Актуальность:
я часто бываю у бабушки, она живет в г. Самара недалеко от музейно-выставочного центра «Самара Космическая», глядя на комплекс ракеты-носителя «Союз» меня заинтересовал вопрос - почему ракеты взлетают? Почему именно на ракетах летают в космос? Стало интересно, каков принцип строения и запуск ракеты.
Для этого я решил провести исследовательскую работу.
Цель исследования: узнать принцип строения и запуск ракеты.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей возникновения ракет.
2. Узнать, какие законы физики действуют при взлете ракеты.
3. Познакомиться с устройством ракеты и ее запуском.
Объект исследования: реактивное движение.
Предмет исследования:
космическая ракета.
Гипотезы исследования: что заставляет ракету двигаться в безвоздушном пространстве космоса. Какая сила толкает ракету вверх? Возможно это специально разработанное учеными топливо для ракет.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме, поиск материала в интернете, обобщение, систематизация. Работа носит проблемно - реферативный характер.
История возникновения ракет
Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово-уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено». Связано это с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.
Ракеты человек изобрел давно. Первая ракета была создана человеком не менее 700 лет назад. Их придумали в Китае. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников, но потом их стали использовать в военных целях.
В 13 веке китайцы впервые применили ракеты, как их тогда называли, «Огненные стрелы» против монгольских захватчиков и повергли врага в замешательство и панику.
При Петре I была создана однофунтовая сигнальная ракета «образца 1717 года», остававшаяся на вооружении до конца XIXвека. Она поднималась на высоту до одного километра.
В XX веке мысли о полете в космос впервые появились у школьного учителя физики Константина Эдуардовича Циолковского. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. К сожалению, К.Д. Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его все равно называют отцом космонавтики. Основоположником, создателем отечественной космонавтики является Сергей Павлович Королев - выдающийся конструктор и ученый. Под его руководством и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.
Строение ракеты
Ракета состоит из трех ступеней, расположенных одна на другой. Каждая ступень ракеты состоит из двигателя и топливных баков. Первой включается и работает самая нижняя ступень. Эта ракета самая мощная, так как ее задача — поднять в воздух всю конструкцию. Когда топливо сгорает, а баки пустеют, нижняя ступень отрывается, и тут начинают работу двигатели второй ступени. В это время ракета набирает скорость и летит быстрее. Когда горючее кончается, вторая ступень отрывается и включается в работу третья, последняя ступень, которая еще больше разгоняет корабль. Вот тут включается первая космическая скорость и корабль выходит на орбиту, а далее летит один, так как последняя ступень ракеты почти полностью сгорает при отсоединении.Еще у ракеты есть стабилизаторы - маленькие крылья внизу. Они нужны для того, чтобы ракета летела ровно и прямо, без стабилизаторов она в полете будет болтаться из стороны в сторону. Стабилизаторы же меняют всю картину. Когда ракета начинает отклоняться в бок, или заносить в сторону, как заносит машину на скользкой дороге, стабилизаторы подставляются под поток воздуха своей широкой частью и этим потоком их сносит назад.
Почему ракета взлетает?
Какая же сила поднимает ракету? Эта сила называется реактивной.
Чтобы понять, что такое реактивное движение, проведем небольшой эксперимент.
Для этого понадобятся: воздушный шарик и модель ракеты, сделанный из бумаги, зажим.
1. Надуем шарик и закроем его с помощью зажима.
2. Расположим шарик внутри ракеты.
3. Уберем зажим, отпускаем шарик.
4. Воздух выходит, и ракета перемещается в воздухе.
Ракету движет сжатый воздух. Его молекулы, вылетают через отверстие в шарике, и следуя третьему закону Ньютона, что действие равно противодействию, толкает шар в обратную сторону. На этом же принципе работают и реактивные двигатели.
Людмила Семиколенных
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Полёт ракеты в космос»
Конспект занятия по исследовательской деятельности
Образовательная область «Познание»
Тема : Полет ракеты в космос .
Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Дать детям представление о принципе работы ракеты ;
Предварительная работа : Непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Сочи 2014»
Словарная работа : иллюминатор, реактивный двигатель.
Демонстрационный материал : проектор, (фильм вырезка из программы новости, видеофильм «Вид земли из космоса » ) материалы для опытов.
Раздаточный материал : воздушный шары, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, клей, влажные салфетки.
Задачи :
Интеграция с образовательными областями :
Образовательная область задачи
Познание : Формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью ; Активизировать мышление детей, закрепление знаний об окружающем.
Безопасность : Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов.
Коммуникация : Поощрять речевую активность детей в процессе образовательной деятельности , обогащать словарный запас, развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Социализация : Создать педагогические ситуации и поощрять проявления смелости, находчивости, выдержки.
Художественное творчество : Развивать воображение, формировать эстетический вкус.
Труд : Формировать навыки самообслуживания.
Предварительная работа :
Материал :
Какое знаменательное событие скоро произойдет в нашей стране? (Олимпиада)
Какие олимпийские символы вы знаете? (ответы детей)
Факел с олимпийским огнем российские спортсмены пронесли по всем городам нашей страны. Он побывал на дне самого глубокого озера Байкал, и его подняли высоко в космос . Это событие показывали в программе «Новости» , и отрывок этой программы я предлагаю вам посмотреть. (просмотр эпизода программы «Новости» «Олимпийский факел в космосе » )
Почему факел в космосе не горел ? (ответы детей)
Сейчас мы с вами станем учеными-исследователями и проведем эксперимент.
Опыт со свечкой.
Воспитатель : Свечка будет нашим предполагаемым факелом.
Как вы думаете, что это за запрещающий знак? (Детям нельзя пользоваться спичками)
А мне вы разрешите зажечь свечку?
Сейчас я ее закрою банкой. Что же произошло со свечкой? (Она потухла)
Почему она потухла? (в банке нет кислорода)
То же самое произошло и с факелом в космосе ?
Уважаемые исследователи , на каком виде транспорта подняли факел в космос ? (на ракете )
Почему не на автомобиле? (ответы детей)
Почему не на самолете? (ответы детей)
Уважаемые исследователи , наша Земля очень сильная, и все к себе притягивает, и никуда от себя не отпускает. Эта сила Земли называется силой тяготения. Давайте проверим, действует ли эта сила на самом деле? Попробуем подпрыгнуть и задержаться хотя бы на минуту в воздухе. Получилось ли это у вас? Может быть вы тяжелые? Давайте возьмем бумажные полоски, поднимем и отпустим их.
Что с ними произошло? (ответы детей)
Даже такие легкие предметы, как полоски бумаги, притягиваются к Земле.
Какая же сила их притягивает? (сила тяготения)
Чтобы преодолеть силу тяготения, нужно иметь очень большую скорость. Такую скорость имеет только ракета .
Воспитатель : У нее особый двигатель – реактивный. (показ слайда «Строение ракеты » ) Уважаемые исследователи , я предлагаю вам познакомиться с работой реактивного двигателя. Перед стартом баки ракеты загружают горючим . По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты . В дне у ракеты дырка . Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону - ракета летит в противоположную сторону.
Я предлагаю вам посмотреть на запуск ракеты .
Опыт «Запуск ракеты в космос » .
Нальем в бутылку воду и смешаем с лимонным соком.
Завернем пищевую соду в кусочек бумажной салфетки и свяжем для прочности ниткой.
Бросим пакетик с содой в бутылку и заткнем ее пробкой-ракетой , но не слишком сильно.
С громким хлопком ракета взлетает в воздух .
В каком направлении летела ракета ? (в вертикальном)
Воспитатель : Я предлагаю вам запустить свою ракету . Наша ракета будет летать только в группе. Мы сделаем её. Впрочем, мастерить здесь ничего не придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.
Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)
Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (Показ опыта воспитателем)
Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета ?
(Да, может) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.
А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)
Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)
Сколько времени наши шарики были в полёте ? Почему? (В шарике мало газов.)
А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд .)
Куда полетели ваши «ракеты » ? (в разные стороны)
Уважаемые исследователи , я предлагаю вам посмотреть полет еще одной ракеты .
Опыт «Ракета из воздушного шарика» .
4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика.
Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.
В каком направлении летела ракета ? (в горизонтальном)
Как вы думаете, кто управляет движением ракеты в космосе ? (космонавты )
Уважаемые коллеги, на минуту закройте глаза… откройте глаза…что вы видите? (показ фрагмента видеофильма «Вид земли из космоса » ). Вы хотели бы полететь в космос ? На чем мы полетим? Предлагаю вам сконструировать свою ракету .
Конструирование ракеты из цветной бумаги .
Воспитатель : Какие красивые ракеты у вас получились ! На какую планету вы полетите
Сейчас вы полетите на своих ракетах в космос . Что же увидите из иллюминатора ракеты (ответы детей) . Какие планеты солнечной системы вы знаете? Где можно найти информацию о них? (ответы детей) . Предлагаю собрать информацию о планетах и сделать книгу «Планеты солнечной системы.
Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Невидимые чернила
|
Лимон надувает воздушный шар
|
Лимон запускает ракету в космос
|
Разбегающиеся зубочистки
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
"Наживка" для льда
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
Могучее дыхание
|
Рекордный вес
|
Лариса Колотовкина
[ (с видео )
IMG]/upload/blogs/detsad-6348-1495554210.jpg Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня и предлагаю вашему вниманию ещё один эксперимент, который называется "Запускаем ракету " , а представят вам его мои самые активные экспериментаторы Вера и Варя Ивановы.
Для проведения опыта нам понадобится : пробка от винной бутылки, бутылка, вода, лимонная кислота, пищевая сода, воронка, кусочек туалетной бумаги, ложка, нитка.
Сначала делаем из пробки ракету , затем наливаем в бутылку воду (чуть больше половины, на туалетную бумагу насыпаем ложку соды, заворачиваем соду в бумагу так, чтобы она не высыпалась, и перевязываем ниткой, оставляя один конец длинным.
Затем добавляем через воронку в бутылку лимонную кислоту и взбалтываем воду, чтобы кислота растворилась
Опускаем пакетик с содой в бутылку, оставляя конец нитки снаружи и закрываем пробкой-ракетой
Теперь убираем детей на безопасное расстояние и ждём. Когда бумага размокнет, сода вступит в реакцию с лимонной кислотой, образуется углекислый газ, который вытолкнет пробку из бутылки. Вот так взлетит наша ракета , издав при взлёте хлопок.
Публикации по теме:
В преддверии Дня космонавтики в нашем детском саду проходила Неделя космоса. В течении всей недели мы с моими малышами много говорили о.
Дидактическая игра: "Собери ракету". Материал:наборы геометрических фигур с нанесением цифр от 1 до 10. В состав набора входит: два маленьких.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Смастерю сейчас ракету - полечу к другим планетам» Цель: Развитие самостоятельной творческой активности детей. Задачи: - Познавательные: Сформировать навыки работы с бумагой в технике оригами.
Опыт №3. «Водой масло не затушишь» Опыт №4. «Почему во время пожара часто происходит взрыв» Опыт № 3. «Водой масло не затушишь» Цель. Дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование. Стакан.
Описание опыта работы воспитателя Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Описание опыта работы воспитателя ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» Педагогическая профессия зародилась вместе с человеком, ведь люди с незапамятных.
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни путем эффективного применения нестандартного оборудования» Актуальность.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Мастер-класс по экспериментальной деятельности дошкольников Подготовила воспитатель МДОУ Детский сад №55 «Кузнечик» г. Подольска Подчасова Светлана Геннадьевна
Тема «Волшебник воздух» Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Задачи: - повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; - представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; - сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок,тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму » Это отражает всю сущность окружающего мира
Опыт 1 «Поймай воздух» Материал: целлофановый пакет Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать детям, что в нем находится воздух
Опыт 2 « Н етекучая вода» Материалы: две бутылки, две воронки, пластилин Ход опыта: Возьмите две бутылки и вставьте в каждую из них по воронке. На одной из них замажьте горлышко вокруг воронки пластилином так, чтобы не было ни щели, ни дырочки. Сначала налейте немного воды в бутылку без пластилина - вода беспрепятственно попадает внутрь. А теперь попробуйте наполнить бутылку с пластилином - кроме нескольких капель воды больше в бутылку не попадет ничего! А все потому, что воздух, находящийся в этой емкости не имеет возможности выйти оттуда через щели между горлышком и воронкой. И сила давление воздуха в бутылке больше силы тяжести, тянущей воду из воронки вниз, поэтому вода остается в воронке - пока не проделать хотя бы малюсенькую дырочку между горлышком и воронкой.
Опыт 3 «Запуск ракеты» Материалы: воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч. Ход опыта: эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, « Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.
Опыт 4 «Воздушные гонки» Материалы: листы бумаги Ход опыта: при помощи движения воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2–3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед. В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.
Опыт 5 «Воздух в стакане» Материалы: лист бумаги, стакан с водой Ход опыта: чтобы удержать воду в перевернутом стакане нальем в стакан воду до самого края. Прикрыть стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро перевернуть стакан вверх дном. Давление воздуха на бумагу больше давления воды на нее
Опыт 6 «Спасательный жилет» Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой Ход опыта: отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее - в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно - утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с рисинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, - пластилин утонет.
Спасибо за внимание