Презентация на тему "растительный и животный мир умеренных поясов". Растительный и животный мир умеренных поясов Растительный и животный мир умеренных поясов

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи: Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока :« исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент.(1 мин)

Все готовы

Все в порядке

И учебники

И тетрадки.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

Актуализация опорных знаний .

Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1.Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? показать.

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. какие природные зоны мы можем там встретить.

4.Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали.(ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления)

5.Опрос, узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает……

Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон…..

Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях….

Экваториальный лес, саванна, пустыня.

Игра «Рассели жителей по домам» Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.(интерактивная доска) почему остались жители?

6. почему природные сообщества столь разнообразны? причины(приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

7. какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (биогеография)

8.Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе- комнатные растения.какие растения приехали к нам из тропиков. Знать условия выращивания

Монстера, бегония– тропич. Лес(тепло и влага), пеларгония, фиалка, хлорофитум -умеренный полив зимой)- саванна, алоэ, кактус- пустыня(тепло и свет, песок)

9.Тестовое задание

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

8.Животные пустынь охотятся днем.

9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.

взаимопроверка

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок.(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.(Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

4.какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Чтобы узнать об этом Загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (Лиственные, хвойные - тайга)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор! (связать с местом проживания)

Какие территории мы будем исследовать?

5. Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Лесная зона».

Давайте Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса.

5.Приспособления.

Этап 3. Изучение нового материала. 10мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия, а также «карточку-помогайку».

Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях.Золотое правило работы в группе - работать всем.

I группа Степи

II группа Лиственные леса

III группа Тайга

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Растения

Животные

приспособления

Прежде прослушивания отчетов

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,(водим глазами за руками)

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,(Поднимаем глаза)

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.(следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал

I Группа – Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет группы по плану

II группа:

Отчет группы « Лиственные леса».

Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы: « Тайга»

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
Видеоролик “Тайга

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

    Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
    2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.
    3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок,мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8мин)

Какие чудесные пейзажи у нас получились (пейзаж – картина природы)Так захотелось посетить эти места! (слайды изображение)

Показ слайдов с кадрами загрязнения.А эти места вам бы хотелось посетить?

Что же делать?

Сообщение Охрана природы Островцовская лесостепь Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь»

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка)

Рефлексия

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь.»

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

    Какое задание больше всего понравилось на уроке?

    Какое задание вызвало затруднения? Почему?

    Что нового узнали на уроке?

    Что вспомнили?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

1.Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2. В тайге можно встретить

а) медведя, волка, тушканчика

б) белку, зайца, оленя

в)рысь, соболя, росомаху

3. Соотнести деревья и лес, в котором они произрастают.

Б.смешанный и

широколиственный лес

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

5.Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.
2. Хищный зверь.
4. Травоядное животное, грызун.
6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.
По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.
5. Дикая свинья.
7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.
8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

Комплекс луговых степей, зарослей степных кустарников и лесных колков в правобережье Хопра в 1,5 км от с. Островцы Колышл. р-на. Во время Вел. Отеч. войны участок сильно пострадал от порубок молодых деревьев и кустарников на дрова. В 1982 степь объявлена памятником природы под названием «Дикий сад». вошла в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

Это единственный сохранившийся в Европейской части России участок лесостепи с хорошо выраженным кустарниковым компонентом, представляет собой связующее звено между травяной степью, кустарниковой опушкой и лесом.

флора насчитывает много редких для Пенз. обл. видов: люцерна румынская, марьянник полевой, зорька обыкновенная,а также занесённые в Красную книгу РСФСР ковыли опушённолистный и перистый. Своеобразие флоры – в распространении здесь видов деревьев и кустарников, а также настоящих лесных растений: ландыша майского, фиалки удивительной, сныти обыкновенной. Отмечено 85 видов шляпочных грибов. Открытые пространства заняты луговыми степями с разнотравьем.Встречаются(клен платановидный, вяз гладкий и осина). Вокруг них хорошо развиты низкорослые леса (клен татарский и черемуха обыкновенная) и высокорослые кустарники (бересклет, жимолость и сплошные заросли терна). Опушка – заросли степных кустарников, вишни, миндаля.

Россия – огромная по территории страна, с богатым животным миром, при этом многие представители фауны обитают или преобладают в определенных климатических поясах.

Наша страна является ареалом обитания для основной массы сухопутных животных из более полутора тысячи позвоночных, свыше 700 видов птиц, порядка трехсот видов млекопитающих.

Также в России обитает более 85 видов рептилий, 350 – пресноводных рыб, численность видов морских рыб переваливает за полторы тысячи, а амфибий — 350. Присутствие животных на той или иной территории напрямую зависит от ландшафтных и климатических свойств этой зоны.

Фауна арктического пояса

Фауна этой части России просто уникальна, несмотря на общепринятое мнение об этом регионе как о безжизненном уголке Планеты, его населяет огромное количество живых организмов. Но все же для Арктики характерна однородность животного мира на всей ее территории и скудность в видовом разнообразии с доминированием морских представителей. Пожалуй, главным животным в жизни народов Севера является олень – для коренного малочисленного населения это и мясо, и молоко, и шкура, и панты. Наиболее многочисленная популяция этих одомашненных северных животных обитает в Ямало-ненецком автономном округе.


фото

В Красной книге России свое место занял овцебык – самое крупное и древнее копытное Арктики, ровесник мамонта. Это травоядное животное неприхотливо в пище, а длинная теплая шерсть надежно защищает от ветра, поэтому оно великолепно чувствует себя в северных суровых условиях.

Арктическое побережье немыслимо без береговых птиц – чаек-моевок, глупышей, бакланов, чистиков, крачек и других видов. Всего за короткое лето здесь успевают гнездиться 280 видов редких и вполне обычных для России птиц. Наиболее редкая птица Земли – стерх, обитает в Северной Якутии и иначе называется белым журавлем. Также этот пояс населяет восемьдесят процентов всех белых гусей нашей Планеты.


фото

Главный символ Арктики – белый медведь, хотя северное побережье населяют и другие морские млекопитающие, к примеру, морской заяц, лахтака, занесенные в Красную Книгу моржи и тюлени, а в его водах плавают киты, белуга, нарвал, треска, сельдь, лосось и еще порядка 430 видов рыбной фауны. Также в арктическом регионе обитают лисицы, горностаи, росомахи, песцы, зайцы, лемминги хомяки и прочие грызуны.

Фауна субарктического пояса


фото

Животные субарктического полюса – это обитатели тундры и тундровых лесов, комфортно себя чувствующие в условиях длительных низких температур и избыточной влажности. За счет пониженной солености воды и насыщения ее кислородом обильно развивается планктон и прочая разнообразная морская фауна. Самые крупные морские млекопитающие мира обитают здесь – моржи и тюлени, киты и белые медведи.

В тундре видовое разнообразие животного мира куда богаче, чем в Арктике. Значительная часть обитающих здесь зверей имеет светлый окрас и густой мех, что позволяет выживать в местных условиях. Также в летний период пастбища населяют в больших количествах северные олени.

Фауна умеренного пояса

Умеренный пояс занимает основную часть России и отличается сложным климатом с большим количеством осадков и сильными порывами ветра, но, несмотря на это, здесь чрезвычайно богат и разнообразен животный мир. В зеленых лесах обитает большое количество различных травоядных и птиц, с преобладанием зерноядных и насекомоядных, множество хищников, среди которых особо распространен волк.


фото

Окружающая среда оказывается благоприятной для рыси, гиены, гепарда, тигра, шакала, паукообразных и беспозвоночных. Чаще всего в лесной зоне можно встретить лосей, которые могут легко забрести и в жилую часть. Также умеренный пояс населяют белки, зайцы, глухари, кабаны и косули. Можно повстречать бурого медведя, норку или лесную куницу. Для таких грызунов, как белки, здесь просто рай, поскольку леса умеренного пояса богаты орехам, семенами липы, хвойных деревьев и клена, желудями, которые также являются излюбленной пищей кабанов, медведей и иных зверей и птиц.


фото

Большую долю птичьего семейства данного пояса составляют иволги, синицы, дятлы, кукушки, дрозды, зяблики, соловьи, совы. Еще недавно территорию обильно населяли дикие быки — огромные зубры, но сегодня их здесь практически невозможно встретить из-за истребления браконьерами. Также большой удачей ныне будет увидеть речного бобра, привлекающего охотника ценным мехом. Зато вот лягушек, ящериц, гадюк, ужей, кротов и ежей здесь великое множество из-за большого количества насекомых, которыми они питаются.

Фауна субтропического пояса

Субтропики представляют собой благоприятные условия Черноморского побережья для существования живых организмов, но в общем можно сказать о смешении видов животного мира тропического и умеренного поясов. В горах Большого Кавказа и на побережье черного моря фауна особо богата и разнообразна. На Дальнем Востоке широко представлены рябчики, бурундуки, соболь и росомаха, куница и белка, пятнистый олень. Легендарными во всем мире местными хищниками являются леопард, уссурийский тигр и медведь.


фото

Субтропический пояс богат дикими копытными животными – кабанами, косулями, дикими оленями, сайгаками и лосями. Сюда манит охотников за мехами распространение пушных зверьков – белки, норки, ондатры, лисицы и песца. Серые волки, огромные медведи – это лишь часть достояния субтропиков России, которое необходимо сохранить для наших потомков.


фото

На сегодняшний день животный мир России под воздействием человека сильно изменился, и поэтому власти принимают различные защитные меры, чтобы сохранить его. Какие-то животные практически полностью исчезли, численность некоторых резко уменьшается, и они попадают в Красную Книгу, находятся под защитой закона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.

Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи:

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
  • Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
  • метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
  • личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока : «исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент. (1 мин)

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) ( Презентация 1)

Учитель : (слайд 1)

«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы».

Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.

Актуализация опорных знаний .

Учитель : Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. Какие природные зоны мы можем там встретить.

Учитель : Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления).

Учитель : Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

- (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).

- (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).

- (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).

Учитель : Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

Учитель : какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)

Учитель : Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.

Учитель : Выполнить тестовое задание. (слайд 5)

Я утверждаю, что:

1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
8. Животные пустынь охотятся днем.
9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
Взаимопроверка. (Ответ: 2,4,6,9)(слайд 6)

Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2 ).

Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

Учитель задает вопросы:

1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)

4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Учитель : Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)

Учитель : И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(ответ: Степь. Связать с местом проживания)

Учитель : Какие территории мы будем исследовать?

Учитель : Давайте составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса.
5.Приспособления. (слайд 10)

Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)

  • I группа Степи
  • II группа Лиственные леса
  • III группа Тайга

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 1 мин (слайд 13)

Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)

Отчет 1 группы по плану «Степь».

Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». (слайд 19-24)

Учитель : Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)

Учитель :

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)

Игра «Отгадай природную зону»

1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.

3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)

Учитель : Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)

Так захотелось посетить эти места!

А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).

Что же делать?

Сообщение обучающегося. (опережающее задание)

Приложение 2, Приложение 3 Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)

Итог урока

Учитель : А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.

Время работы 6 минут.

Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или (слайд 40-44)

Рефлексия (3 мин.)

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как вы помогли друг другу при выполнении задания?

Домашнее задание

  • Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
  • Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)

Основные древесные породы, образующие эти леса, - дуб, липа, клен, ясень, вяз, бук и другие широколиственные деревья.

На севере - в тундре и даже в тайге - вода не проблема. Каждой весной талые воды в избытке пропитывают почву. В этих высоких географических широтах даже в самой середине лета солнце не поднимается высоко и не печет так сильно, чтобы растительности могла угрожать засуха. Поэтому структуру растительных зон определяют там не осадки, а температура и продолжительность вегетационного периода. Именно поэтому тундра и тайга опоясывают Арктику двумя концентрическими полосами.

К югу от полосы тайги следующий растительный пояс уже не образует третьего концентрического круга. Он распадается на несколько отдельных отрезков, отличающихся различными условиями влажности.

В умеренном климате уже не температура является наиважнейшим фактором жизни растений и животных. Здесь наиболее важную роль начинает играть влажность - количество воды, доступной растениям. При этом особенно существенно распределение осадков по сезонам в течение года.

Лиственный лес - это наиболее требовательная к условиям среды формация умеренного климата. Для жизни этого леса нужна умеренная температура - без сильных морозов зимой и жары летом. К тому же лиственный лес нуждается в относительно большом количестве осадков - не менее 500 миллиметров в год, достаточно равномерно распределенных по сезонам. Разумеется, такие условия можно встретить лишь в областях с морским климатом, где суша находится под смягчающим влиянием океана и где ветры со стороны моря приносят частые и обильные дожди. Такова, например, Европа, западные берега которой омываются теплым течением, а частые северо-западные ветры несут атлантический воздух в глубь материка.

К зоне лиственных лесов относится южная Норвегия, юг Швеции и вся Западная и Средняя Европа. На востоке лиственные леса образуют постепенно суживающуюся полосу, пересекающую Европейскую часть Советского Союза и доходящую до Урала.

Другая область лиственных лесов охватывает Уссурийский край в Советском Союзе, большую часть Японии и Кореи, а также Китай - приблизительно от Пекина на юг до междуречья Хуанхэ и Янцзы и узкую полосу, протянувшуюся к западу от Чунцина до Тибета. Этот район тоже находится под сильным смягчающим и увлажняющим влиянием океана.

Наконец, третья полоса лиственных лесов умеренного пояса находится в Северной Америке, где она занимает восточную часть США, начиная от Великих озер на севере и почти до Флориды на юге и от Атлантики на востоке до бассейна Миссисипи на западе.

Разумеется, не надо представлять себе, что повсюду существует резкая граница, к северу от которой находится тайга, а к югу - лиственный лес. Между этими зонами образуется довольно широкая пограничная полоса, где встречаются и смешиваются друг с другом животные и растения обоих биомов.

Типичный для этой зоны климат нам хорошо знаком - это климат Восточной Европы: зима с морозом и снегом, деревья теряют листья, вегетационный период продолжительный, охватывающий остальные времена года, осадки распределяются достаточно равномерно.

Животное население лиственных лесов повсюду довольно однородно. Естественно, в каждой области этой зоны мы находим виды, характерные только для нее, но в целом состав, экологический облик фауны сходен. Всюду здесь древесные и наземные животные, травоядные и хищники, при этом соотношение между ними в разных областях зоны сходно. Для примера разберем жизнь лиственных лесов Европы.

Особенно чутко на смягчение климата реагируют пресмыкающиеся и земноводные: ведь холоднокровные животные особенно чувствительны к температуре окружающей среды. В зоне лиственных лесов количество видов, принадлежащих этим классам животных, удваивается по сравнению с тайгой. Например, в Польше мы встречаем свыше двадцати видов животных этих классов.

Следующий существенный фактор, определяющий богатство животного мира, - это разнообразие растительности. В лиственных лесах намного светлее, чем в тайге, особенно ранней весной, когда листья на деревьях распустились еще не полностью. Обилие света определяет бурное развитие подроста - молодых деревьев, растущих под сводом леса, подлеска из кустарников и нижнего яруса растительности - различных, порой пышно разросшихся трав. Таким образом, лес имеет отчетливую вертикальную ярусную структуру.

Легко представить, сколько новых возможностей открывается перед животными кроме тех, которые давала им тайга. Здесь можно жить и в кустарнике, и под ним, в травяном покрове. Пищевые запасы более разнообразны. В таких лесах даже сами древесные кроны представляют большой выбор кормов - уже за счет разнообразия пород. К этому надо добавить множество семян, плодов (например, орехи, желуди, буковые орешки), кору молодых деревьев и кустарников - важные объекты питания, доступные в любое время года, а также листья, луковицы, корневища и зелень трав.

Число животных, находящих здесь благодатные условия существования, велико. Разнообразие окружающей среды и более мягкий климат служат причиной того, что фауна беспозвоночных (насекомых, пауков, брюхоногих моллюсков) и прочих групп сложнее и обильнее, чем на севере. То же можно сказать и о птицах, из которых особенно многочисленны певчие как по числу видов, так и по числу особей. Например, для зоны лиственных лесов характерны черный дрозд (Turdus merula), обычный почти в каждом городском парке Средней Европы, западный соловей (Luscinia megarhynchos) , маленькая бойкая зарянка (Erithacus rubecula), ярко окрашенные большая синица (Parus major) и лазоревка (P. coeruleus)

В каждом лиственном лесу встретишь зяблика (Fringilla coelebs) с бросающимися в глаза двумя белыми полосками на крыле и очень эффектную в желто-зеленом оперении зеленушку (Chloris chloris) . Невозможно обойти молчанием иволгу (Oriolus oriolus) : каждый хорошо знает ее голос, но мало кто видел саму эту красивую птицу с золотистыми головой и грудью и черными крыльями и хвостом. В лесах и в глубине запущенных парков нередко можно услышать глухой голос лесного голубя вяхиря (Columba palumbus).

В лиственных лесах, так же как и в тайге, живут горностай, ласка, барсук, лисица, волк, рысь и бурый медведь - виды, отличающиеся высокой биологической пластичностью, позволившей им широко распространиться по всей Европе (за исключением субтропиков) и значительной части Азии. Бурундук - таежный зверек; он не встречается в зоне европейских лиственных лесов, но на Дальнем Востоке прекрасно себя чувствует в лиственных лесах Амуро-Уссурийского края.


К сожалению, о многих видах зверей этой зоны приходится говорить в прошедшем времени. Лесной кот (Fells silvestris), некогда распространенный по всей Европе, сегодня почти истреблен; он сохранился лишь в наиболее безлюдных уголках, таких, как польские Бещады или горы северной Шотландии. Экологическую нишу соболя в Европе занимают три вида хищников: лесная куница (Martes martes), ведущая главным образом древесный образ жизни, каменная куница (Martes foina) и хорек (Mustella putorius).


Обилие растительной пищи в лиственных лесах обусловливает значительное разнообразие травоядных. В лиственных лесах Европы встречается и местами еще многочислен благородный олень (Cervus elaphus), а на Дальнем Востоке - изюбрь (Cervus nippon) . С зоной лиственных лесов тесно связана и серна (Rupicapra rupicapra). Область ее распространения почти полностью совпадает с территорией этого биома. Очень типичен в этой зоне зубр (Bos bonasus), который дожил до нашего времени лишь благодаря заботливой опеке любителей природы; до XVII века здесь был распространен и другой дикий бык - тур, ныне уже повсюду истребленный.


Следует также упомянуть о среднеевропейской лошади, которую называют лесным тарпаном (в отличие от настоящего степного тарпана). Лесной тарпан был низкорослым, легкого сложения, мышастой масти. Это было очень выносливое и холодоустойчивое животное, которое вымерло в первой половине прошлого века. Обычные в польском Замосце билгорайские лошадки, вероятно, очень близки к дикой лошади, и из них удалось вывести породу, внешне напоминающую лесного тарпана.


Но значительно более типичен для лиственного леса другой вид копытных - дикий кабан (Sus scrofa). Он потребитель желудей, буковых орешков и орехов лещины и корневищ трав. Ярус крон населяют белки и четыре вида сонь: садовая соня (Eliomys quercinus), лесная соня (Dryomys nitedula), соня-полчок (Glis glis) и орешниковая соня (Muscardinus avellanarius ). Эти небольшие приятные зверьки немного похожи на белок, но мордочки у них мышиные, а хвосты не столь пушисты. Эти сони широко распространены, но мало кто встречался с ними, поскольку они ведут ночной образ жизни.


В лесных водоемах этой зоны обитают сильно сократившиеся в настоящее время в числе ценные своим мехом крупные грызуны - бобры. Они строят свои хатки из ветвей деревьев и отрезков стволов и устраивают плотины на ручьях и лесных речках. Образовавшиеся запруды помогают бобрам добираться до новых прибрежных зарослей и по воде транспортировать срезанные их мощными резцами деревца. Бобр питается исключительно молодыми ветками, почками и листьями деревьев. Этот типичный житель лиственных лесов проникает в таежную зону только вдоль рек, где по берегам растут вербы, осины, березы и рябины.

Биоценоз лиственных лесов исключительно разнообразен и состоит из многих растительных и животных компонентов. Существуют целые группы видов с очень близким образом жизни и со схожими потребностями. Эти виды заменяют друг друга в сходных биоценозах. Естественный лес - это уравновешенная система. Но равновесие динамично: все находится в движении, кто-то кого-то пожирает, кто-то рождается, кто-то погибает в борьбе. Каждый организм занимает в биоценозе свое место, поддерживая естественное равновесие комплекса.

Создаваемые же человеком искусственные насаждения, например монокультуры сосны, так же как и посевы зерновых культур, представляют собой очень бедные по составу биоценозы, имеющие столь же слабо дифференцированную структуру, как биоценозы арктической тундры, к тому же неустойчивые без постоянной заботы человека.

<<< Назад
Вперед >>>

Степи равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов) равнина травянистой растительностьюумеренныхсубтропических зонах деревьев


Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до 20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.Антарктиды ЕвразииРоссийской Федерации Казахстана Украины Монголии


Характерная черта степи безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль,типчак, тонко ног, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.ковыльтипчактонко ногмятликовсец Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).тюльпан


Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.антилопысусликисуркислепышитушканчикикенгуровые крысы степной орёл дрофа степной лунь степная пустельгажаворонкипресмыкающиесянасекомые








Лиственные леса лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов. леспороддеревьевкустарниковлистьев На долю лиственных лесов в Европе приходится 24 %.


Леса этого типа высокие, 2540 м, представлены в основном двумя ярусами деревьев, ярусом кустарников и травянистым покровом, в котором можно также выделить два три яруса по высоте трав. Характерной чертой лиственного леса является преобладание видового разнообразия трав над разнообразием деревьев.деревьевкустарниковтравянистым Липа


Лиственные леса делятся на широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата; широколиственныедубклёнлипаясеньвяз мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы. мелколиственные леса древесные породыберёзовыеосиновыеольховые Клён










Фауне лиственных лесов свойственна сезонность, это связано с сезонными изменениями климата и с тем, что в зимний период лес, лишённый листвы, не обеспечивает надёжное укрытие лесным обитателям. В лиственном лесу обитают в основном перелётные птицы, также характерны виды птиц, живущие в дуплах и кронах деревьев. Фаунеклиматазимний период перелётные птицы Соловей