Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Штурмовое орудие Stug

Здравия желаем, товарищи танкисты, и вновь с вами наш «Фугасный вестник»! В прошлый раз мы изучили первые экспериментальные ПТ-САУ Германии и затронули терминологию вермахта. Узнали, чем отличается ПТ-САУ от истребителя танков.

Для тех, кто доселе сидел в «Маусе», повторю. Истребители танков суть особые тяжелые самоходки, предназначенные в первую очередь для эффективного противостояния танкам с толстой броней. Выделялись среди прочей техники мощным вооружением, вплоть до чудовищных 128-миллиметровых орудий PaK 44. Эти «Гаргантюа» от танковых вооружений повергали в ужас даже экипажи ИС’ов, что уж говорить про менее бронированные машины.

Сегодня мы рассмотрим «пушистую троицу» ПТ-САУ Marder , пришедших на смену Panzerjager I, а также самоходки, появившиеся после «Куниц».

Вскоре после начала операции «Барбаросса» (вторжение в СССР) использовавшиеся на первых ПТ-САУ вермахта трофейные 47-миллиметровые орудия показали, что они не столь эффективны против советских танков, как полагало руководство немецкой армии.

«Пушистая» самоходка не отличалась эпическими размерами, что не отменяло ее эффективности. Эх, если бы партийное руководство не лезло со своими «идейно правильными» гигантами...

Однако в запасниках имелись и другие интересные трофеи. Например, 76,2-миллиметровая пушка Ф-22 советского производства. Она была первой разработкой конструкторского бюро В. Г. Грабина по проекту зенитно-дивизионного оружия. В Германии известна под заводской маркировкой Pak 36 (r) . До 1942 года она служила альтернативой еще не созданной пушке PaK 40 , получившей впоследствии самые лестные отзывы и широкую популярность. Поскольку Panzerjager I не лучшим образом показал себя в экстремальных условиях, вермахту требовалась альтернатива в классе легких ПТ-САУ. Ею стало семейство Marder («Куница»).

Из-за французского происхождения шасси Marder I по большей части обретались во Франции. Правда, ее экипажи не могли похвастать особыми подвигами на поле боя.

Marder I — это адаптация трофейных шасси французов под грядущую PaK 40. В качестве основы выбрали танки FSM-36 , H35 «Гочкис» и бронетягач «Лорейн» 37L . Рубку поручили специалистам Baukommando Becker , знаменитой своими переделками французской техники, и фирме Alkett у которой был соответствующий опыт после производства Panzerjager I.

К сожалению, 75-миллиметровых PaK 40 на всех не хватало. Такое орудие хотел каждый танкист, а сделать его в таких количествах Германия не смогла бы и на пике своей производительности. Альтернативой выступила 50-миллиметровая PaK 38 L/60 . Marder I был выпущен в количестве 170 штук, из которых большая часть отправилась во Францию. Практичные немцы здраво полагали, что использовать технику надо там, где проще достать детали.

Marder II , в свою очередь, продолжил практику использования устаревшей техники во благо Рейха. К моменту начала войны с СССР легкий PzKpfw II исчерпал себя. Его 20-миллиметровая пушка была бесполезна, а броня слишком слаба для достойного противостояния Т-34 и КВ. Вермахт без лишней сентиментальности пустил старичка на перепроизводство.

«Куница» побывала на всех фронтах, где вел войну Рейх. Не каждая бронемашина столько попутешествовала.

Появившийся в результате Marder II в количестве 651-й единицы стал достаточно успешной машиной. 7,5 cm PaK 40, в отличие от 47-миллиметровых пушек, прекрасно прошивала любую технику, кроме самой тяжелой. ИС-2 и его собратья по техническому классу оказались ей не по калибру. Тем не менее «Куница-2» оказалась одной из самых удачных легких ПТ-САУ. Ее использовали до самого конца войны.

Но обе модели по своей эффективности и популярности обошел Marder III . Созданный на базе танков Pz 38(t) H и M, он отличался местонахождением боевой рубки. Полевые испытания показали, что вариант H с расположенной посередине корпуса рубкой неудобен.

Кормовое расположение боевой рубки позволило усилить броню. Для экипажей ПТ-САУ безопасность — один из самых насущных вопросов.

Выбор остановили на Marder III Ausf.M . Кормовая боевая рубка позволила усилить защищенность экипажа за счет наращивания брони. Да и работать с орудием было не в пример удобней. Производством обеих занималось предприятие BMM. В общей сложности на свет появилось 418 Marder III Ausf.H и 975 Marder III Ausf.M. Последняя «куница» прошла славный путь от Запада до Востока и участвовала во множестве сражений на всех фронтах, вплоть до конца второй мировой.

Это «пушистое» трио вкупе с САУ, использующейся для борьбы с танками, предлагало вермахту такое разнообразие, что отдел снабжения армии готов был линчевать плодовитых конструкторов. Придумать и построить новое инженерное чудо — безусловно, достижение, а дальше-то что делать? Машину надо не только выпустить с конвейера и доставить до места дислокации. Для ее полноценного функционирования нужна прорва вещей, о которых гениальные инженеры и куда менее гениальные руководители партии не думали ни единой извилиной. Стандартные запчасти, масло, топливо, боеприпасы и уникальные детали — именно они стали камнем преткновения.

Модель Marder III на базе Pz 38(t) H не понравилась танкистам из-за расположения рубки. По сравнению с вариантом на основе Pz 38(t) М тут было больше места для экипажа, но меньше толщина брони. Уж лучше в тесноте рубки, чем могилы!

Если вы полагаете, что начальники-самодуры на складах есть только в наше время, вы сильно заблуждаетесь. Человеческий фактор играл ведущую роль еще с каменного века. Разнообразие в технике вело еще к большему разнообразию деталей.

Теперь представьте, что вы молодой кладовщик на армейском складе образца 1943 года. Война в самом разгаре. Чтобы прокормить семью, вам пришлось бросить школу и пойти за паек трудиться на склад. Отец на фронте в Африке, а трех сестер и работающую в две-три смены мать необходимо защищать и помогать им.

И вот приходит ваш нервный с утра начсклада и дает задание. Вечером приедут за запчастями для Marder III, Marder II, StuG III, Panzerjager, Pz Kpfw III, sIG 33 и еще нескольких машин. Надо столько-то для каждого. Как будешь искать, не мое дело. Каково?

Несчастному вчерашнему школьнику приходится разобраться, чем масло для Pz Kpfw III отличается от масла для StuG III и как его разделить, ведь на оба запроса не хватит. А вот и ярусы с запчастями для «Куниц» всех трех видов. Да вот беда, меток с названием модели не видно. Ну и какой из катков для Marder III?!

Разнообразие в деталях для самоходок и танков не раз и не два доставляло проблемы не только снабженцам, но и самим танкистам. Сегменты гусеницы от Dicker Max к «штугу» разве что приклеятся. Сложности обеспечения и ремонта вынуждали бросать ценную технику все стороны конфликта. У СССР проблема в этой сфере была схожая, хотя не такая всеобъемлющая, как у Рейха.

Этот симпатичный легкий танк послужил основой для нескольких машин, в том числе и Hetzer.

Необходимость унифицировать противотанковые самоходки витала в воздухе, но первым ее высказал Гейнц Гудериан в 1943 году. Он предложил создать достаточно мощную, но простую в производстве и ремонте ПТ-САУ, названную Hetzer («Егерь») .

Так появилась программа Panzerjager , также известная как G-13 . Она заключалась в постепенном сведении уймы моделей противотанковых и обычных самоходок к нескольким универсальным машинам. Учитывая, что производство не могло обеспечить вермахт необходимым количеством техники, актуальность этого проекта сложно переоценить.

Устаревшие немецкие танки конструкторы в большинстве своем уже использовали на другую технику, вроде «штуга». Поэтому в качестве основы для новой ПТ-САУ выбрали чешского «легковеса» PzKpfw 38(t) . Инженеры фирмы «Хеншель», которой доверили разработку, восторгов не разделяли. Взяв за образец технического совершенства «Пантеру» , конструкторы должны были вскоре приступить к производству, но процесс по множеству причин заглох.

Из засады на «Егере» немцы настреляли не меньше, чем в танковых дуэлях.

Как это часто бывает, в ситуацию вмешался Его Величество Случай. Массированный авианалет на Берлин не только порадовал немецких домохозяек полутора тысячами тонн взрывных заморских гостинцев, но и застопорил производство на заводе Alkett, где был сосредоточен выпуск штурморудий StuG III. Руководство вермахта озадачилось поисками альтернатив. Война постоянно требовала пополнений в технике, а ждать восстановления полноценного производства армия не могла.

Тогда вспомнили про «Егеря». Сборкой новой самоходки занялся завод BMM, также известный как CzKD . Поскольку Чехословакию не бомбили с такой душой, как Германию, производство на ней не пострадало. Но переориентировать процесс на StuG III, как планировалось первоначально, не удалось. И время поджимало. А вот заняться легким Hetzer’ом можно было сразу. О сложившейся ситуации Гитлеру доложили 17 декабря 1943 года. Радости по этому поводу он не испытал. Маленькая машина не впечатляла страдающего гигантизмом фюрера, но там уж было не до изысков.

Уже 24 января 1944 года изготовили макет, а 26 числа показали его военным экспертам. Через четыре месяца машина была готова, хотя часть тестов она не прошла. С легким танком «Прага» (PzKpfw 38(t)) военные работали не впервой, поэтому выигрыш во времени только приветствовался. Основной проблемой при производстве стала необходимая численность. Требовалось не меньше тысячи машин в месяц, а CzKD не справлялся. В помощь ему подключили завод Skoda . Да, это сейчас вы катаетесь на Octavia и Fabia, а в то время чешскими Hetzer похвалялись только вермахтовцы.

Если бы вермахт с самого начала озадачился созданием унифицированной противотанковой самоходки, исход многих битв, а то и войны мог быть иным.

«Егерь» стал в чем-то инновационной машиной. Броневые листы впервые крепились не клепочным способом, а сваркой. Это позволило вдвое сократить время. Сваренный корпус Hetzer’а стал монолитным и герметичным. Клепаные конструкции подобным похвастать не могли.

Несмотря на это, отправлять «егерей» обследовать морское дно не следует. 75-миллиметровое орудие против мидий — как-то перебор. Толщина брони составляла 60 миллиметров (на 10 миллиметров больше, чем у легендарного «штуга»), а уровень наклона передних листов — 40° нижний и 60° верхний. При такой толщине процент рикошетов был немалым, а экипаж вольготно ощущал себя под обстрелом 45-миллиметровой артиллерии, противотанковых ружей и осколочно-фугасных снарядов. Любители шопинга в сезон скидок от такого точно не отказались бы.

Для защиты от пехоты использовался пулемет MG-42 калибра 7,92. По признанию многих современных экспертов, он считается лучшим пулеметом второй мировой и послужил прообразом для многих пулеметов других стран. Немецкие войска имели больше пулеметов, чем другие армии, да и их военная доктрина делала упор именно на них. MG-42 была настолько страшным оружием, что для психологически пострадавших от нее американских военных выпускали специальные фильмы. Как говорили советские солдаты, «газонокосилка» никого не оставляла равнодушным.

Низкий профиль «Егеря», как и в случае со «штугом», позволил экипажам этих машин не раз выйти победителями из схватки.

75-миллиметровую пушку РаК39/2 прикрыли броневой маской класса «свиное рыло». Учитывая размер самой ПТ-САУ, размещение столь крупного орудия было просто-таки мини-чудом танкостроения. А возможным оно стало благодаря специальной карданной рамке вместо стандартного орудийного станка.

Но не все «Егеря» использовались в качестве ПТ-САУ. На двухстах из них вместо орудий стояли огнеметы. Эффект от огнеметных самоходок, которым противотанковые ружья — как слону дробина, производил на пехоту неизгладимое впечатление. Всего за войну выпустили 2600 машин. Мизерная часть из них отошла союзникам. По пятнадцать получили болгары и румыны, а семьдесят пять — венгры.

В качестве двигателя использовали чешский вариант шведского Scania-Vabis 1664 . Модель называлась Praga AE и отличалась от оригинала наличием второго карбюратора. Благодаря ему число оборотов подняли до 2500, а количество «лошадок» до 176. Скорость «Егеря» уже можно стало сравнить со скоростью «штуга». На последнем стоял 300-сильный движок. Разница в весе самоходки и мощности двигателя, как видите, роли не играла.

«Егеря» показали себя превосходными машинами. Низкий профиль и мощное орудие, уступающее разве что пушкам ИС-2 и других тяжелых танков, сделали бы ее идеальной ПТ-САУ, кабы не несколько недостатков. Орудие располагалось ужасно неудачно. Из-за него у Hetzer’а был самый маленький среди всех ПТ-САУ угол горизонтальной наводки — всего 16 градусов. Ограниченный угол командира и его сидение, расположенное особняком от мест экипажа, затрудняли людям работу и мешали как следует видеть поле боя. Дым от выстрелов закрывал всю картину. А уж про бортовую броню и говорить нечего. На фоне всех противотанковых самоходок Рейха борт «Егеря» по части крепости был что улитка без раковины.

Несмотря на это, машину использовали до конца войны. Ее достоинства, эффективность ближнего боя и нападения из засад дали вермахту многое. Из «егерей» даже формировали отдельные роты! Немногие машины Рейха удостаивались подобной чести.

В следующем выпуске мы возьмемся за Nashorn и Jagdpanzer IV , а пока наш «Фугасный вестник» прощается с вами!

Противотанковые самоходные артиллерийские установки во время Второй мировой были очень востребованы. Зачастую они обходились дешевле танков, строились быстрее, но в то же время были отлично вооружены и могли расправиться с любым танком противника на поле боя. Самыми удачными противотанковыми САУ большой войны считаются советская СУ-100 и немецкая Jagdpanther. Но какая из них лучше?

Подвижность

СУ-100

СУ-100 оснащалась дизельным двигателем В-2-34 мощностью 500 л. с., который позволял САУ весом в 31,6 т развивать скорость до 50 км/ч, а по проселочной дороге - порядка 20 км/ч. Расход топлива составлял около 180 литров на 100 км.

Учитывая, что во внутренних баках помещалось всего 400 литров солярки, Су-100 комплектовалась четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками емкостью 95 л. С ними запас хода возрастал до 310 км.



СУ-100 оснащалась пятиступенчатой механической коробкой передач с постоянным зацеплением шестерен. Простая и надежная ходовая часть была полностью позаимствована у танка Т-34-85.

Jagdpanther

Управлять Jagdpanther было довольно просто: к услугам механика-водителя была полуавтоматическая коробка передач с преселекцией. Семь скоростей вперед и одна назад. Управление самоходкой осуществлялось с помощью рычагов.

Мощность 12-цилиндрового V-образного двигателя "Майбах" HL230Р30 - 700 л.с. Этого хватало, чтобы разогнать 46-тонный Jagdpanther до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч на бездорожье.

Запас хода по шоссе составлял всего 210 км. Бензин OZ 74 (октановое число 74) заливался в шесть баков - всего 700 л. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса "Solex", дополнительно имелся ручной насос. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л.


Ходовая часть Jagdpanther была полностью позаимствована у среднего танка PzKpfw V "Panther", она обеспечивала самоходке плавный ход и более равномерное давление на грунт. С другой стороны, ремонт такой ходовой был настоящим кошмаром: для замены всего одного катка из внутреннего ряда необходимо было демонтировать от 1/3 до половины всех внешних катков.

Бронезащита

Броневая рубка Су-100 собиралась из катаных бронелистов, толщина лобовой детали составляла 75 мм. Она располагалась под наклоном в 50 градусов. Толщина бортовой и кормовой брони достигала 45 мм, а крыши - 20 мм. Маска орудия защищалась 110 мм броней. Броня командирской башенки по кругу составляла 45 мм. Лобовую плиту ослаблял большой люк мехвода.


Корпус САУ исполнялся как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных броневых листов. Днище состояло из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками.


Конструктивная особенность Jagdpanther заключалась в том, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой. Лобовая броня САУ имела отличную геометрию и была практически непоражаема.


Лобовой лист толщиной 80 мм размещался под углом 55 градусов. Снарядостойкость лишь незначительно снижалась наличием щели смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Толщина бортовой брони рубки составляла 50 мм, а кормы - 40 мм. Борта и корма корпуса были защищены 40-мм броней, а крыша прикрыта 25-мм бронелистом.


Надо заметить, что стены корпуса и рубки имели разные углы наклона, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Дополнительно сварные швы усиливались шпунтами и пазами. Корпус собирался из стальных прокатанных гетерогенных плит, а его масса составляла 17 тонн.


Вооружение

СУ-100 оснащалась 100-мм нарезной пушкой Д-10С образца 1944 г. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с. Стрельба велась при помощи телескопического прицела ТШ-19, имевшего четырехкратное увеличение и поле зрения 16 градусов.


В боекомплекте СУ-100 не было подкалиберных снарядов (они появились в 1966 году), только бронебойные. С 1000 метров орудие СУ-100 пробивало 135-мм бронеплиту, с 500 м - 155-миллиметровую. Наведение орудия могло осуществляться в в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20 градусов и в горизонтальной ±8 градусов.


Для самообороны экипаж комплектовался 7,62-мм пистолетами-пулеметами ППШ-41, 1420 патронами, а также 4 противотанковыми и 24 осколочными гранатами. Боекомплект орудия составлял 33 унитарных выстрела.

Jagdpanther был вооружен длинноствольной 88-мм пушкой Pak 43/3 L/71. Угол горизонтального наведения пушки - +11°, угол возвышения - +14°, склонения - 8°. В боекомплекте, состоящем из 57 унитарных снарядов, было три типа боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойные и бронебойно-подкалиберные.


Бронебойные снаряды PzGr39/1 массой 10,2 кг имели начальную скорость 1000 м/с и пробивали с расстояния в 500 м броню толщиной 185 мм, с 1000 м - 165-мм, с 2000 м - 132-мм. Подкалиберные PzGr. 40/43 весили меньше - 7,5 кг и и имели большую начальную скорость - 1130 м/с. Они пробивали с дистанции 2000 м броню толщиной 153 мм, с 1000 м - 193 мм, а на дистанции 500 метров - 217-мм.


Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту, а стрельба велась при помощи телескопических прицелов SflZF5, а позднее - WZF1/4. Последний был самым совершенным и имел 10-кратное увеличение при угле зрения 7 градусов.


Для обороны от пехоты в лобовом листе был установлен пулемет MG-34 калибра 7,92-мм, снабженный оптическим прицелом, кроме того, САУ была вооружена гранатометом ближнего боя "Nahverteidungswaffe". В боекомплекте последнего имелись осколочные, дымовые, сигнальные или осветительные гранаты. Гранатомет имел круговой сектор обстрела и мог вести огонь на дальность до 100 м. Кроме того, у экипажа было два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.

Система пожаротушения

Горели самоходчики часто и страшно, поэтому системе пожаротушения нельзя не уделить внимания. В распоряжении экипажа Су-100 были тетрахлорные огнетушители, которыми пользоваться можно было только в противогазах. Дело в том, что при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция, в результате которой образовывалось ядовитое вещество фосген.

Jagdpanther мог похвастать системой автоматического пожаротушения, которая действовала следующим образом: при превышении температуры внутри машины порога в 120 градусов первый огнетушитель заливал противопожарной смесью "СВ" топливный насос и карбюраторы. Второй заливал той же смесью корпус двигателя. У экипажа САУ было три небольших ручных огнетушителя.

Итог

Подводя итог, отметим, что Jagdpanther превосходил СУ-100 в плане комфорта работы экипажа, качества прицельных приспособлений, возимого боекомплекта и бронепробиваемости.

В то же время немецкая самоходка уступала в подвижности и технологичности производства, а также надежности - большинство болезней танка PzKpfw V "Panther" перешло к САУ.

За время войны было выпущено всего около 400 Jagdpanther, в то время как СУ-100, с учетом послевоенного производства- 4976 штук. Благодаря своей простоте и надежности СУ-100 воюют до сих пор. Например, не так давно эти самоходки замечены в Йемене, в то время как немецкие САУ можно увидеть только в музее.


, а все начиналось с самоходок построенных на базе шасси легкого пулеметного танка Pz.Kpfw. Наша военная промышленность, первые САУ выпустила к 1943 году, но зато выкатила на гора столь впечатляющую технику, с очень завидными характеристиками, и причем массово.Но обо всем этом мы поговорим позднее, а пока вернемся к началу второй мировой войны.

Pz.Kpfw.I Pz.I, панцеркампфваген, у нас обозначается как Т-1 легкий германский танк вес чуть более 5-ти тонн, на фото модификация Панцеркампфваген Ausführung B (Ausf.B)

Польская кампания 1939 г. заставила военное руководство Вермахта оснастить войска мобильными средствами борьбы с танками противника, САУ (самоходная артиллерийская установка). В том же году на фирме «Алкетт» создали первую самоходную противотанковую артиллерийскую установку. Разработчики поступили довольно просто: они сняли с лёгкого танка Pz.Kpfw.l башню и на её место водрузили рубку с 47-мм чешской противотанковой пушкой А5.

На фото Panzerjäger I, военная компания Франция, потеряно около 30% всех сау, обратите внимание на берет, эта форма была заменена в 40 году, военная форма танкистов и самоходчиков имела отличия, так как они имели различное подчинение, самоходчики относились к артиллерийскому управлению

PanzerjagerPak-35/36 немецкая сау попавшая под огонь на дороге около Анню и Мердорпа, Бельгия

К этому времени танк Pz.Kpfw.l уже считался устаревшим. Имея массу около 5 т, (к примеру столько весит грузовик ЗИЛ) толщина его брони была лишь 6 - 13 мм (пробивалась винтовочным выстрелом, крупнокалиберный пулемет делал из САУ дуршлаг, если конечно успевал открыть огонь); он нёс только пулемётное вооружение - два 7,92-мм «Драйзе» MG-13; двигатель - 57-сильный. В 1939 г. такие характеристики были уже недостаточны. Поэтому его и решили использовать в качестве самоходного шасси.

Панцеръегер I первая серийная немецкая противотанковая САУ, Pz.Kpfw.l с 47-мм чешской противотанковой пушкой А5, уничтоженное Сау Франция

фото Противотанковая установка Panzerjäger 4.7 cm

Рубка, смонтированная на самоходке, представляла собой броневую коробку с толщиной стенок 12 - 14,5 мм, открытую сверху и с кормы. Она ненадёжно защищала командира машины, выполнявшего также функции наводчика и заряжающего.
Водитель-механик находился впереди, в отделении управления. Двигатель установили более мощный - 100-сильный «Майбах», позволявший машине с массой 6,5 т развивать скорость до 40 км/ч. Как показали военные компании проводимые германской армией, в среднем за одну компанию потери составляли до 30% самоходок.

немецкая противотанковая САУ

Подбитые сау Panzerjager-I 529-го дивизиона, четко виден пролом брони справа от пушки, шансов выжить у экипажа нет, Брянский фронт, 1941 год сентябрь

47 мм пушка имела длину ствола 43,4 калибра, её подкалиберный снаряд мог пробить на расстоянии 500 м броню толщиной почти 60 мм. Однако вести огонь на поражение по танкам Т-34 или KB она могла лишь с близкого расстояния. Сама же установка без особого труда уничтожалась даже нашими 45-мм орудиями.
К концу 1941 г. таких самоходок, получивших индекс 4,7 cm Рак (t) auf Pz.Kpfz.l (индекс Sd.Kfz.101), выпустили около 200 единиц. Однако в связи с большими потерями почти все оставшиеся в целости машины сняли с Восточного фронта и отправили воевать в Африку.

Советский экипаж трофейной САУ Panzerjager I изучает боевую задачу. Отдельный танковый батальон 31-й армии, август 1942 год. На самоходке установлена фара советского типа, и стандартная покраска

Основным массовым средством борьбы с нашими танками в начале войны в войсках Вермахта были 37-мм противотанковые орудия Рак 35/36, которые начали выпускать ещё в 1934 г. На 1 сентября 1939 г. в артиллерийских подразделениях их находилось 11 тыс. единиц, к 1 июня 1941 г. это количество увеличилось почти до 14 500 ед.

Немецкая 37-мм противотанковая пушка PaK 35/36 Харьков 1942 год, так что говорить о слабости нашей сорокопятки по меньшей степени (не умно)

Орудия могли более или менее успешно действовать против наших танков БТ или Т-26 с бронёй 8 - 13 мм, с Т-37, Т-38, Т-40, но против Т-34 и KB они оказались совершенно бессильны. В связи с этим было отменено дополнительное бронирование наших танков в первые два года войны.
Решив повысить боеспособность своих артиллерийских подразделений, армейское командование обратило внимание на 76,2-мм орудия Рак-36 (г) и 75-мм Рак-40/2 и Рак-40/3, установив их также на шасси танков, готовых к списанию. Так, Рак-36 разместили на шасси Pz.Kpfw.ll Ausf.D и Pz.Kpfw.38(t).

76,2-мм противотанковая САУ Рак36(r) на шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.D/E Мардер

Что интересно, неплохо зарекомендовавшие себя в таком предназначении Рак-36 представляли собой, не что иное как наши орудия дивизионной артиллерии Ф-22, в немалых количествах захваченных в качестве трофеев у нашей армии, в начале войны. При модернизации на ствол установили дульный тормоз, расточили камору. Увеличили массу заряда, тем самым улучшили бронепробиваемость, почти в полтора раза на тех же дистанциях. Для стрельбы из них использовались также советские трофейные боеприпасы, в том числе и бронебойные, и осколочно- фугасные, вскоре производство снарядов было налажено и в Германии. На дальности 1000 м бронебойным снарядом пробивалась броня толщиной 80- 100 мм.
Применяли немцы их и в качестве полевых орудий, причём на всех фронтах. Они имели небольшую массу - всего 1700 кг и скорострельность 12 - 15 выстр./мин.

Самоходки на шасси танков Pz.Kpfw.ll Ausf.D имели массу около 9 т, лобовую броню корпуса толщиной до 30 мм, вооружены были 20-мм танковой пушкой KwK 30. В 1940 г. её снабдили снарядом с вольфрамовым сердечником, которым можно было пробить броню до 20 мм на расстоянии 500 м. 10-тонный танк Pz.Kpfw.38(t) был чешского производства и имел броню 10-25 мм; вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7.
И те и другие танки немецкое руководство посчитало устаревшими, да и показали они себя в боях не достаточно эффективно, поэтому их стали постепенно снимать с вооружения и многих из оставшихся начали приспосабливать под шасси противотанковых самоходок.

Основа противотанковой обороны Вермахта - 88-мм дивизионные пушки Рак 43 на колёсном лафете и на зенитном лафете. Абердинский полигон, штат Мэриленд, США

Противотанковые орудия Рак-40 поставили на вооружение в ноябре 1941 г. Они имели дальность прямого выстрела 900 - 1300 м. Толщина брони, пробиваемой подкалиберным снарядом на дальности 500 м, равнялась 150 мм. Нашими военными специалистами все выстрелы из таких орудий были «признаны опасными для Т-34». Устояли против них танки ИС-2 и Т-44. Англичане не смогли создать машины с противоснарядным бронированием, лишь в США появился достаточно надёжный М26 «Першинг».

Основу противотанковой артиллерии Вермахта в то время составляло 88-мм орудие Рак 43 на колёсном ходу. Оно была весьма эффективным средством борьбы с бронированной техникой. Из всех воевавших на фронтах танков против его огня мог устоять лишь ИС-2, верхняя лобовая со «спрямлённым» носом бронеплита которого хорошо выдерживала попадания, но это не давало удовлетворительной защиты в целом: снаряды Рак 43 относительно легко пробивали его башню, борта и нижний лобовой лист. В общей статистике по безвозвратным потерям ИС-2 поражения от 88-мм пушек составляли около 80 %. Любой другой танк СССР, Англии, США не предоставлял своему экипажу защиты от снарядов Рак 43. Надёжным мог стать ИС-3, но он не успел принять участие в боевых действиях.

  • ТТХ (ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) РАК 43 ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ
  • Калибр, мм 88
  • Боевая масса, кг 4380
  • Длина ствола, м 6610
  • Длина орудия, мм 9114
  • Высота орудия, мм 1981
  • Наибольшая дальность стрельбы, м 15 300
  • Прицельная дальность, м 2500
  • Скорострельность, выстр./мин 8 - 10
  • Начальная скорость снаряда, м/с 950 - 1130
  • Бронепробиваемость подкалиберным снарядом, мм: на дальности 500 м 217, на дальности 1500 м 171

Основу противотанковой артиллерии Вермахта в то время составляло 88-мм орудие Рак 43 на колёсном ходу, расчет орудия 9 человек, но для перемещения использовали и 20, и 30

Однако при всех своих отличных баллистических данных орудие было малоподвижным из-за большой массы, составлявшей в походном положении почти 5 т. И хотя для его буксировки применялся специальный мощный тягач, проходимость, например, на слабых грунтах была неудовлетворительной. Кроме того, если это орудие вступало в бой с танками, то зачастую выйти из него не представлялось возможным: либо оно должно было уничтожить противника, либо быть уничтоженным самому. Следствием большой массы оказались высокие потери в материальной части и личном составе. Поэтому немецкое военное руководство предприняло действия по одновременной защите орудий и их расчётов и увеличению так называемой тактической гибкости, превратив их в самоходные.

САУ вермахта Носорог Шершень Nashorn Хорниссе , отличная пушка делала самоходку грозным оружием, но недостаточное бронирование не позволяло эффективно использовать ее на близких дистанциях.

фото 88-мм самоходная артиллерийская установка Насхорн Выпушено 494 единиц

Для этого использовали уже применённый ранее принцип совмещения орудия и танкового шасси: Рак 43 разместили на Pz.Kpfw.lll (индекс Sd. Kfz.141). Этот танк имел массу 19,5 т, броню - до 30 мм. Вооружён был 37-мм пушкой KwK 36 или KwK 39, подкалиберный снаряд которой на дальности 500 м мог пробить броню толщиной до 72 мм, а на 1000 м - до 38 мм. Выпускался Pz III до 1943 г.

Экипаж установки на своих рабочих местах слева радист справа механик водитель в рубке слева заряжающий в центре наводчик справа командир машины Восточный фронт 1943 г

Для осуществления требований военных берлинская фирма «Алкетт», уже имевшая опыт в подобных разработках, модернизировала корпус Pz III, использовав при этом его же трансмиссию, дифференциалы, ведущие колёса, некоторые агрегаты и узлы. Другие элементы ходовой части: поддерживающие и опорные катки, ведомые колёса, траки гусениц взяли от танка Pz.Kpfw.IV. Двигатель поставили от ещё другого танка - Pz.Kpfw.IV модификации F. Это был 12-цилиндровый карбюраторный «Майбах» HL 120TRM, V-образный четырёхтактный; его мощность составляла 300 л.с. при рабочем объёме 11 867 см3. Разместили его в центральной части корпуса, над ним смонтировали усиленный настил, на котором на стандартном крестообразном лафете установили пушку.

немецкие сау Насхорн в засаде Восточный фронт 1943 г

Рубка боевого отделения заняла всю кормовую часть машины. Её профилированный лобовой лист, по сути, орудийный щит, имел скруглённую форму, обеспечившую поворот ствола орудия по горизонтали. Однако его толщина составляла всего 10 мм. Такой же толщины были бортовые и кормовые листы, поставленные вертикально. Практически они оказались мало надёжной защитой для обслуживающего расчёта, ограждая лишь от мелких осколков и небронебойных пуль, хотя первоначально в проекте озвучивалась передняя часть рубки из легированной стали SM-Stahl толщиной 50 мм, борта и корма должны были быть по 20 мм. Однако, испытывая большой дефицит высококачественной стали, от всего этого отказались, оставив лишь 30-миллиметровую броню в лобовом листе корпуса машины. Толщина остальных её частей составляла: борта - 20 мм, корма - 20 мм, крыша - 10 мм, днище - 15 мм, все они также оставались малозащищёнными.

Немецкая противотанковая САУ «Носорог» (Panzerjäger «Nashorn», Sd.Kfz. 164). Фотография сделана на советско-германском фронте в начале 1944 года

САУ вермахта Носорог Шершень Nashorn Хорниссе. Под днищем боевого отделения раз-мещались два топливных бака по 300 л каждый; их заливочные горловины выходили внутрь рубки. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 74. Воздухозаборники двигателя, прикрытые жалюзи, находились на надгусеничных полках по центру корпуса по обеим сторонам рубки. Подача воздуха производилась с помощью двух вентиляторов.
В корме машины, также над гусеницами размещались ящики с ЗИПом и инструментами.

Nashorn 88-мм тяжелая противотанковая САУ Хорниссе, 519-ый танкоистребительный дивизион Витебск Белоруссия

Ходовая часть имела восемь сдвоЕнных обрезиненных опорных катков на борт диаметром 470 мм; они были соединены в четыре тележки, имевших подвеску на листовых рессорах. Гусеничная лента длиной 3520 мм состояла из 104 траков шириной 400 мм.
Главной особенностью компоновки машины явилось размещение трансмиссии, ведущих колёс в передней части её корпуса и двигателя в центре. Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. Она обеспечивала десять скоростей вперёд и одну - назад.

Экипаж САУ в ожидании приказа на выдвижение на огневую позицию. Италия, 1944 г

Ещё одна немаловажная деталь: на машине имелся инерционный стартёр, приводившийся в действие кикстартёром.
Обширная по своим размерам рубка позволила установить на самоходке мощную полуавтоматическую 88-мм пушку Рак 43 с длиной ствола 71 кал. Над её стволом находился рекуператор, под ним - накатник, по бокам - специальные контрбалансировочные цилиндры.

Пушка имела скользящий горизонтально затвор, полуавтоматический механизм заряжания. Её ствол при стрельбе прямой наводкой находился на высоте 2240 мм от уровня земли. Для устойчивого поддержания ствола при передвижении использовали устройство в виде «треноги» с автоматическим управлением из рубки.
Сектор её горизонтальной наводки составлял по 15° в каждую сторону, по вертикали - от -5° до +20°. Вначале на самоходки устанавливали два прицела Zieleinrichtung 34. Один из них служил для огня прямой наводкой, другой - с закрытых позиций. Позднее разместили прицельную систему Zieleinrichtung 37/43 с перископом SII.ZFIa, позволявшую вести оба вида стрельбы. Скорострельность пушки - до 10 выстр./мин.

фото подбитой немецкой САУ, Италия 44 год

В распоряжении расчёта имелся большой комплект снарядов различного действия: кумулятивных Gr.39 HL и Gr.39/43 HL, бронебойно-трассирующих Pz.Gr/Patr.39/1 и Pz.Gr/Patr/39/43, осколочно-фугасных Spr.Gr.Patr.43. Последними, массой 9,5 кг, можно было вести огонь на дальности до 15 000 м. Бронебойные калиберные снаряды массой 10,2 кг, имея начальную скорость при выходе из ствола более 1000 м/с, могли на дальности 1000 м пробить броню толщиной почти в 200 мм, на 1500 м - до 170 мм.

Тип Марка Масса, кг Масса ВВ, г
Калиберные бронебойные снаряды (дульная скорость 1000 м/с)
Бронебойный с узким ведущим пояском Panzergranate 39/1 (АРСВС) 10,2
Бронебойный с широким ведущим пояском Panzergranate 39/43 (АРСВС) 10,2 60 г флегматизированного гексогена
Panzergranate 39/43 А1 10,2
Бронебойные подкалиберные снаряды (дульная скорость 1130 м/с)
Бронебойный подкалиберный Panzergranate 40/43 (HVAP) 7,3 не имел
Осколочно-фугасный снаряд (дульная скорость 750 м/с)
Осколочно-фугасная граната Sprenggranate 43 9,5 1 кг аммотола
Кумулятивный снаряд (дульная скорость 600 м/с)
Кумулятивный снаряд Gr 43/43 HI KwK.43 и кумулятивный 39/43 HI 7,65 -

В боекомплект входили 40 орудийных выстрелов, размещённых по бортам в укладках по восемь в каждой: ещё 24 находились на полу боевого отделения. Кроме того, имелись патроны калибра 7,92 мм к пулемётам MG - 600 штук и патроны калибра 9 мм к МР-40 - 384 штук.

Калиберные бронебойные снаряды Panzergranate 39/1,39/43 & 39/43 А1
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 203 250
500 182 _
1000 167 200-215
1500 153 -
2000 139 -
2500 127 _
Подкалиберный бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником Panzergranate 40/43
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 237
500 217
1000 193 222
1500 171 -
2000 153 -

Обладая такой бронепробиваемостью, установка получившая название «Насхорн» («Носорог»), была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях. Однако, в ближнем бою она теряла свои преимущества. В этом случае начинало сказываться недостаточное бронирование. Из-за открытой рубки она была весьма уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные «тридцатьчетвёрки» и KB оставляли ей мало шансов на выживание, особенно при стрельбе прямой наводкой. Самоходка могла успешно действовать лишь на дальностях более 2 км или с заранее выбранных позиций, соблюдая определённую дистанцию боя. Позднее выяснится, что настоящий истребитель танков должен был иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение самоходной установки. Последними двумя достоинствами «Насхорн» не обладала.

САУ «Насхорн», подбитая огнём нашей артиллерии. Белоруссия, 1944 г

Экипаж машины составляли пять человек. В передней части корпуса в от-дельной рубке слева находился механик- водитель, справа - радист, в боевой рубке размещался командир машины и ещё два человека артиллерийского расчёта. Связь линейных установок осуществлялась УКВ-радиостанциями, Fu.Spg.Ger.«f» или Fu.G5, работавшими в диапазоне 27 - 33 МГц с дальностью действия до 10 км. Для установок командиров батарей применялись радиостанции Fu.G5 или Fu.G8 с радиусом действия до 80 км. Кроме пушки в вооружение самоходки входили два 7,92-мм пулемёта MG-34. а также в качестве личного оружия - два пистолета-пулемёта МР-40 калибра 9 мм.
Установки выпуска 1943 г. имели камуфляжную окраску из пятен оливково- зелёного и красно-коричневого цветов по песочно-жёлтому фону. Более поздние машины были оливково-зелёного цвета. В зимний период все они окрашивались смываемой белой краской.

Расчёт пушки загружает боекомплект. Справа в рубке - рабочее место наводчика, перед сиденьем виден маховик горизонтального наведения, в корме рубки - стереотруба командира

Первые истребители танков - самоходные установки Sd.Kfz. 164 с эффективным 88-мм орудием приняли на вооружение в конце 1942 г. Серийный выпуск начался в феврале следующего года на заводе фирмы «Дойче Эйзен- верке» в Дуйсбурге. Они производились с февраля 1943 г. и до конца войны. Всего было выпущено 494 единицы. САУ состояли на вооружении тяжёлых истребительно-противотанковых частей Резерва Главного Командования и находились в составе отдельных дивизионов истребителей танков. Они придавались различным частям и соединениям для их усиления по распоряжению штабов корпусов или армий. Чаще всего использовались побатарейно на танкоопасных направлениях. По штатному расписанию в каждом дивизионе находилось по 45 машин.
Впервые «насхорны» приняли участие в боевых действиях на Курской дуге в составе 655-го истребительного танкового полка. Всего за период войны немецкое командование смогло укомплектовать шесть полков, на вооружении которых находились только эти установки.

Под конец заметим, что проект этого истребителя танков с самого начала носил наименование «Хорниссе» («Шершень»), но в январе 1944 г. по личному указанию Гитлера установка почему-то была переименована в «Насхорн» («Носорог»). Возможно, по мнению фюрера, для противника рог носорога был страшнее жала шершня.

  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «НАСХОРН»
  • Боевая масса, кг 24 ООО, экипаж, чел 5
  • Полная длина, мм 8440, ширина, мм 2950, высота, мм 2940
  • Клиренс, мм 400
  • Двигатель 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный «Майбах» HL 120TRM V-образный жидкостного охлаждения;
  • мощность 300 л.с., объём 11 867 см3
  • Трансмиссия 10 передач вперёд
  • ведущие колёса передние, ходовая часть 8 опорных обрезиненных катков, объединённых в 4 тележки
  • Вооружение 88-мм пушка Рак 43, два 7,92-мм пулемёта MG-34
  • Боекомплект 40 выстрелов, 7,92-мм патронов - 600
  • Ёмкость топливных баков, л 600, запас хода, км: по шоссе 260, по пересечённой местности 130
  • Скорость, км/ч: максимальная 40, крейсерская по шоссе 25, по просёлку 15-20
  • Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки 0,6, ширина рва 2,2, глубина брода 1,0

Самоходная артиллерийская установка Рак 43 «Насхорн»

  1. дульный тормоз пушки;
  2. - ствол 88-мм пушки Рак 43;
  3. - рубка самоходки;
  4. - ведомое колесо;
  5. - заглушка отверстия кик-стартёра;
  6. - опорный каток;
  7. - ведущее колесо;
  8. - люк радиста;
  9. - щит пушки;
  10. - кронштейн-фиксатор ствола пушки;
  11. - бронеколпак отверстия охлаждения тормоза;
  12. - накладная броня щита пушки;
  13. - маховик вертикального наведения;
  14. - глушитель;
  15. - сиденье наводчика;
  16. - ма­ховик горизонтального наведения;
  17. - люк механика-водителя;
  18. - при­боры наблюдения механика-водителя;
  19. - прицел;
  20. - кормовые двери рубки;
  21. - запасной опорный каток

В этой статье я вам раскажу о противотанковых САУ Германии. Точные пушки, высокая скорострельность, хорошая броня. Вот наиболее выдающиеся характеристики немцев.

Panzerjäger I

Маленький да удаленький. Данная ПТ обладает для своего уровня очень точным орудием. 5 см орудие на данной ПТ способно чуть ли не каждый раз попадать в противников. А в купе с низкой заметностью данная ПТ способно устроить хаос на поле боя. Играя на этой ПТ вы обретёте основные навыки командования противотанковыми САУ Германии.

Marder II

Тот же самый Panzerjäger I но больше, топовое орудие этой ПТ заставляют противника сильно нервничать, оно опережает её саму на пару уровней, тем не менее нерфа данной ПТ не было, что в принципе нам на руку. Советую на данной ПТ не лезть на передовую, поскольку броня из картона. Из плюсов нужно отметить широкий горизонтальный сектор стрельбы(среди всех ПТ он самый большой), отличнейший обзор, неплохую скорость поворота. Из минусов - довольно высокий разброс у топовой пушки.

Jagdpanzer 38(t) Hetzer

А здесь уже посерьёзней с бронёй, а низкий силуэт делает из этой ПТ отличную машину для засад, но тем не менее мощность топового 7,5 см слишком мала, да и углы горизонтальной наводки невелики. 10,5 см орудие тем не менее фугасом пробивает всё, но низкая точность заставляет лезть вперёд, что часто приводит к засвету и уничтожению этой машины. Так что у вас есть 2 орудия на выбор, с каким ездить это уж вам решать.

StuG III Ausf. G

Вот она, рабочая лошадка немцев, на которой можно зарабатывать серебро (Штуг уступает по прибыльности только премиумным танкам), и которая остаётся обычно в ангарах даже когда её соседями становятся танки высших уровней, чтобы зарабатывать кредиты им на ремонт. После вкачивания этой ПТ в топ вы сможете с лёгкостью поражать танки противника с больших расстояний - всё это благодаря очень точной топовой пушке (её разброс составляет всего 0,33), что делает из этой ПТ опасного противника, также благодаря высокой маневренности вы успеете повернутся к противнику передом быстрее любой другой ПТ-САУ. При прокачке из стока можно поставить 10,5 см фугасницу, которая пробивает всё и вся.

Jagdpanzer IV

А вот с этой ПТ дела в стоке обстоят похуже, советую сразу ставить двигатель и орудие со штуга 3. Затем вкачиваем ходовую и качаем 8,8 см орудие, с ним вы будете получать больше опыта. Мнение о данной ПТ неоднозначное, из плюсов можно отметить больший запас прочности и установку 8,8 см орудия. Из минусов хочу отметить немного низкую маневренность по сравнению со штугом 3. Тактика проста, качаемся до ягпантеры.

Jagdpanther

А вот это очень весёлая вещь в топе, так как вы можете сделать выбор - либо 88мм L/71, либо 105 мм. 88 мм орудие очень точное, а 105 мм обладает солидным уроном да и точность повысили до 0.3. Если вы гоняете без прем акаунта то ставьте 8.8cm L/71, если с премом то 105 мм. Также есть вопрос по подвижности этой ПТ, после того как купили ягу - сразу ставьте топовые движки, если вы их изучили на другом танке. Затем качаем ходовую, 88мм L/71 орудие, затем топ двигатель (если не ставили сразу, хотя можно сразу идти на орудие, а двигатель качать в последнюю очередь), и 105 мм орудие и начинаем качаться до Фердинанда.

Ferdinand

За этим немецким ПТ основательно закрепилось славянское имя Федя, связано ли это с фельдмаршалом Фёдором фон Боком, или нет, точно не известно. Вот он - танк, который позволяет при грамотном использовании нОгибать на поле боя. Броня во лбу крепка и мощная пушка в топе - вот основные достоинства. После покупки не удивляйтесь если танк медленен, советую сразу ставить двигатели, если вы их до этого прокачали на других танках. Тактика применения на данном танке проста: не суйтесь в первые ряды наступления, в обороне используйте укрытия. После того как вы полностью изучите повадки этого танка вы уже сможете свободно идти в атаку и вышибать по 7 танков за бой (ибо топ пушка шикарна).

Jagdpanther II

Эта ПТ-САУ не сильно отличается от ягдпантеры - динамика осталась примерно на том же уровне, а от Фердинанда самоходка получила мощное топовое орудие, делающее эту ПТ-САУ опасным засадным бойцом. Однако бронирование самоходки значительно уступает бронированию Фердинанда, поэтому необходимо играть при надобности в штурмовую ПТ-САУ с большой осторожностью.

Jagdtiger

Переводится с немецкого - Тигр охотник. Действительно идеальный танк для охоты на танки любых уровней, при том, как из укрытия, так и в лобовой атаке. Очень крепкая броня в сочетании с мощным и точным орудием делают эту машину смертельно опасной в умелых руках. Поскольку машину кидает в высокоуровневые бои, то и охотиться приходится на танки 9-х и 10-х уровней, что эта ПТ делает превосходно. Однако и недостатков у неё хватает - корпус бронирован значительно слабее рубки, она пробивается в нижние броневые листы, а огромные габариты и невысокая подвижность делают ЯгдТигра весьма желанной целью для артиллерии.

Jagdpanzer E 100

Мощнейшая машина, отбившая лавры в номинации «Топовая ПТ с самым большим уроном за выстрел» со вводом 10 уровней СТ и ПТ у объекта 704. Лобовое бронирование значительно усилилось, теперь из уязвимых мест в нем - только нижний бронелист, ведь «щеки» рубки способны взять только платные снаряды СТ и ТТ 10. Данная самоходка способна в буквальном смысле сокрушать вражескую оборону или останавливать атаки противника, ведь любой танк с количеством хп менее 1000 - потенциальный фраг для нее. Однако и недостатки дают о себе знать - большие размеры, низкая динамика и маневренность делают «Ягу-переростка» достаточно уязвимым к фланговым атакам, а отбиться от юркого СТ или ЛТ, подъехавшего вплотную, практически не представляется возможным.

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)


Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок , вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 - январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина - 5410 мм, ширина - 2600 мм, высота - 1900 мм, клиренс - 340 мм.
Боевая масса - 11,2 т.
Силовая установка - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).

Запас хода - 180 км.
Вооружение - 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 30 выстрелов.
Экипаж - 4 человека.


10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина - 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим - 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке - от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина - около 6,5 м, ширина - 2,4 м, высота - около 3 м.
Боевая масса - 32,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость - до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 135-150 км.
Вооружение - 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 42 выстрела.
Экипаж - 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 - 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса - 6,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж - 5 человек.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников