Политическая система великобритании в начале 20 века. Англия во второй половине XIX — начале XX века

Великобритания начале 20 века первое и второе десятилетие

В начале ХХ века никто из британцев не осознавал, что живет в конце эпохи.
До сих пор люди верили, что нация может создать стабильные экономические и
социальные улучшения и демократическое общество без революции.
Предпосылки для радикальных реформ заставили правительство сына Виктории,
короля Эдуарда VII, предпринять попытки улучшения социальных
условий. В 1907 году все школьники были обеспечены бесплатными обедами. На
следующий год была начата программа пенсий по старости. В 1909 была открыта
Биржа труда, где безработные могли найти себе работу. Еще два года спустя всех
рабочих принудительно заставили платить взносы в систему национального
страхования.

В 1911 году произошел парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась
принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на
собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис,
заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет.
Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон,
по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых
в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены. Теперь
Палата Лордов не могла запрещать законы, а только откладывать их вступление в
силу на два года. В том же 1911 году было принято решение, по которому членам
Нижней палаты платили заработную плату .
К концу XIX века началу ХХ стало очевидно, что Великобритания уже не так могущественна как ранее. Германия и США производили больше стали и были лучше вооружены, чем Великобритания.
Причины такой перемены кроются в следующем: другие страны имели более
богатые запасы полезных ископаемых , большинство же британских финансистов
вкладывали капитал за границу, а не тратили его на поддержание и расширение
британской промышленности, британские рабочие производили меньше, чем
рабочие других стран. К тому же, Великобритания уже отставала в науке и технике
от других стран. Частные школы и университеты не поощряли образованных
людей идти в науку или бизнес.

Баланс сил в Европе с ростом мощи Германии нарушился. Неожиданно
Великобритания осознала, что она больше не является мировой державой, что
она не контролирует моря и что другие страны имеют более сильный флот и
армию. Британия поспешила заключить союзы с европейскими странами.

1 Мировая Война

1914 году началась Первая Мировая Война. Великобритания до последнего
момента надеялась, что война ее не затронет, но чуда не случилось и когда
немецкие войска вступили на территорию Бельгии, Великобритания была
вынуждена объявить войну германии, так как по договору от 1838 года она
пообещала защищать эту страну от воинственных соседей.
В первые несколько недель войны германия почти победила Великобританию и
Францию. Британцы несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена
всеобщая военная мобилизация.
На Среднем Востоке британцы воевали против турецких войск в Ираке и
Палестине, Война на море была более успешной, потому что поражение там немедленно
привело бы к сдаче Великобритании. Британцы выиграли несколько важных боев,
но тем не менее немцы, применяя новое оружие – подводные лодки, умудрились
потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю
Великобританию на протяжении шести недель.
Но атаки немецких подводных лодок на суда нейтральных стран
вовлекли в войну США. Прибытие американских войск во Францию и вспыхнувшая
в Германии революция положили конец войне. Германия капитулировала 11
ноября 1918 года.
К тому времени Великобритания вместе с колониями и доминионами потеряла
убитыми около 750 тысяч солдат, а еще 2 миллиона были ранены.
условия мира, в Версале в 1919 году.
Ирландский вопрос

Перед началом Первой Мировой Войны британское правительство согласилось
на самоуправление в Ирландии. Конечно, были опасения, что протестанты в
Ольстере начнут гражданскую войну, но началась 1 мировая война и многие воинственные
ирландцы пошли в армию.
Были и ирландцы, которые считали, что нет смысла проливать кровь за англичан.
Они не хотели частичного самоуправления, они хотели полной независимости. На
пасху в 1916 году эти республиканцы устроили бунт в Дублине.

Бунт был быстро подавлен, но правительство Великобритании
сделало серьезную ошибку, казнив всех лидеров движения.
На выборах 1918 года республиканцы победили почти во всех округах, кроме
Ольстера. Вместо того, чтобы присоединиться к британскому парламенту, они
собрались в своем новом парламенте в Дублине и провозгласили Ирландию
республикой. Ирландцы собрали свою собственную армию и началась
партизанская война против англичан. В результате британское правительство
решило пойти на уступки. В 1921 году оно согласилось на отделение южной части
Ирландии, но настояло, чтобы Ольстер, или Северная Ирландия, остался в
составе Соединенного Королевства. По этому договору новая республика
признавала верховным правительство Великобритании и разрешало
пользоваться ей определенными морскими портами. Только в 1937 году этот
договор был аннулирован и Ирландия провозгласила себя независимой
республикой.

Послевоенное положение

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее положение оставляло желать лучшего, произошли большие изменения, далеко не в лучшую для страны сторону. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров , получивших огромные прибыли от военных заказов . Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Во время войны Британские колонии приобрели большую независимость, что послужило причиной кризиса Британской империи. Великобритания еще была великой державой, но соперничество с США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После войны англичанам пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве. Ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась низведенной на роль ”младшего партнера” США, утратила свое первенство на мировых рынках.

_*В апреле 1925г. английское правительство, сбалансировав бюджет, восстановило довоенный золотой паритет фунта стерлингов. Цены на английские товары в мире повысились на 12%. Это был период послевоенной стабилизации, во время которого резко возросла концентрация капитала . Например, была создана единая энергетическая система Англии. Создание ее оплачивало государство . Объем производства 1913г. был достигнут только в 1929г. за счет новых отраслей промышленности. Но темпы развития сильно отставали от ряда других стран. Сельскохозяйственное производство в период стабилизации продолжало сокращаться.

