Испытание самой мощной водородной бомбы. Самые мощные бомбы в мире

АН602 (она же «Царь-бомба» и «Кузькина мать» , а также (ошибочно) РДC-202 и РН202

Термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954 —1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство (по разным данным от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента) за всю историю человечества.

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев, Ю. А. Трутнев, Ю. Н. Смирнов и другие.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать! ». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ — «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37
или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти
оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более
того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное»
обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили).

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва
и в рекордно короткие сроки — якобы вся разработка и изготовление
заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более
семи лет — с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959 —1960 гг.). При этом в 1954 —1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вел НИИ-1011 .

Стоит заметить, что приведенная выше информация о сроке начала работ
находится в частичном противоречии с официальной историей института
(ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики /РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили еще несколькими месяцами позже . Но в любом случае — только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 — ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики /РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961
г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем
не менее — АН602 не являлась просто переименованной РН202. В
конструкцию бомбы был внесен ряд конструктивных изменений — в
результате чего, например, заметно изменилась ее центровка .
АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени
(расчетный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонн) запускал
термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50
мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности).

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно
высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была
вызвать — было решено не использовать третью ступень процесса взрыва («реакцию Джекилла-Хайда») и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент.

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича .
Проведенный прочностной анализ показал, что подвеска столь большой
сосредоточенной нагрузки потребует серьезных изменений в силовой схеме
исходного самолета, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески
и сброса. В первой половине 1955 года
был согласован габаритный и весовой чертеж АН602, а также компоновочный
чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла
15 % взлетной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали
снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602
новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции
к БД-206, но значительно грузоподъемнее. Он имел три бомбардировочных
замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился
непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек.
Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы — электроавтоматика
обеспечила исключительно синхронное открытие всех трех замков
(необходимость чего диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ ВВС (Жуковский) с мая по сентябрь 1956 -го.
Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных
испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под
руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961
г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь
стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе
электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека — реальная бомба
по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы — 0,8 т)
и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её
вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту).

Подготовленный Ту-95В перегнали на аэродром Оленья .
Вскоре он со специальным светоотражающим покрытием белого цвета и
реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с майором А. Е. Дурновцевым , взял курс на Новую Землю.

Испытание самого мощного в мире взрывного устройства состоялось 30 октября 1961 года, в дни работы XXII съезда КПСС.
Но первоначально уже вылетевший на задание и снаряжённый самолёт
пришлось вернуть на базу из-за отказа прибора радиолокационного
наведения. Встала дилемма — сбросить бомбу и потерять плоды огромных
усилий, либо сажать самолёт с уже взведённой бомбой, с риском её
подрыва. Академик Сахаров
и его коллега лично поставили подписи под документом, удостоверяющим,
что посадка безопасна. И лишь после посадки и устранения неисправности
состоялся второй вылет, который и завершился успехом.

Подрыв бомбы произошёл в пределах ядерного полигона «Сухой Нос» (73.85 , 54.5 73.85° с. ш. 54.5° в. д. ) на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью)
(однако есть и другие данные о высоте взрыва — в частности, назывались
цифры 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м).
Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила
от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения,
что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно
завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя «Царь-бомба», впечатляли:

  • Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
  • Огненный шар разрыва радиусом примерно 4,6 километра (впрочем,
    оценка радиуса огненного шара зависит от принятой высоты подрыва бомбы)
    достиг поверхности земли — что нехарактерно для воздушных ядерных
    взрывов.
  • Излучение вызывало ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
  • Ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар..
  • Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 мин.
  • Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
  • Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон
    на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или
    повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к
    полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США , был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка
принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов
многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что
максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена
ничем. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва
еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы
(являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и
предполагалось штатно.
Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва, были обусловлены
только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков ,
а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес
АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно — урановая
оболочка должна была весить примерно 2800 кг,
свинцовая же оболочка того же объема — исходя из меньшей плотности
свинца — около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более
одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже
если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с ее
транспортировкой.

Нельзя и утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории
атмосферных ядерных испытаний» — первой ступенью бомбы был урановый
заряд мощностью 1,5 мегатонны,
что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков.
Кроме того, огненный шар взрыва коснулся земли, а это привело к подъему
в атмосферу дополнительно большого количества частиц облученного
взрывом грунта. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного
устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой.

Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и
мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы
достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением»
информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно
на 20 % (на самом деле — на 14-17 %) на первоначальную проектную
мощность бомбы (100 мегатонн — точнее 101,5 мегатонны). Масла в огонь
подобных слухов подлила и газета «Правда»,
на страницах которой было официально заявлено, что «Она (АН602) —
вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы еще более мощные заряды». На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы — например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82 ; известная ракета-носитель «Протон» является ее модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались, но так и остались на чертежных досках.

В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы
была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные
опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере .
Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности
возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного
деления) уже высказывались ранее — при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта.
Тогда эти опасения дошли до того, что одного из переволновавшихся
учёных не только отстранили от испытаний, но и отправили на попечение
врачей.

Высказывались также опасения (порожденные главным образом фантастикой тех лет — эта тема часто фигурировала в книгах Александра Казанцева, так в его книге утверждалось, что таким образом погибла гипотетическая планета Фаэтон, от которой остался пояс астероидов), что взрыв может инициировать термоядерную реакцию в морской воде , содержащей некоторое количество дейтерия, и таким образом вызвать взрыв океанов, который расколет планету на куски.

Некоторые слухи появились уже в наши дни. В частности,
позиционирующий себя как «историк „холодной войны"» контр-адмирал
Георгий Костев заявил: «… рванули только пятьдесят мегатонн. А
первоначально планировали все 100. Но ученые стали опасаться за
состояние земной коры — не проломить бы…»

Взрыв Царь бомбы

30 октября 1961 года – знаменательная дата в истории Холодной войны. В этот день Советский Союз провел испытания самой мощной в истории термоядерной бомбы, которая позже получила неофициальное название «Царь-бомба».

Бомба АН602 (или «изделие 602»), взорванная над полигоном на Новой Земле, по замыслу советского руководства должна была ясно показать Западу, что дни его превосходство в ядерном оружии остались в прошлом. Мощность термоядерного устройства была чудовищной – она составляла 57 мегатонн (по другим источникам 58) в тротиловом эквиваленте.

Кроме пропагандистских целей, испытания имело и вполне практическое значение: советским ученым необходимо было экспериментально проверить свои теоретические выкладки, связанные с конструкцией термоядерных боеприпасов и расчетом мощности их взрыва. В результате этого «эксперимента» было доказано, что мощь термоядерного оружия является неограниченной.

Изначально мощность боеприпаса хотели вообще довести до 100 мегатонн, но затем у физиков возникли опасения относительно излишнего радиоактивного заражения, к которому может привести такой заряд. Поэтому мощность бомбы решено было уменьшить вдвое. Сам Хрущев потом шутил, что, мол, планировали взорвать 100 мегатонн, но побоялись за окна в Москве.

Почти сразу после проведения испытаний АН602 получила и еще одно неофициальное название – «Кузькина мать», в честь крылатой фразы генсека Хрущева, которую он бросил с трибуны ООН. Тогда Никита Сергеевич обещал «похоронить империализм» и показать США «кузькину мать». Вскоре она и была наглядно продемонстрирована американцам на Новой Земле.

Над созданием советской Царь-бомбы трудились лучшие отечественные умы: Трутнев, Сахаров, Бабаев, Адамский, Смирнов. Проектом руководил знаменитый Курчатов, его реализация началась в 1954 году.

История создания

Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки открыли новую эру в истории человечества и вместе с этим они дали начало периоду острейшего противостояния между Советским Союзом и США, который вошел в учебники истории под названием Холодной войны. С этого момента и по сей день мощь и статус любого государства определяется не только размерами вооруженных сил и уровнем развития экономики, но и наличием у него ядерного оружия.

США недолго владели монополией на ядерную бомбу. Благодаря блестящей работе разведки Советскому Союзу уже к 1949 году удалось создать свой первый ядерный заряд и провести его успешные испытания.

В 1953 году советская армия получила на вооружение первую авиационную ядерную бомбу РДС-3, которую теоретически можно было использовать для нанесения удара по территории США.

