Обязательное условие трудового договора - размер должностного оклада. Заработная плата: какими законами это регулируется

Если сотрудник отработал за месяц установленную норму времени и выполнил установленные трудовые обязанности, его заработная плата не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

С 1 января 2013 года величина федерального МРОТ составляет 5205 рублей в месяц (ст.133 ТК РФ, ст.1 Закона от 03.12.2012г. №232-ФЗ). С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда будет увеличен до 5554 руб. Между тем, региональными соглашениями о минимальной зарплате в субъектах РФ может быть установлена другая величина, даже больше федеральной (ст.133.1 ТК РФ).

В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения. Вместе с тем, в данный момент величина МРОТ составляет около 69% процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения на I квартал 2013 года – 7633 руб. (постановление Правительства РФ от 27.06.2013г. №545). Как следует из ст.421 ТК РФ порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом, которого пока нет.

Согласно некоторым отраслевым соглашениям заработная плата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума. В частности, это относится к нефтегазовой отрасли, где месячная тарифная ставка рабочего I разряда не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (п.3.1 отраслевого соглашения от 07.12.2010г.). С перечнем отраслевых соглашений можно ознакомиться на сайте Роструда РФ.

При этом для коммерческих предприятий отраслевые соглашения обязательны, только если они к ним присоединятся (ст.48 ТК РФ). Организации считаются присоединившимися к отраслевому соглашению, если в течение 30 календарных дней с даты опубликования соответствующего предложения (в «Российской газете») они не направили в Минздравсоцразвития России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему (ст.48 ТК РФ, п.3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007г. №260).

Правительство РФ каждый квартал устанавливает величину прожиточного минимума в целом по стране. Исполнительные органы власти определяют прожиточный минимум по каждому региону. При этом величину прожиточного минимума можно узнать из официальной прессы или на сайтах администраций соответствующего субъекта РФ (ст.133 ТК РФ, ст.4, 7 Закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ). Например, Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.10.2013 г. № 583-п установлена величина прожиточного минимума по Волгоградской области за 3 квартал 2013 года в расчете на душу населения – 6665 рублей; для трудоспособного населения – 7193 рубля; для пенсионеров – 5456 рублей; для детей – 6544 рубля.

При установлении регионального размера минимальной зарплаты власти регионов ориентируются на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (ч.3 ст.133.1 ТК РФ). При этом на организации, которые финансируются из федерального бюджета, региональный размер минимальной зарплаты не распространяется (ч.2 ст.133.1 ТК РФ).

Так, на основании СОГЛАШЕНИя АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗОВ, ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.07.2010 № С-111/10 (с изменениями на 10.07.2013г.) минимальная заработная плата в Волгоградской области, в частности, для внебюджетного сектора экономики, устанавливается в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области.

Присоединиться к региональному соглашению о минимальной зарплате могут все организации региона, даже если они не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения (ч.7 ст.133.1 ТК РФ). Если в течение 30 календарных дней компания не пришлет письменный мотивированный отказ, считается, что она согласна с региональным соглашением. Это значит, что организация будет обязана с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную зарплату сотрудникам не ниже регионального размера минимальной зарплаты. Если же организация решит не присоединяться к соглашению, она направляет письменный отказ в субъект РФ, а его копия передается в территориальное отделение Роструда (ч.8-11 ст.133.1 ТК РФ).

Важно отметить, что если организация выплачивает сотрудникам заработную плату ниже величины среднеотраслевого заработка, установленного на территории региона, это может повлечь за собой выездную налоговую проверку предприятия (приказ ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333).

Ответственность за зарплату ниже МРОТ

За выплату заработной платы в размерах ниже МРОТ предусмотрена административная и уголовная ответственность. В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 руб., организация – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Причем за повторное нарушение руководителю грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч.2 ст.5.27 КоАП РФ).

Кроме того, подобное нарушение можно квалифицировать как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору. В данном случае руководителю организации могут вынести предупреждение или оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей (ст.5.31 КоАП РФ).

Вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1,2 ст.23.1, 23.12 КоАП РФ).

На основании ст.236 ТК РФ сотрудник, заработная плата которого была меньше МРОТ, вправе потребовать доплату за весь период работы, а также компенсацию за задержку выплаты. В случае невыполнения предприятием указанного требования, работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Кроме того, о нарушении закона трудовые инспекторы также могут узнать в ходе проверки. За выплату заработной платы в размере ниже МРОТ в течение более чем двух месяцев для руководителя организации предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.2 ст.145.1 УК РФ.

Доплаты, премии, надбавки

При проверке заработной платы сотрудника на соответствие ее МРОТ, нужно учитывать доплаты и надбавки к окладу. Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

При этом, согласно ч.1 ст.129 ТК РФ в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) – вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т.д.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Из этого следует, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и сравнивается с МРОТ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 24.11.2009г. №03-03-06/1/768. Верховный суд РФ в определениях от 23.07.2010г. №75-В10-2, от 21.05.2010г. №8-В10-2 подтвердил указанную позицию.

Аналогичные правила применяются при проверке на соответствие заработной платы работника региональному размеру минимальной зарплаты, поскольку никаких специальных правил на этот счет Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

Сотрудник работает совместителем или неполный рабочий день

Поскольку МРОТ, установленный федеральным законодательством, гарантируется тем, кто за месяц отработал полную норму рабочего времени (ч.3 ст.133 ТК РФ), то совместителям и сотрудникам, работающим в режиме неполного рабочего времени, можно платить зарплату меньше МРОТ. Их труд будет оплачиваться пропорционально фактически отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ст. 285, 93 ТК РФ, письмо ФНС России от 31.08.2010г. №ШС-37-3/10304).

При этом, сотруднику, работающему в режиме неполного рабочего времени, оклад устанавливают в полном размере, указывают его в трудовом договоре, а выплачивают частично по фактической отработке. Такой порядок определен ст.57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре следует указать оклад в таком размере, который выплачивается при отработке всей нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников. Сотрудники с неполным рабочим временем месячную норму не вырабатывают, поэтому им за месяц выплачивают только часть от оклада, установленного в трудовом договоре. Эта часть определяется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ч.2 ст.93 ТК РФ, письмо Роструда от 08.06.2007г. №1619-6).

Поэтому в трудовом договоре условие о порядке оплаты труда сотрудника можно сформулировать таким образом: «Работнику устанавливается оклад в размере 25 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени».

Индексация заработной платы

В соответствии со ст.134 ТК РФ зарплату сотрудников необходимо индексировать в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Повышение уровня реального содержания заработной платы является одной из основных государственных гарантий. Поэтому индексация уровня зарплаты работников является обязанностью, а не правом организации (ст.130 ТК РФ).

Поскольку действующим законодательством порядок индексации для организаций, не получающих бюджетного финансирования на выплату зарплаты, не установлен, предприятие обязано самостоятельно закрепить его в своих локальных документах (например, в коллективном договоре, Положении об оплате труда). Если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, в них необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) (ст.130, 134 ТК РФ, письмо Минздравсоцразвития России и Роструда от 19.04.2010г. №1073-6-1). За несоблюдение требований трудового законодательства должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Ситуация: нужно ли учитывать доплаты и надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата МРОТ ?

Да, нужно.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ ). Величина федерального МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ).

При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) - вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.

Исходя из такого определения зарплаты (оплаты труда) можно сделать вывод, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и эта сумма сравнивается с МРОТ.

Подтверждает такую позицию Минфин России в письме от 24 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/768, а также Верховный суд РФ в определениях от 23 июля 2010 г. № 75-В10-2, от 21 мая 2010 г. № 8-В10-2 и от 10 сентября 2008 г. № 83-Г08-11.

Аналогичные правила применяйте при проверке, соответствует ли зарплата сотрудника региональному размеру минимальной зарплаты. Никаких специальных правил на этот счет Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

Внимание: районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при проверке на соответствие оплаты труда сотрудника МРОТ не учитываются.

Законодательство обязывает работодателей компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (ст. 315, 316 и 317 ТК РФ). Оплачивать труд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, который выполняется в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы.

Такой подход подтверждает судебная практика (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 г., определения Верховного суда РФ от 7 октября 2011 г. № 3-В11-31, от 24 июня 2011 г. № 3-В11-16 и т. д.).

Соответственно, иные действия работодателя будут считаться нарушением прав сотрудников.

Ситуация: нужно ли пересматривать зарплату сотрудников, если региональный размер минимальной зарплаты стал больше федерального МРОТ ?

Да, нужно, если организация присоединилась к региональному соглашению о минимальной зарплате.

В субъекте РФ размер минимальной зарплаты может устанавливаться региональным соглашением. Разработка проекта и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1, 4 и 6 ст. 133.1 ТК РФ).

Пересматривать зарплату сотрудников нужно, только если повышенный размер минимальной зарплаты установлен региональным соглашением. Об этом сказано в статье 133.1 Трудового кодекса РФ.

При установлении регионального размера минимальной зарплаты власти регионов ориентируются на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ). При этом на организации, которые финансируются из федерального бюджета, региональный размер минимальной зарплаты не распространяется (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).