В межвоенный период Великобритания отставала от других крупных индустриальных стран по развитию новых отраслей промышленности, не реконструировала она в этот период и старые отрасли. Страна опиралась в основном на рынки своей колониальной империи, которые поглощали от ½ до ¾ продукции старых отраслей. Всё это привело к застою производства.

В колониях Великобритания стремилась проводить гибкую политику. Хотя освободительные движения, когда они возникали, жестоко подавлялись, ряд требований всё же удовлетворялся. Например, было удовлетворено требование доминионов о юридическом признании их равных прав с метрополией. Британские колонии, доминионы и другие зависимые территории к концу межвоенного периода в 1938 г. составляли по площади четверть мира (39,3 млн. кв. км.), а их население достигло 478,2 млн. человек.

Рабочее движение

Уже в начале XX века в Англии сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Несмотря на все усилия тред-юнионов, жизненный уровень не только основной массы, но и верхушки рабочего класса стал снижаться. Номинальная заработная плата верхушки рабочих с 1900 по 1912 г. возросла всего на 2%, в то время как цены на продовольствие и другие товары массового потребления поднялись почти на 20%. Ухудшение экономического положения трудящихся усугублялось стремлением правых сил ограничить политические права масс, урезать демократические свободы, ущемить национальные интересы. Этими глубокими причинами был обусловлен рост рабочего движения в Англии и Ирландии в начале XX века. Стачечное движение особенно усилилось в 1910 г. и бурно развивалось вплоть до начала первой мировой войны. Если в предшествующие годы в стачках участвовало по 150-300 тыс. человек в год, то в 1910г. – 516 тыс., в 1911г. – 962 тыс., а в 1912 г. – 1463 тыс. Массовые стачки этого периода охватывали наиболее важные отрасли хозяйства – угольную и текстильную промышленность, железные дороги, морской транспорт. Главной активной силой стачечной борьбы становятся широчайшие массы низкооплачиваемых и до этого времени слабо организованных рабочих.

Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъёма рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.

_*Достичь стабилизации в условиях острой конкуренции на мировом рынке, растущего технологического отставания и увеличения долга Соединенным Штатам Америки можно было только за счет снижения жизненного уровня населения. Поэтому в конце июля 1927г. парламент принял закон о профсоюзах. Он запретил всеобщие стачки. Пикетирование, попав под определение «запугивание», тоже было запрещено. Профсоюзам служащих были запрещены политическая деятельность, членство в Британском конгрессе профсоюзов. Все профсоюзы с момента принятия закона должны были получать заявления от каждого члена, кто желал платить взносы на политические цели. Закон вменял в обязанность безработным становиться штрейкбрехерами во время забастовки, объявленной с нарушением процедуры, а в случае отказа безработные преследовались по обвинению в нарушении закона. В апреле 1928г. был принят закон, ограничивший пособия безработным

Партии

В Англии тех лет не было революционной рабочей партии. Менее всего такую роль могла сыграть БЛП (Британская лейбористская партия). С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 г. вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских манёврах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбористская фракция стала лишь придатком либеральной партии.

Чем больше нарастал подъём рабочего движения, тем более очевидным становилось противоречие между революционными устремлениями масс и реформизмом лейбористских лидеров..

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Великобритании усилилось рабочее движение, и буржуазия пошла на некоторые уступки – было введено всеобщее избирательное право (для мужчин – с 21 года, для женщин – с 30 лет), улучшена система страхования и образования.

Революционный подъём среди рабочих нарастал. В 1920 г. Была создана Коммунистическая партия, которая поддерживала революционную Россию. В то же время правящие круги Великобритании были среди инициаторов антисоветской вооружённой интервенции. И только после её поражения британское правительство под давлением масс было вынуждено в 1924 г. Признать СССР, а в 1929 г. восстановить с ним разорванные в 1927 г. дипломатические отношения.

15 ноября 1922г. в результате выборов консерваторы получили 344 места в парламенте, а лейбористы-142 места. В конце 1923г. правительственный протекционизм вместо фритрейда стал основой экономической политики Великобритании. Это вызвало раскол в партии консерваторов, и, пытаясь его преодолеть, правительство распустило парламент, в котором имело устойчивое большинство, и на выборах 6 декабря 1923г. потерпело поражение: в новом парламенте консерваторы получили 259 мест, лейбористы-191, а враждовавшие группировки либералов месте-155 места. В январе 1924г. к власти пришло первое правительство лейбористов , но не надолго: в октябре 1924г. консерваторы получили 413 места в парламенте, лейбористы-151, а либералы-40 . Казалось бы, при такой чехарде правительств государственное управление невозможно. Однако преемственность работы правительств обеспечивали несменяемые чиновники гражданской службы . Когда прибывали новые министры, чиновники вводили их в курс дела, объясняли все аргументы за и против в принятых решениях. Но они никогда не открывали секреты принятия решений правительств, особенно детали: кто, кому, что сказал и т. д. Так и поныне. Чиновничий аппарат перед приходом новых министров изымает все политические секреты даже из черновиков бумаг. Это делается по традиционному согласию, не знающему исключений, с вновь назначаемым премьер-министром, отдающим себе отчет в том, что и ему придется когда-то уходить. А если министры начинают жаловаться на скудость материалов в досье, то чиновники ссылаются на премьер-министра. Это началось в 1916г., а еще в XIXв. кабинет министров ввел дискуссии в клубах или в частных домах

