аппаратов типа Falcon HTV‑2 в перспективе может обеспечить скрытное преодоление зоны обнаружения как системы ПРН, так и системы ПВО и нанесение внезапного ядерного удара по высшим звеньям государственного и военного управления РФ.

Основной чертой таких гиперзвуковых летательных аппаратов, определяющей вероятность доставки боезарядов к объекту поражения, являются высокоскоростные, интенсивно меняющиеся по модулю и направлению манёвры. Такие особенности лётно-технических характеристик планирующих боеголовок обусловлены высоким аэродинамическим качеством и высокими гиперзвуковыми скоростями атаки цели (5

Эти ГЗЛА объединили в себе те черты современного ракетного и авиационного вооружения, которые являются определяющими для эффективного преодоления современных эшелонированных систем ПВО‑ПРО. Из всех СВКН только баллистические ракеты, оснащённые ПБГ (ПГЧ) с высокими аэродинамическими характеристиками, обеспечивают практически глобальную зону поражения (доставки боезаряда) с гиперзвуковыми скоростями, сопоставимыми со скоростью МБР (БРПЛ).

При высоких гиперзвуковых скоростях и межконтинентальной дальности полёта ПБГ являются оружием высокоточной доставки неядерных боеприпасов и ядерных боезарядов малого и сверхмалого эквивалента, которые с использованием средств самонаведения и космических навигационных систем обеспечивают точность КВО=5-10 м.

Джеймсом М. Эктоном также было отмечено, что в настоящее время в этой области реализуется только одна программа - HTV‑2 и её финансирование сокращено до минимума.

Ранее был проведён ряд лётных испытаний таких ГЗЛА в рамках исследовательских программ ATV и HTV (рис. 7), которые подтвердили потенциальную возможность применения гиперзвуковых средств воздушно-космического нападения.


В процессе проведённых лётных испытаний ГЗЛА было отработано как прямое наведение планирующей головной части на атакуемый объект, так и возможные боковые манёвры аппарата относительно плоскости стрельбы. Лётные испытания проводились Агентством ДАРПА на Тихоокеанском полигоне ПРО имени Р. Рейгана. Пуск ГЗЛА проводился на испытательной баллистической трассе АБ «Ванденберг» (штат Калифорния) - боевое поле падения полигона ПРО (штат Гавайи). Продольное отклонение от расчётной траектории ГЗЛА с планированием составило около 1250 км.

Необходимо отметить, что применение для вывода таких ГЗЛА стратегических баллистических ракет даже из других позиционных районов (о. Диего-Гарсия) и районов патрулирования в море вызывает серьёзные опасения ввиду возможности срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении РФ и угрозы нанесения ответного (ядерного) удара.

Вместе с тем то, что программой испытаний в настоящее руководит Агентство перспективных исследований ДАРПА, показывает, что испытания планирующей головной части также носят исследовательский характер и в ближне- и среднесрочной перспективе вероятность перевода этой программы в стадию опытно-конструкторской работы во многом зависит от результатов испытаний опытного образца - демонстратора технологий.

Прямой угрозы нет

Существующий уровень проработки всех приведённых образцов ГЗЛА - гиперзвуковой крылатой ракеты типа Boeing Х‑51А, воздушно-космического самолёта Boeing Х‑37, планирующей головной части Falcon HTV‑2 - явно недостаточен для перевода указанных научно-исследовательских программ в стадию ОКР.

Общее снижение темпов разработки указанных гиперзвуковых летательных аппаратов и отсутствие утверждённой концепции боевого применения ГЗЛА с неядерным оснащением также позволяет предположить, что на ближайшую перспективу в составе стратегических наступательных вооружений США основными средствами «быстрого глобального удара» останутся стратегические баллистические и крылатые ракеты.

Приведённый обзор проблем, выявленных при лётных испытаниях гиперзвуковых летательных аппаратов в США, показывает, что создание аналогичных образцов вооружения в РФ нецелесообразно. В этом случае мы повторяем печальный опыт создания аналога лазерного авиационного комплекса (ABL), который после ряда успешных лётных экспериментов в США был вначале переведён из образца вооружения в исследовательскую лабораторию, а потом и вовсе отправлен на «кладбище самолётов».


