Организацию земля и воля 1876 79 гг. Народническая организация «Земля и воля» (1876 г.): программа, тактика и революционная деятельность

"Земля и воля" - революционная народническая организация 1870-х гг., основана в Санкт-Петербурге в 1876. Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Руководящий орган - «Администрация»; состав: группа «деревенщиков», «рабочая группа», «дезорганизаторская группа»; филиалы: Киев, Одесса, Харьков и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции. Издавала газету «Земля и воля». Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) на «Народную волю» и «Черный передел».

Возникновение и состав «Земли и воли»

Общество возникло в Петербурге в результате объединения петербуржцев с харьковско-ростовским кружком. Название «Земля и воля» получило в 1878, первоначально называлось «Общество народников» и «Северная революционно-народническая группа». Основатели и лидеры организации - М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, А. Д. Оболешев, В. А. Осинский, А. А. Квятковский, М. Р. Попов и др.

В 1878 году в «Землю и волю» вошли бывшие «чайковцы» С. М. Степняк-Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко. В 1877 году в организацию входило около 60 человек, примыкало к ней еще примерно 150 революционеров. Печатные органы - социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 - апрель 1879) и приложение к нему - «Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879).

Появление общества явилось результатом пересмотра революционерами-народниками своих организационных и тактических принципов после неудачи «хождения в народ».

Цели и программа

Целью организации являлось «осуществление народного восстания в возможно ближайшем будущем». Землевольцы перешли от отвлеченной пропаганды социалистических идей к выдвижению требований, «реально осуществимых в ближайшем будущем». Эти требования и были выражены в лозунге «Земля и воля». От «летучей» пропаганды землевольцы перешли к «поселениям» в народе с целью сближения с крестьянством. Поселения были организованы в Поволжье (центр - Саратовская губерния), Донской области и некоторых других губерниях.

Землевольцы создали рабочую группу и вели пропаганду среди промышленных рабочих Петербурга, Харькова и Ростова. Ими была проведена первая в истории России демонстрация 6 декабря 1876 у Казанского собора в Петербурге, на которой выступил с речью Плеханов и было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля».

Террор

В программу землевольцев были включены действия, направленные на «дезорганизацию» правительства, т. е. террор. Террор не занимал поначалу ведущего места в их деятельности, рассматривался лишь как орудие самозащиты и мести. Однако под влиянием разочарования в пропагандистской деятельности, не приносящей видимых результатов, а также репрессий со стороны властей часть землевольцев фактически переходит к террору, постепенно вступая на путь политической борьбы. Кружок Осинского - Д. А. Лизогуба, действоваший в Киеве и Одессе, организует в 1878 - начале 1879 убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского офицера Г. Э. Гейкинга, харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина; с марта 1878 на прокламациях по поводу покушений появляется печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии»; террористическая борьба, начавшись на юге, перебрасывается в столицу; 4 августа 1878 Степняк-Кравчинский убил шефа жандармов генерала Н. В. Мезенцева, 13 марта было совершено покушение на его преемника генерала А. Р. Дрентельна.

Раскол «Земли и воли»

В «Земле и воле» возникают острые разногласия по поводу применения новой тактики, знаменовавшей фактически переход от анархизма к политической борьбе. «Листок «Земли и воли», редактируемый Н. А. Морозовым, становится по существу органом террористов. Острые разногласия вызвало покушение А. К. Соловьева на Александра II 2 апреля 1879; часть членов организации протестовала против подготовки теракта, считая, что он погубит дело пропаганды.

В мае 1879 террористы создают группу «Свобода или смерть», не согласуя своих действий с «деревенщиками», т. е. со сторонниками пропаганды (Аптекман, Плеханов). 15 июня, накануне общего съезда землевольцев, «политики» собираются в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции; на липецкий съезд были приглашены некоторые сторонники политической борьбы, не входившие в «Землю и волю», в том числе А. И. Желябов. На съезде в Воронеже 19-21 июня 1879 землевольцы пытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации. Однако компромисс оказался непрочным, и 15 августа 1879 «Земля и воля» прекратила свое существование, разделившись на фракцию «политиков» (Михайлов, Тихомиров, Квятковский и др.), принявших название «Народная воля», и фракцию «народников» (Плеханов, Попов, Аптекман и др.), взявших название «Черный передел».

