Gripen - шведский истребитель четвёртого поколения. Поколение за поколением

Истребители ВКС России / Фото: pda.inosmi.ru

25 марта ВКС России отметили День истребительной авиации. 25 марта 1916 года были сформированы первые авиаотряды в нашей стране. За 100 лет эволюции истребитель превратился в многоцелевую машину, способную уничтожить любого противника. В нашем материале мы расскажем про самые современные истребители российских ВВС.

В 1915 году в России был принят на вооружение специальный тип самолета - истребитель. Самой первой такой машиной оказался проект С-16 знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского. Спустя всего год, 25 марта 1916 года, был подписан приказ, в соответствии с которым было начато формирование первых штатных истребительных авиационных отрядов.

Истребители начала прошлого века развивали скорость полета до 150 км/ч, а их экипаж состоял из пилота и штурмана. Заметив самолет противника, пилот подлетал к нему сверху, а штурман сбрасывал пушечные ядра, металлические бруски и даже гири. Немного позже метод был усовершенствован: штурман вооружился револьвером и стрелял в пилота вражеского самолета.


Истребитель С-16 конструкции Игоря Сикорского / Фото: Ростех


В конце 1930-х годов истребители уже развивали скорость около 450 км/ч. Из фанерных бипланов они превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами, а револьверы уступили место пулеметам.

Современный истребитель подразумевает сложную конструкцию, мощные двигатели и радиоэлектронное бортовое оборудование. Благодаря своей универсальности он способен выполнять и множество других задач, то есть быть многоцелевым.

Су-35: на грани двух поколений

Истребитель Су-35 - это 30-миллиметровая пушка, 12 точек подвески для ракет и бомб, более 3500 км без дозаправки, обнаружение целей за несколько сот километров. Как недавно написало американское издание The National Interest, «исключительно легкоуправляемый и укомплектованный очень мощным вооружением Су-35 может иметь дело с лучшими западными самолетами, даже с F-22 Raptor».

Су-35 признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. Впрочем, поколение «4++», к которому он относится, является достаточно условным: за исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией (РЛС) «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн». Данные двигатели удовлетворяют требованиям пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная станция «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них. «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство западных РЛС.

МиГ-29: «точка опоры» российской авиации

МиГ-29 поступил на вооружение в 1983 году. Пилотажные характеристики истребителя потрясли многих западных пилотов, управлявших им. В НАТО истребитель получил громкое имя Fulcrum, что в переводе с английского означает «точка опоры». Уже тогда МиГ-29 обладал рядом уникальных особенностей.

Радиолокационная станция позволяла обнаруживать воздушные цели на больших дистанциях, в том числе и низколетящие цели. Кабина была оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла, а также нашлемной системой целеуказания и индикации (НСЦИ). Последняя позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели, лишь только посмотрев на нее. Кстати, нашлемная система целеуказания «Щель» на советских истребителях МиГ-29 считается первой в мире серийно выпускаемой НСЦИ.

Особое внимание уделялось безопасности на борту. Катапультируемое кресло позволяло пилоту в критической ситуации покинуть машину даже на нулевой высоте. Была также встроена система речевой индикации, именуемая пилотами «Рита», которая предупреждала об опасном режиме полета или угрозе со стороны противника.

МиГ-29 / Фото: Ростех


Сверхманевренный МиГ-29 отличается большой скороподъемностью - 330 м/с. Для сравнения: у американского F-16 она составляет 270 м/с. Своими пилотажными возможностями МиГ-29 не раз удивлял зрителей многочисленных авиашоу.

Кстати, в 1988 году именно МиГ-29 стал первым советским боевым самолетом, который продемонстрировали на зарубежном авиасалоне «Фарнборо». Некоторые фигуры высшего пилотажа, показанные там нашими «МиГами», до сих пор являются «русским эксклюзивом» и названы в честь наших пилотов. Именно тогда на МиГ-29 Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа «Колокол».

Дебют на «Фарнборо» стал значимым для МиГ-29 еще по одной причине.

МиГ-29 пилоьажной группы "Стрижи" / Фото: Ростех


Тогда впервые для «двадцать девятых» придумали оригинальную раскраску - на них появились стрижи. Эти птицы дали название легендарной российской пилотажной группе «Стрижи».

Су-34: грозный «утенок»

Новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34 с одинаковой легкостью может как выполнять фигуры высшего пилотажа, так и наносить ракетно-бомбовые удары. За такие возможности Су-34 на Западе был прозван Fullback, что в переводе значит «защитник». В российской же армии он ласково прозван «Утенком» - за форму носового обтекателя кабины.

Су-34 / Фото: Ростех


Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличается от своего прототипа Су-27 меньшей скоростью - 1900 км/ч против 2420 км/ч - и несколько худшей маневренностью. Но этот «гибрид» истребителя и бомбардировщика имеет одно явное преимущество - намного большую взлетную массу, до 45 т. При этом общая масса боевой нагрузки Су-34 составляет 8 т. Номенклатура вооружения достаточно широкая: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и различных по массе и назначению ракет класса «воздух-поверхность».

Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Все передаваемые в ВКС РФ самолеты Су-34 оснащаются разработанным КРЭТ многофункциональным комплексом РЭБ «Хибины».() Установка таких контейнеров РЭБ позволяет за считаные минуты превратить любой строевой Су-34 в специальный самолет - постановщик помех, способный обеспечить эффективную защиту целых авиационных групп от разведки и поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами. Вся прикрываемая таким самолетом авиагруппа просто пропадет с радаров противника.

РЭБ «Хибины» на крыле Су-34 / Фото: Ростех


Еще одно из ключевых отличий истребителя-бомбардировщика - двухместная кабина, в которой летчик и штурман сидят плечом к плечу, а не друг за другом. По части комфорта Су-34 в своем классе, пожалуй, нет равных. На борту «тридцать четвертого» имеются санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха. У пилотов есть возможность встать со своего места, распрямиться во весь рост. Пока самолет не поднимется на 11 000 м, пилоты практически не ощущают перегрузок и могут большую часть маршрута не пользоваться кислородной маской.

МиГ-31: «охотник» на высоте

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 попал на третью строчку в списке лучших российских военных самолетов по версии американского издания The National Interest.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31, стоящий сегодня на вооружении ВВС России, был разработан в 1970-е годы. Он стал первым советским боевым самолетом четвертого поколения. Характеристики МиГ-31 действительно уникальны. В мире существовало всего два самолета, способных выполнять перехват на высоте до 20 км со скоростями до 3000 км/ч, - это МиГ-31 и его предшественник МиГ-25.

МиГ-31 / Фото: Ростех


Основу системы управления вооружением самолета МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова. Кстати, МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащенным БРЛС с фазированной антенной решеткой, и оставался единственным таким серийным истребителем до 2000 года.

Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году. Недавно будущее МиГ-31 обсуждалось на уровне Военно-промышленной комиссии. В итоге самолет было решено модернизировать до МиГ-31БМ.

Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то модернизированный МиГ способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС «Заслон-М». Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км.

ПАК ФА: истребитель пятого поколения

ПАК ФА (Т-50) считается первым полностью «цифровым» истребителем российских ВКС. Первый полет самолет совершил в 2010 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов для испытания, а серийные поставки в войска ожидаются в 2017 году.

Большая часть информации о первом российском истребителе пятого поколения является секретной. Поэтому известны лишь приблизительные характеристики самолета. ПАК ФА полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункционален, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой.

Новейшие системы для истребителя пятого поколения создаются и на предприятиях Ростеха. Среди них и многофункциональная радиолокационная система с активными фазированными антенными решетками. Она будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. На самолете будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других станций по всей поверхности самолета, фактически составляя «умную обшивку».

На ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения производства НПП «Звезда». Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолета. То есть в автоматическом режиме анализируются скорость самолета, высота полета, углы тангажа, крена и другие параметры. При этом учитываются многие другие данные, в том числе рост и вес летчика - от 44 до 111 кг.

ПАК ФА Т-50 / Фото: Ростех


На первых серийных образцах ПАК ФА - турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 производства НПО «Сатурн». Этот двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

Истребитель оснащен 30-миллиметровой авиапушкой 9А1-4071К, разработанной специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-миллиметровой авиационной пушки ГШ-30-1, производимой с 1980-х годов.

МОСКВА, Ростех
12

И стребитель — витрина передовых технологий любой державы. Самолеты данного класса не только лучшие по всем ТТХ среди других типов авиации, но и превосходят друг друга. Истребители являются самыми грозными самолетами на всем белом свете. В мире очень мало стран, которые создают самолеты такого класса. Именно поэтому те страны, которые создают подобные машины, являются одними из передовых в военном деле. Ниже, вы имеете возможность ознакомиться с пятеркой лучших русских истребителей времен СССР.

1. И-16 «Ишачок»

Созданием занималось ОКБ Поликарпова, в 1933 году состоялся первый полет истребителя. Главная особенность самолета - это аэродинамическая неустойчивость в полете. Гипотеза твердит что с такой особенностью истребитель И-16 получил лучшую маневренность что существенно помогает в воздушном бою. Самолет выпускался вплоть до 1942 года, за крылом «Ишачка» Гражданская война в Испании, Финская война и Отечественная война. В 1944 году, когда И-16 полостью морально устарел как истребитель того времени он мог дать достойный отпор Фашистам.

В 1943 году Голубев. В.Ф. в одном бою смог сбить двух немецких асов на новых FW-190A. И-16 достойно прошел все годы своей службы, был одним из передовых самолетов во время Испанской кампании, прошел суровую войну с Финляндией и дал достойный отпор немецким асам Люфтваффе. Так же именно с И-16 начала свое существование первая отечественная пилотажная группа «Красная пятерка»

2. Ла-5

Легендарный самолет, созданный в ОКБ Лавочкина, один из символов победы, во время Великой отечественной войны. Появившийся в 1942 году, самый трудный год для России. Одна из главных особенностей - это использование нового двигателя М-82. Появились предкрылки на крыле, вооружение составляло 2 20-мм пушки. Машина имела хорошую управляемость, предсказуемо вводилась в штопор, так же и легко из него выходила. Молодым пилотам было не трудно освоить Ла-5. Летчики Люфтваффе по началу думали, что Ла-5 являлся модернизацией И-16, которого немецкие пилоты прозвали Ratte (крыса). Но вскоре их вынудили внимательнее присмотреться к новой советской машине, «Внимание у тебя Ла-5 на хвосте», такие короткие фразы все чаще слышались от немецких пилотов.

Ла-5 по своей схеме, компоновке, своим возможностям, новому двигателю дал достойный отпор асам вермахта. Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11, славное семейство истребителей Лавочкина не только помогло одержать великую победу, появившись в такое острое для страны время, но и могли наравне воевать еще несколько лет после Отечественной войны, показав уже в реактивную эру авиации, что поршневые истребители еще не отжили свой срок.

3. МиГ-15

Первый отечественный истребитель, став самым массовым реактивным самолётом. Разработка ОКБ Микояна, истребитель стал «иконой» для наших пилотов на многие годы вперед, именно на МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель) было поднято в небо не одно поколение будущих пилотов. Именно с МиГ-15 началась настоящая реактивная эра авиации в России. МиГи приняли участия в Корейском и Арабо-Израильском конфликтах выступая как основной истребитель. МиГ-15 предусматривался как фронтовой истребитель для ведения боя против вражеских истребителей и бомбардировщиков противника, ведения разведки и удары по наземным целям. «Красная пятерка» первая пилотажная группа СССР, летала и на МиГ-15.

Истребитель Микояна появился в стране после ужасной войны, миллионы погибших, разрушенная войной страна, предприятия, заводы, фабрики. В этих условиях и в условиях начала Холодной войны Микоян создал МиГ-15, который в книге рекорда Гиннесса является самой массовой реактивной машиной в истории человечества и авиации. Состоявшей на вооружении многих стран и принимавший участия в войнах по всему миру, он по праву завоевал называться, лучшим истребителем реактивной авиации начального периода.

4. МиГ-31

Сверхзвуковой всепогодный стратегический истребитель перехватчик, созданный в ОКБ Микояна. МиГ-31 был создан в 1970-х годах, его первый полет состоялся в 1975 году. Главная особенность данного истребителя - это режим его работы, полеты на сверхзвуковой скорости в стратосфере. МиГ-31 не относится к войскам ВВС, он является самолетом ПВО. Во всем мире нет аналога этому 50-ти тонному монстру, задачей для него является патрулирование, охрана и перехват всех неопознанных целей, это щит страны, щит, который может перехватывать не только самолеты, но и ракеты и низко летающие спутники противника. Дистанция, обнаружения врага составляет почти 230 км.

МиГ-31 может быть не только истребителем-перехватчиком, а также летающим штабом для ПВО и ВВС, в таком режиме он может наводить на цели не только похожие МиГ-31, но и другие самолеты ВВС, а также наземные станции. 4 самолета МиГ-31 могут контролировать до 900 км воздушного пространства. На данный момент истребитель МиГ-31 который в России стал одним из первых самолетов 4 поколения, превосходит истребители США 5 поколения F-22 и F-35.

5. Су-27

Лучший истребитель 4 поколения когда-либо создаваемый в мире. Разработкой занималось ОКБ Сухого. Корневой наплыв, флаперон, аэродинамическая неустойчивость, полет по проводам, все это являлось новшеством того времени. Су-27 стал не просто лучшим, он перевернул всю школу подготовки пилотов, по старым учебникам тренироваться для полетов на Су-27 уже было нельзя. Самолет стал «умнее» пилота.

Самолет летал почти что самостоятельно, лишь позволяя пилоту немного ему помогать, а за всей обстановкой наблюдал сам Су-27. Истребитель и по сей день ведет службу по всему миру, заказы на самолет многомиллиардные, сам самолет почти все мировые эксперты считают эталоном нынешнего времени, а родился лучший в мире истребитель именно в России.

Военная авиация всегда привлекала массу внимания общественности. И, если в момент зарождения она восхищала своей эффективностью, то сегодня удивляет возможностями и наличием массы высокотехнологичных решений. Мы живём в весьма нестабильном мире, в котором то и дело происходят локальные конфликты, но, пожалуй, единственным плюсом этого является возможность наблюдать лучшие произведения инженерного искусства в действии. Мы объединили их в рейтинг самых лучших военных истребителей мира , который сможет не только удивить вас техническим прогрессом оборонной промышленности, но и заставит гордиться собственной страной, ведь большинство лидирующих позиций принадлежат именно российским самолётам. Как говориться, «Первым делом самолёты…»

10. Дассо «Мираж» 2000 (Франция)

Французская авиация заметно прибавила со времён Второй Мировой войны, когда она была в пух и прах уничтожена немецкой армией. Попытки вести независимую внешнюю политику требовали сильной армии, поэтому 30 лет назад появился военный самолет «Мираж», который сразу стал основным истребителем ВВС Франции и не сдавал эту позицию два десятилетия, ведь он отлично проявил себя в миротворческих операциях в Северной Африке, в результате чего стал массово закупаться Индией. Именно в этом регионе он нашёл себя: успешные уничтожения авиации и штабов противника, а также атаки управляемыми ракетами сломили сопротивление повстанцев за пару дней. Согласно некоторым данным, несмотря на снятие с производства в 2006, Дассо 2000 участвовал в Ливийской войне, где наносил ошеломительный урон боевой технике армии Каддафи.

9.

Ещё пару лет назад Falcon, расположившийся на девятой строке рейтинга самых лучших истребителей мира, был самым распространённым боевым самолётом в мире. Невысокая стоимость и качественные показатели сделали его главным экспортным продуктом американских ВВС. По состоянию на сегодняшний день, во всем мире истребителей F-16 насчитывается 4750 единиц. Модернизированный вариант будет производиться как минимум до конца 2017 года. Снимки данного самолёта неоднократно попадали в объективы камер военных репортёров, он успел поучаствовать в 100 конфликтах, наиболее известными из которых являются Операция НАТО против югославских войск и Иракская война. В армии Израиля F-16 Fighting Falcon являются наиболее эффективными боевыми истребителями. По официальным данным на их счету сорок воздушных побед.

8.

Хотя опытные образцы пока ещё не принимали участия в боевых действиях, а его ввод в эксплуатацию планируется на 2018 год, он уже вобрал в себя ведущие разработки отечественных инженеров. В сравнении с предшественником, он станет более экономичным в вопросах потребления топлива, но, одновременно с этим, создаст больше условий для комфорта пилота: от автоматизированного управления полётом во время прицеливания до увеличенного объёма воздуха, создаваемого автономной кислородной станцией. Единственной ложкой дёгтя в бочке мёда, по нашему мнению, являются слишком ранние попытки Министерства Обороны РФ привлечь его к участию в международных тендерах, ведь радар и некоторая аппаратура всё ещё не доведена до идеального состояния. Положительной особенностью данной модели является и стоимость производства, для примера, французы изготавливают самолёты с подобными характеристиками в два-три раза дороже.

7.

Наиболее успешный американский проект последних сорока лет занимает седьмое место в десятке самых лучших боевых истребителей в мире. F-15 Eagle гарантированно останется на вооружении до 2025 года, а значит успеет справить свой пятидесятилетний юбилей. Поразительно, но «Орел» за столь долгий период потерпел поражение в воздушном бою лишь однажды, при этом уничтожив около ста самолётов противника. С этим истребителем связана история летчика израильских ВВС по фамилии Пелед, который во время военного конфликта в Сирии смог уничтожить шесть самолётов противника и нанести значительные повреждения ещё четырём. Сейчас на вооружении различных стран находится шесть сотен F-15, и их не собираются списывать, ведь неполадки в среднем возникают всего лишь один раз за 50 тысяч часов полёта.

6.

Венец мысли авиаконструкторов Франции в контексте истребителей четвёртого поколения. Единственным недостатком является высокая стоимость производства, требующая вовлечения массы объектов точного машиностроения. Начав свой путь с войны в Афганистане ещё 15 лет назад, «Рафаль» доказал свою эффективность и в борьбе с ливийской армией. Стоит отметить, что «жертвами» «Рафаля» чаще всего были отечественные истребители и вертолёты, состоявшие на вооружении ВВС Ливии. Говоря о современности, Дассо чаще всего учувствует в учениях и лишь несколько раз наносил удары по силам Исламского Государства в Ираке. С ним также связанна масса инцидентов, когда самолёт падал или же взрывался в воздухе, но производитель доказал, что причиной подобных ситуаций чаще всего является человеческий фактор.

5.

Самый надёжный отечественный самолёт расположился на экваторе рейтинга самых лучших военных истребителей мира. Он неоднократно доказывал своё превосходство во время учений. Составляя костяк индийских ВВС Су-30, в тренеровочных боях побеждал американских и британских конкурентов, причём в большинстве случаев в сухую. Также именно «Сухой» обеспечил успех операции военно-космических сил России в Сирии, и сыграл решающую роль в освобождении Пальмиры. За четверть века зарегистрировано всего 9 инцидентов, причиной большинства из которых было возгорание двигателя или недостаточное количества топлива, к счастью, обошлось без жертв среди военных, за исключением падения самолёта ВВС Вьетнама в море.

4.

Единственный истребитель, созданный объединёнными усилиями стран Европейского Союза и доказавший свою эффективность во время реальных боевых действий (операция коалиции в Сирии и Ираке). Его безусловным преимуществом является возможность создавать помехи на радарах противника и, тем самым, корректировать направление полёта управляемых ракет, поэтому отсутствие потерь не должно быть неожиданностью. Ещё одним плюсом является максимальная дальность стрельбы, по данному показателю Тайфун превосходит ближайших конкурентов на целых сто километров. Сегодня на вооружении стран Европы и Ближнего Востока стоит около полутысячи истребителей, каждый из которых имеет уникальную модификацию и технологию производства.

3.

Самолёт, открывающий тройку лидеров среди самых лучших военных истребителей мира, требует особого внимания, ведь именно он будет составлять костяк авиационного крыла постоянной военной базы нашей страны в Сирии. Секретность производства долгое время заставляла потенциальных покупателей избегать инвестиций в рискованный проект, но участие в боевых действиях, где Су-35 прикрывали основные атакующие силы ВКС России, привлекло к нему массу внимания. Учитывая, что самолёт является крайне основательной модернизацией Су-27 (об этом говорит идентичный планер), истребитель служит доказательством долговечности отечественной боевой техники, а также говорит о следовании традициям в авиации. К сожалению, данные об участии в учениях или схватках с противником не были представлены общественности.

2.

Мультифункциональный, экономичный, эффективный – в общем, перед вами лучший истребитель производства Соединённых Штатов. С 2014 года и по сегодня он составляет костяк ВВС в Сирии, где, начав борьбу против радикальных исламистов, продолжает создавать значительные проблемы войскам ИГ. Примечательным является случай, когда пилот, за один боевой вылет, не только выполнил боевую задачу, но и оставался в определённом участке ещё шесть часов, при этом не был замечен вражескими силами и передал координаты позиций противника, пытавшегося эвакуировать базу. За последние два года F-22 успешно выполнил около 210 боевых задач. Весь период эксплуатации включает лишь два случая потери во время конфликта, что свидетельствует о высоком качестве и надёжности Raptor.

1. Сухой T-50 (Россия)

Пальму первенства в рейтинге и звание самый лучший военный истребитель мира получает Сухой Т-50 — первый отечественный самолёт пятого поколения, способный вести одновременный бой с несколькими противниками, расположенными как в небе, так и на земле. Это стало возможным благодаря повышенной манёвренности и передовым технологиям. Даже западные эксперты высоко оценили первые шаги российских инженеров в создании истребителей с технологией снижения заметности, но делать какие-либо основательные выводы на практике не приходится: все испытания проходят в закрытом режиме, а последняя конфигурация прототипа будет представлена лишь через полтора года.

+

Мы не смогли оставить без внимания лучший советский истребитель, который до сих пор состоит на вооружении как в постсоветских странах, так и у союзников по коммунистическому лагерю, т.к. он входит в десятку . Примечательно, что Су 27 становится участником любого компьютерного симулятора полёта. Также данный самолет является единственным истребителем отечественного производства, который участвовал в боевых действиях на территории Центральной Африки, где без потерь обезвредил 3 самолёта противника, а единственным выявленным минусом является довольно высокое потребление топлива при форсаже.

В условиях современного цивилизованного мира военные конфликты - редкость, но если они возникают, то огромное преимущество будет на стороне страны, у которой мощнее воздушная техника . Это вовсе не странно, ведь боевые летающие машины способны нанести непоправимый ущерб противнику. Именно по этой причине военная авиация каждой страны комплектует свой арсенал самолётами, способными уничтожить наземные угрозы мгновенно.

Миллионы авиаконструкторов соревнуются между собой , кто создаст самый лучший истребитель в мире, уделяя огромное внимание даже мельчайшим деталям. Для того чтобы понять, какой из существующих на сегодня самолётов-истребителей действительно заслуживает звания лучшего, следует обратить внимание на критерии , которые ставятся перед идеальным боевым самолетом.

Критерии для современных истребителей

Решающий шаг в военных действиях, как показывает практика войн в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Ираке и других странах, является именно авиация. Для того чтобы определить, какой именно истребитель способен принести победу своей стране, требуется более детально рассмотреть эксплуатационные характеристики и особенности каждого из претендентов.

Понять, какой истребитель лучше, можно только при наблюдении реального столкновения между ними, но такое развитие событий маловероятно, так как в все проблемы и разногласия решаются мирным путём. Существует, конечно, ряд критериев, которые, по мнению экспертов, являются главными. Итак, важными особенностями самолётов являются:

  • скорость истребителя;
  • его выживаемость;
  • набор вооружения;
  • манёвренность в воздухе;
  • защита от обнаружения;
  • длина и продолжительность полёта.

Критерии, которыми должен обладать идеальный военный самолёт, постоянно меняются, так как каждая новая из моделей модифицируется и переоборудуется. К огромному сожалению, для того чтобы наработать опыт и понять, что именно нужно для создания мощного истребителя, приходится платить - размером в человеческие жизни.

Особенности самых известных машин современности

Как известно, каждый «воздушный боец» имеет несколько своих характеристик, с которыми мы сейчас попробуем разобраться, а в конце подведём итоги и сделаем предположения, кто действительно может войти в топ-10 лучших истребителей мира. Для сравнения мы выбрали представителей различных стран-производителей, но лидируют в топе всё-таки русские и американские разработчики.

  • F-22 raptor;
  • Су-35С;
  • F-35Lightnig;
  • T-50;
  • Messershmitt Me.262 «Schwalbe»;
  • Миг 25;
  • British Aerospace Sea Harrier;
  • Mitsubishi A6M;
  • F-16 Fighting Falcon;
  • Германский Typhoon;
  • Gripen;
  • Rafale;
  • F-15 Eagle.

F-22 Raptor

Начнём с разработки известной фирмы под названием Lockheed Martin - F-22 Raptor.

F-22 Raptor

Эта модель является самым дорогим истребителем во всём мире. Всего таких боевых машин произведено 145 штук. Это единственный в своём роде многоцелевой самолёт, который может развивать скорость без форсажа больше 1,5 маха. Укомплектован двумя двигателями, поэтому имеет большую . Как говорится: «Кто быстрее противника обнаружил, тот и победил в схватке». Благодаря технологии «Stealth», которой оборудован истребитель, он менее заметен в воздухе.

Видео о самолёте «F-22 Raptor»:

Вторым претендентом на звание лучшего мы определили Су-35С

Это боевая машина, которую большинство считает самой мощнейшей разработкой, относящейся к классу 4++.


Су-35С

Единственный фактор, который отделяет Су-35 от пятого поколения самолётов - это отсутствие технологии «Stealth». Но несмотря на это, истребитель включает несколько видов вооружения:

  • управляемое ракетное бомбардирование по типу «воздух-земля»;
  • неуправляемое ракетное;
  • управляемое ракетное типа «воздух-воздух»;
  • стрелково-пушечное бомбардирование;
  • бомбовое.

Для того чтобы истребитель мог работать автономно и в ситуациях, при которых отсутствует связь со спутниковыми навигационными системами, а пилот мог держать связь с наземными службами, он укомплектован инерциальной навигационной электронной системой БИНС-СП2. Особенностью этой модели, как отмечают эксперты, является его манёвренность. Он способен совершать разворот в горизонтальной плоскости без существенного снижения скорости полёта. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2500 километров в час. Дальность полёта - 3600 километров.

Видео о самолёте «Су-35С»:

F-35 Lightning

Это боевая воздушная машина пятого поколения, которая оборудована одним двигателем Pratt&Whitney.


F-35 Lightning

Силовая установка для этой модели разрабатывалась сотрудниками компании Rolls-Royce. Есть три типа модификации истребителя F-35 Lightning:

  • F-35A - стандартная разработка;
  • F-35B - версия истребителя с вертикальной посадкой и существенно укороченным взлётом;
  • F-35C - версия, предназначенная для палубного вида авиации, взлёт типа катапульта, посадка - аэрофинишёр.

Особенностью F-35 Lightning является уникальный шлем пилота. Он находится пока что на стадии разработки, но его функциональность просто поражает. Благодаря современным инновационным технологиям, пилот может видеть сквозь кабину истребителя даже в и в инфракрасном диапазоне. На визоры экипажа подаётся все самая необходимая информация навигации для ведения боя. Способен развивать скорость 1900 км в час.

Видео о самолёте «F-35 Lightning»:

Т-50

Может претендовать на место в линейке лучших, пока что находится в разработке, старт его производства запланирован на 2015 год.