Первый полёт Boeing X-48C



Даже не знаю как расценивать эту . То ли фантастика, то ли действительно правда. Однако, по сути:

В ответ на ужесточение американской риторики в адрес России и угрозу наличия у США, со слов главы Пентагона, некоего, доселе неизвестного, способного сокрушить всех врагов Вашингтона (речь идет о РФ и КНР), хоть по одному, хоть всех сразу, хочется напомнить о наших перспективных разработках, которые уже сейчас способны заставить обливаться холодным потом потенциальных противников.

От этой российской вундервафли нет защиты. Ни существующие, ни перспективные ПРО и неспособны не то, что уничтожить это чудо отечественной инженерной мысли, но и даже засечь.

Речь идёт о сверхсекретном глайдере, именуемом в прессе «Ю-71». Известно о нем немного, но того, что есть, вполне достаточно, чтобы сделать выводы о перспективах его применения. Так, «Ю-71», используя планирующий тип полета и обладающий сверхманевренностью, имеет возможность летать со скоростью свыше 11000 км/ч, кроме того при маневрировании он способен выходить в ближний космос.

При таких скоростях всё американское ПРО становится просто грудой металлолома. Засечь не смогут, и даже если бы и смогли, то противоракета всё равно не догнала и не перехватила бы такой аэродинамический объект.

К тому же, «Ю-71» может и не нести смерть на своих крыльях. Можно установить на российский глайдер систему РЭБ, коими славится наш ВПК, и тогда, перелетев за несколько минут территорию США и выведя из строя все станции радиоэлектронного обнаружения, можно будет без опаски отправлять следом «птиц» покрупнее, например, «белого лебедя».

Специалисты говорят о том, что, например, из Оренбургской области (где предположительно будут базироваться «Ю-71») до Вашингтона такой глайдер долетит за 45–50 минут, до Нью-Йорка – за 40, до Лондона – за 20. Есть, над чем задуматься тем, кто поспешил назвать Россию своей главной угрозой…(http://cont.ws/post/145284)

PS. После прочтения этой новости сразу скажу – не поверил. Поэтому попытался найти что-то по этой машине. И кое что нашёл, но ясности это не добавило.

Первые публикации на эту тему появились ещё весной этого года. В них сообщалось о том, что Ю-71 (Yu-71) был в разработке несколько лет. Последние испытания летательного аппарата прошли в феврале 2015 года. Пуск состоялся с полигона Домбаровский под Оренбургом. Раньше о нем чисто предположительно сообщалось на других западных источниках, сейчас же этот пуск подтвержден новыми аналитиками. Издание ссылается на выпущенный в июне доклад известного западного военно-аналитического центра Jane"s Information Group .

Сразу скажу, на Janes, лично я, ни чего не смог найти по этому аппарату. Зато нашёл ещё статьи в Западной прессе, но там как раз ссылаются на Janes. Можно ли им доверять? Не знаю. Время покажет.

Кстати, в данная машина имеет название Проект 4202.И утверждается что она имеет ядерную силову установку. Работы в этой области велись ещё СССР, с 60-х годов (подробнее о них вы сможете узнат по этой ссылке ), так ни чего фантастического в этом нет.

Единственное что можно сказать точно, так это то, что разговоры о гиперзвуковых пассажирских и военных самолётах идут с середины 80-х. Следовательно рано или поздно такой аппарат должен появиться.

Что смущает, а смущает меня то, что если Ю-71 реальная машина, то она появилась как то без промежуточных образцов техники.

На мой взгляд, прогресс в этой области должен был идти как то так: Сначала должны были появиться аппараты с крейсерской скоростью 5-7 000 км/час. Они должны были пойти в серию. На них бы отрабатывали технологии и тому подобное и постепенно подошли бы к скоростям порядка 11 000 км/час. А тут сразу, трах-бах и 11 000.

Однако, сразу отметать этот проект как фантастику я бы не стал. Понятно, что работы в этой области должны быть максимально засекречены. И все наши рассуждения о скоростях и иных ТТХ это чистой воды домыслы. Вполне возможно, что реальный Ю-71 и развивает, где-то 5 000 км/час.

Ну и внешний вид такого аппараты так же может быть какой угодно. Естественно ни каких фото в сети нет а рисунки представленные в этой статье это что называется – фантазии на тему…

Несмотря на то что Холодная война уже давно закончилась, наш мир не стал безопаснее, хотя угрозы несколько видоизменились. Опасности нынешнего века исходят не только от террористических группировок, отношения между ведущими мировыми державами также оставляют желать лучшего. Россия шантажирует США «радиоактивным пеплом», а американцы окружают Россию системой ПРО, закладывают новые стратегические подлодки и проводят испытания противоракет. Все чаще высокопоставленные чиновники и многозвездные генералы обеих стран выступают с заявлениями о создании новых видов стратегического оружия и модернизации старых. Одним из направлений новой гонки вооружений стало создание гиперзвуковых летательных аппаратов, которые можно использовать как средства доставки ядерных зарядов.

Недавно появилась информация о создании (и испытаниях) в России нового гиперзвукового беспилотного летательного аппарата Ю-71 с уникальными характеристиками. Информация появилась в зарубежной прессе, она крайне ограничена, о перспективном комплексе мы не знаем практически ничего. В российских источниках информация еще боле скудна и противоречива, чтобы понять, что может представлять собой новое оружие Ю-71, нужно посмотреть, как вообще военные использовали гиперзвук в своих целях.

История развития гиперзвуковых аппаратов

Это далеко не новое направление развития средств нападения. Создание летательных аппаратов, со скоростью в несколько раз превышающую скорость звука (более 5 Махов), началось еще в гитлеровской Германии, в самом начале ракетной эры. Подобные работы получили мощный толчок после начала ядерной эпохи и двигались в нескольких направлениях.

В разных странах стремились создать самолеты, которые могли развивать гиперзвуковую скорость, были попытки создания гиперзвуковых крылатых ракет, а также суборбитальных летательных аппаратов. Большая часть подобных проектов закончилось безрезультатно.

Еще в 60-е годы прошлого столетия в США начались разработки проекта гиперзвукового самолета North American X-15, который мог бы совершать суборбитальные полеты. Тринадцать из его полетов были признаны суборбитальными, их высота превысила 80 километров.

В Советском Союзе был аналогичный проект «Спираль», который, правда, так и не был воплощён в жизнь. По замыслу советских конструкторов, реактивный самолет-разгонщик должен был достигать гиперзвуковой скорости (6 М), а затем с его спины взлетал суборбитальный аппарат, снабженный ракетными двигателями. В основном этот самолет планировали использовать в военных целях.

Работы в этом направлении ведутся сегодня и частными компаниями, которые планируют использовать подобные аппараты для суборбитального туризма. Однако эти работы идут уже на современном уровне развития технологий и, скорее всего, закончатся успешно. Сегодня для обеспечения высокой скорости подобных аппаратов часто используют прямоточные воздушно-реактивные двигатели, что позволит сделать использование подобных самолетов или беспилотников довольно дешевым.

В этом же направлении идет и разработка крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью. В США существует правительственная программа Global Prompt Strike (быстрый или молниеносный глобальный удар), которая заключается в способности США наносить в течение одного часа мощный неядерный удар по любой точке планеты. В рамках этой программы разрабатываются новые гиперзвуковые аппараты, которые могут как нести ядерный заряд, так и обходиться без него. В рамках Global Prompt Strike идет разработка нескольких проектов крылатых ракет с гиперзвуковой скоростью, но похвастать серьезными достижением результатов в этом направлении американцы пока не могут.

Подобные проекты разрабатываются и в России. Самой быстрой крылатой ракетой, принятой на вооружение, является противокорабельная ракета Brahmos, созданная совместно с Индией.

Если говорить о космических аппаратах, развивающих гиперзвуковую скорость, то следует вспомнить космические корабли многоразового использования, которые развивают во время спуска скорость во много раз больше скорости звука. К подобным кораблям относятся американские шаттлы и советский «Буран», но время их, скорее всего, уже прошло.

Если мы говорим о беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратах, то следует отметить гиперзвуковые боевые блоки, которые являются боевой частью баллистических ракетных комплексов. По сути, это боеголовки, что могут маневрировать на гиперзвуковых скоростях или совершать управляемый полет. Их еще часто называют глайдерами, потому они планируют. Сегодня известно об трех странах, в которых ведут работы над подобными проектами - это Россия, США и Китай. Считается, что именно КНР является лидером в данном направлении.

Американский гиперзвуковой боевой блок AHW (Advanced Hypersonic Weapon) прошел два испытания: первое успешно (2011 год), а во время второго взорвалась ракета. По информации источников глайдер AHW может развивать скорость до 8 Махов. Разработка этого аппарата проводится в рамках программы Global Prompt Strike.

В 2014 году Китай провел первые испытания (оно прошло успешно) нового гиперзвукового аппарата-глайдера WU-14. Есть данные, что этот боевой блок может развивать скорость около 10 Махов. Его можно устанавливать на различные типы китайских баллистических ракет, кроме того есть информация, что Пекин активно работает над созданием собственного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, который можно будет использовать для создания аппаратов, запускаемых с самолетов.

Российским ответом на разработки стратегических конкурентов должен стать аппарат Ю-71 (проект 4202), который и был испытан в начале нынешнего года.

Ю-71: что известно на сегодняшний момент

В середине нынешнего года большой резонанс вызвала статья в американском издании The Washington Free Beacon. По словам журналистов в феврале 2015 года в России было проведено испытание нового гиперзвукового летательного аппарата Ю-71 военного назначения. В материале сообщалось, что российский аппарат может развивать скорость до 11 тысяч км/час, а также маневрировать на траектории спуска. Такие характеристики делают его практически неуязвимым для средств ПРО, которые существуют в настоящий момент.

Ю-71 также называют глайдером, запуск его произошел на околоземной орбите, а доставила его туда межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) SS-19 «Стилет» (УР-100 Н). Ракета стартовала из района расположения Домбаровского соединения РВСН. По информации того же издания, именно это воинское соединение будет вооружено подобными боевыми блоками-глайдерами до 2025 года.

Эксперты считают, что Ю-71 – это часть сверхсекретного российского проекта 4202, связанного с разработкой нового стратегического оружия, который стартовал в 2009 году. Информации о новом боевом блоке очень мало (что понятно), называется лишь скорость и способность маневрировать на завершающем этапе траектории. Однако с такими характеристиками, Ю-71 не страшны любые средства противоракетной обороны, которые имеются в настоящий момент.

Существует информация, что Ю-71 имеет три различных отсека, каждый из них содержит определенное оборудование.

В российском Генеральном штабе еще в 2004 году заявляли, что испытано летательный аппарат, способный развивать гиперзвуковую скорость, совершая при этом маневры как по высоте, так и по курсу. С этим временем совпадает запуск с полигона на Байконуре МБР УР-100Н УТТХ по цели на полигоне Кура.

В 2011 году появилась информация об испытательном запуске баллистической ракеты со специальным оснащением, способным преодолевать современные и перспективные системы ПРО. Вероятно, что новым боевым блоком будет оснащена одна из перспективных российских баллистических ракет, чаще всего называется новая ракета «Сармат» (МБР РС-28).

Дело в том, что подобные боевые блоки имеют сравнительно большую массу, устанавливать их лучше на мощные носители, которые могут нести сразу несколько Ю-71.

По той немногочисленной информации, которая доступна из российских источников, известно, что разработкой проекта 4202 занимается НПО Машиностроения, расположенное в подмосковном городе Реутов. Также в прессе появилась информация о техническом перевооружении ПО «Стрела» (г. Оренбург), которое было проведено ради участия в проекте 4202.

Боевые блоки современных баллистических ракет на траектории спуска развивают гиперзвуковую скорость и способны совершать довольно сложные маневры. Основным же отличием от них Ю-71 эксперты считают еще более сложный полет, чем-то сравнимый с полетом самолета.

В любом случае принятие подобных блоков на вооружение значительно повысит эффективность российских РВСН.

Также есть информация об активной разработке гиперзвуковых крылатых ракет, что могут стать новым оружием российских боевых самолетов, в частности разрабатываемого стратегического бомбардировщика ПАК ДА. Подобные ракеты представляют весьма нелегкую цель для ракет-перехватчиков системы ПРО.

Подобные проекты могут сделать систему противоракетной обороны бесполезной. Дело в том, что объекты, летящие с большой скоростью перехватить крайне сложно. Для этого у ракет-перехватчиков должна быть большая скорость и возможность маневрировать с огромными перегрузками, таких ракет пока не существует. Очень тяжело вычислять траектории маневрирующих боевых блоков.


Москва разрабатывает гиперзвуковой стратегический ударный летательный аппарат, похожий на аналогичный китайский, сообщают западные СМИ со ссылкой на военных аналитиков.

Ю-71 (Yu-71) был в разработке несколько лет. Последние испытания летательного аппарата прошли в феврале 2015 года. Пуск состоялся с полигона Домбаровский под Оренбургом. Раньше о нем чисто предположительно сообщалось на других западных источниках, сейчас же этот пуск подтвержден новыми аналитиками. Издание ссылается на выпущенный в июне доклад известного западного военно-аналитического центра Jane"s Information Group.

Как отмечается в документе, это даст России возможность наносить высокоточные удары по выбранным целям, а в сочетании с возможностями своей системы противоракетной обороны Москва будет способна успешно поражать цель только одной ракетой.

В докладе предполагается, что до 24 указанных гиперзвуковых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в расположенном в Домбаровском полку РВСН в период с 2020 до 2025 год. Также, из документа следует, что к этому времени Россия создаст новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) «Сармат», способную нести Ю-71.

Ранее в открытых источниках данное обозначение – Ю-71 – не фигурировало.

Как пишет The WashingtonFree Beacon, летательный аппарат является частью секретного российского проекта со созданию некоего объекта 4202. Аналитики утверждают, что февральский запуск был произведен с помощью ракеты УР-100Н УТТХ, в котором объект 4202 служил головной частью, и закончился неудачно.

Возможно, под таким индексом обозначаются разрабатываемые модификации гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок, которыми вот уже несколько лет оснащаются российские МБР. Данные блоки после отделения от ракеты-носителя способны менять траекторию полета по высоте и курсу и в результате успешно обходить как действующие, так и перспективные системы ПРО.

Документ утверждает, что Москве необходимо гиперзвуковое оружие, чтобы получить рычаги воздействия в ходе переговоров с Соединенными Штатами и ограничить эффективность американской системы ПРО.

Пентагон отказался комментировать российские испытания гиперзвукового летательного аппарата.

Напомним, в начале июня сообщалось, что китайские военные провели очередное успешное испытание ударного гиперзвукового летательного аппарата WU-14, способного прорывать систему ПРО США и наносить ядерный удар.

Первое летное испытание нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Китай провел в январе 2014 года. Тогда СМИ сообщали, что, «по словам официальных лиц, гиперзвуковой аппарат, судя по всему, предназначается для запуска на одной из межконтинентальных баллистических ракет, чтобы затем на пути к цели из близкого околоземного пространства он мог планировать и развивать скорости вплоть до десятикратно превосходящих скорость звука».

В июле 2014 года, сообщалось, что Китай ведет разработки реактивной гиперзвуковой крылатой ракеты в дополнение к WU-14. Сообщалось, что китайская разработка похожа на экспериментальный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат X-43, разработанный НАСА. По опубликованной информации, китайская ракета может достигать скорости 8 тыс. миль в час.

Эксперты отмечают, что ракета может стать ударным оружием против американских авианосцев и военных кораблей.

Судя по тому, что не сообщается об обратном, испытания китайской разработки прошли успешно. В то время как последнее летное испытание неядерного гиперзвукового оружия в Соединенных Штатах закончилось неудачей.

Противостояние между ядерными державами России и США на данном этапе исторического развития, к сожалению, только усиливается. Речь идет не только о большом количестве американских военных баз, окружающих нашу страну, но и продолжающемся развертывании систем противоракетной обороны в Европе. Этим самым США и страны НАТО пытаются сдвинуть существующий баланс ракетно-ядерного потенциала в свою пользу, обеспечить некое превосходство, приближая места базирования к границам России. Это связано с тем, что ни одна страна в мире не имеет такой мощной триады в своих вооруженных силах, способной достойно противостоять внешним угрозам. Более того, возрастающее финансирование американского военно-промышленного комплекса и разработка новейшего гиперзвукового ракетного вооружения заставили военно-политическое руководство страны принять необходимые военно-технические меры в этом направлении.

Чтобы эффективно подавлять системы ПРО, необходимы летательные аппараты, несущие обычные или ядерные боеприпасы, со скоростью полета в 3-10 раз превышающей скорость звука. Это превышение характеризуется числом Маха, т.е. отношением скорости полета к скорости звука в конкретной среде. При разработке подобных ракет перед конструкторами возникали архисложные задачи, начиная от создания принципиально новых конструкционных материалов, позволяющих выдерживать огромные перегрузки и заканчивая новейшей электронной начинкой, способной обеспечивать требуемые параметры полета. К нашему удовлетворению, стране удалось сохранить законсервированные в 90-е годы передовые научные и инженерные наработки. По данным СМИ и сообщениям экспертов, Россия еще в те годы смогла провести успешные испытания летательного аппарата Х-90 проекта «Гэла», достигшего гиперзвуковой скорости полета в 4,5 Махов.

