Откуда берется ветер? Смотреть что такое "Куда ветер дует" в других словарях. Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Вот он, тот самый холодный арктический фронт из метеосводок, который не «дает прорваться» наступающему лету»:

А у нас унылая тишь, как в Сахаре и так до конца лета, разве что злющим пыльным суховеем накроет.

Как рассказать внуку, отчего бывает бывает дождь?

Это же все знают! Проще паренной репы - под жарким солнцем вода испаряется,
собирается в облака и тучи, и проливается дождем.

«Океан — это нагреваемый Солнцем паровой котел. В среднем около тысячи тонн пара в час снимает атмосфера с квадратного километра поверхности этого гигантского парового котла. В тропиках под палящими лучами солнца испарение возрастает в два — три раза. Здесь над безбрежными просторами океана собирается в воздухе огромное количество водяных паров.»

А почему ж тогда не каждую ночь идет дождь?
В холодном Лондоне осадков море, а у нас тоже море рядом, солнце палит,
но летом облачка не дождешься, да и осенью дожди не каждый день, а как придется.
Куда девается наша вода?

Уносится ветром, понятное дело.
- А куда он дует, ветер и почему именно туда?


Все как учили на физике - теплые воздушные массы поднимаются, буквально "всплывают", на их место устремляются
холодные, потому что плотность нагретого воздуха меньше, чем холодного, он легче.

«В течение дня суша нагревается, воздух, находящийся над землей, поднимается вверх, а холодный ветер с моря занимает его место. Ночью земля остывает, вода же остается теплой, теплый воздух, находящийся над водой, поднимается вверх, и бриз уже дует с берега, занимая место теплого поднимающегося воздуха.

На Земле самым теплым местом является экватор. В этой полосе теплый воздух постоянно поднимается вверх
и направляется в сторону полюсов, на север и юг.
Если бы не было вращения Земли, существовали бы только северные и южные ветры. Но из-за вращения Земли
все ветры в Северном полушарии сдвигаются вправо, в Южном полушарии — влево.»

Зачем же воздуху циркулировать от экватора до полюсов, когда на большой высоте в любой жаркой местности - мороз?

Модель на верхней картинке только в самых общих чертах иллюстрирует происходящее,
реальная картина ветров гораздо сложнее:

«Часть этого воздуха охлаждается при расширении и излучении тепла, опускается и течет в обратном направлении, к экватору, отклоняясь вправо и образуя северо-восточный пассат. Часть воздуха, которая движется к полюсу, в умеренных широтах формирует т.н. - западный перенос . Воздух, опускающийся в полярной области, движется к экватору и, отклоняясь к западу, в полярных областях формирует восточный перенос .


В нижних слоях атмосферы формируются несколько основных ветровых поясов.

Таким образом между областями пассатов и преобладающего западного переноса (ближе к полюсам) расположены Конские широты, которые являются зоной дивергенции - т.е. расхождения ветров в приземном слое воздуха.
В целом в их пределах преобладают нисходящие движения воздуха. Опускание воздушных масс сопровождается прогреванием воздуха и увеличением его влагоемкости, поэтому для этих зон характерны небольшая облачность и незначительное количество осадков.


В определенный момент года устойчивые ветры за 20-30 дней перенесут парусное судно из Старого света в Новый.
Обратный путь пролегает севернее. Непосредственно Конские широты славятся безветрием,
по легенде застигнутые затяжным штилем моряки принуждены были сбрасывать в океан перевозимых лошадей.
(Без этого не понять было трогательные стихи Б.Слуцкого "Лошади в океане")

В интерактиве, на сегодняшний день - верхняя картинка.

При соприкосновении потоков соединение теплого и холодного воздуха происходит незначительно.
Более легкий теплый воздух поднимается над холодным, охлаждается, сгущается. Образуются облака, и в результате выпадает дождь или снег.

Вблизи земной поверхности эта картина гораздо сложнее и почти не поддается какой-либо систематизации. Помимо трения воздушных струй о земную поверхность большое значение здесь имеет также характер рельефа — его неровности, которые становятся причиной своеобразных и в известной степени специфических для данного района ветров. Столь же важным является соотношение между водой и сушей. Контактирующие с морями и океанами зоны систематически продуваются местными ветрами, которые в различных районах земного шара даже имеют свои имена.


Ветер меняет своё направление и структуру благодаря естественным преградам на земле - лес, горы, крутой берег реки:

На расстоянии 20 h от наветренной преграды скорость ветра составляет 90% от начальной.

На расстоянии около 9 h от подветренной преграды ветер отклоняется вверх и уменьшает скорость, а на расстоянии 3 h скорость ветра уменьшается в 2 раза и может даже возникнуть обратный ветер на расстоянии высоты препятствия.

Бури зарождаются там, где холодные массы арктического воздуха, движущиеся на юг, встречают теплый влажный воздух, направляющийся на север из тропиков. В каком-то месте большие потоки теплого воздуха вклиниваются в холодный воздух. Вершина этого потока создает зону пониженного давления, куда направляются ветры и вокруг которой образуется буря.

Воздух, поднимающийся вблизи экватора и направляющийся к полюсам, отклоняется под действием силы Кариолиса.
При движении к северному полюсу воздух отклоняется к востоку, и оказывается, что он дует с запада. Таким образом формируются западные ветры.
В Северном полушарии из-за вращения Земли движение воздуха смещается вправо, поэтому в вихрях потоки воздуха движутся по часовой стрелке.
Это напоминает смерч огромного размера.

Тропические ураганы — наиболее драматичная форма атмосферной динамики. По существу, это колоссальный энергетический «транспорт», который движется со скоростью современного экспресса от тропиков к умеренным широтам, растрачивая по дороге свою колоссальную энергию, которая может быть приравнена ~ к ста 20-мегатонным водородным бомбам! К счастью, такая летящая супербомба не взрывается сразу, а отдает свою энергию постепенно, в течение нескольких дней, благодаря чему есть возможность в известной степени предсказать направление ее дальнейшего движения. Сейчас существует сравнительно хорошо налаженная система обнаружения зарождающихся ураганов и прослеживания их движения.
В полосе между 20° северной и 20° южной широты, около зоны низкого атмосферного давления образуются быстровосходящие потоки воздушных масс, что обусловлено большой разницей давлений на периферии и в центре. Стремительно вращающееся образование имеет диаметр до 1000 км, высоту до 15 км, а скорость его может превышать 300 км/ч. Буря кружит на переферии, а в центре царит … абсолютное спокойствие. В эллипсовидной зоне, названной «оком урагана», ярко светит солнце и на много квадратных километров вокруг погода тихая и ясная.»

«Когда воздух встречает на своем пути горный хребет, он вынужден подниматься вверх. При этом воздух охлаждается, что приводит к снижению его влагоемкости и конденсации водяного пара (образованию облаков и выпадению осадков) на наветренной стороне гор. При конденсации влаги воздух нагревается и, достигнув подветренной стороны гор, становится сухим и теплым.»
Кругосвет и проч.

Самая простая визуализация восходящих потоков горячего воздуха - дым костра создает уют, искры вспыхнут...
уносящиеся ввысь искры - крошечные раскаленные угольки, конечно, тяжелее воздуха (как и частицы дыма),
но мощным восходящим потоком поднимаются на значительную высоту.
Белые клубы над кипящим чайником - потребуют чуть более обстоятельных разъяснений на предмет того,
что видим мы не пар, а сгустившийся туман, состоящий из микроскопических капелек воды,
увлекаемых потоком горячего воздуха.

Простенькая бумажная вертушка над сухой горячей сковородой демонстрирует весьма убедительное вращение


Делается за минуту: квадратный листок сгибаем в четверо, край скругляем -
как будто снежинку собрались вырезать, делаем чередующиеся надрезы о обеих сторон,
и подвешиваем получившийся ажурный колокольчик за нитку

Верхняя карта ветров - на субботу,
сегодняшняя заметно отличается:

Холодный фронт наконец-то прорван.
Но, смотрят синоптики на игровое поле и обещают москвичам теплую солнечную погоду на середину недели.
В среду - четверг температура вернется в рамки климатической нормы и днем составит +20...+25.
А в пятницу ждут дожди, временами сильные.

    Ветер - это поток воздуха, который перемещается с определнной скоростью параллельно поверхности нашей планеты.

    Направление ветра в географии определяется исходя из стороны света, откуда он дует.

    Таким образом, есть 4 основных направления ветра:

    1) если ветер дует с Севера - то это Северный ветер;

    2) если ветер дует с Юга - то это Южный ветер;

    3) если ветер дует с Запада - то это Западный ветер;

    4) если ветер дует с Востока - то это Восточный ветер.

    Также выделяют промежуточные направления , например Северо-Западный ветер или Юго-Западный ветер.

    Наиболее простой прибор, который позволяет измерять скорость ветра, называется флюгер . Это специальный флаг, сделанный из металла, и закреплнный на вертикальной оси. Он поворачивается в ту сторону, куда дует ветер.

    В учебнике географии написано про определение ветров таким образом:

    Ветер, дующий с юга на север - это южный ветер. Точно также, если с севера на юг - то это северный ветер. Аналогично и про западный и восточный.

    Для запоминания откуда дует ветер есть такое мнемоническое правило. Если вы находитесь на местности в определенной точке, которую можно представить центром круга. То можно провести вокруг этой точки круг. Тогда можно считать, что ветер дует в центр круга.

    То есть любой ветер, который дует на вас и называется по той точке на круге с которой он на вас дует.

    Старая морская поговорка - Ветер дует в компас, течение из компаса - означает, что ветер дующий с юга, называется южным, и течение в сторону юга тоже называется южным.

    Если ветер дует с юга значит это южный ветер, если дует с севера значит северный ветер. Если ветер дует с запада значит западный ветер, если дует с востока значит ветер восточный. В общем как называется ветер значит он оттуда и дует.

    Какой именно ветер дует (южный, северный, западный, восточный или любой другой промежуточный) принято определять по тому, ОТКУДА ветер дует. То есть, если ветер дует с юга, значит, он южный, а если с юго-запада, значит, юго-западный и т.д.

    В нашей местности, например, северный ветер всегда приносит похолодание, западный - влажную и дождливую погоду, южный - тепло, иногда дождь, восточный - чаще сухую (зимой морозную) погоду.

    Во-первых, стоит отметить тот факт, что ветер представляет собой поток воздуха пеемещаемый с какой-то конкретной скоростью во временном промежутке. Так вот если мы говорим о южном ветре, то это означает, что ветер дует именно с юга. Если о северном ветре - ветер дует именно с севера. Если о западном ветре - дует именно с запада. Если о восточном - дует с востока.

    Чтобы посмотреть откуда дует ветер используют флюгер, так же используют розу ветров

    Существует четыре основных направления ветров:

    1 - Южный ветер - дует с юга на север;

    2 - Северный ветер - дует с севера на юг;

    3 - Западный ветер - дует с запада на восток;

    4 - Восточный ветер - дует с востока на запад.

    Мне приходилось слышать, как люди называли северный ветер южным и наоборот только потому, что не знали правило образования названий ветров. Ветер получает свое название по направлению от которого он дует, а не по тому в какую сторону он дует. То есть южный ветер дует с юга и потому часто оказывается теплым, северный ветер холодный, ведь он дует с берегов северного ледовитого океана. Очень часто название ветра состоит из двух слов, поскольку он может дуть не точно с юга или севера, а с промежуточного направления. Например в моем регионе преобладающими ветрами являются юго-западные, а вот с востока ветер почти никогда не дует.

    Ветер - это движение масс воздуха. Теплые сверху, холодные снизу. Все как и положено по законам физики.

    Если потоки воздуха несутся с севера - ветер северный, если с юга - южный.

    Знать стороны света в той местности, где живешь, значит уметь предсказывать погоду.

    Северный ветер несет похолодание, южный оттепели, восточный и западный умеренные температуры.

    Если знать, откуда идет непогода и понаблюдать за ветром, то можно понять, будут ли осадки или все пройдет стороной.

    Ветер имеет сво название от стороны света откуда он дует

    Т.е. если ветер дует допустим с южной стороны, тогда и название его соответственно - Южный, если с юго-востока, тогда называется Юго-восточный и так далее.

    Чтобы не путаться, станьте лицом к ветру и взгляните на компас, дальняя от вас сторона и будет соответствовать наименованию ветра.

Осенью или зимой в тихую и туманную погоду ветки на деревьях и кустах, провода, мачты антенн покрываются мохнатым инеем или нитеобразным ледяным слоем - изморозью. Иней и изморозь состоят из мельчайших частичек льда, слипшихся в виде столбиков, тонких перьев, игл и т.п. Обычно инеем называют снежные кристаллы, которые образуются из водяных паров в насыщенной влагой атмосфере, а изморозью - ледяной осадок, возникший из переохлажденных капелек тумана.

Иней и изморозь могут появляться, а могут и исчезать - если вдруг потеплеет или подует сухой ветер (кристаллики льда тают или испаряются соответственно). Оказывается, даже небольшой ветерок способен сильно изменить картину морозных узоров.

Посмотрите на фотографию ветки растения, покрытого изморозью. Ветка была сфотографирована морозным утром, когда был очень сильный туман, гололед и дул слабый ветер. Можно ли по этой фотографии однозначно установить направление ветра? Так как изморозь образуется из капелек тумана, она появляется на предметах преимущественно с подветренной стороны и может быстро расти при ветре

В нашем случае во время съемки погодные условия были благоприятны росту изморози (а не таянию льда), а слабый ветер способствовал появлению анизотропии формы ледяных наростов, Поэтому, глядя на фотографию, легко определить преимущественное направление ветра - ветер дул с той стороны, где изморозь меньше. А теперь подумайте, как по виду ледяных кристалликов изморози или инея узнать, давно или недавно образовался ледяной нарост на ветках?

Источник: по материалам ж. "Квант"



Знаете ли вы?

Из истории телеграфа

Едва телеграфия освоила надежную передачу сообщений с помощью точек и тире - знаменитую азбуку Морзе, умы изобретателей захватила новая идея. А не попробовать ли передавать по телеграфу не просто знаки, а изображение?

И первое такое устройство появилось уже в 1856 году. Создал его итальянский физик Джиованни Казелли.




Принцип, положенный в основу его прибора, прост и остроумен. По металлической пластинке передатчика скользит приводимая в движение часовым механизмом стальная игла. Строка за строкой, словно считывая страницу. На пластину специальными чернилами, не проводящими ток, наносится изображение. Игла электрический сигнал прерывается, затем возобновляется вновь.

А в это время на приемном устройстве такая же игла бежит по листу бумаги, покрытому крахмальным клеем с примесью йодистого калия. Под воздействием тока крахмал окрашивается в синий цвет. Переданное изображение проявляется. Конечно, оно не бог весть какого качества, да к тому же негативное - белое на синем. Однако исходная идея была найдена, ее и развили в дальнейшем другие изобретатели.

Велосипед Леонардо да Винчи

В бумагах знаменитого ученого, инженера и художника эпохи Возрождения недавно был найден рисунок, на котором изображен... велосипед.

Он лишь немногим отличается по своей схеме от современного велосипеда. Таким образом, к многочисленным изобретениям Леонардо - водолазному костюму, подлодке, ткацкому станку и другим - мы можем добавить и велосипед.

Откуда берется ветер : опыты, познавательные рассказы, речевые упражнения, мультфильмы для детей. Логические задачи Льва Николаевича Толстого для детей о ветре.

Сегодня Вы узнаете с помощью занимательных опытов, откуда берется ветер, а также познакомитесь с тем, как отвечал на этот вопрос детям в 1875 году Л.Н. Толстой. Продолжение будет в следующей статье!

Откуда берется ветер: опыты для малышей

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую» (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите в видеоролике.
http://youtu.be/YtnQqLNh1D0

А это схема изготовления вертушки.

Опыт «Ветер в пустыне»

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!

Как знакомили детей с ветром в 19 веке

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух - нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, - тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом - теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике :

1) Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Меня всегда интересовали различные природные стихии. Одним из самых интересных и удивительных природных явлений для меня является ветер. Как хорош легкий освежающий ветерок в жаркий летний день, но как портит он погоду промозглой и дождливой осенью. :(

Что такое ветер

Ветер – это перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении .

А для меня же ветер – это поток воздуха, освежающий тело в летний зной, это ощущение легкого ласкающего прикосновения морского бриза, это развевающиеся по воздуху волосы, шелест листвы на деревьях.


Откуда берется ветер

Раньше, люди думали, что ветры – могущественные существа, которые обладают великой силой. По поверьям ветры дули не просто так. Причиной сильных ветров, ураганов, бурь считался гнев этих существ.

Сейчас, наше с вами мышление несколько изменилось. Большинство из нас в существование духов уже не верит. Поэтому объясню с научной точки зрения, как образуется ветер. Возникает это явление из-за разницы в атмосферном давлении. Участки с разным давлением имеют разную температуру и плотность. Холодный воздух плотный, он весит больше теплого и давление в нем выше, поэтому он стремиться перейти в область с теплым разреженным воздухом. В результате этих процессов и возникает ветер .


Для меня ветер – это уникальное явление. О нем можно рассказать много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них:

  • Ветер может дуть в вертикальном направлении , но при этом значительно теряет в скорости.
  • Самые страшные ветра дуют в Антарктиде . Их мощь заключается в огромной скорости (только представьте, она достигает примерно 60 км в час!), сочетающейся с исключительно низкими температурами. В таких условиях я бы точно не смогла жить.
  • Ветер с самой большой скоростью – торнадо . Это природное явление длится обычно всего несколько минут и по необъяснимым причинам возникает всегда во второй половине дня. Удивительно то, что каждое торнадо уникально . Оно имеет свой эксклюзивный вид, оттенок, звук и даже запах!
  • Самая большая скорость ветра зафиксирована на планете Нептун .

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Сколько же ассоциаций вызывает у меня такая стихия, как ветер. Это и свобода действий, и бесконечное ощущение того, что тебе ничего не нужно делать, и могущество, так как эта стихия может быть разрушительной, и еще много чего. Как по мне, каждый человек может себя ассоциировать с ветром, так как каждая личность любит свободу, а у этой стихии нет границ, нет обязательств и ее нельзя укротить.


Из-за чего на планете дует ветер

Ветер - это движение воздуха. Двигаться его заставляет Солнце, не напрямую, а косвенно. Солнечные лучи нагревают Землю, а образовавшееся тепло нагревает воздух, из-за чего он подымается вверх. Наверху он охлаждается и опускается обратно. Также еще одной причиной движения воздуха является вращение Земли вокруг своей оси. Благодаря такой особенности нашей планеты в Северном полушарии образовываются ветры, которые двигаются вправо, а в Южном - влево.


Проверить то, как тепло влияет на воздух, можно, не выходя из своей квартиры. Для этого нужно подойти к двери, где располагается балкон, и взять с собой 2 свечи, либо салфетки или ватки. Поставить эти предметы снизу и вверху проема и посмотреть, куда они отклонятся. Если взять свечи, то нужно их зажечь и также поставить. Проверять уже можно по огню, куда он наклонится, туда и будет дуть ветер. В верхней части проема, воздух будет теплый и будет выходить наружу, а снизу будет холодный воздух, который будет перемещаться вовнутрь.

Ветер - это стихия, появление которой можно предугадать, но иногда она бывает непредсказуемой. Она является одним из факторов, которые определяют погоду на ближайшее время.


Вот некоторые интересные факты, связанные с ветром:

  1. Порт Мартин считается самым ветреным местом на Земле. Там средняя скорость ветра составляется 20 метров в секунду.
  2. Самые быстрые ветры в Солнечной системе дуют на Нептуне. Их скорость может превышать 2000 км/час.
  3. В природе встречаются вертикальные ветры. Это не длительное явление, так как они быстро теряют свою скорость.
  4. В 1999 году в штате Оклахома был зафиксирован самый быстрый ветер, который развил скорость в 512 км в час.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Одно из первых знаний, которое мне удалось приобрести в детстве, касалось как раз того, почему дует ветер. Я задал этот вопрос маме, когда мы шли по улице, а вокруг почти что бушевала стихия. Когда я стал постарше, то сам узнал подробно об этом явлении.


Причина того, что ветер дует

Перед тем, как начать рассуждать о том, почему дует ветер, необходимо понять, что собой представляет данное явление. В сущности ветер - это поток движущегося по горизонтали воздуха. Вот так просто.

Возникновение ветра обуславливается тем, что атмосферное давление по поверхности Земли распределяется неравномерно. Эта разница, в свою очередь, во многом возникает из-за различий температуры воздуха на разных участках.


Ветер дует из области, где давление высокое, в сторону, где давление низкое. Чтобы лучше понять данный принцип, можно представить себе обычный воздушный шарик. Когда он надут, на него действуют сдавливающие силы резиновых стенок. Поэтому если шарик развязать, почти весь воздух быстро уйдет из него, создав кратковременный слабый порыв.

Для справки можно привести некоторые примеры разновидностей ветров:

  • пассаты и муссоны - тропические;
  • западные ветры (умеренный пояс);
  • восточные ветры (полярный пояс).

Подробную информацию на данную тему можно легко отыскать самостоятельно.

Почему возникают ураганы

В быту ураганом называют любой сильный ветер. Но настоящее такое явление может зарождаться в Атлантике или в восточной части Тихого океана. Ураган - это циклон, сформировавшийся в тропическом поясе.


Это явление возникает, когда определенная область океана прогревается до 26 градусов и больше. Это приводит к тому, что очень теплый и влажный воздух поднимается вверх, где конденсируется, тем самым заставляя подниматься другие воздушные массы. В процессе это все закручивается с огромной силой, что и вызывает сильный ветер. При этом ураганами принято считать явления, когда воздух движется со скоростью 130 и больше километров в час.

И обычные, и ураганные ветры имеют одинаковую природу. Но вторые приносят с собой большие разрушения.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Однажды мне стало интересно, как объяснить такое явление, как "порывы ветра". Немного поискав в интернете, наткнулся на множество информации о Древней Греции, где все происходило "благодаря силе Богов и их желаний". Однако современные ученые дали намного больше ответов, чем мифология греков.


Что движет потоком воздуха

Если откинуть множество потомков и второстепенных полубогов, то можно отметить всего несколько главных персонажей мифологии. В Древней Греции существовало 4 основных Бога ветров:

  • Борей - Северный ветер.
  • Нотус - Южный ветер.
  • Эвус - Восточный ветер.
  • Зефир - Западный ветер.

О Нотусе и Эвусе мифология умалчивает, в то время как о Борее и Зефире слагали целые сказания и закрученные мифы, которые рассказывали об их подвигах, любовных интригах, сражениях, величии и силе. Их мощью они описывали бури, порывы ветров, ненастья.

Наиболее почитали Борея, на что было несколько причин:

  • Северный ветер уничтожил флот Персов, напавших на Грецию.
  • Женой Борея была Орифия.
  • Он имел способность сокрушать врагов силой ветра.

За могущество в Афинах возводили святилища в его честь, он помогал грекам в грядущих сражениях и плодоносности кобылиц. О силе крыльев Борея складывали целые былины, в который рассказывалось, как он лишь одним взмахом сметал полки врагов.

Греки связывали порывы ветра с гневом богов, если он наносил разрушительный урон торговым кораблям или строениям. В таких случаях они приносили жертвы богам, дабы задобрить их, и надеялись на то, что ненастье прекратится.


Как дует ветер - современная версия

Почитав научные статьи, смог найти объяснение более-менее понятным языком. Солнечные лучи проходят через нашу атмосферу, при этом прогревают все ее "прослойки". И, как известно, при увеличении температуры воздух поддается расширению, но, так как свет проходит неравномерно, все участки приобретают разную температуру, соответственно, разное давление. Места, где давление начинает падать, можно сказать, "выталкивает" менее плотные участки, что дает воздуху набрать скорость.


Примерно так и выходит тот самый приятный летний ветерок, который радует нас в жаркие дни. Конечно, не особо он радует при -20 зимой, когда нос и так на пределе отмерзания...

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Сколько себя помню, я всегда не любила ветер. Сёрфингом я не занимаюсь, на парусных судах передвигаться не планирую. Лично мне ветер может быть полезен разве что в жару, когда он приносит небольшое облегчение и глоток воздуха. Но чаще всего ветер портит настроение и причёску, упорно загоняет холодный дождь под зонт, а то и выворачивает зонт шиворот-навыворот, а главное, вызывает у меня негодование и восклицания «да откуда он вообще берётся, этот ветер ?». Так как я каждый день хожу на работу пешком, последний вопрос возникает всё чаще, поэтому пришлось выудить из глубин памяти свои познания с уроков географии.


Что такое ветер и почему он появляется

Ветер - это быстрое, порывистое (именно так, порывами, мы ветер на себе и ощущаем) перемещение воздуха . Воздух перемещается из места, где его больше, туда, где его меньше. В холодных областях больше воздуха на единицу площади. Нагретый же воздух имеет меньшую плотность и, следовательно, не оказывает большого давления .


Пример: почему у водоёмов почти всегда дует ветер

С детства помню, что родители никогда не разрешали нам идти купаться в первый же жаркий июньский денёк. Они говорили: «Вода ещё не прогрелась». Действительно, вода нагревается медленнее воздуха . Значит, между водой и воздухом, пока не постоит несколько дней жаркая погода, возникает как раз-таки благоприятное пространство , где может разгуляться ветер – от более холодной поверхности воды (области высокого давления ) к прогретой суше (области низкого давления ).

Есть ветра регулярные (в зависимости от широты, они бывают западного или восточного направления), а есть те, что формируются с учетом локальных особенностей. Ветер мог бы быть ещё сильнее (боюсь себе это представить), если бы двигался беспрепятственно. Но на поверхности Земли есть препятствия, мешающие стремительному полёту воздуха:

  • горы;
  • возвышенности;
  • леса;
  • возведённые человеком строения .

Поэтому в городе между домов можно спрятаться от ветра, а в поле спрятаться негде.Ветер способен сносить на своём пути деревья и крыши зданий, а уж человек перед ним беззащитен.

Единственное, что я ценю в ветре: это возобновляемый ресурс энергии, который, к тому же, человечество уже научилось использовать.


Полезно0 Не очень

Комментарии0

Традиционно летом я с семьей выбираюсь к озерам Хакасии для отдыха от шумного города. Палатки, костер, уха, горы, закат и…ветер. Вот такая вот особенность в виде ветра присуща Хакасии, ветра там практически постоянно, хотя я в этом вижу очень большой плюс – отсутствие кровососущих насекомых. А вот почему дует ветер, стоит разобраться.


Что же такое ветер

Сам ветер представляет собой движущийся поток воздуха . Различаются ветра по силе, направлению и продолжительности. Ветер – это уникальное явление . В честь него есть праздник – День ветра , а празднуют его 15 июня. Целью создания такого праздника является привлечение внимания общества к потенциалу ветроэнергетики . Ведь как считают эксперты в этой области, ветроэнергетика помогает решать проблемы не только энергетического плана, но и экономического, а также экологического .

Почему бывает ветряно

Еще Галлей объяснил возникновение ветра , кстати, это было более 300 лет назад. Мысль его предположения была следующей: при перепаде температуры в действие вступает архимедова сила, происходит поднятие теплого воздуха и опускание холодного .

Научная точка зрения подтверждает мысли Галлея, современные ученые формулируют причину возникновение ветра следующим образом: неравномерное нагревание земной поверхности.

Самое любопытное о ветре

Наблюдать ветер можно абсолютно в разных уголках Земли. Раскрою самые любознательные факты о ветре.


Кроме множества научных разновидностей ветра, существует и классификация, данная человечеством.

  • Ветер – доктор . Так люди называют прохладный, летний морской бриз.

  • Арбузный ветер . Присутствует он на турецком побережье Эгейского моря, в период поспевания бахчи.
  • Бабий ветер. Несильный камчатский ветер, помогает женщинам быстро сушить белье.

Почему возникает ветер в горах

Вот и пришло объяснить причину возникновения ветра в горной местности республики Хакасия. Горы могут выступать как ветрообразующим фактором , так и быть преградой для него. На больших высотах в горах прогревание воздуха происходит быстрее, чем в низменностях, при этом образуется зона низкого давления , которая и приводит к ветрообразованию. Вот такое интересное явления представляет из себя ветер. А я про него расскажу своим детям у костра при следующей поездке к озерам.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Буквально неделю назад погода в моем городе резко поменялась. К нам пришел с Азии антициклон, который принес «адскую жару». В такую погоду спасает только легкий ветерок . Он всегда приносит свежесть и прохладу . Моя маленькая дочка плохо переносит жару, поэтому вынуждена пересиживать самый большой солнцепек в квартире. Во время очередной вечерней прогулки она задала мне совсем недетский вопрос. Ее интересовало почему дует ветер на Земле. Честно говоря, я сразу же растерялась, ведь не знала как ей правильно и доступно подать информацию о данном природном явлении.


Как объяснить ребенку, почему дует ветер

Скажу из личного опыта, что для детей в раннем возрасте довольно часто данное явление представляет отдельный интерес. Ребенок не может понять почему в одном месте дует ветер, а в другом его нет. Главное сказать, что холодный ветер образуется из-за низкой температуры воздуха .

Чтобы дочка все поняла, я показала ей наглядный пример. Взяла не полностью надутый воздушный шарик и начала его обдувать феном. Шар заметно увеличил свой объем и поднялся вверх . Так я дала понять, что нагретый воздух легкий , он всегда поднимается . После этого я взяла этот же воздушный шар и положила его в холодильник. Дочке начала рассказывать, что Земля огромная, поэтому в одном месте может быть холодно , а на противоположной части в это же время будет жарко . Я достала шар из холодильника, и мы увидели, что он несколько раз уменьшил свой объем .

Благодаря такому эксперименту мой ребенок понял, что холодный воздух всегда стремится занять территорию теплого. Так возникает ветер.

– это воздушный поток между теплой и холодной территорией на Земле.


Преобладающие ветры

На определенных территория нашей планеты образуются разные потоки ветров. На Земле преобладают такие ветры:


Главное значение всех этих ветров проявляется в том, что они приносят прохладу и атмосферные осадк

Мой отец, будучи молодым, очень любил летать на дельтапланах, а в какой-то период жизни, даже, занимался изготовлением некоторых деталей для небольших самолетов. Такие люди - по жизни романтики и мечтатели. Подойди к любому летчику (любителю или профессионалу) - они такииие разговоры о жизни завяжут). Мне самому доводилось полетать на кукурузнике и мотодельтаплане. Это невероятные ощущения, всех эмоций не описать. Очень советую.


Мотодельтаплан

Господство ветра на планете

В большинстве мест Земли преобладают воздушные массы и имеют определенную направленность. Обычно, на полюсах встречаются восточные ветры, в умеренном климате - западные, а в тропическом ветер снова дует в восточном направлении. Места затишья, где ветра почти не преобладают, встречаются в полярной области и субтропической зоне . Тут воздух движется, преимущественно, по вертикали , что является причиной высокого уровня влажности.


Роль ветра в жизни людей

В жизни людей ветер играет огромную роль, оказывая влияние на:

  1. конструирование транспорта;
  2. добычу энергии;
  3. отдых и спорт;
  4. увеличение разрушения .

В первый пункт входит использование ветра для передвижения на суднах с парусами или на безмоторных летательных аппаратах (например, дельтаплан). Как источник энергии ветер использовался впервые сингалами (), чтобы разжигать печи. Еще, как пример, можно привести использование ветряных мельниц как для механической обработки, так и для получения энергии. Первое упоминание о мельнице причисляется Герону , жившего в 1 веке нашей эры . В настоящее время набирает обороты ветроэнергетика (ветряные электростанции).


Ветряные электростанции

В спорте и отдыхе применяется для полетов на дельтаплане, параплане, воздушном шаре и прочее. Если говорить о разрушительном действии ветра, то он может как разрушить плохо построенный мост резкими порывами, так и повредить электролинии. Еще, ветер может усилить разгар пожара. Ветер со скоростью от 12 м/с способен повалить крупное дерево. Ветра со скоростью 35 м/с способны повредить здания, содрать краску с машины или выбить окна. А, вот, перед ветром со скоростью 90 м/с уже не способна устоять ни одна постройка в мире.


Полезно0 Не очень