Основы строевой подготовки. Одиночная строевая подготовка, строевые приёмы без оружия

1)Строй, двухшереножный строй.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

2)Сомкнутый и разомкнутый строй.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми .

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

3)Тыл, фронт, фланг.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

4)Команды и порядок их подачи.

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную ; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ », а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.


Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ ». Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ », перед которой указывается порядок построения. По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

5)Обязанности солдата перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан : проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим; передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

6)Выполнение воинского приветствия в строю и вне строя.

Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения.

Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путем правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остается без изменения. Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку. Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.

При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра; пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо и правую руку опустить.

Для выполнения воинского приветствия в строю на месте, когда начальник подойдет на 10-15 шагов, командир отделения командует: "Отделение, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ)".

Военнослужащие отделения принимают строевую стойку, одновременно поворачивают голову направо (налево) и провожают начальника взглядом, поворачивая вслед за ним голову.

При подходе начальника с тыльной стороны строя командир отделения поворачивает отделение кругом, а затем подает команду для выполнения воинского приветствия. Командир отделения, подав команду для выполнения воинского приветствия (если он без оружия или с оружием в положении "за спину", прикладывает руку к головному убору; если он с оружием в положении "на плечо", "на ремень" или "на грудь", поступает, как указано в ст. 71, продолжая движение рукой, не занятой оружием), подходит строевым шагом к начальнику; за два-три шага до него останавливается и докладывает. Например: "Товарищ лейтенант. Второе отделение занимается тем-то. Командир отделения сержант Петров".

Начальник, которого приветствуют, прикладывает руку к головному убору после подачи команды для выполнения воинского приветствия.

Окончив доклад, командир отделения, не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и, пропустив начальника вперед, следует за ним в одном-двух шагах сзади и с внешней стороны строя.

По прохождении начальника или по команде "Вольно" командир отделения командует: "ВОЛЬНО" - и опускает руку.

Если начальник обратится к военнослужащему, находящемуся в строю, по воинскому званию и фамилии, он отвечает: "Я", а при обращении только по воинскому званию военнослужащий в ответ называет свою должность, звание и фамилию. При этом положение оружия не изменяется, и рука к головному убору не прикладывается.

7)Выход военнослужащего из строя, подход к начальнику и отход от них.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Для выхода военнослужащего из строя подается команда.

Например: "Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ" или "Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)".

Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: " Есть ". По первой команде военнослужащий строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем -строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии.

Например: " Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл " или " Товарищ полковник. Капитан Петров по вашему приказу прибыл ".

При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги. При выходе военнослужащего из колонны по два, по три (по четыре) он выходит из строя в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит военнослужащий, он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя военнослужащего и затем становится на свое место.

При выходе военнослужащего из строя с оружием положение оружия не изменяется, за исключением карабина в положении "на плечо", который при начале движения берется в положение "к ноге". Для возвращения военнослужащего в строй подается команда.

Например: " Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ " или только " СТАТЬ В СТРОЙ ".

По команде "Рядовой Иванов" военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: " Я ", а по команде "СТАТЬ В СТРОЙ", если он без оружия или с оружием в положении "за спину", прикладывает руку к головному убору, отвечает: " Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.

Если подается только команда "СТАТЬ В СТРОЙ", военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

При действии с оружием после возвращения в строй оружие берется в то положение, в котором оно находится у стоящих в строю военнослужащих.

8)Строевая стойка, поворот на месте и в движении.

Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ ». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед

Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» - левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется к ноге. Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются в два приема:

первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела да впереди стоящую ногу;

второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

Движение совершается шагом или бегом.

Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.

Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.

Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

Строевое обучение дисциплинирует юношей, вырабатывает исполнительность, собранность, подтянутость, опрятность и строевую выправку, имеет важное значение для подготовки учащихся старших классов общеобразовательных и профтехобразовательных учебных заведений к службе в Вооружённых силах РФ. Все упражнения в совокупности должны быть выполнены отдельными учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил (как будто перед преподавателем стоит один ученик).

Строевая подготовка -- это предмет обучения военнослужащих, целью которого является выработка у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных строях. Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ.

Основа строевого обучения учащихся -- одиночная строевая подготовка, т.е. правильное выполнение строевых приёмов каждым учащимся. Чтобы успешно обучать, преподаватель должен постоянно повышать личную строевую выучку и методическое мастерство, тщательно готовить себя и своих помощников к каждому занятию, лично проводить образцовый показ строевых приёмов и действий, своевременно подмечать и исправлять ошибки, допущенные учащимися, постоянно совершенствовать строевую выучку на других занятиях по ОБЖ, используя для этого все построения и передвижения.

На первом занятии преподаватель проводит строевой расчёт, учащиеся занимают места в строю в зависимости от роста (по ранжиру). В дальнейшем все занятия по ОБЖ надо начинать с построения юношей и осмотра их внешнего вида.

Для проведения строевых занятий необходима тщательно подготовленная строевая площадка. Лучше занятия проводить на асфальтовой площадке или дорожке.

Обучать строевым приёмам и действиям целесообразно в такой последовательности:

  • * образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия;
  • * выполнение (разучивание) учащимися показанного приёма или действия по команде преподавателя или самостоятельно;
  • * тренировка в быстром и чётком выполнении приёма (действия);
  • * проверка выполнения приёма (действия) каждым учащимся.

Для ознакомления с приёмом (действием) преподаватель ОБЖ показывает его, рассказывает, где и для какой цели он применяется, подаёт команду для выполнения приёма, образцово показывает технику выполнения в целом и по разделениям и даёт краткое пояснение. Показывать все приёмы и действия преподаватель ОБЖ должен так, чтобы все учащиеся его хорошо видели.

Несложные приёмы разучиваются в целом, сложные -- по разделениям, используя иногда подготовительные упражнения.

Тренировка в выполнении приёма включает его осознанное повторение и закрепление до приобретения прочных навыков учащимися. Сначала надо тренировать обучаемых в медленном, а затем в нормальном темпе. Учащиеся могут тренироваться попарно, подавая команды поочерёдно. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, необходимо устранять по ходу тренировки, обращая особое внимание на уставное выполнение приёмов.

Замечания следует делать не всему строю, а определённым учащимся. Учащегося, допустившего ошибку при выполнении приёма, целесообразно вызвать из строя и предложить ему повторить выполнение приёма. Если он ещё раз допустит ошибку при выполнении приёма, преподаватель ОБЖ должен вновь рассказать и показать технику выполнения приёма, а затем уже добиваться осознанного выполнения его.

Для определения степени усвоения техники и чёткости выполнения изучаемого приёма или действия во время занятия преподаватель ОБЖ проводит проверку исполнения по команде. Преподаватель ОБЖ должен знать и предупреждать характерные ошибки при выполнении строевых приёмов и действий.

Каждое последующее занятие опирается на предыдущее, закрепляет его в комплексе с изучаемыми приёмами и в целом обобщает содержание раздела "Основы строевой подготовки", является базовым компонентом качественного усвоения курса молодого солдата в условиях армии, ибо программы, применяемые в армии, ориентированы на тот уровень допризывной подготовки, который должны дать общеобразовательные и специальные учебные заведения. Это обеспечивает преемственность в программных требованиях по подготовке молодёжи для службы в армии и успешную подготовку молодого солдата без дополнительной затраты времени, что очень важно при сокращении сроков службы.

Командир отделения объясняет, что повороты на месте применяются одиночными военнослужащими на строевых занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй и подразделениями как на занятиях, так и во время построений и передвижений.

Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале отработать поворот направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и полуоборота налево (1/8 круга).

Для обучения поворотам на месте командир выстраивает отделение в одну шеренгу с интервалом два шага и показывает поворот направо в целом в нормальном темпе. После этого командир показывает прием в медленном темпе с попутным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной команде. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета. Показав прием по разделениям, командир отделения командует: «Направо, по разделениям: делай -- РАЗ, делай -- ДВА».

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса как при строевой стойке и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу.

Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

По счету «делай -- ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, командир приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду «Направо» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА». При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки. Закончив тренировку в выполнении поворота направо, командир отделения сначала показывает в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета.

По команде «Налево, по разделениям, делай -- РАЗ» солдаты должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками. По счету «делай -- ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы носки были развернуты по фронту на ширину ступни.

9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка является одним из основных предметов военного обучения и воспитания. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость Действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения. Она включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием, строевое слаживание подразделений в пешем порядке и на машинах, строевые смотры и выполнение требований Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной жизни.

Занятия по многим предметам боевой подготовки непосредственно связаны с действиями личного состава в строю: построения, передвижения и различные перестроения. Качество занятий во многом зависит и от того, как командиры танков сами выполняют требования Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав обязывает командиров перед построением указать время, место, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение, боевую и другую технику. Это требование вносит, прежде всего четкость, ясность и организованность перед выходом личного состава на занятия. Кроме того, командир должен проверить наличие в строю подчиненных, вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента. У подчиненных следует проверить внешний вид, наличие и правильность подгонки снаряжения.

Командир отделения обязан постоянно поддерживать дисциплину строя, требовать точного выполнения подразделением команд и сигналов и за выполнением военнослужащими своих обязанностей в строю. При подаче команд в строю на месте командир принимает положение «смирно».

При построении отделений с техникой командиры обязаны произвести ее осмотр, проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, а также правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества. В движении соблюдать установленные правила, дистанцию и скорость.

Главными задачами командира отделения в процессе обучения являются: своевременное выявление недостатков и ошибок при выполнении приемов и вскрытие их причин; устранение недостатков в ходе каждого занятия и повседневной жизни; постоянная высокая требовательность к себе и подчиненным.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Высокая строевая выучка командира имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных.

Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка. В соответствии с требованиями программы боевой подготовки командиры отделений готовятся к проведению занятий на инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в часы самостоятельной подготовки. В часы самостоятельной подготовки командир отделения изучает уставные положения, методические пособия по строевой подготовке и команды; составляет план-конспект, исходя из указаний командира взвода; совершенствует технику выполнения строевых приемов и действий, отрабатываемых на занятиях; готовит личный состав отделения.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий.

В строевом обучении в основном используются следующие методы: устное изложение, показ, тренировка, самостоятельное изучение.

При изучении строевого приема или действия необходимо найти такой метод объяснения, показа и тренировки, который в данное время, на данном занятии даст наилучший результат в кратчайшее время.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых и своевременное устранение замеченных ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командира отделения - 3-4 шага, для командира взвода - 5-6 шагов.

Команды необходимо подавать четко и громко. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная - приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

подать команду, по которой выполняется прием;

показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

в целом, если прием несложный;

по разделениям, если прием сложный;

с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения. Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.

После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыка как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.

В завершении обучения проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует или обучает его, а остальные в это время продолжают тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Одиночная подготовка военнослужащих является основой строевой подготовки подразделения. Только в процессе одиночной подготовки можно подметить все ошибки и своевременно исправить их. Одиночное обучение, как правило, непосредственно осуществляет командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку своих подчиненных.

Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Изучение строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата.

Наиболее часто используются односторонний и двусторонний способы обучения. При одностороннем способе обучения все обучаемые находятся в разомкнутом строю, тренируются в выполнении приема или действия под руководством командира отделения. При двустороннем способе обучения военнослужащие тренируются попарно, поочередно выступая в роли командира, при этом, наиболее подготовленные солдаты тренируют менее подготовленных. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

В обоих способах обучения обычно применяются два методических приема.

Первый прием – «Делай, как я». При этом командир отделения, тренируя солдат, сам образцово выполняет прием. Второй прием – «Тренирую одного - выполняют все». Из разомкнутого одношереножного строя командир отделения вызывает одного из солдат на определенное количество шагов, тренирует его, а находящиеся в строю солдаты выполняют те же команды, что и обучаемый.

В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку ему необходимо доработать, проводит состязание на лучшее исполнение изученного приема, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня. Перед выполнением строевых приемов с оружием оно предварительно ставится на предохранитель.

СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ

Строевое слаживание отделения заключается в обучении личного состава четким и согласованным действиям в развернутых и походных строях.

Занятия по обучению солдат действиям в строях отделения проводят командиры отделений под руководством командира взвода. Изучение действий в строях отделения командир отделения проводит в такой последовательности: называет строй; подает команду; поясняет порядок выполнения (построения, перестроения), если необходимо, вызывает из строя двух солдат и показывает действия каждого из них при различных перестроениях. Затем учит личный состав отделения четкому выполнению команды, добиваясь при этом слаженных действий.

Все построения и перестроения проводятся в строгом соответствии с уставными требованиями. Так, например, для построения отделения в развернутый одношереножный строй подается команда «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ». По предварительной команде «Отделение» все обучаемые должны немедленно повернуться лицом к командиру, принять положение «смирно» и ждать следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Команду командир отделения подает, находясь лицом к обучаемым. По окончании подачи команды на построение он становится лицом в сторону фронта построения, оставаясь в положении «смирно». С началом построения командир отделения выходит из строя и следит за выстраиванием отделения. Выравнивание отделения производится в случаях, когда интервалы между военнослужащими в строю оказались нарушенными, носки сапог - не на одной линии, а в двухшереножном строю, кроме того, нарушена дистанция между шеренгами.

Для более быстрого усвоения обучаемыми порядка перестроения и достижения согласованных действий тренировку в развернутом строю следует начинать с перестроения по разделениям, а в походном строю - в замедленном темпе и по мере усвоения его, доводя до нормального.

Тренировку отделения в выполнении воинского приветствия целесообразно проводить вначале в одношереножном строю (в колонне по одному), а затем в двухшереножном (в колонне по два). Во всех случаях следует добиваться, чтобы воинское приветствие выполнялось молодцевато, с точным соблюдением требований Строевого устава; поворот головы должен быть однообразным, выполняться четко и одновременно всеми обучаемыми.

При ответе на приветствие командира (начальника) в движении все военнослужащие должны начинать ответ с постановки левой ноги на землю, произнося каждое последующее слово с постановкой на землю следующей ноги.

Слаживание отделения при действиях на машине включает: построение личного состава впереди машины; осмотр оружия; посадку личного состава; размещение военнослужащих и имущества; выполнение воинского приветствия на машине на месте и в движении; высадку личного состава из машины. Посадка и высадка личного состава отрабатывается вначале по разделениям или в медленном темпе, затем и быстром и уставном темпе.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Командир должен знать, что любое построение и передвижение подразделения в строю способствует совершенствованию строевой слаженности, укреплению сознательной воинской дисциплины у военнослужащих.

Физическая зарядка, утренний осмотр, несение службы в суточном наряде и другие мероприятия по распорядку дня должны также использоваться сержантами для улучшения строевой выучки солдат. Поведение военнослужащих в повседневной жизни (вне строя на территории военных городков и за их пределами) имеет важное значение в поддержании высокой воинской дисциплины и строевой выправки воинов. Одним из проявлений воинской вежливости является взаимное воинское приветствие.

Помимо формирования строевых навыков командир отделения обязан вырабатывать у подчиненных умение правильно носить военную форму одежды. Она должна строго отвечать правилам ее ношения и быть всегда чистой и опрятной.

Постоянная забота командира отделения о своем внешнем виде и внешнем виде подчиненных - первый признак стремления к порядку, организованности, высокой воинской культуры в подразделении.

10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
И СПОРТИВНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие положения

Целью физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение уровня физической подготовленности военнослужащих необходимого для выполнения боевых и других специальных задач в соответствии с профессиональным предназначением.

Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются:

гармоничное духовное и физическое развитие личности;

пропаганда здорового образа жизни;

развитие и поддержание на достаточном уровне физических качеств;

формирование военно-прикладных двигательных навыков.

Физическая подготовка способствует:

воспитанию морально-волевых и психологических качеств;

повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов;

военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

Физическая подготовка проводится в следующих формах:

учебные занятия;

утренняя физическая зарядка;

физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.

Каждый сержант должен:

постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность и быть примером в этом для подчиненных;

знать уровень физической подготовленности каждого солдата по всем упражнениям программы обучения;

умело владеть методикой проведения утренней физической зарядки, попутной физической тренировки, отдельных частей учебных занятий и способами обучения отдельному упражнению, приему (действию);

на практике осуществлять взаимосвязь физической подготовки с требованиями к боевой деятельности;

рационально распределять физическую нагрузку в течение дня и недели;

обеспечивать готовность мест для занятий по всем разделам физической подготовки;

соблюдать требования безопасности и предупреждения травматизма в процессе занятий по физической подготовке;

обеспечивать высокую мотивацию личного состава к занятиям по физической подготовке, выработку устойчивой потребности военнослужащих в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Планирование физической подготовки для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву осуществляется из расчета:

на учебные занятия – 3 ч в неделю в учебное время;

на утреннюю физическую зарядку – 30 (50) мин. ежедневно, кроме выходных и праздничных дней;

на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности – по решению командира подразделения.

Основным документом планирования в роте является расписание занятий на неделю, в котором указываются: варианты и содержание утренней физической зарядки; темы и содержание занятий по физической подготовке; содержание попутных физических тренировок; время и содержание спортивной работы; время проведения, темы и содержание инструкторско-методических и показных занятий с сержантами, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Каждый военнослужащий несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, обязан систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению воинского долга и служебных обязанностей.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

по частям - если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям - если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

с помощью подготовительных физических упражнений - если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Тренировка - закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении - вначале - общие, затем - частные; при индивидуальном обучении - вначале - значительные, затем - второстепенные.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;

правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;

использованием подготовительных физических упражнений;

своевременной и качественной помощью и страховкой.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.

Учебные занятия являются основной формой физической подготовки.

Продолжительность учебных занятий в воинских частях составляет - 1-2 учебных часа (50-100 мин). Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин - при 2-часовом занятии), решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.

Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.

Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии со Строевым уставом.

Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение - ПРИНЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение начи-НАЙ». Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда «СТОЙ», в движении подается команда «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении - навстречу строю.

Сложные упражнения выполняются по разделениями. Например: « Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ». После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом «Упражнение - начи-НАЙ».

Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение - начи-НАЙ».

Основная частьзанятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин - при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.

Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом.

Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам: «Напра-ВО», «Для смены мест занятий шагом (бегом) - МАРШ». При первой смене указывается порядок перехода.

Строевая подготовка.

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке

с __ взводом военных сборов.

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

 ознакомить обучаемых с понятием строя, с элементами строя, с порядком подачи и выполнения команд;

 научить обучаемых занимать свое место в стою, строевой стойке, выполнению команд согласно Строевого Устава;

 воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: строевой плац.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 50 мин.

Учебные вопросы:

1. Понятие о строе.

2. Команды и порядок их подачи.

3. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

4. Строевая стойка. Выполнение команд.

Ход занятия:

І. Вводная часть.

 Проверка наличия личного состава;

 Проверка готовности к занятию;

 Объявление цели и темы занятия.

ІІ. Основная часть.

    Вопрос.

Понятие о строе.

Занятие по этой теме обычно проводятся в составеотделения (взвода) под руководством командира. По­строив взвод (роту) в одну шеренгу, командир выводит из строя отделение и, поставив его в одну шеренгу пе­ред строем, объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя. Строй - установленное Уставом размещение военно­служащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Командир предлагает одному-двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.