Однако в начале 60-х годов главная проблема СССР была не в количество ядерных зарядов, а в средствах доставки ЯО. Те, что имелись в наличие, не могли гарантировано обеспечить достаточно мощный удар возмездия по супостату. В то время ракетная техника только делала первые шаги, и основным средством доставки ядерного оружия была стратегическая авиация. Американцы значительно опережали СССР в этой области. Кроме значительного флота стратегических бомбардировщиков, США обладали еще и большим количеством военных баз у советских границ, где они могли размещать свои самолеты. СССР не имел ничего подобного, поэтому ставка была сделана на превосходство советских ядерных боеприпасов над американскими аналогами. Грубо говоря, военные пошли путем наращивания мощности бомб, рассчитывая таким образом, что если что-нибудь и долетит до территории противника, то долетит по-серьезному. Даже один советский бомбардировщик, прорвавшийся через кордоны ПВО, мог уничтожить крупный американский город или промышленный район.

Примерно в середине 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием термоядерного оружия. В конце 1952 года американцы успешно испытали первую водородную бомбу, а через восемь месяцев подобное оружие появилось и у Советского Союза. Следует отметить, что советская бомба имела более совершенную конструкцию, и ее можно было использовать на практике.

Термоядерное оружие прекрасно вписывалось в советскую концепцию «асимметричного ответного удара», ибо мощность его теоретически была неограниченной. В конце 50-х годов в Советском Союзе начинается работа над несколькими проектами термоядерных боеприпасов чудовищной мощности, а также средствами их доставки. Например, в 1960 году увидело свет постановление Совмина о начале разработки межконтинентальной ракеты Н-1 со взлетной массой 2,2 тыс. тонн и термоядерной боевой частью в 75 тонн. Точно обозначить ее мощность трудно, можно лишь сказать, что 50-мегатонная «Царь-бомба» весила 26,5 тонны. Примерно в это же время Челомей разрабатывал ракету УР-500 со 150-мегатонной боеголовкой. Однако все эти проекты были настолько дороги и технически сложны, что так и остались на бумаге.

Существует легенда, что когда проект ракетного комплекса УР-500 увидел Хрущев и оценил его примерную стоимость, он спросил у конструктора: «Что мы будем строить? Коммунизм или шахты для твоих ракет?». После этого программа была свернута.

Можно упомянуть еще и проект гигантской торпеды с многомегатонной боевой частью, которую планировали подорвать у берегов Америки, вызвав тем самым опустошительные цунами. Автором этого проекта был будущий лауреат Нобелевской премии академик Сахаров. Впрочем, эта идея также не была реализована.

Создание таких чудовищных термоядерных монстров требовало обязательной практической проверки. Причем для испытания необходим был образец аналогичной мощности. Ученым нужно было проверить свои теоретические расчеты, а военным попробовать применить подобный боеприпас на практике, чтобы понять, как причинить вероятному противнику наибольший ущерб.

Работы над сверхмощным термоядерным устройством начались еще в середине 50-х годов. Этим проектом занимались специалисты НИИ-1011 (Челябинск-70), сегодня это РФЯЦ-ВНИИТФ. Параллельно в ОКБ-156 шли работы над созданием самолета-носителя для такого необычного боеприпаса. Первоначально вес бомбы составлял 40 тонн, что было категорически отвергнуто самолетостроителями. В конце концов, ядерщики пообещали уменьшить вес изделия вдвое.

В 1958 году по политическим причинам проект сверхмощной бомбы был закрыт.

Существует легенда, что советская «Кузькина мать» была разработана в рекордно короткие сроки (112 дней). Это не совсем соответствует действительности.

В 1960 году международная ситуация опять обострилась и советское руководство приняло решение о возобновлении программы супербомбы. Этот проект был передан в КБ-11 и финальная часть создания «Царь-бомбы» действительно заняла 112 дней. Однако в основу изделия АН602 были положены наработки, сделанные в период с 1954 до 1958 в НИИ-1011. Хотя, нужно отметить, что на стадии завершения в боеприпас были внесены многие существенные изменения.

Весьма непростой задачей стала и разработка самолета-носителя для АН602. Конструкторам КБ Туполева пришлось внести серьезные изменения в силовую схему самолета Ту-95, переделать его грузовой отсек, а также изменить устройства подвески и сброса боеприпаса. Бомбардировщик, предназначенный для этой миссии, получил наименование Ту-95В. После приостановки проекта он был перегнан на военный аэродром в Узин, где использовался в качестве учебного пособия.

«Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой. В качестве первой ступени использовался ядерный заряд мощностью 1,5 мегатонны. Его основной функцией был запуск термоядерной реакции второй ступени, мощность которой составляла 50 мегатонн. Она, в свою очередь, инициировала подрыв третьей 50-мегатонной ступени. Таким образом, изначально задумывался боеприпас с мощностью 101,5 мегатонны.

Уже в период реализации проекта от третьей ступени было решено отказаться. Слишком велика была опасность радиоактивного заражения территорий, находящихся за пределами полигона, да и наносить слишком большой ущерб Новой Земле – будущему месту взрыва «Царь-бомбы» – также не хотели. Так что мощность бомбы уменьшили до 55 мегатонн, а вместо третьей ступени разместили свинцовые пластины.

Чтобы уберечь экипаж самолета от воздействия поражающих факторов взрыва, АН602 была оборудована сразу тремя парашютами. Площадь основного парашюта составляла более 1,6 тыс. кв. метров. Он должен был позволить бомбардировщику после выполнения своей миссии отойти на безопасное расстояние от места взрыва. На фюзеляж самолета было нанесено специальное светоотражающее покрытие.

Сама же «Царь-бомба» имела характерную обтекаемую каплевидную форму с четырьмя стабилизатора в хвостовой части. Ее вес составлял 26,5 тонны, длина – 8 метров, а наибольший диаметр – 2,1 метра.

17 октября 1961 года Никита Хрущев во время открытия XX съезда КПСС заявил собравшимся, что СССР имеет термоядерную бомбу мощностью в 100 мегатонн и собирается взорвать 50-мегатонный заряда. После такого заявления остановить испытания уже не могло ничто. ООН официально обратилось к советскому руководству с призывом отказаться от взрыва, но он был проигнорирован.

Испытания АН602 и их итоги

Проведение испытания «Царь-бомбы» было назначено на 30 октября 1961 года. Утром этого дня Ту-95В с АН602 на борту поднялся с аэродрома «Оленья», что в Мурманской области, и взял курс на Новую Землю. В состав экипажа входило девять человек, бомбардировщик сопровождался самолетом-лабораторией Ту-16А.

Примерно через два часа Ту-95 достиг намеченной точки над полигоном «Сухой нос». АН602 была сброшена с высоты 10 тыс. метров. Подрыв произошел через 188 секунд, за это время бомбардировщик успел отойти на 39 км. Ударная волна догнала его на расстоянии 115 км, вызвала сильную вибрацию, хотя и не причинила машине особого вреда.

Сила взрыва «Царь-бомбы» превысила ожидаемую (51,5 Мт) и составила 58,5 Мт.

Продолжительность вспышки составила 65-70 секунд, высота «гриба» превысила 67 км, а диаметр его шляпки – 95 км. Световое излучение взрыва могло вызывать серьезные ожоги (третья степень) на расстоянии в 100 километров.

Взрыв вызвал сейсмическую волну, которая трижды обогнула планету. Тысячи свидетелей заявляли, что чувствовали ощутимый удар, находясь даже за тысячу от его эпицентра.

Звуковая волна дошла до острова Диксон (800 км). В некоторых источниках сообщается, что в зданиях на острове взрывной волной были выбиты стекла.

Сильнейшая ионизация атмосферы, порожденная взрывом, вызвала помехи радиосвязи в радиусе сотен километров от эпицентра. Они продолжались около часа.

Радиоактивное загрязнение полигона было незначительным. Уже через несколько часов на нем была высажена группа испытателей, которые провели необходимые замеры.

После успеха испытания командир и штурман Ту-95В получили звания Героев, восемь человек из команды разработчиков бомбы стали Героями социалистического труда, несколько десятков ученых и конструкторов получили Ленинские премии.

Кстати, сразу после испытания ученые предложили несколько проектов создания еще более мощных термоядерных боеприпасов (300, 500 Мт). Однако категорически против подобных идей высказались военные. Взорванная 50-мегатонная бомба и так выжгла участок, равный по площади Парижу, зачем же делать еще более мощные устройства? Да и масса подобных боеприпасов делала их практическое использование почти невозможным.

Если говорить об итогах испытаний на Новой Земле, то главным из них, конечно же, был пропагандистский. СССР наглядно показал всем недоброжелателям, что с ним лучше не шутить. Пятьдесят мегатонн – это очень хороший способ остудить слишком горячие головы. Испытания АН602 очень быстро принесли результат: буквально через несколько месяцев в Москве между США, СССР и Великобританией был подписан договор о запрете любых испытаний ядерного оружия на земле, на воде и в космосе. Этот международный документ выполняется и поныне.

Взрыв имел и важное практическое значение. По сути, АН602 была большим испытательным стендом, с помощью которого советские ученые и конструкторы проверяли свои теоретические выкладки. И по-другому это сделать было нельзя. Кроме того, советские военные получили бесценную информацию относительно применения боеприпасов подобной мощности. На самом деле, из-за своих значительных габаритов «Царь-бомба» не слишком подходила для практического применения.

Также следует понимать, что Советский Союз занимался разработкой сверхмощных боеприпасов не от хорошей жизни. Если говорить честно, то главным элементом советской стратегии «асимметричного ответа», конечно же, было устрашение. Доставить АН602 на территорию США Ту-95 попросту не мог: из-за значительной массы боеприпаса он просто не долетел бы до цели. После совершенствования отечественных межконтинентальных ракет потребность в супермощных ядерных зарядах пропала, гораздо выгоднее было донести до территории противника десяток боеголовок со сравнительно небольшими зарядами, чем одного многомегатонного монстра.

30 октября 1961 года в 11 часов 32 минуты над Новой Землей на высоте 4000 м была взорвана самая мощная водородная бомба за всю историю. «Царь-бомба» стала главным аргументом СССР в противостоянии с США на мировой арене.

Вот обещал Никита свет Сергеевич "Кузькину мать" показать и ботинком по кафедре ООНовской постучал. Ну обещал - надо делать и 30 октября 1961 года на полигоне Новая Земля была взорвана самая мощная в истории человечества водородная бомба. Причем впервые о дате и предполагаемой мощности объявили заранее. Термоядерный заряд доставили к цели на самолете-носителе Ту-95, пилотируемом экипажем в составе командира Андрея Дурновцева и штурмана Ивана Клеща. Они были предупреждены, что их безопасность не гарантирована: они могли защититься от ослепительной вспышки, но ударная волна могла сбить самолет.

Начальник полигона на Новой Земле во время испытания супербомбы Г.Г. Кудрявцев обмолвился, что в нашей стране „появились на свет 60-мегатонная и даже 100-мегатонная (к счастью, так и не испытанная) супербомбы“, причём их „появление“ объяснил довольно своеобразно: „Думаю, что „секрет“ тут прост. Дело в том, что в те годы наши ракеты-носители не обладали необходимой точностью попадания в цель. Компенсировать эти огрехи можно было только одним путём - увеличением мощности заряда“


Бомба создавалась для поражения либо площадных крупных объектов, либо хорошо защищенных - вроде подземных баз подводных лодок, пещерных аэродромов, подземных заводских комплексов, бункеров. Идея в том, что благодаря высокой мощности бомба сможет поразить такие объекты даже при очень большом промахе.


Впрочем Основной целью подрыва бомбы была демонстрация владения СССР неограниченным по мощности оружием массового поражения. На тот момент самая мощная термоядерная бомба, испытанная в США, была почти вдвое слабее.


Первоначальный вариант «Царь-бомбы» имел трехступенчатую конструкцию следующего вида: ядерный заряд первой ступени с расчетным вкладом в мощность взрыва 1,5 мегатонны запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию в третьей ступени, добавляющую еще 50 мегатонн мощности.

Однако этот вариант был отвергнут из-за чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения и банального страха случайно запустить цепную реакцию" дейтерия мирового океана". Испытанная «Царь-бомба» имела измененную третью ступень, где урановые компоненты были заменены на свинцовый эквивалент. Это уменьшило расчетную общую мощность взрыва до 51,5 мегатонн.

Американская B41 имела тротиловый эквивалент в 25 мегатонн, и была в производстве с 1960 года.

Но при этом B41 была серийной бомбой, изготовленной более чем в 500 экземплярах, и весила всего 4850 кг. Она могла подвешиваться без принципиальной переделки под ЛЮБОЙ стратегический бомбардировщик США, приспособленный к ношению атомного оружия. Ее эффективность была абсолютным мировым рекордом - 5,2 мегатонны на тонну против 3,7 у Царь-бомбы.


На самом же деле 50-мегатонная бомба, испытанная 30 октября 1961 г., никогда не являлась оружием. Это было единичное изделие, конструкция которого при полной „загрузке“ ядерным горючим (и при сохранении тех же габаритов!) позволяла достигнуть мощности даже в 100 мегатонн. Поэтому испытание 50-мегатонной бомбы было одновременным испытанием работоспособности конструкции изделия на 100 мегатонн. Взрыв столь ужасающей мощи, если бы он был осуществлён, мгновенно породил бы гигантский огненный смерч, который охватил бы территорию, близкую по площади, к примеру, всей Владимирской области.

Необычной переделке подвергся на заводе-изготовителе стратегический бомбардировщик Ту-95, которому предстояло доставить бомбу к цели. Совершенно нестандартная бомба длиной около 8 м и поперечником около 2 м не помещалась в бомболюк самолета. Поэтому часть фюзеляжа (несиловую) вырезали и смонтировали специальный подъёмный механизм и устройство для крепления бомбы. И всё-таки она была настолько велика, что в полёте больше чем наполовину торчала наружу. Весь корпус самолета, даже лопасти его винтов, были покрыты специальной белой краской, защищающей от световой вспышки при взрыве. Такой же краской был покрыт корпус сопровождавшего самолёта-лаборатории.



Рекордный взрыв стал одной из кульминаций эпохи холодной войны и одним из её символов. Он занял место в Книге рекордов Гиннеса. Перекрывать его когда-либо в будущем ещё более мощным взрывом вряд ли потребуется человечеству. В отличие от всемирно известной, но ни разу не стрелявшей русской Царь-пушки, отлитой в 1586 году Андреем Чоховым и установленной в московском Кремле, небывалая термоядерная бомба потрясла мир. Она по праву может называться Царь-бомбой. Её взрыв отражал политический темперамент Хрущёва и был дерзким ответом на призыв Организации Объединённых наций к Советскому Союзу воздержаться от проведения подобного эксперимента. Воспоследовавший вскоре Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах сделал проведение супервзрывов невозможным. Интерес к ним упал и в связи с повышением точности средств доставки зарядов к цели.

Более 55 лет назад, 30 октября 1961 года, случилось одно из самых знаменательных событий Холодной войны. На полигоне, расположенном на Новой Земле, Советский Союз испытал самое мощное термоядерное устройство в истории человечества – водородную бомбу мощностью 58 мегатонн тротила. Официально этот боеприпас назывался АН602 («изделие 602»), но в исторические анналы она вошла под своим неофициальным названием – «Царь-бомба».

Эта бомба имеет еще одно название – «Кузькина мать». Оно родилось после знаменитой речи Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Хрущева, во время которой он обещал показать США «кузькину мать» и стучал башмаком по трибуне.

Над созданием «изделия 602» работали лучшие советские физики: Сахаров, Трутнев, Адамский, Бабаев, Смирнов. Руководил этим проектом академик Курчатов, работы над созданием бомбы начались в 1954 году.

Советская «Царь-бомба» была сброшена со стратегического бомбардировщика Ту-95 , который был специально переоборудован для выполнения этой миссии. Взрыв произошел на высоте 3,7 тыс. метров. Сейсмографы по всему миру зафиксировали сильнейшие колебания, а взрывная волна трижды обогнула земной шар. Взрыв «Царь-бомбы» серьезно напугал Запад, и показал, что с Советским Союзом лучше не связываться. Был достигнут мощный пропагандистский эффект, а потенциальному противнику наглядно продемонстрированы возможности советского ядерного оружия.

Но самым важным было другое: испытания «Царь-бомбы» позволили проверить теоретические выкладки ученых, и было доказано, что мощность термоядерных боеприпасов практически не ограничена.

И это, кстати, было правдой. После успешно проведенных испытаний Хрущев пошутил, что хотели взорвать 100 мегатонн, но побоялись выбить стекла в Москве. Действительно, изначально планировали подорвать стомегатонный заряд, но потом не захотели наносить слишком большой урон полигону.

История создания Царь-бомбы

С середины 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием ядерного оружия второго поколения – термоядерной бомбы. В ноябре 1952 года США взорвали первое подобное устройство, через восемь месяцев аналогичные испытания провел и Советский Союз. При этом советская термоядерная бомба была гораздо совершеннее своего американского аналога, ее вполне можно было вместить в бомбовый отсек самолета и использовать на практике. Термоядерное оружие идеально подходило для реализации советской концепции единичных, но смертоносных ударов по врагу, ибо теоретически мощность термоядерных зарядов неограничена.

