Пещеры эллора. Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры", Индия

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .




После Хампи, этот пункт в штате Махараштра, меня очень волновал. Мне так понравилась атмосфера Хампи и ощущение, что ты попадаешь на много много лет назад; я подумала, что в более древнем памятнике Индии эти впечатления будут даже сильнее. Но это было не так. Эллора и Аджанта - великолепные пещерные храмовые комплексы, но атмосфера чего-то особенного здесь кажется давно потеряна. На фотографиях это выглядит конечно впечатляюще и я с удовольствием покажу и расскажу про эти места подробнее, но сначала мне нужно немножко поплакаться в жилетку:)


Отравление индийской едой
Утром в Насике я села на поезд Тапован Экспресс, который шёл до города Аурунгабад. Этот город - станция для всех путешественников, которые приехали полюбоваться древними пещерами Эллоры и Аджанты. Пробираясь через тесный проход вагона и суетящуюся толпу индийцев, я искала своё место и молилась, чтобы мне не досталось место рядом с мужчиной. Но видимо мои слова до боженьки не успели добраться и моё место оказалось как раз посередине между женщиной и мужчиной. Я намекнула мужчине, что не плохо бы ему поменяться местами с женщиной напротив, но мой намёк весело проигнорировали.

Поезд тронулся и спустя время моё самочувствие резко ухудшилось. Сначала я подумала, что меня наверно укачивает, но тошнота и слабость становились сильнее и я начинала перебирать в голове, что же я такое съела утром или накануне вечером. Подозрение упало на симпатичные конфетки, которые я покупала в Насике во вроде-бы-как-приличном магазине. Многое из того, что я покупаю и съедаю я фиксирую, поэтому у меня даже есть фотография виновников моего отравления. Хотя я всё ещё сомневаюсь, что это были конфетки.

Никогда не знаешь, что скрывается под покровом грязи или чистых скатертей в Индии - иногда в совершенно неряшливом на вид прилавке можно купить вкусный чай и самосу и замечательно себя чувствовать, а в приличном ресторане можно так отравиться, что потом еле себя собрать по частям.

Поезд делал долгие перерывы на остановках, в которых мне хотелось выбежать из вагона до ближайшего туалета. Место рядом сидящего мужчины заняли два ребёнка, которые играли в странную игру: мальчик позволял себе бить и выдёргивать волосы у девочки, а она смиренно всё это принимала и кажется даже получала от этого удовольствие. Мне вдруг стало тошно не только от съеденного накануне, но и от всей Индии.

Добравшись до Аурунгабада, я без поисков дешёвого жилья заселилась в хороший чистый отель за 1000 рупий, взяла бутылку воды на ресепшене и пошла болеть в номер. К этому времени у меня сел голос, поднялась температура, тошнило, болела голова и была такая слабость, что я еле могла поднять руку. Было похоже, что я ещё и простыла. Весь день и вечер пришлось пролежать в кровати, осмысливая происходящее. Мне хотелось сбежать из этой страны куда подальше: от неоднозначных взглядов индийцев, сомнительной еды со специями, незнакомых запахов, громкой музыки и гудков машин. Тогда я решила, что больше не напишу ни слова про своё путешествие пока не пройдёт этот период или не буду писать вообще.

Утром я собрала себя по частям и после горячего душа поспешила на автобусную остановку, чтобы добраться до Аджанты. Эти пещеры находятся в 3х часах езды от города. В туристическом бюро предлагали индивидуальные туры за 2000-2500 рупий, но я уже раскошелилась на жильё и не могла позволить себе ещё и дорогостоящую экскурсию. Аурунгабад шумел и гудел как пчелиный улей; бесконечный рой рикш проносился по главной дороге и каждый считал своим долгом предложить мне поездку. Но по моему лицу было видно, что я категорически против даже говорить «хеллоу». В автобусе не было ни одного иностранца и я была этому рада - в таком состоянии я бы недолго смогла поддерживать разговор.

Аджанта
Через 3 часа автобус высадил меня возле поворота на Аджанту. Я окинула взглядом пейзаж - ничего примечательного, обычные холмы Махараштры. По указателям и громким названиям, таким как «Shopping Plaza» было понятно, что место уже давно стало туристическим. «Shopping Plaza» это всего лишь обычный сувенирный рынок за парковкой, где можно было купить что-нибудь поесть. Я купила три мандаринки и с удовольствием слопала, но мой организм был ещё пока против и в ближайшем туалете эти мандаринки пришлось оставить. За рынком - автобусная станция до самих пещер. Уже здесь было видно как много собралось желающих посмотреть на местную достопримечательность.

Постояв немного в очереди, я купила входной билет для иностранца за 250 рупий и побранилась про себя, что для индийца это символические 10. В этом состоянии любая мелочь раздражала меня: Индия выглядела недружелюбной и даже местами отталкивающей. Я была подавлена даже тем, что мне ещё много месяцев предстоит путешествовать здесь и даже обдумывала план своего бегства куда-нибудь в Непал, а ещё лучше домой на родину. Казалось, это отравление заразило мои мысли и радостное ощущение свободы куда-то испарилось.

Я взяла билет и окинула взглядом карту предстоящего маршрута. Идти казалось не так много, но после первых 10ти ступенек путь перестал выглядеть лёгким. Впервые в жизни я почувствовала, что значит быть немощной старушкой и с завистью посмотрела на людей преклонного возраста, которые заказывали себе носильщиков за 1000 рупий. Я же себе не могла такое позволить не только из-за денег, но и из-за гордости: вот ещё, я вся такая спортивная и выносливая буду сидеть сложа ножки на носилках! В итоге через каждые десять ступенек я останавливалась и переводила дух.

Пещеры Аджанты не произвели на меня сильного впечатления в тот момент, конечно тому виной было моё внутреннее состояние и толпы туристов. Но я не могла не восхититься работой древних мастеров: на протяжении столетий буддийские монахи наносили на стены красивые узоры и изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Сейчас, рассматривая фотографии, просто поражаюсь, как можно было выдолбить в скале столь величественные сооружения используя лишь примитивные орудия!

Многие росписи сохранились до наших дней и тщательно оберегаются: в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек. Запах пещер меня отталкивал и я к сожалению не могла там долго находиться и рассматривать эти шедевры.

В этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место из-за удалённости от всех крупных населённый пунктов, а также потому, что здесь проходил торговый путь и они могли таким образом поддерживать путешественников.

На осмотр пещер мне хватило два часа и, отдохнув под баньяновым деревом, я поспешила в отель. Дорога в отель заняла по ощущениям больше времени. Переполненный автобус, усталость и слабость сыграли свою роль. К тому же я была ещё зверски голодной, при этом не испытывая аппетита. В ресторане при отеле я заставила себя проглотить простой рис и свежие овощи. Обратно не запросились - хороший знак.

Эллора
Второй день я посвятила пещерам Эллоры, до которых был всего лишь час езды. Моё самочувствие было далеко от идеального: я всё ещё не могла позволить себе есть мандарины, а от запахов индийской еды подташнивало и мне даже не верилось, что я могла её не так давно аппетитно наворачивать. Чтобы добраться до Эллоры, я воспользовалась местным автобусом, но это не единственный вариант. По городу и окрестностям рассекают чёрные джипы, как у нас маршрутки, где можно почти за такую же цену быстро и почти без остановок добраться из пункта в пункт.

Пещеры Эллоры впечатлили меня больше, особенно огромный величественный храм Кайласа, в чьих лабиринтах можно было запросто потеряться. Храм Кайласа полностью вырублен из скалы и украшен множеством скульптур - настоящее рукотворное чудо!

Эллора более популярна среди туристов, так как эти пещеры находятся всего лишь в часе езды от Аурунгабада. На момент моего посещения здесь были толпы индийских школьников, который не давали покоя вопросами «What is your name?» и «Where are you from?» Честно слово, я заколебалась отвечать на вопросы и разрешать фотографироваться.

От такого количества людей быстро устаёшь, особенно в моём состоянии.

Но в пещерах Эллоры много мест где можно спрятаться и погулять в одиночестве.

Два дня мне хватило, чтобы побывать в древних пещерах и попробовать уловить дух древней Индии, но больше здесь делать особо нечего, поэтому я быстренько сложила все свои вещички и села на ночной автобус до штата Гуджарат. Тем более меня там ждала в гости Майсура - каучсёрфер из Ахмедабада.

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

С тем, что Индия - это удивительная страна, никто не станет спорить. Сюда приезжают не только любители пляжного отдыха, но и те, кто страждет познать все тайны мироздания и подпитать себя духовной пищей. Индийские духовные практики известны во всем мире, ведь именно здесь они зародились. До сих пор ученые с восхищением и благоговением изучают древние храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей своей красотой и монументальностью. Подобных мест в Индии немало, но одно из них навсегда впечатывается в память любопытных туристов, и это - пещеры Эллоры. При первом взгляде на комплекс этих сооружений приходит мысль об их внеземном происхождении, так как трудно представить, что руки человека смогли создать в толще базальтовой породы эту невероятную красоту. Сегодня все храмы, входящие в данный исторический памятник, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их тщательно охраняют от разрушения, но сами индийцы по-прежнему относятся к ним как к святыне, соблюдая особый ритуал поведения при приближении к храму. В статье будет рассказано, что представляют собой пещеры Эллоры, и описаны самые известные и красивые храмы этого уникального комплекса.

Краткая характеристика комплекса

Индия сегодня - это вполне цивилизованная страна, на первый взгляд мало чем отличающаяся от многих других. Однако стоит немного отойти от туристических кварталов и взглянуть на жизнь простых людей, чтобы понять, что индийцы невероятно самобытны. В них хорошо уживаются современные правила и законы с древними традициями и обрядами. Поэтому здесь до сих пор жив дух сакральных знаний, ради которого многие европейцы приезжают в Индию.

Эллора - это знаковое место для любого жителя страны. Оно стоит наравне с такими величайшими памятниками мировой культуры, как египетские пирамиды и Стоунхендж. Ученые уже долгие годы изучают пещеры Эллоры и за это время не смогли выдвинуть сколько-нибудь достоверной версии, которая могла бы объяснить появление десятков храмов в этом месте.

Так что же представляет собой древний храмовый комплекс? Пещерные храмы расположены в индийском штате Махараштра, который сегодня является местом паломничества туристов со всего мира. Сам комплекс условно разделен на три части, так как фактически в пещерах вырезаны из базальта три группы храмов. Каждая принадлежит определенной религии. Всего в пещерах Эллоры тридцать четыре святилища. Из них:

  • двенадцать принадлежат буддистам;
  • семнадцать создано индуистами;
  • пять являются джанайскими.

Несмотря на это, ученые не разделяют комплекс на части. Если взглянуть на список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то в нем храмы не описываются по отдельности. Для историков и археологов они представляют интерес именно в комплексе.

В храмах Эллоры полно удивительных загадок. Обойти их все невозможно за один день, поэтому многие туристы останавливаются вблизи комплекса в небольшом отеле и живут там несколько дней, чтобы осмотреть весь комплекс. И это того стоит, ведь до сих пор в храмах на своих местах находятся древние скульптуры, барельефы и другие украшения. Все это вырезано из камня и сохранилось практически в первозданном виде. Скульптуры Шивы, к примеру, поражают своей достоверностью и тонкостью работы. Кажется, что божественная сила руководила рукой мастера, когда он создавал подобные шедевры.

История создания уникального комплекса

Это поразительно, но до сих пор не найдено ни одного объяснения тому, почему и для чего строились храмы в Эллоре. Трудно представить, какому гению могла прийти мысль о выдалбливании в плотной каменной породе масштабного комплекса храмов. Ученые делают на этот счет лишь предположения.

