Факторы имеющие большое значение для здоровья. "здоровый образ жизни"

Здоровье человека – это результат сложного взаимодействия средовых, биологических и социальных факторов. Учёными всех стран были доказаны следующие различные влияния на состояние здоровья:
— окружающая среда – 20%;
— наследственность – 20%;
— образ жизни – 50%;
— уровень медицинской помощи – 10%;
По мнению российских учёных, эти цифры выглядят так:
— человеческий фактор – 25% (Психическое состояние – 15%, физическое здоровье – 10%);
— социальный фактор – 40% (образ жизни: образ жизни, привычки – 25%; материальные условия труда и быта – 15%);
— медицинский фактор – 10%;
— экологический фактор – 25% (эндоэкология – 15%, экзоэкология – 10%).

Человек и его здоровье

Человека с полноценным здоровьем можно определить по следующим основным критериям: отсутствие синяков под глазами, отсутствие желтизны зубов, а также по ярко-красному цвету языка и отсутствием белого на нём налёта. Если вы нашли хотя бы один признак из трёх, то это значит, что ваше здоровье подорвано каким-то заболеванием. Поправить его и укрепить защитные функции организма можно легко, главное знать какая именно причина отклонения в здоровье, что его подрывает. Необходимо выяснить, болезнь и что именно способствует её развитию в организме. Каким бы заболеванием человек бы не болел, его можно вылечить или максимально ослабить влияние болезни, главное лишь вовремя найти причину симптомов или частого недомогания, ухудшения здоровья. При любых признаках плохого самочувствия, болезни, либо начальной её стадии, стоит немедленно обратиться за помощью к лечащему врачу. Который после обследования должен выявить причину симптомов, поставить диагноз и назначить лечение или направить к специалисту по необходимому профилю.

Как предотвратить заболевание.

Чтобы не болеть, необходимо для начала укреплять здоровье. Существует множество способов для поднятия иммунитета от народных средств до медицинских препаратов. Кто-то большее предпочтение отдаёт проверенным десятками лет бабушкиным рецептам и советам, другие вовсе испытывают себя и свой организм на различных бадах и добавкам к пище, но все они так или иначе обращались к профессиональной медицине, прогресс которой наблюдается в значительных масштабах. Если у вас уже возникало то или иное заболевание и появление которого вы хотите предотвратить, быть может есть вероятность иного возникновения иного заболевания — необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Он в свою очередь может порекомендовать вам:
— сделать соответствующую прививку;
— необходимые препараты для повышения иммунитета;
— выписать наиболее подходящие для вас витамины или содержащие их добавки к пище;
— ознакомит вас с его специальными предписаниями (ими могут быть диета, режим дня, условия жизни, окружающая среда и другое).
Для того чтобы быть не только здоровым, но и энергичным, нужно вести здоровый образ жизни. Человек для поддержки своей иммунной системы должен исключить из употребления в пищи алкоголя, полуфабрикатов, ежедневного употребления кондитерских и мучных изделий, консервированных продуктов, копчёных изделий. Неотъемлемой частью пищевого рациона должны быть продукты богатые витаминами: фрукты, овощи, зелень, злаки, безопасные для организма человека ягоды, свежее мясо (рыба, говядина, свинина, курятина), а также свежие молочные продукты, в особенности – кефир, бифидок, творог. Занимайтесь спортом, фитнесом, йогой, делайте зарядку, если позволяют условия разминайтесь на учёбе, во время работы, после неё и дома. Создайте благоприятные условия для вашей как учёбной, так и трудовой деятельности, так как они напрямую влияют на ваше здоровье.

От чего зависит здоровье человека

Благоприятные условия учебной и трудовой деятельности

Ими могут являются следующие факторы:
— освещение рабочего или учебного места;
— температура помещения;
— влажность;
— загрязнённость воздуха;
— производственный шум и вибрации;
— месторасположение места;
— вред на производстве;
— то с чем связано изготовление продукции на производстве (если это завод или фабрика);
— степень безопасности труда.
Условия труда должны быть составлены в соответствии с нормами трудового кодекса.

Важно не забывать о том, как попадают бактерии в организм. Чаще всего это происходит через дыхательную систему организма человека: микробы и бактерии, того или иного вируса или болезни попадают через нос, рот, грязные руки, раны. Перед едой всегда тщательно мойте руки, предпринимайте меры о предотвращении передачи вируса воздушно-капельным путём, ешьте свежеприготовленную домашнюю еду.

Ведите здоровый образ жизни, берегите себя и своих близких.

Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.

В данной статье мы попытаемся подробно рассмотреть все составляющие здорового образа жизни, а также изучить факторы, мешающие человеческому здоровью и психоэмоциональному равновесию.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера и усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида.

Объяснить, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ) в нескольких словах невозможно. Согласно официальному определению, это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Сторонники ЗОЖ как философско-социологического направления рассматривают данное понятие как глобальную проблему и составную часть общественной жизни. Имеются другие аспекты понятия ЗОЖ – психолого-педагогический, медико-биологический, однако резкого разграничения между ними нет, поскольку все они решают одну задачу – укрепление здоровья индивидуума.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая среда – 20%, генетическая база – 20%, уровень здравоохранения – 10%.

Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:

  • Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;
  • Достижение человеком активного долголетия;
  • Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

Интерес к данной теме возник сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.

Современные люди стали вести менее подвижный образ жизни, употреблять большее количество пищи и иметь больше свободного времени. При этом скорость жизни существенно возросла, что увеличило количество стрессовых факторов. Медики отмечают, что число наследственных заболеваний с каждым годом увеличивается. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос, как оставаться здоровым (духовно и физически) и при этом жить долго и активно.

Польза режима дня

Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Если вам не хватает времени на дела в течение суток, нужно либо уменьшать количество дел, либо выполнять их быстрее. Для этого нужен систематический подход к распределению времени.

Рациональный режим труда и отдыха предполагает разумное чередование периодов физического и умственного напряжения с периодами полного расслабления. Другими словами – сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.

Необходимость рационального питания

Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:

Ягоды и злаки
  • Ограничение животных жиров;
  • Существенное ограничение животной белковой пищи (рекомендуется употреблять в основном диетические сорта мяса – птицу, кролика);
  • Включение в меню повышенного количества растительных продуктов;
  • Исключение из повседневного рациона «быстрых» углеводов – сладостей, сдобы, газировки, фаст-фуда, чипсов и прочей «мусорной» еды;
  • Переход на дробное питание (небольшое количество пищи за один прием);
  • Исключение позднего ужина;
  • Питание только свежими продуктами;
  • Оптимальный питьевой режим;
  • Оптимизация количества еды – оно должно соответствовать затратам энергии;
  • Исключение алкоголя, ограничение кофе и крепкого чая.

Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.

Активный образ жизни

Разумная пропаганда здорового образа жизни обязательно включает в себя пункты, касающиеся физической активности. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сократили его двигательную активность. Люди все меньше ходят пешком: сейчас можно заказывать и получать товары и продукты, не покидая дома.

Однако для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Начинающим практиковать здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день: двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Какой именно разновидностью физической активности заниматься – каждый решает сам, в соответствии со своим возрастом, темпераментом и возможностями.

Физкультура Это могут быть:
  • Занятия в тренажерном зале;
  • Спортивная ходьба или бег;
  • Занятия в бассейне;
  • Велосипедные прогулки;
  • Домашние занятия гимнастикой;
  • Йога и гимнастика цигун.

Возможности для реализации двигательного потенциала не ограничены – можно начать с пеших прогулок (лучше гулять в лесопарковых зонах), а затем постепенно повышать нагрузки. Особо внимание следует уделять здоровью позвоночника: функциональное состояние (гибкость и подвижность) этого отдела опорно-двигательной системы - основной показатель молодости тела. Помните, что движение – это жизнь!

Отказ от пагубных привычек

Курение, спиртные напитки, вредные пищевые пристрастия (солёная пища, чипсы, сладости, газировка) – всё это факторы, разрушающие здоровье. Здоровая и осознанная жизнь предполагает категорический отказ от вышеперечисленных «удовольствий» в пользу более здоровых вариантов. Отказ от вредных привычек – ключевой пункт для всех адептов ЗОЖ – то, с чего следует начинать практику.

В список факторов, способствующих укреплению здоровья, обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливанию. Повышение иммунного статуса – комплексное мероприятие, требующее поэтапного и терпеливого воплощения. Укрепить организм можно с помощью аптечных препаратов, повышающих защитные силы (элеутерококк, настойка женьшеня), домашних фитопрепаратов, а также посредством закаливания.

Закаливание – не обязательно купание в проруби и обливание холодной водой. Для начала подойдет обычный контрастный душ: при этом перепад температур на начальном этапе может быть минимальным. Закаливание тела повышает иммунный статус, укрепляет сосудистую систему, стимулирует вегетативную нервную систему и поднимает общий тонус организма.

Обязательно нужно следить за состоянием психики и нервной системы. Волнение, стрессы, напряжение, раздражительность – прямые причины раннего старения. Кроме того, нервозное состояние негативно влияет на физиологические процессы и способствует патологическим изменениям в тканевых и клеточных структурах организма. И ещё одно – если уж вы злитесь и нервничаете, делайте это открыто, не копите отрицательные эмоции в себе.

В список профилактических мер по укреплению и стабилизации здоровья обязательно входит контроль массы тела. Избыток веса – всегда дополнительный риск сердечных, сосудистых, эндокринных и многих других патологий.

Людям после 45 лет рекомендуется регулярно проходить полноценное клиническое обследование: с возрастом значительно повышается риск таких заболеваний, как гипертензия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца. Выявление этих и других недугов на ранней стадии – основа успешной терапии.

Поделитесь с друзьями!

На состояние здоровья человека влияют различные показатели. Чтобы сохранить хорошую физическую форму и остаться психоэмоционально устойчивым, нужно обратить внимание на качество своей жизни в многофакторной природно-социальной среде. Какие известны факторы воздействия на здоровье людей и как прожить более долгую жизнь, узнаем из статьи.

Вконтакте

Известные факторы

На здоровье человека могут влиять различные видимые и невидимые факторы . Также известны и способы улучшения физического, эмоционального, психологического состояния.

Все факторы воздействия на здоровье человека:

  • генетика;
  • медицина, здравоохранение;
  • : климат, флора, ландшафт;
  • образ жизни;
  • физические;
  • биологические;
  • химические.

Эксперты классифицируют вышеперечисленные факторы на следующее виды:

  1. Социальные и экономические;
  2. Экологические – общение человека с внешним миром и неизменные показатели;
  3. Наследственные – наличие болезней, аномалий строения тела человека, передающихся по наследству;
  4. Медицинские — оказание помощи населению, частота и качество обследований, профилактика заболеваний.

Все четыре фактора напрямую влияют на самочувствие человека. Здесь же нужно учитывать побочные показатели: возраст, климатические условия местности проживания, индивидуальные показатели. Однако определены общие средние показатели влияния каждого фактора по отдельности на население:

  • образ жизни — 55%;
  • окружающая среда — 25%;
  • генетика — 10%;
  • медицина — 10%.

