Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и приметы крупнейших праздников августа. Медовый, Яблочный и Ореховый Спас: традиции и обычаи сладких праздников

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников , и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и да святые все с за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное (« », « », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя « », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый . Читайте также.

В августе испокон веков считались очень важными событиями. Давайте разберемся, как называются праздники, рассмотрим их особенности, а также кушанья, которые готовят в эти дни.

Названия

Все православные Спасы в августе, помимо народных, имеют еще и церковные названия. Медовый - это Празднество Всемилостивого Спасителя, Яблочный - Празднество Преображения Господня, Ореховый - Празднество перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Все три Спаса в августе имеют свои неповторимые традиции. Также есть блюда, которые принято готовить для праздничного стола.

Медовый

Первый Спас в августе - медовый. Он отмечается 14 августа. По поверью наших предков, до этого дня пчелы собирают неправильный мед. Именно поэтому данный продукт можно было употреблять только после Спаса. Мед, освещенный в церкви во время праздника, считался особенно полезным. В этот день даже существовали приятные традиции. Например, было принято печь различные сладости на меду, а также дарить друг другу баночки с медом. В день Спаса нужно приносить мед в церковь, отдавать его просящим подаяния, детям и старикам. Мало кто знает, что в этот праздник чествовали еще мак и воду. А почему так? Все дело в том, что мак окончательно созревает именно к этому празднику. Поэтому сей продукт также освящался во время медового Спаса. А на праздничном столе в этот день присутствовали всевозможные угощения с маком. Какие только блюда в праздник не готовили из мака - булочки, салаты, сочиво. Недаром все-таки еще одно название этого праздника - Маковейник. Кстати, по народным поверьям, в этот день можно было изготовить оберег под названием «Маковейчик».

Еще четырнадцатого августа священники устраивают малое водосвятие. Именно традиция освящать в этот день воду и водоемы дала третье название празднику - Мокрый Спас. Считалось, что даже роса 14 августа способна дарить духовные и физические силы и смывать грехи, а также усталость. В этот день принято было купаться в различных водоемах. После этого купаться было нельзя, так как вода начинала остывать и цвести.

А что можно приготовить вкусного на Медовый Спас в августе? Давайте для примера рассмотрим один хороший рецепт.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты:

  • маргарин - 50 граммов;
  • сахар - 150 граммов;
  • корица - 2 грамма;
  • мед - 250 граммов;
  • вода - 100-150 граммов.

Приготовление:

  1. Мед, сахар и воду смешать и прокипятить.
  2. Полученную массу ставим остывать.
  3. Из просеянной муки делаем воронку и в середину выливаем остывший сироп, масло, корицу, соду и замешиваем тесто.
  4. Раскатываем из теста круглые лепешки, протыкаем их ножом и ставим в не очень горячую духовку на 30-40 минут.

Август: Яблочный Спас

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. До этого праздника есть яблоки или блюда из них нельзя было. Существовало даже такое поверье, что у родителей, съевших яблоко до Спаса, дети в раю будут лишены всяческих лакомств. Правда это или нет, но люди придерживались такой традиции. Поэтому для любого родителя съесть яблоко до того, как наступит считалось страшным грехом. Потому что они думали о своих детях, хотели, чтобы у них было все хорошо, даже в раю.

Что еще происходило на Спас в августе? Близким и родственникам в этот день дарили сувенирные яблоки из дерева или металла, а также различные картинки с этими плодами. Для того чтобы собрать фрукты в праздник, приходилось вставать на рассвете. Затем яблоки следовало отнести в церковь для освящения. Примечательно также, что, прежде чем самостоятельно попробовать хоть один плод, нужно было сначала кого-нибудь угостить - в первую очередь, конечно же, детей и нищих.

На столе в этот день было изобилие блюд из яблок. Это были и пироги, и компоты, и варенья. Кстати, в этот день на столе также можно было увидеть и груши, они тоже освящались в Спас.

Еще одной незыблемой традицией стали вечерние прогулки, которые желательно совершать на закате. Смысл их заключается в прощании с летом и встрече осени. Считается, что, наблюдая за заходом солнца, вы благодарите природу за ее дары. При такой прогулке приветствуется пение. В прочем, если эта традиция не для вас, то просто разговор с солнцем тоже будет уместен.

Давайте для примера рассмотрим рецепт выпечки, которую принято готовить на

Пирог «Боярская шапка»

Ингредиенты:

  • кислые яблоки - 4-5 штук;
  • яйца - 3 штуки;
  • сахар - 1 стакан;
  • маргарин (сливочное масло) - 200 граммов;
  • мука - 2,5 стакана.

Приготовление:

  1. Измельчить маргарин с мукой.
  2. 1/3 стакана сахара растереть с желтками.
  3. Замесить тесто.
  4. Из теста сделать шар и от него отделить небольшой кусочек размером с грецкий орех.
  5. На форму, смазанную маслом, насыпаем сухари.
  6. Выкладываем тесто в нее так, чтобы из него получилась «шапка».
  7. Яблоки чистим, удаляем сердцевину и трем на терке.
  8. Белки взбиваем с оставшимся сахаром.
  9. Отделенный кусочек тесто трем на терке.
  10. Яблоки выкладываем на дно «шапки».
  11. Затем заливаем сливками.
  12. Сверху добавляем натертое тесто.
  13. Края пирога загибаем и запекаем его в горячей духовке.

Ореховый Спас

Как вы помните, три Спаса в августе. Два мы уже детально описали, рассмотрели, что готовят на эти торжества. А какой же третий Спас в августе? Ореховый. Он празднуется 29 августа. Первый урожай орехов принято освящать в церкви. Хоть этот Спас и считался самым важным из всех трех, праздновать его было не принято. Связано это прежде всего с тем, что в этот период убирали хлеб и готовили ниву к озимым посевам. В общем, праздновать было просто некогда. Кстати, второе название орехового Спаса - Хлебный. Именно в этот день можно было испечь первый каравай из новой муки. Хлеб также было принято освящать. В этот день наши предки пекли изделия мучные для нищих и угощали всех орехами.

Если вы хотите в этот день порадовать родных людей подарками, то можно преподнести орехи, выпечку, сделанную своими руками, или холщовое полотенце. Нельзя не упомянуть о том, что третье название этого Спаса - Холщовый. Связано это с легендой о том, что когда-то очень давно к Христу от князя Эдесского пришел художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, для того чтобы его изображение помогло вылечить князя. Художнику никак не удавалось передать лик Иисуса. Тогда Христос умылся и вытерся холстиной, и на ней чудесным образом появились его черты. Ткань помогла вылечить князя. Холст стал реликвией и хранился в Эдессе, а затем в Константинополе. Это событие произошло 29 августа по новому стилю, поэтому Спас во всем мире и празднуется в этот день православными христианами.

Давайте рассмотрим хорошее блюдо, которое подойдет для Орехового Спаса.

Икра из хлеба и чеснока

Ингредиенты:

  • маслины - 10 штук;
  • грецкие орехи - 20 штук;
  • чеснок - 3 головки;
  • растительное масло - 3 столовые ложки;
  • пшеничный хлеб - 200 граммов;
  • соль.

Приготовление:

  1. Растираем соль и чеснок.
  2. К полученной массе добавляем измельченные грецкие орехи.
  3. Снова все растираем.
  4. Ломтики хлеба замачиваем в воде, затем отжимаем.
  5. Смешиваем хлеб с орехово-чесночной массой.
  6. Полученную массу взбиваем, подливая растительное масло.
  7. В получившуюся «кашу» добавляем лимонный сок.
  8. Украсить блюдо нужно маслинами, после чего его можно подавать на стол.

Заключение

Теперь вы знаете, какие Спасы в августе. Надеемся, что наша статья поможет вам правильно подготовиться к ним. А также вы сможете по всем правилам отметить праздники Спаса в августе.

Летние церковные праздники отличаются особой связью с народными обычаями и природой. Сегодня мы поговорим о трех самых важных из них и постараемся узнать, какого числа пройдет яблочный, медовый и ореховый спас 2019 года, а также – какие блюда лучше всего вкушать в эти дни.