Недавно в американских средствах массовой информации появились сообщения о том, что с военного полигона в Оренбургской области была успешно запущена гиперзвуковая ракета под кодовым названием. Более того, утверждалось, что русские хотят включить эту ракету в состав новейшего межконтинентального баллистического комплекса «Сармат» (МБР РС-28), предназначенного для замены стоящих на вооружении ВС РФ ракет РС-20 «Воевода». Сообщалось, что ракета способна не только доставлять обычные или ядерные боеголовки со скоростью 11000 км/час на дальности до 10000 километров, но и совершать маневрирование, что делает ее недосягаемой даже для вновь разрабатываемых систем противоракетной обороны. Одна ракета «Сармат» может обеспечить доставку 24 аппаратов Ю-71 на указанную дальность в течение часа. В тех же СМИ отмечалось, что оснащение одного из соединений РВСН на Домбаровском полигоне глайдерами Ю-71 планируется к 2025 году.

class="eliadunit">

Подобные разработки проводятся в Китае и США, что позволяет говорить не только о странах, обладающих ядерным оружием и средствами его доставки, но и о триаде стран, обладающих способностью нанести сверхбыстрый глобальный удар. Таким образом, гиперзвуковые беспилотные блоки входят в состав баллистических ракетных комплексов. Их основные преимущества заключаются в способности беспрепятственно нанести в течение короткого времени удар по любому объекту земного шара с точностью до одного метра. Ввиду способности маневрировать с гиперзвуковой скоростью или совершать управляемый полет такие ракеты называют глайдерами. Как отметил Дмитрий Рагозин, принятие их на вооружение по значимости аналогично разработке ядерного оружия. Эксперты в области вооружений указывают, что глайдер Ю-71 является только частью особо засекреченного российского проекта имеющего шифр 4202. Генеральный штаб ВС РФ еще в 2004 году сообщал, что испытания гиперзвукового летательного аппарата с маневрированием по направлению и высоте завершены успешно. Это сообщение совпало по времени с запуском МБР УР-100 Н по мишени на полигоне Кура.

В отечественных источниках информации очень мало сообщений о проекте 4202, известно лишь то, что он разрабатывается в НПО Машиностроения подмосковного города Реутов. В прессе также сообщалось, что для участия в данном проекте произведена полная техническая модернизация производственного объединения «Стрела». В СМИ появилась информация о разработке гиперзвуковых крылатых ракет, которыми могут оснащаться перспективные бомбардировщики стратегического назначения. В открытых источниках нет информации о тактико-технических характеристиках глайдера Ю-71, сообщается лишь о его способности развивать скорость до двенадцати Махов, а также о способности нести, кроме ядерных боеприпасов, еще и аппаратуру для радиоэлектронной борьбы. Кроме того, он может оснащаться имитаторами различных целей, что еще больше затрудняет обнаружение, а тем более перехват или уничтожение. Эксперты утверждают, что проекты, подобные 4202, позволяют гарантированно преодолеть любую систему противоракетной обороны, делают практически бесполезными системы ПРО вероятного противника. Чтобы перехватить и уничтожить гиперзвуковые глайдеры с непредсказуемыми траекториями, необходимы ракеты – перехватчики, имеющие значительно большие скорости полета и способные при этом совершать маневрирование. Возникающие при этом перегрузки не позволяют даже в перспективе планировать создание эффективных систем противоракетной обороны.

Интересно, что в феврале 2016 года российское информационное агентство ТАСС сообщило о планах размещения на ракетном крейсере «Петр Великий» гиперзвуковых противокорабельных ракет. Поскольку разработки американских специалистов перешли в стадию натурных испытаний, становится понятным, почему наша страна значительно ускорила работы по проектам, связанным с гиперзвуком. В таких видах вооружений, как гиперзвуковые ракеты и глайдеры, отставание совершенно недопустимо, так как вероятный противник может получить возможности для шантажа любого государства, угрожая ему нанесением быстрого точечного удара из космоса гиперзвуковыми ракетами. Поэтому сейчас самое время приступить к разработкам своеобразного «зонтика» от подобного оружия.

class="eliadunit">