Вредные факторы, влияющие на здоровье человека :

  • пагубные зависимости;
  • неверное распределение рабочего времени;
  • неправильный рацион;
  • плохие бытовые условия;
  • плохая экологическая обстановка;
  • химически загрязненная атмосфера;
  • биологические факторы;
  • отсутствие медицинского обследования;
  • генетическая склонность к болезням.

Влияние генетических факторов

На общее состояние здоровья напрямую влияет наследственность.

Человек с заложенными от родителей генами начинает адаптироваться в мире.

Данный фактор влияет на физическое и эмоциональное состояние.

Ген подвергается действию естественного отбора.

Он может сделать обладателя устойчивее к заболеваниям и другим агрессивным факторам, а может, наоборот, ухудшить состояние здоровья.

Важно! Каждая клетка несет в себе большое количество генов, которые управляют процессами развития человека. Новорожденный малыш имеет набор генов от обоих родителей. Эти признаки передаются всему последующему поколению.

Доказано, что брак между родственниками увеличивает риски возникновения заболеваний в пятьдесят раз, смертность среди таких людей намного выше. Гены очень чувствительны относительно вредного влияния окружающей среды, неправильного поведения людей, наличия вредных привычек .

При планировании ребенка будущие родители должны готовиться к зачатию за несколько месяцев, обеспечив все условия для рождения здорового малыша. Если предусмотреть этот фактор, то можно значительно снизить риск влияния наследственности на будущего ребенка и заложить ему здоровый генный код.

Влияние образа жизни

Влияние образа жизни на здоровье человека колоссально! Человек, ведущий здоровый образ жизни, чувствует себя полным сил, реже посещает врачей и имеет явно больше преимуществ, чем те, кто не следит за здоровьем и имеет вредные привычки.

Образ жизни оказывает влияние на три среды существования:

  • ближайшее окружение человека: друзья, знакомые, коллеги, семья;
  • среду, которая включает людей, объединенных по этническим признакам, уровню жизни, месту проживания;
  • среду, включающуя всех людей, проживающих в определенной стране, которые объединены социальными и экономическими отношениями, климатическими условиями.

Каждый человек оказывает влияние не только на себя, но и на окружающих людей. Выбранный образ жизни может быть созидательным или деструктивным.

Негативные факторы, такие как алкоголь, курение, наркотики, могут стать причиной серьезных болезней .

Также образ жизни касается не только физических, но и умственных, психических аспектов.

О человеке многое говорит то, чем он увлекается, занимается ли он спортом, следит ли за питанием.

Внимание! Ученые выявили, что по родительской линии вредные привычки передаются даже через несколько поколений. Это означает, что любой неправильный выбор чреват потерей здоровья у потомков.

Важно, чтобы на национальном уровне в стране сформировалось позитивное мировоззрение на . Чтобы изменить ситуацию, нужно понимать, какое воздействие на здоровье человека оказывают следующие факторы:

  • малоподвижность, отсутствие физической активности населения;
  • перенасыщение нездоровой пищей и ГМО в продуктах, что приводит к ожирению и болезням;
  • активный ритм жизни приводит к стрессам, страдает нервная система;
  • вредные привычки: алкоголь, курение, сексуальная распущенность.

Влияние окружающей среды

Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни огромно. Вмешательство людей в природную среду, даже с благими намерениями, также оказывает прямое воздействие на экологию, а она впоследствии влияет на человеческий организм.

Помимо воздействия человека на экологическую обстановку, влияние на здоровье оказывают следующие факторы окружающей среды:

  • температура;
  • влажность воздуха;
  • вибрация;
  • радиация;
  • порывы ветра, ;
  • электромагнитные и звуковые колебания.

На самочувствие и нормальную жизнедеятельность оказывают влияние погодные условия . Они могут вызвать перепады давления, обострять заболевания суставов, приводить к головным болям.

Если человек здоров, то перемена погодных условий пройдет без последствий. Однако метеочувствительные люди ощущают недомогания.

В последнее время человек постоянно испытывает влияние на себе электромагнитных волн, излучения. Его испускают все бытовые приборы, телефоны. Излучение воздействует не только на физическое состояние тела, но и дестабилизирует психику, изменяет работу органов.

Важно! Регулярное влияние электромагнитных волн пагубно воздействует на нервную систему, иммунитет, щитовидку, . За несколько десятилетий увеличилось количество онкологических патологий.

Факторы окружающей среды включают в себя и влияние радиации. Все живые существа подвергаются воздействию радиационного фона. Радиация приводит к изменению генетического строения , замедляет процессы регенерации, ухудшает работу ЖКТ .

Социально-экономические факторы

Экономическая ситуация в стране, как фактор, является одним из решающих для здоровья населения. Сюда же входит и медицинское обеспечение. Хотя сейчас медицина все меньше фокусируется на здоровье, и все больше на лечении заболеваний. В настоящее время структура заболеваемости изменилась: инфекциями болеют в 10% случаев, а 40% заболеваемости приходится на расстройства психики, алкоголизм, наркоманию.

Важно! Из большинства случаев со смертельными исходами, самые распространенные причины приходятся на такие заболевания как: атеросклероз, ожирение, психические расстройства, онкология.

Сейчас медицина направлена на лечение данных патологий, а не на предупреждение проблемы.

Химические факторы


Химическое загрязнение планеты
– это уже далеко не сказка, а реальность в которой мы живем постоянно. Еще в утробе матери плод рискует получить химический вред, что влияет на дальнейшее здоровье и качество жизни.

