Русские традиции на похоронах. Что нужно делать после смерти

Публикации раздела Традиции

Похоронные обряды на Руси

П роводы человека в мир иной чтились на Руси не меньше, чем его появление на свет. Мы расскажем вам о самых необычных, интересных, порой удивительных похоронных обрядах, о которых ученые узнали из экспедиций. Некоторые из этих ритуалов соблюдаются и по сей день.

Марганцовка, яйца и «магическое» мыло

Леонид Соломаткин. После похорон. 1869

В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.

Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец, около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.

Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает лечебно-магические свойства: его хранили и использовали в дальнейшем при лечении болезней у людей и животных. При заболевании рук - мыли руки с мылом, приговаривая: «Цёловек-от ушёу, дак у ёво нецёвó не болит и у меня нецёвó не заболит» .

Ночевка над покойником, «откупливание» нового места жительства

Василий Перов. Проводы покойника. 1865

В деревне Черёмуха Брянской области было принято ночью сидеть/ночевать над покойником - ходить на хавтуры. В сидениях обычно участвовали пожилые женщины, многие из которых знали церковные молитвы. Сюда приходили без приглашения.

В шесть утра усопшему открывали лицо и умывали святой водой, женщины в ожидании родственников выходили на улицу и голосили: «Открывают, умывают, выходят на улицу, голóсят, кричать, где там приезжают, гукáют» .

На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки - «откупливали» место. Здесь же устраивали поминальную трапезу, постелив на могилу небольшое полотенце (постельку) и скатерть. А затем постельку и скатерть уносили домой. До наступления 40-го дня после смерти скатерть нельзя было стирать, а постельку после 40 дней отдавали в церковь.

«Плохая» вода, крапива и металлические предметы

Марк Шагал. Покойник. 1908

В села Новосолдатка Воронежской области обмывали и обряжали покойника по истечении двух часов после смерти. Мыть умершего могли как родственники, так и чужие люди, существовал запрет только на обмывание детьми своей матери. Считалось, что эта вода приобретала особые свойства, прикосновение к ней могло негативно сказаться на человеке, поэтому ее выливали в такие места, где люди не могли бы на нее наступить, например под забор.

Умершему человеку, лежавшему на лавке, связывали руки и ноги, а развязывали их только на кладбище, перед тем как опускать гроб в могилу. Над покойником совершали магические действия, чтобы дольше сохранить тело. Например, под лавку, на которой лежал покойник, обязательно клали какой-нибудь металлический предмет (чаще всего - топор или замок), обкладывали умершего крапивой.

Ночью, пока покойник находился в доме, не разрешалось спать. В полночь устраивали поминальную трапезу, по окончании которой лицо покойника закрывали. По традиционным представлениям это связано с тем, «что если его не накрыть, то он не будет спать, а будет беспокоить живых».

Длина ног, сожженная солома и причитания

Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е

В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога - следующей в деревне умрет женщина, а если правая - мужчина.

Под голову умершему клали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если у поля, то, говорят, что всё потянет за собой, у доме будет плохо, пустота».

После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать - голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».

«Приказывания» и белые платки

Алексей Корзухин. Поминки на кладбище. 1865

Одна из локальных этнографических групп русского населения, привлекавшая внимание исследователей еще в ХIХ веке, - горюны, проживающие в западной части Курского Посемья, в Путивльском (а ранее и в Белопольском) районах Сумской области Украины. Эта территория до 1925 года входила в состав Курской губернии.

К наиболее специфическим особенностям погребальной традиции горюнов относятся обычай захоронения умерших в садах, в пределах места проживания.

Кроме того, в оплакивании покойника участвуют всех женщины села.

В теплое время года жительницы приходили на похороны в белых платках. Это старый обычай, запечатленный еще на фотографиях 1920-х и 1970-х годов. Именно громкое звучание похоронных причитаний оповещает всех жителей о смерти односельчанина. Обмытого и одетого покойника кладут на лавку головой в кутный угол, при этом мужчин - к передней стене дома, а женщин - к правой боковой, выходящей на двор. Причитать - или, как здесь говорят, приказывать - начинают с порога, когда приходят в дом, чтобы попрощаться с покойником.

«Чтеи» и духовные стихи

Карл Фридман. Похороны. 1966

Основным музыкально-фольклорным жанром современных похоронно-поминальных обрядов в деревне Епихино Шатурского района являются духовные стихи. Они поются поочередно с чтением Псалтири до похорон («пакойника аднаво не аставляли, всё эта вот и читали» ), на «девятинки» (девятый день), «сороковой день», «полгода» и на «годину» (год) со дня кончины.

Хранители духовных стихов - женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутца духовныя, они не обсуждают, што там в мире творицца, а всё про Бога поют» , а сами стихи - «божественными песнями», иногда - «стишками», или говорят о них: «божественное» («весь пост поют «божественное», а песни и скоромнае - эт’ нельзя» ).

У православных христиан, как и у всех народов, существует особый свод правил погребения усопших. Выполняя их, родные почившего помогают ему перейти в иной мир и обрести покой.

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга. Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны. Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Подготовка к погребению тела

Первый этап – это подготовка к погребению. В зависимости от прижизненных убеждений человека и религиозной принадлежности, близкие усопшего собирают его в последний путь. Традиционно этим занимаются родственники или друзья, выразившие желание отдать дань памяти и уважения покойному.

При подготовке к захоронению в православии используются и некоторые языческие обычаи.

Омовение

В погребальной традиции считается, что человек предстает перед Высшими Силами чистым. Это касается и души и телесной оболочки.

Интересно, что раньше на Руси омовением покойника занимались специальные люди. В наши дни ритуал по большей части утратил мистическое и сакральное значение. Но и сейчас лучше не проводить этот обряд силами родственников, а поручить его посторонним. Мыть усопшего самостоятельно религия не рекомендует.

Согласно христианской традиции, оплакивать покойного нельзя, ведь он переходит в лучший мир, его душа надеется на последующее воскресение и вечную жизнь в райских кущах. Считалось, что даже мать не может оплакивать ребенка: от этого его душе не комфортно.

Тело покойного мыли на пороге дома, расположив его ногами вперед. Во время обряда пели специальные песни. Для омовения использовали воду, мыло, отдельный гребень, чтобы расчесать волосы. В этих традициях явно просматриваются языческие корни: все они выполнялись, чтобы умерший не вернулся с «того света» и не навредил тем, кто остался.

Христианская традиция настаивает именно на духовном очищении и омовении от грехов. Обработка покойника перед прощанием захоронением ‒ это рекомендация санитарного характера, которую нужно исполнять, а не обязанность религиозного человека.

Облачение покойника

Особых требований к одежде покойного в гробу нет, его внешний вид регламентируется лишь условными законами. Часто в ритуальных и кладбищенских конторах вывешивают список вещей, необходимых для усопшего.

  • Согласно обычаям требуется наличие нательного креста, если человек был крещеным христианином или верующим.
  • Мужчину рекомендуется облачать в темный костюм.
  • Женщину – в платье светлых, пастельных тонов.

В Древней Руси и в эпоху раннего христианства всех, вне зависимости от пола, предавали земле в белом одеянии. Это обусловлено похоронными обычаями и приметами православных, заимствованных из языческой культуры. В ней белый цвет символом смерти и загробного мира.

Разрешается выполнить последнюю волю покойного, касательно одежды. Если родной человек попросил о чем-то, то это обязательно нужно сделать. У бабушек и дедушек часто заранее приготовлены погребальные наряды.

Можно использовать для захоронения лучшую и красивую одежду, которая была у покойного. В ритуальных конторах продаются специальные комплекты для проводов в последний путь. На ноги надевают белые тапочки – известный символ перехода в иной мир. Не возбраняется хоронить умершего в обуви, купленной при жизни.

Нельзя использовать грязную, мятую или чужую одежду для облачения усопшего. По христианским традициям на умершей женщине должен быть платок. На голову покойника мужского пола надевается специальный венчик. Но если человек был атеистом или некрещеным, то можно пренебречь этими обычаями. Каждый выбирает собственный ритуал захоронения и путь в загробное царство.

Положение во гроб

Современные традиции положения во гроб покойника часто отличаются от представлений наших предков о том, как правильно похоронить человека по христианским обычаям.

  1. Во-первых, покойника редко оставляют в жилище. Чаще всего тело отправляют на хранение в морг. Таинство положения в домовину трепетно соблюдалось раньше, когда процессом полностью занимался ближний круг усопшего.
  2. Во-вторых, эти традиции – всего лишь манипуляции с мертвой оболочкой, не имеющие ничего общего с христианскими представлениями о ценности души.
  3. В третьих, надо отдавать себе отчет, что мир меняется, а вместе с ним постепенно уходят в прошлое многие традиции, ранее казавшиеся устойчивыми.

Ранее над покойным произносили псалтырь. Это необязательно делали священнослужители. Сейчас соблюдение обряда отнесено на усмотрение близкого круга, но читать канон, который называется «Последование по исходе души из тела» – желательно. Молитвенные песнопения произносят три дня.

Что еще необходимо сделать для правильного проведения прощания:

  • Поставьте перед образами или портретом покойного стакан с водой и положите сверху кусок черного хлеба.
  • Перед иконами, если они есть в доме – зажгите лампаду.
  • У изголовья покойника по традиции устанавливают свечу.
  • Портрет с траурной лентой водружают у головы усопшего.
  • Венки расставляют по стенам комнаты.
  • По традиции, каждый гость должен немного посидеть у гроба.
  • Снимать обувь при входе в комнату с покойным не нужно.
  • Двери в квартиру, где стоит гроб, не закрываются.

Важно! На похороны и прощание специально никого не приглашают. Достаточно сообщить друзьям и близким о смерти человека, назвать дату и место церемонии. На ночь с покойным остаются лишь родственники.

Традиция завешивать зеркала, убирать фотографии и ставить хлеб с водой имеет языческое происхождение. Православная церковь не отрицает ее. Единственное, чего не советуют делать священники – это наливать вместо воды водку.

Вынос тела и траурная процессия

Современные правила выноса тела и соблюдения траурной церемонии отличаются от тех, что были десятилетия назад. Но есть требования и правила, которых стоит придерживаться и сегодня. Они касаются времени захоронения и ритуального движения к кладбищу.

  • Вынос гроба назначают на первую половину дня. До 12–13. Это связано с необходимостью предать тело земле до заката.
  • Покойника выносят ногами вперед, стараясь не задевать порог и стены помещения.
  • Похоронная процессия движется за гробом: никто не выходит из дверей впереди.
  • Сначала выносят венки и корзины с цветами, потом – домовину. Так формируется траурный кортеж.
  • Гроб устанавливается перед жилищем или в морге, чтобы с человеком могли проститься те, кто не едет дальше на отпевание или на кладбищенскую церемонию.

Организовывать похоронный обряд самостоятельно необязательно. Священники допускают привлечение специальных агентов. Это понятно – расстроенные смертью близкого человека родные часто впадают в прострацию, им трудно сконцентрироваться на простых бытовых вещах. Передав инициативу специалистам, они могут сосредоточиться на духовном аспекте прощания: молиться, читать стихи из Псалтыря, вспоминать покойного.

Нести гроб родственникам (детям или братьям) нельзя. Для этой цели привлекаются специальные люди. Чем более уважаемым был покойный, тем дольше домовину несут на руках, в том числе до самой могилы.

Отпевание покойного: важные нюансы

Отпеть и захоронить покойного следует на 3-й день после смерти. Исключение составляют даты, совпадающие с большими христианскими праздниками: Светлое Христово Воскресение (Пасха) или Рождество.

Обряд предания тела или праха земле проводится только раз. Это отличает его от панихид.

В церкви не отпевают:

  • Некрещеных
  • Отрекшихся от церкви и веры или специально отлученные
  • Самоубийц
  • Иноверцев

Для проведения обряда гроб вносят в церковь, и устанавливают головой к алтарю, по направлению на восток. Близкие и родственники встают рядом с зажженными свечами в руках. Священник произносит специальные молитвы, разрешающие переход душе в иной мир.

Гроб закрывают. Считается, что после этого открывать его уже нельзя. Но бывают исключения: например, кто-то изъявит желание проститься с покойным возле могилы или в зале крематория. Поэтому священнослужитель дает родственникам специальный набор, в котором есть освященная земля и вода. Перед тем, как кремировать тело следует положить к покойнику атрибуты христианства.

В православии есть традиция заочного отпевания. К нему прибегают в случаях, когда физически невозможно доставить покойного в церковь.

Одеваться на церковное отпевание и похороны следует строго. Женщины должны быть в головных уборах (платках), длинных юбках. Плечи обязательно закрыты. Цвет одежды – темный.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Поминание

Традиционно в русской культуре похороны заканчиваются специальным поминальным обедом. Проведение поминок допускается дома, где жил умерший либо на нейтральной территории.

Как поминать усопших, и какой должна быть еда на скорбной трапезе, лучше уточнить у батюшки. Не превращайте прощание в банальное застолье.Христианин должен знать, о том, что существуют 9 дней после смерти, что они значат и помнить как поминать усопших. Важным аспектом выражения скорби является траур. Он заключается в ношении одежды темного цвета, в отказе от развлекательных мероприятий. В проповедях священники говорят, что мало соблюдать девятый и сороковой дни, нужно сердцем молиться за ушедшего человека, чтобы ему было легче.

Важно! Ключевые даты в жизни родственников и загробного путешествия души – это три, девять и сорок дней. Народная молва утешает оставшихся в живых, что по истечении 40 дней станет легче.

40 дней после смерти, что значит дата, и как поминать усопших – этот вопрос волнует родственников и друзей. Ответит на него священник. Батюшка расскажет о христианских традициях, поможет пережить боль утраты.

Суеверия и приметы, связанные с похоронами

Дурные предзнаменования, связанные с покойником и похоронами, которые тревожили наших предков, имеют давние традиции. Люди боялись, что дух умершего вернется и будет мстить. Полагаться на приметы или нет, дело личное, но знать о них нужно.

Суеверия пока покойник дома

  • Покойного дома нельзя ни на минуту оставлять одного. С ним постоянно должен кто-то быть: произносить молитвы, читать Псалтырь.
  • Табуретки или стол, на котором стоял гроб, переверните ножками вверх.
  • В гроб нельзя класть фотографии близких или друзей. Считается, что так наводят порчу и вызывают смерть.
  • Зеркала завесить, чтобы дух не проник обратно через амальгаму.
  • Воду, которой обмывали тело, выплескивают в глухом, безлюдном месте.
  • Теплые ноги покойника вплоть до погребения – к скорой кончине членов семьи.
  • Личные вещи, которые дороги умершему – очки, кольца, чётки – положите вместе с ним в гроб.
  • Кошка, запрыгнувшая на домовину – дурной знак. Не пускайте животных в комнату, где лежит покойник.
  • Дорога траурной процессии до машины устилается еловыми ветками.
  • Спать в одном помещении с умершим нельзя. Если так случилось, народная молва рекомендует съесть на завтрак лапшу.

Приметы на кладбище и приметы похоронной процессии

  • Дорогу похоронной процессии переходить нельзя. Считается, что тот, кто нарушит этот завет, тяжело заболеет.
  • Запрещается нести гроб родственникам умершего.
  • Забыть крышку дома – к большим несчастьям, вплоть до гибели членов семьи.
  • Идти вперед перед траурной процессией – к смерти.
  • Если могильщики случайно выкопали большую яму – это дурной знак. Могила рассчитывается на одного человека.
  • Во время похорон нельзя смотреть в окно или спать.

Приметы после похорон

  • Если человек выпьет воду и съест хлеб, предназначенный духу, то скончается от болезни. Эти яства нельзя даже животным отдавать.
  • Много и часто плакать по умершему запрещено. Считается, что усопший утонет в слезах тоскующего человека.
  • Уходя с кладбища, не оглядывайтесь. Придя в помещение, где устраивают поминки, вытрите ноги, отряхните «мёртвую» землю.
  • Личные вещи покойника, которые нельзя положить в гроб, раздайте нуждающимся. Церковь разрешает делать это, не дожидаясь 40 дней.
  • Кровать умершего и постельное белье выбрасывают.
  • Слово «спасибо» во время поминок не произносят.

Можно ли мусульманам присутствовать на христианских похоронах

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом адепты разных вероисповеданий. Если умерший человек был хорошим соседом и добрым другом, то православная вера не запрещает присутствия на похоронах представителей иных конфессий. Конечно, мусульманин вряд ли пойдет в храм на отпевание, но проводить в последний путь на кладбище друга он имеет полное право. Это касается и поминального обеда. Религия запрещает мусульманам употреблять спиртное, но и православные священники осуждают тех, кто пьет.

Почтить память человека – это долг и добрая традиция. Бог любит всех, вне зависимости от цвета кожи и национальности. Для него мы дети, об этом священники постоянно напоминают во время проповеди.

По книге И. Панкеева "Обычаи и традиции русского народа"
По книге А.Аксенова. "Пост для души и тела"

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни - это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.


У одного человека она длинная, у другого - короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею - неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

В момент смерти человек испытывает тягостные чувства страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

Смерть близкого человека, особенно внезапная, неожиданная, это не только большое горе, но и свалившиеся на голову вдовы или вдовца многочисленные заботы, с которыми одному очень трудно справиться: надо оформить документы, дать телеграммы родственникам, заказать гроб, поехать на кладбище, подумать о прочих особенностях ритуала, раздобыть транспорт и т.д.

В первую очередь о смерти члена семьи сообщают ближайшим родственникам, чтобы они успели проститься с покойным до похорон и по мере возможностей помогли эти похороны организовать.

Если вы получили такое сообщение, значит, пославший его рассчитывает не только на слова соболезнования, но и на реальную вашу помощь, следовательно, необходимо приехать и предложить свои услуги.

Члены семьи умершего сами решают - будут похороны широкими, с участием сослуживцев и друзей покойного или узкими, сугубо семейными. От того зависит, когда давать объявление в газете и давать ли его вообще.

Если похороны семейные, то сообщение о смерти публикуют уже после совершения похорон или кремации.

Визит соболезнования наносят лишь в том случае, если вы знаете, что в нем есть необходимость, что его ждут и что он может помочь вдове или другим членам семьи покойного. В противном случае незачем лишний раз тревожить людей.

Руководители организаций, где раньше работал умерший, должны предложить свою помощь в организации похорон.

Само собою разумеется, что на похороны приходят в темной, черной одежде, а в доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более - не смеются.

При уходе человека из этого мира в вечность над ним читается особый канон, "Канон молебный на исход души ", который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. В народе его называют еще "отходной молитвой".

Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канона, то его дочитывают с заупокойным припевом: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего...

В тех случаях, когда предсмертная болезнь длится долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его родным, то по благословлению священника может быть прочитан другой канон - "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет" (Литература имеется в церковной лавке)

  • Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
  • Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
  • Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы "с нечистыми". Поэтому последние могут "потревожить" тело покойного.
  • Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.
  • Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду, но только сжигать их.
  • Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

  • Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
  • Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
  • Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семы, а то случится и худшее.
  • Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
  • Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели - отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.
  • Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.
  • Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

После того как тело усопшего омоют и оденут, начинают читать канон, называемый "Последование по исходе души от тела ". Канон читают только за умершего в этот день человека. Затем в течение трех дней над умершим читается Псалтырь. Псалтырь читается непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

  • Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.
  • Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
  • Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.
  • Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои веши, начинает болеть.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) еще раз читается "Последование по исходе души от тела ". Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас".

  • Если из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое...
  • Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.
  • Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать "Отче наш ". Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
  • Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прошения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей. При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему вкладывают разрешительную молитву, на лоб налагается бумажный венчик, а после прощания, на кладбище, тело усопшего, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест) посыпается землей.

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

Церемония прощания может быть с речами и без них. Но в любом случае родные и близкие находятся справа, а все остальные - слева, если смотреть со стороны изголовья.

Обычно на похороны приходят с цветами или венками, которые располагают вокруг гроба. Затем венки несут перед катафалком и возлагают на могилу так, чтобы видны были траурные ленты и надписи на них; цветами украшают могилу, иногда их бросают на засыпаемый землей гроб.

Первые венки несут родственники усопшего, родственники же первыми идут за гробом.

Пришедшие в дом или на кладбище обязательно выражают соболезнование родным и близким покойного. Родственники могут молча обнять вдову, друзья - пожать руку, знакомые - поклониться. Мужчины обнажают головы (в холодное время года на улице допускается не снимать головные уборы, обнажая голову лишь на кладбище, когда гроб опускают в могилу).

Правила хорошего тона требуют, чтобы, уходя с кладбища, вы еще раз выразили свои соболезнования родным усопшего и предложили свою помощь.

Венки и цветы размещают вокруг гроба и вдоль стен в зависимости от желания семьи покойного.

Если умерший при жизни был награжден орденами и медалями, то возле портрета размещают красные подушечки с наградами. Почетный караул с траурными повязками (лентами) на левом рукаве размещается по обеим сторонам гроба.

Для прощания с умершим гроб устанавливается чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели.

В назначенное время открывается доступ в помещение, где находится гроб с телом покойного.

У гроба представители местных организаций. В минуты прощания тихо звучит траурное пение или музыка. Там, где есть возможность, следует привлекать профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Лицам, несущим гроб и крышку, надевают траурные нарукавные повязки.

Под звуки хора или оркестра выносят портрет, за ним - венки, награды на подушечках, крышку, гроб. Траурная процессия направляется к месту захоронения.

Если процессия движется к кладбищу в автомашинах, то на первой машине-катафалке находится гроб с покойным, его портрет, награды и знамя. За машиной-катафалком следуют машины с родными и друзьями, затем - с остальными участниками процессии. Хор или оркестр целесообразно отправлять заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.

В больших городах траурная процессия на машинах движется в соответствии с правилами дорожного движения.

На кладбищах, в траурном зале или на траурной площадке проводятся гражданские панихиды.

Гражданская панихида - это воздание умершему последнего долга и почести коллективом, общественностью, родными. Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом.

Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на земле.

Представитель общественности говорит о заслугах умершего, о его моральных качествах.

Слово предоставляется представителю младшего поколения.

К присутствующим обращается с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорит о совместно пройденном жизненном пути, раскрывает яркие черты характера своего друга, рассказывает о нем как о внимательном и заботливом человеке, отце, вспоминает его любимое занятие и увлечение.

Звучит траурная музыка. Участники похорон формируют могильный холмик. На нем устанавливается временно надгробная табличка с указанием фамилии, имени и отчества, на самом видном месте - портрет, затем цветы и венки.

После окончания панихиды похоронная процессия или организатор похоронного ритуала должны проявить заботу о родных покойного, а также от их имени поблагодарить присутствующих за проявленное сочувствие и оказанную помощь.

После похорон не следует оставлять родственников и близких покойного наедине со своим горем. Им необходима задушевная беседа, дружеское сочувствие».

  • Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.
  • Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на это полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
  • Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.
  • Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делается для наведения порчи.
  • Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.
  • При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь перед зарыванием могилы бросают в нее по комку земли.
  • После ритуала предания тела земле ее необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
  • В последние десятилетия у нас появился обычай хоронить людей с музыкой. Это не по-христиански. Покойника необходимо хоронить со священником.
  • Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали (т.е. не соблюдали положенные ритуалы погребения). Для этого нужно не лениться, а сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
  • Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.
  • Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

  • Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.
  • Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.
  • Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, советую завести в доме траву чертополох. Можно использовать и другой способ, чтобы меньше убиваться за умершим родным человеком. Необходимо найти головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти поочередно все комнаты, читая вслух "Отче наш". После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите их до конца и закопайте в землю.
  • На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.
  • Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете веши, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
  • Если букет, перед тем, как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле на кладбище, то такие цветы приносят не радость, а горе.

После похорон члены семьи часто собирают близких родственников и друзей покойного на поминки.

Значительная часть застольной беседы посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям о нем, добрым словам, направленным на утешение родных.

После похорон близкого человека многие соблюдают траур. Самый глубокий траур - до года - носит вдова. В это время на ней только черная одежда, украшения отсутствуют. Естественно, неприличными считаются и помыслы о повторном браке, пока не истек срок траура.

Мужчина-вдовец носит траур полгода. Дети соблюдают траур по умершим отцу или матери: полгода - глубокий, три месяца - обыкновенный и три месяца полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке и дедушке носят полугодовой траур: три месяца - глубокий, три месяца - полутраур. Также - по брату и сестре.

Если на период семейного траура выпадает венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимают, а на следующий день надевают снова. Летом допускаются светлые костюмы, но - с черной лентой.

В публичные увеселительные места во время глубокого траура не выезжают. А в театре и на балах рекомендуется появляться, только полностью сняв траур.

Произвольное сокращение траура тотчас же бросается в глаза знающим вас и может вызвать осуждение. Но, нося траур, тоже не надо выказывать безграничное горе: все следует делать с достоинством, ибо смысл траура не только в соблюдении внешних приличий, но и в том, что он -время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто в этом мире не вечен.


Архив обрядов > Похороны: Похороны (Обычаи и традиции русского народа)

Похороны - православные традиции с ними связанные - это важный окончательный этап в жизни верующего христианина. Когда человек умирает, его похороны ведутся согласно традициями тех верований, которые он исповедовал при жизни. На территории России большинство жителей принадлежат к Православной церкви, поэтому стоит знать, как правильно совершать похороны по христианским традициям, чтобы избежать возможных ошибок или «перегибов».

Приготовление покойного к погребению

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Считается, что тело человека - это Божий храм, поэтому, проводя его к месту упокоения, следует очень тщательно соблюдать положенный ритуал.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица - врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник - в храме, дома или в часовне морга - его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.

Описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой. Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни - например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги - это языческое суеверие.

Проведение отпевания и панихид

Традиции и обычаи похорон в Православной Церкви уделяют особое внимание песнопениям и чтениям священных текстов на похоронах. Нужно, чтобы сразу после того, как мертвый человек был положен в гроб, началось чтение молитвослова - текста, который называется «Последование по исходе души от тела». Его может озвучивать как священник, так и близкий родственник. Считается, что это облегчит боль, которую испытывает душа, отделяясь от своего земного «жилища».

Далее следует молитва «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося...». После нее, до самого срока погребения, читаются строки из Псалтыря - книги, которую православные традиции похорон и поминок описывают как описание всех движений души: скорби, радости, надежды, покаяния. Псалмы перемежаются молитвой из молитвословного «Последования по исходе души».

Желательно, чтобы все то время, пока усопший не положен в могилу, в нескольких храмах по нему читались панихиды. Церковь считает, что они могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами, а также помочь обрести место в райских садах.

Погребение

Традиции похорон в России, установленные Православной Церковью, требуют, чтобы мертвые были обязательно преданы земле, а не кремированы. На кладбище открытый гроб несут близкие родственники, а в руках остальных участников процессии должны быть зажженные свечи. Перед тем, как закрыть крышку, из гроба убираются живые цветы, а лицо покойника накрывается находящимся там покрывалом. Когда «усыпальница» ляжет на дно могилы, первым горсть земли крест-накрест бросает священник, потом - поочередно все присутствующие.

Поминки

Православные традиции после похорон устанавливают черед нескольких поминок . Первые из них совершаются прямо на кладбище - всем присутствующим раздаются конфеты, пирожки или булочки. Следующие поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после похорон. Впоследствии об усопшем особо вспоминают ежегодно, в день его смерти, а также облогораживают могилки в специально отведенные для этого дни.

Похороны - православные традиции с ними связанные - это важный окончательный этап в жизни верующего христианина. Когда человек умирает, его похороны ведутся согласно традициями тех верований, которые он исповедовал при жизни. На территории России большинство жителей принадлежат к Православной церкви, поэтому стоит знать, как правильно совершать похороны по христианским традициям, чтобы избежать возможных ошибок или «перегибов».

Приготовление покойного к погребению

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Считается, что тело человека – это Божий храм, поэтому, проводя его к месту упокоения, следует очень тщательно соблюдать положенный ритуал.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица – врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник – в храме, дома или в часовне морга – его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.

Правила похорон и поминок описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой. Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни – например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги – это языческое суеверие.

Проведение отпевания и панихид

Традиции и обычаи похорон в Православной Церкви уделяют особое внимание песнопениям и чтениям священных текстов на похоронах. Нужно, чтобы сразу после того, как мертвый человек был положен в гроб, началось чтение молитвослова – текста, который называется «Последование по исходе души от тела». Его может озвучивать как священник, так и близкий родственник. Считается, что это облегчит боль, которую испытывает душа, отделяясь от своего земного «жилища».

Далее следует молитва «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося...». После нее, до самого срока погребения, читаются строки из Псалтыря – книги, которую православные традиции похорон и поминок описывают как описание всех движений души: скорби, радости, надежды, покаяния. Псалмы перемежаются молитвой из молитвословного «Последования по исходе души».

Желательно, чтобы все то время, пока усопший не положен в могилу, в нескольких храмах по нему читались панихиды. Церковь считает, что они могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами, а также помочь обрести место в райских садах.

Погребение

Традиции похорон в России, установленные Православной Церковью, требуют, чтобы мертвые были обязательно преданы земле, а не кремированы. На кладбище открытый гроб несут близкие родственники, а в руках остальных участников процессии должны быть зажженные свечи. Перед тем, как закрыть крышку, из гроба убираются живые цветы, а лицо покойника накрывается находящимся там покрывалом. Когда «усыпальница» ляжет на дно могилы, первым горсть земли крест-накрест бросает священник, потом – поочередно все присутствующие.

Поминки

Православные традиции после похорон устанавливают черед нескольких поминок. Первые из них совершаются прямо на кладбище – всем присутствующим раздаются конфеты, пирожки или булочки. Следующие поминки устраиваются на третий, девятый и сороковой день после похорон. Впоследствии об усопшем особо вспоминают ежегодно, в день его смерти, а также облогораживают могилки в специально отведенные для этого дни.