Оверман Циля: биография. Мишка Япончик - загадочная личность (8 фото)

24 октября 1919 года в Вознесенске работники уездного ВЧК расстреляли главу одесского мафиозного синдиката Михаила Яковлевича Виницкого, который остался в памяти народа под легендарным именем Мишка Япончик.

Как было и как не было

Биография и перипетии жизненного пути Михаила Яковлевича Виницкого были долгое время прототипами для появления сценических и художественных образов в советской литературе. Л. Славин в «Интервенции» и И. Бабель в «Одесских рассказах» обобщили пространную мифологию о Мишке Япончике и создали своих бессмертных героев - королей одесского криминального мира.

Моисей (Мишка) Вольфович Винницкий (Япончик)

Художественное восприятие писателями личности Мишки Япончика породило у миллионов читателей романтический стереотип одесского вора времен гражданской войны - такого честного Робин Гуда без страха и упрека, защитника всех обездоленных. Реальная же ситуация: борьба бандитских групп за сферы влияния, массовые убийства и грабежи на улицах Одессы, бессилие и коррупция властей города остались только глухим фоном литературных произведений.

Через 70 лет, в 1989 году, московское издательство «Терра» выпустило многотомное издание «Архив русской революции», посвятив несколько страниц исторической биографии М. Я. Виницкого, которая была составлена по всем правилам академической науки. Еще через два года в том же издательстве выпущена небольшая книжка Н. Я Соболевского «Последний романтик криминального мира», где автор очень удачно распорядился архивными материалами и провел детективное расследование феномена звездной карьеры легендарного одесского вора.

Этот материал - нереализованный проект киносценария о жизни Мишки Японца: мемуары старых революционеров, протоколы полицейских допросов, устные воспоминания современников, газетные статьи из губернской периодики 1919 года. Оказывается, М. Я. Виницкий - николаевский. Родился в Голте (Первомайске) в 1881 году и был убит в Вознесенске в 1919-м. В промежутке между этими двумя датами он прошел очень непростой путь.

«Белая кость»

В 1881 году многодетную еврейскую семью Якова Ароновича Виницкого, писаря Голтинской уездной управы, изрядно «штормило. Навалились перемены. Сначала родился девятый ребенок, здоровый мальчик, которого в синагоге нарекли Моцесом, затем Яков Виницкий потерял работу.

Применительно к сегодняшнему дню можно сказать, что его сократили в связи с реорганизацией местного управления. Три уездных города - Голта, Богополь и Ольвиополь - объединили свои управы в одну общую и оставили нескольких мелких чиновников без пенсии и работы.

Виницкие продали дом и уехали в Одессу к родственникам. Далее в документах - белое пятно. Свидетельств о детских годах будущего криминального барона нет. Известно только, что в 1898 году Михаил (Моцес) Виницкий с отличием окончил торгово-политехническую школу при управлении Южной железной дороги, получил диплом электрика и был приглашен на работу в Одесское градоначальство на должность электрического кондуктора (контролера). В те времена профессия электрика была элитной, что-то вроде сегодняшнего топ-менеджера по охране компьютерных систем процветающего банка. Молодой специалист стал начальником бригады, которая следила за состоянием электроснабжения всех административных губернских учреждений города.

Михаил Виницкий не торопился стать бюрократом. Имея легкий и общительный нрав, он был на короткой ноге с высокими чиновниками в губернии, а после работы общался с друзьями в бедных еврейских кварталах. Постепенно юный кондуктор стал нужным человеком для купцов-хлеботорговцев, подрядчиков, мелких биндюжников и лавочников. Он помогал приятелям решать проблемы в муниципалитете, оказывал посреднические услуги при заключении контрактов с госучреждениями, предупреждал друзей о плановых полицейских облавах. Для чиновников молодой электрик стал связующим звеном с торгово-криминальным миром города. Через Виницкого должностные лица мэрии получали свои откаты, нелегально участвовали в прибылях и теневых коммерческих операциях.

Жизнь криминальной Одессы в начале ХХ века была стихийна и неорганизованна. Воровские банды интенсивно делили город на сферы влияния. Молдаванка воевала с торговым портом и Ланжероном, бандиты Пересыпи конфликтовали с Фонтаном. Город просыпался ночью от выстрелов и полицейских свистков.

Михаил Виницкий полгода лениво наблюдал за ситуацией. Затем стал действовать. Он предложил авторитетным ворам собраться («забить стрелу»), чтобы заключить джентльменское соглашение и прекратить бессмысленные конфликты, которые мешали общему бизнесу.

В портовом кабаке, где собрались капитаны мафии, молодой электрик «держал речь». Начал по-одесски издалека, рассказал присутствующим историю, которую услышал от португальского моряка о мирной жизни воров в городе Нагасаки. Японские коллеги, по словам Мишки, договорились о единых правилах бизнеса и никогда их не нарушали. Японские воры имели доли в заводах, фабриках и мастерских, они охраняли свои интересы и давали заработать нужным людям из правительства.


Вот в таких одесских двориках собирались "налетчики"

Он предложил собравшимся работать сообща, не ссориться по мелочам и «давать жить друг другу». Молдаванские бандиты и воры Пересыпи согласились пойти под кураторство Виницкого, который после сходки обрел новое имя - «Японец». (Пренебрежительная кличка «Япончик», появилась только после его смерти, с подачи большевистских властей). Ланжерон и Фонтаны не поддержали будущего крестного отца.

Через неделю, во время полицейской облавы, инспирированной Японцем, предводители этих кланов были убиты в перестрелке, а рядовые воры арестованы и по решению суда отправлены по этапу. Муниципальный электрик становился полноправным хозяином воровской Одессы.

Криминальная империя

К 1914 году Японец полностью контролировал городской извоз, 60% каботажных перевозок и систему контрабандной доставки колониальных товаров. Муниципальные чиновники, полиция и таможня стали неотъемлемой частью криминальной империи Михаила Виницкого. Одесса по структурной организации преступного мира на 20 лет опередила североамериканский Чикаго с гангстерским синдикатом Аль Капоне.

Сегодня трудно сказать, что побудило Японца вмешаться в борьбу политических партий города и выступить в революции 1917 года на стороне большевиков. Думается, что здесь не в последнюю очередь имели влияние масштабные еврейские погромы в Одессе, которые сначала организовывала царская полиция, а потом петлюровская Директория. Да и народ у большевиков был для Японца почти «родной». Много было откровенного люмпена, бывших уголовников и бандитов, экспроприировавших при царе авуары коммерческих банков.