Загрязнение водоемов, повышенный радиационный фон — все это становится причиной появления огромного количества заболеваний.

Химические соединения проникают через еду, кислород, питье. Негативное влияние могут оказывать следующие химические факторы:

  • синтетические добавки в пище, пестициды;
  • бытовая химия, средства гигиены;
  • лекарства и биологические добавки;
  • добавки для роста животных, птицы;
  • строительные материалы, краски;
  • промышленные отходы;
  • выхлопные газы и др.

Химические элементы особенно опасны из-за быстрого накопления в организме, а вывести их не так-то просто. В результате организм человек склонен к проявлению аллергических реакций, развиваются различные патологию, связанные с нервными заболеваниями, поражаются печень и почки. Есть риск развития астмы.

Среди множества фактов о человеке, хотелось бы отметить следующие:

  • череп человека состоит из двадцати девяти костей;
  • организм перестает работать при чихании, включая работу сердца ;
  • нервная реакция имеет скорость двести километров в час;
  • ребенок еще в утробе матери в 3 месяца получает уникальные отпечатки пальцев;
  • женское сердце бьется быстрее, чем мужское;
  • правши живут дольше, чем левши;
  • длина кровеносных сосудов в организме равна сто тысяч км ;
  • насчитывается около ста вирусов, которые вызывают насморк;
  • курильщик за год всасывает в себя полчашки смолы;
  • после 60 лет люди теряют 50% вкусовых рецепторов , снижается обоняние, зрение;
  • зуб – единственная часть человека, не способная к самовосстановлению.\

Что оказывает влияние на наше здоровье

Основные факторы, оказывающие влияние на организм

Вывод

Вредные факторы, влияющие на здоровье человека можно уменьшить, если внимательно относиться к своему организму, отказаться от вредных привычек, наладить рацион питания, заниматься спортом. Здоровые люди могут вовремя подстраиваться под социальные, биологические, химические факторы . Человек – единственный организм на планете, который имеет возможность адаптировать окружающую среду под себя. Будьте здоровы!

1. Вода (качество и количество)

Всем известно, что мы на 70-80% состоим из воды, а новорожденные на 90%. К старости, этот показатель намного ниже. Старение организма - это его высыхание. Нам нужно задуматься, что мы пьем и в каком количестве? Ведь мы состоим из воды, а не из чая, кофе и тем более, не из сладких газированных напитков.

Каждый день человек должен выпивать 1.5-2.5 литра воды, причем воды чистой. Вода не должна содержать вредных примесей, она должна быть живой, т.е. отрицательно заряженной. Вода должна быть слабощелочной, а в наших кранах вода кислая. Да и не только в кранах, но и в природных источниках. Кислая среда - источник заболеваний в организме. Природная вода должна содержать микроэлементы, отсутствие или пониженное содержание которых, ведет к определенным осложнениям в организме человека.

Загрязнение природных вод различными видами бактерий, грозит возникновением инфекционных заболеваний. А если природные водоемы содержат соли тяжелых металлов и другие вредные примеси, то это может вызвать ряд тяжелых заболеваний, в том числе и рак.

2. Еда

Наше тело состоит из того, что мы едим. Люди умирают от недостатка питательных веществ. Нашему организму нужны витамины, минералы, ферменты, аминокислоты, жирные кислоты и тогда наши клетки будут получать полноценный материал. Но современное питание практически ничего полезного для организма не поставляет. Питание стало больше вредным, чем полезным. В основном наше питание состоит из химических добавок и консервированной пищи. Каждый должен для себя решить, что ему есть и как помочь своему организму, а не навредить. Правильно подобранное питание для нашего организма, продлит нашу жизнь. Выбор за нами.

3. Вирусы, бактерии, грибки и др.

Как мы относимся к своему организму, таким и будет показатель нашего здоровья.

Пасечникова Екатерина

План работы.

Цель работы : В ходе исследования уровня здоровья учащихся установить от чего зависит их здоровье.

Задачи :

1. Рассказать о ЗОЖ.

2. Провести теоретическое исследование по данному вопросу (прилож.2)

3. Провести анализ анкет (прилож. 1)

4. Провести анализ по медицинским показаниям (прил.3)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подготовила: ученица 10 «А»

Пасечникова Екатерина.

Проверила: учитель физической культуры

Толкова Светлана Викторовна

г.о. ОТРАДНЫЙ

2013г

Введение

Основная часть:

1. Здоровье человека зависит от ЗОЖ:

1.1 Компоненты здорового образа жизни:

А) Правильное питание

б) Занятие физкультурой и спортом

в) Режим дня

г) Закаливание

д) Личная гигиена

е) Отказ от вредных привычек.

1. 2. Здоровье человека зависит от наследственности

1. 3 Здоровья зависит от экологии, медицины

2. Исследование здорового образа жизни учащихся ГБОУ СОШ №8

2.1Анализ анкеты

2.2 Выводы

3. Список литературы

4. Приложение (1)

5. Приложение (2)

6. Приложение (3)

Введение

Здоровье – не всё,

но все без здоровья – ничто.

Сократ.

Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Здоровье в жизни человека, имеет важнейшую роль. Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь. Поистине страшные цифры выдает нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70%страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодого поколения.

Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет. Мы считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое

Здоровье неразрывно связано с ведением здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня; закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек.

По мнению, академика Ю. П. Лисицына, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья. Мы подчеркиваем, что состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения: здоровье человека зависит:

  • на 50% от образа жизни;
  • на 20% от наследственности;
  • на 20% от окружающей среды;
  • на 10% от развития системы здравоохранения
  1. Здоровье человека зависит от ЗОЖ
  1. Компоненты здорового образа жизни:

А) Правильное питание.

