Направление ветра это откуда или куда дует ветер? Опыт «Ветер в пустыне». Локальные эффекты формирования воздушных масс

Откуда берется ветер : опыты, познавательные рассказы, речевые упражнения, мультфильмы для детей. Логические задачи Льва Николаевича Толстого для детей о ветре.

Сегодня Вы узнаете с помощью занимательных опытов, откуда берется ветер, а также познакомитесь с тем, как отвечал на этот вопрос детям в 1875 году Л.Н. Толстой. Продолжение будет в следующей статье!

Откуда берется ветер: опыты для малышей

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую» (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите в видеоролике.
http://youtu.be/YtnQqLNh1D0

А это схема изготовления вертушки.

Опыт «Ветер в пустыне»

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!

Как знакомили детей с ветром в 19 веке

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, - тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом - теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике :

1) Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

В самом деле - куда дует ветер? Разве ответишь на этот вопрос? Сегодня - в одну сторону, завтра- в другую! А между тем ответить можно, и даже не так уж трудно. Для начала достаточно… затопить печку! Как только огонь разгорится, поднесите зажатое в пальцах перышко к топке и отпустите его. Перышко словно само собой полетит в огонь! Что же его туда утащило?

Теплый воздух легче холодного и всегда стремится поэтому вверх. Нагревшись в печке, он вместе с дымом улетает в трубу. А на место улетевшего теплого из комнаты мчится в печку холодный воздух. Он-то и унес перышко.

То же самое происходит и в природе. Только печкой там служит солнце, которое шлет на землю свои горячие лучи. Тепло от нагревшейся почвы передается воздуху. Целые воздушные реки плывут от земли прямо вверх. Но земля нагревается неравномерно. Прогреть лес или воду труднее, чем, скажем, поле. И вот на место поднявшегося от поля теплого воздуха мчится из леса более холодный. Вот почему в жаркий летний день из леса веет прохладой!

Ну, а почему все-таки ветер дует? Потому что теплый воздух весит меньше холодного. Он слабее давит на землю. А в местах по соседству, там, где похолоднее, давление сильнее, оно и заставляет холодный воздух занять освободившееся место. Место, где вес воздушного груза уменьшился, называется областью низкого давления. Со всех сторон сюда летят ветры. Но не прямо к центру, а наискосок, потому что наша планета вращается, и вращение отклоняет направление ветра. В результате вокруг области низкого давления получается как бы кольцо ветров. Оно достигает сотен и даже тысяч километров в поперечнике. Явление это называется циклоном. Циклон перемещается, делая 30 и более километров в день. На его границе небо затягивается тучами, льют дожди, а в середине тепло.

Но, поднявшись на большую высоту, массы теплого воздуха, разумеется, не остаются на том же месте. Они быстро летят туда, где холодный, более тяжелый воздух опустился. Двигаясь на большой высоте, потоки теплого воздуха охлаждаются, становятся тяжелее. Прибывая на освобождающееся место, они тоже начинают опускаться… Так возникает область высокого давления. Скопившиеся массы холодного воздуха сильнее давят на поверхность земли, чем в окружающих местах. Разумеется, опять возникают ветры. Они должны дуть во все стороны от середины области высокого давления, но, как мы уже говорили, вращение земли отклоняет их направление, и снова получается как бы кольцо ветров. Это антициклон.

Разные ветры носятся над нашей планетой. Пути одних настолько причудливы, что даже ученые-метеорологи не всегда могут их заранее вычислить, а у других ветров дороги постоянны, словно маятник часов. Вот, например, ветер-маятник - бриз. Дует он только на побережье. Почему? Взошло солнце и принялось греть землю и море. Земная поверхность нагревается быстрее морской, волны непрерывно перемешивают верхнюю - теплую, и нижнюю - холодную, воду. Поэтому днем воздух над раскаленной землей более теплый, чем над морем. Он поднимается, и на его место с моря на сушу начинает дуть легкий ветерок - морской бриз. Ночью все происходит наоборот. Земля охлаждается быстрее воды, и теперь ветер дует с суши на море; это береговой бриз.

Есть и другие ветры-маятники, например, муссоны. Их постоянный адрес - тропическая зона, простирающаяся по обе стороны от экватора. Особенно старательно они дуют в странах, лежащих на берегах Индийского океана. Муссоны - ветры сезонные. Разумеется, вы помните, что в то время, когда у нас зима, под тропиками лето. Вот муссоны и дуют туда, где теплее, где давление воздуха меньше.

Летом муссоны дуют с океана на сушу, а зимой с суши по направлению к океану.

В тропических зонах океанов безостановочно дуют еще одни «дисциплинированные» ветры - пассаты. У экватора неоглядная водная поверхность океана, словно гигантская батарея центрального отопления, греет и греет воздух. Легкий, теплый, он непрерывно течет ввысь, а на его место с севера и юга летят потоки более холодного воздуха. Это и есть пассаты. Вращение земли отклоняет их к западу. Используя эту особенность устойчивых и надежных пассатов, мореплаватели совершили немало географических открытий. Пассаты надували паруса Колумба, Магеллана и других отважных мореплавателей. «Ветрами переездов» называли их испанцы, «торговыми ветрами» окрестили их англичане.

Ветер выполняет много полезных дел. Он вращает серебристые колеса ветродвигателей, он опыляет цветы многих растений, ветер переносит семена. Но самое главное, он - хозяин погоды.

Ветер приносит с собой облака, дождь, снег…

Законы движения воздушных масс изучают ученые-метеорологи. Все ветры у них на строгом учете.

По всей земле рассыпаны сотни метеостанций. Наши метеорологи охотятся за погодой в знойных пустынях, идут навстречу штормам на кораблях, месяцами не видя солнца, живут на дрейфующих станциях «Северный полюс», их не останавливают восьмидесятиградусные морозы и ураганные ветры Антарктиды.

Днем и ночью ученые ведут наблюдения за жизнью воздуха, измеряют его температуру, влажность, определяют силу и скорость ветра. В самых разных концах нашей страны то и дело поднимаются разведчики погоды. Это резиновые, надутые водородом шары-зонды. Пассажиры этих шаров - маленькие автоматические приборы. С помощью радиопередатчика они рассказывают обо всем, что творится в воздушном океане. Выше шаров-зондов запускаются специальные метеорологические ракеты, днем и ночью в эфир несутся тысячи радиосигналов - сводок.

В Москве, в Центральном институте прогнозов, сведения, поступившие со всех метеостанций мира, сотней тысяч цифр и значков наносятся на карты. Взглянув на такую карту, ученый не только скажет, какая сегодня погода в Казахстане или в Бразилии, он сможет примерно определить, какой она будет завтра, через неделю. Но, для того чтобы сказать не примерно, а точно, нужно подсчитать, куда и с какой скоростью дуют ветры, как они будут вести себя по пути, где встретятся, где нагреются, где охладятся, куда повернут… Человеку, чтобы рассчитать это, нужны месяцы. Но теперь существуют счетно-электронные машины; они за несколько минут производят все расчеты, и мы узнаём, какая погода будет завтра в Москве, Киеве или на Кубе. Все скажет машина.

Чем больше сведений о погоде собирается со всех уголков земли, тем точнее будут прогнозы, тем дальше вперед смогут заглянуть ученые.

Если ты сядешь на надувной матрас и вытащишь пробку из входного отверстия, воздух с силой устремится наружу. Давление воздуха внутри матраса выше, чем давление снаружи, оно и выталкивает молекулы, создавая поток воздуха — ветер. Похожее явление постоянно происходит и в атмосфере: воздух из области повышенного давления стремится в область давления пониженного.

Область сильно пониженного давления называется циклоном. При циклоне устанавливается ветреная погода. Ветры приносят с собой облака и осадки. На снимках из космоса циклоны выглядят гигантским фантастическим цветком, сотканным из облаков. Облака эти завихряются, устремляясь к центру циклона, как вода, стекающая в воронку.

Область сильно повышенного давления называется антициклоном. Погода при антициклоне безоблачная и безветренная.

Из космоса циклоны выглядят гигантской спиралью из облаков, в центре которой спокойная область — «глаз циклона».

Ветры то и дело меняют свое направление (недаром легкомысленного человека называют ветреным). Однако есть на Земле места, где направление ветра можно предсказать заранее.
Вспомни свои летние купания. Утром ты бежишь на пляж, чувствуя, что песок под ногами уже нагрелся и вот-вот начнет обжигать подошвы. Но вода еще холодная, от нее ведет прохладой. Вечером же, после захода Солнца, когда уже хочется накинуть кофту, вода все еще теплая. Купаться — одно удовольствие, только вылезать холодно. Из этих наблюдений можно сделать вывод: вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Значит, и воздух над водой днем холоднее, чем над сушей, а ночью — теплее.