Внешняя политика
На имперской конференции 1926 было заявлено, что все члены Британского Содружества наций, а именно Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Ирландское свободное государство, Южная Африка, Новая Зеландия и Ньюфаундленд имеют одинаковый статус, независимы друг от друга во внутренних и внешних делах, хотя и связаны между собой, находясь под властью короны. Для Соединенного Королевства эта декларация получила санкцию парламента в Вестминстерском статуте 1931.
Во внешней политике Британия в этот период преследовала три главные цели - поддержание политики доброй воли в отношении стран, из которых ввозились продовольствие и сырье (особенно США и Аргентины); смягчение противоречий между европейскими странами, чтобы избежать или по крайней мере добиться отсрочки войны; поддержка Лиги наций в той мере, в какой это могло дать надежду на сохранение мира.
Кроме внутренних неурядиц, экономика Великобритании значительно пострадала от
"Великой депрессии". В период с 1930 по 1933 годы в стране было 3 миллиона
безработных.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

В 50-70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809-1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента - принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих - Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853-1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Экономические и политические позиции Великобритании в мире в результате Второй мировой войны оказались значительно подорванными. Распад колониальной системы в послевоенный период привел к тому, что Великобритания перестала быть центром огромной империи, в которой не так давно проживала четвертая часть человечества. В войне Великобритания претерпела существенных экономических потерь. Однако послевоенное восстановление происходило достаточно быстро. Уже в 1947 г. Великобритания достигла довоенного уровня производства. В послевоенный период у власти в Великобритании поочередно находились Лейбористская и Консервативная партии. Несмотря на большой авторитет Консервативной партии. Черчилля, на парламентских выборах в июле 1945 г. его партия потерпела поражение. К власти пришла Лейбористская партия. Премьер-министром стал К. Эттли. Новое правительство осуществило важные экономические реформы, в частности национализацию ключевых отраслей экономики. Было передано государству Английский банк, угольную, газовую, металлургическую промышленность, электроэнергетику, железные дороги - около 20 % промышленных мощностей страны. Лейбористы осуществляли также программу социальных реформ: отмены законов против профсоюзов, расширение бесплатной системы здравоохранения и расширение жилищного строительства. В области внешней политики лейбористы полностью разделяли опасения относительно советской угрозы, высказанные Июн-чіллем в Фултоне. 1949 г. Великобритания стала членом НАТО, перед этим - 1947 г. - предоставила независимость Индии.

Реформы лейбористов не привели к улучшению экономического положения в стране непомерно выросли государственные расходы и резко увеличился дефицит бюджета. На внеочередных парламентских выборах 1951 г. консерваторы одержали победу. Премьер-министром вновь стал В. Черчилль, который был при власти до 1955 г. 1952 г. Великобритания получила с помощью американцев ядерное оружие. 1952 г. умер король Георг VII, королевой стала его дочь Елизавета П. Она на троне по сей день. Из следующих консервативных премьеров самой заметной фигурой считался Гарольд Макмиллан, возглавлявший кабинет в 1957-1963 гг. Консерваторы сохранили систему социального обеспечения и медицинского обслуживания, но денаціоналізували сталелитейную промышленность и транспорт.

Консерваторы стремились сохранить влияние Англии в мире. 1956 г. Англия вместе с Францией и Израилем сделали попытку силой вернуть контроль над Суэцким каналом, национализированным Египтом. После Суэцкого кризиса распад английской колониальной системы резко ускорился.

Консерваторов после 13-летнего правления в 1964 г. изменил лейбористское правительство Гарольда Вильсона. 1970 г. к власти пришло консервативное правительство во главе с Эдвардом Хитом. В 1974 - 1979 гг. страной правило правительство лейбористов, премьер-министром которого был изначально Г. Вильсон, а после его отставки в 1976 г. - Джеймс Каллаген. Возвращение к власти лейбористов привело к восстановлению национализации, установления контроля за квартирной платой, ценами, социальными выплатами. Великобритания не поддержала идеи создания "Общего рынка" и не принимала участия в его создании (1957), но уже в начале 60-х годов начала добиваться вступления в него. 1 января 1973 г. Великобритания стала членом Европейского Экономического Сообщества. Однако экономические трудности в 70-е годы углубились, росла безработица, усилилась инфляция, уменьшились темпы экономического развития. С конца 60-х годов обострилась и проблема Северной Ирландии (Ольстера), где начались межобщинные столкновения католиков и протестантов. Католики-ирландцы выступают за воссоединение Ольстера с Ирландией, а протестанты, которые стали селиться там еще со времен А. Кромвеля, - по неразрывные связи Северной Ирландии с Англией. К тому же ирландцы-католики - это одна треть всех жителей, наиболее обездоленный часть населения Ольстера и в политическом, и в социальном плане.

В условиях обострения социально-экономических проблем Англии среди консерваторов усилилось влияние сторонников частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в экономику, их представитель - Маріарет Тэтчер - стала в 1975 г. лидером партии. На парламентских выборах 1979 г. победила Консервативная партия. Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет.

Маргарет Хильда Тэтчер (род. 1925р.) - один из найвидатні-тех политических и государственных деятелей Великобритании. По образованию химик (училась в Оксфордском университете) и юрист. У1947 - 1951 pp. работала химиком-исследователем, в 1954-1957рр. занималась адвокатской практикой. В 1959г. впервые избрана в парламент от Консервативной партии. В 1961-1964 гг. парламентский секретарь Министерства пенсий и социального обеспечения. На протяжении 70-х годов член британского парламента от Консервативной партии. В 1970-1974гг. министр образования и науки. В 1979-1990 гг. премьер-министр Великобритании. Лидер Консервативной партии в 1975-1990pp. У1992р. получила пожизненное перство.

