Тест егэ на тему общество. Тест по обществознанию

Тест по теме "Общество" с ответами (вариант 1, 2) рассчитан на учащихся 10- 11 кл. Он состаит из части А (25 вопросов) и части В (7 заданий). Тест соотвествует структуре ЕГЭ. Его можно использовать как для проверки знаний учащихся, так и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Общество» В 1

A1 . Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

A2 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством

A4 . . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A5 . . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6 . . Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A8 .

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и

Коммунистический».

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:

  1. высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
  1. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

Наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4)в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

A12. . Верны ли следующие суждения?

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

1)является системой 2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам

A14 . Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A16 . Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью

А17 . А. Тойнби сформулировал закон:

1)единства и борьбы противоположностей 2)смены общественно-экономических формаций

  1. классовой борьбы 4)«вызов - ответ»

1)А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4)Г. Плеханов

A19 . Какой признак присущ нации как этнической общности?

1)национальное самосознание 2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии 4)разделение властей

A20 . Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия

A22 . Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A23 . Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию

A24 . К глобальным проблемам современного мира относится

1)возникновение новых межгосударственных объединений 2)завершение промышленного переворота

3)существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4)интенсивное развитие науки

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Часть В.

Общество

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

традиционное

информационное

……….

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Ответ________________

В 3 . Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Ответ__________

В4. черты восточной цивилизации

  1. Уход во внутреннюю духовную жизнь
  2. Приоритет экономики в решении общественных проблем
  3. Созерцательное отношение к природе
  4. Ускоренный темп жизни
  5. Строгость поведенческих регуляторов
  6. Разнообразие и быстрая смена художественных стилей

Ответ____________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Ответ__________

«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация - _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »

Ответ____________

В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Возникновение государства
  2. Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
  3. Создание новых лекарственных препаратов
  4. Формирование наций
  5. Способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ_______________

Тема Общество

Ответы:

Вариант 1

Индустриальное

Стагнация

22121

2112

ГБЕДЗА

Предварительный просмотр:

Тест «Общество» В 2

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2 . Человек воздействует на природу:

  1. Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем

3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них

А4 . Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1)экономического развития страны 2)политического развития страны

3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6 . Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществ ляется в:

1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере

А7 . Характерной чертой западной цивилизации является:

  1. низкая социальная мобильность
  2. длительное сохранение традиционных правовых норм
  3. активное внедрение новых технологий
  4. слабость и неразвитость демократических ценностей

А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

  1. революционный характер перемен
  2. скачкообразность
  3. насильственные методы
  4. постепенность

А9 . К числу глобальных проблем не относится:

  1. угроза ядерной войны
  2. распространение наркомании
  3. дефицит природных ресурсов
  4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

  1. гонкой вооружения
  2. соперничеством СССР и США
  3. быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
  4. загрязнением окружающей среды

А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма териальный мир.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо ит в:

  1. эволюции человека как гармонично развитой личности
  2. улучшении нравов
  3. развитии науки и разума
  4. росте идеалов истины и справедливости

А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

  1. любая последовательность событий
  2. живая память общества, народа, социальной группы
  3. прошлое, давно минувшее
  4. сущностная динамика общественного развития

А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - куль тура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабиль ности и развития человеческого общества, сколь генетическое разно образие - для природы.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А16 . Вопросы власти, государства решаются в:

1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере

А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества явля ется:

  1. возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
  2. строительство египетских пирамид
  3. распад империи Карла Великого
  4. объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

  1. были благоприятны для занятия земледелием
  2. позволяли тщательно обрабатывать землю
  3. требовали крайнего напряжения сил
  4. слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики

3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса

3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономиче скому развитию страны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А 25 . Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

  1. модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации

Часть В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

Ответ: _____________________________________________

В2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».

Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.

