Кто осуществляет надзор за водоохранной зоной. Чем отличается береговая полоса общего пользования и прибрежная защитная полоса водного пользования


Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве . Как? Давайте попробуем разобраться в этом.

Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов », статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

"В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие."

Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте . И вот тут возникает масса вопросов.

Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии , ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки . Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить , если не видят рядом с собой свою машину . Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса , то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

"Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии."

Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога , в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

Вот еще одна статья Водного кодекса , касающаяся любительского рыболовства . Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

"Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств."

В ней тоже упоминаются механические транспортные средства , т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

ТЕРМИНЫ

Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия , что такое береговая полоса , что такое и что такое .

Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки , ручья, канала, озера , обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда , водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

Водоохранная зона - это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек , ручьев, каналов, озер , водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны , на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

ШИРИНА

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: - до 10 км – 50 м; - от 10 до 50 км – 100 м; - от 50 км и более – 200 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища , за исключением озера , расположенного внутри болота, или озера , водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал").

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии ) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Для проточных и сточных озер , расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера , водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны , прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии .

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Если с понятиями «береговая линия » и «береговая полоса » все понятно - они по определению простираются на протяжении всего водоема , то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема , или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы , т.е. расстояние от берега . А какова их протяженность?

Протяженность водоохранной зоны , как и береговой линии , равна протяженности водоема . А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов . Как узнать границы прибрежной защитной полосы ?

ГРАНИЦЫ

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и водных объектов".

В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков . Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы ? Не иначе, как по наличию .

Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса , в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков . В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков .

Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков , к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков , но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса ?

За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Кстати, нередко можно увидеть заграждения , установленные теми или иными лицами самовольно .

Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса .

Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса ) предназначается для общего пользования.

За это нарушение , предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе », накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе ?

Нет, не запрещена . Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса .

Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена . Ограничен лишь въезд на автотранспорте .

ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных .

Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса , часть 17 которого гласит:

"В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн."

МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы – эти термины в последнее время у всех на слуху. А кое-кто уже успел попасть в неприятную ситуацию, связанную с этими понятиями. Так давайте же разберёмся, наконец то, что же это такое.

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов – эти термины введены Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах». Границы зон и полос, режимы их использования, ответственность за их нарушения, определяются решениями конкретных субъектов Российской Федерации, на территории которых и расположены данные водные объекты.

Водоохранные зоны водных объектов

Водоохранная зона водного объекта – территория, прилегающая к водному объекту. На этой территории определяется особый режим её использования и ведения хозяйственной и другой деятельности. По большому счёту для рыбака любителя это понятие не нужно. Но, для общего развития, так сказать, в общих чертах, расскажу о нём.

Размер водоохранной зоны определяется в зависимости от вида водного объекта. Для этот размер определяется в зависимости от длины реки и местности, в которой она течёт. Для равнинных и горных рек он разный. Кроме того, для рек, которые испытывают повышенное антропогенное воздействие, определяется свой размер этой зоны.

Для озёр и водохранилищ определение размера водоохранной зоны происходит в зависимости от площади и местности расположения объекта. И, так же как и для рек, в зависимости от их значения и степени влияния на них антропогенного воздействия.

Для примера приведу несколько значений. Для реки в Кемеровской области размер водоохранной зоны определён исходя из её хозяйственно-питьевого и рекреационного значения в 1000 метров. Для горных рек и горных участков рек – 300 метров. Для рек, длина которых от 10 до 50 километров – 200 метров, от 50 до 200 километров – 300 метров, более 200 километров – 400 м. Для реки Аба (приток Томи), претерпевшей значительное антропогенное воздействие размер водоохранной зоны определён в 500 метров.

Для Беловского водохранилища размер водоохранной зоны определён в 1000 метров. Для Кара-Чумышского водохранилища этот размер равен 4 километрам, так же как и для озера Большой Берчикуль. Для других озёр и водохранилищ размер водоохранных зон определяется в зависимости от площади акватории. При площади поверхности до 2 квадратных километров размер водоохранной зоны определён в 300 метров, больше 2 квадратных километров водоохранная зона — 500 метров.

В водоохранных зонах запрещается применение авиации для работ по опылению полей и лесов, применение ядохимикатов и минеральных удобрений, их складирование. Запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов и угля, золошлакоотходов и жидких отходов. Запрещается размещение животноводческих ферм, скотомогильников, кладбищ, захоронение и складирование бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов. Запрещается добыча полезных ископаемых, проведение землеройных и других работ.

В водоохранных зонах запрещается мойка, ремонт и заправка транспорта, а также размещение стоянок транспорта. Запрещается размещение садово-огородных и дачных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов более 3 градусов. Запрещается рубка в лесах главного пользования. Запрещается строительство, реконструкция зданий и сооружений, коммуникаций без согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Прибрежные защитные полосы

Прибрежные защитные полосы – это территории, непосредственно примыкающие к водному объекту. Вот здесь рыболову любителю нужно быть более внимательным. И связано это не с самим рыбаком, а с его транспортом. В границах прибрежных защитных полос действуют ещё более строгие ограничения.

В прибрежных защитных полосах запрещается всё то, что было запрещено для водоохранных зон. Кроме того добавляются специальные запреты. В прибрежных защитных полосах запрещается движение всех транспортных средств , за исключением автомобилей специального назначения. Запрещается распахивать землю, складировать отвалы размываемых грунтов, организовывать летние лагеря скота и производить его выпас, устанавливать сезонные стационарные палаточные лагеря. Запрещается выделение садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство.

Самое главное запрещение для рыболова – это запрещение движения транспортных средств в границах прибрежных защитных полос. При нарушении этого запрета есть шанс нарваться на весьма значительный штраф.

Границы прибрежных защитных полос определяются, как я уже писал выше решениями субъектов Российской Федерации. Например, для Кемеровской области размер прибрежных защитных полос приведён в таблице ниже.

Виды угодий, примыкающих к водному объекту Ширина прибрежной защитной полосы в метрах, при наклоне склонов территорий, к ней прилегающих
обратный и нулевой до 3 градусов более 3 градусов
Пашня 15-30 30-55 55-100
Луга и сенокосы 15-25 25-35 35-50
Леса, кустарники 35 35-50 55-100

В прибрежных защитных полосах участки земель предоставляются для расположения объектов водоснабжения, отдыха, рыбного и охотничьего хозяйства, гидротехнических и портовых сооружений при получении лицензий на водопользование.

Собственники земель, объектов, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, должны выполнять установленный режим их использования. Лица, допустившие нарушения этого режима несут ответственность согласно действующего законодательства.

ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА - прибрежная территория установленной ширины от уреза воды водного объекта, являющаяся частью водоохранной зоны.[ ...]

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение рекреаций, объектов водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.[ ...]

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садо-во-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.[ ...]

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.[ ...]

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, которые непосредственно примыкают к водным объектам. В их пределах дополнительно к ограничениям, действующим в водоохранных зонах, запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, прокладка проездов и дорог, движение автомобилей, тракторов и механизмов.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.[ ...]

Территориальные нормативы включают санитарно-защитные зоны промышленных объектов (отдельных предприятий или групп, промышленных узлов), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), пояса санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, округа санитарной охраны.[ ...]

Именно в результате установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима.[ ...]

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.[ ...]

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохранных зон, территория которых непосредственно примыкает к водным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены. Минимальная ширина полос устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные полосы должны быть не менее 100 м.[ ...]

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются правительством РФ.[ ...]

Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м, от 200 до 500 км - 400 м, от 500 км и более - 500 м.[ ...]

Особый правовой режим установлен для определенных видов 3. в. ф., к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.[ ...]

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5567.[ ...]

Выделение таких 3. з. предусматривает зак-во об использовании и охране природных ресурсов, законодательство экологическое. К защитным экологическим зонам относятся водоохранные зоны водных объектов с выделяемыми в пределах их прибрежными защитными полосами, охранные зоны (округа), создаваемые для защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий, защитные участки для обеспечения жизненных циклов животных.[ ...]

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст. 111) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

Задача органов исполнительной власти - доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.[ ...]

Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООГТР. Однако такая позиция с формальной точки зрения представляется не совсем верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. В то же время в ВК РФ содержится положение, согласно которому водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 111). Как следует из смысла ст. 2 Закона об ООПТ, субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Амурской области)”10 или городе Москве. Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения (см. раздел 2.1).[ ...]

Озеро Байкал имеет статус объекта Всемирного наследия и входит в список ЮНЕСКО. Этот объект является одним из самых крупных в списке и включает акваторию озера (с островом Ольхон и другими островами) и его естественное природное окружение в границах первого водосбора. Прибрежная защитная полоса озера включает малоизмененные гор-но-таежные ландшафты хребтов Бар-гузинского, Приморского, Хамар-Да-бана и др. и Селенгинскую дельту. Более удаленные, но экологически значимые участки Байкала выделены как различного рода особо охраняемые природные территории и объекты.[ ...]

При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий3. Охраняемые природные территории (ОПТ) - природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-куль-турных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли про-тивоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.[ ...]

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР России, которые готовят Перечни водных объектов региона с указанием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губернатора.[ ...]

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п.[ ...]

Особо следует обратить внимание на специальное обоснование назначения ВЗ в Чебоксарах, создание искусственных водотоков и водоемов в качестве охраняемых объектов, прудов-отстойников для сточных вод и т. д. В силу того, что природные воды Чебоксар характеризуются высокой степенью загрязнения, необходима их реабилитация. Это комплекс воздействий на природные воды и другие компоненты экосистемы с целью возвращения последней утраченных свойств и качеств (Орлов, Черногаева, 1999). Внутри ВЗ Чебоксар следует выделить прибрежную защитную полосу с наиболее жестким режимом, хотя данная мера вызовет негативное отношение со стороны владельцев дачных участков и гаражей, размещенных в долинах малых рек. Это не должно нас пугать, так как именно речные долины являются для города его экологическим каркасом. ВЗ в Чебоксарах должна соблюдаться не только для открытых естественных русел, но и для каналов, водотоков в трубах, коллекторов, набережных и т. п. Поэтому при обустройстве набережных в их подошве следует устраивать дренажи, фильтры для обеспечения гидравлической связи подземных и поверхностных вод. Кроме того, подобная связь всегда возникает при попытках засыпки ручьев и оврагов, забора русла и т. п. При этом формируются подрусловые потоки и другие грунтовые воды, которые также следует учитывать при обустройстве ВЗ. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых и талых вод в гидрографическую сеть города, откуда они затем попадают в Чебоксарское водохранилище.[ ...]

Молевой сплав при своей простоте обладает недостатками, Значительны потери древесины, связанные с выбросом бревен на берега и особенно с их затонением. Наиболее быстро тонут и намокают лиственные породы: береза, осина, клен и др. Молевой сплав влияет на естественное состояние рек и наносит большой ущерб рыбному хозяйству. Затонувшие древесина и кора захламляют русло, а при их разложении поглощается кислород и выделяются вредные вещества, которые отравляют воду. Плывущие бревна часто травмируют рыбу, идущую на нерест, разрушают нерестилища, и берега, что способствует заилению русла. Для облегчения управления сплавом древесины прибрежную защитную полосу кустарников обычно вырубают, что приводит к интенсивному размыву берегов, способствует заилению русл и загрязнению воды поверхностными стоками.[ ...]

Административная ответственность за водные правонарушения. Пожалуй, в ходе административной реформы эта часть российского законодательства (если не считать введения общих составов экологических правонарушений) подверглась наибольшим изменениям. Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов водных проступков, но и использовал в максимальной степени средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся в ч. 1 ст. 7.2 составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водного объекта; в ст. 7.6 -составы самовольного занятия водного объекта или его части и пользования ими без разрешения (лицензии) или без договора либо с нарушением условий разрешения (лицензии), договора; в ст. 7.7 - состав повреждения гидротехнического, водохозяйственного, водоохранного сооружения, устройства или установки; в ст. 7.8 - составы самовольного занятия земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в ст. 7.10 -составы самовольной переуступки права пользования водным объектом и самовольного обмена водным объектом; в ст. 8.12 -составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения режима их использования; в ст.[ ...]

В 1999-2000 гг. при проверке исполнения водного законодательства (в связи с загрязнением акватории недостаточно очищенными и загрязненными стоками) было выявлено более 5,6 тыс. нарушений, за совершение которых к различным видам юридической ответственности привлечены 2360 лиц в результате внесения прокурорами 1912 представлений, а также опротестовано 42 незаконных правовых акта. Прокурорскими проверками было установлено, что в зоне Иваньковского водохранилища - основного источника питьевого водоснабжения г. Москвы, из которого в сутки подается 6 млн куб. м воды для столицы, реально функционирует не более 20% очистных сооружений, в то время как с территорий предприятий и 27 населенных пунктов поступает ежегодно свыше 100 млн куб. м сточных вод, половина из которых не очищается до нормативного уровня. Работники прокуратуры добились ремонта очистных сооружений на 12 предприятиях, введения в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 2000 куб. м на птицефабрике «Завидовская», перемещения с берегов водохранилища 14 объектов, в том числе 4 животноводческих комплексов, около 40 объектов по требованию прокуратуры прошло государственную экологическую экспертизу, пресечено более 200 нарушений, в частности самовольная застройка в 15-метровой прибрежно-защитной полосе, самовольное строительство причалов и эллингов и т. п., приостановлено несанкционированное строительство более 30 коттеджей, поселка Зеленый Бор на 300 домов, заявлено в суд девять исков о сносе самовольных построек, из которых удовлетворено уже пять.

Установленных в черте городских пляжей или вдоль берегов водоемов в сельской местности. Но о том, что такое водоохранная зона, знает далеко не каждый человек.

Из размещенной на городских стендах информации можно почерпнуть лишь данные о размерах этой самой зоны. Как правило, на этих щитках бывает написано: «Водоохранная зона. 20 метров».

Информативность таких стендов для людей, выезжающих на отдых к берегам водоемов, равна нулю. Туристы в принципе не понимают, что же такое водоохранная зона, какие ограничения имеет пребывание на этой природной территории, как в таком месте можно отдыхать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Поэтому узнать о том, что же это такое, нужно самостоятельно, и сделать это следует до наступления жарких летних дней.

Каким документом определяются?

Водоохранные защитные зоны к самой воде имеют косвенное отношение. Расшифровка этого определения прописана в Статье 65 Водного кодекса Российской Федерации. Однако юридический язык достаточно сложен для восприятия, и эта статья не является исключением.

Статья довольно объемная и включает в себя многие нюансы, касающиеся не только определения понятия в целом, но и правил для конкретных природных территорий, например для озера Байкал. Кроме этого, отдельные пункты прописывают обустройство водных и территориальных объектов.

Человеку не знакомому с юридической терминологией и особенностями изложения текста сориентироваться в этом законе и "выудить" из его содержания необходимую информацию бывает весьма трудно. Текст наполнен сносками, поправками, датами их принятия и прочими аналогичными дополнениями к основному содержанию.

Что же это такое?

Водоохранная зона - это вся территория, примыкающая к какому-либо водоему в любом его месте. Длина ее по линии, перпендикулярной береговой, колеблется от 50 до 200 метров. Для памятников природы и заповедных территорий, таких как Байкал, размеры устанавливаются в специальном порядке, образно говоря - индивидуально.

Внутри этой территории устанавливается прибрежная полоса водоохранной зоны, имеющая собственные границы. Вне зависимости от того, есть ли информационный щит или его нет, каждый водоем, имеющий постоянное русло или впадину, имеет собственную, защищаемую законом прибрежную зону.

С какой целью созданы эти зоны?

Целью создания, а точнее выделения их из общего ландшафта охраняемых законом территорий является сохранность окружающей среды и микроклимата водного объекта.

То есть наличие таких зон предотвращает:

  • засорение;
  • обмеление;
  • заиление;
  • загрязнение.

Это обеспечивает сохранность водных ресурсов и предотвращает такое явление, как заболачивание местности и истощение речных и озерных источников воды.

Кроме вышеперечисленного, прибрежная водоохранная зона обеспечивает:

  • целостность микроклимата;
  • сохранность природных биологических процессов;
  • поддержание условий жизнедеятельности животных и других обитателей, например пресмыкающихся;
  • предотвращение вымирания отдельных видов растений.

Разумеется, существуют ограничения на виды деятельности и способы отдыха на таких территориях.

Что запрещено?

Вся водоохранная зона, полосы берега и удаленные от него участки - не место для хозяйственной деятельности человека. Хотя многие люди считают, что запрет относится лишь к деятельности предприятий, ферм, фабрик и иных аналогичных объектов, на самом деле предписания закона адресованы всем. То есть они должны исполняться как предприятиями, так и частными лицами.

Запрещено:

  • удобрять почвы сточными водами и осуществлять другие виды их слива;
  • устраивать все типы биологических захоронений, то есть кладбища, скотомогильники, выгребные ямы, закапывание и слив пищевых отходов;
  • размещать на хранение или проводить утилизацию токсичных, взрывоопасных, химических, отравляющих, радиоактивных и иных аналогичных веществ;
  • проводить опыление химикатами с воздуха;
  • строить автозаправки, помещения для использования горюче-смазочных материалов, за исключением территорий портов и других водных объектов;
  • применять в хозяйственной деятельности пестициды и прочие виды активных агротехнических веществ и удобрений;
  • добывать полезные ископаемые, например торф.

Эти предписания нередко нарушаются. Причем нарушителями оказываются вовсе не владельцы ферм или предприятий, а сельские жители, которые попросту не знают о данном законе.

Такие зоны есть только в России?

Впервые еще в СССР ввели и закрепили законодательно такое понятие, как "водоохранная зона". Водного объекта, например порта или пристани, оно не касалось и имело немного другие, чем сейчас, географические границы. После распада СССР в том или ином виде охрана береговых территорий, обеспечивающая экологическую чистоту водоемов, сохранилась во всех бывших республиках.

В Западной Европе, Азии и на Американском континенте такого понятия, как водоохранная территория, не существует.

Как устанавливаются границы этой зоны?

Стартовой точкой для определения расстояния, на котором будет пролегать граница водоохранной зоны, является береговая линия. То есть граница линии воды и суши. Для водоемов с наличием переменных показателей, например морей, за базовую начальную точку для замера берется максимально возможная граница линии прилива.

Для ряда природных заповедных объектов действуют несколько другие правила. Есть также отдельные дополнения, относящиеся к искусственно созданным резервуарам и водохранилищам.

Все данные о территориальных границах этих охраняемых территорий подлежат обязательной фиксации в Государственном кадастре. А кроме этого, все сведения о таких зонах регистрируются еще и в Государственном водном реестре.

Какими могут быть границы для речных зон?

То, насколько широкой будет водоохранная зона объекта, зависит от его характеристик. Для рек и ручьев она определяется протяженностью, а для озер - площадью.

Средние, общепринятые, прописанные законом размеры охраняемых территорий для русел рек и ручьев таковы (в метрах):

Глубина охраняемой законом территории в 50 метров по умолчанию устанавливается для не особо длинных речек или ручьев. Предел протяженности водных русел при таком размере защитной зоны - 10 километров.

Если река протянулась на расстояние от 10 и до 50 километров, то ее природная охраняемая зона будет уже больше. Для таких водоемов глубина защищенной законом экосистемы составляет 100 метров.

Водоохранная зона реки с протяженностью больше, чем 50 километров, углубится в ландшафт еще дальше. Ее граница пройдет в 200 метрах от линии воды.

Какими могут быть границы для зон других водоемов?

При отсутствии каких-либо факторов, требующих индивидуального подхода к определению пролегания границы территории охраняемой зоны, ее протяженность для озер, водохранилищ и морей определяют общие предписания закона.

Водоохранная территория для озер и водохранилищ по умолчанию устанавливается с протяженностью в 50 метров от линии воды.

Если же водохранилище представляет собой резервуар или запасник, созданный на основном водотоке, то протяженность глубины защитной полосы должна быть не менее чем ширина этого водотока. Замер проводится в наиболее широком месте.

Ширина заглубления на сушу охраняемой морской полосы составляет 500 метров по умолчанию.

Как вести себя в этой зоне?

К сожалению, законы, прописывающие понятие «водоохранная зона», не регламентируют поведение отдыхающих на берегах водоемов граждан. Это делает Кодекс об административных нарушениях, в котором указывается, что:

  • нельзя оставлять мусор - пластик, стекло, жесть, предметы гигиены и прочее;
  • не следует бросать тлеющий костер;
  • не нужно разбрасывать пищевые отходы «для подкормки» диких животных.

Кроме основных постулатов, определяющих поведение на природе, в водоохранной зоне следует проявить сознательность и внимательно прочитать общие запреты. Большую часть из них вполне можно интерпретировать и для частного отдыха в выходные дни.

Чего не нужно делать в этой зоне?

Исходя из общих для всех, перечисленных в законе запретов, можно предположить, что рядом с линией воды и на берегу в пределах границ водоохранной территории не следует поступать следующим образом:

  • парковать автомобиль, мопед, скутер или мотоцикл в черте зоны и тем более мыть транспортное средство;
  • закапывать и выливать пищевые отходы;
  • справлять нужду;
  • хоронить домашних питомцев;
  • оставлять мусор, в том числе и части транзисторов, навигаторов или других устройств, пришедших в негодность;
  • пользоваться бытовой химией и средствами гигиены, то есть мылом, чистящими и стиральными порошками, шампунями.

Для того чтобы вымыть руки, вполне можно отойти на безопасное для экосистемы реки расстояние. Если же нет такой возможности, то можно ограничиться влажными салфетками, которые вместе с остальным мусором нужно будет увезти с собой.

Бытовая химия, как и различные технические жидкости, вылитые на берегу, нарушают природный баланс экосистемы и отравляют воду, а значит, и ее обитателей.

Каждый, кто хотя бы раз выезжал за город, сталкивался с такой проблемой, как поиск чистого места на берегу небольшого озера или речки. Не секрет, что наши отдыхающие граждане оставляют после себя горы мусора - от сломанных смартфонов до гигиенических принадлежностей. Этого, разумеется, делать не нужно. Но и закапывать пластиковые бутылки, жестяные банки или другие виды отходов на побережьях тоже нельзя. Мусор надо увезти с собой и выбросить в ближайшем оборудованном для его сбора месте.

Можно ли кормить птиц и животных?

Этот вопрос интересен многим людям, которые ответственно относятся к собственному пребыванию на природе.

В водоемах обитают нерпы, по поверхности плавают утки с выводком птенцов, по деревцу скачет пушистая белка - такая идиллистическая картина не является редкостью в пригородах даже крупных городов. Конечно же, возникает желание угостить всю эту живность вкусной сдобной булочкой, мясом, консервированными шпротами или еще чем-нибудь.

Однако нужно вспомнить о том, что при въездах во многие заповедные зоны висят знаки, запрещающие кормление животных. Это не случайно и продиктовано вовсе не тем, что чиновникам жаль хлеба для уточек или арахиса для белочек.

Кормление диких птиц и животных приводит к катастрофе в местной, отдельно взятой экосистеме. Конечно же, если уток один единственный человек раз за лето накормит вкусным батоном, то ничего страшного не произойдет. Но если место является популярным для отдыха, и каждый приезжающий турист станет подкармливать местных обитателей, то это неминуемо приведет к тому, что птицы и животные перестанут питаться тем, чем им положено природой. В итоге увеличится количество насекомых, мелких рыб или же чего-то еще. Таким образом, баланс в экосистеме будет нарушен.

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;