Б) Занятие физкультурой и спортом.

В) Правильное распределение режима дня.

Г) Закаливание.

Д) Личная гигиена.

Е) Отказ от вредных привычек

Правильное питание.

Правильное питание в жизни человека имеет немаловажную роль. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма.

Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию.

Так же немаловажную роль в жизнедеятельности организма имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.

Во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, поэтому ягоды, фрукты и овощи рекомендуется употреблять в сыром виде. Для развития и роста организма нужна разнообразная пища, но и ещё нужно и соблюдать правила для правильного усвоения пищи:

  1. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  2. Не есть в сухомятку.
  3. Не перекусывать между приёмами пищи.
  4. Есть не спеша и хорошо пережёвывать пищу.
  5. Во время еды не разговаривать и не отвлекаться.

Многие знают, что без пищи человек может прожить месяц, а без воды всего лишь пару дней. Ведь вода один из самых важных компонентов жизнедеятельности человека, но не все знают, что вода не всегда бывает полезна так, как воду следует употреблять только из известных источников. Сырую воду следует кипятить, а прокипячённую воду кипятить через каждые три часа.

Занятия спортом и физкультурой

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена веществ, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом, виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.

Различные виды спорта порождают в человеке различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.

Занятия спортом не только развивают в человеке характер, но и способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

Человек, не имеющий возможности всерьёз заниматься спортом, должен заниматься простой гимнастикой. Если заниматься гимнастикой каждое утро, то это будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию характера, высокой работоспособности.

Режим дня

От режима дня зависит состояние человека, его самочувствие и успеваемость, а так же и здоровье.

Каждый из учащихся посещает не только школу, но ещё и различные секции, поэтому, чтобы успеть сделать все задуманные дела, нужно создать свой режим дня. Например, ложиться спать нужно в одно и то же время, так как, вставая утром, вы не будете чувствовать усталости, вам будет легко встать, и вы весь день будете чувствовать себя замечательно.

Распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине.

Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.

Примерный режим дня:

6: 30 – подъём

6: 35 – гимнастика

6: 45 – гигиенические процедуры

6: 55 – завтрак

7:50 – 8:15 – дорога в школу

8:30 – 13:50 – занятия в школе

14:10 – 14:40 – дорога домой

14:50 – 15:20 – обед

16:45 – 18:00 – посещение секции

1800 – 18:30 – дорога домой

18:40 – 18:50 – ужин

18:50 – 23:00 – время, отведённое на уроки и на личные дела.

23:00 – приготовление ко сну.

Закаливание

Мы знаем, что для здоровья нам полезны солнце, воздух и вода, но так бывает не всегда. Долгое время лежать под солнцем опасно так, как можно получить либо ожог, либо солнечный удар. Долгое нахождение в холодной воде может привести к простудным заболеваниям. Самым старинным и не опасным способом является закаливание. Существуют правила о том, как правильно начинать закаливание:

  1. Начинать закаливание надо в тёплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны.
  2. Водные процедуры начинают во время купания в реке.
  3. Продолжительность закаливания вначале должна быть большой, а температура воздуха и воды не менее двадцати градусов выше нуля.
  4. Температуру воды для закаливания надо снижать постепенно, каждые три дня на один градус.
  5. После процедуры тело нужно растереть сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
  6. Закаливаться нужно каждый день, если пропустить две недели, то нужно будет начать всё сначала. Если переохладиться, то следует прекратить закаливание.

Личная гигиена

Личная гигиена - это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, полости рта и т. Д.

Самому тебе и окружающим не приятны грязные руки, нечищеные зубы

Основной гигиенической процедурой является мытьё, для поддержания чистоты тела.

В течение дня, а особенно после физических упражнений загрязняются руки, лицо, шея их следует мыть два раза в день с мылом и тёплой водой.

Руки нужно мыть не только вечером и утром, но ещё и перед едой, после прогулки.

Нечищеные зубы так же становятся причиной многих заболеваний, чтобы зубы были чистые их необходимо чистить два раза в день несколько минут, при этом зубная щётка должна быть не слишком жесткой и не слишком мягкой. Если употреблять много сладкого, то возникает кариес, поэтому, чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, нужно раз в полгода посещать стоматолога.

Отказ от вредных привычек

«Курить вредно, пить противно, а умирать здоровым – жалко» - гласит шуточная, но в то же время печальная поговорка. Сигареты и алкоголь также, как и наркотики разрушают наш организм. Не нужно попусту отравлять свой организм – жизнь слишком коротка, а спирт и табак сделают её намного короче.

Мы хотим показать, что для того, чтобы быть здоровым, недостаточно только заниматься спортом, нужно ещё соблюдать множество различных правил. В работе указаны не все компоненты здорового образа жизни, их существует великое множество. Мы перечислила самые основные

компоненты, которые проще всего соблюдать, а вернее они основные, на них и лежит основа смысла здорового образа жизни.

1.2. Здоровья человека зависит от наследственности

Физическое здоровье будущих детей формируется сегодня через образ жизни их будущих родителей - сегодняшних школьников.

20% нашего здоровья зависит от наследственности – цифра хорошая, и кажется, что на неё невозможно повлиять - одному дано, а другому нет. Но это только первый взгляд. Конечно, мы не в силах повлиять на собственную нынешнюю наследственность, но на наследственность своих детей, внуков мы можем повлиять, сделать её намного лучше.

  1. 3. Состояние здоровья зависит от экологии.

20% нашего здоровья зависит от экологической обстановки. И 10% от медицины.

Но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, потом пожинает плоды «плохой экологии». Давайте откажемся от промышленности, автомобилей – явных источников загрязнения и отравления окружающей среды нашего жизненного пространства. А начнём чистку с самих себя. Живём самотёком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем – едим таблетки, которые «здравоохранения» предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют. Недавно обнаружили, что подземные питьевые источники в курортах Альп отравлены… тридцатью видами наиболее распространённых лекарств. Оказалось, что лекарства, пройдя через организм, не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадает в сточные воды, а далее… смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребления такой «питьевой воды», даже купания в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям. Антибиотики, успокаивающие, сердечные, противозачаточные и прочие лекарства повторно «бомбардируют» организм человека. Увы, но это факт: человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются устойчивей к воздействию лекарств. Так появляются такие вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду – лечитесь сами с помощью естественных средств.

За счёт правильной организации своей жизни человек может сам справиться с любым заболеванием.

  1. Исследование Здорового Образа Жизни учащихся ГБОУ СОШ №8

От чего зависит здоровье человека?

План работы.

Цель работы : В ходе исследования уровня здоровья учащихся установить от чего зависит их здоровье.

Задачи :

  1. Рассказать о ЗОЖ.
  2. Провести теоретическое исследование по данному вопросу (прилож.2)

3. Провести анализ анкет (прилож. 1)

4. Провести анализ по медицинским показаниям (прил.3)

Практическая ценность : Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Полученные данные убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья детей во многом обусловлено их собственным отношением к нему.

Мною были проведены классные часы на тему «Здоровый образ жизни», после чего была роздана анкета (приложение 2) и проведён анализ этой анкеты (прил. 1).

Я провела исследование по медицинским заболеваниям, данные взяла у школьного медицинского работника (приложение 3)

Выводы:

Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсутствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Низкий уровень культуры здоровья на всех возрастных этапах развития человека скажется на многих сторонах его жизнедеятельности. В частности, необходимо отметить следующие:

Отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности).

Низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не в семье не в школе не создается представление о жизненных приоритетах. Вместе с тем, как показали результаты исследования, роль здоровья значительная часть участвующих в исследовании подростков в своих идеальных представлениях оценивает довольно высоко. Но недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья в повседневной жизни отодвигает роль этого приоритета в пользу других, зачастую более привлекательных и доступных условий, требующих меньших затрат усилий, но дающих ощущение удовольствия. При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья.

Низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого - определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, что надо следить за своим психическим состоянием и т.д., он не знает - как все это делать, с помощью каких средств, используя какие методы. Разумеется, обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека, однако основы здорового образа жизни образования человек должен получить, без сомнения, в школьные годы. Работа над данной темой научила нас первоначальным навыкам проведения исследовательской работы.

В школе и в семье необходимо формировать культуру здоровья, активное отношение к своему здоровью, сознания, что здоровье самая большая ценность человека. В рамках работы на классных часах, на внешкольных мероприятиях на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии и родительских собраниях следуя полученным результатам исследования, проводить лекции, практические занятия для учащихся школы, учителей и родителей об основах здорового образа жизни.

Список литературы:

1. Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни

2. Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

3.Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

4. Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство»

5 .Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207

6.П.М., Владос.Ланана. «Роль здоровья в жизни человека».

7.Интернет ресурсы;

Приложение 1

Анализ анкет: В анкетирование приняли участие 10-е- 11-е классы

Из числа опрошенных 74 человека: юношей – 36 – 48,6%; девушек – 38– 51,3%.

Возрастной состав: 15 лет – 14 человек – 18,9%; 16 лет – 46 человек- 62,1; 17 лет –14человек – 18,1%; . (рис.1)

Рис1.

Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье. Большинство опрошенных на первое место фактором, определяющим здоровье поставили наследственность – 25 человек –33,7% на второе место – экологию – 24 человека - 32,4% и только на третье место образ жизни – 16 человек – 21,6%, на четвертое место медицину – 10 человек - 7,4 %.

Здоровье человека определяется именно образом жизни, который он ведет, условиями труда, питания, привычками. Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15 % относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности, и 50-52% к образу жизни.

Вопрос 2. Жизненные приоритеты. Большинство опрошенных на первое место в своих жизненных приоритетах поставили материальный достаток - 18 человек из числа опрошенных – 24,3 %, на второе место – семью – 14 человек – 18,9 %, на третье место – учебу – 12 человек – 16,2 %, на четвертое место – интересную работу – 11 человек - 14,8 %, на пятое место – отдых и развлечение – 10 человек – 7,4% , и только на шестое место здоровье – 9 человек -12,1 %.

Рис.2

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью.

Вопрос 3. Получение информации о ЗОЖ. Информацию о ЗОЖ получают опрошенные в первую очередь – из телепередач - 18 человек – 24,3 %, во вторую очередь от врача - 16 человек – 21,6 %, в третью в семье - 15 человек – 20,2 %, от учителя в четвертую– 13 человек -17,5%, в пятую от друзей – 12 человек – 16,2%.

Формирование жизненной позиции подростка происходит в семье, и только 15% из числа опрошенных получают информацию о ЗОЖ в семье.

Рис.3

Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили – полноценный сон –19 человека – 25,6 %, на второе – физическую культуру– 15 человек – 20,2 %, на третье - оздоровительный отдых – 13 человек – 17,5 %, на четвертое – рациональное питание– 10 человек – 7,4 %, на пятое – гигиену – 9 человек – 12,1 %, на шестое психическое благополучие –– 8 человек – 10,8 %.