Одесская подпольная группа большевиков состояла практически из одних евреев. Самуил Зацхер, Борис Юзефович, Френкель, Ройтман, Мер - лидеры законспирированной большевистской организации, которая вела в городе борьбу с интервентами, белогвардейцами и войсками Центральной Рады.

Японец по своим каналам наладил доставку оружия боевикам и участвовал со своими людьми в совместных революционных акциях.

12 декабря 1918 года в одесском городском цирке проходил массовый митинг, организованный социалистическими партиями. Большевику Ивану Клименко удалось поднять рабочих на разгром полицейских учреждений. Выйдя из цирка, митингующие с пением революционных песен двинулись к бульварному полицейскому участку, где освободили политических заключенных. Другая группа демонстрантов отправилась освобождать своих товарищей к тюрьме. Здесь к ним присоединилась толпа, человек четыреста, вооруженных, как вспоминает старый большевик Ф. Френкель, «с головы до ног»; во главе ее шел «легендарный и неуловимый бандит - Мишка Японец». События развивались быстро. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой медвежатника Новицкого, толпа бросилась во двор. Рабочие освобождали политзаключенных, а люди Японца - уголовников. Начальника тюрьмы большевики и бандиты живьем сожгли во дворе в тюремном сарае.

Все заключенные, по словам Френкеля, были одеты в тонкие тюремные халаты и вскоре стали мерзнуть на декабрьском ветру. Проблему с одеждой бандиты решили просто: остановили первый трамвай и раздели всех пассажиров...

Красный командир


Большевики и бандиты быстро нашли общий язык. 12 апреля 1919 года Мишка Японец вместе со своим адъютантом прибыл в Особый отдел 3-й Украинской Советской Армии и поведал о своей революционной борьбе с буржуазией.

Федор Тимофеевич Фомин, находившийся в то время на должности армейского комиссара, вспоминает в своих мемуарах: «Рассказывал Японец о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России, немного «прихватывали» у местных буржуев. Говорил недолго». И далее: «Заверяю честным словом, - рукой рубанул по столу, - что теперь грабежей и налетов не будет. А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих гадов на месте. Со старым мы решили покончить... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии. Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужен ваш мандат и помещение для формирования отряда».

Реввоенсовет 3-й Украинской Советской Армии дал свое «добро» на организацию особого, 54-го, полка. Японец быстро взялся за дело, и в середине мая одесские обыватели имели возможность наблюдать любопытное зрелище - торжественный парад нового войска по улицам города.

Старейший одесский чекист Николай Мер вспоминал: «...Впереди Японец на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествовала пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. Головные уборы самые разные: цилиндры, канотье, фетровые шляпы и кепки. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками... Комиссаром в полк был назначен известный в Одессе анархист Александр Фельдман».

Однако театр скоро закончился, и полк Японца был отправлен под Винницу, где активизировали наступательные действия войска Директории.

Запахло «горячим». По мере приближения к фронту отряд одесских уголовников таял на глазах. В Знаменке разъяренный Япончик приказал повесить прямо на перроне 10 дезертиров - не помогло. На фронт приехало всего 700 человек. Неделю продержались бандиты на передовой. Один раз удачно сходили в атаку: используя огневое и численное превосходство, они закидали бомбами петлюровские окопы и... отступили.

Фартовые парни устали жить без привычной еды и постели, ленились окапываться и несли большие потери. Ночью, после боевой операции, бандиты захватили два состава и поехали домой в Одессу. Бегство полка М. Я Виницкого имело тяжелые последствия для фронта. Петлюровцы прорвали фронт в районе Вапнярки и вышли на оперативный простор.

24 октября 1919 года Мишка Японец вместе со своим штабом приближался к Вознесенску. Министерский литерный вагон праздновал возвращение на родину. Внезапно поезд остановился у закрытого семафора, прямо напротив въезда в железнодорожное депо. Мишка Япончик, его «комендант» Халип и жена Лиза, вооруженные маузерами, быстро пошли разбираться к начальнику станции, чтобы узнать причину остановки. Вошли в кабинет и увидели двух военных.

Кто такие? - уверенно спросил Японец.

Оперуполномоченный Одесского губчека Урсулов, - ответил военный, - а это... - показал на сидящего крепыша, - чекист Зорин.

Не говоря ни слова, крепыш выстрелил три раза. Японец, Халип и Лиза умерли сразу. Чекисты, не убирая трупов, быстро покинули кабинет начальника станции и уехали из города.

На похороны Михаила Виницкого собрались все евреи Вознесенска, было много приезжих из Одессы. Покойника отпевал знаменитый кантор хоральной синагоги Пиня Миньковский и хор из солистов оперного театра.

Смерть Мишки Япончика породила очень много домыслов и стала основой многих легенд современной криминальной мифологии.

Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Почти век назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. Много лет спустя кличку Япончик получил другой криминальный авторитет, этапированный недавно из США Вячеслав Иваньков. Между Япончиком-1 и Япончиком-2 уместилась целая эпоха - эпоха "воров в законе". О ней рассказывает известный историк, исследователь отечественного криминала, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский

Король Молдованки - Японец

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела".

"Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового.

Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса.

Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года.

Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом - кроме Мишки Япончика можно вспомнить Камо, Котовского и других. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата. И если компромат не находился, короновали.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Петлюры. Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, полк сумел захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и бегству полка. Часть полка после этого дезертировала. По легенде, полк якобы взбунтовался и захватил два поезда, чтобы вернуться в Одессу. По другим сведениям, Япончику, чтобы изолировать его от полка, приказали направиться в Киев. Япончик с ротой охраны в Киев не поехал, а дезертировал и попытался вернуться в Одессу. Однако в Вознесенске он попал в организованную чекистами засаду и был убит при аресте.

Не стала ли кончина "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "бульон", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".


В г. Вознесенске на месте гибели Моисея Вольфовича установлен гранитный памятник, находится при входе в парк "Марьина роща".

Почему же нынешним "коронованным" можно убивать самим, если "ворам в законе" запрещалось? Ведь Япончик, который Иваньков, содержится в тюрьме по подозрению в убийстве.

