Мы сами создаем условия для взяточников. Такие мудрые слова от маленькой девочки

—Сейчас мало кто может похвастаться таким крепким браком, как ваш. Прожив вместе 24 года, вы еще способны удивлять друг друга?

Алексей: Последний раз я сильно удивил Лиду три года назад, когда неожиданно завел лабрадора.

Лидия: Леша обожает собак! Он даже родился в год Собаки, и это, наверное, многое объясняет. И муж, и сыновья периодически затевали разговор о том, как было бы чудесно завести пса. Но всегда слышали в ответ мое категорическое нет. Потому что я боялась брать ответственность за живое существо: мы с Лешей вечно в разъездах, и даже если в Москве снимаемся, то рабочий день все равно ненормированный. А дети учатся. Кто будет гулять с собакой, кормить ее и ухаживать за ней?

— То есть мужу и детям приходилось довольствоваться зверьем попроще? Хомячками и черепахами?

Лидия: Даже их не было.

Алексей: За исключением того белого хомяка, которого Вовка в детстве ненадолго взял у друга напрокат. Мы приняли его тогда за крысу!

Лидия: Но три года назад Леша сделал мне сюрприз. В финале комедии «Любовь-Морковь 2» моя героиня, злодейка Левицкая, превращается в лабрадоршу. Премьера фильма была 23 декабря, а через два дня Леша позвонил мне на мобильный со словами: «Я купил тебе замечательный подарок на Новый год!» Я, разумеется, принялась выпытывать подробности. Но он все мои уточняющие вопросы проигнорировал, только спросил: «А ты во сколько будешь дома? Когда приедешь, позвони — я выйду». Меня это насторожило: подарок подарком, но зачем на улице встречать? Приехала, позвонила — Леша мгновенно выскочил во двор, что тоже было подозрительно. Паркуюсь, и он говорит: «Я приготовил тебе замечательный подарок, ты ему очень обрадуешься…» А сам на меня по-особенному смотрит. Я все в его глазах прочла. Поняла, что подарок — животное. И сказала только одно слово — «нет». А он в ответ: «Да». Идем к подъезду. Я снова: «Нет!» Он: «Да!!!» Так и шли до квартиры, ведя однообразный, но очень эмоциональный диалог. Зашли домой, а навстречу Митя — в руках маленький черненький комочек: «Мамочка, посмотри, какой хорошенький…» Я отвернулась: «Даже не показывай». Ужасно расстроилась: «Господи, это же новая проблема, это же еще один ребенок…» Но как только увидела эти глазки и мордочку, растаяла: «Ой, какая пре-елесть!»

Алексей: Мы провернули тогда секретную операцию, достойную Джеймса Бонда. А подбил нас на эту авантюру старший сын. Я Володе сказал: «Ты представляешь количество забот? Кровью клянись, что будете сами ухаживать за собакой!» — «Будем!» И мы со старшим поехали выбирать пса. А младшего только через неделю в свой план посвятили: боялись, что матери сболтнет. Семья у нас шумная, народу много, и все эмоциональные. Поэтому нам требовался пес с устойчивой психикой, чтобы не разбирался, кто главнее, и не крутил головой, выбирая, кого защищать. У знакомого на передержке был черный лабрадор, который все время таскал игрушки и вилял хвостом. И знакомый говорил: «Видишь, он прекрасно себя ведет, спокойно адаптируется. Очень умный пес». И мы отправились к заводчику, выбрали самого славного из племянников того черного лабрадора и повязали ему на шею красную ленточку — забирать его от мамы было еще рано. Кстати, с тех пор у нашего Визиря только красные ошейники. В день, когда мы его забрали, на дорогах были ужаснейшие пробки. Мы со скоростью захворавшей улитки ползли домой — и попасть туда нам надо было раньше, чем вернется Лида. Поэтому мы ей то и дело звонили: «Лидочка, ты где? А не заедешь в магазин?» Когда у меня заканчивались предлоги, под которыми я мог продлить ее путь домой, подключались сыновья. Внесли собаку в квартиру минут на десять раньше, чем Лида приехала… Когда же мы штурмом добились ее разрешения, все сложилось чудесно. Лида его приняла и полюбила. И теперь на даче одна не остается — только с защитником.

— Пока он вырос в защитника, много тапочек изгрызть успел?

Лидия: Он грыз исключительно Лешины тапки. Алексей искал пса, который не выбирал бы, кто в семье важнее. Но собака, даже самая умная

И миролюбивая, все равно сразу определяет главного. И для Визика вожак стаи — мой муж.

Алексей: Тут иная ситуация. У меня, когда купили щенка, была серьезная проблема с коленом. И я три месяца сидел дома, никуда не выходил. Но ведь и собаку до трех месяцев, до первой прививки от чумки, не выпускают на улицу. Вот он и провел со мной все раннее детство. У собак год идет за семь, так что три месяца — это четыре года по-нашему, по-человечески.

Лидия: И теперь мы обнимаем только Лешины тапочки, ложимся и лапой двигаем только Лешины тапочки, разговариваем только с Лешиными тапочками. А уж когда Леша собирается уезжать и Визик видит, что Леша берет чемодан…

Алексей: Да, самый ненавистный предмет в доме — чемодан! Собираться в дорогу при Визире не рекомендуется…

Лидия: Он начинает говорить: «Ы-ы-ы» — и смотрит недовольно.

— Наверное, вы без него жизни уже и не представляете.

Лидия: Конечно, я полюбила эту мордаху с первого взгляда. Но моим мужчинам сказала: «Вы мне подарок подарили — вы за ним и ухаживайте». Согласились.

— Но хватило их от силы на месяц?

Лидия: Они, конечно, просто молодцы: как дали слово, так его и держат. Этим сыновья в папу пошли: Леша, если что пообещал, выполнит, и дети тоже. Надо отдать моим мужчинам должное: ухаживают за Визирем. За три года я с ним в городе ни разу не гуляла одна. Разве что вместе с сыном за компанию, если погода хорошая.

— Каких вы сознательных молодых людей вырастили!

Лидия: Это правда, и не только в вопросе выгуливания собаки. У Димитрия и Володи разница в возрасте 5 лет, так что компании у них разные, и оба друзей в беде не бросают. Случись что — несутся выручать и делают все, что от них зависит. А еще оба очень внимательные. У нас дом трехэтажный, без лифта, поэтому они просят: «Мам, ты позвони, когда к дому приедешь» — чтобы спуститься и помочь мне сумки донести. Всегда руку подадут, помогут пальто надеть. При разных характерах эти качества у них общие.

— А в чем они меньше всего похожи?

Лидия: Один любит быть в центре внимания, другой — нет. Младшему это нравится, он невероятно общительный, иногда даже чересчур. Димитрий учится на первом курсе ВГИКа, на продюсерском факультете. Сказал: «Папа — актер, мама — актер, еще и брат — актер. Должна же хоть у кого-то в семье быть нормальная профессия!» Но когда вспоминала рассказы его преподавателей в школе, как он оправдывался, пропустив занятие, начинала сомневаться: может, и Димитрию стоило пойти на актерский? Старший тоже может быть душой компании, но повышенного внимания к своей персоне не любит. Он два года назад окончил Щукинское училище. С моим постоянным присутствием смирился. Что поделать, раз уж я там преподаю! Но когда Леша туда заглядывал и все говорили: «Боже, артист Гуськов!», Володя хмурился: «Пап, ну вот зачем ты?» И Леша оправдывался: «Я же по делу…» Сын пытается сам продвинуть себя в актерской профессии, не хочет никакой помощи. И в этом плане пошел в нас с Лешей: мы никогда ни у кого ничего не просили.

Когда Володя окончил училище и начались показы в театрах, принципиально не пошел в Вахтанговский, где я служу. Хотя понравился и его брали. Сказал мне: «Ты же прекрасно понимаешь: если я приду, какую бы роль ни получил, за спиной скажут: «Ну понятно, мамочка помогла». А дети других актеров с удовольствием отправлялись в театр к родителям, и возможные сплетни их не волновали ни грамма… Осуждать тут никого не возьмусь — каждый поступает, как ему лучше. Мой сын решил: «Я, может быть, потом приду в Театр Вахтангова. Когда стану известным, когда докажу, что сам что-то могу».

— Кажется, вас порадовал этот поступок…

Лидия: Да, и в театре его многие оценили. Думали, я буду Володю куда-то засовывать, разговаривать с руководством. А я пришла, тихо посмотрела показ и ушла, не дожидаясь обсуждения. Ничего не спрашивала. И только потом узнала, что его хотели взять, а он категорически отказался. В итоге он служит в Театре имени Маяковского. Недавно там вышел спектакль «Маяковский идет за сахаром», и главную роль — самого поэта — играет наш Володя.

— На свою премьеру он вас пустил? Или родители в зале — дополнительный стресс для молодого таланта на сцене?

Лидия: Я его в роли Маяковского до сих пор не видела! Но не потому, что родителям вход воспрещен, просто совпадают числа, по которым идет его спектакль и мой в Вахтанговском театре. Я расстраиваюсь, а он успокаивает: «Мам, ну ничего, придешь попозже. Как раз спектакль обкатается». Впрочем, мы же не только видим сына из зала: все вместе — Леша, Володя и я — играем в постановках театрального дома «Миллениум».




— И каково это — играть на сцене с собственным ребенком? Сильно переживаете?

Лидия: За ребенка всегда волнуешься — когда он сдает экзамен, когда куда-то уезжает, когда снимается… Если играем вместе, Володя всегда держит дистанцию. И когда я делаю замечания, ему кажется, что я эту дистанцию нарушаю. Сразу слышу: «Ма-ам, опять начинается…» — «Да я сейчас не как мама говорю! Я тебе советую как опытная актриса, твой партнер». Но он все равно считает: мол, мама снова поучает, вечно она недовольна. У него установка: «Я сам все знаю и сам все сделаю». Сразу видно, как ему хочется поскорее стать самостоятельной единицей, а не просто сыном Гуськова и Вележевой.

— Алексей, а ведь вы вместе с сыном еще и в фильме «Осенние заботы» снялись. Сильно о нем тогда заботились?

Алексей: Не могу сказать, что я его усиленно опекал и давал много советов. Но приглядывался. Вообще это особенное чувство — работать вместе с взрослым сыном, которого ты вроде не так уж давно кормил из бутылочки и купал…

— Страшно их с Димитрием во взрослую жизнь отпускать?

Алексей: Да чего бояться? Они же не уезжают в неведомые дали, мы в любой момент можем созвониться и встретиться! А отпускать детей из гнезда обязательно надо, причем вовремя, чтобы они могли правильно расти и развиваться, иметь свои интересы. Как показывает жизнь, люди, которые не смогли вовремя вырваться из-под родительской опеки, более уязвимы и несчастны.

Лидия: Это мы с Лешей, когда нам было по 17 лет, уехали от мам в далекую Москву. А сыновья с нами рядом, а не в Питере, Киеве или Махачкале.

Лидия: Этого давно нет. Сыновья предпочитают в клуб пойти или в кафе. Их интересует взрослая жизнь, а не свечки на тортике в домашней обстановке.



— А вас как поздравляют, что дарят?

Лидия: Чего только не дарят! Цветы, кулончики, цепочки… На последний день рождения вечно мерзнущей маме подарили шикарную теплую кофту. Я капризная, мне сложно угодить, но кофту ношу постоянно — и вижу, что ребятам приятно.

— Что из последних подарков от Алексея вам больше всего нравится?

Лидия: Машина. Volkswagen Touareg.

Алексей: Какой же это подарок, если мы ее на совместно заработанные деньги покупали?!

Лидия: Как какой? Традиционный! Первую машину мне купил ты, вторую и третью — тоже ты, и только четвертую мы приобрели в складчину. Ты подарил мне прекрасную половину этого автомобиля!

— Сами определяетесь с моделью? Или говорите: «Теперь мне нужен большой автомобиль красного цвета», а Алексей подбирает марку?



Лидия: Я знаю, какую модель хочу, и на другую не соглашусь. В случае с машиной дорого не только внимание, но и конкретные пожелания…

— Алексей, у вас сейчас две премьеры одна за другой. 16 февраля — фильм про Великую Отечественную войну «Четыре дня в мае», где вы и продюсер, и исполнитель одной из главных ролей. А 21 февраля — «Август. Восьмого» — про конфликт в Южной Осетии в 2008 году…

Алексей: Да, причем режиссер фильма «Август. Восьмого» Джаник Файзиев перед началом съемок мне рассказал, что мой герой Казбек существовал на самом деле. Он реально всегда готов протянуть руку помощи слабому, тем более если это женщина, оказавшаяся в сложных обстоятельствах. Как мне кажется, нормальный для каждого мужчины взгляд на вещи, не только для военного.

Меня впечатлил объем проделанной над фильмом работы, а также очень солидные декорации. Огромная машинерия в павильоне «Мосфильма», где воссоздали интерьер Дома Правительства Южной Осетии: кабинет с взрывающейся в кадре стеной, коридор с проломанным полом, лестница, проваливающаяся под ногами моего персонажа. И конечно, масштабные натурные съемки в Абхазии, где я был первый раз в жизни. Тяжелое осталось впечатление. Я говорю не о людях — они-то были радушны и приветливы к нам. А вот запустение прекрасного края, брошенные дома, поросшие травой, — это тяжело было видеть­.

— События в Южной Осетии показаны глазами молодой женщины, помчавшейся в пекло спасать своего ребенка, а в фильме «Четыре дня в мае» война такова, какой увидел ее озлобленный немецкий подросток…

Лидия: Леша, можно я расскажу, как такой прием выбрали? «Четыре дня в мае» стоили Гуськову пяти лет жизни. Мы все за него переживали, и, конечно, периодически Леша показывал нам отснятый материал. И вот два человека — немецкий и российский монтажеры — сделали по варианту фильма. Я посмотрела оба. Причем специально попросила мужа не говорить, какой вариант кто подготовил. И выбрала тот, где все показано глазами колючего ненавидящего ребенка. Вот так на судьбу фильма и повлияла, чем очень горжусь. Он сильный получился, мы с детьми смотрели его со слезами. Я потом несколько минут говорить не могла­.

— Алексей, вы ведь историю «Четыре дня в мае» в Германии снимали? Долго там жили?

Алексей: Примерно полгода.

— Семья к вам в гости приезжала?

Лидия: Да откуда же у семьи время на это? Я работаю, да и дети заняты. Но мы с Митей приезжали к Леше летом 2008-го во Францию, когда он снимался во французской комедии «Концерт». Жили недели три в центре Парижа. Выходишь утром завтракать в кафе, а кофе и круассаны такие вкусные, апельсиновый сок оранжевый и солнце желтое… И ты почему-то от этого совершенно счастлив! Жаль, что Леша за все это время так ни разу с нами не позавтракал — то снимался, то репетировал, то брал уроки дирижерского ремесла. Он ведь играл дирижера Большого театра и очень ответственно отнесся к подготовке. Мы старались ему не мешать, поэтому уходили. И только вечерами, когда он был свободен, гуляли, ходили в рестораны…

Алексей: И я не зря старался и жертвовал завтраками в кафе. Фильм стал очень популярным во Франции, получил национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло». Статуэтка стоит теперь у меня дома, и я с ней чокаюсь. Надеюсь, итальянскую комедию, в которой я летом прошлого года снимался, тоже будут смотреть. Фильм, название которого в переводе на русский звучит как «Пока петух не клюнет», осенью должны выпустить — к какому-то большому кинофестивалю.

— А в итальянском кино вы кого играете?

Алексей: Русского уборщика на италь­янской телестудии. Когда в европейских фильмах предлагают сыграть офицера КГБ или мафиози (а это то и дело происходит), отказываюсь сразу. Говорю: «Мне этих радостей в России по горло хватает!» Так что во всех европейских фильмах я играю русских. Просто русских, без государственной или криминальной судьбы. А кого я еще могу играть с моим-то языком?

Лидия: Ну прекрати! Он еще семь лет назад не знал ни одного, а теперь говорит на трех. Я горжусь им!

Алексей: Да какие три! Не слушайте ее, я могу с горем пополам говорить по-французски, могу понять итальянский…

Лидия: А английский?

Алексей: Да, английский мы с трудом, но победили.

— Ого! Как вам это удалось в возрасте, далеком от школьного?

Алексей: Это как у Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Я после 10-го класса помнил только, что «Ландон из зе кэпитал оф зе Грейт Британ». На этом мои познания заканчивались, потому что в большем необходимости у меня не было. Я ведь бывший советский, а не новый русский. А когда стал работать как продюсер, необходимость появилась. В 2005 году у меня возник первый международный проект, мы работали с австрийцами, и была необходима хотя бы элементарная коммуникация…

Лидия: А потом Лешу стали приглашать играть в Европе, и он должен был понимать, о чем говорят на переговорах. Когда он брал текст на английском, ему хотелось чувствовать его, а не просто, как попугай, повторять сочетания звуков. И я как актриса ему завидую. Правда, Леш, я бы так не смогла…

Алексей: Ты лентяйка же еще!

Лидия: Лентяйка, да. Когда Володя в школе начал учить немецкий, я решила: «Дай-ка вместе с сыном язык освою». И не получилось! Я недостаточно усидчивая. Если надо для роли, например, спеть песню на итальянском или французском, просто учу наизусть непонятный текст.

Алексей: Зато ты знаешь китайский! Вот это лингвистический козырь!

Лидия: Да я его забыла уже, сколько лет прошло… (Лидия окончила школу-интернат с углубленным изучением китайского языка)

— Алексей, а по какой методике вы учите языки? Ведь это серьезные успехи!

Алексей: Мой опыт говорит, что надо прыгать в языковую среду. Только так за четыре года и осилил три языка, ведь надо было играть на них. Это стресс страшный для организма! Ты выключаешь все — телевизор, радио, — всегда и везде слушаешь только диски с речью. И когда недели через две непонятный поток речи начинает распадаться на отдельные слова, в этот момент можно погрузиться в грамматику. А потом надо учить элементарные фразы. Да, именно фразы, слова учить бессмысленно. Сейчас во всем мире популярен способ Assimil — всем его рекомендую. Заказываешь через Интернет диски с уроками французского, итальянского, английского… В них по определенным темам повторяются фразы. И дома, и в машине я бесконечно слушал эти диски.

Лидия: Да-да, едем и слушаем уроки, уроки, уроки… Иногда мне так хотелось ему сказать: «Давай хоть чуть-чуть музыку послушаем», но я аж язык прикусывала — молчала, думала: «Нет, пусть учит».



— Слушайте, бесконечная работа, учеба, дети… А ужин вдвоем или, что еще лучше, романтическая поездка — такое в вашей жизни когда последний раз было?

Алексей: Для романтических ужинов сложно время найти, а ездить мы всегда стараемся с детьми. Точно знаю, куда хочу Лиду и детей в следующий раз отвезти. Я после съемок в «Концерте» вымотался страшно. Надо было перевести дух, и я отправился в Тоскану, где развит агротуризм — для тех, кто хочет отдохнуть в сельской местности. Через Интернет нашел малюсенькую, на четыре дома, деревушку. Дома стоят на холме, и такие с него открываются виды! Когда я учился в театральном институте, недоумевал: бывают же лентяи, которые умеют устраиваться! Защищают кандидатские диссертации по фону на картинах Тициана или Рафаэля, при первой же возможности мотаются в Европу… Вот, думал, нашли себе легкий труд. И вдруг, будучи в Тоскане, увидел, что пейзаж в 11 часов утра окрашен в одни цвета, в два часа дня — в совершенно другие, а в пять часов — в третьи! Невероятная красота!

От той деревушки было 50 км до Флоренции, 70 км до Сан-Доминиано, и 60 км до Пизы. Берешь маленькую машинку и, когда тебе заблагорассудится, едешь куда хочешь. И ты не связан никакими графиками… Был сентябрь, у сыновей шли занятия (тогда они оба учились в школе), у Лиды начался сезон в театре, поэтому я оказался там один и провел всего неделю. Теперь дети уже выросли… Может, махнуть туда не с ними, а вдвоем с Лидой?

Лидия Вележева

Знак зодиака: Весы

Семья: муж — Алексей Гуськов, актер, продюсер; сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: в 1988 году окончила Театральное училище им. Щукина

Карьера : в 13 лет сыграла в фильме «Ожидание», с 1988 года — актриса Театра им. Вахтангова. Снялась в фильмах и сериалах: «Очарованный странник», «Волкодав», «Классик», «Любовь-Морковь 2», «Воровка», «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», «Идиот», «Пончик Люся», «Август. Восьмого».

Алексей Гуськов

Знак зодиака: Телец

Семья: жена — Лидия Вележева, актриса; дочь — Наталья (29 лет); сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: с 1975 по 1979 год учился в МГТУ им. Баумана, в 1983 году окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: снялся в фильмах и сериалах: «Плюмбум, или Опасная игра», «Волкодав», «Турецкий гамбит», «1814», «Концерт», «Горячев и другие», «Граница. Таежный роман», «Участок», «Диверсант. Конец войны», «Мусорщик». Руководитель студии «Ф.А.Ф. Интертейнмент», кинопродюсер

Домашний питомец: лабрадор Визирь Шахрияра Фортуна Ле Ретт

Лидия Вележева – одна из ведущих актрис театра и кино. А дома у нее совсем другие достижения – крепкий брак с актером Алексеем Гуськовым, двое сыновей, налаженный бый, уют. И как все успевает эта удивительная женщина?

Она появилась в облаке умопомрачительных духов. «Вы ко мне? Пойдемте». Лабиринт театральных коридоров. Гримерная. Огонек тонкой сигареты. У нее черные глаза, загадочный взгляд и завораживающий голос, а в жилах течет итальянская, сербская, еврейская, русская, украинская и цыганская кровь. «Женщина-тайна» – прозвали ее журналисты. «Ну, какая тайна?! – улыбается Лидия Вележева. – Я нормальная, обычная женщина, просто – актриса!» А вот тут можно поспорить, ведь актриса – женщина уже необычная. Тем более, что актрисой маленькая киевлянка Лида решила стать с детства. В двенадцать лет она одна отправилась на киностудию им. Довженко, чтобы отнести свои фотографии, и вскоре была утверждена на главную роль. Судьба? Безусловно, судьба, но и без характера тут не обошлось. Именно благодаря своей целеустремленности и умению побеждать Вележева многого добилась в жизни.

– Лидия, согласитесь, все-таки приятно, когда вас называют женщиной-тайной?

(Улыбается) Я когда это слышу – сразу теряюсь. Не люблю излишнего внимания. И вообще, я так спокойно к себе отношусь. Сидеть и умиляться – ах, я вся такая-растакая – это совсем не в моем духе.

– А комплименты любите?

Конечно, как всякая женщина. И сама люблю их делать.

– Может, какой-то запомнился особо?

Один человек мне как-то сказал: «У вас очень красивые руки». А я никогда не задумывалась об этом. У нас же главный «боекомплект» – глаза, ноги, талия, грудь. «Надо же – говорю, – почему именно руки? По-моему, они у меня большие». «Нет, что вы! Очень красивые!» Это было так приятно слышать. С тех пор я стала периодически на свои руки посматривать. Смешно (смеется).

– В юности вы, наверное, рано поняли, что очень привлекательны внешне?

Классе в 10. Мы с подружками тогда бегали на окраину Киева в туристский кемпинг на дискотеки. Там играла самая популярная музыка, продавались вкусные бутерброды и фирменная газировка, какой не найдешь в магазинах. Стоило все недорого, мы сбрасывались – кто рубль даст, кто два, а кто 50 копеек, – накрывали стол и чувствовали себя королевами. В зале всегда было много иностранцев, и они посматривали на нашу компанию, улыбались. Девчонки мне говорили: «Видишь, вон тот на тебя смотрит, и этот голову свернул. Понятно, сейчас танцевать пригласит!» И, правда, без конца приглашали. Так я и поняла, что на меня обращают внимание даже больше, чем я предполагала.

С детства. Голос у меня никогда не был звонким, а с возрастом еще понизился. Я ведь курю, и это тоже сказывается. Но голос и внешность даны природой, как правило, очень гармонично. Разве можно меня представить с высоким голосом? (Делает «кукольный» тембр) Ведь сразу несоответствие, и кого такой актрисе играть? По голосу меня даже посторонние люди узнают. Сначала присматриваются – я, не я? – а когда заговариваю, убеждаются окончательно. Этим летом я с младшим сыном была во Франции. Зашли в музей, и нужно было взять диктофоны с переводом. У стойки стоял служащий, что-то писал, я начинаю: «Будьте добры…» Он поднимает глаза и говорит: «Я издалека услышал ваш голос и не поверил – неужели это вы, здесь?! Смотрю – и правда». Оказалось, этот юноша – русский и во Франции учится. Он музыкант, и слух у него тонкий, поэтому распознал меня среди других туристов, даже еще не видя.

Багиру из легенды про Маугли? Может быть… Я люблю ее грацию, красоту без гламурной мишуры, достоинство. Если бы у меня спросили, каким животным я себя представляю, я, скорее всего, ответила бы – пантерой. Не потому, что я черная. Просто мне очень нравится этот образ. Давно, еще с детства…

– Кстати, не задумывались, детского в вас много осталось?

Наверное (улыбается). Тем более, что возраста своего не ощущаю. Как человек пунктуальный, порой, опаздывая куда-то, несусь с глазами ребенка, будто у меня игрушку отобрали, вместо того, чтобы спокойно сказать себе: «Уймись, сейчас все решится. Оттого, что ты не сядешь в поезд, мир не рухнет». А вот повзрослела я рано, и была очень самостоятельной, ничего не боялась. В Киеве мы жили на улице Ромена Роллана, в нашем же доме была булочная. Однажды, мне лет пять было, мама попросила: «Доченька, сходи в первый подъезд за хлебом». Я пошла, но магазин оказался закрыт на учет. С мыслью, что купить хлеб обязательно нужно, я по памяти отправилась за несколько кварталов в большой гастроном, мимо которого мы иногда проходили. Вскоре мама, конечно, занервничала, выскочила на улицу и, увидев, что магазин не работает, стала со слезами спрашивать у прохожих: «Вы не видели девочку, в красном пальтишке с капюшоном?» А я в этот момент, гордо прижимая к себе батон, благополучно возвращалась назад. Заметив маму, из-за гаражей стала за ней наблюдать – и что это она бегает, плачет? Мама потом рассказывала: «Уж не знала, что и делать! Вдруг смотрю – вдалеке маячит остренький капюшон. Моя!» Просто я всегда была очень исполнительным ребенком.

– А со своей сестрой-двойняшкой Ириной вы по характеру похожи?

Нет, мы не только по характеру, мы и внешне совсем разные. Она в отца – темно-русая и глаза у нее светлее, а я похожа на маму. Она была стеснительной, а еще, лишний раз не хотела себя утруждать – немножко такая «королева на перинах». Из-за этого мы с ней даже дрались в детстве. Сестра любила напомнить, что она старше (всего-то на пять минут!), поэтому многие обязанности сваливала на меня. Например, мама поручала: «Девочки, уберите квартиру». Так Ира говорила: «Ну, я уберу коридор и ванную, а обе комнаты, кухню и туалет – ты». Конечно, на этой почве случались разногласия. Или предлагала: «Ты, Лида, уберись одна, а я картошечки пожарю». Такая хитрая была! Но при этом она никогда не давала меня в обиду. Никому! Всегда защищала, если кто-то обижал, как рысь бросалась!

– А чем Ирина занимается сейчас?

Она работала поваром в кафе, но недавно ушла. Пока домохозяйка.

– Почему вышло, что вы с сестрой учились в интернате?

Наша мама работала на табачной фабрике, была бригадиром, передовиком производства, на нее равнялся весь цех. Если нужно было выйти во внеурочное время – выходила, и зарабатывала очень хорошо, мы ни в чем не нуждались. Но с двумя детьми ей было тяжело, ведь в то время она воспитывала нас одна. И когда пришло время нам идти в школу, встал вопрос – наверное, работу придется менять, но руководство предложило: «Люба, а давайте мы устроим ваших девочек в интернат №1 с китайским уклоном». Мама очень не хотела, но, приехав туда, убедилась, что это действительно хорошее место. Она ведь платила за нас большие по тем временам деньги – 120 рублей в месяц за каждую. И при этом ежедневно нас навещала, привозила передачи – ей казалось, что мы там голодаем. А нас прекрасно кормили – в нашей замечательной столовой все просто объедались. После 3 класса она решила нас забрать. Но мы так полюбили нашу школу, что ни в какую другую уже не хотели. У Иры случилась истерика, она топала ногами и даже спряталась в туалете, заявив, что не выйдет! И я ее поддержала, сказав, что мы нигде больше учиться не будем, сюда обратно прибежим. В общем, остались там до 10 класса. И школе этой я очень благодарна. Мало того, что там были сильные учителя и добрые воспитатели, там была огромная территория, сад, теплицы, футбольное поле, тир. И множество секций. Заниматься можно было, чем душа пожелает – от иностранных языков, танцев, музыки, живописи до гандбола. А я и занималась всем по чуть-чуть, даже гандболом, и даже на трубе играла в духовом оркестре – мне все было интересно!

– И какие-то навыки в будущем пригодились?

Ну, конечно! Вот, например, недавно у нас в театре вышла премьера «Берег женщин». Драматические актеры там не разговаривают, а исключительно танцуют, у меня тоже есть свой номер. Начали репетировать, и мне сразу вспомнились хореографические занятия в детстве, я уже знала, как руку поднять, как голову держать. Мышечная память существует, и навыки остаются на всю жизнь. Я вообще считаю, что девочкам очень полезно заниматься в детстве танцами, пластикой, это помогает выработать не только осанку, походку, но и уверенность в себе. Так что моя физическая форма перед началом проекта меня нисколько не смущала. Наоборот, я даже подумала – что ж я хуже молодых, что ли?!

– Похоже, театр Вахтангова – это для вас одна любовь на всю жизнь?

Да, меня ведь пригласили в его труппу сразу после Щукинского училища, и вот служу здесь по сей день… На самом деле, после школы я год работала в вычислительном центре, а весной пошла в Карпенко-Карого. Пришла неподготовленная, с одним стихотворением. Когда меня там завернули: «Вы ничего не умеете!» – не расстроилась, а разозлилась, и дома твердо заявила: «Я буду поступать в Москве!» У мамы был шок, но мы поехали. Приехали практически в последний день прослушиваний. Курс, считай, был набран, а я как Фрося Бурлакова: «А как же я?!» Но – судьба. На прослушивании, зайдя в аудиторию, в комиссии я увидела Ларису Алексеевну Пашкову, которая в картине «Ожидание» (первый фильм Лидии Вележевой, где она снялась в 12 лет – прим. автора) играла мою бабушку. И я так зажалась, что прочитала плохо. Но Лариса Алексеевна сказала: «А я ведь вас узнала. И понимаю, что вы, наверное, растерялись. Вы можете лучше. Подойдемте прямо сейчас к художественному руководителю курса – Алле Александровне Казанской, – почитаете ей. Все в ваших руках!» И я сказала себе: «Я не зря сюда ехала и должна учиться!» Прочитав Казанской, я услышала: «Я пропускаю вас сразу на общеобразовательные экзамены». Сочинение я писала с дикой температурой. Вывесили список с двойками – 12 человек, и я среди них. Вдруг выходит секретарь: «А Вележева здесь? Вас просят подняться к ректору». Прихожу. Он достает мое сочинение: «Деточка, у вас очень странные ошибки. Вы начинаете предложение, обрываете его, начинаете такое же снова, и опять обрываете… Вы не болеете?» – и щупает мой огненный лоб. Я расплакалась, а он говорит: «Какое счастье! Немедленно за справкой!» Потом Казанская ходила к замминистра культуры и просила о пересдаче мной экзамена. Разрешили. Так и поступила.

– Видно, что у вас сильный, целеустремленный характер. А случается, что характера все-таки не хватает?

Это редко. Например, такое происходило при разговорах с Михаилом Александровичем Ульяновым, когда мне нужно было у него, как у худрука театра, что-то попросить, куда-то отпроситься. Перед этим человеком я робела, терялась, и не то, что стукнуть кулаком по столу, доводы привести не могла. Если он говорил: «Я бы не хотел, чтобы ты уезжала», – я не уезжала. Или как-то я попросила себе второй состав на спектакль, а Ульянов сказал: «Нет, это роль твоя, и я считаю, что второй состав не нужен!» Я ничего не смогла ответить и, лишь выйдя из кабинета, корила себя: «Ну что ж ты не настояла?!»

– Ну, а в семейной жизни такой характер вам не мешает?

Честно говоря, у нас с Лешей у обоих характеры очень сильные. И порой бывают «схватки» – он мне будет доказывать одно, а я буду доказывать другое. Но… потом все равно кто-нибудь из нас сдастся. А вообще, я подружкам всегда говорю – мужикам нашим нужно уступать обязательно. Ведь если мы постоянно будем брать над ними верх, им это не понравится. Мужчины-то не особо любят сильных женщин, которые перегибают палку, а мы можем. Поэтому лучше я лишний раз уступлю, скажу – делай, как считаешь нужным, все равно потом будет ясно, кто прав. Вот, например, Леша долго уговаривал меня поехать в Турцию. Но я отвечала: «Не буду я там отдыхать! Что ты там, вообще, забыл – это же как большой Макдональдс!?» И однажды он сказал: «Не хочешь? Ну, тогда я вдвоем с сыном поеду». Съездил и вернулся со словами: «Больше я туда ни ногой!» «Вот, – говорю, – надо было прислушаться к моему мнению!» (Улыбается)

– Некоторые женщины говорят о своих мужьях – это еще один мой ребенок… Вы об Алексее Гуськове можете так сказать?

Нет, потому что Леша очень самостоятельный. С ним не надо нянчиться – что-то он не может найти, что-то он забыл взять… Тот же завтрак он в состоянии себе приготовить сам, и кашу заварить, и чай-кофе налить. Это для него не проблема, и носом никогда не тычет, как некоторые мужья – мол, ты женщина, ты должна! Я ему благодарна за это безмерно. А то порой наблюдаешь ситуацию у подружки, когда ее муж начинает фыркать, и думаешь: «Да-а, мой бы так никогда не поступил!» Если я уезжаю на гастроли, съемки, и меня долго нет, то я абсолютно спокойна, знаю, что он все сделает, найдет, уберет, проследит за детьми. Он вообще замечательный семьянин, умеет вести семейную политику так, чтобы я чувствовала – я единственная женщина в семье.

– Трудно, когда трое мужчин в доме?

Трудно. Каждый со своим настроением, а дети еще и взрослеют – у них меняются вкусы, меняются предпочтения. Но я никогда не говорила: лучше бы у меня родились девочки. Никогда! (Улыбается)

– Вашему старшему сыну Владимиру уже 20. Он на 4 курсе Щукинского. Как его успехи?

Поступив, он сказал: «Мама, очень тебя прошу – не вмешивайся в мой процесс учебы». Какое-то время я ходила смотреть их курсовые зачеты по мастерству, дико переживала и поняла, что не могу быть объективной – слишком придирчива конкретно к нему. Хотя педагоги за многое Володю хвалят. Некоторое время мы были заняты в одном спектакле – «Мадемуазель Нитуш». Просто практика в училище всегда проходит в театре Вахтангова, и нужны были студенты для массовки. Я наблюдала за тем, как сын вводится – поет, танцует. Молодец! К тому же он очень хорошо смотрится на сцене – высокий (1,92), темно-русый с серо-зелеными глазами. Волнения у меня не было, скорее, радостное ощущение, что мы играем вместе, что он участвует в хорошей постановке. Теперь хочу прийти, посмотреть их выпускной спектакль, чтобы увидеть результат, которого он добился за четыре года.

– А какие мысли о будущем у 15-летнего Дмитрия?

Он думает и о продюсерстве, и о режиссуре, и об актерстве. Хочу, говорит, и тем, и другим быть. Одно время сочинял рассказы, потом писал диалоги, но сейчас что-то забросил. Компьютер детям заменяет многое (вздыхает). Я понимаю его необходимость, но как же он губит наших детей! Они перестают читать, не интересуются живым общением, портят зрение. И спорт у нас в стране просел из-за этого же. Ребята даже на физкультуру ходить не хотят. Зачем играть в реальный футбол-волейбол, когда есть компьютерные игры. И ведь не оторвешь! Переживаю ужасно.

– От кого дети генетически переняли больше – от вас или от Алексея?

Младший больше взял от Леши, а старший – от меня. Порой, начинаю Вовку за что-то ругать и вдруг понимаю – я же такая же была! Но ведь так не хочется, чтобы дети повторяли твои ошибки… У него сейчас вообще сложный период, потому что институт заканчивает, и вроде взрослый уже, хочет самостоятельности, хочет жить отдельно. А я этого пока не очень хочу, хотя сама-то уехала из дома в 17! Но все-таки у нас было время другое. Не было этих клубов, наркотиков, мы не знали, кто такие голубые… Пиво на улице раньше пили одни алкоголики, а сейчас оно превратилось в морс, и ведь кому-то от одной бутылки голову сносит. А уважение к старшим? Его нет. Зато наступила вседозволенность, и это пугает. В общем, по поводу старшего сына я на перепутье. Это во мне борются материнская любовь и материнская эгоистичность.

– Как будущая свекровь, вы уже устраивали экзамены Володиным девушкам?

Экзаменов я не устраиваю – и так многое вижу, многое понимаю о человеке, нужно просто немного пообщаться. Если мне кто-то не понравится, так и скажу: «Она мне не нравится. Присмотрись», – хотя палки в колеса ставить не буду, выбор сына нужно уважать. Только уж если совсем какая-то оторва попадется – будем спасать (улыбается).

– А ваша мама по-прежнему живет в Киеве?

Да, хотя я часто прошу ее подумать о переезде в Москву. Но это непросто. Мама замужем, Бог послал ей замечательного человека, полковника в отставке, который и Чернобыль прошел, и Афган. У них дача на киевском водохранилище, а мама очень любит землю и большую часть времени живет на воздухе. Там сад, где растут яблоки, сливы, груши, виноград, смородина, абрикосы; огород. И ей так нравится за всем этим ухаживать! В общем, пока мама с отчимом к нам только в гости приезжают.

– У вас есть мечта?

Сказать, что я мечтаю иметь автомобиль «Ягуар» или мечтаю купить себе замок в Ницце?.. Да мне на все это начхать! Самая большая мечта у меня – чтобы мои дети, муж и все близкие были здоровы и счастливы. Больше мне ничего не надо. Правда.

Актер Алексей Гуськов в следующем году отметит 60-летний юбилей. Впрочем, выходить на пенсию актер не планирует.

Алексей Гуськов продолжает активно сниматься. Во всех творческих начинаниях его поддерживает любимая супруга – актриса Лидия Вележева, с которой он счастлив в браке уже более тридцати лет. Впрочем, до встречи с Лидией личную жизнь актера нельзя было назвать гладкой.

Впервые Алексей связал себя узами брака еще на втором курсе Школы-студии МХАТ. Прямо на улице молодой студент подошел знакомиться к милой девушке по имени Татьяна. Вскоре они стали мужем и женой. Но, как сейчас рассказывает сам актер, любовь быстро угасла. Интересы и привычки супругов категорически не совпали, к тому же молодая жена не имела ни малейшего отношения к актерской профессии.

– Мы 10 лет прожили в браке, – рассказывает Гуськов. – Понимаете, просто разница профессий и интересов рано или поздно дает о себе знать. Это очень влияет на отношения, тем более в юном возрасте. Я думаю, что когда люди разных профессий сходятся уже в зрелости, то это совсем другое дело. А когда у тебя строится жизнь, а твой партнер параллельно отстраивает какую-то свою, это мешает. Ты не понимаешь свою вторую половину, а она не понимает тебя. Это все гораздо серьезнее, чем, например, какие-то бытовые споры по поводу закрытой или открытой форточки.

От первого брака у Алексея Гуськова остались не только неприятные воспоминания о недопонимании с супругой. Их с Татьяной дочери Наталье уже тридцать четыре года. У актера также есть внучка, в которой знаменитый дед души не чает.

А вот со своей нынешней спутницей жизни – актрисой Лидией Вележевой, как оказалось, Алексей Гуськов мог пересекаться еще в детстве. Ведь они жили на соседних улицах города Киева.

– Когда мы с семьей переехали из Польши в Киев, мне было семь лет, – продолжает Алексей. – Я ходил в школу. А моя будущая супруга в это время только появилась на свет и жила потом по соседству – на другой стороне железной дороги. Это ж надо, что познакомились мы только в Москве. Когда это выяснили на первых этапах нашего общения, было конечно же удивительно.

Познакомились Лидия Вележева и Алексей Гуськов в театре на совместной репетиции.

– У нас с Лидой скучная, банальная, пошлая связь актера и актрисы, переросшая в семейную жизнь. Я сидел на лестнице в театре. Мимо меня пробегала красивая девушка. Она оказалась курящей. Тогда не было зажигалок, она у меня попросила спички. Я не отказал – дал. Девушка нагло сунула их в карман и убежала. А потом оказалось, что мы пришли на одну репетицию. Я смотрел на нее пристально. Думал, отдаст она мне спички или нет. А она довольна, сидит и думает: «Почему он на меня так смотрит?! Наверное, я хороша!» Вот такая смешная история.

– Я, как только взглянула на Алексея, сразу поняла: это моя судьба, – в свою очередь рассказывает Вележева. – Вот не знаю, что это было. Может быть, какое-то предчувствие. Но я смотрела на него на репетиции и знала почему-то, что с этим человеком я буду жить, он будет моим мужем.

Лидия Вележева и Алексей Гуськов живут в счастливом браке уже около тридцати лет. У них двое сыновей: 28-летний Владимир и 22-летний Дмитрий. В прошлом году старший сын подарил родителям прекрасную внучку Стефанию. И ничего, что до того, как семья Гуськова и Вележевой стала по-настоящему счастливой, им пришлось пережить ряд испытаний: коммунальная квартира, нехватка денег в связи с невостребованностью артистов, из-за которой даже, поговаривают, Гуськов стал выпивать. Но как бы там ни было, сейчас актер выглядит полностью счастливым и состоявшимся человеком.

– Свой главный жизненный кризис я пережил где-то в 35 лет, – делится Гуськов. – До этого все было как-то наугад, повезет – не повезет. А после тридцати пяти я стал фаталистом. Мой совет всем: нужно прислушиваться к жизни, она нам все время что-то предлагает. Нужно лишь уметь сделать правильный выбор.

Запомнилась российским зрителям образом Настасьи Филипповны в сериале Владимира Бортко «Идиот» с Евгением Мироновым, а также главными ролями в сериалах «Воровка» и «Берёзка». В гостях программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» 51-летняя актриса рассказала о своей жизни.

Уже 30 лет Лидия счастлива в браке с актером и продюсером Алексеем Гуськовым . У пары двое сыновей и двухлетняя внучка Стеша.

«Я впервые увидела его, и время словно остановилось. Мне будто сказали, что это мой будущий муж. Я знала, что мы будем вместе. Конечно, я к нему присматривалась, но у нас так быстро все развивалось, он так красиво ухаживал. Была безумная любовь», — с улыбкой и нежностью вспомнила актриса знакомство с Алексеем Гуськовым.

View this post on Instagram

Лидия Вележева и Алексей Гуськов

Непреходящей болью для Лидии стала потеря сестры-близняшки, с которой они были очень близки. Ирина родилась на пять минут раньше, однако лидерство оставалось за младшей: «Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась… Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой», — рассказала Лидия. В школьные годы обе сестры учились в киевском интернате, где была актерская мастерская.

Решительная Лидия в 13 лет сама отнесла анкету на киностудию имени Довженко для картотеки детей-актеров. Через год ей предложили главную роль в детском фильме «Ожидание».

Карьера Лидии складывалась успешно. Актриса была востребована даже в девяностые годы, когда кино находилось в упадке. Гораздо труднее складывалась судьба Ирины. Старшая сестра Лидии в 16 лет неудачно вышла замуж и вскоре начала злоупотреблять спиртным. «Она ни в какой институт не поступила, она говорила: «Лид, я не сдам. Я не могу ничего с собой поделать», — с горечью вспоминает Вележева.

View this post on Instagram

Актриса вспоминает, что близкие старались поддержать Ирину: «Мама ей всегда помогала, все приданное осталось у Иры. Дальнейшая судьба сложилась у нее печально, она стала увлекаться алкоголем. Нет, она не была, конечно, алкоголичкой, но у нее как-то у нее пропал интерес к жизни. Я много раз с ней разговаривала, она даже пряталась от меня. Я все анализировала, всегда была защитником, заступником для нее».

Лидия отметила, что сестра сначала радовалась ее успехам, но потом они начали отдаляться. Восемь лет назад Ирина скоропостижно скончалась: «В 43 года ее не стало — тот день я запомнила. Мне позвонил отчим и сообщил, что Иры больше нет.

Я не сразу поняла, о чем он говорил. Отчим плакал, просил меня помочь и как можно скорее приехать. Когда Ира умерла, у нее не было паспорта — потеряла, поэтому ее забрали как бомжа. Я приехала в Киев и не знала, в каком морге ее искать. Самое страшное — это сказать маме, что Иры нет, а завтра похороны», — в слезах рассказала Лидия.

View this post on Instagram

Издание: Вечерняя Москва

Таких персон традиционно называют «лицо партии». В этом смысле у «Единой России» оно яркое и запоминающееся. В актрисе Лидии Вележевой все излучает гармонию. Если роли - то только любимые, а количество не важно. Если семья - то дружная, с троекратным мужским вниманием (в помощь мужу, актеру и продюсеру Алексею Гуськову, двое подрастающих сыновей, старший из которых уже продолжает дело родителей). На вопрос, каких жертв потребовало от нее искусство, Лидия Вележева вспомнила? химическую завивку для съемок «Очарованного странника» - в экспедиции негде было бы завиваться, пришлось слегка подпортить роскошные волосы. И действительно, глядя на нее, начинаешь верить, что не нужно никаких жертв - все должно быть в радость.
При взгляде на Лидию Вележеву афоризм князя Мышкина: «Красотой спасется мир»- становится аксиомой. В детстве Лидия учила китайский язык, занималась гандболом, посещала кучу кружков - мама вынуждена была работать в две, а то и в три смены, и потому они с сестрой учились в интернате. В 13 лет снялась в своем первом фильме, а в 17 провалилась в Киевском театральном институте, чтобы сразу после этого поступить в Москве. Неудивительно, что никакие трудности ее с тех пор не пугают.

Говорят - Вахтанговский театр, подразумевают некие секреты праздничной театральности, которые знают только посвященные. Как вам, вахтанговке со стажем, кажется - за этими разговорами реальность или уже легенда?
- К сожалению, вахтанговского секрета уже не существует. Сейчас такое время - актеры отработали и разбежались по съемкам и антрепризам. Раньше, например, вахтанговцы обязательно отмечали Новый год, и попасть на эти феерические торжества было нереально - вот уж действительно только для избранных. Теперь этого нет.
Раньше, когда у актеров не было такого количества съемок, озвучаний, антреприз и так далее, рядовой спектакль превращался в праздник, после которого можно было задержаться и пообщаться. Мы, пришедшие в театр в 80-х годах, еще застали… хвостик этой легенды. В буфете рождались идеи новых спектаклей, завязывались романы, а разговоры были не на уровне «как я сыграл» - рассказывались замечательные истории о прошлом, которые мы, молодые, слушали, затаив дыхание.
- Вы играете Адельму в «Принцессе Турандот». Для кого-то из артистов участие в 80-летнем спектакле превратилось в трудовую повинность. А для вас?
- Как?! Почему в повинность? У нас многие артистки, приходя в театр, проходят через «Принцессу Турандот». Начинают с рабынь, потом получают роли побольше. Про себя могу сказать, что когда мне дали роль Адельмы, меня очень грело сознание, что через эту роль прошли все великие вахтанговцы. Конечно, к спектаклю в нынешнем его состоянии есть претензии, в том числе и к актерам. И, конечно, сделать новую редакцию сложнее, чем попросту закрыть спектакль, как в итоге и сделали.
- Как?! «Принцессу Турандот» закрыли?
- Да, закрыли - как нам было сказано - на время. Очень хочется, чтобы «Турандот» вернулась в репертуар. Вы не представляете, что творилось на последнем спектакле.
Впрочем, на «Турандот» всегда аншлаг - это самый кассовый спектакль. По телевидению прошел сюжет, что спектакль снимают, и был невероятный бум. Фотоаппараты, цветы. Конечно, надо искать что-то новое, отредактировать реплики «Масок». Например, упоминание водки «Столичной» или телеграммы-молнии уже не проходит (какие теперь телеграммы?).
А вот загадка про Интернет, которую вставил Рубен Симонов, встречается бурными овациями. Время…
- Вы сегодня довольно мало играете в театре, но зато вас можно увидеть в спектаклях Петра Фоменко и Владимира Иванова, который считается одним из лучших педагогов Щукинского училища. Это что, ваша разборчивость?
- Скорее удача. Куда-то я не попала из-за съемочных периодов. Скажем, когда снималась в «Идиоте», попросила руководство не загружать меня, а в это время как раз шли распределения на несколько лет вперед. Что ж, все что ни делается - к лучшему.
- А вы имеете право отказаться от роли?
- Весь ужас в том, что у нас очень многие имеют на это право. Хотя в идеале артист даже подумать не смеет, чтобы отказаться от роли из-за съемок или из-за того, что «я только что выпустил спектакль». А у нас это вошло в норму. И молодые артисты это видят, копируют, и начинается уже цепная реакция.
- Как вы думаете, почему у Петра Наумовича Фоменко так удался спектакль «Без вины виноватые» в вашем театре? Какие звезды должны были сойтись?
- А потому что он Фоменко. На него надо молиться и выполнять все его капризы - он этого заслуживает. Так точно, понятно, современно и доступно актерам объяснять классику! Мне было так легко понимать, чего он хочет, что в процессе репетиций возникло ощущение, будто я уже могу выйти на сцену, готова! Есть спектакли, которые надо все время повторять, а этот помнишь - настолько прочный там стержень. А ведь уже 14-й год идет. Фоменко и Иванов - те режиссеры, у которых я и сегодня больше всего хочу работать. Знаете, как расстраиваются все, кто не попал в работу к Иванову?
- Как вы можете объяснить (или, может, Владимир Бортко говорил об этом) почему именно в наше время возникла потребность в новом «Идиоте»?
- Очень просто: Владимир Бортко захотел снять весь роман. У Пырьева был любовный треугольник. А Бортко инсценировал роман от первой страницы до последней. Его спрашивали: а почему бы вам не снять «Анну Каренину», например? Потому, отвечал он, что уже есть замечательный фильм по всему роману. А почему бы и нет?
- Понятно, что такие роли, как Настасья Филипповна, требуют от актрисы колоссальной собственной работы?
- На первом месте все равно режиссерские задачи. Я могу, готовясь к съемочной смене, придумывать все что угодно. Но на съемках может выясниться, что твои фантазии не совпадают с режиссерским видением. У меня был некий ступор от того, что мне ничего не помогает, режиссер отобрал у меня все подпорки. Ведь любой предмет в руках - веер, чашка, ручка - может помочь актеру передать состояние персонажа. Я пересматривала пырьевского «Идиота» - у Юлии Константиновны там и муфточка, и веер, которыми можно манипулировать. А Бортко заявил мне, что ему этого ничего не надо. Только фигура, нутро, душа и глаза. Даже ресницы не дал наклеить - мне, говорит, не нужна кукла. При этом все должно быть очень достойно - повадки, походка, манеры. Я старалась приходить на съемки пораньше, чтобы спокойно походить в костюме, настроиться, ничего не трогать, не хватать телефон.
- Достоевский - жестокий автор, и история знает немало срывов у актеров, игравших его. Вы с режиссером искали какие-то защитные механизмы, чтобы и роль получилась, и нервы при этом остались целы?
- Он не жестокий, просто держит в невероятном напряжении. А мы, конечно же, люди ранимые и все пропускаем через себя. На «Идиоте» во мне накопилось эмоциональное ощущение взрыва. А Бортко говорил - не надо, мол, я вижу, что ты можешь, но ты дави эту лаву, не пускай ее наружу, пусть внутри кипит. Мы с ним долго спорили по этому поводу, и он мне доказывал - Настасья Филипповна очень гордая. И даже если взрывается и дает пощечины - делает это достойно. И любой ее шаг - не истеричный всплеск эмоций, а Поступок.
А вообще-то Бортко очень бережно относится к артистам. Лишний раз обратит внимание - отдыхал ли актер, удобно ли ему. Следил, чтобы для меня всегда стоял стул - я ведь не могла в своем платье и с прической, над которой несколько часов трудились гримеры, прилечь на кушетку в перерывах, как это делали мужчины. Он первый на моей памяти выставлял свет без актеров, и приглашал нас только тогда, когда все было готово.
- Говорят, его поразило, как вы сжигаете деньги?
- А-а, это руководство вместе с журналистами приехало в тот момент, когда мы снимали эту сложнейшую сцену, да еще практически одним куском. Вы, сказала я им, сюда приехали посмотреть, не жжем ли мы нал?
- А в жизни вы как относитесь к деньгам: стыдно, когда их нет, и надо стремиться заработать, или нет - и не надо, скорректируем потребности?
- Я не жадный человек и зарабатывать, лишь бы заработать невесть как, не буду. Может, потому что у меня есть каменная стена в лице мужа, и заработком, по большому счету, занимается он, позволяя мне иногда даже полениться.
- Что может дать мать будущему мужчине: уравновешивать лаской строгость отца, постоянно показывать сыну, что она женщина, или побаловать его, пока маленький?
- А вот все понемногу, что вы перечислили. У мальчишек в подсознании - мы, мол, сильные, и потому нам многое позволено. Так что надо все время их собирать. Мне мама всегда говорила - это плохо потому-то и потому-то и всегда рисовала перспективу, объясняя, почему плохо. И я старалась, чтобы мое «нет» было для детей категоричным, но объясняла, почему.
Сейчас многие воспитывают детей по японской системе - вседозволенность до трех лет. Но я считаю это неправильным. А еще я всегда приучала их - прежде чем что-то попросить, выясни, есть ли у нас для этого деньги.
- Ваш старший сын поступил на актерский факультет. Он получил то, чего ожидал?
- Да. Я вижу, с каким наслаждением и как быстро он собирается в институт. И как завидуют ему мальчишки-одноклассники. А теперь выясняется, что он попал к Нине Дорошиной, у которой когда-то училась и я. И наблюдений (есть такое актерское упражнение) у него получилось столько же, сколько и у меня в студенческие годы.
- А вы бы отпустили своих сыновей в армию?
- Нет. Наша армия с ее дедовщиной, работой на стройках у кого-то не дает гарантий, что мой здоровый ребенок вернется живым, не искалеченным и не больным.
- Вы вступили в партию «Единая Россия». Зачем вам это нужно и что вы реально там делаете?
- Могу сказать, что «Единая Россия» - единственная партия, которая не занимается демагогией. Не раздувает шумиху вокруг любой своей акции, а просто делает конкретные дела. Ну, например, одна московская школа - не богатая, обычная - просила компьютерный класс.
Написали письма в ЛДПР, «Яблоко», КПРФ и «ЕР» - и только «Единая Россия» подарила эти компьютеры.
Что я там делаю? Выступаю, если просят. Например, перед детьми Беслана. Или помогаю решить какие-то вопросы. Вот другой школе нужно было поставить «лежачего полицейского». Директор ходила, обивала пороги.
Когда узнали, что я в партии, попросили - Лидочка, помогите. Я подошла на съезде к префекту этого округа, и вопрос решился очень просто.
- Вашего партнера по «Идиоту» Евгения Миронова часто сравнивают с корифеями сцены, точно он негласно несет ответственность за свое поколение. А вы через это проходили?
- Сравнение вообще-то - плохая штука: актер должен быть индивидуальностью. Все зависит от того, по какому принципу сравнивают - типаж, внешность, манера игры, попадание в образ. С кем меня только не сравнивали - начну перечислять, скажете - во, загнула.
-???
- Ну, с Верой Холодной. Даже Петр Наумович Фоменко в «Без вины виноватых» просил сделать мне грим под Веру Холодную. Но я не люблю никаких сравнений - каждый актер индивидуален. Надо благодарить Бога за то, что тебе дают такие роли.
Знаете, когда проявляется любой человек, и актер в частности? Когда к нему приходит либо власть, либо слава.
Вот тут слетают все маски, и обнажается истинное лицо. И тогда я поражаюсь, глядя на некоторых коллег, - какие они становятся гордые да неприступные. И все сплошь звезды. Разве можно себе представить, что Табакова или Ульянова назовут звездой? Это любимые народом артисты, а звезда сегодня в небе взойдет, а завтра упадет.
Если я где-то выступаю, умоляю администраторов не вешать на меня никаких ярлыков, а представить просто - актриса театра и кино Лидия Вележева.