Рис.4

Современное понятие здорового образа жизни включает в себя следующие составляющие - оптимальный двигательный режим;- рациональное питание;- закаливание;- личная гигиена;- положительные эмоции.

Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, отрицательно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили – неполноценный сон 19 человек -25,6 %, на второе место – дефицит времени 16 человек – 21.6 %, на третье – недостаток движений 12 человек – 16,2 %, на четвертое – физическое перенапряжение 10 человек -7,4%, на пятое – курение 8 человек – 10,8 %, на шестое – алкоголь – 6 человек - 8,1%, на седьмое – несоблюдение гигиенических требований – 3 человека - 4,05%.

Рис.5

Пристрастие к вредным привычкам алкоголю и курению вредить как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей. Участвующие, в опросе поставив на пятое и шестое место соответственно курение и употребление алкоголя, считают, что эти факторы отрицательно влияют на здоровье человека в последнюю очередь.

Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем. На первое место фактором мешающим заниматься своим здоровьем большинство участвующих в опросе поставили – лень – 14 человек -18,9 %, на второе место – недостаток времени -15 человек -20,1%, на третье место – отсутствие условий – 11 человек 14,8 % , на четвертое место недостаток знаний о ЗОЖ – 10 человек - 7,4 %, на пятое место материальные затруднения – 9 человек – 12,1 %, на шестое место отсутствие интереса – 8 человека -10,8 %, на седьмое место считают, что болезни не грозят 7 – человек -9.5%.

Молодые люди, относительно здоровы, поэтому о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении). Ответ на вопрос показывает, как относится респондент к собственному здоровью.

Вопрос 7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда).

7.1. Считают себя здоровыми 46 человека – 62,1%, считают, что имеют проблемы со здоровьем – 28 человек -37,8%

Рис. 7.1

7.2. Занимаются своим здоровьем: регулярно – 18 человек – 24,3 %, не занимаются 32 человека – 43,2 %, иногда занимаются – 24 человека – 32,4 %.

Рис. 7.2

7.3. Задумываются о своем здоровье – 11 человека- 14,8 %, иногда задумываются о своем здоровье – 46 человек – 62.1%, не задумываются о своем здоровье – 17 человек -22,9%.

Рис.7.3

7.4. Систематически закаливаются – 10 человек – 7.4%, не закаливаются – 64 человек – 92, 6%.

7.5. Занимаются физической культурой 54 человек – 72.9 %, иногда занимаются физической культурой – 16 человек – 21,6 %, не занимаются физической культурой – 4 человека– 5,4 %.

7.6. Занимаются спортом – 32 человека – 43,2 %, не занимаются спортом – 42 человека – 56,7 %.

7.7. Рационально питаются 14 человек – 18,9, не всегда рационально питаются – 16 человек –

21,6 %, не питаются рационально – 44 человек – 59,4 %.

7.8. Регулярно посещают баню – 8 человек – 10,8 %, не посещает баню – 66 человек – 89,1 %.

7.9. Режим дня соблюдают – 36 человек – 48,6 %, не всегда соблюдают режим дня – 22 человека – 29,7 %, не соблюдают режим дня – 16 человек – 21,6 %.

Рис.7.9

7.10. Воздерживаются от вредных привычек 44 человека – 59,4%, иногда воздерживаются от вредных привычек – 20 человек – 14,8 %, не воздерживается – 10 человек – 7,4 %.

7.11. Имеют полноценный сон 32 человек – 40%, иногда имеют полноценный сон – 16 человек – 33%, не имеют полноценного сна – 26 человек – 27%.

Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не сориентированы в жизни на сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос 8. Отношение к здоровью в семье.

8.1. Проявляют интерес к здоровью родители 12 подростков участвующих в опросе – 16,2%, иногда интересуются основами здоровья – 24 человека – 32,4%, не интересуются здоровьем родители 38 подростка – 51,3%.

Рис. 8.1

8.2. В семье занимаются физкультурой у 21 человек из числа опрошенных – 28,3%, иногда занимаются физкультурой у 18 человек из числа опрошенных -24,3 %, не занимаются в семье физкультурой у 35 человека из числа опрошенных – 47.2%.

8.3. В семье курят: мама и папа – 16 человек – 21,6%, только папа – 37 человек -50 %, только мама – 5 человек – 6,7%, не курят родители у 16 учащихся – 21,6%.

Рис. 8.3

Вопрос 9 . Оценка уровня своего физического развития. Большинство участвующих в анкетировании подростков оценивают свое здоровье как среднее – 45 человек - 60,8 %, выше среднего оценивают свое здоровье – 16 человека – 21,6 %, как высокое оценивают свое здоровье – 13 человек – 17,5 %.

Вопрос 10 . Оценка уровня знаний и умений по своему здоровью.

10.1. Об анатомических функциях органов и систем органов своего организма знают 34 человек – 45,9 %, частично знают – 42 человека - 54,1%

О профилактике нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха знают – 44 человек – 59,4 %, частично знает -32человек – 43,2 %. О профилактике и лечении простудных заболеваний знают 66 человек – 89,1%, частично знают 8 человека – 10,8 %.

10.2. Умеют оказать первую помощь при кровотечениях и травмах – 45 человек – 60,8%, не смогут оказать помощь – 29 человека – 39,1%.

10.3. Владеют методами самоконтроля:

Пульсометрией владеют – 44 человека – 59,4 %, не умеют использовать этот метод самоконтроля – 30 человек – 40,5 %

Провести оценку своего физического развития умеют – 44 человека -59 4 %, не умеют оценивать свое физическое развитие – 30 человек – 40,5 %.

Провести оценку своей физической подготовки умеют – 29 человек – 39,1 %, не умеют проводить оценку своей физической подготовки – 45 человек – 60,8%.

Анализ показал, что не все подростки имеют знания об индивидуальных особенностях своего организма, в силу чего ребенок не может построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности), который бы соответствовал его особенностям. Подростки не владеют методами оценки уровня своего здоровья, не могут оценить свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого - определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности.

11. Вредные привычки .

12.1.Курят 25 человек – 33,7 %, курят девушки – 8 человек -10,8 %, курят юноши – 17 человека – 22,9 %.

Курят одну сигарету в день – 20 человек – 14,8 , 2 – 3 сигареты в день – 5 человек – 3,7 %, 4-5 сигарет в день – 0 человек – 0%

Рис.11

Приложение 2

Для самооценки учащимися своего уровня здоровья составлена анкета из 11 вопросов.

Исследование на учащихся 10-11 классах ГБОУ СОШ №8

В заданиях с 1 по 6 необходимо пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности индивидуально для каждого респондента.

Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье:

1.1. экология

1.2. наследственность

1.3. образ жизни

1.4. медицина

Для установления вопроса, какой фактор, по мнению отвечающего, является наиболее важным в сохранении и укреплении его здоровья.

Вопрос 2. Жизненные приоритеты:

2.1. учеба

2.2. семья

2.3. интересная работа

2.4. здоровье

2.5. материальный достаток

2.6. отдых и развлечения

Ответ на вопрос 2 показывает, какое место в иерархии потребностей человека занимает здоровье.

Вопрос 3. Получаете информацию о ЗОЖ:

3.1. от друзей

3.2. в семье

3.3. от учителя

3.4. из телепередач

3.5. от врачей

Для установления вопроса, от кого учащийся получает информация о ЗОЖ.

Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

4.1. физическая культура

4.2. гигиена

4.4. рациональное питание

4.5. полноценный сон

4.6. оздоровительный отдых

4.3. психическое благополучие

Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут наиболее важными в обеспечении сохранения и укрепление здоровья.

Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

5.1. алкоголь

5.2. недостаток движений

5.3. курение

5.4. дефицит времени

5.5. отсутствие интереса к здоровью

5.6.физическое перенапряжение

5.7. несоблюдение гигиенических требований

5.8. неполноценный сон

Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут оказывать наибольший вред здоровью.

Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

6.1. отсутствие интереса

6.2. отсутствие условий

6.3. недостаток времени

6.4. лень

6.5. материальные затруднения

6.6. недостаток знаний о ЗОЖ

6.7. считаете, что болезни вам не грозят

Ответ показывает, чем отвечающий на вопрос оправдывает не заинтересованность своим здоровьем.

Вопрос 7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):

7.1. считаю себя здоровым

7.2.регулярно занимаюсь своим здоровьем

7.3.задумываюсь над своим здоровьем

7.4.систематически закаливаюсь

7.5.занимаюсь физической культурой

7.6.занимаюсь спортом

7.7.рационально питаюсь (регулярно, достаточное количество раз).

7.8. регулярно посещаю баню

7.9. соблюдаю режим дня

7.10. воздерживаюсь от вредных привычек

7.11. имею полноценный сон

Показывает, ведет ли испытуемый здоровый образ жизни, имеют ли место в его жизни вредные привычки

Вопрос 8. Отношение к здоровью в семье:

8.1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?

8.2. занимаются ли члены вашей

семьи физкультурой?

8.3. один (оба) из родителей курят? (написать)

Ответ на вопрос показывает, формируется ли культура здоровья и основы здорового образа жизни в семье.

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

Ответ на вопрос показывает, может ли отвечающий реально оценить уровень своего здоровья.

Об анатомических функциях органов и систем подрост¬ка

Профилактики нарушений осанки,

Плоскостопия,

Расстройствах органов зрения и слуха

О профилактике и лечении простудных заболеваний

10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при: кровотечениях и травмах.

10.3. владение методами самоконтроля:

Пульсометрия

Оценка физического развития (рост, вес, окружность груд¬ной клетки и др.)

Оценка физической подготовки (тесты на быстроту, лов¬кость, гибкость, силу)

Показывает, имеет ли респондент знания о строении и функционировании своего организма, о профилактики возможных нарушений здоровья, владеет ли методами определения уровня собственного здоровья.

Вопрос 11. Данные о состоянии Вашего здоровья:

11. 1. простудные заболевания в течение года (сколько раз) ______

11..2. хронические заболевания (если да, то какие?)_________

11..3. состояние:

Позвоночника

Стопы

Зрения

Ответ на вопрос показывает, имеет ли отвечающий на вопрос нарушения в функционировании организма. Показывает, попадает ли подросток в категорию лиц зависимых от курения и употребления алкоголя.

12. Вредные привычки:

курят девушки __________

курят юноши _____________

курят одну сигарету в день___________

2-3 сигареты в день_______________

4-5 сигарет в день______________

Приложение 3

Данные о состоянии здоровья участвующих в эксперименте.

11.1. Простудными заболеваниями один раз в течение года болели 34 человек – 45,9 %, два раза -20 человека -14,8 %, три раза – 12 человек – 16,2%.

11.2. Хронические заболевания имеют 32 человек – 43,2 %. Хронические заболевания: гастрит у 18 человек -24,3 %, панкреатит – у 6 человек – 8,1 %, бронхит у 10 человек – 7,4%.

11.3. Состояние организма: нарушение осанки имеют 12 человека – 16,2 %, сколиоз – 8 человек - 10,8 %, нормальное состояние позвоночника – 54 человек – 72,9 %