Произведения грибоедова. Александр Грибоедов: интересная краткая биография

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в 1795 году. Он происходил из богатой дворянской семьи, принадлежавшей к тому высшему московскому обществу, которое он впоследствии описал в своей комедии «Горе от ума» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте). Воспитание и образование он получил прекрасные, сперва дома, с различными учителями и гувернерами, затем в Благородном пансионе. Грибоедов свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно играл на фортепьяно и иногда увлекался музыкальными импровизациями; с детства в нем видна была талантливая, одаренная натура. Пятнадцати лет он поступил в Московский университет, где он оставался 2 года. Здесь сложились и определились его литературные взгляды и вкусы; на Грибоедова оказал большое влияние профессор эстетики Буле, сторонник классической теории искусств, с которым он много и часто беседовал.

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Художник И. Крамской, 1875

Грибоедов вышел из университета в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны ; он сразу определился волонтером на военную службу, но ему не удалось участвовать в военных действиях; полк его больше трех лет пробыл в Белоруссии, переходя из одного местечка в другое. Впоследствии Грибоедов с горечью вспоминал эти годы военной службы, проведенные им большей частью в карточной игре, в кутежах и развлечениях, отвлекавших его от всякой культурной работы. Веселый, пылкий, страстный Грибоедов, тогда еще очень юный, легко увлекался примером окружавшей его офицерской среды, становясь часто центром разных шалостей и выходок. Рассказывают, например, что однажды он на пари въехал на бал к одному богатому белорусскому помещику верхом на лошади.

В 1816 году Грибоедов вышел в отставку и определился на службу в Коллегию иностранных дел. Живя в Петербурге, он увлекался театром и познакомился с литераторами Шаховским, Хмельницким, Катениным , произведения которых ставились тогда на сцене. Через Шаховского Грибоедов познакомился с членами литературного общества «Беседа любителей русского слова » и всей душой примкнул к классическому течению. (См. Этапы творчества Грибоедова .) В первой своей комедии – «Студент» – Грибоедов осмеивает , задевает Жуковского и даже, как ни странно, Батюшкова . Но в этой же комедии довольно серьезно затронут и вопрос крепостного права, изображено тяжелое положение крепостного крестьянина, с которого барин требует непосильного оброка.

Вместе с Шаховским и Хмельницким Грибоедов написал очень забавную комедию, «Своя семья, или замужняя невеста», которую до сих пор иногда ставят на сцене; комедия эта всегда пользуется успехом благодаря живым, забавным картинам и очень легкому языку.

Одна из пьес Грибоедова, «Молодые супруги» (переделка с французского), была поставлена на сцене уже в 1815 году.

В 1819 году Грибоедов был назначен секретарем при русском посольстве в Персии, и должен был ехать в персидский город Тебриз. Ему хотелось всецело посвятить себя литературе, но мать его требовала, чтобы он служил. Своей служебной деятельности Грибоедов отдался всей душой и скоро обратил на себя внимание своими выдающимися дипломатическими способностями. Несмотря на службу, Грибоедов находил время для серьезных занятий. В Тебризе, который он остроумно называл своим «дипломатическим монастырем», он серьезно изучил персидский и арабский языки, персидскую литературу, историю. Там же он работал над своей знаменитой комедией «Горе от ума», которую задумал чуть ли не с пятнадцати лет. В Тебризе закончены были 1-ое и 2-ое действия.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

По делам службы Грибоедов несколько раз ездил из Тебриза в Тифлис (Тбилиси). Известный генерал А. П. Ермолов , главнокомандующий на Кавказе, обратил внимание на блестящие способности молодого человека, и, по его просьбе, Грибоедов был назначен к нему секретарем по иностранной части. В Тифлисе он оставался до 1823 года. Несмотря на успех по службе и сердечное отношение Ермолова, Грибоедова неудержимо тянуло в Россию. Наконец он получил отпуск и около года провел то в Москве, то в Петербурге, то в имении своего друга Бегичева в Тульской губернии.

Приехав в Москву после долгого отсутствия, окунувшись, как его герой Чацкий , в водоворот московского общества, Грибоедов под свежим впечатлением закончил в имении Бегичева «Горе от ума».

Редко, какое литературное произведение, не будучи напечатанным, распространилось и стало известно с такой быстротой, как «Горе от ума». Друзья переписывали его и передавали рукописи друг другу. Многие заучивали наизусть отрывки и целые сцены комедии. «Горе от ума» сразу вызвало в обществе бурный восторг – и такое же бурное негодование; негодовали все те, кто чувствовали себя задетыми, осмеянными в комедии. Враги Грибоедова кричали, что комедия его – злой пасквиль на Москву; они сделали все, что могли, чтобы не допустить печатания «Горе от ума», не допустить постановки на сцене. И действительно, «Горе от ума» было издано уже только после смерти Грибоедова, а постановку своей действительно замечательной комедии он видел только раз в любительском исполнении офицеров в Эривани (Ереване), в 1827 году.

Несмотря на горячее желание Грибоедова подать в отставку, он должен был, по настоянию своей матери, вернуться вновь на службу на Кавказ.

После вступления на престол государя Николая I в 1826 году, Грибоедов был неожиданно арестован и привезен в Петербург; он был обвинен в участии в заговоре декабристов , но очень скоро оправдался и был отпущен. До сих пор не установлено, состоял ли он действительно членом «Северного общества ». В «Горе от ума» Грибоедов высказал свое отрицательное отношение к тайным обществам (Репетилов); но известно, что он действительно был близок и переписывался с некоторыми из декабристов (Кюхельбекером , Бестужевым, кн. Одоевским), – поэтами и литераторами.

В 1826-27 годах Грибоедов принимал деятельное участие в войне против Персии , служил при генерале Паскевиче , который заменил на Кавказе Ермолова. Много раз Грибоедов проявлял на войне блестящую храбрость, самообладание. Заключение Туркманчайского мирного договора, по которому Россия получила Эриванскую область и большую контрибуцию, было делом рук Грибоедова, который вел дипломатические переговоры. Паскевич, ценя его заслуги, хотел, чтобы он лично доложил Государю о заключенном мире. Николай I принял его очень милостиво, наградил и вскоре назначил посланником в Персию.

Дипломатическая карьера Грибоедова была блестяща; ему было всего 33 года, когда он был назначен на ответственный пост посланника. Но эта честь и отличия не радовали его. Никогда еще ему не было так тяжело покидать Россию. Тяжелые, смутные предчувствия не давали ему покоя. Прощаясь с друзьями, он чувствовал, что никогда больше их не увидит.

По дороге в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе и здесь провел несколько месяцев. Грибоедов любил одну молодую девушку, княжну Нину Чавчавадзе, которую он раньше видел еще девочкой. Встретившись с Ниной вновь, Грибоедов сделал ей предложение и, получив согласие, в скором времени женился. Счастье молодых супругов продолжалось очень недолго! Грибоедов должен был ехать в Персию, на место своего назначения. Он не хотел брать с собой молодую жену, так как атмосфера в Персии после недавней войны была очень натянутой; жена проводила Грибоедова до Тебриза, откуда он один отправился в Тегеран, надеясь через некоторое время выписать супругу туда. Но больше им не суждено было встретиться на этом свете...

Персы были крайне раздражены против Грибоедова, который заключил такой невыгодный для них мир. Есть основания предполагать, что и английская дипломатия поддерживала это раздражение персов против России. Грибоедов, как представитель России, занял сразу очень твердую и решительную позицию; он сделал все, что мог, для освобождения множества русских пленных, томившихся в персидском плену, а также взял под свою защиту христиан, которых преследовали магометане. Раздражение персов разжигали фанатичные муллы. Узнав, что в доме посольства скрываются христиане, бежавшие от преследования персов, возбужденная толпа народа окружила посольство, требуя их выдачи.

Грибоедов отказался выдать скрывавшихся под его защитой христиан. Огромная толпа персов начала штурмовать дом. Грибоедов сам с саблей в руках стал во главе защищавших посольство казаков и был убит в этой неравной битве, – персов было раз в десять больше русских, которые были все перебиты рассвирепевшей толпой. Изо всего русского посольства спасся один человек, который и рассказал о твердом, смелом поведении Грибоедова и его геройской смерти. Только на третий день пришли войска; мятеж был усмирен. Мстительная толпа персов изуродовала тело Грибоедова, волоча его по улицам города; его узнали лишь по сведенному пальцу руки, которая была за несколько лет до этого прострелена пулей на дуэли.

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Тегеран, Персия

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Русский драматург, поэт, востоковед, дипломат, пианист, композитор

Гибель в Персии

Творчество

Горе от ума

Интересные факты

Адреса в Санкт-Петербурге

Издания сочинений

Литература

(4 (15) января 1795 год, Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828).

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

Биография

Грибоедов родился в Москве в 1795 году в обеспеченной родовитой семье.

Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия Фёдоровна Грибоедова (1768—1839).

По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

В 1803 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет.

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование С. Н. Бегичев пишет:

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского.

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и вплоть до предположительно 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» .

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова — «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») — относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля.

С 1817 служил в Министерстве иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове.

В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам; во время ареста друзья уничтожили компрометирующий поэта архив; Грибоедов был привезён в Петербург, но следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу. По общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний в ущерб Грибоедову.

В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, выбежал с саблей и получил удар камнем по голове, затем закидан камнями и изрублен. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность.

В 1816 выходит в свет комедия «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Комедия имеет полемический характер, направлена против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики — отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения — носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого.

В 1818 Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» — либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода — драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Небезынтересна проза Грибоедова (очерки и особенно письма).

Горе от ума

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824; окончательная редакция — авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, — 1828 год).

Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии; Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев. Апология сумасшедшего.

  • Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд.

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», — ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой — Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. «Нет, — замотал он тяжелой головой. — Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Вот вам и Грибоедов.

  • Грибоедов был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Он свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий. Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский, персидский и турецкий языки.

Память

  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова — ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.
  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Грибоедову.
  • В Тбилиси существует театр имени А. С. Грибоедова, памятник А. С. Грибоедову (автор М. К. Мерабишвили) и улица им. А. С. Грибоедова.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 — 08.1818 года — доходный дом И. Вальха — набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. — 07.1824 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 08. — 11.1824 года — квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина — Торговая улица, 5;
  • 11.1824 — 01.1825 года — квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова — Николаевская набережная, 13;
  • 01. — 09.1825 года — квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова — Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года — квартира А. А. Жандра в доме Егермана — набережная реки Мойки, 82;
  • 03. — 05.1828 года — гостиница «Демут» — набережная реки Мойки, 40;
  • 05. — 06.06.1828 года — дом А. И. Косиковского — Невский проспект, 15.

Награды

  • Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 (26) марта 1828 года)
  • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
  • Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений. Т. 1—3. — П., 1911—1917.
  • Сочинения. — М., 1956.
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов. — М.: Наука, 1969. (Литературные памятники).
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. — М.: Наука, 1987. — 479 с. (Второе издание, дополненное.) (Литературные памятники).
  • Сочинения в стихах. Сост., подгот. текста и примеч. Д. М. Климовой. — Л.: Сов. писатель, 1987. — 512 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Полное собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. С. А. Фомичева и др. — СПб., 1995—2006.

Музеи

  • «Хмелита» — Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова

Литература

  • Белинский В. Г., «Горе от ума», Полн. собр. соч. — Т. 3. — М., 1953.
  • Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч. — Т. 8. — М., 1952.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — М., 1929.
  • Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». — М.-Л., 1928.
  • Литературное наследство. — Т. 47—48 [Грибоедов]. — М., 1946.
  • Мещеряков В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. — М.: Современник, 1989. — 478 с. Тираж 50 000 экз. ISBN 5-270-00965-X.
  • Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. — 2-е изд. — М., 1951.
  • Орлов В. Н. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
  • Петров С. А. С. Грибоедов. — 2-е изд. — М., 1954.
  • А. С. Грибоедов в русской критике. — М., 1958.
  • Попова О. И. Грибоедов — дипломат. — М., 1964.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.-Л., 1962.

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич родился - драматург, дипломат.

Происходил из старинного дворянского рода.

Александр Сергеевич с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал также латинский и греческий языки и впоследствии пер­сидский, арабский и турецкий. Отлично играл на фортепьяно и написал несколь­ко музыкальных композиций. Воспитате­лями его были библиотекарь Москов­ского университета Петрозилиус, потом Б. И. Ион, питомец Геттингенского университета; в дальнейшем образование шло под руковод­ством философа, филолога и искусство­веда И. Т. Буле.

Летние каникулы юноша проводил у богатого дяди - А. Ф. Грибоедова в Смоленской губернии. В Москве Грибоедовы были связаны родст­вом с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барст­ва.

Около 1803 Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион.

В 1806 был принят в Московский университет, занимался по программам трех факультетов (сло­весного, юридического и физико-математического) и в 1812 был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» (прав).

В Благородном пансионе и в университете Александр Сергеевич мог общаться со многими будущи­ми декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым , Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским , С. П. Тру­бецким, А. И. Якубовичем и другими.

В начав­шуюся Отечественную войну патриотизм увлек поэта на военную службу. Грибоедов доб­ровольцем зачислился корнетом в Мос­ковский гусарский полк. Однако полк всю осень и декабрь 1812 простоял в Ка­занской губернии.

В декабре 1812 полк был присо­единен к Иркутскому гусарскому полку под командой генерала Кологривова. Вско­ре Грибоедов стал адъютантом самого Кологри­вова и принимал участие в комплектова­нии кавалерийских резервов в Белоруссии, о чем напечатал статью в «Вестнике Европы» (1814). В Белоруссии он подру­жился с С. Н. Бегичевым. Не побывав ни в одном сражении, по окончании войны Грибоедов подал прощение об отставке «для опре­деления к статским делам».

В 1817 был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге; познакомился с Пушкиным и Кюхельбе­кером .

В Петербурге Грибоедов вошел в обществен­ные, литературные и театральные круги. Он общается с членами нарождавшихся тайных организаций, участвует в двух масонских ложах, знакомится со многими литераторами. Грибоедов А. С. выступает и в журналистике (эпиграммой «От Апол­лона» и антикритикой на Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматичес­кой литературе -

«Молодые супруги» (1815),

«Своя семья» (1817; в сотрудничест­ве с Шаховским и Хмельницким),

«При­творная неверность» (1818),

«Проба интер­медии» (1818).

В костромском имении матери Грибоедова нача­лись волнения крепостных, вызванные не­посильными налогами. Волнения превра­тились в целое восстание, продолжавшее­ся несколько лет. В конце концов, Нас­тасья Федоровна вынуждена была продать крепостных в другие руки, что сильно подорвало материальное положение семьи. Это вынудило Александра Сергеевича искать постоянной служ­бы.

В начале 1818 в министерстве иностран­ных дел организовывалось русское пред­ставительство при персидском дворе; поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем - Грибоедов А.С.

В августе 1818 Александр Сергеевич покинул Петербург. В Тифлисе он сблизился с «проконсулом Кавказа» А. П. Ермоловым. Герой Отече­ственной войны 1812, человек большой культуры и личного обаяния, Ермолов сильно повлиял на «молодого человека» (как он сам называл Грибоедова) в вопросах общей политики и международных отношений. В частности, сильным было это влия­ние на взгляды и действия Грибоедова в Грузии и Персии.

В Грузии Александр Сергеевич очень скоро вошел в дру­жеские отношения с местной передовой национальной интеллигенцией. Объедине­нию русской и грузинской интеллигенции служил дом П. Н. Ахвердовой. Она была воспитательницей Нины Чавчавадзе, на которой Грибоедов женился (1828). Александр Сергеевич вошел в близ­кое общение с грузинскими поэтами - своим будущим тестем А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Г. Орбелиани.

В феврале 1819 русская дипломатическая миссия прибыла в Тавриз, резиденцию наследника престола Аббаса-Мирзы, была принята в Тегеране шахом и потом вер­нулась в Тавриз. По Гюлистанскому трактату, русская миссия имела право требовать возвращения русских солдат - пленных и дезертиров, служивших в пер­сидских войсках. Грибоедов разыскал до 70 таких солдат и привел этот отряд осенью 1819 в Тифлис. Ермолов представил его к на­граде.

С ноября 1821 по февраль 1823 Грибоедов служил в Тифлисе при Ермолове секретарем по иностранной части, разъезжал часто с ним по Кавказу. В Тифлисе он общался с Кюхельбекером, который приехал туда в декабре 1821 и прожил до мая 1822. В то время Грибоедов уже работал над «Горем от ума» и читал другу комедию, сцену за сценой, как они создавались. После отъез­да Кюхельбекера в Россию он сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 он был уже в Москве. Здесь он прочел Бегичеву первых два акта «Горя от ума» (в ранней редакции). Вторые два действия комедии были написаны летом 1823 в тульском имении Бегичева.

В сентябре Грибоедов возвратился в Москву. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, читал ее в литературных кругах. Вместе с П. А. Вяземским он написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» , с музыкой А. Н. Верстовского.

В июне 1824 Александр Сергеевич переехал в Петер­бург, опасаясь, очевидно, что московская цензура не разрешит печатание комедии «Горе от ума», сатирически изображающей московское барское общество.

Грибоедов читал свою комедию в театральных и литературных кругах Петербурга. Но провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопо­ты. В печать же цензура пропустила только отрывки: 7 -10 явление первого действия и третий акт с большими сокращениями. Появление отрывков в альманахе Булгарина «Русская Талия на 1825 год» вызвало целый поток критических ста­тей в петербургских и московских жур­налах, в том числе декабриста А. А. Бестужева .

«Горе от ума» быстро распространилось в бесцензурных полных списках. Но угрю­мое настроение не покидало поэта. Он пытался поехать за границу. Такие по­пытки он делал и ранее, не удалось это и в 1825. Тогда Грибоедов отправился в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ.

В мае 1825 Грибоедов прибыл в Киев, где изучал древ­ности. Встречался с членами тайного декаб­ристского общества: князем Трубецким, Бестуже­вым-Рюминым, Сергеем, Матвеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но вопрос о формальной принадлежности Грибоедова к организации декабристов остается неясным. Александр Сергеевич разделял скептицизм Ермоло­ва в отношении революционного военного восстания.

Вернувшись на Кавказ в конце сен­тября, в укреплении Каменный Мост, на реке Малке, Грибоедов написал стихотворение «Хищники на Чегеме» , навеянное недав­ним нападением горцев на станицу Сол­датская. К концу января 1826 в крепость Грозную собрались Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Грибоедов был арестован, 11 февраля 1826 он уже сидел на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. В След­ственной комиссии и в письме к ца­рю он решительно отрицал свою принад­лежность к тайному обществу. Такое отрицание было смелым тактическим при­емом.

Александр Сергеевич Грибоедов сочувствовал идеям декабристов, их протесту против самодержавия и крепост­ного права. Вместе с тем он скептически смотрел на осуществимость конспиратив­ного движения и видел в декабризме не­мало слабых сторон. Александр Сергеевич не разделял радикальных социально-политических мне­ний, какие формировались в Южном об­ществе и в Обществе соединенных славян. Он ближе был к умеренному Северному обществу, а в нем - скорее ближе к центру, чем к левому или правому кры­лу. Возможно, что имело место заступ­ничество И. Ф. Паскевича, члена След­ственной комиссии, как и расчет Нико­лая I сохранить на Востоке выдающегося дипломата. Комиссия постановила освободить его, Грибоедов получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги и был произведен в надворные советники.

Июнь и июль Грибоедов прожил в Петербурге. Это было для него тяжелое время. Радость освобождения меркла при мысли о каз­ненных или сосланных в Сибирь друзьях. К концу июля он приехал в Москву, куда собрался весь двор и войска к коро­нации нового императора; здесь же был и Паскевич. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим разгневан, винил Ермолова в бездействии и командиро­вал на Кавказ Паскевича с большими полномочиями. Ермолов подал в отстав­ку, а Грибоедова перевели на службу к Паскевичу. К служебным неприятностям при­соединилось еще физическое недомога­ние - стали часто повторяться приступы лихорадки и нервные припадки. Еще тя­желее было политическое и моральное по­ложение Грибоедова Паскевич был крупным пред­ставителем дворянско-крепостнической реакции. Он сурово обращался с декабри­стами, сосланными на Кавказ, а Александр Сергеевич стре­мился облегчить их участь, в частности он хлопотал об А. И. Одоевском , А. А. Добринском, братьях Бестужевых.

Паскевич поручил Грибоедову заграничные сно­шения с Турцией и Персией. Он вел огромную переписку Паскевича, участво­вал в обсуждении военных действий, терпел все лишения походной жизни, принял на себя дипломатические пере­говоры с Персией в Дей-Каргане и Туркманчае. После побед Паскевича, взятия Эривана и оккупации Тавриза был за­ключен Туркманчайский мирный договор, выгодный для России.

Паскевич командировал Грибоедова для пред­ставления Туркманчайского трактата ца­рю в Петербург. 15 марта 1828 Александр Сергеевич был принят царем; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедову - чин статского советника и четыре тысячи червонцев. В Петербурге он прожил три месяца, собирался выйти в отставку. Но в Персии не оставалось русского опытного дипломатического представителя. Выбора не было: ехать должен был Грибоедов. Он был назначен министром-рези­дентом при шахе. Вместе с юной женой Грибоедов прибыл в Тавриз. В Персии у него было два трудных поручения: взыскивать контри­буцию за прошлую войну и разыскивать и отправлять в Россию русских поддан­ных, попавших в руки персиян или, нередко, бежавших от крепостной не­воли или жестокой солдатчины. То и дру­гое вызывало озлобление в персидском народе. Чтобы уладить дела, он выехал в Тегеран к шаху, оставив жену в Тавризе. В Тегеране обострились споры из-за контрибуции и из-за пленных. Грибоедов дал приют в миссии бывшему русскому под­данному, евнуху шахского гарема, и двум армянкам из гарема зятя шаха Алаяр-хана. Вспыхнул бунт. В деле сказались интриги английских дипломатов. По Туркманчайскому и Адрианопольскому мирным договорам, Россия усилила свое влияние, политическое и экономическое, на Востоке, подрывая тем самым влияние Англии. При попустительстве персидских властей русская миссия, во главе с Грибоедовым, была истреблена 30 янв. 1829 (кроме сек­ретаря посольства Мальцева). Тело Грибоедова было доставлено из Тегерана в Тифлис и погребено на горе святого Давида. Жена Грибоедова поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя лю­бовь моя?»

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова органически связано с политическим движением в стране после Отечественной войны 1812. Он печатался в течение 14 лет, но его литературное наследие невелико. В нем совершенно нет эпической прозы и почти отсутствует лирика. Больше всего у Грибоедова драматических произведений, но большинство из них, за исключением знаменитой комедии, не­высокого достоинства. Ранние пьесы инте­ресны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих. По форме они совершенно ординарны, как десятки тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо зна­чительнее пьесы, написанные после «Горя от ума»:

«1812 год» ,

«Грузинская ночь» ,

«Радомист и Зенобия» , но они дошли до нас только в планах да в отрывках, но которым трудно судить о, целом; достоин­ство стиха здесь сильно понижается, и сценарии их слишком сложны и обшир­ны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.

В наброске пьесы «1812 год» (название условное) слышатся отклики пережитого автором патриотиче­ского подъема в Отечественную войну. В пьесе затронута тема крепостного пра­ва - в связи с характеристикой роли народа и дворянства в войне.

В трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов снова ставит проблему крепостного права. Гру­зинский князь в обмен на коня отдает другому князю отрока-крепостного, сына своей кормилицы, теперь няни его дочери. Кормилица упрекает князя в бесчеловеч­ном поступке, но ее сын остается в рабст­ве; тогда кормилица замышляет месть - и на этом строится развитие драмы.

Еще значительнее незаконченный текст историко-политической драмы «Радомист и Зенобия» (из истории древней Грузии и Иверии). В споре деспота Иверии Радомиста с послом Рима Касперием послед­ний кичится свободой отечества - восхва­ляет римскую доблесть и патриотизм, а восточный властелин похваляется слепой преданностью своих подданных и возра­жает, что Рим стал «самовластной импе­рией». В дальнейшем предполагалось изо­бразить придворных. В плане трагедии имеются явные намеки на декабристское время: всевластие временщика Арфаксада (Аракчеев), готовность к цареубийству Ашода (Якубович), вражда к иноземцам (немцеедство) и так далее. Если бы эта социаль­но-историческая трагедия была закончена, она стала бы документом декабристской художественной литературы. Но пьеса ос­тавлена Грибоедовым в отрывках.

В историю литературы Александр Сергеевич вошел как автор «Горя от ума». Над пьесой он рабо­тал несколько лет. Она была закончена в деревне Бегичева в 1823. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, которая хранится те­перь в Государственной исторической библиотеке в Москве (Музейный автограф). В Петер­бурге он вновь совершенствовал пьесу, например вставил сцену заигрывания Молчалина с Лизой в четвертом акте. Исправ­ленный список был подарен им в 1824 А. А. Жандру («Жандровская рукопись», хранится там же).

В 1825 отрывки комедии были перепечатаны в «Русской Талии» Булгарина («первопечатный текст»).

В 1828 Грибоедов поручил Булгарину для печата­ния список «Горя от ума», вновь пере­смотренный («Булгаринский список», хра­нится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). Эти четыре текста и образуют цепь до­шедших до нас авторизованных текстов.

Между тем для всех поколений чита­телей и критиков была очевидна тес­ная связь «Горя от ума» с декабризмом. Эта связь определялась не принадлежностью Грибоедова к тайным организациям, а глу­боким кровным родством его с социальной средой, что непосредственно и проявилось в идеологии и патетике пьесы. Идеологи­чески и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских револю­ционеров; недаром декабристы с таким энтузиазмом приняли «Горе от ума»; пока цензура запрещала печатать полный текст комедии, декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую дик­товку и распространяли. Известно, что ко­медия «Горе от ума» была напечатана в двух разных подпольных изданиях, вышедших, очевидно, из полковых типографий. Но списки распространялись не только в пе­редовой дворянской среде, но и в широ­ких кругах демократической разночин­ской интеллигенции. Легенда о 40 тысячах списков должна быть отвергнута, но мы вправе говорить о многих сотнях руко­писных экземпляров.

Комедия преисполнена отголосков тог­дашней общественной жизни: ученый ко­митет, карбонарии, толки о камерах, то есть палатах депутатов, о суде присяжных, о Байроне и многих других. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права.

Реакционное значение скалозубовщины - аракчеевщины обостряло политиче­скую сатиру на характерные особенности военно-феодальной монархии, которая сложилась в те времена. С горячим со­чувствием отзывается Грибоедов о новых людях, друзьях Чацкого. Созданием образа Репетилова он сатирически откликнулся на расплодившийся вокруг декабризма мелкий либерализм. Идеологически «Горе от ума» кровно роднится с гражданской поэзией тех времен. Чита­тели-современники воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет-сатиру. Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в пер­вом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Это подкрепляется анализом пьесы. Реалисти­чен ее язык. Выработка литературного языка была огромной проблемой для пи­сателей декабристской эпохи. Грибоедов А.С. после­довательно истреблял элементы книжности и заменял их элементами речи живой, раз­говорной. В комедии встречаются старин­ные, слова и речения но употреблены они художественно целесообразно. Речь отдельных персонажей мастерски индивидуализирована. Речь Скалозуба склады­вается из отрывочных слов, коротких фраз, пересыпана профессиональными военными словечками. Молчалин избегает грубых, простонародных выражений. Он немногословен: не смеет своего суждения иметь. Замечательно выдержана речь Хлестовой. Это язык знатной московской барыни, умной и бывалой, но малокуль­турной, матери-командирши в богатых барских гостиных. Роль Лизы задумана и композиционно организована Грибоедовым как традиционная роль конфидентки в лю­бовной интриге барышни, тем не менее в речи Лизы немало элементов живого просторечья. Фамусовская Москва гово­рит бытовым языком, московским наречи­ем. Порой бывает трудно отличить речь барыни от речи горничной. Речь изо­билует реалиями, она элементарна, образ­на, тяготеет к повседневности. Иные за­дачи должна была разрешать речь Чац­кого и речь Софьи. Язык этих персонажей призван выразить сложную гамму чувств: любовь, ревность, душевную боль, граж­данскую скорбь, иронию, сарказм и так далее. В языке Софьи проступают всего явствен­нее понятия психологические, этические. Многочисленны они и в речах Чацкого: «когда все мягко так и нежно, и незрело», «лицо святейшей богомолки», «ум с сердцем не в ладу», «смятенье», «жар к ис­кусствам творческим, высоким и прекрас­ным», «слабодушие, рассудка нищету», «жалчайшее созданье», «та страсть, то чув­ство, пылкость та», «где прелесть этих встреч, участье в ком живое?», «что хуже в них - душа или язык?».

Но существенной особенностью речей Чацкого является их социально-политичес­кая идейность и патетика. В речах Чац­кого свой особый словарь: «участье», «ге­ний», «безлюдье», «чужевластье», «слабо­душие», «биенье», «пылкость», «уничиженье»; свой строй эпитетов: «неподражае­мый», «разгневанный», «бессловесный», «подлейший», «алчущий», «творческий», «рабский», «величавый»; свой синтаксис - с развитыми формами предложения, про­стого и сложного, с тяготением к периоди­ческому построению.

Явственно стремление художника выде­лить двух героев не только в образности, но и по языку, иному, чем бытовая речь других персонажей,- языку, богатому инверсиями, анафорами, градациями, ан­титезами, патетикой.

Язык Чацкого и Софьи обработан дра­матургом тоже реалистически. Лирический стиль давался труднее бытового. Тем не менее, и здесь огромны достижения автора в словесном выражении сложной психологии. Заслугой драматур­га-реалиста было воссоздание речи дво­рянской интеллигенции декабристской по­ры. Как и в речах Софьи, Фамусова и Хлестовой, в речи Чацкого найдутся сло­ва и речения из простонародной и живой дворянской, московской, речи: «окромя», «пуще», «ни на волос», «не вспомнюсь» и др. Но ошибочно было бы включать речь Чацкого в речь московского фамусовского общества. Современники с наи­большей остротой воспринимали публици­стичность речей Чацкого, роднящую их с языком петербургской, декабристски ори­ентированной литературы. Популярным словом в декабристской патриотической лексике было слово «отечество» и словосо­четания, с ним связанные. У Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы...» Декабри­сты во славу вольности писали оды. У Грибоедова - «Вольнее всякий дышит». Даже у Фаму­сова: «Он вольность хочет проповедать». Слово «свобода» и производные от него нашли отклик в монологе Чацкого: «К свободной жизни их вражда неприми­рима». В декабристской лексике было распространено слово «раб» в значении политически угнетенного или развращен­ного человека и производные от него; у Чацкого: «в раболепстве самом пылком». В Музейном автографе комедии Загорецкий говорит: «Я сам ужасный либерал и рабства не терплю до смерти». Характерно употребление слова «народ»: «Чтоб умный, бодрый наш народ». Знамениты слова Чацкого: «нечистый этот дух пустого, раб­ского, слепого подражанья».

Огромно значение «Горя от ума» в об­новлении стихотворного языка, в культуре комедийного диалога, в обогаще­нии литературной речи живым просторе­чием.

Анализ художественной формы «Горя от ума» подтверждает отход Грибоедо­ва как от традиций классицизма, так и от новейшей легкой комедии и распро­страненной тогда романтической драмы. Стремление писать «свободно и свободно» приводило его к реализму, к самобытно­сти. Реалистической формы требовала са­ма русская жизнь. В печати критики разделились на два лагеря. Реакционеры стремились опорочить художественные до­стоинства комедии, уронить Чацкого. На сторону «Горя от ума» встала вся прогрес­сивная критика. Всех ярче и глубже на­писал о «Горе от ума» А. А. Бестужев в декабристском альманахе «Полярная звезда».

Проблема национального будущего, проблема социально-исторического опти­мизма в «Горе от ума» была близка де­кабристам. Борьба между Фамусовым - Скалозубом и Чацким кончается в пьесе как будто неблагополучно для Чацкого: он бежит из Москвы. Некоторые литературоведы спешили приписать Чацкому «раз­очарование в человечестве», «безысходный пессимизм». Но Герцен думал иначе: Чац­кий, «если уцелел 14 декабря, то, навер­ное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом». Внутреннее бессилие фамусовского обще­ства и внутренняя сила Чацкого по­нятны читателю и зрителю. Автор ве­рит в эту силу и в ее конечную победу над внешним гнетом. Он сочувствует сво­ему герою в его борьбе за «свободную жизнь». Оптимизм его был близок де­кабристам. Реалистический метод у писателей-де­кабристов только намечался. Грибоедов А.С. пошел дальше. «Горе от ума» целиком отвечало задачам сатирического изображения. И оно же одновременно с «Онегиным» по­ставило проблему реалистического изображения современной жизни.

Гонча­ров в «Мильоне терзаний» убедительно показал, что в «Горе от ума» - две драмы, общественная и психологическая. Обще­ственная драма и драма психологическая уравновешены в «Горе от ума» и компози­ционно, и по содержанию. Не внешняя любовная интрига, типичная для старой легкой комедии, а именно драма любви - вот огромное завоевание драматургии Грибоедова. В горячих похвалах Софьи Молчалину он мастерски раскрывает то развращающее влияние косной социальной среды, под которое подпадает и эта сильная девушка. Реалистично, психологически убедительно изображает Александр Сергеевич в четвертом действии душевную катастрофу Софьи. По сущест­ву, «Горе от ума» не комедия, а драма, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. Побе­да реализма у Грибоедова была и победой гума­низма. Воинствующий гуманизм наиболее ярко сказался в монологах Чацкого. Это - гуманизм декабристский. Граждан­ская патетика Чацкого действовала на последующее поколение читателей, напр. на молодого Добролюбова.

«Грибоедовская Москва» не является только широкой рамой для психологиче­ской драмы Чацкого - Софьи. Наоборот, интимная драма личности осмысляется как результат драмы общественной, со­циальной. Первое название драмы было еще значительнее: «Горе уму». Сопостав­ление Чацкого и барской Москвы - это не только контраст данного индивидуального характера и окружающей среды. Это - столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического мира с новы­ми людьми. Драматург создает наряду с индивидуальными образами еще один образ - коллективный, образ барского общества. Грибоедов гениально изобразил быт фамусовской Москвы. Но в «Горе от ума» воссоздана еще иная Москва - социальная, барская, крепостническая, воинствую­щая, нимало не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житей­скими Идеалами, искалечила Софью Пав­ловну. Ее отец - яркий представитель Москвы. На балу у Фамусова столк­новение двух общественных групп изо­бражено Грибоедовым с замечательной реалисти­ческой силой. В гостиной собирается как бы летучий митинг - целый суд над Чац­ким и его единомышленниками. Это - кульминация социальной драмы.

Высокое идейное и моральное значение «Горя от ума» по достоинству оценил В. И. Ленин. В его сочинениях находим многие десятки цитат и ссылок на « Горе от ума». Острая и афористичная речь Грибоедова перешла в пословицы и поговорки.

В истории русского театра «Горе от ума» занимает важное место. С 1830-х годов и до наших дней комедия не сходит со сцены столичных и периферийных театров. «Горе от ума» иллюстрировали Павел Соколов (1850), М. Башилов (1862), Д. Н. Кардовский (1913, 1915), Н. Кузьмин (1958) и многие другие художники.

Умер - , Тегеран.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский дипломат, но читателю он известен, прежде всего, как величайший писатель и драматург, автор бессмертной комедии «Горе от ума».

Родился Грибоедов 4 января 1795 года (по другим сведениям, 1794) в Москве. Отец его был гвардейским офицером, который мечтал о получении сыном достойного образования и карьеры. Саша учился сначала дома, затем поступил в 1802 (по другим данным 1803) в Благородный пансион при Московском университете.

Учеба в университете

Для получения высшего образования юный Александр Грибоедов в 1806 году поступает на философский факультет Московского университета, лучшего на тот момент учебного заведения России. Он заканчивает юридическое и словесное отделения университета, продолжает образование, посещая лекции для студентов физико-математического отделения.

Юноша выделяется среди товарищей разносторонними талантами и стремлением к получению знаний из отдельных отраслей гуманитарных и точных наук. Он в совершенстве владеет иностранными языками, не только обязательными к знанию, французским и немецким, но и итальянским, и английским. Кроме этого, у него незаурядные музыкальные способности.

Первые шаги Грибоедова в литературе

В 1812 году патриотично настроенный молодой человек добровольцем идет в армию, он служит в Московском гусарском полку, в резервных кавалерийских войсках. В 1814 году в популярном журнале «Вестник Европы» появляются его первые опусы, небольшие письма-заметки, сообщающие о буднях кавалеристов, находящихся в резерве.

Как драматург он выступает в 1815 году, представив на суд публики комедию «Молодые супруги», переработанную пьесу французского писателя. Творение Грибоедова получает свое сценическое воплощение и, одновременно, заслуженную критику известного литератора М.Н.Загоскина. Но молодой писатель не принимает едких замечаний в адрес пьесы, наоборот, отвечает критику ярким памфлетом под названием «Лубочный театр».

Круг общения

Александр Грибоедов входит в петербургское литературное общество, знакомится с литераторами Гречем и Кюхельбекером. Чуть позже его ожидает встреча с гением русской поэзии Александром Пушкиным.

Круг знакомств расширяется, начинается тесное сотрудничество с А.Шаховским, Н.Хмельницким, П.Катениным. В соавторстве с последним в 1817 году написана комедия «Студент», в которой высмеиваются поэты, последователи восторженного Н.Карамзина и сентиментального В.Жуковского. По литературным взглядам Грибоедову были ближе Крылов и Кюхельбекер, Державин и Катенин, Шишков и его компания, так называемые «архаисты».

Карьера и творчество

Грибоедов в 1816 году выходит в отставку и выбирает для жительства Петербург, известный своими культурными традициями. Через год его зачисляют в Коллегию иностранных дел, таким образом, начинается его карьера дипломата. Вскоре он назначен секретарем дипломатической миссии России в Персии. Однако, эта должность – не взлет карьеры, а, скорее, наказание и ссылка, поскольку будущий дипломат позволил себе участие в дуэли, хотя и в качестве секунданта.

Тавриз встречает дипломата и литератора промозглым февралем 1819 года, вероятно, первая встреча с местом будущей службы способствовала написанию поэмы «Путник» (другое название «Странник»), особенно той части, в которой рассказывается о продаже на Тавризском рынке пленного мальчика-грузина.

С 1822 года Грибоедов находится в Тифлисе на дипломатической службе при штабе генерала Ермолова, который является главноуправляющим Грузией. В 1823 – 25 гг. Александр Сергеевич в длительном отпуске, часть из которого он проводит в имении своего приятеля Бегичева под Тулой. Именно здесь летом 1823 года появляются на свет третья и четвертая части комедии «Горе от ума» (первые две, по предположению исследователей творчества, были написаны еще в Тифлисе). А осенью того же года в соавторстве с П.Вяземским Грибоедов пишет «Водевиль», А.Верстовский сочиняет к нему музыку.
В конце 1825 года отпуск заканчивается, и Грибоедову приходится вернуться в Тифлис. Но на первый план выходит литературная деятельность, к сожалению, большая часть из его произведений на сегодняшний день не выявлена или известна фрагментарно.

О больших задумках писателя свидетельствуют план драмы под названием «1812 год», сохранившийся отрывок трагедии «Грузинская ночь», основанной на местных старинных преданиях, еще одно трагедийное произведение, рассказывающее об исторических событиях, происходивших в Армении и Грузии.
В первой половине 1826 года Грибоедов находится под следствием, связанным с выступлением декабристов на Сенатской площади. Компрометирующих сведений о нем не выявлено, в сентябре этого года он возвращается на Кавказ.

Трагический финал биографии Грибоедова

Через год на Грибоедова ложится важная дипломатическая миссия – поддержание отношений с Персией и Турцией. В августе 1828 года Грибоедов в Тифлисе венчается с Надей Чавчавадзе, которая отличается изысканностью манер, человеческими качествами и к тому же необыкновенно красива.
Молодая супруга, ожидающая первенца, провожает мужа до Тебриза, а затем, спустя несколько месяцев возвращается в Тифлис. В Тегеране в те дни было неспокойно, и Грибоедов опасался за жизнь матери и будущего малыша.

Дипломат принимает активное участие в политической, экономической, общественной жизни Кавказского региона, способствует открытию «Тифлисских ведомостей», «рабочего дома» для отбывающих наказание женщин. При его участии подписан Туркманчинский мирный договор с Персией, а вскоре он назначается полномочным министром в эту страну.

Но он рассматривает эту должность как очередную ссылку, а вовсе не монаршую милость. Вместе с посольством он выезжает в Тегеран, где и произошли трагические события. Сотрудники посольства, в том числе и Александр Грибоедов, были жестоко убиты персидскими фанатиками, за которыми стояли шах Фет-Али и его подчиненные, которые не хотели допустить усиления российского влияния на Востоке.

4 января 1795 года трагически окончилась жизнь Александра Грибоедова, великого дипломата, писателя и драматурга. Но его произведения сохранили свою актуальность, они современны как никогда, и любой читатель сегодня может в этом убедиться.

А.С. Грибоедов - знаменитый русский драматург, блестящий публицист, успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В он вошел как автор одного произведения - комедии "Горе от ума". Однако написанием знаменитой пьесы творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была украшена необыкновенными событиями. Жизнь и творчество Грибоедова кратко будут изложены в этой статье.

Детство

Грибоедов Александр Сергеевич появился на свет в 1795 году, 4 января, в городе Москве. Он воспитывался в обеспеченной и родовитой семье. Его отец - Сергей Иванович - на момент рождения мальчика был отставным секунд-майором. Мама Александра - Анастасия Федоровна - в девичестве носила ту же фамилию, что и замужем - Грибоедова. Будущий литератор рос необыкновенно развитым ребенком. В шесть лет он уже владел тремя иностранными языками. В юности он стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском. (древнегреческий и латынь) также были для него открытой книгой. В 1803 году мальчика отдали в благородный пансион при Московском университете, в котором он провел три года.

Юность

В 1806 году Александр Сергеевич поступил в Московский университет. Уже через два года он стал кандидатом словесных наук. Однако Грибоедов, жизнь и творчество которого описываются в данной статье, учебу не оставил. Он поступил сначала на нравственно-политическое отделение, а затем - на физико-математическое. Блестящие способности юноши были очевидны всем. Он мог сделать великолепную карьеру в науке или на дипломатическом поприще, однако в его жизнь внезапно ворвалась война.

Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич вступил добровольцем в Московский гусарский полк, которым командовал Салтыков Петр Иванович. Сослуживцами юноши стали юные корнеты из самых известных дворянских фамилий. Вплоть до 1815 года писатель находился на военной службе. Его первые литературные опыты датируются 1814 годом. Творчество Грибоедова началось с очерка "О кавалерийских резервах", комедии "Молодые супруги" и "Письма из Брест-Литовска к издателю".

в столице

В 1816 году вышел в отставку Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество писателя стали развиваться по совсем другому сценарию. Он познакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал учредителем масонской ложи "Du Bien" и устроился на дипломатическую службу в качестве губернского секретаря. В период с 1815 по 1817 год Александр Сергеевич в соавторстве с друзьями создал несколько комедий: "Студент", "Притворная неверность", "Своя семья или Замужняя невеста". Творчество Грибоедова не ограничивается драматургическими опытами. Он пишет критические статьи ("О разборе вольного перевода Бюргеровской баллады "Ленора") и сочиняет стихи ("Лубочный театр").

На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работу над пьесой "Пробы интермедии". Грибоедов, творчество которого только приобретало известность, по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники. Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного таланта писателя. Он был самобытным автором иронических путевых заметок. В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением "Прости, Отечество". Примерно в это же время он заканчивает работу над "Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января ". Дипломатическая деятельность в Персии очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии "Горе от ума". В 1822 году Грибоедов начал работу над драмой "1812".

Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить дипломатическую службу. Он посвятил свою жизнь созданию продолжил работу над "Горем от ума", сочинил стихотворение "Давид", драматургическую сцену "Юность Вещего" и веселый водевиль "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом". Творчество Грибоедова, краткое описание которого представлено в этой статье, не ограничивалось литературной деятельностью. В 1823 году увидела свет первая редакция его популярного вальса "e-moll". Кроме того, Александр Сергеевич публиковал дискуссионные записи в журнале "Desiderata". Здесь он полемизирует с современниками по вопросам русской словесности, истории и географии.

"Горе от ума"

В 1824 году совершилось великое событие в истории российской драматургии. Закончил работу над комедией "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Творчество этого талантливого человека навсегда осталось в памяти потомков именно благодаря этому произведению. Яркий и афористический стиль пьесы содействовал тому, что она полностью "разошлась на цитаты".

В комедии сочетаются элементы классицизма и новаторских для того времени реализма и романтизма. Беспощадная сатира на столичное аристократическое общество первой половины 19 века поражала своим остроумием. Однако комедия "Горе от ума" была безоговорочно принята российской публикой. Отныне все узнали и оценили литературное творчество Грибоедова. Краткое описание пьесы не может дать полного представления о гениальности этого бессмертного произведения.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов закончил перевод фрагмента "Пролог в театре" из трагедии "Фауст". Также ему удалось составить примечания к произведению Д.И. Цикулина "Необыкновенные похождения и путешествия...". По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с видными деятелями революционного подполья: С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым. После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов. Творчество, краткое изложение которого представлено в данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только через тридцать лет после кончины автора.

Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр Сергеевич написал "Хищники на Чегеме" - стихотворение, созданное под впечатлением от участия в экспедиции А.А. Вельяминова. Однако вскоре случилось еще одно судьбоносное событие в жизни литератора. В 1926 году, в январе, он был арестован по подозрению в принадлежности к тайному обществу декабристов. Под угрозой оказались свобода, жизнь и творчество Грибоедова. Краткое изучение биографии писателя дает представление о том, в каком невероятном напряжении он находился все эти дни. Следствию не удалось найти доказательства причастности Александра Сергеевича к революционному движению. Через полгода его освободили из-под ареста. Несмотря на полную реабилитацию, за писателем велось негласное наблюдение еще некоторое время.

Последние годы жизни

В 1926 году, в сентябре, А.С. Грибоедов вернулся в Тифлис. Он снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга - Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев - 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругом еще несколько недель совместной жизни.

Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел дипломатические переговоры в очень жестком ключе. Русский император требовал от своего посла неумолимой твердости. За это персы прозвали дипломата "жестокосердным". Эта политика принесла свои трагические плоды. В 1929 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А.С. Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли опознать только по травмированной в юности левой руке. Так погиб один из самых одаренных людей своего времени.

Многие литературные проекты так и не успел завершить Грибоедов. Творчество, краткое описание которого предлагается в данной статье, пестрит неоконченными произведениями, талантливейшими набросками. Можно понять, какого даровитого писателя лишилась в тот момент Россия.

Таблица жизни и творчества Грибоедова представлена ниже.

Александр Сергеевич Грибоедов появился на свет.

1806 - 1811 годы

Будущий литератор обучается в Московском университете.

Грибоедов вступает в Московский гусарский полк в звании корнета.

Александр Сергеевич выходит в отставку и начинает светскую жизнь в столице.

Грибоедов становится сотрудником

1815-1817 годы

Драматург пишет свои первые комедии, самостоятельно и в соавторстве с друзьями.

Александр Сергеевич поступает на должность секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране.

Писатель закончил работу над стихотворением "Прости, Отечество!"

Грибоедов задействован в качестве секретаря в дипломатической части при генерале А.П. Ермолове, командующим всеми русскими войсками на Кавказе.

Александр Сергеевич заканчивает работу над комедией "Горе от ума".

1826 год, январь

Грибоедов арестовывается по подозрению в связях с бунтовщиками-декабристами.

Александр Сергеевич освобождается из-под стражи.

Начинается русско-персидская война. Грибоедов отправляется служить на Кавказ.

Заключение Туркманчайского мирного договора, подписанного при непосредственном участии Грибоедова

1828 год, апрель

Александр Сергеевич назначается на пост полномочного министра-резидента (посла) в Иран.

Грибоедов сочетается браком с Ниной Чавчавадзе. Место венчания - Тифлисский собор Сиони.

Александр Сергеевич погибает во время разгрома русской миссии в Тегеране.

Даже сокращенный очерк жизни и творчества Грибоедова дает представление о том, какой незаурядной личностью был Александр Сергеевич. Его судьба оказалась короткой, но удивительно плодотворной. До конца своих дней он был предан Родине и погиб, защищая ее интересы. Именно такими людьми должна гордиться наша страна.