Многие сходятся на том, что храмы в Эллоре (Индия) возникли на месте оживленного торгового пути. Индия в средние века вела активную торговлю своими товарами. Отсюда вывозились специи, тончайшие шелка и другие ткани, драгоценные камни и статуэтки с искусной резьбой. Все это продавалось за огромные деньги в основном в европейские страны. Торговля шла бойко, а купцы и махараджи богатели. Однако чтобы и в дальнейшем не испытывать нужды, они жертвовали свои деньги на строительство храмов. На торговых путях всегда собирается множество разных людей, в том числе и мастеров. С ними и договаривались о работе купцы. Чтобы золото не покидало этих мест, то и храмы строились прямо здесь. К тому же каждый, пожертвовавший деньги, мог в любое время проверить то, как ими распорядились мастера.

Ученые считают, что первые сооружения в Эллоре появились в начале шестого века. В общем храмы возводились полтора века. Однако некоторые украшения и доработки датируются более поздним временем - девятым веком.

Поэтому ученые считают храмовый комплекс Эллоры не просто памятником культуры, а, скорее, своеобразным учебником по истории религии. По скульптурам, украшениям и барельефам можно узнать о том, как менялись религиозные верования индусов на протяжении нескольких веков.

Особенности храмового комплекса

Ученые при изучении храмов определили, что возводились они группами согласно религии. Первыми были буддийские сооружения, они начали строиться в пятом-шестом веках и представлены большим количеством храмов. Постепенно буддизм во всех районах страны сменился индуизмом и следующая группа сооружений возводилась по канонам данной религии. Последними в Элларе появились джанайские монастыри. Они оказались самыми немногочисленными.

Одно из сооружений Эллары, которое сегодня считается одним из самых красивых, - храм Кайласанатха возводился уже в тринадцатом веке. Его строительство финансировалось династией Раштракутов. Ее представители были баснословно богаты, а по своему влиянию могли сравниться даже с правителями Византийской империи.

Все храмы имеют свою нумерацию. Это было сделано учеными для того, чтобы облегчить изучение сооружений комплекса. Однако туристы при осмотре обычно не ориентируются на эти цифры. Они вооружаются фонариками и отправляются на встречу с удивительной индийской историей.

Буддийская часть храмового комплекса

Так как возводились эти храмы самыми первыми, то и осматривают их туристы в первую очередь. В данной части комплекса находится огромное количество скульптурных изображений Будды. Выполнены они очень искусно и изображают Будду в разных позах. Если собрать их воедино, то они расскажут историю его жизни и просветления. Согласно религиозным правилам все скульптуры повернуты лицом на восток. Интересно, что некоторые буддийские храмы выглядят незаконченными. По каким-то причинам мастера остановились и не довели работу до конца. Другие имеют ступенчатую архитектуру. Они ярусами поднимаются вверх и имеют множество ниш, в которые помещались скульптуры Будды.

Самыми запоминающимися храмами этой части комплекса являются:

  • храм Тин Тхал;
  • комплекс Рамешвара.

О них будет подробно рассказано в следующих разделах статьи.

Интересно, что буддийские храмы (Индия) в Элларе состоят не только из залов для молитвы. Здесь можно увидеть и кельи монахов, где они проживали долгое время. Некоторые помещения предназначались для медитаций. В данной части комплекса существуют и пещеры, которые в дальнейшем пытались переделать под другие храмы. Однако процесс не был завершен.

Жемчужина буддийской части Эллары

Чтобы увидеть такое величественное и суровое сооружение, коим является Тин Тхал, необходимо спуститься вниз на двадцать метров. К подножию храма ведет очень узкая каменная лестница. Спустившись, турист оказывается перед узкими воротами. Перед его глазами будут массивные колонны квадратной формы. Мастера расположили их в три ряда, каждая поднимается в высоту на шестнадцать метров.

Зайдя в ворота, любопытный оказывается на площадке, откуда необходимо спуститься еще на тридцать метров. И тут взору открываются просторные залы, а из полумрака пещер то тут, то там вырисовываются фигуры Будды. Все залы обрамлены такими же внушительными колонами. Все это зрелище оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара в пещерах

Этот храм выглядит ничуть не менее величественно, чем предыдущий. Однако выполнен он совсем в ином стиле. Главным украшением фасада Рамешвары являются женские изваяния. Они будто придерживают его стены, при этом статуи выглядят одновременно изящно и сурово.

Фасады храма отличаются густо нанесенной резьбой. Она выполнена таким образом, что издалека напоминает руки, поднятые к небу. Но стоит подойти к храму поближе, как барельефы будто оживают, и в них можно разглядеть сюжеты на религиозную тему.

Каждый, кто отваживается зайти в этот каменный храм, оказывается в плотном кольце фантастических существ. Скульптуры выполнены столь искусно, что создают полную иллюзию жизни. Они словно тянутся к человеку, пытаясь схватить его и навсегда оставить в темноте и сырости.

На стенах храма изображены реальные животные, сцены из жизни простых людей и боги, наблюдающие за ними. Интересно, что при смене освещения картины видоизменяются, что придает им небывалую реальность.

Многие туристы пишут о том, что этот храм поразил их больше всего и оставил ощущение нераскрытой мистической тайны.

Индуистские храмы

Эта часть Эллары строилась немного иначе, чем предыдущая. Дело в том, что буддийские мастера возводили свои храмы снизу-вверх, но индуистские храмы рабочие строили по другим технологиям. Мастера начинали отсекать лишнее с верхней части и только потом переходили к основанию храма.

Практически все сооружения здесь посвящены богу Шиве. Скульптуры и барельефы с его изображениями покрывают всю поверхность храмов и внутренние дворики. Причем во всех семнадцати храмах Шива является основным действующим лицом. Интересно, что только несколько композиций посвящены Вишну. Подобный подход нехарактерен для индуистских сооружений. До сих пор ученые не знают, почему все храмы в этой части комплекса имеют посвящение только одному богу.

Рядом с храмами находятся помещения для монахов, места для молитвы и медитации, а также кельи для уединения. В этом обе части комплекса практически идентичны.

Специалисты считают, что строительство закончилось к восьмому веку. Самым значимым объектом для туристов здесь является Кайлаш. Храм этот часто называют «крыша мира» из-за его необычного расположения на вершине холма. В древности его стены красили в белый цвет, который был великолепно виден издалека и напоминал вершину горы, в честь которой и получил свое название. Многие туристы в первую очередь отправляются на осмотр этого необычного сооружения. О нем и пойдет речь в следующем разделе статьи.

Кайласанатха: самое удивительное святилище

Храм Кайласанатха (Кайлаш), согласно преданиям и легендам, возводился долгие сто пятьдесят лет. Считается, что на стройке работало около семи тысяч рабочих, которые за все время вынесли более четырехсот тысяч тонн базальтовой породы. Однако многие сомневаются в достоверности этих сведений, ведь, по предварительным подсчетам, указанное количество человек никак не могли справиться с таким масштабным проектом. Ведь, кроме сооружения самого храма, они должны были выполнять и резьбу. А она, кстати, прославила храм на весь мир.

Святилище представляет собой храм высотой в тридцать метров, его ширина составляет тридцать три метра, а длина более шестидесяти метров. Даже издалека Кайласанатха поражает воображение любого человека, а вблизи он оставляет неизгладимое впечатление даже у археологов, видевших до этого массу причудливых строений древности.

Считается, что распоряжение о строительстве святилища дал раджа из династии Раштракутов. Он имел большое влияние в Индии и был очень богат. При этом раджа оказался весьма талантлив, так как самостоятельно разработал проект храма. Все скульптуры, резьба и барельефы были придуманы им.

Что касается технологий строительства, то здесь ученые просто разводят руками. Подобного они не встречали больше ни в одном уголке мира. Дело в том, что рабочие начали вырезать его с вершины. Параллельно они проделали штольню в глубину холма, чтобы другая могла заниматься внутренними залами и их украшением. Скорее всего, на данном этапе строительства святилище напоминало колодец, со всех сторон окруженный людьми.

Кайласанатха посвящался богу Шиве и имел очень важное значение для индусов. Предполагалось, что он будет выполнять роль некоего промежуточного звена между богами и обычными людьми. Через эти врата они должны были общаться между собой, тем самым принеся мир на землю.

Храм имеет массу декоративных элементов. Поразительно, но на поверхностях святилища, будь то потолок, стены или пол, нет ни одного сантиметра гладкого камня. Весь храм полностью от пола до потолка внутри и снаружи покрыт узорами. Это поражает, удивляет и восхищает одновременно.

Условно храм разделен на три части, но в реальности он имеет большое количество помещений со скульптурами Шивы и других богов. К примеру, нередко встречается в святилище изображение демона Равана. Он, согласно религиозным верованиям индусов, является повелителем темных сил.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

Европейцы довольно часто нарушают правила поведения в индийских храмах, поэтому стоит внимательно изучить их, прежде чем ехать в Эллору. Ведь как бы то ни было, эти святилища создавались для служения богам, и здесь проводились специальные обряды. Сами индусы очень серьезно и трепетно относятся к комплексам Эллоры.

Запомните, что брать отсюда что-нибудь на память запрещено. Эзотерики считают, что камешки из древних святилищ принесут владельцу только беду. А вот охранники, которые маскируются под обычных туристов, не станут вам ничего объяснять, а просто выведут из храма.

После заката в святилищах запрещено находиться. Но с первыми лучами солнца вы уже можете оказаться у стен храма и провести здесь целый день до самой темноты. Время экскурсии никто не ограничивает.

Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет двести пятьдесят рупий для детей и взрослых. Туристы советуют взять с собой на осмотр фонарик, так как без него некоторые скульптуры и резьбу будет просто не разглядеть. Храмовый комплекс работает шесть дней в неделю, во вторник он закрыт для посещений.

Если вы никак не можете выбрать время для поездки в Индию и осмотра храмов, то рассмотрите в качестве варианта декабрь. В этом месяце в Эллоре проходит традиционный фестиваль. Он посвящен музыке и танцам, и нередко местом его проведения становятся места рядом с храмами. Это зрелище оставляет массу незабываемых впечатлений.

Эллора: как добраться до пещер

Вариантов посетить эти великолепные храмы несколько. К примеру, отдыхая на Гоа, вы можете купить для себя экскурсионный тур и отправиться в пещеры со всем комфортом, на который способна Индия.

Если вы не боитесь передвигаться по железной дороге, то можно посоветовать вам очень интересный тур, в который включено и посещение Эллоры. Его программа предполагает поездку на поезде с остановками в пяти городах Индии. Отправной точкой маршрута является Дели. Затем туристы проводят время в Агре и Удайпуре. Следующей промежуточной станцией путешествия по железной дороге является Аурангабад. Именно отсюда вас отвезут осматривать пещерные храмы. Причем для этого отведено довольно много времени - целый день. Заканчивается тур в Мумбаи. Следует отметить, что для подобной поездки используются составы со всеми удобствами. Поэтому отзывы о таких турах туристы оставляют всегда положительные.

Для тех, кто отправляется в Индию только ради посещения пещерных храмов, можно порекомендовать авиаперелет до Мумбаи. Здесь находится самый ближайший к Эллоре международный аэропорт. Однако стоит учитывать, что прямых рейсов из России в Мумбаи не существует. Лучше выбирать транзитный маршрут, который осуществляют арабские воздушные перевозчики.

Приехав в Мумбаи, можно пересесть на поезд и уже через девять часов оказаться в Аурангабаде. Если поезд - не ваш вариант, то садитесь в автобус. Он тоже идет до города около восьми-девяти часов.

В Аурангабаде тоже нужно пересесть на автобус. Буквально через полчаса вы уже окажетесь в Эллоре и сможете наконец приступить к осмотру святилищ. Кстати, в Аурангабаде работает много таксистов. Любой из них охотно довезет вас до нужного места. Многие туристы, чтобы не ждать автобуса, поступают именно таким образом.

Существует и еще один вариант, как добраться до Эллоры. Из России самолеты летают прямиком в Дели. А оттуда можно купить билет на поезд до Аурангабада. Считается, что такой маршрут гораздо удобнее и быстрее предыдущих.