Актриса зоя федорова погибла от рук близкого человека.

11 декабря 1981 года трагически оборвалась жизнь известной советской актрисы Зои Фёдоровой. Она была застрелена в своей квартире на Кутузовском проспекте. Существует много версий причин гибели актрисы: её причастность к тайнам КГБ, её связь с «бриллиантовой мафией», ограбление. Однако они не имеют подтверждений. Но недавно появилась ещё одна версия, связанная с женщиной, якобы ставшей близкой подругой Фёдоровой в последние годы её жизни.

Зоя Фёдорова: версия убийства

Зоя

Родилась Зоя Фёдорова 21 декабря 1907 года в Петербурге в семье рабочего-металлиста Алексея Фёдорова. После революции её отец, преданный делу большевиков, стал начальником паспортной службы в Кремле, и семья перебралась в Москву. Алексей был из числа бессребреников, он сразу же отказался от роскошной обстановки 6-комнатной квартиры, предоставленной ему по службе, и двух комнат, в которые заселил совершенно посторонних людей.
Зоя ещё со школы бредила театром, но отец не считал это достойным занятием для дочери, поэтому девушка вынуждена была работать в Госстрахе. В 1927 году она на одной из вечеринок познакомилась с англичанином Кириллом Прове. Это знакомство и сыграло роковую роль в судьбе актрисы. Прове арестовали, а следом за ним и Фёдорову, обвинив в связи с иностранным шпионом. Правда, на этот раз ей повезло: её допросили и отпустили.
Вскоре Фёдорова поступила в театральное училище, её стали приглашать сниматься в фильмах, пока в эпизодах. На съёмках одного из фильмов она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, за которого позднее вышла замуж. Актёрская карьера Зои набирала обороты, несмотря на то что она попала в разряд детей врагов народа: в 1938 году её отец был арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы.
Актриса делала всё возможное, чтобы добиться освобождения отца. Ей удалось даже попасть на приём к Лаврентию Берии, который ей очень симпатизировал. Что там происходило в кабинете Берии, неизвестно, но в 1941 году Алексей Фёдоров вышел на свободу, правда инвалидом - ему ампутировали обмороженные пальцы на обеих руках. А через три месяца его не стало. Берия же продолжал домогаться актрисы. Однажды она не выдержала и в приступе гнева оскорбила всесильного наркома. Он догнал её уже на улице и вручил ей букет со словами: «Это на вашу могилу». Однако репрессий не последовало.
В 1945 году Зоя познакомилась с американцем, главой военной миссии Джексоном Тейтом. Вспыхнул бурный роман, в результате которого Фёдорова родила дочь Викторию. Уже тогда ходили слухи, что актриса была агентом МГБ, а эта связь была её заданием. Война закончилась, американцы перешли в разряд врагов, Тейт был выслан из страны, а Фёдорову в 1946 году арестовали и приговорили к 25 годам заключения. В тюрьме она некоторое время сидела в одной камере с Лидией Руслановой, которая и помогла ей выжить. В 1955 году Зоя была реабилитирована. Она воссоединилась с дочерью и снова стала сниматься в кино. Виктория выросла и получила в 1975 году разрешение уехать к отцу в США. А в 1976 и 1978 годах Фёдорова ездила в Америку для встречи с дочерью и Тейтом. В трагическом для неё 1981 году Зоя снова собиралась поехать в Америку, на этот раз навсегда. Её долго не выпускали, а когда разрешение на выезд было получено, актрису нашли мёртвой.

Агентов не прощаю

В тот злополучный декабрьский вечер племяннику Фёдоровой позвонила её близкая подруга с просьбой срочно приехать на квартиру к тёте с ключами. Женщина была обеспокоена тем, что Зоя несколько часов не открывает ей дверь, хотя о встрече подруги договорились заранее. Когда племянник открыл дверь, он увидел жуткую картину. Фёдорова сидела в кресле, лицо её было все в крови, а рука сжимала телефонную трубку. Приехавшая опергруппа констатировала смерть. Орудием убийства был пистолет «Зауэр» калибра 7,65 миллиметра. Актрису убили выстрелом в затылок в тот момент, когда она собиралась поговорить с кем-то по телефону. При этом замки были целы - значит, хозяйка сама впустила убийцу. Скорее всего, он был ей хорошо знаком, так как Зоя не впускала в квартиру никого постороннего, даже соседей и службы ЖКО.
Следствие рассматривало разные, версии, и прежде всего политическую. Есть предположение, что в 1927 году девушку освободили после ареста не просто так, она стала агентом ОГПУ. Ведь неслучайно Берия в 1941 году предложил ей работать на советскую разведку, если в Москву войдут немцы. Кроме того, во время ареста Фёдорову допрашивал сам полковник Лихачёв. Для сравнения: главкома Жукова и замминистра Серова допрашивал просто старший следователь. Это свидетельствует о том, что актриса могла рассказать нечто такое, о чём не всем полагалось знать. На допрос Фёдорову водили 99 раз. Но из всех протоколов сохранилось только 23, в одном из которых имелись показания Фёдоровой о том, что она имела намерение убить Сталина. Куда делись остальные, неизвестно.
Ещё одним подтверждением связи актрисы с МГБ является то, что дело Фёдоровой не было передано в суд, его рассматривало Особое совещание при МВД. Причина в том, что на этом совещании подсудимые не присутствовали и не давали показания. Поэтому Зоя не могла повторить то, о чём говорилось в исчезнувших протоколах.
И наконец, то, что ей ужесточили наказание, заменив лагеря тюрьмой, где можно было контролировать её переписку. Кто-то очень боялся, что её письма к Берии дойдут до адресата. Возможно, её «признания» о преступном замысле против «вождя народов» были сделаны не только под давлением следователя. Скорее всего, здесь можно было проследить связь с кем-то наверху. Может быть, этот кто-то и помог ей выйти на свободу в 1955-м, в обмен на молчание. А уехав в Америку, она могла нарушить уговор. Поэтому её и убили.

Бриллиантовая смерть

Криминальная версия гибели актрисы базировалась на её причастности к «бриллиантовой мафии », состоящей из родственников высокопоставленных чиновников. Эти люди занимались скупкой и перепродажей драгоценностей, антиквариата и ценных произведений искусства. Фёдорова не только была членом этой негласной группировки, но и занимала в ней довольно высокое положение. Иначе как объяснить то, что она смогла приобрести квартиру на Кутузовском проспекте, где жили семьи Брежнева, Андропова и Щёлокова. Похоже, что у неё имелся компромат на многих членов этой мафии. В её записной книжке следователи нашли более 2 000 телефонов и столько же адресов. Возможно, это и стало причиной её смерти. Когда её не хотели выпускать из страны, скорее всего, она решилась на шантаж.
А писатель Юрий Нагибин предположил, что Зоя владела каким-то уникальным бриллиантом, который очень хотела заполучить супруга Щёлокова. Кто знает, может, он и прислал убийцу. Правда, Юлиан Семёнов считает, что версия Нагибина надуманная. Ведь Фёдорова занималась организацией «левых» гастролей. За это её вполне можно было посадить с конфискацией и заполучить камень.
У Вячеслава Панкина, одно время возглавлявшего уголовный розыск СССР, имеется своя версия. Он рассказывает, что Фёдорова во время гастролей скупала драгоценности с бриллиантами и передавала их дочери в США, чтобы обеспечить себе безбедную старость на чужбине.
Незадолго до смерти она отправила Виктории очень ценную картину, надеясь выручить за неё столько денег, что хватит им обеим. Но полотно оказалось подделкой. Её дочь рассказала следствию, что за два дня до гибели актриса во время телефонного разговора сказала: «Меня скоро убьют», - но подробности сообщить отказалась. Возможно, Фёдорова попыталась свести счёты с продавцом, а получилось наоборот.

Ищите женщину

Благодаря бывшему начальнику уголовного розыска 123-го отделения милиции Москвы Борису Кривошеину появилась ещё одна, наиболее правдоподобная версия. Выйдя на пенсию, Кривошеий решил провести собственное расследование гибели актрисы, тем более, будучи при исполнении, он вёл это дело. Проанализировав картину происшествия, он пришёл к выводу, что положение трупа соответствовало больше человеку, снимающему трубку, а не тому, который собирался позвонить сам. Судя по всему, выстрел прозвучал, когда Зоя потянулась к телефону. Кроме того, на Фёдоровой были очки, которые она никогда не носила при посторонних и надевала лишь тогда, когда собиралась читать или писать дома. Значит, тот, кто был рядом, не был чужим.
Борис вспомнил, что во время расследования ему позвонила женщина, не назвавшая своего имени, и просила обратить внимание на знакомую актрисы, которая часто навещала её перед смертью. Об этой знакомой было известно, что её сын уехал в США на ПМЖ и жил там по соседству с дочерью Фёдоровой.
Когда Зоя познакомилась с этой женщиной, у той уже было получено разрешение на выезд в Америку, и даже имелся билет на самолёт. Именно поэтому актриса, которая тоже пыталась уехать к дочери, отнеслась с доверием к новой знакомой.
Кривошеий уверен, что Фёдорову убила женщина. Убийца стрелял с расстояния около 20 сантиметров. Выхлоп из пистолета должен был взъерошить волосы на затылке, но покойная была аккуратно причесана. Вряд ли мужчина стал бы приводить причёску своей жертвы в порядок. А женщина вроде как пожалела покойницу, пригладила ей волосы. Ещё следует учитывать то, что дверь в комнату, где произошло убийство, открывалась вовнутрь и должна была отгородить Зою от убийцы. С её тюремным опытом и осторожностью она бы обязательно отреагировала. Она не принимала дома незнакомых людей. Значит, убийце она доверяла.
Проведя логическую цепочку, Кривошеий решил, что, скорее всего, Фёдорова хотела передать кольцо с бриллиантом своей дочери через «подругу», которая улетала в США к сыну. С этой целью она и пригласила её к себе домой. Одновременно с этим визитом должна была позвонить Вика и записать номер рейса, чтобы встретить и забрать посылку. Таким образом, актриса подстраховывалась, ведь телефонный разговор - какое-никакое, а доказательство того, что драгоценность передана.
Убийца очень надеялась, что она успеет уйти, прежде чем позвонит Виктория, так как потом никто не сможет доказать, что она получила кольцо. Ну а если что-то пойдёт не так, она захватила с собой «Зауэр» 1939 года, оставшийся у неё с военной поры. Скорее всего, она не собиралась убивать актрису, но звонок все же прозвенел. Когда Зоя потянулась к трубке, «подруга» зашла за её спину и выстрелила.
В тот день, когда эту женщину допрашивали, Кривошеий был в отпуске, поэтому смог ознакомиться только с протоколом допроса, оказавшимся пустым и неинформативным. Допрашиваемая на все вопросы отвечала, что ничего не знает и не видела. Оказалось, что она какое-то время работала на «Мосфильме», а у следователя там работали родственники. Поэтому их беседа приобрела дружеский оттенок, а по делу не было зафиксировано ничего. Кривошеий, вернувшись из отпуска, решил вызвать её на допрос ещё раз, но она вначале сменила адрес, а потом и вовсе уехала в США к сыну.
Убийца успела забрать не только кольцо, но и все драгоценности, которые были в квартире Фёдоровой, а их было немало, учитывая её страсть к камушкам. Кстати, этой страстью она заразилась у Лидии Руслановой. А если к этому добавить пустые рамы от картин (говорили, что у Фёдоровой была хорошая коллекция картин), то «подруга» обеспечила не только свою старость, но и будущее своих детей и внуков.
Тем не менее Борис Кривошеий проявил благородство: «Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у неё остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки».
Была ещё одна версия, принадлежащая сценаристу Эдуарду Володарскому. Он предположил, что Фёдорову мог убить американец Ричард Пойнт, муж её дочери. Он работал лётчиком и постоянно совершал полёты Москва - Нью-Йорк. А после смерти тёщи он вдруг сменил работу, организовав крупный бизнес. Кстати, Виктория такого хода событий не отрицала: «Вполне возможно - он такая гадина».
Следствие по делу шло несколько лет, но из них только первые два года добросовестно, да и то из-за известности жертвы. Были опрошены более 4 000 свидетелей. Скорее всего, в органах знали, кто убийца. Иначе как объяснить слова благодарности Виктории сыщикам «за найденную справедливость». Но по какой-то причине убийца не только не понёс наказания, но и имя его не было обнародовано. А преступление осталось не раскрытым.

Пугачёва расписалась на руке организатора банды, чтобы он подписал протоколы допросов

Тамара ШИПИЦИНА всю жизнь проработала следователем. Ей пришлось заниматься серийным убийцей - «московским Чикатило», организаторами левых концертов, нашумевшим убийством актрисы Зои ФЕДОРОВОЙ. На пенсии Тамара Васильевна продолжила работать адвокатом, встав на другую сторону закона.

В 24 года я перевелась из Казахстана в Москву, где 33 года проработала в следственных органах, - вспоминает Тамара Шипицина. - Мне довелось заниматься и гибелью Зои Федоровой. Поскольку квартира актрисы находилась по соседству с местом моей работы, моя следственная группа оказалась первой на месте преступления. Юлиан Семенов написал: «Она сидела в кресле, из трофейного пистолета выстрелили». На самом деле она лежала на полу в прихожей, все там было в крови, в кресло в комнате ее усадили позднее. Убили Федорову гвоздодером, а пистолет лежал нетронутым в другом месте.
Только мы приступили к осмотру тела, вбежал Василий Лановой в офицерской форме. Примчался со съемок фильма «Огарева, 6». Заскочил и начал в квартире убитой руками мебель трогать. Я Ланового схватила за китель и отчитала: «Вы что творите?! Вы ее убили? Нет? Тогда зачем трогаете? Выйдите немедленно!» Мы потом за Лановым на похоронах наблюдали: он и там себя странно вел...
Дело Зои Федоровой так и осталось нераскрытым. По одной версии, ее могли убить из-за контрабанды бриллиантов. По другой - актриса согласилась играть в биографическом фильме английского актера и режиссера Лоуренса Оливье, в котором была бы рассказана история ее трагической любви к американскому дипломату Джексону Тейту, что не могло понравиться «компетентным органам». За «шпионаж» актриса отсидела с 1946 по 1955 год. Совсем другой версии придерживалась Шипицина:
- Изучив ее письма, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и «повисло».

Громыко сделал квартиру

Тамара Шипицина, как и большинство советских людей, жила скромно: с детьми снимала комнату в коммуналке. Получить свое жилье помог министр иностранных дел Андрей Громыко.
- Я приехала на обычное ограбление. Женщина открыла дверь, так как звонивший представился почтальоном и назвал имя родственника. Он затащил ее в комнату, избил, а чтобы не было слышно криков, заткнул ей рот углом одеяла. Потерпевшая оказалась крепким орешком - у нее рот порван, а она рассказывает мне, как не признавалась, куда спрятала снятые со сберкнижки деньги. Потом хозяйка принесла семейные альбомы и, показывая фотографии, стала рассказывать: это Ванечка, а это Андрей - беспризорник, которого они с мужем вырастили. И вот во время осмотра места преступления приезжают ее Ванечка и Андрюша. Сели скромно в сторонке и молчат. Я, уставшая и мечтающая о доме, говорю оперативнику: «Опроси родных». Коллега начинает заполнять бумаги, вдруг встает и тихо говорит: «Я пошел» - и показывает мне глазами на титульный лист. В графе «Фамилия, имя, отчество» я прочитала Громыко Андрей Андреевич и ниже: «Место работы» - министр иностранных дел. Я опешила: «Чтобы вас допросить, мне нужно спецразрешение». Все, что связано с ЦК КПСС и Политбюро, сразу уходило в КГБ. Андрей Андреевич со словами «Я дам вам разрешение» своей рукой написал об этом в деле. Я растерялась: «Не знаю, что и спрашивать. Ваше окружение? Вы же сейчас все Политбюро назовете!»

Как потом оказалось, племянница потерпевшей встречалась с парнем спортивного телосложения, он и совершил налет.
Допрос закончился в два часа ночи. Громыко предложил меня подвезти. Я говорю: «Мне материалы надо в управление сдать». Но Андрей Андреевич твердо решил меня подбросить до работы, а потом до дома. Когда министр узнал, что живу на съемной квартире, он решил зайти. Картина советская: дети спят на полу, рядом живет пьяница. Андрей Андреевич спросил, какая у меня зарплата и стою ли я в очереди на квартиру. Мой номер на получение жилплощади был тысячный. Но буквально через пару недель мне дали квартиру. Громыко все решил.
У нас в управлении этот протокол допроса стал реликвией.

Пугачева расписалась

Тамара Васильевна вела дело и о левых концертах. Но вспоминает о нем в связи с другим преступлением.
- У меня был обвиняемый, администратор известного на всю Москву ресторана «Арбат». Он организовывал ограбления богатых клиентов с помощью проституток. Как в фильме «Криминальный талант», где главную роль сыграла Александра Захарова. Девочки добавляли в спиртное клофелин, клиент отрубался, и его «раздевали». Один парень с Камчатки оказался крепким, очухался, когда его притащили на стройку. Шайка ничего не боялась: вызвали ментов - парня задержали, а настоящих преступников отпустили. Но я раскрутила дело, и администратора «Арбата» посадили.
Так вот, дело я уже заканчивала, а мой обвиняемый не подписывал протоколы. Следовательно, были нужны понятые. А как раз в это время я должна была допрашивать о левых выступлениях по делу «Москонцерта» Аллу Пугачеву и Михаила Боярского. Они сидели в комнате для проведения очной ставки. И тогда я пригласила Пугачеву и Боярского в качестве понятых. Артисты не выпендривались, понимали, что отвечать за «левак» будут не они, а стрелочники - организаторы. Долго не подписывавший бумаги администратор при виде знаменитых артистов выпалил: «Я все подпишу! Только пусть Алла Борисовна и Михаил Сергеевич оставят мне автограф на руке». Пугачева ему что-то на руке изобразила, и он, подписав бумаги, уехал в тюрьму.
По делу «Москонцерта» тогда посадили администраторов кинотеатров, а исполнителей - нет. Билеты продавались как в кино на последний сеанс, но по завышенным ценам. С улицы люди туда, конечно, не попадали. Ясно, что налоги не платили ни администраторы, ни артисты. Правда, на концертах, надо отдать им должное, исполнители выкладывались. Лев Дуров, Олег Янковский, Семен Альтов иногда работали до двух часов ночи.
А по «Мосгосцирку», считай, по любому поводу дела заводили. Привезли что-то из-за границы - спекуляция.

Добилась расстрела маньяка

Как одно из самых тяжелых Тамара Васильевна вспоминает дело «московского Чикатило».
- Маньяк действовал профессионально, поскольку был медиком: жертве перекрывал сонную артерию. Погорел душегуб на 101-й женщине - не додушил. Потерпевшая работала в столовой на раздаче, спустя какое-то время снова его увидела и узнала. Дела о серийных преступлениях объединили и отдали мне. Тяжело пришлось: циничная мразь, но грамотная. Помню, как мы расшифровали его записную книжку: он дату и время ставил, а место сокращал. Подняли все висяки. Убийца рассказывал с таким цинизмом и злорадством, что я порой прерывала допросы. Хоть экспертиза Института им. Сербского признала его невменяемым, я добилась, чтобы в Санкт-Петербурге провели повторную. Понимала, что иначе эта нелюдь избежит справедливого наказания. В итоге убийца не ушел от расплаты. Считаю, к таким преступникам нужно применять смертную казнь.

Взяток не брала

Как говорит Шипицина, в СССР в органах тоже имелась коррупция. Однажды ей пришлось испытать это на себе.
- Ко мне в руки попало дело сына директрисы универмага «Москва». Парень заставлял детей из неблагополучных семей промышлять воровством. Доказательная база собрана, нужно в суд передавать, как вдруг мой шеф приходит ко мне и пишет на деле: «Уголовное дело подлежит прекращению по статье... Закрыть». А статью не пишет, дату не ставит, номер дела тоже отсутствует. Я говорю: «А по какой статье?» А у нас была статья № 6 УК РСФСР «За изменением обстановки». Лазейка, чтобы уйти от наказания по закону. Она применялась, если подсудимый попадал в армию или больницу. Я беру написанную начальником бумажку и в лифчик прячу. На следующий день ко мне прибегает директриса универмага «Москва»: «Я же и на вашу долю дала!» Я говорю: «Вы напишите бумагу, что дали и кому». Она возьми и напиши.
Начальник мне отомстил: буквально на следующий день моего сына Олега забрали в армию и собирались отправить служить в Афганистан, в роту разведки. Шеф хорошо знал военкома: пил вместе с ним. К счастью, я Олега сумела перевести в другую часть: через неделю в роте осталось в живых всего пятеро.
Тогда поняла: бороться с ветряной мельницей бесполезно. Правда, я осталась работать, а начальник ушел на повышение - в райком партии, а затем и в правительство. Когда его оттуда выгнали по какой-то причине и он вернулся в систему МВД, то стал адвокатом и в конце концов спился. Сейчас я тоже столкнулась с людьми в правоохранительных органах, которые должны сидеть. И в советское время была коррупция, но не в том объеме, как сейчас.

Из первых уст
- Я очень любил Зою Федорову как киноактрису, - поделился Василий Лановой. - Ее гибель стала трагедией для нашего кинематографа. Узнав о ее смерти, я был потрясен, а так как снимался в сериале «Огарева, 6», где играл сотрудника органов, то прибежал в ее квартиру в офицерской форме.

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Автор - ЕЖИЧКА . Это цитата этого сообщения

ღ Выстрел в затылок: Кто убил актрису Зою Федорову ღ

Почему популярную советскую актрису Зою Федорову считали шпионкой? Была ли она любовницей Берии? И кто же все-таки убил пожилую артистку, сделав тот роковой выстрел?

Ее яркая жизнь и загадочная смерть – это детективная история, всколыхнувшая всю страну. Следствие по делу знаменитой актрисы Зои Федоровой через два года сошло на нет. Хотя были опрошены тысячи свидетелей, подозреваемый официально назван так и не был.
">
Дочь адмирала

1979 год, Коннектикут, США. В доме Виктории Федоровой раздается звонок. Сотрудников известного американского издательства впечатлила статья в "Нью-Йорк Таймс". Там описывалась драматическая история любви родителей Виктории – капитана ВМС США и советской актрисы. Публика просит подробностей, поэтому издательство и предлагает Виктории написать книгу. В тот же вечер она приступает к работе, а вскоре ее мать убивают.

"Виктория, естественно, всячески хотела доказать, что мама непорочна, что она не писала никаких сообщений. Но ведь она наверняка их писала, она была любовницей Берии, и тут никуда не денешься", - говорит режиссер Виталий Павлов.

Павлов снял популярный сериал о судьбе Зои Федоровой. Он несколько лет собирал факты и воспоминания о ней. Режиссеру даже удалось поговорить с человеком, который читал дело Берии – второго человека в стране после Сталина.

"Там прямым текстом написано, что известная актриса З.Ф. была любовницей Берии, то есть кто-то это видел и знал", - отмечает Виталий Павлов.

Личное дело Зои Федоровой до сих пор недоступно. Оно закрыто по настоянию родственников. Книга ее дочери Виктории – единственный документ о матери. И, возможно, кто-то решил, что это только начало разоблачения. Александр Стефанович – один из немногих, кто был вхож в дом Зои Федоровой. Она жила очень замкнуто. После публикации автобиографической книги дочери, актрису впервые выпустили из Советского Союза.

"Она поехала в Америку и рассказала мне такую историю: Представляешь, я сижу в самолете, он снижается в аэропорту Кеннеди. И вдруг я вижу, что внизу стоит толпа репортеров, человек триста, и все направили камеры на наш самолет. Я подумала, что лечу с какой-нибудь знаменитостью, но никого известного не увидела. Сидела я в хвосте, когда все уже вышли, я тоже покинула самолет, и все эти камеры повернулись ко мне, стали щелкать", – вспоминает режиссер и друг семьи Федоровой Александр Стефанович.

23 февраля 1945 года. Москва, СССР. Зоя Федорова торопливо собирается. Любимое бархатное платье изрядно поношено – она часто в нем выступает на фронте. Но это самое нарядное, что у нее есть. Сегодня, по случаю празднования Дня Советской Армии, наркомат внутренних дел СССР устраивает прием. Попасть в этот дворец на Спиридоновке – словно съездить за границу. Такой чести удостаиваются немногие. А главное - там можно будет сытно поесть. Федорова и не подозревает, что этот вечер изменит ее жизнь.

"Она была приглашена как звезда к высшему руководству страны. Чтоб вы знали, в пригласительном билете, во время войны, а для нас это время ассоциируется с ужасом и бедностью, было написано: "дамам бриллианты обязательно". Зоя Алексеевна пошла туда и там познакомилась с военным атташе США Джексоном Тейтом. Обменялись телефонами, ведь она, как светская женщина, раздавала телефон направо и налево. Уже на следующий день Тейт ей позвонил, у них начался роман", - говорит Александр Стефанович.

Федорову и капитана Тейта часто видят вместе в ресторанах и на прогулках по Москве. Общаются они на ломаном русском и английском с помощью словарей. Ни на кого не обращают внимание. А разговоры вокруг них не смолкают. Одни говорят, что она – засланная шпионка, другие – что он.

Историк Борис Соколов известен своими сенсационными расследованиями. Он открывает немало тайн советского периода. По некоторым данным, Федорова была завербована НКВД. "Нельзя исключить, что НКВД пытался получить от нее какие-то сведения о Тейте или как-нибудь его компрометировать. Но раз она собиралась за него замуж, то какой был смысл ей работать против него", - отмечает Соколов.

Зоя мечтает не только выйти замуж, она ждет от американца ребенка. Еще несколько месяцев назад она даже не заговорила бы с иностранцем, ведь отец Федоровой в 1938 году попал в тюрьму только за то, что показал дорогу немецкому музыканту, который заблудился в Москве. "Она уже видела себя американкой. В тот момент, а было это до Холодной войны, когда мы дружили с Америкой, это было совершенно нормально, и она думала, что любовь с американцем не будет иметь каких-то последствий. И поэтому, когда Берия пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце, она с удовольствием приняла приглашение", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.

Месть главы НКВД

1979 год, США. Виктория уже час сидит над пустым листом. Как объяснить американцам, почему ее мать, влюбленная и беременная, соглашается на сомнительное приглашение Берии. Вдруг приходит сравнение: между ними была страшная игра, едва ли не каждый месяц Лаврентий Павлович звонил Зое. От его звонков ее бросало в дрожь.

"Отец ее тогда сидел, и она думала, как вытащить его из тюрьмы. Было сказано, что она идет на семейный вечер, где и жена будет, и семья. Однако, все обстояло совсем не так", - отмечает Стефанович.

Едва она входит в дом, как понимает: никого нет. Ее встречает только ординарец и сухо докладывает, что Берия задерживается на службе, а его супруга внезапно заболела. В ожидании влиятельного поклонника, Федорова просидит три часа.

"Вошел Берия, извинился за опоздание, они выпили вина, и он начал к ней приставать. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед. Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: "Это не букет, это венок", - говорит Александр Стефанович.

Вскоре ее арестуют, а капитан Тейт будет срочно выслан из Москвы. Вся Москва знала о любвеобильности главы НКВД. Берия получал любую красавицу, стоило только захотеть. Отказать не могли ни жены членов Политбюро, ни известные балерины и артистки. В особняке Берии побывала и актриса Татьяна Окуневская. Спустя годы, она открыто расскажет в интервью, что пришлось стать его любовницей, за что она потом поплатилась свободой. Ее осудили на 10 лет в конце сороковых, когда во власти началась борьба за место сталинского преемника. Федорову отправят в колонию раньше.

"Она была очень известной артисткой, с очень интересной судьбой, о которой я не знала, когда она была жива. Я только потом узнала из литературы, что у нее был роман с американским офицером, а при жизни Федоровой об этом непринято было говорить, даже Вика не рассказывала ничего", - рассказывает народная артистка РСФСР Лариса Лужина.

Коллеги по актерскому цеху даже не подозревали, через что ей пришлось пройти. Зою Федорову забирают накануне Нового года, в декабре 1946. Приговаривают актрису к 25 годам за шпионаж и отправляют в тюрьму для особо опасных преступников – Владимирский централ. Там над ней издеваются как над врагом народа, обливают кипятком, бьют, не дают спать. Федорова не выдерживает и пишет письмо бывшему поклоннику, Берии. В нем она просит прощения за свой несдержанный характер, однако ответа не последует.

"Она стала очень закрытым человеком, когда вернулась. Была очень компанейской, но в душу ей никто влезть не мог. Говорят, она в карты играла, в преферанс на деньги. Все-таки она провела в тюрьме немало времени, это же не санаторий, и, конечно, привычки оттуда вынесла, но в жизни они не проявлялись никак", - вспоминает режиссер Виталий Павлов.

На свободу Федорова выходит через 9 лет, в 1955, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям. Первым делом, Федорова ищет свою семью. Все эти годы ее дочь жила с сестрой Зои в Казахстане, даже не подозревая, кто ее настоящая мать.

"Она очень любила свою маму, но о ее судьбе особо никому не говорила. Время такое было, что нельзя было говорить. Вика никогда не плакалась, что мама сидела, у нее был очень сильный характер. О собственном детстве писать очень тяжело. Да, тетя выдавала себя за ее мать, чтобы уберечь от клейма дочери врага народа. Но она все равно чувствовала себя изгоем. В графе "отец" у Виктории стоял прочерк. Даже спустя годы, когда она тоже станет актрисой, и весьма успешной, она все равно будет ощущать незащищенность", - рассказывает Лариса Лужина.

"Вика после того, что ей пришлось пережить, была волчонком. Однажды на съемочной площадке она начала кричать на съемочную группу. Я отвел ее в сторонку, говорю: "Не надо кричать на людей", а она сказала: "Ты даже не догадываешься, как я провела свое детство, меня мои сверстники бросили в выгребную яму и хотели там утопить. А я выплыла из этого дерьма", - говорит Александр Стефанович.

Кровавые бриллианты

Февраль 1955 года, Москва. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. Ее почти взрослая дочь. Федорова сама еще не устроилась в Москве. Квартиру при аресте конфисковали, жить негде. Но это ничего, успокаивает она себя. Пока их приютит Лидия Русланова. Они вместе прошли через Владимирский централ и очень сблизились. А там она начнет работать, на все что угодно пойдет ради дочери.

"Зоя надела свою самую лучшую шубу, вернее, даже взяла ее у кого-то, чтобы хорошо выглядеть перед дочкой, которую она никогда не видела. А дочка ехала с тетей, и та только в последний момент сказала, что "вот ты меня называешь мамой 12 лет, но я не мама, а маму ты сейчас увидишь". И когда Вика вышла на вокзал, то увидела прекрасную женщину в шубе", - рассказывает Стефанович.

Чего ей стоило достать эту шубу, она никогда не рассказывала. Возможно, именно тогда Федорова начинает поддерживать связи с уголовным миром. Такую версию в качестве одной из основных отрабатывали оперативники после убийства актрисы. Работы в кино для нее теперь мало. Вместо главных ролей - только эпизоды. Когда Зоя Федорова выходит из тюрьмы, ей чуть за сорок, но она так изменилась, что ей дают только роли старух.

Для дежурного по городу Сергея Бутенина день выдался на редкость тяжелым. С утра уже шесть трупов, а прошло только полсмены. Он только вернулся в отдел, как снова раздался звонок. На другом конце провода – начальник. Срочный выезд на Кутузовский. Убита артистка Зоя Федорова.

"На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в замасленном старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый. Потому что она никогда не позволяла себе появляться в таком виде перед кем-то незнакомым", - считает старший инспектор по особо важным делам МУРа (1979-82 годы) Сергей Бутенин.

Бутенин хорошо помнит детали того резонансного дела. Знаменитая актриса убита средь бела дня выстрелом в затылок, в своей квартире. К тому же накануне дня рождения генсека. Это скандал.

"Насколько я знаю, у нее дочь была за границей, и она туда ездила. В ее квартире был подготовлен чемодан с драгоценностями, которые она собиралась передать за границу. К тому же она была известным человеком, наверняка люди из окружения Брежнева стимулировали следственную группу", - говорит писатель Сергей Кредов.

Следователи месяцами почти не бывают дома, отрабатывая одну версию за другой. Вскоре остаются только две: уголовная и политическая.

"После того, как Виктория уехала в Штаты, она вместе с Зоей Федоровой писала книгу "Дочь адмирала флота". И Зоя Алексеевна кому-то рассказывала, что готовится вторая часть этой книги. Естественно, никто не читал, что там будет. Потом – затяжка с выездом и получением визы, прошло около 2,5 месяцев. Так что родилось подозрение, что кто-то не хотел, чтобы эта книга увидела свет", - отмечает Сергей Бутенин.

Вот только чего боялись убийцы Федоровой? Она снова поплатилась за желание уехать в Америку, или слишком много знала? По Москве до сих пор бродят слухи, что актриса была связана с бриллиантовой мафией. Оперативники быстро выяснили, что она действительно занималась контрабандой, вывезла и перепродала в США мелкие драгоценные камни. Все деньги отдала дочери. Возможно, узнав, что Федорова собирается уехать в Америку, убийцы решили, что она снова подготовила приличную партию.

"На мой взгляд, это убийство с целью ограбления. Это связано с тем, что она коллекционировала бриллианты, у нее были драгоценности дома. То есть это были люди, которые или сами поставляли ей драгоценности, или знали, что они у нее есть", - заявляет Бутенин.

Среди клиенток Федоровой, которые покупали у нее бриллианты, назывались и первые дамы страны. Дочь Брежнева Галина и жена начальника МВД Светлана Щелокова. Возможно, поэтому, когда следователи докопались до этой информации, дело забрали в КГБ.

"Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. А вторая версия – что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги. То ли это был проход через пограничную службу, то ли то, что сейчас называется "крышевание", - рассказывает Сергей Бутенин.

Биограф Щелокова, Сергей Кредов, считает, что главный милиционер страны не мог быть замешан в этой истории. Не его уровень – расправляться со старыми артистками.

"Это преступление, на которое были брошены большие силы, просто не смогли раскрыть. Оно попало в процент резонансных преступлений", - думает Кредов.

Однако то, как жестоко и безупречно была убита Зоя Федорова, до сих пор наводит исследователей и оперативников на мысль, что работал профессионал. Или профессионалы. Режиссер Виталий Павлов был удивлен, когда из его фильма вырезали даже намек на эту версию.

"Вот следователь Павлюченко, который рассказывал о возможных делах Щелокова, эти кадры убрал. Он говорит, что у Щелокова была группа, которая выполняла всякие щекотливые поручения. Я думаю, что убивать за бриллианты, которые неизвестно, были у нее или нет, это странная вещь, очень не похоже на правду. Тем более, убивать так, что нет никаких следов. Один из героев в моем фильме говорит, ее убили за то, что у нее было в голове", - говорит режиссер.

1979 год, США. Виктория дописывает последнюю главу. Она не подозревает, что, возможно, рассказала слишком много, и это будет стоить жизни ее матери. Она лишь хотела поведать миру правду о своих родителях. Когда-то, встречая парад Победы, они решили, что если у них родится мальчик, назовут его Виктором, если девочка – Викторией. Советская актриса Зоя Федорова и адмирал ВМС США Джейсон Тейт встретились. Через 30 лет после разлуки. И это была их личная победа.

Почему популярную советскую актрису Зою Федорову считали шпионкой? Была ли она любовницей Берии? И кто же все-таки убил пожилую артистку, сделав тот роковой выстрел? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Ее яркая жизнь и загадочная смерть – это детективная история, всколыхнувшая всю страну. Следствие по делу знаменитой актрисы Зои Федоровой через два года сошло на нет. Хотя были опрошены тысячи свидетелей, подозреваемый официально назван так и не был.

Дочь адмирала

1979 год, Коннектикут, США. В доме Виктории Федоровой раздается звонок. Сотрудников известного американского издательства впечатлила статья в "Нью-Йорк Таймс". Там описывалась драматическая история любви родителей Виктории – капитана ВМС США и советской актрисы. Публика просит подробностей, поэтому издательство и предлагает Виктории написать книгу. В тот же вечер она приступает к работе, а вскоре ее мать убивают.

"Виктория, естественно, всячески хотела доказать, что мама непорочна, что она не писала никаких сообщений. Но ведь она наверняка их писала, она была любовницей Берии, и тут никуда не денешься", - говорит режиссер Виталий Павлов.

Павлов снял популярный сериал о судьбе Зои Федоровой. Он несколько лет собирал факты и воспоминания о ней. Режиссеру даже удалось поговорить с человеком, который читал дело Берии – второго человека в стране после Сталина.

"Там прямым текстом написано, что известная актриса З.Ф. была любовницей Берии, то есть кто-то это видел и знал", - отмечает Виталий Павлов.

Личное дело Зои Федоровой до сих пор недоступно. Оно закрыто по настоянию родственников. Книга ее дочери Виктории – единственный документ о матери. И, возможно, кто-то решил, что это только начало разоблачения.
Александр Стефанович – один из немногих, кто был вхож в дом Зои Федоровой. Она жила очень замкнуто. После публикации автобиографической книги дочери, актрису впервые выпустили из Советского Союза.

Виктория Федорова на вечере памяти своей матери Фото: ИТАР-ТАСС

"Она поехала в Америку и рассказала мне такую историю: Представляешь, я сижу в самолете, он снижается в аэропорту Кеннеди. И вдруг я вижу, что внизу стоит толпа репортеров, человек триста, и все направили камеры на наш самолет. Я подумала, что лечу с какой-нибудь знаменитостью, но никого известного не увидела. Сидела я в хвосте, когда все уже вышли, я тоже покинула самолет, и все эти камеры повернулись ко мне, стали щелкать", – вспоминает режиссер и друг семьи Федоровой Александр Стефанович.

23 февраля 1945 года. Москва, СССР. Зоя Федорова торопливо собирается. Любимое бархатное платье изрядно поношено – она часто в нем выступает на фронте. Но это самое нарядное, что у нее есть. Сегодня, по случаю празднования Дня Советской Армии, наркомат внутренних дел СССР устраивает прием. Попасть в этот дворец на Спиридоновке – словно съездить за границу. Такой чести удостаиваются немногие. А главное - там можно будет сытно поесть. Федорова и не подозревает, что этот вечер изменит ее жизнь.

"Она была приглашена как звезда к высшему руководству страны. Чтоб вы знали, в пригласительном билете, во время войны, а для нас это время ассоциируется с ужасом и бедностью, было написано: "дамам бриллианты обязательно". Зоя Алексеевна пошла туда и там познакомилась с военным атташе США Джексоном Тейтом. Обменялись телефонами, ведь она, как светская женщина, раздавала телефон направо и налево. Уже на следующий день Тейт ей позвонил, у них начался роман", - говорит Александр Стефанович.

Федорову и капитана Тейта часто видят вместе в ресторанах и на прогулках по Москве. Общаются они на ломаном русском и английском с помощью словарей. Ни на кого не обращают внимание. А разговоры вокруг них не смолкают. Одни говорят, что она – засланная шпионка, другие – что он.

Зоя Федорова

Историк Борис Соколов известен своими сенсационными расследованиями. Он открывает немало тайн советского периода. По некоторым данным, Федорова была завербована НКВД. "Нельзя исключить, что НКВД пытался получить от нее какие-то сведения о Тейте или как-нибудь его компрометировать. Но раз она собиралась за него замуж, то какой был смысл ей работать против него", - отмечает Соколов.

Зоя мечтает не только выйти замуж, она ждет от американца ребенка. Еще несколько месяцев назад она даже не заговорила бы с иностранцем, ведь отец Федоровой в 1938 году попал в тюрьму только за то, что показал дорогу немецкому музыканту, который заблудился в Москве. "Она уже видела себя американкой. В тот момент, а было это до Холодной войны, когда мы дружили с Америкой, это было совершенно нормально, и она думала, что любовь с американцем не будет иметь каких-то последствий. И поэтому, когда Берия пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце, она с удовольствием приняла приглашение", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.

Месть главы НКВД

1979 год, США. Виктория уже час сидит над пустым листом. Как объяснить американцам, почему ее мать, влюбленная и беременная, соглашается на сомнительное приглашение Берии. Вдруг приходит сравнение: между ними была страшная игра, едва ли не каждый месяц Лаврентий Павлович звонил Зое. От его звонков ее бросало в дрожь.

"Отец ее тогда сидел, и она думала, как вытащить его из тюрьмы. Было сказано, что она идет на семейный вечер, где и жена будет, и семья. Однако, все обстояло совсем не так", - отмечает Стефанович.

Едва она входит в дом, как понимает: никого нет. Ее встречает только ординарец и сухо докладывает, что Берия задерживается на службе, а его супруга внезапно заболела. В ожидании влиятельного поклонника, Федорова просидит три часа.

"Вошел Берия, извинился за опоздание, они выпили вина, и он начал к ней приставать. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед. Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: "Это не букет, это венок", - говорит Александр Стефанович.

Вскоре ее арестуют, а капитан Тейт будет срочно выслан из Москвы. Вся Москва знала о любвеобильности главы НКВД. Берия получал любую красавицу, стоило только захотеть. Отказать не могли ни жены членов Политбюро, ни известные балерины и артистки. В особняке Берии побывала и актриса Татьяна Окуневская. Спустя годы, она открыто расскажет в интервью, что пришлось стать его любовницей, за что она потом поплатилась свободой. Ее осудили на 10 лет в конце сороковых, когда во власти началась борьба за место сталинского преемника. Федорову отправят в колонию раньше.

Лаврентий Берия. Фото: ИТАР-ТАСС

"Она была очень известной артисткой, с очень интересной судьбой, о которой я не знала, когда она была жива. Я только потом узнала из литературы, что у нее был роман с американским офицером, а при жизни Федоровой об этом непринято было говорить, даже Вика не рассказывала ничего", - рассказывает народная артистка РСФСР Лариса Лужина.

Коллеги по актерскому цеху даже не подозревали, через что ей пришлось пройти. Зою Федорову забирают накануне Нового года, в декабре 1946. Приговаривают актрису к 25 годам за шпионаж и отправляют в тюрьму для особо опасных преступников – Владимирский централ. Там над ней издеваются как над врагом народа, обливают кипятком, бьют, не дают спать. Федорова не выдерживает и пишет письмо бывшему поклоннику, Берии. В нем она просит прощения за свой несдержанный характер, однако ответа не последует.

"Она стала очень закрытым человеком, когда вернулась. Была очень компанейской, но в душу ей никто влезть не мог. Говорят, она в карты играла, в преферанс на деньги. Все-таки она провела в тюрьме немало времени, это же не санаторий, и, конечно, привычки оттуда вынесла, но в жизни они не проявлялись никак", - вспоминает режиссер Виталий Павлов.

На свободу Федорова выходит через 9 лет, в 1955, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям. Первым делом, Федорова ищет свою семью. Все эти годы ее дочь жила с сестрой Зои в Казахстане, даже не подозревая, кто ее настоящая мать.

