Несмотря на сильные морозы, ледостав на байкале задерживается.

Февраль и март – традиционный период, когда многие россияне, уставшие от нескончаемого мороза, отправляются за солнцем и теплом в азиатские страны. Вот и я в этом году созрела, наконец, для аналогичной поездки. Составила маршрут, накопила нужную сумму, нашла попутчиков. Единственное, что не было готово – загранпаспорт, который обещали сделать к середине марта.

Тем временем, на дворе стояло 17 февраля. Близился День защитника Отечества и выходные, которые оказались в этом году длиннее, чем обычно. И мне очень хотелось воспользоваться случаем и потратить их на путешествие. Выбор, правда, ограничивался только Россией. И сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему! Я тогда вспомнила, как пару лет назад на одной из фотовыставок впервые узнала, что из себя представляет зимний Байкал. Его фантастические пейзажи так вдохновили, что я пообещала себе обязательно когда-нибудь увидеть это великолепие живьем.

Когда мне в этот же день попался на глаза анонс о ближайшем туре на Байкал – я поняла, что время пришло! Правда, очень быстро и внезапно как-то. Мой мозг еще долго сопротивлялся, анализируя бюджет поездки. «Да за эту сумму можно в Таиланд слетать на 2 недели! А ты выбираешь 5-дневный тур, да еще и в холод. Тебе его в Москве мало, что ли?». Однако в душе чувствовался такой отклик! Интуиция подсказывала, что в Азию я еще успею слетать. А в случае с Байкалом – нужно ловить момент! К тому же февраль – самое благоприятное время для путешествия туда в зимнее время.

И вот уже вечером 21-го февраля я сидела в самолете, переполненная авантюризмом и духом первооткрывателя. Не покидало ощущение, что впереди меня ждет нечто приключенческое и даже в чем-то экспедиционное. Ведь Байкал, особенно зимний, еще не успел стать популярным туристическим курортом. И этот факт не мог не радовать!

По прибытию в Иркутск мы встретились с гидом и уже через пол часа сели на трансфер до пункта назначения. Не верилось, что через 5 часов передо мной откроется настоящий Байкал – самое чистое и глубокое озеро в мире, о котором нам рассказывали еще в младшей школе. Более того, я проведу 5 дней в самом его сердце – на знаменитом острове Ольхон! Опьяненная этими мыслями и не спавшая сутки, я погрузилась в сладкий сон прямо до нашего гостевого дома.

Место, где мы жили, оказалось более чем достойным! Номера очень уютные и теплые, в гостиной есть небольшой камин. Также здесь имеется собственная баня и столовая, где чудесно готовят!

А сам дом располагался возле красивой сосновой рощи.


Вот такой вид открывался с нашей веранды!


В первый же день я с энтузиазмом отправилась на изучение острова.
Это было нечто невероятное! То, что мне удалось увидеть и познать за все 5 дней, сложно уместить в одну статью. Столько открытий, эмоций и новых впечатлений! Кажется, я подарила частичку своей души этому дивному месту…

1. Торосы

Нестабильность физического состава озера и температуры ледяного покрова ведут к формированию торосов – ледовых обломков, поднимающихся над замерзшей поверхностью.







Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

Высота торосов обычно небольшая – до 1-1,5 м. Но в конце зимы, когда происходит мощная подвижка льда, они могут быть и выше человеческого роста!


Кое-где встречались не просто ледовые обломки, а настоящие голубые горы.
Не могу передать словами, насколько эти пейзажи будоражат мое воображение… Мысленно переносишься куда-то в Ледниковый период или на Северный полюс!


Здесь словно изображена летопись на ледовом пергаменте


А тут можно разглядеть льдины в виде затонувших кораблей, чьи паруса возвышаются над снежным покровом…


2. Музыка

Да-да, зимний Байкал имеет свою музыку! И речь тут пойдет совсем не о местном фольклоре или народных инструментах.

Этот звук не сравнится ни с чем… Это было невероятно, грандиозно и страшно одновременно!
Звук, когда ломается столь огромное озеро, подобен грому. Мой гид объяснял, что зимний Байкал только кажется тихим и уснувшим до весны… На самом деле, подо льдом вода продолжает двигаться, да еще как! Именно эти подводные течения создают торосы и трещины, покрывающие почти всю поверхность озера. Кстати, именно благодаря трещинам все живые существа, обитающие под водой, получают кислород.


Услышав первый раз данные звуки, мне показалось, будто где-то вдалеке едет машина с включенной музыкой. Это реально напоминает приглушенный бит! Но когда звук постепенно набирал громкость, а машины никакой так и не появлялось, становилось не по себе. Мое богатое воображение уже рисовало приближающееся Лохнесское чудовище, которое вот-вот проломит лед прямо под ногами!


И кое-где, кстати, были и правда трещины, куда запросто мог кто-то и окунуться.Наверное, только сейчас я начинаю осознавать, где меня вообще носило… 😉


3. Снежно-ледовые узоры

Поскольку до реальных трещин дело доходит уже после апреля, в феврале-марте можно спокойно и без всяких опасений насладиться уникальными орнаментами, которыми покрыто озеро. Можно часами рассматривать это бесконечное полотно, где ни один штрих, ни одна трещинка, ни один узор не повторится! И когда осознаешь, что всё это создано природой – очередной раз убеждаешься, что людям еще учиться и учиться у неё.





Благодаря сочетанию льда со снегом, кое-где вырисовывались очертания лиц или животных. Так и напрашивается фраза «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»



В некоторых местах снег лежал прям белоснежными нетронутыми коврами, и лед рядом был чистый, без трещин. Это создавало поистине головокружительный эффект – как будто гуляешь по облакам, а не по льду!




Словно трасса между облаками 😉


4. Сокуи и ледяные гроты

Наплески на берегах и скалах, которые образуются при замерзании озера в самом начале зимы, называются сокуи. Как и узоры на льду, сокуи получаются самых разнообразных и причудливых форм!





Иногда это напоминало красиво застывшие водопады…


За наплесками скрывается множество пещер и гротов, которые летом недоступны из-за более высокого уровня воды. Несмотря на то, что я не раз была в настоящих и довольно больших пещерах, байкальские гроты очень впечатлили меня. Это словно древнее таинство, которое боишься нарушить лишним движением или звуком. И с трудом верится, что летом всё это таит и исчезает.






Потолки гротов усеяны множеством сосулек, напоминающих сталактиты.



5. Замерзшие во льду пузырьки.

Всегда интересно было представить, как выглядел бы замерзший во льду пузырь. И возможно ли такое, в принципе? Оказывается – еще как возможно!
Со дна Байкала на поверхность поднимается газ метан, выделяемый водорослями. Когда озеро покрывается льдом, замерзают и пузырьки этого газа. А поскольку они застывают на разной глубине, это создает удивительный визуальный эффект!




6. Прозрачность льда

Не зря Байкал до сих пор официально признан самым чистым озером в мире. Его воды богаты кислородом и настолько прозрачны, что сквозь лед можно и газету читать, и фильм смотреть.


А куски льда – хоть в чай добавлять, или прям так и есть 😉


Считается, что кристально чистой водой Байкал обязан микроскопическому рачку – Байкальской эпишуре, который фильтрует воду, пропуская ее через себя.

7. Средство для передвижения и активного отдыха.

Зимним туристам, отправившимся на о. Ольхон, повезло намного больше, чем летним.
Ведь отпадает всякая надобность ждать паром, который будет долго переправлять тебя с одного берега на другой. Благодаря льду, открывается огромнейшая свобода передвижения и возможность посетить даже самые труднодоступные уголки Байкала. Однако этой возможностью стоит пользоваться только в феврале и марте, когда лед уже достаточно крепкий и еще не начал таять.


Также лед – прекрасное место для активного отдыха. Тут уже каждый развлекается, как может.




А у нашей группы был в один день обед прям посреди озера. Очень необычные ощущения, скажу я вам! Как будто мы участники большой и долгой дороги, на которой нет никаких признаков цивилизации. Когда наш водитель в режиме онлайн сварил в котелке уху, она мне показалось самой вкусной ухой в жизни!


Но самое интересное развлечение, что я видела – это разведение костра прямо на льду. Кому-то явно не хватало адреналина 🙂


Подводя итоги, хочется сказать, что каждому хоть раз, но стоит побывать на Байкале. И именно зимой!
Вы испытаете такую гамму ощущений, которую не получите больше нигде.

Но это еще не всё! Стоит также упомянуть несколько слов о самом Ольхоне , в частности – о поселке Хужир, который также богат интересными особенностями и загадками.

Во время ознакомительной прогулки по поселку, мой гид остановился возле одного домика и указал на небольшое отверстие в заборе.

– Как ты думаешь, что это такое?

Мои предположения, что это окошко для домашних кошек, или что это используется вместо глазка или как отверстие для передачи чего-то, потерпели крах. Оглянувшись по сторонам, я поняла, что такое отверстие на заборе есть почти в каждом доме. Что же такого важного может понадобиться всем местным жителям? Да еще и открывается это окошко снаружи.



Мой гид посмеялся и сказал, что такой вопрос, был даже в передаче «Что? Где? Когда?» Парадокс, но жителям Хужира, который расположен на берегу Байкала, питьевую воду привозят в специальных машинах-водовозках. Когда жителей нет дома, то коммунальщики открывают оконце в калитке, протягивают шланг и выливают воду в бочку, которая всегда там стоит наготове. Этого я никак не ожидала услышать! Потом мне сказали, что даже электричество здесь провели лишь с 2005 года.


Еще одна вещь, которая удивила меня во время прогулки – на многих домах до сих пор висел новогодний декор! Я уже хотела приписать это к характеристикам местного темпа жизни… Но потом мне открыли глаза на то, что буряты, которые составляют немалую часть населения Ольхона, празднуют Новый Год в ночь с 26 на 27 февраля.

Жаль, что именно 26-го вечером у меня уже был обратный трансфер до Иркутска. Интересно было бы взглянуть на местные традиции и то, как они отмечают этот немаловажный праздник!



Также мне запомнилась атмосфера на территории заброшенного маломорского рыбозавода. Когда-то он был настоящей гордостью и красой Хужира и Иpкyтcкой области. Здесь функционировало несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д.




А вот какая картина открывается на причале возле рыбозавода… В чем-то мрачная, но красивая и даже притягательная.



Над некоторыми кораблями очень хорошо поработали художники-граффитисты, превратив их в своего рода шедевры. У меня даже возник вопрос – почему действующие корабли так не расписывают?)
Это место скопления старых судов можно даже назвать своеобразным местным музеем. У каждого корабля как будто чувствовалась собственная душа…


Не могла я не заметить местный храм, который красиво возвышался на холме недалеко от въезда в поселок.


Видеть его здесь было довольно необычно. Лично у меня всегда Байкал и Ольхон ассоциировались с шаманизмом или буддизмом. Но еще удивительнее оказалась история постройки этого храма, которую я потом прочитала в Интернете. Цитирую из источника:

«Ко мне приехала раба Божия Наталья», – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. «Скорбевшая по умершему мужу, она рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать. Если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром в течение нескольких лет.» Очень большой отклик вызвала эта идея у европейских туристов, которые оставляли немалые пожертвования на строительство храма.

Сейчас это Храм Державной иконы Божьей Матери. Двери туда открыты, служащих нет, можно взять свечи и заплатить, сколько хочешь.



Таким образом, Ольхон – место, где мирно соседствуют язычество и христианство.


Кстати, холм, на котором стоит храм, просто создан для того, чтобы наблюдать с него закаты и размышлять о вечном…


Желаю каждому, кто отправиться зимой на Байкал, испытать столько же ярких эмоций и ощущений!

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Опубликовано: 10.03.2018 Категория: Авторский очерк / Республика Бурятия / Иркутская область

Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал – привлекает туристов своей первозданной красотой и величественностью. Живописная природа, редкие животные и птицы, обитающие в этом регионе, чистота – это то, ради чего сюда приезжают люди. Туристы посещают города, расположенные на берегу озера, даже в зимние месяцы, чтобы полюбоваться необычным прозрачным льдом с изломами и трещинами. Самое излюбленное место приезжих – поселок Листвянка, где предлагают большое количество экскурсий.

Весной солнце светит ярче, дни становятся длиннее, природа просыпается, просыпается и Байкал. Отдых на Байкале весной в каждый из месяцев различен. В начале весны здесь еще достаточно морозно, озеро покрыто льдом. В апреле начинается оттепель. Тепло становится в мае, в начале месяца лед начинает сходить. Приехав в регион в весенние месяцы, можно насладиться тихим, спокойным отдыхом и увидеть многочисленные достопримечательности, либо стать участником активных маршрутов.

Несмотря на минусовую температуру, отдохнуть на Байкале в марте можно интересно и весело. Это время катания на коньках и лыжах, снегоходах и катере-амфибии, участия в марафоне, изучения примечательных мест.

Погода

Начало марта на Байкале характеризуется минусовой температурой, но она редко опускается ниже -15. Днем достаточно комфортно: светит яркое, теплое солнце, средняя температура – -5-10 градусов. Ночью морознее, до -15. В марте в населенных пунктах на берегах озера выпадает минимум осадков. Нужно быть готовым к сильным холодным ветрам, они здесь не редкость.

Погода на Байкале в конце марта становится более комфортной, температура приближается к 0, в отдельные дни может подниматься до +3 градусов.

Природа

Природа в окрестностях озера необыкновенна и уникальна: горные склоны, луга, водопады, бухты и утесы, пещеры – все это можно увидеть здесь. В марте еще нет зелени, склоны гор покрыты белыми шапками снега, само озеро находится под ледяным панцирем. Однако туристы любят посещать Байкал в марте, потому что именно в это время можно добраться пешком по ледяной толще до самых отдаленных уголков озера.

Благодаря особому климату в регионе и высокой насыщенности кислородом озера многие представители фауны и флоры встречаются только в этом месте. Некоторые виды рыб, такие как голомянка, омуль водятся только в водах Байкала. К редким животным озера относится нерпа, данный вид млекопитающих обитает в морях, и до сих пор неизвестно, как он появился в крупнейшем озере. Многие виды птиц (кулики, лебеди, беркуты, орлы) можно увидеть здесь.

Байкал в марте расцветает. Туристы любят приезжать на озеро, когда начинается весна на Байкале. В это время можно поучаствовать в спортивных фестивалях, посетить весенний Ольхон, побывать на рыбалке, покататься на горных лыжах с крутых склонов, увидеть обледенелые пещеры, стать участником экспедиции на собачьих упряжках и многое другое. Отдых на Байкале в марте имеет своих почитателей.

Поездка на Байкал весной может быть привлекательна для любителей острых ощущений: туры по озеру и суше на снегоходах и квадроциклах не оставят равнодушными любителей красоты и активного отдыха. За неделю путешествия на квадроцикле можно увидеть весенний Байкал во всей красоте: сибирскую тайгу, глубь озера под прозрачным льдом, побывать в нескольких населенных пунктах, пройтись по жемчужине Байкала – острову Ольхон. Путешествие на снегоходе позволит проехать по чистому пухлому снегу и увидеть следы таежных животных и птиц.

Полюбоваться окрестностями озера можно и на собачьей упряжке, почувствовать себя настоящим каюром и проверить выносливость. Погода на Байкале весной располагает к рыбалке. Отсутствие сильных ветров, яркое теплое солнце и прозрачный лед будут способствовать хорошему времяпрепровождению и богатому улову. Самое рыболовное место – вблизи острова Ольхон. На рыбалку можно поехать с опытным инструктором, который покажет все злачные места и расскажет о многих хитростях. После успешного улова можно будет отведать вкуснейшей ухи.

Начало марта на Байкале – идеальное место для катания на горных лыжах и сноуборде. Гора Соболиная в Байкальске отлично подойдет как для новичков, так и подготовленных спортсменов. Во время спуска можно увидеть весенний Байкал и полюбоваться великолепными пейзажами вокруг. Отдых на Байкале в конце марта также можно совместить с посещением горнолыжных склонов.

Самое главное, зачем едут туристы на Байкал марте – это необыкновенной красоты лед: прозрачный, чистый, временами с изломами и трещинами, занесенный снегом. Кроме того, можно посетить пещеры, завешенные громадными сосулями, а также увидеть ледяную «книгу желаний».

Особенности отдыха

Комфортабельный отдых на Байкале в марте наряду с экономичным привлекает сюда разные группы туристов. Приезжие могут остановиться как в дорогих отелях и коттеджах на берегу озера, так и небольших отелях, туристических базах, шале по доступным ценам. В активных турах ночевки часто осуществляют в теплых палатках с печкой, которые устанавливают прямо на льду.

Самый известный среди туристов поселок на озере – Листвянка. Здесь можно остановиться в «Легенде Байкала» и любоваться красотой бескрайнего озера из окна своего номера. Гостиничный комплекс «Крестовая падь» известен среди иностранных туристов.

Гости Листвянки, желающие отдохнуть недорого, могут снять гостевые дома, где приготовят вкусные домашние завтраки. Среди таких Усадьба Демидова, гостевой дом «Малина», Шале Листвянка и прочие.

Листвянка – место, откуда стартуют многие экскурсионные туры. Туристам, предпочитающим активный отдых, лучше начать свой отдых отсюда.

Еще один объект, любимый туристами, – остров Ольхон – самый большой остров Байкала. Сюда едут за тихим, спокойным отдыхом, часто приезжают «дикарями» с палатками. Но палаточный отдых свойственен теплому времени года. В марте лучше остановиться на туристический базах «Ольхон», «Солнечная», «Лада».

Поселки Култук и Утулик, расположенные на берегу озера, также готовы предложить отдых с экскурсионной программой. Отсюда открываются живописные виды на озеро. Расположиться можно в гостевых домах, на базе отдыха «Байкал», на турбазе «Земляничная».

Многие отели и гостевые дома предлагают русскую баню, которая особенно хороша после активных экскурсий в прохладные весенние дни.

Отдых на Байкале в апреле мало чем отличается от мартовского, хотя есть свои нюансы. В это время становится теплее, солнце ярче, менее ветрено. Начало апреля на Байкале – прекрасная возможность покататься на горных лыжах, посетить различные экскурсии, полюбоваться красотой озера в период таяния. Дни становятся длиннее, это значит, что можно посетить больше интересных мест.

Погода

Погода на начало апреля на Байкале морозная, около -3 градусов днем и -6 градусов ночью. Все также дует ветер. К концу месяца температура повышается до +5+7 градусов. Но она может отличаться на несколько градусов в разных местах: так, например, в Листвянке немного теплее, чем на Ольхоне. Снег и дожди в это время – нечастые явления.

Апрель – время, когда начинается весна на Байкале и приходит тепло.

Природа

Байкал в апреле можно описать по-разному. Первая половина месяца характеризуется наличием льда на озере и снега на склонах гор. В конце месяца начинается активное таяние и потепление.

В начале месяца по толще льда на озера еще можно путешествовать на квадроциклах, снегоходах, упряжках и автомобилях, лед на Байкале в конце апреля становится тонким и следует быть осторожным, перемещаясь по нему. Очень часто для экскурсионных туров в апреле выбирают судно на воздушной подушке (Хивус).

Второй весенний месяц также хорош для спусков на горных лыжах и сноубордах с горы Соболиная, с вершины можно увидеть каков Байкал весной. Многие любители активных видов спорта любят бывать на горнолыжных склонах именно в весенние месяцы, когда не нужно кутаться в теплые вещи и укрываться от ветра на подъемниках. Если позволит погода на Байкале весной, можно сделать спуск в купальнике.

Отдых на Байкале весной – это всегда рыбалка на омуля и вкусный обед из свежепойманной рыбы. На рыбалку можно захватить с собой коньки и после улова прокатиться по озеру.

В апреле также можно стать свидетелем гонок на парусных лодках по льду. Особо отважные и подготовленные люди могут заняться айс-дайвингом – погрузиться в весенний Байкал.

Отдых на Байкале в апреле очень зависит от капризов природы. Тепло может прийти в регион рано, а может и задержаться, от этого будет зависеть экскурсионные программы и маршруты.

В апреле горные вершины еще покрыты снегом, а в долинах и лугах начинают распускаться подснежники – здесь они фиолетовые и кремовые, кое-где появляется зеленая травка.

Поездка на Байкал в апреле обязательно должна быть спланирована так, чтобы посетить остров Ольхон. Во время экскурсии можно увидеть удивительные гроты, скалу Любви, гору Жима, пролив Ольхонские ворота, услышать местные легенды, попробовать блюда местной кухни.

Побывав на Ушканьих островах можно сделать фото нерп. В регионе есть несколько термальных источников: Хакусы, в бухте Змеиной, где можно принять полезные ванны под открытым небом.

Особенности отдыха

Отдых на Байкале весной активно развивается. Если раньше туристы стремились сюда только в летние месяцы, то сейчас весенний отдых не менее популярен. Красота природы, могущество ледяного Байкала и разнообразные экскурсионные маршруты способствуют этому. Кроме того всегда можно выбрать подходящий тому или иному человеку вариант размещения.

Палаточные лагеря в апреле еще не пользуются спросом, так как еще достаточно холодно и на Байкале в конце апреля начинают появляться клещи. Поэтому люди отдают предпочтение съемному жилью или отелям.

Комфортный отдых на Байкале весной пользуется спросом также, как в летний период. Можно остановиться в отелях Иркутска, Листвянки, Ольхона, Слюдянки и прочих.

В Иркутске можно расположиться в «Marx Hotel», отеле «Добрый кот», и прочих. Выбор отелей здесь велик, расстояние до Листвянки 65 километров, экскурсии можно заказать в городе.

Те, кто желает остановиться в непосредственной близости от озера и ежедневно видеть Байкал в апреле, размещаются в Листвянке, Слюдянке или других поселках на побережье, либо на острове Ольхон.

Распространен горнолыжный туризм на Байкале весной. Тем, кто приехал покататься на лыжах или сноуборде, лучше остановиться в непосредственной близости – городе Байкальске. Гостиницы «Куршавель», «Sky-let», «Соболиная» и другие будут рады предложить ночлег.

Во время активных маршрутов ночлеги делают как в утепленных палатках, так и в гостевых домах.

Вариантов, где можно отдохнуть на Байкале в апреле, множество, загруженность отелей не такая, как в активный летний сезон и цены значительно ниже.

Отдых на Байкале в мае несколько отличается от мартовского или апрельского. Начинает вскрываться лед, и прогулки по озеру уже невозможны, водные прогулки возможны лишь на катере.

Весенний Байкал, освободившийся ото льда, все также могуч и красив. Это время для спокойного, уединенного отдыха.

Погода

Начало мая на Байкале характеризуется прохладной погодой: несмотря на большое количество солнечных дней и плюсовую температуру, дуют ветра и от озера несет прохладой. На Байкале в конце мая устанавливается теплая погода.

Средняя температура воздуха +10 градусов. Температура в Листвянке на несколько градусов выше, чем на острове Ольхон. Осадков выпадает немного, но возможны дождливые дни. Температура воды после вскрытия ото льда +3+4 градуса.

Природа

Несравненная энергетика озера Байкал в мае просто завораживает. Это время освобождения из ледяных оков. Можно часами наблюдать за проплывающими льдинами и «просыпающимся» Байкалом.

Чистая, прозрачная вода озера – не только предмет для любования, ее можно пить, она обладает лечебными свойствами, оздоравливает организм и повышает иммунитет.

Отдых на Байкале в мае спокойный, неспешный. В это время уже разъезжаются любители активного, экстремального отдыха, горнолыжники, а летний купальный сезон начинается значительно позже.

На Байкал в мае едут люди, желающие подлечиться и отдохнуть. Санатории «Электра», «Горячинск» предлагают программы по лечению и восстановлению здоровья. Санатории построены на базе термальных и минеральных источников.

Активный весенний отдых на Байкале позволит посмотреть «пробуждающуюся» тайгу. В поездке на квадроцикле можно проехаться по лесу и берегу озера. В Баргузинском заповеднике можно увидеть медведей, вышедших из спячки.

Отдохнуть на Байкале в мае можно совершив экскурсию на остров Ольхон. Здесь находится множество достопримечательностей, среди которых скала Шаман-камень, где проводят обряды бурятские шаманы.

Приехав на Байкал в мае, любители рыбалки непременно должны сходить на улов на омуля и другие виды рыб и отведать ухи, приготовленной на костре.

Весенний отдых на Байкале хорош тем, что можно наслаждаться пешими прогулками и быть свидетелем «пробуждения» природы. В мае можно увидеть первые весенние цветы: багульник и подснежники, зеленую травку и появляющиеся листочки на деревьях.

Некоторые отважные, закаленные люди («моржи») на Байкале в конце мая купаются в заливах. Но вода очень холодная и лучше дождаться, когда она прогреется.

Кроме того в отдых на Байкале весной можно включить посещение музеев, прогуляться по старой кругобайкальской железной дороге, побывать в нерпинарии.

Несмотря на освоенность многих мест и развитую инфраструктуру есть еще множество мест, где можно полюбоваться первозданной природой.

Особенности отдыха

Туризм на Байкале весной хоть и не очень активный, но имеет своих почитателей. Расположиться можно в гостиницах, на базах отдыха, в охотничьих домах, усадьбах и даже в национальных юртах кочевников. Начало мая на Байкале еще достаточно прохладное для ночлега в палатке, а в конце месяца есть туристы, приезжающие на уик-енд и разбивающие палатки. Хотя большинство все же, приезжая на отдых на Байкале весной, проживают в более комфортабельных условиях, когда есть крыша над головой и тепло. В каждом из поселков на берегу озера можно найти приемлемое для себя жилье.

«Байкалов острог», построенный в стиле казацкого острога, «Крестовая падь» с номерами различного уровня, деревянный «Байкал» – все комплексы помимо номерного фонда предлагают услуги ресторана.

Туристы с палатками на непродолжительный отдых приезжают на «дикие» пляжи и оборудуют там свой ночлег и досуг. Можно также остановиться в национальной бурятской юрте, в настоящее время такой вид ночлега пользуется большим спросом.

Путешествие на Байкал весной надолго запомнится туристу. Свежий воздух, сибирская тайга, многочисленные экскурсии, активный отдых, необыкновенной энергетики озеро, чистый прозрачный лед – все то, ради чего хочется вернуться в этот край вновь и вновь.

Туризм на Байкале весной активен за счет проведения различных фестивалей, забегов, празднеств, разнообразных маршрутов. Дату поездки необходимо подбирать в зависимости от целей визита. Различные пешие маршруты, поездки на снегоходах, упряжках, квадроциклах, автомобилях по замерзшему озеру лучше планировать на март или апрель. Май – сезон спокойного, уединенного отдыха вдали от городской суеты. Рыбаки будут рады приехать на «сибирскую рыбалку» в любой из месяцев. Посетить санатории и термальные источники в регионе также можно в любое время года.

0

Array ( => Array ( => 303976 => 21.01.2016 13:26:29 => iblock => 576 => 720 => 117008 => image/jpeg => iblock/36b => b1.jpg => б1.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/36b/b1.jpg) => Array ( => 303977 => 21.01.2016 13:26:29 => iblock => 576 => 720 => 229669 => image/jpeg => iblock/090 => b2.jpg => б2.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/090/b2.jpg))

Байкал замерзает, как хочет. В эту холодную зиму учёных и жителей прибрежных поселков удивляет, что лёд на озере медленно встаёт. Чем это опасно для обитателей Байкала?

Мороз крепчает, Байкал замерзает или, как говорят местные, встаёт. Зрелище это красивое, завораживающее и порой даже пугающее. Сегодня мы просто о сложном расскажем, как это происходит.

— Супер! Смотри, что творится! Она прямо на меня упала. Ааааа. Такого я ещё в жизни не видел!

Эмоции переполняют, особенно если видишь это в первый раз. Лёд движется, соединяется, раскалывается и буквально уходит из-под ног. Байкал — словно живой. Так он покрывается прочным ледяным панцирем. И от этого процесса лучше держаться подальше.

— Смотри, смотри! Она сейчас лопнет. Вода-то давит. Смотри, что творится. Вот это силища! Мы только что там стояли. Супер!

Каждый день он внимательно всматривается в байкальские дали. Помимо измерений уровня воды, температуры и других параметров озера старшему научному сотруднику Лимнологического института Андрею Жданову нужно зафиксировать ещё один момент — когда Байкал замерзнёт.

— Он вот-вот уже должен вставать. Для этого надо несколько условий — температура воды — чтобы была меньше на полградуса, сейчас это уже есть. И второе — чтобы ветерок поменьше. Желательно, чтобы вообще перестал. Обычно он ночью стихнет — раз и схватится. Если утром не сломает — он начнёт расти, — говорит старший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Андрей Жданов.

В Листвянке на Байкале — ещё водная гладь. Ледостав запаздывает, огорчая туристов и продавцов омуля. Желающих увидеть красоты священного озера сейчас здесь маловато. И торговля байкальскими деликатесами идёт туго. Встанет лёд, говорят на рынке, и люди поедут.

— С каждым годом всё позже, потому что теплее. Но эта зима холодная, мы удивляемся, как он ещё не встал. В ноябре сильные морозы были. Надеялись, что встанет, но он почему-то не встал, — говорит продавец рыбы Елена Постникова.

Замерзает Байкал в первой декаде января. Всё начинается с севера. Сначала ледяной корочкой там покрывается мелководье. Потом застывают Чивыркуйский залив, залив Мухор на Малом море, где тоже мелко. Раннее ледообразование и в районе стока реки Селенги. Захватив среднюю котловину озера, оно перемещается на юг.

На юге озеро превращается в ледяную гладь примерно на неделю-две позже, чем на севере. При замерзании важны два фактора — температура воздуха и ветер.

— Сильные ветра могут внести значительные изменения в картину распределения льда. Иногда бывает лёд гладкий, прозрачный, чистый, а бывает взломанный, такой торосистый,

Такие звуки называют дыханием Байкала. Многих оно пугает, но кристально чистый лёд всё равно манит людей. Сквозь прозрачную толщу до мельчайших подробностей просматривается дно. Видно камни, водоросли, а порой даже рыбу.

Толщина байкальского льда тоже отличается. На севере она достигает чуть больше метра, на юге — 60-80 сантиметров. Но для озера, его экосистемы, этот замёрзший панцирь имеет огромное значение. Во льду размножаются и живут эндемичные водоросли, без него не сможет существовать нерпа.

— Ещё важное значение льда — он является показателем изменения климата. Вот данные характерных ледовых явлений. Это дата замерзания Байкала. Это дата вскрытия Байкала. На этих графиках — данные с 69 года. Климат меняется, говорит Михаил Шимараев, а вместе с ним и время замерзания и вскрытия Байкала, — говорит главный научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Михаил Шимараев.

По наблюдениям иркутских учёных, 20 лет назад Байкал в это время и в этом месте уже замерзал. Расчеты специалистов показывают — этот процесс идёт с отставанием примерно в 11 дней.

Сейчас льдом покрыто почти три четверти акватории озера. Еще неделю-две, и хрустальным станет весь Байкал. А значит, скоро сюда устремятся тысячи желающих увидеть эту природную красоту.

В начале марта я сходила в поход по льду Байкала вокруг острова Ольхон. В последние годы этот маршрут набирает популярность, и на нём можно встретить много коммерческих групп. Но мне нравится всё организовывать самостоятельно, и я уверена, что каждый бывалый турист должен погулять по байкальскому льду - такой поход пройти не сложно, главное, иметь опыт горных походов и ночёвок на холоде. Расскажу, как подготовить путешествие и не замёрзнуть.

Зачем ехать на Байкал в такой холод?

Многие люди даже с большим опытом горных и пеших походов считают, что зимний поход на Байкал - это экстрим. Я тоже так думала, пока не попробовала сама. Несколько лет смотрела на красивые фотографии замёрзшего Байкала, которые привозили из походов знакомые, и в этом году решила, что нужно откинуть сомнения и поехать. Это точно стоило того!

Самое красивое, что есть на Байкале зимой - это лёд, он очень красивый и очень разный, за ним и нужно ехать. Говорят, что для каждого вида льда есть своё название. Я не углублялась в теорию, а просто смотрела. Особенно впечатляет чёрный лёд, идёшь по нему и представляешь километровую чёрную бездну под ногами. Есть лёд с пузырьками внутри, а есть с трещинами, продольными и поперечными, на глубине и снаружи. Они играют на свету и искрятся, как будто серебром всё заливает. Около берега видно, насколько лёд прозрачный - внизу можно рассмотреть камни на дне и рыб.




Байкал - живой, он всё время в движении. Пока идёшь, этого не замечаешь из-за постороннего шума, но если остановиться и прислушаться, а лучше даже лечь на лёд, то понимаешь, какая же активная жизнь там, в глубине: что-то постоянно булькает, ухает. Особенно активно он начинает жить во время перепадов температур, например, вечером, когда лёд нагрелся от солнца, а потом резко охлаждается. В это время над Байкалом стоит как будто пушечная канонада от лопающегося льда, а от каждого шага расходятся трещины. Слой льда очень толстый, больше полуметра, и трещины чаще всего возникают в самом верхнем слое, но всё равно поначалу это пугает.

От резких перепадов температур образуются торосы - нагромождения из обломков льда. Я наблюдала только издалека, как они появляются. Это как тектонические процессы в земной коре, только со льдом. Обычно такие столкновения происходят около берега, особенно там, где есть мысы. Ледяные плиты сталкиваются и получаются глыбы льда, торчащие в разных направлениях. Во время их образования под ногами всё начинает трястись, гудеть и булькать - кажется, сейчас эта бездна раскроется и проглотит. У многих во время «льдотрясения» начинается паника - непонятно, что делать и куда бежать, но потом это становится привычным.


Сами торосы очень красивы. Бывают толстые льдины, ярко-голубого цвета, а бывают тонкие и прозрачные, как кусок стекла. Если вы никогда не били посуду во время семейных ссор, можете оторваться на таких льдинах - они очень здорово разлетаются на мелкие осколки.


Несмотря на всю красоту, любоваться торосами приятнее со стороны и лучше не прокладывать через них маршруты, потому что перелезать через них непросто. В тех же местах часто встречаются трещины: от маленьких, которые можно перешагнуть, до огромных, шириной метра три, которые приходится обходить. Если торосов и трещин много, процесс может растянуться надолго. Обстановку с торосами лучше мониторить заранее и стараться избегать мест, где их очень много.

Ещё одно чудо байкальской зимней природы - это наплёски на скалах. Когда лёд на Байкале ещё не встал, но морозы уже держатся, волны накатывают на скалы и замерзают, образуя наледи интересных и неожиданных форм. Это могут быть сосульки в виде еловых веток, ледяные колонны и даже целые гроты.


Когда планировать поездку?

Сезон зимних походов начинается, когда встаёт лёд. Обычно это происходит во второй половине зимы. В этом году, например, ледовую переправу между материком и Ольхоном открыли только 20 февраля, с этого момента по льду можно относительно безопасно ездить на машине. Но в феврале здесь сильные морозы, поэтому для похода лучше выбирать начало или середину марта, когда становится немного теплее. Мы прилетели в Иркутск 3 марта, ночью было -30 °C, а через неделю днём было совсем тепло, и на солнце можно было ходить во флисках.

В конце марта лёд уже тает, образуется много трещин и торосов - идти по такому льду небезопасно и походный сезон закрывается. Мониторить ледовую обстановку удобно на специальном сайте - там можно посмотреть, когда встаёт лёд, где сейчас больше всего торосов и снега. Информация обновляется каждый день.


Как и в чём ходить по льду

Есть три способа пройти поход по зимнему Байкалу: на коньках, на велосипеде и пешком. Больше всего здесь конькобежцев. Встречались люди даже на фигурных и хоккейных коньках, но на мой взгляд, это не очень удобно: можно обморозить ноги, да и перебираться через торосы и трещины в таких коньках невозможно, приходится переобуваться. Самый правильный вариант - туристические скандинавские коньки. Они бывают двух видов: с креплением как у беговых лыж, и с креплением под любой ботинок. Именно так ходит на Байкал большинство организованных групп.

Наша группа шла пешком и тоже была в меньшинстве. Из-за того, что слишком поздно определились с планами, все попытки разыскать коньки оказались безуспешными, в прокате у местных ничего не осталось. Конечно, на коньках скорость выше, но и пешком идти тоже можно, если никуда не спешить.


Главное в пешем путешествии - выбрать правильную обувь. У меня были рыбацкие сапоги с встроенными шипами и обрезиненным низом, они рассчитаны на -40 °C и не промокают. Несколько лет назад мой отец тестировал такие в своём путешествии и остался доволен. Они действительно тёплые и не скользят, но к середине маршрута отбили мне ногти - оказались слишком большими по размеру, не помогли даже дополнительные стельки и носки.

На всякий случай я брала запасные ботинки и ледоступы - шипованные накладки на обувь. Они здорово вгрызаются в лёд, идти было совсем не скользко. Днём шла в этих ботинках, а вечером, когда становилось очень холодно, переобувалась в неудобные, но тёплые сапоги. Вообще обувь - это одна из самых важных вещей в зимнем походе. Здесь легко обморозить ноги, поэтому нужно брать самую тёплую обувь и носки и иметь запасную пару.

О маршруте и ночёвках


Маршрут начинается из посёлка Сахюрта на берегу Байкала, куда мы добрались из Иркутска на заказном транспорте. Перешли через пролив Ольхонские ворота и двинулись вокруг Ольхона с восточной стороны. Восточная часть острова мне показалась самой красивой: совершенно дикие места, нет никакой населёнки вплоть до деревни Узуры, и намного меньше туристов, чем на западе. Очень тихо, спокойно, отвесные скалы спускаются прямо в воду…


Из-за скалистого рельефа приходилось тщательно продумывать ночёвки. Выбраться на берег можно далеко не везде, нужно искать пляжи или какие-то распадки. Ночевать на льду не хотелось, хотя многие группы так делают. С одной стороны, это здорово и красиво, можно сделать необычные фотографии. Но проблема в том, что Байкал живёт не только днём, но и ночью. А спать, когда под тобой всё ухает и булькает, могут только очень спокойные или сильно уставшие люди.

Изначально в планах было проходить по 25 км в день, но по факту получалось около 15. Наша группа не ставила перед собой спортивных целей, мы просто шли в своё удовольствие. Много останавливались, фотографировали, искали креветок, вмёрзших в лёд… Из-за отставания от графика, пришлось пару раз проходить километров по 30 в день, чтобы дойти до места, где можно выйти на берег.

Большая часть ночёвок была в палатках. В посёлке Узуры мы останавливались в отапливаемой юрте, немного просушились и отправились дальше. Ночёвку здесь нужно планировать сильно заранее - это единственное место в восточной части острова, где можно переночевать в тепле, поэтому все туристы идут сюда.


От Узуров недалеко до знаменитого мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Сюда часто привозят организованные туристические группы на «буханках» из Иркутска. Днём здесь толпы иностранцев, особенно китайцев - за последние пару лет Байкал стал у них очень популярен. Местные жалуются, что стало шумно и грязно. Но утром и вечером на мысе никого, так что весь Хобой был в нашем распоряжении.

Обогнув мыс Хобой, попадаешь в залив Малое море. Это западная часть острова, и она совсем не похожа на восточную: берег здесь более пологий, нет отвесных скал. Тоже красиво, но по-другому. Здесь есть необычное место - Три брата, скалы разной высоты, на которых мы увидели самые красивые ледяные наплёски и гроты.



Сосульки на скалах «Три брата»

8 марта на Байкале прошёл сильный снегопад и весь лёд оказался закрыт толстым слоем снега. Такие снегопады здесь - редкость. Всем конькобежцам пришлось переобуться и идти пешком. Больше всего не повезло туристам, которые приехали на один день - вместо чёрного льда они увидели белую пустыню.


Наша скорость тоже упала - санки хуже скользят по снегу, чем по льду. В итоге мы не успели полностью обойти Ольхон, дошли только до Хужира, самого большого посёлка на острове. Там переночевали, сходили к скале Шаманка и уехали в Иркутск.


Что ещё посмотреть на Байкале

Если у вас есть ещё немного времени, можно совершить путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Это уникальный памятник инженерной мысли, наглядный пример того, как человек преобразовал сложный рельеф под свои нужды. На 90 километров дороги - десятки тоннелей и арочных мостов, сложенных ещё до революции.

По КБЖД ходят 4-5-дневные походы в летнее время, также есть экскурсионные поезда, зимой такая поездка стоит около 7 тысяч рублей. Но по этому же маршруту один раз в сутки идёт местная электричка из одного вагона, которую тут называют «Мотаня», проезд на ней стоит 150 рублей. Разница только в том, что экскурсионный поезд делает больше остановок и потом привозит туристов обратно, а от конечной станции электрички возвращаться нужно самостоятельно. Такое путешествие занимает целый день.

Мы приехали из Иркутска в Слюдянку, там сели на «Мотаню» и пять часов ехали до конечной станции Порт Байкал. Из-за большого количества поворотов и мостов электричка идёт медленно, поэтому путешествие получается довольно медитативным. Она делает всего две остановки, на которых можно выйти и пофотографировать, но в конце вагона есть тамбур с окошком - оттуда в любое время можно наблюдать прекрасные виды. Контингент в электричке собрался любопытный: заботливая кондукторша, местные железнодорожники, туристы-лыжники, французские путешественники и мы. За пять часов пассажиры успевают познакомиться друг с другом, рассказать свои истории - такое возможно только в таком «домашнем» поезде.



Возвращение обратно в Иркутск после этой поездки - целый квест. Станция Порт Байкал, куда приходит электричка, тупиковая. Выбраться из неё можно либо на пароме через реку Ангару в посёлок Листвянка (но паром уходит за одну минуту до прибытия электрички), либо на обратной электричке (которую придётся прождать до глубокой ночи). Остаётся два варианта: либо ночевать в единственной в посёлке гостинице и ждать ночной электрички или утреннего парома, либо переходить Ангару пешком. Там, где Ангара выходит из Байкала, - незамерзающая полынья, приходится далеко обходить её. И делать всё это нужно очень быстро, чтобы успеть на последнюю маршрутку из Листвянки. Мы успели, но нужно было спешить. Получается такое приключение: сначала 5 часов ничегонеделания в электричке, потом быстрый забег за маршруткой. Зато дёшево и интересно.


Ещё один интересный вариант досуга в районе Иркутска - поездка в этнографический музей Тальцы. В нём воссозданы исторические и культурные памятники народов, населявших эти края. Если любите деревянное зодчество - вам точно стоит съездить. Из центра Иркутска сюда легко добраться на маршрутке, идущей в Листвянку, время в дороге около получаса. Музей работает и зимой, и летом, но когда холодно, здесь совсем мало людей, тихо и очень уютно.


Одежда и снаряжение для зимнего Байкала

Перед поездкой я боялась, что буду постоянно мёрзнуть и не смогу нормально спать, поэтому готовилась основательно. В итоге всё прошло вполне комфортно - у нас было 8 или 9 ночёвок в палатке, а этого достаточно, чтобы прочувствовать зимний походный быт.

Снаряжение

На то, чтобы погреться у костра, рассчитывать не стоит. Во-первых, Ольхон - это нацпарк и разжигать костры тут нельзя. Во-вторых, растёт здесь в основном лиственница, она плохо горит. Тем, кто берёт сюда палатки с печкой, часто приходится везти дрова на себе.

У нас были палатки без печки: трёхместная туристическая 4-сезонная и двухместная высотная. У каждого было по два коврика. Как выяснилось, обычных туристических пенок оказалось недостаточно для хорошей теплоизоляции, так что этот вариант не советую, лучше взять что-то посерьёзнее. Знакомый ходит на зимний Байкал с двумя ковриками Therm-a-Rest - пенкой и надувным, такой вариант намного теплее.


Следующий шаг - сложная система спальников. Мы с мужем жили в двухместной палатке, у каждого из нас был свой собственный спальник на температуру комфорта около –11°С (я выбрала модель The North Face Blue Kazoo). Плюс один на двоих большой самосшивный «конверт» из полутора синтетических спальников с температурой комфорта около +5°С, в него мы влезали в своих спальниках. «Конверт» забирал на себя всю влагу и добавлял тепла. Поверх него мы клали самодельный «конденсатник» - тонкий утеплитель размером с площадь палатки. Кто первый вставал, счищал весь иней со стенок палатки маленькой автомобильной щёткой на этот конденсатник и вытряхивал его на улицу. После такой процедуры сверху ничего не капает и ты не трёшься об иней. Пуховый спальник достаточно было проветрить утром на крыше палатки - на Байкале низкая влажность, сохнет всё очень быстро.

Одежда

Я замёрзла только первую ночь, и то со стороны стенки палатки. Потом стала класть пуховку внутрь спальника, и проблема исчезла. Спала в тёплом термобелье, в особо холодные ночи надевала сверху тонкую пуховку.

Очень советую брать пуховые чуни для ног - я не успела их купить, поэтому взяла тёплые шерстяные носки и грелки-самогревы. Это очень полезная вещь, которую стоит обязательно брать «на всякий случай» - пригодятся, когда надо согреть руки или ноги. Кладёшь их в ботинки или перчатки, и они греют около 8 часов.

Обязательно нужна хорошая тёплая пуховка - на стоянках без неё замерзаешь моментально, как только солнце заходит, сразу становится холодно. Нужно несколько пар флисовых перчаток - одна пара всегда будет мокрой, поэтому должны быть запасные сухие. И обязательно тёплые верхонки .

На Байкале часто бывает сильный ветер, поэтому приходится максимально закрывать лицо. Можно брать балаклавы или несколько

Даже если не собираетесь ночевать на льду, берите ледобуры . Если собираетесь - тем более. Мы ночевали на пляже, куда набрызгало много воды - в результате пляж превратился в ледовое поле, и чтобы палатки не унесло, мы крепили их бурами.

И главное, в чём везти всё это снаряжение. Все, кто путешествует по льду, не несут рюкзак на себе, а везут его на санках. Наши рюкзаки весили килограмм по 20, но на санках этот вес вообще не ощущается. Санки могут быть разными, ходят даже с надувными ватрушками. Мы покупали санки на месте, потому что везти их из Москвы неудобно и дорого - пришлось бы брать дополнительное багажное место. В Иркутске есть туристический магазин, где можно купить всё то необходимое, что нельзя провезти в самолёте - санки и зимний газ.

Санки пришлось немного доработать, чтобы закрепить в них рюкзак и иметь возможность переносить всю эту конструкцию на себе, перебираясь через торосы. В такие моменты ощущаешь себя настоящей черепашкой с домиком и панцирем за спиной.

При планировании раскладки нужно понимать, что все продукты замерзают. Например, сыр на морозе порезать невозможно, и если взять большой кусок, он пролежит мёртвым грузом, с ним уже ничего сделаешь. Нужно заранее порезать его на небольшие кусочки. Хорошо, что сало не мёрзнет, в этом его большой плюс, хотя на всякий случай мы и его порезали.

На завтрак и ужин мы готовили каши с сублимированными фруктами и ягодами, крупы с сублимированным мясом и овощами. Обед не готовили: брали чай в термосе и перекус из незамерзающих продуктов: сухофрукты, орехи, козинаки. Сюда нельзя брать конфеты с нугой, типа марса - о них можно сломать зубы. Или, например, кетчуп - он тоже замерзает намертво. А вот сливочное масло оказалось очень удобным: в летних походах оно вечно куда-то норовит вытечь, а здесь сразу замёрзло и проблем с ним не было.

Посуду

Приходится привыкнуть к тому, что воды всегда мало и её нужно экономить. В летних походах обычно рядом есть ручьи, реки, озера. Здесь же нужно научиться умываться тем небольшим количеством воды, что удалось натопить на газу. Помыться, разумеется, никак нельзя, с этим просто нужно смириться.

У меня это первое зимнее путешествие, и после летних походов всё было непривычно. Но большинство страхов не оправдались, я поняла, что человек - живучее существо, многое может выдержать, главное - правильно подготовиться.

Фото Анны Кузьминой и Сергея Егорова