Присоединиться к региональному соглашению о минимальной зарплате могут все организации региона, даже если они не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения. Об этом сказано в части 7 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ. Если в течение 30 календарных дней организация не пришлет письменный мотивированный отказ, считается, что она согласна с региональным соглашением. Следовательно, организация будет обязана с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную зарплату сотрудникам не ниже регионального размера минимальной зарплаты. Если же организация решит не присоединяться к соглашению, письменный отказ она направляет в субъект РФ. Копия отказа передается в территориальное отделение Роструда. Такой порядок установлен в частях 8-11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: какая минимальная зарплата должна быть у совместителей и сотрудников (в т. ч. несовершеннолетних), которым установлен неполный рабочий день?

Зарплата в иностранной валюте

Ситуация: можно ли установить размер зарплаты сотрудника в иностранной валюте или условных единицах (у. е.) ?

Нет, нельзя.

Выдавать зарплату можно только в рублях (ст. 131 ТК РФ). Выплата зарплаты на территории России в иностранной валюте и условных единицах действующим законодательством не предусмотрена.

Поэтому в трудовых договорах с сотрудниками зарплату также устанавливайте в рублях. Если прописать в трудовых договорах зарплату в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте или в условных единицах, то это не в полной мере будет соответствовать трудовому законодательству. При снижении курса валюты нарушатся права сотрудников. А это чревато административными штрафами .

Режим неполного рабочего времени

Ситуация: как установить оклад, если сотрудник будет работать в режиме неполного рабочего времени?

Оклад нужно установить в полном размере, отразив его в трудовом договоре.

Под должностным окладом следует понимать фиксированный размер оплаты труда сотрудника за исполнение им трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Это значит, что в трудовом договоре следует указать оклад в таком размере, который выплачивается при отработке всей нормы рабочего времени, установленной для данной категории сотрудников (ст. 57 ТК РФ).

Сотрудники с неполным рабочим временем месячную норму не вырабатывают, поэтому им за месяц выплачивают только часть от оклада, установленного в трудовом договоре. Эта часть определяется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Трудового кодекса РФ и разъяснено в письме Роструда от 8 июня 2007 г. № 1619-6.

Таким образом, сотруднику, работающему в режиме неполного рабочего времени, оклад устанавливают в полном размере, фиксируют его в трудовом договоре, а выплачивают частично по фактической отработке. В трудовом договоре условие о порядке оплаты труда сотрудника может иметь следующую формулировку: «Работнику устанавливается оклад в размере 30 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени».

Сотрудники с одинаковыми должностями

Ситуация: можно ли установить разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность ?

Да, можно.

Трудовой кодекс РФ не запрещает устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность. Сказано лишь, что зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой им работы и качества труда (ст. 132 ТК РФ). Однако персональное установление окладов не может быть произвольным (постановление Президиума Верховного суда РФ от 31 августа 1994 г.). Поэтому, если организация устанавливает разные оклады сотрудникам, занимающим одни и те же должности, в должностных инструкциях следует установить для них разные обязанности. А в штатном расписании предусмотреть различные категории должностей. Например, ввести должности: бухгалтер по учету зарплаты, бухгалтер по учету основных средств, продавец, старший продавец и т. п.

Ситуация: можно ли платить сотрудникам организации, занимающим одинаковые должности, разные суммы за счет надбавок ?

Да, можно.

Платить сотрудникам разные суммы можно, не меняя сумму оклада. То есть оклад остается одинаковым для всех сотрудников, которые занимают одну и ту же должность (ст. 22, ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Но в целом зарплата сотрудников на одной должности может быть разной, поскольку она зависит в том числе от надбавок и премий (ст. 135 ТК РФ).

Это могут быть надбавки за опыт работы, образование (в т. ч. знание языка), объем проделанной работы и т. д. В данном случае работодателя ничто не ограничивает. Критерии, по которым сотрудникам полагаются надбавки, должны быть подробно прописаны в коллективном договоре или другом локальном документе.

Внутренний совместитель

Ситуация: можно ли установить внутреннему совместителю зарплату в размере более чем 50 процентов оклада основного сотрудника ?

Да, можно.

Трудовой кодекс РФ это не запрещает. Сказано лишь, что оплата труда внутреннего совместителя должна производиться пропорционально отработанному времени, выработке или на других условиях, определенных трудовым договором (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). Применение таких других условий подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 5 июня 2008 г. № А23-2468/07А-18-134).

Ситуация: как правильно установить зарплату внутреннему совместителю, чтобы соблюсти требование о МРОТ?

Зарплату по основному месту работы и по совместительству установите раздельно.

Размер зарплаты по основному месту работы должен быть строго не ниже МРОТ . Это общее правило для ситуации, когда сотрудник выполнил за месяц установленную норму (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Проверяя, соответствует ли такая зарплата МРОТ, зарплату по совместительству в расчет не берите.

Что же касается зарплаты по совместительству, то в трудовом законодательстве нет прямого требования о том, что ее величина должна быть не меньше МРОТ. Но чтобы избежать конфликтов с сотрудниками, рекомендуем и в этом случае ориентироваться на минимальное значение - пропорционально отработанному времени.

Пример установления зарплаты внутреннему совместителю

Е.В. Иванова принята на работу уборщицей на полную ставку. МРОТ в 2016 году составляет 6204 руб. Значит, не меньше этой величины должна быть зарплата Ивановой по основному месту работы.

Помимо основных обязанностей в должности уборщицы, Иванова работает в должности курьера на 0,5 ставки. Минимальный размер зарплаты на должности курьера исходя из отработанного времени должен составить 3102 руб. (6204 руб. : 2).

Генеральный директор

Ситуация: может ли генеральный директор ООО, назначенный на должность общим собранием участников, повысить себе зарплату собственным приказом ?

Нет, не может.

У генерального директора организации двойственный статус. Он является одновременно и сотрудником, состоящим с организацией в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом организации (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Как руководитель он решает все хозяйственные и управленческие вопросы организации. Как сотрудник - обязан действовать в рамках трудового договора и соблюдать Правила трудового распорядка (ст. 275 ТК РФ).

Размер зарплаты генерального директора является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменять такие условия можно только по соглашению сторон договора (ст. 72 ТК РФ).

В ООО трудовой договор от имени организации должен подписать тот, кто председательствовал на общем собрании участников, где был избран генеральный директор, либо участник общества, который уполномочен решением общего собрания. Следовательно, увеличить зарплату генеральному директору можно тоже только двумя способами:

  • на общем собрании участников общества. Подтверждающим документом в этом случае будет протокол общего собрания участников;
  • решением уполномоченного участника общества. Новые условия об оплате труда генерального директора он может прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Понижение оклада

Ситуация: как понизить оклад, тарифную ставку и сдельную расценку, установленную сотруднику?

Ответ на этот вопрос зависит от:

Причин понижения зарплаты (оклада, тарифной ставки, сдельной расценки) и их документального обоснования;

Согласия сотрудника на понижение ему зарплаты.

Размер зарплаты прописывается в трудовом договоре как его обязательное условие (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ст. 135 ТК РФ). Изменить обязательные условия трудового договора (в т. ч. и зарплату) по общему правилу организация может только с согласия сотрудника (ст. 72 ТК РФ). В этом случае необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ об изменении размера оклада (тарифной ставки, сдельной расценки). Такой порядок подтверждается и в пункте 1 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

Кроме того, если в организации есть штатное расписание, руководитель должен издать приказ о его изменении.

В некоторых случаях организация вправе без согласия сотрудника внести изменения в условия трудового договора. Это допускается, когда прежние условия (в т. ч. и размер зарплаты) не могут быть сохранены из-за:

  • изменения в технике и технологии производства (например, внедрения нового оборудования, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника);
  • структурной реорганизации производства (например, исключение какой-либо стадии производственного процесса);
  • иного изменения организационных или технологических условий труда, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника.

При этом запрещено менять трудовую функцию сотрудника. Кроме того, организация может уменьшить зарплату не ниже уровня, установленного коллективным договором (соглашением), если коллективный договор (соглашение) содержит соответствующие условия.

Об этом сказано в частях 1 и 8 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Организация должна быть готова к тому, что в случае спора ей придется доказывать необходимость снижения зарплаты из-за изменения организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Поэтому она уже на начальном этапе нововведений должна обосновать причину снижения зарплаты документально. Например, доказательством невозможности сохранения прежнего режима работы сотрудника (а следовательно, и его зарплаты) при обновлении станочного оборудования послужат:

  • акт о полном износе оборудования;
  • письменный ответ производителя оборудования, который подтверждает, что модель заменяемого станка снята с производства;
  • документы, подтверждающие приобретение нового станка;
  • документы, подтверждающие особенность режима работы на новом оборудовании (уменьшение трудозатрат сотрудника).

Снижать зарплату сотрудников по причинам, не связанным с организационно-технологическими изменениями условий труда (например, по причине ухудшения финансово-экономического положения), исключительно по своей инициативе организация не вправе. Такой вывод следует из части 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

О своем намерении изменить зарплату организация должна сообщить сотруднику в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения этого изменения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Уведомить сотрудника о переходе на новые условия труда можно приказом под его расписку. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, организация обязана предложить ему иную должность (вакантную, в т. ч. и нижестоящую, нижеоплачиваемую), если вакантные должности имеются в организации. В случае отказа сотрудника от перевода (а также при отсутствии в организации вакансий) трудовой договор можно прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Одним из вариантов снижения зарплаты сотрудника является перевод его на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). Он также допустим только с письменного согласия сотрудника за одним исключением. Если причиной перевода стали чрезвычайные обстоятельства (например, производственная авария или производственный простой по причине экономического характера), то сотрудника можно перевести на другую работу и без его согласия. Однако такой перевод (без согласия сотрудника) будет временным - на срок не более месяца, а зарплата сотрудника не может быть ниже среднего заработка по прежней работе. Об этом сказано в статье 72.2 Трудового кодекса РФ.

Повышение оклада

Ситуация: как повысить оклад (тарифную ставку, сдельную расценку), установленную сотруднику?

Ответ на этот вопрос зависит от причин повышения зарплаты (оклада, тарифной ставки, сдельной расценки). В частности, повышение зарплаты возможно в следующих случаях:

  • повышение окладов в целом по отделу или организации;
  • перевод на другую работу (в т. ч. более высокооплачиваемую);
  • изменение организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ);
  • индексация зарплаты (ст. 134 ТК РФ).

Размер зарплаты прописывается в трудовом договоре как его обязательное условие (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ст. 135 ТК РФ). Изменить обязательные условия трудового договора (в т. ч. и зарплату) по общему правилу организация может только с согласия сотрудника (ст. 72 ТК РФ). В этом случае необходимо оформить приказ об изменении размера оклада (тарифной ставки, сдельной расценки) и дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Такой порядок подтверждается пунктом 1 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

Подробнее об изменении в трудовом договоре см. Как изменить трудовой договор .

Кроме того, если в организации есть штатное расписание, руководитель должен издать приказ о его изменении. При этом организация вправе как внести изменение в существующее штатное расписание, так и утвердить его новую редакцию. Исключением из этого правила является перевод сотрудника на другую более высокооплачиваемую должность, существующую в организации. В этом случае вносить изменение в штатное расписание не нужно, так как такая должность и соответствующий ей оклад в нем уже присутствуют.

Если увеличение оклада связано с изменением организационных или технологических условий труда, то перед тем, как заключить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, нужно соблюсти необходимые процедуры (ст. 74 ТК РФ).

При индексации зарплаты порядок ее проведения дополнительно пропишите во внутренних локальных нормативных актах организации (ст. 134 ТК РФ). Например, в Положении об оплате труда. В дальнейшем индексацию зарплаты производите на основании приказа руководителя со ссылкой на соответствующий локальный нормативный акт. После этого оформите дополнительные соглашения к трудовому договору с сотрудниками и внесите изменения в штатное расписание (если оно есть в организации).

Дифференцированное повышение окладов, то есть не в целом по организации, а только некоторым сотрудникам, также производите на основании приказа руководителя со ссылкой на соответствующий локальный нормативный акт. После этого оформите дополнительные соглашения к трудовому договору с сотрудниками и внесите изменения в штатное расписание (если оно есть в организации).

В таком же порядке проводите повышение зарплаты до размера МРОТ .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что оплата труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - работники), состоит из месячного должностного оклада (далее -должностной оклад), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

2. Установить размеры должностных окладов работников согласно приложению.

3. Производить работникам следующие ежемесячные и дополнительные выплаты:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах:

стаж работы (процентов)

от 3 до 8 лет 10

от 8 до 13 лет 15

от 13 до 18 лет 20

от 18 до 23 лет 25

от 23 лет 30;

в) премии по результатам работы (размер премий не ограничивается);

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) ежемесячное денежное поощрение - в размере 1 должностного оклада;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год - в размере 2 должностных окладов;

ж) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников.

4. Производить работникам иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Выплачивать работникам федеральных государственных органов, находящихся за пределами Российской Федерации, должностные оклады и дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами "а"-"г", "е" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, и иные выплаты, предусмотренные пунктом 4 настоящего постановления, в рублях в размере 20 процентов установленных должностных окладов и выплат.

Ежемесячное денежное поощрение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 3 настоящего постановления, указанным работникам не устанавливается.

6. Условия выплаты и конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления, премий и материальной помощи, предусмотренных подпунктами "в" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, устанавливаются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.

7. Установить, что при формировании фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год):

а) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 10 должностных окладов;

б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере 2 должностных окладов;

в) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;

г) ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов;

д) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере 2 должностных окладов;

е) материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

8. Учитывать в фонде оплаты труда работников, указанном в пункте 7 настоящего постановления, также средства для осуществления иных выплат, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления.

9. Установить, что фонд оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов федеральных судов (за исключением аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и органов прокуратуры Российской Федерации формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание соответствующих федеральных государственных органов.

11. Руководителям федеральных государственных органов привести наименования должностей работников этих органов в соответствие с приложением к настоящему постановлению и при необходимости осуществить в установленном порядке мероприятия по сокращению численности работников в связи с реализацией настоящего постановления.

12. Установить, что при увеличении (индексации) должностных окладов их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

13. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок положение об исчислении стажа работы работников для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

14. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

15. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Приложение

Размеры должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы

Наименование должности Должностной оклад (рублей в месяц)

Раздел I. Должностные оклады работников, замещающих

государственной гражданской службы, в центральных

аппаратах (аппаратах) федеральных

государственных органов

Ведущий эксперт, главный инженер 4070

Эксперт 3740

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2640

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1870

Экспедитор 1540

Раздел II. Должностные оклады работников, замещающих должности,

не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в территориальных органах федеральных органов исполнительной

власти, аппаратах федеральных судов (за исключением аппаратов

Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда

Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации), органах Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации и органах прокуратуры Российской Федерации

Ведущий эксперта 3410

Старший инженер, эксперт 2970

Инженер 2640

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2310

машинописным бюро; старший инспектор-

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1760

кассир, комендант, архивариус, стенографистка

экспедитор

Раздел III. Должностные оклады работников, замещающих должности, не

являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в представительствах Российской Федерации, представительствах

федеральных органов исполнительной власти, дипломатических

представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации,

представительствах государственного органа при Министерстве

иностранных дел Российской Федерации за рубежом

Старший инженер по эксплуатации зданий 3300

Инженер по эксплуатации зданий; старшие: 2640

техник, референт по административно-

хозяйственным вопросам

Техник по эксплуатации зданий, техник 2310

Заведующий: хозяйством, гаражом; комендант, 1870

дежурный комендант, младший сотрудник

(гражданский персонал), кассир, кассир-счетовод,

секретарь-стенографистка

Машинистка, секретарь-машинистка, курьер, 1540

курьер спецохраны

Раздел IV. Должностные оклады работников, замещающих отдельные

должности, не являющиеся должностями федеральной

государственной гражданской службы, в федеральных

министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах,

руководство деятельностью которых осуществляет Президент

Российской Федерации, и в территориальных органах этих федеральных

министерств, федеральных служб и федеральных агентств

Начальник: группы, отделения; ведущий аналитик 4070

Начальник части (всех наименований), старший 3740

аналитик

Ведущий инженер, аналитик 3410

Заведующий: канцелярией, архивом, 2970

делопроизводством; старший инженер

Инженер 2640

Перечень актов Правительства Российской Федерации, утративших силу

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3651).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N109 "О дополнении приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 743).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1214 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5353).

4. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 57 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст. 528).

5. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 356 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1885).

6. Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. N 657 "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3723), в части внесения изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912.

7. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 776 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4389).

8. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2003 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 8, ст. 760).

9. Пункт 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 568 "Некоторые вопросы Федерального агентства специального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4226).

10. Пункт 8 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 648 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4666).

Инструкция

Самое простое решение: пойти в бухгалтерию предприятия и все узнать там. Оклад – это фиксированная , которую работнику обязаны выплачивать за прошедший месяц, вне зависимости от прошедших рабочих дней и отработанных часов. В бухгалтерии вам обязаны предоставить расчетный листок, в котором будет подробно указано, какой именно оклад вы получаете.

Большинство налогов рассчитываются для обычного гражданина Налоговой службой РФ или бухгалтерией предприятия, на котором он работает. К оплате в индивидуальном порядке предъявляются налоговые начисления, произведенные налоговиками без участия гражданина. Узнать о задолженности можно, отправившись в налоговую инспекцию по месту жительства или с помощью нового сервиса ФНС РФ в интернете. Для этого нужно проделать несколько несложных действий.

Вам понадобится

  • Интернет

Инструкция

Зайдите на сайт Федеральной Российской Федерации, расположенный по http://www.nalog.ru/ . В левой верхней части главной страницы выберите вкладку "Электронные услуги" и выберите в открывшемся меню раздел "Личный налогоплательщика", специально разработанный для персонального информирования о начисленных налоговых платежах и существующих задолженностях.

В следующем окне вам предложено будет дать согласие или отказаться от предоставления личных данных, которые будут использованы для поиска в системе персонифицированного учета информации и формирования платежных документов. Подтвердите готовность сообщить свои данные нажатием кнопки "Согласен".

Видео по теме

Обратите внимание

Для быстрого перехода в "кабинет налогоплательщика" вы можете воспользоваться ссылкой с его адресом, указанной в конце статьи.

Полезный совет

Для получения информации, касающейся нормативной базы для формирования налоговых платежей для физических лиц, вы можете перейти в специальный раздел сайта. В левой верхней части главной страницы выберите вкладку "Физическим лицам" и перейдите в раздел, специально разработанный для информирования граждан о новостях и изменениях в налоговом законодательстве, размещения нормативных материалов и документов.

Источники:

  • "Личный кабинет налогоплательщика" на сайте ФНС РФ
  • как узнать сколько платить налогов

Правильно подобранная одежда может полностью изменить внешний вид человека, подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки. Чтобы узнать свой размер, нужно произвести нехитрые вычисления, которые помогут вам всегда покупать подходящую одежду.

Вам понадобится

  • Сантиметровая лента.

Инструкция

Основной российской таблицы размеров является полуобхват , это правило работает и и . Для получения нужной цифры нужно измерить охват груди сантиметром по самым выступающим точкам и разделить получившееся число пополам. Обхвату груди 96 сантиметров соответствует 48 размер, обхвату груди 100 сантиметров - 50 размер. Если полученное вами при измерении число не совпадает с линейкой размеров, подбирайте наиболее близкий вариант. Если обхват груди 95 сантиметров, можно попробовать примерить 48 размер.

Вторичными мерками для женщины являются обхваты бедер и талии, для - обхваты талии и шеи. Поскольку часто бывает, что верх и низ фигуры не соответствуют одному размеру. Мужчинам эти мерки нужны для покупки рубашек и брюк, женщинам - для приобретения юбок и брюк.

Как правило, на этикетках одежды указывается рост. А в случае с одеждой зачастую указывается и тип телосложения. Выбирая одежду по росту, следите, чтобы ваш рост отличался не более чем на 3 сантиметра от указанного на этикетке.

Зачастую есть необходимость соотнести отечественные размеры с зарубежными. Для мужчин, чтобы узнать американский размер одежды, нужно из российского вычесть 10. Таким образом 50 отечественный размер соответствует 40. Женщинам, чтобы узнать американский размер одежды нужно из отечественного вычесть 34. Так соответствует 12. Европейские и российские размеры одинаковые, в случае с женскими нужно из российского размера вычесть 6. Так 46 будет соответствовать 40.

Помните о том, что при выборе одежды нужно учитывать ваш тип телосложения и фигуры, подходящие для вас цвета и узоры.

Видео по теме

Обратите внимание

Имеет смысл покупать вещи по наибольшему размеру, в случае несоответствия размеров низа и верха, всегда проще ушить вещь, чем расширять.

Полезный совет

Не затягивайте сантиметровую ленту слишком туго, это помешает верно определить размер.

Для того чтобы избежать последствий, связанных с начислением штрафов, пени и, что еще хуже, наложения ограничения на действия и перемещения, как то: осуществление сделок с недвижимостью или выезд за границу, следует тщательно отслеживать и наличие и размеры своей задолженности по налогам и сборам.

Инструкция

Если раньше для проверки наличия и размера своей задолженности по налогам и сборам требовалась весьма неудобная связанная с бюрократическими проволочками процедура обращения в ближайшую налоговую, в которой вы зарегистрированы в качестве налогоплательщика (то есть туда, где получали ИНН), теперь все стало просто и понятно. Сегодня узнать можно, сидя на кресле дома, имея под рукой компьютер и подключенный к нему интернет. В этом помогает начавший в недавнем времени действовать официальный интернет-сайт Федеральной налоговой службы или многим известный Единый портал государственных услуг, где любой желающий, зарегистрировавшийся и вошедший на просторы личного кабинета, может моментально обнаружить начисления и их основания, требующие уплаты в ближайшее время.

Для входа в кабинет на портале государственных и муниципальных услуг необходимо предварительно получить код активации, который высылается оператором заказным письмом после ввода регистрационных данных. Зарегистрироваться можно и на Почте России, в этом случае пароль для входа на портал вам выдадут сразу.

Войдя на портал или в кабинет налогоплательщика ИФНС, вы можете установить в том числе и наличие своего имени в «черных» списках судебных приставов, это поможет избежать многих неудобных и конфликтных ситуаций.

Относится ли ваш налог к разряду имущественных или транспортных, являетесь ли вы физическим лицом или представляете официальную организацию, не имеет большого значения. Вам достаточно обратиться в ближайший налоговый орган, захватив с собой паспорт и Индивидуальный номер налогоплательщика. Сотрудники налогового ведомства обязаны предоставить интересующую вас информацию о налоговых обязательствах устно - незамедлительно, письменно - в течение 10 дней с момента поступления вашего заявления.

При личном обращении в налоговую службу вы можете оформить и личную регистрационную карту. Эта карта в дальнейшем позволит вам получить доступ ко всем электронным услугам, предоставляемым интерактивным сервисом ИФНС в рамках программы «Узнай свою задолженность». Сервис дает возможность не только своевременно проводить налоговые начисления, но и осуществлять постоянный контроль фискальных платежей в бюджетные учреждения. Поможет отследить актуальность информации по вопросам имеющегося у вас движимого и недвижимого имущества, а также самостоятельно контролировать ход рассмотрения заявления о социальном или налоговом вычете, если на таковой вы претендуете.

Видео по теме

Обратите внимание

Войдя в личный кабинет налогоплательщика, пользователь также сможет легко осуществить оплату накопившейся задолженности, распечатав при этом подтверждающие его действие квитанции, составить личное обращение к официальным органам по имеющимся у него вопросам.

Перед важным разговором вспомните о невербальных средствах общения, то есть о языке тела. Если собеседник станет лгать вам, вы сможете распознать неправду и избежать многих неприятностей.

Может ли обмануть язык тела

Около 60-80% информации о человеке можно получить как раз не из его речей, а из жестов, поз и мимики. Специалисты по языку тела утверждают, что это средство коммуникации не обманывает никогда.

Если человек пытается жестко контролировать жесты и мимику, выдавая только те из них, которые сигнализируют о его искренности, вы все равно заметите неладное. Присмотритесь внимательно к собеседнику, искривление и несимметричность лицевых мышц, частое моргание и румянец могут свидетельствовать о неискренности.

Психофизиологические признаки лжи

Дрожь в голосе и часто меняющийся тембр;
- Покусывание и облизывание губ;
- Частое и шумное сглатывание слюны;
- Жажда (человек просит воды или быстро ее выпивает);
- Покашливание, першение в горле;
- Зевота и глубокое вдыхание воздуха;
- Тик (подергивание) век, бровей, губ.

Мимика и жесты - признаки лжи

Постоянное потирание и почесывание рук, лица, головы, шеи;
- Беспокойные пальцы рук - теребят одежду, мелкие предметы, ломают спички, наводят порядок на столе;
- Частое прикуривание и тушение сигареты;
- Скрывание рук за спиной, под одеждой;
- Почесывание носа и мочек ушей;
- Если собеседник женщина, она может начать припудриваться, поправлять прическу;
- Отведение взгляда в сторону или, наоборот, пристальное вглядывание в глаза собеседнику;
- Неосознанный поиск любой опоры - дерево, мебель, стена;
- Несимметричная улыбка «через силу», кривая ухмылка;
- Наклон туловища в сторону от собеседника.

Один-два признака еще не говорят о том, что человек вас обманывает, но если вы заметили 5-6 признаков из перечисленного выше, у вас есть повод насторожиться.

Типичные фразы лжеца

Кроме невербальных признаков неискренности, которые вы можете заметить в собеседнике, есть и типичные фразы и выражения, которые выдают лжецов. Частое повторение определенных фраз, настаивание на своей честности - это все говорит о попытке обмануть.

- «Поверьте мне»;
- «Клянусь богом, я с вами предельно честен»;
- «Не сомневайтесь, я говорю правду»;
- «Ты же знаешь, я не обману»;
- «Я уверен, вы меня поймете».

Как вести себя в разговоре с обманщиком

Если у вас есть основание подозревать собеседника в обмане, в разговоре поступайте следующим образом:
- с сомнением смотрите прямо в глаза;
- задавайте прямые вопросы, которые не допускают увиливаний;
- будьте эмоциональным и бурно выражайте свои чувства, чтобы вывести лжеца из равновесия;
- перебейте его стройную речь неожиданным вопросом;
- нарушайте личное пространство собеседника.

Оклад или тарифная ставка – это фиксированная оплата труда работника за выполнение своих трудовых обязанностей определенной сложности за единицу времени, в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Сетка тарифных ставок – это тарификация оплаты труда работников в организациях, которые финансируются из федерального бюджета по Единой тарифной сетке.

Вам понадобится

  • ТК РФ, штатное расписание, Единая тарифная сетка для организаций, которые финансируются федеральным бюджетом.

Инструкция

Определите тип , которого оклад. Если это организация, финансируемая федеральным бюджетом, то размер устанавливается Единой тарифной сеткой. Если предприятие коммерческое, то размер устанавливается исходя из финансовых возможностей, но не меньше законодательно установленного МРОТ.

Для коммерческого предприятия размер оклада устанавливается в штатном , можно определить размер оплаты, взяв цифру с такой же

Первая составляющая часть - оклад (должностной оклад) - в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах "от" и "до") значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583".