Зимний Байкал (58 фото). Когда замерзает Байкал

Когда замерзает озеро?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1955,1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно, позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается

Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не только с самой его поверхности, а с некоторой глубины (до 50 м и более), на которой температура воды всегда выше точки замерзания (т.е. выше 0 °С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до О °С. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - 6-6,5 месяца.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?

С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. Если в 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г, - 2 января, а в 1877 г,- 14 декабря; вскрылся в 1869 г.- 8 мая, в 1870 г,- 13-15 мая, в 1879 г,- 26 мая, то за последние десятилетия крайние сроки замерзания озера наблюдались 6 февраля (при средней дате 9 января), а крайние сроки вскрытия - 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20 °С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительно влияет снежный покров.

Как связаны волнение и льдообразование?

Волнение играет двоякую роль: с одной стороны, оно препятствует образования ледяного покрова, а с другой -ускоряет выхолаживание воды, создает условия для интенсивного ее перемешивания, образования внутриводно-го и донного льда.

Какова наибольшая толщина льда?

Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные и малоснежные зимы, то он прозрачен и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южном количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см -в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Как влияет снежный покров на толщину льда?

По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869-1870 гг. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда - 1 м; 1-10 см - 86 см; при 11-20 см - 80 см; при 21-40 см -77 см; при 41-60 см - 60 см; при 61-80 см - 58 см. Это важно знать, в частности, автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Что такое внутриводный лед и как он образуется?

Внутриводный лед представляет собой кристаллы льда, возникающие в переохлажденной воде. Вода переохлаждается в зоне контакта с холодным воздухом при ветровом волнении или быстром течении и перемешивании на перекатах. При этом частицы переохладившейся воды вовлекаются в толщу или на дно реки прежде, чем успевают превратиться в лед. Процесс кристаллизации завершается у них уже в воде. Образовавшийся таким образом лед постепенно всплывает и образует шугу.

Как образуется донный лед?

При очень низких температурах воздуха и при интенсивном перемешивании воды в озере. Ледяным панцирем на дне покрываются не только камни, но и сваи причалов, рыболовные сети, водоросли и т. п. По мере утолщения ледяная корка всплывает на поверхность, иногда вместе с мелкими предметами, галькой, песком и др. Здесь отдельные ее куски смерзаются, формируется шуга, а постепенно и льдины разных размеров. Последние образуют сначала ледяные поля и, наконец, сплошной ледяной покров. Формы кристаллов донного льда самые разнообразные, так же, как и снежинок в воздухе, но они имеют более сглаженные грани. При тщательном изучении донного льда установлено, что он представляет собой рыхлую губчатую массу, состоящую из коротких тончайших ледяных пластинок из шестигранных кристаллов размеров от долей миллиметра до 1 см в поперечнике.

Что было бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул?

Если бы лед тонул, то все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу, вытаивал бы лишь тонкий поверхностный слой. На планете царил бы вечный холод, и она стала бы необитаемой.

Что происходит при выпадении снега на поверхность воды в озере?

Когда снег опускается на воду, температура которой близка к замерзанию, он сбивается при волнении в гряды толщиной 0,5 м. Когда температура воды опускается до точки замерзания, мокрый снег и вода смерзаются и образуется мутный, непрозрачный лед.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов. Толщина льда в сокуях может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы и камни могут быть покрыты наплесковым льдом целиком, до десятка и более метров в высоту. Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Что такое шорох?

Шорохом на Байкале называют внутриводный кру-пинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, чечевицеобразную, бобовидную, гороховидную формы размером от 1-2 до 10-20 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллы льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Они образуются на спокойной поверхности воды и являются первым признаком ее охлаждения ниже 0°С. Сроки образования сала определяются тепловым запасом воды. Чем мелководнее и обособленнее район от центральной части озера, тем быстрее вода отдает тепло и тем раньше здесь начинаются эти ледовые явления. При тихой погоде, обычно ночью, кристаллы смерзаются в тонкие корочки. Под влиянием течений и волнения образовавшиеся корочки из смерзшегося сала разламываются, частично втягиваются в толщу воды и образуют рыхлые белесоватого цвета комки - шугу.

Что такое колобовник?

Это окатанная форма блинчатого льда, которая формируется при замерзании озера и разрушении его ледяной кромки волнами. Обычно обломки льдин имеют округлую форму, мутный цвет, часто утолщенные края. После ледостава большие поля из смерзшегося колобовника доставляют немало неприятностей автомобилистам и даже пешеходам. Езда на мотоциклах по такому ледяному покрову - сущее мучение. А между тем ездить на мотоциклах рыбакам, охотникам, да и ученым при зимних исследованиях приходится много

Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение?

Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов.

Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед. В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега ледяной покров почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Почему при таянии снега на льду Байкала почти не бывает луж (слякоти) ?

Лужи на поверхности ледяного покрова образуются до тех пор, пока не произойдет кристаллизация льда. Весной в нем появляются трещины, через которые такая вода уходит в подледное пространство. Когда весь лед превращается в кристаллический - игольчатый, он шумит, - издает шорох. Передвижение по такому льду очень опасно даже для пешеходов.

Что такое парниковый эффект и какова его роль на Байкале?

Термин «парниковый эффект» относят к физическому явлению, основанному на свойстве чистого прозрачного льда пропускать видимую часть света и задерживать отраженную от дна или других частиц, находящихся под ледовым покровом, длинноволновую радиацию.

Особенно заметно проявляется парниковый эффект под ледяной коркой, образующейся на поверхности льда при таянии снега. Снег тает под ней значительно быстрее, потому что она играет ту же роль, что и стекло на парниках. Это ярко проявляется на белесоватом льду. Мутный белесоватый лед задерживает и поглощает лучистую тепловую энергию только в верхнем тонком слое, разрушаясь на крупинки и пластинки постепенно, слой за слоем. При этом большинство пластинок располагается наклонно, как парниковая рама: нижний край их обращен к северу, а приподнятая часть козырька - к югу. Угол наклона примерно соответствует углу падения лучей солнца. Образование таких козырьков, создающих неровную поверхность льда, носит название «шах». При длительном подтаивании льда под козырьками ледяных корок образуются углубления до 10-15 см.

Что такое сублимация?

Испарение снега в зимнее время. В условиях Прибайкалья и Забайкалья, где зимой снега мало, а сухость воздуха и интенсивность солнечной радиации велики, выпадающий снег быстро испаряется. Поэтому на Ольхоне, например, а также вдоль западного берега Байкала скот пасут круглый год. Подобное наблюдается в Забайкалье и в Монголии.

Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды?

Наиболее интенсивно зимой, когда морозы самые сильные, но озеро еще свободно от ледяного покрова. В целом зимнее испарение превосходит летнее в 2-3 раза.

По данным доктора географических наук А. Н. Афанасьева, с поверхности Байкала за год испаряется 10,33 км3, или около 14,6% общего объема расхода воды из Байкала через Ангару.

Были ли айсберги на Байкале?

Вероятно, были, так как на дне Байкала есть остатки конечных морен ледников, спускающихся в озеро. В губах Аяя, Фролиха они расположены на глубине 40-50 м и более.

Что такое становые щели?

Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по кратчайшей прямой между соседними его выступами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10-30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1 °С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигает 20-30 °С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственничное - Танхой в 40 км и перепаде температуры только 10 °С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут, или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте - около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1,2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.

Что такое торосы?

Нагромождение обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно невелика -до 1-1,5 м. Но иногда они могут достигать 10-12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из тонких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца.

Как образуются надвиги льда?

Чаще всего весной, когда при подтаивании поверхностных слоев льда и снега растаявшая вода сначала заполняет сухие температурные трещины, а потом в них замерзает. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов, лед становится монолитной массой, а его поверхность при таянии более шероховатой. Во второй половине зимы (с февраля) и весной на Байкале усиливаются ветры. В это время подвижка льда, усиленная еще и ветром, приводит в движение большие ледяные поля. В местах, где возникает сопротивление, или существует препятствие (береговой припай, инженерные сооружения и др.), возникает нагромождение движущейся массы льда - надвиг. Надвиги, возникающие при замерзании озера, бывают из более тонкого льда и меньших масштабов. Они обычно не представляют такой серьезной опасности для инженерных сооружений, как надвиги весенние.

Почему зимой не бывает надвигов льда?

Зимой более устойчивая отрицательная температура, без резких и долговременных перепадов, лед более крепкий. Колебание температуры и происходящие при этом расширения или сужения льда компенсируются трещинами во льду и становыми щелями.

Каковы масштабы и мощность надвигов?

Лед может выжиматься на берег на расстояние до 20-30 м, а его нагромождения при встрече с надежным препятствием - скалой, например, - подниматься на 15-16 м. В 1962 г. В Южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20—30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель.

В этом же году в пос. Лиственничном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения. В бухте Сосновка 13 мая 1960 г. при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5-6 т.

Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну - щель для свободного смещения льда. Ширина майны должна быть не менее полуторной толщины льда. Но не всегда такие предохранительные меры достигают цели. Надвиги иногда бывают такими значительными, что подобные майны не предотвращают их. В таком случае нужны другие, более активные меры. Обычно приходится дробить надвигающийся лед взрывами.

Сила воздействия надвигов льда огромна. Прямых ее измерений, к сожалению, пока не произведено.

Масштабы воздействия надвигов зависят от метеорологических условий - силы ветра, степени повышения температуры при потеплении, а также от размеров пришедших в движение полей. На Байкале они бывают до 200-300 км2, масса льда, приходящая при этом в движение, достигает 180-220 млн. т. Сила инерции такой массы весьма внушительна. Если даже лед перемещается со скоростью 1 см/с, то и в этом случае при толщине льда в 1 м воздействие приобретет огромную силу, а развиваемая мощность сопоставима с мощностью десятков и даже сотен крупнейших гидроэлектростанций. Скорости же перемещения ледяных полей бывают в десятки раз большими (до 0,5-0,6 м/с), следовательно, и сила воздействия такого льда во много раз большая.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»-?

Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при значительном охлаждении — сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.

Что такое взлом льда и чем он вызывается?

Зимние взломы ледяного покрова на Байкале — явление довольно частое. Из прошлого известны случаи, когда на озере после его замерзания уже открывалась конная переправа, а затем в течение нескольких часов лед разрушался. Например, 13-14 января 1908 г. от с. Бугульдейки до с. Ха-рауз (расстояние около 25 км по льду озера поперек котловины) открылась конная переправа, а 15—16 января лед у западного берега взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах по озеру в течение пяти суток; 22 человека спаслись с трудом. 19 января озеро снова замерзло, а с 21 января наладилась обычная регулярная переправа. В 1932 г. у пос. Лиственничное (Листвянки) после начала переправы лед толщиной 10-15 см был взломан сильным штормом.

На Байкале взлом льда возможен даже при его толщине свыше 30 см. Происходит это под влиянием жестких штормов типа боры. Такой срывающийся с гор ветер имеет огромную нисходящую силу с мощными, разного направления завихрениями. Под натиском ветра ледяной покров на воде раскачивается, под ним возбуждаются гидравлические волны, которые, в свою очередь, влекут за собой возникновение ледовых волн различных периодов, амплитуд и длин, распространяющихся в разные стороны. При таких волнах возникают силы, превышающие силы сцепления льда. В результате даже монолитный лед, не имеющий сквозных трещин, разламывается.

Какова грузоподъемность льда?

Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличить на 20 %, а при мокрых трещинах - на 50 %. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа длиной 40 км. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Почему молодой лед прочнее старого?

Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду - ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже не третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тягой, а на восьмой-девятый -автотранспортом. Однако в настоящее время, вследствие загрязнения воды и льда, его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда - расчленение его под действием солнечного тепла в несвязанные между собой иглоподобные кристаллы - шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда становятся как бы обособленными. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется и ледовый покров исчезает

Что такое пропарины и чем они вызываются?

На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед тонкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утоньшается, и называются пропаринами или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих

за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках рек Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море на несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.

Как обнаружить пропарины?

Открытые пропарины — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

Крутые, особенно скалистые берега, отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.

В начале марта я сходила в поход по льду Байкала вокруг острова Ольхон. В последние годы этот маршрут набирает популярность, и на нём можно встретить много коммерческих групп. Но мне нравится всё организовывать самостоятельно, и я уверена, что каждый бывалый турист должен погулять по байкальскому льду - такой поход пройти не сложно, главное, иметь опыт горных походов и ночёвок на холоде. Расскажу, как подготовить путешествие и не замёрзнуть.

Зачем ехать на Байкал в такой холод?

Многие люди даже с большим опытом горных и пеших походов считают, что зимний поход на Байкал - это экстрим. Я тоже так думала, пока не попробовала сама. Несколько лет смотрела на красивые фотографии замёрзшего Байкала, которые привозили из походов знакомые, и в этом году решила, что нужно откинуть сомнения и поехать. Это точно стоило того!

Самое красивое, что есть на Байкале зимой - это лёд, он очень красивый и очень разный, за ним и нужно ехать. Говорят, что для каждого вида льда есть своё название. Я не углублялась в теорию, а просто смотрела. Особенно впечатляет чёрный лёд, идёшь по нему и представляешь километровую чёрную бездну под ногами. Есть лёд с пузырьками внутри, а есть с трещинами, продольными и поперечными, на глубине и снаружи. Они играют на свету и искрятся, как будто серебром всё заливает. Около берега видно, насколько лёд прозрачный - внизу можно рассмотреть камни на дне и рыб.




Байкал - живой, он всё время в движении. Пока идёшь, этого не замечаешь из-за постороннего шума, но если остановиться и прислушаться, а лучше даже лечь на лёд, то понимаешь, какая же активная жизнь там, в глубине: что-то постоянно булькает, ухает. Особенно активно он начинает жить во время перепадов температур, например, вечером, когда лёд нагрелся от солнца, а потом резко охлаждается. В это время над Байкалом стоит как будто пушечная канонада от лопающегося льда, а от каждого шага расходятся трещины. Слой льда очень толстый, больше полуметра, и трещины чаще всего возникают в самом верхнем слое, но всё равно поначалу это пугает.

От резких перепадов температур образуются торосы - нагромождения из обломков льда. Я наблюдала только издалека, как они появляются. Это как тектонические процессы в земной коре, только со льдом. Обычно такие столкновения происходят около берега, особенно там, где есть мысы. Ледяные плиты сталкиваются и получаются глыбы льда, торчащие в разных направлениях. Во время их образования под ногами всё начинает трястись, гудеть и булькать - кажется, сейчас эта бездна раскроется и проглотит. У многих во время «льдотрясения» начинается паника - непонятно, что делать и куда бежать, но потом это становится привычным.


Сами торосы очень красивы. Бывают толстые льдины, ярко-голубого цвета, а бывают тонкие и прозрачные, как кусок стекла. Если вы никогда не били посуду во время семейных ссор, можете оторваться на таких льдинах - они очень здорово разлетаются на мелкие осколки.


Несмотря на всю красоту, любоваться торосами приятнее со стороны и лучше не прокладывать через них маршруты, потому что перелезать через них непросто. В тех же местах часто встречаются трещины: от маленьких, которые можно перешагнуть, до огромных, шириной метра три, которые приходится обходить. Если торосов и трещин много, процесс может растянуться надолго. Обстановку с торосами лучше мониторить заранее и стараться избегать мест, где их очень много.

Ещё одно чудо байкальской зимней природы - это наплёски на скалах. Когда лёд на Байкале ещё не встал, но морозы уже держатся, волны накатывают на скалы и замерзают, образуя наледи интересных и неожиданных форм. Это могут быть сосульки в виде еловых веток, ледяные колонны и даже целые гроты.


Когда планировать поездку?

Сезон зимних походов начинается, когда встаёт лёд. Обычно это происходит во второй половине зимы. В этом году, например, ледовую переправу между материком и Ольхоном открыли только 20 февраля, с этого момента по льду можно относительно безопасно ездить на машине. Но в феврале здесь сильные морозы, поэтому для похода лучше выбирать начало или середину марта, когда становится немного теплее. Мы прилетели в Иркутск 3 марта, ночью было -30 °C, а через неделю днём было совсем тепло, и на солнце можно было ходить во флисках.

В конце марта лёд уже тает, образуется много трещин и торосов - идти по такому льду небезопасно и походный сезон закрывается. Мониторить ледовую обстановку удобно на специальном сайте - там можно посмотреть, когда встаёт лёд, где сейчас больше всего торосов и снега. Информация обновляется каждый день.


Как и в чём ходить по льду

Есть три способа пройти поход по зимнему Байкалу: на коньках, на велосипеде и пешком. Больше всего здесь конькобежцев. Встречались люди даже на фигурных и хоккейных коньках, но на мой взгляд, это не очень удобно: можно обморозить ноги, да и перебираться через торосы и трещины в таких коньках невозможно, приходится переобуваться. Самый правильный вариант - туристические скандинавские коньки. Они бывают двух видов: с креплением как у беговых лыж, и с креплением под любой ботинок. Именно так ходит на Байкал большинство организованных групп.

Наша группа шла пешком и тоже была в меньшинстве. Из-за того, что слишком поздно определились с планами, все попытки разыскать коньки оказались безуспешными, в прокате у местных ничего не осталось. Конечно, на коньках скорость выше, но и пешком идти тоже можно, если никуда не спешить.


Главное в пешем путешествии - выбрать правильную обувь. У меня были рыбацкие сапоги с встроенными шипами и обрезиненным низом, они рассчитаны на -40 °C и не промокают. Несколько лет назад мой отец тестировал такие в своём путешествии и остался доволен. Они действительно тёплые и не скользят, но к середине маршрута отбили мне ногти - оказались слишком большими по размеру, не помогли даже дополнительные стельки и носки.

На всякий случай я брала запасные ботинки и ледоступы - шипованные накладки на обувь. Они здорово вгрызаются в лёд, идти было совсем не скользко. Днём шла в этих ботинках, а вечером, когда становилось очень холодно, переобувалась в неудобные, но тёплые сапоги. Вообще обувь - это одна из самых важных вещей в зимнем походе. Здесь легко обморозить ноги, поэтому нужно брать самую тёплую обувь и носки и иметь запасную пару.

О маршруте и ночёвках


Маршрут начинается из посёлка Сахюрта на берегу Байкала, куда мы добрались из Иркутска на заказном транспорте. Перешли через пролив Ольхонские ворота и двинулись вокруг Ольхона с восточной стороны. Восточная часть острова мне показалась самой красивой: совершенно дикие места, нет никакой населёнки вплоть до деревни Узуры, и намного меньше туристов, чем на западе. Очень тихо, спокойно, отвесные скалы спускаются прямо в воду…


Из-за скалистого рельефа приходилось тщательно продумывать ночёвки. Выбраться на берег можно далеко не везде, нужно искать пляжи или какие-то распадки. Ночевать на льду не хотелось, хотя многие группы так делают. С одной стороны, это здорово и красиво, можно сделать необычные фотографии. Но проблема в том, что Байкал живёт не только днём, но и ночью. А спать, когда под тобой всё ухает и булькает, могут только очень спокойные или сильно уставшие люди.

Изначально в планах было проходить по 25 км в день, но по факту получалось около 15. Наша группа не ставила перед собой спортивных целей, мы просто шли в своё удовольствие. Много останавливались, фотографировали, искали креветок, вмёрзших в лёд… Из-за отставания от графика, пришлось пару раз проходить километров по 30 в день, чтобы дойти до места, где можно выйти на берег.

Большая часть ночёвок была в палатках. В посёлке Узуры мы останавливались в отапливаемой юрте, немного просушились и отправились дальше. Ночёвку здесь нужно планировать сильно заранее - это единственное место в восточной части острова, где можно переночевать в тепле, поэтому все туристы идут сюда.


От Узуров недалеко до знаменитого мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Сюда часто привозят организованные туристические группы на «буханках» из Иркутска. Днём здесь толпы иностранцев, особенно китайцев - за последние пару лет Байкал стал у них очень популярен. Местные жалуются, что стало шумно и грязно. Но утром и вечером на мысе никого, так что весь Хобой был в нашем распоряжении.

Обогнув мыс Хобой, попадаешь в залив Малое море. Это западная часть острова, и она совсем не похожа на восточную: берег здесь более пологий, нет отвесных скал. Тоже красиво, но по-другому. Здесь есть необычное место - Три брата, скалы разной высоты, на которых мы увидели самые красивые ледяные наплёски и гроты.



Сосульки на скалах «Три брата»

8 марта на Байкале прошёл сильный снегопад и весь лёд оказался закрыт толстым слоем снега. Такие снегопады здесь - редкость. Всем конькобежцам пришлось переобуться и идти пешком. Больше всего не повезло туристам, которые приехали на один день - вместо чёрного льда они увидели белую пустыню.


Наша скорость тоже упала - санки хуже скользят по снегу, чем по льду. В итоге мы не успели полностью обойти Ольхон, дошли только до Хужира, самого большого посёлка на острове. Там переночевали, сходили к скале Шаманка и уехали в Иркутск.


Что ещё посмотреть на Байкале

Если у вас есть ещё немного времени, можно совершить путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Это уникальный памятник инженерной мысли, наглядный пример того, как человек преобразовал сложный рельеф под свои нужды. На 90 километров дороги - десятки тоннелей и арочных мостов, сложенных ещё до революции.

По КБЖД ходят 4-5-дневные походы в летнее время, также есть экскурсионные поезда, зимой такая поездка стоит около 7 тысяч рублей. Но по этому же маршруту один раз в сутки идёт местная электричка из одного вагона, которую тут называют «Мотаня», проезд на ней стоит 150 рублей. Разница только в том, что экскурсионный поезд делает больше остановок и потом привозит туристов обратно, а от конечной станции электрички возвращаться нужно самостоятельно. Такое путешествие занимает целый день.

Мы приехали из Иркутска в Слюдянку, там сели на «Мотаню» и пять часов ехали до конечной станции Порт Байкал. Из-за большого количества поворотов и мостов электричка идёт медленно, поэтому путешествие получается довольно медитативным. Она делает всего две остановки, на которых можно выйти и пофотографировать, но в конце вагона есть тамбур с окошком - оттуда в любое время можно наблюдать прекрасные виды. Контингент в электричке собрался любопытный: заботливая кондукторша, местные железнодорожники, туристы-лыжники, французские путешественники и мы. За пять часов пассажиры успевают познакомиться друг с другом, рассказать свои истории - такое возможно только в таком «домашнем» поезде.



Возвращение обратно в Иркутск после этой поездки - целый квест. Станция Порт Байкал, куда приходит электричка, тупиковая. Выбраться из неё можно либо на пароме через реку Ангару в посёлок Листвянка (но паром уходит за одну минуту до прибытия электрички), либо на обратной электричке (которую придётся прождать до глубокой ночи). Остаётся два варианта: либо ночевать в единственной в посёлке гостинице и ждать ночной электрички или утреннего парома, либо переходить Ангару пешком. Там, где Ангара выходит из Байкала, - незамерзающая полынья, приходится далеко обходить её. И делать всё это нужно очень быстро, чтобы успеть на последнюю маршрутку из Листвянки. Мы успели, но нужно было спешить. Получается такое приключение: сначала 5 часов ничегонеделания в электричке, потом быстрый забег за маршруткой. Зато дёшево и интересно.


Ещё один интересный вариант досуга в районе Иркутска - поездка в этнографический музей Тальцы. В нём воссозданы исторические и культурные памятники народов, населявших эти края. Если любите деревянное зодчество - вам точно стоит съездить. Из центра Иркутска сюда легко добраться на маршрутке, идущей в Листвянку, время в дороге около получаса. Музей работает и зимой, и летом, но когда холодно, здесь совсем мало людей, тихо и очень уютно.


Одежда и снаряжение для зимнего Байкала

Перед поездкой я боялась, что буду постоянно мёрзнуть и не смогу нормально спать, поэтому готовилась основательно. В итоге всё прошло вполне комфортно - у нас было 8 или 9 ночёвок в палатке, а этого достаточно, чтобы прочувствовать зимний походный быт.

Снаряжение

На то, чтобы погреться у костра, рассчитывать не стоит. Во-первых, Ольхон - это нацпарк и разжигать костры тут нельзя. Во-вторых, растёт здесь в основном лиственница, она плохо горит. Тем, кто берёт сюда палатки с печкой, часто приходится везти дрова на себе.

У нас были палатки без печки: трёхместная туристическая 4-сезонная и двухместная высотная. У каждого было по два коврика. Как выяснилось, обычных туристических пенок оказалось недостаточно для хорошей теплоизоляции, так что этот вариант не советую, лучше взять что-то посерьёзнее. Знакомый ходит на зимний Байкал с двумя ковриками Therm-a-Rest - пенкой и надувным, такой вариант намного теплее.


Следующий шаг - сложная система спальников. Мы с мужем жили в двухместной палатке, у каждого из нас был свой собственный спальник на температуру комфорта около –11°С (я выбрала модель The North Face Blue Kazoo). Плюс один на двоих большой самосшивный «конверт» из полутора синтетических спальников с температурой комфорта около +5°С, в него мы влезали в своих спальниках. «Конверт» забирал на себя всю влагу и добавлял тепла. Поверх него мы клали самодельный «конденсатник» - тонкий утеплитель размером с площадь палатки. Кто первый вставал, счищал весь иней со стенок палатки маленькой автомобильной щёткой на этот конденсатник и вытряхивал его на улицу. После такой процедуры сверху ничего не капает и ты не трёшься об иней. Пуховый спальник достаточно было проветрить утром на крыше палатки - на Байкале низкая влажность, сохнет всё очень быстро.

Одежда

Я замёрзла только первую ночь, и то со стороны стенки палатки. Потом стала класть пуховку внутрь спальника, и проблема исчезла. Спала в тёплом термобелье, в особо холодные ночи надевала сверху тонкую пуховку.

Очень советую брать пуховые чуни для ног - я не успела их купить, поэтому взяла тёплые шерстяные носки и грелки-самогревы. Это очень полезная вещь, которую стоит обязательно брать «на всякий случай» - пригодятся, когда надо согреть руки или ноги. Кладёшь их в ботинки или перчатки, и они греют около 8 часов.

Обязательно нужна хорошая тёплая пуховка - на стоянках без неё замерзаешь моментально, как только солнце заходит, сразу становится холодно. Нужно несколько пар флисовых перчаток - одна пара всегда будет мокрой, поэтому должны быть запасные сухие. И обязательно тёплые верхонки .

На Байкале часто бывает сильный ветер, поэтому приходится максимально закрывать лицо. Можно брать балаклавы или несколько

Даже если не собираетесь ночевать на льду, берите ледобуры . Если собираетесь - тем более. Мы ночевали на пляже, куда набрызгало много воды - в результате пляж превратился в ледовое поле, и чтобы палатки не унесло, мы крепили их бурами.

И главное, в чём везти всё это снаряжение. Все, кто путешествует по льду, не несут рюкзак на себе, а везут его на санках. Наши рюкзаки весили килограмм по 20, но на санках этот вес вообще не ощущается. Санки могут быть разными, ходят даже с надувными ватрушками. Мы покупали санки на месте, потому что везти их из Москвы неудобно и дорого - пришлось бы брать дополнительное багажное место. В Иркутске есть туристический магазин, где можно купить всё то необходимое, что нельзя провезти в самолёте - санки и зимний газ.

Санки пришлось немного доработать, чтобы закрепить в них рюкзак и иметь возможность переносить всю эту конструкцию на себе, перебираясь через торосы. В такие моменты ощущаешь себя настоящей черепашкой с домиком и панцирем за спиной.

При планировании раскладки нужно понимать, что все продукты замерзают. Например, сыр на морозе порезать невозможно, и если взять большой кусок, он пролежит мёртвым грузом, с ним уже ничего сделаешь. Нужно заранее порезать его на небольшие кусочки. Хорошо, что сало не мёрзнет, в этом его большой плюс, хотя на всякий случай мы и его порезали.

На завтрак и ужин мы готовили каши с сублимированными фруктами и ягодами, крупы с сублимированным мясом и овощами. Обед не готовили: брали чай в термосе и перекус из незамерзающих продуктов: сухофрукты, орехи, козинаки. Сюда нельзя брать конфеты с нугой, типа марса - о них можно сломать зубы. Или, например, кетчуп - он тоже замерзает намертво. А вот сливочное масло оказалось очень удобным: в летних походах оно вечно куда-то норовит вытечь, а здесь сразу замёрзло и проблем с ним не было.

Посуду

Приходится привыкнуть к тому, что воды всегда мало и её нужно экономить. В летних походах обычно рядом есть ручьи, реки, озера. Здесь же нужно научиться умываться тем небольшим количеством воды, что удалось натопить на газу. Помыться, разумеется, никак нельзя, с этим просто нужно смириться.

У меня это первое зимнее путешествие, и после летних походов всё было непривычно. Но большинство страхов не оправдались, я поняла, что человек - живучее существо, многое может выдержать, главное - правильно подготовиться.

Фото Анны Кузьминой и Сергея Егорова

Немного о рыбалке. Если вы думаете, что на омуля рыбачат так же как на соровую (озерную) рыбу типа окунька и сорожки, то вы жестоко ошибаетесь... Когда сидит мужик у луночки, попивая пивко в двадцати метрах от берега и, потрясывая лесочкой, вяло переговариваясь с соседом, периодически выдергивает из лунки небольших рыбешек с красными плавниками... это, скажу я вам, совсем не драйв. А драйв – это рыбалка на омуля.
Омуль – рыба благородная, к кому попало не пойдет.
Омуль – рыба косяковая. Косяк может пройти под вами, а может и пройти метрах в пятистах, и "ухом" не поведет в вашу сторону. Омуль, как известно, рыба благородная и привередливая, абы как ловиться не станет. Профессиональные рыбаки именуют подледную рыбалку на омуля короче – бормашовый лов.
Бормаш – рачок-бокоплав – основной омулиный корм и главная рыбачья наживка и приманка. Это членистоногое животное, похожее на таракана и маленькую креветку одновременно, считается знатным санитаром Байкала, так как уничтожает погибшие организмы.
Для одной рыбалки достаточно 0.5-1-литровой банки наживки. Перед тем, как идти непосредственно на рыбалку, купленных или выловленных рачков пересыпают в валенок. Валенок нужен для бормашинного удобства и тепла. Ведь для рыбалки наживка нужна живой, а в банке рачок замерзнет и погибнет.
Второй этап подготовки – самый секретный – удочки. У каждого рыболова для зимней рыбалки есть целый комплект удочек. Друг от друга они отличаются лишь цветом и качеством "мухи" – искусственной наживки. Для омуля "муха" должна напоминать бормыша, его главную еду. Изготавливается наживка чаше всего из толстой нити (например, пряжи). Причем рыбаки стараются придерживаться модных направлений. Например, пару-тройку десятков лет назад особым шиком считалась "муха", изготовленная из английского сукна (материала для шинелей времен I Мировой войны). Обладатель тряпицы цвета болотной тины становился объектом завистливых взглядов.
В настоящее же время налажена целая "мухоиндустрия". Народные умельцы изготавливают и продают просто потрясающие изделия! На искушенный взгляд рыболова – настоящее произведение искусства, ни с чем не сравнимое по красоте. Вот только для каждой рыбы эта красота своя. И что она увидит своими рыбьими глазами, предугадать практически невозможно. Ведь чем объяснить то, что ранним утром, на рассвете омуль клюет исключительно на "зебру"? "Зебра" – это "муха", сделанная из надетых на крючок черных и белых пластмассовых колечек. С точки зрения человека, эта полосатая конструкция меньше всего похожа на бормыша, а вот омуль (на рассвете!) думает по-другому. Но ближе к полудню уже в ход идут коричневые "мухи", но и они не всегда привлекательны для этой разборчивой рыбы.
Зачастую цвет "мухи" зависит от состояния погоды (в этом каждый уважающий себя рыбак должен хорошо уметь ориентироваться). Вот, пожалуй, и весь главный секрет рыбалки.
Как происходит бормашовый лов
Переходим к самому процессу добычи омуля. Для начала нужно просверлить лунку. Учитывая, что толщина льда может быть до 120 см, это тяжелый физический труд. В среднем на это занятие уходит 5 минут. На полную подготовку лунки – расширение ее ломом и вычерпывание льда шумовкой – тратится до 10 минут.
Сам процесс рыбной ловли проходит при участии уже не раз упомянутых рачков. Рядом с лункой проклевывается небольшое (несквозное) углубление, которое соединяется с лункой канальчиком. В это углубление, заполненное водой, отправляется пойманный накануне бормаш, который самостоятельно по канальчику перебирается в лунку и своим присутствием привлекает омуля. В этот момент рыбу уже поджидает рыбак, болтающий у ее носа поддельной едой. Как только омуль заглатывает наживку, нужно суметь подсечь и сделать это быстро. Омуль может легко сорваться, так как крючок для подледной рыбалки без бородки. Именно поэтому основная поза для поимки зимнего омуля – стоя. В такой позиции удобнее дернуть рыбу. Сделать это, сидя, уже сложнее.
Впрочем, некоторые асы, чаще в качестве развлечения в конце рыбалки ловят рыбу лежа. Называется этот способ "вприглядку". Рыбак ложится на лед и начинает всматриваться в озерные глубины. Через несколько минут, когда глаза привыкают к темноте, становится видно, что происходит глубоко в воде. По словам рыбаков, зрелище это незабываемое. Издалека омуль кажется похожим на маленьких акул с разинутой пастью. Эти монстры носятся в поисках пищи. И вот откуда ни возьмись, большая разинутая пасть хватает висячую в воде "муху". Тут рыбаку, увлеченному зрелищем, нужно уметь не растеряться и вовремя подсечь рыбину...
И хотя удача радует удачным клевом не всех рыболовов, все же в омулевой рыбалке есть моменты, когда рыба ловится практически у всех. Это момент прохождения стаи или косяка. Любопытно наблюдать за этим явлением со стороны. Несколько десятков рыбаков вдруг начинают активно размахивать руками, изображая мельницу. А они всего-то на всего наматывают на руки многометровую леску. Останавливаться нельзя – омуль может сорваться. Да, в общем-то, рыбакам об усталости думать некогда. За тем и едут.

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой ледовой корочкой. Но даже слабое волнение разбивает эту корочку на отдельные мелкие тонкие льдины. Они имеют местное название "сало". Затем у берегов образуются ледяные забереги узкие полосы льда, намерзающие при накате на берега штормовых волн. На береговых скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Это так называемые "сокуи", которые остаются в качестве естественного украшения и после полного ледостава, на всю зиму. Иногда в сокуях возникают даже своеобразные ледяные гроты. В открытой воде идет невидимый поначалу для глаза процесс кристаллизации льда. Вода не может замерзнуть полностью из-за постоянного волнового перемешивания, но в ней образуются маленькие линзочки и иголочки размером в несколько миллиметров.

С началом холодов при температуре воздуха ниже - 20°С в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. В конце октября замерзают мелководные заливы, 1-14 января - глубоководные районы. В южной части Байкал закрыт 4-4,5 месяца, в северной части - 6-6,5 месяцев. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 120 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и ст. Танхой даже действовала ледовая железная дорога. У восточного побережья ледовая обстановка сложнее, чем у западного. Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование пропарин, размеры которых очень различны от нескольких метров в поперечнике до сотен метров. Отмечено также более раннее (на 2-3 недели) таяние льда у крутых скалистых западных берегов. Опасность создают трещины и щели вор льду шириной 0,5-4 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным "артиллерийским" треском, часто пугающим людей на льду. Эти трещины называются "становыми". Затянутые тонкой коркой молодого льда, они нередко представляют собой коварные ловушки, весьма опасные при проездах по льду на автомашинах и даже на лошадях. По линии щелей во время сильных ветров образуются ледяные нагромождения - торосы, достигающие высоты 1,5-3 метров. Отдельные из них могут достигать 5-метровой высоты. Часто щели расширяются и появляются разводья, что особенно часто наблюдается весной перед вскрытием ледяного покрова.

Взлом льда начинается в конце апреля от мыса Большой Кадильный, т.к. начинается таяние льда под воздействием восходящих потоков теплых вод подводных источников. В последнюю очередь (9-14 июня) освобождается ото льда северная часть озера. Натиск массы льда на берег иногда приводит к разрушению инженерных сооружений. Известен случай, когда на станции Танхой лёд столкнул с рельсов грузовой состав вместе с паровозом, а в поселке Листвянка на сушу вынесло ледокол "Ангара" весом 1800 тонн. В апреле ледяной покров становится хрупким, темнеет, а в мае Байкал совсем освобождается ото льда, но ледяные поля и отдельные льдины плавают по Байкалу до июня.

Давно мечтал побывать на Байкале. Причем обязательно - не летом, когда это просто озеро, а окунуться в настоящую зимнюю сказку. Ощутить под ногами черную ледяную бездну. Увидеть созданные природой причудливые ледяные скульптуры. Вдохнуть кристально чистый и прозрачный морозный воздух.

Поэтому, когда я узнал, что на январь-февраль планируется фототур "Ледяное сердце Байкала" - не думал ни минуты и сразу подал заявку на участие.

Некоторые факты:
- Это самое глубокое озеро на Земле. Глубина - 1642 метра.
- Байкал - озеро тектонического происхождения. Проще говоря, это огромный разлом в земной коре.
- Вода здесь – кристально чистая, ее можно спокойно пить прямо из озера.
- В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего лишь одна - Ангара, на берегу которой стоит Иркутск.
- Байкал содержит 19 процентов мировых запасов пресной воды. Всего ее здесь более 23 тысяч кубических километров.
- Это одно из самых солнечных озер на планете. Солнце здесь светит более 300 дней в году.
Светило оно и во время нашей поездки, каждый день отражаясь в кристаллах льда и даря потрясающие по красоте рассветы и закаты.


Итак, зеленый самолет S7 через Новосибирск в Иркутск. Встреча группы в аэропорту. Четыре часа дороги. Под вечер мы на Байкале. Первый восторг, первые кадры.

Температура около 20 градусов мороза. С непривычки очень холодно. Но этого не замечаешь - от открывающихся пейзажей охватывает некая эйфория.

Первый закат.

Что касается логистики по озеру - то выглядит это вот так. Основное средство передвижения в этих местах - УАЗ, известный как "Буханка".

За рулем сидит не просто водитель, а ледовый капитан. Так называют здесь людей, знающих многочисленные тонкости и правила езды по льду. Поездки с неподготовленным водителем обычно заканчиваются весьма печально - на дне. По крайней мере, для машины. Люди обычно успевают выбраться.

Предрассветные сумерки следующего дня. Ждем восхода Солнца на льду у острова Огой.

Маркетологам автобрендов на заметку: вряд ли где-то еще можно снять автомобиль красивее, чем на льду Байкала.

Небо осветилось яркими красками. Совсем скоро солнце появится из-за холмов острова Ольхон и лед заиграет мириадами искр.

И вот этот момент настал! На часах - около 9 утра. Про себя отмечаю, что фототур зимой намного предпочтительнее такого же мероприятия летом. Ведь он подразумевает в обязательном порядке закатную и рассветную съемку. А тут - красота! Рассвет поздно, закат - рано, в отличие от лета, когда поспать не удалось бы вовсе;)

Конец января - самое лучшее время для посещения Байкала. Лед только встал (это происходит в середине января), еще чистый, прозрачный и не вытоптанный тысячами туристов. И не начал подтаивать, как в марте.

Чтобы ходить по льду, здесь обязательны кошки. В них - как по асфальту, без них - крайне велик риск травмы. Лед неимоверно скользкий, один раз я попробовал.

Береговая линия мелких островов Малого моря, той части Байкала, которая находится западнее Ольхона, состоит из множества гротов и пещер. Зимой это выглядит особенно необычно, благодаря бесчисленным сосулькам, наплескам и прочим причудливым формам льда.

В начале зимы, когда температуры уже отрицательные, а озеро еще не замерзло, во время штормов вода выплескивается на скалы и тут же замерзает. Байкал начинает замерзать в декабре, а полностью лед встает в середине января.

И остается до весны в самых необычных состояниях и формах.

Выполняю роль пещерного фотографа, пока коллега ищет не занятую никем локацию.

Чистота воды в Байкале позволяет увидеть дно на глубине до 40 метров. Под прозрачным льдом у берегов часто видны камни.

Дима Шатров, руководитель и вдохновитель нашей группы.

Это - мыс Кобылья Голова, названный так по причудливой форме, которую видно на карте.

Несмотря на то, что Байкал - не море, а озеро, здесь бывают сильные штормы. Высота волн может достигать пяти метров. И именно здесь, у Кобыльей Головы, произошла самая крупная катастрофа на Байкале - в ночь с 14 на 15 октября 1901 года судно «Потапов» попало в шторм и разбилось о скалы. Погибло 176 человек.

Волны после себя оставляют удивительной формы наплески.

И огромные массивы льда, зависшие в полуметре над поверхностью.

Весь лед покрыт трещинами, длина которых иногда достигает 30 километров.

Трещины появляются постоянно, сопровождаясь громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушки. Когда это происходит прямо под твоими ногами - становится страшно. Хотя и не опасно, потому что открытую воду за всю поездку мы не видели ни разу. Наверное, благодаря морозам.

Маленький безымянный островок. Внизу множество пещер, в которых вся группа ждала закат, ловя преломленные во льдах лучи света. А я поднялся наверх.

Для меня эта вершина стала самым ярким и запоминающимся впечатлением от поездки. Было довольно тепло. Очень красивый вечерний свет. Я один. Тишина. Наверное, это что-то личное, словами не передать...

А потом был футбол, в качестве мяча - кусок льда, в качестве ворот - колеса машин. Удивительный вечер на самом гладком и прозрачном за всю поездку льду. А странные люди, лежащие в правой части кадра - просто фотографируют привезенную с собой льдину на фоне закатного неба)))

У них получились примерно такие фото, только лучше. Я просто один раз щелкнул, даже не в фокусе. Фотографировать особо не хотелось. Хотелось просто наслаждаться моментом.

Еще порция наплесков.

Коровы на льду. Это не образное выражение, им на самом деле делают прорубь, чтобы они могли пить из озера!

"Пункт обогрева". Наверное, для рыбаков - пингвинов.

Местный флот в ожидании лета.

Когда дует ветер, с помощью машины, ездящей по прибрежному снегу, можно устроить настоящую метель.

И сфотографировать ее.

А это - мыс Бурхан и скала Шаманка. По местным верованиям - место силы, потому что тут в пещере обитает Бурхан, главное божество Байкала по версии буддистов.

И так сложилось, что Шаманка - главное место притяжения китайских любителей селфи на льду. К счастью, в других местах они нам практически не попадались.

Последнюю ночь на Байкале мы провели на метеостанции Узур, которая находится вдали от цивилизации на севере Ольхона.
Поиграли в пещерных гномов, зажгли во мраке подземелья лампочку Ильича.

И, заодно, поснимали звездное небо.

Утром я полез на гору, чтобы встретить рассвет. Встретил, было очень красиво. Но фотоаппарат в нужный момент замерз и фоток восхода нет.

Недалеко отсюда, в нескольких километрах от берега, находится самая глубокая точка Байкала -впадина 1642 метра!.

Наверное, у вас сложилось впечатление, что весь Байкал - это бесконечная ледяная гладь. Нет, это не так. Во многих местах попадаются торосы - разного размера и толщины льдины, выдавленные на поверхность.

Вот такая выдалась поездка. Огромное спасибо всей группе за эти необычные пять дней, которые я буду помнить всегда.
А всем, кто еще не был на зимнем Байкале, рекомендую запасаться теплой одеждой и планировать поездку на январь 2018 года. Не пожалеете, это точно! ;)