А м володин старшая сестра краткое содержание.

Изучение пьес драматурга А.А. Володина в высшей школе входит в курс литературы XX века или изучается в рамках спецкурса по русской драматургии второй половины XX века. Анализ творчества драматурга и проблем, поставленным им в пьесах, невозможен без анализа советской идеологии периода написания пьесы. Одной из наиболее важных задач является грамотное соотнесение образов героев произведений драматурга с образом героя советского времени, анализ поступков героев в соответствии с мировоззрением советского времени. Темой жертвенности и отказа от собственного счастья в угоду жизненных обстоятельств и соответствия нормам общества проникнуто творчество А.А. Володина. Для того чтобы глубоко понять причину подобных поступков героев и оценить их с точки зрения нравственности, необходимо проанализировать философские концепции, которые являлись доминирующими в данный отрезок времени. Таким образом, теоретико- методологической стратегией обучения в данном случае является интегративно-деятельностный подход, предполагающий интеграцию категориальных понятий, терминов и основных положений нравственного аспекта философии второй половины ХХ века в процесс литературоведческого анализа драматического произведения.

В рамках спецкурса по русской драматургии второй половины XX века по творчеству А. А. Володина может быть проведено три семинара. Пьеса «Старшая сестра» – одно из наиболее значимых произведений драматурга, которое требует отдельного разговора. В данной статье предлагается рассмотрение семинара по данной пьесе. Тема занятия выбрана следующая: «Проблема личного счастья в пьесе А. А. Володина ―Старшая сестра‖». Выбор обусловлен тем, что подобная тема нашла отражение во многих пьесах драматурга, являясь одной их наиболее значимых характеристик его творчества. Однако в наиболее яркой форме эта тема раскрыта именно в пьесе «Старшая сестра».

В процессе подготовки к семинару рационально предложить студентам подготовить небольшие доклады на следующие темы:

Обзор философских идей 60-х годов XX века (трактовка человеческого счастья и счастья общества).

Биография А. А. Володина (взгляд на человека, понимание им системы нравственных ценностей).

Выступления студентов являются вступительной частью семинара по драматургии А.А. Володина, каждый доклад рассчитан не более, чем на 3-5 минут. Целью данного задания является обзорное изучение исторического отрезка времени для грамотного и многостороннего восприятия образов героев А.А. Володина.

В процессе обсуждения философии «оттепели» важно отметить, что философия, существуя по-прежнему в рамках марксистско-ленинской идеологии, начинает поднимать вопросы свободы, нравственности не тольковсего общества, но и отдельно взятой личности. Студентам можно предложить ознакомиться с трудами М. Мамардашвили («О добре и зле»), М. М. Бахтина («К философии поступка»). В процессе подготовки доклада важно направлять студента, а затем обобщать, подводить итоги и дополнять его ответ цитатами, например: «А. А. Зиновьев отмечает, что безнравственно требовать от человека быть нравственным, если нет «минимума жизненных условий для того, чтобы от человека можно было требовать нравственности» . Важно вовлечь студентов в процесс рефлексии по вопросу жизненных принципов поколения 50-60-х годов и взаимосвязи непростых послевоенных жизненных условий с формированием норм морали. Можно ли требовать от людей, выживающих в сложнейший послевоенный период, абсолютной нравственности? Важно показать неоднозначность ответа на этот вопрос. Согласно позиции С.Д. Смирнова, важно «формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их» . Итогом этого должно стать появление у студентов новых гипотез и вопросов. Вывод по итогам обсуждения может быть сформулирован в следующей форме: «В противовес морали коммунистического общества появляется мораль отдельной личности. По прошествии почти двух десятилетий после войны жизнь вошла в определенную колею, выросло новое поколение, живущее хоть и в непростых жизненных условиях, но стремящихся к личному счастью, к ярко выраженной индивидуальности, с острым стремление к независимой свободе».

Биография А. А. Володина, наверное, наиболее простой, но вместе с тем важный этап семинара. Не столь важны биографические данные, сколько стоит обратить внимание на воспоминания о нем современников, на отзывы о нем критиков и на его собственные высказывания о человеке, о герое. В Интернете студенты могут найти интервью с автором и отзывы о совместной работе с драматургом и о его творчестве многих известных личностей. В качестве кратких примеров можно привести следующие цитаты:

Михаил Боярский: «В драматургии Володина - слабые люди, но они все побеждают». Олег Табаков – «дело не в результате, а в прививке, которую он сделал нам».

Алиса Фрейндлих: «…в нем было много детства» .

А.А. Володин пытался найти индивидуальность в каждом отдельно взятом человеке, показать яркую личность в тех, кто кажется обычным советским человеком, погруженным в будничную реальность послевоенного периода. Важно отметить скромность и упорное его «нестремление» к славе, однако, вместе с тем, он искренне утверждал, что «стыдно быть несчастливым». И, наверное, именно от этого утверждения и исходит суть его творчества – его попытка одарить своим, личным, «необщественным» счастьем каждого отдельно взятого человека – героя своих пьес. По воспоминаниям современников, он предпочитал героев таких, которые на свой лад творят жизнь, менее всего озабоченные тем, как эта жизнь соотносится с плакатным ее изображением . В рамках изучения данного вопроса можно рекомендовать для прочтения статью В. Кардина «Бегство с ярмарки тщеславия», интервью с А. А. Володиным «Я чувствую себя человеком из очереди» .

Таким образом, подводя итоги первого этапа семинара, можно отметить, что в условиях изменения общественного сознания и стремления к личному счастью формировался творческий путь А. А. Володина. К этому добавилось чуткое и глубоко сопереживающее отношения автора к личности, стремление найти в повседневности нечто более важное, глубокое и счастливое. Это попытка отбросить условности и нормы общества на пути к личному благополучию и гармонии.

Вторая часть семинара может быть построена по плану, связанному с ключевыми цитатами из пьесы, после которых следует ряд вопросов. Цитаты призваны направлять студентов и задавать четкий план ответа на тот или иной вопрос. Технически это может быть выполнено путем предварительной раздачи плана семинара с напечатанными цитатами. Цитаты могут быть зачитаны перед началом обсуждения вслух. Студентам может быть рекомендовано учебное пособие М. И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века».

План семинара по пьесе «Моя старшая сестра» включает следующие вопросы:

· В чем заключается социально-нравственный конфликт пьесы?

· Образ Нади Рязаевой. Жертвенность и отказ от мечты ради благополучия сестры. Причины выбора жизненного пути героини.

· Считаете ли Вы правильным решение Нади уйти из театра и жить на благо сестры, отказываясь от собственной мечты?

· Как в условиях советской действительности трактовалось подобное поведение?

· Возможно ли в советское время «оборвать поводья», как говорит Лида? Есть ли выбор у героини?

· Считаете ли Вы Надю истинно талантливой или же автор наделяет героиню не более, чем яркой мечтой о жизни в театре?

· Нужна ли была жертва Нади? Проявилась ли ее яркая личность в готовности отречься от собственного счастья, или, отказавшись от театра, она, напротив, «потеряла индивидуальность»?

· Образ Ухова. Нравственно ли на Ваш взгляд поведение героя?

· Чья позиция наиболее соответствует общественному мнению данного периода времени: Ухова или сестер Рязаевых? Чью позицию занимает автор?

· В чем, по мнению дяди, заключается истинное счастье? Можно ли, действуя его методами, добиться успеха и спокойствия в жизни? Как он трактует жертву Нади – как горькую необходимость или как мудрый выбор правильного и рационального пути?

· В чем заключается бунт Лиды Рязаевой?

· В чем трагичность любви младшей сестры к Кириллу?

· В чем смысл финала и отчаянного вопроса Нади: «Что делать? Ну что же делать?!»

По окончании обсуждения важно сделать вывод о том, что появление в драматургии образа Нади Рязаевой неслучайно. Оно ознаменовало приход в литературу нового героя. Это личность, стремящаяся к индивидуальности и независимости мысли, бунтующая и одновременно жертвенная. Подобное парадоксальное сочетание этих двух качеств могло возникнуть только в переломный момент сознания общества, на стыке разных идеологий и общепринятых норм морали. Возможно, жертва Нади оказалась напрасной и не принесла счастья ни ей, ни ее сестре. Однако именно такой выбор жизненного пути оценен автором как наиболее нравственный и человечный. Как отмечает М.И. Громова, «добровольное подчинение чужой воле разрушительно, трагично» . Но, к сожалению, находясь в сложных условиях послевоенной реальности, герои не имели возможности «отпустить поводья», их бунт и их новая мораль не смогла полностью преодолеть сложившиеся стереотипы и сделать их счастливыми, однако их попытка – это первый шаг к наступлению новой эры – эры человека как личности.

Студентам можно предложить написать дома эссе на одну из предложенных тем:

- «Жертвенность как нравственная норма в пьесе А.А. Володина».

- «Столкновение жизненных принципов героев в пьесе А.А. Володина».

- «Пути к счастью героев пьесы А. А. Володина».

Результат проведения семинара по данному плану предполагает повышение культуроведческой компетенции студентов путем ознакомления с базовыми позициями философии данного периода, направлен на приобретение студентами навыков анализа с учетом интеграции в процесс изучения философских идей, а также ориентировано на воспитание нравственности в результате анализа ситуации нравственного выбора, в которой оказались герои произведения.

Список литературы

1. Зиновьев, А.А. «Гомо советикус» // Электронный ресурс –

2. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

3. Петербургский театральный журнал // Электронный ресурс –

4. О Володине. Первые воспоминания / Сост. М. Дмитревская. – СПб., 2007.

5. Кардин, В. «Бегство с ярмарки тщеславия» // Электронный ресурс –

6. Громова, М. И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века. – М., 2007.

Надя Резаева работает учетчицей на стройке. Ее сестра Лида — старшеклассница. У нее — первая любовь с одноклассником Кириллом, талантливым и самолюбивым юношей. Пожалуй, дерзость и самолюбие — его основные черты. Надя, вернувшись с работы, бросается к пли те, чтобы приготовить ужин для сестры.

Часто навещает девушек их дядя Ухов, добрый и чувствительный человек. После войны он разыскивал осиротевших девочек по всем детским домам, заботился об их воспитании. Своей семьи не завел, так что ничего ему не осталось, как любить сестер (так он говорит). Дядя настроен против Кирилла, который склонен к «гиперболам и эффектам», что может обернуться против Лиды.

Надя одновременно учится и работает, ей «некогда даже влюбиться». Но ее поэтическая, эмоциональная душа вынуждает сочинять невероятные истории. Иногда с очень неприятным исходом. Так, она рас сказала всем своим подружкам, как некий Огородников водил ее в рестораны, приглашал в Таллин. Слухи дошли до жены Огородникова, и несчастный супруг является к Наде, чтобы обманщица позвонила его жене и сказала, что все эти слухи — только фантазии. Надя неловко оправдывается: «Это была только шутка!»

Лида сознает, что «сидит у сестры на шее», но Надя не хочет иного положения дел. Она мечтает, чтобы сестра поступила в театральное училище. На самом деле психологически Надя пытается реализовать через сестру свои собственные мечты. Когда-то старшая сестра очень успешно играла в любительском театре при Доме культуры, но потом ей пришлось оставить это.

Лида послушно отправляется сдавать экзамены в театральное училище. Но отрывок из «Войны и мира» в ее устах звучит вяло. Надежда врывается в приемную комиссию с просьбой прослушать ее сестру еще раз. Один из членов приемной комиссии, Владимиров, узнает ее и вспоминает, что она была очень талантлива. Надю просят прочесть что-нибудь. Она все забыла и читает первое, что пришло в голову, — отрывок из статьи Белинского: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Комиссия готова принять ее.

Наде двадцать шесть лет. По настоянию дяди и по привычке опекать сестру Надя продолжает работать и учиться в строительном техникуме. Очень поддерживают Надю воспоминания о детском доме, где все были вместе, пели, выступали в самодеятельном театре, заботились друг о друге.

Лида оканчивает школу и поступает в институт. С Кириллом и компанией они идут в лыжный поход. Амбициозный молодой человек повел команду по неизведанному маршруту, многие пострадали, слегли. Сам Кирилл сломал ногу, а Лида серьезно заболела. Кирилл приходит ее проведать, Надя и дядюшка налетают на него с упреками, и юноша клянется больше не подходить к Лиде на пушечный выстрел.

Лида очень переживает — Кирилл из самолюбия в самом деле не подойдет к ней.

Дядя приводит Наде жениха — Володю. Надя оскорблена этим и ведет себя с издевкой: танцует некую пародию на западный танец, подпевая себе с хрипотцой. Володя понимает и принимает ее иронию, одна ко знакомство продолжения не имеет.

Проходит время. Лида опять начинает встречаться с Кириллом. В холодном Ленинграде они обнимаются в подворотнях. Кирилл женат. Надя очень из-за этого мучается: ей жаль Лиду, жаль жену Кирилла. Дядя приносит ей пачку денег. Надя в благодарность за то, что Ухов заботился о них с сестрой в детстве, с каждой зарплаты выдавала дяде пятерку. Он все их сберег и возвратил, гордясь собой.

Надя часть денег тратит на угощение и приходит к своим давним подругам в общежитие. Там она поет отчаянную песню:

И я была девушкой юной,

Сама не припомню когда...

Она говорит, что готова прийти в театр, упасть в ноги и играть самые маленькие роли. И в театр ее взяли. Владимиров взял. Но роли и в самом деле были самые маленькие.

Репетирует Надя свою реплику: «Доброе слово и кошке приятно-Доброе слово и кошке приятно...»

Дядя бранит ее: играла бы в самодеятельном театре, а инженером в век техники быть все ж таки надежнее.

Надя позволила Кириллу и Лиде встречаться в доме. Неожиданно в двери звонит жена Кирилла Шурочка. Не со скандалом, а с жалобой, которую она и высказать-то не умеет. Лепечет что-то про билеты в филармонию, про то, что ей, учительнице, нужно идти уже домой проверять тетрадки... В квартиру входят Лида и Кирилл. Шурочка теряется и уходит. Надя обещает ей, что в этот дом Кирилл больше не придет. Младшая сестра бросает ей в лицо обвинение:

— Он не ей изменил. Он мне изменил. Я пробовала жить по-вашему, но у меня не получилось. Теперь я буду жить по-своему. Не надо мне было слушать вас.

«Доброе слово и кошке приятно» — это твой идеал?

Да, жертвы не принесли Наде ни счастья, ни благодарности. Вот и Владимиров сказал ей, что она потеряла индивидуальность.

Лида ушла из дому. Стиснув зубы, Надя ударила локтем по окну. Брызнули осколки, в распахнутое окно подул ветер...

Надя идет по ночной улице, бьет кулаком по стеклам первого этажа и повторяет:

— Что делать? Ну что делать?

В Ленинграде живут сестры - Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида - школьница.

Придя однажды домой, Надя застаёт у Лиды её друга по школе Кирилла. Они спорят о счастье. Лида считает, что счастье - в труде, когда трудишься не для себя, а для других. Однако, когда Кирилл спрашивает её, а счастлива ли сама она, Лида отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых - Ухов. Он считает, что философствования Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.

Неожиданно появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто фантазировала, рассказывая о нем подругам. Огородников требует, чтобы она объяснила это его жене. Он набирает телефонный номер и передаёт трубку Наде. Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не прощаясь. Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.

Оставшись одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир». Лида заканчивает школу и собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище. Ей страшно, что у неё ничего не получится, но Надя уверена, что у её сестры огромный талант. Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза. Теперь она помогает сестре готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.

Действие переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает её в кабинет, где принимает комиссия. Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла. Надя ей не верит. Она идёт сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссёр Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимиров вспоминает её и требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять её сестру. Владимиров стоит на своём. Тогда Надя читает единственное, что помнит наизусть, - отрывок из статьи о театре.

Вернувшись домой, где их уже ждёт Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида - нет. Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что это - профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и о сестре - на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он прав.

Проходит два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода, организованного Кириллом. Кирилл, пришедший её проведать, выслушивает многочисленные упрёки сестёр. Приходит Ухов. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы тот больше не смел подходить к Лиде. Лида пытается его догнать, но Ухов насильно укладывает её обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводит застенчивого человека лет тридцати. Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти женитьба. Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тоже уходит. Надя извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так будет лучше. Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.

Проходит ещё два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение отвратительно. Он ненавидит ложь, но систематически врёт жене. Но он не может и потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но Кирилла ни в чем не винит.

Ухов просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и попросила себе маленькую роль: ей все равно какую - лишь бы хоть что-то дали. Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.

Неожиданно приходит жена Кирилла - Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на концерт. Она учительница, у неё весёлый характер, она очень хороший человек. Приходят Кирилл и Лида. Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не придёт.

Лида говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья. Надя от злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у неё все слова и мысли, как у Ухова. Лида собирается уходить. Надя пытается её удержать, но та все-таки уходит.

Надя рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно: «Что делать?»

Сироты Лида и Надя давно живут на попечении своего дяди, взявшего их на воспитание из детского дома. Дядя искренне мечтает о счастливой жизни для племянниц, и девушки, часто наперекор собственным судьбам, следуют его совету. Так старшая сестра – Надя – отказывается от своей мечты и делает всё, чтобы младшая стала актрисой, но спустя годы всё же сама приходит в театр…

Александр Володин
Старшая сестра

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната, где живут сестры. На одном конце стола занимается Лида (она учится в девятом классе). На другом конце занимается Надя, одновременно она вытирает посуду. Ей лет двадцать пять.

Лида, не отрываясь от дела, свистнула. Надя, не поднимая головы, ответила ей.

Телефонный звонок.

НАДЯ. Сиди.

ЛИДА. Если Кирилл, я подойду.

НАДЯ (взяла трубку). Да? Она занимается. В школе поговорите. (Положила трубку.)

ЛИДА. Кто?

НАДЯ. Пиши.

ЛИДА (пописала). У тебя плохое настроение.

НАДЯ. Ничуть.

ЛИДА. А все-таки?

НАДЯ. И все-таки.

ЛИДА. Из-за Огородникова?

НАДЯ. Зря я с ним связалась.

ЛИДА. Почему, если он тебя куда-нибудь приглашает, это ему доставляет

удовольствие – пожалуйста, ты согласна. Подарки – другое дело, это уже к чему-то

обязывает. Надеюсь, он ведет себя корректно?

НАДЯ. Корректно, пиши.

ЛИДА (отложила тетрадь). Эта лошадь кончилась, дайте мне другую. Наденька, ты все равно ходишь, вынь синенькую тетрадку из портфеля.

НАДЯ (подала ей портфель). Что теперь?

ЛИДА. Доклад к диспуту. Я уже половину написала. Осталось три вопроса: честно ли сейчас стоять в стороне, стоит ли работать ради денег и где твое место в строю?

НАДЯ. Господи, как же ты будешь отвечать?

ЛИДА. Не беспокойся.

НАДЯ. Тогда пиши.

Звонок в дверь.

НАДЯ (с досадой). Я его отправлю, пускай позже придет.

ЛИДА. Он будет торчать где-нибудь на улице, я не смогу заниматься.

Надя идет открывать. Лида посмотрелась в зеркало, перекинула косу на грудь, потом на спину, снова на грудь.

Входят Надя и Кирилл.

НАДЯ. А Лида как раз занимается, пишет доклад.

КИРИЛЛ. Ничего, я посижу. (Сел в сторонке.)

НАДЯ. Не мешай ей.

ЛИДА. Он не мешает, наоборот. Вот слушай: "В чем счастье нашей жизни? Счастье в труде. Некоторые считают, что нельзя отказываться от личного счастья во имя труда. А я считаю, что можно". Тут нужен пример, я пока оставила место. "Трудиться для себя – это не приносит удовлетворения, надо трудиться для других. В этом смысле можно считать, что участие в сборе металлолома или бумаги – это тоже счастье. У нас человек не может быть несчастлив, потому что ему

предоставлены все возможности".

КИРИЛЛ. А ты счастлива?

ЛИДА. Я? (Подумала.) Нет. Но если бы я была негром в Америке?

КИРИЛЛ. Нет слов.

ЛИДА. Пришел и все опошлил.

НАДЯ. Ты пиши. (Кириллу.) А ты лучше поговори со мной.

КИРИЛЛ. С удовольствием! Надо сознаться, что если бы вы учились в нашей школе, то еще неизвестно, как бы решилась моя судьба.

ЛИДА. Он говорит правду.

НАДЯ. Занимайся. Вот ты спросил, счастлива ли она. Почему? Ты уверен, что нет?

КИРИЛЛ. На свете счастья нет, но есть покой и воля.

НАДЯ. Мне кажется, сказать: "Я счастлива" – просто неудобно, как бы сознаешься, что большего тебе от жизни не нужно, ты довольна тем, что есть. Поэтому Лида тебе так и ответила. Но все-таки хорошо, когда человек умеет радоваться и тому, что есть. Каждый раз вечером, когда я ложусь спать, мне немножко жалко: вот еще один день прошел, осталось на один меньше…

Звонок в дверь. Надя открывает. Это Ухов.

ЛИДА. Здравствуйте, дядя Митя.

УХОВ. Лида занимается. (Сел. Лиде.) Подай-ка…

ЛИДА. Где там, что? (Пошли на кухню.)

УХОВ (вслед). Ищи. (Кириллу.) Похвались, как ты там отличился по литературе.

НАДЯ. Зачем! Я тогда вам ничего не буду рассказывать.

КИРИЛЛ. А я не стыжусь. Я действительно считаю, что Наташа Ростова не может служить положительным образом, потому что она… в сущности, самка. Влюбилась в одного, потом – в другого, потом – в третьего, потом народила детей, и больше ей ничего не нужно.

УХОВ. Где же ты это прочитал?

КИРИЛЛ. Это моя собственная гипотеза. Существует же свобода мнений.

Лида принесла ужин, накрывает на стол.

УХОВ. Видела, как рассуждает? За стилягами не гонись. Вчера было модно широкие брюки, сегодня модно узкие брюки, а завтра – опять широкие. Так всю жизнь и будут брюки перешивать.

КИРИЛЛ. Если бы человечество не совершенствовало свою одежду, мы до сих пор ходили бы в звериных шкурах.

УХОВ. Слышала?

КИРИЛЛ. Я не стиляга. Но я видел, как стиляга спас тонувшую девушку.

УХОВ. Врешь.

КИРИЛЛ. Ну, вру. Важен принцип.

НАДЯ. Видишь ли, Кира, ты можешь понять, что Наташа Ростова плохая. Ты можешь понять, что Наташа Ростова хорошая. Ты только не можешь понять, какая она на самом деле.

УХОВ. Что вы ему толкуете! Он же умнее всех. Вот, мол, Я! С большой буквы.

КИРИЛЛ. Что делать, человечество в среднем умнеет. По сравнению, например, с десятым веком сейчас каждый нормальный человек – гений. А через тысячу лет все будут гении по сравнению с нами.

УХОВ. Возносишь, ниспровергаешь, философствуешь. Только все это кустарно.

ЛИДА. Кирилл, молчи.

КИРИЛЛ. Обезьяна превратилась в человека, когда научилась различать, на что надо обращать внимание, а на что – не надо.

НАДЯ. А вот это уже грубо.

КИРИЛЛ. Простите, пожалуйста, кого я меньше всего хотел обидеть, так это вас.

НАДЯ. И это ты нехорошо сказал.

КИРИЛЛ (встал). Тогда все, отхожу на заранее подготовленные позиции. До свидания. (Ушел.)

УХОВ. Я признаю, что он умный парень и способный к математике. Но если в эти годы у человека нет обыкновенной порядочности, для меня все остальное теряет значение. Такая удача – мне удалось познакомить его с профессором Кашкиным. А теперь выяснилось, что он говорит Кашкину обо мне гадости. Перевирает мои слова и сам удивляется, какой я глупый. (Лиде.) Не прикидывайся, тебе это известно.

ЛИДА. Он просто преувеличивает. Любит гиперболы, на него никто не обижается.

УХОВ. Гиперболы, эффекты. Имей в виду, что через несколько лет эффекты полиняют.

И все свои непомерные претензии, всю свою неудовлетворенность он будет вымещать на окружающих. И в первую очередь на тебе. Извини, что я вмешиваюсь в твои дела, но вы слишком дорого мне достались. Три года я вас разыскивал по всем детским домам. Я вложил в вас несколько лет жизни, немножко здоровья и кусок своей души.

Как в сберкассу. И хочу, чтобы это там было сохранено.

НАДЯ. Ничего, дядя Митя, вот уже Лида кончает школу. Я работаю. На стройке меня ценят. Без отрыва от производства я учусь в техникуме… Нас упрекнуть не в чем. Лида немного взбалмошная, но, может быть, оттого, что она одаренная натура. Кто знает, когда-нибудь она еще всех нас поразит и мы будем ею гордиться. А пока мы можем вам только обещать, что стыдиться за нас вам не придется ни в чем: ни в большом, ни в малом.

Александр Моисеевич Володин

«Старшая сестра»

В Ленинграде живут сестры — Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида — школьница.

Придя однажды домой, Надя застаёт у Лиды её друга по школе Кирилла. Они спорят о счастье. Лида считает, что счастье — в труде, когда трудишься не для себя, а для других. Однако, когда Кирилл спрашивает её, а счастлива ли сама она, Лида отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых — Ухов. Он считает, что философствования Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.

Неожиданно появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто фантазировала, рассказывая о нем подругам. Огородников требует, чтобы она объяснила это его жене. Он набирает телефонный номер и передаёт трубку Наде. Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не прощаясь. Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.

Оставшись одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир». Лида заканчивает школу и собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище. Ей страшно, что у неё ничего не получится, но Надя уверена, что у её сестры огромный талант. Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза. Теперь она помогает сестре готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.

Действие переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает её в кабинет, где принимает комиссия. Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла. Надя ей не верит. Она идёт сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссёр Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимиров вспоминает её и требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять её сестру. Владимиров стоит на своём. Тогда Надя читает единственное, что помнит наизусть, — отрывок из статьи о театре.

Вернувшись домой, где их уже ждёт Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида — нет. Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что это — профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и о сестре — на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он прав.

Проходит два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода, организованного Кириллом. Кирилл, пришедший её проведать, выслушивает многочисленные упрёки сестёр. Приходит Ухов. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы тот больше не смел подходить к Лиде. Лида пытается его догнать, но Ухов насильно укладывает её обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводит застенчивого человека лет тридцати. Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти женитьба. Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тоже уходит. Надя извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так будет лучше. Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.

Проходит ещё два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение отвратительно. Он ненавидит ложь, но систематически врёт жене. Но он не может и потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но Кирилла ни в чем не винит.

Ухов просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и попросила себе маленькую роль: ей все равно какую — лишь бы хоть что-то дали. Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.

Неожиданно приходит жена Кирилла — Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на концерт. Она учительница, у неё весёлый характер, она очень хороший человек. Приходят Кирилл и Лида. Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не придёт.

Лида говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья. Надя от злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у неё все слова и мысли, как у Ухова. Лида собирается уходить. Надя пытается её удержать, но та все-таки уходит.

Надя рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно: «Что делать?»

Две сестры проживают в Ленинграде - это Надя и Лида Рязаевы. Они остались без родителей рано и выросли в детдоме. Надя работает на стройке, при этом учится в техникуме. А Лида еще школьница.

Надя застаёт у Лиды Кирилла, друга по школе. Они спорили о счастье. Лида утверждает, что счастье - это труд, который не для себя, а для остальных. А Кирилл задает вопрос, счастлива ли она, на что Лида отвечает, что «нет». Тут приходит ее дядя - Ухов, который считает философствования Кирилла «кустарными». После споров Кирилл уходит.

Вдруг приходит Огородников, которого обвинили за преследование Нади ухаживаниями. А Надя говорит, что это фантазии, о которых она рассказывала подругам. Некий Огородников заявляет, чтобы та это объяснила его жене. Набирает телефон и даёт Наде трубку. Надя говорит, что пошутила. После Огородников уходит. Дядя рассержен на Надю из-за этой выходки и тоже уходит.

Оставшись наедине, сестры читают вслух «Войну и мир». Лида намерена поступать в театральное училище, но не уверенна в своих силах. Шефством их детского дома занимался театр, их водили на спектакли, на которых горели у Лиды глаза. Сестра готовит монолог.

Действие продолжается в училище, где проходят экзамены. Лида боится забыть все и заходит к комиссии. Когда она выходит, то понятно, что ей не удалось пройти. И Надя не веря в это, идёт разговаривать с комиссией, а именно со знакомым ей режиссёром Владимировым. Владимиров требует, чтобы она прочла монолог. И Надя читает какой-то отрывок о театре.

Возвратившись домой, они рассказывают Ухову, что Надю взяли, а Лиду - нет. На что дядя советует Наде не оставлять техникум и работу, и что театром заниматься можно на досуге, и чтобы она подумала и о сестре, так как на одну стипендию прожить не получится. Надя с этим соглашается.

Через два года. Лида болеет в результате лыжного похода, который организовал Кирилл. Он пришел проведать, и слушает упрёки сестёр. Приходит дядя, который советует больше сюда не приходить. Лида хочет догнать его, но Ухов заставляет ее лечь обратно в постель. Звонок в двери. Ухов приходит с 30 летним Владимиром Львовичем, с ним Ухов желает познакомить Надю, полагая, что в дальнейшем их ждет женитьба. Владимир хочет поговорить с Надей, но ей не хочется. Она показывает Владимиру на дверь. Злой дядя уходит вслед.

Через еще два года происходит встреча Кирилла с Лидой, но Кирилл уже женат. Он не рассказывает жене об отношениях с Лидой. Кирилла ненавидит ложь, но постоянно врёт жене из-за того что не может потерять все, что связывает с Лидой. Лида не понимает любовь это или нет, и Кирилла не винит ни в чем.

Ухов требует от Нади не разрешать приходить Кириллу, а та его не слушает. Надя ходила в театр, чтобы попросить маленькую роль, но Владимиров сказал, что та потеряла свою индивидуальность.

Вдруг приходит жена Кирилла - это Шура. Она в поисках мужа, потому как у нее есть билеты на концерт. Щура работает учительницей, имеет весёлый характер. В это время входят Кирилл и Лида. А Надя говорит уходящей Шуре, что не впустит Кирилла сюда.

Лида же не согласна с этим и обвиняет, что Кирилла прогнали. Надя бьет Лиду по лицу, и тут же сознается, что виновата. Она стала замечать, что она говорит и мыслит как Ухов. Лида уходит. Надя легла на кровать и не знает, что дальше делать.