Виктория Федорова. Фото: ИТАР-ТАСС

"Она очень любила свою маму, но о ее судьбе особо никому не говорила. Время такое было, что нельзя было говорить. Вика никогда не плакалась, что мама сидела, у нее был очень сильный характер. О собственном детстве писать очень тяжело. Да, тетя выдавала себя за ее мать, чтобы уберечь от клейма дочери врага народа. Но она все равно чувствовала себя изгоем. В графе "отец" у Виктории стоял прочерк. Даже спустя годы, когда она тоже станет актрисой, и весьма успешной, она все равно будет ощущать незащищенность", - рассказывает Лариса Лужина.

"Вика после того, что ей пришлось пережить, была волчонком. Однажды на съемочной площадке она начала кричать на съемочную группу. Я отвел ее в сторонку, говорю: "Не надо кричать на людей", а она сказала: "Ты даже не догадываешься, как я провела свое детство, меня мои сверстники бросили в выгребную яму и хотели там утопить. А я выплыла из этого дерьма", - говорит Александр Стефанович.

Кровавые бриллианты

Февраль 1955 года, Москва. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. Ее почти взрослая дочь. Федорова сама еще не устроилась в Москве. Квартиру при аресте конфисковали, жить негде. Но это ничего, успокаивает она себя. Пока их приютит Лидия Русланова. Они вместе прошли через Владимирский централ и очень сблизились. А там она начнет работать, на все что угодно пойдет ради дочери.

"Зоя надела свою самую лучшую шубу, вернее, даже взяла ее у кого-то, чтобы хорошо выглядеть перед дочкой, которую она никогда не видела. А дочка ехала с тетей, и та только в последний момент сказала, что "вот ты меня называешь мамой 12 лет, но я не мама, а маму ты сейчас увидишь". И когда Вика вышла на вокзал, то увидела прекрасную женщину в шубе", - рассказывает Стефанович.

Чего ей стоило достать эту шубу, она никогда не рассказывала. Возможно, именно тогда Федорова начинает поддерживать связи с уголовным миром. Такую версию в качестве одной из основных отрабатывали оперативники после убийства актрисы. Работы в кино для нее теперь мало. Вместо главных ролей - только эпизоды. Когда Зоя Федорова выходит из тюрьмы, ей чуть за сорок, но она так изменилась, что ей дают только роли старух.

Для дежурного по городу Сергея Бутенина день выдался на редкость тяжелым. С утра уже шесть трупов, а прошло только полсмены. Он только вернулся в отдел, как снова раздался звонок. На другом конце провода – начальник. Срочный выезд на Кутузовский. Убита артистка Зоя Федорова.

"На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в замасленном старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый. Потому что она никогда не позволяла себе появляться в таком виде перед кем-то незнакомым", - считает старший инспектор по особо важным делам МУРа (1979-82 годы) Сергей Бутенин.

Джексон Тейт и Зоя Федорова

Бутенин хорошо помнит детали того резонансного дела. Знаменитая актриса убита средь бела дня выстрелом в затылок, в своей квартире. К тому же накануне дня рождения генсека. Это скандал.

"Насколько я знаю, у нее дочь была за границей, и она туда ездила. В ее квартире был подготовлен чемодан с драгоценностями, которые она собиралась передать за границу. К тому же она была известным человеком, наверняка люди из окружения Брежнева стимулировали следственную группу", - говорит писатель Сергей Кредов.

Следователи месяцами почти не бывают дома, отрабатывая одну версию за другой. Вскоре остаются только две: уголовная и политическая.

"После того, как Виктория уехала в Штаты, она вместе с Зоей Федоровой писала книгу "Дочь адмирала флота". И Зоя Алексеевна кому-то рассказывала, что готовится вторая часть этой книги. Естественно, никто не читал, что там будет. Потом – затяжка с выездом и получением визы, прошло около 2,5 месяцев. Так что родилось подозрение, что кто-то не хотел, чтобы эта книга увидела свет", - отмечает Сергей Бутенин.

Вот только чего боялись убийцы Федоровой? Она снова поплатилась за желание уехать в Америку, или слишком много знала? По Москве до сих пор бродят слухи, что актриса была связана с бриллиантовой мафией. Оперативники быстро выяснили, что она действительно занималась контрабандой, вывезла и перепродала в США мелкие драгоценные камни. Все деньги отдала дочери. Возможно, узнав, что Федорова собирается уехать в Америку, убийцы решили, что она снова подготовила приличную партию.

"На мой взгляд, это убийство с целью ограбления. Это связано с тем, что она коллекционировала бриллианты, у нее были драгоценности дома. То есть это были люди, которые или сами поставляли ей драгоценности, или знали, что они у нее есть", - заявляет Бутенин.

Среди клиенток Федоровой, которые покупали у нее бриллианты, назывались и первые дамы страны. Дочь Брежнева Галина и жена начальника МВД Светлана Щелокова. Возможно, поэтому, когда следователи докопались до этой информации, дело забрали в КГБ.

"Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. А вторая версия – что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги. То ли это был проход через пограничную службу, то ли то, что сейчас называется "крышевание", - рассказывает Сергей Бутенин.

Биограф Щелокова, Сергей Кредов, считает, что главный милиционер страны не мог быть замешан в этой истории. Не его уровень – расправляться со старыми артистками.

"Это преступление, на которое были брошены большие силы, просто не смогли раскрыть. Оно попало в процент резонансных преступлений", - думает Кредов.

Однако то, как жестоко и безупречно была убита Зоя Федорова, до сих пор наводит исследователей и оперативников на мысль, что работал профессионал. Или профессионалы. Режиссер Виталий Павлов был удивлен, когда из его фильма вырезали даже намек на эту версию.

"Вот следователь Павлюченко, который рассказывал о возможных делах Щелокова, эти кадры убрал. Он говорит, что у Щелокова была группа, которая выполняла всякие щекотливые поручения. Я думаю, что убивать за бриллианты, которые неизвестно, были у нее или нет, это странная вещь, очень не похоже на правду. Тем более, убивать так, что нет никаких следов. Один из героев в моем фильме говорит, ее убили за то, что у нее было в голове", - говорит режиссер.

1979 год, США. Виктория дописывает последнюю главу. Она не подозревает, что, возможно, рассказала слишком много, и это будет стоить жизни ее матери. Она лишь хотела поведать миру правду о своих родителях. Когда-то, встречая парад Победы, они решили, что если у них родится мальчик, назовут его Виктором, если девочка – Викторией. Советская актриса Зоя Федорова и адмирал ВМС США Джейсон Тейт встретились. Через 30 лет после разлуки. И это была их личная победа.