Звезда и смерть зои федоровой. Стали известны новые детали в деле об убийстве зои федоровой

Причина громкого убийства знаменитой советской актрисы Зои Фёдоровой не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток – кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке.

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция – и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

11 декабря 1981 года в элитную квартиру, расположенную по адресу: Кутузовский проспект, дом 4, позвонил молодой человек. Дверь ему никто не открыл. Точно зная, что тетя должна быть дома, он помчался к себе домой за запасными ключами, которые тетя, будто что-то предчувствуя, хранила у племянника... Вернувшись и войдя в гостиную, он застал страшную картину: известная киноактриса Зоя ФЕДОРОВА сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью...

"Пособница" шпиона

ЗОЯ Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец - рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.

С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей. Ей всего 17 лет, и, отбыв положенные часы на ненавистной работе, она бегает на танцульки. На одной из вечеринок знакомится с военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но... Осенью 1927 года Прове внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.

На первом же допросе Зоя показала: "В 1926-1927 годах я посещала вечера у человека по фамилии Кебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Федоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чем говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле. Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрен при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет".

Дело могло закончиться для молоденькой девушки очень и очень плачевно, но провидение ее до поры до времени хранило. 18 ноября 1927 года Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: "Инкриминируемое гр. Федоровой З. А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З. А. следствием прекратить и сдать в архив". Удивительное по тем временам заключение. А может быть, дело вовсе не в провидении? Может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Как знать...

"Букет на вашу могилу"

В 1930 ГОДУ Зоя, несмотря на недовольство отца, осуществила-таки свою мечту - поступила в училище при Театре Революции. Будучи студенткой, снялась в эпизодической роли в фильме С. Юткевича "Встречный". На премьеру пригласила всех своих родственников, не зная, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали.

Первая попытка оказалась неудачной, но именно во время этих съемок она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Дебют же Федоровой в кино состоялся в 1933 году в музыкальном фильме И. Савченко "Гармонь". После этого фильмы с ее участием стали выходить на экраны страны один за другим. В 1936 году на экраны вышел фильм "Подруги" - трогательная история о трех девушках, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы Гражданской войны. Фильм имел огромный успех и принес Федоровой всесоюзную известность.

Все складывалось прекрасно, но наступил 1937 год.

Отец Зои Алексеевны на правах человека, работавшего с Лениным, позволял себе порой нелестные отзывы в адрес некоторых руководителей партии. Финал закономерен: А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Как это ни странно, арест отца практически не отразился на звездной карьере актрисы. Более того, она предприняла ряд попыток вызволить отца из тюрьмы. Даже напросилась на прием к Берии. И, о чудо, в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу.

Очевидно, Лаврентий Павлович, симпатизировавший Федоровой, как, впрочем, и многим другим знаменитым актрисам того времени, рассчитывал на благодарность с ее стороны. Однажды он пригласил Зою Алексеевну в свой особняк на улице Качалова. Что произошло между ними, доподлинно не известно. По одной версии, Федорова жестоко оскорбила всесильного наркома. Когда он встретил ее в одной пижаме, она, взглянув на его обнаженную грудь, возмутилась: "Да что вы себе позволяете?! Вы, старая обезьяна!.." Услышав такое, Берия якобы приказал ей убираться, а когда она вышла на улицу, догнал ее и, вручив букет роз, мрачно произнес: "Это букет на вашу могилу!"

По другой версии, Федорова не только ответила на ухаживания Берии, но и, будучи еще с 1927 года агентом ОГПУ-НКВД, получила от него разрешение обращаться в случае необходимости к нему лично.

Об этом, кстати, свидетельствует единственное письмо, написанное Федоровой Берии. Впрочем, об этом чуть позже.

"За что я должна погибнуть?"

К 1946 ГОДУ Зоя Федорова стала одной из самых популярных актрис советского кино. В ее активе роли в таких фильмах, как "Музыкальная история", "Шахтеры", "Фронтовые подруги", "Великий гражданин", "Свадьба" и во многих других. Она - дважды лауреат Сталинской премии, награждена орденом Трудового Красного Знамени... Но тучи уже сгущаются над ее головой. В январе 1945 года она знакомится с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Очень быстро знакомство перерастает в сильное чувство. С Рапопортом Федорова к тому времени уже развелась.

Придерживающиеся версии, что актриса была негласным агентом, считают, что ее специально ввели в круг американских дипломатов. Но тогда получается, что кураторы Федоровой не учли следующего: она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского офицера. Иначе как объяснить последовавшую вскоре после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой? Дочь Виктория родилась 18 января 1946 года. Но отец об этом даже не узнал. Война закончилась, и американцы из наших союзников превратились во врагов. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было...

27 декабря 1946 года Федорову арестовывают. Главные пункты обвинения выглядят зловеще. "Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, допускала злобные выпады против руководителей ВКП(б) и советского правительства, призывала своих сообщников к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками, которым передавала извращенную информацию о положении в Советском Союзе. Замышляла совершить побег из СССР в Америку. Кроме того, незаконно хранила у себя оружие".

Приговор - 25 лет тюремного заключения

ЗОЯ Алексеевна обращается с письмом к своему давнему поклоннику. "Многоуважаемый Лаврентий Павлович! Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Я не могу понять, за что меня так жестоко терзают. В январе месяце 1941 года, будучи несколько раз у Вас на приеме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили мне обращаться к Вам за помощью в тяжелые минуты жизни. И вот тяжелые минуты для меня настали, даже более чем тяжелые, я бы сказала - смертельные. В глубоком отчаянии обращаюсь к Вам за помощью и справедливостью.

27.XII.46 года я была арестована... Я была крайне удивлена этим арестом, так как не знала за собой никаких преступлений. Правда, за последние шесть лет Министерство кинематографии постепенно затравливало меня. Последние два года я чувствовала себя в опале. Это озлобило меня, и я среди своих родственников и друзей критиковала нашу жизнь. Говоря о материальных трудностях, я допускала довольно резкие выражения, но все это происходило в стенах моей квартиры.

Находясь в жизненном тупике, я всячески искала выход: обращалась с письмом лично к Иосифу Виссарионовичу Сталину, но ответа не получила; пыталась зайти к Вам, но меня не пустили Ваши сотрудники...

Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминают какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно мною сказанных фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище. Я пыталась возражать и спрашивала: "Зачем вы все преувеличиваете и сами за меня отвечаете?" А мне говорили, что если записывать мои ответы, то протоколы будут безграмотны. "Вы боитесь терминов", - говорили мне и вставляли в мои ответы термины - один другого ужаснее, один другого позорнее, делавшие из меня изверга и изменника Родины.

Что дало повод так позорно заклеймить меня? Мое знакомство с иностранцами. Но знала ли я, что дружба, которая была у нас с ними в те годы, перейдет во вражду и что это знакомство будет истолковано как измена Родине?! Но этого мало, полет жестокой фантазии следователей на этом не остановился. Подаренный мне во время войны маленький дамский пистолет послужил поводом для обвинения меня в террористических намерениях. Против кого? Против власти? Против партии и правительства, ради которых, если Вы помните, я дала Вам согласие остаться в Москве на случай, если немцы захватят ее, чтобы помогать Вам вести с ними подпольную борьбу.

Следователи говорили мне: "Не бойтесь, эти протоколы будут читать умные люди, которые все поймут правильно. Неужели вы не чувствуете, что вам хотят протянуть руку помощи? Вас надо было встряхнуть. Да и вообще, это дело вряд ли дойдет до суда". Я сходила с ума, решила покончить с собой и повесилась в одиночной камере Лефортовской тюрьмы, но умереть мне не дали... Потом я была отправлена в Темниковские лагеря - больная, полусумасшедшая. Но Особому совещанию показалось недостаточным столь суровое наказание, и через два месяца они решили добавить конфискацию имущества, отнять то, что было нажито в течение всей жизни честным трудом. Этим они наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет.

Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение.

Пора и отдохнуть

ОБРАЩЕНИЕ к Берии не помогло. Федорова сполна хлебнула тюремного лиха и на свободу вышла только в феврале 1955 года. Весной состоялась ее встреча с девятилетней дочерью Викторией, вернувшейся из петропавловской ссылки.

Карьера Федоровой в кино возобновилась буквально через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. В 1955 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила ее в свою новую картину "Медовый месяц". Фильм имел успех у зрителей, и о Федоровой вновь заговорили. В следующем 1956-м выходит два фильма с ее участием, в 1957-м - пять... В 1965 году ей присваивают звание "Заслуженная артистка РСФСР".

Последний фильм, в котором сыграла замечательная актриса, - "Москва слезам не верит". После этого она сказала: "Все, ухожу на пенсию. Пора и отдохнуть".

В сентябре 1973 года Федорова неожиданно получила письмо от Джексона Тэйта. Сам он приехать в Москву не мог, так как был уже слишком стар и болен, поэтому приглашал в гости Зою и дочь. Виктория уехала в США в 1974 году, а еще через два года получила разрешение посетить США и Зоя Алексеевна. Она могла бы, как и дочь, остаться в Америке, но почему-то этого не сделала - вернулась на родину.

В июле 1978 года Д. Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет, но Федорова еще два раза после его смерти гостила у дочери и возвращалась в СССР.

Кто убил Зою Федорову?

ОТВЕТА на этот вопрос нет до сих пор. Есть только ряд версий.

Не вызывает сомнений, что актриса хорошо знала своего убийцу. Доподлинно известно, что Федорова была крайне осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, а если гость настаивал на встрече, Федорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там. А вот свидетельство сценариста Эдуарда Володарского: "Меня по три раза спрашивала через дверь: "Кто звонит?" Я говорю: "Эдик Володарский" - "Кто?" - "Эдик" - "Кто?" Она меня до истерики доводила, пока не убеждалась, кто пришел".

Согласно одной из версий, к убийству Федоровой был причастен КГБ. Если исходить из того, что Федорова была агентом спецслужб, все вроде сходится. Вспомним то, что нам уже известно. Когда Джексон Тэйт влюбился в Федорову, он невольно оказался втянут в шпионскую игру советской разведки. Однако далее произошло непредвиденное. Федорова тоже потеряла голову и ответила на чувства американца взаимностью. Оставить подобную вольность своего агента без последствий НКВД не мог и наказал обоих: Тэйт был выслан из СССР, а Федорова приговорена за шпионаж в пользу иностранного государства к 25 годам тюрьмы. Между тем, оказавшись на свободе, Федорова, видимо, так и не сумела избавиться от назойливого внимания КГБ. Особенно оно усилилось, когда ее взрослая дочь в 1975 году решила навсегда уехать в США к своему отцу. Викторию в конце концов из страны выпустили, однако ее мать осталась в СССР. Но далее произошло неожиданное. В апреле 1976 года Федоровой разрешили съездить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. После смерти Тэйта Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью. В 1981 году Федорова вновь засобиралась в США, причем в этот раз она случайно проговорилась, что намерена остаться у дочери навсегда. Такой расклад в планы КГБ не входил, и к ней явился убийца.

Намного правдоподобнее выглядит другая версия: Федорова входила в так называемую бриллиантовую мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей. Они занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в этот клан в начале 70-х и добилась в нем определенных высот. Во всяком случае, она довольно быстро сумела поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте, где ее ближайшими соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Знающие люди утверждают, что Федорова обладала уникальной информацией о многих участниках бриллиантовых махинаций в СССР. О ее широкой осведомленности говорит и такой факт: в ее записной книжке были записаны 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адресов (971 московский и 427 иногородних). Возможно, именно эта осведомленность и стоила Федоровой жизни. Когда ее не отпускали в США, она пошла ва-банк и попыталась шантажировать кого-то из высокопоставленных мафиози. И тогда было принято решение о ее ликвидации.

Следствие по делу об убийстве Зои Федоровой велось довольно активно первые год-два. В ходе его было опрошено около четырех тысяч свидетелей, среди которых, без сомнения, фигурировал и убийца. Сыщики, видимо, догадывались, кто он, и это стало известно дочери убитой Виктории Федоровой-Пойнт. В сентябре 1984 года она прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков "за найденную справедливость". Однако далее произошло непонятное. Подозреваемый так и не был привлечен к уголовной ответственности, а имя его не стало достоянием гласности.

Интересную версию выдвигает сценарист Эдуард Володарский, написавший книгу "Русская, или Преступление без наказания".

Он считает, что Федорову убил ее зять, американский муж Виктории Фредерик Ричард Пойнт, летчик гражданской авиации из "Пан-Американ".

"Викин американский муж - летчик, постоянно летал рейсом Москва - Нью-Йорк. Зарплата у него была небольшая. А после смерти Зои Алексеевны он неожиданно занялся крупным бизнесом".

Не на федоровские ли бриллианты?

Кстати, по свидетельству все того же Володарского, Виктория, ознакомившись с этой версией, сказала: "Очень может быть - он такая гадина..."

Зоя Федорова считалась одной из самых красивых актрис Советского Союза, но с очень непростой судьбой. Звезда фильмов «Подруги» и «Встречный» была приговорена к 25 годам лишения свободы в лагерях строгого режима, подвергалась гонениями из-за связи с иностранным гражданином, и позже родила ребенка от американского дипломата Джексона Тейта. А 10 декабря 1981 года племянник Зои Федоровой нашел ее мертвой в квартире – знаменитая актриса сидела за столом, с телефонной трубкой в руках и запрокинутым лицом, часть которого была залита кровью.

Поговаривали, что кинозвезда была причастна к секретным операциям КГБ, а также входила в «бриллиантовую мафию», занимаясь скупкой и перепродажей драгоценных камней. По слухам, именно связь с криминальным миром стала причиной ее смерти.

Узнать подробности убийства актрисы решил ее внук, Кристофер специально прилетел в Россию для участия в программе «Пусть говорят». В студии он также встретился с внучатым племянником Зои Федоровой, Алексеем, с которым прежде никогда не виделся.

Родственник Кристофера вспомнил, что было много версий убийства Зои Федоровой. По его мнению, преступление совершил кто-то из близких людей, так как актриса сидела в халате. «Даже в школу приходили ко мне, не мог ли я, девятиклассник, убить тетю Зою», - рассказал Алексей. У его родителей тогда тоже было алиби.

Оказалось, что отец Алексея должен был находиться в тот момент в квартире артистки. Она звала его починить телевизор. После работы родственник артистки поехал к ней в гости, но дверь была заперта. «Они вошли туда, в большой комнате был свет. Они увидели, что у нее запрокинута голова», - поделился Федоров.

Зою Алексеевну убили выстрелом в затылок из немецкого пистолета Sauer. Кристофер встретился со следователем, который разбирался в деталях громкого дела.

«Я уверен, что у Лики Федоровой были веские основания не говорить о том, что она слышала выстрел и что она может знать предполагаемого преступника. Выстрел был произведен с расстояния 20 сантиметров. Человек, который был у нее за спиной, был очень худощав. Его рост был примерно 165-168 сантиметров. Человек был не просто хорошим знакомым вашей бабушки», - рассказал Борис Викторович Кривошеин внуку звезды.

Поделился своим мнением и сам Кристофер. «Мне показалось, что он имел в виду женщину, которая была знакома с ней. Я не уверена, что это был профессиональный убийца», - заметил внук звезды кино.

Другие знакомые семьи Федоровой придерживаются версий, что артистка была как-то связана с теми людьми, кто пребывал вместе с ней в лагерях. К тому же, со звездой могли расправиться коллеги по «бриллиантовому» бизнесу, в котором Федорова была замешана в начале 60-х. Еще одно предположение, которое выдвигали в ходе расследования: преступление спланировали в КГБ, чтобы не отпустить актрису навсегда уехать за границу.

НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ

Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.

На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.

В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.

Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.

Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.

ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ

Нет, мне еще никто не докладывал об этом.

Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.

Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.

Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.

Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.

В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.

Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.

Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.

Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ

Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.

Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.

В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.

Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.

Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.

Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.

Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.

ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».

В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.

Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.

На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»

В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.

На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.

Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.

После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.

ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.

Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.

Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.

И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?

Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.

Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.

«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»

В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.

Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.

А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.

Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.

Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.

Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.

Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.

Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.


поделиться:

Первый канал завершил показ сериала «Зоя». Зрители с замиранием сердца следили за судьбой героини, прототипом которой стала знаменитая актриса Зоя Федорова, и за расследованием ее трагической гибели. Вокруг этой истории много легенд. Мы встретились с Вячеславом Панкиным, в то время возглавлявшим уголовный розыск СССР, чтобы узнать, что упустили создатели сериала и кто на самом деле убил Зою Федорову.

«Давай напишем роман»

С таким предложением 30 лет назад к Вячеславу Панкину обратился «папа» Штирлица, известный советский писатель и журналист Юлиан Семенов. «Может быть, фильм потом получится лучше «17 мгновений весны», – уговаривал он. Разговор этот происходил в кабинете начальника УгРо. Семенов пришел к своему другу, чтобы обсудить готовящийся в печать номер газеты «Совершенно секретно». И увидел десятки томов уголовного дела по убийству Зои Федоровой, сложенных в углу. Об этом не писали в газетах и не сообщали в программах новостей, но слухи по Москве разнеслись быстро: знаменитую актрису застрелили в собственной квартире на Кутузовском проспекте. И писатель понимал: история взлетов и падений легенды советского кинематографа вкупе с материалами расследования ее таинственной гибели, да еще написанная при непосредственной помощи руководителя уголовного розыска, – это нечто. Но Панкин отказался от заманчивого предложения стать соавтором, как бы сегодня сказали, бестселлера: «Ты наврешь, а мне неудобно будет». Тогда писатель попросил фотографию из материалов дела, на которой была запечатлена убитая актриса, и уехал с нею в Америку. Вернулся – с дочерью Зои Федоровой. Она и рассказала историю, которая пролила свет на загадочное убийство. Вячеслав Панкин до сих пор считает эту версию основной, хотя сам убийца найден так и не был.

А Юлиан Семенов позже напишет роман «Тайна Кутузовского проспекта», в котором уже известный читателям по его предыдущим произведениям, например, «Петровка, 38», сыщик Костенко выходит на след убийцы актрисы. Первые главы романа были напечатаны в газете «Совершенно секретно». Вячеслав Панкин с грустью рассматривает этот номер. На обложке – та самая последняя фотография Федоровой. А ниже – шариковой ручкой: «Вячеславу Панкину – моему золотому дружочку. С любовью, Юлий Семенов». Через несколько лет Семенова не стало.

Актриса не интересовала КГБ

Роковой выстрел, оборвавший жизнь любимицы публики Зои Федоровой, прозвучал 11 декабря 1981 года. Но его никто не услышал – толстые стены «сталинки» на Кутузовском проспекте умели хранить свои тайны. «Тело актрисы три дня пролежало в закрытой квартире, пока одна из ее близких подруг, обеспокоенная исчезновением Федоровой, не подняла тревогу», – вспоминает Вячеслав Кириллович. По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в момент, когда она говорила с кем-то по телефону, от выстрела в затылок, произведенного из иностранного пистолета«Зауэр» калибра 7,65. Дверной замок сломан не был, значит, актриса знала и сама впустила убийцу. Но кто он?

Следователи опросили более четырех тысяч свидетелей. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти не получалось. Среди возможных мотивов сейчас называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ и ее связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. «Это журналистские вымыслы, – отмахивается Вячеслав Панкин. – У комитета госбезопасности к Федоровой не было интереса. И дело вела милиция, а не КГБ, как сейчас пишут многие, поскольку в нем не усматривалось государственной тайны».

Тем не менее, в судьбе Федорой есть щекотливые моменты. «В 41-м году Сталин вручал ей очередную премию и поинтересовался, какую услугу он может оказать такой прекрасной актрисе. «Иосиф Виссарионович, у меня репрессирован отец…» Вождь изменился в лице. Но через мгновение ответил: «Вот мы вам и подарим машину – неудобно отца домой везти на трамвае». После этого и пошла легенда о ее связи со Сталиным и Берией».

«Меня скоро убьют»

В 1945 году Федорова познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом. Роман 32-летней советской актрисы и 46-летнего капитана военно-морских сил США был обречен, вскоре Тейта выслали из страны. О том, что в Советском Союзе у него родилась дочь, он узнал лишь много лет спустя. А Федорову арестовали и приговорили к 25 годам тюрьмы «за связь с американским шпионом». Выпустили – лишь после смерти Сталина, когда дочери Вике уже исполнилось девять лет. Кстати, Виктория все же познакомилась с отцом, но лишь в 1973 году, когда сама эмигрировала в Соединенные Штаты.

«Тем не менее, я глубоко убежден, что Зоя Федорова не обладала никакими секретными данными, – настаивает Панкин. – И другая версия кажется мне куда более вероятной». В последние годы Федорова много гастролировала по регионам. Выступала в райцентрах: в клубах вначале показывали нарезки с ее звездными ролями, а потом сама актриса отвечала на вопросы зрителей. «Это было во времена расцвета потребкооперации, – отмечает Вячеслав Кириллович. – В районах она скупала золотые изделия с бриллиантами, а потом переправляла их дочери в США. Несколько раз сама была в Штатах, привозила оттуда нейлоновые шубы. Как-то она даже со смехом призналась кому-то из друзей, что покупает их за три доллара, а продает за 500 рублей».

То есть деньги у актрисы были. А поскольку она всерьез задумывалась о переезде в Америку к дочери, то хотела как-то обеспечить свое будущее там. Позже Виктория расскажет Вячеславу Панкину, что незадолго до своей гибели мать нашла способ переслать ей якобы очень дорогую картину. Она была уверена,что денег от продажи полотна известного художника хватит обеим. Но когда Виктория отнесла картину экспертам, оказалось, что это подделка...

«По-видимому, Федорова требовала у обманувшего ее продавца вернуть деньги, – говорит Панкин. – Быть может, чем-то надавила. Или эти люди боялись разоблачения. Вот и убили ее. Политика замешана не была, только криминал. С этой версией была согласна и Виктория».

По словам дочери, в одной из последних телефонных бесед мать обронила: «Меня скоро убьют». Но быстро перевела разговор на другую тему. Через два дня ее не стало. И кто нажал на курок – так и осталось загадкой.

Справка «ДДД»

Вячеслав Панкин возглавлял УВД Курской области с 1972 по 1984 год. Тогда преступность в регионе была одной из самых низких в стране, а УВД по основным показателям занимало 1–2-е места в СССР. После Курска Панкин руководил УВД Горьковской области, был сыщиком №1 в СССР – начальником Главного управления угрозыска МВД, замминистра МВД РСФСР. Руководил представительством МВД СССР в Афганистане. Стоял у истоков создания налоговой полиции России, был 1-м заместителем начальника этой федеральной службы. Сейчас Вячеслав Панкин возглавляет Курское областное экологическое управление. Награжден 36 государственными наградами, в их числе ордена Красной Звезды, «За личное мужество» и Трудового Красного Знамени.

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

Таисия 17 октября 2015, 01:49:19
город: С-петербург

Я очень много о ней читала и книгу ее дочери виктории. Я была потрясена ее убийством. С детства я влюбилась в нее по фильму Свадьба в малиневке. Мне очень нравилась ее манера говорить ее улыбка и все в ней. Она была для меня как будто моя любимая бабушка. За что можно было ее убить. Я очень страдала когда узнала правду о ее судьбе и никогда не прошу и не приму ее несчастную смерть. Всегда ее помню люблю и буду свпоминать всю свою жизнь.

Говорили что ее убил американский зять,муж Виктории.

Тотошка 29 мая 2018, 21:06:40
город: Миасс

Вот почему-то не удивляюсь такому финалу жизни.. У барыг, спекулянтов, мошенников разного рода жизнь проходит как на пороховой бочке. Не ясно, когда рванет...



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: