Животные и растения умеренных поясов таблица. Леса умеренного пояса (умеренные леса)

Слайд 2

Степи

равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствиедеревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов)

Слайд 3

Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.

Слайд 4

Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль,типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.

Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).

Слайд 5

Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Слайд 6

Слайд 7

Степной орёл

Слайд 8

Жаворонок

Слайд 9

Лиственные леса

лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

На долю лиственных лесов в Европе приходится 24 %.

Слайд 10

Леса этого типа высокие, 25-40 м, представлены в основном двумя ярусами деревьев, ярусом кустарников и травянистым покровом, в котором можно также выделить два - три яруса по высоте трав. Характерной чертой лиственного леса является преобладание видового разнообразия трав над разнообразием деревьев.

Слайд 11

Лиственные леса делятся на

широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата;

мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы.

Слайд 12

Слайд 13

Осина и вяз

  • Слайд 14

    Акация шёлковая

    Слайд 15

    рододендрон короткоплодный

    Слайд 16

    Фауне лиственных лесов свойственна сезонность, это связано с сезонными изменениями климата и с тем, что в зимний период лес, лишённый листвы, не обеспечивает надёжное укрытие лесным обитателям. В лиственном лесу обитают в основном перелётные птицы, также характерны виды птиц, живущие в дуплах и кронах деревьев.

    Cлайд 1

    Растительный мир лесов умеренного пояса Моргунов Николай 2 «Б» класс МОУ «Лицей» № 41 г. Владивосток Учитель: Лебедева Л.В.

    Cлайд 2

    Лесная зона В умеренном поясе находятся несколько природных зон. Из них самая широкая − лесная зона, которая находится между тропиками и районами полюсов. Леса растут в тех местах, где достаточно влаги и тепла для роста деревьев, там, где могут найти себе приют другие растения и животные.

    Cлайд 3

    Типы деревьев В лесной зоне существует два типа деревьев: вечнозеленые (хвойные) деревья покрыты хвоей зимой и летом, так как они не боятся мороза. Хвойные деревья создают органические вещества круглый год; опадающие (лиственные) деревья сбрасывают все листья в одно время, поэтому часть года они стоят голыми, отдыхая. Когда достаточно солнца и влаги, они дают новые листья.

    Cлайд 4

    Ель Ель может достигнуть высоты 50 метров и дожить до 300 лет, имеет конусовидную крону. Еловыми шишками питается клёст. Ель является одним из главных символов Нового года и Рождества. вечнозеленые (хвойные) деревья

    Cлайд 5

    Кедр Кедр − дерево очень крупное. В прошлом веке встречались кедры, из которых выпиливали доски шириной 178 см. Средняя высота кедра обычно не более 25 м, диаметр отдельных кедров до 1 м. Кедр доживает до 800 лет. Шишками кедра питается кедровка. вечнозеленые (хвойные) деревья

    Cлайд 6

    Сосна Сосна распространена на всей территории России. Сосна достигает высоты 50−55 м при толщине ствола до 1,5 м, растет более 500 лет. Это очень морозостойкое и жаростойкое дерево. Хвоя сосны темно-зеленая, растет на ветке в пучках по две штуки. вечнозеленые (хвойные) деревья

    Cлайд 7

    Дуб Дуб − самое большое листопадное дерево. Он живёт и развивается более 400 лет. 1 год. Росток маленький с листочками на верхушке. 80 лет. Дерево достигает максимальной высоты − 25−35 м. С годами его ветви становятся толще и шире. 200 лет. Ствол стал очень толстым, сквозь листья видны сухие ветки. 400 лет. Дерево медленно засыхает, но на нем еще продолжают появляться листья и жёлуди. За год на большом дубе зреет до 100 тыс. жёлудей. опадающие (лиственные) деревья

    Cлайд 8

    Липа Древесина липы легко обрабатывается, идёт на производство мебели, музыкальных инструментов. Кору молодых деревьев липы используют для плетения корзин и лаптей. Чай из высушенных цветков применяют при простуде. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. опадающие (лиственные) деревья

    Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.

    Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

    Задачи:

    Формировать УУД:

    Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
    • Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
    • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

    Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

    Планируемые образовательные результаты:

    • предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
    • метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
    • личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

    Тип урока – урок «открытия» новых знаний

    Форма урока : «исследовательское путешествие»

    Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

    Структура и ход урока:

    Организационный момент. (1 мин)

    Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) ( Презентация 1)

    Учитель : (слайд 1)

    «Снова пришел долгожданный миг –
    Нам пора в дорогу.
    Он зовет нас, в загадочный мир,
    Таинственный мир природы».

    Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.

    Актуализация опорных знаний .

    Учитель : Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

    1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

    2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)

    3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

    4. Какие природные зоны мы можем там встретить.

    Учитель : Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления).

    Учитель : Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

    - (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).

    - (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).

    - (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).

    Учитель : Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

    Учитель : какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)

    Учитель : Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.

    Учитель : Выполнить тестовое задание. (слайд 5)

    Я утверждаю, что:

    1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
    2. в саванне 2 времени года.
    3. животных в саванне очень мало.
    4. в пустынях часто дуют ветры
    5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
    6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
    7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
    8. Животные пустынь охотятся днем.
    9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
    Взаимопроверка. (Ответ: 2,4,6,9)(слайд 6)

    Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2 ).

    Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
    Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?

    Этап 2. Целеполагание.

    Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

    Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)

    Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

    Учитель задает вопросы:

    1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)

    2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

    3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)

    4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

    Учитель : Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.

    Это дом. Огромный дом.
    Места всем хватает в нём.
    И бельчонку, и зайчонку,
    И зубастому волчонку.

    Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)

    Учитель : И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)

    На все стороны путь:
    Ни лесочка, ни гор.
    Необъятная гладь,
    Неоглядный простор!
    (ответ: Степь. Связать с местом проживания)

    Учитель : Какие территории мы будем исследовать?

    Учитель : Давайте составим план исследования.

    1. Месторасположение на карте.
    2. Климат природных зон умеренного пояса.
    3. Растительный мир умеренного пояса.
    4. Животный мир умеренного пояса.
    5.Приспособления. (слайд 10)

    Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин

    Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)

    • I группа Степи
    • II группа Лиственные леса
    • III группа Тайга

    Ребята в каждой группе:

    1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

    2. Работают с картой.

    3. Обобщают полученную в группе информацию.

    4. Обсуждают.

    5. Объясняют.

    6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

    Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 1 мин (слайд 13)

    Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
    Ветвями качаем под ветром зимой,
    Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
    И тянемся к солнышку ночью и днём,
    А осенью листья встряхнём постепенно.
    И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)

    Этап 4.Обсуждение результатов работы.

    Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)

    Отчет 1 группы по плану «Степь».

    Учитель:

    Какая ширь здесь и приволье!
    Куда ни глянь - полей раздолье!
    Южнее полосы лесов
    Лежит ковер из трав, цветов.
    Здесь простор ветрам и птицам,
    Грызунам, волкам, лисицам.
    Здесь суховеи любят петь.
    А зовется это... (Степь.)

    Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». (слайд 19-24)

    Учитель : Летом одевается, а зимой раздевается.

    Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)

    Учитель :

    Пойдем со мной в наш тихий лес,
    Там есть черника и морошка,
    Там всевозможнейших чудес
    Сто тысяч – и еще немножко!
    Присев под кедром отдохнуть,
    Вдохнем смолистый запах шишек,
    И пусть ровней задышит грудь,
    Стряхнув усталости излишек.

    Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)

    Игра «Отгадай природную зону»

    1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

    2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.

    3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

    4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

    Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)

    Учитель : Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)

    Так захотелось посетить эти места!

    А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).

    Что же делать?

    Сообщение обучающегося. (опережающее задание)

    Приложение 2, Приложение 3 Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)

    Итог урока

    Учитель : А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.

    Время работы 6 минут.

    Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или (слайд 40-44)

    Рефлексия (3 мин.)

    Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

    Самоанализ и самооценка ученика

    Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

    • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
    • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
    • Что нового узнали на уроке?
    • Как вы помогли друг другу при выполнении задания?

    Домашнее задание

    • Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
    • Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)

    Продолжительность периода со среднимесячными температурами выше 10°С составляет 2 – 4 месяца. Число ярусов в темнохвойных лесах обычно равно двум-трем. Кустарники единичны и выраженного яруса не образуют. Лесная подстилка разлагается медленно, поэтому некоторые травянистые растения не образуют хлорофилла и питаются сапрофитно. Травы и кустарнички размножаются обычно вегетативным путем. Перенос многих семян осуществляется животными, поедающими сочную мякоть плодов (черника, брусника, толокнянка), высокая кислотность сока ягод препятствует развитию семян в нетронутой ягоде. Также распространение семян может происходить при растаскивании семян муравьями,ветром,птицами.

    В тайге мало стадных животных, поскольку наличие древостоя затрудняет зрительное оповещение об опасности. Иногда встречаются кабаны, заходят волки и северные олени. Основные способы охоты – подкарауливание и скрадывание. Среди хищных птиц особенно характерны ястребы. Сравнительно небольшое количество животных покидают тайгу зимой. Многие способны питаться веточными кормами (лось, заяц). Ряд видов обитает на деревьях, кормится на земле (лесной конек, дрозды), другие – наоборот (тетерев, рябчик, глухарь, тетерев). Некоторые животные питаются семенными кормами (белки, бурундуки, мышевидные грызуны).

    Из насекомых, поедающих хвою, широко распространен непарный шелкопряд; вредители древесины – жуки-усачи и их личинки и др. В направлении с севера на юг в тайге выделяют широтные подзоны: северная, средняя и южная тайга. Для северной тайги характерны низкорослые древостои с небольшой сомкнутостью крон, представляющие собой переход к тундровым редколесьям. Под изреженным древесным пологом обычно развит ярус из низкорослых субарктических кустарников (берез, ив). Напочвенный покров образован мхами и лишайниками. На равнинах наблюдается сильная заболоченность.

    По мере движения к югу древостой становится более высоким, увеличивается роль травяно-кустарничковой растительности. Леса приобретают более сложную структуру, возрастает сомкнутость крон.Хорошо развиты травяно-кустарничковый ярус и моховой напочвенный покров (лишайников мало).Южнотаежные леса высокоствольны, велика сомкнутость крон, флористический состав богаче, напочвенный покров слабый. В европейской южной тайге появляются широколиственные породы. В состав подлеска и травяного покрова входят виды, характерные для широколиственных лесов. Передставители: сосна, листевнница(сибирская, даурская), кедровые.

    46. Характерные особенности растительности и животного мира широколиственных лесов умеренного пояса.

    Широколиственные леса произрастают в условиях более мягкого климата, чем хвойные леса. Широколиственные деревья, в отличие от большинства хвойных, сбрасывают листву на зиму. Поэтому ранней весной под их пологом светло, многие деревья (бук, дуб) цветут одновременно с распусканием листьев; кустарники (лещина, волчье лыко) – до распускания листьев.

    Мощная и рыхлая подстилка предохраняет почву от резкого понижения температуры, зимнее промерзание незначительно. В связи с этим многие виды травянистых растений начинает развиваться в конце зимы (ветренница дубравная, гусиный лук. Обычно выделяются от одного до трех (дубравы) ярусов древостоя, два яруса кустарников и два-три яруса трав.

    Питательные плоды деревьев, а также раскидистые мощные ветви и большая дуплистость способствуют распространению многочисленных млекопитающих и птиц. У многих видов животных наблюдается специализация в питании (например, дубонос потребляет только семена косточковых древесных и кустарниковых пород). Активны роющие животные, например, муравьи, способствующие развитию дернового процесса. В связи с ослаблением ветра в лесах много насекомых с порхающим полетом. Много вредителей леса, в том числе листогрызущих. Некоторые виды деревьев вынуждены даже обновлять листву летом.

    Широколиственные леса не образуют сплошной полосы. В Европе с запада на восток каштановые леса сменяются буковыми, а потом дубравами На Дальнем Востоке произрастают дуб, клен, маакия, элеутерококк, аралия; в состав подлеска входят жимолость, сирень, рододендрон, бирючина и др. В более южных районах Дальнего Востока обильны лианы (актинидия и др.) и эпифиты. В северо-восточной части Северной Америки имеются леса с доминированием бука американского и сахарного клена, иногда в лесах встречаются лианы – “дикий виноград”.