«Южная Америка: природные зоны, население и страны. Природные зоны южной америки

Южная Америка - уникальный континент. Больше 50% всех произрастающих на Земле экваториальных и тропических лесов находятся именно в этой части света. Большая часть территорий континента находится в тропических и экваториальных поясах. Климат влажный и теплый, температура в зимнее и летнее время отличается не сильно и на большей части материка всегда положительная. Природные зоны Южной Америки расположены неравномерно из-за больших отличий рельефа восточной и западной частей. Животный и растительный мир представлен большим количеством эндемичных видов. На этом материке добываются практически все полезные ископаемые.

Эту тему подробно изучает школьный предмет география (7 класс). «Природные зоны Южной Америки» - название темы урока.

Географическое положение

Южная Америка полностью находится в западном полушарии, большая часть ее территорий лежит в тропических и экваториальных широтах.

К материку относятся Мальвинские острова, которые лежат в шельфовой зоне Атлантического океана, и острова Тринидад и Тобаго. Архипелаг Огненная Земля отделен от основной части Южной Америки Магеллановым проливом. Длина пролива составляет около 550 км, находится он на юге.

На севере расположено озеро Маракайбо, которое узким проливом соединено с Венесуэльским заливом, одним из крупнейших в Карибском море.

Береговая линия изрезана не сильно.

Геологическое строение. Рельеф

Условно Южную Америку можно разделить на две части: гористую и равнинную. На западе - складчатый пояс Анд, на востоке - платформа (древняя Южно-Американская докембрийская).

Щиты - это приподнятые участки платформы, в рельефе им соответствуют Гвианское и Бразильское нагорья. С востока Бразильского нагорья образовались сьерры - глыбовые горы.

Оринокская и Амазонская низменные равнины - это прогибы Южно-Американской платформы. Амазонская низменность занимает всю часть территории от Атлантического океана до гор Анд, с севера ограничена Гвианским плоскогорьем, а с юга - Бразильским плоскогорьем.

Анды относятся к числу самых высоких горных систем планеты. И это самая длинная цепь гор на Земле, ее длина почти 9 тыс. км.

Самая ранняя складчатость в Андах - герцинская, она начала формироваться в палеозое. Движения гор происходят и в настоящее время - эта зона одна из самых активных. Об этом свидетельствуют сильные землетрясения и извержения вулканов.

Полезные ископаемые

Материк очень богат на различные полезные ископаемые. Здесь ведется добыча нефти, газа, каменного и бурого угля, а также различных металлических и неметаллических руд (железо, алюминий, медь, вольфрам, алмазы, йод, магнезит и др.). Распространение полезных ископаемых зависит от геологического строения. Залежи железных руд относятся к древним щитам, это северная часть Гвианского нагорья и центральная часть Бразильского нагорья.

Бокситы и марганцевые руды сосредоточены в коре выветривания нагорий.

Во впадинах предгорий, на шельфе, в прогибах платформы ведется добыча горючих полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь.

В Колумбии ведется добыча изумрудов.

В Чили добывают молибден и медь. Эта страна занимает второе место (так же как и Замбия) в мире по добыче естественных богатств.

Таковы природные зоны Южной Америки, география распределения полезных ископаемых.

Климат

Климат материка, как и любого континента, зависит от нескольких факторов: от течений, омывающих континент, макрорельефа, циркуляции атмосферы. Так как материк пересечен линией экватора, большая его часть находится в субэкваториальном, экваториальном, субтропическом, тропическом поясах, следовательно сумма солнечной радиации достаточно велика.

Характеристика природных зон Южной Америки. Зона влажных экваториальных лесов. Сельва

Эта зона в Южной Америке занимает большую территорию: вся Амазонская низменность, расположенные рядом подножия Анд и часть близлежащего восточного побережья. Влажные экваториальные леса или, как их называют местные жители, "сельвас", что переводится с португальского как "лес". Еще одно название, которое предложил А. Гумбольдт - "гилеи". Экваториальные леса многоярусны, почти все деревья перевиты различными видами лиан, много эпифитов, среди которых орхидеи.

Типичные представители фауны - обезьяны, тапиры, ленивцы, огромное разнообразие птиц и насекомых.

Зона саванн и редколесий. Льянос

Этой зоной занята вся Оринокская низменность, а также Бразильское и Гвианское нагорья. Эту природную зону еще называют льянос или кампос. Почвы красно-бурые и красные ферралитные. Большая часть территории занята высокими травами: злаками, бобовыми. Встречаются деревья, обычно это акации и пальмы, а также мимозы, бутылочное дерево, кебрачо - эндемик, произрастающий на Бразильском нагорье. В переводе обозначает «сломай топор», т.к. древесина у этого дерева очень твердая.

Среди животных наиболее распространены: свиньи-пекари, олени, муравьеды и пумы.

Зона субтропических степей. Пампа

Эта зона покрывает всю Ла-Платскую низменность. Почвы красно-черные ферралитные, она образуется в результате перегнивания пампасской травы и листьев деревьев. Гумусовый горизонт такой почвы может достигать 40 см, следовательно земля очень плодородна, чем пользуются местные жители.

Наиболее распространенные животные - лама, пампасский олень.

Зона полупустынь и пустынь. Патагония

Эта зона расположена в «дождевой тени» Анд, т.к. горы перегораживают путь влажным воздушным массам. Почвы бедные, бурые, серо-бурые и серо-коричневые. Скудная растительность, преимущественно кактусы и злаки.

Среди животных много эндемичных видов: магелланова собака, скунс, страус Дарвина.

Зона умеренных лесов

Расположена эта зона южнее 38° ю.ш. Второе ее название - гемигелеи. Это вечнозеленые постоянно-влажные леса. Почвы в основном - лесные буроземы. Растительность очень разнообразна, но главные представители флоры - это южный бук, чилийские кипарисы и араукарии.

Высотная поясность

Высотная поясность характерна для всего участка Анд, но наиболее полно она представлена в области экватора.

До высоты 1500 м находится «жаркая земля». Здесь произрастают влажные экваториальные леса.

До 2800 м - это умеренная земля. Здесь произрастают древовидные папоротники и кустарники кока, а также бамбук и хинное дерево.

До 3800 - зона криволесья или пояс низкорослых высокогорных лесов.

До 4500 м лежит парамос - зона высокогорных лугов.

"Природные зоны Южной Америки" (7 класс) - это тема, в которой видно, как отдельные геокомпоненты взаимосвязаны и как влияют на формирование друг друга.

Открытый урок по теме:

Учитель высшей категории

МОУ СОШ №5

с. Прикумского

Хорольская Е.В.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны;, как проявляется высотная поясность в Андах; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.
  • Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной литературой, добывать информацию на порталах Интернета.
  • Используя программу Power Point, развивать умение создавать цветовую композицию, вставлять объекты из других программ, воспитывать чувство меры при создании слайдов.
  • Развивать научный кругозор в области географии и информатики.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы для 7 класса, иллюстрации по теме, слайды, презентации учащихся, выставка книг Ж. Верна и о Южной Америки, перфокарты, задания для самостоятельной работы, резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Новый материал

1.Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.

Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету.

А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это?

Совершенно верно. Жюль Верн.

Познакомиться с книгами Ж.Верна можно посмотрев выставку книг. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его: «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле».

Фритьоф Нансен говорил: « В жизни человека необходима романтика, именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.»

Каждый из вас, используя метод Паганеля и могучую пружину в своей душе, побывал в одной из шести природных зон Южной Америки, где узнал о географическом положении, климатических условиях, почвах, растительном и животном мире природной зоны, как изменяется зона под воздействием человека. Все, что вы узнали, вам предстоит довести до сведения остальных путешественников: не только рассказать, но и показать. А также, дорогие путешественники, коими являетесь вы все, вам предстоит доработать таблицу « Природные зоны Южной Америки» (см. Приложения к уроку).

2.Какие природные зоны есть в Южной Америке?

  • Что называется природной зоной?
  • А сейчас все откройте атласы на стр.31, посмотрите и скажите, какие природные зоны есть в Южной Америке. Кто желает рассказать?
  • Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
  • Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
  • Почему пустыни и полупустыни расположены в меридиональном направлении?
  • Что такое высотная поясность?

Итак, слово путешественникам по влажным экваториальным лесам. Начинаем знакомство с природными зонами (защита презентаций – см. Приложения, работа с понятийным аппаратом темы –см. Приложения, работа с настенными картами и картами атласа).

3.Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов.

Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.

Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых.

Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг (Амазонка) (Рассказ учащегося об Амазонке).

4.Зона переменно-влажных лесов.

Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву, а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя.

Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают досковидными корнями, наличие высокорослых эмерджентов, суккулентность, «кладовые» питательных веществ.

В руслах рек и на равнинах – тропический, непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукуарий, т.е. лес бразильских сосен.

Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки.

Приглашаем посетить город карнавалов – Рио-де-Жанейро (рассказ учащегося о городе).

5.Зона саванн.

Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее: мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.

В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу (рассказ учащегося о водопадах)

6.Зона субтропических степей.

Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы.

Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных).

7.Зона пустынь и полупустынь.

Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев.

В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке

(рассказ учащегося о пустыне Атакама и Патагонии)

8.Высотная поясность в Андах.

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях

Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося об вдп. Анхель).

9.Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Является одним из центров происхождения культурных растений.

Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?

Как проявляется это влияние?

1.Распашка земель пампы, нет девственной растительности.

2.Пастбищное скотоводство – зарастание пастбищ сорняками.

3.Вырубка лесов – араукарий, плантации кофе и какао на месте тропических лесов.

4.Ввоз новых растений – нарушение связей между компонентами природы.

5.Вырубка экваториальных лесов – легкие планеты, биологическое разнообразие.

Как решать проблемы?

Создание национальных парков, Красная книга, программа охраны природы.

III.Закрепление

I. Устный опрос

1.Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему?

2.Какая связь между предметами: резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, картофель

3.С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

4.Какие новые понятии ввели?

5.От чего зависит количество высотных поясов?

6.Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

II. Тестирование по теме:

« Природные зоны Южной Америки» (см. приложения) В

IV.Оценки за урок

V.Домашнее задание:

VI.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Почему?

Что интересного узнали?

Всем спасибо за урок!

Тестирование

Материк Южная Америка располагается во всех географических поясах, за исключением субантарктического и антарктического. Широкая северная часть материка лежит в низких широтах, поэтому наибольшее распространение получили экваториальный и субэкваториальные пояса. Отличительной чертой континента является широкое развитие лесных природных зон (47 % площади). На «зеленом континенте» сосредоточена 1/4 лесов планеты.

Южная Америка подарила человечеству многие культурные растения: картофель, томат, фасоль, табак, ананас, гевею, какао, арахис и др.

Природные зоны Южной Америки

В экваториальном географическом поясе расположена зона влажных экваториальных лесов, занимающая Западную Амазонию. Они названы А. Гумбольдтом гилеей, а местным населением - сельвой. Влажные экваториальные леса Южной Америки - самые богатые по видовому составу леса на Земле. Их по праву считают «генофондом планеты»: в них насчитывается более 45 тыс. видов растений, в том числе 4000 древесных.

Различают затопляемую, незатопляемую и горную гилею. В речных поймах, затапливаемых водой на длительный период, растут обедненные леса из невысоких деревьев (10-15 м) с дыхательными и ходульными корнями. Преобладает цекропия («муравьиное дерево»), в водоемах плавают гигантские виктории-регии.

На возвышенных участках формируются богатые, густые, многоярусные (до 5 ярусов) незатапливаемые леса. До высоты 40-50 м поднимаются одиночно стоящие сейба (хлопковое дерево) и дающая бразильский орех бертолеция. Верхние ярусы (20-30 м) формируют деревья с ценной древесиной (палисандровое, пау бразил, махагони), а также фикусы и гевея, из млечного сока которой получают каучук. В нижних ярусах под пологом пальм растут шоколадное и дынное деревья, а также древнейшие растения на Земле - древовидные папоротники. Деревья густо перевиты лианами, среди эпифитов много ярко окрашенных орхидей.

У побережья развита мангровая растительность, бедная по составу (пальма нипа, ризофора). Мангры - это заросли вечнозеленых деревьев и кустарников заболоченной зоны морских приливов и отливов тропических и экваториальных широт, приспособленные к соленой воде.

Влажные экваториальные леса формируются на красно-желтых ферраллитных почвах, бедных питательными веществами. Опадающая листва в условиях жаркого и влажного климата быстро перегнивает, и перегной сразу усваивается растениями, не успевая накапливаться в почве.

Животные гилеи приспособлены к жизни на деревьях. Многие обладают цепким хвостом, как ленивец, опоссум, цепкохвостый дикобраз, широконосые обезьяны (ревуны, паукообразные, игрунковые). У водоемов обитают свинья-пекари и тапир. Встречаются хищники: ягуар, оцелот. Многочисленны черепахи и змеи, в том числе самая длинная - анаконда (до 11 м). Южная Америка - «континент птиц». Гилея - дом для попугаев ара, туканов, гоацинов, древесных кур и самых маленьких птичек - колибри (до 2 г).

Реки кишат кайманами и аллигаторами. В них обитают 2000 видов рыб, среди которых опасная хищная пиранья и самая крупная в мире - арапайма (до 5 м в длину и весом до 250 кг). Встречаются электрический угорь и пресноводный дельфин иния. В трех географических поясах протянулись зоны переменно-влажных лесов.

Субэкваториальные переменно-влажные леса занимают восточную часть Амазонской низменности и прилегающие склоны Бразильского и Гвианского плоскогорий. Наличие сухого периода вызывает появление листопадных деревьев. Среди вечнозеленых преобладают хинное дерево, фикусы, бальса, обладающая легчайшей древесиной. В тропических широтах на увлажняемой восточной окраине Бразильского плоскогорья на горных красных почвах растут богатые вечнозеленые тропические леса, близкие по составу к экваториальным. Юго-восток плоскогорья на красноземах и желтоземах занимают разреженные субтропические переменновлажные леса. Они образованы бразильской араукарией с подлеском из кустарника йерба-мате («парагвайский чай»).

Зона саванн и редколесий распространена в двух географических поясах. В субэкваториальных широтах она охватывает Оринокскую низменность и внутренние области Бразильского плоскогорья, в тропических - равнину Гран-Чако. В зависимости от увлажнения различают влажные, типичные и опустыненные саванны, под ними развиваются соответственно красные, коричнево-красные и красно-бурые почвы.

Высокотравная влажная саванна в бассейне реки Ориноко традиционно называется льянос. Она затапливается на время до полугода, превращаясь в труднопроходимое болото. Произрастают злаки, осоки; из деревьев доминирует маврикиева пальма, поэтому льянос называют «пальмовой саванной».

На Бразильском плоскогорье саванны получили название кампос. Влажная кустарниково-древесная саванна занимает центр плоскогорья, типичная травянистая - юг. На фоне злаковой растительности (бородачи, ковыли) произрастают низкорослые кустарники. Среди деревьев доминируют пальмы (восковая, масличная, винная). Засушливый северо-восток Бразильского плоскогорья занят опустыненной саванной - каатингой. Это редколесье из колючих кустарников и кактусов. Встречается запасающее дождевую воду дерево бутылочной формы - бомбаксовый ваточник.

Саванны продолжаются и в тропических широтах, занимая равнину Гран-Чако. Только в тропических редколесьях встречается дерево кебрачо («сломай топор») с твердой и тяжелой древесиной, тонущей в воде. В саваннах сосредоточены плантации кофейного дерева, хлопчатника, бананов. Сухие саванны - важный район пастбищного скотоводства.

Для животных саванн характерна защитная бурая окраска (спицерогий олень, красная носуха, гривистый волк, страус нанду). Обильно представлены грызуны, в том числе самый крупный в мире - капибара. Многие животные гилеи (броненосцы, муравьеды) обитают и в саваннах. Повсеместны термитники.

На Лаплатской низменности к югу от 30° ю. ш. формируются субтропические степи. В Южной Америке они получили название пампа. Для нее характерна богатая разнотравно-злаковая растительность (дикий люпин, пампасная трава, ковыли). Черноземные почвы пампы очень плодородны, поэтому сильно распаханы. Аргентинская пампа - основной район выращивания пшеницы и кормовых трав в Южной Америке. Животный мир пампы богат грызунами (туко-туко, вискача). Встречаются пампасский олень, пампасская кошка, пума, страус нанду.

Полупустыни и пустыни Южной Америки простираются в трех географических поясах: тропическом, субтропическом и умеренном. На западе тропиков узкой полосой вдоль тихоокеанского побережья и на высокогорных плато Центральных Анд простираются тропические пустыни и полупустыни. Это одна из самых засушливых областей Земли: в пустыне Атакама дожди могут не выпадать годами. На малоплодородных сероземах береговых пустынь произрастают сухие злаки и кактусы, получающие влагу из рос и туманов; на щебнистых почвах высокогорных пустынь - стелющиеся и подушкообразные травы и колючие кустарники.

Животный мир тропических пустынь беден. Обитатели высокогорий - ламы, очковый медведь, обладающая ценным мехом шиншилла. Встречается андийский кондор - самая крупная в мире птица с размахом крыльев до 4 м.

К западу от пампы в условиях континентального климата распространены субтропические полупустыни и пустыни. На сероземах развито редколесье из акаций и кактусов, на солончаках - солянки. В суровых умеренных широтах в равнинной Патагонии на бурых полупустынных почвах растут сухие злаки и колючие кустарнички. Юго-западную окраину материка в двух поясах занимают лесные природные зоны. В субтропиках в условиях средиземноморского климата формируется зона сухих жестколистных лесов и кустарников. Побережье и склоны Чилийско-Аргентинских Анд (между 28° и 36° ю. ш.) покрыты лесами из вечнозеленых южных буков, тика, персеи на коричневых и серо-коричневых почвах.

Южнее расположены влажные вечнозеленые и смешанные леса. На севере Патагонских Анд в условиях субтропического влажного климата растут влажные вечнозеленые леса на горных бурых лесных почвах. При обильном увлажнении (более 3000-4000 мм осадков) эти дождевые леса отличаются многоярусностью и богатством, за что получили название «субтропической гилеи». Они состоят из вечнозеленых буков, магнолий, чилийской араукарии, чилийского кедра, южноамериканской лиственницы с богатым подлеском из древовидных папоротников и бамбуков. На юге Патагонских Анд в условиях умеренного морского климата растут смешанные леса из листопадных буков и хвойных подокарпусов. Здесь можно встретить оленя пуду, магелланову собаку, выдру, скунса.

Высокогорная область Анд занимает обширную территорию с хорошо выраженной высотной поясностью, наиболее полно проявляющейся в экваториальных широтах. До высоты 1500 м распространен жаркий пояс - гилея с обилием пальм и бананов. Выше до отметки 2000 м - умеренный пояс с хинным деревом, бальсой, древовидными папоротниками и бамбуками. До отметки 3500 м простирается холодный пояс - высокогорная гилея из низкорослого криволесья. Ее сменяет морозный пояс с высокогорными лугами парамос из злаков и низкорослых кустарников. Выше 4700 м - пояс вечных снегов и льдов.

Основную часть Южной Америки занимают природные зоны влажных экваториальных лесов, а также саванн и редколесий. Амазонская гилея не имеет себе равных на Земле по богатству видов. В горах Андах ярко выражена высотная поясность, наиболее полно проявляющаяся в экваториальных широтах.

1. Введение

Се-год-ня мы узна-ем:

По-че-му в Южной Аме-ри-ке много эн-де-ми-ков,

Об осо-бен-но-стях при-род-ных зон ма-те-ри-ка,

Об из-ме-не-нии при-ро-ды ма-те-ри-ка че-ло-ве-ком.

2. Растительный и животный мир материка

Рас-ти-тель-ный и жи-вот-ный мир Южной Аме-ри-ки от-ли-ча-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем и на-ли-чи-ем боль-шо-го числа эн-де-ми-ков (Ис-точ-ник). Это объ-яс-ня-ет-ся ме-ри-ди-о-наль-ной про-тя-жен-но-стью ма-те-ри-ка и его дли-тель-ной изо-ля-ци-ей от дру-гих ма-те-ри-ков.