Шеренга - строи, в котором военнослужащие (обу­чаемые) размещены один возле другого на одной ли­нии на установленных интервалах.

Указав на строй, командир говорит: «Строй, в ко­тором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего рассказывает, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной сто­роне строя, интервалу и ширине строя.

Фланг - правая и левая оконечность строя. При по­воротах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военно­служащими (обучаемыми), подразделениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкну­том строю, в котором сейчас находятся солдаты, ин­тервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Ширина строя - расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.

В двухшереножном строю военнослужащие одной ше­ренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытя­нув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называ­ются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужа­щим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд должен быть полным.

Командир поясняет, что при повороте двухшереножного строя кругом тот, кто находится в неполном ряду, переходит в стоящую впереди шеренгу. Следует под­черкнуть также, что если в строю менее четырех чело­век, то они строятся только в одну шеренгу.

Двух шереножный строй и его элементы.


Чтобы показать разомкнутый строй, командир раз­мыкает двух шереножный строй и поясняет, что в ра­зомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Во­просы могут быть такие: «Что такое строй?», «Дайте определение флангу и фронту строя», «Что такое интер­вал и дистанция?», «Каким может быть одношереножный и двух шереножный строй?», «Меняются ли назва­ния флангов при поворотах строя?» и т. д.

Убедившись, что обучаемые усвоили положения раз­вернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

Во время тренировки командир может убедиться, что отработанные положения усвоены.

После этого он приступает к показу походного строя.

Походный строй – строй в котором подразделение построено в колон­ну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или при­казом командира.

Командир отделения, построив обучаемых в колонну по одному, объясняет, что колонна - это строй, в ко­тором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построе­ния подразделений и частей в походный или развер­нутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два.

Называя элементы походного строя, командир дает их определение.

Направляющий - военнослужащий, двигающийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразу­ют свое движение остальные военнослужащие (обучае­мые).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение), двигающийся последним в колонне.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней ше­ренги (позади стоящего военнослужащего).

После показа походных строев и их элементов коман­дир проверяет усвоение, задавая примерно следующие вопросы: «Какой строй называется походным?», «Что называется глубиной строя?» и т. д. Удостоверившись, что солдаты усвоили данный раздел, командир перехо­дит к изучению очередного учебного вопроса.

    Вопрос.

Команды и порядок их подачи.

Прежде чем приступить к изучению команд, коман­дир должен рассказать обучаемым о их назначении и показать, как правильно выполнять команды. Он гово­рит, что команды служат для управления строями, по­даются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.

Для ознакомления с командами командир практи­чески подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.

Команда разделяется па предварительную и испол­нительную; могут быть и только исполнительные команды.

Предварительная команда подается отчетливо, гром­ко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, от­рывисто и четко. Исполнительная команда немед­ленно и четко выполняется.

Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «Взвод – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов, кру-ГОМ» и так далее.

После объяснения командир подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬ­НО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и тре­бует, чтобы обучаемые выполнили их.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде « ОТСТАВИТЬ» принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.

    Вопрос.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Рассказав о назначении команд и показав порядок их подачи и выполнения, следует перейти к изучению обязанностей военнослужащих перед построением и в строю. Но прежде необходимо разъяснить обучаемым требования Строевого устава, предъявляемые к солдатам перед по­строением и в строю.

«Ст. 26. Солдат (матрос) обязан:

Проверить исправность своего оружия, закреплен­ной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств противохимической защиты, шан­цевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устра­нить замеченные недостатки;

Знать свое место в строю, уметь быстро, без суе­ты занять его; в движении сохранять равнение, уста­новленный интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

В строю без разрешения не разговаривать, не курить; быть внимательным к прика­зам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Передавать приказания, команды без искажений, громко, и четко».

Обучаемые должны знать 26-ю статью Строевого устава наизусть.

В ходе занятия командир должен проверить аккуратность и правильность подгонки обмундирования, приучить курсантов к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных по внешнем виде; следует проверить знание своего места в строю и соблюдение дисциплины в строю, а также умение передавать при­казания.

Аккуратность и правильность подгонки обмундиро­вания проверяются так: командир строит обучаемых в одну шеренгу, обходит строй с правого фланга и про­веряет каждого в отдельности: правильно ли заправле­но обмундирование, как надет головной убор и т. д. Не­достатки отмечаются и устраняются тут же.

На примерах аккуратно и неряшливо одетых обу­чаемых командир объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстриру­ет, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.

Заканчивая занятие, командир делает краткий раз­бор и дает задание к следующему занятию. Задание может быть таким: изучить ст. 26-28 Строевого устава. Одновременно командир рекомендует повторить прой­денный материал, для чего предлагает изучить ст. 1 - 23 и 25 Строевого устава.

4. Вопрос.
Строевая стойка. Выполнение команд

В соответствии с существующей программой на за­нятии предстоит изучить строевую стойку и совершен­ствоваться в выполнении команд: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «Го­ловные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НА­ДЕТЬ», «ОТСТАВИТЬ».

Ст. 27. Строевая стойка принимается по команде «Становись» или «Смирно». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Изучение строевой стойки начинается с образцового показа ее командиром; при этом обучаемые должны видеть его спереди сбоку. Затем командир рассказывает обучаемым, по каким командам и в ка­ких случаях принимается строевая стойка, и показы­вает порядок ее принятия по разделениям, кратко пояс­няя выполнение каждого ее элемента. После этого он приказывает курсантам принять строевую стойку само­стоятельно и проверяет каждого из них, отмечая недо­статки, а затем приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Начинать целесообразно с подго­товительных упражнений для выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, плеч и головы.

Для выполнения этого упражнения подается коман­да «Носки свести вместе, делай-РАЗ», «Носки разве­сти, делай - ДВА», «Носки свести, делай- РАЗ» и т. д. Подавая команду, командир отделения следит за шири­ной разведения носков и попутно исправляет ошибки. Смотреть вниз при этом, обучаемым не разрешается. Когда обучаемые выполнят упражнение несколько раз под общую команду, командир отделения приказывает им приступить к самостоятельной тренировке. Коман­дир отделения и командир взвода в это время проверяют выполнение упражнения поочередно у каждого курсанта и дают указания по устранению допускаемых ими ошибок.

Строевая стойка.

Отработав первое упражнение, командир показывает второе подготовительное упражнение -«Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть – Делай – РАЗ, Делай – ДВА (принять положение «Вольно»).

Чтобы приподнять грудь, необходимо сделать глубо­кий вдох, в таком положении задержать грудную клет­ку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподня­той грудью. В момент приподнимания груди подбирается живот, плечи разворачиваются, руки опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями - внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

Чтобы подать все тело несколько вперед, необходимо приподняться на носках, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню:

Рекомендуется показать положение корпуса при строевой стойке с помощью зеркала. Для этого необ­ходимо построить отделение перед зеркалом в одну шеренгу и приказать, предположим, первым номерам принять строевую стоику, а вторым номерам стоять в положении «вольно». В этом случае хорошо будет заметно отличие строевой стойки от положения «вольно».

После отработки подготовительных упражнений командир отделения приступает к тренировке в выпол­нении строевой стойки в целом.

Чтобы проверить, правильно ли военнослужащие принимают строевую стойку, необходимо подать команду «Смир­но», а после этого - команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо из обучаемые строевая стойка была при­нята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут, значит, строевая стойка принята правильно.

После того как обучаемые будут правильно принимать строевую стойку, командир учит их выполнять команды: «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» надо всегда подавать команду «ВОЛЬНО».

По команде «ВОЛЬНО» надо встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, и не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не ос­тавляя своего места в строю, попра­вить оружие, обмундирование и снаряжение.

При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

По команде «СТАНОВИСЬ» обучаемые занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а коман­дир проходит перед строем и проверяет обучаемых. Убедившись, что строевая стойка принята правильно, командир подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется. Поправив ошибки и * подав еще не­сколько раз эту команду для тренировки, командир приступает к отработке выполнения команды «ЗАПРА­ВИТЬСЯ».

Подавая по несколько раз команды «СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», командир до­бивается правильного и четкого выполнения их. В даль­нейшем навыки в выполнении строевой стойки и дейст­вий по командам «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» со­вершенствуются на всех занятиях.

Для тренировки следует производить различные построении, подавая команды, например: «Отделение, РАЗОЙДИСЬ»,«Отделение и одну шеренгу - СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

По команде «Головные уборы - СНЯТЬ» без ору­жия или с оружием в положении «за спину» правой рукой снять головной убор, передать его в левую руку, а правую руку опустить. Снятый головной убор держать в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед.

По команде «Головные уборы _- НАДЕТЬ» передать головной убор в правую руку, надеть его и опустить руку.

Снятие и надевание головного убора с оружием в положении «на ремень» и «на грудь» производится ле­вой рукой.


СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Строй - это синоним таким понятиям как организация, порядок. Вот почему под удар критики в свое время попал именно строй (строевая подготовка). Давайте вспомним прессу и высказывания ряд деятелей от педагогики времен перестройки и начала "демократии": "муштра", "военизация детства", "нивелировка личности".

Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у юнармейцев уважительное отношение к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту воинской службы. Данная задача должна решаться не только на занятиях по строевой подготовке. Активному формированию уважительного отношения к строевой подготовке будут способствовать также ритуалы. Это ритуалы, связанные с выносом и подъемом Государственного флага, Знамени своего клуба, объединения, при торжественных построениях юнармейцев в знаменательные даты в жизни страны и Вооруженных РФ, во время несения почетного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков, построениях перед началом занятий в клубе, во время военно-спортивных игр, при отдании воинской чести своим руководителям инструкторам военнослужащим, консультантам военно-спортивных игр и друг другу, во всех случаях ношения юнармейской формы одежды. Обстановка торжественной церемонии, военизированного соревнования побуждает юнармейцев овладевать строевыми приемами и навыками. Участие в ритуалах будет порождать у юнармейцев эмоциональный подъем.

Строевая подготовка - предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.

Тренировки - важная составная часть строевых занятий. Они оказывают сильное воспитательное воздействие на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема.

Строевая стойка, как известно, является основным элементом строевой выучки, на котором зиждутся все другие. Поэтому необходимо добиться, чтобы принятие строевой стойки вошло в привычку учащихся на всех занятиях, при общении их между собой, а также при обращении к командирами отделений, взвода и руководителю, инструктору Для этого нужно внимательно наблюдать за поведением учащихся и всякий раз деликатно напоминать им об этом. Пример должен показывать командир взвода и командиры отделений.

Строевая подготовка включает не только одиночное строевое обучение, но и строевое слаживание подразделений (отделений, отрядов), при их совместных действиях. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности. Не случайно поэтому тесная взаимосвязь строевой выучки воинов с их боевым, тактическим мастерством выражается кратки, но наполненным глубоким смыслом правилом: "Хорош в строю - силен в бою". Справедливость и мудрость этого правила подтверждены опытом Великой Отечественной войны, когда отличная строевая выучка, высокое боевое мастерство личного состава давали возможность нашим подразделениям и частям выполнять труднейшие боевые задачи с минимальными потерями и в короткий срок.

На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, строевая выправка и молодцеватость (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей. С момента создания русской регулярной армии Петром I воинский строй считался наиважнейшим местом солдата. Ни офицер, ни рядовой не имели права вести себя в строю произвольно и тем более самовольно покидать его. Обучая воинскому строю, нужно в мирное время приучать солдат никуда не торопиться и никуда не опаздывать, ибо в военное время будет поздно вырабатывать такую привычку. Эта мысль принадлежит известному русскому военному теоретику и педагогу генералу М.Н. Драгомирову. Она не утратила своего значения и в наши дни.

В строевой подготовке особое место занимают занятия на которых учащиеся осваивают приемы отдания воинского приветствия. В этих приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки; строевая стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору. Это не просто строевой прием, а один из видов воинских ритуалов, включающих взаимное приветствие военнослужащих при встрече как обязательный акт воинской вежливости, а также выражение уважения и оказание воинской почести историческим памятникам, мемориалам. В ритуале воинского приветствия и оказания воинских почестей находит свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики, которая относится к такому емкому понятию, как воинская честь. Воинская честь - понятие нравственное, характеризующее нравственные качества и принципы воина (воинского коллектива), его поведение и отношение к выполнению воинского долга. Воинская честь предполагает также уважительное отношение каждого воина к своему званию, положению, обязанностям и своим товарищам по ратному труду. Честь непременно предполагает верность данному слову, что является важным критерием нравственной зрелости воина. Честь - это всегда честность перед собой и товарищами в большом и малом. Воинская честь органически сопряжена с другой категорией воинской этики - воинским долгом.

При обучении выполнению строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "за спину" и других воспитательная задача состоит в том, чтобы сформировать у них уважительное отношение к своему личному оружию - автомату, надежному и действенному средству поражения противника в бою огнем., прикладом и штыком в рукопашной схватке. Без этого уважения и любви к оружию невозможно научиться правильно выполнять строевые приемы, а, следовательно, легко и сноровисто владеть им в строю и в бою. Как правило, те ребята, которые недостаточно четко и правильно научились выполнять строевые приемы с оружием, автомат как бы всегда мешает, становится лишним, сковывает их движения. Неумелые действия с оружием могут привести к травмам.

Строевое обучение дисциплинирует юношей, вырабатывает исполнительность, собранность, подтянутость, опрятность и строевую выправку, имеет важное значение для подготовки учащихся старших классов общеобразовательных и профтехобразовательных учебных заведений к службе в Вооружённых силах РФ.
Все упражнения в совокупности должны быть выполнены отдельными учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил (как будто перед преподавателем стоит один ученик).
Строевая подготовка - это предмет обучения военнослужащих, целью которого является выработка у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных строях. Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ.
Основа строевого обучения учащихся - одиночная строевая подготовка, т.е. правильное выполнение строевых приёмов каждым учащимся.
Чтобы успешно обучать, преподаватель должен постоянно повышать личную строевую выучку и методическое мастерство, тщательно готовить себя и своих помощников к каждому занятию, лично проводить образцовый показ строевых приёмов и действий, своевременно подмечать и исправлять ошибки, допущенные учащимися, постоянно совершенствовать строевую выучку на другиx занятиях по ОБЖ, используя для этого все построения и передвижения.
На первом занятии преподаватель проводит строевой расчёт, учащиеся занимают места в строю в зависимости от роста (по ранжиру). В дальнейшем все занятия по ОБЖ надо начинать с построения юношей и осмотра их внешнего вида.
Для проведения строевых занятий необходима тщательно подготовленная строевая площадка. Лучше занятия проводить на асфальтовой площадке или дорожке.

Обучать строевым приёмам и действиям целесообразно в такой последовательности:
образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия;
выполнение (разучивание) учащимися показанного приёма или действия по команде преподавателя или самостоятельно;
тренировка в быстром и чётком выполнении приёма (действия);
проверка выполнения приёма (действия) каждым учащимся.
Для ознакомления с приёмом (действием) преподаватель ОБЖ показывает его, рассказывает, где и для какой цели он применяетcя, подаёт команду для выполнения приёма, образцово показывает технику выполнения в целом и по разделениям и даёт краткое пояснение. Показывать все приёмы и действия преподаватель ОБЖ должен так, чтобы все учащиеся его хорошо видели.
Несложные приёмы разучиваются в целом, сложные - по разделениям, используя иногда подготовительные упражнения.
Тренировка в выполнении приёма включает его осознанное повторение и закрепление до приобретения прочных навыков учащимися. Сначала надо тренировать обучаемых в медленном, а затем в нормальном темпе. Учащиеся могут тренироваться попарно, подавая команды поочерёдно. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, необходимо устранять по ходу тренировки, обращая особое внимание на уставное выполнение приёмов.
Замечания следует делать не всему строю, а определённым учащимся. Учащегося, допустившего ошибку при выполнении приёма, целесообразно вызвать из строя и предложить ему повторить выполнение приёма. Если он ещё раз допустит ошибку при выполнении приёма, преподаватель ОБЖ должен вновь рассказать и показать технику выполнения приёма, а затем уже добиваться осознанного выполнения его.
Для определения степени усвоения техники и чёткости выполнения изучаемого приёма или действия во время занятия преподаватель ОБЖ проводит проверку исполнения по команде. Преподаватель ОБЖ должен знать и предупреждать характерные ошибки при выполнении строевых приёмов и действий.
Каждое последующее занятие опирается на предыдущее, закрепляет его в комплексе с изучаемыми приёмами и в целом обобщает содержание раздела "Основы строевой подготовки", является базовым компонентом качественного усвоения курса молодого солдата в условиях армии, ибо программы, применяемые в армии, ориентированы на тот уровень допризывной подготовки, который должны дать общеобразовательные и специальные учебные заведения. Это обеспечивает преемственность в программных требованиях по подготовке молодёжи для службы в армии и успешную подготовку молодого солдата без дополнительной затраты времени, что очень важно при сокращении сроков службы.
История
Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади

Парад Победы 1945

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Парад 2009,Москва

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Строевой смотр полка связи

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Строевая песня

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Молодёжный смотр строя и песни-2009.

‎‏‎‎‎‎‎‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‏‎‏‏‏‎‏‎‏‏‏‎‎‏‎‎‎‏‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‎‏‎‏‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‎‎‏‏‎‎‎‎‎‎‏‏‏‎Видео YouTube‎‏‎‎‏‎

Образец опорного конспекта смотри здесь

Содержание
Строевые приемы и движение без оружия
1 Строи, команды и обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы (Головной убор) – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». скачать
2 Строевая стойка. Повороты на месте. скачать
3 Движение строевым шагом, повороты в движении. скачать
4 Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. скачать
5 Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. скачать
6 Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй. Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте. Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, прекращении движения и перемещения одиночных военнослужащих. скачать
7 Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. скачать
Строевые приемы и движение с оружием
1 Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. скачать
2 Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. Приемы с автоматом, карабином (ручным пулеметом). Порядок выполнения и команды, подаваемые для их выполнения. скачать
3 Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. скачать
4 Повороты и движение с оружием. Повороты с оружием в положении «у ноги». Движение с оружием в положении «у ноги». Движение с оружием в положении «на ремень», «на грудь», «за спину». скачать
5 Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке. Выполнение команд «Ложись», «К бою», «Встать». Передвижение ускоренным шагом или бегом, перебежками и переползанием. Команды для передвижения и порядок выполнения различных способов и приемов передвижения. скачать
Строевые тренировки
1 Строевая стойка. Повороты на месте.
Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке
1 Строи отделения. Развернутый и походный строй отделения. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и наоборот. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. скачать
2 Строи взвода. Развернутый и походный строй. Перестроение взвода из одношереножного в двухшереножный, из развернутого в походный и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. скачать
3 Строевой смотр роты (группы, батареи). Выход роты (группы, батареи) на строевой смотр в походном строю. Перестроение в развернутый двухшереножный строй. Встреча командира батальона (дивизиона). Проверка наличия личного состава, внешнего вида военнослужащих, состояния снаряжения и вооружения. Одиночная строевая подготовка. Строевая слаженность подразделений. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней. скачать
Строи отделения, взвода (роты) на машинах
1 Команды и действия обучаемых по ним. Порядок построения отделения, взвода (роты) у машин. Таблица сигналов для управления машиной. Посадка и размещение личного состава в машине, высадка из машины. Тренировка по выполнению сигналов по управлению машиной. скачать