Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!". Экологическая викторина для начальной школы

Экологические викторины для старших классов. Викторины с ответами.

Викторины для 10, 11 классов по теме «Экология вокруг нас»

Викторина «Организм и среда обитания»

1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)

2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)

5. Что вы знаете о «Биосфере-2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от окружающей среды. Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все системы «Биосферы-2» действуют в соответствии с закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)

6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.)

7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)

8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)

9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)

10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель - рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

Викторина «Человек и биосфера»

1. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)

4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)

5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)

6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)

9. Когда появился водопровод? (Индийцы держали воду в медных сосудах. Это было около 4 тысяч лет назад. В Древнем Египте прокладывали деревянные и медные трубы. В Древнем Риме существовала система акведуков. В XI веке в Новгороде был построен настоящий водопровод. В XVвеке был проведен родниковый водопровод для Московского Кремля. Настоящий водопровод в России построили в Петербурге во второй половине XIX века.)

10. Что вы знаете о радиоактивных осадках? (Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

11. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

12. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)

13. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)

Викторина «Охрана природы»

1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)

2. Назовите заповедник у Тихого океана. (Это - Сихотэ-Алиньский заповедник с его Уссурийской тайгой. Лесной массив занимает более 90 процентов площади заповедника. Здесь можно встретить редкие растения и животных, которые занесены в Красную книгу. К сожалению, тайга усиленно обживается человеком, что отрицательно сказывается на ее обитателях.)

3. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)

4. Что вы знаете о народных традициях охраны природы? (Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».)

5. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)

6. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)

7. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности - существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)

8. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

9. Расскажите о заповеднике «Аскания-Нова». (Он расположен на Украине (Херсонская область). Площадь составляет 11 тысяч гектаров; 400 видов растений, более 150 видов кустарников, павлины, фазаны, орлы, попугаи и страусы хорошо себя чувствуют среди степей. Водная гладь — для черных лебедей, розовых фламинго, гусей и уток. На пастбищах можно встретить лошадь Пржевальского и буйвола, верблюда и зебру, косулю и оленя. Ученые работают над созданием новых пород домашних животных.)

10. Что вы знаете о заповеднике на западе России? (Российский заповедник в южной части брянского леса охраняет природу (с 1987 года). Площадь - 12 тысяч гектаров. Все живое в лесу охраняется законом. В заповеднике много видов млекопитающих и рыб, почти 200 видов птиц и около 20 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь обитают черные аисты - почетные члены Красной книги. Посторонним вход в заповедник запрещен.)

11. Что такое Детский тропический лес? (12-летний шведский мальчик по имени Роланд Тиендсуу решил предпринять попытку спасения тропических лесов. Ему очень хотелось, чтобы они не пропали, пока он вырастет. Вместе с одноклассниками и их учителем ребята стали продавать печенье для местных жителей. Дела шли успешно, и им удалось купить 4 гектара тропического леса в Южной Америке. Этот лес был приобретен для заповедника в Коста-Рике. Другие шведские школьники последовали их примеру и выкупили еще 7 гектаров. Благодарное руководство заповедника назвало эту часть леса «Детский лес навсегда». У ребят есть последователи в других государствах.)

Любовь Душебаева
Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста

Цель :

Обобщить знания детей об окружающем мире , в форме проведения экологической викторины , опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи :

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе . Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.

Упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.

Узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уваже-ние к партнёрам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к природе , формировать заботливое отношение к ней.

Предшествующая работа :

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе ; рассматривание иллюстраций природоведческого характера ; дидак-тические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Материал :

Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки, магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления» , наглядно-дидактическое пособие : «Мир в картинках : «Птицы средней полосы» , «Жи-вотные средней полосы» «Грибы» , корзина с шишками, призы.

Ход викторины : (звучит запись пения птиц)

Воспитатель : Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивитель-ный мир природы . Где бы вы ни были : в лесу, на лугу, на берегу реки – по-всюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лес-ной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами : «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не за-бывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай : мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»

Мы сегодня с вами проведём викторину : «Путешествие в природу » . При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правиль-ный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.

1 команда «Подснежники» .

2 команда «Ландыши»

1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило» .

Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отно-шению к объектам природы , объяснить эти действия по рисункам с графиче-ским изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе .

Рис. 1. Береги муравейники. Помни : муравьи – санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не втаптывать тра-ву в почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе !

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остают-ся в природе !

Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников !

Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!

Задание 2. «Угадай дерево» .

Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает бе-лыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью об-сыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы : снегири, свиристели. (Рябина) .

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает : «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Силь-ный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микро-бов. (Черёмуха) .

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за-цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) .

Задание 3. Конкурс капитанов.

Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выло-жить из кубиков с буквами отгадку.

Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса) .

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк) .

Воспитатель : Мы с вами поиграем в игру : «Назови лишнее слово»

Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина.

Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.

Лиса, корова, ёж, заяц, волк.

Сорока, воробей, паук, синица, дятел.

Физкультминутка

Воспитатель :

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Задание 4. «В мире природы » (ответы на вопросы) .

Какое растение может вас обжечь? (Крапива) . Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) .

Время года, когда просыпается природа ? (Весна) . В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел) . Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .

Домашний родственник зайца? (Кролик) . Дикий родственник свиньи. (Ка-бан) .

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет) . Готовят ли запасы еды белки? (Да) .

Зимняя квартира медведя? (Берлога) . Где живет белка? (Дупло) .

Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха) . Гирлянды ма-леньких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроко-нечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши) .

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики) . Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) .

Музыкальная пауза : песня «Грибочки»

Задание 5. Загадки о птицах.

Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.

Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел) .

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) .

Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,

Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка) .

Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей) .

Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова) .

Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей) .

Задание 6. «Раздели на слоги»

Воспитатель : Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.

Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла) .

Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.

Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар) .

У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,

И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за) .

Она легка, красива, изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка) .

Воспитатель : Послушайте стихотворение об одном очень трудолюби-вом насекомом :

Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка :

Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;

Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.

Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья» .

Задание 7. «Сказочные объявления»

(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его).

- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне» . (Ёж)

- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк) .

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса) .

- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка) .

- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом» . (Медведь) .

- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой» .

Воспитатель подводит итоги викторины . Награждение команд.

Воспитатель :

Мы любим все лес в любое время года,

Мы слышим ручеек медлительную речь.

Все это называется природа ,

Давайте же, всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей, на свете нет.

Природой называется все это ,

Дружить с ней будем много лет.

Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик» .

Воспитатель : Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.

Слайд 2

Берегите эту Землю

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Планета Земля

  • Слайд 5

    Бабочка

  • Слайд 6

    Берегите Землю

  • Слайд 7

    Вопрос

    Болгарские ученые доказали, что всего три такие многочисленные семьи могут дать исчерпывающую информацию о степени загрязнения окружающей среды. И сделают это объективнее и оперативнее, чем любая самая оснащенная экологическая организация. А кто является хозяином этих семей?

    Слайд 8

    Пасечник

  • Слайд 9

    Какое лекарственное растение люди называют «зелёным попутчиком»?

  • Слайд 10

    Подорожник

  • Слайд 11

    Вопрос

    Британские экологи потребовали, чтобы ныне действующая королева Елизавета лишила рыцарского звания сэра Уолтера Рэйли за то, что он завез в страну то, от чего еженедельно гибнет свыше 300 англичан. В какой заразе его обвиняют, если главный виновник в этом вопросе - X. Колумб?

    Слайд 12

    Табак

  • Слайд 13

    Вопрос

    В 14 в. правительство Англии запретило использовать уголь в качестве топлива из-за его зловония. Жечь уголь разрешили только представителям одной профессии. Какой?

    Слайд 14

    Кузнецам

  • Слайд 15

    Вопрос

    В 1918 г. обыкновенный дождь стал причиной экологической катастрофы у берегов Австралии: тогда погибло все живое в океане на глубине до 6 м. Каким образом недельный дождь смог сделать это?

    Слайд 16

    Опреснил морскую воду

  • Слайд 17

    Вопрос

    В 1980- 1990-е гг., несмотря на асфальт и загазованность, в крупных городах США в десятки раз увеличилось количество комаров. Виноватыми в этом оказались, по мнению экологов, автомобили. Каким же образом?

    Слайд 18

    Ответ

    Застойная вода скапливалась в старых автопокрышках - идеальном месте для размножения комаров.

    Слайд 19

    Вопрос

    Как называют густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Слайд 20

    Смог

  • Слайд 21

    Вопрос

    В последнее время пустыню в штате Аризона (США) начали охранять от воров. И дело не в нефти или золоте. Крадут то, без чего пустыне угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?

    Слайд 22

    Кактусы (оказывается, даже пустыни нуждаются в охране!)

  • Слайд 23

    Вопрос

    Какое распространённое насекомое служит переносчиком микробов, загрязняя незакрытые пищевые продукты.

    Слайд 24

    Муха

  • Слайд 25

    Вопрос

    Откуда берутся кислотные дожди?

    Слайд 26

    Ответ

    Любая дождевая вода обладает очень слабой степенью кислотности. Однако при сгорании продуктов переработки природного топлива - в автомобильных двигателях, на заводах и электростанциях - выделяются химические вещества, намного увеличивающие кислотность влаги, которая содержится в атмосфере. В конечном итоге эта влага выпадает на землю в виде кислотного дождя.

    Слайд 27

    Вопрос

    Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Слайд 28

    Экология

  • Слайд 29

    Вопрос

    • Во всем мире заповедники создаются, чтобы сохранить уголок уникальной природы. А вот в городе Кыштым Красноярского края запретили использовать всю землю вокруг него совсем с другими целями. Чьи жизни сберегало заботливое государство?

    Ответ: людей (там в 6О-е гг. произошла крупнейшая авария с утечкой радиоактивных материалов).

    Слайд 30

    Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают больных, старых и слабых животных. Аза что называют санитарами моря мидий?

    Слайд 31

    Ответ

    Они очищают воду

    Слайд 32

    Вопрос

    Группа экологов, изучавшая в течение месяца экологию Антарктиды, пришла к шокирующему выводу: на втором месте по загрязнению окружающей среды стоят океанические течения. А что на первом?

    Слайд 33

    Ответ

    Деятельность самой группы!

    Слайд 34

    Вопрос

    Закончите лозунг медицинско-экологической организации Белоруссии «Зеленый крест»: «Чтобы лекарства не стали едой, надо, чтобы...»

    Слайд 35

    Ответ

    «...еда стала лекарством".

    Слайд 36

    Вопрос

    Как известно, атмосфера Земли состоит из нескольких слоев. В марте 1985 г. в Вене была принята международная конвенция об охране только одного из них. Какого?

  • Ответ: Пакистан (все перечисленные страны - обладатели ядерного оружия).
  • Слайд 41

    Вопрос:

    • Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этими предметами в ресторанах. Многочисленные жалобы фермеров, свиньи которых гибли, питаясь отходами из этих ресторанов, сделали свое дело. Что же это за опасные предметы?
    • Ответ: зубочистки
  • Слайд 42

    Вопрос

    Что происходит с разным мусором, который мы выбрасываем?

    Слайд 43

    Ответ

    Часть его сжигается, что приводит к дальнейшему загрязнению воздуха и способствует процессу глобального потепления. Большая часть либо зарывается в землю, либо сбрасывается в море - опять-таки загрязняется окружающая среда И лишь незначительная часть подвергается переработке и используется повторно, хотя стекло, металлы, бумага и пластмасса легко поддаются переработке.

    Посмотреть все слайды

    Экологическая викторина

    (для учащихся начальной школы)

    Составила

    учитель начальных классов

    Рогова Е.А.

    Экологическая викторина

    Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.

    1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

    2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

    3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

    4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

    5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

    6. Птица-гадалка. (Кукушка.)

    7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

    8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

    9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)

    10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

    11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

    12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

    13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

    14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

    15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)

    16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

    17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

    18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

    19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

    20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

    21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

    22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

    24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

    25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

    26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

    27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

    28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

    29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)

    30. Наука о животных. (Зоология.)

    31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

    32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

    33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)

    34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

    35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

    36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
    (Рысь.)

    37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

    (Заяц.)

    38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

    39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

    40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

    (Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

    41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?

    (Крокодил.)

    42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

    43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

    (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

    44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?

    (Стрекозу.)

    45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

    46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

    (Зайчата.)

    47. Сколько ног у паука? (Восемь.)

    48. А сколько ног у жука? (Шесть.)

    49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

    (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

    50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

    51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

    52. Какой зверь считается самым маленьким?

    (Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)

    53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

    54. Какая лесная птица считается долгожительницей?

    (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

    55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха

    Счастливый случай Окружающий мир

    Ведущий. Добрый день, уважаемые гости, родители и дети! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут две команды – две семьи. Звучит музыка.

    Гейм 1

    Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко.

    За временем следит секундант, он же вывешивает на доску количество очков, набранных каждой командой.

    Вопросы команде 1

    1. Трава от 99 болезней. (Зверобой. )
    2. На следах каких хищных зверей нет отпечатков когтей? (
    Кошки, рыси. )
    3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (
    Зрячими. )
    4. Кто может пить ногой? (
    Лягушка. )
    5. Кто собирает яблоки спиной? (
    Еж. )
    6. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (
    Воробьи, овсянки. )
    7. Пингвин – птица или нет? (
    Птица. )
    8. Самое сладкое дерево наших лесов? (
    Липа. )
    9. Разноцветные грибы. (
    Сыроежки. )
    10. Какая ягода бывает черной, красной и белой? (
    Смородина. )
    11. У кого каждый день растут зубы? (
    У бобра, у зайца. )
    12. У какого дерева ствол белый? (
    У березы. )
    13. Какая птица выше всех летает? (
    Орел. )
    14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (
    Королек. )
    15. Кто спит вниз головой? (
    Летучая мышь. )
    16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (
    В мае. )
    17. Как стрекочет кузнечик? (
    Трет ногой о крыло. )
    18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (
    Она умирает. )
    19. Какое дерево весной дятла поит? (
    Береза. )
    20. Самая высокая трава. (
    Бамбук. )

    Вопросы команде 2

    1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка. )
    2. Название какого растения говорит, где оно живет? (
    Подорожник. )
    3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (
    Заяц. )
    4. Кровожадный хищник наших лесов. (
    Волк. )
    5. Какой цветок лето начинает? (
    Колокольчик. )
    6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (
    Перед дождем. )
    7. Какая птица в мире самая большая? (
    Страус. )
    8. Какое животное наших лесов похоже на кошку? (
    Рысь. )
    9. Когда еж не колется? (
    Когда только родится. )
    10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (
    Нет, там холодно. )
    11. Дерево – символ нашей Родины. (
    Береза. )
    12. Чьи листья опадают осенью зелеными? (
    Листья ольхи. )
    13. Какая птичка достает себе пищу из-подо льда? (
    Оляпка. )
    14. Какое животное обладает самым громким голосом? (
    Крокодил. )
    15. Где у кузнечика ухо? (
    На ноге. )
    16. Что теряет лось каждую зиму? (
    Рога. )
    17. Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (
    Одинаковая. )
    18. Какая птица может летать хвостом вперед? (
    Колибри. )
    19. Сколько ног у паука? (
    Восемь. )
    20. От чего утка плавает? (
    От берега. )

    Итоги первого гейма подводятся по количеству набранных очков.

    Гейм 2. «Заморочки из бочки»

    Бочка сделана из картона и окрашена в желто-коричневый цвет, «заморочки» – бочонки с числами (можно взять из игры «Лото»). Каждой команде предназначено по 3 вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды читает вопрос, затем первый игрок другой команды дает ответ.

    1. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прижимает к земле. )

    2. Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли – все равно что одеяло: они не дают остывать земле. )

    3. Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает волк прежде всего больных, ослабленных животных. )

    4. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? (Бумагу они делают сами: острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается жидкая кашица. Когда кашица высыхает, она превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать. )

    6. Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что вынюхают – несут на языке в рот. )

    (Если игроки достают бочонок, на котором написано «Счастливый случай», то получают шоколадку или конфетку.)

    Гейм 3. «Ты – мне, я – тебе»

    Команды задают друг другу по вопросу.

      Почему у журавля один птенец? (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим сражением. )

      Почему мухи к осени «звереют»? (Действительно, к осени мухи в домах начинают «звереть» и кусаются почем зря. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанию она никакого отношения не имеет – рот у нее так устроен. Мух много, свыше 20 000 видов, все похожи, и разобраться в них может лишь специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой обязательно нужно крови насосаться, чтобы продолжить свой род. )

    Гейм 4. «Темная лошадка»

    «Темная лошадка» предлагает три вопроса на тему «Природа».

    1. Назовите 10 съедобных грибов. (Белый гриб, подосиновик, подберезовик, рыжик, волнушка, сыроежка, масленок, лисички, опята, сморчок. )

    2. Когда раки линяют? (Раки линяют, когда им панцирь становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А тесен он им по простой причине – раки растут. Как же расти, если ты в панцирь закован? А сбросить его и еще немного подрасти! Так рак и поступает: выдергивает из панциря сначала заднюю часть тела, а потом лапки и клешни. )

    3. Кто полгода живет без обеда? (Те, кто зимой впадает в спячку. )

    (Если команды не могут ответить, помогают зрители.)

    «Гонка за лидером» (1 минута)

    Вопросы команде 1

    1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный. )
    2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (
    Бабочка адмирал. )
    3. Какую корову доят муравьи? (
    Тлю-коровку. )
    4. Сколько крыльев у жука? (
    Четыре. )
    5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (
    Стрекоза. )
    6. Какое дерево цветет позже всех? (
    Липа. )
    7. Какая птица выводит птенцов зимой? (
    Клест. )
    8. Какое травянистое растение зацветает первым? (
    Мать-и-мачеха. )
    9. Состояние реки, когда вода заливает большую территорию. (
    Половодье. )
    10. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (
    Скворец. )
    11. Самый чистоплотный зверек. (
    Барсук. )
    12. Какие животные кормят молоком чужих детенышей? (
    Зайцы. )
    13. Животное, которое строит дом на реке. (
    Бобер. )
    14. У какой птицы самый длинный язык? (
    У дятла – 15 см. )
    15. Прилет каких птиц означает начало весны? (
    Грачей. )
    16. Родилась в воде, живет на земле. (
    Лягушка. )
    17. Какой у нас самый маленький зверек? (
    Землеройка – 2,3 см. )
    18. У кого самое тонкое обоняние? (
    У бабочки. )
    19. Месяц весенних первоцветов. (
    Апрель. )
    20. Какая рыба «вьет гнездо»? (
    Корюшка. )

    Вопросы команде 2

    1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка. )
    2. Какое животное почти все время проводит под землей? (
    Крот. )
    3. Из чего добываются этиловый спирт, глицерин, камфара? (
    Из веток пихты. )
    4. В какие времена года можно наблюдать туманы? (
    Во все. )
    5. Какая птица любит семена репейника? (
    Щегол. )
    6. Какую траву любят кошки? (
    Валериану. )
    7. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (
    Самец. )
    8. Как называют гнездо белки? (
    Гайно. )
    9. Дерево, которое зацветает раньше других. (
    Ива. )
    10. Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (
    Ежата. )
    11. Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (
    Линька. )
    12. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (
    Одинаковые. )
    13. Где раки зимуют? (
    Под водой, под кореньями. )
    14. Чемпион по скорости роста среди деревьев. (
    Эвкалипт. )
    15. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (
    Крапива. )
    16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (
    Сморчки, строчки. )
    17. Каким насекомым хлопают в ладоши? (
    Комары, моль. )
    18. Самый быстрый зверь на земле. (
    Гепард. )
    19. Из чего делают манную крупу? (
    Из пшеницы. )
    20. Какое растение является хищником для насекомых? (
    Росянка. )

    Подведение итогов игры, награждение победителей

    Викторина "Все обо всем"

    1. Разминка (2 балла за правильный ответ)

    Каких зверей называют так? Почему?

    А) косой (заяц)

    Б) сохатый (лось)

    В) серый (волк)

    Г) рыжая (лиса)

    2. Назовите писателей, которые писали о природе (за 1 фамилию – 4 балла) (Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Дарелл, Житков.)

    3. Как объяснить названия бабочек: капустница (ее гусеница есть листья капусты), крапивница (гусеница ест листья крапивы), лимонница (за красоту).

    4. Ответьте на вопросы:

    А) Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)

    Б) Где у кузнечика ухо? (На ноге)

    В) Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук)

    Г) Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковой длины)

    Д) Назовите признаки весны (за 1 ответ – 4 балла)

    Е) Назовите признаки лета (за один признак – 2 балла)

    Ж) Назовите правила поведения в лесу (одно правило – 3 балла)

    5. Найдите три ошибки в рассказе, который вы сейчас услышите.

    Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

    (Ошибки выделены, за 1 ошибку – 5 баллов)

    6. Сопоставьте из двух частей народные приметы для разных времен года.

    А) Синица пищит – ожидай оттепели (д);

    Б) Дым столбом – к долгой весне (в);

    В) Длинные сосульки – к грозе (е);

    Г) Ласточки низко летают – зиму вещает (а);

    Д) Шумит хвойный лес – к морозу (б);

    Е) Муравьи прячутся в гнезда – дождь предвещает (г).

    7. Отгадайте кроссворд. За каждое слово – 3 балла.

    По горизонтали:

    1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток)

    2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт)

    З. Верхний слой земли, на котором растут растения (Почва)

    По вертикали:

    4. Одна из составных частей почвы? (Песок)

    5. Водоем, вязкий топкий, который является отличным производителем торфа? (Болото)

    6. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)

    8. Отгадайте загадки. За каждую отгадку – 3 балла.

    А) Подмигнет тебе украдкой,

    Из травы фонарик сладкий. (Земляника)

    Б) На верхушке стебелька

    Солнышко и облака. (Ромашка)

    В) Как зовут меня – скажи,

    Часто прячусь я во ржи.

    Скромный полевой цветок

    Синеглазый... (Василек)

    Г) Не пустили в огород –Оттого она и жжет. (Крапива)

    Л) Мастер шубу себе сшил.

    Иглы вынуть позабыл. (Еж)

    Е) Зимой спит,

    Летом ульи ворошит. (Медведь)

    Ж) Рыжий маленький зверек,

    С ветки – прыг, на ветку – скок. (Белка)

    3) С этих шариков пушистых

    Полетят парашютисты. (Одуванчик)

    9. Назовите растения, занесенные в Красную книгу. За каждый ответ – 5 баллов. (Ландыш, лотос, колокольчики, сон-трава, башмачок настоящий, кувшинка белая, волчье лыко, купальница)

    10. Назвать животных, занесенных в Красную книгу? За каждый ответ – 5 баллов. (Уссурийский тигр, бабочка-аполлон, жук-олень, орел-беркут, морж, белый журавль, венценосный журавль.)

    11. Назовите части растения. (За последовательный правильный ответ – 5 баллов, за правильный, но не последовательный ответ – 3 балла) (Корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

    12. Основные части тела человека. За правильный ответ – 3 балла. (Голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности).

    13. Назовите составные части термометра. (Шкала с цифрами, трубочка с ртутью или подкрашенным спиртом.)

    14. Записать знаками пять градусов выше нуля +5; десять градусов ниже нуля –10; двадцать градусов мороза –20; тридцать пять градусов жары +35.

    15. Придумайте и нарисуйте плакат «Природа в опасности».

    Классный час. К году Экологии.

    Экологическая викторина.

    Цели и задачи.

      Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.

      Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.

      Освоить навыки экологической культуры.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Игра проводится с учащимися 6-7 классов.

    Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды, например - "Обыватели” и "Эксперты”. В конвертах находятся вопросы и задания. Представители международной организации по охране природы (учащиеся 10 класса) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги.

    1 этап. Постановка проблемы

    В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это "вечная тема”.

    Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.

    Материал для презентаций.

    Историческая справка:

      200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;

      400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;

      200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;

      1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;

      1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;

      1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;

      1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;

      1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;

      1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;

      1912 г. изобретен целлофан;

      1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;

      1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;

      1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;

      1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;

      2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

    Говорят факты:

      1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;

      Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);

      300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;

      600 кг мусора на каждого жителя США;

    Причины увеличения количества мусора в мире:

      рост производства одноразовой посуды;

      увеличение количества упаковки;

      повышение уровня жизни.

    2 этап. Проведение игры

    Игра "Мусорная цивилизация”

    1 тур "Россыпи помоек”

    (Вопросы экологической викторины)

    Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.

    Экологическая викторина.

    1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

    а) пластмасса , б) стекло, в) металл.

    2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

    а) рассортировать , б) собрать в одном месте, в) раскрошить .

    3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

    а) защита поверхности земли и грунтовых вод , б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

    а) бытовой мусор , б) пестициды, в) минеральные удобрения.

    5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

    а) компостировать , б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

    6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

    а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора , в) производство автомобилей.

    7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

    а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса , в) рециркуляция (повторное использование отходов).

    8. Вредные выбросы оказывают влияние:

    а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы , в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.

    9. Способом уменьшить влияние на природу является:

    а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

    10. Как называется сфера разумной деятельности человека:

    а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

    11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

    а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

    12. Гарбология - это:

    а ) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.

    13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

    а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

    14. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:

    а) 1-2 года , б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

    15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны , в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

    2 тур "Устами младенца”

    Команды выступают в роли детей и свои детские высказывания адресуют друг другу. Те должны определить, о чем идет речь.

    Определите что это.

    1. Ее изобрели китайцы.

    2. Ее получают из дерева.

    3. Она легко горит.

    4. Из нее получается очень много мусора.

    5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

    II.

    1. Его делают из песка.

    2. Чаще всего оно прозрачное.

    3. Когда оно падает, то разбивается.

    4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

    III.

    1. Это легче воды.

    2. Это образует пленку на воде и не тонет.

    3. В речке этого становится много, когда моют машину.

    4. Это мешает дышать рыбам.

    5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

    IV.

    1. Этого почти не видно.

    3. От этого у людей бывает астма и бронхит.

    4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

    5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

    1. Это всегда черного цвета.

    2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

    3. Это очень вредное.

    4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

    5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

    VI.

    1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.

    2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

    3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

    4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

    5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

    3 тур "Очумелые ручки”

    ("Вторая жизнь ненужных вещей”)

    На стол участникам игры ставятся пакеты с набором различных предметов бытового мусора, из которого в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материалы для работы (клей, скрепки, ножницы, скотч и т.п.) прилагаются.

    4 тур "Аварийная ситуация”

    Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.

    Вопросы "аварийной ситуации”:

    1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

    2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

    III этап. Подведение итогов.

    Каждая команда предлагает свои пути решения мусорной проблемы.

    Объявляются итоги игры и награждаются победители.