Жизнь "законников" начала меняться еще в Великую Отечественную войну. В 1942 году Сталину понадобилось пушечное мясо. Политических на фронт не посылали, а уголовным обещали снятие судимостей в случае "искупления кровью" и гарантировали невозвращение в колонии. Часть воров решила нарушить закон. Большинство из них погибло в штрафбатах. Кто-то дослужился до погон, орденов и медалей, а после войны, оказавшись без жилья, без гражданских профессий и специальностей, вернулся к прошлым занятиям. Но в лагерях и зонах уже подросло новое, не "ссучившееся" поколение. Начались знаменитые "сучьи войны". Резня была страшной, и после нее воровской мир изменил, смягчил закон. Появилась возможность зарегистрировать брак, иметь свое жилье (а не болтаться по малинам). Кроме того, почетное звание "вора в законе" стало возможно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться "законники", ни одной ходки не имевшие. Особенно много среди них было выходцев из Грузии и Кавказа, так называемые лаврушники.

Когда умер Сталин и Хрущев вернулся к идее кооперации, "воры в законе" взяли под свое крыло новую для СССР отрасль криминала - "цеховиков". "Законники" получили возможность пустить в оборот свой "общак", а "цеховики" - защиту в местах лишения свободы. А прикрывала интересы "воров в законе" третья структура, "зонтик", или крыша, замыкавшаяся на милицейских и партийных начальников. Кстати, жестокостью при "разгоне" цеховиков (слова "рэкет" тогда не существовало) прославилась банда Монгола, в которой начинал Япончик-Иваньков. Ну а с началом перестройки "законников" в этих делах стали теснить "бандиты", или "спортсмены".

Сегодня грань между бандитами и "ворами в законе" будет очень условной. В методах "работы" разницы почти никакой, и развиваются они в одном направлении. Легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов исполнительной и законодательной власти. Формально "воры в законе" до сих пор сосуществуют с бандитами, но их значение сократилось. Их сейчас порядка 200 - 300 человек. И даже зона сегодня живет не по закону, а по бандитским "понятиям". Еще в 90-х, когда в Петербурге умирал известный "вор в законе" Горбатый, Юрий Алексеев, он позвал к себе начальника питерского ГУВД Крамарева и пожаловался: "Боюсь умирать. Мир меняется. Страшные времена настают".

24 октября 1919 года в Вознесенске работники уездного ВЧК расстреляли главу одесского мафиозного синдиката Михаила Яковлевича Виницкого, который остался в памяти народа под легендарным именем Мишка Япончик.

Как было и как не было

Биография и перипетии жизненного пути Михаила Яковлевича Виницкого были долгое время прототипами для появления сценических и художественных образов в советской литературе. Л. Славин в «Интервенции» и И. Бабель в «Одесских рассказах» обобщили пространную мифологию о Мишке Япончике и создали своих бессмертных героев - королей одесского криминального мира.

Моисей (Мишка) Вольфович Винницкий (Япончик)

Художественное восприятие писателями личности Мишки Япончика породило у миллионов читателей романтический стереотип одесского вора времен гражданской войны - такого честного Робин Гуда без страха и упрека, защитника всех обездоленных. Реальная же ситуация: борьба бандитских групп за сферы влияния, массовые убийства и грабежи на улицах Одессы, бессилие и коррупция властей города остались только глухим фоном литературных произведений.

Через 70 лет, в 1989 году, московское издательство «Терра» выпустило многотомное издание «Архив русской революции», посвятив несколько страниц исторической биографии М. Я. Виницкого, которая была составлена по всем правилам академической науки. Еще через два года в том же издательстве выпущена небольшая книжка Н. Я Соболевского «Последний романтик криминального мира», где автор очень удачно распорядился архивными материалами и провел детективное расследование феномена звездной карьеры легендарного одесского вора.

Этот материал - нереализованный проект киносценария о жизни Мишки Японца: мемуары старых революционеров, протоколы полицейских допросов, устные воспоминания современников, газетные статьи из губернской периодики 1919 года. Оказывается, М. Я. Виницкий - николаевский. Родился в Голте (Первомайске) в 1881 году и был убит в Вознесенске в 1919-м. В промежутке между этими двумя датами он прошел очень непростой путь.

«Белая кость»

В 1881 году многодетную еврейскую семью Якова Ароновича Виницкого, писаря Голтинской уездной управы, изрядно «штормило. Навалились перемены. Сначала родился девятый ребенок, здоровый мальчик, которого в синагоге нарекли Моцесом, затем Яков Виницкий потерял работу.

Применительно к сегодняшнему дню можно сказать, что его сократили в связи с реорганизацией местного управления. Три уездных города - Голта, Богополь и Ольвиополь - объединили свои управы в одну общую и оставили нескольких мелких чиновников без пенсии и работы.

Виницкие продали дом и уехали в Одессу к родственникам. Далее в документах - белое пятно. Свидетельств о детских годах будущего криминального барона нет. Известно только, что в 1898 году Михаил (Моцес) Виницкий с отличием окончил торгово-политехническую школу при управлении Южной железной дороги, получил диплом электрика и был приглашен на работу в Одесское градоначальство на должность электрического кондуктора (контролера). В те времена профессия электрика была элитной, что-то вроде сегодняшнего топ-менеджера по охране компьютерных систем процветающего банка. Молодой специалист стал начальником бригады, которая следила за состоянием электроснабжения всех административных губернских учреждений города.

Михаил Виницкий не торопился стать бюрократом. Имея легкий и общительный нрав, он был на короткой ноге с высокими чиновниками в губернии, а после работы общался с друзьями в бедных еврейских кварталах. Постепенно юный кондуктор стал нужным человеком для купцов-хлеботорговцев, подрядчиков, мелких биндюжников и лавочников. Он помогал приятелям решать проблемы в муниципалитете, оказывал посреднические услуги при заключении контрактов с госучреждениями, предупреждал друзей о плановых полицейских облавах. Для чиновников молодой электрик стал связующим звеном с торгово-криминальным миром города. Через Виницкого должностные лица мэрии получали свои откаты, нелегально участвовали в прибылях и теневых коммерческих операциях.

Жизнь криминальной Одессы в начале ХХ века была стихийна и неорганизованна. Воровские банды интенсивно делили город на сферы влияния. Молдаванка воевала с торговым портом и Ланжероном, бандиты Пересыпи конфликтовали с Фонтаном. Город просыпался ночью от выстрелов и полицейских свистков.

Михаил Виницкий полгода лениво наблюдал за ситуацией. Затем стал действовать. Он предложил авторитетным ворам собраться («забить стрелу»), чтобы заключить джентльменское соглашение и прекратить бессмысленные конфликты, которые мешали общему бизнесу.

В портовом кабаке, где собрались капитаны мафии, молодой электрик «держал речь». Начал по-одесски издалека, рассказал присутствующим историю, которую услышал от португальского моряка о мирной жизни воров в городе Нагасаки. Японские коллеги, по словам Мишки, договорились о единых правилах бизнеса и никогда их не нарушали. Японские воры имели доли в заводах, фабриках и мастерских, они охраняли свои интересы и давали заработать нужным людям из правительства.


Вот в таких одесских двориках собирались "налетчики"

Он предложил собравшимся работать сообща, не ссориться по мелочам и «давать жить друг другу». Молдаванские бандиты и воры Пересыпи согласились пойти под кураторство Виницкого, который после сходки обрел новое имя - «Японец». (Пренебрежительная кличка «Япончик», появилась только после его смерти, с подачи большевистских властей). Ланжерон и Фонтаны не поддержали будущего крестного отца.

Через неделю, во время полицейской облавы, инспирированной Японцем, предводители этих кланов были убиты в перестрелке, а рядовые воры арестованы и по решению суда отправлены по этапу. Муниципальный электрик становился полноправным хозяином воровской Одессы.

Криминальная империя

К 1914 году Японец полностью контролировал городской извоз, 60% каботажных перевозок и систему контрабандной доставки колониальных товаров. Муниципальные чиновники, полиция и таможня стали неотъемлемой частью криминальной империи Михаила Виницкого. Одесса по структурной организации преступного мира на 20 лет опередила североамериканский Чикаго с гангстерским синдикатом Аль Капоне.

Сегодня трудно сказать, что побудило Японца вмешаться в борьбу политических партий города и выступить в революции 1917 года на стороне большевиков. Думается, что здесь не в последнюю очередь имели влияние масштабные еврейские погромы в Одессе, которые сначала организовывала царская полиция, а потом петлюровская Директория. Да и народ у большевиков был для Японца почти «родной». Много было откровенного люмпена, бывших уголовников и бандитов, экспроприировавших при царе авуары коммерческих банков.

Одесская подпольная группа большевиков состояла практически из одних евреев. Самуил Зацхер, Борис Юзефович, Френкель, Ройтман, Мер - лидеры законспирированной большевистской организации, которая вела в городе борьбу с интервентами, белогвардейцами и войсками Центральной Рады.

Японец по своим каналам наладил доставку оружия боевикам и участвовал со своими людьми в совместных революционных акциях.

12 декабря 1918 года в одесском городском цирке проходил массовый митинг, организованный социалистическими партиями. Большевику Ивану Клименко удалось поднять рабочих на разгром полицейских учреждений. Выйдя из цирка, митингующие с пением революционных песен двинулись к бульварному полицейскому участку, где освободили политических заключенных. Другая группа демонстрантов отправилась освобождать своих товарищей к тюрьме. Здесь к ним присоединилась толпа, человек четыреста, вооруженных, как вспоминает старый большевик Ф. Френкель, «с головы до ног»; во главе ее шел «легендарный и неуловимый бандит - Мишка Японец». События развивались быстро. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой медвежатника Новицкого, толпа бросилась во двор. Рабочие освобождали политзаключенных, а люди Японца - уголовников. Начальника тюрьмы большевики и бандиты живьем сожгли во дворе в тюремном сарае.

Все заключенные, по словам Френкеля, были одеты в тонкие тюремные халаты и вскоре стали мерзнуть на декабрьском ветру. Проблему с одеждой бандиты решили просто: остановили первый трамвай и раздели всех пассажиров...

Красный командир


Большевики и бандиты быстро нашли общий язык. 12 апреля 1919 года Мишка Японец вместе со своим адъютантом прибыл в Особый отдел 3-й Украинской Советской Армии и поведал о своей революционной борьбе с буржуазией.

Федор Тимофеевич Фомин, находившийся в то время на должности армейского комиссара, вспоминает в своих мемуарах: «Рассказывал Японец о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России, немного «прихватывали» у местных буржуев. Говорил недолго». И далее: «Заверяю честным словом, - рукой рубанул по столу, - что теперь грабежей и налетов не будет. А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих гадов на месте. Со старым мы решили покончить... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хочу, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии. Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужен ваш мандат и помещение для формирования отряда».

Реввоенсовет 3-й Украинской Советской Армии дал свое «добро» на организацию особого, 54-го, полка. Японец быстро взялся за дело, и в середине мая одесские обыватели имели возможность наблюдать любопытное зрелище - торжественный парад нового войска по улицам города.

Старейший одесский чекист Николай Мер вспоминал: «...Впереди Японец на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествовала пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. Головные уборы самые разные: цилиндры, канотье, фетровые шляпы и кепки. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками... Комиссаром в полк был назначен известный в Одессе анархист Александр Фельдман».

Однако театр скоро закончился, и полк Японца был отправлен под Винницу, где активизировали наступательные действия войска Директории.

Запахло «горячим». По мере приближения к фронту отряд одесских уголовников таял на глазах. В Знаменке разъяренный Япончик приказал повесить прямо на перроне 10 дезертиров - не помогло. На фронт приехало всего 700 человек. Неделю продержались бандиты на передовой. Один раз удачно сходили в атаку: используя огневое и численное превосходство, они закидали бомбами петлюровские окопы и... отступили.

Фартовые парни устали жить без привычной еды и постели, ленились окапываться и несли большие потери. Ночью, после боевой операции, бандиты захватили два состава и поехали домой в Одессу. Бегство полка М. Я Виницкого имело тяжелые последствия для фронта. Петлюровцы прорвали фронт в районе Вапнярки и вышли на оперативный простор.

24 октября 1919 года Мишка Японец вместе со своим штабом приближался к Вознесенску. Министерский литерный вагон праздновал возвращение на родину. Внезапно поезд остановился у закрытого семафора, прямо напротив въезда в железнодорожное депо. Мишка Япончик, его «комендант» Халип и жена Лиза, вооруженные маузерами, быстро пошли разбираться к начальнику станции, чтобы узнать причину остановки. Вошли в кабинет и увидели двух военных.

Кто такие? - уверенно спросил Японец.

Оперуполномоченный Одесского губчека Урсулов, - ответил военный, - а это... - показал на сидящего крепыша, - чекист Зорин.

Не говоря ни слова, крепыш выстрелил три раза. Японец, Халип и Лиза умерли сразу. Чекисты, не убирая трупов, быстро покинули кабинет начальника станции и уехали из города.

На похороны Михаила Виницкого собрались все евреи Вознесенска, было много приезжих из Одессы. Покойника отпевал знаменитый кантор хоральной синагоги Пиня Миньковский и хор из солистов оперного театра.

Смерть Мишки Япончика породила очень много домыслов и стала основой многих легенд современной криминальной мифологии.

Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Почти век назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. Много лет спустя кличку Япончик получил другой криминальный авторитет, этапированный недавно из США Вячеслав Иваньков. Между Япончиком-1 и Япончиком-2 уместилась целая эпоха - эпоха "воров в законе". О ней рассказывает известный историк, исследователь отечественного криминала, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский

Король Молдованки - Японец

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела".

"Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового.

Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса.

Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года.

Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом - кроме Мишки Япончика можно вспомнить Камо, Котовского и других. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата. И если компромат не находился, короновали.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Петлюры. Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, полк сумел захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к разгрому и бегству полка. Часть полка после этого дезертировала. По легенде, полк якобы взбунтовался и захватил два поезда, чтобы вернуться в Одессу. По другим сведениям, Япончику, чтобы изолировать его от полка, приказали направиться в Киев. Япончик с ротой охраны в Киев не поехал, а дезертировал и попытался вернуться в Одессу. Однако в Вознесенске он попал в организованную чекистами засаду и был убит при аресте.

Не стала ли кончина "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "бульон", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".


В г. Вознесенске на месте гибели Моисея Вольфовича установлен гранитный памятник, находится при входе в парк "Марьина роща".

Почему же нынешним "коронованным" можно убивать самим, если "ворам в законе" запрещалось? Ведь Япончик, который Иваньков, содержится в тюрьме по подозрению в убийстве.

Жизнь "законников" начала меняться еще в Великую Отечественную войну. В 1942 году Сталину понадобилось пушечное мясо. Политических на фронт не посылали, а уголовным обещали снятие судимостей в случае "искупления кровью" и гарантировали невозвращение в колонии. Часть воров решила нарушить закон. Большинство из них погибло в штрафбатах. Кто-то дослужился до погон, орденов и медалей, а после войны, оказавшись без жилья, без гражданских профессий и специальностей, вернулся к прошлым занятиям. Но в лагерях и зонах уже подросло новое, не "ссучившееся" поколение. Начались знаменитые "сучьи войны". Резня была страшной, и после нее воровской мир изменил, смягчил закон. Появилась возможность зарегистрировать брак, иметь свое жилье (а не болтаться по малинам). Кроме того, почетное звание "вора в законе" стало возможно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться "законники", ни одной ходки не имевшие. Особенно много среди них было выходцев из Грузии и Кавказа, так называемые лаврушники.

Когда умер Сталин и Хрущев вернулся к идее кооперации, "воры в законе" взяли под свое крыло новую для СССР отрасль криминала - "цеховиков". "Законники" получили возможность пустить в оборот свой "общак", а "цеховики" - защиту в местах лишения свободы. А прикрывала интересы "воров в законе" третья структура, "зонтик", или крыша, замыкавшаяся на милицейских и партийных начальников. Кстати, жестокостью при "разгоне" цеховиков (слова "рэкет" тогда не существовало) прославилась банда Монгола, в которой начинал Япончик-Иваньков. Ну а с началом перестройки "законников" в этих делах стали теснить "бандиты", или "спортсмены".

Сегодня грань между бандитами и "ворами в законе" будет очень условной. В методах "работы" разницы почти никакой, и развиваются они в одном направлении. Легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов исполнительной и законодательной власти. Формально "воры в законе" до сих пор сосуществуют с бандитами, но их значение сократилось. Их сейчас порядка 200 - 300 человек. И даже зона сегодня живет не по закону, а по бандитским "понятиям". Еще в 90-х, когда в Петербурге умирал известный "вор в законе" Горбатый, Юрий Алексеев, он позвал к себе начальника питерского ГУВД Крамарева и пожаловался: "Боюсь умирать. Мир меняется. Страшные времена настают".

30 октября 1891 года в Одессе, на Молдаванке, на улице Госпитальной, 23, у еврейского мещанина, фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого и его жены Добы (Доры) Зельмановны родился сын Мойше-Яков (в последующих документах Моисей Вольфович). Всего в семье было пять сыновей и дочь.

Впервые Моисей (Мишка), прозванный Япончиком за узкий разрез глаз, берет в руки "шпалер" в 1905 году в еврейском отряде самообороны и больше уже никогда с ним не расстается. В 1906 он вступает в молодежную организацию анархистов-террористов "Молодая воля".

2 апреля 1908 Одесский окружной суд приговаривает его к 12 годам каторжных работ. В одесской тюрьме Моисей Винницкий некоторое время сидел в одной камере с Григорием Котовским.

В 1917 Моисей Винницкий возвращается в Одессу и становится легендарным до сих пор Мишкой Япончиком, "королем" одесского преступного мира.

Он женился на красивой большеглазой девушке Циле Аверман. А еще через год у них родилась дочь Ада.

Япончик руководил примерно четырьмя тысячами одесских бандитов, которые грабили всех подряд – власть в городе менялась каждые несколько месяцев.

Решив пойти по пути старшего товарища, Григория Ивановича Котовского, он вступает в Красную Армию и формирует из своих ребят 54-й стрелковый, Советский Украинский полк.

Но воевал полк недолго – ребята рвались назад, в Одессу. Четвертого августа 1919 года на станции Вознесенск командир кавалерийского дивизиона Урсулов по приказу командования без суда застрелил Мишку Япончика.

Едва ли не в день гибели Япончика в одесской Еврейской больнице, на 23-м году жизни умерла его единственная сестра – Женя.

Циля, оставив маленькую дочь Аду свекрови, уехала с мужем покойной Жени заграницу. Позже она вышла за него замуж. Ада впоследствии оказалась в Баку. Там же и скончалась.

Циля Аверман, жена Мишки Япончика: «5/3/26 г. На добрую память милой, незабываемой Аделичке от любящей тебя мамаши Цили»; на втором фото - Циля в одежде индийской женщины и подпись: «Так одеваются богатые индийки. Целую вас и Адельку. 28/8/25 г. Бомбей»

Три брата Моисея Винницкого – Абрам, Григорий и Юда - погибли на фронте во время войны. Исаак с семьей в 1970-х годах перебрался в Нью-Йорк.

У Мишки Япончика была единственная дочь – Адель, Ада, следовательно...

Погодите, погодите... Я бы хотел начать беседу с того момента, когда Циля Аверман, жена Мишки Япончика, оставив Аделю свекрови, вместе с мужем его покойной сестры уехала заграницу...

Это неправда! Циля очень хотела взять Аделю с собой, но свекровь не отдала ребенка.

Циля Аверман уехала во Францию...

Игорь: "Сперва она уехала в Индию. Вот, посмотрите на эту фотографию, которую Циля прислала из Бомбея. Потом она перебралась во Францию и до 1927 года, пока окончательно не закрыли границу, присылала людей в СССР, чтобы те привезли ей ребенка. Это, сами понимаете, стоило больших денег. Но свекровь, родственники, так и не отдали Аделю. Бабушка до конца жизни не могла ей и всем одесским родственникам этого простить. Она, кстати, после войны ни разу не приезжала из Азербайджана в Одессу. Всех одесских родственников принимала в Баку.
Мы знаем, что Циля Аверман была обеспеченным человеком – владела во Франции несколькими домами, небольшим заводом. Видимо, кое-какие ценности ей удалось вывезти за границу. Она должна была уехать. Если бы Циля не уехала, то ее убили бы, как и мужа.

В шестидесятых-семидесятых годах, когда уже за связь с родственниками-иностранцами не так преследовалась, к нам от еврейский организаций стали приходить посылки. Значит Циля была еще жива, и не забыла свою дочь...".

Слева направо: Адель Винницкая, ее двоюродная сестра и младшая сестра Цили Аверман.
Подпись на обороте фото: «На долгую и вечную память дорогой племяннице Аделичке
от тети и сестрички. Семья Аверман. 28/4-29 года»

Рада: "Кстати, в метрике о рождении бабуля была записана не как Адель, а «Удая Мойше-Яковлевна Винницкая, родилась 18 августа 1918 года».

Как сложилась жизнь вашей бабушки?

Она вышла замуж...

За кого?

Рада: "Мы не знаем. Бабуля никогда об этом не говорила. Это было семейным табу. Об этом никогда не говорили ни папа, ни мама, ни одесские родственники... Жизнь у нашей бабули сложилась нелегко...
В 1937 году, в Одессе, у нее родился сын, наш отец, которого в честь дедушки назвали Михаилом. (В нашей семье имена повторяются. Сына Игоря назвали Михаилом, а старшую дочь Лили, нашей сестры – Аделью)".

Игорь: "Во время войны бабуля с сыном, нашим папой, эвакуировалась в Азербайджан, в Гянджу. Потом они жили в Минчегауре. Там, через много лет, папа познакомился с мамой – она работала учительницей в школе.

А после войны бабулю посадили...".

За что?

Игорь: "Жить надо было... Ребенка кормить надо было... Она торговала на базаре в Гяндже маслом. Значит – спекуляция. Значит – срок... Приехала ее двоюродная сестра, Женя, и забрала папу в Одессу. Папа потом всю жизнь не очень любил мужа тети Жени, Милю. Тот заставлял его учиться, ходить в школу. А папе это было трудно... Папа практически не знал русский язык – в Гяндже все говорили только на азербайджанском".

Рада : "Бабушка наша была очень сильным человеком. Замуж она не вышла. Жила одна. Ни от кого не хотела зависеть. Работала завскладом на вокзале. Хорошо зарабатывала. Лихо командовала мужиками-рабочими.. Жила отдельно, много готовила и любила угощать всех соседей. Когда по телевизору показывали фильмы о революции, она вздыхала и произносила одну и ту же фразу: "Как бы мы хорошо жили, если бы не они...". До конца жизни у бабули, это очень странно, после стольких лет жизни в Баку, был одесский акцент. Она говорила: "я ишла", "он ишол","исчо", "семачки", "цепачка"...

Исаак Винницкий, брат Мишки Япончика, и его племянник Михаил Винницкий,
внук Мишки Япончика; справа - Адель Винницкая

Когда вы узнали о своем прадеде – Мишке Япончике?

Рада: "Мне было семнадцать лет. Выходила замуж Света, дочь наших одесских родственников. Я с мамой поехала в Одессу. Пошли в театр оперетты. Там показывали спектакль "На рассвете" – о жизни в городе во время революции. Мишку Япончика играл знаменитый актер Михаил Водяной. Когда спектакль окончился, дядя Филя, отец Светы, посмотрел на меня и спросил маму: "Сима, она знает...?". "Нет, - ответила мама, - мы ей ничего не говорили...". И дядя Филя мне все рассказал. О нашей семье, о прадеде... Я была, естественно, в шоке.

Игорь: "Я родился в 1960. Я старше Рады на десять лет. Узнал о Мишке Япончике еще пацаном. Мне бабуля все рассказала... У нас дома была фотография (она пропала) – Мишка Япончик в кожаной куртке, с большим маузером, сидит на белом коне на площади перед оперным театром. Этот снимок был сделан, когда его полк уезжал на фронт. Я гордился Япончиком. Но отец строго предупредил – об этом нельзя рассказывать никому.
Бабушка всегда говорила, что если бы ее отец вернулся живым (подлец Урсулов выстрелил ему в спину), то он бы стал, как Котовский, большим человеком... И еще бабушка рассказывала, что в 14 лет Мишка участвовал в покушении на полицейского пристава. Вместе с ним в покушении принимала участие восемнадцатилетняя девушка. Бабушка называла ее имя, но я уже не помню... Эта женщина потом работала в Кремле, хотела изменить, если можно так сказать, сложившееся мнение о Моисее Винницком, оправдать его. Но ей заткнули рот...".

А как сложилась жизнь вашего отца Михаила – внука Мишки Япончика?

Рада: "Отец, как и бабуля, тоже прожил нелегкую жизнь. Уже когда семья жила в Баку, он взял фамилию жены. Наша мама – Сима Алахвердиева. (Еврейское имя "Сима" ей дали по просьбе еврея-врача, принимавшего роды). Игорю и Лиле тоже сменили фамилии. А я уже родилась Алахвердиевой. Когда мы, двенадцать лет назад, стали собираться в Израиль, пришлось много побегать по архивам и ЗАГСам, чтобы доказать, что наш отец Микаил Алахвердиев, азербайджанец, на самом деле Михаил Винницкий, еврей". Бабуля, кстати, всю жизнь прожила с фамилией Винницкая...

Игорь: "Трудно мне сказать, почему отец сменил фамилию и национальность... Чтобы, наверное, жизнь стала полегче... Хотя Азербайджан и интернациональный, но лучше там быть азербайджанцем. Отец работал шофером, возил министра соцобеспечения (может быть, и это стало причиной смены фамилии, - не знаю), занимался тем, что сейчас называют "бизнес". У него в кармане нашли несколько долларов. Он был арестован, сидел четыре года... Как и бабушка, папа не любил советскую власть... Не любил ее и я, с детства, хотя и был пионером. Наверное, в нашей семье это фамильная черта... Отец умер молодым. Ему было пятьдесят лет.

Вы бывали в Одессе. Приходили на Молдаванку? Заходили на Госпитальную, в дом, в котором родился Япончик?

Рада: "Я жила на Молдаванке! У родственников на улице Лазарева, 63... Или 62? Не помню, забыла... Молдаванка мне очень понравилась. А как там люди разговаривали! "Ты хочешь чай? Да? Пей на здоровье, только не заваривай, я его заваривала вчера утром". Мне нравились улицы Пушкинская, Дерибасовская...".

Игорь: "И я жил в этом доме, и на Госпитальную, 23, заходил... Одессу я знал, как Баку – бывал в ней много раз еще подростком. Люди знали, кто я такой, из какой семьи... Помню одного старого человека. Все его называли Мишка Жлоб. Он тоже жил на Лазарева. Жлоб знал моего прадеда, рассказывал мне о нем. Помню несколько его историй.

На Молдаванке жила бедная девушка. Она выходила замуж, но у нее не было никаких украшений. Тогда Япончик написал записку к владельцу ювелирного магазина – попросил его подарить бедной девушке какое-нибудь украшение... Просьба была немедленно выполнена.

Еще история. Бедный парень влюбился в девушку, и она его полюбила. Но ее отдали за парня из состоятельной семьи. Мишка Япончик пришел на свадьбу и сказал жениху: "Твой отец богатый, он тебе любую другую невесту найдет, а эта пусть выходит замуж по любви...".

Мишка Жлоб рассказывал, как многие жители Молдаванки шли к моему прадеду за советом и защитой. Он, говоря сегодняшним языком, был "крестным отцом". Как мне кажется, Мишка Япончик заложил основы тех "понятий", по которым до сих пор живет уголовный мир бывшего Союза. Не могу только одного понять – почему он не уехал заграницу?".

У Мишки Япончика были четыре брата и сестра, которая умерла в 1923 году в Одессе. Три брата, несколько племянников, погибли во время войны. Многие погибли в одесском гетто. Были ли вы знакомы с единственным оставшимся в живых братом – Исааком?

Игорь: "Да. Исаак жил в Одессе. Мы с ним встречались, разговаривали. Он всегда говорил: Миша не был бандитом. Он был налетчик". Исаак был человеком состоятельным, известным в деловом мире Одессы. Отсидел срок, как тогда говорили, "за экономические преступления". Когда евреям разрешили уезжать из СССР, он отправил своих дочерей с семьями в США, а потом и сам в 1979 туда уехал.

Как нам известно, русские мафиози в Нью-Йорке, думая, что у него есть большие ценности, сильно избили Исаака, требуя, чтобы он эти ценности отдал. Исаак ничего не сказал этим бандитам. Через два дня в больнице он скончался... Вот такая судьба...".

Да уж... Бандиты из России (возможно, из Одессы) убивают в Нью-Йорке брата легендарного "короля" одесского преступного мира... Почище любого сериала... Кстати, вы смотрели телесериал "Жизнь и приключения Мишки Япончика". Вам он понравился?

Игорь: "Не очень. Еще до того, как начались съемки фильма, в Интернете появилось объявление о том, что все, кто знают что-нибудь из жизни Мишки Япончика, приглашаются написать об этом. Я сперва хотел написать, а потом подумал – ну напишу, а они снимут об этом не так, как я написал. Мне будет неприятно. Да и зачем? Понятно, люди уже вложили в фильм большие деньги, зачем им правда? Им свои деньги нужно вернуть, да еще и заработать на фильме. Кто будет обращать внимание на то, что я написал?

А потом я увидел фильм: сестру Мишки Япончика показали придурочной, его отца – пьяницей... Ужас! Бабушка рассказывала о них совсем иначе... Цилю, правда, играет очень красивая, и вот, посмотрите на фотографии, очень похожая на нее актриса".

Рада: "И мне фильм не понравился...".

Где похоронена ваша бабушка-"принцесса", дочь "короля"?

Рада: "В Баку, на мусульманском кладбище...".

На мусульманском? Почему??

Правнуки Мишки Япончика: Рада, Лиля и Игорь

Игорь: "Так захотела бабуля. Дело в том, что на еврейском кладбище, которое находилось далеко от нашего дома, у нас никто не лежит. А на мусульманском, близко от нашего дома, были похоронены наши дедушка и бабушка – родители мамы. Аделя сказала маме: "Сима, похорони меня рядом с ними. Ты ведь будешь приходить их навещать – и мне положишь на могилу цветочек. А еврейское кладбище далеко. Никто ко мне не приедет". Мы выполнили волю бабушки. На ее памятнике написано: "Адель-ханум". Без фамилии...

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мишки Япончика

Мишка Япончик – одесский налетчик.

Детство и юность

Легенда преступного мира Мишка Япончик родился в Херсонской губернии 30.10.1891 года в семье фургонщика. Отцом будущего одесского налетчика был Меер-Вольф Мордкович Винницкий, который назвал новорожденного Мойша-Яков. Через четыре года семья перебралась в Одессу, поселившись на известной всем Молдованке. В 6-летнем возрасте Мойша-Яков лишился отца. В отсутствии кормильца ему пришлось пойти на работу еще ребенком, сначала учеником в мастерской по ремонту и изготовлению матрацев, а после окончания школы – электриком на местный авиастроительный завод «Анатра».

Карьера

Свою головокружительную в прямом и переносном смысле карьеру Мойша-Яков Винницкий начал исключительно из добрых побуждений. Осенью 1905 года в Одессе начались еврейские погромы. Пытаясь защитить своих родных и знакомых, он вступил в ряды самообороны, а затем продолжил бороться с царским режимом вместе с анархистами-коммунистами из организации «Молодая воля». Одна из ее акций окончилась убийством полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря. Как один из участников этого преступления Мойша-Яков был осужден на смертную казнь. Подача апелляции позволила ему остаться в живых. В 1907 году наказание изменили на 12 лет каторжных работ, на которых он познакомился с еще одним «борцом с режимом» Г.И. Котовским.

Не отбыв 2 года из назначенного срока наказания, Мойша-Яков Винницкий вышел на свободу по амнистии, объявленной в 1917 году. В течение нескольких летних месяцев он сколотил под своим началом достаточно многочисленную и хорошо вооруженную банду, обозначившую свое лидерство в одесском преступном мире рядом дерзких налетов. Именно в этот период он получил свое прозвище Япончик. Существовало две версии ее происхождения. Одна из них гласит, что она появилась из-за характерного «азиатского» разреза глаз, а вторая – благодаря рассказу Япончика о нравах якудзы в Нагасаки, услышанным им у португальских моряков. По его словам, японская мафия ведет свои дела по единым для всех правилам, нарушение которых жестко карается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Одним из таких правил был призыв грабить только «буржуазию и офицеров». Один из «коллег», нарушивших его и ограбившем рабочего, был убит Япончиком лично. В том же 1917 году находящаяся под его «руководством» одесская блатная шпана оформилась в полулегальную организацию – Еврейская революционная дружина самообороны. По воспоминаниям , дружившего с Япончиком, это была «смелая армия хорошо вооруженных уркаганов» . Как и в 1905 году, целью организации была защита еврейского населения Одессы от насилия и грабежей. Но на самом деле не только евреев, но и «коллег по цеху». Штаб организации находился в очень аутентичном месте – в декабре 1917 года анархисты и дружина Япончика захватили публичный дом Айзенберга.

В январе 1918 года Япончик и сотрудничавшие с ним анархистские организации примкнули к большевикам и эсерам, организовавшим в Одессе восстание. В ходе уличных боев его «подчиненные» совершили налёт на Регистрационное бюро полиции. В результате картотека, где содержалась информация на 16 тысяч местных уголовников, была уничтожена. В конце того же года он организовал налёт на одесскую тюрьму, благодаря чему из нее совершили побег большинство заключенных.

В начале 1919 года его банда стала «боевым крылом» большевистского подполья, одним из руководителей которого был знакомый Япончика по каторге Григорий Котовский. Бандиты занимались своим привычным делом, а именно – похищениями и ограблениями, что мешало белогвардейцам и франко-греческим интервентам организовать прочную оборону Одессы от Красной Армии. В апреле 1919 года город перешел под ее контроль.

На службе в Красной Армии

После захвата Одессы Красной Армией Япончик стал одним из ее командиров. Поначалу он командовал бронепоездом, воевавшим против атамана Григорьева. В мае 1919 года он сформировал 54-й полк, входивший в состав 3-й армии. Личный состав – в основном одесские уголовники и анархисты, а также отмобилизованные студенты местного университета. Красноармейцев только что сформированного воинского соединения можно было отличить по форме одежды. В ее привычном виде не существовала – большинство предпочитало носить тельняшки, цилиндры и шляпы канотье.

Специфичные политические убеждения бойцов 54-го полка пресекали на корню все попытки наладить «политработу». Именно по этой причине официальным комиссаром этого воинского формирования был не коммунист, а знакомый одесской шпане анархист Александр Фельдман по кличке «Саша».

Полк воевал в составе бригады Котовского против Петлюры очень короткое время. Причем дезертирство из него началось еще до отправки на фронт в августе 1919 года. Непосредственно к месту боевых действий прибыли лишь 704 человека из 2202, кто участвовал в пышных празднованиях, предшествующих поездке на войну. Боевое крещение оказалось успешным. Полку даже в таком малочисленном составе удалось одержать победу с трофеями и пленными. Однако последовавшая за этим контратака петлюровцев привела к тому, что уголовники сбежали с поля боя, попытавшись уехать в Одессу на пассажирском поезде. Он был остановлен на одной из станций частями особого назначения Красной Армии. Все, кто оказывал сопротивление, были убиты, включая Япончика. Его гибель (4 августа 1919 года) повлекла за собой целую череду смертей. В октябре 1919 года был убит комиссар полка Фельдман, которого поначалу обвинили в убийстве Япончика. Спустя 7 лет печальный конец ждал Котовского. Бывший начальник штаба 54-го полка Мейер Зельдер застрелил его, отомстив за убийство немногих уцелевших в августе 1919 года своих подчиненных.

Став легендой еще при жизни, Мишка Япончик продолжил жить в советской литературе, театре и кинематографе. Вплоть до распада Советского Союза он регулярно становился прообразом главных персонажей очень многих произведений – от музыкальных кинокомедий до драматических театральных постановок.

Мишка Япончик. Настоящее имя - Мойше-Яков Вольфович Винницкий. Родился 30 октября 1891 года в селе Голта Ананьевского уезда Херсонская губернии (Российская империя) - расстрелян 4 августа 1919 года в Вознесенске Херсонской губернии. Знаменитый одесский налётчик.

Мойше-Яков Вольфович Винницкий hодился 30 октября 1891 года в селе Голта (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины) Ананьевского уезда Херсонская губернии в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого.

Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей. Когда ребёнку было четыре года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. По другим данным, родился уже в Одессе.

При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».

У него было четыре брата и сестра. Три брата – Абрам, Григорий и Юда - погибли на фронте во время войны. Брат Исаак умер в Нью-Йорке. Сестра Женя умерла в 1919 году.

На шестом году жизни потерял отца. Работал учеником в матрацной мастерской, одновременно посещая еврейскую школу, затем поступил электриком на одесский завод аэропланов Анатра (отделение на улице Канатной, 22).

Во время еврейских погромов в октябре 1905 года участвовал в еврейской самообороне. После этого присоединился к отряду анархистов-коммунистов «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме познакомился с Г. И. Котовским.

Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера.

Существует песня «Памятник Мишке Япончику».

В 1968 году снят фильм «Первый курьер» (СССР-Болгария). Роль Яши Барончика сыграл одессит Николай Губенко.

Одессит Михаил Водяной исполнил роль Мишки Япончика в советском художественном фильме «Эскадра уходит на запад» (1965).

В фильме польского режиссёра Юлиуша Махульского «Дежа вю» (1989; СССР-Польша), действие которого происходит в Одессе в 1925 году, есть персонаж Мишка Япончик, его роль исполнил Николай Караченцов.

Персонаж Мишка-Япончик мелькает в биографическом сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2006), в роли - Алексей Горбунов и Михаил Шкловский.

В 2011 году снят сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (в главной роли ), никак не претендующий на историческую достоверность и во многом ей противоречащий. Так, отец Япончика скончался, когда Мойше-Якову было около шести лет; Гришина-Алмазова, отстраненного от должности военного губернатора Одессы в марте 1919 года, обстреляли из пулемёта ночью и не Япончик; белых в мае и летом 1919 года вообще не было в Одессе, хотя белые находились в городе после разгрома петлюровцев в марте-апреле 1919 года, а когда 23 августа 1919 года они опять вступили в Одессу, Мишки Япончика уже не было в живых, и т. п.