Наша славянская культура таит в себе немало летних обычаев, суть которых кроется в глубокой связи языческих поверий и христианской морали. Так, очень интересны Спасы – праздники, отмечающиеся во второй половине лета. Количество этих праздников невелико: всего три. Само название праздника кроет в себе отсылку к Иисусу Христу, которого называют Спасителем. В народном понимании такое название скрывает в себе глубокую мысль о том, что народ в это время спасает себя, пытаясь выжить за счет трех главных летних продуктов: яблок, хлеба (орехов) и меда.

Яблочный

Яблочный Спас 2019 – один из первых дней урожая в славянской традиции. Отмечается в самом начале августа, если быть точным – 19 числа по новому стилю. Скорый по следованию за первым спасом. Значение этого дня сводится к тому, что природа начинает свое преображение и готовится к осени.

На Яблочный Спас яблоки нового урожая принято освещать в церкви. Особенно почитают весь этот день родители погибших маленьких детей. Считается, что если семья не употребляла до этого момента яблоки, то ребенок на том свете получается в подарок плод райского дерева. По этой причине нельзя было есть яблоки до яблочного спаса. Обязательным считалось, что женщина, в чьей семье произошло несчастье, относила в храм на службу несколько плодов, чтобы осветить их и передать на могилу умершим.

В этот праздник было принято провожать закат в поле с множеством песен и плясок. Очень любили предки наши и хороводы с песнями, плясками. Кроме того, принято было готовить различные блюда с использованием яблок. Только представьте: румяные запеченные яблочки на одном столе с пирогами и блинами, приправленными яблочным вареньем. Калитки из постного теста с грибами и ягодами тоже были любимыми блюдами семей в это время. Их фотография представлена ниже.

Какого числа Яблочный Спас будет намечаться на 2019 год? Яблочный Спас в 2019 году пройдет 19 августа, в субботу, что очень хорошо, ведь многие люди в будни просто не смогли бы посетить церковь и насладиться этим замечательным событием, которое так важно для тех, кто хочет приобщиться к культуре своих предков. Когда будет удобно, можно испечь различные яблочные пироги и шарлотки, которые сделать может даже ленивый.

Медовый

Медовый Спас 2019 – праздник, приходящийся на 14 августа по новому стилю. Этот день посвящен памяти деревьев из стволов и ветвей, которых был создан крест, ставший символом распятия Иисуса Христа. Кроме того, считается, что с этого момента начинается Успенский пост, в который разрешено есть овощи и собирать мед. Традиционно в этот день было принято совершать крестные ходы, святить воду и купаться в реках. С этого же момента начинался засев полей озимой рожью. Медовый Спас картинки помогут вам понять, как художники видят этот замечательный праздник.

Кроме того, принято было освещать в храмах не только воду, но и мед нового урожая. По народным поверьям, в этот праздник женщинам прощались все их не вымоленные прежде грехи.

Интересно и то, что 14 августа – день почитания святого Макавея, приуроченный к сбору мака. Именно поэтому в этот праздничный день принято выпекать и кушать не только и блины с медовыми топингами, но и готовить маковые пироги, рулеты и, конечно, булочки.

Медовый Спас в 2019 году пройдет в понедельник 14 августа. Если в этот день у вас не получится посетить церковь, то вечером устройте посиделки дома с родными за праздничным вкусным столом. Приготовьте своим любимым и близким маковый рулет с медом и чай на основе чабреца или мяты. Все эти компоненты пользуются отличными отзывами и очень хорошо сочетаются друг с другом.

Ореховый

Ореховый Спас в 2019 году – последний в чреде августовских празднеств. Отмечается он 29 августа по новому стилю. Посвящен получению нерукотворного образа Спаса – одной и самых почитаемых икон в славянской культуре. Орехи – не единственный символ этого праздника. Кроме них огромным почитанием в этот день пользуется хлеб. Именно в этом суть второго названия праздника – Хлебный Спас.

Принято в это время выпекать различные хлебобулочные изделия из зерна свежего урожая, которые можно есть с орешками, ягодами или медом. Такую пищу будет не только вкусно, но и полезно съесть.

Какого числа Ореховый Спас 2017? В новом году Ореховый Спас пройдет 29 числа, выпадающего на вторник. Постарайтесь в это праздничный день порадовать близких какой-то вкусной, но простой выпечкой или домашним хлебом. Поздравления с Ореховым Спасом лучше всего сопровождать булочками и пирожками с грецкими орехами или фундуком.

Фотогалерея

Фото 1. Ореховый пирог Фото 2. Медовый пирог

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса - Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название - Маковый или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, при этом на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Медовый Спас – традиции

С этого дня начинается период, который носит название Спасовки или Спасы. В это время наши предки отмечали три Спаса. После прихода христианства многие языческие обряды смешались. Поэтому в этот день принято ходить на реку для освящения. Так как этот Спас приходится на Успенский пост, то на стол ставят обычно дары природы – ягоды, фрукты, овощи. Кроме того, хозяйки обязательно пекут медовые пряники и коврижки, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

На богослужении обязательно освящают дары природы и, конечно же, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

Так как раньше в этот день вспоминали еще и ветхозаветных мучеников Маккавеев, то в память о них устанавливали высокие кресты, которые украшали маками. Сверху обязательно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь молодежь на Медовый спас гуляет и веселится, а также водит хороводы вокруг креста.

Как и на многие праздники, у наших предков было принято угощать всех бедняков. И даже многие верили, что если этого не сделать, то можно накликать беду в свой дом. Также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, а иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, он приурочен к большой церковной дате - Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

По традиции, с Яблочного Спаса начинали собирать урожай фруктов, в основном яблок и винограда. С самого утра было принято нести в церковь свежие плоды, чтобы освятить. Из освященных яблок традиционно готовили разнообразные угощения.

Часть освященных фруктов оставляли в церкви. Другая часть шла на угощения страждущим, нищим и нуждающимся. Так было принято отгонять от себя нужду и призывать благополучие. Остальными плодами угощались сами и готовили праздничные блюда.

Другая народная традиция была связана с родителями, потерявшими детей. Матерям было запрещено есть яблоки до дня Спаса. 19 августа женщина, потерявшая дитя, должна была пойти на могилу ребенка и оставить там несколько освященных яблочек. Считалось, что если родители соблюли церковный запрет, их детям на том свете раздадут гостинцы и угощения из райских яблок.

Эта традиция со временем трансформировалась, и теперь многие просто ходят на кладбище в Спас, кладут яблоки родственникам на могилы.

По еще одному поверью яблочко, скушанное в этот день, считалось волшебным. На него загадывали сокровенное желание, которое обязательно должно было сбыться.

Молодые девушки, кушая праздничные плоды, задумывали имя человека, который им небезразличен, чтобы в текущем году выйти за него замуж. При этом они обычно произносили шепотом: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Opexoвый Cпac в 2018 гoду

Opexoвый Cпac oтмeчaeтcя 29 aвгуcтa, нa cлeдующий дeнь пocлe пpaздникa Уcпeния Бoгopoдицы. Tpeтий Cпac знaмeнуeт oкoнчaтeльный пepexoд oт лeтa к oceни: в этo вpeмя зaвepшaлиcь aвгуcтoвcкиe пoлeвыe paбoты и зaceивaли oзимыe культуpы.

29 aвгуcтa впepвыe выпeкaли xлeб из нoвoгo уpoжaя зepнa, пoтoму пpaздник тaкжe нaзывaют «Xлeбным Cпacoм». K этoму вpeмeни oкoнчaтeльнo вызpeвaли лecныe opexи, кoтopыe в этoт дeнь coбиpaли и ocвящaли вo вpeмя цepкoвнoй cлужбы. Пo пoгoдe гaдaли, кaкoй будeт oceнь, пoэтoму poдилocь мнoжecтвo пpимeт и тpaдиций Opexoвoгo Cпaca.

Зaглянув в цepкoвный кaлeндapь нa 2018 гoд, вы нe пpoпуcтитe дaты вaжныx тopжecтв. Пуcть удaчa coпpoвoждaeт вac вo вcex дeлax.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса, как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода, поэтому люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • орехи;
  • яблоки с медом.