Мария тарновская. Великие авантюристки

Красавица, дочь киевских аристократов Мария Тарновская одна из самых опасных и кровожадных криминальных дам дореволюционной Российской империи. Но какие события так повлияли на нее, что милая женщина стала монстром? Давайте поразмышляем, что привело знатную даму на скамью подсудимых.

Родилась Мария Тарновская в 1877 году, как говорится с серебряной ложкой во рту. Ее отец граф Николай О"Рурк был потомком ирландских королей из династии Стюарт. С 17 века предки О"Рурков служили русским государям. Сам Николай О"Рурк был морским офицером, после отставки служил при киевском губернаторе.

С годами Мария превратилась в красивую девушку, у которой было множество поклонников.

Графиня О"Рурк - стройная рыжеволосая, с голубыми глазами девица, что называется, кровь с молоком; с юности она привлекала внимание мужчин. Поклонники говорили, что у Тарновской опьяняющие глаза и тициановский цвет волос, что она обаятельная и смелая, то, что в Америке называется tomboy (женщина с манерами мужчин).

В 17 лет Мария окончила Полтавский институт благородных девиц (где ее прозвали demivierge, то есть полудевственницей). Демивиержками в те годы называли девиц, которые, оставаясь физически девственными, познали тайны плотской любви.

В 18 лет после окончания Института благородных девиц она познакомилась с сыном известного сахарозаводчика и мецената Тарновского. Молодые люди полюбили друг друга, но родители влюбленных были против. Граф О"Рурк не считал жениха равным себе, а миллионер Тарновский презирал обедневшую семью графа. И тогда Василий Тарновский и Мария О"Рурк тайно обвенчались и родителям ничего не оставалось, как признать их брак. Отец жениха выделил молодоженам несколько имений и дом в Киеве. Молодые супруги устраивали шикарные приемы и кутежи, выезды в рестораны и театры.

Василий Тарновский был без ума от своей жены и выполнял любые ее капризы.

Любимый десерт Марии Николаевны состоял из клубники в эфире, она колола себе морфин позолоченным шприцем и пила одуряющий абсент - спирт, настоянный на полыни. Ничто не мешало веселью супругов - великосветская дама графиня Мария Тарновская родила сына прямо в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов.

В 1897 году у них родился сын Василий, а через два года - дочь Татьяна. Казалось бы - живи и радуйся, но доходы старика Тарновскокого сильно упали и Василий вынужден был ограничить расходы. В семье начались скандалы и ссоры. Тарновский начал пить и тогда Мария решила сама заняться поиском средств.

Она влюбила в себя своего шурина (брата Василия) Петра Тарновского, а затем подтолкнула его к самоубийству. Муж Марии получил наследство, принадлежащее брату, а роковая женщина поняла, что может кружить головы мужчинам и использовать их для достижения своих целей. С мужем они отдалились после поездки за границу, где молодая женщина серьезно заболела. Когда она умирала в гостиничном номере, муж веселился на балах. Однажды Мария услышала, как супруг спрашивал врача, когда наконец она умрет. Эти слова так потрясли графиню, что она решила во что бы то ни стало выжить и отомстить мужу!

Вернувшись после выздоровления домой она решила сделать больно мужу и завела себе любовника. Поведение графини было настолько вызывающим, что ее перестали принимать в приличных домах.

Поклонников Мария предпочитала искать среди бретеров. Как будто хотела принудить мужа к смертельной дуэли. Или погибнет, или отправится на каторгу. Тарновскому (человеку добродушному и даже трусоватому) пришлось драться на шпагах с любовником жены Павлом Голенищевым-Кутузовым-Толстым. Впрочем, обошлось царапинами. Потом появился Стефан Боржевский - с ним Тарновская жила в имении, пока муж находился в Киеве.

В 1904 году доведенный до отчаяния ревностью Василий ранил поклонника Марии (он вскоре умер), она надеялась, что мужа осудят и она получит развод. Однако, присяжные оправдали супруга.

Через год "черная вдова" Мария Тарновская довела до самоубийства Владимира Шталя, перед смертью он застраховал свою жизнь в пользу возлюбленной. А красавица, не долго кручинясь, завела себе очередного любовника. Тарновская потеряла всякий стыд и мужчины в ее жизни стали меняться с калейдоскопической скоростью.

Вскоре последовал развод, дело по которому вел известный адвокат Донат Прилуков.

Донат Прилуков

Адвокат имел несчастье влюбиться в роковую женщину и бросил жену и троих детей, украл деньги своих клиетов и увез Тарновскую в Алжир. К сожалению, деньги имеют обыкновение быстро заканчиваться и через несколько месяцев любовники остались на мели и стали думать, как бы пополнить бюджет.

В то же время в Алжире отдыхал вдовец граф Комаровский, который тут же увлекся Марией Николаевной и был готов выполнить любую прихоть чаровницы.

Комаровский

По просьбе Тарновской он застраховал свою жизнь в ее пользу на 500 тысяч франков. Тем самым беспечный граф подписал себе смертный приговор.

Убил Комаровского его друг Николай Наумов, с которым он имел неосторожность познакомить Марию.

Представив Марию Николаевну родственникам, Комаровский отправился в Венецию, чтобы купить там палаццо, где собирался поселить любимую. Она же задержалась в Орле. Зря графиня времени не теряла. Вскоре Наумов стал очередным и самым преданным сексуальным рабом госпожи Тарновской. Потомственный дворянин, сын пермского губернатора, из старой дворянской семьи, его двоюродный дед - Иван Тургенев. Это элегантный молодой человек 24 лет. Он пьет абсент, переводит Бодлера, словом, декадент. Николай Наумов влюбился в Тарновскую немедленно и страстно. Он даже написал поэму в честь графини, где клялся быть ей верным до гроба. Она проделывала над ним разнообразные эксперименты: тушила папиросы об его кожу, заставила наколоть свои инициалы в качестве татуировки, стегала плетью, ездила на нем, как на лошади. А Наумова это приводило в восторг.

Наумов

Тарновская обольстила юношу, клялась ему в вечной любви, а затем заявила по уши влюбленному мальчишке, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Николай решил защитить честь своей дамы и убить графа. Расчет Тарновской был прост, Наумова арестуют за убийство (она надеялась, что Николай расскажет на суде, что убил из ревности), а она получит по страховке деньги. Когда же убийца узнал, что Мария и Прилуков получили деньги за смерть Комаровского, то сознался, что убийство спровоцировано Тарновской.

На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков и Тарновская. Судебный процесс проходил весной 1910 года в Венеции. Газетчики окрестили авантюристку "черным ангелом" и осуждали ее сообщников, дескать сваливают вину на несчастную слабую женщину.

Говорили, что из-за её красоты четырнадцать любовников покончили жизнь самоубийством. Когда Тарновскую вели под конвоем, толпа выкрикивала проклятия и бросала розы, а она с полным безразличием проплывала на чёрной гондоле. Карабинеры, сопровождающие графиню, менялись ежедневно, т. к. боялись, что они могут влюбиться в фатальную женщину.

Тарновская с карабинером по дороге в суд

Тарновскую осудили на 8 лет, (но ее освободили раньше) Наумова на 3 года. Вскоре после освобождения в 1915 году, Мария вышла замуж за американского офицера, которого по привычке сменила на более богатого поклонника - аргентинского миллионера. Умерла Тарновская в возрасте 72-лет в окружении детей и внуков.

Вот что писали о Марии:

«Несомненный успех Тарновской у мужчин, несомненно, был связан с тогдашним викторианским отношением к сексу. Жены и вообще замужние «дамы общества» - существа воздушные, как бы бесполые. Между браком и эротикой не было никакой связи… Мария Тарнoвская - графиня, дама света, в чьих жилах текла крoвь Марии Стюарт - тип в тогдашней России невиданный: развратная, сама выбирающая мужчину, не склонная к лирике. Oна ошеломляла».

«Арестованный киллер молчал, пока не узнал от следователей, в первую очередь, от петербургского сыщика Филиппова об истинных мотивах убийства, лишь тогда сознался, назвав имя заказчицы. (Кстати именно Прилуков сообщил полиции об убийстве в отеле.) Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене, при попытке получить деньги убитого Комаровского по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка швейцарка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи. Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов В суде, заинтригованные этим случаем, побывали герцог Аосты, Кардуччи, Д"Аннунцио и многие другие. На каждое заседание суда приходила половина Венеции, чтобы посмотреть, как плывет на лодке в суд присяжных «la puta assassina» (путана -убийца). И дальше, в насыщенную историю роковых женщин.


Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»). Настолько разителен был диссонанс между её историей преступницы и ангельской внешностью.
Корреспонденты гадали, устоят ли присяжные заседатели перед чарами подсудимой. Охрану в тюрьме меняли ежедневно, боясь, что Тарновская обольстит стражей.
Во время судебного процесса в Венеции Мария Николаевна говорила адвокату:
В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слёзы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я в самом деле авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают?.. Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура…
В суде Марии пришлось пережить ещё одно предательство. Прилуков (будучи хорошим адвокатом, но и отменным подлецом) валил всю вину на свою любовницу, упирая на её гипнотические способности. Не выдержав такого удара, женщина потеряла сознание.

Итальянские присяжные, вопреки ожиданиям, устояли. От наказания освободили одну Перье, остальные были приговорены к различным срокам лишения свободы. Тарновской дали самый большой срок, её осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но обвиняемым вменили не убийство, а лишь покушение, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.

Расцвела преступкой,
От электрических ядов, — не моя!.. —
Тарновская.
(Игорь Северянин Веймарн август 1913 г)

В защиту её выступил один-единственный человек - врач. Он осмотрел женщину и сказал, что её нужно не судить, а лечить и её поведение - следствие болезни. Сейчас этот недуг (весьма распространенный среди женщин) знают все - ПМС . У Тарновской он принял крайние формы. Но тогда врача подняли на смех. Тем не менее, Мария запомнила своего защитника. После освобождения она разыскала его и отблагодарила.
Дальнейшая судьба Марии Тарновской мало известна. До Киева дошли слухи, что в Манюню заочно влюбился некий американский миллионер. После того как она отбыла наказание, он будто бы женился на ней и увез жену в Штаты. Были ли они счастливы - неизвестно.
В передаче о ней было сказано, что прожила она долгую жизнь.

Энрико Гроппали посвятил ей роман "Дьявол это женщина".
До Гроппали её волнующая история вдохновляла многих актрис, которые хотели бы её воплотить на сцене, от Изы Миранды до Орнеллы Мути.(итал. актрисы)
Самой известной книгой о Тарновской стал роман «Цирцея», писательницы Анны Виванти. Именно по этому роману потом сняли и немой фильм. В 1970-х годах итальянский государственный телеканал RAI снял телефильм. В России не так давно вышел целый цикл ретро— детективов под общим названием «Преступление в стиле модерн», посвященный расследованиям петербургского сыщика Владимира Филиппова. Сюжет о Тарновской назывался «Убийство в Венеции».

(Использованы факты из передачи «Эпоха и люди»,

Эпоха, безусловно, накладывает отпечаток на все: на характеры людей, поступки и явления. Даже на преступления. В эпоху модерна, которую мы в России именуем еще и «серебряным веком», даже уголовные дела иной раз имели привкус декаданса и отличались особым, почти поэтическим шиком.

Вот лишь одна картинка нравов того времени: весна 1910 года, Венеция. В черной гондоле в сопровождении карабинеров проплывает дама в трауре, под черной вуалью. Из толпы, теснящейся на узких тротуарах и горбатых мостиках, раздаются проклятия и летят розы. Она равнодушна и к тому и к другому, молча и надменно смотрит на темную воду каналов. Когда гондола причалит, она обопрется на руку карабинера и легко скользнет в здание суда. Чтобы занять место на скамье подсудимых, в стальной клетке. Это – роковая женщина, «черный ангел», «черная вдова» (как только не называли ее в прессе!) киевлянка Мария Тарновская. Что же привело тридцатитрехлетнюю аристократку из Российской империи на скамью подсудимых в Венеции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, с того времени, как в 1877 году в семье графа Николая О’Рурка родилась дочка, которую назвали Марией. Начало ее жизни тоже было вполне в духе декаданса – ее отец был потомком древней династии ирландских королей. Его предки обосновались в России еще в XVII веке, однако к моменту рождения Марии от былого блеска в семье остались разве что легенды о величии рода и истории о честной службе О’Рурков русским государям.
Мария росла красавицей. Она была стройной и голубоглазой, имела тициановский цвет волос, но еще больше, чем ее красота, пленял поклонников ее нрав. Мария была смелой и решительной барышней, и манеры ее имели ощутимый аромат испорченности. Не случайно в полтавском институте благородных девиц, который она окончила в 17 лет, ее прозвали «демивиержкой». Это французское словечко означает «полудевственница», так называли девиц, которые храня физическую девственность, уже познали многое из того, что именуется плотской любовью. В 18 лет Мария тайно обвенчалась с Василием Тарновским, сыном известного и очень богатого промышленника. Тайно, поскольку родители и жениха и невесты были против этого брака. Граф О’Рурк презирал нуворишей Тарновских, те, в свою очередь, считали, что из обедневшей семьи не пара их сыну, наследнику миллионного состояния. Однако, молодые поставили родителей перед фактом. Первые годы брака прошли в одуряюще-веселой атмосфере. Мария Тарновская обожала клубнику в эфире, колола себе морфин золотым шприцом, и, как вся богема в ту пору пила абсент – спирт, настоянный на полыни. В общем, сплошной декаданс. Даже своего первенца она родила в отдельном кабинете одного из киевских ресторанов. Все рухнуло, когда у старика Тарновского начались финансовые неурядицы. Семье пришлось ограничивать себя в средствах. Начались скандалы. И тогда Мария влюбила в себя своего шурина Петра Тарновского, брата мужа. Влюбила, разбила сердце и… подтолкнула к самоубийству. Василию достались в наследство деньги брата, и веселье можно было продолжать. Василий и Мария Тарновские уехали за границу, и вот тут в семье начался серьезный разлад. Мария опасно заболела. И пока она лежала в номере гостиницы, ее муж предавался кутежам и веселью, нисколько не заботясь о супруге. Больше того, однажды она слышала, как Василий спросил у доктора, когда уже она умрет? Вероятно, поэтому Мария и выжила. Просто назло всем, и в первую очередь – мужу. Вернувшись домой, Мария, чтобы отомстить, начала изменять супругу, причем, так явно, что ее просто перестали принимать в приличных домах.
Любовники сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, однако, в их подборе была система: романы Мария Тарновская заводила исключительно с бретерами, надеясь, что муж вынужден будет драться с одним из них на дуэли. И тогда он либо оставит ее вдовой, либо пойдет на каторгу. Оба варианта устраивали ее в равной мере. Надеждам этим, однако, не суждено было сбыться. Василию приходилось драться, однажды он даже слегка ранил своего противника, но суд присяжных оправдал его. Параллельно с романами Мария устраивала свои материальные дела. Один из ее любовников застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу Марии, а затем совершил самоубийство, к которому подтолкнула его именно наша роковая красавица. Наконец, она развелась с мужем. Дело о разводе вел известный адвокат Прилуков. Он влюбился в Марию, бросил семью, украл деньги клиентов и уехал с ней за границу. Парочка умчалась в Алжир, ведь только экзотические страны могут служить настоящим фоном для декадентской страсти! Скоро деньги у Прилукова кончились, и Марии вновь пришлось задуматься о пополнении бюджета. На свою беду в Алжире в это время отдыхал богатый вдовец, граф Комаровский. Разумеется, он влюбился в Марию, и, разумеется, поддавшись на ее уговоры, застраховал свою жизнь в ее пользу. Бедняга, видимо, даже не догадывался, что таким образом он сам подписывает себе смертный приговор. Комаровский намеревался жениться на Марии.
Вернувшись в Россию, он представил ее своей родне, и поехал в Венецию, чтобы купить там палаццо, достойное своей королевы. В это время в жизни Марии возникает Николай Наумов. Дворянин, родственник Тургенева, Николай был декадентом до мозга костей: он писал мрачные стихи о смерти и пил абсент. Николай сделался не просто любовником «черной вдовы», но ее сексуальным рабом. Она подвергала его изощренным издевательствам и даже пыткам: тушила о его кожу сигареты, стегала плетью. Николай был в восторге от этого. Именно этого несчастного молодого человека Мария Тарновская готовила в качестве орудия убийства. Она наговорила ему, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Разумеется, молодой человек отправился в Италию, в Венецию, чтобы там убить Комаровского. Сразу после убийства Наумов должен был скрыться в Швейцарии. Мария, которая приехала в Венецию на несколько дней позже, надеялась получить, таким образом, страховку и заодно избавиться от надоевшего поклонника. Однако, все пошло не совсем так, как планировалось. Наумов явился во дворец Комаровского и выстрелил в него с мелодраматическими словами: «Вы не должны жениться на графине!». Однако, старик не умер сразу, а Наумову не удалось бежать.
Началось следствие, в ходе которого Наумов узнал о страховке и том, что деньги в итоге надеялись прибрать к рукам Мария Тарновская и Прилуков. И тогда он признался, что убийство спровоцировано ею, фам-фаталь, «черной вдовой». Так на скамье подсудимых в Венеции оказались трое подданных Российской империи: Тарновская, Прилуков и Наумов. Про Марию Тарновскую в Венеции ходили самые невероятные слухи. Говорили, что из-за любви к ней покончили с собой четырнадцать мужчин. Карабинеров, охранявших ее в тюрьме, меняли ежедневно, опасаясь, как бы они не попали под действие ее чар, и не устроили ей побег. На заседания суда по этому процессу набивался полный зал публики, такого аншлага не знали даже прославленные театры. Тарновскую осудили на 8 лет, ее незадачливым поклонникам дали меньшие сроки. Впрочем, всего срока «черная вдова» не отсидела. Оказавшись на свободе в 1915 году, она вышла замуж за американского офицера, которого очень быстро сменила на миллионера из Аргентины. Перебравшись в Латинскую Америку, Мария наконец-то угомонилась. Она умерла в 1944 году, в статусе почтенной матери семейства, в окружении детей и внуков.

Красавица, дочь киевских аристократов Мария Тарновская одна из самых опасных и кровожадных криминальных дам дореволюционной Российской империи. Но какие события так повлияли на нее, что милая женщина стала монстром? Давайте поразмышляем, что привело знатную даму на скамью подсудимых.
Родилась Мария Тарновская в 1877 году, как говорится с серебряной ложкой во рту. Ее отец граф Николай О"Рурк был потомком ирландских королей из династии Стюарт. С 17 века предки О"Рурков служили русским государям. Сам Николай О"Рурк был морским офицером, после отставки служил при киевском губернаторе.
С годами Мария превратилась в красивую девушку, у которой было множество поклонников.
В 18 лет после окончания Института благородных девиц она познакомилась с сыном известного сахарозаводчика и мецената Тарновского. Молодые люди полюбили друг друга, но родители влюбленных были против. Граф О"Рурк не считал жениха равным себе, а миллионер Тарновский презирал обедневшую семью графа. И тогда Василий Тарновский и Мария О"Рурк тайно обвенчались и родителям нечего не оставалось, как признать их брак. Отец жениха выделил молодоженам несколько имений и дом в Киеве. Молодые супруги устраивали шикарные приемы и кутежи, выезды в рестораны и театры. Василий Тарновский был без ума от своей жены и выполнял любые ее капризы. В 1897 году у них родился сын Василий, а через два года - дочь Татьяна. Казалось бы живи и радуйся, но доходы старика Тарновскокого сильно упали и Василий вынужден был ограничить расходы. В семье начались скандалы и ссоры. Тарновский начал пить и тогда Мария решила сама заняться поиском средств. Для начала она влюбила в себя своего шурина (брата Василия) Петра Тарновского, а затем подтолкнула его к самоубийству. Муж Марии получил наследство принадлежащее брату, а роковая женщина поняла, что может кружить головы мужчинам и использовать их для достижения своих целей. С мужем они отдалились после поездки за границу, где молодая женщина серьезно заболела. Когда она умирала в гостиничном номере муж веселился на балах. Однажды Мария услышала, как супруг спрашивал врача, когда наконец она умрет. Эти слова так потрясли графиню, что она решила во что бы то ни стало выжить и отомстить мужу! Вернувшись после выздоровления домой она решила сделать больно мужу и завела себе любовника. Поведение графини было настолько вызывающим, что ее перестали принимать в приличных домах. В 1904 году доведенный до отчаяния ревностью Василий ранил поклонника Марии (он вскоре умер), она надеялась, что мужа осудят и она получит развод. Однако, присяжные оправдали супруга.
Через год "черная вдова" Мария Тарновская довела до самоубийства Вдадимира Шталя, перед смертью он застраховал свою жизнь в пользу возлюбленной. А красавица не долго кручинясь завела себе очередного любовника. Тарновская потеряла всякий стыд и мужчины в ее жизни стали меняться с калейдоскопической скоростью. Вскоре последовал развод, дело по которому вел известный адвокат Донат Прилуков. Адвокат имел несчастье влюбится в роковую женщину и бросил жену и троих детей, украл деньги своих клиетов и увез Тарновскую в Алжир. К сожалению, деньги имеют обыкновение быстро заканчиваться и через несколько месяцев любовники остались на мели и стали думать, как бы пополнить бюджет. В то же время в Алжире отдыхал вдовец граф Комаровский, который тут же увлекся Марией Николаевной и был готов выполнить любую прихоть чаровницы. По просьбе Тарновской он застраховал свою жизнь в ее пользу на 500 тысяч франков. Тем самым беспечный граф подписал себе смертный приговор.
Убил Комаровского его друг Николай Наумов, с которым он имел неосторожность познакомить Марию. Тарновская обольстила юношу, клялась ему в вечной любви, а затем заявила по уши влюбленному мальчишке, что Комаровский преследует и оскорбляет ее. Николай решил защитить честь своей дамы и убить графа. Расчет Тарновской был прост, Наумова арестуют за убийство (она надеялась, что Николай расскажет на суде, что убил из ревности), а она получит по страховке деньги. Когда же убийца узнал, что Мария и Прилуков получили деньги за смерть Комаровского, то сознался, что убийство спровоцировано Тарновской. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков и Тарновская. Судебный процесс проходил весной 1910 года в Венеции. Газетчики окрестили авантюристку "черным ангелом" и осуждали ее сообщников, дескать сваливают вину на несчастную слабую женщину.
Тарновскую осудили на 8 лет, (но ее освободили раньше) Наумова на 3 года. Вскоре после освобождения в 1915 году, Мария вышла замуж за американского офицера, которого по привычке сменила на более богатого поклонника - аргентинского миллионера. Умерла Тарновская в возрасте 72-лет в окружении детей и внуков.

Игорь Северянин Тарновская (Сонет с кодой) По подвигам, по рыцарским сердцам, Змея, голубка, кошечка, романтик, — Она томилась с детства. В прейскуранте Стереотипов нет её мечтам Названья и цены. К её устам Льнут ровные «заставки». Но — отстаньте! — Вот как-то не сказалось. В бриллианте Есть место электрическим огням. О, внешний сверк на хрупости мизинца! Ты не привлёк властительного принца: Поработитель медлил. И змея В романтика и в кошечку с голубкой Вонзала жало. Расцвела преступкой, От электрических ядов, — не моя!.. — Тарновская. Веймарн 1913, август Мария Тарновская.

Знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти должен был снять фильм «Смерть в Венеции», но не этот, ставший классикой, а совершенно другой. И главной героиней в нем должна была стать русская женщина.


В конце прошлого года в Италии отмечали столетие со дня рождения классика мирового кино, Лукино Висконти. Как полагается - ретроспективы по телевидению, юбилейные статьи, публикации. Вышла к юбилею и книга Alessandro Bencivenni. Luchino Visconti , в издательстве Il Castorо («Бобер»). Книга эта оказалась ценным подарком любителям киномузы. В архивах римского института имени Антонио Грамши, в особом личном фонде Лукино Висконти была обнаружена и опубликована рукопись, которую прежде считали утраченной. Это рукопись сценария: с названием «Смерть в Венеции», но не имевшего никакого отношения к другому фильму Висконти, по новелле Томаса Манна. Ее подзаголовок гласит: «Процесс Марии Тарновской».


Сценарий, в соавторстве с другой легендой кино, Микеладжело Антониони, и еще двумя друзьями, был написан в далеком 1946-м году, в соответствии с контрактом, который Висконти заключил с промышленником Риккардо Гуалино - я недавно рассказывал о нем и о его проекте построить Новый Петербург: после падения фашизма и окончании ссылки неугомонный Гуалино пробовал свои силы как кинопродюсер.


Само создание сценария превратилось в легенду. Маэстро сдал на несколько месяцев свой римский дом, а сам заперся в гостинице, чтобы ничего ему не мешало писать о Тарновской. Это должен был быть его второй фильм, после успешного «Наваждения».


Кто же такая Мария Николаевна Тарновская , и почему Лукино задумал о ней фильм, увы, не реализованный?


Ровно сто лет тому назад имя Тарновской гремело по всему миру. В 1907 году один из ее любовников убил в Венеции ее другого мужчину, официального жениха, а преступный план был разработан, с корыстной целью, ее третьим любовником. Тарновскую и двух ее сообщников судили в Венеции. Вот краткое резюме, но эта увлекательная история заслуживает более подробного рассказа.


Процесс Тарновской стал мировой сенсацией, ее биография была переведена на все важнейшие европейские языки, ее фотографии и портреты переполняли иллюстрированные журналы, о Тарновский написаны книги, невероятное множество статей. На театральных сценах ставились пьесы из ее жизни, а в 1917-м году о ней поставили первый, немой еще фильм «Цирцея».


Тарновская, девичья фамилия, О’Рурк, дочь графа Николая Морицевича О"Рурка, чьи предки состояли в родстве с королями Стюартами, родилась в 1877 года в Киеве. В семье, а, затем, и в обществе ее прозвали Манюней. Манюня вышла замуж за Василия Тарновского, семейное прозвание Васюк - за сына известного киевского мецената и коллекционера. Но дела мецената Тарновского-старшего пришли в упадок, молодая пара лишилась прежних финансовых возможностей. Васюк стал пить и гулять, а Манюня обратила взоры на других мужчин, добивавшихся ее благосклонности.


Супруги окунулись в бесчисленные романы, а Марию вскоре перестали принимать в приличных домах Киева.


Манюня стала хлопотать о разводе, поручив ведение дела знакомому адвокату - москвичу Донату Прилукову.


Обремененный семьей человек, имевший обширную практику, Прилуков влюбился в Тарновскую, бросил жену и детей, пробовал даже отравиться, но, в конце концов, уехал с Манюней за границу. Около 80 тысяч рублей, доверенных ему клиентами, дали им возможность несколько месяцев пожить на широкую ногу, но деньги быстро иссякли.


Прилуков вместе с Тарновской разработал план преступления.


Манюня посчитала свою очередную курортную жертву - графа Павла Комаровского - достаточно богатым человеком, и заинтересовалась им, узнав, что граф овдовел. По просьбе Манюни влюбленный в нее Комаровский застраховал свою жизнь в ее пользу на 500 тысяч франков.


Тот же незадачливый граф познакомил Манюню со своим молодым другом - губернским секретарем Николаем Наумовым. Неуравновешенный, склонный к выпивке и всецело подпавший под влияние Тарновской, 23- летний Наумов стал орудием в разработанном плане убийства своего старшего приятеля Комаровского.


Тот отдыхал в Венеции. Однажды Наумов появился в его доме, представившись другом хозяина. Когда Комаровский вышел навстречу гостю, Наумов выстрелил в него в упор со словами: «Вы не должны жениться на графине!». Комаровский не погиб сразу, и обливаясь кровью, спросил у Наумова: «Что я вам сделал плохого?» Потом они плакали вместе, обнявшись, и когда прибежали слуги, они подумали, что Комаровский пытался покончить жизнь самоубийством, а его юный друг пытался остановить.


Арестованный киллер узнал от следователей, в первую очередь, от петербургского сыщика Филиппова об истинных мотивах убийства, и сознался, назвав имя заказчицы. Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене, при попытке получить деньги убитого Комаровского по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и ее камеристка швейцарка Элиза Перье, посвященная во все замыслы госпожи.


Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов. Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Черный ангeл»).


Тарновская защищалась изобретательно, изображая себя игрушкой в хитросплетениях чужих страстей. Вот ее слова:


В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слезы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я, в самом деле, авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают? Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура.


Рассказывали, что во время судебного процесса в Венеции ежедневно меняли карабинеров, сопровождавших графиню в суд - из боязни, что и на них подействует магия «Черного ангела».


Приведем цитату из тогдашней хроники: «Необычайно высокого роста, худощавая, элегантно одетая, с благородными чертами лица и сверкавшими жизнью, невероятно живыми глазами, всегда смеющаяся, кокетливая, находчивая и разговорчивая даже в тяжелые минуты. Муж был ее рабом, как и все окружающие, сама она была рабою своей страсти к роскоши, удовольствиям, а, следовательно, и деньгам».


Суд не поддался на уловки обвиняемых и их адвокатов - от наказания освободили лишь одну швейцарку Перье. Тарновскую же осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но подсудимых признали виновными не в убийстве, а в покушении на убийство, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения.


В те годы Игорь Северянин написал сонет «Тарновская»:


По подвигам, по рыцарским сердцам,
Змея, голубка, кошечка, романтик, -
Она томилась с детства. В прейскуранте
Стереотипов нет ее мечтам
Названья и цены. К ее устам
Льнут ровные «заставки». Но - отстаньте! -
Вот как- то не сказалось. В бриллианте
Есть место электрическим огням.
О, внешний сверк на хрупости мизинца!
Ты не привлек властительного принца:
Поработитель медлил. И змея
В романтика и в кошечку с голубкой
Вонзала жало. Расцвела преступкой,
От электрических ядов, - не моя!.. -
Тарновская.


Что касается дальнейшей судьбы Марии Николаевны, то, согласно легенде, в нее будто бы заочно влюбился некий миллионер, и после того как она отбыла наказание, женился на ней и увез в Америку. Я применил все возможные рычаги и инструменты, поднял на ноги специалистов по русской диаспоре, но пока следов Тарновской, после освобождения из венецианской тюрьмы, не нашел.


Самой известной книгой о Тарновской стал роман «Цирцея», писательницы Анны Виванти. Именно по этому роману потом сняли и немой фильм. В 1970-х годах итальянский государственный телеканал RAI снял телефильм. В России не так давно вышел целый цикл ретро- детективов под общим названием «Преступление в стиле модерн», посвященный расследованиям петербургского сыщика Владимира Филиппова. Сюжет о Тарновской назывался «Убийство в Венеции». В этом перечне не хватает фильма Висконти.


Несостоявшаяся картина была призвана стать важной вехой в истории кино. Напомню, что его собирались делать 60 лет тому назад, с воистину новаторским приемом - об одном и том же убийстве должны были рассказать, совершенно по разному, три разных персонажа - сама Тарновская, киллер Наумов и адвокат Прилуков.


Фильм так и не сняли: вроде бы из-за интриг вокруг главной женской роли. Теперь можно прочитать сценарий и вновь подивиться воистину драматичной истории. Жаль, конечно - благодаря гениальному Висконти, роковая киевлянка стала бы одним из мифов XX столетия, а теперь одним русским мифом на Западе меньше.