Т-50

Главной должен быть большой радиус поражения. В боевом арсенале истребителя будет высокоточное оружие и РЛС с решетчатой фазированной антенной. Взлётная масса истребителя составляет 20 тонн. Он развивает скорость до 2,5 М. Средняя скорость - 2600 километров в час.

Видео о самолёте «Т-50»:

Messershmitt Me.262 «Schwalbe»

Это первый в мире боевой истребитель, который был способен развивать 900 км в час.


Messershmitt Me.262

Бортовое оружие его включает четыре 30-миллиметровые пушки с сотней снарядов, а также 24 неуправляемые ракеты.

Видео о самолёте «Messershmitt Me.262 «Schwalbe»»:

Миг 25

Разработка советских учёных, которая прошла длинный путь к совершенству и теперь принадлежит к пятому поколению.


Миг 25

Данный сверхзвуковой перехватчик в своё время установил 29 рекордов. В режиме разведки самолёт становится намного легче и разгоняется до 2,8 М. Особенностью истребителя является его способность захватить в полёт более 2 тонн бомб.

Видео о самолёте «Миг 25»:

British Aerospace Sea Harrier

Истребитель вертикального типа взлёта и такой же посадки.

Этот самолёт вот уже на протяжении длительного времени находится на вооружении Морской пехоты в США.


British Aerospace Sea Harrier в небе

Секретом в разработке было создание подъёмной тяги, над которой британские авиаконструкторы трудились не один год. Разработчики использовали единый силовой агрегат - Rolls-Royce Pegasus c отклоняемым вектором тяги.

Видео о самолёте «British Aerospace Sea Harrier»:

Mitsubishi A6M

Называют «самолётом-загадкой», так как разработчикам Mitsubishi удалось сочетать несочетаемое - манёвренность и рекордную для истребителя дальность полёта, составляющую 2600 км при снаряжении в 2,5 тонны.


Mitsubishi A6M

Mitsubishi A6M - это воплощение самурайского духа, который своим внешним видом презирает и все, что с ней связано. Это можно понять по тому, что истребитель японского производства полностью лишён брони.

Видео о самолёте «Mitsubishi A6M»:

F-16 Fighting Falcon

Обладает огромным преимуществом в оптическом обзоре, так как укомплектован безпереплётным фонарём.


F-16 Fighting Falcon

Скорость разворота истребителя - 21,5 градусов в секунду. За секунду истребитель набирает высоту 294 метра. Это довольно неплохой показатель. F-16 Fighting Falcon оборудован огромным комплектом вооружения, он способен применять в бою неуправляемые и управляемые, а также антирадарные ракеты.

Видео о самолёте «F-16 Fighting Falcon»:

F-15 Eagle

Это по версии BBC настоящий «убийца», за свою историю существования он принёс 104 победы без единого поражения.


F-15 Eagle

Сбить эту воздушную машину так никому и не удавалось. Таким показателем, как у F-15 Eagle, не может похвастаться на сегодня ни один из существующих истребителей. Модель истребителя способна вести активный бой даже в экстремальных условиях - в дневное время или ночью, в любых непредвиденных метеорологических условиях, на маленьких высотах и больших.

Видео о самолёте «F-15 Eagle»:

J-10

Также не должен быть обойдён вниманием, так как китайские авиаконструкторы постарались на славу.


J-10

Этот истребитель называют «уткой» из-за его специфической конструкции. Горизонтальный руль истребителя перемещён больше вперёд и находится практически в передней части крыла. Когда пилоту требуется направить самолёт вверх, вместо привычного опускания компоновка самолёта поднимает его нос и этим самым увеличивает его скорость подъёма. Безхвостовая система J-10 при всех особенностях является аэродинамически неустойчивой, особенно если речь идёт о сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя может состоять из одного или двух человек. Есть функция дозаправки в режиме полёта.

Видео о самолёте «J-10»:

Германский Typhoon

Поражает разнообразием материалов, из которых он произведён.


Typhoon

В изготовлении принимали участие и карбоновые композитные рёбра, и углеродные композиты, и титан, и даже алюминиево-литиевые сплавы. Технология Стелс делает самолёт визуально невидимым даже на маленьком расстоянии от противника. Вооружён пушкой Маузер ВК27, а также ракетами «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Видео о самолёте «Typhoon»:

Gripen - шведский истребитель четвёртого поколения

На сегодня является одной из главных воздушных боевых машин страны.


Gripen

Этот истребитель способен безупречно выполнять одновременно несколько боевых задач, а именно - быть штурмовиком и разведчиком. Оборудован турбовентилятором Volvo Aero RM12, благодаря которому способен развивать дальность полёта 2800 километров.

Видео о самолёте «Gripen»:

Rafale

Является французским боевым самолётом, который может выполнять большой спектр задач на коротких и дальних от противника расстояниях, в том числе безупречно поражать своего противника и на море, и на земле.


Rafale

На разработку этого истребителя французское правительство выделило 3 миллиона евро. В марте 2007 года этот истребитель на вооружения взяло НАТО. Он оборудован двухконтурным турбореактивным двигателем. Развивает скорость 1900 километров в час, боевой радиус составляет 1800 километров.

Видео о самолёте «Rafale»:

Каждая война и воздушный боевой конфликт вводят свои правила и особенности ведения боевых действий, поэтому, читая характеристики всех вышеперечисленных воздушных боевиков, достаточно сложно с первого раза определить, кто является лидером среди них. Пока что первенство отдают F-22 raptor, но каждый из истребителей постоянно подвергается доработкам и обновлениям, поэтому меняется очень быстро. На сегодня существует пять поколений воздушных машин, шестое поколение, которое будет обладать ещё большими инновациями, пока что находится на стадии разработки и полностью засекречено. Чем же удивит мир истребитель шестого поколения, нам остаётся только гадать.

Начиная со Второй мировой, а возможно, что и во время предшествовавших ей вооруженных конфликтов, таких как войны в Испании и Абиссинии, стала очевидной решающая роль на исход боевых действий авиации. Господство в воздухе определяет успех. Потом были Корея, Вьетнам, Афганистан, Иран и Ирак, Ближний Восток, снова Ирак и множество других локальных столкновений, подтвердивших большое значение самолетов в ведении боя. Без возможности эффективно противостоять действиям штурмовой и бомбардировочной авиации противника не остается шансов на победу. А для этого нужны и средства противовоздушной обороны, и самолеты особого типа, обладающие рядом специальных качеств, таких как скорость, маневренность и малая уязвимость.

Представления о том, каким должен быть самый лучший истребитель, менялись с годами. На метаморфозы этого типа боевой техники влияли и развивающиеся технологии, и опыт, полученный ценой больших жертв.

Тридцатые-сороковые, эра винтовых истребителей

В небе Испании хорошо проявил себя И-16. По состоянию на 1936 год это был, пожалуй, самый лучший истребитель в мире. В его конструкции инженеры бюро Поликарпова применили новейшие технические решения, революционные для того времени. Это был первый серийный образец с убираемыми шасси, мощным двигателем и вооружением (в том числе была предусмотрена возможность установки неуправляемых реактивных снарядов). Но господство «Чатос» («Курносый» - так его называли республиканцы за широкий профиль капота) продолжалось недолго. В небе появился немецкий «Мессершмитт-109», который в течение всей Второй мировой войны подвергался нескольким модификациям. Составить ему конкуренцию могли лишь некоторые самолеты, близкие по классу и мощности двигателя, в числе которых был английский «Спитфайр» и разработанный несколько позже американский «Мустанг».

Однако при всех выдающихся технических характеристиках, очень трудно подобрать всеобъемлющий критерий для того, чтобы определить самый лучший самолет. Истребитель, оказывается, тоже может быть разным, и оценивать его нужно по многим параметрам.

Пятидесятые, Корея

В послевоенное время с появлением начался отсчет поколений истребителей. К первому из них можно отнести начальные разработки инженеров всего мира, созданные еще в середине сороковых. У нас это был МиГ-9, по своим параметрам недалеко ушедший от «Мессершмитта-262». Уже во время американцы были шокированы неприятным для них сюрпризом.

Стремительный, компактный и очень маневренный МиГ-15 сокрушал казавшуюся незыблемой мощь стратегической авиации США. С этого МиГа берет начало второе поколение. Тогда это был самый лучший истребитель в мире, и потребовалось время, чтобы создать ему достойного соперника, которым стал «Сейбр».

Шестидесятые годы, Вьетнам и Ближний Восток

Потом была В небе закружились в «собачьих схватках» два пожизненных соперника, «Фантом» и МиГ-21. Эти самолеты были очень разными, и по размерам, и по весу, и по степени вооруженности. Американский F-4 весил вдвое больше советского перехватчика, был менее маневренным, но обладал рядом преимуществ в дальнем бою.

Определить, какой самый лучший истребитель воевал во вьетнамском небе, трудно, но общий счет оказался в пользу МиГа. Следует учитывать и то обстоятельство, что в сопоставимых ценах советский самолет стоил намного (в разы) дешевле, к тому же в случае неблагоприятного исхода боя американцы теряли двух пилотов, а не одного. Оба эти самолета относились уже к третьему поколению авиационной техники. Тем временем прогресс продолжался, к перехватчикам предъявлялись все более строгие требования.

Четвертое поколение, начиная с семидесятых

Начиная с 1970 года развитие истребительного авиастроения пошло по новым магистральным линиям. Авионика стала не просто средством, помогающим пилоту в обнаружении неприятели и решении навигационных задач, она взяла на себя ряд функций управления. Стала крайне важной степень заметности летательного аппарата для вражеских радаров. Изменились параметры двигателей, а вектор тяги стал изменяемым, что заставило в корне пересмотреть понятие маневренности. Определить, какой самый лучший истребитель относится к четвертому поколению не так-то просто, мнения на этот счет разделяются. У американского Ф-15 есть свои сторонники, особенно на Западе, и у них свои аргументы, главным из которых остается удачный опыт боевого применения «Орла». Другие же считают, что в четвертом поколении самый лучший истребитель в мире - Су-27 российского производства.

Поколение за поколением

Поколения реактивных перехватчиков отделяются друг от друга по нескольким признакам: по времени разработки, форме и типу крыла, информационной насыщенности и некоторым другим критериям, но четкую грань провести между ними не всегда просто, она остается условной. К примеру, глубокая модификация МиГ-21 настолько улучшила его характеристики, что его можно приближенно считать самолетом четвертой генерации практически по всем показателям боевой эффективности.

Направление конструкторской мысли

Перехватчики пятого поколения сегодня составляют основу России и других технологически развитых стран. Они в состоянии выполнять различные боевые задачи, защищать воздушное пространство своих государств, их продают в рамках военно-технического сотрудничества стратегическим партнерам. Но работа над новыми проектами идет непрерывно. Перспективные образцы новейшей авиационной техники имеют некоторые особенности, отличающие их от предшествующих моделей, что дает основания считать, что настал черед уже пятого поколения. К его признакам можно отнести малую радиолокационную заметность, выраженную в стремлении убрать все виды вооружений, ранее размещавшихся на внешних подвесках и технологию радиопоглощающих поверхностей, получившую с легкой руки американцев название «Стеллс». Кроме этого, все новейшие достижения в области авиационного двигателестроения, рулей и систем управления также указывают на принадлежность самолета к последнему поколению. Важно и применение в конструкции композитных материалов, что снижает вес, и опять же, повышает скрытность. Именно таким и должен быть сегодня самый лучший истребитель в мире. Фото подобного самолета узнаваемо, очертания фюзеляжа и плоскостей несколько угловаты, двигатели оставляют малозаметный инверсионный след, а форсунки имеют довольно высокий угол возможного поворота.

«Раптор»

Чем-то они неуловимо похожи, хотя и общие компоновочные схемы, и технические параметры существенно различаются. К ним можно отнести в первую очередь «Раптор» Ф-22. Специалисты, главным образом, американские, считают, что это - самый лучший истребитель в мире. Главным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт что «Раптор» - единственная в мире серийно выпускающаяся и принятая на вооружение машина, соответствующая требованиям, предъявляемым к перехватчику пятого поколения. Все остальные аналогичные модели, в том числе и российские, находятся в стадии разработки и доводки. Есть и важный фактор, позволяющий сомневаться в правильности такого мнения. Дело в том, что F-22 ни разу не участвовал в боевых действиях, а как он поведет себя в условиях реального боя неизвестно. В свое время американский ВПК широко разрекламировал бомбардировщик-невидимку Би-2, а потом оказалось, что даже устаревшие советские радары, состоявшие на вооружении армии Югославии, вполне могут его засечь.

А как у нас?

В России, разумеется, не оставляют без внимания попытки США добиться военной гегемонии. У нас планируют создать самолет, способный сразиться с самым совершенным перехватчиком вероятного противника. Его планировали «поставить на крыло» еще в 2005 году, но помешали трудности главным образом экономического характера. В развитых странах на создание аналогичного образца и постановку его на вооружение обычно уходит полтора десятилетия, а техническое задание КБ Сухого получило в 1999 году. Простые расчеты наводят на мысль о том, что дата, когда российские ВВС получат самый лучший истребитель в мире, - 2014 или 2015 год.

О нем известно немного. Назвали проект не просто самолетом или перехватчиком, а Комплексом Фронтовой Авиации. (ПАКФА - «П» расшифровывается как перспективный, «А» - авиационный, некоторая тавтология авиаконструкторам простительна.) Взлетный вес - примерно 20 тонн, как и у американских Ф-22 и еще не принятого на вооружение Ф-35. Тактические характеристики позволяют использовать машину с небольших ВПД, применена технология малой радиозаметности. Естественно, электронное оборудование - самое современное. Вполне вероятно, что это будет самый лучший истребитель в мире. Т- 50 - еще одно название платформы ПАКФА, возможно, что эти рабочие коды уступят место классическому обозначению «Су» с каким-то номером.

Китай

Наши китайские друзья долгое время не утруждались задачей разработки собственных самолетов. Обычно в КНР выбирали хороший советский образец, получивший добрую славу, закупали техническую документацию и производили под собственным индексом, состоящим из буквы Y (для гражданских) или J (для военных) и номера. Однако экономический бум последних десятилетий, превративший Китай во всемирную универсальную мастерскую, подтолкнул народную авиапромышленность к началу работы над собственными проектами. Возможно, J-10 и не самый лучший истребитель в мире, но все известные ТТД этого самолета говорят о том, что он представляет собой машину на грани IV и V поколений с возможностью дальнейшей модификации. Оригинальное решение общей компоновочной схемы (дельтовидная «утка» без классического хвостового оперения) красноречиво говорит, что на этот раз китайские самолетостроители обошлись без внешних заимствований, проявив собственный подход.

Топ-хит парад

История мировой авиации богата выдающимися достижениями. Одно только перечисление самолетов-перехватчиков, ставших шедеврами инженерного искусства, займет слишком много места. Как выбрать из них самый лучший истребитель? В ряду удачных моделей нельзя не вспомнить о Ла-5 и Ла-7, «Аэрокобре», на которой воевали И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин, французском «Мираже», шведских «Саабах», английском «Лайтинге» и многих других мощных и красивых машинах. Задача усложняется и тем, что как бы ни был совершенен ему практически всегда находился достойный соперник. Поэтому условный рейтинг самых выдающихся перехватчиков имеет смысл представить попарно:

  1. «Мессершмитт-109» и «Спитфайр». Во время Второй мировой войны советские самолеты были хороши, но им не хватало мощных двигателей, поэтому они оказались вне топ-списка.
  2. МиГ-15 и «Сейбр» Ф-86. Они вдоволь навоевались друг с другом в Корее.
  3. «Фантом» Ф-4 и Миг-21. Вьетнам, Ближний Восток и другие военные конфликты указали на сильные и слабые стороны этих столь разных самолетов.
  4. «Орел» F-15 против Су-27. «Игл» имеет очень хорошую репутацию благодаря успешному применению на современных театрах военных действий. «Сухой» не уступает ему по большинству технико-тактических показателей, а по некоторым превосходит, но боевого опыта ему недостаточно для абсолютной победы в конкурсе на звание «самый лучший истребитель в мире». 2014 год отмечен принятием в состав боевых подразделений российских ВВС дюжины самолетов Су-35С, представляющих собой глубоко модернизированную версию Су-27.
  5. Т-50 и «Раптор». Соперники, по всей видимости, вполне достойные. Лучше бы им не встречаться в воздушных схватках, но если это все же произойдет в будущем, есть высокая вероятность, что наша машина не подведет.

Каким будет самый лучший истребитель в мире 21 века? Остается только гадать, к каким новым концепциям придут инженеры-авиаконструкторы будущего. Столетие только началось, и по всем признакам, оно будет бурным…