Днем на побережье образуется бриз — легкий ветер, дующий с моря на сушу.

Как ведет себя горячий воздух? Подержи руку над источником тепла — плитой, печкой, свечой — и сразу почувствуешь, что горячий воздух движется вверх, он «легче» холодного.
Точно так же утром воздух над сушей движется наверх, а на его место приходит более холодный и тяжелый воздух с моря — дует утренний бриз. После захода Солнца, когда вода теплее суши, бриз дует с суши на море.
Неравномерным нагреванием воздуха вызывается и самый устойчивый на планете ветер — пассат. На Земле есть места, которым всегда достается солнечного тепла больше, чем другим. Это экватор и широкая область вокруг него. Там всегда жарко, во всяком случае, теплее, чем в умеренных широтах. Горячий воздух над экватором поднимается вверх, сменяясь более холодным с севера и юга. Конечно, воздух с экватора не улетает в космос, а растекается в стороны полюсов. Но до полюсов он не доходит, остывает, опускается в районе 30-х широт и возвращается к экватору. Значит, на Земле должны существовать постоянные ветры, дующие от 30-х широт к экватору.

В некоторых местах чаще всего дуют ветры определенного направления — их называют господствующими. Они иногда даже могут изменять форму деревьев.

Все так бы и было, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси. Но она вращается. И поэтому эти ветры, называемые пассатами, заворачивают в направлении, противоположном вращению Земли, — на запад. Там, где их движению ничто не мешает, например в Тихом океане, пассаты дуют вдоль экватора с востока на запад. В других местах их движение более сложно.

Осенью или зимой в тихую и туманную погоду ветки на деревьях и кустах, провода, мачты антенн покрываются мохнатым инеем или нитеобразным ледяным слоем - изморозью. Иней и изморозь состоят из мельчайших частичек льда, слипшихся в виде столбиков, тонких перьев, игл и т.п. Обычно инеем называют снежные кристаллы, которые образуются из водяных паров в насыщенной влагой атмосфере, а изморозью - ледяной осадок, возникший из переохлажденных капелек тумана.

Иней и изморозь могут появляться, а могут и исчезать - если вдруг потеплеет или подует сухой ветер (кристаллики льда тают или испаряются соответственно). Оказывается, даже небольшой ветерок способен сильно изменить картину морозных узоров.

Посмотрите на фотографию ветки растения, покрытого изморозью. Ветка была сфотографирована морозным утром, когда был очень сильный туман, гололед и дул слабый ветер. Можно ли по этой фотографии однозначно установить направление ветра? Так как изморозь образуется из капелек тумана, она появляется на предметах преимущественно с подветренной стороны и может быстро расти при ветре

В нашем случае во время съемки погодные условия были благоприятны росту изморози (а не таянию льда), а слабый ветер способствовал появлению анизотропии формы ледяных наростов, Поэтому, глядя на фотографию, легко определить преимущественное направление ветра - ветер дул с той стороны, где изморозь меньше. А теперь подумайте, как по виду ледяных кристалликов изморози или инея узнать, давно или недавно образовался ледяной нарост на ветках?

Источник: по материалам ж. "Квант"



Знаете ли вы?

Из истории телеграфа

Едва телеграфия освоила надежную передачу сообщений с помощью точек и тире - знаменитую азбуку Морзе, умы изобретателей захватила новая идея. А не попробовать ли передавать по телеграфу не просто знаки, а изображение?

И первое такое устройство появилось уже в 1856 году. Создал его итальянский физик Джиованни Казелли.




Принцип, положенный в основу его прибора, прост и остроумен. По металлической пластинке передатчика скользит приводимая в движение часовым механизмом стальная игла. Строка за строкой, словно считывая страницу. На пластину специальными чернилами, не проводящими ток, наносится изображение. Игла электрический сигнал прерывается, затем возобновляется вновь.

А в это время на приемном устройстве такая же игла бежит по листу бумаги, покрытому крахмальным клеем с примесью йодистого калия. Под воздействием тока крахмал окрашивается в синий цвет. Переданное изображение проявляется. Конечно, оно не бог весть какого качества, да к тому же негативное - белое на синем. Однако исходная идея была найдена, ее и развили в дальнейшем другие изобретатели.

