Экологическая сказка для начальных. Экологическая сказка «Капустная бабочка»

Конкурс «Педагогическое вдохновение »

Представляю экологическую сказку для детей старшего дошкольного возраста. Хочется, чтобы дети любили, берегли Землю.

Во всем мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. И я, как автор сказки, стремлюсь привить малышам бережное отношение к окружающей среде. Пусть на нашей планете ярко светит солнце, воздух и вода будут чистыми, а земля плодородной.

Рослова Олеся Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ
Детский сад № 9, г. Дзержинск, Нижегородская область.

Экологическая сказка «В гостях у матушки Земли»

В одном сказочном лесу жили-были Машенька и Медведь. Жили они дружно и весело. Играли, гуляли по лесу, вместе ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. Так прошло лето, осень и наступила зима…

Машенька очень обрадовалась, что наконец-то можно будет с Мишкой играть в снежки, кататься на коньках, лепить вместе снеговика. Однажды утром она проснулась и говорит Медведю:

Мишка, Мишка! Посмотри какая за окном хорошая погода - солнышко светит, снежок блестит! Пойдем гулять!

А Медведь ей отвечает:

И правда, Машенька, отличная погода, чтобы пойти на прогулку! Только сначала съешь кашу и оденься потеплее!

Хорошо, Мишка! - ответила Маша.

Пока Маша с аппетитом кушала кашу, Мишка смотрел в окно и вдруг глубоко задумался. Он знал, что зиму в этом году обещали суровую - с вьюгами, метелями и низкой температурой. Ведь они не смогут с Машенькой часто гулять по лесу?!

Тем временем Машенька уже собралась и стоя у двери кричала Медведю:

Мишка, ну что ты как долго, я уже хочу посмотреть на наш зимний лес!

Мишка собрался и только они вышли во двор, как вдруг солнышко закрыла туча, поднялся сильный ветер и пошел снег. Они быстро забежали обратно в дом и стали ждать улучшения погоды. Маша надеялась, что вот-вот снова выглянет солнышко и снег закончится, но не тут-то было.

Снег все шел и шел, сугробы за окном все увеличивались, а мороз крепчал с каждым днем. Мишка как мог развлекал Машу: играл с ней в разные игры, учил готовить, читал книги.

И вот однажды он нашел волшебную книгу, которую подарила ему мама, в ней рассказывалось о том, какие растения есть на Земле, как за ними нужно ухаживать, а самое главное беречь.

Маше очень нравилась эта книга и однажды вечером она спросила:

Мишка, ты знаешь, я нашла в кладовке горшочек и хочу посадить в него зернышко, но у меня нет ни земли, ни зернышка. Где же зимой его взять?

И тут Медведь вспомнил, что еще летом березка подарила ему волшебное зернышко, а он про него почему-то забыл! Мишка встал, радостно прошел в кладовую, нашел зернышко, подошел к Маше и говорит:

Машенька, посмотри! Я дарю тебе вот это зернышко, только помни, оно волшебное!

Машенька очень обрадовалась и поблагодарила своего друга: теперь у нее был и горшок и зернышко, но вот незадача: чтобы зернышко посадить нужна была земля! А где ее найти, когда на улице лежат сугробы?

Мишка, что же мне делать, где найти землю для моего зернышка?

Мишка немного подумал и говорит:

Машенька, книга, которую подарила мне мама волшебная, ты можешь сама прогуляться по ее страничкам и узнать, где же найти землю для твоего зернышка!

Так и началось сказочное и полное приключений путешествие Машеньки…

И вот Машенька оказалась на странице волшебной книги. Все в ней казалось Маше чужим, она шла по тропинке и думала, как страшно и одиноко ей без Мишки, который остался дома. Но она успокаивала себя тем, что найдет землю и вернется к своему другу.

Шла Машенька, шла, и вдруг видит впереди большой деревянный дом. Ей стало интересно: кто в нем живет? Она поднялась на крылечко и постучала.

Ей открыла дверь красивая девушка с длинными черными как смоль волосами.

Здравствуй, девочка! Откуда ты пришла ко мне и как зовут тебя?

Здравствуйте, меня Машенькой зовут, а пришла я к Вам из волшебного леса. А Вы кто?

А я Матушка Земля! Скажи мне, Машенька, что привело тебя в наши края?

Как здорово, наверное Вы-то мне и нужны! Мой друг Мишка подарил мне волшебное зернышко, но я не знаю, как его вырастить. Может быть, Вы мне поможете?

Конечно, я помогу тебе, Машенька, но сначала я расскажу и покажу тебе, как люди, которые живут в нашей волшебной стране, небрежно обращаются со мной и моими детьми.

Земля взяла Машеньку за руку и вдруг они оказались в лесу. Но это был другой лес, кругом валялись бутылки, банки и другой мусор. Машеньке стало очень страшно, она никогда не видела столько грязи. Они пошли дальше, и вдруг совсем близко от них, упало дерево! Оно было все в огне!

Маша закричала:

Бежим отсюда, здесь кругом огонь!

На что матушка Земля ей ответила:

Вот, Маша, посмотри, что делали люди с нашим лесом. Они превратили его в помойку с кучами мусора, жгут костры, из-за которых загораются деревья и кустарники, которые росли здесь многие тысячи лет.

Матушка Земля, куда пропали деревья?

Машенька, наши леса вырубаются с каждым годом все больше и больше, люди не берегут их, а используют для своих нужд!

Маша не успела опомниться, как оказалась у грязного болота вместе с матушкой Землей.

Посмотри, когда-то эта была голубая и чистая река, в ней водились разные виды рыб и других животных. А сейчас, на ее берегу построили завод и все отходы стали спускать в воду… Теперь река превратилась в грязное зеленое болото, рыба постепенно вымерла, да и само болото в скором времени высохнет и никто и не вспомнит, что когда-то на этом месте протекала река.

Машенька, которая жила в сказочном лесу, и представить не могла, что можно так жестоко обращаться с природой!

А теперь, Машенька, отправляйся ты к моей дочке, Живушке, она тебе даст то, что ты ищешь.

Маша поблагодарила Землю и грустная пошла дальше.

Вот идет Маша задумчиво по дорожке и видит - посреди леса виднеется небольшой домик, а позади него раскинулся чудесный сад с множеством разных цветов, деревьев, кустарников, некоторые разновидности которых Маша и не знала!

А рядом с домом, за забором из прутьев был виден огород. Чего там только не было, но больше всего Машеньку приятно удивило то, что на вид все ягоды, овощи и фрукты были крупными, сочными и аппетитными. Она подумала:

Интересно, чтобы вырастить такой урожай, нужно очень хорошо ухаживать за своим огородом, постоянно заботиться о нем, а в первую очередь за почвой, в которой все и растет!

С такими мыслями Машенька постучала в дверь.

Здравствуй, Машенька! Я рада тебя видеть в своем доме. Мама предупредила меня, что ты скоро появишься в моих владениях. Вижу, тебя удивил мой сад. Пойдем, я угощу тебя сочным яблочком!

Они прошли в сад, и Маша попробовала предложенный фрукт. Какой же он был вкусный!

Живушка, я тоже рада, что пришла к тебе. Мне понравился твой дом с садом и огородом, в которых растет так много разных цветов, деревьев, овощей и фруктов. Поэтому прежде, чем ты дашь мне землю, расскажи, пожалуйста, как нужно ухаживать за почвой для того, чтобы и у меня из зернышка вырос красивый цветок!

Я с удовольствием расскажу тебе, Машенька, как нужно ухаживать за почвой, чтобы всегда получать отличный урожай! Только в последнее время меня сильно беспокоит то, что стало с ней происходить.

Люди перестали беречь почву, они с каждым днем загрязняют ее все больше и больше: добавляют в нее вредные удобрения, опрыскивают растения ядовитыми растворами, жгут траву, на месте которой долгое время ничего не растет. А множество заводов, с которых все отходы утилизируют в почву?!

Машенька внимательно слушала дочку матушки Земли и спросила:

Я не могла подумать, что люди так жестоки по отношению к природе. Объясни, пожалуйста, зачем они портят почву, которая дает им урожай?

Живушка устало и обреченно улыбнулась:

Машенька, люди думают, что чем больше они удобрят почву, тем быстрее вырастет у них урожай. Если бы они знали, какой вред тем самым наносят своему здоровью и здоровью других людей!

А что может случиться с человеком, если он съест такой овощ? - спросила Маша.

Человек может сильно отравиться и попасть в больницу, ведь удобрения - это сильнейший яд! Фрукты и овощи, выращенные таким способом, только выглядят красиво и аппетитно, а на самом деле они пустые и не вкусные.

Кроме того, люди бросают в почву бутылки и пластиковые банки, которые также наносят непоправимый вред, так как долгие годы разлагаются в почве.

А я в своем волшебном лесу не бросаю мусор на землю, для этого есть урны.

Я вижу, что ты очень хорошая и аккуратная девочка. Возьми землю для своего горшочка и посади в нее свое зернышко. А чтобы оно проросло нужна водица, которую даст тебе моя сестра Данушка! Счастливого пути, Машенька!

И снова отправилась Маша в путь дорогу. Вышла она из леса и увидела реку, на берегу которой сидела девушка и плакала. Маше стало жалко девушку, она подошла к ней и спросила:

Тебе грустно? Почему ты плачешь? Что-то случилось?

Ты, наверное, Машенька? - устало ответила девушка. - Приятно познакомиться, а я Дана. Матушка и сестры называют меня Данушкой. Да, Маша, мне очень грустно от того, что вода в реке грязная. Посмотри, там вдалеке склад бытовых отходов, которые каждый день попадают в воду, а вон там строят очередной завод, все отходы с которого будут стекать в реку. А внизу ты видишь тех, кто загрязняет воду банками, пакетами, бутылками и другим мусором. Потом эти люди приходят домой и пьют воду из этой реки! Я переживаю за будущее людей, за здоровье их детей. Кроме того, воду из этой реки пьют не только люди, но и растения, которые растут на берегу, а также животные, живущие в соседнем лесу.

Я вижу, Данушка, что тебя сильно беспокоит проблема загрязнения воды?

Ты права, Машенька! Спасибо тебе за участие, но что-то я разговорилась с тобой, тебе пора идти дальше и встретиться с моей второй сестрой Ярилушкой, которая обогреет твой цветочек.

Данушка взяла горшочек и полила землю, в которой, лежало зернышко. Маша забрала горшочек и радостная направилась дальше.

Долго ли коротко ли шла Машенька и вышла на красивый луг. Вокруг пели птицы, летали разноцветные бабочки и ярко светило солнышко. Только Маша решила присесть отдохнуть, как видит, с солнышка прямо к ней тянется лучик. Он остановился рядом и говорит:

Прекрасный день, сегодня, Машенька! Рада познакомиться с тобой, я - Ярилушка!

И я рада, Ярилушка! Данушка сказала мне, что для того, чтобы мое зернышко дало росток, я должна пойти к тебе. Чем ты можешь мне помочь?

Ярилушка задорно рассмеялась и говорит:

Машенька, чтобы твое зернышко проросло ему, кроме земли и воды, необходимы мой свет и тепло. Все растения тянутся к солнышку, благодаря которому в них происходит обмен полезных веществ! Люди и животные получают от меня необходимый для их жизнедеятельности витамин Д. Но сейчас я очень обижена на людей. Они жестоко относятся к моей матушке и сестрам! Кроме того, все химикаты, которые используются постоянно в их жизни, впоследствии испаряются в воздух. Именно поэтому разрушаются слои атмосферы и мои лучи начинают кроме пользы приносить природе вред. Люди страдают от ожогов, от солнечных ударов и от перегревов. На деревьях листья раньше положенного срока начинают желтеть и опадать, иногда из-за меня наступает засуха и тогда страдают все. Если бы люди одумались и перестали загрязнять природу! Машенька, ведь ты пришла ко мне за помощью, поставь свой горшочек на землю.

Маша опустила горшок рядом с собой, солнечный лучик запрыгнул в него и прогрел почву. И тут девочка увидела, что ее зернышко дало росток!

Спасибо, Ярилушка!

Я рада, что помогла тебе, Машенька! Твое путешествие подходит к концу, но прежде отправляйся к моей младшей сестре Сваргушке, Царице неба и воздуха, у нее есть сынок Ветерок. В добрый путь, девочка!

До свидания, Ярилушка, благодарю тебя за помощь!

Шла Машенька, шла и видит маленького мальчика с крыльями за спиной, летающего над землей и красивую женщину, играющую с ним. Маша долго наблюдала за ними, пока мальчик не подлетел к ней и говорит:

Приветствую тебя, Машенька! Мы с мамой долго ждали тебя, наконец-то ты пришла!

А ты, наверное, Ветерок? Приятно познакомиться! Сестра твоей мамы направила меня к вам.

И тут подошла мама Ветерка Сваргушка.

Да, Машенька, мы знаем об этом. Я вижу твое зернышко, дало росток, но он не расцветет, если воздух не будет чист! Тебе уже рассказали мои сестры, как жестоко и бессердечно люди с нами обходятся. Я и мой сынок также страдаем от такого отношения. Когда люди загрязняют почву, от нее идет сильное испарение, химикаты и другие вредные вещества попадают в воздух, а после и в нижние слои атмосферы, из-за чего она разрушается. В результате это приносит непоправимый вред самим людям, растениям и животным, которые живут на земле. Все дышат загрязненным воздухом, который попадает в легкие всех живых существ. Мой сынок раньше приносил только пользу, пригонял тучки, из которых шел живительный дождь или наоборот разгонял их, чтобы землю прогрело солнышко, создавал прохладу в жаркие деньки. А теперь, если с заводов выпускают газ, он вместе с ветром разносится на многие километры и наносит вред везде, где он проносится. Мы с сыном очень надеемся, что люди поймут свою ошибку и будут бережнее относиться к природе.

Сваргушка посмотрела на Машин горшочек, взмахнула рукой и сказала:

Машенька, посмотри на свой росток.

В тот же миг росток в горшочке распустился и превратился в великолепный цветок.

Радости Машеньки не было предела. Она только и делала, что благодарила Сваргушку и не могла налюбоваться на свой цветок.

Спасибо всем вам за доброту и познавательный рассказ. Я тоже надеюсь, что люди одумаются и не будут загрязнять природу!

А теперь, Машенька тебе пора возвращаться домой! Иди вот по этой тропинке и придешь в волшебный лес к своему другу Мишке. Он, наверное, уже тебя заждался! В добрый путь!

Прощай, Машенька! - крикнул в вдогонку Ветерок.

Радостная девочка пошла домой, она думала, как придет к Мишке и поделится с ним всем, что она узнала в волшебной книге.

В своих раздумьях девочка и не заметила, как шла уже по своему лесу. За то время, пока Машенька путешествовала, в волшебном лесу зима закончилась, наступила весна, пришло долгожданное лето, и Мишка пошел за земляникой. Он очень переживал, что Машенька все не возвращалась, и хотел сварить вкусное варенье, чтобы угостить ее.

Мишка уже возвращался домой, как вдруг увидел Машеньку, идущую ему на встречу. Мишка не поверил своим глазам! Он побежал ей на встречу:

Маша, Машенька, ты вернулась!

Машенька увидела бегущего к ней друга и очень обрадовалась. Она скучала по Медведю и была рада его видеть.

Мишка, не беспокойся больше обо мне, я вернулась и не одна. Посмотри, зернышко, которое ты мне дал, превратилось в красивейший цветок! Кроме того, мне не терпится рассказать тебе о моих приключениях в волшебной книге и о том, сколько полезного и познавательного я узнала.

Мишка быстро сварил варенье и они с Машей сели пить чай. Она все рассказывала и рассказывала своему другу про то, как люди неправильно и нерационально обращаются с природой, не берегут ее, а потом сами же и страдают от своих ошибок.

Эпилог

Ребята, мы с Мишкой рассказали вам поучительную историю и надеемся, что каждый из вас сделает правильные выводы. Очень хочется верить, что когда вы подрастете, то будете аккуратно и бережно относиться к природе и всему живому, что находится вокруг вс. Может быть кто-то из вас станут учеными и изобретут очистительные сооружения для того, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду и гулять по улицам, где не будет грязи и мусора. Мы искренне желаем вам этого.

Ваши Маша и Медведь.

На Западе давно обратили внимание на проблемы экологии. Раздельный сбор мусора, переход на электромобили и экологическое воспитание детей стали общественными приоритетами. В России эта культура лишь начинает зарождаться. Осенью уже несколько лет проводится Неделя окружающей среды, в её рамках детей и взрослых призывают заботиться о мире, в котором мы живём.

Малыши обучаются беречь природу, ценить её красоту и взаимодействовать с нею.

Экологическое воспитание подразумевает формирование необходимых знаний об устройстве животного и растительного мира и их значении. Особое внимание уделяется человеку. Люди являются частью живой природы, поэтому бережное отношение к природе позволит сохранить здоровье.

Проведение параллелей между природой и домом, в котором мы живём, поможет детям лучше понять значение заботы об окружающей среде.

Дошкольный возраст - благодатное время для воспитания бережного отношения к природе. Дети в этом возрасте очень чуткие и отзывчивые.

Экологическое воспитание начинается с практических задач. Это уход за домашними животными, подкормка птиц, бережное отношение к растениям, экскурсии на природу, раздельный сбор мусора, переработка отходов в поделки и полезные вещи.

Чтение литературных произведений также способствует формированию бережного отношения к окружающей среде. Это могут быть любые детские книги о природе.

После прочтения нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых герои демонстрировали заботу о природе.

Экологические стихи для дошкольников

Я. Аким. «Наша планета»

Красивое стихотворение о красоте нашей планеты.

С. Михалков. «Прогулка»

Стихотворение о том, как ребята приехали отдохнуть на реку и не нашли свободного места из-за разбросанного мусора. Идея стихотворения - призыв убирать за собой мусор после летних пикников.

А. Усачев. «Мусорная фантазия»

Стихотворение-сказка о мире, в котором мусорные горы заполонят все вокруг. Произведение учит детей не бросать мусор на улице.

С. Михалков. «Будь человеком»

История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам.

Стихотворение учит детей относиться к птицам не как к игрушкам, а как к живым существам, которым требуются забота и участие.

В. Орлов. «Что нельзя купить»

В произведении легко и доступно рассказывается о самом ценном на этой планете - природе. Автор говорит о том, что купить можно все на свете, кроме красоты природы.

С. Михалков. «Случай на зимовке»

Рассказ в стихотворной форме об охотнике, который спас медвежонка от собак. Испуганный медвежонок, спасаясь от собак, залез на высокую скалу и не мог спуститься самостоятельно. Охотник снял его, сделал фотографии на память и отпустил.

С. Михалков. «Зяблик»

История о мальчике, мечтавшем иметь зяблика в клетке. Однако он не учёл, что птица требует заботы и ухода. После возвращения с дачи мальчик обнаружил полуживого зяблика, лежащего в своей клетке. Стихотворение учит ответственности по отношению к домашним питомцам. Мальчик из произведения понял, что пока не готов к такой ответственности, и выпустил на волю своего зяблика.

Детские стихи о природе для дошкольников знакомят детей с художественными описаниями с помощью литературных приёмов. Малыши учатся описывать свои ощущения, понимать стихотворные формы и вместе с тем привыкают к уважительному и бережному отношению к природе.

Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если чтение произведений сопровождается небольшими походами или экскурсиями, малыш проникается уважительным отношением ко всему живому.

Сказки на экологическую тему для дошкольников

В. Бианки. «Анюткина утка»

Рассказ о девочке Анютке, дочке охотника. Она увидела в груде дичи живую утку, выходила её и отпустила на волю. Рассказ о детской доброте и отзывчивости.

К. Ушинский. «Весна»

Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями. При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях.

М. Пришвин. «Лесной доктор»

Рассказ о дятле, который добывает пропитание добычей личинок, вредящих деревьям. На этом примере дети начинают понимать, как мудро устроена экосистема леса. Все животные и птицы взаимосвязаны, без одних нет жизни другим.

В. Чаплина. «Крылатый будильник»

Рассказ о городских птицах зимой - воробьях и синицах. Мальчик вместе с отцом смастерил кормушку, чтобы птички могли найти пропитание в холодное время года. Отец объяснил сыну, как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. Мальчик когда-то так делал, но после разговора с отцом ему стало стыдно. Ребёнок начал с удовольствием заботиться о птицах.

С. Сахарнов. «Морские сказки»

Дети знакомятся с особенностями жизни морских обитателей.

М. Пришвин. «Золотой луг»

Рассказ о том, как за ночь луг стал золотым, - на нём распустились жёлтые одуванчики.

К. Паустовский. «Собрание чудес»

Рассказ о стремлении мальчишек попасть на Боровое озеро, вокруг которого ходили слухи и легенды. По пути ребята повстречали множество чудес. На прогулке мальчики прониклись красотой леса и его волшебных уголков. В детях чувствуется любовь к природе. Один в разговоре защищает лес, ведь деревья - это кислород и жизнь.

Произведения Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.

Рассказы и сказки учат детей доброте, ответственности и отзывчивости.

Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.

Экологическое воспитание в сочетании с чтением произведений о природе поможет будущим поколениям бережнее относиться к окружающей среде.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Экологическая сказка «Береги природу»
Цель и задачи:
­ Систематизировать представления детей об охране природы;
­ Развивать творческие способности детей через театральную деятельность;
­ Воспитывать бережное отношение к природе, к богатству леса.
Ход мероприятия
Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент журнала «Юный натуралист». (Обращается к
бабушке) Бабушка, вы не скажете, что такое экология?
Бабушка: Это, милая внученька, магазин такой, там овощи и фрукты бесплатно раздают.
Корреспондент (разочарованно): Спасибо, бабушка. (Входит мальчик.) Здравствуйте, я
корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?
Мальчик: Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями.
Корреспондент: Благодарю. До свидания. Кого бы мне ещё спросить? А можно я у вас спрошу?
(Обращается к членам клуба юных экологов)
Ведущий: Экология – это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с
неживой природой.
Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне понравился больше всех.
Юные экологи:
Вот экология ­ модное слово,
Раньше природа не знала такого.
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир был зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

Действие первое
(Звучит пение птиц, журчание ручья. Появляется девочка, она любуется цветочками,
собирает ягоды в корзинку, разговаривает с природой.)
Девочка: Здравствуйте, полевые цветочки, резные лепесточки, как поживаете? Молчите?
Здравствуйте, великаны лесные, как живёте? И вы молчите? Здравствуй, речка быстрая, куда свой
путь держишь? Не отвечаете? Эх, вы! Вот если б я умела понимать язык природы!
(Появляется Старичок­Лесовичок.)
Лесовичок: Что ты сказала?
Девочка: Кто здесь?
Лесовичок: Я, Лесовичок, житель и хозяин этого леса. А что ты говорила про язык природы?
Девочка: Я, Лесовичок, разговаривала с обитателями леса: с цветочками, деревьями, с речкой. А
в ответ – ни слова. Вот я и подумала, хорошо бы знать язык лесных обитателей.
Лесовичок: Ох­хо­хо, моя родная. Если б знала ты язык этот, тебе открылась бы вся горькая
правда.
Девочка: Да что вы говорите, Старичок­Лесовичок?! К чему слёзы лить, к чему печалиться?
Посмотрите, красота­то какая кругом!
Лесовичок: Эх, милая, многого ты не знаешь. Не всё так, как кажется. Впрочем, если хочешь,
сама всё сможешь увидеть и услышать.
Девочка: Конечно, хочу. А что делать­то нужно?
Лесовичок (снимает с себя шляпку): Дам я тебе вещь непростую. Как только наденешь ты мою

шляпу, тотчас услышишь, что вокруг происходит. И деревья тебе ответят, и речка быстрая слово
вымолвит, и птички прочирикают.
Девочка: Уже надеваю, дедушка.
Девочка встаёт, прислушивается, делает первые шаги. Становится слышно звуки леса.
Вдруг среди этих звуков слышится стон Берёзки.
Девочка: Берёзонька, милая, что ты плачешь?
Берёзка: Нет причин для радости. Люди сока моего попить захотели. Искололи меня до самой
сердцевины, сок течёт по стволу, до листочков зелёных не доходит. Рана моя глубока, погибаю я.
Ах!
Девочка: Подожди, берёзка милая, не плачь. Я тебе помогу, ранку твою замажу глиной. Прости
ты нас, людей. А с тобй, ёлочка, что случилось?
Ёлочка: Осталась я одна, сиротинушка. Пришли люди и вырубили подружек моих к Новому году
на радость детям. Меня не тронули, маленькая я ещё. А подрасту, и меня порубят. (Плачет)
Девочка: Подожди, ёлочка милая, не плачь. Я тебе помогу, принесу из дома лопатку и пересажу
тебя к дому своему поближе, а там беречь буду и ухаживать.
Бабочка:
Что за слон пришёл к нам в лес,
Только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал,
Крылышко моё сломал!
Наступил на червяка,
Чуть не задавил жука!
Как теперь я полечу,
Нужно мне скорей к врачу!
Лесовичок. Каждый день слышу эти я жалобы
И не знаю, что сделать мне надобно.
Я прошу: «Помогите! Спасите!»
От врагов вы мой лес защитите!
Девочка: Ребята, а вы знаете, как себя надо в лесу вести?
Юные экологи: Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда-
Их не так уж много.
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу вы впервые,
Не ломайте деревьям руки,
Ведь живые они, живые.
Муравьиный дом ­ в глуши,
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди!
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!

Взрослые нормы этики и морали не всегда понятны маленькому человеку – представление о том, что действительно «плохо» или «хорошо» приходит по мере накопления собственного опыта, в общении с родителями и сверстниками. К сожалению, бывает непросто «на пальцах» объяснить ребенку, почему он должен бережно относиться к живой природе – не мусорить, ухаживать за растениями, заботиться о домашних питомцах.

В этом случае на помощь приходят экологические сказки для дошкольников, воздействующие сразу и на интеллектуальную, и на эмоциональную сферу. Забавные и трогательные истории про Водяного, которому тяжело живется в грязном пруду, или о цветке, который забыли полить, заставляют ребят постигать основы природоведения, сострадая и сопереживая всем живым существам планеты. А это, по сути, и есть самый главный урок.

Методические пособия, согласно которым в дошкольных образовательных заведениях ведутся экологические занятия, использует любой детский сад, однако совсем не сложно сочинить собственную сказку – в ней может ожить даже камушек, листочек или капля воды. Обычно в таких случаях идут двумя путями.

  • Придумывают историю, в которой действующими лицами становятся предметы и живые существа, окружающие ребенка в его повседневной жизни – кошки и собаки, птички, бабочки, цветы и трава. Родители, которые высоко ценят экологическое воспитание детей, могут каждую прогулку превратить в занимательный урок, увлекательное путешествие в страну фантазий.

  • Если малыш любит смотреть мультики или читать книжки, можно использовать для обучения хорошо известные ему сюжеты. Многие экологические сказки для дошкольников отсылают детей к популярным произведениям Бажова, Андерсена или Пушкина. Например, историю про Золотую Рыбку легко показать через «природоохранную призму» – порассуждайте, стоит ли исполнять желания людей, которые бросают в море мусор?

На самом деле, важнее всего смысл, который предстоит донести до ребенка. Задача родителей и воспитателей научить малыша видеть все многообразие окружающего мира, понимать, какой он хрупкий, ранимый, как сильно его красота зависит от человека. А заодно привить самые элементарные правила поведения, которые помогают защищать природу.

Обычный рассказ не всегда одинаково действует на разных детей – в данном случае все может зависеть от личностных особенностей (внимательности, чувствительности, способности жалеть и сопереживать). Убедиться в том, что малыш действительно усвоил полученный урок, помогут занятия с эффектом «обратной связи». Разумно в таких случаях использовать следующие формы:

  • обсуждение, ответы на вопросы, составление рассказа по картинкам, собирание пазлов;
  • разучивание стихов об окружающем мире;
  • загадки, конкурсы или викторины;
  • утренники и ролевые игры, где ребята могут примерить на себя роль персонажей, о судьбе которых они узнали на предыдущих занятиях.

В коллективе такие знания, поданные в игровой форме, лучше закрепляются, хотя стихи и загадки вполне могут использовать в экологическом воспитании непосредственно родители. Главное, чтобы ребенок во время урока мог оперировать знакомыми понятиями, испытывал доступные эмоции, и просто понимал, о чем идет речь. Иначе говоря, все экологические сказки для дошкольников должны быть адаптированы к возрасту детей.

Обучение через игру – основы детской психологии

Так уж устроен любой ребенок – информацию, предложенную в форме скучного изложения, он благополучно проигнорирует. А вот ролевая игра, познавательное лото или занимательная викторина помогут знаниям отложиться навечно и без всякого морального сопротивления.

К сожалению, специальная консультация для родителей по экологии в нашей стране не слишком популярна – необходимые сведения и методики можно найти разве что в Интернете. Возможно, когда-нибудь ситуация в корне изменится – государственные программы все чаще обращаются к раннему воспитанию ответственности у детей за будущее Земли. И все же начинать такое обучение необходимо именно в семье.

О том, что надо беречь лес или экономить воду, мы повторяем регулярно. Но эти прописные истины не оказывают особого эмоционального воздействия на подрастающее поколение. Зато так называемые экологические игры заставляют малышей задуматься о том, что живая природа – это не что-то само собой разумеющееся. К тому же леса, моря, чистый воздух и плодородные почвы необходимы для того, чтобы человек мог успешно жить.

Воспитание детей – это не только забота об их здоровье и благополучии, но и стремление прививать ответственность. Не позволяя рвать цветы на клумбе, потому что они – живые, родители дают своему малышу первый урок бережного отношения к окружающей среде. Детям постарше полезно будет узнать о животных, которые вымерли по вине человека, и о лесах, превращенных в пустыни.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях

В детских садах детям предлагаются специальные занятия по экологии, это предусмотрено программой. При этом ставятся три разных задачи – образовательная, воспитательная и развивающая. Цели педагогов:

 дать начальные сведения о главных экологических проблемах нашего времени;
 добиться того, что каждый ребенок принял для себя необходимость заботиться о живой природе, беречь ее;
 научить ценить красоту окружающего мира, дорожить теми богатствами, которые сегодня окружают нас.

Каким образом эти задачи решаются? На помощь воспитателям придут книги и картины, кабинетные занятия и беседы на прогулке. Прекрасно, если при детском дошкольном учреждении есть свой живой уголок, а на подоконниках стоят цветы в горшках. Ухаживая за зверюшками или комнатными растениями, малыши учатся ответственности – настоящей, а не той, что только на словах.

Добиться желаемого результата можно только в том случае, если усилия педагогов и семьи получится объединить. Именно поэтому консультация для родителей по экологии в детских садах проводятся на специальных собраниях. Понятно, что малыш сможет усвоить далеко не всю информацию. Но для начала будет неплохо, если он просто самостоятельно польет цветы или покормит птиц во дворе – именно с этого начинается настоящее экологическое воспитание.

Каждый ребенок должен иметь представление об устройстве окружающего мира. Но иногда родителям очень непросто объяснить такие абстрактные понятия, как погода и сезонность. Как рассказать ребенку о временах года в доступной для него форме?

В 3-4 года дети уже понимают, что значит холодно, жарко, что такое снег и дождь, поэтому попробовать объяснять разницу между сезонными явлениями нужно именно в этом возрасте. Начинать объяснение лучше всего с зимы, поскольку это наиболее характерное время года: снег, мороз, сосульки и снежинки, шуба, сапоги и варежки – все это хорошо знакомо малышу. Чтобы рассказать ребенку о временах года, используйте любую возможность. Будьте терпеливы, малыш сразу не сможет все запомнить правильно и будет часто путать названия сезонов, но со временем научится их различать.


Календарь

Договоритесь с малышом ежедневно, после вечерней чистки зубов, отмечать ярким фломастером прошедший день в календаре. Причем этот процесс сопровождайте рассказом: «Ну вот, еще три денька отметим, и настанет декабрь, придет настоящая зима, будет много снега, и мы пойдем кататься на санках». Можно купить специальный детский календарь или смастерить его самостоятельно вместе с ребенком.

Прогулка

Каждый раз во время прогулки, похода в детский сад или магазин, акцентируйте внимание малыша на погоде и характерных особенностях текущего времени года: «Смотри – листья на деревьях были зеленые, а стали желтые, это значит, что наступила осень. Когда все листья с деревьев опадут, станет холодно и пойдет снег. Это значит, что придет зима».

Развивающие игры

Попробуйте с ребенком поиграть в игру «Верю – не верю» на тему сезонов. Например: «Веришь ли ты, что летом идет снег?» или «Веришь ли ты, что зимой холодно?». Задавайте вопросы и отвечайте на них с ребенком по очереди.

Найдите старые журналы и предложите малышу вырезать картинки с изображениями природы, а затем распределите все картинки по временам года, называя их характерные особенности: талый снег и пробивающаяся травка – это весна, солнце и песок – это лето, грибы, зонтики и дождь – это осень, снежинки – зима. Посчитайте, каких картинок у вас получилось больше всего, а каких – меньше.

Литература

Легче всего детки запоминают ту информацию, с которой сталкивались ранее, поэтому, читая ребенку сказки и рассказы, акцентируйте его внимание на сезонных особенностях. Например: «Идет Красная Шапочка по лесу, пение птиц слушает и цветочки для бабушки рвет. Как ты думаешь, в какое время года это происходит?».

Мнемотаблицы с изображениями характерных сезонных особенностей

Мнемотаблицы – это отличный способ изучения времен года. Например, мнемотаблица с изображением зонта, желтого листочка, капель дождя на оконном стекле и плаща с капюшоном будет формировать у ребенка зрительные ассоциации с осенью. Работа по мнемотаблицам может заключаться в рассматривании картинок и угадывании сезонов или в составлении коротких рассказов по рисункам. С целью закрепления знаний о сезонных явлениях можно предложить малышу самостоятельно нарисовать мнемотаблицу, например, на летнюю тему.

Творческие занятия

Поделки на темы времен года также способствуют запоминанию ребенком их названий и характерных особенностей. К примеру, из пушистой белоснежной ваты можно сделать аппликацию на тему зимы. Из шишек, сухих желтых листочков и каштанов – на тему осени. Из засушенных ярких цветков и ягод – на тему лета.

Ольга Горянина
Экологическая сказка Сказка о том, как необходимо беречь природу для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель : формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста , понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли .

Задачи :

расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки ;

посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения ;

формировать навыки бережного отношения к природе , заботу о ней;

воспитывать любовь к природе , видеть красоту окружающего мира в целом;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Сказка о том , как необходимо беречь природу .

Одним весенним солнечным днём, я с детьми возвращалась с прогулки домой. Дочке и сыну я купила мороженное и вот они довольные, радостные, развернули своё эскимо, а фантики бросили на землю. Я им сделала замечание, что нельзя сорить. И тут же меня подхватил, чей то, голос. Когда мы с детьми обернулись, то увидели небольшого роста старичка, он был с большой белой бородой и в шляпе с широкими полями. Я ещё подумала, такой смешной, но необычный дед , откуда он появился. Мы поздоровались. Старичок нам поклонился и сказал : - Если дети вы будете разбрасывать фантики и сорить, то может прилететь злая колдунья Мусорогрязка. Дети так заинтересовались, кто это такая и почему она может прилететь, что стали расспрашивать старичка.

Старичок тем временем сел на ближайшую лавочку, позвал к себе детей и меня и говорит : - Раз вам интересно, то расскажу я вам историю о том, как я увидел Мусорогрязку.

Жил я тогда в небольшой деревеньке. Рядом с деревней стоял зелёный, густой лес, разные деревья росли в том лесу : и сосны, и ели, и дубы, и осины. Разные животные обитали в том лесу : и медведи, и зайцы, и волки, и ежики. Речушка протекала понизу нашей деревни, уж рыбка в ней плавала разная, потому, что речка была прозрачная. Люди в нашей деревеньки жили дружно, в гости ходили друг к другу. Но уж больно они не воспитанные были, ленивые везде мусорили, в лес пойдут, насорят, возле домов своих мусор разный побросают и речку мусором забросали. Обиделись звери и птицы и ушли из леса в другой лес, а рыбы уплыли в другие реки.

Прослышала про то колдунья Мусорогрязка, обрадовалась и прилетела в нашу деревню. Стала она царствовать. Мусора и грязи становилось всё больше и больше. Солнце спряталось, воздух стал портится, даже дождик перестал приходить. Растения завяли, деревья засохли, речка исчезла.

Плакать стали взрослые и дети в деревеньке. Что же мы наделали? Как нам дальше жить? Стали думать, как колдунью прогнать. А что уж тут придумаешь, а ребята? – спросил старичок.

Вышли все взрослые, дети, старики взяли в руки лопаты, грабли, мешки специальные, чтоб мусор складывать, корзины большие плетёные, куда бутылки да банки собирать. Очистили всё и лес и речку и возле домов мусор убрали.

А колдунья Мусорогрязка в это время в своем царстве злилась и дулась. Да так надулась, что лопнула.

Но уж как злая колдунья исчезла, деревья в лесу снова листьями покрылись, птицы и животные вернулись, снова речка появилась с прозрачной водой, и рыбка в неё вернулась. Воздух стал чистым, солнышко засветило ярче, а дождик смыл оставшуюся грязь.

С тех пор люди в нашей деревне живут воспитанные и не ленятся мусор складывать в специальные контейнеры. А в лесу повесили табличку «Берегите природу » .

Спасибо тебе дедушка сказали дети и я . Мы не хотим, чтоб в наш город прилетела колдунья Мусорогрязка, и всё поняли, теперь мусор будем выбрасывать только в специальные контейнеры, что бы улицы нашего города были красивыми, а воздух чистым. Старичок с благодарностью посмотрел на детей и исчез также неожиданно, как и появился.

Публикации по теме:

Экологическая сказка «Дедушкин огород» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки «Репка» Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: На пенечке дед сидит И с тоскою в огород.

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Люди и речка» Искали как-то казаки место, чтобы построить поселение. Шли они долго, путь был трудным… И вот заблестела где-то впереди золотистой лентой.

Конспект НОД по ФЭМП. Математическая сказка «Теремок» (для детей среднего дошкольного возраста) Математическая сказка «Теремок» (для детей среднего дошкольного возраста) Воспитатель: Фокина И. Ю. Цель: 1. Продолжать упражнять детей.

«Сказка о заколдованном мальчике» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Сказка о заколдованном мальчике В некотором царстве, в тридесятом государстве, за тридевять морей, в заколдованном лесу, в ветхой избушке.

Оздоровительный досуг для детей младшего и среднего возраста «Вечерняя сказка» По стихотворению В. Степанова Образовательная область: физическое развитие Цель: обучение правилам поведения и личной гигиены используя воображение.

Презентация выставки работ детей и родителей «Мамина сказка» в городском музее для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по сказкам» Цель: Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности:.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк» для детей младшего дошкольного возраста В I младшей группе «ягодка» Автор-разработчик проекта: Кардашова Е. А. Проект: «Сказка ложь, да в ней намек». Вид проекта: познавательно-творческий.