Основным направлением ее внутренней политики стало предоставление максимальной свободы частному предпринимательству. Для этого были предприняты решительные шаги, направленные на сокращение государственного регулирования экономики. Правительство приступило к систематическому сокращению национального сектора экономики. К частному бизнесу возвращались предприятия нефтяной, авиакосмической, судостроительной и других отраслей промышленности. Существенно были сокращены налоги на прибыль, знижеш государственные расходы за счет сокращения социальных программ, сокращение ведомственного аппарата. Одновременно вводилось более жесткое трудовое законодательство, ограничивалось право профсоюзов на проведение забастовок. Во время забастовки 180 тыс. шахтеров, который длился с марта 1984 г. до марта 1985 p., правительство проявило твердость и ни на какие уступки шахтерам не пошел (не случайно Н. Тэтчер получила в прессе прозвище "железная леди").

Меры правительства в первые годы ухудшили экономическое положение Великобритании, обострили социальную и политическую ситуацию в стране. Однако с 1985 г. начался экономический подъем, продолжавшийся до 1990 г. Резко снизились темпы инфляции, начало сокращаться безработица (с 3,3 млн в 1985 г. до 1,6 млн в 1990 p.). Быстрыми темпами осуществлялась денационализация государственных предприятий в форме продажи небольших пакетов акций среди значительной части населения. До 1990 г. была приватизирована 21 государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей - владельцами домов и квартир. Во внешней политике консерваторы поддержали жесткую антисоветскую политику США. Президент Г. Рейган и М. Тэтчер установили тесные партнерские отношения на основе специальной приверженности консерватизму и антикоммунизму. Тэтчер твердо и последовательно отстаивала интересы Великобритании в ЕЭС. 1982 г. Англия вступила в конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова. Аргентина захватила эти острова, входившие в Содружество (там проживало 2 тыс. англичан). Английская эскадра блокировала острова и с помощью десанта англичане заставили аргентинские войска капитулировать. В конфликте погибло более 1 тыс. лиц. Успешная операция за тысячи миль от Англии преподнесла авторитет Тэтчер в стране и за ее пределами.

Успехи, достигнутые в оздоровлении экономики и финансов, укрепляли позиции Консервативной партии и правительства. Левые силы (лейбористы, либералы, социал-либеральные демократы) не смогли найти ответ на вызов Г. Тэтчер и приспособиться к реалиям современной эпохи.

В 1990 г. М. Тэтчер ушла в отставку с должности лидера партии и премьер-министра. ее заменил соратник по партии Джон Мейджор, который в экономической политике придерживался курса, взятого правительством Тэтчер. В начале 90-х годов экономическое положение Великобритании ухудшилось, замедлились темпы роста производства. Популярность консерваторов начинает падать, чему способствовал рост налогов, а также приватизация королевской почты, на что не решилась даже М. Тэтчер. Правительство консерваторов не смог ликвидировать многих общественных противоречий. Ему не удалось устранить пропасть между богатыми и бедными, решить проблему в сфере образования и науки, преодолеть сепаратистские течения в Шотландии, Уэльсе, решить проблему Ольстера и тому подобное. Правительство Дж. Мейджора уделял большое внимание углублению интеграции с Европейским Союзом. Символическим шагом, что должен был продемонстрировать сближение Великобритании и Европы, стало открытие в мае 1994 г. движения по тоннелю под Ла-Маншем, соединивший Дувр (Великобритания) и Кале (Франция).

Хотя в середине 90-х годов в британской экономике происходил медленный рост, правительство все же не пользовался популярностью. Большую проблему для Дж. Мейджора создавали переговоры по урегулированию североирландского конфликта, которые происходили с представителями Ирландской республиканской армии (ИРА) и партии Шин фейн при посредничестве премьер-министра Ирландии Дж. Бру-тона. В феврале 1996 г. ИРА отказалась от достигнутой ранее договоренности о прекращении огня и в знак предупреждения британского правительства взорвала мощную бомбу в портовом районе Лондона. Недовольство населения вызвали хаотичные и неэффективные действия консерваторов в 1996 г. во время кризиса, обусловленного распространением в сельском хозяйстве Великобритании так называемого коровьего бешенства (британцам пришлось уничтожить 4,5 млн коров и сжечь их мясо).

Потеряв в декабре 1996 г. большинство в парламенте, консерваторы вынуждены были назначить на май 1997 г. парламентские выборы. Лейбористская партия провела избирательную кампанию под лозунгами, которые пропагандировали их новую политику, которая должна сочетать экономический курс предыдущего правительства с принятием социальных законов о минимальной заработной плате, увеличение пенсий, улучшение здравоохранения, образования. Часть избирательной программы лейбористов посвящалась проблемам борьбы с подростковой преступностью. Лейбористы обещали децентрализовать систему управления в Уэльсе и Шотландии, создав там местные органы самоуправления. 1 мая 1997 г. лейбористы триумфально выиграли парламентские выборы, установив на долгие годы политическую и интеллектуальную гегемонию. Премьер-министром Великобритании стал 44-летний Тони (Энтони) Блэр. На парламентских выборах в 2001 г. Т. Блэр был переизбран, а в 2005 г. он стал первым премьер-министром - лейбористом, который выиграл парламентские выборы третий раз подряд.

Правительство Т Блэра провозгласил курс на подъем национальной экономики, сдерживание инфляции, неизменность в течение пяти лет размера подоходного налога, получения безработицы. Лейбористы пообещали не проводить дальнейшую национализацию, не закрывать больницы. Основная ставка сделана на улучшение системы образования и создание 250 тыс. новых рабочих мест для молодых безработных.

За первые годы пребывания у власти лейбористы смогли сократить дефицит государственного бюджета с 38 % в 1996 г. до 0,1 % в 1998 г. В стране снижены налоги на корпорации и предоставлены значительные льготы малому и среднему бизнесу. Несмотря на то, что Великобритания переместилась с послевоенного второго на седьмое место в мире по объему ВВП (1997), она и в дальнейшем остается одной из ведущих стран мира. Занимая лишь 1 % земной суши, Великобритания обладает значительным национальным богатством и научно-техническим потенциалом. На нее приходится 15 % всех мировых капиталовложений - она опережает за зарубежными инвестициями Японию, ФРГ, Францию.

Правительство Т. Блэра значительное внимание уделял урегулированию проблемы Северной Ирландии (Ольстерській проблеме). В июне 1997 г. в Великобритании была запрещена продажа оружия. После того как в июле 1997 г. ИРА объявила об очередном прекращении огня, возобновились переговоры о дальнейшей судьбе Ольстера. Благодаря личной инициативе премьера Т. Блэра 10 апреля 1998 г. в Белфасте было подписано соглашение о прекращении конфликта между католиками и протестантами в Северной Ирландии и автономный статус Ольстера (так называемый договор Страстной пятницы). Согласно условиям подписанного в декабре 1999 г. соглашения в Северной Ирландии было создано коалиционное правительство, в которое вошли католики и протестанты. Возглавил правительство протестант Д. Тримбл. В октябре 2001 г. ИРА объявила об окончательном уничтожении запасов оружия. 30 марта 2002 г. на 102-м году жизни скончалась королева-мать Елизавета. Своеобразным итогом длительного периода в истории Великобритании стало празднование в июне 2002 г. пятидесятилетие коронации Елизаветы П.

Главная и определяющая черта лейбористского правительства Т. Блэра заключалась в попытке практически выполнить свои социальные лозунги, что во многом он смог осуществить. Хотя, конечно, не все задекларированное было выполнено. Десятилетие правления Блэра вошло в историю Великобритании как далеко не худший период. Политико-экономическую эпоху его правления называют блеризм по аналогии с консервативным правлением - тетчеризмом. Внутренняя политика Блэра строилась на принципах социальной справедливости в сочетании с экономическими успехами. Он имеет репутацию честного и искреннего политика, ни в финансовой сфере, ни в частной жизни его оппоненты не смогли найти серьезного компромата. Он имел репутацию миротворца" который урегулировал североирландский конфликт и много сделал во всем мире - от Сьерра-Леоне до Косово. Но все заслуги миротворца перечеркнули иракские события, когда Великобритания направила свои усилия в Афганистан на помощь США в их войне в Ираке. Политические партии в Великобритании традиционно зависят от личности лидера. Его профессионализм, патриотизм и репутация чрезвычайно влияют на рейтинг партии. Иракская катастрофа не только подорвала имидж Т. Блэра, но и способствовала снижению рейтинга Лейбористской партии. Британцы, во-первых, не могут простить правящей партии участие в войне в Ираке, а во-вторых, очень устали от популистской риторики лейбористов. Выборы в местные органы самоуправления в Великобритании в мае 2007 г. завершились тяжелым поражением для лейбористов. Успеха добились консерваторы. В Шотландии на майских выборах победу одержала Шотландская национальная партия, которая отстаивает идею выхода провинции из состава Великобритании. 27 июня 2008 г. в британской новой истории закончилась эпоха Блэра. Он передал бразды правления своему преемнику и соратнику министру финансов Гордону Брауну. Следующие парламентские выборы в 2010 г. обещают быть острыми и непредсказуемыми.

В области внешней политики Великобритания является самым активным и наиболее благосклонным стратегическим партнером Соединенных Штатов Америки. В январе 1991 г. военная коалиция под руководством США, в состав которой входили войска Великобритании, с согласия ООН и при поддержке 28 западноевропейских и арабских стран начала операции "Щит в пустыне" и "Буря в пустыне" с целью изгнания арабских войск под командованием Сек. Хусейна

Кувейте. Военная кампания завершилась поражением Ирака. В1992 г., когда в Югославии возник конфликт между сербами, хорватами и боснийскими мусульманами, Великобритания разместила там свои войска в составе миротворческих сил ООН. Британский контингент находился в автономном крае бывшей Югославии Косово для сдерживания насилия между сербами и этническими албанцами. После террористических актов против США 11 сентября 2001 г. Великобритания поддержала войну против международного терроризма, которую возглавил американский президент Дж. Буш-младший. С ноября 2001 г. английские войска принимали участие в наземных военных действиях против афганского правительства Талибов и против организации исламского движения "Аль-Каида". Т. Блэр совершил несколько дипломатических поездок по странам Ближнего Востока с целью создания антитеро-ристичних блока. Английская общественность, обеспокоенная размахом военных действий, критиковала Блэра за пренебрежение к внутренним проблемам и желание произвести впечатление на международной арене. Современная европейская политика Великобритании направлена на быстрый рост экономического потенциала Евросоюза, повышение его роли в мировой экономике и превращение ЕС в один из ведущих экономических центров мирового сообщества. Одновременно Великобритания теперь воздерживается от введения единой европейской валюты - евро.

В 2003 г. Т. Блэр присоединился к военному вторжению США в Ирак, что вызвало широкую оппозицию даже в его собственной партии. Несмотря на широкомасштабные военные операции" США не смогли достичь гражданского мира и стабильности в Ираке. Американские и английские войска, которые остаются на иракской территории, в вооруженных столкновениях с террористами продолжают нести человеческие потери.

После распада СССР Великобритания признала новые независимые государства. В частности премьер-министр Джон Мейджор своим письмом от 31 декабря 1991 г. признал Украину. 10 января 1992 г. состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Украиной и Великобританией. 10 февраля 1993 г. в Лондоне во время визита Президента Л. Кравчука был подписан договор между двумя странами о принципах отношений и сотрудничества. Несмотря на незначительный уровень торгово-экономических отношений, украинско-английские политико-дипломатические контакты достаточно активны. Об этом свидетельствуют и визит Президента Л. Кучмы в Великобританию 1995 г., и визит премьер-министра Дж. Мейджора в Украину 1996 г. Правительство Т. Блэра активизировал "восточную" политику: расширились политико-дипломатические отношения Великобритании с Россией, Украиной и другими странами Восточной Европы.

Великобритания остается одним из последовательных сторонников расширения Евросоюза, в том числе за счет новых независимых государств. Несмотря на декларативные заявления британских политиков о необходимости привлечения Украины к межгосударственному сотрудничеству с ЕС (например, в октябре 2000 г. во время визита спикера палаты общин Великобритании Б. Бутройд), перспективы украинского сближения с Евросоюзом остаются невизначе-ними. В начале 2002 г. Великобритания выражала безоговорочную поддержку евроинтеграционных стремлений Украины и соглашалась с недопустимостью создания разделительных линий в процессе расширения Евросоюза. Эффективное средство предотвращения такого развития событий британская сторона усматривала в предоставлении Украине статуса ассоциированного членства в Евросоюзе, что было созвучным предложения канцлера ФРГ Г. Шредера, произнесенной им в декабре 2001 г. во время визита в Киев. Британская сторона предложила практическое учреждении механизма политических консультаций в треугольнике "Украина - Великобритания - Польша". Но британская политика в вопросах сближения Украины с ЕС определялась общими тенденциями развития диалога между Киевом и Брюсселем. С учетом противоречивых политических и экономических процессов в Украине, ее внешнеполитических проблем, сегодня ЕС не рассматривает возможность участия Украины в нем в ближайшей перспективе. Во время первой встречи президента Украины В. Ющенко с премьер-министром Великобритании Т. Блэром в январе 2005 г. в рамках саммита НАТО в Брюсселе было только "возбуждено ряд принципиальных вопросов по развитию сотрудничества Украина - ЕС". А в письме-ответе со стороны британского премьера содержались "обстоятельные ответы" на затронутые вопросы. Следующим шагом со стороны украинского президента стал письмо с изложением приоритетов Украины на ближайшую перспективу и приглашение премьер-министра Великобритании до Украины. Следовательно, принципиальных сдвигов пока не произошло.

Экономическое развитие. В конце XIX - начале XX в. Великобритания была одной из самых могущественных и богатых стран мира. Она занимала первое место в мировой торговле и в вывозе капитала. Английские капиталовложения за границей превосходили капиталовложения всех других крупнейших держав, вместе взятых. Английский фунт стерлингов являлся основной мировой валютой. Его принимали к уплате повсюду. Лондон был главным торговым и финансовым центром мира.

Англию называли "владычицей морей".

Промышленность Англии продолжала расти, однако техническое оборудование многих заводов устарело и по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия стала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США - 4,2%, в Германии -4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, а США - по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Благодаря более совершенному техническому оборудованию и повышению производительности труда американские и немецкие товары стали стоить дешевле английских. Они успешно конкурировали с английскими товарами.

В сельском хозяйстве Великобритании преобладало мелкое крестьянское хозяйство, но также сохранялась (особенно в Ирландии) крупная земельная собственность аристократов-лендлордов. Собственное сельское хозяйство не обеспечивало потребности Великобритании в продовольствии. Значительную часть продуктов питания и сельскохозяйственного сырья привозили из других стран.

Британский империализм был колониальным империализмом. На долю империи приходилась значительная часть зарубежных английских капиталовложений. Товарооборот Англии со странами Британской империи превосходил ее товарооборот с любой другой страной. Многие английские предприниматели были связаны с колониальным рынком. Сохранение и расширение империи являлось одной из важнейших целей британского империализма.

"Викторианская эпоха". Вторую половину XIX в. в Англии часто называют "викторианской эпохой" по имени королевы Виктории, царствовавшей почти 64 года: с 1837 по 1901 г. Это был период наибольшего могущества Великобритании, когда быстро росла ее колониальная империя, английская промышленность еще удерживала первое место в мире, власть буржуазии была прочной, а классовая борьба носила сравнительно мирный характер. В стране сохранялись конституционная монархия, парламентский строй и двухпартийная система.

На парламентских выборах соперничали две главные партии - консерваторы и либералы. Консервативная партия выражала в первую очередь интересы земельной аристократии и части крупной буржуазии. Главным лидером консерваторов считался Бенджамин Дизраэли, сын литератора, известный писатель, ловкий политик. Либералов поддерживала преобладающая часть крупной и средней буржуазии, а также значительная часть рабочего класса. Руководителем либеральной партии был видный государственный деятель, сын богатого коммерсанта Уильям Гладстон. Большинство либералов во главе с Гладстоном отстаивали свободу торговли, возражая против введения покровительственных пошлин. Консерваторы, напротив, предлагали ввести таможенное обложение иностранных товаров, чтобы оградить английскую промышленность от конкуренции. Обе партии считали необходимым проведение реформ избирательной системы и социального законодательства. В 1867 г. консервативное правительство Дизраэли провело парламентскую реформу, которая увеличила число избирателей почти в два раза. Сменившее его либеральное правительство Гладстона в 1871 г. официально признало законной деятельность профсоюзов, включая стачки. В 1872 г. оно ввело тайное голосование на выборах в парламент (раньше голосовали открыто). Вернувшись к власти в 1874 г., Дизраэли отменил еще существовавшие ограничения на Проведение стачек и разрешил деятельность кооперативов. В 1875 г. консерваторы приняли закон об ограничении рабочего дня 54 часами в неделю и закон об охране детского труда. Прием на работу детей до 10 лет запрещался. Новое возвращение либералов к власти ознаменовалось избирательной реформой 1884 г. Она предоставила право голоса большинству рабочих и крестьян.

В области внешней политики и консерваторы, и либералы руководствовались принципом "европейского равновесия", согласно которому ни одна держава не должна господствовать на континенте Европы. Для сохранения равновесия Великобритания обычно противодействовала наиболее сильной континентальной державе, не давая ей занять преобладающее положение в Европе. Сохраняя господство на море и поэтому не опасаясь вторжения извне, Великобритания проводила политику "блестящей изоляции", избегая длительных и прочных союзов с другими государствами. "У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей; у нее есть только постоянные интересы", - говорили английские политики.

Вплоть до конца XIX в. английские правящие круги считали своим главным противником Францию, которая соперничала с англичанами в захвате колоний. С начала XX в. англо-французские противоречия отошли на второй план и основным противником Великобритании стала Германия, экономическая, военная и морская мощь которой быстро увеличивалась.

Одним из главных направлений английской внешней политики в конце XIX в. было расширение колониальной империи. В 1875 г. правительство Дизраэли купило у Египта контрольный пакет акций построенного французами Суэцкого канала. Это обеспечило Англии контроль над важнейшей водной артерией, открывшей английскому флоту кратчайший путь в Индию и другие английские колонии. В 1876 г. королева Виктория приняла титул императрицы Индии, и английские колониальные владения стали официально именоваться Британской империей. На 80-е и 90-е гг. XIX в. приходится период самой интенсивной колониальной экспансии за всю историю Великобритании. В 1885 г. англичане овладели Бирмой, в 1886 г. африканскими странами Нигерией и Сомали, в 1888 г. - Кенией и Танганьикой, в 1890 г. - Угандой и частью Южной Африки. С 1880 по 1900 г. площадь британских владений возросла с 20 млн. до 33 млн. кв. км, а численность их населения увеличилась с 200 млн. до 370 млн. человек. В 1901 г. площадь самой Великобритании составляла меньше 1% площади ее колониальных владений, численность населения - менее 12% населения Британской империи.

Особое положение сложилось в Ирландии, которая считалась составной частью Великобритании, но фактически находилась на положении полуколонии. Несмотря на 400-летнюю английскую колонизацию, ирландцы не утратили своей самобытности. Сохранив язык, культуру, религию, они выступали против английского господства. Национальные и религиозные противоречия в Ирландии тесно переплетались с социальными. Наиболее плодородные ирландские земли были захвачены английскими помещиками-лендлордами.

В конце XIX в. главными требованиями ирландского крестьянства, ирландской интеллигенции и крепнущей ирландской буржуазии стали проведение земельной реформы и предоставление самоуправления - гомруля (от английского home rule -самоуправление). Самым видным деятелем ирландского освободительного движения этого времени был Чарлз Парнелл, избранный в 1875 г. в английский парламент. Стремясь привлечь общественное внимание к положению в Ирландии, он часто прибегал к парламентской обструкции, то есть мешал парламенту работать, произнося бесконечные речи, внося запросы, используя все возможные процедурные условия. Многие ирландские крестьяне отказались платить арендную плату. Ирландская крестьянская организация "Земельная лига" начала нападать на помещичьи усадьбы, жечь посевы, убивать скот. Одним из методов ее борьбы было прекращение всяких отношений с лендлордами и их управляющими. По имени капитана Бойкота, к которому впервые применили такую форму борьбы, ее назвали бойкотом.

В 1886 г. правительство Гладстона решило пойти на уступки населению Ирландии и внесло в парламент проект гомруля. Это вызвало раскол среди либералов, часть которых присоединилась к консерваторам. Правительство Гладстона пало, и власть почти на 20 лет перешла к консерваторам.

Лишь в 1905 г. правительство консерваторов потеряло доверие парламента и ушло в отставку, уступив место либералам, одержавшим победу на выборах 1906 г. Либералы оставались у власти до 1915 г.

Рабочее движение. Конец XIX - начало XX в. был периодом подъема английского рабочего движения. Утрата прежней промышленной монополии, обострение конкуренции на мировом рынке, стремление предпринимателей уменьшить издержки производства привели к снижению жизненного уровня английского рабочего класса, который усилил борьбу за свои права. Значительно возросло количество стачек, увеличилась численность профсоюзов (тред-юнионов), объединенных с 1868 г. в Британский конгресс тред-юнионов. К 1913 г. число их членов достигло 4 млн. человек.

По численности и организованности профсоюзов Англия в это время опережала все другие страны, кроме Германии. Часть профсоюзных деятелей считала, что профсоюзы должны вести не только экономическую, но и политическую борьбу. В 1900 г. они организовали Комитет рабочего представительства для выборов в парламент рабочих депутатов. В 1906 г. комитет был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию, которая приняла участие в выборах 1906 г. и провела в парламент 29 депутатов. Таким образом, двухпартийная система была поколеблена: наряду с консерваторами и либералами возникла третья влиятельная партия - партия лейбористов.

Первоначально лейбористская партия состояла из коллективных членов, в нее вступали целыми организациями. Поскольку членами лейбористской партии объявили себя многие профсоюзы, она сразу стала массовой. Уже в 1904 г. ее численность составляла около 1 млн. человек.

Лейбористская партия долго не имела собственной программы. Свою задачу ее лидеры видели в избрании лейбористских депутатов в парламент, где они обычно голосовали вместе с либералами. Такое положение вызывало недовольство левых социалистов, в том числе небольшой группы социал-демократов, стоявших на позициях марксизма. В 1911 г. они создали Британскую социалистическую партию, которая в соответствии с марксистским учением провозгласила главной целью борьбу за социализм. Британская социалистическая партия намеревалась возглавить рабочее движение, но не сумела достичь этой цели и осталась малочисленной организацией.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

Сын учителя, адвокат по профессии, талантливый оратор, ловкий и дальновидный политик, Ллойд Джордж впервые был избран в парламент в 1890 г. в возрасте 27 лет и вскоре стал одним из лидеров либеральной партии. Широкую известность он приобрел своими выступлениями против "тунеядцев-богачей". Ллойд Джордж считал, что надо принять ряд мер против "постыдной нищеты" рабочих, ибо в противном случае они выйдут из-под влияния либералов, перейдут на сторону социалистов и покончат с капитализмом. Заняв в правительстве либералов пост министра торговли, имеющий в Англии большое значение, а в 1908 г. пост министра финансов, Ллойд Джордж в 1906-1911 гг. представил в парламент серию законов, касавшихся условий труда и повседневной жизни рабочих. По его инициативе был принят закон о бесплатном начальном образовании и бесплатном питании в школьных столовых для детей неимущих родителей. Работа в ночную смену ограничивалась; ночной труд женщин запрещался. Пострадавшие от несчастных случаев на работе получили право на бесплатное лечение и на пособие по инвалидности.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Большой общественный резонанс вызвал представленный Ллойд Джорджем проект бюджета на 1909 г. Он предусматривал выделение 1% расходов на проведение социальных реформ и значительное увеличение расходов на морские вооружения. Возросшие расходы предполагалось покрыть резким увеличением налогов на крупные состояния, земельную собственность и наследство, а также повышением косвенных налогов (касавшихся всех слоев населения) на табак, спиртные напитки и почтовые марки. Свой бюджет Ллойд Джордж представлял как начало "войны против бедности" и средство сломить "наглость богатства". Владельцы крупных состояний называли этот бюджет "революционным". Палата общин, в которой либералы вместе с лейбористами имели прочное большинство, одобрила проект бюджета, но назначаемая пожизненно королем палата лордов, в которой преобладала земельная и финансовая аристократия, отвергла ее. Тогда Ллойд Джордж развернул борьбу против палаты лордов, требуя ограничить ее полномочия или вовсе ликвидировать. В 1911 г. палата общин приняла закон об ограничении полномочий палаты лордов. Теперь палата лордов имела только "задерживающее вето", то есть могла отсрочить принятые палатой общин законы, но не отменить их. Если палата общин трижды принимала проект закона, он входил в силу, несмотря на возражения палаты лордов. Сопротивление палаты лордов было сломлено и "революционный бюджет" Ллойд Джорджа стал законом.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая. Эти республики, богатые золотом и алмазами, были населены белыми выходцами из Голландии - бурами, которые колонизировали местное африканское население.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. Буры пользовались поддержкой Германии и других соперников Англии, им симпатизировало общественное мнение многих стран мира. Они героически сражались, но силы были неравными. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

Учитывая интересы белого населения этих колоний, правительство Англии решило предоставить им права доминионов - самоуправляющихся частей Британской империи со своими парламентами и правительствами. Помимо Канады, имевшей статус доминиона с 1867 г., доминионами стали Австралия (1900), Новая Зеландия (1907) и бывшие бурские республики, объединившиеся в 1910 г. в Южно-Африканский союз. Доминионы участвовали совместно с метрополией в имперских конференциях, где обсуждались и согласовывались важнейшие вопросы оборонной, внешней и торгово-финансовой политики.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу. Называя себя "истинными националистами", руководители "шинн-фейн" выдвинули лозунг "Ирландия для ирландцев".

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Особенно резко выступали против гомруля консерваторы из северной части Ирландии - Олстера. Эта, наиболее развитая в промышленном отношении, часть Ирландии была населена смешанным населением: ирландцами, англичанами и шотландцами. Большинство населения составляли англичане и шотландцы, которые, в отличие от исповедовавших католическую религию ирландцев, были протестантами. Лидеры протестантов, давние сторонники союза ("унии") с Англией, заявили, что не допустят перехода Олстера под управление ирландского парламента. Их последователи ("унионисты") устраивали массовые митинги и демонстрации протеста против гомруля, создавали свои вооруженные отряды и готовились силой помешать введению гомруля. Они пользовались поддержкой английских консерваторов и части офицерства. Когда офицеры одной из английских воинских частей получили приказ отправиться в Олстер, они в знак протеста подали в отставку.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.

Вопросы и задания. 1. Расскажите об экономическом развитии Великобритании в последнее тридцатилетие XIX в. 2. Почему к концу XIX в. Великобритания начала терять ведущие позиции в экономике? 3. Расскажите о либералах и консерваторах, их лидерах и парламентской борьбе в "викторианский период" 4. Как образовалась лейбористская партия? 5. Какие реформы провел Ллойд Джордж? Раскройте их значение для разработки системы социальной защиты трудящихся, существующей в западных странах в настоящее время. 6. Охарактеризуйте колониальную политику Великобритании в конце XIX - начале XX в. 7. Каким было положение Ирландии в Британской империи? Расскажите о борьбе, развернувшейся вокруг вопроса о независимости Ирландии.