В начале 60-х годов в СССР приступили к разработке огромных (если не сказать чудовищных) по мощности ядерных зарядов. В частности, планировалось создать ракеты с термоядерной боевой частью массой 40 и 75 тонн. Мощность взрыва сорокатонной боеголовки должна была составлять 150 мегатонн. Параллельно шли работы над созданием сверхмощных авиационных боеприпасов. Однако разработка подобных «монстров» требовала проведения практических испытаний, в ходе которых бы отрабатывалась техника бомбометания, оценивался ущерб от взрывов и, самое главное, проверялись теоретические выкладки ученых-физиков.

Вообще, следует отметить, что до появления надежных межконтинентальных баллистических ракет проблема доставки ядерных зарядов стояла в СССР очень остро. Существовал проект огромной самоходной торпеды с мощнейшим термоядерным зарядом (около сотни мегатонн), которую планировали подорвать у побережья США. Для запуска этой торпеды проектировалась специальная подводная лодка. По мнению разработчиков, взрыв должен был вызвать сильнейшее цунами и затопить важнейшие мегаполисы США, находящиеся на побережье. Руководил проектом академик Сахаров, но по техническим причинам он так и не был реализован.

Первоначально разработкой сверхмощной ядерной бомбы занималось НИИ-1011 (Челябинск-70, в настоящее время РФЯЦ-ВНИИТФ). На этом этапе боеприпас носил название РН-202, однако в 1958 году проект был закрыт решением высшего руководства страны. Существует легенда, что «Кузькина мать» была разработана советскими учеными в рекордно короткие сроки – всего лишь 112 дней. Это не совсем соответствует действительно. Хотя, действительно, финальный этап создания боеприпаса, который проходил в КБ-11, занял всего 112 дней. Но не совсем правильным будет утверждение, что «Царь-бомба» - это просто переименованная и доделанная РН-202, на самом деле в конструкцию боеприпаса были внесены существенные усовершенствования.

Изначально мощность АН602 должна была составлять более 100 мегатонн, а ее конструкция иметь три ступени. Но из-за значительного радиоактивного заражения места взрыва от третьей ступени решили отказаться, что уменьшили мощность боеприпаса практически вдвое (до 50 мегатонн).

Еще одной серьезной проблемой, которую пришлось решать разработчикам проекта «Царь-бомбы», стала подготовка самолета-носителя для этого уникального и нестандартного ядерного заряда, так как серийный Ту-95 не подходил для выполнения этой миссии. Этот вопрос поднимался еще в 1954 году в разговоре, который состоялся между двумя академиками – Курчатовым и Туполевым.

После того как были сделаны чертежи термоядерной бомбы, оказалось, что размещение боеприпаса требует серьезной переделки бомбоотсека самолета. Из машины были убраны фюзеляжные баки, а для подвески АН602 на самолет был установлен новый балочный держатель с гораздо большей грузоподъемностью и тремя бомбардировочными замками вместо одного. Новый бомбардировщик получил индекс «В».

Чтобы обеспечить безопасность экипажу самолета, «Царь-бомба» была оборудована сразу тремя парашютами: вытяжным, тормозным и основным. Они замедляли падение бомбы, позволяя самолету после сброса отлететь на безопасное расстояние.

Переоборудования самолета для сброса супербомбы начались еще в 1956 году. В том же году самолет был принят заказчиком и испытан. С Ту-95В даже сбрасывали точный макет будущей бомбы.

17 октября 1961 года Никита Хрущев на открытии XX съезда КПСС заявил, что СССР успешно проводит испытания нового сверхмощного ядерного оружия, и вскоре будет готов боеприпас мощностью 50 мегатонн. Также Хрущев сообщил, что Советский Союз располагает и 100 мегатонной бомбой, но взрывать ее пока не собирается. Через несколько дней Генассамблея ООН обратилась к советскому правительству с просьбой не проводить испытания новой мегабомбы, но этот призыв не был услышан.

Описание конструкции АН602

Авиационная бомба АН602 представляет собой цилиндрическое тело характерной обтекаемой формы с хвостовыми стабилизаторами. Ее длина составляет 8 метров, максимальный диаметр – 2,1 метра, весит она 26,5 тонны. Габариты этой бомбы полностью повторяют размеры боеприпаса РН-202.

Первоначальная расчетная мощность авиабомбы составляла 100 мегатонн, но потом она была уменьшена почти в два раза. «Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой: первой ступенью являлся ядерный заряд (мощность порядка 1,5 мегатонны), она запускала термоядерную реакцию второй ступени (50 мегатонн), которая, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию Джекила-Хайда третьей ступени (также 50 мегатонн). Однако подрыв боеприпаса такой конструкции практически гарантировано приводил к значительному радиоактивному загрязнению испытательного полигона, поэтому от третьей ступени решили отказаться. Уран, находящийся в ней, был заменен свинцом.

Проведение испытаний Царь-бомбы и их итоги

Несмотря на проведенную ранее модернизацию, непосредственно перед самими испытаниями самолет все равно пришлось переделывать. Вместе с парашютной системой реальный боеприпас оказался больше и тяжелее запланированного. Поэтому с самолета пришлось снять створки бомболюка. Кроме того, он был предварительно покрашен белой светоотражающей краской.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту взлетел с аэродрома Оленья и направился в сторону полигона на Новой Земле. Экипаж бомбардировщика состоял из девяти человек. В испытаниях также принимал участие самолет-лаборатория Ту-95А.

Бомба была сброшена через два часа после взлета на высоте 10,5 тыс. метров над условной целью, расположенной на территории полигона «Сухой нос». Подрыв осуществлялся баротермически на высоте 4,2 тыс. метров (по другим источникам, на высоте 3,9 тыс. метров или 4,5 тыс. метров). Парашютная система замедлила падение боеприпаса, поэтому до расчетной высоты А602 опускалась 188 секунд. За это время самолет-носитель успел отойти от эпицентра на 39 км. Ударная волна догнала самолет на расстоянии 115 км, однако он сумел продолжить свой полет и благополучно вернулся на базу. По информации некоторых источников, взрыв «Царь-бомбы» вышел гораздо мощнее запланированного (58,6 или даже 75 мегатонн).

Результаты испытания превзошли все ожидания. После взрыва образовался огненный шар диаметров более девяти километров, ядерный гриб достиг высоты 67 км, а диаметр его «шляпки» составил 97 км. Световое излучение могло наносить ожоги на дистанции в 100 км, а звуковая волна дошла до острова Диксон, расположенного на 800 км восточнее Новой Земли. Сейсмическая волна, порожденная взрывом, трижды обогнула земной шар. При этом испытания не привели к значительному загрязнению окружающей среды. Ученые высадились в точке эпицентра уже через два часа после взрыва.

После испытаний командир и штурман самолета Ту-95В были награждены званиями Героя Советского Союза, восемь сотрудников КБ-11 получили звания Героев Социалистического труда, а еще несколько десятков ученых конструкторского бюро получили Ленинские премии.

В ходе испытаний были достигнуты все предварительно запланированные цели. Были проверены теоретические расчеты ученых, военные получили опыт практически использования невиданного ранее оружия, а руководство страны получило мощнейший внешнеполитический и пропагандистский козырь. Было четко показано, что Советский Союз может достичь паритета с США по смертоносности ядерного оружия.

Бомба А602 изначально не предназначалась для практического военного использования. По сути, это был демонстратор возможностей советской военной промышленности. Ту-95В просто не мог долететь с такой боевой нагрузкой до территории США – ему банально не хватило бы топлива. Но, тем не менее, испытания «Царь-бомбы» произвело на Западе нужный результат – уже через два года, августа 1963 года, в Москве между СССР, Великобританией и США был подписан договор о запрете проведения ядерных испытаний в космосе, на земле или под водой. С тех пор проводились только подземные ядерные взрывы. В 1990 году СССР объявил об одностороннем моратории на проведение любых ядерных испытаний. До настоящего времени его придерживается и Россия.

Кстати, после успешного испытания «Царь-бомбы» советские ученые выдвинули несколько предложений о создании еще более мощных термоядерных боеприпасов, от 200 до 500 мегатонн, но они так и не были реализованы. Главными противниками подобными планов выступили военные. Причина была проста: такое оружие не имело ни малейшего практического смысла. Взрыв А602 создал зону полного уничтожения, равную по площади территории Парижа, зачем же создавать еще более мощные боеприпасы. Кроме того, для них просто не было необходимого средства доставки, ни стратегическая авиация, ни баллистические ракеты того времени поднять такой вес просто не могли.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них