Ответ___________

В 3 . Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ___________

В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Преимущественное развитие тяжелой промышленности
  2. Медленные темпы социального развития
  3. Жесткая, иерархическая структура общества
  4. Развития система общественного разделения труда
  5. Высокая социальная мобильность населения
  6. Преобладание в экономике аграрного сектора

Ответ____________

В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Ответ__________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»

Ответ________________

В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Потребительское отношение к природе
  2. Уважение к традициям и законам
  3. Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
  4. Разнообразие норм социального поведения
  5. Разработка фундаментальных научных теорий
  6. Консерватизм

Ответ___________________

Ответы:

Естественная или окружающая

Автоматизация

21121

2212

БДАЗГИ


Глобальные проблемы современности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) нормы

права; 5) негативные санкции.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный факт» :

1.Обводнение торфяников, 2.тушение лесных пожаров, 3.весенний паводок, 4.строительство ГЭС, 5.модернизация очистных сооружений, 6.ранние заморозки 7.парламентские выборы.

Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда.

Ответ: ________________________

4. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие индустриальное общество .

5. Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания

1) гуманизация общественных отношений

Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными

2) совершенствование техники и технологии

В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти

Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов

Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы

Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций

Ответ: ________________________

6.

1.Экономическая А) организация референдума о новой власти

2.Политическая Б) организация социологического опроса

3.Духовная В) написание романа

4.Социальная Г) производство товаров народного потребления

Д) проведение научного исследования

Е) принятие закона об общественных организациях

7. Выберите позиции, характеризующие общество в узком смысле слова и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1).население крупнейшей страны мира

2).объединение любителей шахмат

3).форма совместной жизнедеятельности людей

4).обособившаяся от природы часть материального мира

5).определенная стадия в истории человечества

Ответ: ________________________

8. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. 1.Традиционное А) переход от ручного к машинному производству 2. Индустриальное Б) переход к экономике услуг

В) в основе ручное ремесло 3. Постиндустриальное

Ответ: ________________________

9. Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие демографические глобальные проблемы современного мира.

«Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны»

«Во многих европейских странах многие женщины долго не решаются заводить детей, занимаясь вопросами карьеры, участились случаи, когда женщины рожают впервые в возрасте не моложе 35 - 40 лет»

3)«Ряд африканских стран не могут справиться с неконтролируемы ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания»

«Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим»

«В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться, проблему не удастся разрешить даже путем активного привлечения мигрантов»

«В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад»

Ответ:__________________________

10. На графике … вопрос по теме «Экономика»

11. Выберете из предложенного, то, что соответствует использованию термина «общество» в узком значении слова:

1). характеристика определенной исторической эпохи

2). характеристика определенного поведения в обществе

3). объединение людей по интересам и сфере деятельности

4).объединение людей по положению в обществе

5).жители планеты Земля

Ответ: ________________________

12 . диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. те, которые отражают информацию, показанную в диаграмме.

5)Бедные и беднейшие слои населения составляют около четверти населения страны

Ответ: ________________________

13. Выберете из предложенного то, что соответствует традиционному обществу:

1) доминируют понятия семьи и религии

2) велика роль обычаев

3) отсутствие социальной мобильности

4) высокий уровень образования

5) наличие прав и свобод личности

Ответ: ________________________

14. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) Деятельность коммерческих банков 1. Экономическая сфера

Б) Деятельность театров и музеев 2.Духовная сфера

В) обороты денег и капиталов

Г) ВВП и ВНП

Д) НИИ и ВУЗы

Ответ:_________________

15. Выберите из предложенного списка неосновных институтов то, что соответствует основному социальному институту политики:

1) институт президентства

2) институт научно-исследовательский

3) Академия наук РФ

4) институт власти

5) парламентаризм

6) институт собственности

Ответ: ________________________

16. Выберите из предложенного списка то, что соответствует социальной сфере общества:

1) стадионы и другие спортивные сооружения

2) поликлиники и больницы

3) музеи и кинотеатры

4) автобусы и метро

5) магазины и сфера услуг

6) школы и ВУЗы

Ответ: ________________________

17. Установите соответствие общественных отношений, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) производственные 1) материальные отношения

Б) религиозные 2) духовные отношения

В) семейные, связанные с рождением детей

Г) политические

Д) культурные

Е) экологические

Ответ: ________________________

18. Выберите из предложенного списка то, что соответствует формам общественного развития:

1) прогресс

2) эволюция

3) реформирование

4) революция

5) модернизация

6) регресс

Ответ: ________________________

19. Отличительными признаками индустриального общества выступают:

1) наличие общественного разделения труда и специализации.

2) ценность индивидуалистических прав и свобод личности.

3) сращивание политической власти и собственности.

4) появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры.

5) господство сферы услуг

6) господство натурального хозяйства

Ответ: ________________________

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с _______________(А). Природа - среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и __________(Б) являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную ___________(В) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних ____________(Г) провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а, в конечном счете, жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять ___________(Д) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим ____________(Е).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

социальный институт

интернационализация

потребности

человеческие сообщества

религиозные взгляды

окружающий мир

Ответ: ________________________

Часть2

Для записи ответов на задания этой части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21-24

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)

21. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

Дополнительно можно указать следующую(щие) черты: …

23. Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

24. В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите классификацию, а во втором, напишите информацию о деятельности одного из социальных институтов.

26. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

27. Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется» . Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как динамичная система ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы(затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы(обозначеннойтемы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двухпримеров из различных источников)

Существование глобальных проблем человечества свидетельствует

1) о целостности современного мира

2) о выравнивании уровней развития

3) о взаимодействии стран и народов

4) о преимуществах экономически развитых стран

Пояснение.

Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие весь Мир в целом. (все страны и государства) Вне зависимости от развития, экономики, народности.

Ответ: 1

Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают

1) исторические традиции

2) культурное многообразие мира

3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека

4) многовариантность общественного развития

Пояснение.

Глобальные проблемы - результат деятельности человека, который всегда удовлетворяет свои потребности. Производство различных товаров происходит вместе с вырубкой леса, выбросов CO2 в атмосферу и т. д.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества

1) индустриального

2) традиционного

3) массового

4) постиндустриального

Пояснение.

Индустриальное общество - гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, господство труда.

Традиционное общество - поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений, низкие темпы развития, производства, труд направлен на удовлетворение основных потребностей.

Массовое общество - индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и «массовой культуры».

Постиндустриальное общество - очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями, господство сферы услуг.

Ответ: 2

Salima Burkhanova (Казань) 09.06.2012 11:11

Поясните пожалуйста подробнее. Традиционное по другому называют аграрным. Как в аграрном обществе может даваться предпочтение отдыха труду. Если поразмыслить, то время не ждет. И соответственно все надо делать вовремя.

Стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для основных потребностей, характерно исключительно для традиционного общества.

То, что предпочтение отдается отдыху, значит, что человек отдыхает, если это возможно, а не то, что вместо вспахивания земли он лежит на печи.

Вот, к примеру, в индустриальном обществе предпочтение отдается труду, он возводится в культ.

Евгений Бикмаев (Астрахань) 21.12.2012 02:51

Я считаю, что стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, зависит не от типа общества, а от психологии человека. Сегодня тоже многие люди нацелены на заработок, достаточный для существования, и далеко не все живут в грёзаз, что они будут шиковать в своей жизни. исходя из этого, я выбрал "постиндустриальное общество".

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Всегда сравнивайте варианты. Да, сейчас еще остались люди, которые зарабатывают исключительно на крышу над головой, еду и одежду. Но в традиционном обществе таких людей было много больше.

Вспомните характерную черту постиндустриального общества: господство сферы услуг. Услуги удовлетворяют не основные потребности человека.

Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции

1) модернизации

2) глобализации

3) демократизации

4) информатизации

Пояснение.

Модернизация - макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного - к индустриальному.

Глобализация - процесс всемирного экономического, политического и культурного объединения и стандартизации.

Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

Глобализация порождает сглаживание различий в международной экономике.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции

1) глобализации

2) модернизации

3) информатизации

4) демократизации

Пояснение.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.

Информатизация - широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека.

Демократизация - в широком смысле слова - процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Работник за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы боль­ше заработать. Для этого он готов тру­дить­ся более интенсивно, со­кра­тив время отдыха. Такие уста­нов­ки характерны для

1) традиционного общества

2) индустриальной цивилизации

3) аграрной цивилизации

4) феодального общества

Пояснение.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой признак характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) слабый уровень разделения труда

3) массовое промышленное производство

4) решающее значение сферы услуг в экономике

Пояснение.

Индустриально общество - переход от сельского хозяйства к промышленности, появление широко распространенного разделения труда.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет переход к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу?

1) складывание сво­бод­ной рыночной экономики

Пояснение.

Информация - главная цен­ность постиндустриального об­ще­ства (информационного).

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для традиционного общества характерно

1) длительное существование общины

2) широкое участие народа в общественной жизни

3) занятие основной массы населения в сфере услуг

4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности

Пояснение.

Традиционное общество - это самый первый вид общества, которые сложилась в человеческой цивилизации. В современном мире оно характерно для Стран Востока.

Оно характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

При переходе от индустриального к информационному обществу

1) происходит замена ручного труда машинным

2) возрастает значение науки и образования

4) формируется демократическое государство

Пояснение.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Михаил Михаилов (Kungur) 09.06.2013 11:22

Что за информационное общество? Ведь есть только 3 вида общества: традиционное (доиндустриальное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное.

Валентин Иванович Кириченко

Второе название постиндустриального общества - информационное.

Аида Агаханова (Махачкала) 07.06.2014 15:03

Разве при переходе от промышленного к информационному обществу не происходит замена ручного труда машинным?!

Петр Дмитриевич Садовский

Замена ручного труда на машинный происходит при переходе от традиционного общества к индустриальному.

Для традиционного общества характерна(-о)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) натуральное хозяйство

Пояснение.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

Традиционная экономика;

Преобладание аграрного уклада;

Стабильность структуры;

Сословная организация;

Низкая мобильность;

Высокая смертность;

Низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какие из ценностей характерны для общества традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, принадлежности к общине

2) независимость личности от государства

3) динамизм, быстрота общественных преобразований

4) светский характер образования и культуры

Пояснение.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Суть глобальной проблемы «Север-Юг» состоит в

1) старении европейских наций, снижении рождаемости

2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны

3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием

4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира

Пояснение.

Глобальная проблема «Север-Юг» связана с разрывом между богатыми странами на севере, бедными на юге.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Переход от ин­ду­стри­аль­но­го общества к пост­ин­ду­стри­аль­но­му характеризуется

1) раз­ви­ти­ем крупной ма­шин­ной индустрии

2) пре­об­ла­да­ни­ем коллективистских ценностей

3) воз­ник­но­ве­ни­ем микропроцессорных технологий

4) до­ми­ни­ро­ва­ни­ем внеэкономического при­нуж­де­ния к труду

Пояснение.

Компьютеризация, воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие микропроцессорных тех­но­ло­гий характеризуют пе­ре­ход от ин­ду­стри­аль­но­го к пост­ин­ду­стри­аль­но­му обществу.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой из ука­зан­ных фак­тов от­но­сит­ся к гло­баль­ным де­мо­гра­фи­че­ским проблемам?

1) за­гряз­не­ние при­род­ной среды про­мыш­лен­ны­ми отходами

2) со­кра­ще­ние раз­но­об­ра­зия видов рас­те­ний и животных

3) де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­сти­че­ских организаций

4) низ­кая рож­да­е­мость в наи­бо­лее раз­ви­тых стра­нах мира

Пояснение.

Демография от от греч. demos - народ и... графия) - наука, изу­ча­ю­щая население, и за­ко­но­мер­но­сти его раз­ви­тия в за­ви­си­мо­сти от социально-экономический факторов. Цен­траль­ный вопрос- вос­про­из­вод­ство населения.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 6.

Традиционное общество, в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го общества,

1) под­дер­жи­ва­ет вы­со­кий ав­то­ри­тет на­уч­но­го знания

2) ос­но­вы­ва­ет­ся на при­о­ри­те­те лич­ных ин­те­ре­сов над коллективными

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся свя­зью всех сфер об­ще­ствен­ной жизни

4) имеет со­слов­ный тип со­ци­аль­ной стратификации

Пояснение.

Традиционное об­ще­ство ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­ня­то­стью ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сель­ском хозяйстве, на­ту­раль­ным хозяйством, руч­ным трудом, со­слов­ным типом со­ци­аль­ной стратификации, и как след­ствие низ­кой со­ци­аль­ной мобильностью, низ­кой про­дол­жи­тель­но­стью жизни, при­о­ри­те­том кол­лек­тив­ных ин­те­ре­сов над личными, пре­об­ла­да­ни­ем мо­нар­хи­че­ских форм правления, гос­под­ством тра­ди­ци­он­ных ценностей.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет постиндустриальное общество?

1) пре­об­ла­да­ние религиозного мировоззрения

2) осу­ществ­ле­ние промышленного переворота

3) ис­поль­зо­ва­ние науки в про­цес­се социального управления

4) пе­ре­ход от на­ту­раль­но­го к то­вар­но­му производству

Пояснение.

Постиндустриальное об­ще­ство характеризуется раз­ви­ти­ем науки, в ка­че­стве основного фак­то­ра производства вы­сту­па­ют знания, раз­ви­ти­ем сферы услуг, ав­то­ма­ти­за­ци­ей и ком­пью­те­ри­за­ци­ей производства, в по­ли­ти­че­ской сфере плюрализмом, де­мо­кра­ти­че­ски­ми структурами, силь­ным гражданским обществом.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Какой при­знак характеризует ин­ду­стри­аль­ное общество?

1) ведущая роль сель­ско­го хозяйства

2) слабый уро­вень разделения труда

3) массовое про­мыш­лен­ное производство

4) решающее зна­че­ние сферы услуг в экономике

Пояснение.

Индустриально общество - переход от сель­ско­го хозяйства к промышленности, по­яв­ле­ние широко рас­про­стра­нен­но­го разделения труда.

Ведущая роль с/х - традиционное.

Сфера услуг - постиндустриальное.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для тра­ди­ци­он­но­го общества характерна(-о)

1) ценность че­ло­ве­че­ской личности

2) динамичное развитие

3) натуральное хозяйство

4) индустриальное производство

Пояснение.

Для тра­ди­ци­он­но­го общества, как правило, характерны:

−традиционная экономика

−преобладание аг­рар­но­го уклада;

−стабильность структуры;

−сословная организация;

−низкая мобильность;

−высокая смертность;

−низкая ожи­да­е­мая продолжительность жизни.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Возникновение транс­на­ци­о­наль­ных корпораций в со­вре­мен­ном обществе, раз­ви­тие международной тор­гов­ли служат про­яв­ле­ни­ем тенденции

1) модернизации

2) глобализации

3) демократизации

4) информатизации

Пояснение.

Модернизация - мак­ро­про­цесс перехода от тра­ди­ци­он­но­го общества к мо­дер­но­му обществу, от аг­рар­но­го - к индустриальному.

Глобализация - про­цесс всемирного экономического, по­ли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го объединения и стандартизации.

Демократизация - про­цесс внедрения де­мо­кра­ти­че­ских принципов в по­ли­ти­че­скую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

Информатизация - по­ли­ти­ка и процессы, на­прав­лен­ные на по­стро­е­ние и раз­ви­тие телекоммуникационной инфраструктуры, объ­еди­ня­ю­щей территориально рас­пре­де­лен­ные информационные ресурсы.

Гло­ба­ли­за­ция порождает сгла­жи­ва­ние различий в меж­ду­на­род­ной экономике.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

При пе­ре­хо­де от ин­ду­стри­аль­но­го к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу

1) происходит за­ме­на ручного труда машинным

2) возрастает зна­че­ние науки и образования

3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора

4) формируется де­мо­кра­ти­че­ское государство

Пояснение.

В ин­фор­ма­ци­он­ном обществе глав­ным ресурсом яв­ля­ет­ся информация, имен­но на ос­но­ве владения ин­фор­ма­ци­ей о самых раз­лич­ных процессах и яв­ле­ни­ях можно эф­фек­тив­но и оп­ти­маль­но строить любую деятельность.

Основными по­ка­за­те­ля­ми развитости ин­ду­стри­аль­но­го общества яв­ля­лись количественные показатели, то есть сколь­ко было до­бы­то угля и нефти, сколь­ко произведено стан­ков и так далее.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет пе­ре­ход к ин­фор­ма­ци­он­но­му обществу?

1) складывание сво­бод­ной ры­ноч­ной экономики

2) резкий рост со­ци­аль­но­го неравенства

3) развитие средств массовой коммуникации

4) формирование де­мо­кра­ти­че­ско­го государства

Пояснение.

Информация - главная цен­ность пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства (информационного).

1 и 4 ха­рак­тер­ны для ин­ду­стри­аль­но­го общества, 2 - для традиционного.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Работник за­ин­те­ре­со­ван в том, чтобы боль­ше заработать. Для этого он готов тру­дить­ся более интенсивно, со­кра­тив время отдыха. Такие уста­нов­ки ха­рак­тер­ны для

1) традиционного общества

2) индустриальной цивилизации

3) аграрной цивилизации

4) феодального общества

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Такие уста­нов­ки трудовой этики, как пред­по­чте­ние отдыха труду, стрем­ле­ние зарабатывать не больше, чем это не­об­хо­ди­мо для удо­вле­тво­ре­ния основных потребностей, ха­рак­тер­ны для общества

1) индустриального

2) традиционного

3) массового

4) постиндустриального

Пояснение.

Характерные черты:

Индустриальное об­ще­ство - гиб­кость социальных структур, со­ци­аль­ная мобильность, раз­ви­тая система коммуникаций, гос­под­ство труда.

Традиционное об­ще­ство - по­ве­де­ние индивидов стро­го контролируется, ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся обычаями и нор­ма­ми традиционного поведения, от­вер­га­ют­ся попытки любых со­ци­аль­ных преобразований, нововведений, низ­кие темпы развития, производства, труд на­прав­лен на удо­вле­тво­ре­ние основных потребностей.

Массовое об­ще­ство - ин­ду­стри­а­ли­за­ция и урбанизация, стан­дар­ти­за­ция производства и мас­со­вое потребление, бю­ро­кра­ти­за­ция общественной жизни, рас­про­стра­не­ние средств мас­со­вой коммуникации и «массовой культуры».

Постиндустриальное об­ще­ство - очень вы­со­кая производительность труда, вы­со­кое качество жизни, пре­об­ла­да­ю­щий сектор ин­но­ва­ци­он­ной экономики с вы­со­ки­ми технологиями, гос­под­ство сферы услуг.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Причиной воз­ник­но­ве­ния глобальных про­блем современности уче­ные считают

1) исторические традиции

2) культурное мно­го­об­ра­зие мира

3) рост мас­шта­бов хозяйственной де­я­тель­но­сти человека

4) многовариантность об­ще­ствен­но­го развития

Пояснение.

Глобальные про­бле­мы - ре­зуль­тат деятельности человека, ко­то­рый всегда удо­вле­тво­ря­ет свои потребности. Про­из­вод­ство различных то­ва­ров происходит вме­сте с вы­руб­кой леса, вы­бро­сов CO 2 в ат­мо­сфе­ру и т. д.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Усиление вза­и­мо­свя­зи государств и на­ро­дов в со­вре­мен­ном мире вы­сту­па­ет проявлением тенденции

1) глобализации

2) модернизации

3) информатизации

4) демократизации

Пояснение.

Модернизация - усовершенствование, улучшение, об­нов­ле­ние объекта, при­ве­де­ние его в со­от­вет­ствие с но­вы­ми требованиями и нормами, тех­ни­че­ски­ми условиями, по­ка­за­те­ля­ми качества. Мо­дер­ни­зи­ру­ют­ся в ос­нов­ном машины, оборудование, тех­но­ло­ги­че­ские процессы.

Информатизация - ши­ро­кое использование ин­фор­ма­ци­он­ных технологий во всех сфе­рах жизни об­ще­ства и человека.

Демократизация - в ши­ро­ком смысле слова - процесс, ве­ду­щий ко все более пол­но­му развитию народовластия.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Существование гло­баль­ных проблем че­ло­ве­че­ства свидетельствует

1) о це­лост­но­сти современного мира

2) о вы­рав­ни­ва­нии уровней развития

3) о вза­и­мо­дей­ствии стран и народов

4) о пре­иму­ще­ствах экономически раз­ви­тых стран

Пояснение.

Глобальные про­бле­мы - проблемы, за­тра­ги­ва­ю­щие весь Мир в целом. (все стра­ны и государства) Вне за­ви­си­мо­сти от развития, экономики, народности.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Какие из цен­но­стей характерны для об­ще­ства традиционного типа?

1) приоритет коллективизма, при­над­леж­но­сти к общине

2) независимость лич­но­сти от государства

3) динамизм, быст­ро­та общественных преобразований

4) светский ха­рак­тер образования и культуры

Пояснение.

Традиционное об­ще­ство - общество, ко­то­рое регулируется традицией. Со­хра­не­ние традиций яв­ля­ет­ся в нём более вы­со­кой ценностью, чем развитие. Об­ще­ствен­ный уклад в нём ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жёсткой со­слов­ной иерархией, су­ще­ство­ва­ни­ем устойчивых со­ци­аль­ных общностей (особенно в стра­нах Востока), осо­бым способом ре­гу­ля­ции жизни общества, ос­но­ван­ном на традициях, обычаях. Дан­ная организация об­ще­ства стремится со­хра­нить в не­из­мен­ном виде со­ци­о­куль­тур­ные устои жизни. Тра­ди­ци­он­ное общество - аг­рар­ное общество.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Для тра­ди­ци­он­но­го общества характерно

1) длительное су­ще­ство­ва­ние общины

2) широкое уча­стие народа в об­ще­ствен­ной жизни

3) занятие ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сфере услуг

4) признание в ка­че­стве главной цен­но­сти прав и сво­бод личности

Пояснение.

Традиционное общество - это самый пер­вый вид общества, ко­то­рые сложилась в че­ло­ве­че­ской цивилизации. В со­вре­мен­ном мире оно ха­рак­тер­но для Стран Востока.

Оно ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жёсткой со­слов­ной иерархией, су­ще­ство­ва­ни­ем устойчивых со­ци­аль­ных общностей (особенно в стра­нах Востока), осо­бым способом ре­гу­ля­ции жизни общества, ос­но­ван­ном на традициях, обычаях.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

1. Какая из нижеперечисленных функций не является функцией семьи:
а) социализации
б) защитная
в) экономическая
+ г) демографическая
2. Принцип «Человек сам знает, что для него важно и нужно» является характерным для
идеологии:
а) консерватизма
б) коммунизма
в) фашизма
+ г) либерализма
3. Что из нижеперечисленного не относится к формам государства:
+ а) консерватизм
б) форма государственно-территориального устройства
в) политический режим
г) форма правления
4. Вид монархии, при которой вся власть принадлежит монарху:
а) дуалистическая
б) парламентская
+ в) абсолютная
г) конституционная
5. Теория происхождения государства, согласно которой, государство сотворено Богом:
а) классовая
+ б) теологическая
в) патриархальная
г) договорная

6. «Потребность в контактах, общении, коллективности» относится к … сфере общественной
жизни.
а) экономической
б) политической
в) духовной
+ г) социальной
7. Какой из нижеприведенных признаков характеризует общество в качестве системы:
а) часть материального мира
+ б) способы взаимодействия людей друг с другом
в) обособленность от природы
г) непрерывное развитие8. Какой из нижеприведенных терминов не связан с понятием «прогресс»:
а) модернизация
+ б) стагнация
в) социальная революция
г) общественное развитие
9. Что из нижеперечисленного не относится к глобальным проблемам современности:
+ а) проблема образования народных масс
б) демографическая проблема
в) научная проблема
г) продовольственная проблема
10. Какая культура создается привилегированной частью общества, профессионалами:
а) народная
+ б) элитарная
в) массовая
11. Теория происхождения искусства, основанная на утверждении, что «искусство – результат
трудовой деятельности»:
а) игровая
+ б) трудовая
в) биологизаторская
г) магическая
12. Функция религии, упорядочивающая помыслы и стремления людей, а также их деятельность:
а) мировоззренческая
+ б) регулятивная
в) коммуникативная
г) компенсаторная

13. Какой из нижеприведенных терминов не связан с понятием «регилия»:
а) магия
б) обряд
+ в) знание
г) верование
14. Человек – существо:
а) социальное
б) биологическое
в) нравственное
+ г) биосоциальное
15. Какой из нижеприведенных терминов объединяет слова: биологические, престижные,
экзистенциальные, духовные, социальные.
а) знания
+ б) потребности
в) теории
16. По используемым средствам общение может быть:
+ а) прямое/косвенное
б) между воображаемыми партнерами
в) между реальными людьми
17. Не является функцией общения функция:
а) социализации
б) познавательная
в) психологическая
+ г) регулятивная
18. Какой из нижеприведенных терминов не связан с понятием «мышление»:
а) образ
б) знак
+ в) темперамент
г) представление

19. Обучение в школе относится к … этапу социализации:
а) завершающему
+ б) среднему
в) начальному
20. Не является компонентом сознания:
а) ощущение
+ б) фантазия
в) память
г) мышление

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Бородино Красноярского края

Тест по обществознанию

в 10 классе (базовый уровень)

«Общество и общественные отношения»»

подготовила

учитель истории и обществознания

Максимова Татьяна Владимировна

г. Бородино

Общество и общественные отношения


ЧАСТЬ А.
    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется
      государством обществом цивилизацией племенем
    Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются
      общественными цивилизационными экономическими политическими
    В понятие общественных отношений не входит(ят)
      взаимодействия двух людей отношения между странами взаимоотношения между гражданином РФ и районным судом между судном в океане и косяком рыб
    Какое из указанных утверждений относится к природе?
      центром этого понятия является человек существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам основывается на определённом способе производства включает в себя взаимодействия людей
    В понятие социальный институт не входит
      армия семья школа дружба
    К общественным отношениям не относится
      проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации проведение забастовки работниками предприятия прогулка по лесу с собакой оформление документов при приёме на работу
    Нормы, регулирующие поведение человека в обществе
      социальные нормы духовные нормы технические нормы материальные нормы
    Социальными регуляторами поведения человека в обществе не являет(ют) ся
      экономика право традиции, обычаи мораль
    К социальным нормам относятся
      любовь, дружба, религия религия, право, мораль традиции, мораль, экономика право, экономика, религия
10.Общепринятым является деление культуры на 1) духовную и экономическую 2) духовную и материальную 3) идеальную и материальную 4) политическую и экономическую
11.Общие черты или формы, присущие всем культурам 1) культурные символы 2) духовные идеалы 3) культурные универсалии 4) духовные приоритеты
12. Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая причинно-следственным связям, называется 1) обществознанием 2) философией 3) политологией 4) историей
13. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется 1) социологией 2) этикой 3) эстетикой 4) педагогикой
14. Основоположник социологии 1) О.Конт 2) К.Маркс 3) Платон 4) М.Вебер
15. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания 1) история 2) социология 3) философия 4) этика
ЧАСТЬ Б
    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития называется__________________________. Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчёркивает? Множество связанных между собой элементов, представляющее собой определённое целостное образование, называется___________________________
    Выделите признаки, относящиеся к понятию «социальная группа»
А) устойчивая совокупность людейБ) выполняет конкретные общественные функцииВ) строится на основе определённых идеальных норм и правил поведенияГ) не имеет определённых стандартов поведения. 5. Общие признаки, характерные для всех видов социальных нормА) представляют собой правила поведения общего характераБ) обладают той или иной степенью обязательностиВ) их исполнение обеспечивается и охраняется государствомГ) направлены на упорядочение общественных отношений.
ЧАСТЬ С
    Во второй половине 19 века герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров утверждал: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Сформулируйте отношение к данному высказыванию с позиции человека 50-60-х годов 20 века и современного человека начала 21 века.

Ответы
Часть А


Часть В

Список используемой литературы

    Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2009 Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2008. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2008