Распиловка леса: рекомендации на зимний период. Ужасная находка в дереве

Специалисты, профессионально занимающиеся распиловкой древесины, знают, как справиться со многими подводными камнями, которые могут возникнуть в процессе работы. Одна из серьезных проблем, которая встречается при раскрое древесины — это наличие неровной поверхности на линии разреза после окончания работы, появление, так называемой, «волны». Профессионалы знают, что это достаточно распространенное явление, и знают, как его избежать. Они считают, что на процесс распиловки влияют четыре основных фактора:

  1. Мастерство оператора
  2. Работа станка
  3. Качество пилы
  4. Распиловочный материал


Понятно, что человеческий фактор зачастую является главным. Поэтому, если ленточную пилораму обслуживает специалист высокой квалификации, то может случиться так, что остальные три фактора просто отпадут сами собой.

Оператор - это человек, который выполняет все необходимые настройки для работы станка: выбор правильной скорости распиловки, выбор правильной пилы, в зависимости от типа и характеристик пиломатериала.

Оптимальная скорость пиления - важнейший момент: при недостаточной скорости, место распила будет похоже на стиральную доску, а при слишком высокой - появится пресловутая «волна» из-за некачественного пропила.

Правильная настройка станка - вот ещё один важный момент. Для оптимальной работы станок должен быть правильно настроен. Настройку станка рекомендуется выполнять с учётом продолжительности работы на нём. Опытным путём было установлено, что в среднем настройку ленточной пилорамы следует производить 1 раз в четыре 8-ми часовых смены, а вообще многое зависит от самого станка. Например, вся линейка пилорам «КЕДР» может не требовать настройки до 14-ти дней при её ежедневной интенсивной эксплуатации. Однако чтобы исключить появление «волны» мы рекомендуем ежедневно проверять настройку станка. Если отклонений от норм не обнаружено, геометрия и соосность пильных шкивов сохранена, то настройкой можно не заниматься. Проверка обязательно должна выполняться, если был контакт бревна и опорных роликов.

Работа станка

Станок представляет собой простой набор деталей и узлов. Однако часть из них может провоцировать появление «волны».

    • Направляющие ролики пилы . От них зависит положение пилы по отношению к опорному столу. Основной инструмент для контроля правильности установки, это специальная регулировочная линейка. Надо всячески избегать ее повреждения и не пытаться изготовить ее самостоятельно в случае повреждения. Визуальный осмотр роликов должен дать показать отсутствие выбоин на рабочей поверхности. Она приводит к возникновению вибрации. Глубокие выбоины говорят о том, что ролики были неподвижны при движении пилы.Проверка подшипников в ролике должна показать, что люфт у них отсутствует или очень незначителен. В противном случае ролики в сборе подлежат замене, поскольку если посадочные отверстия изменили размеры и люфт уже не устранить.Следующий момент — проверка крепления оси ролика в корпусе. Если, при всех затянутых шпильках, люфт имеет место, корпус меняется. Бывает, что сам корпус в месте крепления, повреждается. Ремонт сложен и может привести к другим проблемам, например, повреждению места сварки, поэтому - замена, лучший вариант.


  • Установка станка . Для станка должен быть обеспечен максимальный упор. Не должно быть никакого зазора между опорными ногами и поверхностью. Идеально, это когда опорные ноги крепятся анкерными болтами.

Качество пилы

После того, как все настройки проверены, необходимо обратить внимание на одно из самых уязвимых мест пилорамы - ленточную пилу. Она как раз может являться виновником пресловутой «волны». Рекомендация здесь одна: соблюдение соответствующей инструкции при заточке и разводке зубьев ленточной пилы. Заточка всех зубьев должна происходить строго под одним углом. Большой угол, для одного типа древесины приводит к тому, что пила начинает вязнуть в материале и нагрузка на пилу резко возрастает, если же угол мал, то падает скорость пиления. Вывод: основная причина возникновения «волны» - это отсутствие правильной заточки или работа тупой пилой.

Также пила должна быть правильно разведена. Если разводка мала, тот она начинает греться, даже если она хорошо заточена. От нагрева натяжение пилы ослабляется и его приходится постоянно регулировать. Скорость пиления резко падает.

Сама по себе, разводка может многое рассказать о появлении «волны» . Если она у зубьев неодинаковая, то и «волна» не будет иметь системный характер. Она будет появляться в местах неравномерной плотности дерева. Если разные стороны пилы имеют разную разводку, то появление «волны» будет зависеть от того, в какую сторону будет преобладание, а ее появление будет совпадать с изменением скорости пиления. Кстати, если после входа в дерево пила начинает подниматься вверх или, наоборот, нырять вниз, то это может говорить о неправильной разводке.
Достаточно понятно, что неравномерность в шаге зубов, как и в высоте их, при переходе от одного к другому, вызовет вибрацию. Риск в разрыве пилы высок в случае не убирания заусенец. Они же приводят к значительному перегреву металла и, как следствие, возникновению «волны». Надо помнить, что от поврежденной пилы качественного распила уже добиться трудно, даже если ее и править.

Особенности древесины

К «волне», образующейся при распиле, имеет отношение и сама древесина, которую пилят. Известно, что дерево - материал неоднородный. Плотность его наружного слоя значительно выше, чем середины и центра. Понятно, что количество опилок, при обработке сердцевины возрастает. При распилке таких участков, пила может не справиться с полноценным выносом опилок вне зоны распила. Результат известен - нагрев ее тыльной части, приводящий, в соответствии с законом физики, к расширению металла. Расширение способствует ослаблению натяжения, ослабление натяжения вызывает «волну».

Чтобы предотвратить нагрев пилы у пилорам «КЕДР» конструкцией предусмотрен специальный бак для охлаждающей жидкости, которая с помощью специальных трубок подаётся на пилу. Перед началом пиления следует всего лишь открыть специальный вентиль. В качестве охлаждающей жидкости летом используется обычная вода, а зимой - мыльный раствор.

Подобрать такую пилу, чтобы она одинаково резала и твердые слои и мягкие, на сегодняшний день фактически невозможно. Зато можно изменить саму схему раскроя, а также, после получения бруса, тщательно выравнивать поверхность.

Мерзлая древесина, еще один фактор получения «волны». Это знают все операторы. Причем, в случае полностью промерзшего дерева, распил идет без проблем. А вот частично промороженные бревна создают довольно серьезные трудности при работе с ними. То есть, ситуация полностью повторяет ситуацию с деревом с неравномерной плотностью, поэтому методика пиления тут аналогичная.

Особо требуется отметить работу с сильно сучковатой древесиной. Большое количество сучков поднимает вероятность возникновение «волны» многократно. Такую древесину надо пилить очень внимательно, интенсивность распила изменять очень плавно, варьируя ее при прохождении каждого сучка.

Так же большие проблемы вызывают бревна с большим количеством смолы. Как известно смола очень вязкая. Она способствует налипанию опилок на полотно пилы. Опилки, да и сама смола, которые налипают на полотно, закономерно увеличивают его толщину. Соответственно, начинается нагрев и все вытекающие отсюда последствия, которые мы уже видели в предыдущих случаях - натяжение пилы падает, появляется «волна». Выходом из этой ситуации будет использование охлаждающей жидкости, которая служит, в том числе хорошей смазкой, предотвращающей налипание распиливаемого материала.

70 лет назад, в сентябре 1944-го, амстердамское убежище, в котором скрывались Анна Франк и другие евреи, было раскрыто гестапо. Всех его обитателей депортировали в Освенцим последним эшелоном, направлявшимся на нацистскую фабрику смерти из Нидерландов.


Последние месяцы жизни Анны Франк, проведенные в нацистском концлагере, довольно подробно описаны очевидцами, однако редко становятся предметом обсуждения: наибольший интерес для современников представляет период создания знаменитого «Дневника».Семимесячное угасание 15-летней девочки в лагере смерти, сопровождавшееся рабским трудом, голодом и инфекционными болезнями, едва ли подтверждает оптимистичный посыл ее дневника о том, что «все люди по природе своей добры», отмечает обозреватель The Times of Israel Мэтт Лейбовиц.

На протяжении многих десятилетий широкой общественности не было известно практически ничего о жизни Анны в нацистских лагерях, кроме того, что она и ее сестра Марго погибли в марте 1945 года в Берген-Бельзене. Однако в 1988 году на голландском телевидении вышел документальный фильм «Последние семь месяцев Анны Франк» (Laatste Zeven Maanden van Anne Frank), рассказывающий о ее жизни после ареста. В ленту вошли интервью с шестью женщинами-заключенными концлагерей, лично знакомыми с Анной.

Анна Франк была доставлена в Освенцим после беспрецедентной, продолжавшейся все лето акции массового уничтожения в газовых камерах 400 тыс. венгерских евреев. В момент прибытия члены ее семьи и скрывавшейся вместе с ними семьи голландских евреев по фамилии ван Пельс были здоровы, поэтому при первоначальной селекции их направили в рабочий барак. Поскольку советские войска к тому времени уже вступили на территорию Польши, существовала вероятность того, что вскоре Красная армия освободит Освенцим.

Пережившая Холокост Ронни Гольдштейн-Ван Клееф познакомилась с семьей Франк в транзитном лагере Вестерборк в Голландии. Впоследствии они встречались и в Освенциме. «Анна показалась мне очень спокойной, тихой и несколько замкнутой» , - вспоминала Ронни.

Спустя несколько недель после прибытия в лагерь сестры Франк заразились клещевой чесоткой. «Девочки выглядели ужасно, их тела были сплошь покрыты язвами от чесотки. Состояние их здоровья резко ухудшалось», - продолжает Ронни Гольдштейн-Ван Клееф.

Когда советские войска в октябре 1944 года вплотную подошли к Освенциму, нацисты перевели большинство из находившихся там 40 тысяч женщин-заключенных в лагерь Берген-Бельзен, расположенный на северо-западе Германии. Мать Анны, Эдит Франк, оставшаяся в Освенциме, умерла от истощения в самом начале 1945-го.

Берген-Бельзен, расположенный в Нижней Саксонии, недалеко от Ганновера, стал тем местом, где оборвалась короткая жизнь Анны. В лагере не было газовых камер, но за 1943-1945 годы здесь погибло около 50 тысяч заключенных, из них свыше 35 тысяч - от тифа всего за несколько месяцев до освобождения.

«Тиф был главным бичом Берген-Бельзена, - вспоминает Рахель Амеронген-Франкфоордер, также познакомившаяся с сестрами Франк в Вестерборке. - Однако Анна и Марго страдали не только от тифа, но и от голода и холода. Им достались худшие места в бараке - около входной двери, которая постоянно открывалась и закрывалась. Я была свидетельницей того, как сестры постепенно умирали».

Наиболее подробно о последних днях жизни сестер Франк рассказала дожившая до освобождения лагеря Дженни Брандес-Бриллеслийпер: «Я помню Анну незадолго до смерти. Она стояла передо мной, завернутая в одеяло. Носить лагерную робу она не могла, поскольку та кишела вшами и блохами. Стояла зима, а на ней не было никакой одежды, кроме этого одеяла. Я собрала какие-то вещи и отдала Анне, чтобы она могла хоть немного согреться».

Позже из рассказов очевидцев стали известны обстоятельства гибели Марго Франк. Изнуренная болезнью, она упала с нар на цементный пол и больше уже не смогла подняться. После смерти сестры Анна перестала бороться за свою жизнь. Она умерла за несколько недель до освобождения лагеря Берген-Бельзен британскими войсками 15 апреля 1945 года. Точные даты смерти сестер Франк неизвестны. В целях предотвращения дальнейшего распространения эпидемии было принято решение сжечь лагерь. Анна и Марго Франк были похоронены в братской могиле в неизвестном месте.

Подписывайтесь:

Единственным в их семье, кто пережил Холокост, оказался отец Анны и Марго, Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, где ему передали спасенный силами друзей дневник Анны. В 1947 году дневник был впервые издан в Нидерландах.

Материал подготовил Роберт Берг

Центробанк Швейцарии в четверг шокировал валютный рынок, отменив потолок обменного курса франка к евро, который держался более трех лет. Сразу после заявления ЦБ курс франка подскочил к доллару и евро более чем на 30%, а швейцарский рынок акций обрушился на 10% – пострадали экспортеры

Швейцарский национальный банк (SNB) отказывается от политики сдерживания курса франка уровнем 1,20 за евро, сообщил SNB в четверг, 15 января. «Минимальный обменный курс был введен в период исключительной переоцененности швейцарского франка и чрезвычайно высокой неопределенности на финансовых рынках», - напомнил ЦБ. Но в последнее время евро «существенно обесценился» к американскому доллару, и поэтому франк, чья стоимость искусственно ограничивалась потолком ЦБ, тоже подешевел к доллару. «В этих обстоятельствах SNB заключил, что поддержание минимального обменного курса франка к евро более не оправдывает себя», - говорится в сообщении ( .).

В сентябре 2011 года SNB ограничил рост франка уровнем 1,20/€ (иными словами, запретил франку стоить больше €0,83), поскольку удорожание национальной валюты било по швейцарским экспортерам и ставило под угрозу стабильность швейцарской экономики. Около 45% экспорта Швейцарии приходится на страны еврозоны.

Франк традиционно считается валютой - «тихой гаванью», которая привлекает инвесторов в кризисные времена. SNB отмечает, что курс франка «все еще высок», но уже не так переоценен, как в предыдущие годы.

Хаос и паника

Валютные рынки пережили «несколько хаотичных минут» после объявления SNB, пишет Reuters. Пара евро/франк быстро пробила паритетный уровень: вскоре за один евро давали всего лишь 0,8052 франка по сравнению с более 1,20 до решения ЦБ (то есть евро подешевел к франку сразу на 33%). Доллар подешевел к франку на 31%.

По состоянию на 15:30 мск курс франка к евро близок к паритету, а рост швейцарской валюты к общеевропейской составляет 17%.


«Это крайне агрессивный и абсолютно неожиданный ход, Центробанк не готовил к нему рынок, - прокомментировал решение SNB аналитик брокерской компании IG France Александр Барадез. - По всем классам активов сейчас паника». Заместитель председателя SNB Жан-Пьер Дантин буквально три дня назад заявлял, что потолок обменного курса к евро останется центральным элементом монетарной политики ЦБ.

Валютно-трейдинговая платформа Forex.com в четверг приостанавливала торговлю швейцарским франком из-за резкого роста волатильности, сообщил Reuters.

Ужасный день для Switzerland Inc.

Швейцарский фондовый рынок обрушился после решения SNB. Индекс швейцарских голубых фишек SMI падал на 13%, по состоянию на 15:30 мск падение относительно предыдущего дня составляет 10,5%. Если SMI завершит сессию примерно на тех же уровнях, это станет крупнейшим однодневным падением индекса с октября 1989 года, отмечает FT.

В лидерах падения - акции экспортеров, у которых теперь из-за укрепления франка может пострадать выручка. Котировки часовщика Swatch, владельца люксовых брендов Richemont и производителя цемента Holcim упали более чем на 10%. По оценке Reuters, капитализация швейцарских голубых фишек сегодня сократилась более чем на $100 млрд. Панические настроения экспортеров выразил глава Swatch Group Ник Хэйек: «Сегодняшнее действие SNB - это цунами для экспортной отрасли и туризма и, наконец, для всей страны».

«Это ужасный день для корпоративной Швейцарии», - сказал аналитик брокерской компании Kepler Cheuvreux Йон Кокс.

К концу дня (по состоянию на 21:00 мск) франк укрепился к евро на 16%, к доллару - на 14%, а индекс Швейцарской фондовой биржи SMI закрылся в минусе на 8,7%.

Процесс валки больших деревьев бензопилой предусматривает наличие инструмента профессионального класса, специального снаряжения и знаний соответствующего раздела правил техники безопасности. Эта информация о том, как правильно спилить дерево бензопилой без риска повреждения расположенных на небольшом удалении строений и элементов ландшафтного оформления.

Самостоятельный спил деревьев бензопилой позволяет сэкономить средства на оплате труда специалиста, а также выбрать для этой работы удобное для себя время. Положительному результату способствует наличие бензопилы полупрофессионального или лучше профессионального класса.


Пытаться пилить деревья бензопилой бытовой категории с маломощным приводом и нежелательно в плане безопасности:

  • производительность такой работы крайне низкая;
  • повышаются риски заедания гарнитуры в пропиле;
  • высокие нагрузки отрицательно сказываются на продолжительности ресурса такого инструмента.

Сфера бытовых бензопил средней и малой мощностной категории включает в себя:

  • кронирование деревьев;
  • обрезку толстых веток;
  • вырезание замков в строительной древесине в процессе возведения бревенчатых срубов.

Одноразовая или любая другая валка леса — прерогатива мощных и производительных моделей профессионального уровня. В то же время не рекомендуется использовать для свала больших деревьев пилы с электрическим приводом. При идентичной с бензиновыми моделями мощности, крутящий момент электропильного ассортимента существенно ниже.

Работать в одиночку запрещается. Присутствие напарника может потребоваться для оказания помощи при получении травмы. В его обязанности также входит дополнительный контроль над процессом валки и подача сигналов при возникновении нештатной ситуации.

Начальный этап подготовительных работ

Самостоятельная валка деревьев бензопилой производится в определенной последовательности.

Подготовка к основной работе начинается с изучения требований техники безопасности:

  • проверки и исправности бензопилы в целом;
  • подбора удобной обуви, одежды и защитных средств, в минимальный перечень которых входят очки и рукавицы.

В расчетах должные учитываться следующие обязательные факторы:

  • длина шины;
  • тяговые характеристики двигателя;
  • толщина ствола, сила и направление ветра.

Последующий этап подготовки


  • Тщательной подготовки требует свал больших деревьев в прибрежной зоне. Распиловка упавшего в воду ствола создает немало проблем, на решение которых придется вкладывать дополнительные средства.
  • Также следует определиться с путями отхода, в случае если ситуация выйдет из-под контроля. Сваленное дерево еще предстоит распилить и вывезти, поэтому желательно обеспечить достаточно удобный доступ к месту разделки ствола.
  • При валке больших деревьев следует исключить риски падения больших веток. Проблема в каждом конкретном случае решается индивидуально, в лучшем случае — арендой коленчатого подъемника или оплатой услуг промышленного альпиниста. Полученная от опытных пильщиков информация поможет избежать характерных для первой пробы сил ошибок.
  • При подготовке рабочего места для безопасного подхода и передвижения необходимо очистить прилегающую территорию от веток, листьев и других посторонних предметов.

Последовательность выполнения работы


Применение однозаходного распила ствола в любительской пильной практике оправдано только при валке деревьев умеренной высоты и небольшого, в пределах 100-150 мм, диаметра. Работа с толстыми стволами требует соблюдения требований стандартной технологии.

  • Первый верхний пропил производится со стороны планируемой укладки ствола под углом 45 градусов и на глубину до четверти его диаметра. Нижний пропил делается по горизонтали, пока оба подреза не состыкуются.
  • Наиболее ответственный этап работы — это валочный пропил, который выполняется со стороны противоположной месту укладки сваленного дерева. Перед началом необходимо еще раз убедиться в отсутствии на прилегающей территории людей и животных, проверить надежность захвата инструмента и занять удобное для работы положение.
  • Валочный пропил производится параллельно нижнему, ниже на 50 мм. Технология предписывает, недопил примерно на 1/10-ю диаметра ствола, который используется в качестве своеобразного шарнира.

Если требования по размеру недопила, расположению направляющего и валочного разрезов не будут выполнены, направление падения дерева, особенно в ветреную погоду, может стать не предсказуемым.

Первичные навыки лесовалочных работ лучше отработать на сухих деревьях небольшого диаметра, которые без труда можно отыскать в ближайшем лесу. Как правило, уверенность в своих действиях появляется после отработки 3-5 попыток.

  • Для предотвращения заклинивания гарнитуры в пропиле рекомендуется использовать деревянные клинья. Применение металлических аналогов нежелательно из-за риска повреждения при обратном ударе пилы.
  • При выполнении валочного пропила необходимо постоянно контролировать вертикаль ствола, коррективы в процесс работы может внести неожиданный порыв ветра.
  • Как правило, времени падения большого ствола достаточно для изъятия из разреза гарнитуры пилы, выключения двигателя и оперативного покидания зоны работы.

Находиться в это время на рабочем месте категорически запрещается, поскольку при ударе о землю нижняя часть ствола подпрыгивает на высоту до полутора метров.

Особенности распиловки ствола на земле

Последующий распил деревьев бензопилой лежащих непосредственно на земле, может создать немало неудобств. В частности, касание работающей пильной гарнитуры о грунт может инициировать попадание в узел абразивного материала и форсированный износ направляющей шины и хвостовиков пильной цепи.

Лучше поднять комель длинным рычагом и подложить под низ плоский обрезок древесины диаметром от 100-150 мм. Приложенные усилия компенсируются повышенным комфортом работы и сохранностью материальной части.

При раскряжевке лежащего на склоне очищенного от веток ствола, следует зафиксировать его забитыми в грунт кольями. При распиловке рекомендуется постоянно находиться на возвышенной стороне.

Особенности обрезки веток

Значительная часть травмоопасных ситуаций из-за обратных ударов возникает при обрезке толстых веток и сучьев, поэтому для этой работы лучше использовать легкий и более простой в работе инструмент садового класса.

Зачистку ствола удобнее начинать от вершины спиленного дерева до комля. Категорически запрещается пилить ветки концом гарнитуры. В таком варианте количество спонтанных отбросов и риски получения травмы увеличивается в разы.

При частом включении системы аварийной остановки двигатель инструмента и кинематика пилы подвергаются экстремальным нагрузкам, которые отрицательно сказываются на долговечности инструмента в целом.

О том, чем действительно будет являться проект F-35 для США, в Lockheed Martin умолчали. Умолчали о том, сколько времени потратят на разработку, умолчали и о том, в какую "копеечку" влетит новый проект налогоплательщикам. Однако до сих пор Lockheed Martin и "крышующие" компанию военные чины молчат о самом главном - "самолёт будущего" и "перспективное оружие" не сможет эффективно воевать против обученного и хорошо оснащенного противника.

Тревожные звоночки.

Первые упоминания о неспособности F-35 вести эффективный бой в условиях плотной ПВО и активной радиоэлектронной борьбы относятся к 2006 году, когда компания Lockheed Martin начала мелкосерийное производство. Уже тогда американский авиационный эксперт Фил Мюррей (англ. Phil Murrey) и член сенатской комиссии по вооружениям поставил под вопрос лётные и боевые характеристики "перспективного" самолёта. В открытом письме компании Lockheed Martin Мюррей попросил указать, против каких именно систем новый самолёт окажется эффективен. Ответа американский авиационный эксперт не получил до сих пор. В Lockheed Martin такую нестыковку на сенатских слушаниях объяснили просто: на самолёт устанавливается перспективное и сверхсекретное оборудование, поэтому оглашение результатов работы может поставить под вопрос успех всей программы. Иными словами, фраза "отвалите, это секретно" всё еще с успехом работает.


Публичные проблемы.

Однако, настоящие проблемы у всей программы F-35 начинаются лишь в 2009-м, когда ВВС США начинает летные испытания и пробует применять управляемое и неуправляемое вооружение. Из данных, рассекреченных с помощью портала WikiLeaks, становится ясно, что F-35 унаследовал почти весь спектр проблем от своего старшего "собрата" - самолёта всё той же Lockheed Martin F-22 Raptor. Эксперт в области авионики, доцент кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ - КАИ им. Туполева Илья Матвеев в интервью порталу Рolitrussia отмечает: "У "Локхидов" с самого начала возникали проблемы. Сначала отказывалась дружить СУВ (система управления вооружением) и само вооружение. Возникали до того нелепые ошибки, что "отстреливались" авиабомбы не те, что нужны были. Условно говоря - хочешь сбросить номер один, сбрасываешь номер три. И эту проблему решили только-только, буквально год назад. Чуть позже после исследований выяснилось, что F-35 засекается почти всеми системами ПВО позднего советского периода и абсолютно всеми российскими системами ПВО - включая С-300/400 и не говоря уже о экспериментальной С-500, которая в данный момент проходит испытания. Сами американцы позиционируют этот самолёт как малозаметный, но мое мнение таково, что малозаметный он только внутри самих США", - заявил эксперт.


Доработают или в утиль?

Скандалы с F-35, похоже, и дальше будут продолжаться. Истребитель, стоимость программы разработки которого, по мнению экспертов, перевалит за отметку в $100 млрд, пока с треском проваливается почти на всех серьёзных испытаниях. Паники в ряды американских авиастроителей добавила недавняя статья " The National Interest " под названием "Пять способов заменить F-35". Похоже, дела с разработкой F-35 действительно забуксовали, а то и хуже - приостановились до лучших времен.


А если не полетит?

Вместе со своим "новшеством", самолётом F-35, в Lockheed Martin рискуют снова наступить на те же грабли. Одной из самых важных составляющих, позволяющих самолёту считаться полноценной боевой единицей, является мощный вычислительный комплекс на основе серьёзной компьютерной аппаратуры. Если в случае с F-22 была проделана действительно титаническая работа по созданию новой аппаратной части, то в случае с F-35 инженеры Lockheed Matin решив, что "и так сойдёт", просто позаимствовали аппаратную часть у F-22. Несмотря на новейшие и полностью американские комплектующие, "глюки" у самолёта - явление постоянное и системное.

Однако основная масса проблем с F-35 после начала испытаний связана всё же с тем, что для маневренного и скоротечного боя самолёт оказывается не предназначен - российские эксперты, просчитавшие и смоделировавшие несколько воздушных боёв F-35 с российскими Су-30 и Су-35, пришли к выводу, что "сидячий утёнок" от Lockheed Martin вчистую проиграет российским самолётам.

Достоинства лётных характеристик F-35, которые достигаются новой конструкцией планера и новыми (по словам представителей Lockheed Martin) двигателями, с легкостью сводятся на нет современными системами ПВО.

Авиационный эксперт Виктор Чернопятов в интервью Politrussia иронично замечает: "Ну, понятное дело, что американцы не станут афишировать проблемы со своим самолётом. Железо это ведь не электроника. Это не программа, которую можно переписать или перенастроить".


Пишите письма.

Будущее у самолёта F-35, как ни странно, скорее всего, будет только внутри самих США. Недавние скандалы, отгремевшие у "союзников" по НАТО, говорят о том, что даже в таких преданных демократии странах, как Канада или Австралия, похоже, нет дураков, желающих тратить безумные деньги на неэффективное оружие. Канадские военные в этом плане пошли чуть дальше - посчитав стоимость уже вложенных денег, стоимость эксплуатации, вооружения, обслуживания, бухгалтеры минобороны Канады пришли к выводу, что закупить самолёты для страны будет стоить $25.млрд. долларов. Попавшие в СМИ документы чётко дают понять, что канадцы в случае, если Lockheed Martin не придумает способ снизить расходы на программу F-35, расторгнут контракт с Lockheed Martin в пользу модернизации уже стоящих на вооружении самолётов F-18.

В общем и целом, резюме у F-35 получается незавидное - толком не производится, толком не летает, не стреляет, да и стоит как четыре, или даже пять аналогичных самолётов. Lockheed Martin, так умело маскирующая банальные грабежи под инновационные проекты, не устаёт обещать, что все детские болезни будут устранены. Однако время идёт, а карьера F-35, так и не начавшись, уже подходит к своему печальному финалу.