тайная организация революционного народничества. Основана в Санкт-Петербурге в 1876 г. Первоначально называлась Северно-революционной народнической группой. 6 декабря 1876 г. провела у Казанского собора в Петербурге политическую демонстрацию с участием студентов, курсисток и нескольких рабочих, один из которых (Я. Потапов) поднял над толпой красное знамя с лозунгом «Земля и воля». Студент Г. В. Плеханов произнес речь с призывом к борьбе с деспотизмом, после чего до 30 участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Г. В. Плеханову удалось скрыться. Новое название организация приняла в 1878 г. в честь «Земли и воли» 1861-1864 гг.». Членами-учредителями стали: Г. В. Плеханов, М. А. Натансони А. Д. Михайлов. Позднее в организацию вошли: В. Я. Фигнер, С. М. Кравчинскийу Я. Л. Морозов, С. JI. Перовская и др. Руководила деятельностью организации «Администрация» («Центр»). Имелись филиалы в Киеве, Одессе, Харькове и др. городах. Основные положения программы: свержение самодержавия и осуществление социалистической революции; передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования; введение сельского и городского «мирского самоуправления»; создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций; введение свободы слова, собраний, вероисповедания. Метод осуществления программы - крестьянская революция, подготовленная группой «деревенщиков», «рабочей группой» и «дезорганизаторской группой», проводившей «разведку» и добычу сведений из карательных (полицейских) учреждений. Для привлечения новых членов и реализации программы развертывались поселения «в народе» (см. «Хождение в народ»), революционная пропаганда среди рабочих, интеллигенции, военных и чиновников. Издавались нелегальные газеты «Земля и воля» и «Листок "Земли и воли"». Споры по программным и тактическим вопросам вызвали летом 1879 г. раскол организации на «Народную волю» и « Черный передел».

Реферат

«Земля и воля» 70-х гг. XIX в.

Содержание
1.Введение …………………………………………………… ……………………… .3
2.Основная часть

    2.2.Возникновение народничества. Образование « Земли и воли»(1876-1879) …………………………………… ……………………………………… .5
    2.3.Программа «Земли и воли».Май 1878.Устав… ………………..10
    2.4.Деятельность «Земли и воли»………………………………….. 16
3.Заключение ……………………………………………… ……………………… ...23
4.Список использованной литературы. ……………………………………… ..25

