Лексическая тема «Зима». Лексическая тема «Зима

Лексико – грамматическая тема: «Зима пришла!»

Тема: Составление простых распространённых предложений.

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять, активизировать, развивать словарный запас по теме «Зима». Практическое употребление в речи прилагательных, глаголов. Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие произвольного внимания, логического мышления, общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Развивать речевую активность. Упражнять в общении.

Оборудование: Картинки с изображением времени года «зима», сюжетные картинки, коробка (посылка), письмо, игрушка обезьянка, снежинки на ниточках.

Дети, сядет тот, кто услышит свое имя.

Стук в дверь.

Дети! Посмотрите! Нам пришла посылка, а к посылке прилагается письмо!

Давайте прочитаем, что в нем написано. Письмо пришло с небольшой задержкой.

К нам пришло письмо одно,

Очень странное оно, вместо марок - три снежинки,

А конверт - из чистой льдинки,

А письмо не на листке, а на беленьком снежке:

Скоро, скоро к вам примчу, на метели прилечу,

Запляшу и закружу, снегом землю наряжу,

И деревья и дома…

И подписано: ….«Зима».

Так от кого же пришло это письмо? (От зимы)

Верно! Она уже наступила.

Давайте все вместе посмотрим, что в посылке лежит? (Картинки с изображением зимы, вывешиваются на доску).

Ребята, давайте позовем кого- нибудь к нам в гости, кто никогда не видел зимы. Например, обезьянку. Она живет в жарких странах, там всегда тепло, жарко и не бывает зимы. Она никогда не видела снега, снежинок, сосулек, льда, не каталась на лыжах, санах, коньках.

(Беседа с детьми по картинкам)

Какое это время года? (Это время года зима).

Что падает на землю? (На землю падает снег).

Где лежит снег? (Снег лежит на земле).

Какая погода зимой? (Зимой погода холодная).

Какие деревья зимой? (Зимой деревья стоят голые).

Во что превращается вода в лужах? (Вода в лужах превращается в лед).

Как одеваются зимой люди (дети, взрослые)? (Зимой, люди одеваются тепло. Они надевают шапки, теплые куртки, зимние ботинки).

Чем, можно зимой заниматься на улице?

(На улице зимой можно кататься на коньках, на лыжах. Можно построить горку и кататься с нее. Можно из снега слепить снеговика).

Какой праздник встречают зимой? (Зимой встречают Новый год).

Молодцы, много интересного узнала обезьянка о зиме!

Зимой ребята часто дует холодный ветер и постепенно он усиливается, это начинается вьюга.

(Логопед изображает вьюгу, дети повторяют).

Давайте с вами изобразим вьюгу с повышением и понижением голоса. Будем тихо – громко произносить звук У .

Дул, дул сильный ветер, и полетели в небе снежинки.

Я превращаю вас в ветер, и предлагаю подуть на снежинки.

Как правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимать. При выдохе щёки не надувать).

«Подул зимний ветерок, полетел снежок

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех»

(Дети дуют на снежинку.)

А теперь давайте согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.

(Дети «греют» ручки).

Физкультминутка:

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять

Идут по столу указательными и средними пальчиками.

Бабу снежную лепили

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

«Едят ложкой» суп.

Ребята, давайте продолжим рассказывать обезьянке про зиму, ей очень интересно.

Если зимой холодно, то она какая?

(Холодная!)

Если зимой морозно, то она какая?

(Морозная!)

Если зимой много снега, то она какая?

(Снежная!)

Если зима продлилась долго, то она какая?

(Долгая!)

Если снег блестит на солнце, то он какой?

(Блестящий!)

Если снег, мягко ложится, он какой?

(Мягкий!)

А если, снег, как пушинки? Он какой?

(Пушистый!)

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то вьюга, то мороз сильный (щеки морозит), то снегопад (снег падает). Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.

Снег зимой (что делает?) - идет, летит, падает, кружится, лежит, тает, прилипает.

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает, морозит.

Дети на зимней прогулке (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются, бегают, прыгают, кидают.

Что мы сегодня с вами получили? (посылку).

От кого? (От зимы)

Кто приходил в гости на занятие?

О чем, вы рассказали обезьянке? (о зиме) и т.д.

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Погода (какая?) …

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима ».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

12. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

названия зимних месяцев;

о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

что последний месяц года - декабрь;

что зимой бывает веселый праздник - Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем - снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег - снежок,

мороз - морозец,

ветер - ветерок,

лед - ледок,

зима - зимушка,

метель - метелица,

санки - саночки,

холод - холодок,

дерево - деревце,

звезда - звездочка,

солнце - солнышко,

день - денек,

ночь - ночка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один - много» (детям от 5 лет)

Снег - снегов, много снега,

лед - льдов, много льда,

звезда - звезд,

день - дней,

узор - узоров,

ночь - ночей,

снежинка - снежинок,

снеговик - снеговиков,

санки - санок,

буря - бурь,

вьюга - вьюг,

стужа - стуж,

холод - холодов,

забава - забав.

Подбери родственные слова

Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь... ;

зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые... ;

мороз - морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег - белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки - белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки - летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым... (снегом).

Дети слепили большую снежную... (бабу).

Зимой дети любят кататься на... (санках, лыжах, коньках).

Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

как ты заметил(а) наступление зимы;

ее первые приметы в природе;

зимние месяцы;

повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;

зимние забавы и развлечения.

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься - люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

МИНУТКА ОТДЫХА

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Уважаемые родители!

Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в при­роде. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными ма­шинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как теп­ло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюж­но.)

Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

Марина Ровина
Конспект занятия в средней группе по лексической теме «Зима»

«Зима » .

Коррекционно-образовательные цели

теме

конструкций .

Коррекционно-развивающие цели :

Коррекционно-воспитательные цели :

Оборудование

Конспект занятия в средней группе по лексической теме «Зима » .

Коррекционно-образовательные цели : Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме , учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций .

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование : наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн . пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (зима )

Как вы догадались?

День зимой становится длиннее или короче?

Ночь становится короче или длиннее?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Ребята, посмотрите к нам в гости пришла белочка, она просит ей помочь отгадать загадки.

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет : Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает (зимой)

4. Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, и отгадывали загадки для белочки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз

5. «Что бывает зимой?»

Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

Белочка приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

6. Дидактическая игра «Подбери слова»

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

7. Игра «Назови ласково» с мячом

Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима - зимушка Санки- саночки

Метель-метелица Туча-тучка

8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая ? – (холодная, снежная, морозная,) .

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный) .

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная) .

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий) .

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая) .

б) О чем можно сказать :

Морозный что? - день, вечер, ветер…

Холодная что? - … (погода, зима , ночь, сосулька) .

Снежное что? - … (дерево, облако, озеро) .

Ледяные что? - … (дороги, сосульки, горки) .

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам. (раздать детям по карточке с изображением зимы) .

Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Воспитатель помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

А сейчас послушайте рассказ :

Воспитатель обращает внимание детей на картину, которая находится в природном уголке, и задает вопросы :

Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что слепил мальчик? Мальчика зовут Саша. Из чего слепил Саша снеговик? Рассмотрите снеговик, расскажите, какой снеговик? (Снеговик большой, белый, снежный, на голове у него ведро вместо шапки, глазки-угольки, вместо носа морковка) Затем воспитатель обобщает :

Зимой выпало много снега. Мальчик Саша слепил из снега снеговик. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки-угольки, вместо носа морковка, ручки веточки.

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 2-3 ребенка) .

Ребята, Молодцы как хорошо вы составили рассказ, ой посмотрите белочка нас просит еще раз рассказать наш рассказ (пересказ рассказа 1 ребенка) .

Ребята, вы любите зиму? Почему? Что можно делать зимой на улице? В какие игры можно играть? (Играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снежную бабу - снеговик, кататься на санках, лыжах коньках.

12. Итог занятия

Вспомните, о чём мы говорили на занятии ?

Что мы делали на занятии ?

Что понравилось?

Оценка работы детей.

1«Какой может быть?»

Снег –...(белый, пушистый)

Зима -...(тѐплой, суровой, холодной)

Мороз -...(сильный,слабый, трескучий)

хоровод –...(большой, дружный, красивый, весѐлый)

снеговик -...(большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

2. Игра «Что делает?»

СНЕГ: идѐт, тает, кружится, летает, падает,ложится, сверкает, скрипит, вьѐ

тся. СНЕЖИНКА: тает, падает, идѐт, кружится, ложится, вьѐтся. ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт. ДЕТИ ЗИМОЙ(что делают?) –играют, бегают, катаются, лепят, скатываются

3. Назови ласково:

зима –зимушка, снег –снежок, санки –, ѐлка -, снеговик -, горка –

4. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок -, хоккеист –, снежок –, праздник -, лыжник –, горка -, клюшка -, ѐлка -

5. Посчитай

одна гирлянда, две..., три..., четыре..., пять; один снежок, два..., три..., четыре..., пять....

одна снежинка, две..., три...,четыре....пять..; один сугроб, два..., три.., четыре..., пять...

7.«О чем можно сказать?»

Замерзает –река, Наступает -...зима, Кружатся -...снежинки, Летят -...снежинки, Надели -...шапки, шубы, Обули –...сапоги, валенки

8.«Продолжи предложения»

Зимой люди ходят в...(шубах, шапках...). Зима приносит...(снегопады, морозы) Зимой замерзает вода на...(реках, озерах...) Я люблю кататься зимой на...(коньках, лыжах...).

9. «Что лишнее и почему?»

Панама, шапка, ушанка. Сапоги, валенки, сандалии. Август, декабрь, февраль

10. «Придумай слово» образование родственных слов

Снег –снежок –снежочек –снежинка –снегопад –снеговик –снеговичок –снежки

–снегоход –снегокат –снежный –заснежило –снежище –снегурочка

–снегирь –белоснежный –Белоснежка –подснежник.

12. Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?

13. Исправь ошибку:

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

14.Пересказ рассказа «Гостья-Зима».

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю бел

ым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лѐд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещѐ можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это –зимние забавы. Мы очень любим зиму.»

Вопросы для пересказа:

Кто пришёл к нам в гости? Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки? Какое время года было до этого?

Что такое зимние забавы? Чем зима накрыла землю?

Что делает метель, вьюга, ветер, мороз?

9. Игра «Снаряди спортсмена»

13. Найди отличие.

14.Найди пару.

15. Раскрась картинку. Вспомни, как называются зимние забавы, изображенные на картинке. Скажи без чего невозможно заниматься каждой из этих забав.(кататься на коньках нельзя без коньков и т.д.)

Лексическая тема: «Транспорт. ПДД.»

1. Кто такие пассажиры? Пешеходы?

2. «Назови ласково»

паровоз –

самолет –

машина –

корабль –

лодка –

вертолет –

3. Закончи предложение

Машинисты водят …

Летчики летают на …

Шоферы ездят на …

4. Как назвать остановку:

Трамвая – трамвайная

Автобуса - …

Троллейбуса –

5. Какой ты знаешь специальный транспорт?

6. Для чего некоторым видам специального транспорта нужны сирена и мигалка?

7. Зачем нам нужен специальный транспорт? (пожарная, полицейская, скорая, снегоуборочная, поливальная машины, бульдозер, экскаватор, каток)

9. Собери предложение:

Машина, ехать, по, городская, улица

Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус

10. Исправь предложение:

Дом подъехал к машине

Бензин кончился, потому что остановилась машина