Для Южной Аме-ри-ки ха-рак-тер-ны целые се-мей-ства эн-де-мич-ных рас-те-ний : как-ту-со-вые, кон-но-е-вые, на-стур-ци-е-вые, бро-ми-ли-е-вые. Среди эн-де-мич-ных жи-вот-ных из-вест-ны ши-ро-ко-но-сые аме-ри-кан-ские обе-зья-ны, ле-нив-цы, му-ра-вье-ды, бро-не-нос-цы, грифы, пять-сот видов ко-либ-ри, стра-у-сы-нан-ду, ту-ка-ны, мно-гие виды по-пу-га-ев, пре-смы-ка-ю-щих-ся, рыб и на-се-ко-мых.

Набор при-род-ных зон в целом со-от-вет-ству-ет кли-ма-ти-че-ским по-я-сам и об-ла-стям (см. Рис. 1). Боль-шое вли-я-ние на зо-наль-ность ока-зы-ва-ют оке-а-ны, по-ло-же-ние южной части ма-те-ри-ка в уме-рен-ных ши-ро-тах и на-ли-чие пояса вы-со-ких гор.

Рис. 1. Карта При-род-ных зон

Пре-жде чем по-зна-ко-мить-ся с осо-бен-но-стя-ми от-дель-ных при-род-ных зон Южной Аме-ри-ки, про-ве-ди-те неболь-шое ис-сле-до-ва-ние по карте.

Уста-но-ви-те:

Какие при-род-ные зоны есть на ма-те-ри-ке? Какие из них за-ни-ма-ют наи-боль-шую пло-щадь? Как в Южной Аме-ри-ке про-яв-ля-ет-ся зо-наль-ность?

3. Сельва

Ха-рак-тер-ная черта ма-те-ри-ка - на-ли-чие труд-но-про-хо-ди-мых влаж-ных веч-но-зе-ле-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов, рас-ту-щих на крас-ных фер-ра-ли-то-вых поч-вах. На-зы-ва-ют их здесь - сель-ва , что в пе-ре-во-де с пор-ту-галь-ско-го озна-ча-ет «лес».

Сель-ва влаж-нее, чем аф-ри-кан-ские леса, бо-га-че ви-да-ми рас-те-ний и жи-вот-ных. Здесь рас-тут такие де-ре-вья, как сель-ва, до-сти-га-ю-щие вы-со-ты 80 мет-ров. Есть раз-лич-ные виды пальм, дын-ное де-ре-во, како, гевея, об-ви-тые ли-а-на-ми. В лесу много цве-ту-щих ор-хидей. Мно-гие де-ре-вья сель-вы дают не толь-ко цен-ную дре-ве-си-ну, но и плоды, сок, кору для ис-поль-зо-ва-ния в тех-ни-ке и ме-ди-цине.

Осо-бен-но богат жи-вот-ный мир сель-вы. Мно-гие жи-вот-ные при-спо-соб-ле-ны к жизни на де-ре-вьях. Это ле-нив-цы, цеп-ко-хво-стые обе-зья-ны. Даже ля-гуш-ки и яще-ри-цы живут на де-ре-вьях, здесь много змей, в том числе и самая боль-шая на Земле змея - ана-кон-да (см. Рис. 2).

Рис. 2. Ана-кон-да

У воды оби-та-ют ко-пыт-ные - та-пи-ры и самый круп-ный гры-зун на Земле - во-до-свин-ка ка-пи-ба-ра весом до пя-ти-де-ся-ти ки-ло-грамм. Хищ-ни-ков мало, среди них наи-бо-лее из-ве-стен ягуар. Богат и мир птиц: кро-хот-ные ко-либ-ри, пи-та-ю-щи-е-ся нек-та-ром цве-тов, по-пу-гаи, ту-ка-ны и дру-гие. Много раз-но-об-раз-ных ба-бо-чек, жуков и дру-гих на-се-ко-мых. В ниж-нем ярусе леса и в почве оби-та-ет масса му-ра-вьев, мно-гие из ко-то-рых ведут хищ-ни-че-ский образ жизни. Неко-то-рые из му-ра-вьев до-сти-га-ют 3 сан-ти-мет-ров в длину.

Зоны са-ванн, ред-ко-ле-сий и ку-стар-ни-ков рас-по-ло-же-ны в ос-нов-ном в суб-эк-ва-то-ри-аль-ном и ча-стич-но в тро-пи-че-ском кли-ма-ти-че-ском по-я-сах. Са-ван-ны за-ни-ма-ют Ори-нок-скую низ-мен-ность, где их на-зы-ва-ют лья-нос (см. Рис. 3).

В са-ван-нах юж-но-го по-лу-ша-рия рас-ти-тель-ность бед-нее. В тро-пи-че-ском цен-тре ма-те-ри-ка, где мно-гие ме-ся-цы сухо и жарко, рас-тут ис-крив-лен-ные, уни-зан-ные ши-па-ми и ко-люч-ка-ми низ-ко-рос-лые де-ре-вья и ку-стар-ни-ки.

Рис. 3. Лья-нос

Среди них наи-бо-лее из-вест-ны ке-брач-чо, кора ко-то-ро-го со-дер-жит ду-биль-ные ве-ще-ства, необ-хо-ди-мые для вы-дел-ки кожи.

В срав-не-нии с аф-ри-кан-ски-ми са-ван-на-ми жи-вот-ный мир юж-но-аме-ри-кан-ских бед-нее. Здесь оби-та-ют мел-кие олени, дикие сви-ньи - пе-ка-ри, бро-не-нос-цы, име-ю-щие пан-цирь из ро-го-вых щит-ков, му-ра-вье-ды, из птиц - стра-ус нанду.

Пампа - суб-тро-пи-че-ские лу-го-вые степи на лёс-со-вых рав-ни-нах Южной Аме-ри-ки, в рай-оне устья Рио Плата, глав-ным об-ра-зом в Ар-ген-тине и Уруг-вае (см. Рис. 4). На за-па-де пам-па-сы огра-ни-че-ны Ан-да-ми, на во-сто-ке Ат-лан-ти-че-ским оке-а-ном.

В усло-ви-ях влаж-но-го суб-тро-пи-че-ско-го кли-ма-та в сте-пях об-ра-зо-ва-лись пло-до-род-ные, крас-но-ва-то-чер-ные почвы.

Рис. 4. Пампа

Рас-ти-тель-ность сте-пей - травы, среди ко-то-рых пре-об-ла-да-ют ко-вы-ли, дикое просо и дру-гие. Для от-кры-тых про-странств пампы ко-гда-то были ха-рак-тер-ны быст-ро-бе-га-ю-щие жи-вот-ные: пам-пас-ский олень, пам-пас-ская кошка, ламы.

6. Патагония

На юге ма-те-ри-ка в усло-ви-ях уме-рен-но-го кли-ма-та с малым ко-ли-че-ством осад-ков об-ра-зо-ва-лась зона по-лу-пу-стынь. Этот су-ро-вый край ма-те-ри-ка на-зы-ва-ют Па-та-го-ни-ей.

Дер-но-ви-ны зла-ков и ко-лю-чие веч-но-зе-ле-ные ку-стар-ни-ки об-ра-зу-ют здесь плот-ные за-рос-ли на ма-ло-пло-до-род-ных бурых поч-вах. В по-лу-пу-сты-нях много гры-зу-нов. Среди них вис-ка-ша - гры-зун, длина ко-то-ро-го ше-сть-де-сят - семь-де-сят сан-ти-мет-ров. По бе-ре-гам во-до-е-мов оби-та-ет нут-рия - бо-лот-ный бобр.

7. Изменение природы материка человеком

Воз-дей-ствие че-ло-ве-ка на при-ро-ду в Южной Аме-ри-ке на-ча-лось еще тогда, когда ко-рен-ное на-се-ле-ние, за-ни-ма-ясь зем-ле-де-ли-ем, вы-жи-га-ло для этого участ-ки лесов, осу-ша-ло бо-ло-та. Од-на-ко эти из-ме-не-ния не были так ве-ли-ки в срав-не-нии с теми, ко-то-рые воз-ник-ли с при-хо-дом на ма-те-рик ев-ро-пей-цев.

Рас-паш-ка зе-мель, вы-руб-ка лесов, паст-бищ-ное ско-то-вод-ство, по-яв-ле-ние новых рас-те-ний, за-ве-зен-ных с дру-гих ма-те-ри-ков, при-ве-ли к боль-шим из-ме-не-ни-ям при-род-ных ком-плек-сов.

На-при-мер, зна-чи-тель-ная часть пампы рас-па-ха-на и ис-поль-зу-ет-ся вы-па-са скота. Паст-би-ща за-рос-ли сор-ня-ка-ми.

Пампа по-те-ря-ла свой пер-во-здан-ный облик. Она пре-вра-ще-на в бес-край-ние поля пше-ни-цы и ку-ку-ру-зы, за-го-ны для вы-па-са скота. Почти уни-что-же-ны цен-ней-шие леса из ара-у-ка-рий - хвой-ных де-ре-вьев, рас-ту-щих на во-сто-ке Бра-зиль-ско-го плос-ко-го-рья. На месте тро-пи-че-ских лесов и са-ванн давно уже су-ще-ству-ют план-та-ции ко-фей-но-го де-ре-ва, за-ве-зен-но-го сюда из Аф-ри-ки, и план-та-ции како, дикие виды ко-то-ро-го рас-тут в лесах Ама-зо-нии.

Очень быст-ро уни-что-жа-ют-ся леса Ама-зо-нии. Стро-и-тель-ство Тран-са-ма-зон-ской ав-то-мо-биль-ной до-ро-ги (5000 км) от-кры-ло путь в сель-ву (см. Рис. 5).

Рис. 5. Стро-и-тель-ство Тран-са-ма-зон-ской ав-то-до-ро-ги

При со-вре-мен-ных тем-пах ис-поль-зо-ва-ния, по про-гно-зам уче-ных, вско-ре эти леса могут ис-чез-нуть со-всем. А ведь леса Ама-зо-нии дают ат-мо-сфе-ре много кис-ло-ро-да, об-ла-да-ют огром-ным ко-ли-че-ством видов рас-те-ний и жи-вот-ных.

До-маш-нее за-да-ние

Про-честь § 26 (стр. 84 - 85). От-ве-тить на во-про-сы:

· На-зо-ви-те эн-де-ми-ков Южной Аме-ри-ки. Чем можно объ-яс-нить их боль-шое ко-ли-че-ство?

· Какая при-род-ная зона за-ни-ма-ет самую боль-шую пло-щадь на ма-те-ри-ке?

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/juzhnaja-amerika/prirodnye-zony-yuzhnoy-ameriki?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

7 класс.

Цели урока

Образовательные:

    закрепить и углубить знания об основном законе географии - широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;

    изучить особенности природных зон Южной Америки.

    Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

Развивающие:

    продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;

    отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;

    развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.

Воспитательные:

    оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;

    воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат.

    Воспитывать у школьников бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:

    учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,

    тетради, таблицы для заполнения,

    мультимедийный проектор,

    рисунки учащихся,

    настенная карта Южной Америки.

Методы и формы : частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.

Изучение нового материала.

(ребята откройте атласы на стр. ПЗ. давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке).

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)

Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории- регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка - капибара, шиншиллы).

Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.

Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительности ь

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - сельва

По обе стороны от экватора, на

Амазонской й

низменности

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Саванны

Оринокская

низменность,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс:

сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,

пальмы, кактус,

мимоза,

молочай,

кебрачо,

кустарники,

бутылочное

дерево.

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический

пояс:

тепло и влажно

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец,

пампасная кошка

Полу-пустын - Патагония

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно "

Бурые,

серо-

бурые

Злаки,

подушкообразные

кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы


Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - селъва

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея

Вырубка лесов, которые дают много кислорода

Саванны

Оринокская

низменноеть,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Красные ферраллитные

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустыни - Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно

Бурые,

серо-

бурые

Вискаша, нутрия, броненосцы

    Ребята зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.

    1. Влажные экваториальные леса.

      Саванны.

      Степи - пампа.

      Полупустыни.

    Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.

    Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

Все хорошо, конечно, было,

Но.... цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,

И подарил земному населению

Адские свои изобретения.

    Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.

    Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.

Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории - заповедники, - национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление.

    Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?

    Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов.

    Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»

    Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.