Велосипед Леонардо да Винчи

В бумагах знаменитого ученого, инженера и художника эпохи Возрождения недавно был найден рисунок, на котором изображен... велосипед.

Он лишь немногим отличается по своей схеме от современного велосипеда. Таким образом, к многочисленным изобретениям Леонардо - водолазному костюму, подлодке, ткацкому станку и другим - мы можем добавить и велосипед.

Ветер есть повсюду, и в разных частях света его называют по-разному, в зависимости от его свойств: волкоед, золотоноша, манго-фанго, козья борода, косоглазый Боб, кошачья лапа, курьер... и еще тысячи разных названий.

Оказывается, что ветер имеет свой личный день, праздник, который отмечают 15 июня. Инициатором этого стали две организации - Совет по энергии ветров и Европейская Ассоциация ветроэнергетики. Зачем они сделали это? Для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к потенциалу энергии, которую имеет ветер. Свое начало этот праздник берет в далеком 2007 году в Европе, международным он стал спустя 2 года.

Возникает ветер из-за неравномерного распределения атмосферного давления и всегда направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления.

Интересные факты о ветре

Самые сильные ветра на нашей планете дуют на высоте от 8 до 50 км над землей. Чаще всего они направлены с запада на восток и достигают порой скорости 450 км/час.

А многолетние наблюдения за направлением и силой ветра обычно изображают в виде графика, который называется «роза ветров».

Ветер бывает не только горизонтальным, но и вертикальным, сила которого в сотни раз меньше, потому мы его не замечаем.

Любопытно происхождение слова «прапорщик». Это воинское звание появилось в русской армии по указу царя Алексея Михайловича в 1649 году: так звали знаменосцев (на церковно-славянском, «прапор» — это знамя), назначавшихся из числа наиболее мужественных воинов. До XVIII века в России слово «прапор» также использовалось для обозначения флюгера, прибора для определения направления ветра.

Монгольский хан Хубилай, уже будучи императором государства Юань, дважды планировал вторжения в Японию, и оба раза решающим фактором в отражении атак стали сильные тайфуны. Японцы увидели в этом помощь свыше и назвали их «камикадзе», что означает «божественный ветер». А во Вторую мировую войну этим термином стали обозначать пилотов-смертников.

Фён - это теплый и сухой ветер, дующий с гор в долины. Под маркой «Fön» c начала XX века в Германии выпускались приборы для сушки волос. Слово стало нарицательным не только в немецком, но и в русском языке, изменившись в «фен».

При определенном сочетании параметров окружающей среды возникает редкий метеорологический феномен, когда ветер скатывает снег в рулоны. Накапливание снежных слоев происходит как при лепке снеговика, только рулоны обычно имеют цилиндрическую форму и часто бывают полыми внутри. Чтобы снежный рулон начал формироваться, земля должна быть покрыта корочкой льда, снег должен быть влажным и рыхлым, а скорость ветра - достаточно большой, чтобы поднять толщу снега.

Самое сухое место на Земле - не Сахара или другая известная пустыня, а область в Антарктиде под названием Сухие долины. Эти долины почти полностью свободны ото льда и снега, так как влага испаряется под действием мощнейших ветров, достигающих скорости 320 км/ч. В некоторых районах этой области дождей не было уже два миллиона лет.

Как известно, у разных народов есть разные традиции в одежде. Аборигены Огненной Земли носят одежду, которая не защищает их тело полностью, а покрывает его примерно наполовину. Дело в том, что аборигены носят свою одежду с той стороны, откуда дует ветер.

Ветер у поверхности земли измеряют флюгером, а на высотах - специальным резиновым шаром, наполненным водородом и называющимся шар-пилотом.

«Солнечным ветром» называют движение плазмы Солнца в межпланетное пространство. Солнечный ветер дует со скоростью от 300 до 600 км/сек. Он является причиной геомагнитных бурь.

Самые сильные ветра в Солнечной системе дуют на планете Нептун. Это планета славится своими бурями и быстрыми ветрами, которые всегда дуют только в западном направлении, против вращения планеты. Максимальная скорость, которую замерили ученые на Нептуне - 2 200 км/час.

В Поволжье иногда дует подводный ветер! Этот юго-восточный ветер получил свое название из-за того, что нередко сопровождается миражами и считается, что, когда он дует, нельзя доверять глазам. Поэтому такой ветер называется подводным (от слова подводить).

А.Сапрыгина, начальник М-2 Кинель-Черкассы.