Презентация "животные и птицы хабаровского края". Презентация на тему "красная книга хабаровского края"



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



















Назад Вперёд

Одной из главных задач ставится способность к сохранению объектов живой природы, путём закрепления правил поведения в природе. Осведомлённость о существовании экологических проблем, знание о том, какие дикие животные живут в нашем крае, какие находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.

Немаловажным аспектом занятия является бережное отношение к живым существам, к окружающей природе. Пробуждая у детей интерес к своей Земле и родному краю, мы создаём чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме – планете Земля.

У детей появилось желание помочь животным, не только в целях спасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогать животным это наш долг, который должен выполнять каждый.

Дети научились работать с научной литературой, справочниками, в интернете. Научились выделять главное в большом объёме информации, анализировать, делать выводы. Были оформлены исследовательские работы и рефераты, сделаны кормушки для птиц, вылеплены животные из глины, барельефы из холодного фарфора, сочинены сказки. Данное занятие было хорошим стимулом к дальнейшей работе.

Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете.

Задачи:

  • Образовательные : дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
  • Развивающие : способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе.
  • Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Использованные ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с.: ил.
  3. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
  4. Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
  5. Учебная презентация PowerPoint 1.
  6. Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
  7. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
  8. Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);

План занятия

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Сообщение учебного материала – 10 мин.
3. Основная часть занятия – 10 мин
4. Физминутка 1–2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся – 15 мин.
6. Завершение урока - 5 мин.

ХОДЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Выставка рефератов и их обзор. Актуализация знаний

Педагог: Дети, посмотрите на нашу выставку. Вы хорошо потрудились и представили самые лучшие рефераты. Вот оказывается, сколько животных, которые нуждаются в защите и охране. Об этом и пойдёт сегодня речь. Тема нашего занятия: «Дикие животные Хабаровского края»

3. Введение в тему

– Отгадайте такую загадку:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней,

– Что это? (Книга)

– Вы правильно сказали, что это книга (слайд 2). Посмотрите и скажите, какого цвета её обложка? Эта книга не совсем обычная.

Педагог: Кто знает, для чего нужна Красная книга?

Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране.

Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?

Педагог: (обобщает ответы) « Красная книга – это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожали, думая, что они будут жить всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.

Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?

Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.

Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова.

4. Чтение стихотворения. «Берегите природу».

БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!

– О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?

5. Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Презентация 1 . Слайды с 3 по 12).

6. Беседа

Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского.

– О чём поётся в песне? Какие выводы можно сделать после прослушивания этой песни?
– Какие чувства вызывают у вас картины природы? Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы встретить или увидеть?

Педагог: В основном животные вымирали по вине человека. Некоторых животных люди совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой вымирания и, если их не охранять, не помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который живет на Дальнем востоке, осталось примерно около 200!!! Почти полностью были истреблены такие животные, как амурский лесной кот, амурский степной хорь, красный волк, амурские леопарды и многие другие виды животных.

7. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (утка-мандаринка, белогрудый медведь). Иллюстрации крепятся на доске. (Ссылки на сайты см. Приложения )

Физминутка (слайд 13)

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Впереди, из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
И по кочкам и по кочкам,
Скачем смело на носочках.
Каждый день – всегда, везде,
Мы участвуем в игре.
На защиту встанем смело,
А затем опять за дело...

8. Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные?

Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных.

Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края?

Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки.

Педагог: (данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).

В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы . По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение.

Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений?

Дети: Животные и растения связаны между собой цепью питания. Например:
сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле, которая ими питается и т.д.

Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера – это дом. Поэтому надо беречь и дом животных.

Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

9. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской).

Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).

Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным?

Дети: Правила поведения в природе.

На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. (Презентация 2 )

Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами.

Чего в природе делать «нельзя»:

1. Вырывать грибы и кустарники с корнем.
2. Разорять птичьи гнезда;
3. Давить насекомых, разорять муравейники.
4. Забирать из леса домой животных.
5. Обижать или давить лесных насекомых.
6. Не рвать полевые цветы, собирать большие букеты.
7. Рвать и бросать редкие цветы.
8. Ловить бабочек и стрекоз.
9. Шуметь в лесу.
10. Разжигать костёр в лесу без взрослых.
11. Оставлять мусор в лесу.
12. Бить стекло.
13. Вырезать надписи на деревьях.
14. Вырывать кустарники с корнем.
15. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.

10. Обобщение выступлений

– Что нужно сделать, чтобы быть настоящим другом природе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить исчезновение редких животных?
– Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу деревья?
– Какой вред можно причинить животным, если ты не знаешь правила поведения в лесу?
– Объясни, почему нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут?
– Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни?

Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

11. Кроссворд (слайды с 18 по 56)

Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз.

(18-20 слайд).

Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.(Белка)

(21-23 слайды)

Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь)

(24-26 слайды)

Из кошачьих, зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник(тигр)

(27-29 слайды)

Лежать он может целый день,
Ему лежать совсем не лень. (Тюлень)

(30-32 слайды)

Напоминает он козу,
Живёт в лесу и роще,
Боится волка, ест траву,
Найти его там проще. (Горал)

(33-35 слайды)

Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (Куница)

(36-38 слайды)

Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте… (Леопард)

(39-41 слайды)

Из семейства полорогих,
Подсемейство же быков,
Он один из тех немногих,
Что пришёл к нам из веков. (Зубр)

(42-44 слайды)

Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)

(45-47 слайды) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга)

(48-50 слайды)

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! (Олень)

(51-53 слайды)

Красно-бурый, серо-бурый,
Полосы вдоль спинки.
Любит хлебные культуры,
Тишь лесной глубинки. (Бурундук)

(54-56 слайд)

Мех густой и бархатистый,
Бурый, брюхом – серебристый.
Хвост чешуйчатый и с килем,
Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль)

Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось?Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.

12. Рефлексия

–Что нового узнали?
– Над чем вы задумались на уроке?
– Что вас удивило?
– Осталось ли что-нибудь непонятным?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?

Животные Красной книги Хабаровского края

Выполнила: Ракитова О.А.


Тигр амурский

Тигр амурский относится к редким и исчезающим животным. Он находился на грани вымирания, но после введения в 1947 году запрета на его добычу, численность его постепенно возросла.

В Хабаровском крае Амурский тигр постоянно обитает только на правобережье Амура. Основной ареал обитания - западный склон Сихотэ-Алиня в бассейнах рек Хор и Анюй. Другой ареал, изолированный от основного, располагается в бассейне р. Тагэму.


Горал Амурский

Древнее копытное животное, по облику напоминающее домашнюю козу. Встречается это животное в горных районах Приморского и юга Хабаровского краев.


Дальневосточная черепаха (или трионикс)

Населяет бассейны рек Амур (на севере почти от устья, вверх по течению на юг до западной части Приморья несколько выше устья Сунгари), Уссури и их крупные притоки, а также озеро Ханка.

Триониксы – хищники, охотящиеся только в воде. На береговые отмели они выходят для отдыха, солнечных ванн и для откладки яиц.


Дальневосточный лесной кот

Он значительно крупнее домашней кошки - длина его тела 75-90 см, хвоста - 35-37 см. Населяет преимущественно глухие горные леса, отчасти заросли кустарников, иногда поблизости от деревень. Питается мышами, полевками, белками, птицами, порой нападает на зайцев, молодых косуль и других животных, с которыми может справиться.


Изюбр

Копытное животное семейства оленьих, подвид благородного оленя, вес 120 - 180 кг. Окрас серый зимой, рыжеватый летом.

Места обитания оленя чрезвычайно разнообразны, олени выбирают такие участки, где много молодого подроста, кустарников и травянистых полян. Наибольшую роль в кормовом рационе играют злаки.


Соболь

Типичный обитатель тайги от Уральского хребта до Тихого океана.

В результате беспощадного истребления в связи с драгоценным мехом численность зверьков постоянно уменьшалась, и, чтобы уберечь его от полного истребления ввели ограничение на добычу животного.

Соболь - ярко выраженный хищник, ловкий охотник. Основная пища - мелкие грызуны, рябчики, глухари, иногда ловит рыбу, может питаться кедровыми орешками, ягодой.


Гималайский медведь

Гималайский медведь (черный, белогрудый, уссурийский, тибетский) На груди находится белое, иногда с желтоватым оттенком пятно, по форме напоминающее латинскую букву "V". Поэтому черного медведя иногда называют белогрудым.

Обитает в Приморском и Хабаровском крае.


Бурый медведь

Крупный хищник, мощный, быстрый зверь. При ходьбе опирается не на пальцы, а на всю ступню задних ног и на всю ладонную поверхность передних лап. Вес зверя варьируется от 140 до 415 кг. Окрас варьирует от черного до соломенного цвета, на груди бывает белый "галстук". Обитает в лесах Хабаровского края. Всеяден, главные корма - сочные корневища растений, ягоды, орехи, желуди. Убивает кабанов, лосей, телят других копытных, много кочует в поисках корма.


Рысь

Один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Это изящное животное обладает роскошным мехом, кисточками на ушах, коротким хвостом, напоминающим обрубок, и смертоносными когтями. Распространена на Дальнем Востоке очень широко, встречаясь преимущественно в северных, наиболее глухих таежных районах этого края.


Дальневосточный леопард

Считается самой редкой кошкой в мире. Леопард – красочная, грациозная, невероятно величественная и хитрая кошка. Это быстрое и осторожное животное. Раньше леопард был распространен почти по всему Амуро-Уссурийскому краю, хотя основной очаг его обитания находился в южных пограничных районах (Хасанский, Ханкайский, и др.). Изредка барс водится в «Кедровой Пади» и в долине реки Раздольная в районе с. Гродеково.


Горностай

Горностай – маленький пушкой зверек с ценным мехом, относится к семейству куньих. Летом горностай имеет двухцветную расцветку – буровато-рыжий верх и желтовато-белый низ, а зимой цвет меха зверька чисто белый, а сам мех – шелковистый и густой. Неизменным остается только окрас кончика хвоста, который круглый год черного цвета. Именно это является характерной особенностью горностая.

Встречается в пределах Уссурийского края, но почти везде малочислен. Он обитает по всей долине реки Уссури, предгорья Сихотэ-Алиня.

Хабаровский край расположен на востоке РФ и административно относится к Дальневосточному федеральному округу. С востока Хабаровский край омывается Японским и , на северо-востоке граничит с Магаданской областью, на западе - с Китаем, Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-западе - с Республикой Саха (Якутия).
Отделен от острова Сахалин Татарским проливом и проливом Невельского. В состав края, помимо материковой части, входит ряд островов, самые крупные из которых Шантарские острова. Общая протяжённость береговой линии края — около 2500 км, вместе с островами — 3390 км.

Северная граница края отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная - находится практически на одной параллели с японским островом Хоккайдо, американским Портлендом или российским Ростовом-на-Дону.

Хабаровский край вытянут в меридиональном направлении на 1800 км, а с запада на восток — на 125÷750 км. Площадь территории края -788 600 км², что составляет 4,5 % всей территории России.
Около трех четвертей площади Хабаровского края занимают плоскогорья и горы, входящие в обширные горные системы и хребты Джугджур, Баджал, Сихотэ-Алинь, Хинган и другие. Горный рельеф преобладает на 70% территории края.

Расположен в умеренных широтах Восточной Азии. В пределах бассейна Амура представлены четыре физико-географические зоны: лесная (с подзонами хвойно-широколиственных лесов, средней и южной тайги), лесостепная, степная и полупустынная (с северной подзоной полупустынь и подзоной сухих степей). Количество годовых осадков колеблется от 250—300 миллиметров в наиболее аридной юго-западной части бассейна истоков Амура и до 750 миллиметров в юго-восточной части хребта Сихоте-Алинь.

Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Длина реки — 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман. Относительно принадлежности Амурского лимана к Сахалинскому заливу и, следовательно, Охотскому морю, либо к Татарскому проливу и, соответственно, к Японскому морю, мнения различных авторов расходятся — БСЭ относит Амурский лиман к Японскому морю, а Международная гидрографическая организация — к Охотскому. БСЭ указывает, что устьем Амура принято считать створ мысов Озерпах и Пронге на выходе Амура в Амурский лиман. Длина системы Онон — Шилка — Амур составляет 4 279 км. От истока Хайлар — Аргуни и до устья Амура — 4049 километров. От истока реки Керулен, через Аргунь и до устья Амура — 5 052 км.

Расположен в пределах трёх государств — России (995 тысяч км², около 54 % территории), также Китая (44,2 %) и Монголии (1,8 %). Российский сектор бассейна реки, в свою очередь может быть разделён на две неравные части — сибирскую, к которой относятся соответствующие участки бассейнов рек Шилка и Аргунь, и дальневосточную, в пределах которой расположена по существу вся долина Амура — левобережье верхнего и среднего Амура и весь нижний Амур, с соответствующими этим участкам бассейнами притоков.

В соответствии с российской лоцией Амур делится на: верхний Амур — до Благовещенска; средний Амур — от Благовещенска до Хабаровска и нижний Амур — ниже Хабаровска.

Гидрология реки

По площади бассейна (1 855 тысяч км²) Амур занимает четвёртое место среди рек России (после Енисея, Оби и Лены) и десятое место среди рек мира. Среднегодовой расход воды — в районе Комсомольска-на-Амуре 9819 м³/с, в районе устья — 11 400 м³/с.
По особенностям долины река разделяется на три основных участка: верхний Амур (до устья реки Зея; 883 километров), скорость течения 5,3 км/ч, средний Амур (от устья реки Зея до устья реки Уссури включительно; 975 километров), скорость течения 5,5 км/ч и нижний Амур (от устья реки Уссури до Николаевска-на-Амуре; 966 километров), скорость течения 4,2 км/ч. Важнейшая особенность гидрологического режима Амура — значительные колебания уровня воды, обусловленные почти исключительно летне-осенними муссоными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. Колебания уровня в русле реки относительно межени составляют от 10—15 метров в верхнем и среднем и до 6—8 на нижнем Амуре. При этом во время наиболее сильных ливней разливы на среднем и нижнем Амуре могут достигать 10—25 километров и держаться до 70 дней. После строительства гидроузлов на основных притоках Зея, Бурея и Сунгари, летне-осенние паводки на реке менее выражены и в нижнем течении реки изменения уровня составляют 3—6 м.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия туризма
http://shamora.info/
Сайт Википедия
http://www.photosight.ru/

Заварухина Ирина 3 класс

Рассказывает о редких животных

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа по теме: Редкие птицы и животные Хабаровского края выполнила ученица 3-Б класса Ирина Заварухина под руководством Платоновой Н.В. 2014г. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов

План Введение. Актуальность темы. Понятие «редкие животные». Редкие птицы Хабаровского края. 1.1. Дальневосточный аист 1.2. Мандаринка 1.3. Орлан – белохвост 2 . Редкие животные Хабаровского края 2.1. Гималайский медведь 2.2. Амурский лесной кот 2.3. Амурский тигр Заключение. Что мы можем сделать для охраны природы. Список используемой литературы.

Редкие животные - это виды, которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть под воздействием неблагоприятных условий, стихийных бедствий (землетрясений, потопов, бурь, смерчей и т. п.), из-за резкого перепада температур, обилия атмосферных осадков и других причин, а также, под воздействием активной деятельности людей в том или ином месте обитания животных и растений, не сохраняя их убежища и кормовые базы, в результате вытеснения животных с занимаемых ими территорий, уничтожения гнездовий, неправильного применения ядохимикатов и минеральных удобрений. Большое значение имеют также факторы беспокойства животных, нерегулируемая их добыча и, конечно, браконьерство.

В Красной Книге Хабаровского края, изданной в 2008 году, упоминается о 77 видах животных и 81 виде птиц Хабаровского края, которые являются редкими, а также, которые находятся под угрозой исчезновения.

Дальневосточный аист Отряд Аистобразные - Ciconiiformes Семейство Аистовые- Ciconiidae Его отличительным признаком является черная окраска клюва, в то время как у белого аиста он красный. Дальневосточный аист несколько крупнее своего европейского собрата, а также не селится в населенных пунктах и повсюду избегает соседства с человеком. Находится под угрозой исчезновения. Включён в Красную книгу России, охраняется законом в Японии, Китае, Монголии и Республике Корея. Дальневосточный аист - одна из самых редких птиц Дальнего Востока России.

Мандаринка Отряд Гусеобразные - Anseriformes Семейство Утиные- Anatidae Утка Мандаринка - небольшая красивая уточка. Окрас оперения мандаринки поражает своей красотой и яркостью. Но очень яркий окрас только у самцов мандаринок. Она гнездится в древесных дуплах и криком выманивает своих утят из дупла наружу, и те прыгают - вернее, падают - с большой высоты на землю и бегут к воде. Утки-мандаринки- это редкий вид уток. Охота на них запрещена. Мандаринки занесены в Красную книгу России и Южной Кореи.

Орлан - белохвост Отряд Соколообразные - Falconiformes Семейство Ястребиные- Accipitridae Эта хищная птица из семейства ястребиных обитает на большей части территории России. В 1998 году было выявлено 70 особей орлана, однако в настоящее время популяция сокращается из-за браконьерства и уменьшения количества рыбы, которой они питаются. Внесёна в Красные книги России, Японии, Южной Кореи. Орлана-белохвоста в Зоосаду «Приамурском» зовут Лори. Красивая хищная птица. В зоосаде оказалась вместе с другими питомцами, которых привезли из Благовещенского зоопарка.

А знаете ли вы, что орлан-белохвост … Как и все хищные птицы, - превосходные родители. Чтобы другие хищники не отыскали птенцов, они постоянно очищают гнездо от поганок, скорлупы и остатков пищи. Хотя в рационе орлана-белохвоста существенную роль играет рыба, он никогда не ныряет за ней, а схватывает ее у поверхности воды. На Каспии отмечали, что облетающий скопления водных птиц орлан иногда пугал, имитируя атаку, чтобы определить ослабевших или замерзающих, которые могут стать более легкой добычей. Орлан-белохвост был выбран птицей 2013 года в России. В течение года в рамках кампании Птица года в поддержку орлана-белохвоста провелось много мероприятий, в которых все желающие приняли участие. За этот период сделали массу полезного для изучения и охраны этой птицы.

Медведь гималайский Другой подвид гималайского медведя - уссурийский белогрудый медведь - до 1998 года был занесён в Красную Книгу России, ныне - охотничий вид. По величине тела уступает бурому медведю и отличается от него более стройным телосложением, тонкой мордой, очень большими ушами. Окрас всегда блестящий черный. Но главная их отличительная особенность – наличие на груди большого белого или желтого пятна. В Зоосаде живут гималайский медведь Кузя, которого совсем малышом отобрали у браконьеров, а также медведицы Фрося и Соня, бывшие артистки цирка. Одна из них, Соня, где-то скорее всего в процессе выяснения отношений с сородичем "потеряла" ухо. Так их и отличают, с двумя ушами - Фрося, с одним - Соня.

Амурский лесной кот Об этом звере известно не много. Внесен в Красную книгу Хабаровского края. Внешне похож на домашних кошек, отличается значительно большими размерами, строением черепа и характерным окрасом, а характер суровее. В Зоосаде двое особей амурского лесного кота: Маркиз и Вольтера. Не так давно была еще и Миледи, но годы берут свое. Миледи была не молода и была поймана за воровством кур (причем регулярном), вот и отдали ее в Зоосад. Она трижды приносила очаровательное потомство. Лесные коты вообще скрытные и необщительные животные, но мама из Миледи получилась замечательная.

Тигр амурский Это единственный тигр, имеющий на брюхе слой жира толщиной 5 сантиметров, защищающий от леденящего ветра при самых низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек. С 1998 г. осуществляется утвержденная Правительством Российcкой Федерации федеральная целевая программа “Сохранение амурского тигра”. Занесен в Красную книгу России. В зоосаду живет три особи амурского тигра: Ригма, Воля и Бархат. Отряд Хищные- Cornivora Семейство Кошачьи- Felidae

Тема, которую мы в этом году выбрали для презентации, не нова, но она всегда остается очень актуальной. Её актуальность прежде всего связана с тем, что природа Дальнего Востока, Хабаровского края уникальна, ее любят и ею восхищаются. Мы изучили литературу по теме исследования, узнали какие животные и птицы являются редкими. Поняли, что если никто ничего не будет делать по охране и защите таких животных и птиц, и по охране природы в целом, то такие птицы и животные могут исчезнуть совсем. Что мы можем сделать для таких животных? Во – первых, рассказать о них своим друзьям, товарищам, взрослым – убеждать не убивать их и делать всё, что в наших силах, для сохранения среды их обитания. Во – вторых, многие животные погибают от того что им негде жить – лесные пожары уничтожают места обитания зверей, поэтому нужно охранять лес. В-третьих, можно писать в газеты и журналы о природе, чтоб окружающие не оставались равнодушными. Мы все должны помнить, что на ликвидацию последствий от нанесенного вреда природе и животному миру требуется много времени. Заключение

Список используемой литературы Заповедники Дальнего Востока. В.Е. Соколова. http://www.floranimal.ru http://www.zoosad27.ru Охрана и использование животного мира в Хабаровском крае. Роман Щукин. http://www.wwf.ru/about/what_we_do/species/tiger http://ru.wikipedia.org

Хабаровский край расположен в лесном массиве. Леса в основном хвойные. Среди других видов деревьев, здесь растут дуб, ясень, вяз, клен. Из недревесных ресурсов наиболее ценными являются уникальные Дальневосточный лекарственные растения: женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия. Хвойные леса Хабаровского края населены копытными (лось, олень, кабан, косуля Сибирская, кабарга), пушными зверьми (соболь, Сибирское ласка, лисица, белка, ондатра, речной выдры, бурый медведь, волки и т.д.), на севере обитают северные олени, белки, скунсы медведи. Здесь также находятся рысь, гималайский медведь, амурский тигр.

Животный мир характеризуется сочетанием элементов фауны северных и южных регионов. В тайге обитают копытные (кабарга, лось, северный олень), хищники (бурый медведь, рысь, волк, соболь, лисица, куница, колонок, росомаха, горностай, ласка, выдра), грызуны (белка, бурундук и др.). Из птиц — глухарь, рябчик, свиристели, кедровка и др. В смешанных лесах водятся изюбр, косуля, восточно-азиатский кабан, маньчжурский заяц и др. Из птиц распространены: тетерев, уссурийский фазан, индийская кукушка, синяя мухоловка, каменный и сизый дрозды и др.; много водоплавающей птицы. В озёрах и реках насчитывается свыше 100 видов рыб, в их числе: амурская щука, амур, чебак, серебряный карась, хариус, сом, таймень, ленок, лещ, сазан, налим, толстолоб, желтощёк и др. В Амуре обитают осётр, калуга и др.; в прибрежных морских водах — тихоокеанская сельдь, камбала, корюшка, палтус, треска, минтай, навага, скумбрия, из проходных — лососевые (кета, горбуша), а также морские животные — тюлень, сивуч, белуха. В более тёплом Японском море ведётся добыча кальмаров, трепангов, моллюсков, водорослей.

В 2009 году в тайге Хабаровского края зафиксирован массовый падеж копытных. Количество погибших особей достигает нескольких тысяч. Однако точно определить масштабы урона, нанесенного популяции нынешней зимой, можно будет только во время осенних учетов. Последний сильный падеж косули был зафиксирован в крае около 30 лет назад, а падеж сразу нескольких видов еще не был столь массовым.
Ученые называют несколько причин массовой гибели копытных. В их числе большой снежный покров, который в тайге до сих пор достигает метровой толщины, и вызванная им бескормица. Косули и олени-изюбри увязают в снегу и теряют возможность передвигаться, а чтобы насытиться зимой этим животным необходимо пройти несколько километров. Кабаны не могут достать из-под снега свою основную пищу - желуди и кедровый орех. Усугубляет ситуацию антропогенный фактор - вырубки дуба и хвойных пород леса и практически неконтролируемое браконьерство. По словам специалистов, погибли практически все сеголетки (животные рождения текущего года), наблюдается падеж и среди взрослых особей кабана и изюбря.

Основные животные Хабаровского края

Бурундук

Это маленький зверек, меньше крысы. Окрашен в рыжий цвет с пятью продольными черными полосами. Очень подвижен и чрезвычайно любопытен.

Бурундук населяет все леса Амуро-Уссурийского края, но особенно — кедрово-широколиственные леса. Летом встретить в лесу бурундука проще простого: он донельзя любопытен и бесстрашен, при виде человека не только не убегает, а сам идет навстречу и недовольно стрекочет с деревьев. Прыгает с ветки на ветку, поставив хвостик столбиком, суетится и враждебно стреляет глазами в непрошеного гостя.

Перед непогодой, особенно перед грозой, бурундук затихает, становится вялым и меланхоличным. Усядется где-нибудь на пеньке и так печально-печально причитает: В«Квук, квук, квукВ». Бурундук очень интересен. Он рачительный хозяин, на зиму делает в своих норах большие запасы орехов и других семян. Носит он эти запасы издалека, заложив в специальные защечные мешки.

Из нор бурундуки выходят в конце марта. В эго время они особенно активны: во-первых, очень рады концу зимы, во-вторых, сразу же после спячки у них наступает пора размножения.

Врагов у бурундука превеликое множество. Его давят почти все хищные звери и многие птицы. Но особенно грозный и постоянный враг бурундука — бурый медведь. Самый большой зверь.

Но кроме занимательности у бурундука есть несколько неприятных черт. Во-первых, большой численности он вредит сельскохозяйственным культурам; во-вторых, потребляет значительную часть урожая кедровых орехов, выступая в роли очень серьезного конкурента белки, соболя, кабана, медведя и других ценных зверей; и в-третьих, является распространителем таких тяжелых заболеваний, как клещевой энцефалит. В лесном и охотничьем хозяйстве он определенно вреден.

Соболь в Хабаровском крае

Небольшое, стройное и изящное животное. У самцов длина тела 38-58 см, вес до 1,9 кг, самки несколько меньше. Тело вытянутое, очень гибкое, на сравнительно коротких ногах, из-за чего зверек постоянно держится с сильно выгнутой спиной. Хвост около трети длины тела, всегда опущен вниз. Лапы довольно широкие, особенно в зимнем меху, что связано с более наземным, чем у куницы, образом жизни соболя. Голова клиновидной формы, с заостренной мордочкой, выглядит очень большой, особенно летом. Уши крупные, треугольной формы с широким основанием. Меховой покров густой, мягкий, пушистый. Зимой он очень пышный, светлее летнего, на лапах закрывает подушечки и когти. редпочитает он темнохвойные леса, где ель и пихта в сочетании с кедром составляют основу так называемой черной тайги — сырой, мрачной, с сильно развитым моховым покровом, довольно захламленной ветровалами. На обширном Восточно-Сибирском плоскогорье, где преобладает светлохвойное редколесье, соболь живет и в лиственичниках. В горных областях этот зверек обычен среди курумов — скальных россыпей, языками врезающихся в тайгу и поросших кустарником: в бесконечных лабиринтах среди камней зверек находит недоступные убежища и обилие грызунов, а зимой — специфический микроклимат: толстый слой снега, накрывающий россыпь, создает в ее глубине благоприятный температурный режим. н великолепно ориентируется в пустотах под снегом, а благодаря широким лапам достаточно свободно передвигается и по его поверхности. Когда соболя гонит собака, он удирает от нее по земле, выбирая завалы камней или валежника, задерживающие врага. На деревьях же соболь чувствует себя неуверенно, лазает хуже лесной куницы, по своей воле на них редко залезает. Прыгать с дерева на дерево он может, только если их кроны сомкнуты, и потому, поднявшись на какое-либо дерево, с него же и спускается вниз. В поисках пищи зверек обычно передвигается спокойными ровными прыжками длиной 50-80 сантиметров, но при уходе от преследования расстояние между отпечатками достигает 3-4 метров. В воду этот небольшой хищник идет лишь в случае крайней нужды, из-за быстро намокающего меха плавает с трудом. Из органов чувств у соболя лучше всего развито обоняние, позволяющее ему безошибочно находить пищу под толщей снега.

Белка в Хабаровском крае

Средней величины грызуны (весом 200-390 гр.), ведущие полудревесный образ жизни. Длина тела 160-270 мм, длина хвоста (без концевых волос) 140-240 мм, задней ступни 50-60 мм. Телосложение стройное. Голова с широким лбом и относительно короткой, но заостренной мордой. Уши относительно длинные, зимой с кисточками из длинных волос на кончиках. Хвост больше половины длины тела; покрыт длинными, расходящимися в бока волосами. Когти изогнутые, острые, приспособленные к цеплянию за кору деревьев. Окраска тела меняется по сезонам. Летом зверьки ярко-рыжие, зимой - светло-серые с рыжеватым оттенков. Окрас нижней части тела всегда белый. Линяет белка два раза в год - весной и осенью. Живет в дуплах, очень часто используя сделанные большим пестрым или черным дятлами. При отсутствии дупел строит собственное гнездо шарообразной формы (гайно) с 1-2 выходами или использует гнезда крупных птиц, иногда селится в скворечниках. Гнезда самок крупнее, чем у самцов, и построены тщательнее. Питается главным образом семенами хвойных деревьев, а также древесными почками, ягодами, семенами некоторых трав, грибами и т.п., поедает также насекомых, яйца и птенцов мелких птиц. На протяжении года питание белки изменяется. Зимой белка питается в основном семенами ели, сосны, использует запасы грибов. Весной она поедает семена хвойных, а при их недостатке - сережки ивы, почки ели, сосны. Летом и осенью большую роль в питании белки играют грибы и ягоды.

В зоне хвойных лесов обитают копытные животные - лось, изюбр, кабан, косуля, кабарга; пушные звери - соболь, колонок, лисица, белка, выдра и др.; на крайнем севере обитают северный олень, горностай, росомаха. В лесах края встречаются рысь, черный (гималайский) медведь и уссурийский тигр, успешно акклиматизировалась американская норка и ондатра. Соболь, а также норка, белка, колонок, ондатра – главные объекты охотничьего пушного промысла. На территории края большие запасы водоплавающей и боровой дичи. К охотничьим угодьям отнесены до 98% территории края.
По рекам, впадающим в Японское и Охотское моря, прежде всего по Амуру и его притокам, к верховьям таёжных рек идут на нерест проходные лососи. В целом, в реках и озерах края насчитывается свыше 100 видов рыб, в том числе осетровые. Значительные биологические ресурсы сосредоточены в прибрежных водах Японского и особенно Охотского морей. В северном Охотоморье обитает основное на Дальнем Востоке стадо тихоокеанской сельди. Промысловое значение имеют навага, камбала и некоторые другие виды рыб, моллюски, водоросли, а также морские животные.
В настоящее время природа Хабаровского края несет на себе большой пресс антропогенного воздействия. Сырьевая ориентация экономики края обусловливает активное и чаще нерациональное использование его природных богатств. Это приводит к истощению природно-ресурсного потенциала территории. Для охраны и возобновления природных богатств создаются особо охраняемые природные территории.
В данный период времени на территории края зарегистрировано 6 заповедников и 26 заказников, из которых 20 являются биологическими (охотничьими), а 6 - рыбохозяйственными. Кроме того, проектируется создание национального парка В«АнюйскийВ» и природного парка В«ХосоВ» на территории Нанайского района.

Список редких видов животных Дальнего Востока, подготовленный сотрудниками БПИ ДВО РАН.

Млекопитающие
1. Серый кит - Eschrichtius robustus (Lilljeborg, 1861)
2. Японский южный кит - Eubalaena glacialis japonica (Lacepede, 1818)
3. Горбатый кит - Megaptera novaengliae (Borowski, 1781)
4. Северный синий кит - Balaenoptera musculus musculus Linnaeus, 1758
5. Красный волк - Cuon alpinus Pallas, 1811
6. Белый медведь - Ursus (Thalarctos) maritimus Phipps, 1774
7. Амурский тигр - Panthera tigris altaica Temminck, 1844
8. Амурский (дальневосточный) леопард - Panthera pardus orientalis Schlegel, 1857
9. Обыкновенный тюлень, антур - Phoca vitulina vitulina Linnaeus, 1758
10. Амурский горал - Nemorhaedus caudatus Milne-Edwards, 1867

Млекопитающие
1. Японский крот - Mogera wogura Temminck, 1833
2. Гигантская бурозубка - Sorex mirabilis Ognev, 1937
3. Монеронская бурозубка - Sorex tundrensis parvicaudatus Okhotina, 1976
4. Обыкновенная кутора - Neomys fodiens Pennant, 1771
5. Длиннопалая ночница - Myotis capaccinii macrodactylus Temminck, 1840
6. Ночница Иконникова - Myotis ikonnikovi Ognev, 1911
7. Длиннохвостая ночница - Myotis frater Gl. Allen, 1923
8. Кожановидный нетопырь - Pipistrellus savii Bonaparte, 1837
9. Восточный нетопырь - Pipistrellus abramus Temminck, 1840
10. Восточный кожан - Vespertilio superans Thomas, 1898
11. Обыкновенный длиннокрыл - Miniopterus schreibersi Kuhl, 1819
12. Малый трубконос - Murina aurata ussuriensis Ognev, 1913
13. Камчатский (черношапочный) сурок - Marmota camtschatica Pallas, 1811
14. Обыкновенный (речной) бобр - Castor fiber Linnaeus, 1758
15. Маньчжурский цокор - Myospalax psilurus epsilanus Thomas, 1912
16. Амурский лемминг - Lemmus amurensis Vinogradov, 1924
17. Нарвал, или единорог - Monodon monoceros Linnaeus, 1758
18. Клюворыл - Ziphius cavirostris Cuvier, 1823
19. Командорский ремнезуб - Mesoplodon stejnegeri True, 1885
20. Гренландский (полярный) кит - Balaena mysticetus Linnaeus, 1758
21. Северный финвал - Balaenoptera physalus physalus Linnaeus, 1758
22. Медновский песец - Alopex lagopus semenovi Ognev, 1931
23. Гималайский медведь - Ursus (Selenarctos) thibetanus G. Cuvier, 1823
24. Солонгой - Mustela altaica Pallas, 1811
25. Амурский степной (светлый) хорь - Putorius eversmanni amurensis Ognev, 1930
26. Калан - Enhydra lutris Linnaeus, 1758
27. Дальневосточный лесной кот - Felis euptilura Elliot, 1871
28. Сахалинская кабарга - Moschus moschiferus sachalinensis Flerov, 1929
29. Уссурийский пятнистый олень (аборигенная популяция) - Cervus nippon hortulorum Swinhoe, 1864
30. Северный олень (дикие популяции) - Rangifer tarandus Linnaeus, 1758
31. Овцебык - Ovibos moschatus Zimmermann, 1780
32. Чукотский снежный баран - Ovis nivicola koriakorum Tchernyavsky, 1962