Введение
В 60-х гг. ХIX в. началась эпоха Великих реформ. Перемены – неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие – по-разному воспринимались людьми. Одни отвергали их, другие относились к происходящему в стране с опаской и недоверием, третьи – прежде всего молодежь – торопили события, страстно мечтая о том, чтобы уже завтра в России наступила эра свободы, равенства, братства. Революционные настроения чрезвычайно распространились в стране. Именно поэтому я и выбрала объектом своего исследования деятельность первой крупной революционной организации «Земля и воля» в 70-х гг. XIX в. На мой взгляд, эта тема является актуальной, потому что её изучение позволяет разобраться в дальнейших событиях истории Российского государства.
Целью своей работы я поставила изучить деятельность «Земли и воли», выделить главные задачи организации и пути их осуществления. Определить, как были достигнуты данные задачи и найти причину распада «Земли и воли». Также на примере данного революционного общества сделать вывод о настроении общества в 70-х годах XIX в.
В своём исследовании я опиралась на такие источники, как «История России с начала ХVIII до конца ХIХ века» А. Н. Сахарова и «Курс истории России ХIХ века» А. А. Корнилова, которые наиболее полно отражают события, происходившие в 70-х годах 19 столетия. Благодаря использованной литературе, я смогла себе представить участие «Земли и воли» в данных событиях, а также выявить влияние организации на общество. Также А.А.Корнилов наиболее полно даёт представление о целях, поставленных обществом «Земля и воля», которых нет в «Истории России с начала ХVIII до конца ХIХ века». Для изучения программы «Земли и воля» я пользовалась Интернет-ресурсами, где были представлены архивы «Земли и
воли». Данные документы помогли более четко сформировать мнение об организации.
Основная часть.
Причины подъема общественного движения
Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества
Главная причина подъема общественного движения- сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина - нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Особой причиной были разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.
Возникновение народничества. Образование «Земли и воли»(1876-1879)
На рубеже 50-60-х годов среди молодежи распространился тот тип «нигилиста», который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, «нигилист» изучал науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям без громких слов и пышных деклараций. Многие молодые люди потянулись тогда в университеты.
Осенью 1861 г. правительство ввело плату за обучение и запретило студенческие сходки. Тогда впервые в университетах произошли волнения. Многие студенты были исключены. Рухнули их мечты стать «нигилистами», повторить подвиг Базарова. Герцен тогда написал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! к народу! - вот ваше место, изгнанники науки...»
В последующие годы студенческие волнения происходили все чаще, и вновь «изгнанники науки» искали свое место в жизни. Многие шли в народ добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ «нигилиста» потускнел, отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения. «Кающийся дворянин» был приметной фигурой конца 60-х - начала 70-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили в народ, как князь В.В. Вяземский, ставший деревенским кузнецом.
Народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией, у истоков которой стояли Герцен и Чернышевский. Именно у них народничество заимствовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.
У Герцена и Чернышевского народники восприняли отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя - сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество.
Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.
С начала 70-х годов в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М.А. Натансон, С.Л. Перовская и Н.В. Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов возникшего подпольного общества стали называть «чайковцами», по имени одного из лидеров, Здесь не было строгой иерархической подчиненности, работа строилась на добровольном рвении членов общества. Его отделения возникли в Москве, Казани и других городах. В этой федерации кружков в пору ее расцвета насчитывалось свыше 100 человек.
В 1872 г. в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), ученый-географ, впоследствии - теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в крестьянской среде. В начале 1874 г. полиция выследила и арестовала многих «чайковцев». Но это не прервало связи между теми, кто остался на свободе.
Не остановили аресты и намеченного «чайковцами» на 1874 г. «хождения в народ». Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. Весной 1874 г. из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары «в народ» пошли сотни юношей и девушек - и лавристы, и бакунисты. Первые отправились с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторым не терпелось поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались помещики и даже девушки из аристократических семей.
Крестьяне живо откликались на разговоры о малоземелье и о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего «барина» о том, как будет хорошо, когда все имущество будет общим, встречались с ироническими усмешками. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.
Поднять восстание нигде не удалось. Полиция развернула настоящую охоту на пропагандистов. По 37 губерниям задержано было 770 человек. Те, кому удалось уйти от полиции, бежали в города.
В 1876 году уцелевшие от разгрома кружки начали работу по воссозданию революционного подполья. Главный вывод, который сделали революционеры, заключался в том, что без создания крупных централизованных, но при этом хорошо законспирированных организаций борьба с самодержавием невозможна.
В 1876 году, возвратившийся из ссылки,М. Натансон возглавил так называемую "Северную революционную народническую группу". Осенью 1876 года группа Натансона слилась с рядом провинциальных кружков и отдельными уцелевшими от арестов революционерами. Это и стало фактическим началом знаменитого революционного общества "Земля и Воля". Второй состав «Земли и Воли», включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д.А.Лизогуб. Позже в него вступили С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.
Название "Земля и воля" дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние названия: "Северная революционно-народническая группа", "Общество народников".
В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «Земли и воли». «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики», самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов.
Исполнительным органом «Основного кружка» становилась Администрация. Она обязательно находилась в Петербурге и ведала распределением всех наличных сил организации и партийной техники. Целью Общества ставилась подготовка восстания под лозунгом "Земля и Воля".
Одним из основных подпольщиков, занимавшихся организационными проблемами "Земли и Воли", был Алексей Оболешев. Он руководил решением вопросов по разработке и внедрению шифров, а также созданием сети конспиративной переписки. Оболешев принимал участие в разработке устава организации. В нем была упомянута возможность использования шифров для связи, при этом оговаривалось, что "…шифры и пароли, существующие для сношений между членами основного кружка, не должны быть известны никому, кроме членов основного кружка". Не отвергая возможность шифрованной переписки, устав рекомендовал максимально использовать возможности передачи информации при личных встречах. При передаче наиболее важной информации категорически запрещалось прибегать к переписке, даже шифрованной. Из этого следует, что уже на начальной стадии организации своей деятельности революционеры понимали, что их шифры могут быть вскрыты противником. Веры в абсолютную стойкость шифров теперь уже не было. Таким образом, из всей предыдущей деятельности различных революционных организаций были сделаны правильные выводы.

    Программа «Земли и воли».Май 1878.Устав
Конечный политический и экономический идеал организации- анархия и коллективизм.
Требования «Земли и воли» сводились к четырем главнейшим пунктам:
1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля находится во владении тех, которые ее не обрабатывают. По народному понятию, «земля божья» и каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому они (землевольцы) должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения. (Землевольцы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном начале).
2. Что касается политического идеала, то они признавали, что в русском народе существует стремление к полному мирскому самоуправлению, хотя относительно междуобщинных и внешних отношений вряд ли существуют в народе одинаковые определенные воззрения. По их мнению, каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Обязанность землевольцев только стараться уменьшить возможно более эту долю.
3. В области религиозной в народе русском замечались веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому они должны добиваться полнейшей свободы исповеданий.
4. В состав Российской империи входили такие местности и даже национальности, которые при первой возможности готовы были отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Поэтому общество «Земля и воля» считала своей обязанностью - содействовать разделению Российской империи на части соответственно местным желаниям.
Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской социально-революционной партии:
1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими в то время уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и
2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать силу государства, без чего, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.
Отсюда таковы ближайшие практические задачи
А. Часть организаторская
а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе программы «Земля и воля», как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непосредственном соприкосновении с нею рабочих.
б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, например, бегуны, неплательщики, штунда и пр.
в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений и притонов среди крестьянского населения этих районов.
г) Привлечение на свою сторону по временам, появляющихся разных местах, разбойничьих шаек.
д) Заведение сношений и связей в центрах скоплении промышленных рабочих - заводских и фабричных.
Деятельность людей, взявшихся за исполнение этих пунктов, должна заключаться в видах заострения и обобщения народных стремлений, в агитации в самом широком смысле этого слова, начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т.е. бунтом. В личных знакомствах как с рабочими, так и с крестьянами (в особенности с раскольниками) агитаторы, конечно, не могут отрицать важности обмена идей и пропаганды.
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах сред интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов организации и отчасти источником средств.
ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.
з) Пропаганда идей агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.
Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и своей организации в войсках, и главным образом среди офицерства.
б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.
в) Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный им порядок.
Устав.
Полный текст устава можно прочесть в приложении 1.Здесь я постаралась выделить более характерные черты данной организации.
А. Основные принципы организации
§ 3. Безусловное принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, средств, связей, симпатий и антипатий и даже своей жизни.
§ 4. Согласие каждого члена с общею программою практической деятельности и обязательство действовать в ее духе.
§ 6. Соблюдение полнейшей тайны относительно всех внутренних дел организации.
§ 7. Подчинение меньшинства большинству и члена кружку.
§ 8. Так как организация имеет в виду сплочение всех полезных делу русских революционных сил, то во всех делах организации по возможности исключаются личные 3 симпатии и антипатии к людям, как непременное условие совместной деятельности.
§ 9. Цель оправдывает средства.
Примечание. Исключая тех случаев, когда употребленные средства могут подрывать авторитет организации (§ 14).
Б. Ближайшие задачи основного кружка
§ 11. Привлечение в организацию возможно большего количества революционных сил, средств и связей.
§ 12. Контроль за деятельностью всех групп и каждого члена в отдельности.
Примеч. Личная жизнь каждого настолько подлежит общему контролю, насколько это может представиться важным в данном практическом случае.
В. Обязанности и взаимные отношения членов основного кружка
§ 14. Каждый член основного кружка обязан всеми силами поддерживать честь и влияние, как всей организации, так и отдельных членов ее.
§ 16. Члены основного кружка, с которыми связано общественное имущество или соединены какие-нибудь важные связи, должны беречь себя и по возможности не принимать участия в опасных предприятиях.
§ 17. Каждый член основного кружка избирает себе род деятельности или вступает в ту или другую группу по собственному влечению; в тех же случаях, когда для известной функции не находится желающих исполнять ее по собственному влечению, кружок может обязать принять на себя эту функцию всякого, на кого падет его выбор (большинством).
§ 18. Каждый член основного кружка, состоящий в какой-либо группе или при какой-либо специальности, если пожелает оставить эту группу или эту специальность, должен заявить о своем намерении основному кружку, по крайней мере, за два месяца, и до истечения этого срока он не вправе покидать свое место.
Примечания . Понятно, это обязательно в том только случае, когда присутствие кого-либо из членов основного кружка на данном месте необходимо, и если член, намеревающийся покинуть это место, не может быть замещен другим тотчас по заявлении о своем намерении основному или болтает о них, то подобный член должен быть...
§ 19. Всякий член основного кружка имеет право свободного выхода из него; но по выходе он обязан хранить в тайне все, что ему известно о делах и об организации кружка.
§ 20. Если же будет доказано, что вышедший из кружка член выдает кружковые тайны или болтает о них, то подобный член должен быть… [далее зачеркнуто «непременно убит»]
Г. Расширение основного кружка.
§ 21. Принятие нового члена в основной кружок требует очень строгой оценки личности. Кроме требования, указанного в следующем §, необходимо, чтобы вновь принимаемый член был известен кружку со стороны опытности и практичности в делах. В противном случае он должен пробыть некоторое время на испытании.
Д. Состав групп, их задачи и организация
§ 26. Количество и характер групп определяются общею программою кружка.
§ 27. Задачи групп - выполнение частей общей программы кружка и предприятий, которые ею предусматриваются.
§ 29. Внутренняя организация каждой группы может быть своеобразна; но члены основного кружка, входящие в состав местных или специальных групп, сохраняя в тайне свое участие в основном кружке, стараются создать организацию групп в духе и в интересах основного кружка.
Примечание . Свои отношения к основному кружку они объясняют членам группы, как отношения 2-х групп, связуемых через их посредство.
§ 50. Следовать этому уставу обязательно для каждого из членов основного кружка.
Деятельность «Земли и воли»
6 декабря 1876 г. «Земля и воля» организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Она замышлялась как смотр революционных сил столицы. Надеялись собрать несколько тысяч человек, развернуть красное знамя, произнести речи и даже пройти по городу. Но собралось всего 300-400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение демонстрантов. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали на поселение. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе. На этой демонстрации выступил с речью 20-летний Георгий Плеханов, будущий основатель русского марксизма, и было развернуто красное знамя. Красное знамя поднял подросток – ткач Яков Потапов. Яков Потапов был арестован сразу после демонстрации, выслеженный полицейскими агентами. Ему был вынесен на удивление мягкий приговор – 1 год покаяния в монастыре, однако из дальнейшей судьбы его хорошо видно, как обстояло дело с соблюдением законности в царской России. Вместо года он отсидел в монастыре на практически тюремном режиме больше трех лет, причем освобождать его никто и не думал. В конце концов, узнав об убийстве царя, он сказал «Таперича всем будет воля» и дал пощечину настоятелю. За это он получил новый приговор – пожизненную ссылку в Сибирь, причем сослали его в самое гиблое место ссылки – в Якутию. Умер он в 1919г. За поднятый красный флаг, за несколько минут свободы и силы жизнь Якова Потапова была сломана непоправимо…
После неудачной демонстрации народники вновь сосредоточили свои усилия в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды», землевольцы стали поселяться группами в наиболее беспокойных местах: в Поволжье, на Кубани и Дону. Им казалось, что именно там, где были живы традиции казачьей вольницы и предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.
Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцам не удалось создать «революционную рать», о которой они мечтали. Они падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. В неравной борьбе гибли лучшие силы. К осени 1877 г. в деревне почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.
Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и жестоких расправ стало изменяться и отношение землевольцев к методам реализации ближайших целей. Росло убеждение в необходимости террористических методов борьбы с правительством. Первые террористические акты носили характер самообороны или возмездия.
Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф.Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял шапку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов приказал его высечь. По закону Трепов не мог ни требовать, чтобы перед ним снимали шапку, ни наказывать розгами. Но он был уверен в своей безнаказанности.
24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга.
Правительство, надеясь подогреть в обществе настроения против террора, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей.
Суд состоялся 31 марта 1878 г. Сначала настроение публики было не в пользу обвиняемой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес оправдательный приговор. Публика устроила овацию. При выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.
Вера Ивановна Засулич (1849-1919), видная революционерка и общественная деятельница, впоследствии стала принципиальной противницей смертной казни и террора. Свое мнение она отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой драматической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу творят беззакония. Но с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общество всецело сочувствует подобным методам борьбы. Самым значительным террористическим актом "З. и в.". было убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцова (1878), заколотого 4 августа в самом центре Петербурга землеволецем С. Кравчинским. Убийца бесследно скрылся.
и т.д.................

"Земля и воля" (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Ее программа предусматривала:

    осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия

    передачу всей земли крестьянам

    введение "мирского самоуправления" в деревне и городах

Во главе организации стояли Г В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе "хождение в народ" для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы . В 1878 г среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности.Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.

«Земля и воля» , тайное революционное общество народников в 70-х гг. 19 в. Основано в Петербурге в 1876. Название «З. и в.». дано обществу в конце 1878, с появлением одноимённого печатного органа; прежние название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников». Видными деятелями «З. и в.». со времени её основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (все - бывшие чайковцы). Платформу «З. и в.». разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). «З. и в.». имела тесную связь с революционерами, действовавшими в Киеве, Харькове, Одессе.

Образованию «З. и в.». предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России, основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«З. и в.». защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В. И. Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 135). Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале. «З. и в.». в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы (выпуск «Земли и воли», «Листка „Земли и воли“» и др.), вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «З. и в.». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «З. и в.». впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «З. и в.». предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «З. и в.». было убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцова (1878). Однако «З. и в.». не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству. Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации. В «З. и в.». постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок „З. и в."». Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и «политиками» - защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.), потребовали созыва в июне 1879 Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками. В августе 1879 «З. и в.». окончательно раскололась на 2 самостоятельные организации: